Сопоставьте карту “Строение земной коры” и“Физическую карту мира”
Практическая работа № 3
Сопоставление тектонической и физической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры на примере отдельных территорий; объяснение выявленных закономерностей
Цели работы:
1. Установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры.
2. Проверить и оценить умение сопоставлять карты, объяснять выявленные закономерности.
Сравнив физическую и тектоническую карту атласа, определите, каким тектоническим структурам соответствуют указанные формы рельефа. Сделайте вывод о зависимости рельефа от строения земной коры. Выявленную закономерность объясните.
Результаты работы оформите в виде таблицы. (Желательно дать работу по вариантам, включив в каждый на более 5 указанных в таблице форм рельефа.)
Формы рельефа |
Преобладающие высоты |
Тектонические структуры, залегающие в основании территории |
Вывод о зависимости рельефа от строения земной коры | |
Восточно-Европейская равнина | ||||
Среднерусская возвышенность | ||||
Горы Хибины | ||||
Западно-Сибирская низменность | ||||
Алданское нагорье | ||||
Уральские горы | ||||
Верхоянский хребет | ||||
Хребет Черского | ||||
Сихотэ-Алинь | ||||
Срединный хребет | ||||
Определение и объяснение закономерностей размещения
магматических и осадочных полезных ископаемых по тектонической карте
Цели работы:
1. По тектонической карте определить закономерности размещения магматических и осадочных полезных ископаемых.
2. Объяснить выявленные закономерности.
1. По карте атласа «Тектоника и минеральные ресурсы» определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.
2. Как обозначены на карте типы месторождений магматических и метаморфических? Осадочных?
3. Какие из них встречаются на платформах? Какие полезные ископаемые (магматические или осадочные) приурочены к осадочному чехлу? Какие - к выступам кристаллического фундамента древних платформ на поверхность (щитам и массивам)?
4. Какие типы месторождений (магматические или осадочные) приурочены к складчатым областям?
5. Результаты проведенного анализа оформите в виде таблицы, сделайте вывод об установленной зависимости.
Тектоническая структура |
Полезные ископаемые |
Вывод об установленной зависимости |
Древние платформы: осадочный чехол; выступы кристаллического фундамента |
Осадочные (нефть, газ, уголь...) Магматические (...) | |
Молодые платформы (плиты) | ||
Складчатые области |
Практическая работа № 4
Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной солнечной радиации и их объяснение
Общее количество солнечной энергии, достигающее поверхности Земли, называется суммарной радиацией.
Часть солнечной радиации, которая нагревает земную поверхность, называется поглощенной радиацией.
Она характеризуется радиационным балансом.
Цели работы:
1. Определить закономерности распределения суммарной и поглощенной радиации, объяснить выявленные закономерности.
2. Учиться работать с различными климатическими картами.
Последовательность выполнения работы
1. Рассмотрите рис. 24 на с. 49 учебника. Как показаны величины суммарной солнечной радиации на карге? В каких единицах она измеряется?
2. Каким способом показан радиационный баланс? В каких единицах он измеряется?
3. Определите суммарную радиацию и радиационный баланс для пунктов, расположенных на разных широтах. Результаты работы оформите в виде таблицы.
Пункты |
Суммарная радиация, |
Радиационный баланс, |
Мурманск | ||
С.-Петербург | ||
Екатеринбург | ||
Ставрополь |
4. Сделайте вывод, какая закономерность просматривается в распределении суммарной и поглощенной радиации. Объясните полученные результаты.
Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогнозов погоды
Сложные явления, происходящие в тропосфере, отражаются на специальных картах - синоптических, которые показывают состояние погоды на определенный час. Первые метеорологические элементы ученые обнаружили на картах мира Клавдия Птолемея. Синоптическая карта создавалась постепенно. А. Гумбольдт в 1817 г. построил первые изотермы. Первым синоптиком был английский гидрограф и метеоролог Р. Фицрой. Он с I860 г. давал прогнозы бурь и составлял карты погоды, которые очень ценили моряки.
Цели работы:
1. Научиться определять по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов. Научиться составлять элементарные прогнозы погоды.
2. Проверить и оценить знания основных факторов, влияющих на состояние нижнего слоя тропосферы - погоду.
Последовательность выполнения работы
1) Проведите анализ синоптической карты, фиксирующей состояние погоды на 11 января 1992 г. (рис. 88 на с. 180 учебника).
2) Сравните состояние погоды в Омске и Чите по предложенному плану. Сделайте вывод, какой ожидается прогноз погоды на ближайшее время в указанных пунктах.
План сравнения |
Омск |
Чита |
1. Температура воздуха | ||
2. Атмосферное давление (в гектопаскалях) | ||
3. Облачность; если есть осадки, то какие | ||
4. Какой атмосферный фронт оказывает влияние на состояние погоды | ||
5. Какой ожидается прогноз на ближайшее время |
Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков
Цели работы:
1. Изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины такого распределения.
2. Проверить умение работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.
Последовательность выполнения работы
1) Рассмотрите рис. 27 на с. 57 учебника. Каким способом показано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиатской частях России? Где расположены территории с самыми высокими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?
Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение январских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.
2) Рассмотрите рис. 28 на с. 58 учебника. Каким способом показано распределение температур воздуха в июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких - самые высокие. Чему они равны?
Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение июльских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.
3) Рассмотрите рис. 29 на с. 59 учебника. Каким способом показано количество выпадающих осадков? Где выпадает больше всего осадков? Где - меньше всего?
Сделайте вывод, какие из климатообразующих факторов оказывают наиболее существенное влияние на распределение осадков по территории страны. Краткий вывод запишите в тетрадь.
Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов
Цели работы:
1. Сформировать знание о коэффициенте увлажнения как об одном из важнейших климатических показателей.
2. Научиться определять коэффициент увлажнения.
Последовательность выполнения работы
1) Изучив текст учебника «Коэффициент увлажнения», запишите определение понятия «коэффициент увлажнения» и формулу, по которой он определяется.
2) Пользуясь рис. 29 на с. 59 и рис. 31 на с. 61, определите коэффициент увлажнения для следующих городов: Астрахани, Норильска, Москвы, Мурманска, Екатеринбурга, Красноярска, Якутска, Петропавловска-Камчатского , Хабаровска, Владивостока (можно дать задания для двух вариантов).
3) Выполните расчеты и распределите города по группам в зависимости от коэффициента увлажнения. Результаты работы оформите в виде схемы:
4) Сделайте вывод о роли соотношения тепла и влаги в формировании природных процессов.
5) Можно ли утверждать, что восточная часть территории Ставропольского края и средняя часть Западной Сибири, получающие одинаковое количество осадков, одинаково сухие?
Практическая работа № 5
Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности)
Почвы и грунты есть зеркало и вполне правдивое отражение, результат векового взаимодействия между водой, воздухом, землей, с одной стороны, растительности и животными организмами и возрастом территории - с другой.
Цели работы:
1. Познакомиться с основными зональными типами почв нашей страны. Определить условия их образования.
2. Проверить и оценить умение работать с различными источниками географической информации, делать на основе их анализа обобщения, выводы.
Последовательность выполнения работы
1) На основе анализа текста учебника, с. 94-96, почвенной карты и почвенных профилей (учебник, с. 100-101) определите условия почвообразования для основных типов почв России.
2) Результаты работы оформите в виде таблицы (дать задания по 2 вариантам).
Типы почв |
Географическое положение |
Условия почвообразования (соотношение тепла и влаги, характер растительности) |
Особенности почвенного профиля |
Содержание гумуса |
Плодородие |
Тундровые | |||||
Подзолистые | |||||
Дерново - подзо - листые | |||||
Серые лесные | |||||
Черноземы | |||||
Бурые полупустынь | |||||
Серо - бурые пустынь |
«Строение организмов 5 класс» - Вирусы. У одноклеточных организмов тело состоит из одной клетки. Соединительные. Клетка. Многообразие живых организмов. Строение организмов. Эпителиальные. Растительные животные. К многоклеточным организмам относятся растения, животные, грибы. Т к а н и. Человека. ТКАНЬ – группа клеток, сходных по строению и выполняемым функциям.
«Геологическое строение России» - Геологический профиль. Уральские горы? Нижняя часть Верхняя часть ФУНДАМЕНТ ОСАДОЧНЫЙ ЧЕХОЛ. Название эры отражает относительное время. Урало-Монгольский Альпийско-Гималайский (Средиземноморский) Тихоокеанский. Когда появились первые пустыни? Какой период был самым коротким? Подвижные участки – складчатые области.
«Внутреннее строение Земли» - Средняя температура поверхности Земли – +12°C. Химический состав атмосферы. Карта поверхности Земли. Период вращения вокруг оси – звездные сутки – 23h56m4,099s. Средняя скорость движения по орбите – 29,8 км/с. Схема теплового баланса Земли. Период обращения по орбите составляет 365,256 земных суток или 1 год.
«Внутреннее строение птиц» - Гнездовые. Органы размножения и выделения. Кровеносная система. Клюв в жизни птицы. - Строят гнёзда. Промелькнет – не разглядишь, Так летает только... Нервная система. Типы и роль перьев птицы. Птицы – теплокровные животные с интенсивным обменом веществ и температурой тела 38–45 °C. Головной мозг достаточно большой, развиты большие полушария и мозжечок.
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.
Программы:
учебник - Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А.. География материков и океанов. 7 класс, М.,Дрофа, 2012
Тема " ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ "
Тема урока " Рельеф Земли"
Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой.
Цель практической работы : научить учеников работать с новой тематической картой "Строение земной коры"
Умение соотнести содержание тематической карты с физической для установления пространственных, причинно-следственных и временных связей.
Планируемый результат выполнения работы семиклассниками: умение считывать с физической и тематической карты "Строение земной коры" информацию, умение с равнивать содержание двух карт, анализировать результаты сравнения, устанавливать пространственные, причинно-следственные и временные связи.
Итоговая работа оформляется в виде таблицы с выводом о причинах разнообразия рельефа Земли, закономерностях размещения крупных форм рельефа и изменении рельефа во времени
Учебные задания:
Какие процессы происходят при сближении плит. Расскажите о каждом варианте.
литосферные плиты
тектонические структуры
платформы
складчатые
(подвижные) области
устойчивые участки земной коры
тектонически – активные участки земной коры
Сопоставить содержание карты "Строение земной коры" и физической карты мира, заполнить таблицу и сформулировать вывод.
Карта "Строение земной коры"
Физическая карта мира
платформа
(начинаем заполнять с названия платформы)
форма рельефа-равнины
(слово "равнины" вписываем после заполнения таблицы)
высота (абсолютная)
складчатые
(подвижные) области
форма рельефа-горы
(слово "горы" вписываем после заполнения таблицы)
(начинаем заполнять с названия гор)
высота
(максимальная, м)
Вывод:
о причинах разнообразия рельефа Земли, закономерностях размещения крупных форм рельефа и изменении во времени
Малютина Светлана Николаевна
Создание людьми карт началось с незапамятных времен. Самые ранние, дошедшие до нас карты были созданы вавилонянами и египтянами более четырех тысяч лет назад. Их произвели на основании рассказов путешественников о тех местах, в которых они побывали. Чтобы получить изображение местности, можно пользоваться рисунком или фотографией, однако точное взаимное расположение объектов и их размеры относительно друг друга с соблюдением всех пропорций, можно узнать с помощью аэрофотосъемки или плана местности.
(от лат. planum - плоскость) - чертеж, изображающий в условных знаках на плоскости (масштаб крупнее или 1: 10 000) небольшую часть земной поверхности. К элементам плана относят условные знаки, определение направлений, масштаб.
Символы, которые обозначают на плане предметы местности. Для удобства рассмотрения и использования их обычно делают похожими на сами объекты. Направление на север по компасу обозначают стрелкой С-Ю, но если ее нет, то верхний край плана считается северным.
(от нем. Mashtab) - отношение длины линии на чертеже, плане или карте к длине соответствующей линии на местности. Масштаб обозначается в виде дроби, числитель которой равен 1 (единице), а знаменатель - числу, показывающему степень уменьшения длин линий, например М 1: 80 000. Такой масштаб называется числовым и показывает, что уменьшение сделано в 80 тысяч раз. Если сравнить его с масштабом 1: 20 000, при котором уменьшение сделано в 20 тысяч раз, то получим, что во втором масштабе уменьшение сделано в меньшее количество раз, т.е. он является более крупным по сравнению с первым. На физических картах используется линейный масштаб (на горизонтальной линейке откладываются отрезки длиной 1 см, над делением указывают, что размер расстояния на местности соответствует определенному расстоянию на карте).
Особенности рельефа местности на плане и карте отображают, указывая относительную и абсолютную высоты объекта. Относительная высота
- разность высот двух точек земной поверхности.
Абсолютная высота
- расстояние в метрах по вертикали от заданной точки до уровня моря. В России абсолютная высота исчисляется от нуля футштока в Кронштадте (порт в Ленинградской области на о. Котлин, ). Она бывает положительной (местность лежит выше уровня океана) и отрицательной (местность расположена ниже уровня океана). Положительную абсолютную высоту имеет большая часть суши. Примеры отрицательной абсолютной высоты встречаются на суше реже: впадина Каттара, Африка (-133 м), Долина Смерти, Северная Америка (-85 м).
Неровности земной поверхности, т.е. рельеф и воды на картах отображают двумя способами: с помощью [изогипсы (от греч. hypsos - высота)] - показывают линии с одинаковой абсолютной высотой и изобат (от греч. bathos - глубина) - показывают линии одинаковой глубины. Для определения абсолютных высот и глубин на физических картах помещают шкалу высот и глубин. Следует отметить, что при повышении высот от 0 м и более, цвет поверхности на физической карте меняет оттенок со светло-зеленого (равнины) до темно-коричневого (высокие горы). При увеличении глубины цвет поверхности также меняется с голубоватого (0 м) до темно-синего (глубочайшие впадины и желоба). Следовательно, высоту или глубину на физической карте определяют по оттенку цвета, находящемуся в спектре.
Изображение земной поверхности, на котором показано размещение, состояние и взаимосвязь природы и общества, их изменение во времени, развитие и перемещения.
По территориальному охвату различают и полушарий; материков, океанов и их частей; государств и их частей.
В общегеографических картах выделяют математическую основу (проекция, масштаб, геодезическая основа) и непосредственно картографические изображения (гидрография, рельеф, растительность и почвы, населенные пункты, коммуникации, инфраструктура, политико-административное деление, экономика и культурные объекты).
В тематических картах выделяют картографические изображения {географическая основа, т.е. гидрография, границы, населенные пункты, пути сообщения; тематическое содержание) и пояснительные условные знаки (условные знаки, текстовые пояснения, таблица). Математической основы в тематических картах нет.
В социально-экономических картах показывают уровень развития экономики, количество, плотность и распределение населения по регионам, трудовые ресурсы и др.
Самой подробной является географическая карта бывшего СССР, созданная учеными в 1987 г. в масштабе 1: 25 ООО, то есть в одном сантиметре 250 метров. Такой подробнейший «портрет» огромного
региона создан впервые, подобного масштаба карты мировая практика не знает.
- По назначению : справочные, учебные, туристские, сельскохозяйственные и др.
- По масштабу : мелкомасштабные (мельче 1: 1 ООО ООО), среднемасштабные (от 1: 200 ООО до 1: 1 ООО ООО) и крупномасштабные (масштаб от 1: 200 000 и крупнее).
- По объекту : материковые, морские, астрономические, планетарные.
- По методу фиксации изображения : наземные, аэрокосмические, подводные.
Отбор и обобщение изображаемых на карте объектов соответственно назначению, масштабу и особенностям картографируемой территории. Для изображения географических объектов на картах используют условные знаки: масштабные (площадные - леса, болота, озера; линейные - реки, дороги); внемасштабные (объекты, не учитываемые в масштабе карты); пояснительные (стрелки, рисунки деревьев).
Основные элементы градусной сетки карты - полюса, экватор, меридианы и параллели.
Географические полюса (северный и южный) - точки пересечения оси вращения Земли с земной поверхностью.
Экватор (от лат. aequator - уравнитель) - линия пересечения поверхности Земли плоскостью, проходящей через центр Земли, перпендикулярно оси вращения. Экватор делит Земной шар на два полушария (Северное и Южное), служит началом отсчета географической широты. Длина - 40 076 км.
Меридиан (от лат. meridianus - полуденный) - линия сечения поверхности Земного шара плоскостью, проведенной через какую-то точку Земной поверхности и ось вращения Земли. В современной системе за начальный меридиан принят Гринвичский.
Параллели - линии, параллельные экватору, направлены с запада на восток. Их длина уменьшается от экватора к полюсам.
Географические координаты - это географическая широта и долгота.
Географическая широта - расстояние в градусах от экватора до какой-либо точки. Широты отсчитыва-ются по меридиану от экватора к северу (северная широта) и к югу (южная широта) от 0° до 90°.
Географическая долгота - расстояние в градусах от начального меридиана до какой-либо точки. Долгота отсчитывается от начального меридиана на восток (восточная долгота) и запад (западная долгота) от 0° до 180°.
Русская ранняя картография известна следующими четырьмя своими трудами:
- Большой чертеж Российского государства. Составлен в одном экземпляре в 1552 г. Источниками для него послужили «писцовые книги». До нас Большой чертеж не дошел, хотя возобновлялся в 1627 г. О реальности его писал географ петровского времени В. Н. Татищев.
- Книга Большого чертежа - текст к чертежу. Один из поздних списков книги издан Н. Новиковым в 1773 г.
- Чертеж Сибирской земли составлен в 1667 г. До нас дошел в копии. Чертеж сопровождает «Рукопись…».
- Чертежная книга Сибири составлена в 1701 г. по приказу Петра I в Тобольске С. У. Ремизовым с сыновьями. Это первый русский географический атлас из 23 карт с чертежами отдельных районов и населенных пунктов.
Математические способы изображения на плоскости поверхности земного эллипсоида. Картографические проекции определяют зависимость между координатами точек на поверхности земного эллипсоида и на плоскости. Различают картографические проекции следующих типов:
- По характеру искажений: равноугольные, равновеликие, произвольные;
- По виду изображений параллелей и меридианов: цилиндрические, конические, азимутальные, поликонические, псевдоконические, псевдоцилиндрические, условные.
Соответственно при изображении поверхности Земли на плоскости возникают четыре вида искажений, длины, площади, угла и формы.
Основные отличия плана от карты:
- Масштаб плана намного крупнее, чем масштаб карты;
- На планах отсутствует градусная сетка, ориентация производится по стрелке север - юг;
- Планы составляют на небольшие участки местности;
- На плане не учитывается рельеф Земли, на карте - учитывается.
Сферы применения планов и карт в жизни человека:
- Путешествия, знакомство со странами и городами мира, особенностями рельефа, климата и т.д.;
- Для ориентирования на местности, на воде (в морях и океанах), при навигации, в походах;
- Использование карты как основы при проведении различных работ для нужд народного хозяйства, в военном деле;
- Являются незаменимым средством научных исследований, особенно по отраслям географической науки.
В последнее время в связи с широким освоением космоса стало возможным использование различных навигаторов для выяснения положения объектов в любой точке Земного шара. Спутники облетают всю нашу планету и передают на Землю данные о различных местах, а компьютеры наносят эту информацию на карты.
Определение на местности наблюдателем своего местоположения относительно сторон горизонта, ориентиров и направления движения.
Чтобы определить направление движения в нужное место, которое из-за дальности расстояния нет возможности увидеть, следует понять, куда следует идти. Это делается с помощью определения азимута (курса по компасу).
(от араб, ассумут - путь, направление) - это угол, отсчитываемый по ходу часовой стрелки, измеренный в градусах по карте, между севером и той точкой, куда вы хотите попасть.
Чтобы определить азимут, требуется проделать следующее:
- Найти на карте место, где вы находитесь, и поместить компас в это место. Повернуть диск компаса так, чтобы буква С, означающая север, оказалась на вертикальной лишш координатной сетки карты (на карте эта линия тянется с севера на юг).
- Теперь поворачивайтесь сами и поворачивайте карту до тех пор, пока стрелка компаса не совпадет с вертикальной линией, на которой находится буква С. Представьте линию, соединяющую точку, в которую вам надо попасть и центр компаса. То место, в котором эта линия пересечет диск компаса, укажет вам направление - азимут, по которому вы должны идти.
- Необходимо повернуть диск так, чтобы направление в точку, в которую вам нужно попасть, совпало со стрелкой на основании компаса. Теперь поворачивайтесь сами, пока стрелка компаса не совпадет с линией, на которой находится буква С (север). Двигаясь по маршруту, проверяйте время от времени, что стрелка компаса по-прежнему указывает на букву С.
Однако если под рукой нет компаса, ориентироваться можно и другими способами.
Природные ориентиры . Стороны горизонта определяют по звездам (Полярная звезда показывает направление на север). Днем можно определить стороны горизонта при помощи часов и Солнца: на часах надо выставить местное время, направить часовую стрелку на Солнце, разделить пополам угол между стрелкой и числом 12 на циферблате. Полученная линия укажет направление север - юг (до полудня юг будет справа от Солнца, после полудня - слева). Таким же образом определяются стороны горизонта по часам и полной Луне. Большинство из растений являются своеобразными « »: мхи и лишайники располагаются на северной стороне деревьев и камней, кора деревьев грубее и чернее с северной стороны. Муравейники стоят с южной стороны деревьев, а на хвойных деревьях смола обильнее накапливается с южной стороны, ветви отдельно стоящих деревьев длиннее также с южной стороны.
Социальные ориентиры . Алтари и часовни православных и лютеранских церквей обращены на восток, алтари католических церквей - на запад, буддийские пагоды обращены фасадами на юг.