История возникновения шашек для детей. История шашек: происхождение, виды и описание, интересные факты. В литературе и искусстве

Куперман И. Тактика в стоклеточных шашках . М., 1967
Миротин Б.А., Козлов И.С. Тактика в русских шашках . М., 1974
Барский Ю.П. На ста клетках . М., 1977
Соминский С.С. Комбинационные идеи в русских шашках . М., 1979
Шаус Я.Л. Школа игры в международные шашки . М., 1981
Колодиев Ю.В. Сто клеток и тысячи тайн . Киев, 1982
Куличихин А.И. История развития русских шашек . М., 1982
Миротин Б.А., Либерман Л.А., Сальников А.А. 64 и 100 . М., 1982
Виндерман А.И., Герцензон Б.М. Шашки для всех: пособие для начинающих . М., 1983
Агафонов В.П. Комбинация. Международные шашки . М., 1984
Решетников В.В., Троцких Г.Н. Василий Соков . М., 1985
Русские шашисты: Д.Саргин, П.Бодянский, А.Шошин . М., 1987
Агафонов В.П. Курс дебютов. Международные шашки . М., 1988
Звирбулис В.А., Здоровяк Р.З. Типичные шашечные приемы . М., 1988
Голосуев В.М. Мастера шашечных турниров . Ленинград, 1989
Исаев Г. Творческая лаборатория шашечного этюдиста . Киев, 1989
Городецкий В.Б. Книга о шашках: русские и международные шашки . М., 1990
Герцензон Б.М., Гершт С.С. Волшебник русских шашек. (О В.А.Сокове) Лен-д, 1991
Герцензон Б., Напреенков А., Филиппов К. О шашках – с шуткой и всерьез . Ростов-на-Дону, 1991
Абациев Н., Болотовский М. Этюды о шашках . Чехов, 1995
Кадников Е.А. Шашечные арабески . Симферополь, 1997
Песоцкий В.А. Стратегия победы . Омск, 2000
Мамонтов А.В., Оерс И.Э. Шашечная литература. Библиографический указатель изданий, вышедших в России-СССР в 1827–1991 гг . М., 2001
Иванов Б.В. Шашечная композиция: Современный взгляд . Минск, 2003
Вирный А.Я. Немного о шашках, но по существу . М., 2004
Волчек А.А. Шашечный практикум: 2000 позиций для самостоятельного решения . М., 2004
Популярный шашечный практикум . Авт.-сост. В.Н.Пак. Москва-Донецк, 2004

Найти "ШАШКИ " на

Шашки
Инвентарь Доска 8×8 (10×10) клеток, шашки 12 (20) белых и 12 (20) чёрных
Игроков 2
Возраст 5+
Длительность партии С часами
Блиц: 5 минут
Быстрые шашки (рапид): 15 минут
Классические: 45 минут (русские шашки)
1 час 20 минут (международные)
Без часов
Неограниченное время
Сложность правил Низкая
Уровень стратегии Высокий
Влияние случайности Теоретически нет (игра с полной информацией), практически может проявляться в цейтнотах
Развивает навыки Стратегическое мышление, зрительную память
Шашки на Викискладе

История

Шашки входят в категорию так называемых игр шашечного типа , включающую множество разнообразных настольных игр для двух-четырёх игроков, в которые играют на расчерченной доске равноценными фишками. Кроме шашек, в неё также входят такие игры, как алькерк , го , ко-вай , латрункули , нарды , рэндзю , сенет и другие. Противоположная категория - игры шахматного типа - включает настольные игры для двух-четырёх игроков, в которые играют также на доске, но неравноценными фигурами (сянци , чатуранга , шахматы и другие). Общая их надкатегория - игры шахматно-шашечного типа , куда входят и гибридные игры, например, шашматы . [ ]

Достоверных сведений об изобретении шашек история не сохранила. Вполне вероятно, что различные игры шашечного типа изобретались на протяжении истории человечества многократно и независимо, чему способствовала простота инвентаря и правил. Считается, что известные сейчас игры шашечного типа представляют собой различные этапы эволюции игр на доске, так что все они в определённом смысле родственны друг другу, что подтверждается близостью инвентаря и названий игр. Так, названия шашек: русское «тавлеи » и польское «warcaby» связаны с европейским названием нардовой игры: tavola reale (в Италии), tables reales (в Испании), tavli (в Греции), tavla (в Турции), tables или backgammon (в Великобритании), vrhcaby (в Чехии). , . Принципиальным отличием шашек от нардовых игр стал отказ от игральных костей, которые были неотъемлемой частью многих древних игр (сенет , чатуранга), имитируя фактор случайности в жизни. Ещё одна категория шашечных игр развилась на Востоке. В этих играх шашки не двигаются, а лишь выставляются на доску, образуя те или иные развивающиеся конфигурации, между которыми, собственно, и идёт борьба (го , рэндзю).

Наиболее древние изображения игроков за игрой, определяемой как вариант шашек, имеются ещё в памятниках Древнего Египта [ ] . Народам, населявшим территорию нынешней России и прилегающие регионы, шашки были известны ещё в III веке [ ] . Игра в шашки была широко распространена на территории всей Европы в Средние века и эпоху Возрождения , не говоря уже о более поздних временах [ ] .

В XIX веке стали проводиться национальные чемпионаты по шашкам (в России с 1896 года , первый и бессменный чемпион С. А. Воронцов , неоднократные призёры А. И. и В. И. Шошины, Н. А. Кукуев и др.). В Великобритании и некоторых странах Британской империи проводились соревнования по английским шашкам (чекерс). Во многих странах получили распространение 100-клеточные французские шашки, ставшие впоследствии международными.

С XIX века определяются Чемпионы мира по международным шашкам и по чекерсу .

Первый чемпионат мира по международным шашкам состоялся в 1894 году. Его выиграл француз Исидор Вейс , удерживавший своё звание в течение восемнадцати лет. Игра была наиболее распространена во Франции и Нидерландах, на протяжении почти шестидесяти лет представители этих стран становились чемпионами мира. Созданная в 1947 году Международная федерация шашек (ФМЖД) проводит с 1948 года чемпионаты мира , имеющие уже официальный статус. Чемпионаты мира среди женщин стали проводиться с 1973 года.

Для проведения соревнований на 64-клеточной доске во Всемирной федерации шашек была выделена отдельная секция - Секция-64, которая стала заниматься организацией личных и командных чемпионатов мира и Европы, а также молодёжных чемпионатов мира и Европы. С 1985 года проводятся чемпионаты мира по бразильским , а с 1993 года по русским шашкам среди мужчин и среди женщин , по чекерсу среди женщин.

В 2014 году прошёл первый чемпионат мира по турецким шашкам среди мужчин , а на 2016 год состоялся первый чемпионат мира среди женщин .

Чемпионаты Европы по международным шашкам проводятся с 1965 года среди мужчин и с 2000 года среди женщин , по русским шашкам с 2002 среди женщин и с 2007 среди мужчин .

Проводятся также чемпионаты Азии (по шашкам-64, а с 1999 и по международным), Америки (по международным шашкам с 1980), Африки (по международным шашкам с 1980, пул чекерсу и русским шашкам с 2016), Кубок мира (по международным и русским), Кубок Европы и Кубок мира по чекерсу, национальные чемпионаты и различные турниры.

В настоящее время спортивные соревнования проводят:

Размеры доски Вариации правил

  • Первыми ходят белые или чёрные.
  • Начальное расположение шашек. Возможно размещение по диагонали на чёрных или белых клетках (в испанских шашках), а также по горизонтали (в турецких шашках).
  • Направление хода и взятия: по диагонали или по вертикали/горизонтали.
  • Возможность или невозможность боя назад простой шашкой.
  • Ход дамки на одну клетку или на любое количество клеток.
  • Правила взятия: при наличии нескольких вариантов боя в одних видах шашек игрок может выбрать любой вариант, в других требуется брать наибольшее количество. В чешских шашках при возможности боя простой или дамкой нужно бить только дамкой.
  • Правила превращения простой шашки в дамку: существуют различия в правиле превращения в дамку при прохождении дамочного поля во время взятия нескольких шашек противника. В одних правилах шашка, попавшая в середине хода на поле превращения, становится дамкой сразу же и может продолжать бить, как дамка, в других - простая становится дамкой только на следующем ходу, если предыдущий завершился на поле превращения.
Варианты правил хода и взятия
  • Дамка ходит на любое количество клеток; простая шашка может бить назад
    • Русские шашки
    • Международные шашки
    • Бразильские шашки
    • Канадские шашки
    • Пул чекерс
  • Дамка ходит на любое количество клеток; простая шашка не может бить назад
    • Испанские шашки
    • Португальские шашки
    • Чешские шашки
    • Турецкие шашки
  • Дамка ходит на одну клетку; простая шашка не может бить назад
    • Английские шашки (чекерс)
    • Итальянские шашки

Варианты шашек

64-клеточные

Русские

Русские шашки - традиционный и наиболее популярный вид шашек в России , странах бывшего СССР и в Израиле . Каждому игроку принадлежит 12 простых шашек, занимающие в начальной позиции чёрные поля первых трёх горизонталей, ближайших к игроку. Первый ход делают белые.

Основные особенности:

  • Шашки ходят только по клеткам тёмного цвета.
  • Доска расположена так, чтобы угловое поле внизу слева со стороны игрока было тёмным.
  • Простая шашка бьёт вперёд и назад, дамка ходит и бьёт на любое поле диагонали.
  • Во время боя простая шашка может превратиться в дамку и сразу продолжить бой по правилам дамки.
  • При наличии нескольких вариантов боя можно выбрать любой из них.

Обратные русские (поддавки)

В обратные русские шашки играют по правилам русских шашек, но с противоположной целью - отдать или запереть все свои шашки.

Английские (чекерс)

Пул чекерс (пул)

Португальские

Шаблон:Шахматная диаграмма 8x8/Lua В португальские шашки играют в Португалии , Бразилии , в некоторых странах Южной и Центральной Африки .

Доска повёрнута на 90 градусов по сравнению со стандартной - в левом нижнем углу находится белое поле. Шашки игроков занимают первые три ряда с каждой стороны, располагаясь на чёрных полях.

  • Дамка ходит на любое количество клеток вперёд и назад;
  • Простая шашка не может бить назад;
  • Бить нужно максимально возможное количество шашек соперника, а при равных вариантах боя нужно бить максимальное количество дамок.
  • При взятии через поле превращения простая шашка не становится дамкой, а продолжает бить как простая.

Нотация цифровая, поля нумеруются, начиная с правого нижнего угла, справа-налево.

Чешские

В чешских шашках дамка может ходить на любое число полей вперёд или назад. Простая шашка может бить только вперед, дамка может бить вперёд или назад на любое число полей. При наличии нескольких вариантов взятия шашек выбирается любой из них, при этом если возможно взятие и простой шашкой и дамкой, надо бить обязательно дамкой. При пропуске взятия, если соперник не сделал ответный ход, требуется совершить взятие. Если соперник уже сделал ответный ход, то ход не переигрывается и игра продолжается .

Нотация

Для записи ходов применяется буквенно-цифровая нотация, аналогичная в русских шашках.

Соревнования

Французские

Французские (старофранцузские) шашки - один из древнейших европейских шашечных вариантов. Распространились в соседних государствах, где дали национальные варианты шашек, подобные по правилам французским (например, английские шашки). После распространения во Франции игры на стоклеточной доске, популярность старой игры снизилась.

Турецкие

Шаблон:Шахматная диаграмма 8x8/Lua Распространены в Турции , Кувейте , Ливане , Сирии , Иордании , Греции , Армении , а также в Израиле . Турецкие шашки отличаются как начальным положением, так и правилами ходов и взятия. Простые шашки и дамки ходят и бьют по вертикалям и горизонталям.

Армянские (тама)

В настоящее время в таму играют в поселениях армян во Франции, Нидерландах и Аргентине . Игра ведётся на стандартной 64-клеточной доске, но шашки ходят и бьют не по диагоналям, а по вертикалям и горизонталям, взятие назад для простой шашки запрещено. Ещё одна их особенность - наличие «джентльменских правил» - правил, требующих от игрока предупреждать противника, когда его шашки ставятся под удар и когда простая шашка оказывается на седьмой или восьмой горизонтали.

Правила хода.

  • Простая шашка ходит на одно поле влево или вправо (прямо или по диагонали). Ход назад запрещён.
  • Дамка ходит на любое количество пустых полей по вертикали, горизонтали или диагонали в любом из восьми направлений.
  • Если простая шашка достигает последней горизонтали при взятии, то она может этим же ходом продолжать бой, но уже как дамка.
Правила взятия.
  • Простая шашка бьёт шашку противника по вертикали или горизонтали, стоящую спереди, справа или слева (бить назад запрещено), перескакивая через неё на следующее поле.
  • Дамка бьёт шашки противника по вертикали, горизонтали или диагонали, стоящие от неё через любое количество пустых клеток спереди, сзади, справа и слева, если следующее за шашкой поле свободно. Действует правило турецкого удара - при взятии нескольких шашек за один ход, каждую побитую шашку противника принято переворачивать сразу по ходу взятия.
  • Если есть несколько вариантов боя, игрок обязан выбрать тот, при котором берётся наибольшее количество шашек противника. Это относится к взятию и шашками, и дамками.
  • Если есть несколько вариантов боя с равным количеством взятых шашек, игрок вправе выбрать любой из них.

100-клеточные

Международные

Фризские

Популярны в Нидерландах. Игра ведётся на доске 10×10. Основное отличие от международных шашек в том, что бить надо не только по диагонали, но и по вертикали и горизонтали.

Планируется проведение чемпионата мира в 2018 году .

144-клеточные

Канадские

Шаблон:Шахматная диаграмма 12x12/Lua

Распространены во франкоязычных регионах Канады Квебеке и Онтарио и Новая Англия в США . В канадские шашки играют на доске 12×12, по 30 шашек с каждой стороны. В остальном правила аналогичны международным шашкам.

Другие разновидности

80-клеточные (Спанцирети)

Шаблон:Шахматная диаграмма 10x8/Lua Были предложены в середине 1960-гг. советским шашистом Николаем Спанцирети . Игра ведётся по правилам русских шашек на доске увеличенной ширины 10×8 клеток, при этом широкая сторона находится перед игроком. У каждого игрока по 15 шашек. При таком размере доски 3 дамки всегда выигрывают у одной дамки соперника, независимо от расположения (в отличие от русских шашек). В рижском журнале «Шашки» № 6 за 1984 год в была опубликована статья о данной разновидности шашек.

Алтайские

Сочетают в себе правила шашек и шахмат.

Шашки Вигмана

Шаблон:Шахматная диаграмма 8x8/Lua

Соперники играют одновременно две партии на обычной шашечной доске:

  • одна партия играется на чёрных полях
  • вторая партия играется на белых полях

В шашках Вигмана действует правило двойного хода : каждый игрок в свою очередь выполняет одновременно два хода. Возможные варианты:

  • два последовательных хода одной шашкой по чёрным или по белым полям
  • два хода разными шашками на полях одного цвета
  • два хода разными шашками на полях разного цвета.

При этом правило двойного хода приоритетно перед правилом обязательного боя, но если первым ходом создаётся нападение, то вторым ходом игрок обязан побить шашку противника.

Поскольку играются одновременно две партии, можно одну из них выиграть, а другую проиграть, и от игрока требуется соблюдение баланса, чтобы не «сдать» одну из партий за счёт достижения значительного перевеса в другой (если свои ходы он будет совершать преимущественно лишь в одной из них).

Двухходовые

Правила аналогичны правилам в русские шашки, но при этом игроки при своей очереди делают не один ход, а два (оба одной шашкой или двумя разными). Если игрок сделал первый ход из двух, в результате которого появилась возможность взятия, то вторым ходом он обязан совершить взятие. Ещё одно отличие - поражением считается ситуация, когда игрок может сделать только один ход из двух либо ни одного.

Нотация

Ходы белых записываются под нечётными номерами, а ходы чёрных под чётными. Например: 1.cd4 bc3 2.de5 cd6 .

Диагональные

Правила аналогичны русским шашкам, но начальная расстановка иная: большая диагональ свободна, сверху и слева от неё все клетки заняты черными шашками, снизу и справа - белыми .

Ласка

Шаблон:Шахматная диаграмма 7x7/Lua

Изобретёна в 1911 году чемпионом мира по шахматам Эмануэлем Ласкером . Размер доски 7×7 клеток. Игра ведётся в английские шашки по правилам столбовых шашек .

Простые

Правила соответствуют русским, но простые шашки не превращаются в дамку: достигнув дамочного поля они становятся запертыми, но при случае могут бить назад. Проигрывает тот, кто не сможет сделать свой ход .

Русские многоуровневые

Вариант игры, в котором шашка или дамка может ходить не только на свободное поле, но и на занятое своей фигурой поле, дамка при этом не может пересекать такое поле (перепрыгивать свои фигуры) за один ход, как и пешка.

Доска, расположение шашек в начальной позиции, правила взятия шашек соперника аналогичны правилам игры в русские шашки. Отличие правил русских многоуровневых шашек от русских шашек:

  • Шашка или дамка (фигура) может ходить на занятое своей фигурой поле. В таком случае ходящая фигура устанавливается поверх другой своей фигуры, образуя уровни. Но пересекать такое поле, то есть перепрыгивать свои фигуры, за один ход дамка не может, как и пешка.
  • Ход фигуры с поля, где стоят фигуры в несколько уровней, совершается верхней из них и по правилам данной фигуры, то есть если сверху стоит простая шашка, то ход совершается по правилам простой шашки, если сверху стоит дамка, то ход совершается по правилам дамки.
  • Если было побито поле, на котором стояло несколько шашек, то с данной позиции снимается верхняя шашка и убирается с поля. При этом возможна рубка нескольких фигур стоящих на одном поле в несколько уровней. Если есть возможность продолжить взятие других фигур соперника, в том числе стоящих на одном поле и еще не взятых, то взятие продолжается пока бьющая шашка не достигнет положения, из которого бой невозможен, то есть когда взяты все возможные фигуры на пути рубки.
  • Правило турецкого удара не применяется.

Самоеды

Играются на доске 8×8. В отличие от русских шашек, каждый из игроков может (и обязан при возможности, то есть, с самого начала игры) бить как шашки противника, так и свои шашки (взятие всегда производится своей шашкой). Можно бить несколько шашек обоих цветов за один ход. В принципе, возможна игра на доске 10×10, но без правила обязательного взятия большинства .

Северные

В северные шашки играют по правилам русских, но побитая дамка не снимается с доски, а превращается в простую шашку .

Ставропольские

По сравнению с русскими шашками добавлено лишь одно новое правило, резко усложнившее характер борьбы: в ставропольских шашках любой из игроков вместо хода своей шашкой всегда может сделать ход за противника. Так, начиная игру, белые имеют право играть чёрной шашкой. Двигать чужие простые шашки можно только в свою сторону и брать ими следует только свои шашки. Взятие обязательно .

Столбовые

Старинный вариант игры, в котором побитая простая шашка не снимается с поля, а ставится под побившую её башню .

Доска, расположение шашек в начальной позиции, правила взятия шашек соперника аналогичны правилам игры в русские шашки . Отличие правил столбовых шашек от русских шашек:

  • Каждая побитая простая шашка не снимается с поля, а ставится под побившую её башню.
  • Башня из нескольких шашек перемещается по полю целиком как единая фигура и принадлежит тому игроку, которому принадлежит самая верхняя её шашка.
  • Движение башни происходит по правилам простой шашки, если у неё сверху простая шашка, или по правилам дамки, если у неё сверху дамка.
  • Башня может пройти в дамки, при этом дамкой становится только её верхняя шашка.
  • Если была побита башня, то с неё снимается верхняя шашка и кладётся под побившую её простую шашку или башню. Если при этом верхней оказывается шашка другого цвета, то башня становится башней соперника.
  • Если шашка или башня бьёт несколько шашек или башен противника, то побитые шашки кладутся под бьющую фигуру последовательно. Правило турецкого удара не применяется.
  • Игра заканчивается победой, когда все шашки противника накрыты или заблокированы.

Цилиндрические

Формат PDN

Для записи партий с использованием компьютерных шашечных программ используется стандартизованный формат Portable Draughts Notation (.pdn ) , аналогичный шахматному PGN .

Терминология

Компьютерные шашки

См. также: Чемпионат мира по русским шашкам среди компьютерных программ 2008

Компьютерные программы:

  • Aurora Borealis - Русские шашки, Международные, Английские (чекерс), Пул, Бразильские, Итальянские, Чешские, Испанские, Фризские, 80-клеточные, Канадские, Тайские.
  • Программы серии Plus - Русские шашки и Русские поддавки (Plus600 ), Международные, Английские (чекерс), Пул, Бразильские, Чешские, Канадские.
Кроссплатформенные
  • Checkersland - Русские шашки, Международные, Поддавки, Английские (чекерс), Пул, Бразильские, Итальянские, Чешские, Испанские, 80-клеточные, Канадские, Тайские, Турецкие, Армянские, Готические, Греческие, Диагональные, Крода, Ласка, Лика, Малайзийские, Португальские, Ставропольские, Столбовые, Столбовые поддавки, Уголки (9 и 12 шашек), Филиппинские, Шри-ланкийские, Ямайские, Crowded, Sparse.
  • Dam и Moby Dam - Международные шашки.

В литературе и искусстве

  • Стихотворение «Когда за шашками сижу я в уголке» Александра Сергеевича Пушкина .
  • Адам Мицкевич . Стихотворение « » в переводе Дмитрия Дмитриевича Минаева .
  • В поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души » эпизод игры Чичикова и Ноздрёва.
  • В многосерийном фильме «Есенин » показана игра в пьяные шашки .

Примечания

  1. Мусихин А. К. Несколько шашечных игр // Логика или фортуна? Игры для всех. - Л. : Социально-коммерческая фирма «Человек», 1990. - С. 90-92. - 191 с.
  2. Русские шашки // Федерация шашек России
  3. Чекерс (Английские шашки). Правила игры в чекерс
  4. Вокруг чекерса
  5. Checkers Is Solved - Schaeffer et al. 317 (5844): 1518 - Science
  6. Настольные игры. Испанские шашки
  7. Активный отдых и спорт.
  8. Португальские шашки
  9. Правила игры в португальские шашки
  10. Rules of the game: Czech_Dama_rules  (англ.)
  11. Попова Е. А. 105 самых популярных настольных игр. - М. ; Донецк: АСТ; Сталкер, 2004. - С. 10. - ISBN 5-1702-6572-7 , ISBN 9-6669-6635-2 .
  12. Интеллектуальные игры: Турецкие шашки .
  13. Шашки, поддавки. Три жизни великого шашиста
  14. Иллюстрированные правила игры на сайте ФМЖД
  15. Фризские шашки. Краткое руководство
  16. Фрисландские (фризские) шашки. Блог Александра Георгиева.
  17. Histoire jeu de Dames Quebec
  18. Правила двухходовых шашек
  19. , с. 111.
  20. , с. 109-110.
  21. , с. 110-111.
  22. Энциклопедия Кругосвет

Литература

  • Голосуев В.М. Древняя и загадочная игра. Мир шашек. - СПб. : Интеграф, 1997. - 216 с.
  • Шашки // Игры и развлечения. Книга 2 / Сост. Л.М. Фирсова. - М. : Молодая гвардия, 1990. - С. 89-116. - 234 с.
Статьи
  • Валентин. История шашек (в иллюстрациях) (неопр.) (24 апреля 2014). Проверено 23 мая 2016.
  • Скирюк Д.И. История шашек ч. 12: Русские, Международные, Монреальские, 80-клеточные, Бразильские шашки (неопр.) (31 марта 2012). Проверено 23 мая 2016.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Так всегда бывает, когда чем то интересуешься. Чем больше узнаешь, тем больше появляется возможностей узнать что то новенькое. Потом нескончаемый поток этого самого новенького захлестывает тебя с головой, и ты начинаешь тонуть. Но пока это не произошло - жизнь прекрасна.

Я хочу рассказать о том, с чем знакомы почти все. О том, чем мало кто интересуется. О том, о чем никто практически ничего не знает. Я хочу рассказать о Шашках . Не спешите ухмыляться. Если вы думаете, что знаете о Шашках все, ответьте (для себя) на несколько простых вопросов:

  • Какие разновидности Шашек существуют?
  • Чем отличаются Шашки от Шахмат?
  • Что общего у Шашек и «Крестиков-ноликов»?
Эти вопросы кажутся вам глупыми? Это нормально, мне тоже казались… пока я не заинтересовался историей Шашек

Я всегда интересовался логическими играми, но разнообразие всевозможных правил привлекало меня больше чем сам процесс игры. Правда материальная база подкачала. Сами посудите, поиграть с кем то (да хоть и самому с собой) в Шашки или в Шахматы не сложно. Доска и комплекты фигур продаются в любом специализированном магазине. С Сёги или Сянцы все гораздо сложнее. В магазинах этих игр не найти (по крайней мере у нас в глубинке), а собственные конечности, прямо скажем, больше приспособлены для нажимания кнопок, чем для обработки дерева.

Разумеется, в наше время, почти для любой игры можно найти компьютерную программу. Ключевых слов в этой фразе ровно два - найти и почти . Именно поэтому я так обрадовался, когда обнаружил ZoG . Да, она не очень сильна в Шахматах, но зато позволяет запрограммировать практически любую игру своими силами (чем очень многие не замедлили воспользоваться). Наткнувшись на этот клондайк настольного игростроя я невольно заинтересовался логическими играми (в том числе историей их развития) более серьезно.

Долго ли, коротко ли, но после продолжительного шатания по википедиям и тематическим форумам, я наткнулся на замечательный блог Дмитрия Скирюка . Забавно, что вышел я на этот блог в поисках внятного описания некой средневековой игры под названием Ритмомахия . Вот что, по этому поводу, написал сам Дмитрий:

… Ритмомахия, признаюсь, меня заинтересовала. Я начал копать в этом направлении, и прямо скажем, не очень преуспел, зато наткнулся на след, который привёл меня к Чейзу...

Ну, как я уже говорил, если что то ищешь, то очень часто находишь совсем не то что искал. Зато я познакомился с «Чейзом». Скажу сразу, размещение описания этой игры в теме «История шашек» меня озадачило. Для начала, я понял, что практически ничего не знаю о Шашках. Это, впрочем, не удивительно. Как, вероятно, и большинство моих соотечественников знаю я о Шашках с детства, но, при этом, никогда не рассматривал эту игру как что то серьезное (такое, как например, Шахматы).

Каюсь, я был не прав … Тематический Дмитрия предоставил достаточно материала для размышлений об этом. А потом я заметил, что почти для всех игр, упомянутых Дмитрием имеются ZoG реализации. Так родилась идея создания обзора, посвященного истории Шашек. Разумеется, мой обзор вторичен. Я во многом опираюсь на обширный материал, собранный Дмитрием Скирюком и прошу рассматривать мой пост лишь как иллюстрацию к проделанной им гигантской работе.

Итак, начнем…

Думаю, что, из числа читающих этот пост, будет сложно найти человека ни разу не игравшего в «Крестики-Нолики». Конечно, скажете вы, но какое отношение это имеет к Шашкам? Давайте не будем торопиться. Итак, «Крестики-Нолики». Простые правила, доступный «инвентарь»… У этой замечательной игры есть всего один недостаток - при правильной игре сторон она всегда (и очень быстро) завершается вничью. Это очень скучно, поскольку полностью отсутствует какая либо интрига. В результате, в такую игру (часами) способны играть разьве что младшие школьники.

Разумеется, предпринимались неоднократные попытки сделать эту игру более интересной. Лично я знаю два принципиально различных подхода к усложненению этой игры (на самом деле, больше, но об этом позже). Во первых, можно увеличить размер или размерность доски. Таким образом, можно играть на 3D, или гексагональной доске, либо на доске большого размера. Само собой, на большой доске нет смысла играть по правилам «три в ряд». Чтобы игра была интересной, требуется построить ряд из пяти фишек. Добавив к этому неcколько правил, для исправления игрового баланса, получим Рэндзю :

В отличии от своего прародителя, Рэндзю является вполне «взрослой» игрой. По ней имеется учебная литература, проводятся международные чемпионаты. Но увеличение размера доски не единственный способ усложнения игры. Вместо того, чтобы увеличивать размер доски, можно разрешить двигать фишки. В начале игры, игроки могут выставлять их на доску так же как в «Крестиках-ноликах», но исчерпав выделенный лимит фишек (и получив на доске закономерную ничейную позицию) игроки могут начать двигать фишки по доске, с целью построения линии «3 в ряд». Вероятно, первоначально, игра велась на поле 3x3. Именно в таком виде игра под названием «Танец 3 мужчин» описана в книге Мартина Гарднера «Математические головоломки и развлечения».

Это более интересная игра чем «Крестики-нолики», но ее можно сделать еще интереснее. Во первых, можно увеличить и усложнить игровое поле, дать игрокам более 3 фишек и, самое главное, изменить условие победы. Поставив линию из 3 фишек игрок не выигрывает, а имеет право убрать с поля любую фишку противника. Цель игры - убрать с доски все фишки противника. Именно так выглядит игра «Танец 9 мужчин», также известная как "Мельница ". Варианты игровых полей для «Мельницы» весьма разнообразны . Вот как выглядит партия игры в "Мельницу " на одной из таких досок:

Как и любая другая история, история Шашек не могла обойтись без египтян. Именно в Египте была придумана игра под названием Seega . Хотя эта игра и не очень популярна, она дожила до наших дней. Таким образом, это, по всей видимости, наиболее древний вариант «зажимных шашек», правила которого нам известны. Греки и римляне также внесли свой вклад в развитие шашечной игры, придумав игры "Петтейя " и "Латрункули ", соответвенно. Вне всякого сомнения, эти игры существовали, но, к сожалению, об их правилах практически ничего не известно. Некоторые исследователи считают, что «Сиджа» произошла от «Петтейи», но и в этом твердой уверенности нет.

Все эти игры представляли собой метафору боевых действий, характерных для того времени. Каждый игрок имел набор однотипных фигур (своего цвета) и мог перемещать их по доске, в соответсвии с правилами. Фигура противника убиралась с доски (во всяком случае в «Сиджа») после «зажимания» с двух сторон (по вертикали или горизонтали) своими фигурами (два солдата побеждали в бою одного). В «Сиджа» игра начиналась с выставления фигур на доску (как в «Мельнице»). Только выставив все свои фигуры игроки могли начать перемещать их на одну клетку по вертикали или горизонтали. Вот как это выглядело:

Другой игрой «зажимного» типа, дошедшей до наших дней, является японская Hasami Shogi . Эту игру, по праву, можно назвать «японскими шашками». Удаление фигур противника с доски, также, осуществляется путем их «зажимания» с двух сторон (что и отражено в названии игры Hasami - «клещи»), но «зажимать» можно не одну, а несколько фигур сразу (также имеются сложные правила «зажимания» фигур в углу доски, посмотреть которые можно в следующем видео). Фигуры могут ходить не на одну, а на несколько клеток сразу (как Ладьи в Шахматах). Интересно, что целью игры не является удаление с доски всех фигур противника. В различных вариантах, для победы, требуется либо снять с доски 5 фигур противника, либо (привет от «Крестиков-ноликов») поставить 5 своих фигур в ряд. Надо сказать, что все эти правила идут игре на пользу, делая ее гораздо более динамичной, по сравнению, например, с Seega:

По тем же «зажимным» принципам построена тибетская игра Gundru , также известная под названием "Мин Манг ". Так же как и в Hasami Shogi, «зажимать» можно по несколько фигур сразу, но захваченные фигуры не убираются с доски, а меняют цвет (фишки просто переворачиваются):

В конце видео можно заметить, каким образом игрок может свести партию к ничьей. К сожалению, подобная тактика возможна для всех игр «зажимного» типа, целью которых является захват всех фигур противника. Впрочем, это не делает игру менее интересной. Знатоки настольных игр несомненно уже обратили внимание на сходство принципов этой игры с другой игрой:

В отличии от игр упомянутых ранее, "Reversi " это относительно молодая игра, со сложной судьбой. Она была изобретена в Великобритании в конце XIX века, но впоследствии забыта, в связи с социальными катаклизмами начала XX века. В 1971 году она была возрождена в Японии под названием «Отелло».

Но вернемся к нашей истории. Вслед за греками и римлянами, свой вклад в развитие настольных игр внесли викинги. Совершая свои набеги, они распространяли по всему миру «Кости», «Мельницу», Шатрандж …
Но была и еще одна игра. В 1880 году, в одном из могильных курганов был обнаружен фрагмент доски, размеченный с двух сторон. Одна сторона предназначалась для игры в «Мельницу», другая - для неизвестной игры на поле 13x13 клеток. Были найдены еще несколько досок для этой игры, но правила оставались неизвестными. Вероятно, таковыми они остались бы и до сих пор, если бы не дневники Карла Линнея . В 1732 году, в Лапландии, он обнаружил игру, которую, впоследствии, удалось связать со сделанными находками.

Хотя в точности воссоздать правила всех игр семейства Тафл так и не удалось, несомненно, что они относились к играм «зажимного» типа. В отличии от игр, упомянутых здесь ранее, Тафл является не симметричной игрой. Целью одного из игроков «Обороняющегося» является вывод фигуры Короля «из окружения». Другой игрок - должен блокировать его, «зажав» своими фигурами с двух или более сторон (здесь в реконструкциях правил имеются разночтения). Взятие «рядовых» фигур осуществляется «зажиманием» их фигурами противника с двух сторон, но такое уничтожение фигур не является целью игры ни для одного из игроков. Интересующихся историей и правилами Тафла, я вновь отсылаю к блогу Дмитрия Скирюка, добавив, от себя, пример партии одной из таких игр:

Описанные выше игры относятся к играм «зажимного» типа. Но когда взятие фигуры стало осуществляться прыжком через фигуру противника? Существует еще одна игра , бывшая весьма популярной в средние века. На поле, напоминающем доску для игры в «Мельницу», 13 или более «гусей» (в зависимости от варианта игры) должны заблокировать (лишить возможности хода) одну «лису». «Гусей» больше, но возможности их хода ограничены (они могут ходить на один шаг только по вертикали или горизонтали). «Лиса», дополнительно, может ходить по диагоналям и, кроме того, может «есть» гусей, по шашечным правилам, перепрыгивая через фигуру противника. Разрешены даже цепочки взятий! Это, действительно, очень похоже на современные Шашки!

Хотя игра «Лиса и гуси» весьма интересна, в историческом плане, на мой взгляд, она несколько нудновата. Процесс запирания «лисы» может растянуться на очень долгое время. Мне больше нравится другая игра, на очень похожей доске. Девять полей, на ней, специальным образом выделены и представляют собой «крепость». В крепости находятся 2 стражника, цель которых - не дать нападающим занять все поля «крепости». Стражники могут есть нападающих так же, как «лиса», в игре «Лиса и гуси». Нападающие могут двигаться в любом направлении, по направлению к «крепости». Вот как всё это выглядит:

Следующей важной вехой в развитии Шашек стал испанский «Алькуерк». Эта игра велась на поле для игры «Аль Киркат», позаимствованной у арабов и представлявшей собой (скорее всего) вариант «Мельницы». Двигаться разрешено по размеченным линиям. Это не очевидно, на первый взгляд, но поля такой доски не одинаковы. Некоторые имеют восемь соседей, а некоторые всего четырех. Эта особенность делает игру весьма своеобразной, в тактическом плане. Из расстановки фигур, очевидно, что игрок, делающий ход вторым, имеет преимущество. Проблема, связанная с этим дисбалансом, обычно, решается проведением сериии игр, с достаточно сложной системой подсчета очков . К сожалению, нам не известны детали правил этой игры (было ли взятие обязательным, разрешалось ли ходить назад, происходило ли превращение фигур), но имеется множество её реконструкций.

Хотя Алькуерк не лишен недостатков, в игровом плане, он является важной переходной формой в истории Шашек. Поскольку эта игра была разнесена испанцами по всему миру, появилось множество её модификаций . Наиболее очевидным решением проблемы дисбаланса первоначальной игры было увеличение размера игрового поля. Так появились Харбага и еще большая по размерам Замма (в этой игре уже присутствуют «дальнобойные» дамки):

Простое увеличение размеров - не единственный вариант изменения доски. По аналогии с «Мельницей» было придумано невероятное количество разнообразных не квадратных досок для игры по правилам Алькуерка. Такие игры обнаружены в Индии, Америке, Африке и Азии и условно объединяются термином «военные» игры :

Другим подходом стало усложнение правил игры. Например в Дабло, сохранению которого мы также обязаны лапландцам, были добавлены фигуры «Принца» и «Короля». Эти фигуры, в отличии от «солдат», ходивших только вперед, могли ходить в любую сторону и «есть» по желанию. Кроме того, эти фигуры были «имунны» для обычных «солдат». «Короля» мог взять только вражеский «король», «принца» - «король» или «принц». Не думаю, что это решение было очень удачной мыслью, но игра получилась довольно интересная:

В условиях территориальной изоляции, возникли и более причудливые игровые системы на основе Алькуерка. Национальной гордостью жителей Мадагаскара, к примеру, является Фанорона , отличающаяся весьма оригинальным способом взятия фигур. Различаются два способа взятия - атакой и отступлением. При взятии атакой, игрок перемещает один из своих камней на некоторую точку так, что следующая точка на той же линии занята камнем противника, при этом, камень противника и все расположенные за ним камни того же цвета, снимаются с доски. При выполнении взятия отступлением, игрок перемещает один из своих камней с некоторой точки так, что предыдущая точка на той же линии занята камнем противника, при этом, с доски также удаляется непрерывная цепочка камней противника. Пожалуй, проще показать это:

Не менее интересна игра обитателей острова Ява. Края доски для игры в Суракарту замкнуты дополнительными двойными петлями, на каждом из углов доски. Для обычных ходов (на один шаг по вертикали, горизонтали или диагоналям) эти петли не используются, но выполняя взятие, фигура должна пройти по одной или нескольким петлям и занять поле, ранее занятое фигурой противника. Взятия осуществляются как в Шахматах, без прыжка через фигуру (с обязательным проходом по петле). Цепочек взятий нет:

Чуть менее оригинальна (но не менее интересна) африканская Йотай. Эта игра, как и Seega, начинается на пустом поле, размером 5x6 клеток. У каждого игрока по 12 фишек. Игроки поочередно выставляют фишки на доску или делают ход ранее выставленной фишкой (не обязательно после выставления всех фишек). Ходить можно только по вертикалям и горизонталям на одно поле. Взятия осуществляются по правилам Алькуерка, перепрыгиванием через фишку противника (цепочки взятий разрешены), но, при выполнении каждого взятия, игрок имеет право снять с доски одну (любую) дополнительную фишку противника. Такая «положительная обратная связь», в совокупности со скоростной манерой игры, делает партии Йотай совершенно непредсказуемыми:

Ну вот мы и добрались до новейшей истории. Революция в мире шашек грянула, когда их стали играть на шахматной доске. Поскольку игры семейства Шахмат были (и остаются) на пике популярности, использование их инвентаря для игры сказалось на распространении Шашек более чем благотворно. Стоит заметить, что ситуация с Hasami Shogi (о которой я говорил ранее), отражает ту же картину, но как бы, в уменьшенном масштабе. Для этой игры используется стандартный комплект Shogi, чрезвычайно распространенный в Японии. Сама же Hasami Shogi считается игрой куда менее серьезной (играют в нее, в основном, дети). Если бы Hasami Shogi не использовала доску и комплект фигур Shogi, вряд ли бы про неё хоть кто-нибудь знал.

Наиболее древними шашечными системами считаются игры с ортогональным ходом фигур. К ним относятся турецкие , армянские и осетинские шашки. Как уже наверное понятно, обычные фигуры могут ходить на одну клетку только вперед, влево или вправо (исключением являются армянские шашки, в которых разрешены ходы по диагонали). Бой фигур производится только ортогонально, «перепрыгиванием» через фигуру противника, на следующую за ней пустую клетку. Взятие обязательно. При достижении последней линии, происходит превращение в усиленный вариант фигуры - «дамку». Дамка дальнобойная. Цель игры - лишить противника возможности хода («съесть» или «запереть» все его фигуры). Вот как выглядит партия в турецкие шашки:

Другое, более знакомое нам семейство игр пошло по пути сознательного отказа от использования половины шахматных полей, разрешив фигурам перемещаться только по диагоналям. Это решение может показаться странным, но, возможно , именно ему мы обязаны знаменитой разметкой шахматной доски. Современных разновидностей шашечной игры, порой незначительно различающихся правилами, довольно много. Пожалуй, главным камнем преткновения является вопрос о дальнобойности дамок. В английских Checkers , дамки тихоходные. От обычных шашек они отличаются только возможностью хода и «рубки» назад. Более привычный нам русский вариант гораздо более динамичен, за счет использования «дальнобойных» дамок:

Пожалуй, наиболее оригинальным является итальянский вариант. В нем, как и в Dablot, о котором я говорил ранее, проводится в жизнь мысль, о том, что некоторые шашки более равны чем другие . Обычные шашки не могут есть дамок, правда, в отличии от Dablot, могут быть в них превращены, за особые заслуги (дойдя до полей превращения). Предком этого варианта игры, несомненно, является итальянская же Damone (цель игры - захватить все фишки или главную дамку противника):

Разумеется, история Шашек, на этом, не заканчивается. С учетом того, что, в отличии от Шахмат, Шашки уже полностью просчитаны на компьютерах, для дальнейшего существования, они просто обязаны развиваться. Существует множество вариантов усложнения игры. Наиболее очевидным из них, как и множество раз до этого, является увеличение размеров доски. Помните, в начале этой статьи, я говорил, что знаю более двух способов усложнения игры в «Крестики-нолики»? На самом деле, таких способов множество. Существуют, к примеру, "вертикальные " крестики-нолики. А можно поменять саму цель игры. Что если считать проигравшим игрока, вынужденного построить линию «3 в ряд»?

Аналогичный подход применим и к Шашкам. Это может показаться странным, но подобные "обратные " игры, оказываются гораздо сложнее их «прямых» аналогов (особенно при наличии правила обязательного взятия фигур). Во всяком случае, насколько мне известно, до сих пор, не удалось разработать компьютерную программу, адекватно играющую в «Поддавки». К сожалению, эта игра незаслуженно обойдена вниманием мирового сообщества. Возможно дело в уничижительном названии, возможна сама идея «поддать» все свои фигуры не кажется достойной, я не знаю. В любом случае, я считаю, что Поддавки - одна из игр будущего. Другим возможным вариантом «улучшения» Шашек могут оказаться Столбовые шашки .

Отдельного упоминания заслуживают различные варианты Шашмат , наглядным историческим примером которых может служить алтайская Шатра . В ней грань между Шашками и Шахматами становится совсем тонкой и практически невидимой. Хотя нет твердой уверенности в том, что в древности на Алтае играли именно таким образом, реконструкция получилась весьма интересная и, несомненно, очень оригинальная:

Существуют и еще более оригинальные игровые системы, такие как, например, Abalone, разработанная Мишелем Лале и Лораном Леви в 1987 году. В ней, игрокам разрешается перемещать одновременно по нескольку фигур (до трёх), расположенных на соседних полях, за ход. Цель игры - «вытолкать» за пределы доски заданное количество фигур противника. При этом, для успешного выталкивания, группа фигур, совершающих ход, должна быть большей, чем группа фигур другой стороны. Две фигуры могут «толкнуть» одну, а три, в свою очередь, две или одну фигуру противника. В результате, игра очень напоминает чемпионат по Сумо , проводимый среди гусениц:

Как бы там ни было, развитие Шашек продолжается, и это не может не радовать!

О.БУЛАНОВА

Человек так устроен, что очень любит играть – даже выйдя из детского возраста. Конечно, игры с возрастом меняются. Сейчас к нашим услугам и игровые автоматы, и различные версии игр-онлайн в интернете, и игровые приставки, и казино (тоже игра своего рода). Кроме этого мы активно играем в настольные игры – в карты, домино, шахматы и шашки.

И если история карт или шахмат привлекает многих, то простая – на первый взгляд – игра в шашки остается как-то вне поля нашего интереса. А напрасно: это игра прекрасно развивает умственные способности человека, логическое мышление, повышает культурный уровень, она очень интересная и имеет невероятно увлекательную историю, уходящую в глубокую древность.

Начнем с истории слова. Современное русское название игры “шашки” (checkers) появилось от слова, обозначающего шахматную доску – checkered – что в переводе означает “клетчатый”.

Пилигримы, приплывшие в Северную Америку из тех областей Англии, где игру в шашки было принято называть на современный лад, стали причиной распространения слова “checkers” во всех англоязычных странах.

Кстати, о распространении. Гарольд Джеймс Рутвен Мюррэй, занимавшийся изучением истории шахмат и шашек, пришел к выводу, что шашки распространялись по миру очень медленно, гораздо медленнее других настольных игр.

Об этой игре он нашел всего несколько упоминаний в период с XII по XVI век. Все говорит о том, что игра в этот период была распространена только в Англии, Франции и, возможно, Испании.

При этом не найдено ни одного упоминания о запретах игры в шашки со стороны церкви. Хотя в это время церковь запрещала многие старые и новые игры, включая азартные (карточные, кости) и – что удивительно! – шахматы.

Вообще интерес к шашкам проявляли многие ученые и историки, и это мы можем проследить в исторических исследованиях разных времен. Эти исследования показали, что история шашек окутана множеством тайн и загадок.

Существует три основные версии происхождения шашек и все они заслуживают пристального внимания. Первая версия – египетская. В Древнем Египте была распространена игра, подобная шашкам (Алькерк).

Самые первые упоминания о ней относятся к 1600 году до н.э. об этом же говорят и росписи на стенах гробниц египетских фараонов, относящиеся к этому же периоду. Во время раскопок в Египте обнаружили и гробницу вельможи, который был приближенным фараона. На стенах гробницы были росписи, отражающие три страсти древнего египтянина – охоту, рыбную ловлю и игру в шашки.

Как ни странно, но, по мнению исследователей, правила той древней игры имели много общего с современными шашками. За несколько веков до нашей эры уже играли на 64- клеточной доске.

Шашки были двух цветов – белые и черные, и представляли собой как бы две армии, которым предстояло сражение. Отступление не предусматривалось, поэтому шашки могли ходить только вперед.

Если шашка прорывалась в тыл к противнику, то повышалась ее боевая способность и она становилась дамкой. Взятие происходило с помощью перескакивания одной шашки через другую. Точно так же в бою победивший воин перешагивает через побежденного, чтобы дальше продолжить сражение.

Есть и другое сходство, например, поочередность ходов. Метод передвижения шашек по полю (по диагонали) взят из правил передвижения королевы (ферзя) в шахматах. Именно этот факт в свое время был причиной того, что шашки в некоторых частях Англии до сих пор называют draughts – термином, обозначающим ход королевы в шахматах.

У римлян игра называлась “латрункули” и происходило от слова “латро” – “воин”. Немцы, французы и другие народы называли ее иначе, но в каждом из этих языков прослеживалось слово “дама”. Будущих рыцарей обязательно учили игре в шашки – они прививали столь необходимые воину навыки этики и тактики рыцарских поединков.

Таким образом, умение играть в шашки было обязательным при подготовке рыцарей всех рангов. Играют в шашки в “Декамероне” Боккаччо, играют в “Дон Кихоте” Сервантеса.

Но это мы забежали вперед, поэтому вернемся в прошлое. Позже из Древнего Египта шашки “перекочевали” в Древнюю Грецию, Древний Рим, а уже оттуда и в Европу, где и приобрели со временем современную форму.

Справедливо было бы упомянуть, что существуют авторские версии современных исследователей, которые ставят под сомнения вышеописанный факт и утверждают, что данные экспонаты имеют отношения к другому виду самостоятельных игр, которые, видоизменившись, обрели совершенно новую форму или совсем были потеряны.

Если предположить, что данная версия верна, то происхождение шашек можно отнести к 1600 году до н.э.

Вторая версия – троянская. Эта интересная версия вполне заслуживает внимания, так как кажется вполне логичной и правдоподобной. В древних письменных источниках упоминается о существовании такой личности, как воин Паламед, который был участником осады Трои и именно он придумал шашки, таким образом, послужил добрую службу для своего окружения, так как, известно, что осада Трои длилась целых десять лет (!) и подобная интеллектуальная игра помогала армии коротать время с интересом и пользой.

Кстати, доски для шашек расчерчивали прямо на земле, что делало игру мобильной и независимой от месторасположения.

Если верить этой версии, то происхождение шашек можно отнести к 13-12 векам до н.э.

Кстати, у древнегреческого философа Платона встречается любопытный миф, согласно которому игру в шашки придумал бог Гермес. Придумал – и предложил богине Луне играть с ним в шашки с тем условием, что в случае проигрыша он получит от Луны пять дней. Одержав победу, Гермес прибавил эти пять дней к тем 360 дням, которые до этого составляли год.

Третья версия – арийско-норманская. Согласно ей, шашки (тавлеи) пришли с севера. Ученые многократно находили древние экспонаты шашек в странах арийско-норманской территории, таких, как Норвегия, Дания, Исландия, а также на территории Киевской Руси.

Причем шашки были сделаны из совершенно различных материалов: из рога, янтаря, камня, глины. Находки относятся к эпохе викингов, т.е. к Х столетию. Если говорить об этой версии, то она самая молодая из трех и относится к III веку н.э.

Существует также славянская (скифская) версия происхождения шашек, стоящая как бы особняком. Эту версию, основанную на археологических раскопках и открытиях, выдвинул и Евгений Кадников (“Шашечные арабески”, 1997 год).

На Руси появление шашек связывают с именем киевского князя Владимира Мономаха (1053-1125). Однако археологические раскопки показали, что еще в III-IV веках н.э. на Руси уже играли в шашки.

Возможно, что занесли эту игру в Киевскую Русь викинги, поскольку все находки шашек приходятся либо на трассу великого пути “из варяг в греки”, либо на поселения при крупных городах, где обитали русские и наемные княжеские дружины.

Стоит упомянуть и о том, что во многих былинах и сказаниях шашки упоминаются как одна из почитаемых и любимых игр русских богатырей.

Кстати, Петр I всячески поощрял игру в шашки и в шахматы. На учрежденных им ассамблеях тот петербургский сановник, которому подошел черед устраивать у себя ассамблею, должен был помимо всего прочего выделить особую комнату для шахмат и шашек.

Церковь, кстати, и на Руси не запрещала шашки. Из известных русских любителями шашек были Суворов, Чехов, Державин, Пушкин, Александр Грин. Л.Толстой в “Войне и мире” сравнивает стратегию военного искусства со стратегией шашечной игры.

Шашками увлекались и Фридрих Шопен, и Наполеон, который предпочитал их шахматам, черпая в этой игре идеи для тактики ведения боя.

Если же вернуться к версиям, то, скорее всего, все три версии правдивы: игра, так или иначе похожая на шашки, зародилась сразу в нескольких регионах нашей планеты, а потом, распространяясь, получала новые черты, приближавшие ее к тому виду, который знаком нам всем сегодня.

Вообще же многие историки считают, что игра в шашки в современном виде появилась благодаря французам, которые примерно в XII веке н.э. скрестили египетский Алькерк с игрой в шахматы.

А вот в XVI столетии – согласно исследованию Гарольда Мюррэя – в Европе с шашками что-то произошло, и игра начала приобретать популярность и распространяться все шире и шире.

Первые учебники по шашкам появились в Испании и во Франции. Французские правила сложились к XII веку, но корректировались в последствии в 1535, в 1890 и 1934 годах. В 1535 году в правила шашек добавляют условие: если шашку соперника можно бить, то игрок обязан это делать.

Первое сочинение о шашках появилось на испанском языке под заглавием Juego de las damas (год неизвестен); затем писали о них Торквемада в 1547 году (сочинение до наших дней не дошло) и Монтеро в 1590 году.

Более обширная литература о шашечной игре дана французами. Первое сочинение на этом языке выпущено в 1668 году математиком- инженером Мадле, под заглавием Le jeau de damos. В нем даны 450 различных положений.

Шашечная игра, попав в Европу, получила массу разновидностей и в каждом государстве она имеет свои особенности: русская, польская, турецкая, английская, поддавки, клещи и др.

После классического трактата Манури в 1770 году лучшим сочинением по польским шашкам считается труд Баледента Lo Damier; он содержит до 10 тысяч диаграмм и вмещает в себя все, что было опубликовано по польской шашечной игре до 1886 года.

Первая статья в России “Новая шашечная игра” Карамзина была опубликована в 1803 году в “Вестнике Европы”. Знаменитый русский шахматист А.Д. Петров первый составил руководство о шашечной игре в 1827 году; тогда же появляются первые шашечные задачи.

Первый Чемпионат Мира по шашкам был проведен в 1847 году и выигран представителем Шотландии А. Андерсоном. Игра проходила без ограничений на дебютные ходы. Чтобы уменьшить количество партий, сыгранных в шашки в ничью, в 1890 году в правила игры внесли двухходовый запрет: первые два хода выбирались случайно.

Позднее, в 1934 году, ввели и правило трехходового запрета, в котором первые три хода выбирались случайно, но уже из списка допустимых комбинаций.

При советской власти шашки активно поощрялись – они не считались буржуазной игрой. На 3-м шахматно-шашечном съезде, проходившем в Москве в 1924 году, делегаты единодушно говорили о необходимости использовать все ресурсы для общего культурного подъема в стране, о культурной ценности шахмат и шашек: “в каждой избе- читальне, в каждом заводском клубе рядом с газетой должны быть шахматы и шашки”.

И очень хорошо, что не запрещали. Иначе они могли бы до наших дней и не дожить.

Уверен, каждый из вас, ребята, знаком с игрой в шашки. Правила игры: ходи по черным клеткам, а при взятии совершай прыжок через шашку партнера. Вот и все. Чтобы хорошо научиться играть в шашки, мало знать правила игры, надо уметь читать шашечные книги, разбирать партии мастеров. Кто поможет в этом?

ШАШЕЧНАЯ НОТАЦИЯ

Диаграмма № 1

Перед вами две диаграммы: на 64-клеточной доске поля обозначаются и буквами и цифрами, на 100-клеточной – только цифрами, номера полей идут сверху вниз, каждому черному полю дан свой.
Эту нотацию ввел еще в 1770 году известный французский мастер Манури, написавший книгу о 100-клеточных шашках. (Эта игра впоследствии сделалась международной.)


Диаграмма № 2

Сначала и на 64-клеточной доске была цифровая нотация, но затем, видимо не без влияния шахмат, и шашисты стали пользоваться иной нотацией.
Итак, вы уже знаете, как обозначаются поля. Первый шаг сделан.

ЗАПИСЬ ХОДОВ

Для записи хода простой шашки или дамки обозначают сначала поле, где шашка или дамка стояла, затем ставят тире и записывают поле, на которое она ставится (например: e3–d4 в русских шашках; 8–12 в международных шашках).
Ход со взятием (боем) записывается в виде обозначений полей, по которым проходит бьющая шашка, разделённых двоеточием, например: f4:h6 означает ход с поля f4 на h6 со взятием шашки, стоящей на поле g5, а f4:h6:f8:c5:g1 – сложный ход со взятием четырех шашек.
Допускается сокращенная запись ходов, когда не ставится номер горизонтали и обозначение типа хода (тихий или взятие). Например, запись fh6 означает ход со взятием с вертикали f на поле h6. Сокращённая запись хода допускается, если ход данного типа для данного игрока возможен только с одного поля. Если это не так (например, если шашка находится под боем двух шашек противника, стоящих на одной вертикали), ход должен быть записан полностью.

ПРАВИЛА ИГРЫ

100-клеточные шашки несколько отличаются от тех, к которым вы привыкли. Обе игры по смыслу и содержанию не имеют принципиального отличия. И тот, кто хорошо играет в русские шашки, так же свободно будет чувствовать себя и на большой доске.
Разберем позицию Гортманса.


Диаграмма № 3

Белые выигрывают при помощи комбинации:
1. 27–21! 26:17
2. 47– 41! 36:47.
Первое отличительное правило, в 100-клеточных шашках простая, превратившись в дамку, должна оформиться, постоять, поэтому нельзя, как при игре в русские шашки, сразу же брать две простые белые.
3. 39–34! 47:49. Согласно правилу "большинства" (второму отличительному правилу, черные обязаны брать наибольшее количество шашек: в данном случае – три.
4. 30–24! 49:30. Снова действует правило "большинства".
5. 35:24:15:4:13:2:11:22:13!
Шашка остается простой, хотя и прошла через дамочные поля, ведь она брала, как простая, – это третье отличительное правило.
Разберите еще раз эту позицию. Усвойте различия в правилах.
Итак, вы знаете правила обеих игр Вас, конечно, интересует вопрос:

ОТКУДА ПРОИЗОШЛИ ШАШКИ?


Диаграмма № 4

Белые начинают и выигрывают. У черных две дамки и семь шашек, у белых – всего четыре простые. И все же белые побеждают. Найдите путь к победе.

Шашки – древнейшая игра. Она обязана своим происхождением попытке изобразить на доске военное сражение. Партия в шашки похожа на маленькую битву. Упоминание о шашках встречается еще в произведениях Гомера. Когда греки в ожидании попутного ветра скучали, они играли в шашки. Развлечение поддерживало боевой дух воинов.
И действительно, в шашках много военных терминов: "атака", "защита", "прорыв", "окружение".
Отдавали досуг этой игре такие великие полководцы, как А. В. Суворов. Вспомните его слова: "Воевать не числом – умением". Они целиком применимы к шашечной игре.

Диаграмма № 5

Наполеон, по свидетельству современников, хорошо играл в шашки и постоянно возил с собой в походы перламутровую доску.
Попробуйте решить комбинацию, которая названа его именем (на Диаграмме № 5).

ЗАЧЕМ ИГРАЮТ В ШАШКИ!

Ответов великое множество, ибо шашки многогранны, они разносторонне развивают человека. Участие в турнирах делает его борцом. Изучение партии сродни занятию ученого, а красота, заложенная в игре, позволяет человеку стать ценителем искусства. Игра в шашки вырабатывает усидчивость, учит упорству, терпению, развивает смекалку, сообразительность и одновременно укрепляет память.
Вот как много полезных качеств можно приобрести за игрой в шашки!

Диаграмма № 6

Белые начинают и выигрывают.
Что тут думать? Белые шашки отрезаны черной дамкой: пора сдаваться – таково первое впечатление. Увы, оно ошибочно. Докажите это.

РЕШЕНИЯ ПОЗИЦИЙ

Диаграмма № 4. 1. ed4 с:g5 2. de5 f:d4 3. gh4 е:gЗ 4. h:h4. Совершив "круг почета", белые отрезают силы черных и побеждают.

Диаграмма № 5. 1. 28–22 18:27 (лучшее) 2. 31:22 17:28 3. 37–31 28:46 4. 38–32 46:28 5. 26–21 16:27 6. 31:4. Пропустив противника на последнюю горизонталь, белые победили.

Диаграмма № 6. 1. bс5 g:а7 2. cd4 а:g1 3. de3 g:а1 4. аb4 а:сЗ 5. cb2 cd2 6 е:сЗ. Черная дамка не имеет ходов.

Статьи по теме: