Коммуникативный тренинг для старшеклассников. Задания на логику для старшеклассников!!! У кого усы длиннее ног

Воспитывает ребенка каждая минута жизни
и каждый уголок земли, каждый человек,
с которым, формирующаяся личность соприкасается”.
В.А. Сухомлинский

Актуальность.

В современном мире воспитание личности с активной позицией в области ответственности и самостоятельности, терпимости и уважения к людям, личности, впитавшей лучшие достижения культуры, приобретает особую актуальность. Именно в школе необходимо заложить в учащихся основы самовоспитания и создать устойчивую доминанту на самосовершенствование, осознанное и целенаправленное развитие в себе личности.

Цель: помочь школьнику в самореализации в качестве личности, ориентированной на успех, обладающей социально необходимыми качествами культурного человека.

  • демонстрация специфики работы на различных этапах творческого процесса;
  • отработка навыков командного взаимодействия на каждом из этих этапов;
  • тренировка умений для групповой творческой работы;
  • формирование спонтанности беглости мышления.

Личностный рост – это поиск самого себя и реализация. Это движение вперед, навстречу к своему предназначению. Это постоянное самосовершенствование и саморазвитие личности. Это ежедневные победы над собой, над своими страхами и другими отрицательными эмоциями. Личностный рост – это путь к счастью и успеху.

Для того, чтобы сделать себя счастливым, в первую очередь важно взять ответственность за свою жизнь.

Еще важно поверить в себя. Вера - ваш лучший помощник, ваш вдохновитель. Вера – важное условие для личностного роста

И последнее – это ваша активность. Без действий и самодисциплины вы не придете к нужному результату.

I этап. Знакомство

(организация группового взаимодействия)

Упражнение 1. “Приветствие”

Участникам предлагается назвать свое тренинговое имя и высказать пожелание группе по поводу дальнейшей совместной работы.

В конце выполнения упражнения группа повторяет краткое содержание прозвучавших пожеланий в виде лозунгов, которые фиксируются на листе ватмана.

Упражнение 2. “Комплимент”

1. Каждый участник по кругу должен сказать комплимент соседу основываясь на его конкретном качестве (внешность, поведение, характер) выразив комплимент одной фразой: “Вы…”

2. Каждому участнику предлагается сказать комплимент группе в целом: “Вы все…”

В конце выполнения упражнения проводится обобщение высказываний: “Оказывается мы…”

II этап. Развивающий

Метод “Фруктовый сад”

Цель – метод позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков, для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.

Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Время – 20 минут.

Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.

Проведение:

Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано “Яблоня”, второе – “Лимонное дерево”. Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

Учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.

Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.

Упражнение “Гример”

В первом случае состояние человека - играющие пытаются передать через мимику и цвет, а во втором – через грим. И в том, и в другом случае учитывается, насколько достоверно ребенок передал увиденное состояние человека.

Играющие тянут жетоны и устанавливают порядок участия. Затем рассаживаются полукругом. Первый игрок тянет карточку с заданием, а затем только при помощи мимики (без жестов) изображает заданное ему чувство или состояние человека. Остальные должны угадать. Задания могут быть такими: выразить злобу, усталость, веселье, хитрость, уныние, жалость и прочее.

Затем те же самые состояния необходимо выразить через цвет. Это поможет детям в дальнейшем наиболее правильно подобрать грим для следующего задания. Каждому ребенку выдаются лист бумаги, краски и кисти. На выполнение этой части игры отводится 3 минуты. После подбора цвета играющие должны объяснить, почему они считают, что именно этот цвет передает данное состояние человека. Выигрывает тот, кто правильнее изобразит заданное состояние человека и подберет ему цвет.

Во втором варианте игроки должны разделиться на пары и нанести на лицо партнера грим, характеризующий состояние человека, которое им было задано. Это также может быть веселье и радость (розовые щеки, морщинки у глаз), боль (сдвинутые брови, темный цвет лица), усталость (опухшие веки, опущенные уголки губ) и иные эмоции. Кроме грима, можно использовать и различные дополнения – парики, очки, банты и прочее. При этом о самом задании не должен знать никто, кроме самого гримера, чтобы потом проверить результат труда. То есть – выставить на суд зрителей загримированного и попросить их определить его состояние и чувства.

Релаксация.

Метод “Земля, воздух, огонь и вода”.

Цель – повысить уровень энергии в классе.

Время – 8-10 минут.

Проведение:

Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.

Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее “взбодрилась”).

Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, “заземлиться” и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в “воде”, следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.

Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

III этап. Контрольный

Упражнение “Сила внушения”

Время: 20 минут.

Задумайтесь о Силе самовнушения!

Однажды некий человек был приглашен в дом друга. Когда он собирался выпить предложенную чашу вина, ему показалось, что он видит внутри чаши змеёныша. Не жалея обидеть хозяина привлечением внимания к этому обстоятельству, он мужественно осушил чашу.

Вернувшись домой, он почувствовал страшные боли в желудке. Было испробовано множество лекарств, но все оказалось тщетным, и человек, теперь серьезно больной, чувствовал, что умирает. Его друг, услышав о состоянии больного, ещё раз позвал его в свой дом. Усадив человека на то же место, он снова предложил ему чашу вина, сказав, что в ней – лекарство. Когда страждущий поднял чашу, он опять увидел в ней змеёныша. На этот раз он обратил на это внимание хозяина. Без единого слова хозяин показал на потолок над головой гостя, где висел лук. Больной тут же понял, что змееныш был только отражением висящего лука. Оба человека посмотрели друг на друга и рассмеялись. Боль гостя мгновенно прошла, и он поправился.

Участники становятся в круг и все вместе повторяют:

Я самое большое сокровище.

Для меня нет ничего невозможного.

Это не каприз судьбы.

Это только мой каприз.

Никто не может заставить меня отказаться мечтать.

Только я могу помешать мечтам, претвориться в реальность.

Мои достижения определяются вашими собственными желаниями.

Я верю в свое занятие.

Я мечтаю, я могу мечтать, о чем хочу.

Я могу идти туда, куда я хочу пойти.

Я могу быть тем, кем пожелаю.

Потому что у меня только одна жизнь и один шанс, чтобы сделать все, что я желаю сделать!

Ведущий: и да наградит вас жизнь счастьем, чтобы сделать вас светлыми! Проблемами, чтобы сделать вас сильными! Печалью, чтобы сделать вас человечными! Надеждой, чтобы сделать вас счастливыми!

Поверьте в свои силы! Вы можете всё!

Правила

В основе игры – упрощенные правила некогда популярной телевизионной игры «Слабое звено». С помощью вопросов отборочного тура выбираются 5 игроков. Ведущий в каждом раунде задает по очереди каждому три вопроса. После каждого раунда члены команды пишут на заранее подготовленных листах ярким маркером имя того, кто, по их мнению, играл хуже всех. Ведущий просит нескольких человек дать объяснение своему решению. Затем со своим помощником подводит итоги, и один игрок выбывает. К четвертому раунду остаются два игрока, которым задается по пять вопросов. Побеждает тот, кто правильно ответит на большее количество вопросов. При равном счете задаются дополнительные вопросы. Победителю вручается приз. Игра рассчитана на подготовленную аудиторию.

Ведущая. С вами игра «Слабо звено: в мире права». Как известно, незнание законов не освобождает от ответственности. И сегодня мы выясним, кто из нас не знает законов нашего общества и живет по своим правилам, а кого можно назвать знатоком в области правоведения. Итак, мы начинаем. С помощью вопросов отборочного раунда мы выберем 5 игроков, которые и составят команду. Для этого нужно дать определение нескольким понятиям. Участником игры становится тот, кто быстрее и точнее ответит на вопрос.

Вопросы отборочного раунда

  1. Что входит в понятие «преступление»? (Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.)
  2. Как трактуется понятие «презумпция невиновности»? (Презумпция невиновности – обвиняемый признается невиновным, пока его виновность не будет доказана и подтверждена приговором суда, вступившим в законную силу.)
  3. Что такое «закон»? (Закон – это нормативно-правовой акт, принятый представительным органом государственной власти.)
  4. Разъясните, что такое третейский суд? (Третейский суд, или арбитраж – суд, избираемый самими сторонами для разрешения гражданско-правовых споров между ними.)
  5. Дайте определение слову «истец». (Истец – лицо, обращающееся в суд за защитой своего нарушенного права.)

Ведущая. Попрошу победителей отборочного раунда занять места за игровыми столиками. Давайте с вами познакомимся. Назовите свои имена. (Желательно всем иметь бэйджи.) сейчас вы – команда. Но раунд за раундом вы будете терять игроков. В финал выйдут двое. Они и сразятся за звание знатока права. Начинает игру тот, чье имя идет первым по алфавиту. Итак, начинаем.

Первый раунд

Звучит гонг.

Вопросы первого раунда

  1. Как звали богиню правосудия в греческой мифологии? (Фемида. )
  2. Когда отмечается День прав человека? ( 10 декабря.)
  3. Какой структурой была принята Конвенция о правах ребенка? (Ассамблеей ООН. )
  4. С какого момента человек приобретает права? (С рождения .)
  5. Назовите основной Закон государства. (Конституция. )
  6. К какой палате парламента относится Совет Федерации - к верхней или к нижней? (К верхней.)
  7. С какого момента закон вступает в силу? (С момента его опубликования. )
  8. Можно ли ограничить права и свободы человека? (Можно временно, но лишь в чрезвычайных обстоятельствах.)
  9. Назовите Высший судебный орган. (Верховный суд РФ. )
  10. Сколь человек входит в суд присяжных по уголовным делам? (12 человек, 2 запасных. )
  11. Каким образом гражданина вызывают в суд? (При помощи повестки. )
  12. С какого возраста можно обращаться в суд самостоятельно? (С 14 лет.)
  13. Могут ли в интересах несовершеннолетнего обратиться в суд представители школы, общественности, органов прокуратуры? (Да. )
  14. Имеет ли право подросток обращаться за помощью к адвокату? (Да. )
  15. С какого возраста молодые люди могут участвовать в выборах? (С 18 лет .)

Ведущая. Первый раунд закончился, и настало время определить самое слабое звено этого раунда. Кто не знает элементарных законов нашего общества? Кто не владеет информацией, которая нужна ему как воздух?.. Вы, (имя)

Второй раунд

Ведущая. А мы начинает второй раунд. Первым отвечать на вопросы будет (имя) – самое сильное звено прошлого раунда.

Звучит гонг.

Вопросы второго раунда

  1. С какого возраста лицо подлежит уголовной ответственности по общему правилу? (По достижении 16 лет в момент совершения преступления, за особо тяжкие преступления – с 14 лет.)
  2. Является ли несовершеннолетние виновного смягчающим наказание обстоятельством? (Является. )
  3. С какого возраста человек может привлекаться к административному аресту на 15 суток? (С 18 лет. )
  4. Может ли 15-летний подросток быть понятым? (Понятым может быть только совершеннолетний. )
  5. Разрешается ли милиционеру-мужчине обыскивать женщину? (Нет, обыскивать ее может только женщина. )
  6. Имеет ли право милиционер применить оружие к несовершеннолетнему при попытке к бегству? (Нет. )
  7. Кто помимо адвоката может еще участвовать в допросе несовершеннолетнего? (Родитель или педагог. )
  8. Несет ли уголовную ответственность человек, довольно отказавшийся от совершения преступления на стадии его приготовления? (Нет. )
  9. Как квалифицируется угроза человеку палкой? (Злостное хулиганство. )
  10. Кто получит более суровое наказание за преступление – организатор или пособник? (Организатор. )
  11. Можно ли несовершеннолетнему применить такое наказание, как штраф. (Можно. )
  12. Имеет ли право 14-летний гражданин самостоятельно изменить фамилию, имя или отчество? (Да. )

Ведущая. Сейчас мы определим, для кого наша игра уже закончилась. Кто не способен отличить прав от обязанностей? Кто путается в законах как в лабиринте?.. Вы, (имя), самое слабое звено! Прощайте!

Третий раунд

Ведущая. Сильное звено прошлого раунда - (имя). Этому игроку я задаю первый вопрос.

Звучит гонг.

Вопросы третьего раунда

  1. С какого возраста учитывают мнение ребенка при его усыновлении? (С 10 лет. )
  2. Во сколько лет дети сами могут ходатайствовать об изменении своего имени? (В 14 лет. )
  3. Может ли ребенок обратиться в суд, если родители его избивают? (Да. )
  4. Имеет ли право подросток самостоятельно выехать за границу? (Нет, только с родителями. )
  5. Может ли ребенок отказаться давать показания против своих близких родственников (родителей, братьев, сестер)? (Да. )
  6. Имеет ли право 16-летний гражданин заниматься предпринимательской деятельностью? (Да, при согласии родителей. )
  7. Сколько часов в неделю максимально может работать 15-летний подросток? ( 24 часа. )
  8. Можно ли запретить несовершеннолетнему распоряжаться своим заработком? (Да, при неразумном расходовании им денежных средств, употреблении алкоголя, наркотиков. )
  9. Вправе ли молодой человек 14 лет вносить денежные вклады в сберегательные банки? (Да. )

Ведущая. Сейчас вас трое. Но для одного из вас путь в финал закрыт. Кто голосует в последний раз? Решайте. Кто беспомощен как младенец? Кого легко обмануть и обвести вокруг пальца?.. Вы, (имя), самое слабое звено! Прощайте!

Финальный раунд

Ведущая. В финале друг против друга сражаются двое самых выносливых. Я задам вам по 5 вопросов. При равном счете игра будет продолжена раунда - (имя), и он первым начинает отвечать на вопросы финального раунда.

Звучит гонг.

Вопросы финального раунда

  1. Какое право считалось основополагающим для подготовки юриста в Европе до XV века? (Римское право. )
  2. Назовите выдающегося юриста, основоположника суда присяжных в дореволюционной России. (Анатолий Кони. )
  3. Кто в VII веке до нашей эры в Древней Греции провел первые демократические реформы? (Солон. )
  4. Какая из политических партий России выдвинула идею правового государства? (Партия кадетов. )
  5. Кто из русских поэтов XIX века был первым министром юстиции? (Гаврила Державин. )
  6. Назовите фамилию чемпиона мира по шахматам, который учился праву и был сотрудником московского уголовного розыска? (Александр Алехин. )
  7. Когда была принята Конституция России, действующая ныне? (В 1993 году. )
  8. В каком году принята Всеобщая декларация прав человека? (В 1948 году. )
  9. Назовите высший исполнительный орган нашего государства. (Правительство. ) (Вопрос о том, входит ли Президент РФ в систему органов исполнительной власти, в научной и учебной литературе является дискуссионным)
  10. К какому виду преступлений относятся преступления в сфере компьютерной информации? (Преступления против общественной безопасности и общественного порядка. )

Дополнительные вопросы.

  1. Кем из великих философов введен в научный оборот термин «правовое государство»? (Иммануилом Кантом .)
  2. Что изучает наука виктимология? (Это учение о жертве преступления. )

Ведущая. Победитель нашей игры - (имя). Вы самое сильно звено в мире права! Поздравляю! Но это была всего лишь игра. Прощайте.


Тренинг для старшеклассников «Готовимся к ЕГЭ»

Возможные трудности при сдаче ЕГЭ в основном связаны с особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с низкой стрессоустойчивостью учащихся, с отсутствием навыков саморегуляции. Все эти трудности возможно преодолеть через:

1) знакомство выпускников с особенностями и процедурой Единого государственного экзамена для повышения интереса к результатам ЕГЭ;

2) повышение сопротивляемости стрессу в результате: а) ознакомления с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации; б) возрастания уверенности в себе, в своих силах;

3) развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.

Эти задачи могут быть решены с помощью предлагаемой нами программы по формированию психологической готовности к ЕГЭ. При разработке программы особое внимание уделялось следующим моментам:

Созданию на занятиях условий для актуализации субъектного опыта учеников и для усложнения и обогащения этого опыта;

Органичной взаимосвязи информации, которая предлагается учащимся, с эмоциями и чувствами, вызванными этой информацией;

Бережному отношению к личности каждого учащегося, обеспечению атмосферы психологической безопасности для участников группы.

Программа рассчитана на работу с одиннадцатиклассниками в учебных группах по 10–12 человек. Большая часть описанных методов в программе - более или менее известные психологические игры, упражнения, методики, модифицированные для решения поставленных задач.

Занятия имеют определенную структуру. Каждое занятие начинается с разогрева. Это короткое динамичное упражнение, задача которого - повысить энергию группы. Затем следует презентация темы, то есть краткое объяснение того, о чем пойдет речь на занятии и почему это важно. Задача презентации - заинтересовать учащихся. Затем происходит информирование: сообщение необходимых сведений, которые обязательно должны проигрываться и подкрепляться, что и происходит в содержательной части. Завершается занятие рефлексией (обсуждением занятия с учащимися).

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: «Что такое ЕГЭ и что он значит для меня?»

Цель: познакомить выпускников с особенностями ЕГЭ.

Разогрев

Упражнение «Ассоциации»

Участники получают инструкцию: «Ассоциации - это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Вам нужно придумать ассоциации на то слово, которое скажет предыдущий участник. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову. Итак, я начинаю: экзамен…»

Презентация темы

Психолог. Очень скоро завершатся ваши школьные годы. Впереди у вас очень важный период - экзамены. Вам предстоит сдавать их в особой форме - в форме ЕГЭ. ЕГЭ отличается от привычных для вас форм проверки знаний.

Прежде чем переходить к информированию, нужно попросить учеников сформулировать, что они хотели бы узнать о ЕГЭ.

Информирование

ЕГЭ - это система бесплатных экзаменов по отдельным предметам. Результаты ЕГЭ одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в вузы. При проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и система независимой внешней оценки (в том числе с помощью компьютера), основанная на использовании единой шкалы и критериев оценки. Экзамен по каждому предмету включает вопросы и задания трех разных типов. В процессе сдачи ЕГЭ требуются: высокая мобильность, переключаемость; высокий уровень организации деятельности; высокая и устойчивая работоспособность; высокий уровень концентрации внимания, произвольности.

Проигрывание

Очень важно, чтобы ученики сами нашли для себя какой-то смысл в Едином государственном экзамене. Поэтому следует провести «мозговой штурм» на тему «Что может мне дать ЕГЭ?». Участникам нужно сформулировать как можно больше ответов на вопросы: чем ЕГЭ может быть для меня лучше традиционной формы экзамена и в чем его плюсы для меня?

Упражнение «Чего я хочу достичь?»

Цель: настроить на успех.

Инструкция: «Посидите несколько мгновений в тишине и подумайте о том, чего бы вы хотели достичь? Чему вам хотелось бы научиться? Подумайте, как вы могли бы без слов, с помощью мимики и жестов, рассказать об этом. Задача остальных - догадаться, о чем идет речь

Анализ:

Трудно ли было выбрать важную цель?

Что нужно сделать для того, чтобы достичь цели?

Не слишком ли глобальны ваши цели, или, может быть, слишком мелкие, или как раз достижимые?

Рефлексия

Подводится итог занятия. Выпускники отвечают на следующие вопросы:

Как вы себя сейчас чувствуете?

Что понравилось, что не понравилось?

Что нового для себя узнали?

ЗАНЯТИЕ 2

Тема: «Как справиться со стрессом на экзамене?»

Цель: познакомить учащихся с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.

Необходимые материалы: мяч, бумага и авторучки.

Разогрев

Упражнение «Самое трудное»

Психолог. Тот, у кого в руках оказывается мяч, должен продолжить фразу «Самое трудное на экзамене - это…» и бросить мяч любому другому человеку.

Анкета «Подготовка к экзаменам.

Как противостоять стрессу»

Цель: выявить осведомленность участников в данном вопросе и обнаружить проблемы.

Вопросы анкеты:

1. Как ты считаешь, подвержен ли ты стрессам?

2. Читал ли ты что-нибудь о стрессах?

3. Знаешь ли ты признаки стресса?

4. Как ты думаешь, на что влияет стресс?

5. Знаешь ли ты упражнения, при помощи которых можно нейтрализовать стресс?

6. Какие ощущения испытываешь в связи с предстоящими экзаменами?

Презентация темы

Психолог. Ситуация экзамена, непростая сама по себе, усложняется еще и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, тревожится, беспокоится, переживает. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Но это состояние вполне поддается сознательному регулированию. Существуют психологические способы справиться с тревогой в ситуации экзамена, и сегодня мы с ними познакомимся.

Информирование

Существуют различные способы справиться со своей тревогой. Простой, но очень эффективный способ - аутотренинг. Аутотренинг позволяет человеку создать подходящий настрой, добиться спокойствия. Формулы аутотренинга направлены на подсознание.

Упражнение «Формула аутотренинга»

Психолог. Руководствуясь правилами, вам нужно составить формулы аутотренинга для себя. Желающие могут прочитать составленные ими формулы.

После выполнения этого упражнения происходит обсуждение:

Трудно или легко было составлять формулы аутотренинга?

Что мешало, а что помогало при составлении формул?

Рефлексия

Подведение итогов занятия.

Психолог. Сегодня мы с вами узнали только один способ, который поможет справиться с тревогой, - аутотренинг, ознакомились с правилами составления формул аутотренинга, потренировались в составлении этих формул. На следующем занятии мы продолжим знакомство с психологическими способами, помогающими справиться с тревогой.

ЗАНЯТИЕ 3

Тема: «Как справиться со стрессом на экзамене?» (продолжение)

Цель: дать возможность учащимся ощутить себя в ситуации тревоги, обратить внимание на свое самочувствие в этой ситуации.

Участникам предлагается закрыть глаза и как можно лучше вспомнить или представить ситуацию, которая вызывает у них тревогу или волнение. Необходимо обратить внимание на то, что происходит с физическим самочувствием, как каждый выпускник ощущает себя в ситуации тревоги.

Затем предлагается вспомнить ситуацию, в которой они не волнуются, и снова обратить внимание на физическое самочувствие.

По завершении этого упражнения нужно обсудить его результаты и составить «портрет тревоги» и «портрет спокойствия». Необходимо обратить особое внимание на то, что тревога сопровождается напряжением, а спокойствие - расслабленностью.

Презентация темы

Психолог. Беспокойство - одна из главных причин плохой работы памяти и концентрации внимания при сдаче экзамена. Каждому человеку нужно знать психологические способы снижения тревоги.

Информирование

Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания.

Еще справиться с тревогой помогает медитация. По сути, медитация - это состояние глубокого сосредоточения на одном объекте. Такое состояние позволяет обрести душевный покой и равновесие.

Упражнение «Мышечная релаксация»

Цель: научить справляться с мышечным напряжением.

Инструкция: «Примите, пожалуйста, удобное положение, положите руки на колени и закройте глаза. Сосредоточьте ваше внимание на руках. Вам нужно ощутить тепло своих рук, их мягкость. Если в руках есть напряжение, просто позвольте ему быть.

О том, что достигнуто полное расслабление, можно судить, если руки теплеют и становятся тяжелыми».

Анализ:

Какие чувства вызвало у вас это упражнение? Удалось ли вам расслабиться?

Расслабиться помогает также дыхательная релаксация.

Упражнение: «Дыхательная релаксация»

Цель: научить справляться с тревогой, используя дыхание.

Наиболее простой способ - это дыхание на счет. Нужно предложить учащимся принять удобную позу, закрыть глаза и сосредоточиться на дыхании. На четыре счета делается вдох, на четыре счета - выдох.

Анализ:

Как меняется ваше состояние?

Возникали ли трудности при выполнении упражнения?

Упражнение «Сосредоточение на предмете»

Цель: научить справляться с тревогой с помощью медитации.

Инструкция: «Каждый из вас должен выбрать любой предмет (часы, кольцо, ручку и т.д.) и положить его перед собой. В течение четырех минут удерживайте все внимание на этом предмете, внимательно его рассматривайте, стараясь не отвлекаться ни на какие посторонние мысли».

Анализ:

Справились ли вы с заданием?

Что помогало и что мешало вам при выполнении этого упражнения?

Рефлексия

Учащимся предлагается ответить на некоторые вопросы:

Как себя чувствуете?

Какой способ снятия тревоги показался наиболее подходящим лично для вас?

Какие есть пожелания на следующее занятие?

Необходимо объяснить участникам, что не существует единственно правильного способа справиться со стрессом, каждый должен выбрать то, что подходит лично ему.

ЗАНЯТИЕ 4

Тема: «Способы снятия нервно-психического напряжения»

Цель: научить выпускников снимать напряжение простыми психологическими способами.

Необходимые материалы: листы бумаги, цветные карандаши, мягкая игрушка (солнышко) или солнце, вырезанное из бумаги.

Разогрев

Упражнение «Дорисуй и передай»

Цель: снятие психофизического напряжения, активизация группы.

Инструкция: «Возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только я хлопну в ладоши, вы начнете рисовать, что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять хлопаю в ладоши, и лист передается дальше по кругу до тех пор, пока не вернется назад к хозяину.

Может, кто-то из вас хочет дополнить свой рисунок, а может быть, изменить что-то в нем или нарисовать новый?»

Анализ:

Понравилось ли вам то, что получилось? Поделитесь своими чувствами, настроением.

Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?

Презентация темы

Психолог. Одним из эффективных приемов снятия психологического напряжения является расслабление. Основной психологический эффект расслабления заключается в уменьшении внутреннего беспокойства. С некоторыми способами расслабления мы познакомились на прошлом занятии. Сегодня мы познакомимся с другими психологическими способами снятия напряжения.

Информирование

Справиться с напряжением помогает самообладание. В содержание этого понятия в качестве составляющих входят умение владеть собой, своими действиями, переживаниями и чувствами.

Проигрывание

Упражнение «Эксперимент»

Цель: дать возможность учащимся понять смысл и необходимость самообладания.

Каждому участнику раздаются карточки, на которых написан текст с хаотичным на первый взгляд набором букв, и дается задание прочитать его.

Инструкция: «Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка:

ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮ;

НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБеЗОПаСНОемЕсТО;

наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног.

Анализ:

Сразу ли вы справились с заданием?

Что понадобилось вам для его быстрого выполнения?

В чем заключается, на ваш взгляд, самообладание?

Как развить самообладание?

Упражнение «Ааааа»

Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом.

Инструкция: «Сделайте очень глубокий вдох, выдохните. Затем наберите полные легкие воздуха и выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое «Ааааа». Представьте себе, что при этом из вас вытекают ощущения напряжения или усталости, утомления. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли».

Анализ:

Расскажите о вашем состоянии.

Игра «Стряхни»

Цель: обучить избавляться от всего негативного, неприятного.

Инструкция: «Я хочу показать вам, как можно легко и просто избавиться от неприятных чувств. Начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное - плохие чувства, нехорошие мысли - слетает с вас как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Теперь отряхните лицо. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает и вы становитесь все бодрее».

Анализ:

– Ваше самочувствие после выполнения упражнения?

Рефлексия

Упражнение «До следующей встречи»

Цель: получение обратной связи от участников, подведение итогов занятия.

Инструкция: «У меня в руках чудесное солнышко (мягкая игрушка или нарисованное на бумаге). Оно излучает свет, тепло, радость, счастье сегодняшнего дня. Вы будете передавать друг другу это солнце и делиться впечатлениями о сегодняшнем занятии (что вам дало сегодняшнее занятие, что нового узнали и т.д.), дарить свои пожелания».

ЗАНЯТИЕ 5

Тема: «Уверенность на экзамене»

Цель: повысить уверенность в себе, в своих силах.

Необходимые материалы: листы бумаги (по количеству учащихся), цветные карандаши, авторучки.

Разогрев

Игра «Передача хлопка»

Учащиеся должны по очереди друг за другом хлопнуть в ладони, не делая пауз.

Презентация темы

Психолог. Для того чтобы хорошо сдать экзамен, нужно быть уверенным в себе, в своих силах. Мы уже говорили с вами о том, каким образом можно справиться с состоянием тревоги во время экзамена. Сегодня мы узнаем, что еще помогает чувствовать себя уверенно.

Информирование

Уверенность складывается из двух составляющих: из того, как ты себя чувствуешь и как ты выглядишь. Внутреннее состояние уверенности можно обрести с помощью техники аутотренинга и релаксации, которые мы уже осваивали. Как можно повысить свою уверенность? Прежде всего, очень важно вести себя уверенно. Когда ведешь себя таким образом, то и ощущение тоже меняется. Кроме того, у каждого есть свои собственные ресурсы, на которые можно опираться в стрессовой ситуации.

Проигрывание

Упражнение «Статуя уверенности и неуверенности»

Цель: расширить представление учащихся об уверенности.

Инструкция: «Представьте, что у дверей школы решили поставить скульптуру, которая будет называться «Уверенность и неуверенность». Сейчас мы все попробуем себя в роли скульпторов. Нужно разбиться на две команды. Одна команда строит скульптуру «Уверенность», а другая - скульптуру «Неуверенность». В скульптуре должен быть задействован каждый учащийся. Через 4 минуты вы должны продемонстрировать свои скульптуры. Затем необходимо подвести итоги упражнения и сформулировать «образ уверенности» (из каких составляющих он складывается). Записать на ватмане, какие особенности присущи образу уверенного человека, и прочитать».

Упражнение «Мои ресурсы»

Цель: помочь учащимся найти в себе те качества, которые помогут на экзамене чувствовать себя уверенно.

Инструкция: «Разделите лист бумаги на две части. В одной части напишите: «Чем я могу похвастаться». Здесь вы должны записать те свои качества и характеристики, которыми можете гордиться, которые считаете своими сильными сторонами. Когда первая часть упражнения будет выполнена, озаглавьте вторую часть листа «Чем это может мне помочь на экзамене». Напротив каждой своей сильной стороны вы должны написать, каким образом она сможет помочь вам во время экзамена. Желающие озвучивают результаты выполнения упражнения».

Упражнение «Приятно вспомнить»

Цель: обучить учащихся самоубеждению в случае неуверенности в своих силах.

Инструкция: «Это упражнение следует выполнять в том случае, если вы чувствуете неуверенность в своих силах при решении какой-либо задачи. Проанализируйте опыт успешного решения аналогичных проблем в прошлом и твердо скажите себе: «Я решал задачи и посложнее. Решу и эту!»

Упражнение «Образ уверенности»

Цель: показать учащимся, как еще можно усилить свое ощущение уверенности.

Инструкция: «Закройте глаза и представьте, какой образ мог бы для вас символизировать состояние уверенности. Представили? Теперь нарисуйте этот образ или символ».

После окончания работы необходимо попросить участников показать рисунки и кратко рассказать о них.

Анализ:

Что было легко, а где почувствовали трудности?

Как этот символ может помочь?

Если учащиеся сами не скажут, им нужно подсказать, что, представив себе этот символ в трудной ситуации, можно усилить свое ощущение уверенности.

Рефлексия

Подведение итогов занятия.

Ученики должны продолжить фразу: «Уверенность для меня - это…»

И несколько слов в заключение. Поскольку эксперимент по внедрению ЕГЭ с каждым годом принимает все более широкий размах и проблема психологической готовности к экзамену становится крайне актуальной, в науке должна вестись разработка программ, позволяющих целостно или частично решать данную проблему.

ЛИТЕРАТУРА

Журавлев Д. Экзамен - способ проверки знаний или психологическое испытание? // Народное образование. - 2003.– № 4.

Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка (Психолог в школе). - М.: Генезис, 2004.

Шевцов С.А. Горе от ума // Школьный психолог. - 2006. - № 8.


Объявления связанные с запросом

Конкурс

— Проведение конкурсов, создание праздничной атмосферы в коллективе;

— развитие творческих способностей учащихся;

— формирование навыков общения юношей и девушек.

Оборудование: коробки с бумагой, полосками ткани, целлофана, газеты, призы для победителей.

Подготовка к проведению конкурса: За несколько дней до вечера определяются 3-5 пар юноша-девушка, выбираются 1 или 2 ведущих, избирается жюри.

Ход вечера:

Ведущий: Уважаемые девушки и юноши! Представьте, что для совместного проведения праздника вы отправились в путешествие на теплоходе, зашли в бар выпить чашечку кофе. Юноша, желая расположить к себе девушку, рассказывает ей анекдоты.

Конкурс 1 – на лучший анекдот

Ведущий: Вот вы пьете кофе, слушаете музыку, и вдруг – ваш теплоход терпит крушение. Течением вас выбрасывает на берег. Вы осмотрелись на острове и поняли, что остров необитаем. Здесь вас ждут самые необычные приключения. Обычно девушки очень эмоциональны, но в экстремальных ситуациях юноши чаще впадают в панику.

Конкурс 2 «Без паники, друг!»

Ведущий: Вам, милые девушки, нужно найти необходимые слова и успокоить вашего друга.

Ну вот, вы успокоились, взяли себя в руки. Огляделись вокруг, убедились, что остров действительно необитаем, и вам придется устроиться на ночлег.

Конкурс 3 «Моя хата с краю»

Ведущий: Юноши должны нарисовать проект жилища, а девушки – модели одежды. Ведь ваша одежда пришла в негодность.

Каждая пара выбирает, из какого материала изготовит одежду – из бумаги, полосок ткани, из целлофана…

Демонстрируются и комментируются проекты жилищ и модели одежды.

Ведущий: Как известно, путь к сердцу мужчины лежит через желудок.

Конкурс 4

составить меню на один день из того, что растет и бегает вокруг

Ведущий: Теперь, когда вы сыты, у вас уютное жилище, подходящая одежда, вы, уважаемые юноши, заметили, какая у вас замечательная подруга – и вкусно готовит, шьет, поддерживает вас, и вы уже влюблены в нее.

Конкурс 5 «О, свет очей моих!»

«О, свет очей моих!» — объяснение в любви (можно предложить юноше поздравить девушку с праздником и преподнести подарок – цветок, сувенир, и т. п.)

Ведущий: Пока влюбленные объяснялись в любви, начался шторм и ваш остров затапливает водой.

Конкурс 6 – танец на газете

Пары танцуют на газете, газета складывается вдвое, затем вчетверо, и т. д.

Ведущий: До сих пор все складывалось благополучно, но оказывается, на острове есть хозяева. Они давно за вами наблюдали и хотели познакомиться с вами поближе.

(Выход папуасов – танец)

Но ваши намерения им неизвестны, может быть, им хочется вас зажарить и съесть, или, наоборот, пригласить на костер дружбы.

Конкурс 7 «Мой твоя не понимать»

Необходимо объясниться с местными жителями танцем, песней, пантомимой.

Ведущий: Но, к счастью, папуасы оказались общительными и добрыми, и вы прекрасно нашли общий язык.

Конкурс 8 «Крик души»

Ведущий: Удачно складывается ваша жизнь на острове. Все-то у вас здесь есть: хорошее жилище, любимая девушка, много друзей… Но вы все чаще стали вспоминать о комфорте цивилизации. И, когда увидели пароход, у вас запела душа.

Исполняется песня.

Подводятся итоги, победители награждаются призами.

«Совет директоров»

Игра предназначена для школьников старшего возраста.

Большинство ребят представляют, что такое совет директоров, по фильмам. Можно предложить им устроить нечто подобное дома.

Ведущий должен заранее придумать для каждого играющего роль, изложить на отдельных листочках цели и возможности каждого персонажа и раздать листы игрокам. Чтобы игра получилась захватывающей, необходимо, чтобы у некоторых участников были противоположные интересы.

Правила игры следующие: разрешается вступать в союзы с другими играющими, запрещается отступать от цели, подставлять других игроков и превышать полномочия, полученные в начале игры.

Выигрывают те, кто раньше добьется своей цели. Именно у этих игроков сильнее всех развиты лидерские способности.

Ведущий должен обратить внимание на то, как участники игры разговаривают, чтобы понять, какие их качества нужно развивать в первую очередь.

«Куры и лисы»

Для детей старшего школьного возраста и подростков. Максимальное число игроков не ограничено, но не должно быть менее 11 человек.

Выбирается ведущий, игроки делятся на две равные команды, дают каждой из них название: «куры» и «лисы». Проводится длинная линия, параллельно которой на расстоянии 1 м выстраиваются две команды. На линию встает ведущий. Когда он произносит команду: «Куры!», начинают убегать «куры», а «лисы» их догоняют. Команда, которая догоняет, должна поймать убегающих или дотронуться до них. Чем больше атакующая команда поймает «кур», тем лучше.

Ведущий может атакующими сделать и команду «кур», чтобы игроки не привыкали к тому, что они всегда убегают, а «лисы» – атакуют, а потому были настороже.

Фильмы и актеры

Выбирается ведущий. Он берет мяч, остальные заключают его в круг. Ведущий бросает мяч кому-то из игроков и называет любой фильм – российский или зарубежный. Игрок, получивший мяч, должен быстро назвать какого-либо актера, который занят в нем, и отдать мяч обратно ведущему. Если игрок не сумел вовремя сориентироваться и назвать актера, он выходит из игры. То же самое происходит, если игрок назвал актера, но не успел вовремя отдать мяч.

Играть можно и по-другому. Например, ведущий называет актера, а игрок – фильм, в котором этот актер снимался. Игра продолжается до тех пор, пока не останется последний игрок – победитель.

«Гример»

Для детей старшего школьного возраста.

Есть два способа проведения игры. В первом случае состояние человека играющие пытаются передать через мимику и цвет, а во втором – через грим. И в том, и в другом случае учитывается, насколько достоверно ребенок передал увиденное состояние человека.

Играющие тянут жетоны и устанавливают порядок участия. Затем рассаживаются полукругом. Первый игрок тянет карточку с заданием, а затем только при помощи мимики (без жестов) изображает заданное ему чувство или состояние человека. Остальные должны угадать. Задания могут быть такими: выразить злобу, усталость, веселье, хитрость, уныние, жалость и прочее.

Затем те же самые состояния необходимо выразить через цвет. Это поможет детям в дальнейшем наиболее правильно подобрать грим для следующего задания. Каждому ребенку выдаются лист бумаги, краски и кисти. На выполнение этой части игры отводится 3 минуты. После подбора цвета играющие должны объяснить, почему они считают, что именно этот цвет передает данное состояние человека. Выигрывает тот, кто правильнее изобразит заданное состояние человека и подберет ему цвет.

Во втором варианте игроки должны разделиться на пары и нанести на лицо партнера грим, характеризующий состояние человека, которое им было задано. Это также может быть веселье и радость (розовые щеки, морщинки у глаз), боль (сдвинутые брови, темный цвет лица), усталость (опухшие веки, опущенные уголки губ) и иные эмоции. Кроме грима, можно использовать и различные дополнения – парики, очки, банты и прочее. При этом о самом задании не должен знать никто, кроме самого гримера, чтобы потом проверить результат труда. То есть – выставить на суд зрителей загримированного и попросить их определить его состояние и чувства.

«Создай эмоциональный образ»

Для детей среднего и старшего школьного возраста. Число участников от четырех человек.

Перед началом игры всем раздают по 3 листа бумаги и по карандашу.

Ведущий предлагает игрокам нарисовать по одному человеческому лицу на каждом листе бумаги, причем это лицо должно выражать какую-либо эмоцию: радость, печаль, злобу, недовольство и т. д., по выбору самого игрока. На выполнение этого задания отводится 10-15 минут. После этого ведущий собирает рисунки у игроков, перемешивает их. Все рассаживаются полукругом возле ведущего, так, чтобы его было хорошо видно. Ведущий достает по одному рисунку и показывает (предъявляет) его всем игрокам. Ребята в свою очередь должны постараться определить. какую именно эмоцию выражает данное лицо. Игрок, являющийся автором этого рисунка, не должен подсказывать остальным.

Если игроки правильно угадывают эмоцию, то автор рисунка получает очко.

Но может получиться так, что, отражая на бумаге эмоциональный образ, автор рисунка имеет в виду одну эмоцию, а остальные дети увидели в нем другую. В этом случае у игрока минусуется одно очко.

При подведении итогов победителем игры считается участник, набравший больше всего очков.

Радость или грусть?

Для детей старшего школьного возраста.

Все присутствующие делятся на две команды. Первая команда должна выйти из комнаты, их участие в игре ограничивается ролью стороннего наблюдателя. Вторая команда начинает игру. Ведущий задает игрокам различные вопросы области литературы, математики, искусства. Участники игры отвечают на них.

Если ответ верный, игрок получает небольшой приз – конфету, игрушку или сувенир.

После завершения ответов на вопросы приходит вторая команда. Задача участников – по поведению друзей угадать, кто из них правильно ответил на вопросы, а кто нет. Суть игры проста: далеко не все дети могут сдержать свою радость по поводу удачного ответа на вопрос или, наоборот, грусть из-за незнания верного ответа. Вторая команда пытается угадать эмоции членов первой команды.

Разумеется, далеко не все члены второй команды смогут догадаться об этом, руководствуясь только поведением ребят из первой. Если кто-то смог выполнить это условие, ему присуждается определенное количество очков. Отмечаются также те ребята из первой команды, которые сумели сдержать свои эмоции. Победителями становятся те, кто набирает больше очков.

Точный расчет

Для детей старшего школьного возраста.

Дети должны уметь анализировать какую-то ситуацию, взглянув на нее с позиции стороннего наблюдателя. Разумеется, при этом не должно быть места эмоциям, которые только вредят пристальному анализу. Чтобы научить детей подобному, можно использовать следующую игру.

К игре надо подготовиться заранее. Суть ее в том, что ведущий читает или рассказывает какую-то историю, которая вызывает у всех живейший отклик. Задача ребят – высказать свое мнение по поводу поведения различных героев этой истории. Но высказывания должны быть предельно сдержанными, в них нежелательны какие-то эмоции.

А чтобы рассказ ведущего вызывал наиболее живой отклик среди всех ребят, его можно снабдить множеством деталей и подробностей. Словом, можно рассказать как бы историю из своей жизни, добавив к ней множество различных деталей.

Ведущий внимательно следит за высказыванием каждого. Если игрок говорит спокойно, анализируя рассказ с точки зрения стороннего наблюдателя, не проявляя при этом таких эмоций, как радость, гнев или неприязнь, то ведущий может высоко оценить его ответы. Если участнику игры не удается сдержать свои эмоции – соответственно, он получает меньше очков. В конце игры подводятся итоги. Те, кто наберет больше очков, могут считаться победителями.

«Бедные и богатые»

Для детей старшего школьного возраста.

Современные дети четко осознают разницу между материальным положением различных семей. Они точно знают, чьи родители зарабатывают много, а чьи – мало. Игра поможет детям преодолеть мучительный комплекс из-за недостаточного благополучия своей семьи.

Ведущий может рассказать небольшую историю о какой-то семье. Можно использовать историю из литературного произведения или фильма и включить в нее упоминание о какой-то бедной или богатой семье. Затем он предлагает побеседовать на эту тему. Вопросы могут быть самыми разными, например: «Кто более счастлив – тот, у кого больше денег, или тот, кто умеет довольствоваться малым?»

Каждый ребенок имеет право высказаться. Например, ребята могут привести собственные примеры о влиянии денег на жизнь. По ходу беседы все должны уяснить, что много денег – это еще не самое главное в жизни. В качестве примера ведущий может рассказать истории из жизни знаменитых людей, чье материальное благополучие не принесло им счастья.

Игру можно несколько разнообразить. Например, каждый начинает фантазировать на тему, как он представляет свою будущую жизнь. Он может сказать, кем хочет быть, когда вырастет, сколько он хотел бы зарабатывать и как хотел бы устроить свой дом и т. д. В игре нет победителей и побежденных, каждый имеет право на свое мнение.

Общение с незнакомыми людьми

Для детей старшего школьного возраста.

Дети часто испытывают трудности в общении с незнакомыми людьми. Например, в магазине они стесняются спросить продавца о чем-то или на улице не могут набраться смелости и спросить, как пройти по нужному адресу. Игра поможет со временем избавиться от этого комплекса. Суть игры проста. Ведущий и кто-то из участников игры должны завести беседу с кем-то из незнакомых людей. Это может происходить следующим образом: они подходят в магазине к продавцу. Ведущий при этом сохраняет молчание, а игрок сам должен подробно расспросить продавца о чем-то.

Например, можно выбрать какую-то заводную игрушку и узнать все о том, как она работает. Когда игрок подробно расспросит продавца о чем-то, ведущий оценивает уровень его общения по балльной системе. Остальные ребята могут находиться рядом, а могут ожидать товарищей недалеко от магазина. Игра продолжается, но теперь завести беседу должен другой игрок.

Варианты беседы самые разные: например, можно расспросить о чем-нибудь старушку на лавочке, дворника, милиционера и т. д. За умение завести разговор с незнакомым человеком ведущий присуждает каждому игроку определенное количество баллов. Разумеется, в игре нет победителей и побежденных, но тот, кто наберет больше баллов, может быть поощрен каким-то призом.

Статьи по теме: