Что дает ребенку игра? Игры, в которые играют дети. Детям некогда было научиться – не было доступа к игре в жизнь

А я в «домике»!

– У тебя сколько рубинов?
– 50!
– Ого! Покеж, какая у тебя мельница?

Этот диалог я подслушала на днях у соседских мальчиков. Они сидели на скамейке и тыкали друг у друга в телефонах. Оглянувшись вокруг, я не увидела детей, играющих в «Собачку» или чертящих поле для «Тише едешь – дальше будешь». Современным дети, увы, предпочитают стучать по клавиатуре и сидеть во «ВКонтакте».

Дворовые игры, в которые мы играли днями напролет (пока не «загонят»), постепенно уходят в прошлое. А ведь большинство из них не только развивают ловкость, выносливость и силу, но и учат таким важным вещам, как сплоченность и взаимовыручка.

Предлагаю вам вспомнить наши любимые дворовые игры и приобщить к ним своих детей.

Прятки

Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать.

Простая игра – можно играть где угодно и когда угодно. Особенно увлекательно под вечер, когда смеркается.

Правила

Сначала выбирают водящего. Для этого в детстве мы знали миллиард считалок. Затем водящий становится лицом к стене (дереву, столбу…) и считает вслух до 20 (50, 100…). Игроки прячутся.

Задача игроков: спрятаться так, чтобы водящий не нашел. Задача водящего: найти всех спрятавшихся.

Когда водящий находит одного из игроков, ему нужно сломя голову бежать обратно к стене (дереву, столбу…), чтобы «застукать» его. Если игрок прибегал первым, то со словами «Стук-стук я» выводит себя из игры. Кого ведущий застукал первым, тот становится ведущим в следующем кону («Первая курица жмурится»).

Кодовые фразы:

  • «Топор-топор, сиди как вор и не выглядывай во двор» – кричали «застуканные» игроки товарищам при приближении «опасности» (сиди и не высовывайся).
  • «Пила-пила, лети как стрела» – кричали, чтобы подсказать, что водящий далеко от стены и можно выбираться из укрытия.

Количество игроков: чем больше, тем лучше.

Салки / Догонялки


Салки – они же догонялки, они же латки, они же ляпки, они же квач. По данным Википедии, у этой игры порядка 40 (!) названий (почти в каждом регионе бывшего Союза – свой).

При этом, игра простецкая. Суть обычных салок в том, чтобы догонять («салить») игроков (если ты водишь), которые разбегаются в разные стороны.

Правила

Считалкой (куда без нее?) выбирается водящий. Игроки становятся в круг и по команде «Я – салка!» разбегаются, кто куда. (Часто оговаривалась площадка – «За забор не выбегать», «Дальше качели не бегать».)

Задача водящего: догнать одного из игроков и дотронуться до него рукой. До кого дотронутся, тот сам становится «салкой», а водящий превращается в обычного игрока.

Есть вариация обычных салок, когда водящий, догнав одного игрока, не становится сам игроком, а продолжает догонять других ребят вместе с первым «засаленным». Затем они вместе ловят второго, третьего и т.д., пока не переловят всех.

Количество игроков: от 3 и больше.

Вариации салок:

  • Салки с «домиком» – то же самое, только выбирается зона (песочница, круг на асфальте и прочее), куда игроки могут забежать и передохнуть, там «салить» нельзя, но и сидеть долго в «домике» тоже.
  • «Выше ноги» – чтобы избежать «засаливания», нужно запрыгнуть на что-нибудь и задрать ноги вверх («Выше ноги от земли» / «Салки-ножки на весу»), правда, по правилам задирать ноги тоже долго нельзя.
  • «Чай-чай, выручай!» – в этой версии салок, «засаленный» может остановиться, крикнуть эту волшебную фразу и ему на выручку прибегут друзья, но водящий на чеку, и есть вероятность, что к одной «жертве» добавятся вторая и третья.
  • Сифа – в этой версии «салят» не рукой, а «сифой» (тряпкой, скрученной веревкой и любой «вонючкой», какую найдешь во дворе); в кого попали, тот становится сифой, то есть водящим.

У этой любимой многими игры так же много называний: «Царь», «Поп», «Клёк», «Палки», «Банки» и другие. Правила кажутся сложными, но только на первый взгляд. В каждом дворе была своя вариация игры. Но, в общем и целом, суть ее сводится к следующему.

Инвентарь:

  • палки (биты, куски арматуры, но самый шик – сломанная хоккейная клюшка);
  • жестяная банка (пластиковая бутылка, деревянная чурка и т.д.);
  • мел (чтобы расчертить площадку).

Сначала нужно подготовить площадку для игры (примерно 10 на 6 метров). Параллельно короткой стороне площадки через каждые метр-полтора чертятся линии: 1 линия – пешка (солдат); 2 линия – дама; 3 линия – короли; 4 линия – тузы и т.д.

От начала площадки до последней линии – зона званий; от последней линии до конца площадки – зона пекаря (царя, попа и т.д.).

На расстоянии 5 метров от последней линии чертится круг, в который ставится рюха (иногда – на кирпич).

Правила


Сначала выбирают «Пекаря» и устанавливают очередность сбивания рюхи. Для этого игроки ставят один конец палки на носок стопы, а другой упирают в ладошку, после чего толкают палку вдаль ногой. Чья палка улетела дальше всех, сбивает рюху первым; чья ближе всех – тот «Пекарь».

«Пекарь» занимает позицию «за банкой», игроки – у первой линии. Далее игроки битой по очереди пытаются выбить рюху. После этого начинается «штурм» – игроки бегут за своими битами и возвращаются обратно в «зону званий». «Пекарь» в это время бежит за рюхой, устанавливает её на место и защищает ее. Но главная его задача – не дать «выкрасть» палку со своей территории. К тому же, он пытается коснуться игроков своей битой и после этого сбить рюху сам. Тот, кого «Пекарь» коснулся, становится «Пекарем» в следующем коне, а старый «Пекарь» становится игроком.

За каждую сбитую рюху игрок повышался в звании. Иными словами, продвигался дальше по полю и приближался к рюхе. Кроме того, у каждого «титула» есть свои особенности и привилегии. К примеру, туз неуязвим и не может водить.

Количество игроков: не ограничено.


Многие думают, что «классики» придумали в СССР. На самом деле, это очень древняя игра. Уже в Средние века мальчишки (изначально игра была мальчишеская) прыгали по пронумерованным квадратам. В России в «классики» вовсю играли уже в конце ХIX века.

Правила

На асфальте мелом чертится прямоугольное поле с 10 квадратами и полукругом («котел», «вода», «огонь»). Вариантов прыжков и разметки площадки существует несколько. Но, как правило, игроки по очереди кидают битку (камушек, коробочка из-под леденцов и т.д.) в первый квадрат. Затем первый игрок перепрыгивает из квадрата в квадрат и толкает за собой битку.

  • №1 – одна нога;
  • №2 – одна нога;
  • №3 и 4 – левая на 3, правая на 4;
  • №5 – двумя ногами (можно передохнуть);
  • №6 и 7 – левая на 6, правая на 7;
  • №8 – одна нога;
  • №9 и 10 – левая на 9, правая на 10.

Затем поворот на 180% и обратно тем же манером. Наступил на черту или битка на нее попала? Встал на обе ноги? Ход переходит к другому.

Количество игроков: не ограничено.


Играя в эту игру, можно было больно получить мячом, но зато азарт зашкаливал. Тем более, для нее не нужно ничего, кроме мяча.

Правила

Выбираются «вышибалы» (как правило, по 2 человека на каждую сторону). Они встают напротив друг друга на расстоянии примерно 10-15 метров. «Вышибаемые» встают в центре площадки.

Задача «вышибал»: попасть мячом во всех игроков (если тебя коснулся мяч, уходишь с поля). Задача «вышибаемых»: быть ловким и быстрым и уворачиваться от мяча.

Когда в команде «вышибаемых» остается один игрок, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если удастся, команда возвращается на поле.


Культовая дворовая игра. Сложно найти ребенка 1980-1990-х гг., кто бы не прыгал в резиночку. Обладатель новой упругой резиночки (это был дефицит) во дворе считался «мажором» и пользовался особой популярностью.

Правила

Просты и сложны одновременно. С одной стороны, не нужно ничего, кроме 3-4 метров резинки. С другой, в уровнях и упражнениях можно запутаться (в детстве их все знали наизусть). Двое игроков натягивают резинку между собой, а третий прыгает.

  1. резиночка на уровне щиколоток держащих (легкотня!);
  2. резиночка на уровне колен (справлялись почти все);
  3. резиночка на уровне бедер (как-то умудрялись!);
  4. резиночка на талии (почти никому не удавалось);
  5. резиночка на уровне груди и резиночка на уровне шее (за гранью фантастики).

На каждом уровне нужно выполнить определенный набор упражнений: бегунки, ступеньки, бантик, конвертик, кораблик и т.д.

Количество игроков: 3-4 человека (вчетвером обычно играют парами).

Игра также считается девчачьей. Мальчишки прыгали редко, но любили понаблюдать за девочками. :)

Красная печать никому не убегать.

Это веселая игра, сочетающая в себе авантюризм салок и азарт пряток. Существует мнение, что игра возникла в XVI веке, когда казаки защищали мирное население от бродячих разбойников.

Правила

Правила игры варьируются по регионам и часто сильно упрощаются. Неизменно одно – играющие делятся на две команды («казаки» и «разбойники»). Тут же выбираются «атаманы» и определяется «поле боя» (за его пределами не играют). Казаки выбирают штаб, а разбойники придумывают пароли (один правильный, остальные – ложные).

Задача разбойников: захватить штаб казаков. Задача казаков: переловить всех разбойников и «выпытать» правильный пароль.

По сигналу разбойники разбегаются и прячутся, оставляя на асфальте стрелки, чтобы у казаков были подсказки, где их искать. Казаки в это время обустраивают «темницу» и придумывают, как будут «пытать» пленных (щекотать, пугать насекомыми, «жалить» крапивой и т.д.). Через некоторое время казаки отправляются искать разбойников. Если им это удается, то они сажают разбойника в «темницу», откуда он не имеет права убежать. Разбойники, в свою очередь, стараются подобраться к «штабу» и захватить его.

Количество игроков: от 6 человек.


Без мяча не обходилось ни одно лето. Одна из любимых советскими детьми подвижных игр с мячом – «горячая картошка». Суть ее состоит в следующем.

Правила

Игроки становятся в круг и перебрасываются «горячей картошкой» (мяч). Если кто-то замешкался и не отбил вовремя мяч, он садится в «котел» (центр круга). Сидя в «котле» можно попытаться поймать пролетающий над головой мяч, но при этом нельзя вставать с корточек. Если игроку в «котле» удалось поймать мяч, он освобождает себя и других пленных, а игрок, неудачно бросивший мяч занимает их место.

Кроме того, игроки, перекидывающие «горячую картошку», могут специально освободить кого-то из «котла». Для этого он, отбивая мяч, должен попасть им в игрока, сидящего в центре круга.

Количество игроков: не меньше 3.


В эту игру, как правило, играли дети постарше, потому что она достаточно травмоопасная, несколько некультурная, но дико веселая.

Правила

Игроки делятся на две команды – слоники и всадники. Слоники становятся цепочкой, согнувшись пополам и засунув голову подмышку впереди стоящего. Всадники с разбега по очереди пытаются оседлать «слона».

Задача слоников: устоять под тяжестью всадников. Задача всадников: запрыгнуть как можно ближе к «голове слона».

Если кто-то из всадников не удержался на «слоне» и упал, а также, если все всадники уселись, а «слон» довез их до финиша, то слоники победили. Если «слон» развалился, выиграли всадники.

Количество игроков: от 3-5 человек в каждой команде.


Это один из вариантов игр с мячом и стеной, где для веселья нужна, собственно, стена, мяч и прыгучесть. Играли в нее в основном девочки, хотя и мальчики, набегавшись в «войнушку», были не прочь поскакать возле стенки.

Правила

На стене рисуется линия (чем выше, тем интереснее) – ниже нее мяч кидать нельзя. Игроки выстраиваются в ряд, друг за другом. Первый игрок кидает мяч, тот ударяется о стенку, отскакивает, ударяется о землю, и в этот момент игрок должен через него перепрыгнуть. Мяч подхватывает следующий игрок, повторяя то же самое, – и так по кругу.

Тот, кто не перепрыгивает мяч, получает в наказание «букву» (л – я – г – у – ш – к – а). Собрал все эти буквы? Ты – лягушка!

Количество игроков: не ограничено.

А в какие игры играли во дворе вы?

» появилась новая статья ««. Это статья про «зависимость» детей от компьютерных игр (и как с ней справиться). Многие считают увлечение детей компьютерными играми чрезмерным, а пристрастие приравнивают к болезни. Отсюда практически единственное решение — ЗАПРЕТ, наказание и отчуждение.

Которые, как вы догадываетесь, не срабатывают (иначе проблема не была бы проблемой).

Но есть . О которой рассказывают наши читатели на своём собственном практическом многолетнем опыте работы с группами детей.

Известный факт: большинство детей обожают компьютерные игры. Ещё один, менее известный факт: без компьютера и телефона дети создают аналоги компьютерных игр (о чём подробнее — далее). То есть, налицо явление, попахивающее игроманией и зависимостью .

Реальный пример: дело в детском палаточном лагере. Полно интересных занятий:

  1. Можно изучать разные виды костров.
  2. Печь картошку и шашлык.
  3. Петь песни и рассматривать созвездия.
  4. Тренировать выживание.
  5. Купаться и загорать.
  6. Проходить тренинги, курсы и всячески развивать способности.
  7. Рукоделить, рисовать, творить.
  8. Можно играть в десятки других реальных и полезных на практике игр.

В лагере правило: Днём нельзя играть на телефонах. Значит, полно свободного времени. Как раз можно заняться делом…

Но нет. В любое свободное время дети играют в имитацию компьютерной игры. Например, по мотивам компьютерной игры про зомби играется похожая игра, сюжет сочиняется по ходу одним из детей по одним им известным правилам. Точно так же создаются игры про космос, пиратов и пр.

Почему это происходит? Почему бы не отвлечься и не заняться жизнью? Попробуем разобраться.

Первое, что бросается в глаза:

дети не играют в настоящие игры, так как не могут.

Есть лишь подмена настоящих игр (комп или устная игра) — насколько хватает способностей.

Простейший выход – запретить любую форму подмены настоящих игр. Тогда, в теории , детям придётся играть в реальные жизненные игры, и всё будет ок.

Но, обратите внимание: подмена — не от хорошей жизни.

По тем или иным причинам детьми утрачена способность играть в жизнь . Поэтому запрет любой подмены уничтожает остатки способностей — становится не к чему приложить оставшиеся крохи. А способности без применения, как известно, постепенно отмирают.

Что делать? Налицо дилемма:

  1. Запретить – не выход.
  2. Не запрещать – оставить проблему без решения.

Кстати, почему дети находятся на уровне «подмена настоящей игры», а не «иметь настоящую игру» или «создавать настоящую игру»? Хороший вопрос с простым ответом.

Очень многим детям с рождения не позволено играть в жизнь.

Контакт, в основном, лишь с подменой:

  • игрушки как имитация настоящих вещей,
  • общение со стороны старших – как с неполноценными недоумками,
  • общение со сверстниками – пародия взрослого общения со всеми подсмотренными драматизациями.

Вдобавок, в большинстве случаев:

  1. Настоящая помощь родителям (например, по дому) исключена по причине «косорукости» и неумения работать.
  2. Тренировка полезных для жизни навыков (общаться, решать проблемы, договариваться, любить, распознавать ложь и так далее) отсутствует как класс.
  3. Зато идёт обучение бесполезным в реальной игре умениям типа писать сочинения или зазубривать стихи.

Итак, с рождения, в течение десятилетия, а то и двух, доступна лишь подмена настоящей игры.

Детям некогда было научиться – не было доступа к игре в жизнь!

О каком переходе от подмены к реальности может идти речь? Даже дома подростки с боем заставляемы выносить мусор и худо-бедно мыть посуду. Что говорить про детский лагерь…

В лучшем случае – человек годам к тридцати наберётся опыт для настоящих игр (как раз потерянное десятилетие набежит).

Но с правильным подходом освоить игру в жизнь можно и раньше.

Практический пример: в лагере уже шесть лет постоянно действуют два правила:

  1. Увеличить ответственность детей (они – причины над состоянием своих тел, они отвечают за сухость вещей, за обгорание на пляже и т.д.)
  2. Общаться с детьми как с равными полноценными людьми, отлично и самостоятельно решающими проблемы, а не как с источниками проблем.

В обычных условиях двух правил целиком достаточно для создания хорошей спокойной обстановки и сотрудничества. Но участия в реальных играх правила сами по себе не добавляют. Поэтому в последних лагерях введено новое правило:

  1. Мягко и постепенно добавлять реальные игры в жизнь.

Обычные, стандартные игры в жизнь:

  • дежурство на кухне (самая сложная игра, даже 12-13-летние к ней совершенно не приспособлены),
  • мытьё посуды в полевых условиях,
  • душ-топтун,
  • нанесение воды в бочку,
  • обучение,
  • рукоделие,
  • пробежки,
  • стирка вещей,
  • походы,
  • борьба со стихией
  • и так далее.

В принципе, это то, что родители пытаются навязать детям (примерно к подростковому возрасту). Но «навязать» после полного отсутствия игр в жизнь в течение десяти лет и «мягко и постепенно добавлять» — это разные вещи. Ключ — постепенность. Когда освоен один пункт — добавляется второй. После второго — третий. Когда освоены пять-шесть практических жизненных навыков, можно вводить по два-три пункта за раз.

Очень важно: отсутствуют подавление, наказание, обесценивание, негативное сравнение и другие способы навязывания. Присутствуют

  • поддержка
  • ободрение
  • помощь
  • приязнь
  • радость и лёгкость

Да, сначала дети могут ходить грязноватыми и спать в слегка влажной палатке. Вначале обед готовится 3 часа, а завтрак (рекорд) — 2,5 часа. Да, вначале 90 % свободного времени — игра в имитацию компьютерной игры. Вначале постоянные попытки играть в игры на телефоне.

Но постепенно, мягко, ко второй неделе лагеря ослабела тяга к подмене игры :

  1. Намного реже пришлось «арестовывать» телефоны.
  2. Дети реже играли в устную игру.
  3. В игру включены не только разговоры, но и палки, пробежки, засады – больше реальных действий .
  4. Каждый из детей вырубил палку (что в начале лагеря делать отказались).
  5. Они тренировались с палками на зарядке, чего в начале боялись (несмотря на опасность столкновения с палкой).
  6. Больше общения между собой и с воспитателями не на игровые темы (без усилий общаться со стороны воспитателей).
  7. Сон под звёздами (по собственному желанию).
  8. Костры, шашлык и картошка.
  9. Под конец в ход пошли даже песни у костра (дети пели, по своему желанию, свои песни 🙂).

И, самое важное:

Дети начали создавать собственные игры в жизнь.

Один из примеров: найденная собака накормлена, напоена и не хотела уходить. Другой пример — помощь потерявшейся девочке. Третий пример — отличные фото-задания типа «лучшая текстура» или «лучший экстремальный раккурс».

Налицо переход к большему количеству настоящих игр в реальной вселенной. Выводы на будущее:

Не запрещать подмену настоящих игр. Просто добавлять больше игр в жизнь

И, главное – добавить большую сложную цель, общую игру для всех для совместной работы. И, как минимум, просто не будет времени на подмену настоящих игр 🙂

Само собой, тем, кто добавляет игры в жизнь, стоит самим уметь в них играть. Но это не проблема, всегда можно научиться или усовершенствоваться. Особенно когда есть большая цель для совместной работы.

Надеемся, наш опыт «отучения» от «игромании» вам пригодится 🙂

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕДЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6 НИЖНЕКАМИСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ НАШИ ДЕТИ

Выступление на родительской субботе 2-х классов.

Заместитель директора по ВР

МБОУ «СОШ №6» НМР РТ
Глухарева И.С.

г.Нижнекамск, 2013

Роль игры для младших школьников

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. С приходом ребенка в школу его сознательная позиция изменяется, ведущая деятельность превращается из игровой в учебную. Основным видом деятельности становится учение.

Урок – основная форма учебного процесса в начальной школе. Помочь ребенку безболезненно пережить период адаптации, призвана игра. Она формирует устойчивый интерес к учению, снижает напряжение, способствует более легкому вхождению ребенка в новый коллектив. Игра – это важный развивающий элемент. Участвуя в игре, ребенок не только прорабатывает какие-то навыки, но и обогащает свой внутренний мир, стремится узнать, что будет дальше.

Однако, младшие школьники только что вышли из периода, когда ролевая игра была ведущим типом деятельности. Для возраста 6-10 лет характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы.

Игры в жизни детей младшего школьного возраста продолжают занимать значительное место. Если спросить младших школьников, что они делают помимо учения, все они единодушно ответят: «Играем».

Игра – это также и средство воспитания. В каждой игре ненавязчиво должны звучать идеи доброты и милосердия.

Значение использования игр в младшем школьном возрасте велико еще и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным развитием осуществляется физическое, эстетическое, нравственное воспитание.

Выполняя правила игры, ребята приучаются сдерживаться, контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, формируется дисциплинированность, умение действовать по плану, приходить на помощь друг другу и т.д.

Игра для ребенка не просто развлечение. В игре ребенок воссоздает тот мир, который видит в реальности и, наоборот, мир игры переносит в реальность.

Игра в младшем школьном возрасте продолжает занимать значительное место. Она способствует освоению учебной деятельности, которая складывается постепенно и в наиболее полном виде формируется лишь к концу обучения в начальной школе. Применение игр и игровых ситуаций в процессе обучения основано психофизиологическими особенностями ребенка 6-10 лет и доказано в психологических и дидактических исследованиях.

Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, т. к игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.

Практическая работа:

Социологический опрос учащихся 2 –х классов

Любят ли дети играть? Этот вопрос мы задали 46 учащимся 2 – х классов нашей школы. Положительно на этот вопрос ответили 45 учащихся (97,8%).

Конечно, наши дети любят играть!

В какие же игры играют наши дети?

    В футбол, хоккей – 5 чел (10,8%)

    В компьютерные игры -14 чел.(30,43%)

    В подвижные игры(прядки, догонялки, салки, снежки) – 28 чел. (60,8%)

    Настольные игры (шашки, шахматы, лото и др.) – 4 чел. (8,6%)

    Любят играть с игрушками(куклы, машинки, конструкторы и т.п.)- 4 чел.(8,6%)

Как видно из диаграммы, 60,8% опрошенных учащихся любят играть в подвижные игры. Это очень радует, так как подвижные игры являются сознательной детской деятельностью, направленной на достижение поставленной цели, причем способ ее достижения играет подчиненную роль.

Содержание подвижных игр составляют разнообразные виды движений: бег, прыжки, метания, лазания и т.д. структуру подвижных игр и взаимодействия играющих определяют и регулируют правила игры. Особенности подвижной игры определяются ее эмоциональной насыщенностью, многообразием моментов веселой неожиданности, способствующих положительному эмоциональному настрою. На положительном эмоциональном фоне значительно увеличиваются эмоциональные резерв, возможности организма. Двигательная деятельность ребенка в игре вовлекает в работу разнообразные мышцы, способствуя рассеянной мышечной нагрузке, предупреждая утомляемость.

На втором месте среди любимых игр наших детей стоят разнообразные компьютерные игры , в которые дети играют на телефонах, планшетных компьютерах или стационарных компьютерах. Это 30,43% респондентов. К сожалению, в настоящее время мы замечаем тенденцию увеличения роли компьютерных игры среди любимых игр наших детей.

В младшем школьном возрасте компьютерные игры оказывают следующее положительное влияние на ребенка:

    Позволяют расслабиться Многие игры ярко иллюстрированы, интерактивны, с юмором, что создает положительный эмоциональный настрой во время игры.

    Позволяют освоить различные формы общения. Младшие школьники любят играть в компьютерные игры вдвоем или в небольшой группе сверстников.

    Оказывают психотерапевтическое воздействие.. Используя компьютер, многие младшие школьники начинают петь, рисовать, даже сочинять стихи. Учебные и игровые программы с доброжелательными героями поддерживают ребенка, внушают чувство доверия.

    Позволяют ребенку моделировать различные реальные и предполагаемые жизненные ситуации. Подобные эксперименты позволяют ребенку "проиграть" множество ситуаций, которые он в последующем мог бы реализовать в жизни.

    Игры могут помочь ребенку в самореализации. Одни дети предпочитают головоломки и логические игры, другим нравятся игры на быстроту реакции, третьих привлекают обучающие игры, четвертые любят раскраски и т. п.

    Коррекционный эффект при работе с детьми с ограниченными возможностями. Компьютер можно эффективно использовать для коррекции речи, зрения, в работе с детьми с задержкой умственного развития.

    Внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса.

Интернет-сайты с обучающими и развивающими играми:
www.logozavr.ru;
www.samouchka.com.ua;
www.detskieigri.ucoz.ru;
www.hunter-hamster.com;
.

Чтобы дети могли играть в компьютерные игры без вредных последствий, необходимо проконтролировать выбор жанра игры, содержание, систему управления, настройку интерфейса и уровня сложности. Нельзя играть в игры в ущерб другим занятиям. Для младших школьников лучше выбирать логические игры, игры-симуляторы, т. к. они, как правило, непродолжительны по времени, направлены на развитие мышления, внимания, памяти, скорости реакции у детей. По времени игра для младших школьников не должна превышать 10–15 мин, либо должна предусматривать запись промежуточных результатов работы с последующей возможностью ее продолжения.

Однако в западных странах существует официальный термин "патологическое использование компьютера". Признаки компьютерной зависимости у человека:

Психологические признаки

Физические признаки

Хорошее самочувствие, эйфория во время работы за компьютером.

Невозможность остановиться.

Увеличение количества времени, проводимого за компьютером.

Пренебрежение семьей и друзьями.

Ощущения пустоты, депрессии, раздражения вне времени,

проводимого за компьютером.

Ложь членам семьи о своей деятельности.

Проблемы с работой или учебой

Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных

стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц).

Сухость в глазах.

Головные боли по типу мигрени.

Боли в спине.

Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи.

Пренебрежение личной гигиеной.

Расстройства сна, изменение режима сна

Анализируя диаграмму «В какие игры играют наши дети», мы видим, что все интересными для детей младшего школьного возраста стают настольные игры и игры с игрушками.

Следующий вопрос, который мы задали нашим детям звучал так: «Любите ли вы играть с родителями?» Мы получили следующие ответы:

    Да – 43 чел (93,47%)

    Нет (6,5%)

Как видно из диаграммы, 93,5% опрошенных детей любят играть с родителями.

На вопрос «Играют ли с тобой родители?» мы получили следующие ответы:

    Да – 36 чел.(78,3%)

    Нет – 10 чел. (21,7%)

К сожалению, из представленной выше диаграммы, мы видим, что родители не всегда играют со своими детьми. А вель для ребенка это так важно!

Было очень интересно узнать, в какие игры играют наши родители с детьми?

Учащиеся ответили следующим образом:

    В подвижные игры – 24 чел. (52,2%)

    В интеллектуальные игры – 3 чел. (6,5%)

    В сюжетно-ролевые игры, игры с игрушками, конструктор – 4чел. (8,6%)

    Настольные игры – 10 чел. (21,7%)

    Компьютерные игры – чел. (6,5%)

Как видно из диаграммы, 52,2 % опрошенных учащихся ответили, что родители играют с ними в подвижные игры. Это замечательно!

Очень часто, родители не знают, какую игрушку хочет их ребенок. Мир детства наполнен игрушками. Обратим внимание какими игрушками играют наши дети. «На полках (в коробке, в уголке и т.д) столько всего!» иногда отмечаем про себя. Один папа как-то в разговоре обмолвился «Покупаем чемоданами каждый месяц, каждый месяц столько же выносим» Зачем? Зачем ребенку столько игрушек? С одной стороны, чем больше ребенок испытывает положительных эмоций, тем ярче и богаче его внутренний мир. Помните рассказ В. Драгунского «Друг детства»? Сколько положительных эмоций всколыхнул вид старого мишки у героя рассказа! Как он спал с ним, как кормил его кашей, как говорил ему свои тайны… Тогда у него не было груши для тренировки и мама достала этого медведя… Не смог мальчишка «обидеть» старого друга. И не стал заниматься боксом… Вероятно, не было у него очень-очень много игрушек, но были любимые.

Психологи советуют, не покупать много игрушек детям. Если даже игровой уголок в вашем доме будет заполнен всевозможными игрушками, ребенок будет утверждать, что ему нечем играть. В этом случае, часть игрушек просто убираем в недоступное для детей место. Спустя некоторое время ребенок с удовольствием будет играть в эти, ставшие для него снова интересными, игры.

Итак, какую игрушку наши дети мечтают получить на Новый год?

    Планшет- 22 чел. (47,8%)

    Сенсорный телефон, смартфон – 7 чел. (15,2%)

    Книга, энциклопедия – 2чел.(4,3%)

    Игрушка (кукла, р\у машина, конструктор) – 19 чел. (41,3%)

    Коньки- 1 чел. (2,1%)

    Елку – 1 чел. (2,1%)

Как видно из диаграммы, наши дети мечтают о планшетном компьютере (47,8%), на втором месте все же мечта о хорошей игрушке (кукле, р\у машинке, конструкторе и т.п.).

А есть ли у наших детей любимая игрушка и нужна ли она ребенку?

Вот так ответили наши дети:

    Телефон – 4 чел. (8,6 %)

    Кукла – 8 чел. (17,3%)

    Портфель – 1 чел. (2,1%)

    Планшет – 10 чел. (21,7%)

    Кошка – 1 чел. (2,1%)

    Шайба- 1 чел. (2,1%)

    Мяч – 2 чел. (4,3 %)

    Конструктор Лего – 5 чел. (10,8%)

    Машинка – 3 чел. (6,5%)

    Мягкая игрушка – 7 чел. (15,2%)

Таким образом, любимые игрушки есть у 43 чел. (93,5%) опрошенных. Нет любимой игрушки – 3 чел. (6,5%).

Любимая игрушка ребенка

Психологи настоятельно рекомендуют, чтобы у ребенка была любимая игрушка. Ей он доверит свои тайны, с ней преодолеет некоторые препятствия. Например, когда родителей нет дома, игрушка поможет преодолеть страх одиночества. В минуты злости, он может выбросить игрушку, даже сломать ее, но вскоре достанет ее… постарается починить, утешит ее. Чаще это происходит в минуты детского горя. А если нет? Это повод задуматься….

Игрушка помогает выразить чувства, учит общаться, помогает переживать события собственной жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях. Т.о., в какие игрушки играет ребенок, можно судить об его эмоциональном состоянии… Так, пугливый и неуверенный малыш предпочтет поиграть с мягкой игрушкой, которая вызывает чувство защищенности и тепла, выражение мордочки такой игрушки доброе и спокойное. Придет время, малыш поймет, что надо быть сильным! Шаг за шагом он научится преодолевать препятствия.

Но и игрушка тоже передает эмоции! Недаром, покемоны, куклы Барби, игрушки, изображающие свирепых чудовищ запрещены и сняты с производства ряда европейских стран, Японии, США. Ведь если вы подарите ребенку легион воинов со свирепыми лицами, ничего, кроме ужаса ваш малыш не испытает. Может быть, он будет перебирать их, даже расставлять, но какие чувства они вызовут у него… Стоит ли удивляться полемики педагогов, родителей: почему молодые люди такие жестокие, агрессивные, циничные… Это результат их детского мировосприятия, потому что классическая фраза «Все мы родом из детства» будет актуальна всегда.

Лучшие игрушки удивляют и забавляют, развивают интеллект, мыслительную деятельность, физическую активность, психо-эмоциональную сферу ребенка, внимание, память, воображение, творческие способности, художественно-эстетическое восприятие.

Посмотрите на игрушки, которыми играют ваши дети… Посмотрите отношение ребенка к игрушкам. Обратите внимание на количество игрушек в детском уголке. На первый взгляд такие простые вопросы! Но сколько ответов они могут дать на ваши сложные ситуации.

Литература и Интернет источники

    Подластый И.П. Педагогика начальной школы - М., 2001 - С. 199.

    Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений/ Под ред. В.П. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002

В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов - теперь они играют в компьютерные игры или благовоспитанно проводят время в специально организованных детских клубах. Вместе с детьми исчезла культура дворовых игр и дворовая социализация (со всеми ее особенностями).

И если малышей еще можно встретить на площадках под присмотром родственников, то школьников не видно почти совсем.

Вспомним исчезнувшие игры, которые во многом сделали нас такими взрослыми, какими мы стали.

Резиночки

Как играть. Главный атрибут этой игры для девочек - бельевая резинка. Идеальное количество играющих - 3–4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Прыжки через резиночку, натянутую на уровне бедра, носили таинственное название «пожэпэ». Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.

Что развивает: вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учит тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.

Классики

Как играть. Требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек (или шайба). Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Главное - попасть камнем в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в «классики» может быть любое.

Что развивает: ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр, если игроки совсем малыши.

Бояре

Как играть. Участники этой старинной русско-народной игры делятся на две равные команды и становятся друг напротив друга шеренгами, взявшись за руки, на расстоянии 10–15 м. Команды двигаются навстречу, произнося по очереди длинную речовку: «Бояре, а мы к вам пришли, дорогие, а мы к вам пришли…» Диалог заканчивается словами: «Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда». Тот, кого выбирают невестой, должен после этого разбежаться и прорвать цепь противника. Если попытка оказывается удачной, игрок возвращается в свою команду, если нет - остается в другой. Следующий кон начинает проигравшая команда. Цель игры - собрать в команде как можно больше участников.

Что развивает: умение быть в команде и выигрывать в ситуации «один против всех».

Тише едешь, дальше будешь - стоп

Как играть. Задача водящего - стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь - стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.

Что развивает: координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.

Колдунчики

Как играть. Участники убегают от водящего (эта игра - разновидность салок). Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него - осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего - не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг. Летний вариант колдунчиков - бегать с «брызгалками» и поливать друг друга водой из дырявых бутылок. Обычно через пять минут после начала игры все мокрые, зато очень веселые.

Что развивает: умение шустро бегать, быстро соображать и вовсю радоваться жизни.

Море волнуется раз

Как играть. Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.

Что развивает: воображение, спонтанность и артистичность.

Казаки-разбойники

Как играть. Игроки делятся на две команды - «казаков» и «разбойников». Договариваются, на какой территории играют. Это может быть двор, подъезд, улица, несколько дворов. «Разбойники» загадывают секретное слово. «Казаки» отходят в сторону так, чтобы не видеть «разбойников». «Разбойники» убегают, помечая стрелками на асфальте (стенах домов, бордюрах, деревьях и т.п.) направление своего движения. Начинают бежать группой, а потом разбегаются кто куда, стараясь запутать стрелками «казаков». Задача «казаков» - найти по стрелкам «разбойников». Каждого «разбойника» «казак» приводит в «тюрьму» и сторожит его, стараясь выведать секретное слово, например, при помощи пыток крапивой. «Казаки» побеждают, как только узнают секретное слово или находят всех «разбойников».

Что развивает: базовые навыки разведчиков, умение ориентироваться на местности и не сдавать «своих».

12 палочек

Как играть. Игра напоминает классические прятки. 12 небольших палочек укладываются на «рычаг» (например, на дощечку и положенный под нее камушек) так, чтобы, наступив на рычаг, можно было разбросать палочки. Задача водящего - собрать палочки, сложить их на рычаг, произнести с закрытыми глазами считалочку и отправиться на поиски спрятавшихся игроков. Как только водящий обнаруживает игрока, бежит к «рычагу» и разбивает палочки, называя имя найденного. Игрок становится водящим. Если найденный успевает опередить водящего и добежать до палочек первым, водящий не меняется.

Что развивает: умение грамотно прятаться и быстро бежать при первой необходимости.


Вышибалы

Как играть. «Вышибалы» - два игрока - встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» - бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков – увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие - не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.

Что развивает: умение уворачиваться от быстро летящих предметов, думать о ближнем и терпеть боль.

Я знаю 5 имен

Как играть. Первый игрок берет мяч в руки, произносит: «Я знаю одно имя девочки», ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя. Потом продолжает с разными вариациями: «Я знаю одно имя мальчика», «Я знаю один цвет», «Я знаю одно животное», «Я знаю один город». Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же самые считалки, только уже на счет два: «Я знаю два имени девочки» - и далее по кругу. Игра продолжается до десяти. Если, отбивая мяч, игрок не успел назвать имя или ударить по мячу, ход переходит к другому участнику. Когда мяч, пройдя через всех участников, возвращается к первому игроку, он продолжает играть с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым добирается в этой речовке до десятки.

Что развивает: многозадачность, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше.

Съедобное-несъедобное

Как играть. Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет «съедобный», игрок ловит мяч. Если нет - отбивает. Задача водящего - запутать игрока, например, в цепочке «яблоко-дыня-морковь-картошка» неожиданно произнести: «утюг». Если игрок ошибается и «съедает» «несъедобное», то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть.

Что развивает: чувство юмора, умение внимательно слушать и быстро реагировать.

Ножички

Как играть. Игроки обозначают на земле круг. Далее по очереди стараются попасть ножичком на очерченную территорию противника и таким образом отвоевать у него как можно больше земли. Ножик можно кидать в том числе с плеча, с переворотом, с носа и даже с головы. Существует множество версий игры в «ножички» под разными названиями: «земля», «города», «скамейки», «бабки-дедки», «танчики», «кораблики», «футбол», «морской бой». Ножик можно втыкать в землю, песок и даже деревянную скамейку.

Что развивает: умение обращаться с холодным оружием, внимательность и осторожность.

Колечко-колечко

Как играть. Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего - незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников - задержать убегающего.

Что развивает: способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.

Вы поедете на бал?

Как играть. Водящий произносит считалку:

Да и нет не говорите,
черное-белое не называйте,
Вы поедете на бал?

Его задача - запутать игрока. После считалки водящий задает игроку самые разные уточняющие вопросы: в чем поедет, на чем поедет, какого цвета будет платье или брюки, как зовут жениха и т.д. Задача игрока - ответить на вопросы, не используя слова «да», «нет», «черный», «белый». Интереснее всего перемешивать простые и сложные вопросы, менять темп речи и интонацию.

Что развивает: умение нестандартно мыслить, следить за собственной речью, удерживать внимание и быстро находить выход из сложившейся ситуации.

Я садовником родился

Как играть. Каждый игрок выбирает себе имя - название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, - отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) - игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.

Что развивает: память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки.

Кис-мяу

Как играть. Водящий и один из игроков встают перед остальными участниками: водящий - лицом, игрок - спиной. Водящий показывает на одного из участников и спрашивает: «Кис?» Если игрок, стоящий спиной, отвечает «брысь», водящий продолжает выбирать. Как только игрок говорит «мяу», водящий спрашивает его: «Какой цвет?» Игрок выбирает цвет и поворачивается лицом к остальным участникам. В зависимости от выбранного цвета игрок и участник из команды выполняют задание. Отказаться от задания игрок не имеет права. Белый - самый страшный цвет. Двое должны уединиться в подъезде. Что они там делают - история всякий раз умалчивает. Зеленый - три вопроса, ответить на которые игрок может только «да». Обычно вопросы каверзные вроде: «Ты его любишь?» Красный - поцелуй в губы. Розовый - то же самое, но в щечку. Желтый - три вопроса наедине. При выборе оранжевого цвета нужно пройтись под ручку, желательно мимо взрослых. Синий - поцеловать руку. Фиолетовый -совершить нехороший поступок. Например, наступить на ногу, дернуть за волосы или отобрать украшение.

Что развивает: умение общаться с противоположным полом, управлять своими импульсами и находить социально приемлемые формы для своих желаний.

Города

Как играть. Ведущий стоит спиной и говорит:»Кали-кали….стоп! Точка!». Слово Кали — столько раз, сколько хочет ведущий. Пока они звучат — дети убегают от ведущего в противоположную сторону. На слово Точка дети останавливаются. Потом ведущий выбирает игрока и прикидывает — сколько до него шагов — больших и маленьких. До города такого-то столько шагов и шажков. Потом он отмеряет это количество, если ведущему удается дотронуться до города рукой, он побеждает, если нет — играет снова.

Что развивает: умение определять расстояние «на глаз»

Нитки

Как играть. Дети берутся за руки и «запутываются», переступая через ноги и руки. Потом кричат: «Бабка, нитки рвутся!» и бабка-ведущий пытается распутать свои нитки (руки и ноги), не порвав (не расцепив руки игроков).

Что развивает: ловкость и смекалку

Красная Шапочка

Как играть. Дети делятся на две части. Одни — крепко держатся крепко за руки и не пропускают. Те, что держатся, кричат:»Красная шапочка, белое перо! Дайте нам.. (имя игрока) ну, Марину к примеру, и больше никого!». Марина разгоняется и пытается пробить брешь в стене из детей по середине. Если пробивает, то берет кого-то из средних детей и возвращается обратно к своим, если не пробивает, то становится к средним.

Что развивает: силу и выносливость

======================================

Инна Морозова

Консультация для родителей

ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ДЕТИ

Сегодня рынок игрушек буквально пестрит головоломками, связанными с составлением картинок. Самыми сложными из них - пазлами - увлекаются даже взрослые. При этом возникает естественный вопрос: насколько нужны подобные занятия ребенку? Что это - пустое развлечение или полезная развивающая деятельность?

Шаг за шагом

Современные составные картинки представляют собой многообразные вариации игры-головоломоки, суть которой состоит в том, чтобы из отдельных кусочков собрать целое изображение. Прежде чем начать сборку, ребенок должен представить, что он собирает, иными словами, у него должен возникнуть образ , который будет направлять его действия. И ребенку необходимо мысленно удерживать этот образ, узнавая в отдельных частях целое. При этом он должен соотносить кусочки между собой и со всей картинкой, т.е. находить для каждого кусочка свое, единственно верное место. Иначе картинка не получится. Всё это, безусловно, требует от маленького ребенка серьезной работы мысли, внимания и сосредоточенности. Такое мышление в психологии носит название «наглядно-образное», поскольку ребенок мысленно оперирует образами, опираясь при этом на наглядный материал.

Врезка

Собирая с малышом 2-3 лет составную картинку, не нужно ожидать от него мгновенного понимания задачи и быстрого ее решения. Восприятие ребенка развивается по линии постепенной детализации воспринимаемого. Только по мере взросления кроха овладевает способностью заметить , а потом еще и узнать предмет . Всем хорошо известно, какое удовольствие детям доставляют игры на узнавание (кто это? - кошка - а это? - птичка и т.д.).

Разрезанное изображение, скажем, кошки, ребенок способен узнать по ушку или части мордочки. Но вот что интересно: ребенок узнает кошку по одной её части - и останавливается. Ему этого достаточно, ему уже не нужно правильно соединять части, он как будто не видит ошибки, словно это не важно, не существенно - ведь он же узнал! Более того, он будет довольствоваться этим неправильно сложенным изображением и вряд ли попытается исправить ошибку самостоятельно. Это связано с тем, что до 3 лет для ребенка отсутствует связь между формой и содержанием - он уже узнал кошку (содержание), так какое теперь имеет значение то, правильно ли она собрана (форма). Такие ошибки в этом возрасте совершенно нормальны. Только после 3 лет он может заметить ошибку в своем решении задачи. И это - настоящая революция в мировосприятии ребенка! Составные картинки бывают разными по уровню сложности, и этот уровень с возрастом должен повышаться.

Можно выделить четыре вида составных картинок :

  1. картинки-вкладыши , которые вкладываются в готовую форму,
  2. разрезные картинки,
  3. кубики с картинками на всех гранях;
  4. пазлы

Картинки-вкладыши

Картинки-вкладыши, кубики или разрезные картинки достаточно традиционные игры. А вот пазлы сравнительно недавно завоевали прилавки игрушечных магазинов. Количество, размер и форма деталей, сюжет и художественное оформление составных картинок бывают самыми разными и зависят от возраста, для которого предназначена игра. Если с картинками-вкладышами могут играть 2-летние малыши, то пазлы предназначаются детям постарше.

Но прежде чем говорить об их достоинствах и недостатках, остановимся подробнее на каждой из перечисленных групп.

Картинка-вкладыш представляет собой картинку с вырезанными частями. Нужно найти недостающие кусочки и вложить на свои места, чтобы получилось целостное изображение. Например, рисунок вазы с фруктами, в котором вырезаны отдельные фрукты. Эта игра предназначена для детей от 2-х до 4-х лет . Ее задачу можно выразить вопросом «чего здесь не хватает?» Обычно дети уже в два года достаточно легко справляются с вкладышами, например, с такими, как ряд овощей и фруктов или ряд собачек одинаковой формы, но разной величины.

Таким образом, занятия с картинками-вкладышами очень хороши для становления и развития только появляющегося у малыша наглядно-образного мышления. Выбирать картинки-вкладыши необходимо исходя из возраста ребенка: чем он младше, тем меньше должно быть вырезано кусочков, тем крупнее детали.

В самом простом варианте этой игры вырезанный фрагмент имеет ровные края, а изображенный на нем рисунок - симметричен (например, симметричная ромашка на кусочке-квадрате). Либо форма кусочка соответствует изображению: вырезанные чашка, блюдечко, ложка и т.д. В этих случаях ребенку, чтобы справиться с задачей, нужно просто понять, из какой части картинки этот элемент. Чтобы усложнить задачу, можно предложить малышу картинку с неровными, но не совпадающими с границами рисунка краями вырезов.

Еще труднее ребенку справится с картинкой, вырезанные части которой имеют ровные края, но изображение, расположенное на них, не симметрично: например, на квадрате нарисована птичка - ребенку приходится следить за тем, чтобы не положить ее вверх ногами. Либо каждый кусочек представляет собой не отдельный образ, а лишь его часть, например, фрагмент вазы или цветка. Здесь ребенок вынужден ориентироваться на форму выреза и соответствующего кусочка (круг вставляем в круглый вырез, треугольник - в треугольный), а также учитывать содержание нарисованного, соотносить детали изображения, все линии, цвета и расположение рисунка. Эти картинки-вкладыши представляют особую сложность для малыша в связи с возрастными особенностями, и на каком-то этапе ему потребуется помощь взрослого. Однако подобные игры подготавливают базу для успешного развития наглядно-образного мышления. Полученный опыт позволит ребенку легче справляться с гораздо более сложными головоломками - пазлами.

Разрезные картинки

Разрезная картинка - это картинка, разрезанная по прямым (как правило) линиям. Ребенку не надо думать о форме кусочков, и он может сосредоточиться на изображении. Это занятие хорошо подходит для детей от 2 до 5 лет. Дело в том, что пока малышу нет 5 лет, ему сложно ориентироваться сразу по двум параметрам - по форме кусочков (то, как разрезана картинка) и содержанию (что изображено). Однако именно в этом возрасте разрезные картинки в наибольшей мере способствуют развитию наглядно-образного мышления.

Самыми простыми разрезными картинками являются изображения отдельных знакомых ребенку предметов (ведерко, домик, бабочка), разрезанные на две симметричные части. Сложность собирания картинки возрастает с увеличением количества частей и с появлением сюжета. Малышам игры с разрезными картинками доставляют огромное удовольствие. Например, дом, разделенный на части («крыша», «стена», «основание») можно «строить». Благодаря такой игре у ребенка развиваются сосредоточенность, наблюдательность, воображение, зрительное восприятие и формируются целостные представления о предмете.

Красочные и художественно выполненные разрезные картинки можно купить во многих магазинах, не только в «игрушечных», но и книжных. Их легко сделать и своими руками, разрезав любую картинку сначала на две, потом на четыре части и т.д. Используя сюжетные картинки можно придумывать целые истории и, выкладывая их, проговаривать, что возле чего находится. Таким образом, можно содействовать и речевому развитию ребенка.

Покупая или самостоятельно изготавливая разрезные картинки, нужно обращать внимание на следующие моменты: изображение на картинке должно быть узнаваемым (в этом отношении мишка для европейского ребенка лучше, чем носорог, а носорог – лучше, чем каракатица); используемые в рисунке цвета должны быть яркими, но не раздражающими; количество деталей должно соответствовать возрасту.

Кубики

Составные картинки на кубиках имеют свою особенность, связанную с формой куба. Фрагмент, расположенный на каждой грани - это уже не просто часть плоского изображения. Чтобы картинка получилась, недостаточно поставить кубик на свое место, его нужно повернуть правильной стороной.

Составные картинки на кубиках предполагают наличие элементарного представления о кубе. Этот вид составных картинок выполняет свою развивающую задачу для детей с 3-4 до 6-7 лет . Знакомство нужно начинать с четырех кубиков, на которых помещено изображение какого-то отдельного предмета (фрукт, собачка, машинка и т.д.). Предлагая игру, все кубики нужно повернуть одной картинкой вверх - это упрощает задачу, малышу остается расположить их в правильном порядке. По мере освоения ребенком этой игры задачу нужно усложнять: сначала один кубик повернуть не той стороной и попросить ребенка найти на нем недостающую часть картинки, затем то же сделать с двумя кубиками, с тремя. Постепенно ребенок освоится в этой игре. Теперь ему можно предложить сюжетное изображение на картинках (например, сцену из знакомой сказки).

Чем хороши кубики? Многие из них выполнены в одном стиле, например, на всех сторонах - сцены из сказок, причем на трех сторонах нарисованы события, происходящие в избе, а на остальных трех - в лесу; все стороны раскрашены в одной цветовой гамме. Поэтому иной раз даже взрослому не легко с первого взгляда определить, правильной ли стороной повернут кубик. Чтобы не ошибиться, нужно быть очень внимательным и терпеливым.

Важные моменты при выборе кубиков: единство стиля, цветовой гаммы, сходство сюжета и уровень сложности, соответствующий возрасту. Именно такие кубики максимально эффективно выполнят свою развивающую задачу.

Пазлы

От приведённых выше составных картинок, пазлы отличаются кривой линией соединения деталей. Это, казалось бы, незначительное отличие меняет сам характер деятельности ребёнка. Собирая пазлы , необходимо форму каждого кривого кусочка со сложными краями соотнести с формой соседних, таких же сложных кусочков и сделать так, чтобы они совпали, т.е. из разрозненных кусочков получилась сплошная ровная поверхность. Это уже само по себе оказывается довольно трудной задачей для малыша. Но, собирая такие картинки, ребенок должен учитывать не только форму элементов, но и то, что на них изображено. До 4-5-летнего возраста игра с пазлами не имеет отношения к работе образного мышления, поскольку трудно учитывать два признака одновременно. Форма для малыша - более простой и значимый признак, чем содержание. Иными словами, малыши обращают внимание на форму кусочков, самой картинки при этом не замечая. Тем не менее, начиная с 4 лет, ребенку можно предложить пазлы из малого количества деталей для знакомства с этой игрой.

Пазлы очень разнообразны и по сложности, и по способу действия. Наиболее простыми являются пазлы , на каждом кусочке которых изображён отдельный, узнаваемый ребёнком образ (рыбка, облако, мальчик на самолетике). Обычно эти картинки имеют рамку с «дном», своего рода подставкой, на которых прочерчены линии, повторяющие контур кусочка. Поскольку целый образ воспринимается легче, ребенку 4-6 лет больше подходит этот, простой, вариант.

В более трудных случаях картинка разрезана на большое количество частей (в своем полном варианте она обычно помещается крышке на коробки). Часто детали на первый взгляд почти не различимы меж собой. Поэтому практически невозможно найти место для каждого кусочка, ориентируясь исключительно по рисунку или цветовой гамме (таковы, например, пазлы с изображением моря или неба). Здесь поможет умение ориентироваться на форму.

Собирание пазлов требует нового, в чем-то более формального подхода к игре. Если в предыдущих составных картинках гораздо проще было начать с узнаваемых моментов, например, с мордочки животного, что значительно упрощало игру, то в более сложных пазлах необходимо сначала задать общую форму, в которую будут вкладываться многочисленные кусочки. Для достижения успеха начинать раскладывание лучше с рамки картинки. Часто ребенок видит, что сюжетную линию уловил правильно и «этот кусочек должен быть где-то рядом с этим», но форма настолько сложна, что он не сразу может правильно соединить детали. Это под силу детям 6-7 лет . В самых сложных случаях кусочки настолько похожи и так легко соединяются друг с другом, что можно не правильно сложить картинку и заметить это, только если быть очень внимательным.

Развивающее значение пазлов. Многие люди отмечают релаксационный эффект этой головоломки. Взрослые не меньше детей, если не больше, любят заниматься составлением картинок; могут неделями собирать пазлы , состоящие из тысяч деталей, которые сами «ведут» руку человека, подсказывая решение. Такое собирание не требует мыслительного напряжения и творческих усилий.

Аналогичное воздействие пазлы могут оказывать и на детей. Часто родители и воспитатели детских садов используют игру ребенка с ними как возможность занять его: пока малыш сидит тихо, спокойно, его не видно и не слышно, можно заняться своими делами. Как и в случае со взрослыми, это занятие позволяет снять излишнее возбуждение, поэтому его хорошо использовать как расслабляющее и успокаивающее средство в работе с чрезмерно подвижными или просто перевозбужденными детьми, а также с детьми беспокойными, излишне тревожными. Однако дети стеснительные, замкнутые, необщительные часто используют собирание пазлов как своеобразный уход от окружающего мира. Таких детей можно увидеть в детских садах: обычно они в абсолютном одиночестве сидят где-нибудь в уголке и чуть ли не часами собирают эти самые пазлы , автоматически подбирая детали. Конечно, таких детей необходимо вводить в круг сверстников, обеспечивая им полноценное общение. Например, с помощью тех же пазлов : устроить коллективное составление картинки.

Но важно отметить, что для того чтобы пазлы действительно имели для детей развивающее значение, необходимо участие взрослого. Ведь любую игрушку ребенку преподносит взрослый, именно он раскрывает ее суть и все возможные способы игры с ней. Ребенок, который остается один на один с коробкой пазлов , скорее всего, сведет игру к механическому подбору деталей картинки.

Развивающая задача этой игры заключается в формировании образов и представлений ребенка. Задача взрослого - помочь ребенку удержать в сознании собираемый образ. Чтобы пазлы способствовали развитию мышления, взрослый должен акцентировать внимание на сюжете картинки, т.е. именно на том, что собирает ребенок, а не на рамке или форме кусочков.

С маленькими детьми можно придумывать рассказы и сказки по картинкам, которые рассказываются по мере их составления. Например, раскладывая картинку с изображением леса и его жителей, можно рассуждать с ребенком следующим образом: «кто нарисован на этом кусочке? – птичка – что у нее в клюве? – веточка – а что птичка делает? – летит – зачем же ей веточка? – чтобы построить гнездо» и т.д. Такие рассуждения помогут ребенку не застревать на деталях, а включать их в целостную картинку.

- -


Статьи по теме: