Княжеские знаки. Версии: Варяг Рюрик или славянин Ререг - Сокол. Моё чтение надписей на брактеате

"ЗНАКИ РЮРИКОВИЧЕЙ" - использующееся в исторической литературе название символических изображений в виде трезубца или двузубца, встречающихся на монетах, разнообразных предметах быта 10-12 вв.
Впервые знак в виде двузубца, направленного высоко вверх, с коротким отрогом книзу, встречается на печати киевского князя Святослава Игоревича, найденной при раскопках Десятинпой церкви в Киеве. Подобный знак использовали Владимир Святославич и Ярослав Владимирович Мудрый и др. Кирпичи с клеймом в виде "знака Рюриковичей" использовались при строительстве дворца князя Владимира Святославича близ Десятинной церкви, черниговского Спасо-Преображенского собора (нач. 11 в.), Михайловской церкви в Остерском Городце (12 в.), Борисоглебской церкви в Смядыни около Смоленска, Золотых ворот во Владимире (1164), каменного навеса в Боголюбове. Распространен "знак Рюриковичей" на донышках глиняных изделий в Киеве, Белгороде, Изяславле, Вышгороде.
Загадочные изображения до сих пор не получили однозначного объяснения со стороны исследователей. Историк 19 в. Н.М. Карамзин считал их родовыми знаками русских князей, ведущих свое происхождение от Рюрика. Эта точка зрения господствовала более столетия. В сер. 20 в. Б.А. Рыбаков высказал предположение, что странные изображения представляют собой "знаки княжеской собственности", которые ставились на княжеских монетах, на оружии его дружинников, на княжеских товарах; княжескими знаками помечали свои орудия ремесленники-холопы, работавшие на княжеском дворе - гончары, кирпичники, злато кузнецы и т.п. Некоторые исследователи искали истоки этого знака в орнаменте рунических камней, имитирующем змей (10-11 вв.), которые олицетворяли корабли.
В Восточной Европе этот знак был известен с первых веков н.э. Его помещали на своих монетах боспорские цари 2-3 вв., предметы с таким знаком, относящиеся к 5 в., найдены в Крыму, а также среди славянских древностей Поднепровья (7-8 вв.); ученые отмечают сходство между "знаками Рюриковичей" и знаками салтово-маяцкой археологической культуры 8 - нач. 9 вв. Трезубец на монетах Владимира Святославича сходен с аналогичным знаком на монетах франкских Меровингов 6-7 вв., английских (8-11 вв.), чешских и польских (10-11 вв.) королей, немецких кайзеров от Оттона I Великого (6 в.) до Генриха III (11 в.).

Исследователи обратили внимание на сходство "знака Рюриковичей" с лигатурой (соединением) двух букв греческого алфавита: первой - альфы и последней - омеги. В христианской философии их сочетание имеет мистическое значение. В Новом Завете Христу принадлежат слова: "Аз есмь Альфа и Омега... начало и конец ". Монограмма Христа - "Альфа и Омега" - представляет собой обычный символ крещения, такой же как крест, но менее распространенный. Помещая христограмму на своих монетах, Владимир Святославич, как и его современники или предшественники на тронах соседних государств, объявлял о принадлежности своего государства к христианскому миру. На монетах Святополка Окаянного левый зубец заменен крестом, над двузубцем - еще один крест.
Несмотря на обилие мнений, ни одно из них не стало господствующим. Загадка "знаков Рюриковичей" ждет своего исследователя.

Вот такая фотография бродит с недавнего времени по интернету.

Давайте очередной раз вспомним подробнее, что это такое и чем тут можно гордиться …

Древнерусская народность или древнерусский этнос - единая этнокультурная и социальная общность, которая согласно распространённой историографической концепции сформировалась из восточнославянских племён в процессе этногенеза в Древнерусском государстве на протяжении X-XIII веков. В рамках этой концепции считается, что все три современных восточнославянских народа - белорусы, русские и украинцы - возникли в результате постепенного распада древнерусской народности после монгольского нашествия на Русь. Концепция древнерусской народности, говорившей на едином древнерусском языке, имеет как своих сторонников, так и противников.

Большой Серебрянник Ярослава Мудрого, в период княжения в Новгороде, новгородской чеканки

Древнерусское государство возникло как раз с 882 года (Киевская Русь)

Личные знаки князей дома Рюриковичей.

Зна́ки Рю́риковичей - геральдические знаки, которые использовали древнерусские князья для обозначения прав собственности на те или иные предметы. Изображались на клеймах, печатях, монетах Рюриковичей. В отличие от дворянских гербов такие эмблемы принадлежали не всей семье или роду, а были личными знаками: каждый князь имел свой собственный «герб».

Как правило, на монетах киевских князей встречаются фигуры, напоминающие перевёрнутую букву «П», к которым прибавлялись «отростки» снизу или посередине, а также точки, кресты и т. п. Одни и те же знаки могли выглядеть по-разному, в зависимости от предмета, на котором они изображались. Так, княжеские эмблемы на печатях изображались схематично, в максимально упрощённой форме, тогда как на монетах те же символы имели множество дополнительных орнаментальных элементов.

Оттиск с плинфы с руин Десятинной церкви в Киеве

Геральдические знаки древнерусских князей дошли до нас не только в виде изображений на монетах и печатях, но и на подвесках, перстнях, оружии и т. п. По этим находкам можно не только проследить эволюцию княжеских символов Древней Руси, но и попытаться восстановить их происхождение.

Использование изображений двузубца и трезубца сближает знаки Рюриковичей со сложными царскими гербами Боспорского царства, основными элементами которых также были эти символы. На связь боспорских и древнерусских княжеских эмблем указывает преимущественное употребление именно двузубца как основы композиции «герба».

Пикирующей сокол - символ Рюрика, основатель города Новгорода и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

Другим моментом, сближающим эмблемы древнерусских князей с гербами боспорских царей, является наследственный характер их развития. Как уже было сказано выше, княжеские «гербы» Древней Руси были личными знаками, не передававшимися по наследству, но, как и символы Боспорского царства, имевшими единую базу в виде двузубца, к которому каждый правитель добавлял (или из которых изымал) элементы в виде разного рода «отростков», завитков и т. п.

Среди «гербов» древнерусских князей встречались и полные аналоги гербов боспорских правителей. Например, личный знак Ярослава Мудрого на поясных бляшках, найденных в Приладожье и в окрестностях Суздаля, практически полностью совпадает с изображённым на поясном наборе из Перещепинского клада Полтавской области, изготовленном в VII век-VIII веке в Среднем Причерноморье. И то, и другое изображение напоминает по форме трезубец.

Подобные знаки (двузубцы и трезубцы) широко использовались на территории Хазарского каганата в качестве символов верховной власти – они являлись тамгами правящих родов. Это являлось продолжением сармато-аланской традиции использования подобных знаков, восходящей ко временам Боспорского царства

Двузубые и трезубые тамги известны в VIII – IX вв. в хазарском мире на деталях поясной гарнитуры (Подгоровский могильник), в виде граффити на каменных блоках и кирпичах крепостей (Саркел, Маяцкое, Семикаракорское, Хумаринское городища), в виде гончарных клейм на сосудах (Дмитриевский могильник). Возможно в древнерусскую среду такие знаки попали именно из Хазарии, как и титул «каган», воспринятый первыми русскими князьями

В 1917 году после Октябрьской революции, когда на территории бывшей Российской империи начали создаваться новые государства, трезубец князя Владимира был предложен историком Михаилом Грушевским в качестве национального символа Украины. Статус малого герба Украинской Народной Республики личный знак Владимира получил 22 марта 1918 года в результате постановления Центральной Рады. В дальнейшем этот символ использовался с некоторыми изменениями и дополнениями украинскими государственными образованиями, созданными в период с 1918 по 1920 год. С установлением на Украине советской власти трезубец потерял свой государственный статус, но продолжал использоваться организациями украинских националистов, а также, с добавлением креста на зубец, как составляющая герба провозглашенной в 1939 году Карпатской Украины. В 1941 году он использовался Украинским государственным правлением

После ликвидации СССР в 1991 году, постановлением Верховного Совета Украины от 19 февраля 1992 года трезубец был утверждён в качестве малого государственного герба Украины. В соответствии со статьёй 20 конституции Украины 1996 года «главным элементом большого Государственного Герба Украины является Знак Княжеского Государства Владимира Великого (малый Государственный Герб Украины)» (что, несмотря на государственный статус этого решения, является некоторой исторической натяжкой: как было сказано выше, «герб» Владимира Святого был только личным символом, как и другие эмблемы Рюриковичей того времени).

Можно вспомнить в связи с этим и такое изображение:

Версия такая: на гербе Украины, как и на гербе Владимира изображена хазарская тамга, которая была в широком использовании в Хазарском каганате.

Открытию хазарской графики спсобствовали донские казаки. Добывая строительный материал для своих построек, они разбирали стены древних крепостей. Одни из первых находок Хазарской графики были обнаружены на нескольких из городищ левого берега Дона (Саркел, Правобережная Цимлянская, Маяцкая, Семикаракорская) в начале ХХ века.

Родовая тамга в древности была скаральным символом, связанным с покровителем рода (семьи). Символ рода ставился на кирпичах из которого возводились стены домов и крепостей. При укалдке кирпича в стену родовая печать скрывалась от глаз окончательно. Таким образом давая понять будущим поколениям истинного хозяина поселения (домовладения).

Таким образом Хахарская тамга есть не что иное как ПЕЧАТЬ. Так же встречается упоминание его как ТРЕЗУБЕЦ Ярослава Новгородского, но суть та же, самые первые упомининия о изображении принадлжат хазарам.

Хазарская подвеска со стилизованным трезубцем

Давать сегодня какое-либо толкование хазарскому двузубцу и трезубцу в лучшем случае бесперспективно. Как курьез рассматривали разные версии расшифровки оборотной стороны первых русских монет авторы многотомного труда о средневековых монетах - в отношении трезубца. Как писали они, предположения сменяют друг друга: от норманнской шапки до схематического голубя - Святого Духа.

Поэтому в настоящее время в научном мире утвердилось мнение, что знак может быть тамгой. Сам по себе факт подражания не является чем-то особенным. В ранних чеканах германских народов (например, у вандалов) монетные типы, обычно подражающие Риму (погрудное изображение в венке, Виктория, держащая корону), на оборотной стороне могут нести изображение головы лошади. На ранних англосаксонских можно видеть змею или дракона, объясняемых следствием древних местных верований, в которых чудовищный Вотан (Водан-Один) играл важную роль.

Затем, после принятия христианства на Руси, на монетах Владимира на хазарской тамге появляется крест, и мере того, как христианство укреплялось, а победа над Хазарией становилась историей, тамгообразные знаки исчезают из употребления на монетах Руси.

Это совпало со временем, когда и титул русского правителя «каган» перестал употребляться и был заменен на «Князь»; и по мере того как государство русов крепло и утверждалось на международной арене его перестали использовать. Во всяком случае, к началу XIII в. Система отпятнышей в знаках Игоревичей сходит на нет, что означает охлаждение князей к этим чуждым им знакам.

Вот такая монетка ….

…кстати, была продана за 181000 грн

Есть вот есть такое обсуждаемое мнение по поводу первой фотки:

Больше того, это фуфел. Даже не чеканка, а литье галимое. Вот эти маленькие углубления являются порами, при не качественном литье такое случается. (Я бы дал больше пруфов на у фотки маленькое разрешение). У меня кстати вольфрамовые негативы этой монеты есть, могу начеканить кому надо.

Ну и конечно же не будем забывать про версию:

Виктор Федорович Янукович. … Ну шутка, шутка …

А вообще у кого что есть еще добавить по этому вопросу?

5 071

Гербы развивались в тесной связи с другим символическим изображением — печатями. Нередко герб и печать повторяли друг друга или содержали сходные элементы. Поэтому геральдику изучают одновременно со сфрагистикой — наукой о печатях.

Гербы и печати — это отличительные знаки. Прежде чем герб и печать стали тем, как мы их сегодня представляем, прошло много времени. Ученые считают, что родоначальниками гербов и печатей были знаки собственности, метки на предметах, свидетельствующие об их принадлежности тому или иному лицу.

Средневековые ремесленники ставили свои клейма на металлических, гончарных и иных изделиях, крестьяне делали зарубки («рубежи») на деревьях, отмечая границы земельных участков. Владельцы скота подчас выжигали на шкурах животных «тавро», «пятно». Кстати, отсюда пошло слово «запятнать».

Княжеские знаки можно встретить на монетах, оружии, поясах дружинников и на воинских знаменах.

Купец, отправляя свой товар за границу, подвешивал в нему свинцовую пломбу, нередко со знаком князя, которому подчинялся.

Жалованные грамоты на вотчины, звания и привилегии правители удостоверяли подвешиванием свинцовых (реже золотых и серебряных) или восковых печатей с соответствующими изображениями.

Прикладные печати стали применяться с конца XIV века. Церковнослужители пользовались печатями, па которых обычно изображалась Богоматерь с младенцем на лицевой стороне и благословляющая рука на оборотной.

Разновидностью печатей являлись личные перстни — печати, весьма распространенные на протяжении нескольких веков.

У князя Д. М. Пожарского на перстне-печати изображены два льва, стоящие друг против друга на задних лапах и вступившие в схватку. Гордился своей родовой печатью А. С. Пушкин. На ней изображена рука с поднятым мечом, что символизировало верную службу его предков России.

Несмотря на малую сохранность дошедших до нас старинных печатей, исследователи считают, что они были исключительно разнообразны в свое время. Изучать их бывает чрезвычайно сложно.

Многие печати не датированы, являются «глухими», иные столь загадочны, что порождают противоречивые толкования при попытках расшифровать рисунки и надписи.

При всем этом наблюдается некая закономерность в развитии печатей, скажем, времен становления Российского централизованного государства. Символы борьбы с внешними врагами — изображения вооруженного всадника — перешли от Александра Невского на печати московских князей. И в дальнейшем закрепились в государственных знаках Руси — в печати и гербе. Правда, какое-то время на московских печатях можно было видеть вполне мирного всадника с соколом. Но после Куликовской битвы все более утверждалось изображение в виде воина, восседающего на коне и поражающего копьем змея-дракона.

После захвата Константинополя турками в середине XV века московские великие князья приняли византийскую гербовую эмблему — двуглавого орла. Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, что явно повлияло на государственную эмблематику России.

С тех пор официально признанным изображением на гербе и печати Руси стало сочетание двуглавого орла и всадника-копьеносца.

В борьбе за первенство на Руси, за право ее объединения под своей властью московские князья столкнулись с тверскими. И это своеобразно отразилось на печатях последних великих князей тверских: на них виден всадник, вооруженный мечом, под ногами коня извивается змей. Но Твери не суждено было превратиться в столицу Российского государства, а «заявка» на это была…

Появление гербов связывают с необходимостью различать рыцарей разных орденов в эпоху крестовых походов. На щитах, плащах, доспехах помещали символические изображения. Иначе закованные с ног до головы в железо воины не могли распознать, где свои, а где чужие.

Составление гербов подчинялось некоторым общим правилам. Определились различные типы гербов — французские, испанские, итальянские и другие. На Руси использовались в основном гербы французского типа — щит четырехугольной формы с заострением в нижней части.

Для изображений на гербах употреблялись золото и серебро. Если гербы воспроизводились на бумаге, употреблялись условные обозначения (золото — черные точки, серебро — белое поле без штриховки). В ходу была при изготовлении гербов разноцветная эмаль, что также передавалось в упрощенном виде посредством красок и особой штриховки.

На поле герба наносились всевозможные рисунки. Это были животные (реальные и фантастические), небесные светила, рукотворные предметы (лук, стрелы, меч), растения и, конечно, люди.

Над щитом помещалась лента с девизом, выражающим в кратком изречении правила жизни и деятельности владельца герба.

На печатях-гербах отдельных княжеств и земель изображения сложились во времена феодальной раздробленности. Затем они вошли составной частью в общегосударственные знаки.

Изменения изображений на гербах и печатях нередко отражали большие политические перемены. Так, владимиро-суздальские князья сначала имели общий для всех русских князей знак герба — трезубец. Но уже в конце XII века появляется в их гербе лев — символ силы и власти.

В 1672 году искусные художники роскошно оформили книгу «Ти-тулярник». Здесь сведены воедино зарисовки гербов-печатей России того времени. Наряду с общегосударственным гербом тут приведены знаки городов и земель, отражающие подчас характерные местные признаки.

Так, герб Ярославля — стоящий на задних лапах медведь с протазаном (родом копья). Медведь, но уже в естественном положении, на четырех лапах, запечатлен на гербе Перми Великой (Средний Урал). На гербе Смоленска можно видеть пушку, на которой сидит птица. Оленем-лосем представлен символ Нижнего Новгорода. Почти на всех гербах сибирских городов — пушные звери. Старинный город Владимир олицетворял золотой лев в короне.

Иногда достаточно взглянуть на герб города, чтобы сказать, чем знаменита эта местность с точки зрения хозяйственных занятий населения.

Кострома издавна была крупной пристанью на Волге. На ее гербе — серебристая река и на ней ладья с гребцами. В гербе Кинешмы отражено ткацкое дело. Горнорудная промышленность запечатлелась в символах городов Екатеринбурга, Петрозаводска, Бийска, Кузнецка, Алапаевска. Набор оружия представляет герб Тулы. Хлебные колосья сыплются из рога изобилия — так представлен герб Кунгура. Белоозе-ро, Осташков и другие пункты славились рыбным промыслом, что и отразили гербы этих городов.

Настоящее развитие русское гербоведение получило в XVIII столетии. Разработкой гербов занималось специальное государственное учреждение — Герольдмейптерская контора, основанная еще при Петре I. В это время широко распространилась практика герботворчества для дворянских родов и городов. Царь распорядился, чтобы расквартированные по разным городам полки русской армии на своих знаменах имели изображения гербов этих городов. Кстати, старинные знамена — тоже исторический источник, связанный с эмблемами геральдики.

Во время проведения реформ Екатерины II (губернской, городской) предполагалось, что каждый город должен иметь свой герб. На рубеже XVIII-XIX веков был издан указ о создании «Общего гербовника Российской империи». Но работу не закончили.

Ныне мы наблюдаем возвращение к историческим символам наших городов, что выражается в знаках на изделиях промышленности той или иной местности. Известны и сувенирные значки, охотно приобретаемые туристами. Дорожить историческими символами своей местности — значит поддерживать добрые дела предков.

Чрезвычайно важно знание гербов, чтобы разобраться в предметах быта прошлых веков. Особенно тех, которые имеют особую художественную ценность. Знатные дворяне считали признаком хорошего тона, если на посуде из золота, серебра и фарфора, на столовых приборах, даже на пуговицах одежды можно было узреть родовой герб. А для историка это хороший путеводитель для определения принадлежности таких вещей, их датировки, установления исторической ценности.

Нельзя не сказать о том, что гербами украшались дворцы и дома, их каменные и металлические ограды. Благодаря этому выяснена застройка старых кварталов — например, Ленинграда.

В «родственных отношениях» с гербами находятся книжные знаки (экслибрисы), указывающие на владельцев книг. Иногда экслибрисы совпадали с гербами, но далеко не всегда. Зная книжные знаки, кому они принадлежали, ученые восстановили состав некогда разрозненных библиотек видных исторических деятелей прошлого. Экслибрисы в ходу и сейчас. Один остроумный владелец библиотеки, в назидание любителям не возвращать взятую литературу, включил в книжный знак слова: «Эта книга украдена из библиотеки такого-то»…

В договоре 945 года Игоря с греками сказано, что русские послы раньше приносили в Царьград золотые печати, а купцы – серебряные, а впредь должны приносить ко двору византийских императоров грамоты. До этого времени грамоты писали редко: металлическая тамга вручалась послу в качестве вверительного документа, и этого было достаточно. Но с появлением на Руси христиан начались письменные времена, и печать должна была привешиваться к пергаменному документу – хартии.

При изготовлении простых подвесок и накладок (скажем, на пояс, или на ту же конскую упряжь) могли использоваться бронза, свинец или свинцово-оловянистый сплав. Свинцовыми были и древнерусские печати, употребляемые в межкняжеских сношениях.

Какой именно металл был залит в опоку соколиной печати, возможно, еще удастся установить при лабораторном исследовании.

Итак, перед нами древнейшее в Северной и Восточной Европе изображение хищной птицы в геральдической позе . Поскольку верхняя часть литейной формы утрачена, предложим два варианта реконструкции:

(Однако надо отметить, что на правом рисунке над головой птицы остается слишком много свободного места.)

Наша реконструкция базировалась на следующих пяти изображениях:

Монета датского конунга Анлафа Гутфритссона, 939–941 гг.

Графство Йорк, Коппергейт, Англия. Серебро.

(В. И. Кулаков. Иконография геральдических орлов Германии и Пруссии.

Альманах «Марс». № 1, 1997.)

На монете времен захвата Англии датскими конунгами выбит не ворон Одина, как полагают некоторые исследователи, не орел, а охотничий сокол (об этом говорит ошейник на горле птицы, на который надевается колпачок; ранее считалось, что это удавка на шее птицы, приносимой в жертву). Подобное мы разыскали на одном из аналогичных ладожскому костяных наверший плеток в коллекции в Новгородского Государственного музея-заповедника. Часть из них опубликована . На наиболее древнем предмете этой серии мы видим на горле птицы заплетенный косичкой ошейник (а уж никак не удавка!):

Навершие плетки из Новгорода .

Начало XI в. Высота 80 мм

Костяное навершие плетки, вероятно, детской . XII в.

(датировка по новгородским аналогиям). Высота 39 мм

Старая Ладога. Случайная находка на берегу Волхова.

Первая столица Дании – Роскилле (дат. Roskilde ), порт на берегу Роскилле-фьорда на острове Зеландия, находящийся в 10 км западнее от Копенгагена. Ее герб известен с 1286 года: полагают, что город сохранил первую эмблему датских королей – орла, восседающего на стене. Считается, что орел как геральдическая эмблема взят из символики империи Карла Великого.

Тем же летом 2008 года археолог Татьяна Ершова обнаружила в Пскове захоронение «наместника князя Владимира». О статусе погребенного свидетельствует трапециевидная серебрянаятамга – подвеска, на одной стороне которой изображен двузубец, а на другой голова сокола с ошейником и вырастающим из нее крестом .

Псковская серебряная тамга X века. Раскопки Татьяны Ершовой. 2008 год

Фото: Псковский археологический центр

См.: Ершова Т. Е. Серебряная подвеска с изображением тамги Рюриковичей из камерного погребения в Пскове // Краеугольный камень. Археология, история, искусство, культура России и сопредельных стран. 80-летию со дня рождения Анатолия Николаевича Кирпичникова посвящается. Т. I. СПб; М. 2009. С. 284–289.

Такой же крест, только чуть правей, и на головой сокола на монете конунга датского Анлафа Гутфритссона (см. выше). Однако монета отпечатана около 940 года, то есть за полвека до крещения Руси. Эта русско-датская параллель (и не где-то а в геральдической эмблематике) внятно повествует о датских корнях Рюриковичей и свидетельствует в пользу отождествления Рюрика с Рориком Ютландским.

Сделаем прориси псковской тамги:

Позволю себе не согласиться с Татьяной Ершовой: если бы носитель тамги был «наместником князя Владимира», на одной и ее сторон был бы трезубец, а не двузубец с ключом. По С. В. Белецкому (см. таблицу ниже) такой знак должен был принадлежать Ярополку, а, возможно, Олегу Святославичам, или же Святополку Ярополчичу.

В январе 2009 года на конференции «Новгород и Новгородская земля. История и археология», посвященной 80-летию академика Валентина Янина, А. Н. Кирпичников, делая доклад о ладожском соколе, продемонстрировал древнерусский псевдодирхем времен Ярополка. (Таких в центральной и северной Европе известно лишь 11 экземпляров, из них 8 в Швеции, две в Польше и одна в Эстонии; см. статью Т. Е. Ершовой.)

На монете хищная птичка с ошейником и тот же широколопастной христианский крест:

Псевдодирхем Ярополка из клада на о. Готланд.

Диаметр 30 мм

Итак, вновь тот же крест над соколиной головой. Теперь понятно, чего именно нам не хватало над головой сокола при первых попытках реконструкции ладожской литейной формы.

Геральдический знак Рюриковичей из Старой Ладоги.

Реконструкции. Апрель 2009.

Вопрос о том, когда на голове сокола появился венчающий ее крест, требует отдельного исследования. Проще всего предположить, что произошло это уже после крещения Руси Владимиром Святославичем. Однако вспомним, что еще в 1830-х отождествленный с Рюриком русской начальной летописи датский герцог Рорик Ютландский был христианином. Ну а крест и три точки треугольником (символ Троицы) над головой сокола мы обнаружили на английской монете датского конунга Анлафа Гутфритссона (939–941). И это, в частности, означает, что мы должны доверять летописному преданию о призвании Рюрика: династия Рюриковичей и впрямь начинается с датского герцога-изгоя, кстати, довольно близкого родственника принца Гамлета (Амлета по Саксону Грамматику). Археология подтвердила, что «легенда о призвании варягов» – не легенда, а историческое предание.

А эта птичка прилетела в Старую Ладогу летом 2011 года от черных археологов, и где найдена – неизвестно (ясно только, что в России):

Крыло сокола состоит из трех частей,

поэтому перед нами «шестикрылич»

(«Слово о полку Игореве»).

И еще одна птичка с ошейником. Тоже, увы, депаспортизованная:

П ервый из русских геральдических трезубцев Рюриковичей принадлежит Владимиру Святославичу. Еще в XIX веке это пытались связать с крещением Владимира и культом Троицы, однако первые трезубцы Владимира относятся к языческому времени. (Казалось бы, трезубец как христианский символ могла принять крестившаяся в Царьграде Ольга, однако она использовала двузубец.) До Владимира русские князья (во всяком случае Игорь Рюрикович, Ольга, Святослав Игоревич, Ярополк Святославич) пользовались, как показал Сергей Белецкий, двузубцами . Полагаю, что, под влиянием геральдического сокола двузубец, который Белецкий связывает его со знаками хазарских каганов , и трансформировался в трезубец – этот блистательный иероглиф русской княжеской династии. И свидетельством тому – серия бронзовых наконечников ножен от мечей с изображениями магического направления , на которых уже со времен Владимира Красное Солнышко сокол графически превращается в трезубец «геральдических знаков Рюриковичей». Так происходит контаминация двух разноприродных по своему происхождению знаков – хазарская и скандинавская (датская) составляющие сливаются в трезубце

НОВЕЙШАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ ЗНАКОВ РЮРИКОВИЧЕЙ IX – XI ВЕКОВ,

Издано : Белецкий С. В. Еще раз о знаках Рюриковичей. // Сложение русской государственности в контексте раннесредневековой истории Старого света. Материалы Международной конференции, состоявшейся 14–18 мая 2007 года в Государственном Эрмитаже. Труды Государственного Эрмитажа. Т. XLIX . СПб., Издание Гос. Эрмитажа. 2009. С. 222–226. Схема со с. 224.

Примечание: знак, отнесенный С. В. Белецким к Судиславу, увенчанный клюющей себя за спину птицей, взят с киевской подвески . Три сходных изображения см. Чернов А . Хроники изнаночного времени. СПб., 2006. С. 76.

Таблица Сергея Белецкого наглядно показывает, что знаком Рюрика не мог быть трезубец, в котором некоторые исследователи увидели изображение сокола. Несколько лет назад старания герольдмейстера РФ Г. В. Вилинбахова закончились официальным присвоением «сельскому поселению Старая Ладога» герба (см. Википедию на «Старая Ладога»). То ли этот позор из «Записок охотника» (свой же подстреленный сокол, зачем-то притороченный к ягдташу), то ли специальный заказ тюрингских стилистов середины 1930-х.

Таблица доктора исторических наук С. В. Белецкого свидетельствует, что знаком Рюрика не мог быть трезубец. И пусть некоторые исследователи еще в XIX столетии увидели в трезубце изображение сокола и приписали трезубец Рюрику. (Мол, поскольку у западных славян сокол именуется «рарог», то и Рюрик/Рорик, конечно, славянин...). У братьев Владимира, то есть у Ярополка и Олега, как и у детей Ярополка, линым знаком был хазарский двузубец. А, значит, у Рюрика трезубца быть не могло. Только двузубец.

Белецкий доказал математически: трезубец становится знаком Рюриковичей с Владимира Святославича.

После этого доказательства рассуждать об ободритском трезубце-соколе стало неприличным. (Впрочем, антинорманисты об этом, кажется, не догадываются.)

Двузубец – символ хазарских властителей. Его захватившие Северную Русь норманны-находники переняли вместе с титулом «хакан» еще в 830-х (см. Бертинские анналы за 839 год), то есть до прихода Рюрика. Видимо, какое-то время двузубец как знак и сокол (как протогеральдическая эмблема Рорика Ютландского) существовали параллельно.

Трезубец (ныне герб Украины) пытались связать с символом Троицы, но тот же Сергей Белецкий показал, что Владимир принимает его задолго до крещения и даже до его «языческой реформы» 980 года, еще в Новгороде. По предположению Наталии Введенской, третья мачта, превратившая двузубец в трезубец, должна быть связана с тем, что Владимир – «третьяк», то есть третий сын. Но он был незаконнорожденным и на хаканский двузубец права не имел.

Однако московский историк несколько спрямил сюжет, который вовсе не идентичен Олегову сюжету: не о защите, а зримо явленном «величии» заботятся защитники Тира: «Перс и Лидиянин и Ливиец находились в войске твоем и были у тебя ратниками, вешали на тебе щит и шлем; они придавали тебе величие. Сыны Арвада с собственным твоим войском стояли кругом на стенах твоих, и Гамадимы были на башнях твоих; кругом по стенам твоим они вешали колчаны свои; они довершали красу твою» (Иез.: 27. 10–11).

Покажем, что летописец пользовался хотя и устными, но все же довольно надежными сведениями об Олега, однако догадка Игоря Данилевского о щите как о символе защиты, как это ни парадоксально, по сути верна.

С о ссылкой на императора Льва VI Премудрого (886–913 ) греческий автор XV века сообщает, что на крышке гробницы императора Константина Великого было начертано пророчество: «Семихолмный град падет, когда вражеские корабли перейдут посуху перешеек, но падет не навсегда. Явятся люди от рода русокудрые и возьмут город под свою защиту » . В начале Х века пророчество сбылось. Подступив к Константинополю, Олег разыграл перед изумленными греками грандиозный спектакль – поставил свои ладьи на колеса и двинул суда через перешеек на город. Так позднее сделали и знавшие о пророчестве с гробницы Константина турки, когда в 1453 г. по специально построенным желобам перетащили корабли во внутреннюю гавань Константинополя. О чем и повествуют турецкие авторы.)

Любопытно, что Вещий Олег приходил к Царьграду именно при Льве VI. А, значит, Лев VI Премудрый сам и мог быть автором этого «прорицания». (Оставалось только начертать его на гробнице Константина и сообщить о пророчестве в русский лагерь. И потом ждать, когда Олег поведет ладьи на штурм каменных стен, чтобы предложить ему мирный договор, дань. И отравленное вино с отравленной кашей)

Впрочем, в этой истории, первую часть которой мы знаем по греческим источникам, а вторую по «Повести временных лет», всё – загадка.

То ли Олег узнал от пророчестве от кого-то из своих лазутчиков, то ли византийцы сами решили поторопить исполнение пророчества, через перебежчика сообщив о нем Олегу. Когда князь поведет ладьи посуху, греки запросят мира. И одновременно попытаютсяотравить вождя северных варваров, вынеся ему отравленное вино и брашно. (Разгадав это, Олег и получит прозвище Вещий.).

Византийцы постарались побыстрей забыть имя Олега. Есть лишь одно свидетельство: Псевдо - Симеон (конец Х века ) пишет , что у росов был некий могущественный правитель , от коего « росы получили свое имя» (практически ту же фразу мы читаем про Олега в Повести временных лет: это при нем в Киеве словене, чудь и русь прозвались Русью!) И получили они свое имя « после того , как им удалось избежать последствий того , что предсказывали о них оракулы , благодаря какому - то предостережению или божественному озарению того , кто господствовал над ними ». (Отсюда, кстати, может происходить и известный лишь по « Слову » этноним русичи , то есть потомки Роса / Руса .)

Итак, Псевдо-Симеону известно, что под стенами Константинополя Олег ослушался своих прорицателей и совершил то, от чего они его предостерегали . Но не погиб.

Что сделал Олег под стенами Царьграда мы знаем – заключил мир с греками. А он действительно должен был погибнуть, если б хлебнул вынесенного ему из города отравленного царьградского вина. Отвергнув дары врага, он разоблачил коварство греков, но посрамил не их, а своих волхвов, потому что это волхвы говорили: не заключай мира – погибнешь!

Спросим себя: это пророчество, или угроза?..

О том, что Вещий Олег больше, чем князь, свидетельствуют первые строки его договора с греками (912 год). Олеговы послы называют его великим князем. «Мы от рода русского – Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид – посланные от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукою его, – светлых и великих князей, и его великих бояр…».

Упоминание о «светлых и великих» князьях, находящихся под рукой Олега, говорит о том, что дело даже не в единовластии Олега, а в некоем генеалогическом факторе, возвышающем его и его великих князей над всеми прочими князьями.

Таким фактором может быть только принадлежность Олега к Ингнингами, или Скьёльдунгам.

По Саге о Скьёльдунгах родовое имя шведской династии Инглингов происходит от имени Ингона, сына Одина. Иное утверждает Снорри Стурлусон в Саге об Инглингах : третьим правителем, согласно Снорри, после Одина и Ньёрда, был бог Фрейр, которого «почитали больше, чем других богов, потому что при нем народ стал богаче, чем был раньше, благодаря миру и урожайным годам. <...> Фрейра звали также Ингви. Имя Ингви долго считалось в его роде почетным званием, и его родичи стали потом называться Инглингами» (Круг Земной . С. 16).

Инглинги правили свеями c III или IV века и вели свой род от бога Одина. Столицей была Старая Упсала. Саксон Грамматик полагал, что в древности в Уппсале находилась резиденция Одина. На рубеже тысячелетий Инглинги царствовали в Швеции (первая половина IX века–1060 год) и в Норвегии (первая половина IX века–1319 год).

Но Олег не может происходить из династии Инглингов. Он –родич и ближайший соратник Ютландского Рорика, соперника Инглингов. А это значит, что, скорее всего, он – Скьёльдунг.

Что же говорят специалисты?

« Оказавшись на Руси, скандинавский вождь неизбежно включался в две этнокультурные сферы общения: круг дружинников-норманнов, пришедших вместе с ним из Скандинавии или влившихся в его отряд уже в Восточной Европе, и круг его новых подданных – славян, часть из которых вовлекалась в состав дружины и войска. Для первых семантика его имени актуализировалась в условиях удачных военных походов, объясняя успехи князя. Оно было значимым как имя, объясняющее отвагу и удачу в войнах предводителя, который осуществил мечту любого “морского конунга” – завоевал и подчинил себе обширную и богатую территорию, объединив несколько разрозненных земель, и, наложив дань на соседние народы, стал в ней верховным правителем. Он совершил именно то деяние, которое рассматривал как свое главное достижение конунг Средней Ютландии Харальд Синезубый (середина Х в.), с гордостью указавший в надписи на втором Еллингском камне, что он “тот самый Харальд, который подчинил себе (дословно: завоевал себе . – Е. М. ) весь Данмарк и Норвегию”. Аналогичные слова мог бы сказать о себе и Олег. Киевский князь материализовал в действительности тот комплекс представлений о сакральности конунга, который воплощался в слове helgi » .

Е. А. Мельникова отмечает сакральность имени, но сакральность герою может дать только его принадлежность к божественной династии.

Впрочем, есть и другие доказательства.

«Этимология имени первого русского князя никогда не вызывала сомнений: др.-рус. Ольгъ > Олегъ восходит к древнескандинавскому антропониму Helgi . Это имя соответствует прилагательному helgi (стяженная и слабая форма прил. heilagr < * hailagaz , др.-англ. hālig и др.), которое получило широчайшее распространение в Скандинавии в христианскую эпоху в связи с тем, что за ним закрепилось значение ‘святой’: Heilagr Kristr ‘Святой Христос’ (в рунических надписях XI в.) <…> Предполагается, что и имя Helgi-Олегъ также имело значение ‘святой, священный’, а в языческую эпоху отражало представления о сакральности верховной власти. Рефлекс этого значения имени (или просто его перевод) был недавно усмотрен и в прозвище Олега – ‘Вещий’ <…> Таким образом, скандинавское имя киевского князя Helgi получило в славянской среде двойное отражение: фонетическое и семантическое. Результатом первого было личное имя Ольгъ > Олегъ , вошедшее позднее в русский именослов, результатом второго – прозвище ‘вещий’, в котором исходное значение имени, отражающее представления о сакральности как воплощении физической и духовной целостности и личной удачи, было переосмыслено в категориях славянского язычества».

«личное имя Хельги/Хельга в дохристианское время имеет специфическое распространение: оно отмечается прежде всего в именослове Скьёльдунгов – легендарной династии правителей о. Зеландия с центром в Лейре, которые стали героями разветвленного цикла героико-эпических сказаний, а также в других циклах и сюжетах древнескандинавского эпоса, происхождение которых может быть связано с датским и норвежским культурным ареалом».

«Наибольшую известность в германском мире имели три персонажа героического эпоса. Первый – представитель легендарной датской (зеландской) королевской династии Скьёльдунгов Хельги. Он впервые упоминается в англо-саксонских поэмах “Видсид” (VIII в.) и “Беовульф” (VIII в.) как Halga Til – Хальга Сильный. Позднее о нем говорят Саксон Грамматик, Снорри Стурлусон, “Сага о Скьёльдунгах” и ряд саг о древних временах».

«С героико-эпической традицией связаны также еще три менее известных персонажа. Два из них выступают в сюжетах героического сватовства: это Хельги, конунг Халогаланда, сватающийся к дочери короля финнов Гуси, обладателя волшебных стрел (которые затем оказываются у Одда Стрелы), и Хельги, жених дочери датского конунга Фродо по имени Хельга, который проходит ряд героических испытаний. Третий Хельги включен в мотив поединка двух сводных братьев, который, вероятно, восходит к германской “Песни о Хильдебранте”. Эти три сюжета не подвергались специальным исследованиям, но можно предположить, что первый из них, включенный в контекст обширного сказания (или цикла сказаний) о “людях из Хравнисты”, норвежского хутора (к этому кругу сказаний принадлежит и история Одда Стрелы), имеет норвежское происхождение» .

Скьёльдунги (англ. Scylding, мн. ч. Scyldingas; древненорв. Skjöldung, мн. ч. Skjöldungar) – легендарные короли данов.Родоначальник династии – Скьёльд также считался сыном бога Одина.

Почему-то до Олега ни один викинг, русич, либо иной европеец, щитов на ворота не вешал (во всяком случае про то ничего не известно).

Первый из Скьёльдунг ов считался сыном бога Одина и звался Скьёльд.

Но в древнеанглийском и древненорвежском скъёльд – это щит.

Выходит, Олег повесил на вратах свой герб? Отнюдь. Никакого изображения на Олеговом щите могло и не быть. Просто сам щит (скьёльд) в данной ситуации есть материализованное имя Скьёльда.

Олег повесил на врата не герб (гербов еще не было), а свое родовое имя.

Это ни в коем случае не может быть простым совпадением: древний канон публичного жеста правителя, как и канон мифологического мышления, не только иерархичен, но и строго подчинен сакральной семантизации. Здесь нет и не может быть случайностей. Если Олег прибивает к воротам Константинополя свой щит, то это означает, что Олег считает себя Скьёльдунгом. Конунг из рода Инглингов никогда бы не позволил себе такого действа.

Из этого символического жеста потомка Скьёльда позже и родилась европейская геральдика. Поэтому в случае, к примеру, с соколом Рюриковичей из Старой Ладоги, мы должны говорить не о гербе, а о личной, или родовой эмблеме, а в случае с двузубцами и трезубцами Рюриковичей – о родовом или личном княжеском знаке.

Герб – от латинского heraldus , то есть глашатай. Обрядовым актом воодружения своего щита (вероятно, еще не украшенного никаким рисунком) на врата византийской столицы Олег провозгласил себя защитником Царьграда. Но впоследствии оказалось, что, сам того не подозревая, провозгласил он и учреждение новой традиции – геральдической.

Напомним, что геральдика народится лишь через два века после похода Олега на Царьград, в первой половине XII столетья. И известно, чем отличается герб от эмблемы – тем, что герб рисуется на щите, или на фоне щита. (Потому геральдисты утверждают, что герб СССР – не герб, а герб РСФСР – полноправный герб). Легенда о щите – отголосок недошедшей до нас киевской саги о Вещем Олеге. И эта легенда не могла возникнуть в XII веке, ведь летописец уже не знал, что Олег – Скьёльдунг.

«Известий о том, что Олег – Скьёльдунг, достоверных нет. Но если он был Скьёльдунг, то конечно он считал себя выше Рорика. Скьёльдунги реально правили в королевстве Лер, с которого началась Дания, с 6 века, когда англы, саксы и юты очистили полуостров, полностью перебравшись в Британию. Ютландская династия была неясного происхождения, поэтому в сагах и много противоречий: то они ветвь давних ютландских вождей, ставших королями Кента в Британии, то потомки норвежских Инглингов, то ветвь Скьёльдунгов, в общем сборная солянка, которой я, возможно, отравился. Может в них и была кровь Скьёльдунгов, но очень мало. Зацепиться за данский трон им не удалось. В глазах этого сброда, который пришел с Рюриком в Ладогу, чистый Скьёльдунг сомнений не вызывал (особенно после смерти Рюрика). Поэтому ему без проблем подчинились, а Игорю оставалось ждать своего часа».

Т ипографская летопись (конец XV в.), Холмогорская (сер. XVI в. ) и Пискаревский летописец (начала XVII в.) упоминают о предании, согласно которому Олег женил Игоря на Ольге, приведя ее из Пскова, и при этом Ольга была дочерью Вещего Олега: Нецыи же глаголют, яко Ольгова дщери бе Ольга.

О том, что Олег был близким родичем Святослава говорит и то, что Святослав называет Олегом своего сына. (Наблюдение Н. М. Введенской.)

При этом Святослав не называет своих детей в честь Игоря. Почему? Видимо, не только потому, что Вещий Олег стал создателем новой империи (и Святослав, прозванный позже историками «русским Александром Македонским» – достойный его продолжатель).

Но так и имя Святослав – калька с имени Рорика, его деда (Hrørekr = слава + могущество). Так из одиннадцати детей Владимира Святославича у семи имя будет включать второй корень «слав», то есть часть имени их деда. (А первенцу дадут имя Вышеслав!)

Д. С. Лихачев не раз писал, что на Руси слава предков передавалась не от отца к сыну, а от деда к внуку или правнуку. Иллюстрацию к этому утверждению мы и видим в верхних строках генеалогической таблицы Рюриковичей.

Реплика Леонтия Войтовича (2 августа 2011 ):

«Это давно ходит у историков, я об этом тоже писал. Ольга – самая загадочная личность наших летописей. Происхождение ее было высокое без слов: никаким там. Псковом не пахло, я это всерьез не воспринимал. Ведь женщину признала сразу армия, а эти головорезы вроде Свенелда и Асмуда за абы-кем не пошли бы. Что им Псков либо другая дыра? И князь Мал зря сватов не присылал, только как муж Ольги – он чего-то стоил.

Роман Лакапин так сделал с Константином Багрянородным, женил на дочери и отстранил от власти. Олег мог сделать так же. Ольга – без сомнения имя данное в честь Олега. Если он был бы Скьёльдунг... Но как это все доказать?»

Воспроизведем изображение сокола конца XI – первой четверти XII веков с обломка плинфы из Переяславля Русского (экспедиция М. К. Каргера 1953 г.). Прорись этого рисунка опубликована сотрудником Эрмитажа Денисом Ёлшиным. Автор публикации любезно прислал мне и цветной снимок, сделанный им в фондах Переяславского краеведческого музея (теперь это Национальный историко-этнографический музей-заповедник «Переяслав») .

Сокол из Переяславля Русского. 90-е годы XI – первая четверть XII в.

Фото Дениса Ёлшина.

О том, что это именно охотничий сокол, говорят крючковатый клюв и ошейник.

Поищем другие аналогии:

Крючок на одежду воина из скандинавского погребения.

Гнездово. IX – X вв.

Источник:

Сергей Каинов. Скандинавские наемники на Руси (конец IX-середина XI веков).

«Военная иллюстрация. Альманах российской военной истории». Вып.1, 1998.

http://asgard.tgorod.ru/libri.php3?cont=_sk

Обратимся к стилизациям на тему геральдического сокола. Они также происходят из дружинной среды:

Серебряная подвеска из клада в Гнездово.

Середина X века.

Источник:

Г. С. Лебедев . Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб., 2005.

Цветная вклейка.

Это направление в развитии образа взлетающего сокола можно назвать декоративным. К нему же стоит отнести и левое из тех изображений, которые приведены на одном из рисунков в статье В. И. Кулакова (ссылку см. выше):

Бронзовые наконечники ножен меча. Вторая половина X века.

Слева – находка в Беломорье у деревни Городище Кирилловского района

Вологодской обл.).

Источник: Голубева Л.А. Новые скандинавские находки в Беломорье //

Советская археология. 1982. № 3. Рис. 1, 2.

Справа – из кургана 58 могильника Шестовица (Днепровское Левобережье,

ныне - Черниговская обл. Украины).

Источник: Блiфельд Д.I. Давньоруськi пам"ятки Щестовицi. Киiв, 1977. С. 147, 148.

Очевидно, что правый рисунок принадлежит совсем к другому стилистическому направлению. Назовем его «знаковым», или «магическим». (К этому же направлению следует отнести и образ летящей с гнезда ладожской птицы из раскопок Е. А. Рябинина, выполненный во времена Вещего Олега, то есть уже после того, как Рюрик ушел из Ладоги на Городище, а Олег в Киев.)

К обоим рисункам из статьи В. И. Кулакова можно найти аналогии.

Приведем для каждого стилистического направления по одной иллюстрации:

ДЕКОРАТИВНО­-ОРНАМЕНТАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (СТИЛЬ БОРРЕ)

Бронзовый наконечник ножен меча.

Гнездово. Середина X века

ЗНАКОВО-МАГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Бронзовый литой наконечник ножен меча середины X века.

Гнездово. Курган 73. Раскопки Д. А. Авдусина 1950 г.

Аналогичный предмет с таким же рисунком найден в Старой Ладоге

(См. Кирпичников А. Н. , Сарабьянов В. Д. Старая Ладога. Древняя столица Руси.

СПб., 2003. С. 60).

Ажурный сокол на бронзовом литом наконечнике ножен из Гнездова. Xвек.

3,8 на 4 см. Раскопки В. Д. Соколова. Курган 59.

№ 431 по каталогу ГИМа «Путь из Варяг в Греки и из Грек...» (М., 1996).

Крылья прочерчены практически так же, как на литейной форме из Старой Ладоги.

Хвост в виде вложенных друг в друга перевернутых V .

Хорошо читаются пояс, и образ молоточка Тора на груди. Концами крыльев и хвостом сокол опирается на двухголовую змею.

На груди обоих соколов прочерчен легко узнаваемый образ священного молота Тора, а, значит, речь может идти лишь о скандинавском происхождении данного предмета. Последнее делает немыслимыми все новейшие фантазии о соколе как о тотемном знаке ободритов, якобы занесенном на Русь славянином Рюриком и после превратившемся в трезубец Рюриковичей.

Гипотеза об ободритском соколе заслуживает внимания. На то, что по-чешски сокол – raroh (что созвучно имени Рюрика), а Реригом, как полагали, назывался главный город славян-ободритов, обратил внимание еще в середине XIX века чешский просветитель Павел Иосиф Шафарик . (Однако сегодня это сближение признано случайным .) Позже директор Эрмитажа С. А. Гедеонов в монографии «Варяги и Русь» (СПб., 1876 г.) предложил видеть в геральдических двузубцах и трезубцах рюриковичей именно сокола. Эту идею уже в наше время развил О. М. Рапов .

Однако под 808 годом Анналы королевства франков сообщают, что датский король Годфрид «разрушил эмпорий, который на языке данов называется Рерик (курсив мой – А. Ч. ) и который выплатой податей давал его королевству выгоду, и, переселив оттуда торговцев, распустил флот [и] со всем войском пришёл к порту, который называется Слисторп» (Хедебю)..

http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Annales_regni_francorum/text2.phtml

Сделаем еще одну выписку:

Городище племенного короля ободритов находилось в Мекленбурге, близ Висмара. Это место, как сообщает около 965 г. Ибрагим ибн Якуб, называлось Велиград; саксы его обозначали (в 995 г.) «Михеленбург»; у хрониста Адама Бременского говорится о «Магнополисе» (калька славянского названия); во всех случаях значение совпадает – «великий, большой, главный город». Со своей стороны датчане называли его Рерик (от др.-исл. reyrr – «тростник», по расположению в старой озерной котловине, покрытой густыми зарослями тростника); племя ободритов они называли «ререги» .

Так уходит в форточку дымом кабинетная легенда о славянине Рюрике-рароге и его трезубце.

Но насколько с лингвистической точки зрения было убедительным сближение имени Рюрика и славянского названия сокола?

Вот что по прочтении этих заметок написала московский лингвист Анна Владимировна Дыбо:

Чешское raroh, словац. ra/roh, пол. rarog, укр. ра/рiг. В чешском словаре сказано, что это самый быстрый из всех соколов.

Выводят как заимствование из др.-иран. va:rэngan "название птицы" – по совр. иранским языкам то сокол, то ворон. По виду действительно похоже на заимствование (как все неодносложные слова, кончающиеся на -ог). В славянских языках употребляется как имя мелкого черта (в чеш., пол., укр.). К Рюрику, конечно, прямого этимологического отношения не имеет. Но по созвучию – вполне естественно было бы Рюрику взять себе гербом рарога.

В конце июля 2009 года я получил электронное письмо от черниговского собирателя фотографий древнерусских поясных наконечников Александра Кайдуна.

К письму было приложено фото:

Бронзовый наконечник поясаТот же поясной наконечник. Прорись.

со следами серебрения.

Конец IX – середина X вв.

Частная коллекции (Чернигов).

Место находки не установлено.

Фото Александра Кайдуна.

Рисунок можно уверенно отнести не к орнаментально-декоративному стилю борре, а к более лаконичному и куда более семантически нагруженному знаково-магическому направлению, изучением которого никто, насколько мне известно, не занимался. Но именно в этом, до сих пор не вычлененном стиле, кроются корни европейской геральдики.

Наконечник пояса с фотографии Александра Койдуна – крохотная, но вполне эпическаяпоэма о скандинавском устройстве мироздания может быть наглядной иллюстрацией к «Слову о полку Игореве», где также описано «мысленное древо», а предшественник автора вещий Боян, обернувшись сизым орлом, парит под облаками. При этом и Бояновы персты, и самые храбрые из князей сравниваются с соколами.

Голова у черниговского сокола устремлена вверх, мощный клюв повернут, как и положено в геральдической традиции влево. На соколе пояс с крестовидным знаком в квадратной рамке. Точно такой крест и в такой рамке виден на правом крыле у сокола из гнездовского кургана № 59.

Хвост прочерчен в виде двух вложенных друг в друга перевернутых V .

Мы видим членение мира на три (так и на знаменитом Збручском идоле): средний мир, занятый стволом и ветвями Мирового древа, отделен от горнего П-образным жемчужным орнаментом. В нижнем мире якореобразные корни, сплетающиеся в архаическую маску (глаза, нос, огромная пасть). По скандинавской мифологии корни Древа грызет и подтачивает змей. В горнем, занебесном мире на черниговском наконечнике изображен геральдический сокол, взлетающий с вершины Древа. Грудь и плечи сокола стилизованы под очертания молота Тора (такие мы уже видели на наконечниках ножен дружинных мечей из гнездовских курганов № 73 и 59). Ствол Древа прочерчен так, как будто это одновременно и бьющая сверху молния, расщепляющая ствол надвое. Надо думать, что это символ дождя и земного плодородия.

Но самое удивительное, что графика крыльев сокола предвосхищает классическую графику геральдического трезубца Владимира Красное Солнышко. Это показывает, что трезубец действительно является графемой датского протогеральдического сокола (см. приведенные выше аналогии), а, значит, сокол и впрямь был княжеской эмблемой, принесенная к ладожанами скандинавом Рюриком.

Замена хазарского двузубца трезубцем (графемой сокола – родовой эмблемы датских конунгов) должна быть объяснена тем, что Рюриковичи, соперничавшие с Хазарским каганатом, при Святославе освобождаются от юго-восточной политической опеки. Еще некоторое время киевские князья будут пользоваться титулом каган, однако ушла в прошлое Хазария, ушел двузубец, и высший хазарский титул теряет свою сакральную силу.

Судя по аналогиям на наконечниках ножен (см. выше три бронзовых наконечника ножен из курганов Шестовицы и Гнездова), этот поясной наконечник следует отнести к концу IX – середине X веков (время Вещего Олега и Игоря). Ср. также с монетой конунга Анлафа Гутфритссона (939–941) и псковской серебряной тамгой XI века.

Меч из Гнездова. Железо, ковка; бронза, литье, золочение. Общая длина 92, 0 см.

X век. Курган Ц-2. Раскопки Д. А. Авдусина.

№ 426 по каталогу ГИМа «Путь из Варяг в Греки…». 1996

Рассмотрим подробнее рисунок на яблоке (навершии) гнездовского меча:

Мировое древо и хоботатые драконы, пьющие его соки.

Яблоко меча из Гнездова. Фрагмент.

Перед нами Мировое древо, которое сосут драконы с длинными хоботами, держась за ветви его почти человеческими (только четырехпалыми) руками и оплетая хвостами комель и корни. При всей разности семантических деталей эта композиция зримо аукается с композицией поясного наконечника из черниговской частной коллекции. Стиль иной, однако графика – от завитков волют до червеобразных «хвостов» внизу изображения – на удивление схожа.

В посвященных древнерусским и скандинавским поясным набором публикациях В. В. Мурашовой мы встречаем лишь два изображения с головами хищных птиц. При этом их вообще нет в древнерусском поясном материале . Кроме того, на одной из скандинавских поясных бляшек не сколы или орлы, два ворона Одина : Связано это, видимо с тем, что в самой Скандинавии поясные наборы не получили широкого распространения.

Скандинавский Один вендельского времени.

Поющий Один из Старой Ладоги. 750-е.

Высота 5,4 см.

Государственный Эрмитаж. № 2551/2 .

Бронзовый ключ для подтягивания колков струнного музыкального инструмента.

Найден Евгением Рябининым на Земляном городище в составе клада

кузнечно-ювелирных инструментов.

Правый глаз Одина прочерчен двумя концентрическими

окружностями (гравировка хорошо видна под лупой).

Отсутствует левый глаз, отданный Одином в Нижнем мире в обмен на мудрость.

Такие же рога у Одина вендельского времени

можно видеть на одной из бронзовых матриц, найденных в Торсланде

на острове Эланд (Швеция). См. по: Г. С. Лебедев . Эпоха викингов

в Северной Европе и на Руси. СПб., 2005. С. 338

На второй бляшке из Гнездова также птичьи головки, смотрящие на четыре стороны света. Похоже, и это спутники Одина – Хугин и Мунин .

Правда, порись в книге столь неочевидного качества, что мало может рассказать о самой вещи, к тому же частично руинированной. Однако в каталоге ГИМа 1996 года мы найдем этот артефакт под № 231, а под № 230опубликовано фото идентичной ременной бляшки из того же гнездовского кургана 16. (Раскопки С. И. Снегирева 1900 г.):

Два ворона Одина, глядящие на четыре стороны света.

Бронзовые ременные бляшки из Гнездова.

Вторая половина X века.

2,2 на 1,7 см.

Курган 16. Раскопки С. И. Сергеева. 1900 г.

№ 230 и 231 по каталогу ГИМа «Путь из Варяг в Греки…». 1996

Вот, собственно, и все имеющиеся аналогии. Право, не густо…

Потому-то в поиске аналогов В. В. Мурашова обращается к германским артефактам более ранней эпохи и ссылается на готские орлиноголовые пряжки женского поясного набора VI –VII I вв. из могильников Артек и Суук-Су :

Ременная пряжка из женского поясного

набора готов-тетракситов. Крым.

Здесь вороном и не пахнет… Судя по клюву,

перед нами голова орла, коршуна или сокола.

Итак, у жителей скандинавских стран не было принято украшать пояса изображениями орлов и соколов. Другое дело – наконечники ножен или, к примеру, футляры для весов:

Скандинавские весы и футляр к ним. На крышке изображение хищной птицы

Фото: Г. С. Лебедев . Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб., 2005.

Цветная вклейка.

Это говорит не только об уникальности поясного наконечника, присланного Александром Кайдуном (при достаточной для условно «гнездовской» атрибуции сумме совпадающих элементов), но и о том, что сокол на амуниции княжеских дружинников-варягов, вероятно, свидетельствует об их принадлежности к определенной линии викингов, которая теснее, чем прочие, была связана со славянским миром, в частности, с Гнездовым. Если это датская линия, то ключевой для Руси фигурой здесь выступает Рорик Ютландский. Впрочем, напомним, что поясной наконечник из Чернигова, увы, депаспортизован, а потому никаких твердых выводов мы сделать не можем. (Подождем, не отыщутся ли надежно атрибуированные аналогии.)

О братимся к истории Полабских славян, живших с конца VII века на южном побережье Балтийского моря в бассейне реки Лабы (Эльбы). На северо-западе Балтики от реки Травны до истоков Эгдоры живут вагры (wagiri; их столица – Старгард ныне носит немецкое имя Ольденбург), восточнее – ободриты (бодричами их назвал Шафарик), они же венды, еще восточнее их расселились лютичи (вильцы, велеты), южнее – лужицкие сербы (сербы и лужичане) .

Заметим, что эти славянские племена приходят к Балтике в то же самое время, когда другие славяне, вышедшие с того же Подунавья, появляются в Приладожье и строят на Любше каменно-земляную крепость (по типу славянских крепостей Центральной Европы) .

Городище племенного короля ободритов находилось в Мекленбурге, близ Висмара. Это место, как сообщает около 965 г. Ибрагим ибн Якуб, называлось Велиград; саксы его обозначали (в 995 г.) «Михеленбург»; у хрониста Адама Бременского говорится о «Магнополисе» (калька славянского названия); во всех случаях значение совпадает – «великий, большой, главный город». Со своей стороны датчане называли его Рерик…

Йоахим Херрман. Ободриты, лютичи, руяне // Славяне и скандинавы. М., Прогресс.1986.

(Попутно заметим, что и в выписках В. Н. Татищева из так называемой «Иоакимовской летописи» упомянут западно-славянский «град великий при море» на южном берегу Балтики.)

Адам Бременский (умер после 1081) называет западных славян reregi .

Прибалтийский город Рерик, то ли основанный пришедшими с Дуная в Померанию в конце VII века славянами-ободритами (союзниками Карла Великого), то ли на какое-то время ими захваченный, в 808 году, разрушил датский король Годфред.

Полагают, что Рерик был на месте современного городка Рерика (Германия, федеральная земля Мекленбург). Однако это всего лишь гипотеза, да к тому же окрашенная в коричневые тона: деревня Alt Gaarz (впервые упоминается в XIII веке) переименована в Рерик в 1938 году. По другой версии Рерик находится на шестьдесят верст западнее, и это Старый Любек (также земля Мекленбург) в устье реки Траве. Йоахим Херрман полагает, чтоРерик (славянский Велиград) – это Мекленбург, ближайшая к границам Франкской империи балтийская гавань: «Добраться по прямому пути из Кёльна через Шезлу-Ленцен или Бардовик (два упомянутых в 805 г. пункта пограничной торговли между франками и славянами). Кроме того, у Рерика (Мекленбурга) на Балтику выходила трасса, которая вела с юга на север из Подунавья через Прагу-Галле-Магдебург-Шверин».

Спустя столетие русский канцлер граф Н. П. Румянцев в 1814 году решил, что Рюрика надо искать в западных хронографах. По его просьбе бельгийский пастор Герман Фридрих . Холлманн (Голлманн) , «ольденбургский ученый», как называет его Фридрих Крузе (имеется в виду фризский Jever в герцогстве Ольденбург ), и «ректор из Эвера», приступил к изысканиям в «туземных хрониках». И спустя два года опубликовал в Бремене брошюру «Рустрингия, первоначальное отечество первого российского великого князя Рюрика и братьев его» . Тремя годами позже эта работа была переведена и оттиснута в Москве . Ссылаясь на Повесть временных лет, где русь – племя, живущее между готами и англянами, Холлман доказывал, что Рюрика не шведском Рослагена, а в датской (фрисландской) Рустрингии (как уже в XX веке установил Н. Т. Беляев, по-фризски она звалась: «Rustringi», «Hrustri», «Riustri»; здесь жили и фризы, и датчане и славяне-ободриты) .

В 1836 году дерптский профессор Фридрих Крузе в «Журнале министерства народного просвещения» показал, что в немецких хрониках есть только один конунг, который может (и должен быть) отождествлен с Рюриком . Причем, главным аргументом стало, что именно после 863 г. (и до 870) Рёрик вдруг исчезает со страниц западноевропейских хроник.

В 1929 г. полузабытую эту гипотезу воскресил и аргументировал Н. Т. Беляев. (Рорик Ютландский и Рюрик начальной летописи. // Seminarium Kondakoviamm . Prague., Т. 3, 1929. С. 215–270.)

Рорик – др.-исл. Hroerikr (Hrørekr ) – Рорик Ютландский и Фрисландский из династии Скьёльдунгов, племянник (или брат) изгнанного датского короля Харальда Клака.

Когда к IX веку ослабела франкская империя Каролингов, пришло время ответного натиска «северных людей» – шведов и норвежцев и датчан.

В начале второго десятилетия IXстолетья умирает король Дании Годфред. За его трон с сыновьями Готфреда спорят Скьёльдунги – четыре брата из младшей королевской ветви. Двое гибнут, двое – Гаральд (Харальд) и Хемминг – в 826 году бегут к франкскому императору Людовику Благочестивому и с четырьмя сотнями спутников «омываются волной святого крещения» в Ингельхейме . Братья получают лены той части Фрисландии, которая зовется Рустрингия (или Нордальбингия) . Харальду достается Дорестад – порт фризов в устье Рейна и, соответственно, крупный торговый центр. И когда в 837 году гибнет Хемминг (младший из младшей ветви), его сын Рорик, перебираясь в Дорестад, находит приют у своего дяди.

В 841 г. умрет и Харальд. Еще через два года начинает распадаться империя франков.

Рорика обвинили в измене новому императору Лотарю, старшему сыну Людовика и внуку Карла Великого, и заточили в крепость. Но он бежит и объявляется у Людовика Немецкого, брата Лотаря. А, уйдя и от него, становится пиратом. В 850-м он захватывает Дорестад.

Лотарь прощает Рорика, но требует, чтобы он защищал побережье от викингов.

Между тем, в Дании вновь начинается смута. Рорик вступает в борьбу за корону, но она достается Хорику, сыну Готфреда. Рорик воюет и с ним и в качестве отступного получает порт Хедебю. Потом он берет Бремен, но в результате уходит и оттуда.

В 852 г. Рорик помогает претенденту на шведский престол Амунду в осаде Бирки (и в этом крупнейшем торговом центре свеонов появляется колония фризских купцов), потом воюет в славянском Поморье на южных берегах Балтики.

В Дорестаде у Рорика дела вновь не идут: в 864 году море крадет у конунга город: после опустошительного наводнения и изменения русла Рейна эта территория станет непригодной для обитания.). К тому же на Дорестад нападают викинги…

Тогда-то, видимо, Рорика и зовут ладожане . И он уходит на Русь «вместе со всей Русью» (Повесть временных лет) .

Полагают, что Рорик родился между 800 и 810 годом . Похоже, что город Рерик был разрушен (напомним дату – 808 год) накануне рождения Рорика. Смысл разрушения Рерика и переселения купцов и ремесленников в Хедебю понятен: датскому королю надо было, чтобы богатели купцы и мастеровые его, а не чужой страны. Потому и выбран Хедебю – он не на берегу моря, где на город может напасть вражеский флот, не в устье реки, а в среднем ее течении. Если мать датчанина Рорика и впрямь была славянкой (Иоакимовская летопись), то она вполне сознательно могла выбрать для сына датское имя, созвучное имени уничтоженной родичами ее мужа-изгоя ободритской столицы. Если мать Рорика – датчанка, то выбор имени для сына тем более должен быть определен разрушением Рерика («города в земле данов»), ведь это первый враг отца Рорика уничтожил город и переселил его жителей.

Сходство имен, похоже, и определило судьбу: когда Рорик стал взрослым, ободриты приглашают его на княжение. Можно сказать, что Рорик Ютландский с самого рождения приговорен был в земле ободритов взять на щит одну эмблем датских конунгов – сокола (вспомним об английской монете конунга Анлафа Гутфритссона).

В Ксантентских анналах упомянуто, что в 845 году «королем ободритов» стал некто Рорик, и есть все основания для отождествления его с Рориком Ютландским:

845. В том же году во многих местах язычники наступали на христиан, но из них было сражено фризами более 12 тысяч. Другая часть их устремились в Галлию, и там погибло из них более 600 человек. Однако Карл, по причине своей [военной] праздности, отдал им многие тысячи фунтов золота и серебра, чтобы они ушли из Галлии; что они и сделали. Несмотря на это, были разрушены очень многие святые монастыри, и они увели в плен многих христиан. В то время, когда это произошло, король Людовик, собрав большое войско, отправился в поход против вендов. Когда язычники узнали об этом, они, со своей стороны, отправили в Саксонию послов, и преподнесли ему дары и передали ему заложников и просили о мире. И тот предоставил мир и вернулся в Саксонию. После же этого на разбойников нашла чудовищная смерть, при этом также и вожак нечестивцев, по имени Регинхери, который грабил христиан и святые места, умер, пораженный Господом. Тогда, посоветовавшись, они бросили жребии, которыми их боги должны были указать им средство к спасению, но жребии упали без пользы. Когда же некий пленный христианин посоветовал им бросить жребий перед христианским богом, они это сделали и их жребий упал удачно. Тогда их король по имени Рорик вместе со всем народом язычников в течение 40 дней воздерживался от мяса и медового напитка, и смерть отступила, и они отпустили в родные края всех пленных христиан, которых имели .

Итак, венды (ободриты) нападают на Фризию и Галлию, разрушают монастыри и святые места, уводят полон. Потом торгуются с Людовиком и отдают ему часть пленных. Начинается мор, гибнет Регинхери Заметим, что хотя он и назван «вожаком нечестивцев»,это явно не славянин. Регинхери – скандинав, командующий набегом ободритов. И другой скандинав Рорик, «король вендов», после того, как бросили жребий перед христианской иконой, устраивает сорокадневный пост, а потом, когда видит, что мор закончился, отпускает всех пленных христиан.

Что должен сделать этот человек в скором будущем?

Разумеется, – креститься. А если он когда-то был крещен, то креститься повторно (у скандинавов это практиковалось).

О попытках Рорика отвоевать корону у датского короля Хорика и о его крещении читаем в Бертинских анналах под 850 годом:

Король норманнов Хорик вступил в войну с двумя напавшими на него племянниками и примирился с ними посредством раздела королевства. Рорик, племянник Гериольда, который прежде отложился от Лотаря,собрав войско норманнов, на многих кораблях разграбил Фризию, остров Батавию, и другие места по Рейну и Вахалю. Когда Лотарь не смог тому воспрепятствовать, он обращает [Рорика] в [христианскую] веру, и дарит ему Дорестад и другие графства…

Мой ответ на вброс о гербах Украины и России: Украина - вассал Новгорода и должна платить ему дань! 20 апреля, 2014

Начнём с "герба" Украины. Ну, во-первых, "трезубец" или "пикирующий сокол" никакой это не герб Украины и, тем более, не герб Киевской Руси.

Это герб Рюриковичей - древнерусских князей, ведущих свою родословную от Рюрика, князя Новгородского с 862 года, чей родственник Олег в 882 году завоевал Киев. Монеты в Киеве начал чеканить князь Владимир Красное Солнышко (внук Рюрика) в 900-х годах . Естественное, что он не думал ни о каком гербе Киевской Руси, т.к. он элементарно не знал, что есть такое государство (это потом историки придумали), а думал о том, чтобы все знали род Рюриковичей и поэтому разместил а монетах свой родовой герб (как когда-то Юлий Цезарь разместил на монетах свой профиль).

Всё. Тему с гербом Украины можно закрывать. Украина может признавать себя вассалом Новгорода.

Теперь с намёком на то, что Россия позаимствовала герб Орды. Я не знаю, что за монета на фото, но в труде Серебряные монеты Золотой Орды нет не то, чтобы такой монеты. Там ВООБЩЕ нет ни одной монеты с двуглавым орлом! Зато есть монеты с шестиконечной звездой Давида! Значит ли это, что укропропаганда сейчас начнёт делать намёки Израилю или не рискнёт, чтобы не нарваться на санкции финансового лобби и санкции со стороны Моссада?

Откуда же вязлся герб Российской империи? В Википедии всё описано . Надо только добавить, что династия Палеологов, чьим родовым гербом был двуглавый орёл, правила с 1261 года до 1453 года. Т.е. Византия существовала параллельно с Золотой ордой.

Герб Палеологов

Великий князь Иван III, женился на Софье Палеолог (не имевшей прав на константинопольский престол, но имевшей права на герб) в 1467 году, первое же изображение герба датируется 1497 годом, через 17 лет после падения Золотой орды.

И лично мне понятно, зачем это сделал Иван III: это была претензия на воссоздание Византийской империи на землях Руси.

Ведь во время его правления были присоединены к Москве: Новгородская земля, долгое время бывшее соперником Московского княжества Тверское княжество, а также Ярославское, Ростовское, и частично Рязанское княжества. Остались независимы лишь Псковское и Рязанское княжества, однако и они не были полностью самостоятельны. После успешных войн с Великим княжеством Литовским в состав Московского государства вошли Новгород-Северский, Чернигов (что там про Украину?) , Брянск и ещё ряд городов (составлявших до войны около трети территории Великого княжества Литовского); умирая, Иван III передал своему преемнику в несколько раз бо́льшие земли, чем принял сам. Кроме того, именно при великом князе Иване III Российское государство становится полностью независимым: в результате «стояния на Угре» власть ордынского хана над Русью, длившаяся с 1243 года, полностью прекращается.

Портрет Ивана III из книги 1575 года.

Статьи по теме: