В библиотеке интересные игры для дошкольников. Сценарий литературной игры "чудесных сказок хоровод". Сценарий игры «Что? Где? Когда?»

Литературная игра для младших школьников

Литературно - интеллектуальная игра для младших школьников «В гостях у Севы Читайкина»

Кряжевских Елена Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 28 г. Йошкар-Олы»
Цель: Развитие любви и интереса к чтению книг.
Задачи: 1. Проверить, как прочитали за лето рекомендательный список книг.
2. Развивать таких качества, как умение рассуждать, делать выводы, оценивать поступки героев; развивать память, внимание.
3. Воспитывать внимание к слову, уважение к авторам книг, умение принимать решение, слушать друг друга, играть командой.
Оборудование: Проектор, экран, компьютер.
Возраст: Игра предназначена для учащихся 2 - 3 классов, будет интересна учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня.

Аннотация:
На лето каждый выпускник первого класса получает рекомендательный список книг для летнего чтения. Это делаю с целью ориентации в многообразии книг, формировании читательского интереса, возможности выбора любимой книги. С другой стороны – появляется обязанность в чтении книг, что важно для тех детей, для кого книга пока не стала другом. Как проверить насколько внимательно дети читали летом? Как сделать это ненавязчиво и интересно? Для этого и предназначена игра. Все задания составлены на основе книг из рекомендательного списка, который привожу в приложении.
Сева Читайкин – герой, который появляется иногда на уроках литературного чтения. Он остроумный, чтение книг – его любимое занятие. Часто он предлагает ученикам сложные, требующие размышлений, вопросы.
Интерактивная игра состоит из пяти категорий:
«Стихи»
«Сказки»
«О животных»
«О детях»
«Детские писатели»
В каждой категории 5 вопросов стоимостью 10, 20, 30, 40, 50 баллов.

Инструкция по применению:
Класс делится на несколько команд. Деление на команды можно провести по жеребьевке, по рядам, по желанию.

На слайде 2 изображено игровое поле. Играющие команды по очереди выбирает категорию и количество баллов. Переход на слайд с вопросом происходит по кнопке с баллами. При правильном ответе команде присуждается соответствующее вопросу количество баллов. Результаты фиксируются на доске.
Каждому вопросу соответствует красочный слайд. Правильные ответы появляются по щелчку. Возврат на игровое поле осуществляется по кнопке в правом нижнем углу.
Сыгравший номер при возврате на игровое поле пропадает.

Игровое поле включает две кнопки с баллами, которые открывают не вопрос, а физкультминутки. В категории "Животные" выбор 10 баллов открывает "Зарядку маленьких зверят" и в категории "Сказки" выбор 20 баллов открывает "Сказочную зарядку". Физкультминутки выполняют все команды, баллы начисляются той команде, которая сделала выбор.
Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов. Необходимо продумать награждение победителям, конфеты - всем участникам.
В конспекте привожу не все слайды, чтобы конспект не был слишком громоздким.

Категория 1. Стихи
10 баллов
Почему я встал у стенки?
У меня... дрожат коленки...
Чего же так боялся мальчик из стихотворения Сергея Михалкова?
Ответ: Мальчик боялся уколов.
20 баллов
Дама сдавала в багаж …
Кто автор этих строк? Что дама сдавала в багаж?
Ответ: Стихотворение С. Я. Маршака
Дама сдавала в багаж …
Диван, чемодан, саквояж,
Корзину, картину, картонку
И маленькую собачонку.

30 баллов

В 1935 году в журнале «Пионер» впервые была опубликована поэма С.Михалкова "Дядя Стёпа". Этот литературный герой был любим всеми детьми. Какой подвиг совершил дядя Степа?

Ответ: Жив, здоров и невредим
Мальчик Вася Бородин.
Дядя Степа в этот раз
Утопающего спас.
40 баллов
Угадай стихотворение и автора
“Мальчик мечтал, чтобы мама купила ему снегиря, ради этого стал послушным и вежливым, перестал обижать девочек, но когда снегирь был ему подарен, засомневался, стоит ли ему и дальше быть примерным мальчиком”.

Ответ: Стихотворение «Снегирь»
50 баллов

Появись лекарство это,
Я купил бы два пакета.
Нет, не два, а целых три.
Нужно, что ни говори.
Вспомните, о каком лекарстве идет речь в стихотворении «Чудесные таблетки»?
Ответ: Лекарство от лени.
Категория 2. Сказки
10 баллов
Героиня какой сказки говорила про себя: «из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена». Кто автор сказки?



Ответ: В. Даль «Девочка Снегурочка»
20 баллов


Сказочная зарядка
В тёмном лесу есть избушка. (шагаем)
Стоит задом наперёд, (поворот)
В той избушке есть старушка, (наклоны)
Бабушка Яга зовут. (поворот обратно)
Нос крючком, (показать нос)
Глаза большие, (показать глаза)
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят! (руки вверх)
30 баллов

Выражение «Остаться у разбитого корыта» стало крылатым выражением. Когда так говорят? Какое отношение имеет это выражение к А. С. Пушкину?
Ответ: Так говорят про человека, который все потерял, остался ни с чем, как старуха в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
40 баллов
Кому из героев Шарля Перро принадлежат эти вещи: сапоги, хрустальная туфелька, прялка и веретено, корзинка с пирожками, белые камешки?

Ответ: Сапоги – коту из сказки «Кот в сапогах», туфелька – Золушке из одноименной сказки, корзинка – Красной Шапочке, прялка – старушке из сказки «Спящая красавица», камешки – Мальчику-с-пальчику.
50 баллов
Многие литературные герои становятся любимыми для многих поколений читателей. Так произошло и с этим литературным героем. Ему поставлены памятники в Тобольске, Астрахани, Ишиме. Внимательно рассмотри памятники и отгадай героев.

Ответ: Это Конек – Горбунок и Иван.
Категория 3. О животных
10 баллов

Физкультминутка «Зарядка маленьких зверят»
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть,
Рыжим хвостиком вильнуть.
А волчата - спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну а Мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
То двумя, то всеми вместе
Долго топчется на месте.
20 баллов
Назовите автора сказки о маленьком храбром мышонке – путешественнике.


Ответ: Виталий Бианки «Мышонок Пик»
30 баллов
Угадай басню. Звучит отрывок из басни в исполнении актера Олега Табакова.
Ответ: Звучит отрывок басни «Кукушка и петух»
40 баллов
К героине какого рассказа В. М. Гаршина подходит пословица «Ум тянет человека вверх, а хвастовство – вниз» Объясните.

Ответ: Пословица подходит к лягушке из сказки В. Гаршина «Лягушка – путешественница». Сообразительность помогла лягушке подняться в небо, а хвастовство, желание прославиться чуть не погубило лягушку.
50 баллов


О ком из животных не говорится в рассказе Г. Скребицкого « Кот Иванович»?
Ответ: В рассказе не говорится о петухе.
Категория 4. О детях
10 баллов

Какое волшебное слово помогло Павлику выполнить желания в рассказе В. Осеевой?
Ответ: Пожалуйста.
20 баллов

В одной сказке четыре злых волшебника решили вернуть себе молодость. Все, что для этого нужно было сделать - найти юных лентяев и воспользоваться растраченным ими временем. Ведь тот, кто впустую тратит время, сам не замечает, как стареет. Кто автор этой поучительной сказки?
Ответ: Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».
30 баллов

Какое желание Жени из сказки В. Катаева «Цветик- семицветик» считаешь самым важным»?
Ответ: Самым важным было последнее желание о выздоровлении Вити.
40 баллов

Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка в рассказе К. Паустовского «Стальное колечко»?
Ответ: Если наденешь колечко на средний палец – получишь здоровье, на безымянный - большущая радость, на указательный - увидишь весь мир.
50 баллов
Из книг какого автора эти герои?

Ответ: На слайде представлены иллюстрации к рассказам Н. Носова «Огородники», «Ступеньки», «На горке», «Мишкина каша», «Телефон», «Фантазеры».
Категория 5. Детские писатели
10 баллов
Назовите фамилию Дениски – героя рассказов Виктора Драгунского.
Ответ: Кораблев.
20 баллов

Назови героев рассказов Любови Воронковой «Подружки идут в школу», «Командир звездочки», «Солнечный денек»
Ответ: Танюша, Аленка, Демушка.
30 баллов
Кто придумал этих замечательных героев?

Ответ: На слайде представлены герои Эдуарда Успенского: Крокодил Гена, Чебурашка, старуха Шапокляк, дядя Федор, пес Шарик, кот Матроскин, Хватайка, почтальон Печкин, корова Мурка, теленок Гаврюша.
40 баллов
Узнай рассказ В. Драгунского по иллюстрации.

Ответ: На слайде представлены иллюстрации к рассказам В. Драгунского «Сестра моя Ксения», «Он живой и светится», «Тайное всегда становится явным», «Куриный бульон», «Где это видано, где это слыхано…»
50 баллов
Этот литературный герой Эдуарда Успенского стал талисманом олимпийской сборной России с 2004 года.
Ответ: Чебурашка.

Цель : Формировать у учащихся устойчивый интерес и любовь к чтению и книге.

Задачи:

    Приобщать учащихся к устному народному творчеству.

    Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через активное участие в игровом процессе.

    Развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся.

    Развивать интуицию, эрудицию, смекалку и находчивость.

    Воспитывать взаимоуважение между учащимися.

    Формировать умение общаться и работать в коллективе.

Предлагаемый сценарий литературной игры носит познавательный и развивающий характер. В основе развития познавательного интереса – викторина в самых разнообразных ее видах.

Участие в игре позволяет учащимся вспомнить любимых сказочных героев, авторов сказок и сами произведения. Игра расширяет кругозор учащихся, способствует развитию мышления, навыков устной связной речи, обогащению словарного запаса, внимания, воображения детей, их коммуникативных способностей. Для игры отобраны не только хорошо знакомые учащимся сказки, но и те, которые им еще не известны, что дает возможность каждому участнику проявить свои индивидуальные творческие способности, смекалку, эрудицию.

Соревновательность, участие в команде делают игру увлекательной. В течение всей игры дети работают в группах и командах переменного состава, что помогает формировать у них умения и навыки общения и работы в коллективе, а также доброжелательное отношение друг к другу.

Помещение, в котором будет проходить игра, желательно оформить иллюстрациями к сказкам, выполненными детьми.

Интерес детей вызовет и выставка книг русских народных сказок и сказок русских писателей.

Ход игры

Звучит фонограмма песни “В мире много сказок”(муз. В.Шаинского, слова Ю.Энтина).

Сказка по лесу идет –
Сказку за руку ведет,
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка – умница и прелесть
С нами рядышком живет!
И за мной и за тобой
Сказки бегают гурьбой.
Обожаем сказки
Слаще ягоды любой.
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит.
Сказка – умница и прелесть!
Нам без сказки не прожить!
(Ю. Мориц.)

Ведущая:

Друзья! Сегодня к сказке в гости
Вам будет нелегко попасть:
Всем приготовлены загадки,
Их нужно будет отгадать.
Загадки эти не простые,
И, чтоб найти на них ответ,
Упорно надо потрудиться:
Всем вместе думать, не лениться
И сообща держать совет.
Смекалка, ловкость, ум и дружба
Помогут все вам одолеть.
Загадок верное решенье
Вас ободрит. Чур, не робеть!
У вас в руках конверт с заданьем.
Его раскройте поскорей
Да в путь-дорогу собирайтесь
И отправляйтесь побыстрей.
Пройти вам через испытанья
Давно пришла уже пора.
Присядьте дружно на дорогу
И в путь! Ни пуха, ни пера!
(Н.Денисова.)

Дети открывают конверт и читают задание: “Собраться через пять минут в Малом зале!”

Нам сказки дарят чудо,
А без чудес нельзя.
Они живут повсюду,
И нам они друзья.
Ю.Полухин “Чудо-сказки”.

Проводится дидактическая игра “Клубок сказок”.

Как-то книжку я листала,
Сказку сыну я читала.
Только в сказке той, друзья,
Я ничего не поняла.
Сказки спутались в клубок.
Не возьму никак я в толк:
Кто, откуда и куда?..
Идет кругом голова!
Клубок распутать помогите,
Сказки, дети, назовите!

“Сказка об Иванушке-дурачке”.

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил да был Иванушка-дурачок. Жил он с матерью-старушкой в землянке у самого синего моря ровно тридцать лет и три года. Прослышал как-то Иванушка, что тому, кто плачущую царевну рассмешит, царь-государь полцарства подарит. Долго не раздумывая, собрал он котомку, да в путь-дорогу отправился. Долго ли шел, коротко ли… Медное, серебряное, золотое царства прошел. По пути трем старикам три диковинки из отцовского наследства поделить помог: одному – шапку-невидимку, второму – ковер-самолет, третьему – сапоги-скороходы достались. Журавля из сети вызволил, за что сам волшебные дары получил: скатерть-самобранку, баранчика и суму.

Пришел он в город на царский двор, раскрыл суму и говорит: “А ну, двое из сумы, рассмешите царевну!” Двое из сумы выскочили, царевну рассмешили. То-то обрадовался царь-отец! Иванушку с царевной обвенчали. Стол большой скатертью-самобранкой накрыли, пир богатый справили. Баранчика в просторный теплый загон поставили, душистого сена дали. Был наш Иванушка дурачком – стал Иваном-царевичем. И доселе они с молодой царевной живут, поживают и добра наживают.

Сказка вся, больше сказывать нельзя.

(“Сказка о рыбаке и рыбке”, А.С.Пушкин;
“Царевна-Несмеяна”, русская народная сказка;
“Три царства – медное, серебряное и золотое”, русская народная сказка;
“Вещий сон”, русская народная сказка;
“Скатерть, баранчик и сума”, русская народная сказка.)

Ведущая: Удивительные сказки! А сколько чудес в них происходит! И главное чудо – поэтический язык сказок. Неспешный, певучий, пословицы и поговорки его украшают. Да и о самих сказочных пословицах и поговорках сложено их немало.

Давайте вспомним их!

Проводится дидактическая игра “Сложи пословицу!”

Дети делятся на группы по 3–5 человек. Каждой группе предлагается прочитать пословицы и поговорки о сказках, в которых перепутаны концовки.

Ребята должны правильно “сложить” начала и концовки всех пословиц и поговорок.

    Сказку слушай, / не бросай указки.
    Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.

    Не дочитав сказки, / в середке не перебивается.
    Не дочитав сказки, не бросай указки .

    Сказку слушать легко, / умом-разумом смекай да на ус мотай.
    Сказку слушать легко, да сказывать сказку тяжело.

    Сказка от начала начинается, до конца читается, / а к присказке прислушивайся.
    Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается .

    Кашу кушай, а сказку слушай: / да сказывать сказку тяжело.
    Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.

Ведущая: А не пора ли, друзья, и нам с вами подкрепиться?!

Проводится викторина “Яблоня сказок”.

На стенд крепится рисунок яблони с висящими на ней яблоками (вырезанными из картона).

Дети делятся на две команды. Каждая команда получает пустую корзинку.

Затем участники команд по очереди срывают яблоки с яблони и читают отрывки из сказок.

За каждый правильный ответ команда получает яблоко-муляж.

Побеждает команда, в корзине которой окажется больше яблок.

    “Ходил заяц с мешком по лесу, искал грибы-ягоды для своих зайчат, но, как назло,
    Ничего ему не попадалось: ни грибов, ни ягод.
    И вдруг посреди зеленой поляны увидел он дикую яблоню…”
    (“Мешок яблок”, В.Г.Сутеев.)

    “Пошла она дальше. Видит – стоит яблоня, а на ней полным-полно яблочек.
    Тряхнула девочка яблоню, яблоки так и посыпались градом. Стряхнула она все яблоки до последнего, сложила их горкой и пошла дальше”.
    (“Госпожа Метелица”, братья Гримм.)
    “Девочка все сделала, что коровушка ей завещала: голодала, мяса ее в рот не брала, косточки ее каждое утро в саду поливала, и выросла из них яблонька необыкновенной красоты: яблочки на ней висят наливные, листики шумят золотые, веточки гнутся серебряные…” (“Крошечка-Хаврошечка”, русская народная сказка.)

    “… Стоит яблоня.
    – Яблоня, матушка, спрячь меня!
    – Поешь моего лесного яблока.
    Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня заслонила ее ветвями, прикрыла листами”. (“Гуси-лебеди”, русская народная сказка.)

    “…она удалилась в потайную каморочку, в которую никто, кроме нее не входил, и
    там изготовила ядовитое-преядовитое яблоко. С виду яблоко было чудесное, наливное, с румяными бочками, так что каждый, взглянув на него, хотел его отведать, а только откуси кусочек – и умрешь.
    Когда яблоко было изготовлено, королева размалевала себе лицо, переоделась крестьянкою и пошла за семь гор...” (“Белоснежка и семь гномов”, братья Гримм.)

    “Засмеялись сестры, за бока ухватились:
    – Ай, да Маша, ай да дурочка!
    Да у нас яблок полный сад, любое бери, да на что тебе блюдечко? Утят кормить?”
    (“Серебряное блюдечко и наличное яблочко”, русская народная сказка.)

    Старушонка хлеб поймала;
    “Благодарствую, – сказала. –
    Бог тебя благослови;
    Вот тебе за то, лови!”
    И к царевне наливное,
    Молодое, золотое
    Прямо яблочко летит…
    (“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”, А.С.Пушкин.)

    “Слез Иван-царевич с коня, входит в сад и видит – стоит яблоня с серебряными
    листьями, золотыми яблоками, а под яблоней колодец. Иван-царевич сорвал три яблока, а больше не стал брать да зачерпнул из колодца живой воды кувшинец о двенадцати рылец”. (“Сказка о молодильных яблоках и живой воде”, русская народная сказка.)

Проводится дидактическая игра “Сказочный тест”.

Дети делятся на группы по 3–5 человек. Каждая группа получает тест.

Ведущая: Ребята, вам предстоит разгадать одну сказочную загадку.

Вы вспомните сказки русских писателей, о которых пойдет речь в Сказочном тесте.

Внимательно прочитайте все вопросы и варианты предлагаемых ответов, из которых надо выбрать только один. Каждому ответу соответствует определенная буква. Угадав все буквы, вы сможете составить слово, которое поможет вам узнать, что лежит в нашей сказочной малахитовой шкатулке.

Задание понятно? Тогда за работу!

    Шел лесом прохожий да обронил кузовок. Обронил и не хватился, и остался кузовок у дороги.
    Летела муха, увидала, думает: “Дай загляну, нет ли чего съестного”. А в крышке как раз такая дырка, что большой мухе пролезть. (“Лесные хоромы”, М.Л.Михайлов.)
    И звали эту муху …
    А – Муха-цокотуха,
    К – Муха-громотуха,
    Я – Муха-горюха.

    Мужик нашел дорогой камень и понес его к царю. Пришел во дворец и стал спрашивать у царских слуг: как бы царя увидеть.
    Один царский слуга пообещал доложить царю о находке мужика с уговором, что мужик отдаст ему половину того, что даст царь. (“Награда”, Л.Н.Толстой.)
    Царь взял камень, выслушал рассказ мужика, посмеялся и прогнал слугу, а мужику дал…
    О – тысячу рублей,
    Б – пятьдесят плетей,
    З – мешок пшеницы.

    Однажды в лесу утром, только что заря стала заниматься, петух закричал: “Ку-ку-ре-ку!” Услыхала петуха лиса; захотелось ей петушьим мясом полакомиться. Вот она подошла к дереву и стала петуха расхваливать и в гости на новоселье приглашать.
    – Хорошо, – говорит петух, – только мне одному идти никак нельзя: со мной товарищ.
    – Где же твой товарищ? – спрашивает она. – Я и его в гости позову.
    (“Петух да собака”, К.Д.Ушинский.)
    Кто был товарищем петуха?
    У – кот,
    Ж – баран,
    Л – собака.

    – Давай-де, мышка-норышка, совьем себе по гнездышку – я под стрехой, ты в подполье – и станем жить да быть да хозяйской подачкой питаться и будет у нас все вместе, все пополам.
    Мышка согласилась. Вот и зажили они вдвоем; живут год, живут другой, а на третий стал амбар ветшать, зерна в нем оставалось намале. Мышка-норышка это дело смекнула, раскинула умом и порешила, что коли ей одной забрать все зерно, то более достанется, чем пополам с… (“Про мышь зубастую да про воробья богатого”, В.И.Даль.)
    С кем не захотела делиться мышка-норышка?
    И – с хозяином,
    Ь – с воробьем,
    Ш – с летучей мышью.

    Пудик не верил маме; он еще не знал, что, если маме не верить, это плохо кончится.
    Он сидел на самом краю гнезда и во все горло распевал стихи собственного сочинения:
    Эх, бескрылый человек,
    У тебя две ножки,
    Хоть и очень ты велик,
    Едят тебя мошки!
    А я маленький совсем,
    Зато сам мошек ем. (“Воробьишко”, М.Горький.)
    Кем был Пудик?
    Ц – желторотым воробьем,
    Ю – вороненком,
    Н – маленьким стрижом.

    Вот и повел Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая, и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает.
    Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Даренка да кошка Муренка.
    Старик был мастер сказки сказывать. Даренка любила те сказки слушать, а кошка Муренка лежит да мурлычет: “Пр-равильно говорит. Пр-равильно”.
    Только после всякой сказки Даренка напомнит:
    – Дедо, про козла-то скажи. Какой он? (“Серебряное копытце”, П.П.Бажов.)
    О каком козлике просила рассказать Даренка?
    Р – о козленке из сказки “Волк и семеро козлят”,
    И – о козле из сказки “У тебя у самого свой ум”,
    О – о козлике Серебряное копытце.

Дети составляют слово КОЛЬЦО.

Проводится игра “Малахитовая шкатулка”.

Ведущая: “У Настасьи, Степановой-то вдовы, шкатулка малахитова осталась. Со всяким женским прибором. Кольца там, серьги и протча по женскому обряду. Сама Хозяйка Медной горы одарила Степана этой шкатулкой, как он еще жениться собирался”.

“Малахитовая шкатулка” П.П.Бажов

Ведущая предлагает детям отгадать по описанию,героям каких сказок принадлежат украшения из шкатулки.

    Золотой перстень

– принадлежал Зверю лесному, чуду морскому из сказки “Аленький цветочек” С.Т.Аксакова.
“… Золот перстень мой у тебя лежит, надень его на правый мизинец и очутишься в дому у батюшки родимого…”

Колечко заветное

– принадлежало Василисе Премудрой, царской дочери из русской народной сказки “Сивка-бурка”.
“Никто и охнуть не успел, как Иван на коне долетел до Василисы, поцеловал ее в уста алые, снял колечко заветное и ускакал. Только его и видели”.

Колечко чудодейное

– принадлежало царю подземельного царства из русской народной сказки “Волшебное кольцо”.
“… За мое спасение он будет тебя награждать; ты проси у него с мизинного перста колечко. То кольцо не простое, а чудодейное: если перекинуть его с руки на руку – тотчас двенадцать молодцов явятся, и что им ни будет приказано, все сделают”.

Перстень Царь-девицы

– принадлежал молодой царевне из сказки “Конек-горбунок” П.П.Ершова.
Говорит ему царевна:
“Если хочешь взять меня,
То доставь ты мне в три дня
Перстень мой из окияна”.

Заветное кольцо

– принадлежало вещему финну из поэмы “Руслан и Людмила” А.С.Пушкина.
… Возьми заветное кольцо,
Коснися им чела Людмилы,
И тайных чар исчезнут силы,
Врагов смутит твое лицо,
Настанет мир, погибнет злоба.

Колечко на память

– принадлежало Апрелю-месяцу из драматической сказки “Двенадцать месяцев” С.Я.Маршака.
“… А чтобы и в самом деле не забыла, вот тебе колечко на память.
смотри на него да вспоминай меня. Если случится беда, брось его на
землю, в воду или в снежный сугроб и скажи:
Ты катись, катись, колечко,
На весеннее крылечко,
В летние сени,
В теремок осенний
Да по зимнему ковру
К новогоднему костру!
Мы и придем к тебе на выручку – все двенадцать придем, как один –
с грозой, с метелью, с весенней капелью!..”

Ведущая: Молодцы! Вы разгадали все сказочные загадки, ответили на вопросы всех викторин. И делали вы это все вместе, сообща, помогая друг другу, как Братья Месяцы.

Мы завершаем нашу игру замечательными стихами Ю.Энтина.

Чтецы:

В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди,
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло!

Звучит спокойная музыка.

Литература

    “Русские народные сказки” “Сказки русских писателей” Москва:, “Правда”, 1987.

    http://folklor.igraemsdetmy.ru/?p=557

Игра для старшеклассников «Твой шанс» (1 вариант)

Оформление зала.

На украшенной сцене полукругом шесть небольших столов с заранее заготовленными листами бумаги, карандашами и карточками с изображениями цифр от 1 до 7.

На сцене экран, при отсутствии возможности работать с компьютером, экран и планшет с плакатами, которые легко передвигаются, сменяя друг друга. На плакатах (или компьютерная графика) надписи из 7 слов и цифр по порядку:

  1. Плакат: 1. Ноябрь 2. Май 3.Апрель 4. Октябрь 5. Июнь 6. Март 7.Сентябрь
  2. Плакат: 1. Китоглав 2. Кетсал 3. Гуахаро 4. Овсянка 5. Баклан 6. Ибис 7. Иволга
  3. Плакат: 1. Мечников 2. Румянцев 3. Брюллов 4. Павлов 5. Репин6. Третьяков 7. Стасов
  4. Плакат: 1. Цицерон 2. Гиппократ 3. Лукреций 4. Декарт 5. Фурье 6. Франклин 7. Гомер
  5. Плакат: 1. Ампир, 2. Палеография, 3. Этология, 4. Витраж, 5. Мимикрия.

Ведущий
Игра будет проходить в 3 тура.

1 тур - отборочный

По итогам отборочного тура отбираются 6 человек, получивших большее количество жетонов, при одинаковом количестве жетонов задается дополнительный вопрос, кто вперед и правильно отвечает, получает право дальнейшего участия в игре.

Ведущий : Итак, у нас определились победители первого тура. Давайте с ними познакомимся.

Участники игры представляются, занимают игровые места за столами.

Ведущий : Теперь прослушайте условия 2 тура игры. На сцене, на экране, вы видите 7 слов. Я задаю вопрос, а вы поднимаете карточку с цифрой, под которой, вы считаете, написан правильный ответ. Карточки поднимаете вместе по звуковому сигналу.

Каждый правильный ответ оценивается в 10 баллов. Подсчет баллов ведут мои помощники.

Первый цикл вопросов называется «Времена года» .

Звучит отрывок из «Времен года» Чайковского «Октябрь». На фоне музыки.

«Времена года» именно так названо знаменитое произведение замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского, которое он писал в течении года, посвящая каждую часть определенному месяцу.

Название какого месяца носит данный отрывок?

На экран проецируется картина Левитана «Март».

Вы видите картину известного русского художника Левитана, которая носит название месяца. Как называется эта картина?

Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

Название одного из месяцев произошло от имени греческой богини - покровительницы женщин и домашнего очага. Как называется этот месяц? /Месяц май, богиня Майя/

Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов. Смена плаката с ответами.

Второй цикл вопросов мы связали с началом осени и назвали «Осенний перелет птиц» .

Всем известны охоты с использованием хищных птиц, а вот в Китае с давних пор ловят рыбу с помощью птиц. Для этого на горло птицы одевается кольцо с веревкой, которую держит рыбак. Поймав рыбу, птица не может ее проглотить, мешает кольцо, и добычу забирает хозяин. Как называется птица? /Баклан/

Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов. На экране проецируется изображение иволги.

Это удивительно красивая птица наших лесов, которую называют жар-птица за удивительно красивое оперение, прилетает весной самой последней, т.к. нужна густая листва, чтобы ей спрятаться от хищников. Как называется птица? /Иволга/

Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов. Проецируется герб Гватемалы.

Изображение какой птицы украшает государственный герб, знамя и денежные знаки Гватемалы и служит символом свободы и независимости? /Кетсал или кетцаль/

Третий цикл вопросов мы назвали «Портреты замечательных людей» .

На экране проецируется портрет И.П.Павлова.

Вы видите портрет русского физиолога, создателя материалистического учения о высшей нервной деятельности и современного представления о процессе пищеварения. Кто этот ученый?

Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

На экране проецируется портрет К.П.Брюллова.

Вы видите портрет русского живописца, одной из самых его известных картин является «Последний день Помпеи». Кто этот художник?

Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

На экран проецируется портрет П.М.Третьякова.

Вы видите портрет купца, коллекционера, оказавшего большую поддержку художникам передвижникам. Кто этот купец?

Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

Смена плаката с ответами.

Последний цикл вопросов мы назвали «Цитаты замечательных людей» .

Кому принадлежат слова: «Жизнь - коротка, искусство - долговечно»? /Гиппократ/

Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

Кому принадлежат слова, ставшие своеобразным символом эпохи: «Время - деньги»? /Франклин (в работе «Советы молодому купцу»)/

Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

Кто утверждал «Бумага не краснеет, бумага все терпит». /Цицерон в «Письмах к друзьям»/.

Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

Смена плаката.

Третий тур нашей игры, мы назвали «Полиглот» , и выиграть его может тот, кто имеет больший словарный запас. На планшете вы видите следующие слова: «Ампир», «Палеография», «Этология», «Витраж», «Мимикрия». Вам будет дано три объяснения этим словам, вам необходимо поднять карточку с номером правильного объяснения слова, т.е. у вас будут задействованы карточки только с номерами: 1, 2, 3.

Ампир - это:
1. Стиль в архитектуре и декоративном искусстве первой трети 19 века.
2. Особая техника живописи.
3. Одно из направлений в классицизме, литературе и искусстве 18 века.

/1/

Палеография - это:
1. Наука, изучающая строение каменных пород.
2. Историческая дисциплина, изучающая историю древнего мира.
3. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю письма.
Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.
/3/

Этология - это:
1. Наука о поведении животных.
2. Наука, изучающая жизнь насекомых
3. Наука, изучающая океан.
Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.
/1/

Витраж - это:
1. Декоративно украшенный лестничный пролет.
2. Сюжетная композиция из цветных стекол или другого материала, пропускающая свет.
3. Декоративная или орнаментальная композиция, расписанная на витринах.
Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.
/2/

Мимикрия - это:
1. Способность животных выделять запах, отпугивающий врагов.
2. Способность у ящериц, в минуту опасности «отбрасывать» хвост.
3. Способность животных окраской, формой тела подражать окружающим предметам.
/3/
Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

Подведение итогов игры, награждение шестерки игроков.

Игра для старшеклассников «Твой шанс» (2 вариант)

Оформление зала (см. 1 вариант)

1. Плакат: 1. Овчарка 2. Бульдог 3. Пудель 4. Колли 5. Сенбернар 6. Дог 7. Ирландский волкодав
2. Плакат: 1. Пахмутова 2. Бах 3. Вагнер 4. Добронравов 5. Бетховен 6. Шаинский 7. Моцарт
3. Плакат: 1. Такса 2. Эрдельтерьер 3. Мопс 4. Дворняжка 5. Водолаз 6. Сеттер-гордон 7. Доберман
4. Плакат: 1. Грез 2. Васнецов 3. Буше 4. Брюллов 5. Моне 6. Иванов 7. Перов
5. Плакат: 1. Депонирование 2. Дипонирование 3. Депонированние
6. Плакат: 1.Апеллция 2. Опеляция 3. Апелляция
7. Плакат: 1. Революционизирование 2. Революционнизирование 3. Революционизированние

Ведущий : Дорогие ребята! Начинаем игру «Твой шанс». Почему «Твой шанс?» Каждый из присутствующих в зале имеет шанс проверить свою эрудицию, выйти на эту сцену, показать свои знания и получить приз.

Игра будет проходить в 3 тура.

1 тур - отборочный . Условия: я задаю вопрос, вы, подняв руку, даете ответ. Учитывается только ответ плюс поднятая рука. За правильные ответы мои помощники в зале выдают жетоны. По окончании тура выбираются шесть человек победителей, которые продолжат игру на сцене, причем имея запас очков. Каждый жетон - 10 очков.

Об условиях 2 и 3 тура я скажу позже, а пока приготовьтесь отвечать на вопросы.

Вопросы отборочного тура (из первой части).

Выбор шестерки победителей для продолжения игры.

Ведущий : Теперь прослушайте условия 2 тура игры . На сцене, на экране, вы видите 7 слов. На столах на карточках у вас перечислены цифры от 1 до 7. Я задаю вопрос, вы, после звукового сигнала, поднимаете карточку с номером под которым, по вашему мнению, стоит правильный ответ. Либо не поднимаете, если правильного ответа нет. Поднимать карточку строго по звуковому сигналу. Каждый правильный ответ дает вам плюс 20 баллов к набранной сумме очков. Подсчет баллов ведет счетная комиссия.

По восточному календарю 2006 год - год собаки. Все вопросы 2-го тура, так или иначе будут посвящены этому животному, верному другу и помощнику человека. С незапамятных времен собака помогала человеку в труде, охраняла его жилище от врагов и диких зверей. Она охраняет стада овец и коров, разыскивает преступников, обнаруживает наркотики, помогает охотникам выслеживать и отстреливать дичь, стережет государственную границу, водит по улицам потерявших зрение людей - всего не перечислишь.

Первый цикл вопросов мы назвали: «Собаки-герои» .

1. Собака по кличке Усач вместе с полком наполеоновской армии участвовала во многих сражениях и была награждена боевым французским орденом за спасение полкового знамени в битве при Аустерлице. Какой породы была собака?
Пудель /3/
Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

2. В Англии в графстве Вельш, есть памятник псу по кличке Гелерт, любимому псу принца Уэльского Левелина. Однажды, вернувшись с охоты, вельможа обнаружил пса с мордой, покрытой свежей кровью. Недолго думая, принц, решив, что собака загрызла его маленького сына, оставшегося без присмотра в гневе вонзил в животное меч. Собака погибла, а мальчишку нашли живым и невредимым, он забавлялся с тушей матерого волка, которого загрыз верный Гелерт, защищая человеческое дитя. Какой породы была собака?
Ирландский волкодав /7/
Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

3. В Швейцарии есть памятник собаке по кличке Барри, он был помощником монахов, которые спасали людей, застигнутых непогодой в скалистых Альпах. За 12 лет службы Барри спас более 40 людей. Существует легенда о том, будто бы Барри был убит сорок первым спасенным им человеком. Откопанный из-под снега и согретый собакой путник, открыв глаза, испугался огромного, стоящего над ним зверя и выстрелом в упор убил пса, возможно такой случай и имел место, но по отношению к Барри это только легенда. Какой породы был Барри?
Сенбернар, порода названа по названию перевала и монастыря Большой Сен-Бернар /5/
Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

Второй цикл вопросов мы назвали: «Собаки и музыка» . Ни для кого не секрет, что собаки имеют слух, гораздо тоньше, чем у человека. Как и многие другие животные собаки отличаются музыкальностью. Внимание вопрос:
1. О пуделе известного немецкого композитора говорили, будто этой собаке свойственна особая музыкальность. Случалось, что на репетициях на которые композитор брал своего пуделя, пес начинал громко лаять, если возникала дисгармония в звучании инструментом. А о дворняжке по имени Пепс утверждают, будто эта собака была единственным существом, которому композитор позволял критиковать свои произведения, называя беспородного пса в письмах не иначе как «музыкальным помощником» Как фамилия композитора?
Вагнер /3/
Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

2. Звучит «Собачий вальс». Вы слышите хорошо известное музыкальное произведение, которое играют даже те, кто не знаком с музыкальной грамотой. И название у него вполне по теме: «Собачий вальс». Кто автор этого произведения?
Автор неизвестен
Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

3. Звучит песня Шаинского «Пропала собака». Не мало своих произведений посвятили композиторы-песенники, произведение какого композитора вы сейчас слышит Шаинского /6/
Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

Третье задание второго тура мы назвали «Собаки-герои литературных произведений» .

1. Вспомните стихотворение Есенина «Собака Качалова». «Дай, Джим, на счастье лапу мне…» Какой породы был Джим?
Эрдельтерьер /2/
Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

2. Какой породы был Бим в повести Троепольского «Белый Бим - Черное ухо»?
Шотландский сеттер или сеттер-гордон /6/
Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

3. Какой породы была Каштанка в одноименном рассказе А.П.Чехова?
Дворняжка, по тексту: помесь таксы с дворнягой /4/
Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

Переходим к последней группе вопросов «Собаки в живописи» . Мы поговорили о собаках и творчестве композиторов и писателей, но собак писали и художники. Собаки были верными друзьями многих выдающихся и не очень выдающихся людей, с которых писали картины знаменитые художники, рядом с хозяином на полотнах вырисовывали и их друзей- собак, особенно это часто было при изображении детей.

На экран проецируется картина «Мальчик с игрушками».

1. Вы видите известную картину «Мальчик с игрушками», на которой изображен русский литературный критик Владимир Дмитриевич Философ в детские годы. Кто автор картины?
Неизвестный художник круга Венецианова.
Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.
Проецируется картина «Паралитик, или Плоды хорошего воспитания».

2. Собаки изображались и в семейных портретах, на картине «Паралитик, или плоды хорошего воспитания», вы видите больного человека, окруженного любящей семьей, и в том числе рядом собака. Кто автор картины?
Ж.Б.Грез /1/
Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

Проецируется картина «Пейзаж в окрестностях Бове»

3. Собаки изображались и на пейзажах. Вы видите картину «Пейзаж в окрестностях Бове». Кто автор картины?
Ф.Буше /3/
Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

Второй тур завешен, переходим к третьему туру . Его мы назвали: «Игра словами». Для ответа на вопросы вам понадобятся карточки с номерами от 1 до 3. Условие выполнения заданий те же, что и в предыдущем туре: вы поднимаете карточку с номером правильного на ваш взгляд ответом. За правильный ответ получаете 20 баллов. Выполнение задний потребует знаний правописания в русском языке. На экране сейчас появится три варианта написания слова, но только один, естественно, правильный. Вам необходимо поднять карточку с номером правильного написания слова.

1. На экране проецируются варианты написания слова Депонирование. 1. Депонирование 2. Дипонирование 3. Депонированние Правильный вариант ответа /1/

Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

2. На экране проецируются варианты написания слова Апелляция. 1.Апеллция 2. Опеляция 3. Апелляция Правильный вариант ответа / 3/.

Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

3. На экране проецируются варианты написания слова Революционизирование. 1. Революционизирование 2. Революционнизирование 3. Революционизированние Правильный вариант ответа /1/

Музыкальный сигнал, Участники поднимают карточки, называется правильный ответ, помощники ведут подсчет баллов.

Мы закончили третий тур, а с ним подошла к концу наша игра. Пока подсчитываются баллы, предоставим слово нашим финалистам.

Вам предоставляется возможность поприветствовать друзей, поздравить с новым учебным годом присутствующим, передать привет педагогам, одним словом, вы можете выговориться.

Подводятся итоги, награждаются победители.

Интеллектуальный турнир книголюбов

Отборочный тур (вопросы из первой части)

Вопросы первого тура.

Для первой команды:
1. Ваша любимая книга детства?
2. Как зовут вашего любимого литературного героя, из какой он книги?
3. Какую книгу вы сейчас читаете?
4. Что вам ближе классика, или книги современных авторов?
5. В каких библиотеках вы читаете?
6. Любимая газета вашей семьи?

Для второй команды:
1. Ваш любимый сказочник?
2. Помните ли вы первую книгу, которую прочитали, сколько вам было лет?
3. Успеваете ли вы читать каждый день?
4. Если бы вы были художником, какую бы книгу вам хотелось иллюстрировать?
5. Назовите свой любимый журнал?
6. Какую бы книгу вам хотелось перечесть?

Второй тур
Второй тур нашей игры будет посвящен литературе.

Я думаю все вы понемногу читаете, и следующие вопросы не вызовут у вас затруднение.

Отвечает любая команда, кто быстрее догадается и ответит правильно - получает жетон.

  1. К нам на игру пришла телеграмма: «Прибыть к вам не могу, от меня сбежали брюки». Кто ее прислал? / Главный герой сказки К.Чуковского «Мойдодыр»
  2. Ходили они ходили друг к другу в гости, а угоститься в гостях никак не могли. В какой сказке это происходит? / «Лиса и журавль»
  3. Назовите профессию и хобби Шерлока Холмса. / Профессия - химик, хобби - игра на скрипке
  4. Элли внимательно посмотрела на Тотошку и увидела, что у него две правые лапы, две левые лапы, две передние лапы, две задние лапы. Сколько лап у Тотошки насчитала Элли? / 4 лапы
  5. Как звали человека, который хотел создать каменный цветок? / Данила-мастер
  6. Этот литературный герой большую часть жизни провел под водой. Об этом нам поведал Жюль Верн. Скажите название корабля и имя его владельца. / «Наутилус» Капитан Немо
  7. Каких животных Фея превратила в лошадей для Золушки? / Крыс
  8. Какая детская повесть В.Катаева озаглавлена первой строкой известного стихотворения М.Лермонтова? / «Белеет парус одинокий»
  9. Какая собака стала жертвой помещичьего произвола? / Му-му

А теперь усложним задачу и поиграем в объяснялки. Я загадываю литературное произведение и пытаюсь своими словами объяснить: о чем там идет речь, вы же попробуйте ответить на поставленный вопрос к этому произведению. За правильный ответ - жетон

  1. Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков, но этот тип трижды уходил от них. А четвертый преследователь, прикинувшись глухим, поймал… Кого? / Колобка
  2. Сообразительное животное выводит в люди своего хозяина простака. Какую обувь предпочитал носить этот зверь? / Сапоги
  3. Муж обожает свою жену, но из тщеславия сжигает ее скромный наряд. Жену похищает неизвестный. Кто он? / Кощей бессмертный
  4. Найдя клад, дама покупает новый бытовой прибор и приглашает множество гостей. Однако в сложной ситуации неблагодарные гости не захотели помочь хозяйке. Кто ее выручил? / Комар
  5. Некая бедная домохозяйка достигла высокого положения и богатства, однако, зазнавшись, оскорбила своего спонсора и вновь обеднела. Какова профессия супруга этой женщины? / Рыбак

Третий тур
Следующий тур нашей игры посвящен непосредственно книге. И вновь играем в объяснялки. Я загадываю слово, непосредственно связанное с темой «книга», с помощью моих подсказок, постарайтесь догадаться, что это за слово. Если вы догадаетесь с первой попытки, то получаете жетон достоинством - 10 баллов, со второй - 5 баллов, с третьей - 2, с четвертой - 1.

Первое слово.
1. В Европе ее изготовили в 10 веке.
2. Китайцы свой секрет в изготовлении данного материала хранили десять веков.
3. Нет в современном мире такого дела, такой профессии, нет такого человека, который мог бы обойтись без нее.
4. Она очень разнообразная: толстая и тонкая, белая, цветная, документальная, литографическая, мелованная, картографическая.
/бумага/

Второе слово.
Долгие века каждый народ оттачивал и совершенствовал эту книгу, выращивал ее как цветок, стараясь добиться совершенства.
1. На Руси среди самых древних рукописных книг были и эти книги.
2. Иван Федоров в городе Львове в 1574г. выпустил эту первую печатную книгу.
3. После войны с Наполеоном была выпущена книга, которая называлась «Подарок детям в память 1812г» Вместо обычных картинок там были карикатуры на Наполеона, и первые уроки чтения малыш получал вместе с великим уроком победы.
/Букварь/

Третье слово.
1. Русские люди ее ценили и глубоко чтили. В имущественных описях, например, она занимала второе место после икон. Прекрасно понимал ее значение в жизни Руси Ярослав Мудрый.
2. Они издавна были окружены ореолом таинственности, что породило множество всевозможных легенд о подземельях, где спрятаны неслыханные сокровища Ивана Грозного.
3. Повелением Петра Первого в 1714г ее соорудили в Летнем дворце. В 1738 г. газета по ее поводу писала: «Впредь будет отперта и всякому вход в оную свободен во вторник и пятницу».
4. Год 1795 знаменателен для России как год просвещения россиян и открытие первой государственной общедоступной…
/библиотеки/

Четвертое слово.
1. Так называется прижизненное издание писателя - классика.
2. Сохранившийся экземпляр всеми забытого или рассеянного по миру сборника стихов.
3. Книга с автографом, дарственной надписью.
4. Огромный старинный том, переплетенный в тисненную кожу с золотом. С латинского переводится как древняя книга.
/антикварная книга/

Четвертый тур
Развитие книжного дела занимается наука книговедение, и как в каждой науке, у нее много различной терминологии.

С некоторыми словами мы знакомы, т.к. являемся читателями книг, другие известны только специалистам. Следующий тур нашей игры достаточно сложен.

Мы назвали его «В лабиринте книжных слов». Каждая команда получает 12 карточек. Шесть из них содержат термин, относящийся к книжному делу, шесть - пояснения к данным словам. За минуту необходимо соединить эти карточки (см. приложение) .

Затем прочесть объяснения ко всем терминам. Каждая пара правильно подобранных карточек - 1 балл.

Карточки для первой команды:
1. Человек, собирающий книги - БИБЛИОМАН
2. Исправление страниц с обнаруженными ошибками или дефектами печати - ВЫДИРКА
3. Книжный знак владельца книги - ЭКСЛИБРИС
4. Подлинная подпись автора - АВТОГРАФ
5. Книжная закладка - ЛЯССЕ
6. Лист из которого мы узнаем имя автора, заглавие, время и место выпуска книги - ТИТУЛ

Карточки для второй команды:
1. Собиратель редких книг - БИБЛИОФИЛ
2. Похититель книг - БИБЛИОКЛЕПТ
3. Рисунок или портрет рядом с титульным листом, на левой стороне - ФРОНТИСПИС
4. Наглядное изображение текста в книге - ИЛЛЮСТРАЦИЯ
5. Древняя рукописная книга - МАНУСКРИПТ
6. Книга большого размера - ФОЛИАНТ

Вторая часть конкурса «Лабиринт» заключается в том, что вам будет предложено самим вспомнить термин, после прочтения определения. Для каждой команды это три достаточно известных слова, каждый правильный ответ - 1 балл.

Для первой команды:
1. Название древней формы книги, свернутой в трубку и написанной на папирусе. /Свиток/
2. Название многоцветных иллюстраций, заставок в древнерусских рукописных книгах, также называются и художественные произведения небольших размеров /Миниатюра/
3. Книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующаяся повышенным спросом /Бестселлер/

Для второй команды:
1. Серия рисунков с кратким текстом. Такая литература впервые появилась в США /Комикс/
2. Название формы книг у древних римлян, состоящих из скрепленных дощечек или папирусных листов. Современная книга сохраняет эту форму в виде книжного блока, а в области права этот термин означает свод законов /Кодекс/
3. Название книги, бывшей в пользовании, и вновь поступившей в продажу /Букинистическая/

Викторина «Виват, библиотека!»

Оформление зала аналогично игре для старшеклассников «Твой шанс»

  1. 1. Библиотека 2. Культура 3. Книгохранилище 4. Абонемент 5. Каталог 6. Стеллаж 7. Книга
  2. 1.Пушкин 2. Крылов 3. Тютчев 4. Петрарка 5. Горький 6. Боккаччо7. Тургенев
  3. 1. Глинка 2. Васнецов 3. Мусоргский 4. Врубель 5. Серов 6.Чайковский 7. Тропинин

Добрый день ребята, поздравляю вас с Днем знаний!

Скоро нам вместе рука об руку будем идти по дорогам знаний, потому что именно в библиотеке полученная информация, позволяет блеснуть знаниями на уроке.

Сегодня я предлагаю поучаствовать в викторине, посвященной библиотеке и всему, что с ней связано: книга, литература, искусство. А участников викторины определит отборочный тур.

Вопросы к отборочному туру в 1 части.

Первый тур
Итак, у нас есть шесть участников викторины. Подойдите к столам, на них вы видите таблички с номерами, на плакатах правильные ответы на вопросы, которые я буду задавать.

Ваша задача по звуковому сигналу поднять табличку с номером правильного ответа. Хранитель времени, дающий звуковой сигнал, будет подсчитывать ваши баллы.

Плакат 1.
1) Как сегодня называется учреждение, которое наши предки именовали «Коллекция дощечек», «Собрание кодексов», «Сокровищницей мудрости», «Приютом мысли», «Аптекой для души»?
Звуковой сигнал
Библиотека / 1 /
Подсчет баллов

2) Как называется перечень произведений печати, составленный определенным образом с целью раскрытия библиотечного фонд
Звуковой сигнал
Каталог /5/
Подсчет баллов

3) Как буквально переводится слово библиотека?
Звуковой сигнал
Книгохранилище / 3 /
Подсчет баллов

4) Это слово с латинского языка переводится как возделывание, обработка, первоначально оно связывалось с сельским хозяйством, а сейчас этим словом обозначают все достижения человечества, в том числе в области литературы и книгопечатанья.
Звуковой сигнал
Культура / 2 /
Подсчет баллов

5) В переводе с французского - это предварительно оплаченное право пользоваться определенными услугами. В библиотеке он дает право читателям взять книги домой на определенный срок
Звуковой сигнал
Абонемент / 4 /
Подсчет баллов

1) Этот человек был не только известным поэтом, но и знаменитым книголюбом. Он передал в дар Венеции свои книги, которым не было цены. Его книжное собрание послужило началом основания первой публичной библиотеки в Италии. Она существует и сейчас. Назовите этого поэта.
Звуковой сигнал
Петрарка / 4 /
Подсчет баллов

2) Какой известный российский поэт обратил свой последний взор перед смертью к книгам, сказав им: «Прощайте, друзья!»
Звуковой сигнал
Пушкин / 1 /
Подсчет баллов

3) Какой известны русский писатель работал библиотекарем?
Звуковой сигнал
Крылов / 2 /
Подсчет баллов

4) Какой великий русский писатель на вопрос об образовании мог лишь ответить «низшее». Энциклопедические знания он приобрел благодаря книгам, всю жизнь собирал и учился у них.
Звуковой сигнал
Горький / 5 /
Подсчет баллов

5) На средства какого известного русского писателя была основана первая библиотека в Париже, носящая и поныне его имя?
Звуковой сигнал
Тургенев / 7 /
Подсчет баллов

Плакат 3.
1) Кто из русских живописцев создал выразительные рисунки к Драме Пушкина «Моцарт и Сальери», на тему пушкинского «Пророка» им написано две картины - «Пророк» и «Шестикрылый Серафим». Театральная интерпретация пушкинской сказки приводит художника к созданию картины «Царевна Лебедь» и полотна «Тридцать три богатыря», сказочность которого достигается изображением «бурливого» моря, диковинного облика «дядьки морского», эффектами цвета, подчеркнутой декоративностью.
Звуковой сигнал
Врубель (4)
Подсчет баллов

2) Назовите композитора, который учился с младшим братом А.С.Пушкина Львом. Искренне восхищенный талантом поэта написал несколько романсов на его стихи, создал замечательную оперу «Руслан и Людмила», музыка которой наиболее созвучна настроению и поэтике одноименного произведения Пушкина.
Звуковой сигнал
Глинка / 1 /
Подсчет баллов

3) Кто из художников иллюстрировал произведения Пушкина «Борис Годунов», «Русалка», «Сказка о царе Салтане…». Художественное своеобразие этого художника, его тонкое воплощение народности в творчестве, нашли свое отражение в иллюстрациях к «Песне о вещем Олеге», выполненных в стиле древнерусских рукописей, богато украшенных орнаментами и миниатюрами.
Звуковой сигнал
Васнецов / 2 /
Подсчет баллов

4) Назовите великого русского композитора, неоднократно обращающегося к творчеству Пушкина, его лучшим произведениями по праву считаются: оперы «Евгений Онегин», «Мазепа» (по поэме «Полтава»), «Пиковая дама». Из романсов наибольшую известность получил романс «Соловей», написанный на стихи Пушкина.
Звуковой сигнал
Чайковский / 6 /
Подсчет баллов

5) Кто из русских композиторов определил цель своего творчества следующим образом: «создать живого человека в живой музыке». Наилучшим воплощением этой цели стала опера «Борис Годунов» по драме А.С.Пушкина.
Звуковой сигнал
Мусоргский / 3 /
Подсчет баллов

Определение трех победителей для следующего тура.

Победителей первого тура ждет следующее испытание. За три минуты вам необходимо ответить на чертову дюжину вопросов. Второй тур так и называется: «Чертова дюжина» .

Ответить на вопросы поможет ваша эрудиция, почерпнутая из книг, присутствие силы духа, воспитанного книгами и умение быстро находить ответы на достаточно легкие вопросы.

Хранитель времени будет следить за регламентом, Каждый правильный ответ принесет вам 10 баллов.

Чертова дюжина 1.

  1. Отец деревянного мальчика? (Папа Карло)
  2. Лягушка в раннем детстве? (Головастик)
  3. Участок земли под овощами? (Огород)
  4. Что делает еж зимой? (Спит)
  5. Он может лежать на гвоздях? (Йог)
  6. Дом собаки? (Конура)
  7. Вьют ли перелетные птицы на юге гнезда? (Нет)
  8. Какая из нот не нужна для компота? (Соль)
  9. Очень запутанная дорога? (Лабиринт)
  10. Знак почтовой оплаты? (Марка)
  11. У этого моря нет берегов? (Саргассово)
  12. Он первым вышел в открытый космос? (Леонов)
  13. Какую букву Петр I ввел в русский алфавит? (0)

Чертова дюжина 2

  1. Корова в детстве? (Теленок)
  2. Дом автомобиля? (Гараж)
  3. «Семь раз отмерь, один…?» (Отрежь)
  4. Мальчик с деревянным носом? (Буратино)
  5. Городское заведение для зверей? (Зоопарк)
  6. Костюм космонавта? (Скафандр)
  7. Северная столица России? (Санкт - Петербург)
  8. Какой снег быстрее тает: грязный или чистый? (Грязный)
  9. Специальность Соловья с черниговской дороги? (Разбойник)
  10. Царь древнего Египта? (Фараон)
  11. Цвет майки лидера в велогонках? (Желтая)
  12. Что означает фраза «ни холодно, ни жарко»? (Все равно)
  13. В каких словах 100 согласных? (Стол, стог)

Чертова дюжина 3

  1. Появляется на железе из-за сырости? (Ржавчина)
  2. Ребенок козы? (Козленок)
  3. Эмблема государства? (Герб)
  4. Спрятанные сокровища? (Клад)
  5. Размер сапог Дяди Степы? (45-й)
  6. Что означает пионер? (Первый)
  7. Кто говорит на всех языках? (Эхо)
  8. Кто идет не двигаясь? (Время)
  9. Кто говорил: «Сим-сим, откройся»? (Али-Баба)
  10. Эта женщина - символ женской загадочности? (Джоконда)
  11. Фигурное катание на лыжах? (Фристайл)
  12. Дикий труднопроходимый лес? (Тайга)
  13. Какую часть слова можно найти в земле? (Корень)

Подсчет баллов, награждение победителей. Победителю предоставляется слово для поздравления.

Подробности Опубликовано 26 Май 2014

Литературная игра-викторина «Кто умнее всех?»

Участники:

Ведущая, класс игроков.

Предварительная подготовка.

Из листка цветной бумаги нарезаются квадратики произвольного размера. Всего потребуется несколько десятков подобных квадратиков. Каждый игрок, давший правильный ответ на вопрос ведущего, получает в качестве поощрения такой квадратик. В конце игры ребята проводят подсчет квадратиков, и тот, кто набрал их наибольшее количество, становится победителем игры. Поскольку игра состоит из двух частей, то лучше будет, если учитель запасется квадратиками двух разных цветов - для первого и второго туров.

Примечание.

Предлагаемый сценарий можно использовать для проведения не одного, а двух и даже трех мероприятий, поскольку каждый из разделов соревнования содержит большой резерв игрового материала.

Ведущая.

Ребята, сегодня мы проведем с вами веселую игру под названием «Кто умнее всех», где вы должны будете вспомнить некоторых героев популярных детских книжек - то, как их звали, где они жили, и в какие приключения попадали. Только не спешите делать скучные лица. Все задания в этой игре вовсе не будут для вас трудными. Наоборот, я думаю, что вы станете их выполнять с улыбкой. Игра будет проходить так: я задаю вопрос, и тот, кто первым поднимет руку и даст при этом правильный ответ, получит от меня вот такой квадратик из бумаги. А наблюдать за тем, кто поднял руку первым, а кто вторым и так далее, будут мои помощники (представляет помощников). А в конце игры мы подсчитаем, кто сколько квадратиков набрал. Кто сумеет дать наибольшее число правильных ответов, тот получит больше квадратиков, тот и окажется победителем. Давайте начнем нашу игру с самых легких заданий.

Вот первое задание.

Надо дополнить имя литературного героя. Например, я говорю слово «баба», а вы должны закончить - «Яга», я говорю «папа», а ваш ответ - «Карло». И так далее -понятно условие игры? Тогда начнем. За каждый верный ответ вы будете получать поощрительную карточку. (Поочередно называет слова, к которым ребята должны назвать недостающую литературную «пару») .

  • Муха (цокотуха, горюха),
  • курочка (ряба),
  • лисичка (сестричка),
  • конек (горбунок),
  • сивка (бурка),
  • Иванушка (братец, дурачок),
  • дядя (Федор, Степа),
  • крокодил (Гена),
  • доктор (Айболит),
  • акула (каракула),
  • попугай (Карудо (Кеша и пр.)),
  • собака (Авва),
  • свинка (Хрю-хрю),
  • обезьяна (Чи-чи),
  • разбойник (Бармалей (Соловей),
  • Карабас (Барабас),
  • царь (Салтан, Горох, Дадон),
  • Али (Баба),
  • Илья (Муромец),
  • Винни (Пух),
  • Кристофер (Робин),
  • Железный (Дровосек),
  • питон (Каа),
  • тигр (Шерхан),
  • пантера (Багира),
  • Кощей (Бессмертный).

Ведущая.

А теперь - второе задание.

Давайте вспомним, чем нам нравятся сказки? Наверное, тем, что в сказках могут оживать и разговаривать с нами самые необычные персонажи - животные, куклы, деревья, цветы и даже соломенные чучела. Вот сейчас вам надо будет вспомнить, какой из персонажей носил следующее имя.

  • Рикки-Тикки-Тави (мангуст),
  • Винни-Пух (плюшевый медвежонок),
  • Буратино (деревянный человечек),
  • Мойдодыр (умывальник),
  • Страшила (соломенное чучело),
  • гадкий утенок (лебедь),
  • Малыш (мальчик),
  • Гена (крокодил),
  • маркиз Карабас
  • (сын мельника),
  • Суок (девочка),
  • Тянитолкай (невиданный зверь с двумя головами),
  • Ослиная Шкура (принцесса),
  • Матроскин (кот).

Третий этап игры похож на предыдущий, где вы угадывали, кем являлся названный герой. Он называется «Человек - не человек». И теперь вам предстоит вспомнить, человеком или еще каким-нибудь существом был названный герой. Только этот этап игры еще носит своеобразное название «Молчанка». Вам не надо давать вслух ответа на мой вопрос. А следует только кивнуть головой, если герой человек, это значит, что вы согласны с тем, что этот герой - человек. А если этот герой - не человек, вам надо хлопнуть в ладоши. Запомнили? Если это человек - кивните головой, ели нет - хлопните в ладоши, будьте внимательны. Итак, быстро вспоминаем и показываем условными знаками, кто такой:

  • Авва (не человек),
  • Пятачок (не человек),
  • царь Дадон (человек),
  • мама девочки Элли (человек),
  • Сивка-Бурка (не человек),
  • Мышиный король (не человек),
  • синьор Помидор (не человек),
  • гимнаст Тибул (человек),
  • Али-Баба (человек),
  • Оле-Лукойле (не человек),
  • Илья муромец (человек),
  • Багира (не человек),
  • крошка Ру (не человек),
  • пудель Артемон (не человек),
  • Маугли (человек).

Первая часть нашей игры подошла к концу. Теперь я прошу подсчитать, кто сколько талончиков набрал. Три человека, которые набрали наибольшее число талончиков, становятся лидерами. Им предстоит участвовать во второй части нашей игры, где и выявится ее настоящий победитель. За свои правильные ответы лидеры тоже будут получать талончики, только другого цвета, чтобы не спутать их с призами за первую часть игры.

Итак, вторая часть игры, которая называется «Игра с лидерами».

Задания второй части будут похожи на задания первой части, только чуть посложнее. И вторая часть, как и первая, будет состоять из нескольких этапов.

Первый этап игры - «Место жительства» - угадайте, где жили герои разных книг:

  • Карлсон (на крыше),
  • Винни-Пух (на Пуховой опушке),
  • дядя Федор (в деревне Простоквашино),
  • Незнайка (в Цветочном городе),
  • Муми-тролли (в долине Муми-троллей),
  • Маугли (в джунглях),
  • волшебник Гудвин (в Изумрудном городе),
  • Щелкунчик (в городе Конфетенбурге),
  • девочка по имени Яло (в Королевстве Кривых зеркал),
  • Тянитолкай (в Африке),
  • Маленький Принц (на звезде),
  • Белый кролик и Чеширский кот (в стране Чудес).

Второй этап - «Начало книжки».

Угадайте название книги по ее началу. Вам надо выслушать начальную фразу из книги и вспомнить ее название.

  • «Было семь часов знойного вечера в Сионийских горах, когда Отец Волк проснулся после дневного отдыха» (Р. Киплинг, «Маугли»).
  • «В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон». (А. Линдгрен, «Малыш и Карлсон»).
  • «За горами, за лесами,
    За широкими морями,
    Не на небе, на земле
    Жил старик в одном селе». (П. Ершов, «Конек-горбунок».).
  • «Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли». (А. Волков, «Волшебник Изумрудного города»).
  • «Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Сизый Нос». (А. Толстой, «Золотой ключик, или приключения Буратино».).
  • «В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверек. Звали его Чебурашка». (Э. Успенский, «Крокодил Гена и его друзья».).
  • «В одном сказочном городе жили коротышки». (Н. Носов, «Приключения Незнайки и его друзей»).
  • «Одеяло убежало.
    Улетела простыня,
    И подушка, как лягушка,
    Ускакала от меня». (К. Чуковский, «Мойдодыр».).
  • «У одних родителей мальчик был. Звали его дядя Федор». (Э.Успенский, «Дядя Федор, пес и кот»).
  • «Три девицы под окном
    Пряли поздно вечерком». (А. С. Пушкин, «Сказка о царе Саптане, о сыне его, славном и могущественном богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).
  • «Жил-был доктор. Он был добрый». (К Чуковский, «Доктор Айболит»),
  • «Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было». (Ю. Олеша, «Три толстяка»).
  • «Однажды мы гуляли во дворе - Аленка, Мишка и я». (В. Драгунский, «Заколдованная буква»).
  • «Жил-был поп
    Толоконный лоб». (А. С. Пушкин, «Сказка о попе и о работнике его Балде»).
  • «Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? Двенадцать. А как их зовут?» (С. Маршак, «Двенадцать месяцев»).
  • «Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя». (П. Бажов, «Серебряное копытце»).
  • «Поспела в лесу земляника. Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко». (В. Катаев, «Дудочка и кувшинчик»).
  • «Жила когда-то королева, у которой родился сын, такой безобразный, что долгое время сомневались - человек ли он». Ш. Перро, «Рике с хохолком»).
  • «Жил старик со своею старухой
    У самого синего моря». (А. С. Пушкин, «Сказка о золотой рыбке»).
  • «Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков». (Г.-X. Андерсен, «Стойкий оловянный солдатик»).

Третий этап - «Кошечки и собачки».

В зависимости от того, какое животное имеется среди персонажей названной мною книги, вам надо будет залаять или замяукать, а потом назвать это животное. Обратите внимание, в некоторых из книг вам будут встречаться двое этих животных одновременно.

  • «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». (Собака Бимбо).
  • «Крокодил Гена и его друзья». (Собака Тобик).
  • «Золотой ключик, или приключения Буратино». (Кот Базилио и пудель Артемон).
  • Русская народная сказка «Репка» (Собака Жучка и кошка Мурка).
  • «Доктор Айболит» (Собака Авва).
  • Русская народная сказка в обработке В. И. Даля «Снегурочка» (Собака Жучка).
  • «Белолобый» (Собака Белолобый).
  • «Кот в сапогах» (Кот).

Теперь давайте подсчитаем, кто из лидеров набрал большее число карточек за правильные ответы, тот и будет победителем в нашей литературной игре.

См. также:

Статьи по теме: