Ментальная карта введение в психологическую теорию. Что такое ментальные карты. Какие программы использовать для их построения

Эта статья содержит сведения об удивительном и очень эффективном способе фиксирования информации - ментальных картах, о том, для чего они нужны, как их составлять и использовать в учебном процессе. В приложении - несколько красочных примеров.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ментальные карты (майндмэппинг, mindmapping) - это удобная и эффективная техника мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Естественный потому что ментальная карта – это в буквальном смысле слова визуализация человеческого мышления: во-первых, сам нейрон выглядит как мини-майндмэп (ядро с ответвлениями), во-вторых, мысли на физическом уровне отображаются как «деревья» биохимических импульсов.

Хотя первые примеры создания интеллект карт можно встретить в научных трудах, созданных еще столетия назад, широкое их применение началось во второй половине двадцатого века благодаря английскому психологу Тони Бьюзену . Бьюзен систематизировал использование ментальных карт, разработал правила и принципы их конструкции и приложил массу усилий для популяризации и распространения этой технологии. Из 82 книг написанных Бьюзеном и посвященных этой тематики самой известной является - «Научите себя думать» - она входит в перечень 1000 величайших книг тысячелетия.

Мы привыкли записывать свои мысли линейно. То у такого способа есть существенные недостатки:

  • Записанное трудно запомнить и еще труднее восстановить в памяти . Это происходит потому, что визуально такая запись выглядит монотонно, с постоянно повторяющимися элементами - словами, абзацами, списками и т.д. А мы, когда у нас перед глазами плывут монотонные картинки, легко отключаемся.
  • В таком конспекте трудно выделить главное . Обычно главные идеи мы запоминаем благодаря особым ключевым словам, которые для нас являются носителями впечатлений об идее. Этих слов немного и они теряются в массе ничего для нас не значащих, обычных слов.
  • Время при такой записи расходуется очень неэффективно . Мы вначале записываем много ненужного, а потом вынуждены это ненужное читать и перечитывать, пытаясь найти те самые ключевые слова и определить степень их важности.

Тони Бьюзен предлагает нам перестать бороться с собой и начать помогать своему мышлению с помощью овладения техникой ментальных карт. Цель создания карты мыслей – навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации.

Характерные черты ментальных карт:

Основной объект изучения (отправная точка размышлений) всегда размещается в центре карты;

Аспекты основного объекта, вопросы, связанные с ним, и смежные темы расходятся от центрального образа в виде ветвей;

Ветви-ассоциации поясняются ключевыми словами, фразами или графическими образами, от них отходят ветви второго порядка, выражающие вторичные идеи, от которых, в свою очередь, расходятся ветви ассоциаций третьего порядка;

Ветви ассоциаций формируют иерархическую структуру.

При создании ментальной карты применяются такие приемы, как:

Использование цветов и графических изображений;

Использование аббревиатур (или иностранных слов);

Использование условных обозначений и т.д.

Тони Бьюзен разработал целый свод правил по созданию ментальных карт, служащих для того, чтобы карты были красивыми и эффективными, задействовали весь потенциал мозга для работы с информацией.

Правила создания ментальных карт.

  1. Какая бумага подходит для создания ментальных карт?

Удобнее всего рисовать на формате А4 (не большой, не маленький). Расположение горизонтальное, цвет бумаги - белый.

  1. Какой должен быть стиль ментальной карты?

Стиль карты важно сделать запоминающимся! Для этого можно использовать юмор, нестандартность (большое делаем маленьким, маленькое большим и т.д.) С практикой появится собственный неповторимый стиль. Важно, чтобы, в первую очередь, ментальная карта нравилась вам самим.

  1. Структура ментальной карты.

Радиальная. Основная идея, задача или объект внимания - в центре, остальные объекты, связанные с темой, отходят в виде веток от центра к периферии ментальной карты.

Понятная. Из карты должен быть очевиден порядок следования информации, важность, приоритетность того или иного блока информации, для этого лучше использовать выделение, например ореол или использование другого цвета. Создание целостного, структурного блока информации с понятной последовательностью - вот, к чему стоит стремиться.

  1. Разнообразие

Используйте различные по виду картинки, меняйте размер шрифта, масштаб. Однообразие неинтересно, и не привлекает внимание.

  1. Коды

Применяйте кодирование: более важное делайте красным или зеленым, используйте общепринятые коды, придумывайте собственные для выделения той или иной информации, чтобы придать ее некоторую общность.

  1. Используем картинки везде, где только можно.

Трехмерные динамичные картинки лучше вспоминаются и позволяют простроить перспективу. Символы используем как собственные, так и общепринятые. Идея такая: "говорящие" картинки, которые вызывают эмоции, лучше воспринимаются, запоминаются и извлекаются из памяти. Центральный образ рисуем всегда, он содержит 3 и более цветов, желательно объемный.

  1. Слова

Не больше одного-двух слов на ветке. Это позволяет расширить возможности потока ассоциаций, идей, мыслей. Слова подбирать ключевые, 1-2 слова, увидев которые, вы сможете вспомнить всю картину целиком. Печатные буквы проще читать. Трехмерные привлекают внимание.

  1. Цвета

Используем разнообразные цвета и текстовыделитель для выделения объектов информации и лучшего последующего их запоминания. С цветами надо быть аккуратнее, иногда больше не значит лучше, помним о целостном восприятии и соотношениях цвета. Если ментальная карта будет пестреть 20-30 разными оттенками, получится какофония и целостное восприятие нарушится.

  1. Линии и связи в ментальной карте.

Чем ближе линия к центральному образу - тем она толще. Длина линии равна длине слова или размеру картинки. Линии также призваны показывать значимость, последовательность и связи одного блока информации с другой. Для указания связи используем стрелки.

(Правила создания ментальных карт в виде ментальной карты - http://www.stimul.biz/images/data/gallery_122.jpg )

Познакомившись с ментальными картами совсем недавно, я уже смогла в полной мере оценить их преимущество и считаю, что с данной техникой необходимо познакомить учащихся, проведя мастер класс. Ученики могут использовать такую карту для конспектирования материала, составления плана своего ответа, графического отображения изучаемых концепций, литературных произведений, анализа и запоминания исторических событий, физических явлений, работы над проектом и даже для написания сочинения.

Несколько примеров.


Наше время требует от человека умения обрабатывать невероятно большие объемы информации, думать стратегически и придумывать новые решения. К сожалению, человек для достижения этих целей чаще всего пользуется старыми методами и моделями мышления. О том, как работать с информацией более эффективно, узнавал журналист сайт

Порядок освобождает мысль.
Р. Декарт

25 июня в студии «Smart Time» прошел тренинг «Ментальные карты: технологии креативности», где участники приобрели опыт использования более продуктивного подхода к запоминанию и обработки информации.

Умение эффективно управлять информацией — уже не желательное, а необходимое для современного человека задача. Ведь каждый из нас ежедневно сталкивается с огромными потоками информации: интернет, телевидение, пресса, реклама. Нам приходится реагировать на эту информацию и поступать соответственно с нашими целями: часть просто игнорировать, часть откладывать «на потом», часть необходимо немедленно обрабатывать (например, директиву от руководства).

Не смотря на значительное количество поступающей информации, в настоящем мы продолжаем использовать те же самые способы ее представления, которые использовали и наши предки, когда объем и интенсивность информационного потока были в десятки раз меньше.

Проверенные временем формы представления информации имеют ряд недостатков

Текст, список, таблица, диаграмма — проверенные временем формы, к которым мы привыкли, но у которых есть ряд недостатков:

1. При достаточно больших объемах традиционный способ записи довольно сложно запомнить и воспроизвести;
2. Трудно выявить ключевые идеи;
3. Неэффективное использование времени при обработке информации;
4. Тяжело использовать творческий подход и нахождение новых решений при описании проблемы.

Автор методики ментальных карт Тони Бьюзен обнаружил, что проблема кроется в механизме работы человеческого мозга. Известно, что левое полушарие мозга отвечает логические аспекты: речь, операции с последовательностями, линейным представлением информации, операции с перечнями, списками, числами. Правое же решает абстрактные задачи: пространственную ориентацию, целостность восприятия, воображение, восприятие цвета и чувство ритма.

Альтернативой линейного метода (например, текста) являются ментальные карты — запись информации, основанной на визуальном мышлении и совместной работе правого и левого полушарий мозга.

Преимущества

Метод имеет ряд преимуществ, которые для демонстрации мы представим в этой статье в виде текста и в виде ментальной карты.

Итак, преимущества ментальных карт перед обычными методами представления информации:

1. Информацию записывать легче, быстрее и меньше по объему.

2. При чтении карты видно взаимосвязи в информационном блоке, структуру и логику.

3. При использовании ментальных карт человек развивает мышление (творческое и логическое), память и воображение.

4. При использовании ментальных карт мы задействуем творческие процессы и используем весь потенциал, так как используем оба полушария мозга.

5. Мы запоминаем информацию сразу, более качественно и в больших объемах

6. Методу ментальных карт легко научиться.

Теперь эта же информация, представленная в виде карты

Как известно, основными функциями мозга являются восприятие, хранение, анализ, воспроизведение и управление информацией.

Человек легче запоминает информацию, поданную в виде ментальной карты, так как она соответствует некоторым свойствам нашего восприятия:

1. Целостность, законченность образа.
2. Эмоциональная выразительность образа
3. Ассоциативность

Интересным свойством карт является тот факт, что ее в равной степени легко использовать людям с разным подходом к работе. «Креативщикам», бурлящих идеями, карты не ставят ограничений, но в то же время организовывают их творческий пыл в понятную и четкую структуру, которую можно воплотить в жизнь. Сторонники же порядка и четкости смогут видеть в стройной структуре карты новые, свежие решения.

Применение ментальных карт

Креатив. Ментальные карты широко используются для развития творческого мышления и проведения мозговых штурмов. Метод позволяет генерировать идеи и организовывать их в понятную четкую структуру, удобную при обработке сгенерированных идей. Кроме того, подобная организация помогает принять взвешенное и обдуманное решение при сложных ситуациях, когда присутствует много различных факторов.

Информационный менеджмент. Ментальные карты также используются при организации большого количества информации — древовидная структура позволяет быстро и эффективно оценивать поступающую информацию и определять ее место в иерархии. Кроме того сокращается время на поиск информации.

Человек легче запоминает информацию, поданную в виде ментальной карты, так как она соответствует некоторым свойствам нашего восприятия

Планирование. Благодаря методу улучшается работа с проектами, так как видна связь между ресурсами, задачами, сроками, объемами и способами реализации отдельных задач проекта. Часто карты используют в качестве инструмента тайм-мененджмента — вы сможете увидеть полную картину дел, вывести приоритеты выполнения и привязать выполнение задач к времени.

Презентация. Цельность карты дает возможность также четко доносить какую-либо идею людям, избегая ненужных отступлений, укладываясь в сроки презентации. Кроме того, последовательность и логичность презентации с помощью ментальной карты позволит понять слушателям именно то, что вы хотели сказать.

Визуализация. С помощью карт вы сможете наглядно представить исчерпывающую информацию о связях, соотношении, иерархии какого-либо понятия или проекта.

Обучение. При обучении на человека обрушивается огромное количество информации, требующее четкой организации, так как эту информацию необходимо будет зафиксировать (записать), отфильтровать важное и неважное, запомнить, связать с практическим выполнением и предыдущим опытом. Ментальные карты позволяют решить эти задачи благодаря тому, что наглядно выделяется главное и второстепенное, видна взаимосвязь между понятиями и, благодаря структуре и использованию ассоциаций, информацию намного легче запомнить.

Наталия Павлова привела очень интересный пример опыта использования ментальных карт преподавателем цитологии (наука о клетках) в одном из киевских университетов. Она предложила студентам провести эксперимент и разделила студентов на три равные группы. Первой группе лекции читались с помощью ментальных карт, которые преподаватель сама рисовала для студентов. Вторая группа рисовала карты лекций самостоятельно. Третья группа была контрольная — преподавание велось классическим методом лекций и конспектирования. Кроме того, вводилось дополнительное условие — экзамен по предмету принимал другой преподаватель. В итоге — первая группа имела 100% сдачи предмета со средними и низкими показателями, вторая группа — 100% сдача с высокими показателями, контрольная группа — показатели успешности не изменились — часть группы не сдала предмет или сдала с невысокими показателями.

Кроме организации информации, существенно увеличивается скорость и качество конспектирования. Конспект в виде ментальной карты более целостен, понятен и емок — найти что-либо (дату, определение) намного проще и быстрее.

Метод также может быть использован при составлении расписаний, инструкций, для проверки знаний в какой-либо сфере.

Техника составления ментальных карт

Применение ментальных карт — довольно непростой, имеющий массу нюансов, но все же крайне полезный навык, требующий определенной подготовки и времени. Наталия Павлова отметила, что для того, чтобы метод ментальных карт стал хорошим навыком, необходимо нарисовать их не менее ста штук.

В период «оживления» карт приходят нестандартные решения и новые способы достижения целей

Начало работы с картами — режим свободных ассоциаций или «мозговой штурм». Возьмите лист бумаги, начните обдумывать свою идею или проект. Записывайте абсолютно все мысли, связанные с проектом — не критикуйте и не огранивайте себя.

Второй этап — непосредственно составление карты:

1. Возьмите лист бумаги и нарисуйте в центре главную тему вашей карты. Лучше всего использовать яркий, запоминающийся образ вашей темы.

2. От главной темы проведите несколько ветвей. На каждой из них напишите одну идею (мысль, образ, понятие), связанных с главной темой из тех, что вы сгенерировали во время мозгового штурма.

3. К основным идеям также подведите несколько ветвей, который связаны с ними.

Третий этап. Отложите вашу карту на период от 2 часов до двух дней. Таким образом карта «устоится» в вашем сознании.

Четвертый этап. «Оживление» карты. Используйте как можно больше ассоциативных изображений и форм для предания карте эмоциональной выразительсноти. Используйте цвета: например, что-то важное или опасное (то, на что обратить особое внимание) выделите красным цветом; яркую идею, радостное событие — желтым цветом. Строгих рекомендаций к использованию цветов и изображений нет, так как ассоциативные связи у каждого человека разняться. Главное условие — ваш собственный язык образов должен четко передавать вам информацию с карты. Яркие образы карты дадут вам возможность ее хорошо запомнить и натолкнут на творческие мысли. Очень часто в период «оживления» карт приходят нестандартные решения и новые способы достижения целей, вспоминаются упущенные фрагменты.

Пятый этап. Отложите вашу карту на период от двух часов до двух дней. Этот повторный «закрепительный» этап даст возможность что-либо дополнить или изменить в карте. После этого этапа ваша карта готова и вы можете ее применять. С течением времени, возможно, вы будете совершенствовать ее, усложнять или упрощать, дополнять каким-либо новыми идеями. При дополнении пользуйтесь теми же правилами составления ментальных карт.

Например, если к теме «Использование ментальных карт» приложить вышеуказанный метод, получится следующая схема:

СОВЕТЫ АВТОРА МЕТОДИКИ ТОНИ БЮЗЕНА

1. Важно помещать слова на ветках. Ветки должны быть «живыми», гибкими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее ментальных карт. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних, одинаковых, монотонных объектов.

2. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому «склеивание» слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

3. Длина линии равняется длине слова. Это экономнее и «чище».

4. Пишите печатными буквами как можно яснее и четче.

5. Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.

6. Обязательно используйте рисунки и символы (для центральной темы рисунок обязателен). В принципе, ментальная карта может вообще целиком состоять из рисунков.

7. Старайтесь организовывать пространство, не оставляя пустого места и не размещать ветви слишком плотно. Для небольшой карты используйте лист А4, для большой темы — А3.

8. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

9. Располагайте лист и слова горизонтально («альбомная ориентация»). Такую карту удобнее читать и нет необходимости крутить.

ОТЗЫВ УЧАСТНИКА ТРЕНИНГА

Ирина Запотоцкая,
преподаватель

После тренинга я стала чаще использовать ментальные карты. Метод мне очень поможет в моей профессиональной деятельности: я собираюсь перевести свои лекции, тренинги и проекты в формат карт. Это поможет моим студентам лучше понимать предмет и запоминать информацию.
Я заметила, что теперь при подготовке проектов, конспектировании мне самой хочется использовать карты, так как они интуитивны, просты и эмоциональны.

Кроме того — интересное наблюдение — карты помогают придумывать очень новые, неожиданные решения задач и стимулируют появление новых идей.

Так ли это?

Что это?

Карта памяти — это легкая для понимания схема подачи информации.

Например, я составил ментальную карту весеннего ремонта автомобиля:

Примеры ментальных карт




Почему так?

Тони Бюзен говорит, что именно так наш мозг и мыслит. Такими вот пучками (он называет это радиальной схемой) и ассоциациями. А значит именно такой формат подачи информации самый понятный для нашего мозга.

Чтобы по-настоящему «проникнуться» какой-либо информацией нашему мозгу нужно ее:

  • Увидеть
  • Услышать
  • Понюхать
  • Потрогать
  • Лизнуть
  • Нарисовать
  • Произнести
  • И ТАК ДАЛЕЕ

Иными словами, чем больше органов чувств, навыков и связей мы используем при обдумывании, тем более качественные идеи будет выдавать наш мозг.

Основные правила составления карты

  • Придумайте центральный образ и расположите его в центре будущей карты. Например, обдумываете идеи для отдыха? Плюхните в центр рисунок шляпы и надпишите его словом «ОТДЫХ!!!»
  • Используйте корткие слова вместо длинных предложений. Если вы рассматриваете варианты поехать на море, то и ключевым словом будет «МОРЕ», а не «ПОЕЗДКА НА МОРЕ».
  • Только ПЕЧАТНЫЕ БУКВЫ на карте!
  • Рисуйте! Чем красочнее ваша карта, тем лучше она будет вам служить.

Чем Майнд Карта лучше Конспекта?

Нас с детства приучали вести конспекты…

Но ведь ментальные карты кладут их на обе лопатки!

Смотрите, ментальные карты:

  • Нагляднее (за счет рисунков, стрелок и цветов)
  • Быстрее (вы быстрее бежите глазами по карте)
  • Структурированнее (видны связи и иерархия)
  • Приятнее (Поверьте рисовать карту гораздо веселее, чем писать нудный конспект!)

Где применять?

  • При чтении
  • При докладах
  • Для запоминания
  • Для обучения (и студентам и преподавателям) — эх, мне бы метод майнд карт в университет!
  • Для выбора из нескольких вариантов
  • Для придумывания нестандартных идей

На самом деле применение ментальных карт безгранично. Подробно обо всех этих пунктах Бьюзен пишет в своей книге, ссылку на которую я приведу в конце статьи.

Программы для составления ментальных карт

На сегодняшней день самой удобно и продвинутой программой является MindJet. Фантастически приятно с ней работать, но стоит она очень и очень прилично. Впрочем, когда русского человека это останавливало?))

Программа для работы с ментальными картами

Самая популярная программа для работы с ментальными картами — MindJet (бывшая Mind Manager). Стоит она целое состояние — 349 евро.

Многие на этом останавливают свои поиски и идут качать крякнутый МайндДжет. А зря. Есть хорошая альтернатива — бесплатная программа XMind. Вот ее официальный сайт.

А вот так выглядит рабочее окно программы (нажмите, чтобы увеличить):

Все на английском, но в настройках можно включить и русский интерфейс.

Есть у XMind и платные версии. Стоят они 69 и 89 Евро (на 10.10.16). Все равно намного дешевле, чем MindJet, но все же за что мы платим?

Вот табличка, которая многое объясняет:

Кстати, для некоммерческих организаций XMind дает 50% скидку.

Но я лично использую бесплатную версию и мне ее хватает. Часто мне присылают карту в формате MindJet, но XMind ее прекрасно «переваривает».

Популярные вопросы про XMind

Чья это программа? Откуда разработчики?

Если я правильно понял, из Китая. Причем продукт очень старый и проверенный — они на рынке с 2007 года! А с 2008 года программа открыла свой код (Open Source).

Есть ли русский язык?

Да, программа переведена на 14 языков. В том числе и на русский. Вот:

Местами английские словечки проскакивают, но это не критично.

Какие системные требования?

Скромные. Программа требует присутствия на компе Java. Если у вас она не стоит, то инсталятор поможет вам ее поставить.

Если программа все-таки притормаживает, то в меню можно сделать следующее:

  • Редактировать — Предпочтения — Редактирование, и далее выключите анимацию и тень
  • Редактировать — Предпочтения — Проверка правописания — Отключить проверку правописания

Есть ли интеграция с облачными сервисами, например, с Dropbox?

Нет, зашитой в функционал интеграции нет. Правда вы всегда можете сделать ее вручную.

Для этого просто создайте папку в Dropbox для ваших XMind-проектов. И далее сохраняйте все новые проекты туда.

Кстати, в программе предусмотрена интеграция с Evernote. Можно сохранять все карты в текстовом формате или в виде большой картинки.

Резюме

Сам Бьюзен поет соловьем, конечно… Ментальные карты по Бьюзену — это чудо, панацея от всех бед и путь человечества к светлому будущему. Такой «густой шоколад» размазанный по страницам книги немного отталкивает. Но такова уж стилистика АБСОЛЮТНО всех книг по саморазвитию от американских авторов.

Лично для меня ментальные карты стали хорошей альтернативой, этаким «апгрейтом» обычной линейной записи проектов, планов и конспектов.

Действительно эти пучки, эти рисунки — это не просто прикольно и весело, это еще и работает лучше. Я стал лучше планировать, яркие идеи стали появляться чаще. Ментальные карты приятнее читать спустя пару недель — все остается понятным.

Короче, ментальные карты — еще один инструмент эффективного человека! Я теперь планирую только так))

Рисуем ментальную карту — ВИДЕО!

Обновление от 01.09.2016:

Спустя годы могу сказать, что… ментальные карты я практически НЕ использую. Так и не прижились у меня.

Использую только, когда надо набросать архитектуру какого-то небольшого проекта. Либо если проводим быстрый мозговой штурм на магнитной доске. В остальных случаях использую обычные конспекты, но не скучные, а с рисунками, стрелочками, выделениями и рисунками. ИМХО такой конспект удобнее, чем ментальная карта.

То есть, я взял что-то от ментальных карт, а что-то от обычных конспектов. Получился этакий гибрид)) Это если писать от руки. А если нет, то ментальные карты становятся совсем неудобными. Ну, наверное, это индивидуально. Знаю людей, которые просто тащатся от программ типа MindJet или XMind.

Какие неудобства я обнаружил у метода ментальных карт:

  • Нужно заранее продумывать всю архитектуру. Если просто нужно быстро что-то законспектировать, то можешь ошибиться со структурой и карта выйдет уродливая. С одной стороны — пусто, а с другой — едва умещающимся мелким шрифтом.
  • Если вы делаете конспект в Word или Evernote, то легко можете скопировать содержимое даже в чат. А вот с ментальной картой на базе MindJet все не так просто…

Перед вами образец простейшей ментальной карты, созданной с помощью бесплатной программы FreeMind . На нём представлена изначальная структура нескольких первых тренингов, подготовленных проектом . Её можно использовать, к примеру, во время презентации, поскольку такая карта является отличным решением для визуальной подачи информации, альтернативным способом записи (в противоположность линейной). Но нас они гораздо больше интересуют как метод организации системного мышления, поиска идей на основе ассоциаций. О таких диаграммах связей мы уже вкратце упоминали в уроке, посвящённом . Сегодня представляем вашему вниманию более детальный материал с описанием преимуществ mindmaps для каждого, указанием их отличий от других способов визуализации и конкретными примерами употребления.

Суть и история появления ментальных карт

Сразу оговоримся о значении термина. Понятие «ментальная карта» в научной литературе чаще встречается в психологии и связано с поведением человека. Касательно предмета нашей статьи этот термин не совсем удачный, поскольку не отображает сути английского «mindmap», от которого и происходит. Тем не менее, название «ментальные карты» широко употребляется, наравне с более правильными с филологической точки зрения категориями «диаграммы связей», «интеллект-карты», «карты мыслей». Поэтому условимся, что для большего удобства будем их использовать как синонимы.

Ментальные карты или диаграммы связей – эффективная техника альтернативной записи и визуализации. Современное представление о них было заложено в 70-е гг. прошлого века британским психологом и телеведущим Тони Бьюзеном. Он интересовался проблемами развития интеллектуальных способностей, . Добился незаурядных результатов – в 1997 г. в прямом эфире установил рекорд в запоминании многозначных чисел.

В ходе своих исследований Т. Бьюзен пришёл к выводу, что общепринятый способ восприятия текстовой информации не является оптимальным. По его утверждению, чтение страницы слева направо и сверху вниз представляется человеческому мозгу искусственным, ведь он устроен так, что воспринимает данные нелинейно и сразу целиком. Из критики «неудобств» линейного восприятия позже и появились ментальные карты как приём организации информации и альтернативный способ записи. Что значительно важнее, работа в направлении совершенствования концепции интеллектуальных карт показала возможность их применения как инструмента в технике «мозгового штурма» (хотя это и не стало открытием – прообразом пользовались и до этого), для поиска и генерации новых идей, запоминания, .

Метод Бьюзена начал широко применяться практически сразу после того, как был представлен широкой аудитории с помощью телепередачи «Думай головой» на канале ВВС, которую сам автор и вёл. Позже он написал ещё несколько книг о своей технике, ставших бестселлерами. Но изобретателем теории его можно назвать лишь с натяжкой. Подобные методы применялись уже мудрецами Древней Греции и Рима (Порфирий, Аристотель и др.), инженерами Нового времени. Безусловно, Бьюзен обозначил границы современного подхода, не скрывая, что опирался на труды предшественников.

Для завершения представления о сути ментальных карт отметим, в чём их отличие от других способов визуализации. От стандартных диаграмм и графиков диаграмму связей отличает отсутствие строгости. Вы создаёте свою древовидную схему так, как того требует задание, или как вам удобнее. Не нужно заботиться об иконографии, сухих числах или процентах. График чаще всего строится, чтобы показать какое-либо измеримое отношение, но принцип построения ментальной карты абсолютно другой – показать связь (часто неочевидную) какой её видит автор.

Последнее время приобретает популярность использование, в первую очередь дизайнерами и инженерами, концепт карт – графического инструмента, призванного показать отношение между понятиями. Но их главное отличие от майнд мэпов в том, что они создаются для одновременной работы сразу с несколькими идеями, а не одной, и описанием отношений между ними.

Применение диаграмм связей

Насколько эффективно применение ментальных карт? Была проведена серия исследований с участием студентов американских университетов. В результате выяснилось следующее:

  • 80% студентов уверены, что интеллект-карты помогают лучше понимать научные концепции и идеи;
  • Ментальные карты способствуют лучшему запоминанию материала;
  • Студенты с низким уровнем способностей лучше усваивают знания, добытые с помощью диаграмм связей.

Итак, области, в которых можно применить карты мысли с пользой:

Презентация

80% людей на планете – визуалы. Это значит, что они лучше воспринимают то, что можно увидеть. Памятуя об этом, следует готовить своё . Используйте иллюстрации, схемы, графики, в том числе и ментальные карты. Комбинированное использование различных способов подачи информации послужит удержанию внимания и лучшему усвоению материала.

Активизация творческого мышления. Мозговой штурм

Креативный процесс зачастую тесно связан с . Т. Бьюзен предложил использовать ментальные карты для его активизации: для этого в центре листа следует записать ключевое понятие или идею, а все ассоциации отмечать или рисовать на ветвях, идущих от главного понятия. В дальнейшем уже они обрастают новыми ассоциациями. Это позволяет не только расширить набор связей уже готовой идеи, но и сгенерировать новую, отыскать неочевидное.

Диаграммы связей пригодятся также для решения творческих задач, создания алгоритма поиска ответа. Запишите интересующий вас вопрос на листе в верхнем левом углу, а идеальное решение – справа внизу. Постройте цепочку с промежуточными действиями, которая позволит пройти путь от проблемы до идеального результата. Изучите и проанализируйте этот путь, найдите необязательные звенья, или те, которые можно объединить. Всё это кажется довольно простым, но порой именно понятной визуализации и не достаёт для того, чтобы найти необходимое заключение.

Обучение

Как говорилось выше, схематическое изображение материала способствует его лучшему усвоению. Попробуйте, обучаясь чему-либо, использовать не только учебники, но и таблицы, интеллект-карты, диаграммы. Создавать их можно даже самому – это и удобный способ , и техника запоминания (смотрите ниже).

Развитие памяти

Ментальные карты можно применять как . Записанная таким образом информация лучше запоминается, структурирует знания, позволяет выделять главное и удобно работать с большими объёмами данных.

Менеджмент (управление)

Диаграммы связей также используются в планировании и разработке проектов, построении органограмм. Они являются отличным решением для , где существует необходимость разделения областей ответственности.

Кроме того, ментальные карты пригодятся в деле проведения тренингов, при составлении , развитии интеллектуальных способностей.

Главные принципы техники построения диаграмм связи

1. Начните с центра листа, написав или нарисовав, по меньшей мере, тремя разными цветами, ваше ключевое слово.

2. Смело используйте изображения, символы, коды разных размеров для вашей карты.

3. Записывайте ключевые слова, используя и заглавные буквы, и буквы нижнего регистра.

4. Каждому слову или изображению должна соответствовать одна ветвь (линия).

5. Линии одной ветви должны быть соединены и становиться тоньше по мере отдаления от центра.

6. Длина линии должна соотноситься с длиной записанных на ней слов или нарисованных объектов.

7. Применяйте разные цвета для разных ветвей и групп ключевых слов.

8. Развивайте ваш собственный стиль создания ментальных карт.

9. Используйте ассоциации.

10. Чётко стройте свою карту на основе радикальной иерархии или контуров.

Каждого из нас окружает море информации. И на протяжении всей жизни мы только и делаем, что чему-то учимся и генерируем новые идеи… Иногда кажется, возможности уже исчерпаны; голова забита не только «полезностями», но и ерундой; а очередной пласт важных знаний в нее попросту не поместится.

Однако есть способы подключить скрытые ресурсы своего мозга. И один из наиболее действенных - ментальная карта! Именно с ее помощью знаменитые ученые, бизнесмены, актеры в короткие сроки запоминают большой объем информации и генерируют новые идеи.

«Менталка» первая моя…

Откуда еще брать примеры, как не из собственной жизни! Впервые с ментальной картой я, сама того не ведая, столкнулась в далеком детстве. А точнее, в первом классе. Я никак не могла выучить наизусть стихотворение, которое задал учитель.

Больше двух часов повторяла незамысловатые строчки, а толку – никакого… Дело дошло до слез, и тогда вмешался папа. Он перечитал несколько раз стишок, взял лист бумаги и карандаши. И нарисовал то, что было в стихотворении. Птица, парящее в синем небе; легкая струйка пара вдали; девушка в длинном платье, шагающая по траве, и солнце… с красными елками на нем!

С тех пор эта картинка стоит в моей голове, и стихотворение Василия Жуковского вспомню, если даже проснусь среди ночи. Вот оно:

Жаворонок
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны!

Теперь ясно, почему на картинке моего папы деревья произрастали прямо на Солнце и были окрашены в ярко красный цвет?.. Вот и мне все стало предельно понятно. Тем более что папа ради максимальной смысловой прозрачности подписал «who is» девушка в длинном платье (сама Весна). Что за птичка порхает в небе (тот самый жаворонок). И обозначил, что птичка не просто летает, но и поет (то самое облачко, которое так часто встречаешь в комиксах, - только с нотами вместо слов).

В общем, сам того не подозревая, папа сумел освоить новый для себя метод и создать настоящую (хоть и абсолютно примитивную) «менталку», которая выполнила свою задачу на «5+»! И, кстати, использовал при этом самые правильные инструменты. Какие именно – расскажу дальше.

Ветки вам в помощь

Американцы называют «менталку» mind map, что в переводе означает «интеллектуальная карта». На мой взгляд, это название более полно характеризует данный метод обработки, структурирования и запоминания информации.

Метода mind map может пригодится в самых разных ситуациях. Конспект лекции; краткое содержание книги или кинофильма; создание «живой» презентации для деловых переговоров; фиксация очередной идеи, которая только ожидает своего воплощения в жизнь… Ситуаций, когда практически безграничные возможности mind map могут прийти на помощь, множество.

Но как выглядит среднестатистическая «карта ума»? Обычно в ее основу ложится одна-единственная тема. Ее необходимо вынести в центр листа, выделить ярким цветом, обозначить крупными буквами, заключить в замкнутый контур – одним словом, чтобы тема бросалась в глаза по максимуму. Она станет неким ядром, от которого в разные стороны расползаются «щупальца» - подтемы либо ключевые слова.

Дальше – больше. От крупных «веток» идут более тонкие «отростки». Каждое слово или мысль, ложащиеся в их основу, должны быть максимально емкими и запоминающимися. В результате мы получаем яркую схему, похожую на разросшееся дерево со множеством мелких веточек.

Mind map помогает разложить «по полочкам» практически любую тему; главное – опыт составления и чтения интеллектуальных карт. А это уже - дело наживное.

Каждому – своя карта

Примеры, выхваченные из жизни, наглядней всего демонстрируют эффективность ментальных карт. Так, моя двоюродная сестра Катя решила освоить данный метод, чтобы изучить иностранный язык и выйти замуж за жителя Германии.

Из-за того, что немецкий язык был для нее абсолютно чужд, она начинала с самого простого: пополнения словарного запаса. Для этого обозначала в центре каждой ментальной картины тему (к примеру, «продукты питания» - «LEBENSMITTEL»), и от этого ядра «простирала» в сторону стрелки. Это были «фрукты» («früchte»), «овощи, зелень» («gemüse»), мясо («fleisch) и т. д.

Естественно, что она не только обозначала наименования тех или иных продуктов либо предметов, но и рисовала их.

Эти ментальные карты Катя развешивала в разных комнатах своего дома; в офисе; где работала; возила в бардачке автомобиля. Как результат – постоянное «видение» незнакомых слов и их изображений помогло ей в максимально сжатые сроки расширить словарный запас. Данный метод помог ей и на дальнейших, более сложных этапах освоения немецкого языка.

На самом деле, конструирование ментальных карт не требует каких-либо особых навыков. Главное – следовать собственной интуиции и не копировать те mind map, которые вы видели раньше. Ведь карта, которая будет понятна одному человеку, совершенно не поможет другому. Этот метод чрезвычайно индивидуален и, если ваша цель – составление ментальных карт, не стоит звать на помощь подружку.

«Интеллектуалка» и ее особенности

Есть несколько нюансов, позволяющих создать максимально эффективную «менталку».

Вот они:

  • лист бумаги должен находиться в горизонтальном состоянии. Так мы получаем максимальное пространство, которое можно заполнить яркими образами и ключевыми словами.
  • не забывайте о картинках. Они являются основной составляющей каждой «карты ума», так как врезаются в память намного более эффективно, чем буквы или цифры.
  • конструирование ментальных карт подразумевает использование красок. Создавайте разноцветные картинки, подписывайте их карандашами разных оттенков. Чем ярче будет ваше произведение, тем быстрее и отчетливей «ляжет» в пространство памяти.
  • подписывая те или иные сюжеты, используйте разные шрифты. Данный метод только приветствует любые проявления собственного «я». Неслучайно специалисты называют составление интеллектуальных карт «графическим отображением работы мозга».
При этом очень важно избавить ментальную карту от каких либо лишних элементов. Забудьте о витиеватых рамочках, бессмысленных цветочках и сердечках. Все, что лишено информативности, но при этом перенасыщено эмоциональностью, - изгоняем из нашего интеллектуального полотна без лишних сомнений!

Зная, как сделать ментальную карту, мы экономим время, нервы и деньги. Так что берите бумагу, цветные карандаши – и вперед, метод mind map вас ждет!

Статьи по теме: