Новогодние забавы для детей и взрослых дома. Новогодние конкурсы и игры для детей

Всем привет! Уже задумываетесь о том, как развлечь детей на Новый Год? Тогда рассмотрите эти 13 простых игр для дома.

Детские Новогодние Игры и Конкурсы для дома

Где Дед Мороз?

Конечно же, самые простое и известное развлечение — поиски долгожданного Деда Мороза.
Ведущий или Снегурочка предлагают детям позвать Дедушку Мороза.
А после — вместе хором зажигают елочку «Елочка, зажгись!».

Мандариновый футбол

Чтобы поиграть в эту игру, дети разбиваются на 2 команды. Для игры нужны мандарины и два пальца каждого игрока.
Дети играют на столе и стараются забить гол второй команде.
Можно, конечно, поиграть в эту игру с вратарем, но тогда гол забивать будет значительно сложнее.
Это очень веселая игра для развития командного духа, а также ловкости и моторики рук.
Взрослые, присоединяйтесь к детям — это очень забавно!

Хоровод для малышей

Дети младшего возраста очень любят водить хоровод вокруг елки. Это для них просто и доступно.
Такой хоровод вокруг елочки замечательно водить с песней «В лесу родилась елочка» или «Маленькой елочке холодно зимой».
Если малыш впервые водит хоровод или стесняется, обязательно встаньте рядом и покажите своим примером, как это здорово и весело.
Такой простой хоровод объединяет детей и взрослых, разряжает обстановку.

Сноубол

В эту интересную подвижную игру любят играть и дети любого возраста, и взрослые.
Из бумаги, малярного скотча и т.п. нужно слепить как можно больше «снежков». К слову, я никогда не использую газеты для детских игр, т.к. знаю, что типографская краска содержит вредные вещества.
Участники игры по-очереди бросают эти «снежки» в любую большую «корзину» (корзина, коробка, ведро…) и стараются попасть в нее. Конечно же, чем старше участники, тем дальше следует ставить корзину, чтобы было интереснее.
Отличная игра на меткость, ловкость и координацию движений.

«Внимательная» песенка

Дети поют хором всем известную песню, например «В лесу родилась елочка».
Когда ведущий хлопает, все замолкают и продолжают петь песню про себя.
Когда ведущий снова хлопает, дети начинают снова петь вслух.
Тот, кто начинает петь не в лад с остальными, выбывает из игры.

Большие и маленькие елочки

Дед Мороз (или ведущий) рассказывает детям: в лесу растут разные елочки – маленькие и большие, низкие и высокие.
На слове «низкие» или «маленькие» — ведущий и дети опускают руки вниз. На слове «большие» или «высокие» — поднимают вверх.
Ведущий (или Дед Мороз) повторяет эти команды в разном порядке, при этом сопровождает свои слова «неправильными» жестами, пытаясь запутать детей.
Отличная игра на внимание.

Собери снежки

Эта игра для детей постарше. Сделаем комки ваты или шарики из бумаги — это будут «снежки». Раскладываем их рядом с елкой или по комнате на полу. Каждому участнику даем корзинку, мешок или коробку.
Побеждает тот участник, который соберет больше «снежков» с Завязанными глазами.
Отличная игра, развивающая пространственное мышление и осязание.

Летающие снежинки

В эту игру также могут играть и дети, и взрослые.
Участники берут маленький кусочек ваты — «снежинку», одновременно подбрасывают и дуют на нее, чтобы как можно дольше удержать в воздухе. Сами понимаете, кто выигрывает. 😉
Эта замечательная подвижная игра для развития легких и ловкости.

Угадай подарок

Замечательная игра для деток помладше. В непрозрачный мешок нужно сложить разные предметы.
Ребенок наощупь определяет, какой предмет попался ему в руку. И если угадывает, то он достается ему в подарок.
Отличная игра, развивающая пространственное мышление и тактильные ощущения.

Новогодняя рыбалка

Игра для детей постарше и взрослых. Приготовьте небьющиеся елочные игрушки с петельками, сложите их в большую коробку, и найдите несколько удочек.
Когда ведущий даст команду, участники игры наряжают елку с помощью удочек и стараются сделать это как можно быстрее. Побеждает тот, кто повесит на елку больше игрушек.
Прекрасная игра, которая развивает ловкость.

Передай апельсин

Участники игры делятся на две команды по 5 — 10 человек.
Когда ведущий дает сигнал начала игры, каждый участник передает апельсин следующему игроку своей команды, при этом не используя руки.
Выигрывает та команда, которая выполняет задание быстрее, ни разу не уронив апельсин.
Эта игра также развивает командный дух, ловкость и смекалку.

Зимний ветер

Для этой игры 3 — 5 участников садятся вокруг гладкого стола. Они стараются, как ветер, сдуть снежинку из бумаги, комок ваты или бумажный шарик с этого стола.
Игра развивает легкие и усидчивость.

Собери снежинки

Для этой игры нужно сделать «снежинки» — ватные комочки или бумажные снежинки. Натянуть в комнате лески и подвесить на ниточках эти «снежинки». Всем участникам конкурса выдать ножницы и ведерки/корзинки.
Побеждает тот, кто после команды ведущего за определенное время соберет в свое ведерко большее количество «снежинок».
Эта веселая подвижная игра развивает быстроту действий и ловкость.

Пусть эти веселые новогодние игры и конкурсы развлекают вас не только в сам Новый Год, но праздничные выходные. Да и просто длинными зимними вечерами почему бы не повеселиться вместе с детьми?! 😉

Все готовятся к Новому Году, поэтому делитесь играми с друзьями с помощью кнопочек ниже.
Поделитесь в комментариях, какие детские новогодние игры и конкурсы для дома пришлись по душе вашим Любимым Детям. 😉

Новогодние забавы для детей и взрослых за столом

Календарная викторина

1. Почему месяц январь так называется? (Он был посвящен древними римлянами Янусу, богу мира)

2. Почему древние славяне называли месяц январь «сечень»? (В январе наступал период вырубки леса)

3. Какой месяц по предложению Марка Антония увековечил память о Юлии Цезаре? (Июль)

4. Как получилось, что оба месяца подряд (июль и август) содержат 31 день? (Восьмой по счету месяц календаря был назван по имени следующего (за Юлием Цезарем) римского императора Августа. Чтобы и в месяце 44 действующего в то время правителя был 31 день, к августу добавили один день из февраля)

5. Кто был инициатором второй реформы календаря? (Папа Григорий XIII)

6. Какое изменение в определение високосных годов внес григорианский календарь? (Из календаря изымались високосные года, являющиеся последними годами столетий: 1600, 1700, 1800 и т.д)

7. Какой русский композитор является создателем музыкального календаря? (П.И. Чайковский)

9. Кто был изобретателем и пользователем календаря, который сам автор описывает следующим образом: «Календарь я устроил так: обтесал топором большое дерево и вбил его в песок на берегу... С тех пор я каждый день делал на своем столбе зарубку в виде короткой черточки. Через шесть черточек я делал одну длиннее — это означало воскресенье; зарубки же, обозначающие первое число месяца, я делал еще длиннее. Таким образом я вел мой календарь, отмечая дни, недели, месяцы и годы»? (Робинзон Крузо)

10. Справедливо ли предположение, что слово «неделя» восходит к глаголу «не делать»? (Да. Неделей в Древней Руси называли воскресенье, то есть свободный от работы день, день отдыха)

11. В какой стране существует календарь, в который могут внести свои ежегодные поправки астрологи, вычеркивая из него неблагополучные дни или целые месяцы? (Такой календарь существует в Королевстве Бутан, где астрологам разрешено делать такие поправки с учетом неблагоприятного сочетания звезд)

12. Какому произведению классической русской литературы принадлежит фраза: «Всё врут календари»? (Комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

13. В какой стране действует календарь, в котором есть месяцы с названиями «месяц дружбы», «месяц смены одежды», «месяц окончания дел»? (В Японии)

Календарь в загадках

Что идет, не двигаясь с места? (Время)

Летели триста гусей,

Да пятьдесят лебедей,

Да двенадцать орлов,

Да четыре ворона.

Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят. (Месяцы)

Сестра к брату в гости идет, а брат от нее прячется. (День и ночь)

Под Новый год пришел к нам в дом

Таким веселым толстяком,

Но с каждым днем терял он вес

И наконец совсем исчез.

(Отрывной календарь)

Полное собрание черных и красных дней. (Календарь)

Где на Земле самые длинные сутки? (Сутки везде одинаковы)

Семь братьев: годами равные, именами разные. (Дни недели)

Что было завтра, а будет вчера? (Сегодняшний день)

Прижались пичужки тесненько друг к дружке. Что сутки — из стаи одна улетает. (Календарь)

Авторский календарь

Предложите гостям придумать свои названия месяцев года, руководствуясь особой точкой зрения, принадлежащей людям разных профессий и родов деятельности. Например, как можно их переименовать с позиции работника сельского хозяйства, продавца гастрономического (овощного) отдела, учителя, дачника, охотника, шофера и др.

Играем в «Календарь»

В эту игру хорошо играть, если вы встречаете Новый \ од в многолюдной компании. Гости делятся на две команды. Каждый игрок получает листок календаря (для этого удобно воспользоваться перекидным или отрывным календарем), причем желательно, чтобы набор календарных листков каждой из команд полностью совпадал. Далее участникам предлагается выполнять различные задания ведущего игры, например такие: внутри команды составить число, совпадающее с порядковым номером наступающего года; образовать пары дней недели (понедельники, среды, пятницы и т.п), стремясь откликнуться раньше своего «тезки» из команды соперников; образовать пары конкретных дат, также стремясь опередить своего календарного двойника; построиться в шеренги по возрастанию называемых вперемежку дат календаря.

Победные очки начисляются команде, правильно выполнившей задания за меньший промежуток времени.

«Зимние» слова

Проведите состязание со своими домашними и гос тями по составлению родственных гнезд к «зимним» словам «снег», «зима», «мороз». Для этого все участ ники поочередно называют родственников «зимних» слов, предварительно повторяя все предыдущие.

Например, 1-й участник: «Снег».

2-й: «Снег, снежок».

3-й: «Снег, снежок, снежинки».

Игрок, затрудняющийся под счет ведущего «раз, два, три» назвать свой вариант слова, платит фант, возвращение которого в конце игры «отрабатывается» выполнением веселых заданий.

Слова: «снег» («снежок», «снежинки», «снегирь», «снегурочка», «снеговик», «подснежник»); «зима» («зимний», «зимушка», «зимовать», «озимые», «зимующие»); «мороз» («морозный», «морозец», «заморозки», «морозить», «мороженое»).

Викторина «Русские поэты о зиме»

Гостям предлагается вспомнить, из каких произведений взяты поэтические строки

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит

(А. С. Пушкин. Зимнее утро)

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою.

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

(Ф.И. Тютчев)

Метели, снега и туманы

Покорны морозу всегда,

Пойду на моря-окияны —

Построю дворцы изо льда.

(Н.А. Некрасов. Мороз, Красный нос)

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

(М.Ю. Лермонтов)

Зима еще хлопочет

И на весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит.

(Ф.И. Тютчев)

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед.

(А С Пушкин. Евгений Онегин)

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

Стали дни коротки, солнце светит мало.

Вот пришли морозы, и зима настала.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

(И З. Суриков. Зима)

Здравствуй, русская молодка.

Раскрасавица-душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка-зима!

(П.А. Вяземский. Здравствуй, в белом сарафане..)

Здравствуй, гостья зима!

Просим милости к нам,

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас,

Где угодно гуляй,

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

(И. С. Никитин. Встреча зимы)

Кружась легко и неумело,

Снежинка села на стекло,

Шел ночью снег густой и белый,

От снега в комнате светло.

(А. Т. Твардовский. Опять зима)

Новогодний словарь

Веселый новогодний словарь включает в себя толкование широкого круга слов, имеющих прямое или косвенное отношение к празднику Нового года. Он представляет собой новогоднюю «редакцию» популярного в народе «Бестолкового словаря», содержание которого, замешанное на тонком юморе, создает приподнятое праздничное настроение.

Устроителям праздника предстоит определиться со способом знакомства участников новогодней вечеринки с новогодним словарем. Проблема заключается в том, что на слух осознать смысловое соответствие предложенного слова и его праздничного толкования — задача не из легких. Просто зачитать готовые версии веселого «перевода» слов вне активного участия каждого гостя — не интересно, а если предложить присутствующим сделать это самостоятельно, без какой-либо помощи, — некоторым это окажется не по силам. Очевидно, что ведущие вечера должны обеспечить участникам зрительное восприятие вариантов слов и их перевода «с русского на русский» и дать возможность отыскать юмористические смысловые соответствия среди уже имеющихся. Это можно сделать различными игровыми вариантами. Например, устроить новогоднее лото, домино или сконструировать свой вариант застольной карточной игры. Рассмотрим подробнее первую из предложенных игровых моделей.

Каждый ребенок и взрослый умеет играть в лото. Эту настольную игру знают в каждом доме, и в этом смысле ее можно считать народной игрой.

Для розыгрыша праздничного веселого лото необходимо приготовить реквизит.

1. Большие карты для каждого участника или команды. Для этого альбомный лист делится на 6—9 частей, а в каждом полученном прямоугольнике пишется слово, новогоднее толкование которого и нужно будет установить.

2. Маленькие цветные карточки-«заставушки», на которых написаны «переводы» слов, указанных на личных картах игроков, с общепринятого русского языка на бестолковый русский. Эти карточки по своим размерам совпадают с делениями больших карт. Для облегчения контроля со стороны ведущего части больших карт и соответствующие им маленькие карточки имеют одинаковую нумерацию.

3. Мешочек из непрозрачного материала (коробка) для маленьких карточек с переводом слов.

Конкурс проходит по правилам лото. Распорядитель лото (это поочередно могут делать и игроки) вытаскивает карточку из приготовленного мешочка и зачитывает новогоднее определение какого-либо понятия, веселое смысловое соответствие которому должны найти на своих карточках и назвать игроки. В случае правильного ответа игрок закрывает одну из частей своей большой карты. Для контроля со стороны ведущего части карт игроков и соответствующие им маленькие карточки одинаково нумеруют, и, если участники вовремя не делают

нужного хода (время на обдумывание не более 5 секунд), ответ сообщает ведущий, а карточка откладывается в сторону. В конце игры участник, закрывший остальные деления на своей большой карте, может вернуть себе недостающее слово за специальный выкуп — выполнение веселого творческого задания. Побеждает тот, кто первым закроет свою большую карту.

Другие правила этой игры вы можете придумать сами: «штраф» для тех, кто ошибается с ответами, поощрение для игроков, которые первыми закрыли строчку в карточке, и т.п.

Вот пример карточек для веселого новогоднего лото.

Большая карта

Маленькие карточки

Веселый новогодний словарь

Архивариус — шеф-повар ресторана, где намечается новогодняя тусовка.

Балласт — новогодний вечер для аквалангистов.

Банкетка — любительница новогодних вечеринок.

Барыш — сопровождающий барышню на новогоднем вечере.

Безвкусица — диета, на которую садятся многие дамы после новогоднего праздника живота.

Бездарь — человек, которому на Новый год не подарили подарок.

Безмен — девичник по поводу встречи Нового года.

Вампир — официант, обслуживающий клиентов за новогодним застольем.

Ветрянка — метель в новогоднюю ночь.

Ворота — новогоднее поздравление генерала командиру роты.

Воскресник — специалист реанимации, дежурящий в новогоднюю ночь в больнице.

Гимназист — гость-патриот, исполнивший гимн России после боя Кремлевских курантов.

Главбух — ответственный за новогодний салют.

Гладиатор — утюг, особенно востребованный домашними перед сборами на новогодний вечер.

Горилка — свеча, горящая в новогоднюю ночь.

Грамотный — человек, награжденный грамотой по итогам работы в уходящем году.

Двойник — дневник неуспевающего ученика, спрятанный им перед Новым годом от родителей в надежное место.

Дельфин — предприниматель из Финляндии, гость новогодней тусовки.

Жаргон — аспирин, средство для поправки здоровья.

Жрица — женщина-обжора, сметающая все с новогоднего стола.

Заправка — женщина-демократ, произнесшая новогодний тост за права человека.

Заступ — телохранитель гостя, занимающего высокий пост.

Здоровяк — врач из числа гостей.

Ельник — ресторан, где вы с коллегами встречаете Новый год.

Жираф — сало по-африкански — экзотическая закуска для новогоднего застолья.

Застенок — сосед, с которым вы собираетесь вместе встретить Новый год.

Изверг — вулкан любви и нежностей, обрушившийся на гостей с первым новогодним тостом.

Интерьер — собака вашего иностранного гостя.

Кларнет — факт отсутствия Клар за новогодним застольем.

Колики — комары, которые никогда не кусаются в сезон Нового года.

Комар — командующий армией, почетный гость новогоднего праздника.

Крахмал — мини-банкротство, наступающее во многих семьях после встречи Нового года.

Куркуль — упаковка для бройлеров, ставших новогодней закуской.

Курятник — заядлый курильщик, который в очередной раз дал себе обещание бросить курить утром 1 января.

Левша — укротитель льва — главный герой на новогоднем цирковом представлении.

Леденец — хоккеист, который предпочитает встречать Новый год прямо на льду.

Ледниковый период — сезон прихода Нового года.

Лизоблюд — котенок, подъедающий пищевые остатки после новогоднего пира.

Метелица — дворничиха, сметающая остатки прошлогоднего мусора после Нового года.

Млекопитающие — диабетики и вегетарианцы из числа гостей.

Напасть — карнавальная маска для собаки.

Наследник — неопытный вор, которого быстро задержали после кражи бутылки шампанского.

Нахлебник — бутерброд для новогоднего застолья.

Невинность — отказ от спиртного на новогодней пирушке.

Неон — гость, оказавшийся, как и герой Андрея Мягкова, не в своей квартире в новогоднюю ночь.

Непосредственный — один из гостей, настаивающий на новогоднем кутеже, который явно ему и другим не по средствам.

Ножницы — брюки, специально купленные для новогодней вечеринки.

Обуглиться — мечта получить квартиру в наступающем году.

Огрызки — супруги, продолжающие выяснять отношения за новогодним столом.

Открытка — женщина в роскошном вечернем платье с декольте.

Отчаянный — съевший кусок торта «Наполеон» без чая.

Падеж — массовый травматизм в гололедицу под Новый год.

Парник — новогодний мальчишник.

Позвонок — друг, поздравивший вас с Новым годом по телефону.

Папазол — сердитый отец, не желающий отпускать дочь встречать Новый год в компании друзей.

Пачка — ребенок, измазавший руки и лицо кремом новогоднего торта.

Перерыв — преждевременный поиск долгожданного новогоднего подарка, купленного родителями.

Ползунки — тараканы, которые тоже рассчитывают на крошки от праздничного стола.

Прибежище — финиш веселой новогодней эстафеты на детском утреннике.

Проходимец — одинокий прохожий, которому суждено встретить Новый год одному.

Пускачи — швейцары, особенно важные люди в новогоднюю ночь.

Район — идеальный, но чужой муж, гость новогодней вечеринки.

Ревень — ребенок в новогоднюю полночь, которому давно пора спать, а он капризничает за столом.

Сахарин — житель Сахары, где тоже празднуют Новый год.

Сводник — человек, делающий метеорологический прогноз на новогоднюю ночь.

Слепень — скульптор, вылепивший снеговика в новогоднюю ночь.

Сморчок — носовой платок, обязательный атрибут праздничного гардероба.

Сметана — сознательный гость, проявивший инициативу убрать остатки со стола после новогоднего пиршества.

Сопрано — кот, ловко стащивший кусок курицы с новогоднего стола.

Сосняк — предутренний час, когда все гости наконец-то угомонились.

Сторож — митинг в канун Нового года, устроенный «зелеными» в защиту елок.

Страхолюдина — страховой агент, который продолжает свою агитационную работу среди гостей новогоднего праздника.

Стриж — парикмахер, к которому нужно обязательно заскочить перед новогодним вечером.

Судаки — гости, любящие посплетничать в новогодней компании.

Фантазер — новогодний напиток «Фанта» в зернах.

Циркуляр — пригласительный билет в цирк на новогоднее представление.

Хромосомы — сомы на костылях, самодельные игрушки из соленого теста для елки.

Чайхана — а чай-то весь выпили.

Чебурек — отец Чебурашки, лучший новогодний костюм праздника.

Чекушка — кассирша универмага из отдела елочных украшений.

Чепец — небольшое ЧП на новогодней пирушке.

Экскурс — встреча Нового года в компании бывших однокурсников.

Веселая зимняя викторина

1. Природное явление, без песочной посыпки вызывающее новогодний падеж людей. (Гололед)

2. Место, где мороз приморозил ногу клену. (Сугроб)

3. Новогодний двуличный бал. (Маскарад)

4. Низкорослая метелица. (Поземка)

5. Карнавальная наличница. (Маска)

6. Ледовое литье. (Каток)

7. Жизненная пора Снегурочки. (Зима)

8. Зимний ударник. (Мороз)

9. Новогодний гостесборник. (Стол)

10. Опорная четвертинка новогоднего стола. (Ножка)

11. Новогодний напиток для рисковых гостей. (Шампанское)

12. Рыба, «одетая» в натуральную кожу и искусственную шубу, — новогоднее блюдо. (Селедка)

13. Гимназический трюк, который выполняет Земля ко времени наступления очередного Нового года. (Оборот)

14. Сезонная «скульптура», выполненная из действительно природного материала. (Снеговик)

15. Результат праздничной зажигательности. (Фейерверк)

Литературная викторина

1. Какое слово не мог сложить из кусочков льда мальчик Кай из сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева»? (Вечность)

2. Кто написал сказку «Мороз Иванович»? (В. Ф. Одоевский)

4. Как называется новогодний рассказ А.И. Куприна? («Тапер»)

6. Имя девушки из русской народной сказки «Мо- розко». (Настенька)

7. Назовите новогодний рассказ Л. Андреева. («Ангелочек»)

8. Как звали мальчиков из рассказа А. Гайдара, приехавших к отцу в далекую тайгу встречать Новый год с геологической экспедицией? (Чук и Гек)

9. Кто написал пьесу-сказку о том, как злая мачеха отправила девочку в зимний лес за подснежниками? (С. Я. Маршак)

10. Как называлась деревня, в которой в рождественскую ночь произошли удивительные события, о которых нам рассказал Н.В. Гоголь? (Диканька)

Просто зимняя викторина

1. Сколько лучиков у снежинки? (Шесть)

2. Когда лучше заготавливать дрова: летом или зимой? (Зимой, так как приостанавливается процесс сокодвижения и древесина является сухой)

3. Почему зимой на внутренней стороне оконных стекол появляются снежные узоры? (Зимой воздух около оконных стекол сильно охлаждается и часть водяных паров из него оседает на холодные стекла в виде кристалликов льда. Затем эти кристаллики начинают ветвиться и разрастаться, «рисуя» на стекле морозные узоры)

4. Где холоднее — на Северном или Южном полюсе? (На Южном полюсе)

5. Почему зимой даже в сильные морозы реки не промерзают до дна? (Вода при температуре 4 градуса тепла имеет наибольшую плотность и находится у дна реки. По этой причине прекращается перемещение воды в вертикальном направлении и ее дальнейшее остывание не происходит)

6. На своей варежке вы увидели две снежинки разной формы. Одна — более простой, а другая — формы сложного ажурного узора. Можно ли по внешнему виду этих снежинок определить, какая из них упала с большей, а какая — с меньшей высоты? (Да. Чем сложнее форма снежинки, тем с большей высоты она падала, так как ее кружение в воздухе сопровождалось процессом кристаллизации— присоединения к ней новых частиц влаги, которые и обеспечили дополнительную изысканность ее формы)

7. Почему на зиму вставляют вторые рамы? (Неподвижный воздух, заключенный между двумя рамами, являясь плохим проводником тепла, предохраняет зимой помещение от выстывания)

8. Почему во время снегопада температура воздуха обычно повышается? (Это происходит потому, что при образовании снега из капелек воды или водяного пара выделяется тепло)

9. Растут ли зимой деревья? (Нет, зимой их рост приостанавливается)

10. Когда быстрее распространяются звуки: зимой или летом? (Летом звуки распространяются быстрее, чем зимой, так как зимой воздух более плотен и, следовательно, скорость звука меньше)

Пословицы и поговорки о зиме

Два друга — мороз да вьюга.

Береги нос в большой мороз.

Зимой солнце не греет, а смеется.

В зимний холод каждый молод.

Белый снежок — каждому дружок.

Как зима ни злится, а весне покоряется.

Солнце летом греет, а зимой морозит.

Зима лето пугает, а все равно тает.

Готовь телегу зимой, а сани летом.

Раздумываете, какие новогодние игры для детей организовать на праздничной вечеринке? Совместите спортивные состязания с интеллектуальными конкурсами. Таким образом, все дети останутся довольны.

Смогут выиграть и те, кто лучше подготовлен физически, и те, кто уделяет время чтению. Не забудьте включить несколько конкурсов, где могут поучаствовать не только дети, но и их родители. Идеи различных игр для праздника ищите ниже.

Конкурс «Сказочная метла»

Эта новогодняя игра для детей является подвижной. Ребятам будет интересно погрузиться в мир Гарри Поттера и полетать на метле. Да и некоторые родители, которые выросли на этой сказке, не откажутся принять участие в конкурсе. В чем же он заключается? Следует найти подходящую метлу. Желательно не брать обычный веник, а все-таки приобрести что-то более презентабельное. Участники делятся на две команды. Каждой из них выдается по метле. Ведущий отсчитывает время, и объявляет старт. Начинается эстафета. Каждый ребенок должен «долететь» до елки, вернуться и передать метлу своему товарищу, который стоит дальше. Выигрывает та команда, участники которой быстрее пробегут эстафету.

Чтобы усложнить задание, можно еще в конкурс включить элемент переодевания. В этом случае участники будут передавать друг другу не только метлу, но еще и шляпу или плащ.

Угадай, что внутри

Новогодние игры для детей можно создавать по мотивам телепередач. Наверное, каждый житель нашей страны видел хоть один выпуск всем известного шоу «Битва экстрасенсов». Так вот, первое испытание, которое проходят люди со сверхспособностями - это отгадывание предмета, спрятанного в черном ящике. Вы тоже можете найти черный ящик, положить туда что-то новогоднее, тематическое и предложить гостям проверить свои экстрасенсорные способности. Запишите на бумажку предположение каждого гостя.

Чтобы было интересней, нужно привлечь к игре всех, от мала до велика. После того как каждый гость высказал свое предположение, вскрываете ящик. Что туда можно положить? Тарелку с оливье, хлопушку, маску Деда Мороза, или бутылку шампанского. Если в компании обнаружится гость, который догадается о содержимом ящика, то он станет полноправным обладателем спрятанного ранее от посторонних глаз предмета.

Новогодние слова

Эта интересная игра для детей. Новогодняя, потому что имеет праздничную направленность. Все мы знаем игру в города. Так вот - это будет что-то отдаленно похожее. Ведущий должен загадать слово, которое как-то связано с Например, Снегурочка. Теперь дети по кругу должны называть слова. Сначала на букву «С», затем на «Н», потом на «Е» и т. д. Если ребенок не может придумать слово, он выбывает. Чтобы усложнить задачу, следует называть только те предметы, которые связаны с зимним праздником. Например, на букву «С» можно придумать «снег» или «снеговик», а на «Н» — «ночь», «новогоднее настроение». Этот конкурс позволит детям научиться быстро думать и принимать решение в сложной ситуации.

Наряжаем елку

Новогодние игры и конкурсы для детей можно устроить в меру подвижные. При этом ребята не разнесут вам дом, если направить их неуемную энергию в нужное русло. Например, можете предложить им нарядить своего товарища. Следует двух детей одеть в зеленые свитера. А остальным ребятам выдать гирлянду, работающую от батареек, и пластиковые елочные игрушки. Можно также в арсенал добавить мишуру, дождик и вырезанные из бумаги снежинки. В общем, подойдет любая Включаем секундомер и даем двум командам отмашку. За минуту ребята должны будут нарядить своего товарища в зеленом свитере. Победит та команда, которая лучше украсит «елку». Чтобы этот конкурс стал более новогодним, следует включить не секундомер, а запись боя курантов.

Лепим снеговика

Чтобы придумать интересные новогодние игры и конкурсы для детей, нужно включить фантазию. Можно предложить им сделать привычные вещи непривычным способом. Например, слепить снеговиков. Как это сделать?

Следует разделить ребят попарно. Кстати, в этом конкурсе могут принимать участие и взрослые, например, родители или родственники детей. Двух человек связывают между собой шарфом. Одной рукой они должны обнять друг друга за спину. Свободной у каждого остается по одной руке. И именно ими они и будут лепить. Задание довольно простое. Нужно за отведенные 3-5 минут слепить снеговика. Но это будет сложной задачей, придется научиться работать в команде. Подсказывать и советовать командам нельзя. А вот смотреть и вдохновляться работой соперников не воспрещается.

Голова-хвост

Новогодние подвижные игры для детей должны придумывать взрослые. Иначе ребята могут ненароком искалечиться и поругаться. Руководствуйтесь правилом, что если вы не можете прекратить безумие, значит, нужно его возглавить. Что же предложить детям? Есть занимательная игра, которая называется «Поймай голову». Ребята становятся паровозиком и берут друг друга за пояс. Теперь задача хвоста - догнать голову. И соответственно те, кто стоят в начале паровозика, должны убегать. Руки при этом нельзя отцеплять от тела впереди стоящего товарища. Когда хвост догнал голову, игра считается законченной. Можно провести и второй раунд. В нем те ребята, которые возглавляли паровозик и те, кто стояли в его конце меняются местами. Соответственно, и их задачи теперь противоположны.

Конкурс стихов

А хорошо ли вы знаете поэзию? Обычно взрослые люди менее подкованы в этой области, чем дети. Но бывает и наоборот. Новогодние игры для детей дома можно провести в форме интеллектуального баттла. Например, предложить посоревноваться ребятам в знании стихов. Ведь в большинстве случаев дети учат их просто для галочки, потому что в школе задают. Но эти знания настолько укореняются в нашем сознании, что некоторые взрослые с небольшой подготовкой могут воспроизвести, казалось бы, забытые стихотворные строчки. Попробуйте устроить конкурс и посмотреть, кто выиграет. Можно соревноваться так: старшее поколение против младшего. Или же каждый участник может отдуваться за себя. Правила следует устанавливать в каждой ситуации индивидуальные.

Стикеры

Какие бывают новогодние игры и развлечения для детей? Некоторые из них активные, другие же можно проводить за праздничным столом. Стикеры - спокойная игра. В ней могут принимать участие дети всех возрастов, начиная от 4-х лет. Каждому из участников выдается карандаш или ручка и цветная клеящаяся бумажка. Игроки пишут или рисуют на своем листочке изображение мультяшного персонажа или животного. Можно установить правила и рисовать или писать только то, что непосредственно связано с праздником. Теперь каждый игрок клеит свою бумажку на лоб соседу справа. Затем нужно дать время участникам ознакомиться со всеми окружающими их картинками и словами. А затем можно приступать к игре.

Каждый ребенок по очереди задает вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Например, я колючий? Если ответ звучит положительный, можно задать еще один вопрос. Если же отрицательный, то право хода переходит по часовой стрелке. Выигрывает тот игрок, который первым отгадает свое слово.

Цвета

Это одна из популярных развлечений для детей игра имеет такие правила: дети становятся в круг, а сбоку от них располагается ведущий. Он объявляет цвета. Например, начинает с зеленого. Каждый из детей должен осмотреться по сторонам и найти ближайшего человека, в одежде которого есть что-то зеленое. Он должен подбежать к нему и дотронуться до цветного пятна рукой. Кто последний справится с этой задачей, тот выбывает. Можно также обговорить в правилах, что дети могут использовать не только одежду, но и волосы. Например, если озвучен коричневый цвет, то можно найти ближайшего шатена. А также нужно заранее сказать, что и на свою одежду следует обращать пристальное внимание. Побеждает тот игрок, который окажется самым шустрым и внимательным.

Нарисуй Деда Мороза

Не знаете, какие провести конкурсы для детей? Новогодние игры и развлечения кажутся слишком тривиальными? Предложите ребятам порисовать. Большинство детей просто обожает этот процесс. Но не все они ходят в художественную школу, и поэтому результат их творчества может быть не очень привлекательным. Чтобы уравнять шансы на выигрыш всех присутствующих, можно предложить детям порисовать вслепую. Следует завязать ребятам глаза платком, положить перед каждым чистый лист бумаги и дать в руки карандаш. Задание следует озвучить довольно сложное: нарисовать Деда Мороза. Результаты этой художественной деятельности чаще всего презабавные. Голова, тело и ноги волшебника оказываются в разных местах. Главное - рассказать детям, чтобы они не принимали эту игру всерьез и не расстраивались из-за своей неудачи.

Что здесь весит?

Какие новогодние игры для детей возле елки существуют? Одна из них - это проверка памяти. Такая игра не только позабавит ребят, но еще и поможет развить их внимательность и наблюдательность. Взрослые должны следить, чтобы никто не жульничал. В этом развлечении могут принимать участие не больше 8 детей. Участвовать ребята в конкурсе будут попарно.

Следует подвести детей к елке. Первому игроку дается на запоминание 20 секунд. Второй участник в это время стоит спиной к зеленой красавице. Когда истекла последняя секунда, ребенок, изучающий елку, отворачивается от нее и озвучивает игрушки, которые он запомнил. После этого проводится тестирование другого игрока. Кто смог запомнить большее количество игрушек тот и выиграл. Остальные дети должны будут изучать елку с других сторон. Также родители смогут потренировать собственную память.

Фанты

Забавная новогодняя игра - это выполнение заданий. Каждый из ребят снимает с себя какой-то элемент одежды. Это может быть заколка, кольцо, цепочка или любимая игрушка. Все эти вещи помещаются в бокал или шляпу. Теперь каждый из ребят пишет задание. Если дети не обладают креативным мышлением, в этой части им должны помочь взрослые. Следует генерировать забавные, но несложные задания, которые ребенок сможет выполнить. Бумажки тоже погружают в какую-либо емкость. Ведущий поочередно помещает руку в обе емкости. Сначала достает личную вещь ребенка. Именно он и будет персоной, которой предстоит выполнить задание. Его вытянет ведущий. Такая игра помогает детям раскрепоститься и почувствовать себя уверенней.

Новогоднее караоке

Этот конкурс очень любят как большие, так и маленькие ребята. Новогодние музыкальные игры для детей - любимая забава. Караоке можно проводить различными способами. Один из самых простых - это включать песни со словами, а дети должны подпевать солисту. К усложненной версии конкурса нужно подготовиться заранее. Следует найти фонограммы известных детских новогодних песен. Каждому из детей выдаются слова. И теперь участники по очереди должны исполнить свои любимые хиты.

Эта музыкальная игра для детей на новогоднем утреннике имеет колоссальный успех. Если ребята стеснительные и не хотят петь по одному, их можно объединять в команды. А если такое пение проводится при большом скоплении людей, желательно отрепетировать репертуар заблаговременно.

Фотоконкурс

Новые новогодние игры для детей в большинстве случаев требуют использования гаджетов. Можно провести довольно интересный конкурс-селфи. Для этого необязательно, чтобы у ребенка был персональный телефон. Он может воспользоваться родительским. И не переживайте что ребята не разберутся. Ребенок уже в 3 года знает, где в телефоне камера и как ей пользоваться.

Фотоконкурс проводится следующим образом. Каждому из участников выдается задание. Например, изобразить зайчика. Но нужно сказать, что снимать его будут не на видео, а на камеру. Так что из рук ребенок должен сложить ушки и показать зубки. Следующий кандидат может изображать елку, мандарин и т. д. После того как фотосессия завершена, следует подключить телефон к телевизору и выбрать лучшее фото путем голосования гостей. Можно привлечь к игре и взрослых. Для них следует выбрать образы известных актеров, кинодив или просто медийных личностей.

Прятки в темноте

Такая игра очень напоминает старые добрые жмурки. Дети любят подвижные развлечения, поэтому им нужно дать возможность выплеснуть энергию. В отличие от классических жмурок, в этой игре нет ведущего. Всем участникам завязываются глаза. Теперь каждого игрока нужно раскрутить и пустить ходить по комнате. Желательно, чтобы у помещения был большой размер, и чтобы оно не было заставлено предметами мебели и елкой. Дети будут ходить и натыкаться друг на друга. И вот когда двое ребят встретятся, они на ощупь должны определить, кто же стоит перед ними и сказать имя человека. Отгаданный игрок выбывает. Выигрывает тот, кто лучше всех на ощупь может определить своих товарищей. Игру можно модернизировать. Например, чтобы дети не падали во время столкновения, сразу поставить их на четвереньки. В этом случае один игрок имеет возможность уползать от другого.

Устроить подобное мероприятие с «зимним» колоритом несложно. Вот описание нескольких доступных каждой семье зимних забав - некоторые из них можно будет использовать на улице, другие - дома.

Предполагается, что инициатором игр выступает взрослый (педагог, руководитель кружка, кто-то из родителей, ведущая игры). Первоначально ведущая, воспользовавшись написанным на бумаге текстом, может произносить слова стихотворений, предваряющие каждую из забав.

По мере повторения той или иной забавы, текст, как правило, быстро запоминается не только взрослым, но и детьми. Тогда функции руководителя игры может на время принять на себя кто-то из детей, желающих выполнять это.

Началом любой игры можно сделать следующее.

Ведущая произносит текст:

Есть такая песенка: «Нам всего милее зимние деньки, снежные аллеи, лыжи и коньки». Ведь зимой существует очень много забав, в которые можно играть на улице, когда все вокруг покрыто снегом. Вот и сегодня мы с вами попробуем разучить такие забавы, чтобы вы потом могли в них играть самостоятельно.

Далее ведущая рассказывает условия игр и вместе с детьми играет в них. Каждую игру целесообразно повторять по нескольку раз. Таким образом, преследуется сразу несколько целей. Во-первых, ребята отчетливее запоминают правила участия в игре и ее проведения. Во-вторых, ведущий имеет возможность зафиксировать предпочтения детей в занятиях - какая игра им нравится больше, а какая менее предпочтительна. Следует также выяснять причину предпочтения. Может быть, одна игра показалась более трудной, другая - слишком продолжительной и т. д.

Это позволит в дальнейшем подходить избирательно к тем играм, которые предлагаются детям для использования на за-нятии.

На последующих занятиях роли руководителей игр может исполнять кто-то из детей, назначенных ведущей. Кроме того, на занятиях можно не проводить за один раз все игры снова, а выполнить лишь одну-две из тех, которые особенно приглянулись ребятам.

1. Игровая ходьба «Стань первым!».

Вот вам первая игра - вспомнить ваши имена.

Тому, чье имя назовется, самым первым стать придется.

Сейчас мы пойдем все вместе в одной колонне. Я буду идти в голове колонны, а вы все - за мной. Но запомните: вам надо не только идти, но и внимательно слушать, чье имя я произнесу Когда я назову чье-то имя, вся колонна должна остановиться. А тот, кого я назову, должен подойти и встать впереди меня. Так он станет возглавляющим колонны. И дальше мы уже начнем двигаться вслед за ним.

Ход игры

Ребята выстраиваются в колонну вслед за ведущей и идут вслед за ней по площадке. Ведущая называет имя и фамилию кого-то из детей. В этот момент вся колонна останавливается, а названный ребенок проходит вдоль колонны к ее голове и встает в начале колонны, оказываясь ее ведущим. Игра проводится несколько раз, чтобы в роли ведущего сумели побывать несколько детей.

2. Игра «Бег по кругу».

Новое упражнение -

Сразу и на внимание, и на движение.

Слушайте команду, выполняйте,

Но не перепутайте давайте!

Итак, первый ваш бег - совсем простой,

Главное - на месте в мороз не стой.

Но потом, слушай команду, детвора,

На этом приеме и построена вся игра!

Дети, нам надо выстроить круг, в котором вы начнете двигаться. При этом будьте не только проворны, но и внимательны - вслушивайтесь в мои команды и выполняйте перемены действий.

Ход игры

Дети выстраиваются в хоровод и бегут в нем сначала обычным шагом - вслед друг за другом. Потом ведущая громко произносит вслух команду: «Повернулись, боком встали и галопом побежали!»

Услышав команду, ребята поворачиваются и бегут друг за другом боком - галопом. Через некоторое время ведущая дает новую команду: «Теперь друг друга все за руки взяли и снова в хороводе побежали!» Согласно команде ребята берутся за руки и снова продолжают бег.

Ведущая имеет право «запутывать детей», подавая команды вразбивку - не привязывая их к постоянной последовательности. Задача детей - слушать команды внимательно и правильно их выполнять.

3. Игра «Санный круг».

Для зимы привычны сани,

На них будем ездить сами.

Сани мы поставим в круг

И побегаем вокруг.

Но по команде «Остановка!»

На санки вы усядьтесь ловко!

Посмотрите, внутри нашего круга установлены сани. Снача-ла мы будем двигаться вокруг саней, а потом, по моей команде, вам всем следует подбежать к саням и усесться на них.

Ход игры

Для игры понадобятся несколько санок, которые располагаются по кругу на расстоянии 2-3 метров друг от друга. Вокруг саней встают дети. Ведущая дает команды, которые дети выполняют. По команде «Бегом!» дети бегут по кругу друг за другом. По команде «Остановка!» дети прекращают бег и бегут к санкам, стараясь сесть на них.

4. Ходьба по снежному валу.

Вот обычная ходьба, но не столь простая.

Будем мы ходить по снегу, пока не растает.

И скамейка нам поможет, образуя снежный вал.

Много знаем мы приемов, как ходить, чтоб не устал.

Руки в стороны мы с вами вместе разведем.

Обратите вы внимание на один прием.

Чтобы спрыгнуть очень мягко - посмотрите вот:

На снегу присядьте глубже, руки же - вперед.

(Кто-то из специально подготовленных детей в этот момент демонстрирует правильность прохода по скамейке раз. ными шагами и амортизирующего соскока с нее.)

Ход игры

Для игры потребуется устроить специальный снежный вал высотой до 20 см, шириной - до 40 см. Можно в его качестве использовать запорошенную снегом скамейку. Ребята ходят по снежному валу, как по скамейке. Сначала дети просто проходят по валу, разведя руки в стороны и мягко спрыгивая в конце. После прыжка дети выводят руки на уровне плеч вперед. Далее ходьба продолжается с вариантами. Например, дети могут ходить по валу, наступая на него только одной ногой - сначала левой, потом правой; затем идут боком. Подобные виды ходьбы развлечения ради допускается проводить сразу с несколькими детьми одновременно. По одной команде ведущей они делают поворот и продолжают ходьбу в обратном направлении. Такое хождение можно выполнять неоднократно.

5. Спрыгивание со снежного вала.

Всем знакомый снежный вал

Нас к себе опять позвал.

На него взберемся, чтобы соскочить обратно.

В мягкий снег соскочим мы - до чего приятно!

Словно птицами на миг мы, ребята, будем.

Руки в стороны, вперед, присесть не позабудем!

(Кто-то из специально подготовленных детей в этот мо-мент демонстрирует правильность соскока со снежного вала.)

Ход игры

Дети в произвольном порядке взбираются на возведенный снежный вал, с которого должны спрыгнуть. По валу они идут, разведя руки в стороны. Ведущая обязательно поясняет, что приземление на землю должно быть мягким, пружинистым - с приседанием. Руки при этом следует вывести вперед.

6. «Броски в цель».

Ведущая (показывает предмет, который становится целью для бросков).

Вот знакомый всем предмет, но не дам вам в руки, нет.

Посмотрите, я поставлю его на расстоянии.

И послушайте, ребята, первое задание.

Вам придется эту цель сбить сейчас снежком.

Приготовьтесь, посмотрите, как взмахнуть рукой.

Ведущая показывает, как надо прицелиться, несколько раз взмахнуть рукой, еще не отпуская из нее снежка, словно примериваясь к броску. Только после этого следует снежок бросать по цели.

Ход игры

На вершину возведенной снежной крепости или на край запорошенной снегом лавочки ставится яркий и легкий предмет - пластмассовая кегля, пластмассовый кубик. Дети заготавливают снежки и бросают в предмет, стараясь сбить его со своего места. Можно также поставить несколько целей сразу, чтобы дети имели возможность подольше быть занятыми этой игрой.

7. «Веди шайбу».

Для зимней, холодной, морозной поры

Хоккей - игра смелых, нет лучше игры.

Сейчас мы все вместе по клюшке возьмем

И шайбу в ворота успешно забьем!

Вы, наверное, видели и по телевизору, и во дворах, как играют в эту зимнюю игру - хоккей? (Ответы детей: «Да, дели».)

Ведущая. «Чем отличается эта игра от многих остальных?» (Далее дети дают посильные ответы, которые ведущая дополняет. Ответы детей: «В хоккей играют не на траве или естественном снежном поле, а на специально залитой и подго-товленной площадке - хоккейном поле. Цель этой игры - забить шайбу в ворота команды противника. Шайба - это плоский круглый предмет, по внешнему виду напоминающий круглую котлетку. Кроме того, игроки в этой игре при забивании шайб действуют не руками, а специальным предметом - клюшкой. Клюшка - специальная плоская палка с загнутым с одной стороны концом».)

Ведущая устанавливает воротца и показывает, как, замахнувшись клюшкой, надо постараться вбить шайбу в воротца.

Дети разбиваются на 2-3 группы, встают в колонну, каждый первый стоящий в колонне получает клюшку и проводит бросок по воротам, после чего возвращает шайбу на место и передает клюшку второму игроку своей колонны.

Начальное расстояние от точки броска до ворот может до-стигать 1-1,5 метра.

Ход игры

Сначала дети получают задание провести бросок шайбы клюшкой в заданном направлении.

Затем задание игры усложняется, оно выполняется при разделении детей попарно. Дети учатся ударом посылать шайбу от себя и принимать ее на клюшку от партнера.

8. «Санки задом наперед».

Новая игра - и вот в санки задом наперед

Мы сейчас садимся и от старта мчимся.

Не устанут ноги от такой погони,

Сами мы моторы, сами себе кони.

Вот и финиш пред тобой,

Въехал ты в него... спиной.

Вот какая это сейчас будет необычная игра, дети. Мы привыкли к тому, что от линии старта до линии финиша в любой игре спортсмены мчатся, как обычно, лицом вперед. Но не надо забывать, что ведь наши игры не просто спортивные, но и занимательные. Поэтому в них нам встретилось и такое задание: сесть на санки задом наперед и таким ходом ехать дальше. Сейчас мы понаблюдаем, кто из вас осмелится принять участие в таких необычных гонках и постарается победить в них.

Ход игры

Нужно отметить места старта и финиша, или игра может идти в движении по кругу. Дети садятся на санки задом наперед. По сигналу ведущей дети начинают отталкиваться от земли ногами, продвигаясь на санках. При этом они движутся к финишу вперед спиной.

9. «Хождение по следам».

Ты в лесу увидел след - что он означает?

В нашей же игре так просто: где один шагает,

Там потом пройдут и все, следом в след ступая.

Поиграем в следопытов - есть игра такая.

Я предлагаю всем поиграть в следопытов. Правда, надо знать, что на самом деле, означает слово «следопыт». Это слово означает человека, хорошо умеющего по следам, которые оставили на снегу разные звери, угадывать, что такое с ними происходило некоторое время тому назад. (Ведущая может нарисовать детям разные следы на снегу - птичьи, заячьи и др.) Вот, к примеру, если мы начнем рассматривать разные следы, которые поутру увидим на снегу, то можно угадать, какие из них оставили воробьи, потому что у них лапки маленькие. Зато вот следы других птиц - вороны, голубя - гораздо крупнее. И вот посмотрите, бывает, что на снегу видно много следов, которые движутся к одному месту цепочками. А потом они все собираются в одной точке - это означает, что в этом месте птицы разы-скали для себя корм - семена деревьев, или кто-то им подсыпал хлебных крошек на снегу, вот они и сделали здесь остановку, клевали семечки, крошки из своей птичьей кормушки.

А какие следы оставляет ваша обувь? (Дети создают отпечатки своих следов на снегу и рассматривают их.) К примеру, как будут располагаться ваши следы каждое утро? (Ответы детей: «Каждое утро мои следы начинаются от дома, где я живу, и ведут до...».) Верно. Вот как интересно, оказывается, уметь читать следы на снегу.

Но наша игра - немного другая. Всем хорошо известно, как бывает нелегко идти по высоким снежным сугробам. Вот если повезет и впереди окажется человек, который начнет прокладывать следы по нетронутому снежному насту, то человеку, идущему следом за тем, первым, уже можно будет ступать в его следы, а это гораздо легче.

Ход игры

Желательно, чтобы эта игра проводилась на специально подготовленном участке - запорошенном свежим, неистоптанным снегом. Ведущая проходит по участку произвольным маршрутом, но стараясь не повторять его, максимально четко оставляя следы своей обуви на снегу. Дети ходят вслед за ведущей, внимательно наблюдая за оставленными ею следами и повторяя ее маршрут, отчетливо ступая «след в след».

При этом ведущая может менять размер своих следов - проходить маленькими шажками или, наоборот, несколько удлиненными (но такими, чтобы они не превышали длину детского шага), идти на цыпочках, на пятках, на внешней стороне стопы и т. д.

10. «Тянитолкай».

Новая игра - играй, дружно санки ты толкай,

Сядьте вы спиной друг к другу, чтобы был Тянитолкай.

Может быть, вы, дети, помните, что в сказке про доброго Доктора Айболита был такой зверь, который носил это имя - Тянитолкай? Кто расскажет, что же в этом звере было особенного? (Ответы детей: «У этого зверя было две головы - одна, спереди, другая сзади, там, где у всех остальных животных находится хвост».) Верно. Вот и вы сейчас на время превратитесь в таких сказочных животных - Тянитолкаев. Для этого вам надо сесть на санки по два человека. Только садиться следует не друг за другом, а спиной друг к другу. Наши санки стоят в один ряд, сейчас по моей команде все они должны стремиться доехать до линии финиша. При этом седокам саней надо так стараться согласовывать свои действия, чтобы их санки двигались в нужном направлении. Выигравшей будет считаться та пара саночников, которая первой доедет до линии финиша.

Примечание. Соревнование можно устроить по маршруту «Туда и обратно», то есть сначала до линии финиша, а затем - вновь до линии старта. Тогда уже пары для нового этапа соревнований могут составить другие дети.

Ход игры

Дети выстраивают санки у линии старта. Ведущая объясняет, в какую сторону надо будет всем дружно начать ехать и где будет находиться финиш стартовой дорожки. Дети усаживаются на санки попарно, каждая пара - спиной друг к другу. По сигналу все дети на санках стремятся как можно скорее достичь линии финиша. На обратном пути получается так, что ребенок, сидевший позади, оказывается уже впередсмотрящим.

Цель: создание праздничного настроения.


Вторая игра заключалась в том, чтобы в двухлитровой ёмкости, заполненной гречкой доверху, нащупать и вытащить малюсенькие конфетки.
Третья игра предлагалась для всех детей, но правила были разные. На верёвке, которую держали за концы двое взрослых, висели разные призы, сувениры, которые нужно было срезать ножницами, чтобы забрать себе. Дети выбирали приглянувшийся подарок, а потом с завязанными глазами пытались его срезать. Трудность для них состояла в том, чтобы сориентироваться в пространстве и сделать нужное количество шагов. Младшему глаза не завязывали, но и не помогали срезать нитку с подарком.
Для 2-летнего ребёнка этих заданий оказалось достаточно. Остальное время он наблюдал за своим братом и сестрой, которые активно соревновались друг с другом.

Игра "Золушка"
Каждому участнику завязывают глаза и предлагают разобрать свою горку, в которой смешаны 3 вида макарон, по группам. Ингредиенты можно менять, в зависимости от того, что есть в доме. Это может быть горох, фасоль, чечевица, сушеная рябина и т.д. Тот, кто первым справится с заданием, тот и победил.


Здесь с большим преимуществом выиграл старший внук, который действовал одновременно 2 руками.

"Конкурс поваров"
За определенное время участники игры должны были составить новогодние меню. Внучка придумывала меню для Снегурочки, а внук – для Деда Мороза. Блюда в меню для Снегурочки должны начинаться с буквы "С", а для Деда Мороза - с буквы "М". Выигрывает тот, у кого самое большое меню. Сначала дети придумывали блюда самостоятельно, но очень скоро к ним присоединились родители, что сильно оживило игру и обогатило словарь детей. В этом конкурсе победу одержала внучка, у которой великолепная слуховая память и большой словарный запас.

Творческий конкурс «Сделай ёлочку»
Детям было предложено создать свой вариант ёлочки из предложенных фруктов, овощей и фигурок из марципана.
На тарелку срезом вниз кладется половина яблока. В этом яблоке делается отверстие, в которое вставляется морковка. Она будет являться «стволом» ёлочки, на который с помощью зубочисток будут прикрепляться виноград и другие фрукты.


Игра «Найди сокровище».
Для этой игры нужно заранее приготовить чертёж квартиры, в которой происходит праздник, и сделать несколько ксерокопий. Затем на этом чертеже крестиком обозначить место, где спрятано сокровище.
Трудность прочтения чертежа заключается в том, что на нём трёхмерные предметы представлены как двухмерные, поэтому быстро поняв, где следует искать, дети долго не могли обнаружить спрятанный предмет. Например, зная, что внук легко читает схемы, дедушка подвесил «сокровище» на карниз шторы со стороны балконной двери, что невозможно было понять, глядя на чертеж. Игра проходила в два этапа. На первом этапе дети искали сокровища вместе потому что, во-первых, внучке надо было перенять опыт старшего брата и научиться читать схему квартиры, во-вторых, совместная деятельность объединяет, и наконец, подарки были для всех, а младшему внуку выполнить такое задание самостоятельно пока не под силу. Идея подарков была мною заимствована в магазине «Весёлый праздник». Там за 380 рублей продавались небольшие баночки с названием «Скорая помощь. Для денег», «Скорая помощь. От противной учёбы» и т.д. Внутри этих баночек были какие-то сладости весьма сомнительного состава. Я подумала, что напечатаю на цветном принтере этикетки, придумаю позитивные названия для «Скорой помощи», куплю сладости, в качестве которых я не сомневаюсь, и получу прекрасные сувениры за гораздо меньшую цену. Вот эти баночки и были припрятаны для детей в ванной комнате внутри стиральной машины, загруженной чистыми вещами. Названия я придумала такие:
СКОРАЯ ПОМОЩЬ
«РАЗУМИН»

Питает мозг,

Гарантирует
отличную учёбу.

СКОРАЯ ПОМОЩЬ
«ВИТАМИН Х»

Увеличивает послушание.
Уменьшает упрямство.
Повышает иммунитет.

Жалею, что не сфотографировала эти баночки, поскольку не планировала размещать этот материал в блоге.

Игра «Найди черепашку».
Черепашка – это магнитик, который висит на холодильнике. Игра заключается в том, что я кладу черепашку в комнате на видное место, а дети должны её найти, но при этом не закричать от радости, не брать черепашку в руки, а спокойно сесть на диван и ждать, когда другой участник справится с заданием. В такую игру я играю с детьми в саду. Она помогает справиться с импульсивностью, развивает наблюдательность. Не сразу детям удаётся выполнить эти правила. Несмотря на то, что я всегда кладу предмет на видное место, ищут долго, а уж если нашли, то не могут сдержать своей радости и нарушают второе правило. Здесь приходится проявлять изобретательность ведущему, чтобы найти в комнате такие места, которые с, одной стороны, были на виду, а с другой – маскировали магнит. Вместо магнита можно брать самые простые предметы: коробок спичек, стёрку, скрепку и т.д.

Игра «MEMORY»
Для этой игры требуются парные картинки, которые раскладываются лицом вниз. Картинок может быть 20 и более. Все зависит от количества игроков и их возраста. Игроки ходят по очереди. Тот, кто ходит, открывает любые две картинки. Если они оказались одинаковые, игрок забирает их себе, если картинки разные, их снова кладут на место лицом вниз. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто наберёт больше пар.
Во время игры необходимо внимательно смотреть на картинки и запоминать их расположение. Начало игры – самый трудный момент, потому что картинок много и открываются почти всегда непарные. В этот период надо поддерживать в детях уверенность, что скоро им повезёт, и они смогут выиграть. В эту игру мы играем смешанной компанией, поскольку шансы у взрослых и детей равные.
Есть еще вариант «MEMORY», когда картинки разные, но слова для их обозначения используются одинаковые, например: коса, доска, счёт, груша, лук, мышка (компьютерная), зарядка (для мобильного телефона), каток (спецмашина), бабочка (галстук) и т.д.
Для Нового года я придумала сладкий вариант игры. После того, как мы поиграли в обычные варианты, я объявила супер-игру. Вместо картинок будут конфеты и шоколадки, которые я накрою непрозрачными одноразовыми стаканчиками. Как играть дальше, все знают. Открыл одинаковые конфеты, забираешь себе, разные – накрываешь стаканчиком. Играли два раза, всем очень понравилось.
Правда, фото я сделала позже, просто чтобы показать сам принцип игры.



Мастер-классы
Мне нравится, когда дети рисуют, лепят, приобщаются к прекрасному, поэтому на празднике я предложила им сделать работу в технике пластилинографии. Каждый, включая младшего внука, выбрал для себя заготовку и начал «рисовать». По завершению работы устроили «вернисаж» для родителей.


В прошлом году свое творческое начало проявлял сын, который раскрасил лица детей гримом. Им этот процесс очень понравился, за исключением младшего, который категорически отказался.



Задания для взрослых
На празднике задания предлагаются всем. Они нетрудные, доступные даже для школьников, но требующие внимания и умения логически мыслить. Вот внимания частенько всем и не хватает, чтобы ответить без ошибок. Конечно, вопросы предъявляются в напечатанном виде по типу теста. Остается только подчеркнуть правильный ответ. Вот пример одного из таких заданий.
1. Вы участвуете в марафоне и обогнали бегуна, бежавшего вторым. Какую позицию вы теперь занимаете?
Вторую первую такое невозможно третью

2. Есть ли в США 23 февраля?
Да нет только у военных только у мужчин

3. Вы участвуете в марафоне и обогнали бегуна, бежавшего последним. Какую позицию вы теперь занимаете?
Вторую первую последнюю предпоследнюю такое невозможно

4. Вини Пух – это …
Кабан поросенок хряк свинья ничего из перечисленного

5. Сколько животных взял Моисей в свой ковчег?
Неограниченное количество ни одного по два каждого вида по одному каждого вида

6. На столе стояло 5 стаканов. Миша выпил один стакан и поставил на стол. Сколько стаканов теперь стоит?

7. От прямоугольного стола отпилили один угол. Сколько углов стало?

8. На столе 3 моркови и 5 яблока. Ребенок взял одну морковь и съел. Сколько фруктов осталось?

9. Расстояние между пунктами А и В составляет 500 км. Из пункта А в пункт В выехал автомобиль со скоростью 100 км/час. одновременно навстречу ему из пункта В в пункт А выехал автомобиль со скоростью 120 км/час. кто из них будет ближе к пункту А, когда они встретятся?
(Автомобиль считать материальной точкой).

10. Товар сначала подорожал на 10 %, а потом подешевел на 10 %. Какова его стоимость сейчас?
101% 100 % 90 % 99 % 109 %

11. Сколько раз цифра 4 встречается в числах от 1 до 50?
1 14 4 6 10 15

Правильные ответы:
1. вторую 2. да 3. такое невозможно 4. ничего из перечисленного
5. ни одного 6. 5 7. 5 8. 5 9. они будут на одинаковом расстоянии от пункта А при встрече (задача перегружена информацией, но достаточно включить образное мышление, чтобы моментально найти решение) 10. 99% (при удорожании на 10% товар стал стоить 110, 10% от 110 =11, следовательно, после удешевления он будет стоить 99%) 11. 15 раз (часто забывают, что в числе 44 две четвёрки).

На новогоднем празднике невозможно обойтись без загадок, песенок и танцев. Были они и у нас, но описывать их я не буду, поскольку такая задача не ставилась.

Статьи по теме: