«Обучение спортивной игре «Городки». Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе. Проект использования игры в городки в развитии физических качеств детей старшего дошкол

елена корнышева

Вид проекта : краткосрочный

Продолжительность и сроки реализации:

инструктор по физической культуре

Корнышева Елена Викторовна

Вводная часть прое кта

"Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их одухотворенная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".

В. А. Сухомлинский.

Аннотация проекта

Физическое развитие является одним из основных критериев развития ребенка. В дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

Проект имеет физкультурно-оздоровительную направленность

Цель проекта заключается в том, что дети 5-7 лет в детском саду обучаются навыкам игры в городки. Для нашего проекта мы используем специально разработаное Федерацией городошного спорта Методическое пособие для воспитателей и преподавателей детских дошкольных организаций (детские сады. Для реализации данного Проекта принимаем участие в соревнованиях по игре в «городки», согласно календаря Дошкольного отделения Федерации городошного спорта: среди детей 5-7 лет, среди семейных команд «Папа,мама и я» и среди воспитателей и преподавателей детских садов.

Ценность данного проекта заключается в том, что весь материал тесно перекликается с основными задачами воспитания здорового, активного и способного творчески мыслить подрастающего поколения. Это способствует более успешному решению задач физического развития детей, воспитания основ их активной жизненной позиции. Приучение детей 5-7 лет к регулярным занятиям физическими упражнениями через игру в городки позволяет выработать у ребенка в дошкольном возрасте, потребность к занятиям спортом, а так же привлечь родителей к физическому воспитанию своих детей, через совместные занятия игрой в «городки». К тому же, у детей активно укрепляется опорно-двигательный аппарат, вырабатывается психологическая устойчивость к стрессам, а так же настойчивость в достижение цели.

Страна начинается с семьи. А благополучие общества – с благополучного детства у ребенка. Наша цель – начинать формировать моральный и физический дух гражданина России в детских дошкольных учреждениях с помощью популизации и развития исконно русской игры в «городки». Проект способствует развитию патриотизма, силы духа, любви к Родине и истории своего государства, через занятие исконно русской игрой «городки».

«Народные виды спорта – важная составляющая часть культуры многонационального народа России. Наша страна по праву может гордиться своими народными, дошедшими до нас с древних времен играми и состязаниями, отличающимися особой самобытностью. Национальные виды спорта могли бы способствовать сплочению российского многонационального общества, поэтому их развитие необходимо поднять на уровень государственной политики» президент РФ Путин В. В.

Актуальность проекта.

Актуальной задачей физического воспитания, - говорится в Концепции дошкольного воспитания, - является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

В дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, т. е. количество движений, производимых ими в течении дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, играя в тихие игры). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.

Этот проект будет полезен детям, педагогам и родителям. Проект будет реализован на базе ГБОУ Школа №1716 «Эврика – Огонек», а также городошная площадка на территории усадьбы «Коломенское» (здесь проходят соревнования).

Цель проекта:

Укреплять здоровье и повышать работоспособность детей через организацию русской игры "Городки"

Подготовить детей и педагогов к участию в соревнованиях.

Задачи проекта:

Оздоровительные – способствовать гармоническому развитию ребенка, устойчивого к заболеваниям и неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Образовательные - развитие основных физических качеств, приобретение жизненно – важных двигательных навыков и умений, развитие психо-эмоциональной сферы. Обучить навыкам игры в городки

Воспитательные - воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Обновить развивающую среду по данному направлению

Ввести дополнительные занятия

Ориентировать педагогов и родителей на оказание помощи детям при работе в данном направлении.

Целевая груп па:

дети 6-7 лет, родители,

инструктор по физической культуре,

воспитатели группы

Ожидаемые результа ты.

Для детей:

1. Повышение уровня физической готовности;

2. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;

3. Улучшение соматических показателей здоровья;

4. Наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

5. Совершенствование двигательных навыков и двигательных способностей

Для родителей:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей;

2. Педагогическая, психологическая помощь;

Для педагогов:

1. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;

2. Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников;

3. Личностный и профессиональный рост;

4. Самореализация;

5. Моральное удовлетворение.

Работа по проекту дает возможность развивать двигательный потенциал, уверенность в себе. Приобретаются такие качества, как выдержка, внимательность, умение владеть своим телом, ребенку дается возможность почувствовать радость от спортивного движения

Ресурсное обеспечение проекта:

Компьютер, проектор, экран для демонстрации презентации по ознакомлению с игрой «Городки»

Наборы для игры в «Городки» (2 биты и 5 городков) – 2 шт. для детей и 2 щт. Для взрослых

Площадка со специальной разметкой для игры в «Городки»

Основная часть проекта

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры. Одна из основных задач, стоящих перед педагогами ДОУ, – воспитание здорового человека.

Принципы реализации прое кта

Принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками.

Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ.

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

Принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.

Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Этапы и сроки реализа ции

1. Познакомить с русской народной игрой городки, историей ее возникновения, развивать умение различать, называть и строить фигуры.

2. Учить правильной стойке, действиям с битой, способам броска на дальность и цель; показать важность правильной техники для достижения конечного результата.

3. Учить играть по правилам, командами, ориентировать на достижение конечного результата, учить выбивать городок из города.

4. Развивать скоростно – силовую реакцию, координацию, телесную ловкость глазомер; формировать самостоятельность в двигательной деятельности, умение сосредоточиваться на поставленной задаче, чувство уверенности в своих силах.

Первый этап

Для решения первой задачи предполагалось провести ознакомительную беседу с детьми. Тема беседы «Что такое «Городки». На этом этапе предполагалось, познакомить детей с историей возникновения игры городки, с названием инвентаря для игры (биты, городки - рюхи, из чего сделан инвентарь, с правилами безопасной игры; правильной стойке городошника, действиям с битой, способам броска на дальность, в цель. Затем демонстрировалась презентация «Городки» с изображениями городошных фигур, разметки площадки и др., также демонстрировался фрагмент фильма «Забытые игры».Следует в беседе отметить, что игра в городки развивает глазомер, скоростно-силовую реакцию, телесную ловкость быстроту, натиск. Отметить, что самым отменными игрокам в городки был гениальный писатель Лев Николаевич Толстой, игравший в городки до глубокой старости и даже далеко не секрет, что большим поклонникам городков был первый русский император Петр I.

Для решения второй задачи необходимо познакомить детей с элементами техники игры городки. Основные режимные моменты: вечерний. Здесь для работы с детьми предполагалась использовать фрагменты из мультфильмов. Они будут формировать положительный эмоциональный настрой. Также использовалась игра «Кто быстрее передаст биту», «Через биты полоски».

Второй этап связан с проведением цикла занятий с использованием игры городки. Реализация поставленной задачи была построена таким образом, что основная деятельность детей проходила на занятиях по заранее спланированной кружковой работе. Кружковая работа проходила в вечерние часы вне физкультурных занятий.

Дети овладевали действиями с битой (прицел, замах, бросок, отрабатывали навык броска биты в цель, на дальность, закрепляли умение строить городошные фигуры (забор, звезда, колодец, вилка, пулеметное гнездо, тир, письмо).

Задачи кружковой работы:

1. Содействовать всестороннему гармоническому и физическому развитию детей и укреплению их здоровья.

2. Привлекать детей к регулярным занятиям физических упражнений.

3. Развивать у детей физические качества.

Меткость

Ловкость

4. Воспитывать нравственно – волевые качества:

Терпение

Целеустремленность

Выдержка

Организованность

Решительность

5. осуществлять общефизическую подготовку детей и на ее основе совершенствовать технику движений:

Исходное положение

6. обучать детей простейшим трудовым навыкам:

Убрать предметы

Расставить предметы

Аккуратно относится к инвентарю.

Третий эт ап включает следующие задачи:

1. Подбор игр, которые могут быть использованы в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Решение первой задачи осуществлялось путём подбора игр, которые будут способствовать развитию физических качеств.

«Передай биту»

«Метни стрелу»

«Отгадай фигуру на картинке».

Дидактические игры:

«Назови фигуру»

«Построй такую же»

«У кого городок»

Итоговая диагностика оценки эффективности по своему содержанию практически соответствует методике проведения констатирующего эксперимента и включает в себя такие методы, как:

1. «Выбивание одной рюхи»

2. «Выбивание всей фигуры из города»

3. Движение рук и ног в сагиттальной плоскости.

4. Координация движений рук и ног в горизонтальной плоскости

5. Метание в горизонтальную цель

6. Метание мешочка (150-200 гр.) правой и левой рукой

Еще одним важным показателем качественно проведенной работы являлся анализ продуктов детской творческой деятельности, посвященных нашим занятиям

Для исправления типичных технических ошибок и для более успешного и быстрого овладения техникой был разработан наглядный материал. Например, если ребенок не правильно держал биту, его внимание сразу же обращалось на иллюстрацию с изображением правильного хвата.

Участие команды в соревнованиях






Заключительная часть проекта

Рефлексия. Ожидаемые результаты полностью согласуются с поставленными задачами проекта. Считаю, проект успешно завершенным, так как в соревнованиях на «Кубок Москвы «Золотая осень» по игре в «Городки» соеди детей старшего дошкольного возраста» дети показали достаточно высокий результат: из 52 команд, наша команда детей заняла 12 место. В ходе проекта удалось установить доверительные отношения с родителями воспитанников. Удалось повысить интерес к игре «Городки» как среди детей, их родителей, так и среди педагогов нашей образовательной организации. Все с нетерпением ждут новых тренировок.


Для лучших результатов необходимо оборудовать площадку специальным покрытием.

Планируем создать детско-родительские команды для участия в семейных соревнованиях «Папа, мама, я – городошная семья».

Уважаемые коллеги, желаю Вам успехов!

Надеюсь, что эта беседа-практикум пополнила копилку Ваших знаний о русских народных играх и Вы обязательно поиграете!

Желаю Вам приятного время провождения!

Физ.инструктор Темнова Тамара Алексеевна.

Уважаемые коллеги!

Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей старшего дошкольного возраста свидетельствует о тревожных тенденциях, которые продолжают усугубляться в настоящее время. По данным Е.Н. Вавиловой, Н.А. Ноткиной, М.А. Правдова, Ю.К. Чернышенко, В.И. Усакова, от 30 % до 40 % детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития.

Причины этого кроются в современном образе жизни. Изменилась действительность, окружающая детей. На смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное и эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что ребенку все меньше времени остается для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников.

В старшем дошкольном возрасте усиленно развиваются такие свойства нервной системы, как сила, подвижность, уравновешенность, формируется способность к двигательным дифференцировкам, угадыванию траекторий движения. У детей старшего дошкольного возраста условные рефлексы вырабатываются быстро, но игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как само-регуляция действий с учётом задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.

Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению. Подвижные игры

Если городок после удара покатился в одну сторону, а потом изменил направление движения на противоположное, то судья откатывает его на то место, с которого он покатился обратно.

Городок считается выбитым, если он полностью вышел за пределы «города» или «пригорода» в любом направлении. Городки, выкатившиеся за пределы этих зон и вкатившиеся обратно, считаются выбитыми.

Выигрыш партии

Партия считается выигранной той командой, которая выбила меньшим количеством бит все фигуры данной партии. При равном количестве бит, затраченных на выбивание всех фигур, партия считается ничейной.

Игра выиграна одной из команд, если: в игре из трех партий счет: 2:0, 2:1, 2,5:0.

Каждый играющий получает 2 биты и бросает их одну за другой, стараясь выбить городки из города. В начале игры биты бросают с кона, а затем, когда из фигуры выбьют хотя бы один городок, играющие подходят ближе и бросают биты с полукона. После того как будут выбиты все городки фигуры, ставится новая фигура.

По правилам этой игры соблюдается определённое

количество и порядок фигур. О количестве фигур вы договариваетесь перед игрой. Их может быть 3-4.

Выигрывает тот, кто выбьет городки всех фигур, совершив меньшее количество бросков бит.

Правила игры в «Городки»

Как вы уже знаете «Городки» - старинная народная спортивная игра. Для игры нужны палки - биты и городки - «рюхи».

На земле чертится квадрат, стороны которого равны 1м, - это «город». На расстоянии 2м. от него проводится линия - полукон, от этой линии проводим ещё оду, на расстоянии 1м., - кон, с которого играющие начинают бросать биты. Городки в виде различных фигур расставляют на лицевой линии города.

Игру начинает команда (участники) правого «города», далее броски выполняются поочередно, с использованием в каждом выходе двух бит. Игроки обязаны выходить на «кон» или «полукон» и возвращаться через боковые линии.

Участники обеих команд во время выполнения бросков должны находиться сбоку от своих «городов».

Игроку запрещается выполнять в одном заходе два броска одной и той же битой.

Если городки сдвинутся с места по какой-либо причине раньше, чем их коснется бита (или пролетит мимо них), то их устанавливают в прежнее положение, биту возвращают и бросок выполняют повторно.

Если городки сдвинутся в результате сотрясения площадки (или от ветра) после броска, когда бита не коснулась городков, то их восстанавливают в прежнее положение, но биту не возвращают.

способствуют двигательному развитию детей. В игре совершенствуются многие умения, двигательные навыки, а также быстрота и ловкость, сила и выносливость. Очевидно, что народные игры и физические упражнения не только необходимы, но и представляют большую ценность с точки зрения пополнения духовной и физической культуры личности. Они способствуют передачи жизненно важных умений и навыков, воспитанию нравственности, уважения к народным традициям и обычаям, в них заключены большие воспитательные возможности. По определению А.В. Запорожца подвижные игры представляют собой первую, доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений.

В решении данной проблемы первостепенное значение приобретает выявление новых источников пополнения и обогащения средств

* двигательного развития ребенка. В этом аспекте весьма эффективным должно быть использование народных традиций физического воспитания, поэтому весьма актуально обогащение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста на основе применения русской народной игры «городки».

В качестве основных задач двигательного развития дошкольников при обучении в «Городки» определяют следующие:

Способствовать повышению уровня произвольности двигательных действий; освоению техники движений и их координации; направленности на результат при выполнении физических упражнений; развивать двигательные качества и способности детей;

Добиваться осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения детьми всех движений; учить детей контролировать и оценивать свои движения; формировать первоначальные представления в играх и упражнениях; побуждать к проявлению творчества в двигательной деятельности, целенаправленно развивать быстроту и общую выносливость;

Формировать у дошкольников культуру движений, двигательное обогащение опыта детей всеми доступными движениями.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Обучая дошкольников игре в «Городки», ставится цель:

– вызвать устойчивый интерес к игре и на этой основе создать предпосылки для физического совершенствования ребенка;

–обогащать двигательный опыт детей двигательными действиям

Городошные фигуры

Схема городошной площадки

Кон

Обучать правильной технике выполнения элементов игры в «Городки»;

Содействовать развитию двигательных способностей;

Формировать навыки и стереотипы здорового образа жизни.

Традиция нашего дошкольного учреждения – быть здоровыми!

В. А. Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребенка - это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». Поэтому в работе с детьми мы помним и стараемся соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным.

Городки - старинная русская игра. Эта игра развивает глазомер, точность движений, укрепляет мышцы рук и плечевого пояса, вызывает сильные эмоции.

«Городки»

В мире существует огромное количество игр. Но сегодня я хочу вам рассказать об одной интересной народной игре - «Городки». Когда то в эту игру играли по всей Руси и она пользовалась огромной популярностью, как среди взрослых, так и среди детей.

Вы можете играть в эту игру на своих спортивных площадках.

Что же нужно для этой игры? Нужны палки - биты и городки.

На земле чертят квадрат, сторона которого 1м. Это город. На расстоянии 2 м. от города проводим линию, которая называется полукон. От этой линии на расстоянии 1м. проводится ещё одна линия, с которой играющие бросают биты. Эта линия называется кон. Городки в виде различных фигур, а таких фигур всего пятнадцать, поочерёдно расставляют на лицевой линии города. Каждая фигура состоит из пяти «рюх» - городков.

Во время игры участники по очереди должны сбивать с разного расстояния фигуры, называемые городками. Прицеливаясь, они запускают биту в деревянные цилиндры. Выигрывает тот, кто собьет больше цилиндров за меньшее число бросков. Если выпадает равный счет, то назначается дополнительный бросок.

Игра «Городки» сближает детей

В игре могут участвовать только 2 человека или целые команды. Чем больше малышей, тем интереснее игра. Вторая команда начиинает игру, когда все участники первой сделают свой бросок. Соревнование проходит в 2 тура, после каждого броска выстраивается новая фигура.

В комплек игры входит 2 биты и 5 цилиндров из дерева. Из них выстраивают 15 городков различной формы, после чего приступают к игре. В начале игры воспитатель должен определить, какая команда будет первой. Это очень просто сделать при помощи считалки или жеребьевки.

Правила игры «Городки»

Для игры выбирают ровную площадку и делают разметку 2х2 м. Внутри площадки на середине передней линии устанавливают фигуры. Броски делают с самого дальнего расстояния, которое равняется 13 м, или с ближнего, оно равно 6,5 м.

Игроки стартуют с дальней отметки. Если участник выбил хоть один из цилиндров, то следующий бросок делает с ближней черты. Фигура считается выбитой, если цилиндр полностью вылетел за пределы площадки. Если цилиндр находится на передней линии, то этот ход не считается.

Бросок игрока не засчитывается в ряде случаев:

  • участник заступил за линию разметки;
  • бита коснулась земли или линии площадки;
  • участник долго прицеливался.

В этом случае игра начинается сначала, выходит новый игрок. Повторять ход не разрешается.

Правила игры могут меняться, учитывая возраст участников. Для малышей выстраивают самые простые фигуры, постепенно усложняя игру. Задача каждого участника – метнуть биту, чтобы попасть в зону площадки, сбить фигуру или цилиндр. Это получается не с первого раза, придется долго тренироваться. Воспитатель может менять условия игры на свое усмотрение, разыгрывать в одном туре только 5 фигур.

Игра «Городки» — интересная, приобщает к командным играм, все учатся работать на результат. Не забывайте хвалить малышей за проявленные старания. Постепенно выстраивайте из цилиндров более сложные фигуры.

В последнее время могу констатировать всё повышающийся интерес к игре в городки. К сожалению, для современных подростков эта русская национальная игра является неизвестным и пугающим видом спорта, очень слабо знают эту игру и представители поколений до 50 лет. Таким образом, именно категории дошкольников необходимо уделить повышенное внимание. Следует заметить, что именно в это время и закладывается интерес к спорту.

Почему городки очень полезны ля школьников?

Манипуляции с городками и битой являются естественной реакций маленького человека в развитии его физических движений и манипуляций. Высыпьте городки перед маленькими детьми и понаблюдайте за ними - они начнут манипулировать с ними, делая различные фигуры. Если вы дадите детям в руки биту, они начнут крутить её, бить и бросать. Если мы объясним общие принципы игры в городки детям, то мы неизбежно получим увлечённых и преданных спорту маленьких людей.

Игра в городки для маленьких детей и столетия назад, и в настоящее время носила не только прагматический характер увлечения их в игре, чтобы они «не мешали» взрослым. Игра в городки для младших дошкольников - это физическое и интеллектуальное развитие. Она учит внутренней дисциплине, развивает упорство, способность своевременно принимать верные решения.

Движение - это врожденная потребность ребёнка, и от удовлетворения её зависит здоровье малышей. Поэтому крайне необходимо удовлетворить эту потребность в условиях детского сада, где дети организованы в группы.

В настоящее время возросло количество детей с респираторными заболеваниями, нарушениями осанки, избыточным весом, с нарушениями зрения. Причинами этого является малоподвижный образ жизни. Игра же в городки является прекрасным видом двигательного досуга, которая включает в себя и изучение элементов спорта, знакомство с ним, так и закаливание организма, общение детей друг с другом и со взрослыми.

Играя в городки, ребёнку разрешается делать то, что в реальной прогулке на свежем воздухе, как правило, делать запрещено: играть с палкой, бросать её, бегать, кричать. Всё это является естественной и необходимой для психического здоровья психоэмоциональной разгрузкой. Удовлетворение, возникающее в результате преодоления возникающих трудностей различного характера, способствует развитию волевых усилий, обогащению двигательного и жизненного опыта.

Помимо этого, городки могут являться одной из форм организации семейного досуга и укрепления связи поколений. Таким образом, привитие навыков, связанных с игрой в городки, для дошкольников означает физическое, психическое и социальное благополучие.

Чтобы убедиться в исключительной полезности игры в городки с дошкольниками, надо всего немного - организовать с ними эту игру и понаблюдать за их реакцией. Основываясь на богатом опыте занятий в городки с детьми дошкольного возраста, автор уверён - противников этой игры не будет, а последние сомнения рассеются.

Важно помнить одно - не следует давать детям биты для взрослых. Детские биты должны быть доступны ребёнку по весу. И лучше, при наличии выбора, если он выберет себе биты самостоятельно.



Условно при обучении детей основам городков можно выделит несколько составных этапов:

1. Подготовка площадки для занятий.
2. Организационный момент.
3. Проведение занятия.
4. Заключительная часть.

1. Подготовка площадки

Площадка для занятий обязательно должна быть чистой и безопасной - ударные зоны должны быть надежно огорожены. В условиях хорошей погоды предпочтительнее производить занятия на открытом воздухе.
Разметку "городов" для игры дошкольников не следует делать более 1х1 м.
Для занятий должны быть подготовлены биты разного веса, доступные пофизическим параметрам для занимающихся дошкольников. Сами биты обязательно должны иметь определённый центр тяжести, обеспечивающий вращение биты.

2. Организационный момент
При проведении занятий с дошкольниками особое внимание необходимо уделять организационным аспектам.
В ходе организационного этапа детям необходимо чётко объяснить: что мы будем делать, что такое игра в городки, как себя вести, какие меры предосторожности соблюдать, кого слушаться, что нельзя делать.

3. Проведение занятия

В начале занятия детям объясняется общая цель и суть в городки.

Следующим этапом является знакомство с основными городошными фигурами. Производится показ фигур, в ходе которого задаются наводящие вопросы. Во время ознакомления с фигурами следует поощрять активность детей, задавая им вопросы и предоставляя им возможность проявить фантазию и инициативу.

После ознакомления с фигурами, занимающимся рекомендуется в группах из трёх человек попробовать попридумывать свои фигуры и дать им название. Если рядом с местом занятий есть взрослые, рекомендуется пригласить их в качестве подсказчиков своим детям или воспитанникам.

После окончания упражнения на придумывание фигур рекомендуется попросить установить первоначальные для показа фигуры классической партии - "Пушку", "Стрелу", "Звезду", "Колодец", "Пулеметное гнездо", "Артиллерия", "Часовые". При большом составе группы и достаточном количестве городков можно выставлять и большее количество фигур.

При проведении занятий рекомендуется использовать плакат с изображением городошных фигур, который должен находиться в непосредственной близости от городошной площадки, в спортивном зале и в спортивных уголках групп. Это позволяет детям запоминать конфигурацию фигур, варианты их построения, самостоятельно проявлять поисковую инициативу без обращения за помощью к старшим.

После ознакомления с городошными фигурами детям предлагается познакомиться с городошными битами. Кратко рассказывается устройство городошной биты. Показываются различные виды бит - для взрослых и детей. Детям предлагается сравнить отличие взрослой биты и той биты, которой они будут играть.

После ознакомления с игровй площадкой и инвентарем для игры, участники занятия делятся на команды. Необходимо, чтобы в каждой команде был инструктор, который объяснит детям основы техники броска и придёт в необходимый момент им на помощь - подскажет, поддержит, похвалит или, наоборот, сделает замечание, если что-то делается неправильно.

Обучение технике проводится с жёстким соблюдением требований мер безопасности и предупреждения травматизма.
Зрители и обучаемые находятся сзади игроков на значительном удалении, но с доступным обзором

Основной элемент городошной техники - это бросок биты. Здесь недостаточно одной точности, необходим, кроме того, и точный расчет. Мало попасть битой в фигуру, нужно еще, чтобы она полностью развернулась у цели и соприкоснулась с наибольшим числом городков. Поэтому игре необходимо хорошо отработать бросок, чтобы бита всегда вращалась с одной скоростью и делала полный оборот вокруг своего центра тяжести, пролетев каждый раз одинаковое расстояние.

Как правило, на первых занятиях речь не идёт об объяснении всей техники броска. Основная задача первых занятий по технике - показать правильность движений и их последовательность. В ходе выполнения бросков осуществляется корректировка и подсказка, как надо правильно выполнять бросок. Необходимо помнить, что на этом обучения для ребенка очень важна похвала и поддержка.

Результативность броска зависит от многих причин: степени владения избранным способом броска, захвата ручки, правильного выбора места, врождённой координации, настойчивости и упорства в овладении навыками игры. Городки является общеразвивающей игрой, в которой общая координация занимает важнейшее место.

Все действия детьми выполняются только по команде инструктора: "Можно взять биту", "Можно выполнить бросок", "Собрать биты" и пр. Рекомендуется делать так, чтобы бросившие биты дети самостоятельно забрали их и принесли другому участнику своей команды.

Техника броска биты состоит из следующих элементов:
- хват или держание биты за ручку;
- исходное положение - стойка;
- замах - отведение биты;
- разгон биты;
- выброс или финальное усиление.

Хват
«Хватом» называют удержание биты кистью. Существует много его разновидностей. Различают глубокий хват - конец ручки биты выходит за пределы кисти; средний - граница мякоти кисти совпадает с концом ручки; мелкий - ручка заканчивается под мизинцем руки игрока.
Разучивание хвата можно начинать уже в ясельной группе.

Процесс обучения проводится на учебных занятиях воспитателем по физической культуре, на прогулке и в самостоятельной игровой деятельности под контролем воспитателей групп.

Обучение игре начинается с выбивания фигуры "солдаты" ("заборчик"). В ней городки выставляются вертикально на одной линии на расстоянии 10 - 15 см друг от друга. Эта фигура имеет большой объём, что облегчает её выбивание, повышает эмоциональную заинтересованность детей и стремление к совершенству. Игрок располагается на линии полукона на расстоянии 3 м от города и принимает исходное положение (стойку).

Стойка
Постановка ног. Правая стопа ставится впереди на расстоянии шага от левой. Вес тела равномерно распределяется на обе ноги, не наступая на линию.
Туловище занимает естественное положение по отношению к постановке ног и раскрепощено, насколько позволяет удержание биты в руках. Голова направлена лицом к фигуре и остаётся в таком положении или близко к нему в течение всего броска. Продольная ось биты направлена в сторону фигуры.

Замах
Замах начинается с переноса веса тела на толчковую ногу, правая нога при этом незначительно сгибается в коленном суставе. Плечи немного отводятся назад и поворачиваются по часовой стрелке, увлекая руки с битой через сторону назад. Левая рука лёгким толчком освобождается от биты в направлении её, и продолжает закручивать плечи с позвоночным столбом. Правая рука продолжает отводить биту назад, постепенно выпрямляясь в локтевом суставе.

Выброс
Весь разгон и выброс правая рука выпрямлена и всю работу выполняет от плеча как одно целое с битой. Заканчивается бросок выбросом биты. При осуществлении броска инструктором объясняется, что в финальной части броска можно переносить центр тяжести тела и переступать после броска.
При проведении замаха и выброса следует обращать особое внимание на то, чтобы дети не отводили взгляда от фигуры, по которой они бросают.

При неблагоприятных погодных условиях, в зимнее, ненастное весеннее и осеннее время, обучение и совершенствование элементов техники игры в городки может проводиться в спортивном зале на универсальной разметке. На ней есть линия построения фигур, линия кона и полукона.

Включение в учебные занятия обучение игре в городки расширяет рамки учебной программы, обогащает детей новыми спортивными умениями и навыками, углубляет знания о старинных русских традициях и подвижных играх. Эффективность обучения повышается при наличии спортивного инвентаря в группах в количестве не менее двух в каждой, заинтересованностью и ответственностью воспитателей или инструкторов.

Проект использования игры в городки в развитии физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта состоит в разработке педагогической технологии использования игры городки в развитии физических качеств старшей группы детского сада.

Задачи проекта:

  1. Разработать этапы постепенного внесения игры городки в развитии физических качеств детей старшего дошкольного возраста.
  2. Определить содержание работы с детьми на каждом этапе;
  3. Спроектировать систему работы с дошкольниками на каждом этапе педагогической технологии.
  4. Определить методы промежуточной и итоговой диагностики, позволяющей оценить эффективность реализации разработанной технологии.

Проект педагогической технологии базируется на следующих теоретических положениях:

  1. Теория развивающего обучения (Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Давыдов)
  2. Теория игры как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста (Леонтьев А.Н., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Михайленко Н.Я.) .
  3. Теория системного подхода к изучению развития и поведения ребенка. теория единства физического и психического развития. (Н.А. Бернштейн, Б.Г. Ананьев, Пиаже, И.М. Сеченов, А.Р. Лурна, П.Ф. Л.Ф.Лесгафт, А.А. Ухтомский)

Принцип проектирования:

  1. Принцип доступности обучения. При работе с детьми учитываются особенности развития детей.
  2. Принцип систематичности и последовательности. Данный принцип предполагает построение системы коррекционных воздействий в таком порядке, который позволит достичь наиболее оптимальных результатов.
  3. Принцип развивающего характера обучения. Использование игры городки значительно будет развивать физические качества у детей.

Педагогическая технология состоит из трех основных этапов, которые заключаются в следующем:

1. Познакомить с русской народной игрой городки, историей ее возникновения, развивать умение различать, называть и строить фигуры.

2. Учить правильной стойке, действиям с битой, способам броска на дальность и цель; показать важность правильной техники для достижения конечного результата.

3. Учить играть по правилам, кома н дами, ориентировать на достижение конечного результата, учить выбивать городок из города.

4. Развивать скоростно – силовую реакцию, координацию, телесную ловкость глазомер; формировать самостоятельность в двигательной деятельности, умение сосредоточиваться на поставленной задаче, чувство уверенности в своих силах.

Задачи первого этапа педагогической технологии:

  1. Познакомить с русской народной игрой городки, историей ее возникновения, развивать умение различать, называть и строить фигуры.
  2. Познакомить с элементами игры городки.

Для решения первой задачи первого этапа технологии предполагалось ознакомительную беседу с детьми. Тема беседы « Путешествие в удивительный город». (Приложение 2)На этом этапе предполагалось, познакомит детей с историей возникновения игры городки, с названием инвентаря для игры (биты, городки - рюхи), из чего сделан инвентарь, с правилами безопасной игры; правильной стойке городошника, действиям с битой, способам броска на дальность, в цель. Затем показывался иллюстративный материал с изображениями городошных фигур. Следует в беседе отметить, что игра в городки развивает глазомер, скоростно-силовую реакцию, телесную ловкость быстроту, натиск. Отметить, что самым отменн ы ми игрокам в городки был гениальный писатель Лев Николаевич Толстой, игравший в городки до глубокой старости и даже далеко не секрет, что большим поклонникам городков был первый русский император Петр I.

Для решения второй задачи первого этапа второй серии необходимо познакомить детей с элементами техники игры городки. Основные режимные моменты: вечерний. Здесь для работы с детьми предполагалась использовать фрагменты из мультфильмов. Они будут формировать положительный эмоциональный настрой. Также использовалась игра «Кто быстрее передаст биту», « Через биты полоски».

Для работы предлагается использовать следующие фрагменты из мультфильмов:

«Ну погоди»

Второй этап педагогической технологии связан с проведением цикла занятий с использованием игры городки. Реализация поставленной задачи была построена таким образом, что основная деятельность детей проходила на занятиях по заранее спланированной кружковой работе. Кружковая работа проходила в утренние часы на физкультурных занятиях. (Приложение 3)

Дети овладевали действиями с битой (прицел, замах, бросок), отрабатывали навык броска биты в цель, на дальность, закрепляли умение строить городошные фигуры (забор, звезда, колодец, вилка, пулеметное гнездо, тир, письмо).

Задачи кружковой работы:

  1. Содействовать всестороннему гармоническому и физическому развитию детей и укреплению их здоровья.
  2. Привлекать детей к регулярным занятиям физических упражнений.
  3. Развиват ь у детей физические качества.

Меткость

Ловкость

Сила

  1. Воспитывать нравственно – волевые качества:

Терпение

Целеустремленность

Выдержка

Организованность

Решительность

5. осуществлять общефизическую подготовку детей и на ее основе совершенствовать технику движений:

Бросок

Исходное положение

6. обучать детей простейшим трудовым навыкам:

Убрать предметы

Расставить предметы

Аккуратно относится к инвентарю.

Третий этап технологии включает следующие задачи:

Для реализации завершающего этапа технологии мы предполагаем

  1. Подбор игр, которые могут быть использованы в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста
  2. Разработка рекомендаций для родителей.

Решение первой задачи третьего этапа осуществлялось путём подбора игр, которые будут способствовать развитию физических качеств.

«Передай биту»

Подвижная игра «Чья бита прокатиться дальше»

« Метни стрелу»

«Отгадай фигуру на картинке».

Дидактические игры:

«Назови фигуру»

«Построй такую же»

« У кого городок»

Итоговая диагностика оценки эффективности технологии по своему содержанию практически соответствует методике проведения констатирующего эксперимента и включает в себя такие методы, как:

  1. «Выбивание одной рюхи»
  2. «Выбивание всей фигуры из города»
  3. Движение рук и ног в сагиттальной плоскости.
  4. Координация движений рук и ног в горизонтальной плоскости
  5. Метание в горизонтальную цель
  6. Метание мешочка (150-200гр.) правой и левой рукой

Еще одним важным показателем качественно проведенной работы являлся анализ продуктов детской творческой деятельности, посвященных нашим занятиям (приложение 4).

Для исправления типичных технических ошибок и для более успешного и быстрого овладения техникой был разработан наглядный материал. Например, если ребенок не правильно держал биту, его внимание сразу же обращалось на иллюстрацию с изображением правильного хвата.

Рис. 13. Хват битой

Не правильное исходное положение и замах в этом случае внимание детей так же обращалось на соответствующую иллюстрацию (рис.14)

Рис. 14. Элементы техники игры городки.


Статьи по теме: