Нарды правила игры и основные понятия. Нарды - правила игры для начинающих. Движение шашек в настольной игре длинные нарды

Видовое разнообразие игр в нарды вызывает трудности в освоении правил игры новичками. Неопытным игрокам в первую очередь следует выделить общие правила игры, изучение которых в дальнейшем поможет начинающим легко разобраться, как правильно играть в тот или иной вид нард. Условно все существующие разновидности игры можно поделить на два основных класса: короткие нарды и длинные. Главное их отличие состоит в первоначальном раскладе шашек, а также в наличии возможности сбивать шашки противника.

В любой вариации игры не бывает ничьей. Побеждает первый выстроивший шашки за бортом.

Любой вид нард предполагает три вида победы, ценность которых зависит от значительности итогового преимущества. Суть их следующая:

  1. Марс. Расположение шашек в конце партии, указывающее на то, что побежденный не успел завести все свои шашки в дом, а победитель смог вывести шашки за пределы игральной доски.
  2. Домашний марс. Окончание игры, в результате которой проигравшему удалось завести все шашки в свой дом, но вывести он их не смог, а тем временем противник вывел фишки за границы игральной доски.
  3. Кокс. По правилам игры в длинные нарды для начинающих такая ситуация обозначает окончание игры, по результатам которой побежденный не сумел сместить шашки из дома, в отличии от своего оппонента, которому удалось вывести все шашки за границы игрового поля. В коротких нардах коксом называется окончание, когда побежденный не снял ни одной из своих шашек из бара, а победитель в это время успел вывести все шашки за доску.

В правилах игры в нарды начинающие игроки смогут ознакомиться с единой системой подсчета балов, не зависимо от вида игры: простая – 1 балл, за марс – победитель получает 2 балла, за домашний марс – 3 и за ситуацию кокс – 4.

Основные правила игры в длинные нарды для начинающих

В длинных нардах соперничают 2 игрока, используя специальную доску. На ней есть 24 пункта в виде ячеек, сформированных в 4 группы. В начале партии оба игрока выстраивают все свои шашки (15 штук) в одну линейку в углу игровой доски. Такая линия в нардах называется «голова».

Образец размещения шашек по правилам игры в длинные нарды представлен начинающим на картинке.

Задача игроков – завести собственные шашки в дом и снять их с игрового поля быстрее соперника.

Первый ход делает игрок, у которого количество выпавших очков на заре (так в нардах называют игральные кости - кубики) больше. Согласно правилам игры в нарды с головы можно снять всего одну фишку за один ход. Исключение составляет лишь выпавший дубль на первом ходу партии.

Играя, соперники передвигают шашки против часовой стрелки поочередно согласно результату броска зар. Стоящая в ячейке шашка противника, не позволяет поставить на этот пункт свою. Количество стоящих шашек в одной ячейке не ограниченно. В случае, когда игроку некуда походить, он обязан поступиться своим ходом.

После заведения игроком всех шашек в дом, он имеет право начать снимать их с доски.

Основные правила игры в короткие нарды для начинающих

На игровой доске размещены 4 пункта с равным количеством ячеек. Всего на игровом поле 24 ячейки. Задача игроков провести все свои шашки по игровому полю, заводя их в дом и, выводя их за борт. Причем пройти этот путь необходимо быстрее соперника.

Образец расклада шашек по правилам игры в короткие нарды представлен начинающим на картинке.

В этом виде нард шашки движутся в направлении друг на друга, при этом можно ставить их на свободные пункты, и даже сбивать шашки противника, которые стоят в одиночестве.

Однако наличие более 1 шашки в ячейке не позволяет поставить туда свою шашку, такая ячейка считается занятой. Передвигать можно 1 или 2 шашки, а в случае выпадения куша (или другими словами "дубля" - одинакового количества очков на обеих игровых костях) даже 4.

Если шашка другого игрока стоит одна в ячейке, то на ее место можно ставить свою. Таким образом шашка другого игрока считается сбитой и отправляется в середину игровой доски «на бар». За ход разрешено сбивать неограниченное количество шашек.

Продолжать двигать шашки игрок может только после возвращения всех своих сбитых шашек на игровую доску, выстроив их в доме оппонента в соответствии с результатами броска зар. При выбивании шашки соперника из ячейки своего дома, она не убирается с игрового поля. Последняя шашка заводится в дом большим количеством очков, выпавших на игральной кости.

После захода всех шашек игрока в дом, он имеет право начать снимать их с доски согласно установленным правилами.

Оценка пользователей 5 из 5 (всего 2 голоса)

Особое внимание любителей настольных игр привлекает игра в Длинные нарды. Это древняя восточная игра, которой увлекались мудрецы. Сегодня же она доступна каждому. Правила игры в Длинные нарды настолько просты, что играют в них с большим удовольствием как профессионалы виртуальных клубов, так и новички. На нашем сайте можно играть и в короткие нарды, правила игры в короткие нарды довольно сильно отличаются.

Суть игры в длинные нарды

В игре принимают участие два человека. Один играет светлыми фишками, второй – темными. Доска для нард представляет собой две равнозначные половины, размеченные узкими треугольниками (стрелами). Задача каждого соперника – перегнать свои фишки через поле противника и вернуть на свои начальные позиции – «Домой». После чего первым убрать все фишки на "борт" доски.

Никогда невозможно предугадать, кто из двоих участников будет победителем. Случайное выпадение значений костей может кардинально изменять позиции игроков на поле боя. Этим нарды и интригующе интересны.

Онлайн версия длинных нард на нашем сайте не только позволяет играть с реальными соперниками, но и предусматривает участие в Турнирных соревнованиях.

Как играть в Длинные нарды?

В онлайн игре Длинные нарды правила следующие:

  • компьютер раздает каждому участнику по пятнадцать фишек, которые они выставляют на своем поле с левой стороны вдоль одной стрелы;
  • далее определяется первенство хода – каждый участник подбрасывает кубик, у кого выпадает большее значение баллов, тот и начинает игру;
  • ходом в нардах считается передвижение фишек по полю равное выпавшему на двух кубиках числу баллов;
  • движение шашек выполняется против часовой стрелки;
  • в нардах можно ходить после сброса костей либо одной фишкой, либо двумя, к примеру, первую шашку перемещают на количество позиций, которое указывает один кубик, вторую – второй кубик, либо продолжают передвигать первую фишку далее, просчитывая количество возможных передвижений, прибавляя значение точек второго кубика к первому;
  • нельзя пропускать ходы, если есть возможность передвинуть хотя бы одну фишку;
  • если выпавшее число на кубиках не позволяет сделать ход (позиции заняты фишками противника), то игрок пропускает ход;
  • со старта (первой стрелы) можно брать только одну фишку, если есть желание ходить двумя фишками – двигают одну со старта, а вторая выбирается из тех, которые уже были передвинуты на другие позиции в начале игры;
  • если при выбрасывании костей выпадает дубль – количество ходов удваивается, то есть можно сделать одной фишкой четыре хода согласно значениям одного кубика, либо "поделить" ходы на любое количество фишек, например по одному ходу на четыре фишки;
  • если получается ходить только одной фишкой, то игрок передвигает шашку согласно значениям одного кубика, а количество позиций, на которые указывает второй кубик, сгорает;

после того, как все фишки вернулись домой, можно снимать их на "борт" доски. При этом действуют такие правила:

  • номера ячеек считаются справа налево - крайняя справа = 1, далее 2, 3, 4, 5 и 6. (например, если у игрока выпали кости 6 и 4 - он снимает одну фишку с 4-ой (справа) ячейки и одну с 6-ой (справа))
  • если на ячейке с номером выброшенной кости нет фишек - игрок должен передвинуть фишки по "общим" правилам. Если передвинуть их он тоже не может (нет таких вариантов) - он снимает на "борт" фишку с крайней левой ячейки, на которой фишки есть. Например если выбросили 3 и 4, но на 3-й ячейке нет фишек - игрок должен убрать одну фишку с 4-ой ячейки на "борт", а еще одну фишку с 4-ой ячейки передвинуть на 3 ячейки вправо, т.е. на первую справа ячейку. Еще один пример - если в "доме" остались тольки фишки, расположенные на 1-ой и 2-ой ячейках и на костях выпало 5 и 3 - снимаются фишки сначала со 2-ой ячейки, потом с 1-ой.
  • игра заканчивается в тот момент, когда один из двух участников полностью убрал свои фишки с ячеек на доске.

Часть 1

Подготовка к игре

    Ознакомьтесь с игровой доской. В нарды играют на специальной доске, состоящей из 24 узких треугольников, также называемых пунктами. Треугольники чередуются по цвету и сгруппированы в четыре квадранта (четверти) по 6 треугольников каждый. Квадранты делятся на 4 вида: дом игрока, двор игрока, дом противника и двор противника. На пересечении квадрантов, посередине доски находится бар.

    • Игроки садятся по противоположные стороны доски лицом друг к другу. Дом каждого игрока расположен в ближнем к нему правом квадранте. Дома находятся друг напротив друга, так же как и дворы, расположенные в левом квадранте.
    • Игрок перемещает свои шашки от дома противника против часовой стрелки так, что траектория их движения напоминает подкову.
    • Треугольники пронумерованы от 1 до 24 (для каждого игрока своя нумерация), причем пункт с номером 24 расположен дальше всего, а пункт под номером 1 находится в ближнем правом углу дома. Игроки перемещают свои шашки из противоположных концов доски, так что пункт 1 одного игрока для его противника имеет номер 24, пункт 2 – номер 23, и так далее.
  1. Помните, в любой момент игры можно удвоить ставку. В нардах не победитель выигрывает очки, а проигравший теряет их. Так что если вы выиграли, то противник проиграет по номинальному, двойному или тройному значению, в зависимости от ставок на кубике удвоения. Этот кубик – не кость, а просто отметка. В начале игры он кладется вверх гранью с единицей, но в ходе игры можно удвоить ставку: это делается в начале своего хода перед тем, как бросить кости.

    • Если вы предлагаете удвоение и противник его принимает, кубик поворачивается новым числом вверх и помещается во двор противника. Теперь только он сможет предложить удвоение на одном из своих последующих ходов.
    • Если противник не принимает удвоение, то он проигрывает игру по начальной ставке на кубике.
    • Можно удваивать ставку, переудваивать ее и так далее, но обычно удвоение происходит не более трех или четырех раз за игру.
  2. Старайтесь доминировать на доске. Прежде, чем двигать шашки в дом, постарайтесь занять как можно больше пунктов двумя шашками, не нагромождайте по 5-6 шашек в нескольких пунктах. Это не только даст вам больше вариантов при передвижении на открытые пункты, но и затруднит передвижение шашек противника, уменьшив для них количество открытых пунктов.

Часть 3

Взятие шашек и их повторный ввод в игру
  1. Побейте блот, и шашка противника отправится на бар. Если вы бьете блот , то есть ставите свою шашку на пункт, занятый лишь одной шашкой противника, его шашка отправляется на бар. Старайтесь по возможности бить блоты, особенно если это помогает вам передвигать собственные шашки ближе к дому. Этим вы также сильно замедляете продвижение шашек противника.

    • Если шашка игрока находится на баре, он не имеет права двигать другие шашки, пока не выведет ее с бара в дом противника.
  2. Вводите побитые шашки обратно в игру. Если противник побил ваш блот, то ваша шашка ставится на бар. Теперь ваша задача – вернуть эту шашку обратно на поле, в дом противника. Для этого вы бросаете кости, и если у вас выпал номер, соответствующий открытому пункту в доме противника, вы ставите свою шашку на этот пункт. Если пункты с выпавшими номерами закрыты, вы пропускаете ход и повторяете попытку на следующем своем ходу.

    • Например, если вы выбросили 2, то можете вывести шашку на 23 пункт в доме противника, если, конечно, он открыт, поскольку в этом случае шашка с бара ходит на два пункта.
    • При выводе с бара нельзя суммировать два выпавших числа. К примеру, если у вас выпало 6-2, вы не можете походить одной шашкой на 8 пунктов. В этом случае вы можете вывести свою шашку на шестой либо второй пункт, если они свободны.
  3. Выведя все свои шашки с бара, вы можете продолжить ходить другими шашками. После того, как на баре не осталось ваших шашек, вы вновь можете ходить шашками на доске. Если вы вывели с бара последнюю шашку, и при этом у вас осталось неиспользованным второе выпавшее число, вы можете походить другой шашкой на доске на соответствующее ему количество пунктов.

    • Если у вас на баре две шашки, то необходимо ввести в игру обе. Если после броска костей вы смогли ввести только одну, второй ход теряется, и вы пытаетесь ввести оставшуюся на баре шашку на следующем ходу.
    • Если у вас на баре более двух шашек, то все остальные вы сможете двигать только после того, как выведете все свои шашки с бара.

Часть 4

Выбрасывание шашек из игры
  1. Понимайте условия, необходимые для выигрыша. Чтобы выиграть партию, нужно раньше противника вывести все свои шашки с доски, то есть выбросить их из игры. Для этого вы бросаете обе кости, после чего убираете соответствующие шашки с доски. Выпавшие номера должны равняться или превышать количество пунктов, необходимое для того, чтобы выбрасываемые шашки оказались за пределами доски.

    • Например, если у вас выпало 6-2, вы можете выбросить шашки, стоящие на пунктах 6 и 2. Однако если у вас нет шашки на пункте 6, вы можете выбросить шашку с пункта с меньшим номером, например, пункта 5 или 4.
  2. Сначала передвиньте все свои шашки в дом. Выбрасывать шашки из игры можно только после того, как все ваши шашки окажутся в вашем доме. Надо благополучно перевести все свои шашки на пункты 1-6. На этих пунктах шашки могут быть расположены как угодно. Но не забывайте, что и в доме ваши шашки по-прежнему уязвимы.

    • Если у противника на баре шашка, он может вывести ее на блот в вашем доме, если он у вас есть, и вам придется вновь вводить побитую шашку в игру и возвращать ее из дома противника, а пока она не достигнет вашего дома вы не имеете права выбрасывать из игры другие шашки. Старайтесь обеспечивать безопасность своих шашек как можно дольше.
  3. Начните выбрасывать шашки из игры. При этом вы выбрасываете шашки с пункта, соответствующего числу, выпавшему на кости. Например, если у вас выпало 4-1, и у вас по шашке на 4 и 1 пунктах, то вы можете их выкинуть. Если выпал дубль 6-6, и у вас 4 шашки на 6 пункте, то выкинуть можно все 4.

    • Если вам надо бросать кости и при этом вы не можете выбросить какую-либо шашку, двигайте одну из шашек. Например, если у вас осталось 2 шашки на пунктах 6 и 5 и выпало 2-1, передвиньте шашку с пункта 6 на пункт 4 и с пункта 5 тоже на 4.
    • Можно использовать большее значение на кости, чтобы выкинуть из игры шашку с меньшего пункта. Если выпало 5-4, а у вас осталось только несколько шашек на пунктах 2 и 3, то можно выкинуть две из них.
    • Вы должны сначала использовать кость с меньшим значением, даже если это означает, что вы не сможете полностью использовать выпавшие числа. Например, если у вас шашка на пункте 5 и выпадает 5-1, то сначала вы передвигаете шашку на один пункт, ставя ее на точку 4, а потом выбрасываете ее из игры, используя 5.
  4. Выбросите из игры все 15 шашек. Если вы сделаете это раньше противника, то выиграете партию. Однако не все победы равнозначны. Противник может проиграть одним из трех способов:

    • Обычное поражение. Происходит в том случае, если вы выкинули все свои шашки из игры раньше противника. Противник проигрывает по значению на кубике удвоения.
    • Марс (гаммон). Если вы выбросили все свои шашки из игры до того, как противник успел выкинуть хотя бы одну, то противник проигрывает с Марсом, то есть с удвоением значения на кубике удвоения.
    • Кокс (бэкгаммон). Если вы выкинули все свои шашки игры до того, как противник успел выбросить хотя бы одну, и при этом одна или более шашек противника все еще находятся на баре или в вашем доме, то противник проигрывает с Коксом, то есть с утроением значения на кубике удвоения.

Правила игры в нарды

Существует множество разновидностей игры в нарды. отличающиеся правилами ходов, ставок, начальным положением и другими деталями.

Как играть в нарды

Общими для всех вариантов являются следующие правила:

Игроки ходят по очереди.

Направление перемещения шашек отличается в разных вариантах игры. Но в любом случае шашки движутся по кругу и для каждого игрока направление их движения фиксировано.

Право первого хода разыгрывается броском костей — каждый из игроков бросает одну кость, первым ходит тот, у кого выпало больше очков.

В случае одинакового количества очков бросок повторяется.

Перед каждым ходом игрок бросает две кости (зары). Выпавшие очки определяют возможные ходы. Кости бросаются на доску, они должны упасть на свободное место доски, с одной стороны от бара.

Если хотя бы одна из костей вылетела за доску, кости оказались в разных половинах доски, кость попала на шашку или встала неровно (прислонилась к шашке или краю доски), бросок считается недействительным и должен быть повторен.

За один ход делается от одного до четырех передвижений шашки. В каждом из них игрок может передвинуть любую свою шашку на такое количество пунктов, которое выпало на одной из костей.

Например, если выпало 2 и 4 очка, игрок может за этот ход передвинуть одну (любую) из шашек на 2 пункта, другую — на 4 пункта, либо передвинуть одну шашку сначала на 2, затем — на 4 пункта (или, наоборот, сначала на 4 потом на 2). Если на обоих костях выпадает одинаковое число очков (дубль), то выпавшие очки удваиваются, и игрок получает возможность сделать 4 перемещения. Каждое перемещение шашки должно делаться на полное количество очков, выпавшее на кости (если выпало 4 очка, то пойти шашкой на 1, 2 или 3 пункта нельзя — можно только на полные 4).

В каждом варианте правил есть некоторые запрещенные перемещения шашек. Игрок не может выбирать ходы, которые требуют таких перемещений. Если разрешенных перемещений для выпавшей комбинации очков нет, игрок пропускает ход.

Но если возможность сделать хотя бы один ход есть, игрок не может отказаться от нее, даже если данный ход ему невыгоден.

Если использовать очки одной из костей невозможно, они теряются. Если есть два варианта хода, один из которых использует очки только одной кости, а другой — обеих, то игрок обязан делать ход, использующий очки обеих костей.

Если можно передвинуть только одну из двух шашек (то есть ход одной шашки исключает возможность хода другой), игрок обязан сделать ход на большее количество пунктов. В случае выпадения дубля игрок обязан использовать максимально возможное количество очков.

Выброс шашек в нардах

Когда все шашки игрока в процессе движения по доске попадают в свой дом, следующими ходами игрок может начать выставлять их за доску. Шашка может быть выставлена за доску, когда номер пункта, на котором она стоит, равен числу очков, выпавших на одной из костей (то есть шашку, стоящую на крайнем пункте, можно выставлять, если выпала единица, на втором от края — если выпала двойка). Если все шашки в доме находятся ближе к краю доски, чем выпавшее число очков, то может выставляться за доску шашка из пункта с наибольшим номером.

Начальное расположение шашек определяется правилами.

Суть игры заключается в том, чтобы, бросая кости и передвигая шашки в соответствии с выпавшими очками, пройти шашками полный круг по доске, зайти ими в свой дом и выбросить их за доску раньше, чем это сделает противник.

Ничьих в нардах не бывает. Выигрывает тот, кто первым выставил все свои шашки за борт.

Победитель получает за выигрыш одно очко. Если к моменту, когда победитель выставил за борт все шашки, проигравший еще не успел выставить ни одной (такая ситуация называется марс) победитель получает два очка.

Существует множество разновидностей нард, самые популярные из которых: короткие нарды и длинные нарды.


Настольные игры - это отличное времяпрепровождение в кругу друзей. Примером «зарядки для мозгов» являются нарды. Это одна из самых древних игр в мире.

Кто придумал нарды?

Считается, что в нее играют уже больше пяти тысяч лет. По свидетельствам археологов, первая доска для нардов была обнаружена в Иране, а нечто похожее на эту игру было найдено в гробнице фараона Тутанхамона. В третьем тысячелетии до нашей эры в Персии нарды считались крайне символичными и несли мистический характер. С их помощью предсказывалась судьба. Именно в этой стране мудрецом Вузург-Михр и были рождены нарды. В каждой стране название игры было разным, но суть не менялась.

В средневековой Европе, по окончании крестовых походов, это развлечение тоже стало известно и популярно. Оно получило название «трик-трак» и было привилегией только высшей аристократии. Как играть в нарды, уже по правилам современного варианта, установил англичанин Эдмонд Хойл в 1743 году. Новый вид развлечения называется «короткие нарды» (к слову, прежний вид, придуманный на Востоке, считается «длинными»).

В наши дни игра получила огромное распространение во всех странах. Проводятся чемпионаты по нардам. Самым известным, проводимым в Азербайджане, является «Золотые зары», в котором призом приходятся игральные кости из золота.

Что нужно для развлечения?

Как играть в нарды без инвентаря? Здесь обязательным будет наличие следующих предметов:

  • доска;
  • шашки;
  • кости.

Доска прямоугольной формы с размеченными на ней 24 пунктами, которые представляют собой фигуры в виде равнобедренного вытянутого треугольника. Каждый пункт имеет свою нумерацию. В углу доски собраны шесть таких треугольников подряд - это «дом игрока». На середине есть вертикальная полоска, которая называется «бар». Количество шашек в основном равно 15 шт., а игральных костей (зар) - две. Иногда встречается набор из пяти костей со стаканчиком. В этом случае у каждого игрока свой зар, а один является запасным.

Виды нард

Распространены нарды «короткие» и «длинные». Их объединяет то, что игра начинается с бросание костей. В зависимости от выпавшего числа фишки переставляются. Заканчивается игра «длинные нарды», как и «короткие», когда победитель переведет все фишки с доски. Отличие между двумя видами в правилах и длительности.

Общие нормы поведения

Для ответа на вопрос «Как играть в нарды?» выпишем правила, которые являются едиными для всех:

  1. Очередность участников.
  2. Круговое и против часовой стрелки движение шашек.
  3. Для определения того, кто первый вступает в бой, бросают кости. У кого выпавшее число больше, тот и начинает.
  4. Зары бросаются только на своей половине.
  5. Перемещение фишки должно быть осуществлено, даже если это невыгодно. За исключением случаев, когда движение запрещено.
  6. Если очками костей не воспользоваться, то они сгорают.
  7. Шашки можно выводить за доску, если они попадают в дом, или количество очков на заре совпадает с номером пункта, где находится фишка.
  8. Как расположить шашки, определяется видом нард.
  9. «Ничьей» не существует.
  10. Правила начисления очков соответствуют типу развлечения. За победу обычно участник получает от одного до трех очков.

Как играть в «короткие» нарды?

Сначала поговорим о распространенных названиях в данной игре:

  1. «Дом» противника - 24-19 пункты.
  2. «Двор» противника - 18-13 пункты.
  3. «Двор» свой - 12-7 пункты.
  4. «Дом» свой - 6-1 пункты.

Какие включают в себя «короткие» нарды правила? Начинается все с определения первенства среди участников. Он и двигает шашки в соответствии с выпавшими числами на костях. Фишки передвигаются в одном направлении - от пунктов с большими номерами к меньшим. Белые шашки движутся по часовой стрелке, а черные - против. Фишка перемещается только на открытый пункт, не занятый противником. Игрок вправе воспользоваться суммой выпавших чисел или может пойти каждой шашкой отдельно. То есть если выпали номера 2 и 3, то участник пойдет или одной фишкой пять ходов или двумя, два и три хода соответственно. Если выпадает два одинаковых числа, то необходимо обыграть ход столько раз, сколько показывают зары. Например, вышло 3 и 3, это значит, что нужно двигаться три раза на три пункта.

Если на пункте расположилась одна шашка, то он называется «блот». В случае завершения хода противника именно на «блоте» он считается побитым и выходит в «бар». Чего нельзя делать, так это убить или спрятать фишку противника. А можно накрыть свою другой шашкой или побить и спрятаться на свободный пункт. Также разрешено побить и выбросить фишку. Когда все шашки находятся в «доме», участник может их выводить. Для этого необходимо воспользоваться числами на костях. Здесь соблюдается правило: если зары показали число пустого пункта, но есть шашки со значением пункта выше, то можно их перемещать внутри «дома». В случае когда противнику удается побить фишку в процессе выведения, то, прежде чем продолжить вывод, игрок должен привести свою потерянную шашку обратно в «дом».

Возникновение споров

Перечислим пути решения возможных спорных ситуаций:

  1. Кости перебрасываются, если они упали на две половинки доски, задели шашку и если не легли по горизонтали.
  2. Ход считается безвозвратным в тех случаях, когда противник бросил зары или объявил «даве» (удвоение ставок).
  3. Кидание зар является недействительным, если противник еще не закончил свой ход.

Другой вид нард

«Длинные» нарды правила имеют почти такие же, как и в первом виде игры. Но есть свои нюансы. Например, игра начинается с расстановки 15 шашек слева от себя. Фишки, расположенные в исходном положении, получили название «голова». Первый ход участника - «взятие с головы». Снять можно только одну шашку, кроме случаев выпадения дубля из 3, 4, 6, тогда уходят две. Нельзя ставить фишку на пункт, занятый соперником, закрывать его шашки, а также двигаться на то число пунктов, которое показала одна кость.

Отличие от «коротких» нард в том, что здесь нет сбитых шашек, фишки можно запирать. При невозможности сделать ход все очки сгорают. Также один ход пропускается, если возможность сделать движение по числу выпавшей на одной кости есть, а на другой нет. Проигрыш однократной величины ставки устанавливается в том случае, когда участник в конце игры успевает снять одну шашку. Если соперник не может вывести ни одну фишку или перевести их в «дом», то проигрыш соответствует удвоенной ставке - «марс». Утроенная ставка, «домашний марс», появляется, когда у игрока все фишки в «доме», но с доски ни одна не выведена.

Нарды-тавлеи

Самого понятия «русские нарды» нет, но есть свидетельства о похожей игре, в которую соревновались наши предки. Много разговоров о принадлежности развлечения к какому-то определенному виду настольных игр. Но вот что можно подчеркнуть:

  1. Шашки для игры в тавлеи были найдены при раскопках земли вятичей в области Старой Рязани. Они были не безликие, а в виде фигур.
  2. Сохранились несколько древних источников, в которых описывался игровой процесс.
  3. Каждый игрок имел свой набор фигур, которые раскладывались на доске.

Как играть в нарды такого вида? Точно сложно сказать. Основа правил лежит на сказаниях и былинах. По этим же источникам судят и о стране возникновения тавлеи. Так, в пользу Турции говорит название нард на турецком языке - «тавла». За Древнюю Русь выступают находки, в которых раскрыто описание игры, а также обнаружение на раскопках досок и плоских одинаковых фигур. Некоторые ученые считают, что тавлеи - русские шахматы, так как у каждого игрока свой набор позиций. Еще есть мнение о том, что игру на Русь привезли норманны, которые в нее любили развлекаться. В пользу этого мнения говорит перевод с латинского "тавл" - доска.

Статьи по теме: