Дидактические игры для развития речи у старших дошкольников (презентация). Презентация "развитие речи детей посредством дидактических и развивающих игр" Презентации дидактических игр развитию речи

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ И РАЗВИВАЮЩИХ ИГР» Выполнила воспитатель Антошина А.В. ГБДОУ д/с №33 2017 год

2 слайд

Описание слайда:

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Развитие речи дошкольников старшего возраста в игровой деятельности Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, голосового аппарата Поддерживать интерес детей к диалогическому общению в совместных играх и занятиях. Месяц Содержание работы сентябрь Выбор темы. Подбор литературы Октябрь Проведение наблюдения и выявление уровня речевого развития детей в ходе применения специализированных дидактическихигр Ноябрь-декабрь Формирование картотеки дидактических игр, направленных на речевое развитие детей, изготовление материала для игр Январь-февраль Активное использование дидактических игр упражнений на развитие речи. Создание в группе центра речевого развития. Март-апрель-май Взаимодействие с родителями: оформлениепапок – передвижек, консультации, беседы, выставки и совместные дела

3 слайд

Описание слайда:

Изучение специальной методической литературы: (в течении года) Алексеева. М.М. Речевое развитие дошкольников[Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. –М.: Академия, 2000. 159 с. 2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей[Текст]: Книга для воспитателей детского сада/ А. Г. Арушанова. -М.: Мозаика-Синтез, 2000. 272 с. 3Артемова, Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников [Текст]: для воспитателей детского сада и родителей./ Л.В. Артемова. –М.: Просвещение, 2008. 96с. 4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М. М. Бахтин / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. -М.: Искусство, 2003. 423 с. 5. Белоус, Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности [Текст] / Е. Белоус // Дошкольное воспитание. –2009. -№7. С. 66-70. 6.Бейлина, А Ф. Фребель: игры и игровые средства [Текст]:/ А. Бейлина // Журнал Дошкольное воспитание. –2010. № 3. С. 56 –59. 7. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре.[Текст]/А.К. Бондаренко, А. И. Матусик.–М.: Просвещение, 2002.

4 слайд

Описание слайда:

Услуги Интернет. Изучение статей в журналах: «Воспитатель в ДОУ» «Дошкольное воспитание» «Ребенок в детском саду» «Обруч» 8.Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Кн. для воспитателей детского сада. –2-е изд., дораб./ А.К Бондаренко. –М.: Просвещение, 2009. 169с. 9. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника [Текст]/ Т. Ветчинкина // Учитель. –2009. -№3. С. 14-15. 10.Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования[Текст]: / Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. –М.: Мозаика-Синтез, 2011.

5 слайд

Описание слайда:

Дидактические игры – это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т.д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.

6 слайд

Описание слайда:

настольно – печатные. игры разнообразны по содержанию, по обучающим задачам, оформлению. Могут быть разделены на несколько видов: парные картинки – например, подобрать картинки по сходству: лото, домино, разрезные картинки и складные кубики, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей, игры типа «лабиринт», предназначенных для старшего дошкольного возраста. словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляют знания о них, так, как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. игры с предметами. игры с различными игрушками, игры с природным материалом. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками. Виды дидактических игр

7 слайд

Описание слайда:

Игры с предметами можно проводить на занятиях со всей группой, с подгруппой и индивидуально с каждым ребенком, они планируются заранее. Определяется программная задача, продумывается оборудование игры (раздаточный материал). Продумывается словарная работа (напоминается, уточняется, закрепляется). Также продумывается организация проведения игр (за столом, на ковре, на улице, в зависимости от того какой материал используется). Посадка детей (сильный со слабым). Словесные игры в старшей и подготовительной группах проводятся пять минут – это конец занятий. Воспитатель не дает объяснения уже известной детям игры. Водящими могут быть сами дети. Игру лучше проводить в разных вариантах. Воспитатель должен заранее подобрать слова на случай затруднения детей

8 слайд

Cлайд 1

ГБОУ СОШ с.Курумоч детский сад с/п Белочка-1 «Роль игры в ризвитии речи дошкольника» Воспитатель первой категории Нуйкина Ю.В.

Cлайд 2

Актуальность Речь усваивается ребёнком самостоятельно, путём подражания, в процессе разнообразной речевой практики. Сталкиваясь с непониманием встречая языковые трудности на пути и достижению цели, ребёнок обращается к слову как особому объекту познания, начинает играть со словом,обследовательно, Словесные игры стимулируют желание ребёнка к экспериментированию со словом, способствуют обогощению словаря и речи ребёнка в целом.

Cлайд 3

Cлайд 4

Задачи Создание условий для формирования грамматического строя речи. Совершенствование грамматического строя речи через игру. Активизация словаря детей посредством использования игровых приемов и упражнений

Cлайд 5

Условия речевой уголок подбор настольно-печатных дидактических игр в соответствии с возрастом предметно-развивающая среда

Cлайд 6

Методы и приёмы обучения грамматически правильной речи Игры и упражнения на занятиях по развитию речи Раскрытие значения "маленьких слов" в словосочетаниях (работа над пониманием предлога) Соотнесение вопроса с соответствующей грамматической формой (какой?какая?какое?) Наглядное моделирование художественного текста в ходе игр-драматизаций Составление предложений, употребляя разные грамматические конструкции Сопоставление начальной и косвенной формы слова (топор-топором, лети-летит-летят) Исправление, подсказка правильной формы слова.

Cлайд 7

Cлайд 8

Игры для грамматического строя речи « Размыто письмо»; « Живое слово»; «Дополни предложение»;

Таким образом важнейшим условием полноценного речевого и общего развития ребенка является своевременное формирование у него грамматического строя языка средствами разнообразной игровой деятельности,поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления,речевого общения,планирование и организации деятельности его поведения,формирование социальных связей.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выполнила: воспитатель Чугунова Татьяна Викторовна

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры.

Игровая деятельность – ведущий вид деятельности.

созданию заинтересованной, непринужденной обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее. Игровой метод обучения способствует:

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала.

Развитие ЗКР, фонематического слуха Обогащение словаря Развитие речевого творчества Развитие связной, грамматически правильной речи Формирование звуковой аналитико- синтетической активности Речевое развитие Владение речью как средством общения

Игра дошкольников: Виды дидактических игр Настольно –печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения. Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи.

Обогащение словаря: «Покажи где?» «Кто или что это?», «Чудесный мешочек», «Кто что делает?», Кто как передвигается?, «Кто чем занимается?», «Из каких частей?», «Для чего нужны?», «Кто как голос подает?», «Одинаковые слова» , «Семейка слов» ,«Четвертый лишний», «Скажи наоборот». Развитие связной, грамматически правильной речи: «Что игрушка расскажет о себе» «На что похожи облака», «Добавь слово», «Чем похожи, чем отличаются», «Составь предложение», «Спрячь игрушку», «Чего нет?» «Кто, где стоит?», «Один – много», «Назови ласково», «Угощение» «Кого я люблю?», «Чей малыш?», «Кто, чем работает?» «Какой сок?», «Кто о ком заботится», «Кто, о чём мечтает?» «Чья игрушка», «Мой, моя, моё» Развитие ЗКР и фонематического слуха: «Как звучит», «Кто, как кричит?», «Попугай», «Звуковые дорожки». Развитие речевого творчества: «Составь рассказ», «Сочини сам», «Придумай загадку», «Что будет потом?», Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте: «Найди звук», «Собери цветок», «Весёлый поезд» «Собери бусы», «Парные картинки», «Где звук?»

Для большинства детей ведущий канал восприятия окружающего мира – зрительный, что ещё раз подчёркивает необходимость включения в систему работы приёмов и методов активизации зрительного анализатора.

В обогащении речи ребенка, в уточнении уже имеющихся у него слов, пополнении знаний об окружающем мире, большое значение имеют игры с мячом.

Таким образом, использование дидактических игр и упражнений даёт большие возможности для развития речи у детей - дошкольников: повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки; обеспечивается психологический комфорт; дети запоминают большое количество речевого материала; активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление)

Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.

Спасибо за внимание!


Подготовила ст. воспитатель МКДОУ детский сад №2 Олейникова Е.А. 2016г.


Слайд 2

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), речевое развитие включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; -обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой анаплитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Слайд 3

Правильная речь - важное условие в развития личности ребёнка. Решить эту задачу помогают дидактические игры.



Слайд 4

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

Слайд 5

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала.


Слайд 6

Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.

Слайд 7

Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи.



Слайд 8

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры. Игры с предметами Настольно печатные Словесные игры Дидактические игры Дидактические игры Игры с предметами Настольно-печатные игры Словесные игры

Слайд 9

Словарный запас дошкольника существенно уступает по объему запасу слов взрослого человека. Основная задача развития речи через дидактические игры – за счет увеличения объема накопленных знаний об окружающем мире количественно обогатить словарь ребенка, активировать и научить грамотно его использовать.


10

Слайд 10

В возрасте 2-3 лет малыш должен освоить названия предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, окружающих его в повседневной жизни и вызывающих его интерес. В этот период осваиваются и названия действий, производимых с этими предметами.

11

Слайд 11

В четыре года происходит дальнейшее пополнения словаря ребенка, с более подробным углублением в детали и характеристики окружающего мира. Это необходимо для усиления дифференцированного восприятия и углубления знаний об особенностях предметов, их назначении, строении и расширении понимания качеств и свойств.



12

Слайд 12

Основная задача дидактических игр по развитию в старшем дошкольном возрасте, наряду с дальнейшим пополнением словаря − обучение ребенка диалогической и монологической речи..В игровой форме следует создавать особые коммуникативные ситуации, в которых малыш должен поддерживать беседу, начиная и ведя диалог. Предполагаются игровые моменты, в которых взрослый и ребенок меняются местами и вопросы задает ребенок.

13

Слайд 13

Таким образом, система современных дидактических игр для развития связной речи - это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети речевые навыки обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно.

Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности познания окружающего мира, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходима формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка.

Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее.

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.

Основные задачи речевого развития

  • Развитие звуковой культуры речи;
  • Формирование грамматического строя речи;
  • Обогащение словарного запаса;
  • Развитие связной речи.
  • Речь ребенка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребенка.

Игры упражнения для развития речи младших дошкольников

Ведущая линия развития речи детей 3–4 лет – это воспитание звуковой культуры речи, обучение правильному звукопроизношению, формирование грамматического строя речи.

Игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста является развитие связной речи, усвоение фонетической стороны речи. Проводится работа по дальнейшему совершенствованию речевого слуха, закрепление навыков чёткой, правильной, выразительной речи. Дети дифференцируют, что такое звук, слово, предложение.

Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Использование мнемотехники сокращает время обучения и одновременно решает следующие речевые задачи: обогащение словарного запаса, составление рассказов, пересказ худ. литературы, отгадывание и загадывание загадок, заучивание стихов.

Статьи по теме: