Мир льда и пламени. Официальная история Вестероса и «Игры престолов. Официальная история Вестероса и Игры Престолов


Здесь собраны все накопленные знания, научные выкладки и унаследованные предания мейстеров и септонов, певцов и сказителей. Это хроника, простирающаяся от Рассветных Веков до Века Героев, от пришествия Первых Людей до прибытия Эйегона Завоевателя, от его воцарения на Железном Троне до восстания Роберта и падения Безумного Короля, Эйериса II Таргариена, - события, находящиеся в тесной связи с нынешним противостоянием...

Читать полностью

МИР ЛЬДА И ПЛАМЕНИ. Этот щедро иллюстрированный том, украшенный более чем 170 оригинальными художественными изображениями - всесторонняя история Семи Королевств, обеспечивающая ярко выстроенные сцены эпических битв, горького соперничества, и дерзких восстаний, что привели к событиям Песни Льда и Пламени и "Игре Престолов" телеканала НВО. В течение многих лет сотрудничая с Элио Гарсией-младшим и Линдой Антонссон, основателями известного фанатского сайта Westeros.org, Джордж Мартин объединил усилия с людьми, которые знали этот мир так же хорошо, как его создатель.
Здесь собраны все накопленные знания, научные выкладки и унаследованные предания мейстеров и септонов, певцов и сказителей. Это хроника, простирающаяся от Рассветных Веков до Века Героев, от пришествия Первых Людей до прибытия Эйегона Завоевателя, от его воцарения на Железном Троне до восстания Роберта и падения Безумного Короля, Эйериса II Таргариена, - события, находящиеся в тесной связи с нынешним противостоянием Старков, Ланнистеров, Баратеонов и Таргариенов. Окончательный недостающий кусок ослепительной вселенной Мартина, Мир Льда и Пламени служит убедительным доказательством того, что перо сильнее бури мечей.

Скрыть

Смерть короля Роберта Баратеона повергла Семь королевств в пучину коварных интриг и кровавых войн. История последующих событий хорошо известна, хотя ещё и не дописана до конца. Впрочем, и во времена правления династии Таргариенов, и ранее земли Вестероса, как и соседнего континента Эссоса, не отличались спокойствием. Мейстеры Цитадели на протяжении веков прилежно вели хроники многочисленных политических противостояний и вооружённых конфликтов, которые сотрясали Семь королевств и их соседей.

George R. R. Martin, Elio Garcia, Linda Antonsson
The World of Ice & Fire: The Untold History of Westeros and the Game of Thrones
Энциклопедия
Выход оригинала: 2014
Переводчик: Н. Виленская
Издательство: АСТ, 2016
328 стр., 3000 экз
Похожие произведения:
«Dragon Age. Мир Тедаса»
«Мир Ведьмака»

В 2006 году, вскоре после выхода в свет долгожданного «Пира стервятников», Джордж Мартин объявил, что подписал контракт на выпуск путеводителя по вселенной Льда и Пламени. Книгу предполагалось выпустить в конце 2007-го или начале 2008 года - сразу после «Танца с драконами». А основным содержанием должен был стать эдакий биографический словарь цикла с информацией обо всех его героях.

Однако, как это нередко бывает у Мартина, планы разошлись с действительностью. Хотя он трудился над книгой не в одиночку, а привлёк к проекту создателей крупнейшего фан-сайта Westeros.org Элио Гарсию и Линду Антонссон, работа над «Миром Льда и Пламени» заняла куда больше времени, чем предполагалось. Впрочем, на английском книга увидела свет действительно после выхода «Танца с драконами» - в 2014 году. Но содержание претерпело серьёзные изменения. Авторы отказались от идеи делать энциклопедию персонажей и вместо этого сосредоточились на истории Семи королевств и сопредельных государств.

Текст стилизован под исторические хроники, написанные мейстерами. Как следствие, не всё, изложенное на страницах книги, стоит принимать на веру, ведь «историк» вполне может ошибаться, чего-то не знать или на свой лад интерпретировать события. Например, то, что книга написана в эпоху династии Баратеонов и адресована Томмену, накладывает отпечаток на отношение «автора» к последним Таргариенам и Роберту Баратеону - первым достаются упрёки, а основателю новой династии, конечно, комплименты. Благодаря такому подходу повествование получилось очень живым, и книга читается как отличный образец популярной истории.

Первая половина «Мира Льда и Пламени» посвящена преимущественно династии Таргариенов. После краткого экскурса в самые ранние времена Вестероса, а также в эпоху взлёта и падения Валирии авторы переходят к разговору об Эйгоне Завоевателе и его наследниках. Правлению каждого из королей династии посвящена отдельная глава, и многие из них вполне могли бы лечь в основу самостоятельных произведений - они не менее насыщены интересными личностями, конфликтами, междоусобицами и интригами, чем основной цикл. Из финальных глав этой части, по времени действия приближенных к «Песни Льда и Пламени», можно узнать немало интересных подробностей о героях цикла. Например, в книге весьма подробно описана блестящая карьера Тайвина Ланнистера и его взаимоотношения с королём Эйерисом II, который будет прозван Безумным.

Вторую часть путеводителя авторы посвятили отдельным регионам мира - всем Семи королевствам Вестероса, а также государствам и городам Эссоса. Даже тем, которые в цикле едва упоминались. Тут, увы, связность повествования теряется. Рассказ распадается на отдельные эпизоды - причём зачастую с участием персонажей, о которых мы раньше не слышали и не факт, что ещё услышим. Так что эти главы уже не насколько увлекают, как первая часть книги.

Всерьёз при чтении, однако, расстраивает не это, а качество перевода. Стиль оригинала выдержан очень недурно, однако в русском тексте масса сокращений и неточностей. Большинство ошибок вроде и не выглядят серьёзными, но их количество просто удручает. Тем более что в текстах Мартина детали очень важны.

Итог : великолепный путеводитель по одной из наиболее самобытных, проработанных и популярных фэнтезийных вселенных, который немного подпорчен ошибками перевода.


Хроники танца с драконами

О династии Таргариенов Джордж Мартин рассказывает не только на страницах «Мира Льда и Пламени», но и в повестях «Принцесса и королева, или Чёрные и зелёные» и «Принц-негодяй, брат короля». Как и путеводитель, они стилизованы под исторические хроники, но куда более подробно показывают события гражданской войны, которая расколола династию Таргариенов и была прозвана Танцем с драконами.

Сам Эйгон для своих современников остался такой же загадкой, как и для нас. Владелец меча Чёрное Пламя, он почитался одним из величайших воинов своего времени, но не любил состязаться в воинской доблести и на турниры ни разу не выезжал. На Балерионе Чёрном Ужасе он летал только в бою или желая быстро куда-то добраться. Был вдохновенным полководцем, но не имел близких друзей кроме Ориса Баратеона, с коим вместе росли. Пользовался успехом у женщин, но хранил верность сёстрам.

Вы открываете «Мир Льда и Пламени» - путеводитель по вымышленному миру «Песни Льда и Пламени», прославленной саги Джорджа Р.Р. Мартина. На страницах этой книги подробно описывается история Семи Королевств и далеких заморских земель, их традиции и культура; рассказывается о королях династии Таргариенов и отдельных великих лордах, о сражениях и восстаниях, о героях и предателях прошлых веков. Перед вами отнюдь не обычный справочник, а полноценная художественная книга, больше половины которой принадлежит перу самого Мартина. Помимо самого писателя, над книгой работали его преданные поклонники Элио Гарсия и Линда Антонссон - создатели сайта westeros.org и, пожалуй, единственные люди на свете, которые знают мир «Песни» почти так же хорошо, как и его творец.

Перевод книги на русский язык был выполнен сообществом 7kingdoms.ru . Благодарности и низкий поклон за хорошую работу всем переводчикам и редакторам, которые помогли массе почитателей мира Мартина познакомиться с новой чудесной книгой.

В переводе участвовали: catherynestark, Daena, Demos, Dinaya, Drezden, Eternelle, Hastred, John Smith, Kogotok, Lady_Laziness, L enhen, Marynys, Merja, nightkeo, NobbyNobbs, Olenna Redwin, po6epm, Shtee, Tarja, Toy_Soldier, Xanvier Xanbie , Кей .

Текст редактировали: Dinaya, Glypher, Lenhen, Lestarh, NobbyNobbs, Olenna Redwin, Perelynn, po6epm, Sergey_CS, Shtee, Vicca, Xanvier Xanbie .

Корректоры: Demos, Dinaya, Eternelle, LinkOFF, NightScorpion, Vicca, Кей .

Подготовка иллюстраций: compart.

Верстка: Lenhen.

Главный редактор перевода: ЛедиЛёд .

0 0 1 . Посвящение (худ. Могри, Дженнифер Сол Чай, Томас Сиагиан).

ПРЕДИСЛОВИЕ

ИСТИННО ГОВОРЯТ, что всякое здание выстраивают камень за камнем. То же самое можно сказать и о знаниях – их добывают и накапливают многие и многие ученые мужи, причем каждый опирается на труды своих предшественников. Неизвестное одному прекрасно знает другой, и, если хорошо поискать, то окажется, что действительно незнакомого останется не так уж много. Ныне я, мейстер Яндель, заступив в свою очередь на место каменщика, обтесываю ведомые мне части, чтобы поместить еще один камень в великую крепость знаний, столетиями воздвигаемую как внутри, так и за стенами Цитадели. И крепость эта, сооруженная руками бесчисленных предтеч, несомненно, продолжит строиться руками бесчисленных потомков.

Я подкидыш. Однажды утром на десятом году правления последнего короля династии Таргариенов я был подброшен в пустую клетушку Палаты грамотеев, где кандидаты применяют свое искусство письма для всех, кто в этом нуждается. Меня нашел некий кандидат и отнес к архимейстеру Эдгеррану, сенешалю того года – тогда и определился мой жизненный путь. Эдгерран, чьи кольцо, жезл и маска были серебряными, посмотрел на мое перекошенное от крика лицо и объявил, что я могу пригодиться. Когда мне в отрочестве впервые рассказали об этом, я посчитал, будто он предвидел мою судьбу мейстера; и лишь много позже узнал от архимейстера Эброза, что Эдгерран писал трактат о пеленании младенцев и захотел проверить некоторые предположения.

Но, сколь бы ни были дурны предпосылки, в итоге я оказался на попечении слуг, время от времени привлекая внимание мейстеров. Меня воспитывали как прислужника в залах, комнатах и библиотеках, однако архимейстер Валгрейв одарил меня знанием письменности. Вот так я узнал и полюбил Цитадель и рыцарей разума, охраняющих ее драгоценную мудрость. Я мечтал только о том, как стану одним из них, и буду читать о далеких местах и давно умерших людях, наблюдать звезды и измерять ход сезонов.

Так я и поступил. Первое звено своей цепи я выковал в тринадцать лет, за ним последовали и другие звенья. На девятом году правления короля Роберта, первого этого имени, моя цепь была завершена. Я принес обеты мейстера, и меня благословили остаться в Цитадели – служить архимейстерам, помогая им в делах. Честь была велика, однако наисильнейшим моим желанием стало создание собственной работы – такой, которую обычные грамотные люди могли бы прочесть сами (и прочитать своим женам и детям), чтобы узнать о свершениях добрых и прискорбных, справедливых и предосудительных, великих и малых. И потому я вновь принялся за дело в своей мастерской, решившись создать новый и заметный труд в ряду шедевров давно скончавшихся мейстеров, моих предшественников. Перед вами же – последствие моих устремлений: история деяний доблестных и порочных, народов знакомых и чужих, земель близких и далеких.

00 2 . Эйгон Завоеватель на Балерионе Черном Ужасе, крупный план (худ. Хорди Гонсалес Эскамилья).

ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ

00 3 . Возведение Стены (худ. Чейз Стоун).

00 4 . Известный мир, карта (худ. Майкл Джиллатли).

РАССВЕТНАЯ ЭПОХА

НЕТ НИКОГО, КТО МОГ бы с уверенностью сказать, когда у мира было начало, однако это не отвращает мейстеров и книжников, ищущих ответ. Сорок ли тысяч лет ему, как утверждают некоторые, или, возможно, это число достигает пятисот тысяч… Или даже больше? Про то не написано ни в одной ведомой нам книге, ибо в первую мировую эпоху, называемую нами Рассветной, у людей не было письменности.

Впрочем, мы вполне уверены, что мир был куда более отсталым – местом для диких племен, живущих только плодами земли, ничего не знающих о приручении животных или обработке металлов. В древнейших текстах – в преданиях, записанных андалами, валирийцами, гискарцами и даже таким далеким народом, как сказочные асшайцы – содержится то немногое, что нам известно о первых днях мира. Но, при всей своей древности, владеющие письменностью народы в Рассветную эпоху не были даже детьми. И поэтому истину, прячущуюся в легендах, вычленить так же трудно, как и отыскать иглу в стоге сена.

Что же можно сказать о Рассветной эпохе наиболее точно? Мы знаем, что в землях Востока было предостаточно людских племен – примитивных, как и весь примитивный мир той поры, но многочисленных. А вот во всем Вестеросе, от Земель Вечной зимы и вплоть до берегов Летнего моря, обитало лишь два народа: Дети Леса и существа, известные как великаны.

О великанах Рассветной эпохи можно поведать очень и очень немногое, поскольку никто не собирал их истории, легенды или сказки. Мужи Дозора поговаривают, что у одичалых есть сказания о беспокойных великанах, которые жили рядом с Детьми Леса, бродили, где им вздумается, и брали все, что пожелают. Во всех сообщениях о них говорится как об огромных, могучих, но простодушных существах. Заслуживающие доверия отчеты разведчиков Ночного Дозора – последних людей, еще видевших великанов живыми – утверждают, будто те были покрыты густым мехом, а не просто являлись очень большими людьми из детских сказок.

В архивах Цитадели имеется письмо мейстера Эймона, отправленное в первые годы правления Эйгона V. Мейстер сообщает о донесении разведчика по имени Редвин, написанном во времена короля Доррена Старка. Там рассказывается о путешествии к Покинутому мысу и Стылому берегу и при этом упоминается, будто разведчик и его товарищи сражались с великанами и торговали с Детьми Леса. В письме Эймон заявлял, что обнаружил множество подобных донесений при исследовании архивов Дозора в Черном замке и считает их достоверными.

Имеется такое убедительное свидетельство о захоронениях великанов, как «Путями усопших» мейстера Кеннета – исследование курганов, гробниц и обычных могил на Севере. Этот труд был создан, когда мейстер служил в Винтерфелле в годы долгого правления Кригана Старка. По костям, найденным на Севере и отправленным в Цитадель, некоторые мейстеры высчитывают, что рост крупнейших великанов мог достигать четырнадцати футов, хотя другие полагают двенадцать футов более близким к истине числом. Все рассказы давно скончавшихся разведчиков, записанные мейстерами Дозора, единодушны в том, что великаны не создавали ни домов, ни одежды и не знали иных орудий, кроме отломанных от дерева ветвей.

0 05 . Великан (худ. Дуглас Уитли).

Великаны так и остались существами Рассветной эпохи. У них не было королей или других вождей, ими не устраивались жилища где-нибудь под высокими деревьями или в пещерах, не обрабатывались поля или металл. Века шли мимо этого народа. Все больше становилось людей, все меньше – лесов, которые прореживались и распахивались. Теперь великанов нет даже в землях за Стеной, и последним сообщениям о них уже больше сотни лет. Да и те сомнительны – возможно, разведчики Дозора попросту сочиняли байки у костра.

Дети Леса во многом были полной противоположностью великанам. Их жизнь мы сегодня назвали бы примитивной, и все же они были не до такой степени дикарями, как великаны. Сходные ростом с детьми, но смуглые и прекрасные, они не умели работать с металлом, однако владели великим искусством обработки обсидиана (который в народе называют драконовым стеклом, валирийцы же применяли для него слово, означающее «застывший огонь»). Из обсидиана сотворялись орудия для труда и охоты. Дети Леса искусно создавали одежду из листьев и коры (ткачеством они не владели), также научились делать луки из чардрев и сооружать травяные силки. Охотились с ними и мужчины, и женщины.

Говорили, что их песни и музыка столь же прекрасны, как они сами, но то, о чем пели Дети Леса, сохранилось лишь в маленьких отрывках, записанны...

© М. Д. Хорсун, 2015

© ООО «ТД Алгоритм», 2015

* * *

Пролог

Вымышленные миры будоражат людские умы уже не одно десятилетие. Головокружительные приключения, герои, на которых хочется быть похожим, мудрость, вплетенная писателем-фантастом между строк его произведений, – все это проросло в жаждущих душах, нашло в них отклик и рассыпалось целым сонмом направлений искусства, призванных насытить неиссякаемую тягу человека к волшебству. Чудесное решение всех проблем, заключенное во взмахе магического жезла или слове, привлекало и продолжает привлекать именно своей волшебной невозможностью, призрачностью, и мы ныряем в красочные фантазии с головой, отрешаемся и верим, что где-то в далекой-далекой галактике наши любимые герои действительно существуют…

Известно, что, читая книгу, каждый представляет себе что-то свое, образы имеют отличия, а герои приобретают черты тех, кто оживляет их в своем воображении. Но многим историям стали слишком узки рамки книжных страниц.

Кинематографисты взялись за трудную, а до недавнего времени и невыполнимую задачу – создать миры, поражающие своим великолепием, не для одного человека, а для всех. Эта задача выполнена с блеском, и мы с удовольствием пересматриваем полюбившиеся кинокартины, переживаем за героев, обретших лица, восхищаемся далекими мирами и фантазией их создателей.

Фантастика и фэнтези – не просто субкультура. И то и другое стало частью массовой культуры давно и неоспоримо, а для некоторых – серьезным бизнесом, включающим издание книг и другой печатной продукции (журналы, комиксы, фэнзины и пр.), производство кино– и телефильмов, телесериалов, мультипликационных фильмов, разработку компьютерных игр (современные игры по бюджету и сложности создания уже не уступают блокбастерам), издание настольных игр и т. д.

Зачастую говорят: «Фэнтези?.. Ой, нет, – это побег от реальности. Я больше люблю что-то жизненное». Что же понимается в таком случае под определением «жизненное» – сериалы о золушках из провинции, которым удается выйти замуж за богатых бизнесменов, чтобы, преодолев ряд семейных трудностей, обрести личное счастье, зажить безбедно и красиво, а иногда – сделать успешную карьеру в качестве деловой женщины? Истории о благородных бандитах, гениальных врачах и хитроумных сыщиках?

И кто из нас уходит от реальности?..

Много ли в них «жизненности»?

Или, быть может, они так же помогают многим возместить недостающую в их повседневности веру в справедливость, в правосудие, в любовь? В квалифицированную – воспринимайте это с иронией или без, – медицинскую помощь?

Подсматривать за красивой жизнью и любовными перипетиями шикарных женщин и атлетически сложенных мужчин в декорациях роскошных особняков и на экзотической натуре, где всегда лето, – не это ли побег от действительности?

Но если существует спрос, должно быть и предложение. Мелодраматические сериалы, детективные, мистические, комедийные, фантастические – все это наша разношерстная массовая культура.

«Лучшее фэнтези написано на языке мечты. Оно такое же живое, как мечта, реальнее, чем сама реальность… По крайней мере, на миг, долгий волшебный миг перед тем, как мы проснемся. Фэнтези – серебро и багрянец, индиго и лазурь, обсидиан с прожилками золота и лазурита. А реальность – это фанера и пластик, окрашенные в грязно-коричневые и желтовато-зеленые тона». (Джордж Мартин)


Очень редко, но метко внутри массовой культуры возникают явления, объединяющие поклонников разных жанров – совершенно непохожих друг на друга людей. Фильмы-события, которые единовременно покоряют сердца и захватывают умы многочисленных зрителей. Сериалы-события, которые заставляют людей во всем мире ждать, затаив дыхание, каждый новый сезон, каждую новую серию. Затем делиться впечатлениями, высказывать предположения о дальнейшей судьбе того или иного персонажа. Более того – организовывать фан-клубы, засыпать создателей письмами, проводить ролевые игры по мотивам полюбившейся истории…

Все это справедливо в отношении сериала, которому посвящена эта книга.

«Игра престолов» – одна из самых титулованных на сегодняшний день киноэпопей в телеформате. По данным компании-производителя, каждую серию четвертого (последнего на момент работы над книгой) сезона посмотрели в среднем 18,4 млн человек.

Мы уже упомянули, что некоторые называют фантастику и фэнтези развлечением для тех, кто стремится уйти от действительности. Но насколько это справедливо в отношении «Игры престолов»?

Что может быть реальней отточенной стали, рассекающей плоть?

Что может быть реальней борьбы за власть?

Что может быть реальней тиранов на троне?

Что может быть реальней… средневековой грязи?

Ну, а драконы, великаны и магия занимают слишком мало экранного времени, чтобы всерьез отвлечь внимание от людей с их страстями и драмами, и служат лишь для придания нужного колорита и особого оттенка всей истории, как бы подсказывая нам, что происходящее на экране – все-таки выдумка.

Нестандартный подход к жанру фэнтези, продемонстрированный создателями сериала, прост и эффективен. В центре повествования мы видим не противостояние богов, магов или выдуманных нечеловеческих рас, нет там чудесных артефактов или волшебных кристаллов, нет классической борьбы Добра и Зла.

Во главе угла находится Человек. И мы следим за судьбами людей в крайне жестоком, но не лишенном мрачного очарования средневековье. «Игра престолов» – исторический кинороман, вот только история эта происходит в мире альтернативном, но не менее убедительном и логичном, чем наш.

Чтобы по достоинству оценить титанический труд, проделанный создателями сериала, давайте вернемся в недалекое прошлое, когда конвейер иллюзий только начинал свою работу…

Немного о фэнтези в кино и на телевидении

Фэнтези начали снимать практически сразу после возникновения кинематографа. Первопроходцем можно назвать французского режиссера Жоржа Мельеса (1861–1938). Он был известен тем, что снял не менее тысячи (точное число не установлено) картин, заложив основу будущим фильмам ужасов, научной фантастике и фэнтези. Самый известный фильм Мельеса – «Путешествие на Луну» (1902 г.), к фэнтези его относят с натяжкой, но выпущенный через год «В стране фей» уже можно назвать полноценным представителем жанра.

В 20‑е годы прошлого века большую популярность имел фильм Фрица Ланга «Нибелунги», снятый по средневековой германской эпической поэме. Картина отличалась не только впечатляющими по тем временам спецэффектами, но и «особым имперским духом», из-за чего ее любил пересматривать Адольф Гитлер.

Особой любовью у киноделов начала и середины прошлого века пользовались древнегреческие мифы и восточные сказки. В 1924 году на экранах впервые появляется «Багдадский вор», а в 1940 году выходит его звуковой и цветной ремейк, имевший огромный успех у зрителей во всем мире, в том числе в СССР. В 1947 году состоялся не очень удачный «дебют» Синдбада («Синдбад-мореход») в фильме Ричарда Уоллеса. Популярный персонаж арабских сказок получил второй шанс в картинах, впоследствии ставших классикой жанра: «Седьмое путешествие Синдбада» (1958 г.), «Золотое путешествие Синдбада» (1974 г.) и «Синдбад и глаз тигра» (1977 г.).

Что касается античных сюжетов в кино, то в 1963 г. выходит в свет фильм «Ясон и аргонавты» Дона Чеффи, а в 1981 г. – легендарная «Битва Титанов» Десмонда Дэвиса, ремейк которой с Сэмом Уоррингтоном в главной роли был выпущен в 2010 г.

Ряд критиков относят к кинофэнтези работы советских сказочников Александра Роу («Василиса Прекрасная», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Морозко» и др.) и Александра Птушко («Новый Гулливер», «Садко», «Илья Муромец», «Вий», «Руслан и Людмила» и др.). Так что утверждение, что в СССР «фэнтези не было», можно оспорить.

Одной из знаковых картин в истории жанра является «Конан-варвар» Джона Милиуса с Арнольдом Шварценеггером в главной роли (1982 г.). А интересна она не столько молодым Арни и сюжетом, основанным на произведениях Роберта Говарда, а тем, что это была первая попытка снять «взрослую фэнтези». В фильме присутствовали те слагаемые, благодаря которым мы любим «Игру престолов»: натурализм, брутальные персонажи, кровавые битвы на мечах и секс. Однако в последующем продолжении эту инициативу похоронили, надолго отдав фэнтези детям, подросткам, а также их родителям. Исключение составляет разве что известный фильм Рассела Малкехи «Горец» (1986 г.), в котором впервые события разворачивались одновременно в средневековье и в современном мире. «Горец» положил начало целой вымышленной вселенной, включающей пять полнометражных фильмов, два популярных телесериала (на экранах с 1992 г. по 1999 г.), а также мультипликационный сериал, компьютерные игры, романы, комиксы.

Один из первых сериалов в жанре фэнтези – британская экранизация детского романа Клайва Льюиса «Лев, колдунья и платяной шкаф» в десяти сериях (1967 г.).

В восьмидесятые годы определенной популярностью пользовался сериал «Робин из Шервуда» (1984 г.), в нем знаменитый лесной разбойник противостоит не только жадным богатеям, но и колдунам.

Одним из самых масштабных телепроектов в жанре фэнтези стали «Удивительные странствия Геракла», снимавшиеся в Новой Зеландии с 1995 по 1999 год. За это время вышло 6 сезонов (111 серий). Интересно, что персонаж, впервые появившийся в одном из эпизодов «Геракла», зажил собственной жизнью, переплюнув по популярности античного силача с не очень греческой внешностью. Речь идет о воительнице по имени Ксена (или Зена, кому как больше нравится). Съемки «Ксены – королевы воинов» длились с 1995 по 2001 год, всего вышло 6 сезонов (134 серии), сериал стал феноменом поп-культуры, а его главная героиня – символом феминизма.

В 1996 году на экраны выходит блокбастер «Сердце дракона», открывая очередную веху в развитии кинофэнтези. Одним из главных героев фильма впервые становится полностью анимированный на компьютере огнедышащий ящер. К этому времени зрительским успехом пользовались многие фантастические фильмы, в которых применялась компьютерная графика, – «Трон», «Бездна», «Газонокосильщик», «Терминатор‑2», «Маска», «Парк Юрского периода» и др., – так что оживший дракон не стал открытием для любителей жанра. Однако ящер, голос и даже частично внешность которому подарил Шон Коннери, играл на уровне остальных актеров, ему было уделено много экранного времени, он активно взаимодействовал с миром, в котором разворачивалась история. Стало ясно, что компьютерные персонажи в ближайшем времени станут атрибутом каждой картины в жанре кинофэнтези.


С них все начиналось… Актеры двух самых популярных сериалов 1990‑х годов. Именно благодаря им удивительный мир фэнтези полюбился миллионам телезрителей по всему миру. Слева направо: Габриэль (Рене О’Коннор), Зена (Люси Лоулесс), Геракл (Кевин Сорбо), Иолай (Майкл Херст).

«Иногда много думать вредно. Бывает, нужно просто верить» . (Зена)


В 1997 году вышел всемирно известный «Титаник» Джеймса Кэмерона, и хитрый новозеландский режиссер Питер Джексон, глядя, как по палубе тонущего корабля мечется цифровая массовка, уже представлял, каким образом он изобразит на экране многотысячные армии орков, эльфов и людей в грядущей экранизации «Властелина Колец» Джона Р. Р. Толкиена.

В 2001 году на экранах кинотеатров началось настоящее состязание современных «столпов» кинофэнтези: трилогии Питера Джексона «Властелин Колец» против восьми фильмов о Гарри Поттере, которые выходили по 2011 год включительно. Именно они надолго задали тон развитию жанра. Больше никто не сомневался, что киноделам теперь подвластно все. Ограничения, почти столетие связывавшие кинематографистам руки, исчезли. При помощи продвинутой компьютерной графики создавались реалистичные фантастические существа, огромные дворцы, удивительные пейзажи, многотысячные батальные сцены, пугающие стихийные бедствия и катастрофы.

Но главный секрет успеха этих фильмов – не компьютерная графика. Прежде всего, хочется отметить изменение отношения к сюжету и персонажам. Фэнтези больше не тонет в инфантилизме. Герои стали выпуклыми, неоднозначными, забавные сцены соседствуют с пугающими, а магия – с реализмом. Благодаря этому экранизации «Властелина Колец» и «Гарри Поттера» полюбили и дети, и взрослые.

Разработанные технологии компьютерных спецэффектов с годами стали дешевле, и теперь их могли позволить себе не только высокобюджетные блокбастеры, но и телевизионные фильмы. Компьютерная графика в фантастических и фэнтезийных сериалах сегодня – скорее правило, чем исключение. В качестве примера можно использовать практически любое шоу: «Гримм», «Светлячок», «Дневники вампира», «Агенты Щ. И. Т.», «Мерлин» и многие-многие другие.

Хочется отметить еще одно важное событие, повлиявшее не только на эволюцию фантастики в телеформате, но и вообще – сериалов всех жанров.

В 2004 году начинается показ культового «Остаться в живых» («Lost»). Создатели сериалов, наконец, понимают, что их зрители – не дураки и что им больше интересны сложные персонажи, замысловатый сюжет, убедительная актерская игра и качественная постановка, чем простецкое «мыло», заполонявшее телеэкраны до последнего момента.

А вот теперь снова обратимся к сериалу «Игра престолов».

Что его роднит с «Гераклом» и «Ксеной»? С «Сердцем дракона» и «Гарри Поттером»? С «Остаться в живых»?

В эволюции всегда трудно найти переходные звенья. Новые виды возникают будто сами по себе. Миллионы лет существовали доисторические ящеры, потом неожиданно от них ответвились птицы. Существовали человекоподобные обезьяны, и вдруг появился человек.

С «Игрой престолов» дело обстоит подобным образом. В этом сериале можно найти элементы предшественников, однако это принципиально иной фильм. И понадобилась долгая эволюция кино, прежде чем он увидел свет.

Как и все прорывные картины, «Игра престолов» выходит за рамки существовавших до сих пор шаблонов. Мы видим предельный натурализм, свойственный скорее историческим драмам (от «Плоти и крови» Пола Верховена до относительно нового серила «Рим» канала НВО), чем волшебному фэнтези. Видим богатейшую палитру образов и впечатляющие костюмы, декорации и спецэффекты, словно из дорогого голливудского блокбастера. А еще – замечательную актерскую игру.

Мы наблюдаем развитие захватывающей истории, за которой стоит не менее выдающийся литературный первоисточник.

И если бы эту книгу писали лет через десять, то речь в ней пошла бы и о многочисленных последователях и подражателях, которые, безусловно, возникнут вслед за этим сериалом.

Многострадальный «пилот»

Сюжет сериала «Игра престолов» основан на цикле романов Джорджа Р. Р. Мартина «Песнь Льда и Огня».

Мир саги отличается от привычного фэнтези. Эльфы и гномы остались в преданиях далекого прошлого. Люди, судьбы, причины поступков, планы внутри планов – вот чем наполнены книги Мартина. В них нет традиционной визитной карточки фэнтези – противостояния Добра и Зла, – здесь подлецы зачастую носят маски благородных рыцарей, а доблестным героям не чужда подлость и жажда власти.


Первое предложение продать права на экранизацию автор саги получил через два месяца после выхода первой книги цикла, увидевшей свет в 1996 году. С публикацией каждого нового тома предложения становились все более настойчивыми и щедрыми.

Интерес к фэнтези подогревался успехом кинотрилогии «Властелин колец», вдохновившей многих продюсеров и сценаристов на продолжение творческих экспериментов в этом перспективном жанре. Но сам автор поначалу довольно скептически относился к идее экранизации своих романов.

«Мои сценарии обычно были слишком длинными и слишком дорогими. Мне всегда приходилось их сокращать, поэтому, когда я вернулся к книгам, я сказал себе: „Больше не буду заботиться ни о чем в этом духе“… Я хотел иметь тысячи персонажей, масштабные битвы, великолепные замки и анфилады – все то, чего я не мог позволить себе на телевидении», – рассказывал Джордж Мартин в одном из своих интервью.

Несмотря на все сложности и неопределенность, экранизацией заинтересовались Дэвид Бениофф и Дэн Б. Уайсс. Книга привела их в восторг, но они совсем не имели продюсерского опыта, лишь небольшой – в написании сценария. Они были уверены, что из книг получится отличный сериал (а не полнометражный фильм), и были готовы начать переговоры с HBO.

«Даже годы тому назад я считал, что потянуть этот проект может только HBO или подобная ей сеть, но HBO – это Тиффани, Кадиллак кабельных сетей, на мой взгляд. HBO сняли такие сериалы, как „Дедвуд“, „Рим“ и „Клан Сопрано“, и именно такой уровень я хотел видеть», – откровенно признавался Мартин.

В итоге в январе 2007 года кабельному каналу HBO удалось приобрести права на экранизацию цикла. Как выяснилось впоследствии, телепродюссеры оказались правы, и автору романов можно было вздохнуть с облегчением. С первых же серий стало ясно, что зрители принимают экранизацию с интересом и энтузиазмом, вокруг «Игры престолов» быстро возникло обширное фан-сообщество.


Полтора года спустя, в ноябре 2008‑го, канал HBO дал проекту зеленый свет. Вскоре были объявлены режиссер пилотной серии (Томас Маккарти), исполнитель роли Тириона Ланнистера (Питер Динклэйдж) и главная звездная роль первого сезона – Шон Бин. К сведению, Эддарда Старка могли сыграть и Лиам Нисон, и Джерард Батлер, и Сэм Нил, и даже Вигго Мортенсен, но Дэвид Бениофф, Дэн Б. Уайсс и Джордж Р. Р. Мартин сошлись на том, что именно талант и харизма Шона Бина поможет создать цельный образ Хранителя Севера.

Почти сразу в сети появился полный сценарий.


На съемочной площадке первого сезона телесериала «Игра престолов»


Любопытно, что сообщество поклонников книги с самого начала было настроено к адаптации положительно, создатели сериала отвечали тем же, выслушивая предложения по кастингу и даже иногда учитывая их.

Итак, сериал начался с безумно дорогого, даже по меркам платного канала HBO, пилота, который обошелся примерно в 8 миллионов долларов. То есть уже на стадии пилотной серии «Игра престолов» стала одним из самых крупнобюджетных проектов в истории американского телевидения. Проект, как уже говорилось, доверили двум продюсерам и сценаристам – Дэвиду Бениоффу и Дэниэлу Б. Уайссу. Несмотря на то, что они не имели ни продюсерского, ни режиссерского опыта, под присмотром Мартина они сотворили маленький телевизионный шедевр.

Съемки пилотной серии «Игры престолов» велись почти месяц, стартовав 24 октября в Шотландии, и завершились 19 ноября 2009 года в Марокко. Для работы над одной серией съемочная группа побывала в трех странах (Шотландии, Ирландии и Марокко).

Неопытность создателей сериала привела к тому, что часть материала пришлось снимать заново. Вскоре после съемок пилотной серии стало известно, что актрису Дженнифер Или (роль Кейтилин Старк) заменит Мишель Фэйрли.

Новость о том, что любимица критиков Дженнифер Или покинула проект, раздосадовала многих. На причине ухода Дженнифер не стали заострять внимание, но она была уважительной: съемки «Игры престолов» совпали с беременностью актрисы. Какой была бы Кейтилин в исполнении Или – можно только предполагать, но Мишель Фэйрли, приняв эстафету, сумела создать запоминающийся и глубокий образ.

Интересно то, что на роль Кэйтилин Старк могли пригласить и Джиллиан Андерсон («Секретные материалы»).


«Она будет удивительно хороша!» – высказался Джордж Мартин, когда стало известно, что Тэмзин Мерчант сыграет Матерь Драконов. Писатель был очарован ее ролью в историческом сериале «Тюдоры», особенно тем, как актрисе удалась сцена перед казнью Екатерины. После известия о рекасте он признался, что будет «скучать по красоте, изяществу и таланту Тэмзин». Мерчант пришлась по душе далеко не всем, но были и те, кто считал, что Мартин прав.

Итак, молодую актрису Тэмзин Мерчант, исполнительницу одной из ключевых ролей – Дейенерис Таргариен, заменили Эмилией Кларк.

Понадобилась пересъемка ряда сцен, включая пролог, при этом из-за накладок в расписании не все актеры пилотного эпизода смогли вернуться на площадку. Пришлось искать замену исполнителям ролей еще пяти персонажей.

Йен Макнис, сыгравший в пилотной серии «Игры престолов» Иллирио Мопатиса, был заменен Роджером Алламом, трижды номинантом театральной премии им. Лоуренса Оливье.

На смену «дозорному из пролога» – Джейми Кэмпбеллу Бауэру, ушедшему работать в сериал «Камелот», пришел Роб Остлир.

Ричард Ридингс, сыгравший второго дозорного в прологе, также не смог вернуться на пересъемки. Роль в итоге досталась Дермоту Кини. Интересно то, что Ридингса все же несколько раз показывают в сериале со спины – это те немногие «пилотные» кадры, которые попали в окончательную версию.

Дерек Халлиган должен был играть Алиссера Торна – мастера над оружием Ночного дозора, но в итоге роль досталась Оуэну Тилу, чей монолог о жизни дозорных на Стене наверняка впечатлил зрителей.

Томас Маккарти, режиссер пилотной серии, также не смог вернуться к пересъемкам и был заменен. Его имя не упоминается в титрах.

Среди прочих проблем пилота – зрители, например, не смогли понять, что люди, которые занимаются сексом в башне, – брат и сестра.


После завершения съемок всего сезона выяснилось, что материала не хватает. В результате пришлось снимать дополнительные камерные сцены (например, разговор Шаи, Тириона и Бронна перед битвой). Добавленные в спешке эпизоды легко узнать: это моменты, в которых два или три человека ведут неспешную беседу ни о чем в закрытой комнате.

Недостаток материала возник отчасти из-за неверной оценки длительности сцен при написании сценария, а отчасти – вследствие того, что не все задумки было возможно реализовать. Например, хотя битва на Зеленом Зубце изначально не планировалась эпической, она все же присутствовала в сценарии (камера должна была показать поле боя глазами Тириона, идущего по пятам за Горой), однако в конце съемочного сезона на баталию не осталось средств.

Смерть короля Роберта Баратеона повергла Семь королевств в пучину коварных интриг и кровавых войн. История последующих событий хорошо известна, хотя еще и не дописана до конца. Впрочем, и во времена правления династии Таргариенов, и ранее земли Вестероса, как и соседнего континента Эссоса, не отличались спокойной обстановкой.

Мейстеры Цитадели на протяжении веков прилежно вели хроники многочисленных политических противостояний и вооруженных конфликтов, сотрясавших Семь королевств и их соседей.

Выход оригинала: 2014 год
Переводчик: Н. Виленская
Издательство: АСТ, 2016 год
Похожие произведения: «Dragon Age. Мир Тедаса», «Мир Ведьмака»

Запутанная история

В 2006 году, вскоре после выхода в свет долгожданного «Пира стервятников », Джордж Мартин объявил, что подписал контракт на выпуск путеводителя по вселенной «Песни льда и пламени». Книгу предполагалось выпустить в конце 2007-го или начале 2008-го года, сразу после «Танца с драконами ». А основным содержанием должен был стать эдакий биографический словарь цикла с информацией обо всех его героях.

Однако, как это нередко бывает у Мартина, планы разошлись с действительностью. Хотя он трудился над книгой не в одиночку, а привлек к проекту создателей крупнейшего фан-сайта Westeros.org Элио Гарсию и Линду Антонссон, работа над «Миром льда и пламени » заняла куда больше времени, чем предполагалось. Впрочем, на английском книга увидела свет действительно после выхода «Танца с драконами» - в 2014 году. Но содержание претерпело серьезные изменения. Авторы отказались от идеи делать энциклопедию персонажей и вместо этого сосредоточились на истории Семи королевств и сопредельных государств.

Текст стилизован под исторические хроники, написанные мейстерами. Поэтому не все изложенное на страницах книги стоит принимать на веру, ведь «историк» вполне может ошибаться, чего-то не знать или на свой лад интерпретировать события.

Например, то, что книга написана в эпоху династии Баратеонов и адресована Томмену Баратеону , накладывает отпечаток на отношение «автора» к последним Таргариенам и Роберту Баратеону: первым достаются упреки, а основателю новой династии, конечно, комплименты. Благодаря такому подходу повествование получилось очень живым, и книга читается как отличный образец популярной истории.

Первая половина «Мира льда и пламени» посвящена преимущественно династии Таргариенов. После краткого экскурса в самые ранние времена Вестероса, а также в эпоху взлета и падения Валирии авторы переходят к разговору об Эйегоне Завоевателе и его наследниках. Правлению каждого из королей династии посвящена отдельная глава, и многие из них вполне могли бы лечь в основу самостоятельных произведений - они так же изобилуют интересными личностями, конфликтами, междоусобицами и интригами, как и основной цикл.

Из финальных глав этой части, по времени действия приближенных к «Песни льда и пламени», можно узнать немало интересных подробностей о героях цикла. Например, в книге весьма подробно описана блестящая карьера Тайвина Ланнистера и его взаимоотношения с королемЭйерисом II , который будет прозван Безумным.

Вторую часть путеводителя авторы посвятили отдельным регионам мира - всем Семи королевствам Вестероса, а также государствам и городам Эссоса. Даже тем, что в цикле едва упоминались. Тут, увы, связность повествования теряется. Рассказ распадается на отдельные эпизоды - причем зачастую с участием персонажей, о которых мы раньше не слышали и не факт, что еще услышим. Так что эти главы уже не насколько увлекают, как первая часть книги.

Всерьез при чтении, однако, расстраивает не это, а качество перевода. Стиль оригинала выдержан очень недурно, однако в русском тексте масса сокращений и неточностей. Большинство ошибок вроде и не кажутся серьезными, но их количество просто удручает. Тем более что в текстах Мартина детали очень важны.

Хроники танца с драконами

О династии Таргариенов Джордж Мартин рассказывает не только на страницах «Мира льда и пламени», но и в повестях «Принцесса и королева, или Черные и зеленые» и«Принц-негодяй, брат короля» . Как и путеводитель, они стилизованы под исторические хроники, но куда более подробно показывают события гражданской войны, которая расколола династию Таргариенов и была прозвана Танцем с драконами.

Статьи по теме: