Почему любовь А.А. и Алехина не состоялась? Победа над Капабланкой

Говорят, великий шахматист обладал божественным даром побеждать в любых сражениях на шахматной доске. Но самую главную свою игру - с Судьбой - он, увы, безнадежно проиграл.

«Если проиграете, вас расстреляют», - весело подмигнул Алехину генерал СС. Дело было в оккупированной Германией Франции, так что шутка вполне могла оказаться реальной угрозой. Но шахматист лишь рассеянно пожал плечами.

На двадцать восьмом ходу генерал сдался. Алехин столь же невозмутимо развернул доску и предложил продолжить партию с момента капитуляции. 11 ходов - и эсэсовец снова уронил короля. Алехин опять развернул доску... Через десять минут генералу был объявлен мат.

Вы в самом деле гениальны, - на прощанье сказал шахматисту генерал. - Поверьте, вам этого не простят.

Ход менингитом

Маленький Саша мог умереть еще в детстве. К 13 годам его маниакальное увлечение шахматами дошло до того, что он просиживал над игральной доской ночи напролет. В конце концов организм не выдержал: дело кончилось нервной горячкой и менингитом.

Сашиному отцу - потомственному дворянину и влиятельному московскому бизнесмену Александру Ивановичу Алехину - пришлось выложить немало денег известнейшим врачам. Когда сын оклемался, Алехин-старший запер доску в чулане и строго-настрого предупредил: больше - никаких шахмат!

Саша подчинился. Следующие несколько лет он двигал фигуры... мысленно. Или в переписке с сильнейшими шахматистами России («Милостивый государь Алехин!» - обращался к нему князь Шаховской, не подозревая, что пишет 14-летнему мальчишке). В конце концов хитроумные построения и логические комбинации окончательно затмили Саше мир.

15 марта 1914 года 21-летний Александр чуть не завалил выпускные экзамены в училище правоведения (диплом политика и дипломата Алехину так никогда и не пригодился). И в тот же день принял участие в первом своем международном шахматном турнире.

Ход чемпионом

Основным противником Александра был действующий чемпион мира Эмануил Ласкер. Сражение закончилось в пользу чемпиона, но наблюдатели заметили, насколько нелегко далась ему эта победа.

Первым на турнире стал Ласкер. Алехин - третьим. А второе место получил черноволосый испанец Хосе Рауль Капабланка. Александр еще не знал, что этот человек сыграет роковую роль в его жизни.

У Капабланки была репутация «не человека, но счетной машины»: он практиковал академическую игру без риска, математически точно просчитывал ходы и сокрушался о «скорой ничейной смерти шахмат». Сыграв с ним, Алехин во всеуслышание заявил: «Я не должен встречаться с Капабланкой, пока не наберу сил для поединка за звание чемпиона мира!» «Но ведь чемпион - Ласкер!» - возразили ему. «Это ненадолго. Скоро им станет Капабланка».

Гонка за Капабланкой тоже едва не стоила Алехину жизни.

Ход революцией

На первом же заграничном международном турнире, в германском Мангейме, куда Александр отправился поднабраться опыта, его арестовали: началась мировая война, и немцы объявили всех русских военнопленными. Молодой Алехин бурно сопротивлялся аресту, за что был избит и помещен в карцер. К счастью, вскоре врачи обнаружили у него болезнь сердца, и немецкие власти предпочли отправить хворого дворянина обратно в Россию.

Второй раз смерть чуть не догнала Сашу четыре года спустя: в 1919-м, прямо после очередного сеанса одновременной игры, его арестовали. Так Алехин заметил, что в России произошла революция. А еще - что большинство его знакомых эмигрировали.

Почему Александра - наследника фабрикантов и потомственного дворянина - не расстреляли? Говорят, дело не обошлось без женщины. Александра Лазаревна Батаева служила делопроизводителем, имела влиятельных знакомых в правительстве Москвы и... увлекалась шахматами.

Вскоре после освобождения Александр и Александра поженились. Правда, ненадолго: полтора года спустя Алехин узнал, что в Европе намечается новый шахматный турнир. Гений спешно развелся с женой и расписался с гражданкой Швейцарии Анной-Лизой Рюэгг, которая помогла ему выехать из Советской России...

Ход котом

Анна-Лиза не стала последней. Всего у Алехина было четыре жены - каждая старше его на 10-15 лет. И сын: правда, Сашу великий шахматист видел всего три-четыре раза в жизни.

Семейные отношения гения не интересовали: он полностью сосредоточился на шахматах и гонке за Капабланкой. Лишь иногда Александр отрывал голову от доски, замечал, что дома пусто и не убрано, и печалился о несложившейся семейной доле и нехватке душевного тепла. В конце концов гроссмейстер просто завел кота по имени Чесе (Шахматы) и трогательно за ним ухаживал. Ни одна из четырех жен не могла похвастаться, что пробудила в душе Алехина нечто подобное.

На пару с Чессом Алехин в конце концов догнал Капабланку. 15 сентября 1927 года в Буэнос-Айресе жгучий брюнет Хосе Рауль и зеленоглазый блондин Александр сошлись в матче на первенство мира.

Ход бойкотом

Изнурительное сражение корифеев длилось два месяца. Ничья, победа Капабланки, три ничьи, опять победа Капабланки... Однако на решающей партии Алехин совершил неожиданный маневр - и выиграл! «Я так побеждать не умею», - признался в тот день потрясенный Капабланка.

Российский шахматист добился своего - стал чемпионом мира. Однако проиграл во всем остальном. Бывшая родина от Александра отказалась: Советы официально назвали его врагом. Газета «Известия» напечатала отречение его старшего брата Алексея: «С предателем Александром у меня покончено навсегда!» А потом грянула Вторая мировая, и вовсе превратившая Алехина в изгоя.

Чтобы выжить, чемпион мира не отказывался садиться за шахматный стол с нацистами. После окончания войны ему это припомнили: гроссмейстеры всего мира объявили «фашистскому приспешнику» бойкот. Алехин в один миг остался без средств к существованию. И стремительно покатился вниз: был вынужден продать почти все скудное имущество, начал пить...

Спасение пришло с неожиданной стороны: Алехина вызвал на бой лучший советский шахматист Михаил Ботвинник. Казалось, для Александра внезапно начались светлые времена: чемпион бросил пить, на одолженные деньги привел в порядок жилье, купил себе костюмы, без конца говорил о готовящемся матче.

Уход короля

Смерть Алехина стала одной из загадок XX века. В медицинском заключении было сказано, что причиной смерти явилась «асфиксия в результате закупорки дыхательных путей куском мяса». То есть шахматист подавился. Однако почему в таком случае рядом с ним не было еды? Почему Александр был в пальто, словно собрался выходить на улицу? Почему перед ним стояла шахматная доска с едва начатой партией?

Лет через десять после загадочной гибели Алехина официант одного из ресторанов, умирая, признался, что подлил в еду русскому шахматисту жидкость из какого-то пузырька. Пузырек этот ему дали двое незнакомцев с сильным акцентом.

Кто были эти люди и были ли они вообще?

По одной из версий, Алехина «убрали» американские спецслужбы - якобы США боялись, что гроссмейстер проиграет Ботвиннику и бесценная корона шахматного чемпиона навсегда уплывет в СССР. По другой, в дело вмешались советские спецслужбы, которые опасались проигрыша Ботвинника...

Как бы то ни было, священник отказался хоронить Алехина до выяснения обстоятельств. Гроб с телом поместили на временное хранение в один из склепов. И забыли о нем почти на 10 лет. Лишь в 1955-м году великий шахматист был похоронен в Париже.

Но в 1999-м ураган разрушил каменное надгробие. Время старательно стирало алехинские следы...

Невероятно

В начале 1920-х Алехин работал в московском Центррозыске... «памятью». Изучив учетные журналы царской сыскной полиции, он осматривал задержанных - вдруг уже где-то когда-то светились. Алехин наизусть помнил все родинки и шрамы тысяч преступников.

Анекдоты о нем:

Самоуверенность

Алехин сидел в кафе и наблюдал за игрой любителей. Один из болельщиков предложил ему сыграть партию. Чемпион мира согласился, но с одним условием, что даст партнеру фору — ладью.
— Как так? — возмутился тот, расставляя фигуры на доске. — Ведь вы меня совсем не знаете!
— Именно поэтому, — ухмыльнулся Алехин.

Король и его супруга

На турнире в Цюрихе первый президент ФИДЕ доктор Рюб предложил жене Алехина сыграть легкую партию, но при условии, что ее супруг будет молчать. Шахматный король пообещал держать язык за зубами и отошел в сторонку. А когда вернулся, то обнаружил, что позиция его супруги оставляет желать лучшего. Поймав подходящий момент, он стянул с доски президентскую ладью и вновь удалился.
Минут через пять Алехин решил поинтересоваться, как идут дела. Игра продолжалась как ни в чем не бывало, но положение его жены вновь стало безнадежным. Тогда чемпион мира уже привычным движением руки умыкнул с доски вторую ладью Рюба.
После длительного раздумья вдруг раздался крик президента:
— Караул! Обе мои ладьи пропали! Подозрение сразу пало на Алехина, но он сдержанно заметил:
— Ничем не могу помочь, поскольку обещал молчать во время игры.

Загадочными сеанс

Однажды гроссмейстеру Найдорфу удалось сыграть в турнире вничью с Алехиным.
— Поздравлю вас, молодой человек, — протянул ему руку Алехин, — теперь вы можете гордиться почетной ничьей с чемпионом мира.
— Извините, но счет наших встреч 1,5:0,5 в мою пользу, — улыбнулся Мигель.
— Что за шутки? — удивился шахматный король.
— Да, да, однажды вы проиграли мне в сеансе одновременной игры в Варшаве.
— Этого не может быть, вы ошиблись, — твердо сказал Алехин, — я помню в лицо всех шахматистов, которые когда-либо выигрывали у меня, в том числе и в сеансах одновременной игры.
— Разрешите напомнить вам обстоятельства, при которых это произошло, — сказал Найдорф. — В сеансе было запланировано 25 досок, но вас попросили допустить еще двух подростков, жаждущих сразиться с такой знаменитостью. Однако число 25 было оговорено заранее, и вы сначала отказались. «Неужели вы испугались этих мальчишек?» — обвинил вас кто-то из организаторов. «Что?! — возмутились вы. — Да я готов играть с ними вслепую!» И ребят в самом деле посадили в сторонке, вдали от столиков, так, что вы не могли их видеть. Сеанс закончился со счетом 24:1 в вашу пользу, а единственную победу над вами одержал один из мальчиков, с которым вы играли вслепую. Хотите верьте, хотите нет, но этим мальчиком был я!
— Так это вы пожертовали мне ладью на Ь2?! — воскликнул Алехин, который, конечно же, вспомнил тот давний сеанс. — А я уже двадцать лет мучаюсь, что так и не увидел соперника, столь искусно обыгравшего меня тогда в Варшаве!

Неправильное питание
Известно, что время своего первого матча с Максом Эйве Алехин злоупотреблял спиртным. Матч он проиграл, а когда его потом спросили о причинах поражения, то Алехин ответил:

"Этот месяц у меня был неправильный режим питания".

Этим летом мне удалось провести две недели в Эшториле, небольшом португальском городке, до которого от Лиссабона менее часа езды. В том самом Эшториле, где воскресным утром 24 марта 1946 года в «Hotel do Parque» скончался Александр Алехин.
Мне уже приходилось бывать в Португалии, и с помощью друзей я пытался больше узнать о связях моего великого соотечественника с этой страной, о подробностях его смерти и захоронения в Лиссабоне, где его тело покоилось в течение десяти лет, прежде чем было перевезено в Париж и перезахоронено на кладбище Монпарнас весной 1956 года.

В Шахматной федерации Португалии мне любезно перепечатали два негатива, относящиеся к самому первому визиту чемпиона мира в Португалию. Произошло это в феврале 1940 года. Алехина с женой (дама с двумя котами на руках - Грейс Уисхар) встречали представители федерации и журналисты (четвертый слева - мастер Франсишку Люпи). На фотографии мы видим Алехина в приподнятом настроении. Пожалуй, в слишком приподнятом.

Как позже вспоминал Люпи, его манеры показались португальцу чуть-чуть театральными. Мог ли Алехин тогда предполагать, что спустя шесть лет именно здесь, в Португалии, встретит он свой смертный час?

Напомню, что в сентябре 1939 года на Олимпиаде в Буэнос-Айресе, будучи капитаном французской сборной, Алехин не вывел свою команду на матч с немцами в знак протеста против нападения Германии на Польшу. И только в январе он возвратился в Европу. Через две недели после встречи в Лиссабоне Алехин прибыл в Париж, вступил добровольцем во французскую армию и летом 1940 года попал в плен к немцам. Остальное известно...

В последний раз он приехал в Португалию в 1945 году уже по окончании войны, из Испании. Напрашивается мысль, что страдающий от одиночества и болезней чемпион мира надеялся переждать там опасное время, когда повсюду в Европе искали и судили военных преступников и коллаборационистов. Можно представить эти месяцы жизни великого шахматиста: осень и зима в в чужом провинциальном Эшториле, шум бурного океана, полупустой отель, где его держат фактически из милости, никаких контактов с женой, отчаянные письма бывшим друзьям, в которых он пытается оправдываться. И все это на фоне тяжелой гипертонии (давление до 280), безденежья и алкоголя - то, что остается от редких гонораров за комментарии к партиям и сеансы одновременной игры, которые удается организовать Люпи, уходит на коньяк.

Единственным лучом надежды в этой отчаянной ситуации явился вызов на матч за мировое первенство. Алехин получил телеграмму от Ботвинника в начале февраля 1946 года, через полтора месяца его не стало...

В лиссабонском морге «Сamro Santana» мне удалось познакомиться со свидетельством о смерти Алехина. Можете представить себе мои чувства, когда я впервые держал в руках этот документ. Он составлен 27 марта 1946 года, но неясно где - в институте судебной медицины, штамп которого стоит внизу, или в самом морге, где тело оставалось до дня похорон 16 апреля.

По словам моей португальской приятельницы (между прочим, ее отец помнит умершего в конце 60-х годов Люпи), текст оригинала довольно неуклюж, что и отразилось на русском переводе:

«В 11 часов 24 марта 1946 года в «Hotel do Parque» в Эшториле в результате удушения, последовавшего после закупорки верхних дыхательных путей куском мяса, скончался Александр Алехин, мужского пола, 53 лет, по профессии адвокат и профессиональный шахматист, рожденный в Москве - Россия, натурализовавшийся во Франции, проживавший во Франции по адресу 11-бис, улица Шекшер - Париж, законный сын Александра и Агнессы Прохоровых, Покойный был женат на Грейс Алехиной. Неизвестно, остались ли после покойного потомки или кто-то с правом наследования, оставил ли он какое-либо имущество или завещание, [поэтому] тело будет захоронено на первом кладбище Лиссабона. Составил Аздрубал д"Акияр, женат, по профессии врач, проживает в Амадоре. Настоящее свидетельство составлено в этой конторе в 3 часа пополудни, прочитано, обсуждено и заверено мной, нотариусом Марией Терезой да Кошта Монтейру. Расходы - 3 эшкудо. Институт судебной медицины Лиссабона и отдел гражданских регистрации 27 марта 1946 года».

Три эшкудо стоило составить у нотариуса этот незамысловатый документ. Через 46 лет, чтобы снять с него копию, я заплатил 400!
Меня, как, наверное, и вас, читатель, поразила причина смерти - удушение в результате закупорки верхних дыхательных путей куском мяса! Инфаркт, о котором сообщали газеты, здесь даже не упоминается.

В последующие годы в португальской и испанской прессе появилось немало статей о смерти Алехина -«Тайна 43-й комнаты», «Агония гения», «Многострадальная жизнь Алехина» и т.п.

Хочу привести почти целиком статью Вашку Сантуша «Таинственная смерть» («Diario de Noticias», апрель 1986), где речь идет об известной фотографии мертвого Алехина

«Можно подумать, что шахматный волшебник спит, мечтая о предстоящей встрече за титул чемпиона мира с Ботвинником в Москве, куда бы он вернулся после 25 лет добровольного изгнания... Но нет. Алехин спит вечным сном, он мертв, с застрявшим в его горле куском мяса.

Несомненно, фотография подготовлена, специально скомпонована так, чтобы выглядеть по возможности естественной. Не отсюда ли расхождения в деталях, обстановке и многочисленные противоречия в различных алехинских биографиях? Так, испанец Пабло Моран в «Агонии гения» пишет: «Он кажется спящим в большом кресле, голова отклонена назад (скорее налево. - Д.П.), ноги покрыты одеялом, перед ним шахматная доска и комментарии к партии Медина - Рико из чемпионата Испании в Бильбао 1945 года».

На нашем снимке одеяла не видно и, что важно, выражение лица Алехина не говорит о смерти от удушения. Артур Портела, наряду с другими обозревателями, отметил перед похоронами: «Говорят, что он подавился куском мяса, но это не было основной причиной смерти, а просто совпало с инфарктом».

Описания стола перед Алехиным никогда не совпадают. Слуга отеля, который первым обнаружил труп, утверждал, что вчерашний ужин был не тронут, однако салфетка видна развернутой. Говорят также, что Алехин ел без ножа (из-за трясущихся рук алкоголика или из страха самоубийства), однако на одном из снимков можно видеть ручку ножа. Наконец, если Алехин комментировал партию, почему на доске начальная позиция? Поистине, это была необычная и таинственная смерть».

А теперь о месте первого захоронения Алехина. Это семейная усыпальница шахматиста Франсишку Эстевеша на «Alto de Joao» (по-русски - кладбище святого Иоанна) в Лиссабоне. Произошло это 16 апреля 1946 года в 11 часов 50 минут. К сожалению, книга записей кладбища оказалась так велика, что с нее не удалось снять копию (книгу невозможно было поместить на копировальную машину). Упомяну лишь, что номер могилы был 5884, на пересечении дорожек 4 и 29. Сейчас на этом месте нет ни памятника, ни обелиска, ни даже простого упоминания о временном захоронении. Ничего нет... Многострадальная судьба была уготована Алехину и после смерти.

План
Введение
Рассказы А.П. Чехова рисуют жизнь людей со всеми их проблемами, переживаниями, трудностями и радостями.
Основная часть
Особую роль в жизни героев играет любовь, которая изменяет их отношение к миру:
а) образ жизни Алехина до встречи с Анной Алексеевной;
б) чувства и мысли, которые вызывает у Алехина Анна Алексеевна;
в) героям пришлось расстаться.
Заключение
Нравственные сомнения отняли у героев счастье.
Рассказы А.П. Чехова рисуют жизнь людей со всеми их проблемами, переживаниями, трудностями быта и радостями.
Особую роль в жизни героев играет любовь - чувство, изменяющее их отношение к миру, возвышающее их над обыденностью, но и создающее много проблем. Такая ситуация описана в рассказе «О любви». Герой рассказа, помещик Алехин, окончил университет, но вернулся в деревню, чтобы заняться хозяйством и выплатить долг отца. Работы было так много, что герой вскоре забыл о своих культурных привычках образованного человека, даже читать ему было некогда. Его выбрали в почетные мировые судьи, и иногда приходилось выезжать в город. После спанья в людской и общения с мужиками было счастьем беседовать с образованными людьми, слушать музыку, обедать за сервированным столом. В городе Алехин познакомился с Анной Алексеевной, женой судейского чиновника, стал часто бывать в их семье. Он сразу «почувствовал в ней существо близкое», а ее «приветливые, умные глаза» напомнили герою его мать. Воспоминание об этой женщине оставалось в душе Алехина, когда он уезжал в деревню, затем он с радостью возвращался в город повидать ее снова. Герой не мог понять, что связывает Анну Алексеевну с ее мужем, и был несчастлив. Он чувствовал, что и она ждет его, но герои скрывали робко свою любовь друг от друга. Алехин страдает, пытаясь понять, «для чего это нужно было, чтобы в нашей жизни произошла такая ужасная ошибка», почему Анна Алексеевна не встретилась Алехину раньше. Нельзя было разрушить семью, принести несчастье ее мужу, детям. Герой «любил ее нежно, глубоко», но из благородства отказывается от своего счастья. Героям пришлось разлучиться, так как мужа Анны Алексеевны перевели по службе в другую губернию. Расставание было грустным. Героям удалось ненадолго остаться в поезде наедине, и только теперь они открыли свои чувства. Анна Алексеевна плакала, и «со жгучей болью в сердце» Алехин понял, «как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить». На осознание этой ошибки у героев ушли годы, нравственные сомнения отняли у них обоих счастье. Алехин остался одинок. Рассказывая гостям о необъяснимой любви красивой Пелагеи к пьянице Никанору, он приходит к выводу, что единственная правда о любви - это то, что это тайна, неразрешимая загадка. Русских людей он считает пристрастными к вопросам, не имеющим разрешения, и эти вопросы мешают осуществлению счастья человека.
Именно из-за увлечения этими вопросами: к чему приведет их любовь? Честно ли это? - не сумел возвысить свою душу Алехин и упустил свое счастье.

Мастерство А. П. Чехова как автора психологической прозы в полной мере проявилось в его рассказах «О любви», «Дама с собачкой» и других. Это трагические истории о невозможности правильного выбора в построении отношений. Традиция велит заводить семью в молодости, когда человек еще не разобрался в себе, отсюда – миллионы несчастных браков.

В тонком, полном лиризма рассказе «О любви» автор рассказывает о разбитом счастье, о том, как погибла «тихая, грустная любовь» и разбились жизни двух хороших и добрых людей.

Начинается рассказ с разговора главного героя Павла Константиновича Алехина с его гостем Буркиным о тайне любви. Рассказав историю, как в невзрачного пьяницу повара Никанора влюбилась красавица Пелагея, Алехин недоумевает, как можно было влюбиться в «это мурло». Как зарождается любовь? При рассмотрении этого таинственного явления возникают только вопросы, на которые человечество не дало ни одного ответа, тем более что любовь индивидуальна в каждом отдельном случае, для каждой пары – своя. Собеседники приходят к выводу, что мы, русские, убиваем любовь «роковыми» вопросами: честно это или не честно, умно или глупо, к чему приведет эта любовь и так далее. «Хорошо это или нет, – говорит герой, – я не знаю, но что это мешает, не удовлетворяет, раздражает – это я знаю».

Алехин рассказывает другу свою трагическую историю. После университета приехал он в имение отца, «на котором было много долгов». Павел решил остаться в деревне и возродить имение, он чувствовал себя обязанным, так как отец много тратил, платя за его обучение. Алехин развил бешеную деятельность: «Я не оставлял в покое ни одного клочка земли, я сгонял всех мужиков и баб из соседних деревень, работа у меня тут кипела неистовая; я сам тоже пахал, сеял, косил и при этом скучал и брезгливо морщился, как деревенская кошка, которая с голоду ест на огороде огурцы».

Алехина выбрали в мировые судьи, пришлось выезжать в город, что было для него праздником после тяжелого сельского труда. В одну из поездок Алехин знакомится с Лугановичем, товарищем председателя окружного суда, который пригласил его к себе обедать. Так герой познакомился с Анной Алексеевной, женой Лугановича, которой было не более двадцати двух лет. Сейчас, после многих лет, Алехин не может объяснить, что же такого было в этой женщине. Он вспоминает: «Я видел женщину молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную, обаятельную, женщину, какой я раньше никогда не встречал; и сразу я почувствовал в ней существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то…»

Муж Анны был простодушный добряк, жили они мирно и благополучно, полгода назад родился ребенок. Алехина они принимали со всем возможным гостеприимством. Уехав к себе в Софьино, Алехин все лето видел перед собой стройную белокурую женщину, Анну. Встреча глубокой осенью в театре еще более сблизила их. Алехин стал часто бывать в доме Анны, стал там своим человеком, его любили и слуги, и дети Лугановичей. Герой с горечью говорит: «Есть пословица: не было у бабы хлопот, так купила порося. Не было у Лугановичей хлопот, так подружились они со мной». Новые друзья очень заботились об Алехине, жалели, что он, такой умный человек, вместо интеллектуального труда вынужден крутиться в деревне, вечно без денег, предлагали ему взять у них в долг, но Алехин не брал никогда.

Герой в тоске думает: что такого в муже Анны, человеке уже за сорок, примитивно мыслящем, скучном, вялом добряке? Почему Анна не встретилась ему, Алехину, почему произошла такая ошибка? Любовь Алехина взаимна. Анна с нетерпением ждет его приездов, но о своих чувствах герои не говорят. Алехин думает, что сломает жизнь Анны, ее мужа, детей. Куда приведет он ее? Кто он такой? Что он может ей дать? Что будет с ней в случае его болезни или если они разлюбят друг друга? И Анна рассуждала в том же духе.

А годы шли. Алехин и Анна ходили вместе в театр, о них говорили уже бог знает что, но после театра герои прощались и шли в разные стороны. И Алехина, и Анну совершенно вымотали такие отношения, Анна нервничала и раздражалась. И тут пришло известие, что Лугановича переводят служить в другой город. Анна уезжала в Крым, куда советовали ей ехать доктора, а ее муж оставался распродавать вещи, дачу и прочее. Когда Анна уже села в купе, Алехин вбежал, чтобы поставить на полку еще одну корзинку. «Когда тут, в купе, взгляды наши встретились, душевные силы оставили нас обоих, я обнял ее, она прижалась лицом к моей груди, и слезы потекли из глаз; целуя ее лицо, плечи, руки, мокрые от слез, – о, как мы были с ней несчастны! – я признался ей в своей любви и со жгучей болью в сердце понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить». Герой понял, что в рассуждениях о любви нужно исходить «из высшего, более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе». Поезд уже шел, герой поцеловал свою Анну в последний раз, и они расстались навсегда. Алехин зашел в соседнее пустое купе, сидел и плакал до первой остановки поезда, а потом пошел к себе в Софьино пешком.

Рассказ Чехова «О любви» не утратил актуальности и сегодня. В отношениях людей и в общественном мнении ничего не изменилось. Чудо любви – величайший дар Бога, редкие люди могут принять его и счастливо жить с ним.

    • В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». Персонажи Чехова – духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. Томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. Они замкнулись в мирке, который сами себе создали. Эта тема объединяет так называемую маленькую трилогию, написанную Чеховым в конце 1890‑х гг. и состоящую из трех рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Герой первого рассказа – учитель греческого языка […]
    • Рассказ А. П. Чехова «О любви» стоит в одном ряду с двумя другими его рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник», получившими название «маленькой трилогии». В этих произведениях писатель вершит суд над людьми с усеченными жизненными горизонтами, равнодушными к богатству и красоте мира Божия, ограничившими себя кругом мелких, обывательских интересов. В рассказе «О любви» мы читали о том, как живое, искреннее, таинственное чувство губится самими любящими сердцами, приверженными к «футлярному» существованию. […]
    • 1. Сочинение-рассуждение План 1. Об авторе 2. Особенности рассказа "О любви" а) Как раскрывается тема любви в этом произведении? 3. Отношения между персонажами а) О чем говорят поступки героев? 4. Правильное ли решение принял Алехин? 5. Итог А. П. Чехов всегда поднимал в своих произведениях тему чувств обычного человека, не обладающего огромным состоянием или высоким положением в обществе. Тем самым он добивался правильного результата - практически все, что он написал, пропитано атмосферой обычного […]
    • В основе рассказа «Анна на шее» лежит история неравного брака. Главных героев двое: Анна и ее супруг Модест Алексеевич. Девушке 18 лет, она жила в бедности с пьющим отцом и младшими братьями. В описании Анны Чехов использует эпитеты: «молодая, изящная». Модест Алексеевич вызывает меньше симпатии: сытый, «неинтересный господин». Автор простыми и емкими выражениями описывает ощущения молодой жены: ей «страшно и гадко». Писатель сравнивает замужество Анны с локомотивом, который обрушился на бедную девушку. Анна […]
    • В жизни люди часто говорят не то, что думают. В теории литературы этот неявный, потаённый смысл, который не совпадает с прямым значением фразы, называется «подтекстом». В прозаических произведениях передать этот смысловой эффект довольно легко с помощью всезнающего автора-рассказчика. Например, в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?» (гл.2, VI) бойкая мамаша Марья Алексеевна Розальская обращается к своей дочери Вере: «Друг мой, Верочка, что ты такой букой сидишь? Ты теперь с Дмитрием Сергеевичем (домашним […]
    • Рассказ «Ионыч» – еще один пример «футлярной жизни». Герой этого рассказа – Дмитрий Ионович Старцев, молодой врач, приехавший работать в земскую больницу. Он работает, «не имея свободного часу». Его душа стремится к высоким идеалам. Старцев знакомится с жителями города и видит, что они ведут пошлое, сонное, бездуховное существование. Обыватели все «картежники, алкоголики, хрипуны», они раздражают его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». С ними невозможно поговорить о политике или науке. […]
    • В рассказе «Человек в футляре» Чехов протестует против духовного одичания, мещанства и обывательщины. Он ставит вопрос о соотношении в одном человеке образованности и общего уровня культуры, выступает против ограниченности и глупости, отупляющего страха перед начальством. Рассказ Чехова «Человек в футляре» в 90-е годы стал вершиной сатиры писателя. В стране, где господствовали полиция, доносы, судебные расправы, преследуются живая мысль, добрые поступки, одного только вида Беликова было достаточно, чтобы люди […]
    • Антон Павлович Чехов был замечательным мастером короткого рассказа и выдающимся драматургом. Его называли «интеллигентным выходцем из народа». Своего происхождения он не стеснялся и всегда говорил, что в нем «течет мужицкая кровь». Чехов жил в эпоху, когда после убийства народовольцами царя Александра II начались гонения на литературу. Этот период русской истории, длившийся до середины 90-х годов, называли «сумеречным и хмурым». В литературных произведениях Чехов, как врач по специальности, ценил достоверность […]
    • Антон Павлович Чехов является мастером короткого рассказа, особенностью которого является то, что в маленький объем нужно вместить максимум содержания. В коротком рассказе невозможны пространные описания, длинные внутренние монологи, поэтому на первый план выступает художественная деталь. Она несет в произведениях Чехова огромную художественную нагрузку. Духовный и нравственный выбор героя, ответственность человека за свою судьбу, обличение пошлости русской жизни составляют основу творчества Антона Павловича […]
    • Сюжет рассказа «Ионыч» прост. Это история несостоявшейся женитьбы Дмитрия Ионыча Старцева. Сюжет строится вокруг двух признаний в любви (так же, как и в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина). Вначале доктор Старцев признается в любви Котику, делает ей предложение и получает решительный отказ, а затем, через четыре года, она говорит Ионычу о своей любви. Но теперь уже он выслушивает ее признание равнодушно. Но на самом деле рассказ – это история всей жизни героя, прожитой бессмысленно. Что же стало причиной того, […]
    • Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней. М. Горький В своих рассказах А. П. Чехов превозносит чистую, честную, благородную душу и высмеивает обывательщину, бездуховность, пошлость, мещанство – все то, что уродует людей. Он обнажает пороки человечества во имя любви к самому человеку и высвечивает идеалы, к которым должен стремиться человек. Чехов стремится вскрыть причины, убивающие душу человека. Прежде всего это причины социальные – окружающая среда и нежелание человека […]
    • Герой рассказа, Дмитрий Ионыч Старцев, – молодой врач, назначенный в земскую больницу в Дялиже, недалеко от губернского города С. Это был пылкий юноша с высокими идеалами и желанием служить на пользу людям и Отечеству. Он с воодушевлением рассуждал о счастье и любви («О, как мало знают те, которые никогда не любили!»), о пользе труда и счастливом будущем государства. Молодой Старцев полностью отдавался своей работе и даже в праздники не имел свободного времени. Своими убеждениями он выгодно отличался от жителей […]
    • Чехов – мастер короткого рассказа, и предметом исследования в них чаще всего для писателя становится внутренний мир человека. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, их пустую и бесцельную жизнь, лишенную высоких стремлений и идеалов. Главный вопрос, которым задается А. П. Чехов на протяжении всего своего творческого пути, – это причины утраты человеком духовности, его нравственное падение. Чаще всего таковыми причинами оказываются подверженность человека влиянию […]
    • План сочинения 1. Введение 2. Образ вишневого сада в произведении: а) Что символизирует вишневый сад? б) Три поколения в пьесе 3. Проблемы пьесы а) Внутренний и внешний конфликт 4. Мое отношение к произведению Вот уже больше века на сценах многих театров, причем не только российских, с успехом идет пьеса «Вишневый сад». Режиссеры все ищут в этой комедии актуальные на данный момент мысли, и иногда даже ставят классическое произведение так, что, наверное, и сам Антон Павлович не смог бы […]
    • Антон Павлович Чехов пришел в русскую литературу в 80‑е гг. XIX в. В своих рассказах автор изучает проблемы современности, исследует жизненные явления, обнажает причины социального неустройства. Он показывает, что в обществе господствуют бездуховность, пессимизм, измена идеалам добра. В своих произведениях Чехов беспощадно обличает пошлость, активно защищает здоровые и деятельные начала жизни. Основная тема рассказа «Хамелеон» – тема приспособленчества и хамелеонства. Его герой – полицейский надзиратель […]
    • Тему маленького человека затрагивали в своих произведениях Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин. Эти герои вызывали жалость и сострадание. Ведь они стали такими из-за сложных жизненных обстоятельств, пренебрежительного отношения окружающих. У А.П. Чехова образ маленького человека существенно отличается. Такие герои, как Ванька из одноименного произведения или кучер Иона из рассказа «Тоска», вызывают искреннее сочувствие. Им не с кем разделить свои беды. Это очень одинокие, маленькие люди. Писатель […]
    • Антон Павлович Чехов – замечательный русский писатель и драматург, мастер короткого рассказа. В своих небольших произведениях он раскрывает совсем нешуточные проблемы. Он высмеивает самодуров и деспотов, которые способны унижаться, терять свое достоинство перед денежными мешками. Чехов пишет о будничном, мелком, но в его рассказах проявляется протест против униженности человека. А. П. Чехов реально создает картину действительности, говорит о социальной подлости и искажении человеческой личности. Название […]
    • 1. Сочинение-рассуждение План 1. Пороки общества, описанные Чеховым а) «Обличительный» период в творчестве Чехова б) Идея рассказа «Ионыч» 2. Пять стадий деградации главного героя рассказа а) Причина духовного падения Старцева 3. Мое отношение к произведению Рассказы Антона Павловича Чехова считаются чем-то вроде анекдотов. В них всегда содержится огромная доля сатиры и иронии, но чаще всего от произведений веет добротой, чувствуется, что автор любит персонажей, которых изображает. Однако в жизни […]
    • А. П. Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, своим творчеством не раз предупреждал: «Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования». Для него было невыносимо видеть духовную смерть человека, отрешившегося от идеалов и своего жизненного предназначения. Он искал причины этому и пытался показать их каждому, чтобы уберечь мир от бездуховности. В творчестве Чехова есть рассказ, в котором писатель наиболее ярко продемонстрировал постепенный процесс духовной деградации […]
    • Тема поэта и поэзии занимает одно из центральных мест в творчестве А. С. Пушкина. Такие стихотворения, как «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэту», «Памятник», наиболее ярко отражают мысль русского гения о назначении поэта. Стихотворение «Поэту» было написано в 1830 г., в период резких нападок на Пушкина в реакционной печати. Полемика с редактором газеты «Северная пчела» Булгариным заставила обратиться Александра Сергеевича в своем небольшом лирическом произведении к бессмертному образу непонятого стихотворца. В […]
  • Урок по литературе

    8 класс

    Тип урока : урок изучения нового материала

    Цели : проследить мысль о том, какую роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни; рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказа «О любви».

    Задачи : 1) познакомить обучающихся с рассказом А.П. Чехова; 2) учить анализировать художественное произведение, следить за мыслью автора; 3) обратить внимание обучающихся на своеобразие трактовки темы любви в чеховском рассказе; 4) способствовать развитию образного мышления; 5) воспитывать чуткое отношение к любви, способность понимать переживания другого человека.

    Оборудование : портрет А.П. Чехова, презентация к уроку, компьютер, экран, проектор, музыкальный центр.

    Ход урока

    I . Организационный момент.

    Ребята, мне бы хотелось, чтобы наш сегодняшний урок начался с вашего знакомства со стихотворением Эдуарда Асадова «Друг без друга у нас получается всё» (стихотворение читает наизусть ученица, в это время звучит медленная, спокойная музыка ):

    Друг без друга у нас получается все

    В нашем жизненном трудном споре.

    Все свое у тебя, у меня все свое,

    И улыбки свои, и горе.

    Мы премудры: мы выход в конфликтах нашли

    И, вчерашнего дня не жалея,

    Вдруг решили и новой дорогой пошли,

    Ты своею пошла, я – своею.

    Все привольно теперь: и дела, и житье,

    И хорошие люди встречаются.

    Друг без друга у нас получается все.

    Только счастья не получается... (стадия вызова )

    Каким настроением пронизано это стихотворение? Что отчетливо слышится за ним? Какими предстают образы героев? (Вероятно, ученики укажут на чувство печали и отчаяния. Жизненные пути героев разошлись, но они не могут жить друг без друга, потому что счастье без любви невозможно ).

    Как вы думаете, зачем мы начали наш урок с этого стихотворения, ведь дома вы должны были прочитать рассказ А.П. Чехова? (Потому что сегодня мы будем говорить о любви и о счастье ).

    Вы абсолютно правы.

    II . Вступительное слово учителя. Постановка темы и целей урока.

    Любовь – дар богов, шанс, который дается человеку, чтобы изменить себя, увидеть мир в истинном свете. Каждый из нас проходит в жизни через это непростое испытание. Вот и сегодня в центре нашего внимания рассказ А.П. Чехова «О любви», а тема урока – « Рассказ А.П. Чехова «О любви» как история об упущенном счастье » (Слайд 1) . На уроке нам предстоит проследить мысль о том, какую роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни, а также рассмотреть идейно-художественное своеобразие этого рассказа (Слайд 2) .

    Обращаю ваше внимание на эпиграф к нашему уроку. Это слова Л.Н. Толстого, к чьему творчеству мы обращались с вами совсем недавно: « » (Слайд 3) . Как вы понимаете слова Толстого? (ответы учащихся ). Вернемся к ним в конце урока.

    Рассказ напечатан в 1898 г. в № 8 «Русской мысли». Этот рассказ имеет биографическую основу. Детская писательница Лидия Алексеевна Авилова утверждала, что в рассказе «О любви» отражены ее взаимоотношения с Чеховым – «роман, о котором никогда никто не знал, хотя он длился целых десять лет» (Слайд 4) . Опубликованные воспоминания писательницы «А.П. Чехов в моей жизни» переиздавались неоднократно. В них Авилова пишет о том, что после прочтения рассказа «О любви» написала Чехову письмо, в котором благодарила за честь «фигурировать героиней хотя бы маленького рассказа». Авилова нашла в рассказе свои фразы («Когда я ронял что-нибудь, она говорила холодно: "Поздравляю вас"». Под конец Алехин вообще стал раздражать своей нерешительностью Анну Алексеевну). Лидия Алексеевна Авилова пишет уже прямо о Чехове: «Я помню, как я «поздравила» его, когда он один раз уронил свою шляпу в грязь». Воспоминания Авиловой вызвали разноречивые отклики. И.А. Бунин, хорошо знавший Авилову и ценивший в ней «правдивость, ум, талантливость», полагает, что с воспоминаниями Авиловой «биографам Чехова придется считаться».

    Однако нужно понимать: несмотря на связь рассказа с жизнью писателя, мы должны видеть в произведении художественные образы, в которых отражаются чувства, свойственные разным людям, может быть, всем людям, жившим в определенную историческую эпоху.

    В этом году мы с вами обращаемся лишь к одному небольшому рассказу А.П. Чехова, однако вам необходимо знать, что он составляет часть так называемой «маленькой трилогии», о чем нам расскажет ученица (индивидуальное сообщение ученицы ).

    III . Работа по теме урока.

    Итак, мы говорим сегодня о любви. Каждый писатель раскрывает это чувство по-своему. Что такое любовь? Как она зарождается? На какие жертвы идут мужчина и женщина ради этого чувства? Попытаемся ответить на эти вопросы.

    Дома вы должны были подготовить рассказ о судьбе и характере Алехина и Анны Алексеевны Луганович, опираясь на следующий план: 1) биографические сведения, 2) история знакомства и описание отношений, 3) реплики героев, 4) внутренний анализ Алехина (Слайд 5) . ( стадия осмысления материала ).

    1. Вопросы для работы с текстом :

    1) - Что мы узнаем об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьино? (Он закончил университет. Судя по рассказу героя, ему очень хотелось заняться науками. Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». То есть Алёхину чуждо занятие сельским хозяйством. Однако он вынужден заниматься имением, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении. В первые же годы его избирают в почетные мировые судьи, поэтому герой бывает в городе).

    Почему на имении Алехина был большой долг? (Отец задолжал отчасти потому, что много тратил на образование сына. Алехин считает своим долгом выкупить имение отца ).

    Но разве для того тратил отец силы и деньги, чтобы сын, получив образование, вопреки своим наклонностям, не реализовал свои знания и стал управляющим имения? (Нет. Алехин ложно понял свой долг перед умершим отцом).

    Что же мешает Алехину уехать и начать жизнь, более соответствующую его склонностям и способностям? Только долг отца? (Нет, это ещё и привычка, леность души, нежелание что-то менять в своей жизни ).

    2) Что мы узнаем об Анне Алексеевне? (Ей около 22 лет на момент первой встречи с Алехиным, она замужем за Дмитрием Лугановичем, членом окружного суда, человеком вдвое старше нее. На протяжении рассказа мы узнаем, что у них с мужем появляется двое детей ).

    3) - О чем говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной? (Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери» ).

    Как развивались отношения между героями? (Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу. Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа ).

    - Подведем итоги первого этапа рассуждений. Были ли готовы персонажи к тому, чтобы полюбить друг друга? (Да). Чем похожи герои? (Они похожи в своем одиночестве и неудовлетворенности жизнью).

    2. - Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну? (Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, как он считает, оправдывают его: «К чему может повести наша любовь?», «Честно ли это?», «Куда бы я мог вести её?», «Как бы долго продолжалось наше счастье ?» Подобными вопросами задавалась и героиня ).

    Словарная работа .

    А что же такое счастье ? Дома я просила вас выписать в тетради определение этого слова, которое дается в разных словарях:

    В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».

    В «Словаре русского языка» под ред. А.П. Евгеньевой (МАС): « Счастье – 1. Состояние высшей удовлетворенности жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемое кем-л. Семейное счастье. Народное счастье. 2. Успех, удача. Счастье в игре. Военное счастье » (Слайд 6) .

    Перед учащимися ставится проблемный вопрос :

    Почему герои рассказа не могут быть счастливы? Почему они не говорили друг другу о своей любви? Почему не боролись за свое счастье? (Слайд 7) . ( Ответы могут привести к дискуссии : 1. Страх перед новыми отношениями, перед решительным разрывом со старой средой. Алёхин говорит: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить». 2. Герои осознавали свою ответственность перед семьей, детьми, домом, которые мыслились в российском обществе как высшие ценности ) ( стадия рефлексии ).

    Когда же Алехин понял свою ошибку? (В вагоне поезда, когда он, скорее всего, навсегда прощается с Анной Алексеевной: «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе» ).

    Заставило ли осознание Алехина изменить свою жизнь? (К сожалению, нет ).

    3. - А теперь еще раз ответим на вопрос: что мешает счастью героев, кто виноват; почему мы не слышим назиданий, поучений, оценок автора? К ответу на этот вопрос нас приблизит определение роли основных идейно-художественных особенностей рассказа.

    Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору? (Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам» ).

    Какое значение имеют картины природы в рассказе? ( «Серое небо и деревья, мокрые от дождя» – пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя. В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало». Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои ).

    Ребята, а как вы понимаете значение слова «футляр»? (ответы учащихся ). Как вы думаете, кто живет «футлярной жизнью» в рассказе? (ответы учащихся ). Мы сегодня только коснулись важной проблемы, которой Чехов посвятил не одно свое произведение. К более подробному ее анализу мы с вами вернемся в старших классах.

    IV . Итог урока, выставление оценок.

    Решение основной проблемы урока : что мешает счастью героев ?

    Давайте еще раз вернемся к нашему эпиграфу: « Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье » (Слайд 8) . От чего же зависит счастье человека? (Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым ).

    Как вы понимаете авторское отношение к поставленным перед читателями вопросам (обратить внимание на то, что А.П. Чехов не дает ответов, не диктует правила, он воспитывает в читателе способность рассуждать, мыслить, сочувствовать людям)? (Писатель видел в любви могучую силу, способную всколыхнуть душу человека, побудить его заново посмотреть на свою порой скучную и неприглядную до встречи со своей любовью судьбу и открыть более широкие, чем прежде, горизонты жизни ).

    Учитель высказывает своё мнение об уроке: кем доволен, кому нужно работать активнее, выставляет оценки за урок.

    V . Домашнее задание.

    На следующем уроке мы продолжим говорить о любви. Вы должны прочитать рассказ И.А. Бунина «Кавказ», устно сопоставить сюжеты и героев рассказов Чехова и Бунина. Дать письменный развернутый ответ на вопрос: почему не состоялось счастье героев рассказов Чехова и Бунина ?

    Вопрос для сильных учеников: в чем сходство и различие позиций авторов к вопросам любви? (Слайд 9) (дифференцированный подход).

    Сообщение о «маленькой трилогии» А.П. Чехова

    В 1898 году появляется знаменитая трилогия А.П. Чехова, состоящая из рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

    Формальной сюжетной рамкой, в которую вписаны все три истории – “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”, – стала охота, на которую отправились “высокий, худощавый старик с длинными усами” Иван Иваныч Чимша-Гималайский, служащий ветеринарным врачом, и учитель гимназии Буркин, “небольшого роста, совершенно лысый, с чёрной бородой чуть ли не по пояс”. Охотники рассказывают друг другу истории, причём не вполне охотничьего свойства; один сюжет цепляется за другой, так и возникает цикл рассказов. В центре каждого из них стоит любовная история.

    Важную роль в композиции всех трех произведений играет прием «рассказа в рассказе». Истории помещены в обрамление: их не только рассказывают, но и комментируют герои, т.е. автор дает героям возможность самим сделать выводы.

    Двух охотников, учителя гимназии Буркина и ветеринарного врача Ивана Ивановича Чимши-Гималайского, застигла ночь, и они, расположившись в сарае деревенского старосты, коротают время за разговорами. Учитель вспоминает историю своего бывшего сослуживца – Беликова. Это и составляет главное содержание рассказа «Человек в футляре».

    В другой раз охотников застает в дороге проливной дождь, и они, укрывшись от него в усадьбе помещика Алехина, продолжают свои воспоминания – о том, во что превратилась мечта, рассказывает Чимша-Гималайский («Крыжовник»), а Алехин рассказывает о своей любви к Анне Алексеевне («О любви»).

    Все три истории происходят в прошлом, а настоящее дает только толчок к воспоминаниям.

    Серость, мелочность, мещанство – все то, что так ненавидел Чехов, непримиримым врагом чего являлся, поглотили общество конца XIX века, проникли во все стороны человеческой жизни. Именно этому посвящена трилогия, состоящая из рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». В последнем рассказе, о котором сегодня мы говорим на уроке («О любви»), Чеховым ставится вечный вопрос: что важнее для человека – личное счастье или устоявшаяся, привычная, порой бессмысленная жизнь.

    Дополнительное задание (если останется время в конце урока)

    Попробуйте найти внутреннюю эмоциональную связь между рассказом А.П.Чехова «О любви» и стихотворениями Э. Асадова «Любовь и трусость» / В. Тушновой «Мы шли пустынной улицей вдвоём».

    (Тексты стихотворения лежат на столах у учащихся) (Приложение 1)

    Э. Асадов

    ЛЮБОВЬ И ТРУСОСТЬ

    Почему так нередко любовь непрочна?

    Несхожесть характеров? Чья-то узость?

    Причин всех нельзя перечислить точно,

    Но главное все же, пожалуй, трусость.

    Да, да, не раздор, не отсутствие страсти,

    А именно трусость – первопричина.

    Она-то и есть та самая мина,

    Что чаще всего подрывает счастье.

    В.Тушнова

    Мы шли пустынной улицей вдвоём

    В рассветный час, распутицу кляня.

    И, как всегда, под самым фонарём

    Ты вдруг решил поцеловать меня.

    А нам с тобой навстречу в этот миг

    Весёлые студенты, как на грех:

    Мы очень, видно, рассмешили их –

    Так дружно грянул нам вдогонку смех.

    Их разговор примерно был таков:

    Видали вы подобных чудаков?

    И впрямь чудак, ведь он не молод: - Да,

    Но и она совсем не молода!

    Ты сердишься за дерзкие слова?

    Но что же делать – молодёжь права.

    Попробуй на меня когда-нибудь

    Пристрастным взглядом юности взглянуть.

    Давай простим их неуместный смех:

    Ну, где ж им знать, что мы счастливей всех?

    Ведь им прожить придётся столько лет,

    Пока поймут, что старости-то нет!

    Статьи по теме: