Сопоставьте карту “Строение земной коры” и“Физическую карту мира”

Практическая работа № 3

Сопоставление тектонической и физической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры на примере отдельных территорий; объяснение выявленных закономерностей

Цели работы:

1. Установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры.

2. Проверить и оценить умение сопоставлять карты, объяснять выявленные закономерности.

Сравнив физическую и тектоническую карту атласа, опреде­лите, каким тектоническим структурам соответствуют указанные формы рельефа. Сделайте вывод о зависимости рельефа от строе­ния земной коры. Выявленную закономерность объясните.

Результаты работы оформите в виде таблицы. (Желательно дать работу по вариантам, включив в каждый на более 5 указан­ных в таблице форм рельефа.)

Формы рельефа

Преобладающие высоты

Тектонические структуры, залегающие в основании территории

Вывод о зависимости рельефа от строения земной коры

Восточно-Европей­ская равнина

Среднерусская возвышенность

Горы Хибины

Западно-Сибирская низменность

Алданское нагорье

Уральские горы

Верхоянский хребет

Хребет Черского

Сихотэ-Алинь

Срединный хребет

Определение и объяснение закономерностей размещения

магматических и осадочных полезных ископаемых по тектонической карте

Цели работы:

1. По тектонической карте определить закономер­ности размещения магматических и осадочных полезных ископае­мых.

2. Объяснить выявленные закономерности.

1. По карте атласа «Тектоника и минеральные ресурсы» опре­делите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.

2. Как обозначены на карте типы месторождений магматичес­ких и метаморфических? Осадочных?

3. Какие из них встречаются на платформах? Какие полезные ископаемые (магматические или осадочные) приурочены к осадоч­ному чехлу? Какие - к выступам кристаллического фундамента древних платформ на поверхность (щитам и массивам)?

4. Какие типы месторождений (магматические или осадочные) приурочены к складчатым областям?

5. Результаты проведенного анализа оформите в виде таблицы, сделайте вывод об установленной зависимости.

Тектоническая структура

Полезные ископаемые

Вывод об

установленной зависимости

Древние платформы:

осадочный чехол; выступы кристал­лического фундамента

Осадочные (нефть, газ, уголь...)

Магматические (...)

Молодые платформы (плиты)

Складчатые области

Практическая работа № 4

Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной солнечной радиации и их объяснение

Общее количество солнечной энергии, дости­гающее поверхности Земли, называется суммар­ной радиацией.

Часть солнечной радиации, которая нагрева­ет земную поверхность, называется поглощенной радиацией.

Она характеризуется радиационным балансом.

Цели работы:

1. Определить закономерности распределения сум­марной и поглощенной радиации, объяснить выявленные законо­мерности.

2. Учиться работать с различными климатическими картами.

Последовательность выполнения работы

1. Рассмотрите рис. 24 на с. 49 учебника. Как показаны вели­чины суммарной солнечной радиации на карге? В каких единицах она измеряется?

2. Каким способом показан радиационный баланс? В каких еди­ницах он измеряется?

3. Определите суммарную радиацию и радиационный баланс для пунктов, расположенных на разных широтах. Результаты ра­боты оформите в виде таблицы.

Пункты

Суммарная радиация,

Радиационный баланс,

Мурманск

С.-Петербург

Екатеринбург

Ставрополь

4. Сделайте вывод, какая закономерность просматривается в распределении суммарной и поглощенной радиации. Объясните полученные результаты.

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогнозов погоды

Сложные явления, происходящие в тропосфере, от­ражаются на специальных картах - синоптических, которые показывают состояние погоды на определен­ный час. Первые метеорологические элементы ученые обнаружили на картах мира Клавдия Птолемея. Си­ноптическая карта создавалась постепенно. А. Гум­больдт в 1817 г. построил первые изотермы. Первым синоптиком был английский гидрограф и метеоролог Р. Фицрой. Он с I860 г. давал прогнозы бурь и состав­лял карты погоды, которые очень ценили моряки.

Цели работы:

1. Научиться определять по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов. Научиться состав­лять элементарные прогнозы погоды.

2. Проверить и оценить знания основных факторов, влияющих на состояние нижнего слоя тропосферы - погоду.

Последовательность выполнения работы

1) Проведите анализ синоптической карты, фиксирующей со­стояние погоды на 11 января 1992 г. (рис. 88 на с. 180 учебника).

2) Сравните состояние погоды в Омске и Чите по предложен­ному плану. Сделайте вывод, какой ожидается прогноз погоды на ближайшее время в указанных пунктах.

План сравнения

Омск

Чита

1. Температура воздуха

2. Атмосферное давление (в гектопаскалях)

3. Облачность; если есть осадки, то какие

4. Какой атмосферный фронт оказывает влияние на состояние погоды

5. Какой ожидается прогноз на ближайшее время

Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков

Цели работы:

1. Изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины тако­го распределения.

2. Проверить умение работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

1) Рассмотрите рис. 27 на с. 57 учебника. Каким способом по­казано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиат­ской частях России? Где расположены территории с самыми высо­кими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших фак­торов оказывает наиболее существенное влияние на распределение январских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

2) Рассмотрите рис. 28 на с. 58 учебника. Каким способом по­казано распределение температур воздуха в июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких - самые высокие. Чему они равны?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение июльских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

3) Рассмотрите рис. 29 на с. 59 учебника. Каким способом по­казано количество выпадающих осадков? Где выпадает больше все­го осадков? Где - меньше всего?

Сделайте вывод, какие из климатообразующих факторов оказы­вают наиболее существенное влияние на распределение осадков по территории страны. Краткий вывод запишите в тетрадь.

Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов

Цели работы:

1. Сформировать знание о коэффициенте увлаж­нения как об одном из важнейших климатических показателей.

2. Научиться определять коэффициент увлажнения.

Последовательность выполнения работы

1) Изучив текст учебника «Коэффициент увлажнения», запиши­те определение понятия «коэффициент увлажнения» и формулу, по которой он определяется.

2) Пользуясь рис. 29 на с. 59 и рис. 31 на с. 61, определите ко­эффициент увлажнения для следующих городов: Астрахани, Но­рильска, Москвы, Мурманска, Екатеринбурга, Красноярска, Якут­ска, Петропавловска-Камчатского , Хабаровска, Владивостока (мож­но дать задания для двух вариантов).

3) Выполните расчеты и распределите города по группам в за­висимости от коэффициента увлажнения. Результаты работы офор­мите в виде схемы:

4) Сделайте вывод о роли соотношения тепла и влаги в форми­ровании природных процессов.

5) Можно ли утверждать, что восточная часть территории Став­ропольского края и средняя часть Западной Сибири, получающие одинаковое количество осадков, одинаково сухие?

Практическая работа № 5

Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности)

Почвы и грунты есть зеркало и вполне правдивое отражение, ре­зультат векового взаимодействия между водой, воздухом, землей, с одной стороны, растительности и животными организмами и возрас­том территории - с другой.

Цели работы:

1. Познакомиться с основными зональными ти­пами почв нашей страны. Определить условия их образования.

2. Проверить и оценить умение работать с различными источ­никами географической информации, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

1) На основе анализа текста учебника, с. 94-96, почвенной кар­ты и почвенных профилей (учебник, с. 100-101) определите усло­вия почвообразования для основных типов почв России.

2) Результаты работы оформите в виде таблицы (дать задания по 2 вариантам).

Типы почв

Географи­ческое положение

Условия почвооб­разования (соотно­шение тепла и влаги, характер раститель­ности)

Особен­ности почвенного профиля

Содер­жание гумуса

Плодо­родие

Тундро­вые

Подзо­листые

Дерново - подзо - листые

Серые лесные

Черноземы

Бурые полу­пустынь

Серо - бурые пустынь

«Строение организмов 5 класс» - Вирусы. У одноклеточных организмов тело состоит из одной клетки. Соединительные. Клетка. Многообразие живых организмов. Строение организмов. Эпителиальные. Растительные животные. К многоклеточным организмам относятся растения, животные, грибы. Т к а н и. Человека. ТКАНЬ – группа клеток, сходных по строению и выполняемым функциям.

«Геологическое строение России» - Геологический профиль. Уральские горы? Нижняя часть Верхняя часть ФУНДАМЕНТ ОСАДОЧНЫЙ ЧЕХОЛ. Название эры отражает относительное время. Урало-Монгольский Альпийско-Гималайский (Средиземноморский) Тихоокеанский. Когда появились первые пустыни? Какой период был самым коротким? Подвижные участки – складчатые области.

«Внутреннее строение Земли» - Средняя температура поверхности Земли – +12°C. Химический состав атмосферы. Карта поверхности Земли. Период вращения вокруг оси – звездные сутки – 23h56m4,099s. Средняя скорость движения по орбите – 29,8 км/с. Схема теплового баланса Земли. Период обращения по орбите составляет 365,256 земных суток или 1 год.

«Внутреннее строение птиц» - Гнездовые. Органы размножения и выделения. Кровеносная система. Клюв в жизни птицы. - Строят гнёзда. Промелькнет – не разглядишь, Так летает только... Нервная система. Типы и роль перьев птицы. Птицы – теплокровные животные с интенсивным обменом веществ и температурой тела 38–45 °C. Головной мозг достаточно большой, развиты большие полушария и мозжечок.

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.

Программы:

  • Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии.- Москва, Дрофа, 2008.
  • Авторская программа по географии. 6-9 классы /Под редакцией И.В Душиной. - М., Дрофа, 2006
  • учебник - Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А.. География материков и океанов. 7 класс, М.,Дрофа, 2012

    Тема " ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ "

    Тема урока " Рельеф Земли"

    Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой.

    Цель практической работы : научить учеников работать с новой тематической картой "Строение земной коры"

  • сопоставлять карты (физическую и тематическую).
  • Умение соотнести содержание тематической карты с физической для установления пространственных, причинно-следственных и временных связей.

  • объяснять географические закономерности
  • закрепить теоретические знания по данной теме:
  • земная кора бывает двух типов - континентальная и океаническая
  • континентальная земная кора имеет значительную (десятки километров) толщину, ее плотность увеличивается книзу. Кора состоит из осадочных пород (обычно наверху), ниже идут магматические и метаморфические породы различного состава.
  • теория тектоники плит пришла на смену гипотезы Вегенера
  • по теории литосферных плит, относительно друг друга (горизонтально и с определенной скоростью) движутся большие участки литосферы с континентальной корой, либо с океанической, либо включающие оба типа коры.
  • понятия: платформа, сейсмический пояс
  • получение новых теоретических знаний
  • взаимодействие внутренних и внешних сил – основная причина разнообразия рельефа Земли.
  • закономерности размещения крупных форм рельефа
  • изменение рельефа во времени и пространстве.
  • Планируемый результат выполнения работы семиклассниками: умение считывать с физической и тематической карты "Строение земной коры" информацию, умение с равнивать содержание двух карт, анализировать результаты сравнения, устанавливать пространственные, причинно-следственные и временные связи.

    Итоговая работа оформляется в виде таблицы с выводом о причинах разнообразия рельефа Земли, закономерностях размещения крупных форм рельефа и изменении рельефа во времени

    Учебные задания:

  • Учимся читать тематическую карту "Строение земной коры"
  • читаем название карты
  • масштаб
  • читаем легенду карты:
  • находим, называем, объясняем все условные обозначения в легенде и содержании карты
  • Определяем, какую информацию мы будем использовать с физической карты
  • форму рельефа
  • высоту
  • названия гор и равнин
  • Вспомните, из каких частей состоит большинство крупных плит, какими типами земной коры они образованы.
  • Сравните толщину континентальной и океанической земной коры
  • По карте "Строение земной коры" определите, где происходит схождение 2-х плит
  • с океанической корой
  • с континентальной корой
  • океанической с континентальной
  • расхождение плит
  • Какие процессы происходят при сближении плит. Расскажите о каждом варианте.

  • По карте "Строение земной коры" определите, где проходят современные границы литосферных плит. Сопоставьте границы литосферных плит с физической картой и назовите формы рельефа на границах плит на суше и в океанах
  • Приведите примеры горных систем, которые расположены в областях современных границ литосферных плит.
  • Назовите, используя карту "Строение земной коры", тектонические структуры в пределах литосферных плит
  • определите возраст фундамента платформ
  • Сравните возраст фундамента платформ и возраст древнейшей складчатости. Объясните различие во времени образования
  • Объясните, как внутренние силы влияют на разнообразия рельефа Земли
  • Установите причины разнообразия рельефа Земли.
  • Анализируя содержание карт "Строение земной коры" и физической, докажите, что рельеф Земли меняется во времени
  • Сделайте вывод о закономерностях размещения крупных форм рельефа
  • Составить схему: (возможно после заполнения таблицы)
  • литосферные плиты

    тектонические структуры

    платформы

    складчатые

    (подвижные) области

    устойчивые участки земной коры

    тектонически – активные участки земной коры

    Сопоставить содержание карты "Строение земной коры" и физической карты мира, заполнить таблицу и сформулировать вывод.

    Карта "Строение земной коры"

    Физическая карта мира

    платформа

    (начинаем заполнять с названия платформы)

    форма рельефа-равнины

    (слово "равнины" вписываем после заполнения таблицы)

    высота (абсолютная)

    складчатые

    (подвижные) области

    форма рельефа-горы

    (слово "горы" вписываем после заполнения таблицы)

    (начинаем заполнять с названия гор)

    высота

    (максимальная, м)

  • Вывод:

    о причинах разнообразия рельефа Земли, закономерностях размещения крупных форм рельефа и изменении во времени


    Малютина Светлана Николаевна
  • Создание людьми карт началось с незапамятных времен. Самые ранние, дошедшие до нас карты были созданы вавилонянами и египтянами более четырех тысяч лет назад. Их произвели на основании рассказов путешественников о тех местах, в которых они побывали. Чтобы получить изображение местности, можно пользоваться рисунком или фотографией, однако точное взаимное расположение объектов и их размеры относительно друг друга с соблюдением всех пропорций, можно узнать с помощью аэрофотосъемки или плана местности.

    (от лат. planum - плоскость) - чертеж, изображающий в условных знаках на плоскости (масштаб крупнее или 1: 10 000) небольшую часть земной поверхности. К элементам плана относят условные знаки, определение направлений, масштаб.

    Символы, которые обозначают на плане предметы местности. Для удобства рассмотрения и использования их обычно делают похожими на сами объекты. Направление на север по компасу обозначают стрелкой С-Ю, но если ее нет, то верхний край плана считается северным.

    (от нем. Mashtab) - отношение длины линии на чертеже, плане или карте к длине соответствующей линии на местности. Масштаб обозначается в виде дроби, числитель которой равен 1 (единице), а знаменатель - числу, показывающему степень уменьшения длин линий, например М 1: 80 000. Такой масштаб называется числовым и показывает, что уменьшение сделано в 80 тысяч раз. Если сравнить его с масштабом 1: 20 000, при котором уменьшение сделано в 20 тысяч раз, то получим, что во втором масштабе уменьшение сделано в меньшее количество раз, т.е. он является более крупным по сравнению с первым. На физических картах используется линейный масштаб (на горизонтальной линейке откладываются отрезки длиной 1 см, над делением указывают, что размер расстояния на местности соответствует определенному расстоянию на карте).

    Особенности рельефа местности на плане и карте отображают, указывая относительную и абсолютную высоты объекта. Относительная высота - разность высот двух точек земной поверхности.
    Абсолютная высота - расстояние в метрах по вертикали от заданной точки до уровня моря. В России абсолютная высота исчисляется от нуля футштока в Кронштадте (порт в Ленинградской области на о. Котлин, ). Она бывает положительной (местность лежит выше уровня океана) и отрицательной (местность расположена ниже уровня океана). Положительную абсолютную высоту имеет большая часть суши. Примеры отрицательной абсолютной высоты встречаются на суше реже: впадина Каттара, Африка (-133 м), Долина Смерти, Северная Америка (-85 м).

    Неровности земной поверхности, т.е. рельеф и воды на картах отображают двумя способами: с помощью [изогипсы (от греч. hypsos - высота)] - показывают линии с одинаковой абсолютной высотой и изобат (от греч. bathos - глубина) - показывают линии одинаковой глубины. Для определения абсолютных высот и глубин на физических картах помещают шкалу высот и глубин. Следует отметить, что при повышении высот от 0 м и более, цвет поверхности на физической карте меняет оттенок со светло-зеленого (равнины) до темно-коричневого (высокие горы). При увеличении глубины цвет поверхности также меняется с голубоватого (0 м) до темно-синего (глубочайшие впадины и желоба). Следовательно, высоту или глубину на физической карте определяют по оттенку цвета, находящемуся в спектре.

    Изображение земной поверхности, на котором показано размещение, состояние и взаимосвязь природы и общества, их изменение во времени, развитие и перемещения.

    По территориальному охвату различают и полушарий; материков, океанов и их частей; государств и их частей.

    В общегеографических картах выделяют математическую основу (проекция, масштаб, геодезическая основа) и непосредственно картографические изображения (гидрография, рельеф, растительность и почвы, населенные пункты, коммуникации, инфраструктура, политико-административное деление, экономика и культурные объекты).

    В тематических картах выделяют картографические изображения {географическая основа, т.е. гидрография, границы, населенные пункты, пути сообщения; тематическое содержание) и пояснительные условные знаки (условные знаки, текстовые пояснения, таблица). Математической основы в тематических картах нет.

    В социально-экономических картах показывают уровень развития экономики, количество, плотность и распределение населения по регионам, трудовые ресурсы и др.

    Самой подробной является географическая карта бывшего СССР, созданная учеными в 1987 г. в масштабе 1: 25 ООО, то есть в одном сантиметре 250 метров. Такой подробнейший «портрет» огромного

    региона создан впервые, подобного масштаба карты мировая практика не знает.

    • По назначению : справочные, учебные, туристские, сельскохозяйственные и др.
    • По масштабу : мелкомасштабные (мельче 1: 1 ООО ООО), среднемасштабные (от 1: 200 ООО до 1: 1 ООО ООО) и крупномасштабные (масштаб от 1: 200 000 и крупнее).
    • По объекту : материковые, морские, астрономические, планетарные.
    • По методу фиксации изображения : наземные, аэрокосмические, подводные.

    Отбор и обобщение изображаемых на карте объектов соответственно назначению, масштабу и особенностям картографируемой территории. Для изображения географических объектов на картах используют условные знаки: масштабные (площадные - леса, болота, озера; линейные - реки, дороги); внемасштабные (объекты, не учитываемые в масштабе карты); пояснительные (стрелки, рисунки деревьев).

    Основные элементы градусной сетки карты - полюса, экватор, меридианы и параллели.

    Географические полюса (северный и южный) - точки пересечения оси вращения Земли с земной поверхностью.

    Экватор (от лат. aequator - уравнитель) - линия пересечения поверхности Земли плоскостью, проходящей через центр Земли, перпендикулярно оси вращения. Экватор делит Земной шар на два полушария (Северное и Южное), служит началом отсчета географической широты. Длина - 40 076 км.

    Меридиан (от лат. meridianus - полуденный) - линия сечения поверхности Земного шара плоскостью, проведенной через какую-то точку Земной поверхности и ось вращения Земли. В современной системе за начальный меридиан принят Гринвичский.

    Параллели - линии, параллельные экватору, направлены с запада на восток. Их длина уменьшается от экватора к полюсам.

    Географические координаты - это географическая широта и долгота.

    Географическая широта - расстояние в градусах от экватора до какой-либо точки. Широты отсчитыва-ются по меридиану от экватора к северу (северная широта) и к югу (южная широта) от 0° до 90°.

    Географическая долгота - расстояние в градусах от начального меридиана до какой-либо точки. Долгота отсчитывается от начального меридиана на восток (восточная долгота) и запад (западная долгота) от 0° до 180°.

    Русская ранняя картография известна следующими четырьмя своими трудами:

    1. Большой чертеж Российского государства. Составлен в одном экземпляре в 1552 г. Источниками для него послужили «писцовые книги». До нас Большой чертеж не дошел, хотя возобновлялся в 1627 г. О реальности его писал географ петровского времени В. Н. Татищев.
    2. Книга Большого чертежа - текст к чертежу. Один из поздних списков книги издан Н. Новиковым в 1773 г.
    3. Чертеж Сибирской земли составлен в 1667 г. До нас дошел в копии. Чертеж сопровождает «Рукопись…».
    4. Чертежная книга Сибири составлена в 1701 г. по приказу Петра I в Тобольске С. У. Ремизовым с сыновьями. Это первый русский географический атлас из 23 карт с чертежами отдельных районов и населенных пунктов.

    Математические способы изображения на плоскости поверхности земного эллипсоида. Картографические проекции определяют зависимость между координатами точек на поверхности земного эллипсоида и на плоскости. Различают картографические проекции следующих типов:

    • По характеру искажений: равноугольные, равновеликие, произвольные;
    • По виду изображений параллелей и меридианов: цилиндрические, конические, азимутальные, поликонические, псевдоконические, псевдоцилиндрические, условные.

    Соответственно при изображении поверхности Земли на плоскости возникают четыре вида искажений, длины, площади, угла и формы.

    Основные отличия плана от карты:

    1. Масштаб плана намного крупнее, чем масштаб карты;
    2. На планах отсутствует градусная сетка, ориентация производится по стрелке север - юг;
    3. Планы составляют на небольшие участки местности;
    4. На плане не учитывается рельеф Земли, на карте - учитывается.

    Сферы применения планов и карт в жизни человека:

    • Путешествия, знакомство со странами и городами мира, особенностями рельефа, климата и т.д.;
    • Для ориентирования на местности, на воде (в морях и океанах), при навигации, в походах;
    • Использование карты как основы при проведении различных работ для нужд народного хозяйства, в военном деле;
    • Являются незаменимым средством научных исследований, особенно по отраслям географической науки.

    В последнее время в связи с широким освоением космоса стало возможным использование различных навигаторов для выяснения положения объектов в любой точке Земного шара. Спутники облетают всю нашу планету и передают на Землю данные о различных местах, а компьютеры наносят эту информацию на карты.

    Определение на местности наблюдателем своего местоположения относительно сторон горизонта, ориентиров и направления движения.
    Чтобы определить направление движения в нужное место, которое из-за дальности расстояния нет возможности увидеть, следует понять, куда следует идти. Это делается с помощью определения азимута (курса по компасу).

    (от араб, ассумут - путь, направление) - это угол, отсчитываемый по ходу часовой стрелки, измеренный в градусах по карте, между севером и той точкой, куда вы хотите попасть.

    Чтобы определить азимут, требуется проделать следующее:

    1. Найти на карте место, где вы находитесь, и поместить компас в это место. Повернуть диск компаса так, чтобы буква С, означающая север, оказалась на вертикальной лишш координатной сетки карты (на карте эта линия тянется с севера на юг).
    2. Теперь поворачивайтесь сами и поворачивайте карту до тех пор, пока стрелка компаса не совпадет с вертикальной линией, на которой находится буква С. Представьте линию, соединяющую точку, в которую вам надо попасть и центр компаса. То место, в котором эта линия пересечет диск компаса, укажет вам направление - азимут, по которому вы должны идти.
    3. Необходимо повернуть диск так, чтобы направление в точку, в которую вам нужно попасть, совпало со стрелкой на основании компаса. Теперь поворачивайтесь сами, пока стрелка компаса не совпадет с линией, на которой находится буква С (север). Двигаясь по маршруту, проверяйте время от времени, что стрелка компаса по-прежнему указывает на букву С.

    Однако если под рукой нет компаса, ориентироваться можно и другими способами.

    Природные ориентиры . Стороны горизонта определяют по звездам (Полярная звезда показывает направление на север). Днем можно определить стороны горизонта при помощи часов и Солнца: на часах надо выставить местное время, направить часовую стрелку на Солнце, разделить пополам угол между стрелкой и числом 12 на циферблате. Полученная линия укажет направление север - юг (до полудня юг будет справа от Солнца, после полудня - слева). Таким же образом определяются стороны горизонта по часам и полной Луне. Большинство из растений являются своеобразными « »: мхи и лишайники располагаются на северной стороне деревьев и камней, кора деревьев грубее и чернее с северной стороны. Муравейники стоят с южной стороны деревьев, а на хвойных деревьях смола обильнее накапливается с южной стороны, ветви отдельно стоящих деревьев длиннее также с южной стороны.

    Социальные ориентиры . Алтари и часовни православных и лютеранских церквей обращены на восток, алтари католических церквей - на запад, буддийские пагоды обращены фасадами на юг.

    Статьи по теме: