Картотека дидактических (словесных) игр. Игра «Что изменилось? «Кто больше назовёт?»

Тру-ля-ля

Играющие начинают счет вслух от одного до ста, по очереди называя числа. Задача игроков — вместо чисел, которые делятся на 7 или включают слово «семь» в свое название, говорить слово «тру-ля-ля» (можно придумать любую другую смешную фразу; а вместо 7 выбрать другую цифру, например, 4). Тот, кто ошибается — выбывает из игры. Оставшиеся участники начинают счет сначала. Вести счет надо быстро, тогда промахи случаются часто, и игра получается очень веселой. Победителем становится тот, кто ни разу не ошибся.

Земля, воздух, вода, огонь

Интересная словесная игра для детей на быстроту мышления. Участники игры образуют круг, в середину которого встает водящий. Он бросает по очереди мяч или воздушный шарик игрокам, называя одну из стихий: земля, воздух, вода или огонь. Если водящий сказал слово «Земля!», то тому, кто поймал мяч, нужно быстро (пока водящий считает до пяти) назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы или водного животного; на слово «Воздух!» – названием птицы (летающего насекомого). При слове «Огонь!» все должны помахать руками. Тот, кто ошибается или не может назвать животное – выбывает. Повторять названия животных, рыб и птиц нельзя.

Словесный волейбол

В этой игре участники, встав в круг, бросают друг другу мячик или воздушный шарик. При этом тот игрок, кто бросает, называет любое имя существительное, а тому, кто ловит мяч, нужно назвать подходящий по смыслу глагол, например: солнце – светит, собака – лает и т.д.. Если игрок называет неподходящий глагол, он выбывает из игры.

На все вопросы – один ответ

Заранее нужно приготовить карточки с названиями различных предметов домашнего обихода. Это могут быть кухонные принадлежности, бытовые приборы, хозяйственные и другие предметы, например: сковорода, кастрюля, пылесос, утюг, веник, швабра и т.д.

Игроки садятся в круг. Ведущий подходит к каждому участнику и предлагает вытянуть из шляпы (коробки) бумажку с названием предмета. Когда все разберут карточки, ведущий встает в центр круга, и начинается игра. Ведущий задает игрокам по очереди самые разнообразные вопросы, а игроки должны отвечать на эти вопросы только названиями доставшихся им в карточках предметов (дополнительно разрешается использовать только предлоги). Правила: нужно отвечать на вопросы очень быстро, при этом тому, кто беседует с ведущим, запрещается смеяться, в то время как остальные участники могут специально смешить его.

Варианты вопросов и ответов:

  • Как тебя зовут? – Швабра.
  • А чем ты по утрам чистишь зубы – Пылесосом.
  • Как называется твоя прическа? – Мочалка.
  • А кто твои друзья? – Сковородки.
  • У тебя вместо глаз что? – Ложки.

Главная задача ведущего — придумать такие вопросы, ответы на которые невольно вызывает смех как у конкретных игроков, так и у всех остальных участников. Засмеявшийся игрок выбывает из игры. Побеждает самый невозмутимый участник, который умеет сдерживать свои эмоции.

Ответы невпопад

Суть игры: на любые вопросы ведущего нужно очень быстро, не задумываясь, отвечать любым предложением, не имеющим отношение к заданному вопросу. Например, ведущий спрашивает: «Не правда ли, сегодня замечательная погода?» Игроку нужно ответить что-то в таком духе: «Мне кажется, сегодня суббота». Если он ошибается или отвечает односложно (например, говорит «да», «нет», «правда» или «неправда»), то выбывает из игры. Одному участнику игры нельзя задавать подряд больше трех вопросов. Задача ведущего — постараться запутать игрока. Например, он спрашивает: «Не правда ли, сегодня замечательная погода?» Игрок отвечает: «Мне кажется, сегодня суббота». Ведущий: «Сегодня суббота?» Играющий: «Я люблю ходить в кино». Ведущий (быстро): «Ты любишь ходить в кино? Раз, два…». Играющий по инерции: «Да» — всё, он проиграл в диалоге и выбывает!

Сосиска

В эту простую веселую игру, не требующую никакого дополнительного реквизита, можно играть сидя за столом. Выбирается водящий, который задает всем по очереди самые разные вопросы. Задача игроков — давать один и тот же ответ: «сосиска» или родственные слова: «сосисечный», «сосисечно» и т.д. Главное — отвечать с самым серьезным лицом. Тот, кто первый засмеется, выбывает из игры. Побеждает игрок, который до конца справится со своими эмоциями и не поддастся на провокации ведущего. Смех в процессе игры гарантирован!

Задом наперёд

Весёлая подвижная игра для детей. Ведущий называет участникам слова, обозначающие названия предметов, а игрокам нужно можно быстрее этот предмет отыскать и вручить ведущему. Сложность заключается в том, что все предметы ведущий называет «задом наперёд», например: чям, акжол, агинк, алкук (мяч, ложка, книга, кукла). Веселье для детей гарантировано!

Вы поедете на бал?

Веселая словесная игра на быстроту реакции для небольшой компании. Суть игры: участникам нельзя смеяться (и даже улыбаться!), а также произносить слова: «да», «нет», «черное» и «белое». Нарушивший эти условия отдает ведущему игры фант — любой имеющийся у него предмет, после чего выбывает из игры. Когда в игре уже не остается ни одного игрока, все, отдавшие фанты, выкупают их, выполняя веселые задания, придуманные ведущим.

Игра начинается с того, что ведущий подходит к каждому игроку по очереди со словами: «Вам барыня прислала голик да веник, да сто рублей денег, велела не смеяться, не улыбаться, «да» и «нет» не говорить, черное, белое не носить. Вы поедете на бал?»

Примеры возможных диалогов с ошибками игроков:

  • — Вы поедете на бал?
  • — Поеду.
  • — А может, дома останетесь?
  • Нет , поеду. Ой…
  • — Какого цвета будет ваше платье? Белого?
  • — Желтого.
  • — Тогда шляпа, конечно же, будет белая?
  • — Не белая , а розовая. Ой…
  • — Вы поедете в карете?
  • — Скорее всего, в карете
  • — Что вы оденете на бал?
  • — Красивое платье.
  • — Черное?
  • — Голубое.
  • — Его сошьют специально для этого бала?
  • — Конечно.
  • — И вы будете на балу самой неотразимой дамой?
  • — Обязательно.
  • — И будете целоваться со всеми подряд?
  • Нет! Ой…

Во время игры ведущий старается рассмешить того, кто отвечает; кроме того, он задает вопросы так, чтобы как можно скорее были произнесены запретные слова, и играющие расплатились за это фантами.

Словесные игры 6 – 7 лет А.К. Бондаренко Словесные игры 6 – 7 лет А.К. Бондаренко

« Отвечай быстро»

Цель игры. Закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству), приучать их быстро думать и отвечать.

Ход игры.

Воспитатель, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, потом он сам называет любой цвет и перебрасывает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, свой цвет и т. д.

«Зеленый» - говорит воспитатель (делает маленькую паузу, давая детям возможность вспомнить предметы зеленого цвета) и бросает мяч Вале. «Лист», - отвечает Валя и, сказав «голубой», бросает мяч Вите. «Небо»,- отвечает Витя и говорит «желтый», бросая мяч следующему. Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много.

Основным признаком для классификации может быть не цвет, а качество предмета. Начинающий говорит, например: «Деревянный», - и бросает мяч. «Стол», -

отвечает ребенок, поймавший мяч, и предлагает свое слово: «Каменный». «Дом», - отвечает следующий играющий и говорит: «Стальной». - «Ложка». И т. д.

В следующий раз за основной признак берется форма. Воспитатель говорит слово «круглый» и бросает мяч любому играющему. «Солнце», - отвечает тот и называет другую форму, например «квадратный», бросая мяч следующему игроку. Тот называет предмет квадратной формы (окно, книга, платок) и предлагает какую-либо форму. Одну и ту же форму можно повторять несколько раз, поскольку многие предметы имеют одинаковую форму.

При повторении игру можно усложнить, предложив называть не один, а два или несколько предметов.

«Кто больше назовет действий?»

Цель игры. Учить детей соотносить действия людей с их профессией, активизировать словарь, воспитывать умение быстро думать.

Ход игры.

Воспитатель перед игрой проводит короткую беседу, уточняя понимание детьми слов «профессия», «действия»: «Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Толина мама лечит больных. Ее профессия называется «врач». Как вы думаете, какая профессия у Антонины Васильевны, которая нам готовит обед? (Дети отвечают: «Повар».) Назовите, какие вы знаете профессии. (Дети называют: «Шофер, учитель, сапожник, летчик и др.».) Каждый человек, имея профессию, работает, выполняет какие-то действия. Что же делает повар? (Дети отвечают: «Варит, печет, жарит, перемалывает мясо, чистит овощи и др.».) Вот сейчас мы и поиграем с вами в игру «Кто больше назовет действий?» Я назову профессию, а вы вспомните все действия человека этой профессии».

Воспитатель говорит слово «врач». Дети отвечают: «Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции». «Портной» - наметывает, кроит, порет, утюжит, примеряет, шьет и т. д.

Воспитатель называет знакомые детям профессии: дворник, няня, прачка, шофер и др. Дети вспоминают, что делают люди этих профессий.

Кто больше назовет действий, считается выигравшим.

« Да - нет»

Цель игры. Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.

Ход игры.

Вариант 1. Воспитатель сообщает детям п равила игры и объясняет название. «Почему эта игра так называется? Потому что мы с вами можем отвечать на вопросы водящего только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какой предмет в нашей комнате мы ему загадаем. Он придет и будет у нас спрашивать, где находится предмет, какой он, для чего нужен. Мы ему будем отвечать только двумя словами. Сначала водящим буду я. Когда я выйду из комнаты, Вова скажет вам, какой предмет он предлагает загадать. Потом вы позовете меня.

Воспитатель выходит, потом заходит в комнату и спрашивает: «Этот предмет на полу?» - «Нет». «На стене?»- «Нет». «На потолке?» - «Да». «Стеклянный? Похож на грушу?» - «Да». «Лампочка?» - «Да».

Взяв на себя роль первого водящего, воспитатель учит детей логично ставить вопросы. Он разъясняет: «Дети, вы заметили, как я спрашивала? Сначала я узнала, где находится предмет, а потом я узнала, какой он. Постарайтесь и вы так же отгадать».

Эта игра учит детей мыслить логично: если предмет не на полу, значит, он может быть на стене или на потолке. Дети не сразу делают правильные выводы. Бывает так: узнав, что этот предмет не на полу, ребенок продолжает спрашивать: «Стол?», «Стул?» Воспитатель в таких случаях помогает ребенку прийти к правильному умозаключению: «Ира, мы тебе ответили, что предмет не на полу. А где находится стул, стол?» - «На полу». «Нужно было их называть?» - «Нет». «Ты узнала, что предмет на стене. Посмотри, какие предметы на стене, и отгадай, что мы загадали», - предлагает воспитатель. «Он квадратный?»- «Да». «В рамочке?» - «Да». «На нем нарисованы цветы?» - «Да». «Картина?» - «Да».

Вариант 2. Молено предложить более сложный вариант. Воспитатель загадывает предмет, который находится за пределами комнаты: «Предметов, дети, очень много, и отгадать будет трудно, если вы не узнаете, на земле это или на небе, в доме или на улице, животное это или растение».

Если дети несколько раз играли в эту игру, они быстро начинают подбирать вопросы и отгадывать задуманный предмет. Например, дети загадали солнце. Миша-отгадчик задает такие вопросы: «В доме? На улице? В огороде? В лесу? На земле? На небе?» Узнав, что предмет на небе, 011 задает следующие вопросы: «Воздух? Тучи? Снег? Воробьи? Ракета? Самолет? Солнце?»

По его вопросам можно проследить ход логического мышления: узнав, что предмет находится на небе, он называет уже только те объекты, которые могут там быть.

« Кто больше заметит небылиц?»

Цель игры. Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

Ход игры.

Дети садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки. Воспитатель объясняет правила игры: «Дети, сейчас я прочитаю вам стихотворение Корнея Чуковского «Путаница» 1 . В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положив фишку, заметит еще одну небылицу - положит вторую фишку рядом и т. д. Кто заметит больше небылиц, тот и выиграет. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу».

Сначала читается небольшая часть этого стихотворения. Читается стихотворение медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами.После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница». Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные им небылицы. Дети, у которых больше фишек, называют те небылицы, которые не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз.Затем читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, так как игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру. В конце игры следует похвалить тех детей, которые заметили больше небылиц и правильно их объяснили.

« Что кому нужно?»

Цель игры. Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

Ход игры.

Воспитатель напоминает детям игру «Кто больше назовет действий?» Он говорит: «В этой игре вы называли, какие действия выполняет человек той или иной профессии. А сегодня мы вспомним, что же нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть человека по профессии, а вы скажете, что нужно ему для работы». «Сапожник!» - говорит воспитатель. «Гвозди, молоток, кожа, сапоги, ботинки, машинка, лапа»,- отвечают дети.

Воспитатель называет профессии, знакомые детям данной группы: врач, медсестра, воспитатель, няня, дворник, шофер, летчик, повар и др.

Если интерес к игре у детей не пропадает, можно предложить обратный вариант. Воспитатель называет предметы для труда людей определенной профессии, а дети называют профессию.

«Читает, рассказывает, учит рисовать, лепить, танцует и поет, играет», - говорит воспитатель и бросает мяч кому-либо из играющих. «Воспитательница», - отвечает тот и бросает мяч ей.

В этой игре, как и в других играх, где правилами предусматривается умение быстро отвечать, необходимо помнить об индивидуальных особенностях детей. Есть медлительные дети. Их надо приучать думать быстрее, но делать это следует осторожно. Такого ребенка лучше вызвать отвечать первым, так как в начале игры большой выбор слов. Воспитатель подбадривает ребенка словами: «Витя быстро нашел нужное слово. Молодец!» Подчеркивается именно быстрота ответа.

«Охотник»

Цель игры. Упражнять детей в умении классифицировать и называть животных, рыб, птиц и т. д.

Ход игры.

Где-нибудь на свободном месте в одном конце двора или площадки стоит группа играющих. Это дом. На расстоянии нескольких шагов от дома - чем дальше, тем лучше - положена какая-нибудь метка и проведена черта. Это лес, где водятся разные звери. В этот лес и отправляется охотник - один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту, буду охотиться за...» Здесь он делает шаг вперед и говорит: «...зайцем»; делает второй шаг: «...медведем»; делает третий шаг: «...волком»; четвертый шаг: «...лисицей»; пятый: «...барсуком...». При каждом шаге охотник называет какого-нибудь зверя. Нельзя два раза называть одного и того же зверя. Нельзя называть и птиц, но если играть в птичью охоту, то нужно называть только птиц.

Победителем считается тот, кто дошел до леса, при каждом шаге называя нового зверя. Тот, кто не смог этого сделать, возвращается домой, а на охоту отправляется следующий. Неудачливому охотнику можно разрешить еще раз пойти на охоту. Возможно, на этот раз охота будет удачной.

Примечание. По принципу этой игры можно провести игру «Рыболов». Игра проводится так же. Рыболов говорит: «Пойду на рыбалку и поймаю... щуку, карася, окуня» и т. д.

«Придумай предложение»

Цель игры. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Ход игры.

Дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Мише камешек. Он возьмет камешек и быстро ответит: «Я живу близко от детского сада». Затем он назовет свое слово и передаст камешек рядом сидящему». Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди (по кругу) камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им. Эта игра проводится после того, как дети познакомились со словом и предложением.

«Скажи по-другому»

Цель игры. Учить детей подбирать синоним - слово, близкое по значению.

Ход игры.

Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.

«Большой», - предлагает воспитатель. Дети называют слова; «Огромный, крупный, громадный, гигантский».

«Красивый» - «Пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».

«Мокрый» - «Сырой, влажный». И т. д. Готовясь к проведению игры, воспитатель заранее подбирает слова, имеющие ряд синонимов. Эти слова лучше записать, чтобы долго не припоминать, так как игра проходит в быстром темпе.

Воспитатель может по аналогии с этой игрой разработать другие игры, например: он называет какое-нибудь существительное, а дети подбирают к нему подходящие эпитеты. Так, к слову «море» дети подбирают эпитеты «спокойное, бурное, тихое, лазурное, грозное, штормовое, красивое, южное». Ребенка, который вспомнит больше слов, нужно похвалить.

Все эти игры можно проводить на занятии по родному языку (как часть занятия).

«Подбери слово»

Цель игры. Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

Ход игры.

Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить». Ответы детей. «Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т. д.». «Штопать?»-«Носки, чулки, варежки, шарф». «Завязывать?» - «Шнурки, веревочку, шарф, завязки». «Надвигать?»-«Шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку, буденовку». «Надеть?»-«Пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки».

Воспитатель называет заранее намеченные им слова. Дети дают ответы, подбирая слова, подходящие по смыслу.

« Не ошибись»

Цель игры. Развивать быстроту мышления, закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.

Ход игры.

Воспитатель проводит с детьми беседу, закрепляя их знания о разных частях суток. Дети вспоминают, что они делают утром, днем, вечером, ночью. Затем воспитатель предлагает игру: «Дети, давайте теперь с вами поиграем вот так. Я буду называть одно слово, часть суток, а вы вспомните, что вы в это время делаете. Например, я скажу слово «утро». Что вы назовете?» Дети вспоминают: «Просыпаемся, здороваемся умываемся, чистим зубы, причесываемся» и др. «Правильно, - говорит воспитатель. - Но во время игры будет отвечать только тот, кому я положу кубик, и назвать можно только одно действие («иду в детский сад» или «делаю гимнастику» или «занимаюсь»); назвавший передает кубик другому играющему. Если кто-то не вспомнит и ничего не скажет, он должен стукнуть кубиком о стол и передать его дальше. Тогда он считается проигравшим. Будьте внимательны, не ошибитесь!»

Воспитатель называет разные части суток, дети отвечают.

Эта же игра может проводиться по-другому. Воспитатель называет различные действия детей, а они должны ответить лишь одним словом: день, утро, ночь, вечер. Например, воспитатель говорит: «Завтракаю», - и кладет кубик играющему. Тот быстро отвечает: «Утром». Воспитатель: «Смотрю телевизор». Дети могут назвать два слова: «Днем», «Вечером».

« Кузовок»

Цель игры. Развивать слуховое внимание; активизировать словарь, мышление; развивать сообразительность.

Ход игры.

Ведущий показывает «кузовок» и говорит: «Это волшебный кузовок, мы будем складывать туда все слова, которые заканчиваются на «-ОК», я кладу в кузовОК яблОК мешОК, а вы, что положите в кузовок?». Далее «кузовок» передаётся по кругу и каждый играющий называет слово, заканчивающееся на –ок, если слово названо правильно, играющий берёт себе фишку. Выигрывает тот, кто больше всего соберёт фишек.

«Только на эту букву».

Цель игры.Закреплять знания детей о букве и звуке; воспитывать слуховое внимание, быстроту реакции на слово.

Ход игры.

Каждый выбирает себе одну из букв - А, Б, В, Г, Д и так далее.
Когда у каждого есть своя буква, воспитатель обращается к одному из играющих и спрашивает:
- Какая твоя буква?
- А.
И на все следующие вопросы этот игрок может подбирать ответы только на букву «А». Подбирать надо быстро, не раздумывая.

Воспитатель спрашивает:
- Как тебя зовут?
- Андрей.
- Как твоя фамилия?
- Азбукин.
- Откуда ты приехал?
- Из Архангельска.
- Куда ты едешь?
- В Астрахань.
- На чём ты туда поедешь?
- На автобусе.
- Что там растёт?
- Арбузы.
- А ещё что?
- Абрикосы.
- Какие там птицы водятся?
- Аисты.
- А какие звери?
- Архары.
- Кто тебя встретит дома?
- Алёша.
- Что ты ему привезёшь в подарок?
- Альбом (или алмаз, или аквариум, или атлас, или ещё что угодно, только непременно на А).

Затем воспитатель обращается к другой букве и задаёт ей подобные вопросы.
- Какая твоя буква?

Бывает и так, что тот, кто должен называть все слова на букву «А», на вопрос: «Как тебя зовут?» - назовёт своё собственное имя: Саша или Наташа, или ошибётся в названии города, страны, куда он едет, или дерева, цветка, птицы. Тогда все играющие три раза топают ногами или щёлкают пальцами.

А когда слышат правильный ответ, три раза быстро хлопают в ладоши. Ну а что делать, если какая-нибудь буква ошибётся и второй раз?
Тогда эту букву заставляют что-нибудь сделать: или обскакать стол на одной ножке, или сесть под стол и прокричать три раза «кукареку», или надеть на голову бумажный колпак и сидеть в этом колпаке до тех пор, пока не ошибётся другой: тогда колпак надевают на того.
Играют до тех пор, пока не дадут ответы все буквы.

Лилия Стар
Картотека словесных игр для детей 5–6 лет

Картотека словесных игр для детей 5 – 6 лет (старшая группа)

Отгадай-ка!

Цель: Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Правила: Рассказывать о предмете надо так, чтобы дети не сразу догадались о нём, поэтому нельзя смотреть на предмет. В этой игре надо рассказывать только о тех предметах, которые находятся в комнате. Назови три предмета

Цель: Упражнять детей в классификации предметов.

Правила: Называть три предмета одним общим словом. Кто ошибётся, платит фант. (Мебель- стол, стул, кровать и т. д.)

Магазин игрушек

Цель: Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.

Правила: Продавец продает игрушку, если о ней хорошо рассказал покупатель (не глядя на неё).

Где был Петя?

Цель: Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, речь детей; воспитывать уважение к людям труда.

Правила: Рассказывать нужно только о том, что есть в здании, на участке детского сада или за его пределами, т. е. что предусматривается правилом игры.

Радио

Цель: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.

Правила: Рассказывать о наиболее характерных особенностях в поведении, одежде детей своей группы. Кто из дикторов так неполно описал, что дети не узнали, о ком идёт речь, платит фант, который выкупается в конце игры.

Птицы (Звери. рыбы)

Цель: Закреплять умение детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Правила: Называть птицу (рыбу, зверя) можно только после того, как получишь мячик, отвечать надо быстро, повторять сказанное нельзя.

Дети передают мяч друг другу со словами: «Вот птица. Что за птица?», а принимающий – отвечает.

Кому что нужно?

Цель: Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определённой профессии.

Правила: Называть профессию и предметы необходимые людям данной профессии, передавать мячик. Не повторять уже сказанный предмет.

Фанты

Народная игра

Цель: упражнять детей в правильном подборе слов, в умении логично ставить вопрос, быстро и правильно отвечать, избегая употребления запретных слов. Правила: Ведущий обходит всех играющих, останавливается перед одним из них и говорит:

Бабушка прислала сто рублей:

Что хотите, то купите,

Черного и белого не берите,

«Да» и «нет» не говорите!

Испорченный телефон

Цель: Развивать у детей слуховое внимание.

Правила: Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т. е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

Летает – не летает

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.

Правила: Поднимать руку надо только в том случае, если будет назван летающий предмет.

Где мы были, не скажем

Народная игра

Цель: Развивать у детей находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.

Правила: Имитировать действия людей разных профессий так, чтобы дети узнали и назвали профессию. Одна группа детей показывает со словами: «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем».

Дополни предложение

Цель: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Правила: Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.

Наоборот

Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Правило: Называть слова, только противоположные по смыслу.

Найди рифму

Цель: Учить детей подбирать рифмующиеся слова.

Правила: Подбирать рифмующиеся слова, отвечать по желанию.

Скажи слово с нужным звуком

Цель: Развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

Правила: Тот, кто не может назвать быстро и правильно слово на заданный звук и бросить мяч, платит фант.

Цель: Закрепить у детей умение правильно называть числа натурального ряда в пределах 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Кто это? Что это?

Цель: Учить подробно объяснять значение слов.

Правила: Предложить ребенку составить небольшой описательный рассказ о предмете, человеке, не называя его.

(Например: это механизм со стрелками и цифрами, они показывают время. Бывают настольные, ручные).

Найди себе пару

Цель: Развивать фонематический слух, учить находить слова, сходные по звучанию, вслушиваться в звучание слов.

Правила: Каждый должен найти себе пару по правилу: один ребенок говорить слово, а кто-то должен отозваться похожим словом (шутка – утка – мишутка).

Вспомним разные слова

Цель: Закреплять умения вслушиваться в звучание слов, развивать фонетический слух, упражнять в четком произношении звука.

Правила: Дети встают в круг и подбирают слова по теме (цветы, профессии и т. д.).

Дети подбирают слова на определенный звук, с определенным звуком в слове.

Кому достанется мяч

Цель: Закреплять умение находить длинные и короткие слова.

Правила: Дети стоят в 2 шеренги лицом друг к другу. Стоящие первыми держат мяч. В одной шеренге дети произносят короткие слова, в другой – длинные и передают мяч рядом стоящему. Если слово названо неправильно, то команда теряет очко.

Какой звук потерялся

Цель: Закреплять представления о том, что слова состоят из звуков. Учить узнавать

слова, в которых не хватает первого или последнего звука.

Правила: Воспитатель не спеша читает стихотворный текст. В некоторых словах он пропускает звук. Дети отмечают эти слова, произносят правильно, указывая, какой звук потерялся.

Палочка остановись

Цель: Развивать фонематический слух, обогащать словарь детей.

Правила: Дети называют слова – характеристики предмета и передают одновременно палочку. Участники игры договариваются заранее, о ком пойдет речь. Если называется уже сказанное слово – ребёнок выходит из круга.

Что нужно кукле

Цель: Закреплять умение слышать отдельные звуки внутри слова.

Материал: картинки (мыльница, мыло, полотенце, зубная паста, щетка, тарелка, чайник, чашка, ложка, вилка).

Ход игры: 1. Воспитатель выставляет картинки на стенде, просит назвать каждый предмет, сказать для чего он нужен, какие звуки слышны в его названии.

2. Воспитатель предлагает отобрать картинки с предметами для умывания.

Сначала со звуком Л, потом со звуком Т.

Сначала со звуком Л, затем со звуками К, Ч.

Подскажи звук

Цель: Закреплять представления о том, что слова состоят из звуков. Учить узнавать слова, в которых не хватает последнего звука.

Ход игры: Воспитатель читает слова, но в некоторых потерялся последний звук.

Например:

На солнышке грелся черноухий котено…

На него смотрел белолапый щено…

Охотники развели в лесу косте…

Ученик держал в руке каранда…

Малыш попросил маму купить ша…

На лесную полянку выбежал зая…

В зоопарке жили: сло., бегемо., крокоди…

По стволу стучал пестрый дяте…

Белочка спрятала орешки в дупл…

По двору бродили пету, куриц, утят…

Вспомни волшебные слова

1. Вспомни песенку колобка.

2. Какими словами вызывали Сивку-Бурку.

3. Как повернуть избушку Бабы Яги.

4. Вспомнить, где спрятана смерть Кощея.

5. Похвастаться как Заяц-Хваста.

6. С какими словами прибегали звери к Теремку.

Назови, из какой сказки

1. девочка, братец, гуси-лебеди,

баба-яга, мышка.

2. старуха, старик, колобок, заяц, волк, медведь, лиса.

3. мужик, муха-горюха, комар-пискун, мышка-погрызуха, лягушка-квакушка, зайчик, лиса, волк, медведь, рукавичка.

4. коза, козлята, волк.

Сказочная разминка

1. Сивка…Бурка

2. Заюшкина…избушка

3. Гадкий…утёнок

4. Гуси…лебеди

5. Аленький…цветочек

6. Царевна…лягушка

8. Дед…Айболит

9. Кощей…бессмертный

10. Братец…Иванушка

11. Сестрица…Алёнушка

12. Курочка…Ряба

Сказочная разминка

1. Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка? (Жучка)

2. Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)

3. Как звали девочку, которая пошла гулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)

4. У кого избушка была ледяная, и в какой сказке? (Лиса)

5. Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка)

Какой герой лишний

1. «Гуси-Лебеди» - девочка, Баба-яга, медведь.

2. «Теремок» - заяц, кабан, волк.

3. «Волк и семеро козлят» - коза, козлята, волк, медведь.

4. «Заюшкина избушка» - собака, заяц, волк, петух, мышка.

КАРТОТЕКА СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В качестве упражнений прекрасно подходят всем известные задания на подбор аналогий, понимание пословиц и поговорок, метафор; игры в «морской бой», «крестики-нолики», шашки, карты; шарады; задания типа «найди семь отличий» и т. п.

1. «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Ребенку предлагается: «Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово».
У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень).
У сапога всегда есть... (шнурки, подошва, молния, пряжка).
У платья всегда есть... (подол, карманы, рукава, пуговицы).
У картины всегда есть... (художник, рама, подпись).

2. «НАЙДИ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ».

Ребенку для анализа предлагаются пары слов. Он должен отметить общее и разное в соответствующих объектах.

Например, соловей-воробей, лето-зима, стул-диван, береза-ель, самолет-автомобиль, заяц-кролик, очки-бинокль, девочка-мальчик и т.д.

3. «ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ».

Объясните ребенку, что есть слова, которые обозначают множество похожих предметов, явлений. Эти слова являются общими понятиями. Например, словом фрукты можно назвать яблоки, апельсины, груши и т.п.

Но есть слова, указывающие на меньшее число похожих объектов, и они являются частными, конкретными понятиями. Любое из этих слов, например яблоки, обозначает только яблоки, хотя это могут быть большие, маленькие, зеленые, красные, сладкие, кислые яблоки. А теперь попросите ребенка подобрать общее понятие к частным.

Ниже даны два ряда слов. К словам из первого ряда ребенок подбирает подходящее понятие из второго ряда:

Огурец, осень, пчела, север, дождь, павлин, озеро;

Овощ, время года, насекомое, сторона горизонта, осадки, ягода, водоем, птица.

4. «ЧЕГО БОЛЬШЕ?»

Ребенок должен ответить на вопрос: «Чего больше: берез или деревьев, земляники или ягод, мух или насекомых, цветов или ландышей, китов или млекопитающих, слов или существительных, квадратов или прямоугольников, пирожных или сладостей?» - и обосновать свой ответ.

5. «ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ».

Задание, обратное предыдущим. Ребенок должен выстроить «дерево», стволом которого является общее понятие, например природа, а ветвями - более частные, например живая - неживая. Затем от слова живая - соответственно ветви: растения - животные - люди и т.д. Следующее разветвление идет, например, от слова животные: домашние - дикие или: птицы-змеи-рыбы -насекомые и т.д.

6. «ПОДБЕРИ ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ».

Предложите ребенку назвать одним словом следующие понятия и дополнить ряд: яблоко, груша - ...; стул, шкаф - ...; огурец, капуста - ...; ботинок, сапог - ...; кукла, мячик - ...; чашка, тарелка - ...; кошка, слон - ...; нога, рука - ...; цветок, дерево - ...; окунь, щука - ...; роза, одуванчик - ...; март, сентябрь - ...; дуб, береза - ...; фонарь, лампа - ...: дождь, снег - ...
Это же упражнение необходимо выполнить с наречиями, прилагательными, глаголами.

7. «КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ЗРИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗЦУ».

Для данного упражнения можно использовать детское лото.

Разложите картинки и предложите ребенку выбрать все картинки, подходящие к эталонной. Например, к яблоку - все картинки, на которых изображены фрукты. Затем попросите его назвать каждую картинку; обсудите с ним, почему он сделал такой подбор, чем схожи (отличаются) эти предметы.

Можно выбирать картинки по определенному, заданному общему признаку, например по форме, цвету или функциональному назначению.

8. «РАЗЛОЖИ ПО ГРУППАМ».

Ребенку предлагается некоторое количество изображений, которые он должен разложить на обобщенные группы, например: грибы и ягоды, обувь и одежда, животные и цветы. Он должен дать название каждой получившейся группе и перечислить (назвать) все ее составляющие.

9. «КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ОБОБЩАЮЩЕМУ СЛОВУ».

По заданному обобщающему понятию (например, посуда, овощи, мебель, предметы из железа, круглые, колючие, летают, сладкие и т.д.) ребенок должен выбрать из набора картинок те, которые будут ему соответствовать.

10. «ЛИШНЕЕ СЛОВО».

Ребенку предлагается выделить слово или признак, который в ряду других является лишним, а для всех остальных подобрать обобщающее понятие. Ребенок должен ответить на вопросы: «Какое слово лишнее? Почему?».

Тарелка, чашка, стол, чайник.
Темно, пасмурно, светло, зябко.
Береза, осина, сосна, дуб.
Быстро, бегом, вприпрыжку, ползком.
Диван, стол, кресло, дерево.
Много, чисто, мало, наполовину.
Ручка, мел, пенал, кукла.
Вчера, сегодня, утром, послезавтра
Землетрясение, тайфун, гора, смерч.
Запятая, точка, тире, союз.
Аккуратно, неряшливо, грустно, старательно.

Зимний, летний, осенний, июньский, весенний.
Лежать, стоять, плакать, сидеть.
Старый, высокий, молодой, пожилой, юный.
Красный, синий, красивый, желтый, серый.
Молчать, шептать, смеяться, орать.
Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный.

11. «РАНЖИРОВАНИЕ».

Объясните ребенку, что такое ранжирование, и попросите его проранжировать по определенному (в каждом случае своему) принципу следующие понятия: горох - абрикос - арбуз - апельсин - вишня; пчела - воробей - бабочка - страус - сорока; зуб - рука -шея -палец -нога; снежинка -сосулька -айсберг-льдина- сугроб; улица - квартира - город - страна-Земля; младенец-юноша - мужчина - старик - мальчик; молчать - говорить - кричать - шептать.

12. «МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВ».

Сыграйте с ребенком в игру «Посмотри, как интересно!». Назовите ему какое-нибудь слово (существительное, прилагательное, наречие, глагол). Задание состоит в том, чтобы за короткий промежуток времени (1 - 3 мин) придумать как можно больше предложений-ситуаций с эталонным словом.

Словесно-логические игры в развитии детей старшего дошкольного возраста

концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых: родителей и педагогов.

Известный психолог Л.С. Выготский установил закономерные связи между обучением и умственным развитием. Вне обучения, вне активной передачи накопленного человечеством опыта не может осуществляться полноценное развитие.

У детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. Взрослые, озабоченные будущим детей, пытаются корректно направлять это стремление, форсируя и развивая их потребности от естественных, материальных, социальных до духовных.

Сделать актуальной сферу обучения детей – создать такие ситуации, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала, события станет постоянной, доминирующей. Необходим творческий подход обеих сторон – взрослых и детей – к данной проблеме. Это возможно, когда ребенок прилагает собственные усилия через созданную взрослыми ситуацию творческого общения при решении различных задач. При этом развиваются не только исполнительские способности: память, внимание, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, что не мало важно для развития детей, - но и творческие: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности.

К шести годам у ребенка развивается глазомер, зрительная оценка пропорций, характеризующих какой-либо предмет, преднамеренное запоминание и умение воспроизводить усвоенное. О знакомых явлениях он может уже высказывать правильные суждения, делать умозаключения.

Исследования психологов и педагогов убедительно доказали, что во всестороннем развитии и подготовке ребенка к школе чрезвычайно велика роль его практической деятельности: ирга, труд, систематические занятия учебного типа.

Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако, часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной умственной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого явления – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления. У детей этого возраста наблюдается поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение планировать. Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятии и представлениях. На это указывают в своих трудах известные психологи: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин. Ж. Пиаже считает, Что мышление дошкольников по природе алогично, т.к. “не обременено знаниями”.

Но в настоящее время разрабатывается множество игр, направленных на развитие логического и образного мышления, произвольности памяти и внимания, речи и творческого воображения. Чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится главный, естественный переход от конкретного мышление к высшей его фазе – абстрактному мышлению. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников.

Во время игр-занятий от взрослого (педагога или родителя) требуются:

    терпение;

    умение играть и верить в игру;

    умение принять и понять любой ответ, предложение, решение ребенка;

    умение подчеркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребенка;

    творчество.

В процессе выполнения таких игр и упражнений у детей дошкольников активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению.

Взрослые, играя с ребенком, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, речь, воображение, способность к творчеству.

Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе.

Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников.

Составление рассказа по картинкам. Перед ребенком в беспорядке кладут 4 картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ребенку последовательность событий. Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он расположил их именно так. Затем предлагается составить рассказ по картинкам.

Понимание грамматической конструкции предложений.

“Наташа пошла гулять после того, как полила цветы”.- Что Наташа сделала раньше: пошла гулять или полила цветы?

“Через много лет Сереже будет немного больше лет, чем Саше сейчас”. – Кто старше? (Саша).

Узнавание предметов по заданным признакам.

Назови предмет, про который можно сказать:

желтый, продолговатый, кислый;
продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.

Какой предмет обладает следующими признаками:

пушистый, ходит, мяукает;
гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.

Кто или что может быть:

высоким или низким;
холодным или горячим;
твердым или жидким;
узким или широким.

Какому времени года соответствует следующее описание:

"День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда."

Сравнение двух или более предметов.

    Чем похожи эти слова:

    • кошка, книга, крыша;

      число, весло, кресло;

    Назовите общие признаки:

    • яблока и арбуза;

      кошки и собаки;

      стола и стула;

      ели и сосны;

      голубя и дятла;

      ромашки и гвоздики.

    Чем отличается:

    • ручка от карандаша;

      рассказ от стихотворения;

      сани от телеги;

      осень от весны;

      дерево от кустарника;

      лиственное дерево от хвойного дерева.

Подобрать к каждой картинке из первого ряда соответствующую картинку из второго ряда. По каждой получившейся паре составить предложение.

В первом и втором ряду по 5 картинок:

отвертка

К указанному предмету подобрать слово, которое логически будет с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.

Пример: стрелка – часы; колесо - ?

Стрелка – это часть часов, значит к слову “колесо” можно подобрать слово “машина”, потому что колесо – часть машины.

колесо – круг, ковер - ?
белка – дупло, медведь - ?
магазин – продавец, больница - ?
день – обед, вечер - ?
охотник – ружье, рыбак - ?
слово – буква, дом - ?
лес – деревья, поле - ?
палец – кольцо, ухо - ?
море – капля, толпа - ?
цветок – бутон, листок - ?

Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.

ночник, торшер, свеча;
слива, яблоко, персик;
брюки, шорты, юбка;
корова, лошадь. Лев;
елка, береза, сосна;
картофель, морковь, огурец;
петух, гусь, воробей;
коза, свинья, корова.

Подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом “а”, в котором будут объединены оба антонима.

    покупать –

    открывать –

    помнить –

    встречать –

    толстый –

    мелкий –

    полный –

    знаменитый –

    голодный –

К каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним. С каждой парой слов составить предложение.

Пример: умный друг – глупый враг.

тихий плач –
радостная встреча –
вспомнить радость –
светлый верх –
темное прошлое –
слабый мороз -

Логические задачи:

    Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?

    На веревке завязали три узелка. На сколько частей эти узлы разделили веревку?

    Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. Кто вше Егор или Сережа?

    Маша купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила Маша?

    На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел 1 стакан вишни. Сколько стаканов осталось?

    Когда гусь стоит на одной лапе, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на обе лапы?

    Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа?

Наиболее полно и связно объяснить, в чем неясность, неправдоподобность ситуации.

по рисунку

    по изложенному в стихотворении:

Сел воробушек на дом,
Провалилась крыша.
Под березою с котом
Пляшут польку мыши.
Рыбка с мостика нырнула,
Вскрикнула и утонула.
Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала,
Возле речки, ну дела,
Серого обогнала!
Сидела кошка в птичьей клетке,
А птичка съесть ее хотела,
Но кошка прыгнула на ветку
И, прочирикав, улетела.

Подробно объяснить, в чем ошибка предложенных суждений.

    ваза хрустальная, а стакан легкий;

    зебра полосатая, а леопард злой;

    холодильник белый, а ковер мягкий;

    огурец зеленый, а яблоко растет на дереве.

Отвечай быстро”. Цель - упражнять в классификации, сравнении, обобщении; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.

Таблица, разделенная на 9 клеток.

В каждой клетке изображены птицы или животные: в первом ряду – воробей, голубь, дятел; во втором – оса, лиса, стрекоза; в третьем – волк, бабочка, снегирь.

Вопросы по таблице:

    Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?

    Сколько всего птиц в таблице? Назови их.

    Кого больше зверей или насекомых?

    На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице?

    Посмотрите на рисунки в третьем столбике. Что общего у всех, кто там нарисован?

    Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего?

Игры и игровые упражнении дают педагогу и родителям возможность проводить занятия с детьми более живо и интересно. Почти все игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.

Ведущий объясняет детям правила игры: - Я буду перечислять предметы, которыми украшают новогоднюю елку. Если их вешают на нее, вы говорите «да"", а если не вешают, вы говорите «нет». И так, слушайте внимательно и думайте, где надо говорить «да», а где «нет":


яркая игрушка... звонкая хлопушка... Петенька-Петрушка... старая подушка... белые снежинки... черные ботинки... зайчики из ваты... зимние лопаты... красные фонарики... хлебные сухарики... яблоки и шишки... рваные штанишки...

Много друзей

Дети, взявшись за руки, образуют круг. Медленно двигаясь по кругу вправо или влево, все играющие запевают песенку, в которой упоминается имя водящего, расхаживающего в середине круга. Если, например, водящего зовут Саша, то все поют:


У нашего Сашеньки много друзей, Все они как тени следуют за ним Что 6 ни сделал Саша, делают они... (или: «Все, что Саша делает, делают они».)


Дети поют песенку, а в это время водящий, так же как и все, двигается внутри круга в общем направлении. Когда же песня доходит до слов: «Чтоб ни сделал Саша...», водящий проделывает различные движения, принимает разные позы, но такие, чтобы не мешали движению хоровода, а все дети в хороводе должны точно повторять их. На последние слова песенки:


Кто тебе, Сашенька, самый лучший друг?


Кто тебе, Сашенька, самый лучший друг? -


водящий останавливает свой выбор на том, кто, по его мнению, лучше других повторил за ним его движения. Тот, на кого падает выбор, выходит на середину круга и сменяет водящего, а водящий уходит на его место, и игра продолжается. Дети запевают песенку сначала, называя имя нового водящего.


Эта игра имеет несколько разновидностей. Иногда она проводится так: в середину круга становится водящий, а все остальные, взявшись за руки, водят вокруг него хоровод и тоже поют песенку, но уже другую, хотя в тексте ее также упоминается имя водящего.


Например:


Катя во кругу стоит, Круг на Катеньку глядит. Ну-ка, Катя, покажи, Что нам делать. Раз-два-три!


На счет «три» водящий делает какое-нибудь движение, а все остальные в точности повторяют его.


После нескольких запевов водящий выбирает на свое место того, кто, по его мнению, лучше других справился с задачей, после чего игра продолжается с новым водящим.

Гуси-лебеди

Выбирают волка и хозяина, все остальные игроки - гуси-лебеди. Хозяин становится по одну сторону игровой площадки, гуси-лебеди по другую, в середине - волк. А дальше в игре начинаются разговоры.


Хозяин (зовет гусей). Гуси, гуси?


Гуси (отвечают). Га-га-га.


Хозяин. Есть хотите?


Гуси. Да-да-да.


Хозяин. Ну, летите!


Гуси. Мы боимся.


Хозяин. Почему?


Гуси. Серый волк под горой,


не пускает нас домой!


Хозяин. Что он делает?


Гуси. Гусей щиплет.


Хозяин. Каких?


Гуси. Сереньких да беленьких.


Хозяин. Вы летите как хотите,


Только крылья берегите!


Гуси-лебеди, домой!


Гуси летят с пастбища домой, а волк ловит их до того места, где стоит хозяин. После 2-3 перелетов гусей, выбираются новые волк и хозяин. Каждый раз пойманных волком гусей ведущий подсчитывает и отпускает.


Выигрывает тот из волков, кто сумеет поймать больше, чем другие.

Вопросы

Дети делятся на 2 команды. Ведущий кладет в коробку какой-нибудь предмет так, чтобы никто из ребят не видел, после чего спрашивает игроков, что это за предмет. Это может быть игрушка, конфета, яблоко, мяч, книга - словом, все, что знакомо детям. Они должны отгадать, что лежит в коробке, задавая такие вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».


Например: Оно круглое? Съедобное? Красного цвета? Его можно кидать? Оно тяжелое? Из железа? и т. д.


Побеждает команда, которая быстрее соперников правильно угадает и назовет предмет, лежащий в коробке.

Пощипай! (игра-загадка)

Ведущий объясняет игру 1 или 2 детям, которые, уяснив ее смысл, разыгрывают своих товарищей.


Тарин, барин, пощипай, Ехали на лодке. Тарин, барин утонул - Кто остался в лодке?


Пощипай!


Затеявший игру начинает щипать своего партнера.

Закончи слово

Дети располагаются по кругу. Ведущий бросает кому-либо мячик и говорит первый слог какого-нибудь слова, например: «Са...». Ребенок, которому бросили мяч, ловит его и прибавляет к слогу такое окончание, которое в совокупности составило бы целое слово. Например: ведущий говорит: «Са...», поймавший отвечает: «...ша» (Саша) - и бросает мячик ведущему. Слова надо подбирать короткие и знакомые детям, вначале игры ведущий может сказать, что это будут имена тех, кто стоит в круге. Ка-тя, Ми-ша, Ири-на, Све-та, Ко-ля, О-ля и т. д. Постепенно, раз за разом, игру можно усложнять, вводя слова из трех слогов. Например: ведущий говорит: «Са...» - и бросает мяч ребенку, поймавший отвечает: «мо» - и бросает мячик другому игроку. Тот заканчивает слово: «лет» (Са-мо-лет) -и бросает мяч ведущему и т. д.

Какие слова бывают

Ведущий предлагает детям сыграть в игру, кто больше знает разных слов. Выигрывает тот из ребят, кто назовет больше слов, чем другие.

Дразнилки

Дразнилка - это жанр игрового детского творчества. Она возникает как прибавление к имени ребенка рифмованного прозвища или созвучного слова («Андрей-воробей», «Антошка-картошка», «Лиза-подлиза», «Лешка-лепешка»). Ведущий предлагает детям придумать слова, созвучные именам девочек и мальчиков, и чтобы это были дразнилки. Например:


Аркашка-таракашка-букашка.


Саша-каша-простокваша.


Андрей-воробей-ротозей.


Зинка-корзинка-резинка.


Танюшка-лягушка-ватрушка.


Валя-краля.


Света-конфета.


Мишка-шишка.


Анна-ванна.


Побеждает тот из ребят, кто сумеет придумать слов-дразнилок больше, чем другие, и тот, кто придумает самую необычную дразнилку.

Ласковые слова

Один ребенок садится лицом к другим детям. По команде ведущего игроки должны по очереди говорить ему только ласковые слова - солнышко, зайчик, березка, котик, милый, дорогой, нежный, хороший, травка, цветочек и т. д.


Нельзя повторять ранее произнесенные слова, на придумывание в случае затруднения ведущий дает игроку 15-20 секунд. Не сумевший справиться с заданием за это время или назвавший «не ласковое слово», выбывает из игры.


Побеждает участник, успешно справившийся с заданием и вышедший в финал в единственном числе.

Цапки

Выбирается водящий, он вытягивает вперед руку ладонью вниз. Все дети ставят под ладонь свой указательный палец. Водящий говорит:


Под моею крышей

Собралися мыши,

Заяц, белка, жаба,



На горе стояли зайцы

и кричали: «Прячьте пальцы!»


При слове «цап!» водящий сжимает ладонь в кулак, а все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен, тот становится водящим.

Ушки

Дети разбиваются по парам, ударяют 2 руками в ладоши друг друга и приговаривают:


Мама била, била, била И все папе доложила. Папа бил, бил, бил И все бабе доложил. Баба била, била, била И все деду доложила. Дед бил, бил, бил И все сестрам доложил. Сестры били, били, били И все братьям доложили. Братья били, били, били, И в кадушку закатили, А в кадушке две лягушки - Закрывай скорее ушки!


При последних словах ребята должны быстро прикрыть ладонями свои уши. Побеждает тот, кто сделает это быстрее.

Испорченный телефон

Дети садятся в одну линию. Ведущий тихо, быстро, но отчетливо шепчет на ухо первому с краю какое-нибудь слово или короткое предложение, например: «жадина-говядина» или «муха села на варенье». Тот передает, что услышал, второму, тот - третьему и т. д. Последний в цепочке встает и громко говорит, что он услышал. А после этого ведущий называет первоначальное слово. Если слово по дороге исказилось, нужно пройти «обратно по линии» отыскать, кто первым его исказил. Виновник становится ведущим, и игра продолжается. Если слово дошло до последнего участника без искажения, тогда ведущий еще раз начинает игру, придумав новое сообщение.

Загадки-складки

Игра проводится так же, как и с детьми 3-4 лет «Загадки-складки» в разделе «Словесные игры». Изменение состоит в том, что ведущий предлагает детям новые, более сложные загадки.


Многим долго неизвестный, Стал он каждому дружком, Всем по сказке интересной Мальчик-луковка знаком. Очень просто, хоть и длинно, Он зовется... (Чиполлино)


Перед волком не дрожал,


От медведя убежал,


Но лисице на зубок


Все ж попался... (Колобок)


На сметане мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок Покатился... (Колобок)


С букварем шагает в школу Деревянный мальчуган, Попадает вместо школы В полотняный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется сам мальчишка? Вот подсказка вам, друзья, Его девочка Мальвина Называла... (Буратино, «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)


Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор... (Айболит)


Вместе с Карлсоном Прыгал с крыш Шалунишка наш... (Малыш)


Скачет лошадь не простая -


Чудо-грива золотая,


По горам парнишку носит,


Да никак его не сбросит.


У лошадки есть сынок -


Удивительный конек,


Удивительный конек,


По прозванью... (Горбунок)


Он дружок зверям и детям, Он живое существо, Но таких на белом свете Больше нет ни одного. Потому что он не птица,


Не тигренок, не лисица, Не котенок, не щенок, Не волчонок, не сурок Но заснята для кино И известна всем давно Эта милая мордашка И зовется... (Чебурашка)


Кто на свете ходит В каменной рубахе? В каменной рубахе Ходят... (Черепахи)


У этого зверя огромный рост, Сзади у зверя - маленький хвост, Спереди у зверя - хвост большой, Ну, конечно, это он Ну, конечно, это... (Слон)


И в лесу мы, и в болоте, Нас везде всегда найдете -На поляне, на опушке Мы зеленые... (Лягушки)


На ветке не птичка -Зверек-невеличка, Мех теплый, как грелка... Кто же это? ... (Белка)


Я в любую непогоду Уважаю очень воду И от грязи берегусь -Чистоплотный, серый... (Гусь)


Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков, В теплый край я не летаю, Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей!


Я бывалый... (Воробей)


На одной ноге стоит, В воду пристально глядит, Тычет клювом наугад, Ищет в речке лягушат. На носу повисла капля. Узнаете? Это... (Цапля)


За рекой они росли, Их на праздник принесли, На веточках - иголки Что же это? ... (Елки)


Много бед таят леса, Волк, медведь там и лиса! Наш зверек уносит ноги. Ну-ка, быстро отгадай-ка, Как зверек зовется? ... (Зайка)


Очень ласковый и чистый,


Лапой моется пушистой,


Если пустит ногти в ход -


Страшный зверь - домашний... (Кот)


Он с бубенчиком в руке, В сине-красном колпаке. Он веселая игрушка, И зовут его... (Петрушка)


Стройный, быстрый, Рога ветвисты, Пасется весь день. Кто же это? ... (Олень)


Звонко время отмечает, Утром солнышко встречает. Вот последний луч потух - Спит на жердочке... (Петух)


Не олень он и не бык,


В жарких странах жить привык,


На носу имеет рог.


Кто же это? ... (Носорог)


Кто-то за кого-то Ухватился цепко:


Ох, никак не вытянуть!


Ох, засела крепко! Но еще помощники Скоро прибегут... Победит упрямицу Дружный общий труд! Кто засел так крепко? Может, это... (Репка)

Загадки и отгадки

Ведущий раздает детям карточки с картинками. Сам же берет карточку с текстом загадки и читает ее. Дети рассматривают свои картинки и, если среди них найдется предмет, являющийся отгадкой, то ребенок поднимает карточку и говорит: «Это про...» Тот, кто отгадал загадку, получает пустую карточку, которой накрывает свою картинку. Игра продолжается, пока ребята не закроют все картинки на своих карточках.


Сама мелковата,

А хвост богатый.

С ветки на ветку скок-скок,

Орешек за орешком щелк-пощелк. (Белка)


Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает.


(Медведь)


Словно елка, весь в иголках. (Еж)


Прыг-скок трусишка: Хвост - коротышка,


Ушки вдоль спинки, Глаза с косинкой. Одежда в два цвета: На зиму и лето. (Заяц)


На овчарку он похож


Что ни зуб - то острый нож!


Он бежит, оскалив пасть,


На овцу готов напасть. (Волк)


С хозяином дружит, на чужих лает, в дом не пускает. (Собака)


Мордочка усатая,


Шубка полосатая,


Часто умывается,


А с водой не знается. (Кошка)


Маленький рост, Длинный хвост, Серая шубка, Острые зубки. (Мышь)


Рыжий молокозавод День жует и ночь жует: Ведь траву не так легко Переделать в молоко! (Корова)


Хвост крючком, а рыльце пятачком. (Свинья)


Плаваю под мостиком


И виляю хвостиком.


По земле не хожу


Рот есть, да не говорю.


Глаза есть - не мигаю,


Крылья есть - не летаю. (Рыба)


Пишет он, когда диктует, Он и чертит, и рисует.


И сегодня вечерком


Он раскрасит мне альбом. (Карандаш)


Я пыхну, пыхну, пыхну,


Больше греться не хочу.


Крышка громко зазвенела:


"Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)


Она меня впускает в дом И выпускает вон, В ночное время под замком Она хранит мой сон. (Дверь)


Кинешь в речку - не тонет, Бьешь о стенку - не стонет, Будешь о земь кидать -Станет кверху летать. (Мяч)


Есть, ребята, у меня


Два серебряных коня.


Езжу сразу на обоих.


Что за кони у меня? (Коньки)


За веревочку-узду Через двор коня веду, С горки вниз на нем лечу, А назад его тащу. (Санки)


Две курносые подружки Не отстали друг от дружки: Обе по снегу бегут, Обе песенки поют, Обе ленты на снегу Оставляют на бегу! (Лыжи)

Чистоговорки и скороговорки

У ребят 5-го года жизни произношение отдельных звуков может быть еще не сформированным: шипящие


звуки произносятся не достаточно четко, не все дети умеют произносить звуки лир. Ведущий проводит игру так же, как и с детьми 4-го года жизни. Изменение состоит в том, что к прежним чистоговоркам добавляются новые, более сложные.


Нужно помнить, что скороговорка - это всегда забава, и работать над ней надо весело. В скороговорке всегда есть материал для шутки: неумение произнести быстро предложение и нелепая ошибка ребенка вызывают смех товарищей, что само по себе благотворно действует на малыша, заставляя стремиться к более чистой и четкой речи.

С, 3, Ш, Ж, Ч, Щ, Ц

Слоны умны, . Слоны смирны, Слоны спокойны И сильны.


В лесу темно, Все спят давно. Одна сова не спит, На суку сидит.


Сок с березы стек, стек с березы сок. Сорок сорок съели сырок с красивою красною коркой. Нисколько не скользко, не скользко нисколько. У осы не усы, не усищи, а усики. Осип охрип, Архип осип. Сачок зацепился за сучок. По семеро в сани уселися сами. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.


Едут Сеня, Саня с Соней На санках: санки скок, Сеню с ног, Саню в бок, Соню бух в сугроб.


Мы сидим на лесенке, И поем мы песенки.


Не хочет косой косить косой.


Шел косой козел с косой. Пришел косой козел с косой.


Веселей, Савелий, сено пошевеливай!


Оса на ноги боса и без пояса.


Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.


Сорок сорок для своих сорочат Сорок сорочек, не ссорясь, строчат.


Пол Света вымыла, сор из дома вымела.


Саня, погляди в окно, Сколько снега нанесло! И в лесу, и в саду, Сосны, ели - все в снегу.


Идет коза, коза-дереза, За-за-за, за-за-за. Злые глаза у козы-дерезы, Зы-зы-зы, зы-зы-зы. Козлята идут вместе с козой, Зой-зой-зой, зой-зой-зой.


Зоя ведет козлят и козу, Зу-зугзу, зу-зу-зу.


Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.


У хозяина - козел, у хозяйки - коза-дереза.


Шли две Зинки, несли корзинки, у каждой Зинки - по две корзинки, в каждой корзинке - по две резинки. Сколько резинок было у Зинок?


Звала по малину Марина Галину, Марину Галина звала по малину.


Гроза грозна, грозна гроза.


Захар змея запускает, Зоя с зайкою* играет, Зина в лес пошла, Землянику нашла.


Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.


Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шутливо шарят гроши.


Чешуя у щучки, щетинка у чушки. В шалаше шесть малышей шалят.


В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.


Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон - как в капюшоне он смешон.


Тимошкина шавка тявкнула на Пашку. Бьет Пашка шапкой Тимошкину шавку.


У Маши мошка в каше. Что делать нашей Маше? Сложила кашу в плошку И накормила кошку.


Жутко жуку жить на суку.


Лежебока рыжий кот Отлежал себе живот.


Жук упал и встать не может, Ждет он, кто ему поможет.


Жужжит жук, жужжит, да не кружится. Под дуб вполз уж, уж вполз под дуб.


Бедный ежик ежится, Все ему не можется, Посинела кожица, И скривилась рожица Мать его тревожится: «Вот забот умножится - Бедный ежик ежится».


Чики-чики-чикалочки Еду я на палочке.


Сидят чернички в темной темничке.


В гнезде яички - выведутся птички.


Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.


Чок, чок, каблучок Наскочил на сучок, Оторвался, поломался, Чок, чок, каблучок. У забора старичок:


Дал ему я башмачок, «Старичок, старичок, Почини мне каблучок».


Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.


Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока.


Щука в речке жила, Щеткой воду мела, Щи варила для гостей, Угощала пескарей.


Тащил Авдей мешок гвоздей, Тащил Гордей мешок груздей, Авдей Гордею дал гвоздей, Гордей Авдею дал груздей.


Кровельщик Кирилл Криво крышу крыл. Перекрыть крышу Пригласил Гришу.


Даже шею, даже уши Ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь.


Курица волнуется, Не пугайте курицу.


Молодец против овец, а против молодца и сам овца. Курица привела с улицы целый выводок цыплят.


Любовалась цыплятками курица Что ни цыпленок - то умница! Молодец, удалец,


Очень ценный птенец!


В цветнике две овцы Целый день пасутся. У крыльца без конца Киска ест из блюдца. Из цветов, наконец, Прогоните овец!

Считалка

О том, как играть в считалки и какие виды считалок существуют, уже было описано (дети 3- 4 лет). Детей 5-го года жизни ведущий знакомит со считалками более сложного содержания.


Захотел наш Том поесть, В холодильник он полез. В холодильнике сметана, Мясо, рыба, баклажаны, Огурцы и виноград, Кабачки и лимонад

Коли хочешь есть и ты, Так скорее выходи!


Джерри - мышь,

А Томик - кот. Вместе водят хоровод. Тут к ним Таффи прибегает, Скушать сыру он желает. Холодильник перерыл, Сыр унес - Таков и был!


Джерри весело живет, Джерри песенки поет! Раз, два, три, четыре, пять, Ну-ка, Джерри, спой опять!


Суп варили курочки, Помогали уточки Прибегали кошки Приносили плошки Стали кошки плошки мыть Выходи - тебе водить.


Ходит свинка по болоту, Зовет зайцев на работу. Зайцы скажут: «Не хочу!» Свинка скажет: «Заплачу!"


Вышла Машенька гулять Чтоб цветов себе нарвать. Тишина кругом стоит. Лишь кукушечка кричит.


Ты, кукушка, не кричи, А всю правду расскажи: Сколько лет еще весной Мы увидимся с тобой? Она стала куковать, Стала Машенька считать:


Раз, два, три, четыре, пять. Выходи - тебе играть!


Жаба прыгала, скакала, Чуть в болото не упала. Из болота вышел дед - Двести восемьдесят лет. Раз, два, три, Это верно будешь ты!


Раз, два, три, четыре! Жили мыши на квартире: Чай пили, чашки били, По три денежки платили! Кто не хочет платить - Тому и водить!


Дора, дора, помидора, Мы в саду поймали вора. Стали думать и гадать, Как же вора наказать. Мы связали руки, ноги И пустили по дороге. Вор шел, шел, шел И корзиночку нашел. В этой маленькой корзинке Есть рисунки и картинки. Раз, два, три! Кому хочешь - дари!


За стеклянными дверями


Стоит Мишка с пирогами.


Здравствуй, Мишенька-дружок,


Сколько стоит пирожок?


Пирожок-то стоит три,


А водить-то будешь ты.


Ежик, ежик, чудачок, Сшил колючий пиджачок. Встал в кружок и ну считать - Нам водилку выбирать!


Раз, два, три, четыре, пять,


шесть, семь, восемь, девять, десять,


Выплывает круглый месяц,


А за месяцем луна,


Мальчик девочке слуга.


Ты, слуга, подай карету,


А я сяду да поеду.


Ты, слуга, подай метлу,


А я в карете подмету.


И поеду в Петроград


Покупать себе наряд:


Красный, синий, голубой -


Выбирай себе любой.


Раз, два, три, четыре, пять, Будем в прятки мы играть. Небо, звезды, луг, цветы. Ты пойди-ка поводи!


До-ре-ми-фа-соль-ля-си, Едет кошка на такси! А котята прицепились И бесплатно прокатились!


Тили-тили, тили-бом. Сбил сосну зайчишка лбом. Жалко мне зайчишку: Носит зайка шишку. Поскорей сбегай в лес Сделай зайке компресс!


Раз, два, оп-па! Америка, Европа, Индия, Китай, Из круга вылетай!


Завтра с неба прилетит Синий-синий-синий кит. Если веришь - стой и жди, А не веришь - выходи!

Статьи по теме: