Консультация на тему «Игры детей раннего возраста. Детские игры в раннем возрасте. Упражнения с ползанием и лазаньем



По числу участников предметные игры делятся на:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ

игра-наблюдение (ребенок наблюдает, как играют другие)

игра в одиночестве

(ребенок играет с игрушками один, только изредка заговаривая с другими детьми)

параллельная игра

(ребенок играет один, но в непосредственной близости от других детей)


ГРУППОВЫЕ

совместная игра (дети объединяются в группы для достижения какой-либо общей цели - построить домик из кубиков или из песка и т. п.)

связанная игра (ребенок общается со сверстниками, занятыми сходной игрой, но каждый поступает так, как ему хочется; здесь происходит только обмен игрушками)


ГРУППОВЫЕ ИГРЫ

Творческие игры игры

Игры с правилами

Сюжетно-ролевая игра

Подвижная игра

Строительно-конструктивная игра

Дидактическая игра


Основное содержание игр

  • Изображение домашнего труда (дети кормят кукол, одевают, укладывают их спать, готовят им обед);
  • Лечение кукол, зверюшек (смазывают воображаемой мазью, делают укол, прослушивают, дают лекарство);
  • Поездки на транспорте (составляют стульчики, берут в руки бруски, кольца от пирамидки – управляют машиной);
  • Изображение животного (малыши бегают, лают, как собачки, прыгают, как зайчики);
  • Игры с песком (формуют куличики, зарывают игрушки в песок, а потом откапывают их);
  • Игры со строительным материалом (дети строят горку, домик, мебель).

  • Игрушки у детей 1-2 мес. жизни, должны способствовать развитию зрения и слуха. Это яркий крупный легкий мяч, шар, другая яркая крупная игрушка (подвешивается над кроваткой на расстоянии 50см от глаз младенца)
  • С 2-2,5 мес. добавляются крупные сюжетные игрушки (кукла, мишка), которые помещают около кроватки, манежа. В это же время необходимы звучащие игрушки (погремушки, колокольчик, неваляшка). Кроме того, подбирают и вешают над грудью ребенка мелкие игрушки, которые можно захватывать рукой – погремушки с кольцами, подвески.
  • Начиная с 5-6 мес . дают разнообразные игрушки: пластмассовые, резиновые с пищалками, деревянные игрушки, шарики и мячики разных размеров. Среди игрушек из различных материалов обязательно должны быть образные: кукла-неваляшка и другие

Игрушки для детей от рождения до года

  • С 7-8 мес. прибавляются игрушки и предметы для вкладывания (мисочки, кубы, корзинки с игрушками). Появляются сюжетно-транспортные игрушки (каталки, авто машинки)
  • С 8-9 мес . Ребенку показывают красивые, приятные на ощупь мягкие игрушки, учат обращаться с ними. Полезны разъёмные игрушки (бочата, яйца, грибы), кольца для надевания на дугу.
  • С 10-12 мес . Ребенок осваивает предметные действия при складывании пирамидок, матрёшек, прокатывание шарика или мяча по желобку, в игре со сборно-разборными игрушками, в том числе с кубиками, кирпичиками, призмами. Кроме этих игрушек добавляются мягкие игрушки с укрупнёнными частями, коляски, простынки, одеяла для игры с куклой. Для развития навыков ходьбы используют игрушки-каталки, которые ребенок или катит перед собой, или возит за веревочку

Игрушки для детей от 1 года до 3 лет

Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий развития, среди которых:

  • становление орудийных действий;
  • развитие наглядно-действенного мышления;
  • развитие познавательной активности;
  • формирование целенаправленности действий ребёнка.

Орудийные действия

  • обычные бытовые вещи - ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр.
  • совочки, лопаточки;
  • метелочки, грабельки;
  • сачки для "вылавливания" игрушек из ванны;
  • удочки с магнитом для "ловли рыбок";
  • игрушечный телефон, часы, сумочка и пр.;
  • кукольная утварь, посуда, одежда, расчёски и пр.

Наглядно-действенное мышление

  • пирамидки , разнообразные по цвету, форме и материалу;
  • вкладыши разной формы и размера для вкладывания и накладывания;
  • матрёшки 3-4-местные;
  • "коробки форм" , т.е. игровые пособия для вкладывания в ячейки геометрических форм и предметных изображений;
  • столики с отверстиями, колышки, цветочки для втыкания;
  • крупные пазлы и мозаики ;
  • кубики крупные пластмассовые и деревянные;
  • шнурок и бусины для нанизывания;
  • народные игрушки с подвижными частями ;
  • желобок и шарик для скатывания .

Познавательная активность .

  • коробочки с секретом;
  • детские музыкальные центры;
  • механические игрушки;
  • клавишные игрушки;
  • игрушки с сюрпризом, требующие установления связи между своим движением и появлением чего-то нового;
  • материалы для игр с водой и песком: брызгалки, формочки, совочки и пр.

Целеустремлённость и настойчивость .

  • фигурные пирамидки , предполагающие создание какого-либо объекта - собачки, ёлочки, снеговика и пр.;
  • пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (кубики, разрезные картинки и др.);
  • составные игрушки - машинки, домики и пр.;
  • строительные наборы , предполагающие действия по зрительному образцу;
  • бусы для нанизывания ;
  • шнуровки и застёжки .

Социально-личностное развитие .

1. Речевое развитие

  • картинки с изображением животных и людей;
  • сюжетные картинки с изображением действий;
  • наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей;
  • элементарные виды детского домино и лото;
  • последовательности картинок, изображающие сюжеты детских сказок;
  • наборы фигур (деревянные или картонные), изображающие персонажей известных сказок;
  • звукозапись (медленная и отчётливая) детских народных сказок;
  • диафильмы;
  • игрушечный телефон.

2. Предметная (процессуальная) игра .

  • куклы тряпичные - гибкие (высота 30-40 см);
  • куклы пластиковые - гибкие;
  • кукла-голыш с набором одежды;
  • кукла в одежде;
  • маленькие "пупсики" в разных позах.
  • набор кукольной посуды (плита, чайник, кастрюльки и пр.);
  • мебель и оборудование для кукол (кроватка, ванночка, стульчик);
  • "продукты питания" - наборы овощей, фруктов;
  • "предметы гигиены" для кукол - расчёски, щётки, мыло и пр.;
  • игрушечные животные - маленькие и средних размеров с выразительной внешностью.

2. Физическое развитие .

  • Мячи (разных размеров).
  • Обручи.
  • Спортивное оборудование для малышей (качели, горки, кольца, лесенки, шведская стенка).
  • Скамеечки для ходьбы.
  • Коврики с разной поверхностью.

“Важным средством формирования
мыслительной деятельности малыша,
его интеллекта является игра”.
С. Т. Шацкий

Актуальность:

Для современного этапа развития общества (изменение политических и социально-экономических путей его развития) характерно становление принципиально новых приоритетов, требований к системе образования в целом и её начальному звену – дошкольному воспитанию. Важнейшим требованием является повышение качества образования. Развитие законодательства, регулирующего отношения в области дошкольного образования, способствовало появлению принципиально нового документа модернизации системы дошкольного образования – Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ФГТ).

Идеология ФГТ направлена на формирование принципиально нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного образования. Предлагается особое внимание уделять формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированию предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Перед педагогами в настоящее время стоит непростая задача: обеспечить непрерывное развитие ребенка с использованием разнообразных форм и методов, адекватных возрасту воспитанников, с учетом того, что основным видом деятельности ребенка-дошкольника является игра.

Одними из таких средств является технология развивающих игр. Известно, что для использования в практике работы с детьми дошкольного возраста имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для интеллектуального, в частности математического развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного детства, дают немногие.

Развивая умения детей выделять свойства предметов (их размер, цвет, форму), отметила, что при усвоении данных сенсорных представлений, а так же при упражнении на выделение свойств предметов, операций сравнения, обобщения, дети испытывают затруднения.

При поиске наиболее эффективного средства для развития логического мышления, памяти, воображения, творческих способностей, сенсорного воспитания свой выбор я остановила на логических блоках Дьенеша, т.к. считаю, что этот материал даёт возможность доступно, на наглядной основе познакомить маленьких детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов.

Для реализации своей деятельности в этом направлении поставила следующие задачи:

  • Создание условий для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через логические блоки Дьенеша.
  • Формирование умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов (в цвете, форме, величине, толщине, количестве).
  • Развития познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения, творческих способностей.
  • Воспитание первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с логическими блоками.
  • Определила направления работы :

  • Формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)
  • Обучение способам обследования предметов
  • Развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина, толщина)
  • Выделила следующие принципы организации работы:

    • Доступность:

    Адаптированность материала к возрасту детей.

    • Систематичность и последовательность:

    Постепенная подача материала от простого к сложному;

    Частое повторение усвоенного.

    • Наглядность.
    • Личностно-дифференцированный подход:

    Учет возрастных особенностей;

    Создание благоприятной среды для усвоения материала каждым ребенком.

    Определила для использования следующие методы и приемы:

    Надо отметить, что в практике работы с детьми в детском саду используются два вида блоков: объемный и плоскостной. За каждым из этих видов закрепилось свое название. Объемный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной - логическими фигурами.

    Использовать блоки Дьенеша начала в 1-ой младшей группе.

    Для организации целенаправленной работы был осуществлен подготовительный этап: составлен перспективный план, приобретены красочные пособия и альбомы, разработаны консультации для родителей и воспитателей.

    С детьми проводились игры согласно перспективному плану. Начинала я работу с блоками с того, что предоставила детям возможность самостоятельно с ними познакомиться.

    Ориентируясь на примерный уровень развития ребенка, предлагала ребенку одно-два упражнения (игры). Если он не справляется с заданием, предлагала более простое (предыдущее) по сложности упражнение, и так до тех пор, пока ребенок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение становилось той ступенькой, с которой ребенок начинал движение вперед.

    Проверив таким образом каждого ребенка, я получила достаточно ясную картину уровня мыслительных умений детей. А в свою очередь дало возможность организовать игры с учетом уровня развития каждого ребенка.

    Если ребенок легко и безошибочно справлялся с заданиями определенной ступени -предлагала игры и упражнения следующей группы сложности. Хочу отметить то, что переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он "вырос" из предыдущих, т. е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

    Данная работа проводилась по подгруппам 1 раз в неделю и индивидуально в совместной и самостоятельной деятельности с детьми. В работе с детьми 1 младшей группы использовала альбомы: “Удивляйки 1,2,3,4” (плоскостные фигуры), “Блоки Дьенеша для самых маленьких”, “Маленькие логики”. Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбомах, дети видят, как плоскостные изображения превращаются в объемные предметы, радуются ярким, забавным картинкам, у ребят развивается творческое мышление, речевая активность.

    В процессе различных действий с блоками дети сначала освоили умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем дети пробовали анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.), несколько позже - по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).

    Считаю, что именно в результате использования технологии развивающих игр, промежуточные данные педагогического мониторинга по освоению детьми ООПДО имеют положительную динамику. Вашему вниманию представляю диагностические данные по освоению задач образовательной области “Познание”, раздела: “Сенсорное воспитание” в 1 младшей группе за 2011/2012 учебный год..

    В сентябре 2011 г. был проведен педагогический мониторинг, который показала, что количество детей группы “риска” составляет 14%, группы “наблюдения” - 66% , а группы “норма” - 20%. В результате целенаправленной деятельности и по результатам промежуточного мониторинга (апрель 2012 г.) были получены следующие данные: группа “риска” составила 5%, группа “наблюдение” уменьшилась до 48%, группа “норма” увеличилась до 37%, появился “высокий уровень”, который составил 10%. Таким образом, можно отметить положительную динамику в развитии воспитанников.

    В текущем учебном году мы расширили свою деятельность другими технологиями развивающих игр - палочки Кюизенера, кубики Никитина, т.к., данный дидактический материал обладает большим потенциалом, его использование можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие логического и образного мышления. Их можно назвать спортивным комплексом для ума, для развития творческих способностей ребенка.

    Для внедрения в практику работы нового для детей дидактического материала был так же проведен подготовительный этап: составлен перспективный план, приобретены пособия и альбомы для работы с детьми, консультации для родителей по использованию развивающих игр.

    В работе с детьми 2 младшей группы использую альбомы: “Лепим небылицы” (блоки Дьенеша), “Волшебные дорожки” (палочки Кюзинера), “Чудо кубики” и “Разноцветный мир” (кубики Никитина), также “Вместе весело играть” (блоки Дьенеша и палочки Кюизенера).

    Игры и упражнения с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, кубиками Никитина подбираю с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач, учитывала их взаимосвязь (наличие общих и постепенно усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических средств. Игровые элементы в упражнения ввожу в форме игровой мотивации (построить лесенку для петушка, починить забор и так далее)

    При организации любых видов детской деятельности придерживаюсь следующих принципов:

    • Принцип дифференцированного подхода

    Я помню о том, что ребенок - уникальная личность. Стараюсь ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать. После диагностирования знаний, умений и навыков вновь прибывшего ребенка, подбираю задания в соответствии с его умениями и навыками.

    • Принцип сотрудничества

    Даю понять ребенку, что я всегда готова оказать ему личную поддержку и прийти на помощь. Если ребенок не справляется с каким либо заданием, я предлагаю: “ Давай, я тебе помогу”, “Давай попробуем вместе”, “У нас с тобой все получится”, “Ты конечно, же справишься”.

    • Принцип психологического комфорта каждого ребенка

    Проявляю понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании и обучении детей, восхищаюсь его инициативой и мельчайшей самостоятельностью - это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях. В этом возрасте очень важно создать ситуацию успеха, главное чтобы предлагаемое задание было выполнено всеми детьми, независимо от того, делал ли он самостоятельно или с моей помощью. Важно поддержать не только действием, но и словами: “Какой ты молодец!”, “Здорово у тебя получилось!”, “Замечательно!”, “Я очень горжусь тобой!”, “Великолепно!”, “Я знаю, ты сможешь!”, “Большое тебе спасибо!” и др.

    • Принцип вариативности

    Работу вне НОД или необходимой индивидуальной работы или в самостоятельной деятельности детей, а также для поддержания интереса, стараюсь использовать варианты заданий близким по целям, но предполагающих действия с разными заданиями.

    Опыт проводимой работы показал, что применение технологии развивающих игр с детьми младшего дошкольного возраста позволяет детям быстро выучить геометрические фигуры, цвета и формы, научиться отличать их друг от друга, сравнивать и анализировать и несомненно позволяет добиться положительных результатов. В своей деятельности я планирую продолжать работу в данном направлении, считаю, что применяемые технологии дают возможность формировать необходимые интегративные качества детей на протяжении всего дошкольного детства.

    Игры, направленные на социальное развитие детей раннего возраста

    Формирование своего «Я»

    1. Игра «Испечем оладушки»

    Цель: формировать эмоциональный контакт со взрослым, познакомить ребенка со своими руками, их функциональным назначением.

    Ход игры: взрослый предлагает «испечь оладуш­ки»: демонстрирует ребенку хлопки ладонями рук, проговаривая потешку:

    Ладушки, ладушки,

    Испечем оладушки,

    Испечем оладушки

    Мы для нашей бабушки.

    Затем взрослый просит раскрыть ладошки, при этом говорит: «Молодец, Аня, испекла оладушки! Вот, какие умелые ручки у нашей Анечки!»

    Если ребенок не может выполнить задание само­стоятельно, используются совместные действия.

    2. Игра «Кто спрятался?»

    Цель: учить фиксировать внимание ребенка на се­бе, идентифицировать себя со своим именем.

    Оборудование: яркий платок.

    Ход игры: взрослый сажает ребенка перед собой на стульчик, гладит его по головке, смотрит в глаза, улыбается, ласково ему говорит: «Петя - хороший, будем сейчас играть. Вот какой красивый платок, возьми, поиграй с ним». Взрослый накрывает голову ребенка платочком и произносит: «Спрячем Петю под платочком. Вот так, спрятали. Где Петя? Нет Пети!» Затем взрослый снимает платочек с головы ребенка и восклицает: «Вот Петя!», одновременно похлопывая своей ладонью по груди ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.

    Эту же игру можно проводить перед зеркалом, при этом взрослый находится рядом или за спиной у ре­бенка.

    Игру можно повторить несколько раз.

    3. Игра «Кто это?»

    Цель: учить малыша узнавать себя в зеркале, ис­пользовать указательный жест.

    Оборудование: зеркало во весь рост ребенка.

    Ход игры: ребенок стоит перед зеркалом. Взрослый указательным жестом обращает внимание ребенка на его и свое изображение в зеркале, затем словами по­буждает ребенка посмотреть на себя: «Кто это? Это Петя! Вот какой Петя! А это тетя! Вот тетя!» (и.взрослый с помощью жеста показывает на себя). Затем просит малыша показать жестом на себя (и на взрослого). Если ребенок не показывает на себя самостоятельно, то взрослый берет его руку в свою и помогает ему выполнить задание совместными действиями.

    Важно, чтобы ребенок в это время смотрел на себя в зеркало. Игра повторяется 2-3 раза. В дальнейшем взрослый побуждает ребенка не только указывать на себя жестом, но и произносить свое имя, гово­рить «Я».

    4. Игра «Топни ножкой»

    Цель: формировать эмоциональный контакт со взрослым, фиксировать внимание ребенка на своих органах чувств и частях тела, практически выделять их функции.

    Ход игры: взрослый показывает ребенку, как нуж­но топнуть ногой, и проговаривает потешку:

    Катя, Катя маленька,

    Катенька удаленька.

    Топни, Катя, ножкой,

    Топ-топ-топ!

    Взрослый просит повторить действие. Если ребенок не выполняет самостоятельно, используются совмест­ные действия.

    5. Игра «Вот Я!»

    Цель: продолжать учить выделять себя, употреб­лять личное местоимение «Я», подражать действиям взрослого.

    Оборудование: дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. «Сейчас я спрячусь. Вот так, - го­ворит он и присаживается за спинкой стула. - Я спрятался. А теперь вы спрячьтесь, как Я». Дети по­вторяют движения. Затем взрослый выглядывает из-за стула, улыбается, говорит: «Вот я», побуждая де­тей делать то же. Игра повторяется 2 -3 раза.

    Вариант. Игра проводится с использованием шля­пы.

    6.. Игра «Это мое!»

    Цель: продолжать учить выделять себя, понимать и употреблять местоимение «мое», подражать дейст­виям взрослого.

    Оборудование: одежда детей.

    Ход игры: дети сидят полукругом на стульях на небольшом расстоянии друг от друга. Перед ними си­дит взрослый. В стороне на столе лежат хороню зна­комые детям их собственные вещи. Сначала взрослый берет свою вещь, прикладывает ее к груди и произно­сит: «Это мой платок. Мой». Затем он поочередно бе­рет в руки чью-либо вещь, показывая ее детям, спра­шивает: «Это кофта. Красная кофта. Ах, какая красивая кофта! Чья эта кофта?» Хозяин одежды должен подойти к взрослому, взять ее и сказать: «Моя кофта» или «Моя». Если ребенок затрудняется это сделать, тогда взрослый сам подходит к нему, прикладывает одежду к груди малыша и говорит: «Это кофта Оли. Оля скажи: моя кофта, моя!». Таким образом, взрослый ведет себя и в отношении тех де­тей, которые на вопрос «Чья кофта?» произносят свое имя, а не личное местоимение. Важно научить ребен­ка показывать на себя жестом.

    Формирование представлений о других

    1. Игра «Учимся танцевать»

    Цель: Учить малыша кружиться за руки с партне­ром.

    Оборудование: Мишка (или кукла).

    Ход игры: Взрослый показывает ребенку куклу. Обращает внимание на то, что куклу зовут Маша, она очень любит танцевать. На ней красивое платье. Взрослый напевает песенку:

    Маша любит танцевать, ножкою притопывать.

    Она любит песни петь, ладошками прихлопывать.

    Ножкою топ-топ, покружились топ-топ,

    Ручками хлоп-хлоп, покружились хлоп-хлоп.

    Затем взрослый держит куклу за руки (со спины), берет в свои руки ручки малыша (при этом находится лицом к нему) и, припевая еще раз песенку, кружит­ся вместе с ребенком.

    В конце танца взрослый хвалит малыша и куклу: «Молодец, Танюша, научилась кружиться! Молодец, Маша, помогала Танюше кружиться!»

    2. Игра «Вместе пляшем»

    Цель: учить детей откликаться на свое имя, под­ражать действиям взрослого.

    Оборудование: разноцветные платочки.

    Ход игры: дети сидят полукругом на стульях на небольшом расстоянии друг от друга. Перед ними стоит взрослый. У него в руке яркий платочек. Вытя­гивая перед собой руку с платочком и медленно по­махивая им в сторону, взрослый напевает песенку (мелодия русской народной песни «Барыня»):

    «Вот как тетя Лена пляшет и платочком деткам машет!

    Затем взрослый поочередно вызывает к себе каж­дого ребенка, называя его по имени, предлагает «по­плясать» с платочком (при этом первая строчка пе­сенки поется иначе вставляется имя пляшущего ребенка).

    «Вот как Аня, Аня пляшет и платочком деткам машет!

    Весело, весело, очень даже весело!»

    В конце пляски взрослый обязательно хвалит каж­дого ребенка. В заключение игры взрослый всем де­тям раздает платочки и приглашает их вместе «по­плясать», напевая песенку:

    «Вот как детки наши пляшут и платочками все машут!

    Аня пляшет, Маша пляшет, Саша пляшет, Даша пляшет и т.д. (можно перечислять имена всех детей, участвующих в игре)

    Весело, весело, очень даже весело!»

    Аналогично данную игру можно проводить с бу­бенчиками, погремушками.

    3. Игра «Паровозик»

    Цель: учить ребенка отзываться на свое имя, запо­минать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.

    Ход игры: проводится с 2-3 детьми. Взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паро­возик. Главным паровозом будет сам взрослый, а ва­гончиками будут дети. Он поочередно подзывает к се­бе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками. Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь, Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс (сделай руки так, как Петя) и т.п. После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движение паровоза «Чух-чух, у-у-у!», побуждает детей повторить их.

    По мере усвоения игры количество детей, прини­мающих в ней участие, может быть увеличено.

    4. Игра «Передай мяч»

    Цель: учить взаимодействовать со сверстниками, называть имя другого ребенка.

    Оборудование: большой легкий мяч.

    Ход игры: дети стоят напротив друг друга. Взрос­лый показывает детям, как нужно правильно удер­живать и передавать мяч другому ребенку, называя «то по имени (на, Петя!). Игра эмоционально поддерживается взрослым.

    5. Игра «Я - ТЫ»

    Цель : закрепить умение узнавать себя, сверстника в зеркале; учить понимать и использовать местоиме­ния «я», «ты», называть свое имя и имя сверстника.

    Оборудование : зеркало во весь рост ребенка.

    Ход игры: игра проводится с двумя детьми одно­временно. Дети стоят перед зеркалом. Взрослый, на­ходясь в стороне (его не видно в зеркале), побуждает детей посмотреть на себя в зеркале: «Кто это в зерка­ле? Это Петя. А это Ваня. Где Петя? Вот Петя! Где Ваня? Вот Ваня! (побуждая детей показывать на себя жестом). Вот какие ребятки хорошие стоят!» И после непродолжительной паузы: «Кто это?» (побуждая ре­бенка употребить местоимение «я» и назвать свое имя - «Я, Петя»). «А это кто?» (взрослый обращается к этому же ребенку и побуждает его назвать имя рядом стоящего сверстника). «Да, это Ваня. «Скажи, я - Петя, ты - Ваня.» Важным моментом здесь является использование указательного жеста, направленного сначала на самого ребенка (местоимение «я»), затем на сверстника (местоимение «ты»). Такая же проце­дура проводится и со вторым робелI ком. Вариант. Игра проводится с взрослым.

    Формирование представлений о предметном мире

    1. Игра «Возьми игрушку»

    Цель : знакомить ребенка с новой игрушкой, запо­минать названия игрушек, учить действовать в соот­ветствии с их функциональным назначением.

    Оборудовани е: игрушки по количеству детей.

    Ход игр ы: взрослый достает из яркой красивой ко­робки по одной игрушке. Обращается к детям с во­просом: «Что это?» Если дети не называют игрушку, взрослый ставит на стол, обыгрывает ее. Например: «Это мячик, он катится», показывает, как катится мячик. Это матрешка, топ, топ, матрешка идет в гос­ти. Это зайчик, он прыгает».

    Взрослый побуждает ребенка взять игрушку и вы­полнить с ней предметно-игровое действие. Затем ка­ждый ребенок ставит игрушку в коробку и называ­ет ее.

    2. Игра «Матрешка»

    Цель : вызывать у ребенка интерес к матрешке и дей­ствию с ней, учить выполнять соотносящие действия.

    Оборудование : трехместная матрешка, сундучок.

    Ход игры : взрослый стучит по сундучку и спраши­вает: «Кто там?», открывает его, достает матрешку, говорит: «Ой, кто это? - Это матрешка, Ляля, при­шла с тобой поиграть. Давай раскроем ее, посмотрим, что там?»

    Взрослый раскрывает матрешку, обращая внима­ние ребенка на другую матрешку, просит ребенка раскрыть ее: «Давай, посмотрим, что там? Ой, там матрешка, маленькая Ляля! Давай сделаем одну мат­решку, соберем их. Маленькую матрешку поставим в юбочку, накроем платочком. А теперь эту матрешку поставим в большую юбочку, накроим большим пла­точком. Вот она, матрешка! Спрячь матрешку в сун­дучок. Что там в сундучке?»

    Игра повторяется.

    3. Игра «Соберем пирамидку»

    Цель : вызывать у ребенка интерес к пирамидке и действию с ней, учить выполнять соотносящие дейст­вия.

    Оборудование: пирамидка (четыре кольца), мешо­чек.

    Ход игры : взрослый показывает ребенку «чудес­ный мешочек» и просит рукой ощупать предметы внутри мешочка: «Догадайся, что там». Затем доста­ют из мешочка колечки и стержень: «Мы с тобой бу­дем собирать пирамидку».

    Взрослый показывает, как нужно нанизывать ко­лечки, выбирая всегда самое большое. В конце игры предлагает ребенку спрятать пирамидку в «чудесный мешочек»: «Что там в мешочке?»

    Игра повторяется.

    Игру можно повторить в усложненном варианте. Из мешочка достают целую пирамидку, затем разби­рают ее, акцентируя внимание ребенка на размере колец, затем снова собирают.

    4. Игра в мяч

    Цель: познакомить ребенка с игровыми действиями с мячом.

    Оборудование : мяч средней величины (диаметр 15 см), мячи разного размера.

    Ход игры: взрослый дает ребенку мешочек и про­сит ребенка открыть его: «Посмотри, что там, дос­тань игрушку!» После того, как ребенок достанет мяч, взрослый говорит: «Вот какой красивый мяч, мы будем с ним играть!» Показывает ребенку игро­вые действия: мяч катится, прыгает, его можно ловить.

    Взрослый играет вместе с ребенком, активизируя выполнение ребенком самостоятельных действий.

    5. Игра «Уложим мишку спать»

    Цель : познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с мишкой, функциональным назначением кровати, формировать подражательные действия взрослому.

    Оборудование : мягкая игрушка - мишка, детская кроватка.

    Ход игры : взрослый показывает ребенку мишку и обыгрывает его: мишка топает, пляшет, катается в машине. Взрослый сообщает, что мишка устал, хочет отдохнуть: «Давай уложим мишку в кроватку!»

    Взрослый демонстрирует, как можно приласкать мишку-игрушку (прижать к себе, погладить по го­ловке) и положить его в кровать, накрыть одеялом, спеть песенку - «баю-бай».

    Игру можно повторить с другим мишкой, предос­тавив ребенку больше самостоятельности.

    6. Игра «Угостим кукол чаем»

    Цель : познакомить ребенка с назначением посуды, выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, ложки).

    Оборудование : куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).

    Ход игры : взрослый говорит малышу, что в гости пришли куклы, их надо посадить за стол и угостить чаем. «Давай расставим чашки и блюдца. Теперь раз­ложи ложки к чашкам. «Налей» чай в чашки. Напои чаем наших гостей».

    При затруднении используются действия по пока­зу. В конце игры взрослый называет предметы по­суды: «Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай».

    В конце игры взрослый произносит потешку:

    Чайник на столе поставим,

    Блюдца, чашки мы расставим,

    Будем мы гостей встречать,

    Кукол чаем угощать!

    7. Игра «Паровозик»

    Цель : вызывать интерес у ребенка к игрушке - паровозику, учить предметно-игровым действиям с ним.

    Оборудование : паровозик, рельсы.

    Ход игры : взрослый показывает ребенку паровозик и обыгрывает его: «Чух-чух, ту-ту! Осторожно, по рельсам едет паровозик!»

    Взрослый демонстрирует, как можно действовать с игрушкой, чтобы паровозик не останавливался.

    Игру можно повторить, прикрепив к паровозику вагончики, предоставив ребенку возможность самому провозить его по рельсам.

    Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные), эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и др.).

    Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности.

    Первая группа - это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность детей (при условии сформированности определённого уровня игровых действий и умений) имеет инициативный, творческий характер - ребята способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач. В самостоятельных играх создаются условия для проявления детьми инициативы, которая всегда свидетельствует об определенном уровне развития интеллекта.

    Игры этой группы, к которым можно отнести сюжетные и познавательные, особенно ценны своей развивающей функцией, имеющей большое значение для общего психического развития каждого ребёнка.

    Сюжетные игры представляют собой основу формирования игровой деятельности в раннем и дошкольном детстве. В сюжетных играх ребенок с помощью взрослого усваивает:

    особенности предметов - игрушек (ознакомительные игры);

    способы действия с ними (отобразительные игры);

    приобретает опыт практической деятельности и отражает назначение предметов (сюжетно-отобразительные игры);

    отражает ролевые взаимоотношения людей (сюжетно-ролевые игры);

    отражает трудовые и общественные отношения (ролевые игры).

    Познавательные игры направлены на:

    самостоятельное обследование игрушек,

    узнавание их физических свойств,

    реализацию возможности различным образом действовать с ними.

    Вторая группа - это различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки, даёт фиксированную программу действий для достижения определённого результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направленные на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственного - эстетического воспитания дошкольников.

    Активность детей в обучении играм носит в основном репродуктивный характер: дети, решая игровые задачи с данной программой действий, лишь воспроизводят способы их осуществления. На основе сформированности навыков и умений дети могут затевать самостоятельные игры, в которых будет больше элементов творчества.

    В группе игр с фиксированной программой действия относятся подвижные, дидактические, музыкальные, игры - драматизации, игры - развлечения.

    Подвижные игры способствуют совершенствованию основных движений, выработке нравственно-волевых качеств, косвенно влияют на умственное и эстетическое воспитание дошкольников. Они могут быть сюжетными и бессюжетными.

    Дидактические игры (с игрушками, дидактическим материалом, словесные, сюжетно-дидактические, настольно-печатные) педагоги используют в целях умственного развития детей. Вместе с тем в этих играх ребята учатся согласовать действия, подчиняться правилам игры, регулировать свои желания в зависимости от общей цели.

    Музыкальные игры могут быть хоровыми, сюжетными и бессюжетными, часто сочетают в себе элементы дидактических и подвижных игр. Влияют на эстетическое, физическое, умственное развитие детей.

    Игры - драматизации влияют на речевое, умственное развитие детей и воспитывают эстетические чувства.

    Игры - развлечения повышают эмоционально-положительный тонус, способствуют развитию двигательной активности, питают ум ребенка неожиданными и яркими впечатлениями.

    Кроме собственно игр следует сказать о так называемой не игровой деятельности, протекающей не в игровой форме. Это могут быть особым образом организованные начальные формы детского труда, некоторые виды изобразительной деятельности, ознакомление с окружающем на прогулке и т.д.

    игра младший возраст родитель

    Статьи по теме: