Развивающие игры для детей: значение, виды, рекомендации. Место игры в обучении ребенка-дошкольника

Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил. Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.

Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы. Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других - иные.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся:

  • - игры-путешествия.
  • - игры-поручения.
  • - игры-предположения.
  • - игры-загадки.
  • - игры-беседы (7; с. 35).

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое--через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать, например: "Помоги Буратино собрать картинку".

Игры-предположения . Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в таких вопросах как "Что было бы, если…?" или "Что бы я сделал...". Дети высказывают констатирующие предположения. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент "Кто быстрее сообразит?".

Игры-загадки. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать. Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

Чем может быть занятие по английскому языку в детском саду, если не калейдоскопом игр? Играя и с восторгом замечая свои успехи, ребенок развивается и стремится к новым вершинам.

Предлагаются следующие способы организации деятельности детей при обучении иностранному языку в детском саду.

Раскрашивание картинок - достаточно успокаивающее, не всегда содержательное, но очень распространенное занятие. В обучении же второму языку раскраски могут сыграть иную и очень существенную роль. Скучно и бессмысленно просто заставлять детей раскрашивать подобранные картинки, не давая при этом никаких заданий, связанных с обучением языку. Эта деятельность лишит картинку элемента новизны и оригинальности. А нам нужно, чтобы что-то черно-белое стало цветным потому, что, во-первых, мы растягиваем по времени процесс познания обозначения, связанного с изображением, во-вторых, проявляем интерес к содержанию деятельности детей. Пока же он занимается с контуром, мы можем многократно повторить слово, назвать детали. И ребенок с большим интересом будет обсуждать с воспитателем свою работу. Самое простое, что позволяет сделать ситуацию раскрашивания познавательной, - диктант: преподаватель говорит, что какого цвета, дети раскрашивают, а потом сравнивают получившиеся изображения с тем, по которому диктовал преподаватель. Можно и иначе: сначала раскрасить по своему желанию, а потом сравнить, что у кого какого цвета. Когда изображения вырезаны, можно сгруппировать их по признаку цвета, объединив работы разных детей. Предметные картинки вклеиваются в сюжетные, объединяются общим замыслом, например "Шкаф с одеждой, посудой", "Сундук с книгами", "Машина с мебелью", "Магазин игрушек", "Животные" и др.

Игровое общение в ходе изучения иностранного языка проходит определенные этапы. Первая стадия - знакомство со словом или выражением на фоне формирования индивидуальных отношений между сверстниками, а также отношений в микрогруппе, по большей части эмоционального характера. Затем игры начинают носить характер манипуляций в ходе сенсомоторного взаимодействия. На следующем этапе игры начинают отражать действительность. Они протекают в малых группах, нося проективный или продуктивный характер. Высокой стадии развития игра дошкольника достигает в субъектно-ориентированном взаимодействии, связанном с ролевыми характеристиками, созданием атрибутов, планированием и развертыванием замысла, драматизацией и творчеством (7; с.43).

Настольно-печатные игры также важны, потому что в них очень много повторяющихся ситуаций, когда ребенок может употребить только что услышанную на занятии конструкцию для описания собственных действий. При этом речь воспитателя важна для налаживания контакта между детьми, при первоначальном объяснении участникам игровой задачи. Хотя воспитатель может перестать оказывать непосредственное влияние на ход игры, его присутствие важно для сохранения смысла самой ситуации. Педагогический потенциал игры детей на иностранном языке состоит в том, чтобы использовать те типы игр, которые ведут к усвоению речи. Прежде всего, это такие ситуации, когда повторяющиеся действия сопровождаются короткими репликами, каждая из которых по форме может быть не оригинальна, но отражает индивидуальное содержание, которое конкретный ребенок может в нее вложить. Например, дети по очереди стучат по коробке, заглядывают в нее, говорят: "There is nothing" или по очереди трогают плечи друг друга по кругу и говорят: "It is time to go".

Маршрутные игры должны проходить каждый раз в иной обстановке, например, как путешествие по реке, полет на самолете, поездка по дороге, поход через лес и т. п. Фишками могут служить фигурки разных персонажей, поле может быть соответствующим образом раскрашено, препятствия и удачи осмыслены в контексте происходящего. "Лабиринты" также наполняются содержанием в зависимости от изучаемой темы: корова щиплет траву, пират ищет клад, рыцарь идет к принцессе, мама должна дойти до папы, собрав по дороге всех своих детей. Поля соответствующим образом раскрашиваются, а фигурки по ним передвигаются. Через "Телевизор" можно посмотреть на изученные сюжеты, можно также рассказывать с его помощью сказки, давать информацию о погоде (7; с.45).

Рифмовки облегчают процесс заучивания первоначального блока необходимых для общения фраз и сложной для запоминания лексики. Рифмовки играют огромную роль как средство развития детской речи и таких ее компонентов, как дыхание, дикция, слух, темп, умение регулировать силу голоса. Языковая особенность стиха - наличие пауз, которых в рифмовке в два раза больше, чем в прозе. Чтение рифмовок способствует совершенствованию речевого дыхания, так как создает условия четкости соблюдения пауз. Благодаря соблюдению пауз появляется выразительность речи. Через чтение рифмовок у детей формируется также и умеренный темп речи. Размеренность и ритмичность рифмовок, наличие близких к детскому восприятию образов развивает способность удерживать в памяти слова, словосочетания, обеспечивает быстрое их запоминание, что в свою очередь способствует развитию такой психической функции, как пам"ять.

Применяется несколько разных приемов разучивания рифмовок:

  • - дети повторяют за воспитателем хором и индивидуально;
  • - разыгрывают сюжет по ролям: в костюмах, при помощи кукол, с переменой действующих лиц и исполнителей;
  • - воспитатель произносит одну строку, дети - другую;
  • - рифмовка сопровождается определенными движениями;
  • - воспитатель произносит всегда одни и те же строчки: во время мытья рук, подготовки к обеду, одевания на прогулку, перед сном, когда дети рисуют, лепят, и т.д (8; с.89).

Для начального этапа чрезвычайно важно согласованное рациональное воздействие на различные анализаторы (на слуховой, зрительный) в отдельности и в комплексе. Детям как можно больше слышать и слушать иноязычную речь, не только из уст учителя, но и в звукозаписи. Именно здесь формируется фонематический слух, развиваются умения понимать звучащую речь и правильно воспроизводить ее. Для детей дошкольного возраста в качестве звукозаписи чаще всего выступают детские песенки, или же различные рифмовки (10; с.37).

Помимо всего этого, для успешной работы с детьми-дошкольниками при обучении иностранному языку приведены некоторые рекомендации.

Юлия Слаутина
Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста

2 слайд

Игра - не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту, формируются нравственные основы личности ребёнка. Игра способствует формированию самооценки дошкольника. В ней первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям.

В игре, как в ведущем виде деятельности дошкольников, активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и заканчивая самыми сложными. Значительно повышается в условиях игровой деятельности (исследование Г. В. Ендовицкой) острота зрения. В игре ребенок раньше и легче выделяет сознательную цель запоминать и припоминать, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях (З. М. Истомина и др.).

В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта. В процессе игры формируется символическая (знаковая) функция сознания, которая проявляется в использовании вместо реальных предметов их заместителей (палка - вместо коня, листик - вместо тарелки и т. п.). Использование внешних реальных заместителей переходит в использование заместителей внутренних, образных, а это перестраивает все психические процессы ребенка, позволяет ему строить в уме представления о предметах и явлениях действительности и применять их при решении разнообразных умственных задач.

Важно и то, что в игре активно формируется способность становиться на точку зрения другого человека, партнера по игре, смотреть на вещи с его позиции.

В процессе игровой деятельности у ребёнка формируется воображение как психологическая основа творчества, делающая субъекта способным к созиданию нового в различных сферах деятельности и на разных уровнях значимости.

Игра создаёт (исследования А. В. Запорожца) и благоприятные условия для организации движений дошкольника. Когда ребёнок берёт на себя определенную роль (например, зайца, лисички, кота и др., он сознательно и произвольно воспроизводит определённые движения, характерные для изображаемого персонажа.

Игра является ведущим средством психотерапии в дошкольном возрасте, выполняя при этом диагностическую, терапевтическую, обучающую функции. С успехом используется игровая психотерапия для коррекции, например, страхов, других негативных эмоциональных состояний (А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, О. А. Карабанова).

Ценность игровой деятельности не ограничивается её влиянием на развитие отдельного индивида, ребёнка. Игра обладает большими возможностями для формирования «детского общества».

В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в играх с правилами ребёнок начинает обращать внимание на способ, средства достижения результата, а не только на собственно результат; в них он учится сознательно подчиняться правилам. Использование игры, игровых приемов делает обучение в этом возрасте «сообразным природе ребёнка».

3 слайд.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Светлана Леонидовна Новоселова выделяет три класса игр:

1. Игры, возникающие по инициативе ребёнка:

Самостоятельные игры (игра – экспериментирование)

Самостоятельно-сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные);

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого , который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:

Игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные);

Досуговые (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные);

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные) , которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные игры (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

Существует несколько групп игр , развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – творческие (сюжетно-ролевые). В этих играх сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.

II группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.

Через них дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

4 слайд.

5 слайд.

Режиссёрские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребёнок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя её участников.

В основе сценария лежит непосредственный опыт ребёнка: он отражает событие, зрителем и участником которого был сам.

В режиссёрской игре речь – главный компонент.

Ребёнок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, употребление различных суффиксов, звукоподражаний.

В этой игре часто используется много персонажей но «активно действующих» обычно бывает не более трех-четырех.

В жизни ребёнка режиссёрская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. Но у той и у другой общие корни, а именно: сюжетно-отобразительная игра, в процессе которой ребёнок раннего возраста усваивает способы действия с предметами, овладевает последовательностью игровых действий из личного опыта (кормление куклы, укладывание её спать, купание, осмотр доктором и т. п.).

Особенностью режиссёрской игры является то, что партнёры (игрушки, их заместители) – неодушевлённые предметы и они не имеют своих желаний, интересов, претензий. И это естественно, так как такое игровое общение для маленького ребёнка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партнёров, искать с ними общий язык.

6 слайд.

Основой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается во взятии ребёнком на себя роли взрослого, которую он выполняет в созданной им самим игровой обстановке.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из её характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии её развития. Такая свобода в реализации замысла игры и полёт фантазии позволяют ребёнку самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальности ещё долго будут ему недоступны. Объединяясь в игре, дети по своей воле выбирают партнёров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Но самое главное – в игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.

Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого игры подразделяются на:

1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник».

2. Игры на производственные и общественные темы – это труд людей.

3. Игры на героико-патриотические темы – героические подвиги нашего народа.

4. Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в «зайца и волка», в «Чебурашку и крокодила Гену» и т. д.

7 слайд.

В структуре ролевой игры выделяют компоненты:

Роли, которые исполняют дети в процессе игры;

Игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;

Игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.

Отношения между детьми, которое выражаются в репликах, замечаниях – регулируется ход игры.

Роль – это игровая позиция ребёнка: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о нём.

Подчинение ребёнка правилам ролевого поведения является главным элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо из играющих от этих правил вызывает протесты у партнёров по игре.

Роль появляется в игре на третьем году жизни ребёнка.

Развитие роли в игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образцам.

У детей 3 лет преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я – мама, я – водитель, я – врач. Взятая роль придаёт определённую направленность, смысл действия с предметами.

В возрасте 4-5 лет выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: ребёнок хочет не просто играть, у него возникает потребность выполнять ту или иную роль, используя при этом речь, мимику и жесты.

В возрасте 5-7 лет в играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие.

8 слайд.

В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребёнок проходит этапы развития игровой деятельности:

Первый такой этап – ознакомительная игра. Взрослый организует предметно-игровую деятельность, используя разнообразные игрушки, предметы.

На втором этапе появляется отобразительная игра, в которой взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание ребёнка на его целевое назначение.

Третий этап - формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (укладывают куклу, кормят её, катают в коляске, варят еду и т. д.).

Основное условие для развития сюжетно-ролевой игры – это совместные игры взрослого и ребёнка. Педагог обыгрывает ситуации, привлекая к активному участию детей. Например, видоизменяет игровую ситуацию кормления, которую так любят изображать в игре дети раннего возраста: вводит новые персонажи, новые блюда, новую посуду.

Педагог создаёт ситуации, стимулирующие ребёнка к использованию предметов-заместителей, к действиям в воображаемой ситуации.

Для развития сюжетно-отобразительной игры эффективны показы-инсценировки.

Четвертый этап – собственная ролевая игра.

Ролевая игра в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят действия взрослых и их отношения. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

9 слайд.

10 слайд.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события, изменённые детской фантазией, – сюжетом игры.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое.

Виды театрализованных игр (по Л. В. Артёмовой):

Игры драматизации;

Режиссёрские.

В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности, производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой-либо сюжет с заранее существующим сценарием, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация касается не только текста, но и сценического действия.

Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения.

Если они разыгрываются в обычной театральной форме или в форме массового сюжетного зрелища, то такие игры называют театрализациями.

Драматизации основываются на действиях исполнителя, который использует, как правило, куклы.

Исследователь Л. В. Артёмова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников:

1. Игры-драматизации с пальчиками.

Атрибуты ребёнок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, действуя одним или несколькими пальцами, проговаривая текст.

2. Игры-драматизации с куклами бибабо.

В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Такие куклы можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

3. Импровизация – разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.

В режиссерской игре ребёнок не является сценическим персонажем, он действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения (Е. Е. Кравцова). «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, ребёнок использует разные средства вербальной выразительности (интонация и мимика).

Особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Сходство с режиссерской работой в том, что ребёнок организует пространство, сам исполняет роли или сопровождает игру текстом.

Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.

Например, Л. В. Артёмова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров:

1. Настольный театр игрушек.

Используются игрушки, поделки, устойчиво стоящие на столе и не создающие помех при передвижении.

2. Настольный театр картинок.

Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Настроение персонажа передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

3. Стенд-книжка.

Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций.

4. Фланелеграф.

Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки.

5. Теневой театр. Для него необходимы экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

11 слайд.

Условия для развития театрализованных игр:

С раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него .

Воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности .

С этой целью применять разные виды театра, использовать элементы костюмов и атрибутов, которые вызывают у детей огромный интерес и желание поиграть в сказку.

Укреплению интереса способствует участие в оформлении спектакля, в творческой работе по изготовлению театральных игрушек, сочинению инсценировок и учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

Заботиться об оснащении театрализованных игр .

Следует приобретать театральные игрушки, мастерить игрушки-самоделки, создавать фонд костюмов, обновлять декорации, атрибуты. К этой работе подключать членов семей воспитанников.

Уделять серьёзное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр.

Подбор литературы с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками. Таким требованиям отвечают сказки. Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей и содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.

12 слайд.

Строительно-конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.

Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в объединении детей на основе общих интересов, совместной деятельности.

Различие их в том, что в сюжетно-ролевой игре отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.

Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении детьми способами строительства, в развитие их конструктивного мышления, обогащение речи, упрощение положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие определяется в замысле, решение которого требует предварительного обдумывания: что построить, материал, последовательность строительства.

В процессе строительных игр педагог учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий.

В строительных играх используются как строительные, так и природные материалы: глина, песок, снег, камни и т. д.

13 слайд.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Дидактические игры существуют не один век. Их первым создателем был народ, который подметил удивительную особенность маленьких детей – восприимчивость к обучению в игре. Народные дидактические игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учётом возрастных психофизиологических особенностей ребенка.

Классикой русской народной педагогики стали такие дидактические игры, как «Сорока-белобока», «Гули-гули», «Ладушки», «Прыгунки», «Фанты», «Барыня», «Краски» и многие другие.

Виды дидактических игр:

1. Дидактические игры с предметами развивают мыслительные операции, совершенствуют речь, воспитывают произвольность поведения, память, внимание.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки.

В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например продавца и покупателя.

Игры-инсценировки помогают уточнить представления о разных бытовых ситуациях («Кукла Оля заболела», о литературных произведениях («Путешествие в страну сказок», о нормах поведения («В гостях у куклы Маши»).

Для развития координации и зрительного контроля организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера.

Для малышей используются многочисленные варианты игр с прокатыванием шариков с горки, в воротца, игры с вкладышами, разборными яйцами, шарами, башенками.

Детям 4-6 лет предназначены игры с бирюльками, кеглями, настольным бильярдом.

Развитие координации движений предплечья, кисти и особенно пальцев рук – важные предпосылки для подготовки ребёнка к овладению письмом.

2. Настольно-печатные игры помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы: «Парные картинки», «Лото», «Домино», «Лабиринт», «Разрезные картинки», «Пазлы».

3. Словесные игры. Процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна и малышам в силу образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор.

Дидактическая игра имеет свою структуру , включающую несколько компонентов.

Обучающая (дидактическая) задача – основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные.

Для детей обучающая задача формулируется как игровая.

Игровые действия – это способы проявления активности ребёнка в игровых целях.

В зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия в дидактической игре.

Детей 2-4 лет в дидактической игре увлекает процесс, а результат игры не интересует. Поэтому игровые действия просты и однотипны: разобрать и собрать пирамидку; отгадать по звукоподражанию, кто кричит (собачка, козочка, корова).

В 4-5 лет дети выполняют игровые действия поочередно (настольно-печатные игры «Лото», «Домино», «Лабиринт»).

В играх детей 5-7 лет преобладают игровые действия умственного характера: проявить наблюдательность, сравнить, припомнить ранее усвоенное, классифицировать предметы и явления по тем или иным признакам и т. д.

Развивающий эффект дидактической игры прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательны действия, выполняемые ребёнком. Если педагог, проводя дидактическую игру, действует сам, а дети только наблюдают, то её воспитательно-образовательная ценность пропадает.

Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры.

Обучающая задача, игровые действия и правила взаимосвязаны. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Подлинная игра основана на самостоятельности и самоорганизации детей.

14 слайд.

Подвижные игры являются разновидностью игр с правилами. Подвижной игрой является игра с правилами, во время которой наряду с другими воспитательными задачами в первую очередь выполняется задача развития движений. По сравнению с играми детей других возрастных ступеней характер игр на дошкольной ступени отличается тем, что здесь не обязательно определять победителя. После окончания игры оценивается, как проходила игра, как дети выполняли правила, относились друг к другу. И только в старших группах начинают постепенно вводить элементы соревнования, начинают сравнивать силы команд, отдельных игроков.

Под формой подвижных игр понимается способ её проведения, организации игры, взаимоотношения играющих, обязанности каждого в отдельности или команд. Выражением формы игры является правило.

В многообразии детских подвижных игр выделяют несколько основных типов:

Игры, основанные на ловкости, физической умелости;

Игры, основанные на удаче (где результат не зависит от физической подготовки или умственной компетенции играющих).

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.

В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших – перед началом. Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой.

Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т. д.

В заключении хочется отметить, что игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребёнку радость и удовольствие уже самим своим процессом


Влияние компьютерной игры
на развитие дошкольника

Составитель: воспитатель Доспалова Ирина Леонидовна

Компьютерные игры – сравнительно новый вид творческих игр, включающих в себя использование средств компьютерной игровой программы.
Развитие телевидения, а затем появление электронных игрушек и развлекательных компьютерных программ постепенно видоизменили классические формы детской игры.
Общение детей дошкольного возраста с компьютером специалисты рекомендуют начинать с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности (С.Л.Новоселова).
В этом возрасте у детей развивается воображение, которое в свою очередь развивает мышление. Исследователи отмечают, что бездумное применение компьютерных игр и игрушек может привести к тому, что вырастут люди, которые предпочитают не размышлять, а перебирать впечатления. Большинство детей дошкольного возраста, у которых дома есть компьютер, воспринимают его как игрушку. Поэтому важно учитывать рекомендации специалистов, помогающие сделать средством обучения, а не игрушкой, порабощающей ребенка.
Малыши, когда им в руки попадает что-то новое, не размышляют о том, что там внутри, а просто нажимают на все существующие кнопки. То же и при игре на компьютере. Яркая картинка на мониторе раздражает зрительный рефлекс, музыкальные заставки – рефлекс слуховой. Для кого-то это может стать замещением жизненных эмоций.
Существующие компьютерные программы позволяют помочь детям развить память, внимание, узнать что-то новое об окружающем мире, познакомить с буквами и многое другое.
Однако исследователи отмечают, что современный рынок переполнен разнообразными компьютерными играми, в задачи которых не входит обучение и развитие детей. Это разного рода экшн, дум - игры агрессивного содержания, аркады, симуляторы.
Исследования, проведенные медицинскими работниками в Швейцарии, показали, что дети, регулярно играющие в компьютерные игры, отличаются следующими качествами:
- мыслят быстрыми, готовыми ассоциациями;
- ставят поверхностные вопросы, не проявляя интереса к ответам;
- на вопросы взрослых дают поверхностные и стереотипные ответы;
- в общении с детьми не ощущают дистанции, не умеют вступать в глубокие личностные отношения.
По мнению исследователей, компьютерные игры должны начинать играть определенную роль в жизни детей только после того, как будут сформированы волевая и эмоциональная сфера.
Перед взрослыми неизбежно встает вопрос выбора, какие компьютерные игры нужны дошкольнику? Если в семье есть компьютер и решено применять его с целью воспитания и развития ребенка, то взрослые должны быть в курсе игровых новинок и обсудить с ребенком содержание новой игры. Совместное обсуждение может стать первым проявлением исследовательской деятельности ребенка. Узнать, есть ли в игре элемент исследования, можно, внимательно присмотревшись к ее содержанию и пообщавшись с ребенком по теме текущих игровых проблем.
Компьютерные игры устроены так, что процесс их освоения побуждают ребенка заниматься исследовательской деятельностью, совершенно не замечая этого: пробовать, получать информацию, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Наилучшим способом этого можно достичь, если взрослые находятся в курсе проблем, стоящих перед играющим ребенком, и решают их вместе с ним. Совместное обсуждение и решение этих проблем могут стать первым проявлением исследовательской деятельности ребенка.
Правильно подобранные игровые программы, соответствующие возрасту, темпераменту, учебной направленности, учитывающие склонности ребенка помогут эффективно применить их с целью воспитания и развития. Наибольший интерес представляют игры с исследовательским содержанием.
При неправильном подборе игровых программ может произойти вытеснение интересов: ребенок может полностью уйти в виртуальный мир.

Рассмотрим некоторые виды компьютерных программ для дошкольников

В разнообразном ассортименте детских программ выделяется большая группа обучающих и развивающих компьютерных игр, которые специально созданы в образовательных целях.

Развивающие игры.

Предназначены для формирования и развития у детей общих умственных способностей, эмоционального и нравственного развития, способности соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями на экране. Они развивают фантазию, воображение. В них нет явно заданной цели – они являются инструментами для творчества, самовыражения ребенка. Развивающим программам присущ исследовательский характер.
К программам развивающего типа относятся:

  • Разнообразные графические редакторы, «рисовалки», «раскраски», конструкторы, которые предоставляют возможность рисования на экране прямыми и кривыми линиями, геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, стирания, коррекции рисунка;
  • Текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печатания текста;
  • «Конструкторы сред» с разнообразными функциональными возможностями свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций, в том числе те, которые служат основой создания «режиссерских» компьютерных игр;
  • Музыкальные редакторы для ввода, хранения и воспроизведения простых мелодий;
  • «Конструкторы сказок», совмещающие возможности текстового и графического редакторов для формирования и воспроизведения иллюстрированных текстов.

Представленные игры предполагают множество педагогических методик их использования.

Обучающие игры.
К ним относятся игровые программы дидактического типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. В этот класс входят игры, связанные:

С формированием у детей начальных математических представлений;
с обучением азбуке, слога - и словообразованию, письму через чтение и чтению через письмо;
с обучением родному и иностранному языкам;
с формированием динамических представлений по ориентации на плоскости и в пространстве;
с эстетическим, нравственным воспитанием;
с основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий.

Игры – эксперименты.
В играх этого вида цель и правила не заданы явно: они скрыты в сюжете или способе управления игрой. Поэтому ребенок, прежде чем добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия. Это является ключом к достижению решения игровой задачи.

Логические игры.
Полезность логических игр в том, что они развивают навыки логического мышления у детей дошкольного возраста. Чаще всего игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые должен решить играющий. Типичными представителями данного жанра являются разнообразные задачи на перестановку фигур или составление рисунка.

Игры – забавы.
В этих играх не содержатся в явном виде игровые или развивающие задачи. В них предоставляется возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо «микромультика». Ребенок придумывает свой сюжет, используя известных героев. Такие игры дают возможность искать нестандартные пути решения задач.

Российские исследователи отмечают, что для эффективного и правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития дошкольника, педагогам и родителям, прежде всего, необходимо выбирать жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребенка. Одним лучше подходят спокойные, неторопливые игры, а другим – активные, динамические.
При правильном подборе и методах применения компьютерных игр развивается внимание, сосредоточенность, быстрота действий, появляются интерес к компьютеру и психологическая готовность к работе с ним.
Классификация программ нужна педагогам и родителям для того, чтобы легче было ориентироваться во всем богатстве компьютерных игр, облегчает отбор требуемой программы по различным критериям.
Самое главное во всех компьютерных играх – отношение к игре ребенка, а для того чтобы воспитателю и родителю не заблудиться в безбрежном море виртуальных развлечений, необходимо иметь информационную культуру и воспитывать ее в детях. В формировании информационной культуры могут помочь развивающие компьютерные игры. Основная задача использования компьютерных игр – это подготовка ребенка к жизни в информационном обществе, обучение элементам компьютерной грамотности и воспитание психологической готовности к применению компьютера, создание чувства уверенности в процессе работы на нем.
Большинство обучающих игр традиционно направлены на формирование навыков чтения и счета, что поможет при подготовке к поступлению в школу, таким образом, решается вопрос преемственности между дошкольным и младшим школьным звеньями образовательной системы.

Компьютерные игры не заменяют обычные игры, а дополняют их,
обогащая педагогический процесс новыми возможностями

(Ю.М.Горвиц, С.Л.Новоселова)

Для реализации этих возможностей необходимо четкое понимание того, что способности ребенка, обеспечивающие его игры с использованием компьютера, формируются до того, как он сел за него.
Для полноценного использования компьютера как средства деятельности, средства познавательного анализа информации о действительности от дошкольника требуется умение оперировать символами, обобщенными образами; ему необходимо достаточно развитое мышление, творческое воображение, определенный уровень произвольности действий. Все это формируется у ребенка в его многообразной практической и игровой деятельности. При этом особое значение для формирования потребности целенаправленного управления компьютером, развития компьютерных игр имеет ведущая деятельность ребенка-дошкольника – игра.
Специалисты утверждают, компьютерные игры должны быть неразрывно связаны с обычными играми. Если в обычной игре ребенок отображает действительность с помощью замещающих, но реальных предметов, то в компьютерной игре, пользуясь игровой программой, опираясь на свое воображение, создавать игровой «видеоряд».

Мыслимое ребенком переносится на экран. (С.Л.Новоселова)

Компьютерные игры помогут развить многие навыки, но в определенный момент, когда ребенок уже освоил игрушку, он начинает воспринимать это занятие как развлечение. Игра перестает быть элементом развития, так как новых навыков ребенок не получает. А ведь любая игра кроме получения удовольствия должна чему-то обучать. Наблюдая за игрой ребенка, взрослый сможет понять, когда необходимо поменять игру, развлекающую, на игру развивающую.
Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом, условием при подготовке детей к обучению в школе. Обучающая функция компьютерных игр является одной из важнейших ее характеристик.
Компьютерные игры построены так, что ребенок получает обобщенное представление обо всех похожих предметах и ситуациях, а не только о единичных понятиях или конкретных ситуациях. Таким образом, у него формируется такая операция мышления, как обобщение.
С.Л. Новоселова отмечает, что в ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления), которые ведут к повышению творческих способностей детей.
Следует заметить, что достижения детей не остаются незамеченными. Дети чувствуют большую уверенность в себе. Робкие и малообщительные начинают активно делиться своими впечатлениями, достижениями в освоении компьютерного мира. Они активно рассказывают, обсуждают сюжеты, получают удовольствие от того, чего они достигли.
В процессе занятий на компьютерах улучшаются память и внимание детей. Компьютер передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем, как учебная. Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития моторики. В любых играх детям необходимо управлять компьютером: нажимать пальцами на определенные клавиши, обращаться с «мышью». Это развивает мелкую мускулатуру руки и пальцев, координацию движений и ориентировку на плоскости, что в дальнейшем облегчит усвоение письма. Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запомнить условия, выполнить их правильно. Развивается умение планировать, контролировать и оценивать результаты своей деятельности. Так развивается произвольность в поведении дошкольников.
Компьютерные игры специфичны, что позволяет рассматривать их как особое средство развития творчества детей. В отличие от других игр и видов деятельности они позволяют увидеть продукт своего воображения и своей игры, реализовать такие свои потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться (например, из-за несформированности графических навыков); воздействовать на мотивационную сферу комплексно (одновременное использование звука, цвета, движения объектов, которым управляет ребенок); реализовать принцип самоконтроля (что позволяет детям чувствовать себя свободно, не бояться давать неверные ответы, не испытывать замешательства и неловкости); активно и самостоятельно управлять игрой, самим создавать игры (что укрепляет веру детей в свои силы).
Все это вызывает у детей повышенный интерес к компьютерным играм, позволяет целенаправленно и эффективно стимулировать и актуализировать возможности ребенка в интеллектуальной и мотивационной и эмоциональной сферах.
Компьютерной игре свойственны закономерности, присущие игровой деятельности детей в целом (игровая задача, включающая мотив, цель, способы и средства ее решения). Используя понятие "игровая задача" как единицу анализа игры на компьютере, можно отметить, что в компьютерной игре проявляется интеллектуальная активность, ребенок принимает и самостоятельно ставит игровые задачи, находит оптимальные способы их решения, «открывает» более сложные способы действий, объективно оценивает ход игры и ее результаты.
Компьютерные игры в дошкольном возрасте имеют особую направленность. Они не только стимулируют индивидуальную деятельность детей, их творческий потенциал, но и являются замечательным средством, объединяющим детей в интересных групповых играх, способствуют их неформальному общению.
Компьютерные игры, в отличие от других видов игр, позволяют увидеть не только продукт своей деятельности, но и динамику своего творчества. Это ведет к выработке способности самооценки. В этом состоит огромное преимущество компьютерных игр перед другими играми.
Компьютерные игры усиливают мотивацию образования. Это осуществляется за счет новизны, возможности регулировать предъявление задач по трудности, активного вовлечения ребенка в учебный процесс. Компьютерные игры дают ребенку возможность использовать умственные силы, проявлять оригинальность, предлагать решения без риска получить низкую оценку своей деятельности, неодобрение.
Таким образом, использование компьютерных игр в развитии дошкольников имеет много положительных сторон. Если ребенку интересно содержание игры, он узнает в ней что-то новое, игра открывает ему мир огромных возможностей, позволяет сделать процесс обучения достаточно простым и эффективным. Компьютерные игры содействуют развитию умственных способностей дошкольников в том случае, если в них учитываются возрастные особенности детей. Красочность и наглядность помогут легче усвоить материал. Компьютерные игры приучают детей к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Все эти факторы имеют особое значение для подготовки детей к школьному обучению.
Качественные программы – настоящий клад для родителей и воспитателей. Большинство имеющихся на рынке учебных программ для дошкольников и младших школьников носит, на наш взгляд, слишком уж развлекательный характер. Причинами этому можно назвать как особенности психического развития детей этого возраста (неумение прикладывать достаточно длительные усилия для решения скучных учебных проблем, стремление к игровой деятельности), так и коммерческий характер этих программ – направленность, в первую очередь, на получение прибыли.

Какой продукт выбрать каждый решает сам, но важно учесть возможности,
которые предоставляет конкретная игра для развития ребенка.

Игры так увлекают, что ребенок забрасывает все дела и часами просиживает за компьютером. Действительно, компьютерные игры создаются с таким расчетом, что это будет интересное, увлекательное действо, способное до конца держать в напряжении. Очень часто в связи с этим говорят о компьютерной зависимости. Это важная причина, чтобы ограничивать ребенка во времени. Ограничения в работе с компьютером связаны, в первую очередь с нагрузкой на зрение и позвоночник. А ведь организм ребенка еще не до конца сформировался и к большим нагрузкам не готов. Чрезмерное увлечение компьютером сказывается на здоровье ребенка следующим образом:

  • ухудшается зрение;
  • повышается утомляемость;
  • появляются головные боли;
  • искривляется позвоночник, приобретается сколиоз;
  • начинают беспокоить боли в спине, шее, плечах и пояснице;
  • утомляются и начинают болеть пальцы рук;
  • малоподвижность может привести к плохому самочувствию и даже ожирению;
  • появляется нервозность, нарушается сон.

Все это возможно, если ребенок сидит за компьютером часами и не делает перерывов на отдых. Но, согласно исследованиям, если ребенок подходит к компьютеру на пятнадцать минут в день 2-3 раза в неделю, это нисколько не повредит его здоровью.
Таким образом, использование компьютера в учебно-воспитательном процессе детского сада поставило перед медиками и педагогами целый ряд проблем. Многие из них уже решены.

  • продолжительность занятий с использованием развивающих компьютерных игровых программ для детей 5 лет не должна превышать 7 минут и для детей 6 лет – 10 минут;
  • компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях следует проводить не чаще двух раз в неделю;
  • после занятий следует проводить гимнастику для глаз;
  • стульчик, сиденье и подножка стола индивидуального места дошкольника должны быть отрегулированы и установлены так, чтобы уровень глаз ребенка приходился на центр экрана.

Использование компьютерных игр, имеющих гарантию качества, полное техническое и методическое обеспечение в рациональном сочетании с традиционными видами игр, будет способствовать формированию самобытной творческой личности дошкольника.

Таким образом, компьютерные игры могут влиять на различные сферы развития ребенка: интеллектуальную, социальную, эмоциональную.
Они способствуют усвоению новых и закреплению уже имеющихся знаний, умений и навыков.

  • Вперёд >

Итак, сегодня нам предстоит изучить И их классификация тоже будет охвачена. Дело все в том, что данный момент играет важную роль для современного ребенка и его развития. Важно понимать, какие игры и для чего существуют. Тогда и только тогда можно будет в полной мере правильно развивать малыша. И речь идет не только о совсем маленьких детях, тоже важны. К сожалению, о реальном игровом процессе речь заходит все реже и реже. Но это не беда. Ведь если вы знаете, какие есть виды игр (и их классификация для школьников и малышей вам известна), то сможете всегда придумать, И как правильно развить его. Так какие варианты имеют место? С какими играми можно столкнуться в современном мире?

Определение

Для начала, с чем мы вообще имеем дело? Что такое игра? Не всем до конца понятен данный термин. И поэтому приходится изучать его. На самом деле, несмотря на то, что люди большую часть времени должны учиться и трудиться, особенно в детском возрасте, придется уделять много времени.

Игра - это действия в условных, выдуманных обстоятельствах. Служит она для усвоения того или иного материала как в практической, так и в условной форме. Можно сказать, мнимая ситуация. Игры для детей крайне важны. Они являются основным инструментом обучения. И изучения окружающего мира в том числе. Виды игр и их классификация для дошкольников по ФГОС подразумевает разбиение на несколько больших классов всех возможных вариантов. Каких именно?

Классы

Их не так много. Принято всего различать 3 класса игр для детей. Запоминаются легко. Первый тип, который только можно встретить - это игры, возникающие по инициативе самого ребенка. То есть самостоятельные. Такой вид распространен у малышей, школьники редко сталкиваются с подобным явлением. Можно сказать, что самостоятельная игра характеризуется игровым процессом, в котором участвует только один ребенок, да еще и по собственной инициативе.

Также виды игр и их классификация (для подростков, малышей и школьников) включают в себя варианты, возникающие по инициативе взрослого. То есть он как бы внедряет ту или иную ситуацию в жизнь ребенка. Основная цель подобного рода явления - обучение. Самый распространенный вариант развития событий.

Последний класс, который можно выделить здесь - это игры, возникающие из традиций, обычаев. Появляются как по инициативе взрослого, так и ребенка. Не самое распространенное явление в современном мире, но оно имеет место.

Обучающие

Какими могут быть игры? Если задуматься, можно бесконечно долго отвечать на этот вопрос. Ведь многое зависит от того, какой именно класс перед нами. Особое внимание нужно уделить игровым процессам, возникающим по инициативе взрослого. Ведь именно они служат для обучения детей, для ознакомления их с окружающим миром.

Виды игр и их классификация (в лагере, школе, детском саду - это не так уж и важно) включают в себя отдельную категорию - обучающие. Как не трудно догадаться, подобного рода варианты служат, как уже было сказано, для обучения ребенка. Могут быть подвижными, дидактическими или сюжетно-дидактическими. Каждый подтип будет рассмотрен далее. Но учтите - именно обучающие игры крайне важны для малышей и детей младшего возраста. Им придется уделять должное внимание.

Досуговые

Игра - это своеобразное развлечение. Поэтому среди вариантов, возникающих по инициативе взрослых, можно встретить досуговые игровые процессы. Их имеется огромное множество. Основное отличие от обучающих - это фактическое отсутствие упора на получение новых знаний и умений. Можно сказать, просто развлечение, которое помогает расслабиться, отвлечься от ежедневной рутины.

Виды игр и их классификация - это то, что помогает понять всю суть того или иного занятия. Досуговые "варианты" тоже включают в себя множество подтипов. Причем с развитием современного мира их становится все больше и больше.

Так с чем можно столкнуться? Досуговая игра может быть просто развлекательной, карнавальной, театрализованной, интеллектуальной. Чаще всего подобные варианты встречаются у более взрослых детей. А вот малыши зачастую заняты обучающими играми.

Эксперимент

Не стоит забывать, что игровой процесс не обязательно требует постороннего вмешательства. Как уже было сказано, имеют место игры, возникающие по инициативе ребенка. Они играют важную роль в его развитии. Точно так же, как и в предыдущих случаях, самостоятельные игры делятся на подтипы.

К примеру, имеет место игра-эксперимент. Может проходить как с участием взрослого (или под его наблюдением), так и в полном одиночестве. В ходе данного процесса ребенок будет проводить какие-то экспериментальные действия, а затем наблюдать результат. Можно сказать, это "наглядное пособие" по тем или иным явлениям, обычно физическим и химическим.

Игра-эксперимент лучше всего помогает ребенку запоминать сложные процессы. Сейчас даже продаются специальные экспериментальные наборы для малышей. Например, "Сделай мыло", "Создай свой парфюм", "Веселые кристаллы" и так далее.

Сюжетные

Виды игр и их классификация нам уже известны. Но вот подробности тех или иных типов игровой деятельности - не совсем. Важно понимать, что именно происходит в том или ином случае, чтобы правильно развивать ребенка. К самостоятельным играм можно отнести сюжетно-ролевые варианты. Точно так же, как и к любым другим.

Что это такое? В ходе такой игры наблюдается какой-то сюжет, событие. У участников есть свои роли, которые они должны выполнять. Театрализованное представление, развлекательная детская праздничная программа или просто придуманная история, в которой ребенок "живет" - все это сюжетно-ролевые игры. Способствуют развитию фантазии, а также иногда обучают соблюдению тех или иных правил. Для детей сюжетные игры очень интересны. Правда, они скорее покажутся им развлекательными.

А вот в более взрослой жизни зачастую сводятся к настольным. Например, "Мафия". В общем, любой игровой процесс, в котором есть своя история, сюжет, называется сюжетным.

Дидактические

Виды игр и их классификация (в детском саду или школе - не важно) часто включают в себя дидактические "разновидности". Очень распространенный вариант обучающего класса. Здесь получение знаний не представляется в открытой форме. Скорее, имеется лишь второстепенное значение данного пункта.

Дети в ходе дидактических игр развлекаются, но при этом соблюдают определенные правила. На первом плане оказывается та или иная игровая задача, которую каждый стремится реализовать. В ходе этого происходит получение новых знаний, а также закрепление оных. Правила игры заставляют задуматься детей над их выполнением, запомнить, научиться применять сначала в выдуманной, а потом и в реальной жизни. К дидактическим относят игры: с прятаньем, соревнования, фанты, поручения, загадывания, сюжетно-ролевые.

Подвижные

Виды игр и их классификация (для дошкольников и не только) нам уже известны. Только вот не до конца понятно, что собой представляет та или иная разновидность игрового процесса. Есть, как мы уже выяснили, подвижные игры. Что это такое?

Такой тип игрового процесса сопровождается физической активностью. Зачастую направлен на физическое развитие ребенка, его оздоровление. Чаще всего подвижные игры как-то косвенно (или напрямую) связаны со спортом. Разнообразные салочки, догонялки - все это относят к данной категории. Для умственного развития почти не несут никакой пользы, а вот для физического - вполне.

Виртуальность

На этом классификацию можно закончить. Только вот в современном мире не так давно появилось еще одно новое понятие в отношении игр. Теперь имеют место компьютерные (или виртуальные) типы. Как не трудно догадаться, весь игровой процесс происходит при помощи электронной машины в виртуальном мире.

Для детей есть свои обучающие игры. А вот взрослым предоставлен куда более обширный выбор разнообразных вариантов. Тут можно найти и квесты, и стратегии, и симуляторы, и "стрелялки", и гонки... И еще очень много всего.

Компьютерные игры - не самый лучший вариант для обучения дошкольников. Скорее, они больше подходят более взрослым детям. Виртуальные игры можно отнести к досуговым. Они не носят фактически обучающего характера и зачастую служат исключительно для проведения досуга, для расслабления.

Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению ее жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные потребности.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становится ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и в младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношения детей, на воспитание активной позиции.

Если на втором и третьем году жизни дети начинают играть, не задумываясь, и выбор игры определяется попавшей на глаза игрушкой, подражание товарищам, то уже на четвертом году жизни ребенок способен идти от мысли к действию, т.е. способен определить, во что он хочет играть, кем он будет. Уже в этом возрасте детей можно научить, не только обдуманно выбирать игру, но ставить цель и распределять роли. Важно, что бы воображение каждого ребенка было направлено на осуществление этой цели. Под руководством воспитателя дети постепенно приучатся определять некоторую последовательность действий, намечать общий ход игры.

Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Для детей четвертого года жизни важны новые яркие зрительные впечатления, которые включаются в старые игры. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи между разными явлениями жизни.

Условно выделяют несколько классов игр:

  • творческие (игры по инициативе детей);
  • дидактические (игры по инициативе взрослого с готовыми правилами);
  • народные (созданные народом).

Творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений. Создавая, таким образом, игровую жизнь, дети верят в ее правду, искренне радуются, огорчаются, переживают. В творческой игре развиваются ценные для будущего школьника качества: активность, самостоятельность, самоорганизация.

Творческие игры подразделяются:

  • сюжетно-ролевые;
  • театрализованные;
  • конструкторские.

Сюжетно-ролевая игра – это первая проба социальных сил первое их испытание. Значительная часть этой игры «в кого-нибудь» и «во что-нибудь». Интерес к сюжетно-ролевым играм развивается у детей к 3-4 годам. Отражение ребенком окружающей действительности происходит в процессе его активной жизнедеятельности, путем принятия на себя определенной роли. Но подражает не полностью, т.к. не располагает реальными возможностями для действительного выполнения операция принятой роли. Связано это с уровнем знаний и умений, жизненным опытом на данном возрастном этапе. Дети изображают людей, животных, работу врача, парикмахера, водителя. Понимая, что игра – не настоящая жизнь, малыши в то же время по настоящему переживают свои роли, откровенно показывают свое отношение к жизни свои мысли, чувства, воспринимая игру как важное и ответственное дело.

Театрализованная деятельность – одна из видов творческой игровой деятельности, которая связана с восприятием произведений театрального и искусства и изображением в игровой форме полученных представлений, чувств, эмоций.

Театрализованные игры делятся на две основные группы:

  • режиссерские (ребенок как режиссер и одновременно голос за кадром организовывает театрально-игровое поле, актерами и исполнителями в котором являются куклы. В др. случае актерами, режиссерами являются сами дети, договариваются кто и что будет делать).
  • игры-драматизации (создаются по готовому сюжету из литературного произведения. План игры, последовательность действий определяется предварительно). Такая игра более сложна для детей, т.к. надо хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение. Особенное значение данной игры – оно помогает детям больше понять идею произведения, чувствовать ее художественную ценность.

Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Что бы дети могли передать соответствующий образ у них надо развивать воображение, учить ставить себя на место героев произведения. Проникаться их чувствами, переживаниями.

Дети младшей группы с удовольствием разыгрывают отдельные эпизоды сказки «Курочка ряба», перевоплощаются в знакомых животных (п/и «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата»), но самостоятельно развить и обыграть сюжеты пока не могут. Дети только подражают им, копируя их внешне. Поэтому важно научить следовать образцу: птенчики машут крыльями, тяжело и неуклюже ходят медведи.

На занятиях, в повседневной жизни можно разыгрывать сценки из детского быта – например, с куклой. Можно организовать игры на темы литературных произведений: «Игрушки» А.Барто, потешек, колыбельных. Воспитатель является активным участником таких игр. Он показывает детям мимику, жесты, интонации, движения. Еще интересны малышам игры с воображаемыми предметами. Например: « представьте себе мяч и возьмите его» и т.п. У детей проявляется интереск кукольным, плоскостным спектаклям, к литературным произведениям, в особенности к сказкам и потешкам.

В процессе работы у малышей развивается воображение, формируется речь, интонация, мимика, двигательные навыки (жесты, походка, поза, движения). Дети учатся сочетать роли движение и слово, развивают чувство партнерства и творческие способности.

Конструкторские игры – это игры направляют внимание детей на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков. В таких играх у детей ярко проявляется интерес к свойствам предмета, и желанием научиться с ним работать. Материал для таких игр может быть различным (песок, глина, шишки, листья, мозайка, бумага, модульные блоки). Очень важно, чтобы педагог помог детям совершить переход от бесцельного нагромождения материала к созданию продуманных построек.

В процессе конструкторских игр у ребенка активно и постоянно создается что-то новое. У малышей должно быть достаточно строительного материала, различных конструкций и размеров.

В младших группах воспитатель берет на себя роль организатора, активного участника в игре, вводя разнообразие форм и размеров постепенно. Игры сос строительным материалом развивают воображение ребенка, его конструкторские особенности, мышление, приучают к сосредоточенности. Строительный материал знакомит с геометрическими формами, величиной. Работу необходимо начинать с простых построек, постепенно переходя к более сложным. Необходимо устанавливать связи между строительными и сюжетно-ролевыми играми, для развития творческой мысли.

При всем разнообразии творческих игр они имеют общие черты: дети самостоятельно или при помощи взрослого (особенно в играх-драматизациях) выбирают тему игры, развивают ее сюжет. Все это должно происходить в условиях тактичного руководства взрослого, направленного на активизацию инициативы детей, развитие их творческой фантазии.

Игры с правилами дают возможность систематически упражнять детей в становлении определенных привычек, они очень важны для физического и умственного развития, воспитания характера и воли. Игры с правилами дети усваивают от взрослых, друг от друга.

Дидактические игры способствуют развитию умственных способностей. Органов чувств, внимания, логического мышления. Обязательным условием являются правила, без которых деятельность приобретает стихийный характер.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: оно является игровым методом обучения детей, и формой обучения и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактическая игра, как игровой метод обучения рассматривается в двух видах:

  • игры-занятия (ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует игровые приемы, создает игровую ситуацию);
  • дидактические (используются при обучении детей на различных занятиях и вне них (физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание, развитие коммуникативности)).

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. Они должны быть безопасными, привлекательными, яркими. Они должны не только привлекать ребенка, но и активизировать его мышление.

В младших группах дети еще имеют слабое воображение, педагоги знакомят малышей с игрушками, показывают варианты их использования.

Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото. Различны и развивающие задачи, которые решаются пи их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них (выделять характерные признаки, отгадывать по описанию, находить сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам).

В младших группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, закрепление и активизацию словаря, развитию правильной ориентировки в пространстве.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной активности ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

При организации дидактической игры следует учитывать, что уже с 3-4 лет ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, но внимание малыша еще не устойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в д/и требует от него большей, чем в др.играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т.е. использование д/и, повышающих интерес малыша к занятиям, и, прежде всего к дидактической игрушке, которая привлекает внимание яркостью и интересным содержанием.

Игра не только выявляет индивидуальные особенности, личностные качества ребенка. Но и формирует определенные свойства личности. Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учении.

Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, что способствует их гармоничному развитию, удовлетворяет потребность малышей в движении, способствуют обогащению их двигательного опыта. Подвижные игры бывают с бегом, прыжками, перестроение, с ловлей, с метанием, лазанием.

Подвижные игры делят:

  • сюжетные («Воробушки и кот», «Лиса в курятнике» и др.);
  • несюжетные (игровые упражнения «Кто скорее добежит к своему флажку»).

Народные игры – это игры, построенные с учетом этнических особенностей.

В народной игре отображается жизнь людей, их быт, национальные традиции. Такие игры способствуют воспитанию чести, смелости, мужественности.

При ознакомлении детей народным играм надо учитывать возрастные, физические и психофизиологические особенности развития детей, четко обозначая цель, которую имеет игра.

Народные игры должны занять соответствующее место в системе воспитания и обучения детей, приобщая их к истокам национальной культуры и духовности.

Игра по утверждению П.Лесгафта- это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Ребенок живет в игре. И задача педагогов – стать направляющим и связующим звеном в цепи ребенок-игра. Тактично поддерживая руководство, обогащать игровой опыт малышей.

Статьи по теме: