Чертежи для компас 3d

Если вы недавно приобрели принтер, но уже осознали, что печатать чужие модели вам неинтересно, то этот цикл статей для вас. В своих статьях я попробую научить вас создавать собственные модели.

КОМПАС-3D Home - это доступная даже ребёнку система трехмерного моделирования, обладающая полными возможностями профессиональных пакетов.
КОМПАС-3D Home разработана российской компанией АСКОН на основе профессиональной системы КОМПАС-3D, которая существует на рынке уже более 26 лет.
Система полностью русскоязычная, включая все мануалы и справки, что безусловно упростит вам дальнейшее изучение.

Для ознакомления вы можете скачать бесплатную 60-дневную версию КОМПАС-3D Home, сделать это можно на сайте kompas.ru

Заполнив несложную форму, мы получаем на электронную почту ссылку на архив. Скачиваем архив, не забываем распаковать его и устанавливаем программу. Надеюсь этот процесс не будет для вас затруднителен.

При первом запуске появляется окно Вид приложения - просто нажмите Ок. Настройка вам пока не понадобится.


После запуска программы мы видим стартовую страницу:


Создадим деталь - для этого просто кликните соответствующий значок на стартовой странице.

Эскиз - основа любой модели.

Основой любой операции является эскиз. Эскизы располагаются на плоскостях или гранях модели.

Для построения эскиза необходимо нажать кнопку Эскиз на панели Текущее состояние и выделить нужную плоскость.


После этого вы переходите в режим эскиза - изображение разворачивается на плоскость экрана. В правом углу появляется значок режима эскиза.

Создадим прямоугольник. Для этого выберите команду Прямоугольник в панели Геометрия.


Вы можете либо кликнуть в двух произвольных местах на экране, либо ввести значения с клавиатуры. Введем значение высоты 50 мм - нажмем Enter, затем введем значение ширины 50 мм - нажмем Enter. Кликните в любой точке для размещения получившегося квадрата.


Теперь можно выйти из режима эскиза.
Для этого либо снова кликните на кнопку эскиза на панели Текущее состояние, либо на значок режима эскиза в правом верхнем углу рабочего поля модели.


Операция выдавливания


Теперь у нас есть эскиз, и мы можем выполнить операцию. Запустите команду Операция выдавливания на панели Редактирование детали.


Вы можете либо потянуть за хот-точки в окне модели, либо ввести с клавиатуры значение 50 мм - нажмите Enter для ввода значения. Нажмите кнопку Создать объект или Ctrl+Enter с клавиатуры для создания операции.

У вас получился куб или параллелепипед, в зависимости от ваших действий.


На наших уроках мы воспользуемся программой КОМПАС - 3D LT V12 (далее Компас), которую для учебных целей бесплатно предоставляет компания "Аскон" При запуске программы появится такое начальное окно:

В нижней части окна следует нажать кнопку "Чертёж". В окне Компас откроется стандартная рамка чертежа формата А4.


Для перемещения чертежа (рабочей области) по экрану следует нажать и удерживать при перемещении колёсико мыши. Для увеличения чертежа следует вращать колёсико мыши от себя и для уменьшения чертежа вращать колёсико на себя.
Изготовление чертежей не ограничивается форматкой А4. Для изменения формата чертежа следует в меню выбрать опцию "Сервис/Параметры:"


На экране появится панель настроек чертежа:


На закладке "Система", в списке параметров выберем "Параметры первого листа/Формат", а на правой панели из списка "Стандартный" выберем, например, формат А3 и в разделе "Ориентация" выберем горизонтальную ориентацию. Нажмём кнопку ОК и получим изображение листа формата А3. Итак, разобравшись с параметрами (лимитами) чертежа, рассмотрим основные панели инструментов.

Панели инструментов

При первом запуске программы Компас, инструментальные панели, обычно, расположены в левой части окна. Первое, что бросается в глаза, это слишком маленький размер изображений на кнопках. Настроим размер под себя. Для этого зайдём в меню "Сервис / Настройки интерфейса..."
В окне "Параметры" выберем опцию "Экран / Настройки интерфейса / Размер значков".


По умолчанию значки имеют размер 16х16 пикселей. Выберем из выпадающих списков размеры, например 24х24 и нажмём кнопку ОК. Значки станут больше и удобней для восприятия.
Все панели расположенные в окне программы сгруппированы по назначению. Рассмотрим основные панели и кнопки расположенные на них. Каждая панель имеет ручку (линия из точек).


Если подвести курсор к ручке, то курсор примет вид крестика со стрелками, это означает, что нажав левую кнопку мыши можно перетащить выбранную панель в удобное место окна программы Компас. Причём, в зависимости от положения на экране, панели будут принимать вертикальный или горизонтальный вид. В Компасе достаточно много различных панелей, поэтому для начала рассмотрим основные из них.
Панель рисования. Эта панель в Компасе называется "Геометрия".


Некоторые кнопки имеют в углу на изображении маленький треугольник. Это говорит о том, что кнопка универсальная и имеет несколько вариантов. Для того что бы посмотреть варианты назначения такой кнопки следует нажать на неё и удерживать. Например, если нажать кнопку "Прямоугольник", то появится панель дополнительных кнопок.


На этой панели можно выбрать метод рисования прямоугольника - по двум точкам или от центра, а так же выбрать рисование многогранников.
Следующая панель предназначена для выбора простановок размеров на чертеже и называется в Компасе "Размеры".

Так же, в Компасе есть возможность выбирать различные панели по своему усмотрению. Для этого нужно поместить курсор на любую кнопку интерфейса и нажать правую кнопку мыши. На экране появится список всех возможных панелей.


Для начала практической деятельности достаточно включить панели, показанные на рисунке.
Следует так же обратить внимание, что бы была активна "Панель свойств". Если не выбран никакой инструмент рисования, то эта панель не отображается на экране. Достаточно нажать любую кнопку рисования, например "Отрезок", как панель свойств тут же отобразится в нижней части окна.


Эта панель необходима в процессе построения чертежа. На ней отображаются текущие координаты курсора, она позволяет вводить параметры, такие как длину примитива, угол наклона, выбирать стиль рисуемой линии, а так же содержит системные кнопки.

Построение простых примитивов

Рассмотрим методы рисования некоторых примитивов. Начнём с рисования линии. Для этого на панели "Геометрия" следует нажать кнопку "Отрезок". При этом, при движении курсора по рабочему листу на панели свойств будут отображаться координаты первой точки (начала линии).


Для точного изготовления чертежей координаты X и Y можно вводить вручную. Для этого следует щёлкнуть в соответствующий редактор ввода и ввести необходимое значение, например 100 и 100. Завершается ввод значений нажатием клавиши Enter, при этом, начало отрезка зафиксируется в указанных координатах. Конечную точку отрезка можно задать несколькими способами. Первое - ввести координаты второй точки и нажать Enter; второе - ввести длину отрезка и указать угол наклона отрезка (угол указывается в градусах против часовой стрелки). При рисовании следует учитывать стиль линии, выбрав его из списка стилей.


Завершается рисование нажатием клавиши Enter. Если рисовать линию больше не нужно, то следует отключить кнопку "Отрезок" или нажать клавишу Esc на клавиатуре.
Для рисования окружности следует на панели "Геометрия" нажать кнопку "Окружность" (по умолчанию будет включено рисование окружности от центра).


Далее, щёлкнуть мышью в центре будущей окружности и на панели свойств ввести диаметр (при нажатой кнопке диаметр) или радиус (при нажатой кнопке радиус). Так же, в программе Компас предусмотрено рисование окружности с осями, для этого следует нажать кнопку оси.
Дугу в Компас удобно рисовать по 3-м точкам. Для этого на панели "Геометрия" следует нажать и удерживать кнопку "Дуга". На появившейся дополнительной панели выбрать "Дуга по 3 точкам".


Первая точка - начальная точка дуги; вторая точка - точка перегиба дуги; третья точка - конечная точка дуги.
Все примитивы, такие как линии, дуги, окружности и прочие принято рисовать, привязываясь к точкам предварительной разметки чертежа. О разметке чертежа и рисовании примитивов будет подробно рассказано в следующем разделе.

Начертим в Компас простую деталь, показанную на рисунке:

Для того чтобы размеры на чертеже соответствовали размерам, указанным на рисунке следует произвести предварительную разметку чертежа. Для этого создадим новый чертёж формата А4. Сначала линиями разметки создадим базовую точку в виде пересечения вертикальной и горизонтальной линий (так называемую виртуальную систему координат). В программе Компас предусмотрены специальные линии (бесконечные векторы), предназначенные для разметки. Набор таких линий находится на панели "Геометрия".



Сначала выберем вертикальную прямую. Выбрав эту линию мы увидим, что эта линия представляет из себя бесконечную вертикальную прямую. Поместим эту линию на расстоянии 30 - 50 мм (на глаз) от левой линии рамки чертежа и щёлкнем мышкой. Линия зафиксируется на листе. Затем следует выбрать горизонтальную прямую и поместить её на 30 - 50 мм над основной надписью чертежа, щёлкнуть мышкой и завершить ввод клавишей Esc. Должно получиться перекрестье:



Точка пересечения прямых будет точкой отсчёта для построения разметки. Ширина детали 102 мм. Сделаем разметку на это расстояние. Для этого выберем на панели "Геометрия" параллельную прямую.



На панели свойств следует включить кнопку "Одна прямая". Затем следует щёлкнуть по вертикальной разметочной линии построенной ранее, сдвинуть курсор немного вправо (чтобы указать сторону, с которой будет отображаться параллельная прямая) ввести с клавиатуры значение 102 (Это значение автоматически будет вписываться в поле "Расстояние" на панели свойств).

И завершается команда построения параллельной линии нажатием клавиши Enter. На листе должна появиться вертикальная линия, находящаяся на расстоянии 102 мм от исходной.
Высота детали равна 96 мм. Аналогичным образом выберем инструмент "Параллельная прямая", выделим горизонтальную линию, передвинем курсор немного вверх, введём значение 96 и нажмём Enter. Для завершения рисования следует нажать клавишу Esc или отключить кнопку "Параллельная прямая". В итоге у нас получится прямоугольник образованный линиями разметки.



Этот прямоугольник в точности соответствует габаритам будущей детали.

Создание слоя для чертежа

Прежде чем приступить к обводке контура детали следует создать ещё один слой, в котором, собственно и будет содержаться сам чертёж. Слои отображаются на панели "Текущее состояние":

Список слоёв позволяет выбирать нужный слой. Кнопка состояние слоёв открывает редактор слоёв. Нажмём кнопку "Состояние слоёв" и создадим ещё один слой.



Для этого следует нажать кнопку "Создать слой". В появившейся строке слоя, в поле "Имя" следует ввести имя нового слоя, например Чертёж.



Для завершения создания слоя следует нажать кнопку "Применить" и затем "Ok".
Чертёж будем создавать в новом слое, поэтому этот слой следует выбрать из списка слоёв:

Иногда Компас не отображает имена слоёв, а только номер слоя. Для отображения имён слоёв следует опять зайти в "Менеджер документа" и нажать кнопку "Настройка слоёв".



В окне "Параметры" выбрать "Графический редактор/Слои".



В правой панели поставить флажок у строки "Отображать имена слоёв" и нажать кнопку "Ok".

Черчение и редактирование контуров

Выбрав слой "Чертёж", нажмём на панели "Геометрия" кнопку "Отрезок".



Если теперь подвести курсор к одному из перекрестий нашей разметки, то появится точка привязки "Пересечение".



Следует щёлкнуть мышкой в этой точке и переместить курсор вверх к следующей точке разметки с привязкой "Пересечение", щёлкнуть мышкой и на листе отобразится вертикальная контурная линия. Следует обратить внимание, что линия действительно контурная (основная). Информация о типе линий находится в списке стилей.



Далее следует, аналогичным способом, нарисовать остальные три линии. Завершение рисования клавиша Esc.



У полученного контурного прямоугольника следует скруглить углы радиусом 12 мм. Для этого воспользуемся кнопкой "Скругление", которая находится на панели "Геометрия".

При включенной кнопке "Скругление", на панели свойств следует ввести радиус 12 и проверить, чтобы были включены кнопки "Усекать первый элемент" и "Усекать второй элемент".

Так как на чертеже присутствуют линии разметки, то они могут мешать процессу скругления. Следует их временно скрыть. Для этого следует в списке слоёв выбрать системный слой 0 (наш слой для разметки) и погасить в нём лампочку - линии разметки пропадут с экрана.

Для скругления, следует щёлкать мышкой последовательно по линиям прилежащим к углам скругления. Скруглив все четыре угла следует завершить операцию, нажав клавишу Esc или отключив кнопку "Скругление".
Вернём линии разметки на экран, включив лампочку слоя "Системный слой 0", сделаем этот слой текущим и сделаем разметку для центров отверстий. Центры отверстий находятся на расстоянии 12 мм от краёв детали. Выберем опять инструмент "Параллельная прямая". Сначала следует выделить, например, левую вертикальную линию разметки, сдвинуть курсор немного вправо, затем ввести в поле "Расстояние" число 12 и нажать клавишу Enter. На экране появится линия разметки на расстоянии 12 мм от базовой линии. Для её фиксации следует ещё раз нажать клавишу Enter.



Аналогичным образом следует построить остальные 3 линии разметки центров.
Для центрального отверстия следует построить разметку на расстоянии 51 мм от левой разметочной линии и на расстоянии 48 мм от верхней разметочной линии.



Для черчения окружностей следует переключиться на слой "Чертёж". Выбрать инструмент рисования "Окружность". Подвести курсор к точке привязки "Ближайшая точка" и щёлкнуть мышкой.



Далее, ввести диаметр 14 и нажать клавишу Enter. Окружность появится на чертеже. Таким же образом следует построить остальные 3 окружности. Для центральной окружности следует ввести диаметр 44 мм. В итоге чертёж будет готов.



Простановка размеров

И в заключение нашей работы следует проставить размеры на чертеже. На панели "Размеры" следует выбрать инструмент "Линейный от отрезка до точки".



Для простановки габаритного горизонтального размера достаточно щёлкнуть мышкой по левой боковой линии детали, затем по правой боковой линии детали, затем передвинуть курсор вверх, располагая его между размерными выносками и щёлкнуть мышкой для фиксации размера. Так же проставляется вертикальный габаритный размер - сначала щелчок мыши по нижней линии детали, затем по верхней и зафиксировать размер, выведя курсор вправо от детали.



Для простановки размеров до центров отверстий, следует, например для горизонтального размера центрального отверстия, щёлкнуть мышкой по левой боковой линии детали, затем щёлкнуть мышкой по центру отверстия, вывести курсор вверх под размерную габаритную линию и щёлкнуть мышкой. Аналогичным образом следует проставить все необходимые линейные размеры.



Для простановки радиуса скруглений и диаметра отверстий выбираются соответственно инструменты "Радиальный размер" и "Диаметральный размер".


Для получения размера следует щёлкнуть по дуге или по дуге окружности, отвести курсор в сторону и щёлкнуть мышкой ещё раз для фиксации размера на чертеже.
И в заключение следует убрать с чертежа линии разметки, погасив слой "Системный слой 0".


Статьи по теме: