Обзор игры Grim Dawn от студии Crate Entertainment. Grim Dawn: рецензия

Существует множество игровых проектов, о которых не известно широкой публике. Все они теряются среди громких новостей о концептуально "новых" частях "Ассасин крида", "Фоллаута" и "Ведьмака". Между тем, малоизвестная студия Crate Entertainment получила права на "движок" от Titan Quest и последние четыре года кропотливо работала над игрой Grim dawn, обзор которой вы сейчас и прочтете.

Сюжет

Мы начнем свой рассказ с сюжета этой примечательной игры. Сразу стоит отметить, что мы имеем дело с жанром Action RPG, а значит, ожидать чего-то сверхъестественного не стоит. Разработчики познакомят нас с миром, застрявшим в И всё бы ничего, но игроку предстоит сразиться с... инопланетянами. Вроде бы оригинальная идея, но на практике это будут те же монстры, знакомые нам по любой другой игре.

Главное действие игры разворачивается вокруг городка "Дьявольский перекрёсток", где наш герой появляется в качестве беженца. Но как он там очутился и что к этому привело?

Игра Grim dawn, обзор которой вы читаете, в самом начале не дает однозначного ответа. Заставка сделана абы как и напоминает невнятный комикс, при просмотре которого кажется, что речь пойдет про охоту на колдунов и ведьм. Однако это не так.

Человечество в своём вечном стремлении к знаниям открывает портал в потусторонний мир и призывает оттуда существ. Но, как обычно, всё идет наперекосяк, и пришельцы вырываются на свободу. Сюжет похож на всем известный "Диабло", но тут в игру вступает третья сила — еще одна раса инопланетян, которая, чтобы не допустить усиления своих противников, приступает к уничтожению человечества. Итак, человечество оказалось меж двух огней, и нашему герою предстоит его спасти.

Геймплей

Собственно, для Grim dawn обзор игры не требуется. Прокачка персонажа полностью заимствована из Titan Quest. Вы также сможете выбрать одну специализацию и идти по ней выбранным путём. Даже значки не отличаются по рисовке.

Сам игровой процесс не намного разнообразнее — беги и кромсай всё, что попадется на пути. Интерес может вызвать разве что поиск записок местных жителей. Из них игрок постепенно узнает историю этого разваливающегося на куски мира.

Отдельно можно выделить систему создания оружия, которая, по словам самих разработчиков, была заимствована из всем известной "Доты". Что это означает, вы можете узнать самостоятельно, попробовав на практике.

Единственной отличительной особенностью могло бы стать вооружение, используемое игроками. Вы сможете пользоваться аутентичными мушкетами. Вот только данная идея уже была реализована в Torchlight.

Собственно, можно сделать вывод, что разработчики на смогли привнести в игровую индустрию ничего нового, намешав в обычный слешер не самые лучшие идеи из других игровых проектов. Кстати, максимальный уровень персонажа ограничен 40. Это безумно мало для проекта, который посягает на вершины "Диабло" и Titan Quest. Но на этом игра Grim dawn, обзор которой вы читаете, не заканчивает разочаровывать.

Перевод

Основная проблема, с которой столкнулся русскоговорящий геймер, — это локализация. Настолько проблемный релиз представить сложно. Наверное, это еще один значительный недостаток Grim dawn. Обзор на русском, представленный здесь, не призван очернить игру, мы просто представляем вашему вниманию факты.

Дело в том, что проблемы у переводчиков начались сразу и так и не закончились к релизу. Существует несколько проблем, с которыми им справиться так и не удалось.

  • Во вступительном ролике не работает русский текст. Так что полоценно узнать предысторию не получится. Ищите записки.
  • Не работают диалоги при запуске новой игры. Локализатор предлагает добежать до первого телепорта, сохраниться и перезапустить игру. После этого разговоры с НПС должны идти нормально.
  • На загрузочных экранах появляющиеся "советы" не помещаются в одну строку, а разместить их в две локализаторы не могут.

Как видите, Grim dawn, обзор которой не сулит ничего хорошего, оказалась "провалом" как со стороны разработки, так и локализации.

Игра Grim Dawn (в переводе на русский «Мрачный рассвет») создана разработчиками очень популярной Action RPG Titan Quest, поэтому ещё до выхода игры, вокруг неё образовался большой ажиотаж и все любители данного жанра ожидали её с нетерпением. Игра сделана на улучшенном движке Titan Quest и включает в себя сильно усовершенствованную графику, красивые спецэффекты, динамическую погоду и многое другое. Игра принадлежит к жанру Action RPG, нам предстоит уничтожать полчища врагов, выбивать лучшую броню и оружие, убивать множество промежуточных боссов и всё для того, чтобы добраться до финального босса – Логхоррена, убийство которого положит конец войне с силами зла в нашей империи Каирн, которая практически полностью разрушена. По интересу и проработанности игра не уступает своему главное сопернику – Diablo 3, а кто-то считает, что она превосходит его. Хотелось бы начать обзор Grim Dawn с краткого описания классов. В игре представлено 6 основных классов и особенность данной игры в том, что вы можете совмещать 2 любых класса между собой, создавая персонажа под свой стиль игры.

Выбор классов достаточно богатый:

Солдат – это классический персонаж ближнего боя, который делает упор на грубую физическую силу, носит самую тяжёлую броню, щиты и использует мощное оружие ближнего боя. В играх жанра ARPG его часто называют воином или варваром.

Подрывник – как следует из названия, класс специализирующийся на использование взрывчатки для уничтожения врагов. Также использует огнестрельное оружие.

Оккультист – любитель чёрной магии, которые используют проклятия и заклинания, наносящие урон ядом, кислотой и энергией хаосом. Может призывать потусторонних существ на подмогу.

Ночной клинок – мастер ближнего боя, сражающийся двумя клинками одновременно. Старается избегать битвы лицом к лицу.

Мистик – светлый маг, использующий мощные заклинания, но в тоже время очень хрупкий для атак ближнего боя.

Шаман – хороший класс для ближнего боя использующий двуручное оружие, при этом призывает разных существ на подмогу. Хороший выбор для тех, кто хочет ходить с питомцами.

Классы обычно комбинируются между собой и уже придумано множество разных билдов. Я часто использую классические варианты игры, так получилось и в этот раз. Я прошёл игру за 40 часов солдатом, не добавляя туда возможности других классов, а сфокусировавшись на грубой физической силе. Получилось в принципе неплохо. Игра нам дарит большой выбор в способах пройти игру, за что благодарность разработчикам. В игре 4 акта, каждый со своей атмосферой, врагами и боссами. По мере продвижения в игре, мы будет знакомиться с новыми фракциями. Какие-то будут за нас, какие-то против. Выполняя задания для дружественных фракций, мы будет повышать свою репутацию у них. Всего есть 4 статуса репутации, самый высокий – почитаемый. На нём у нас будет возможность покупать у данной фракции самоё сильное вооружение и различные усилители на оружие.

Таким образом, новую амуницию можно получать не только убивая простых мобов и боссов, но и прокачивая репутацию у выбранных фракций. Об усилителях стоит поговорить подробнее. Помимо того, что в игре сотни разных предметов брони и оружия, которые генерируются со случайными характеристиками, есть еще и разные магические предметы, которые можно вставлять в оружие и броню, тем самым усиливая их свойства. Чем дальше мы продвигаемся в игре, тем на более мощные предметы мы можем рассчитывать. Бывает, что уровень предмета выше уровня персонажа. В этом случае его стоит положить в инвентарь и дождаться левел-апа, чтобы одеть. Сами предметы в игре группируются по качеству: обычные, магические, редкие, эпические, легендарные. Чем выше качество предмета, тем лучше у него характеристики. Также есть возможность включить фильтр на предметы – мы не будет видеть выпавшие предметы ниже определенного качества. Так как инвентарь не резиновый, и собирать предметы низкого качества в какой-то момент времени вам просто надоест.

Периодически игрок будет получать очки набожности. Их можно вкладывать в разные созвездия и тем самым получать определенные бонусы, например, повышение уровня здоровья, определенных характеристик, навыков защиты, повышение урона определенным типом атаки и т.д. Заполнив созвездие, вы получите бонус семейства, который откроет доступ к другим созвездиям. В игре есть система крафтинга вещей. Мы может создавать свои вещи из разных магических компонентов и хлама, который выпадает из противников и сундуков по всему миру игры. Характеристики у вещей получаются случайными и в этом есть свой шарм. Само прохождение не такое и долгое, можно справиться и быстрее, чем за 40 часов, как в моём случае. Игры жанра ARPG сейчас стараются делать такими, чтобы после прохождения игры в неё можно было продолжать играть. Grim Dawn не стал исключением. С убийства финального босса игра только начинается.

Вас ждут повторяемые задания, для улучшения репутации у фракций, чтобы получить доступ к самому сильному оружию. Так как за одно прохождение игры врядли получится прокачать репутацию по максимуму. Вас ждут новые уровни сложности игры, на которых награда еще больше. Вас ждёт режим хардкор, на котором при смерти вы полностью теряете персонажа и приходится начинать играть с самого начала. Вас ждут подземелья Ступени Мучений и Бастион Хаоса. И конечно же вас ждут ачивки (достижения). Например, достигнуть 85 уровня в режиме хардкора, или пройти игру на абсолютной сложности в режиме хардкора. В общем игроку есть куда стремиться и занять это может многие месяцы. Наш обзор Grim Dawn получился небольшим, но я постарался отметить все важные моменты игры. Подводя итог хочу сказать, что игра на данный момент стоит 449 руб. в Steam-сервисе (а на распродаже скидка до 40%) и денег она более, чем стоит. Рекомендуется для всех любителей жанра.

Прошло целых 7 лет, с момента начала кикстартер проекта, который впоследствии получил парадоксальное название – мрачный рассвет.

А разработчиками его стали не много ни мало, а люди из Crate Entertainment , которые к слову сделали в своё время знаменитую игру - Titan Quest .

По сути это и явило нам Grim Dawn , ведь механика, стиль и даже частично система прокачки взяты оттуда. Да что там говорить, если присмотреться, то даже картинка местами напоминает ту самую из мира древней греции Титана.

За это немаленькое время игра ощетинилась и разрослась из неполноценной и неиграбельной пре альфа-версии, до большой цельной игры, со своим миром, разбросанным по 4-ём актам и даже какой-никакой, но историей.

В общем релиз состоялся, господа!

Но не всё так просто…геймдевы из ящика развлечений, а как по другому перевести их команду я не знаю, решили сделать ставку на мрачность и схожесть с первыми частями Дьябло, где не было ещё никакой нелепой мультяшности, а был суровый и готичный мир, для настоящих мужиков с железными яйцами. Да-да я сейчас про ту самую Дьяблу 3…

Иногда, на смену мрачности приходит "цветная вакханалия".

Но немного видимо не рассчитали свои силы и местами картинка становится просто вырвиглазной и кислотной.

Как я уже и говорил игра создавалась по Титан Квесту, и у них даже одинаковый движок, только доработанный и в плане графики особых претензий нет, не считая уродливых моделек персонажей, которые просто кричат нам - увольте нашего моделера, а местами, в больших замесах, наблюдается и просадка фпс, которой конечно не должно быть, особенно учитывая жанр игры.

Картинка местами один в один - Titan Quest.

Ну да бог с ней с графикой, не ею цепляют такие игры, геймплей - вот что держит игрока на протяжении сотни часов в таких играх.

И тут grim dawn вроде бы раскрывается полностью, давая игроку невиданный доселе целый вселенский простор.

Тут даётся нам 6 классов, они базовые и означают по сути лишь наш выбор в начале игры. Получив второй уровень, мы можем стать солдатом, подрывником, оккультистом, ночным клинком, а также мистиком и шаманом. Например, солдат орудует как одноручным оружием со щитом, так и двуручными видами оружия. А подрывник использует одноручные и двуручные огнестрельные виды вооружения.

НО, никто нам не запрещает и будучи магом взять в руки двуручный молот или ружьё, вопрос лишь в том - будет ли оно эффективно? так как он использует магию, а скиллы подрывника как раз и рассчитаны на огнестрелы.

Так, например, взяв вначале игры солдата, а на 10 ом уровне ночного клинка, у нас получится – мастер клинка, который может специализироваться как на дуалах, получая все плюшки владения двумя клинками, так и может бегать всё также с мечом и щитом, но используя часть скиллов из ветки ночного клинка. Например, мне очень понравилась способность последнего-замораживать врагов, распинывая целые толпы врагов.

Всего таких «подклассов» в игре насчитывается аж 15. Но никто нам не запрещает использовать и «чистый класс», прокачав его тем самым до «упора» даже не взяв вторую специализацию. Вопрос будет ли от этого профит?

В общем свободы в плане прокачки персонажа в игре более чем достаточно, а учитывая, что каждая ветка специализации очень разнообразна и нацелена на тот или иной стиль игры, мы имеем во истину эпическую свободу действий. Камень в огород 3 его дьявола, с его скудным выбором классов и умений. Не иначе.

Развитие персонажа здесь - искусство.

Но, увы, не всё так радужно. На деле мы сталкиваемся с тем, что находим наиболее выгодную схему развития персонажа и используем её до конца игры. А сама боёвка выглядит не очень-то динамично и зрелищно. Толи дело в не очень хорошей анимации, толи это тот самый медляк из предшественника - Титан квеста, но рано или поздно сталкиваешься с тем, что врагов становится больше, а динамики так и не прибавляется.

Ещё один минус, на мой взгляд, это - сюжет. Мир Каирна, в котором и разворачивается сие действо, не блещет подробностями, а завязка заключается в том, что человечество борется на грани вымирания с появившимися не весть откуда эффералами, которые мутировали всё живое вокруг, а на фоне этого культ X`тонцев решил захватить мир и начал призывать всякую нечисть. Человечество же дошло до такого одичания, что вместо привычного нам золота, в этом мире единицей валюты считаются - железяки! А мы ходим и собираем ещё и хлам, который является очень ценным ресурсом. В общем то это всё что я понял, проходя игру. А финал так вообще оказался не понятен. Такое ощущение, что разработчики просто решили закончить игру на 4 ом акте, сделав тем самым намёк на продолжение…В доказательство тому кстати и огромная карта мира, которая заполнена локациями лишь наполовину. Кстати мир этот самый тоже получился не очень. Он представляет по сути из себя псевдо-открытый коридор, который проходится в одну сторону. Со слезами на глазах вспоминаю серию Sacred, а именно первые две его части, где мир был огромный и открытый.

Мир на поверку оказался очередным коридором...

Есть тут кстати и система фракций…в каждой из которых игрок, выполняя те, или иные действия, получает очки репутации в каждой из них. Мы можем, например, помогать перекрёстку дьяволов, это одна из начальных фракций и получая положительную репутацию продвигаться в их уровнях, открывая тем самым для себя специальные фракционные плюшки – такие как рецепты, специальные зелья и уникальное оружие. Оружия кстати в игре - тьма…И делится оно на привычное - обычное, магическое, редкое, эпическое и легендарное, найти которое ОЧЕНЬ сложно и это становиться одним из интересных соревновательных моментов игры. Кстати получая отрицательную репутацию, мы можем дойти и до ненависти у какой-либо из фракций, тем самым имея возможность повстречаться с уникальными созданиями-Немезидами. Это такие боссы, сражение с которыми, наверное, самое тяжёлое испытание для игрока, но и награда, получаемая за их уничтожение будет тоже очень даже впечатляющей.

Зато сражения с боссами здесь очень эпичны!

Ещё одна интересная возможность, добавленная разработчиками в поздних билдах игры, это - система набожности. Блуждая по миру игры мы рано, или поздно натыкаемся на разрушенные, или осквернённые алтари, которые выполняя определённые действия, например, чиня их с помощью редких ингридиентов, или очищая призвав, тех кто их осквернил и победив их, дают нам в награду очки набожности, которые, вызвав специальное меню, мы можем потратить на развитие своего персонажа в меню созвездий очень напоминающее, кстати, по виду систему пассивных умений из игры -Path of Exile . Тут они тоже пассивные и дают нам те, или иные бонусы к развитию.

Есть в игре и крафт, он довольно-таки разнообразный, и помимо нахождения уникальных рецептов, брони оружия и реликвий (привет Титан Квесту снова) мы должны искать для этих рецептов редкие ингредиенты, которые выпадают с тушек врагов - ой как неохотно! Зато это добавляет азарта игре и удерживает игрока действительно надолго.

Планируется так же и локализация, пусть и текстовая пусть от энтузиастов, но очень качественная и приятная глазу. И это тот самый, редкий случай, когда игроки действительно активно участвуют в разработке игры.

PS :

Подводя итог, я скажу следующее: да игра до сих пор кажется сыроватой и как будто недоделанной, но давайте будем объективными, ту свободу действий в развитии, которую она даёт, мы не видели давно в играх подобного жанра, а конкуренты…Конкурентов у неё не так уж и много. Это мультяшный быстро надоедающий Diablo 3 , ещё более мультяшный и совершенно мне не понравившийся Torchlight, да Path of Exile , который хоть и довольно таки самобытен и уникален, но всё-таки, до сих пор так и не сыскавший себе большую популярность.

Мрачный рассвет же на их фоне выглядит вполне привлекательным проектом, особенно для игроков «старой школы», скучающим по старой-доброй диабле, где мы бесконечно закликивали мобов и делаем это, между прочим, до сих пор.

За это я и ставлю игре 8 / 10 баллов, за то незабываемое чувство челленджа, которое редко кто в наше время может дать.

Что такое вообще этот ARPG ? А это - образ жизни для одного или нескольких помешанных. Бодрящий утренний душ из циферок урона, шинкование боссов в несколько заходов за обедом ради так необходимого вашему билду Меча Зимнего Короля, и медитативные сортировки добытого лута и собранных реликвий за ужином. В этом и есть суть Grim Dawn .

Корни игры уходят глубоко в 2006, когда Брайан Фарго со своей студией Iron Lore явили миру одного из лучших представителей жанра - с гибким конструктором героя, высокой реиграбельностью пусть и без генератора карт, тоннами высококлассного лута и занимательными монстрами. Сколько часов я провел в мире Titan Quest - не сосчитать. В нем было удобно, красиво и интересно, и пристраститься к шинкованию нечисти было проще простого. Полноценного продолжения мы так и не увидели, ведь к сожалению, студия прекратила свое существование, успев разразиться лишь занимательным аддоном Immortal Throne .

Однако выходцы из студии отнюдь не канули в небытие. Вооружившись деньгами фанатов на Kickstarter и кучей времени, новоиспеченная Crate Entertainment представила Grim Dawn . На самом деле триумфаторов по сбору чужих денег на свои бесценные идеи не так уж и много: сходу вспоминается Pillars of Eternity да Star Citizen (хотя этот и не выйдет никогда). Тем отраднее, что у Crate получилось. И пускай игра выглядит как ископаемый динозавр, проект вышел уютно-атмосферный, с добротной проработкой мира, и глубоким балансом. Вроде бы на лицо ужасная, TQ узнается моментально. И пускай игра находилась в раннем доступе слиииишком долго - результат оказался первоклассным.

Прожженный поклонник жанра мигом почувствует себя в своей тарелке. Поначалу может отпугнуть дизайн локаций-лабиринтов, но во-первых: где вы видели по-другому, и во вторых - как-никак у нас тут ручная работа, никаких процедурных и прочих генераций, превращающих локации в неудобоваримое месиво.

Действие игры происходит в вымышленном мире Каирн , в котором после экспериментов с эфиром случился катаклизм, и нечисть полезла из каждой щели, опустошая города и трансформируя существ вокруг в себе подобных. Хуже того: позже открылись порталы в другие измерения, откуда прибыли пришельцы Хтонийцы. В результате человечество оказалось зажато меж двух огней: мутанты и пришельцы рвут когда-то сильную расу на части, а изменники пытаются то организовать свой культ кровавого бога, то исправить катаклизм, выведя человечество на новую ступень эфирной эволюции. Что и говорить: сеттинг небанальный, интересный, располагающий к 50 оттенкам кровавого. Чем довольные игроки и займутся.

Как и в TQ (отсылок будет много - механика перекочевала без изменений), класс вашего персонажа определяется выбранными специализациями, комбинируя которые вы собираете уникального гибрида. Нашлось место и пиротехнику, который забрасывает местность вокруг кассетными бомбами, и тяжелому воину, что рвет монстров острым щитом из металлолома, и стрелку-арканисту, бабахающему из ружья и добивающего мелочь разрядами молнии, и даже шаману-оккультисту, который путешествует строго в компании адских гончих, воронов, и шипастых тотемных зверюг.

Двух специализаций и очков характеристик, прокачивающих базовые ману/жизнь, разработчикам показалось мало, и они добавили целое звездное небо (см. Skyrim ) пассивных и активных умений, прокачиваемых с помощью пунктов Набожности. Эти навыки получают опыт и прокачиваются вместе с героем. Как работает набожность? Обнаружив оскверненный алтарь, герой может попытаться его очистить. Условия бывают разные: от убийства босса до подношения ценной реликвии или кристалла. Еще один пласт заданий, цепочки квестов с особыми наградами заказывали? Кроме умений специализаций и набожности множество предметов или рядовое улучшение предоставляют здоровский активный навык. Вот уж где не придется сетовать на нехватку атакующих способностей, вспомогательных аур или тузов в рукаве, внезапно способных переломить ход нелегкого боя в вашу пользу.

Разнообразили разработчики и социальную составляющую, введя в игру полноценные вражеские и дружеские фракции. Если с дружескими все просто: помогаем, улучшаем отношения с персонажами, открываем доступ к ценным мазям, ресурсам и наградным предметам, то с врагами - еще интереснее. Так, по достижению отрицательной репутации у эфириалов, нежити или хтонийцев, враги соберутся на совет, обменяются ругательствами в ваш адрес, да вышлют Немезиду. Это особый и очень сильный вражеский чемпион, который будет рыскать по всему Каирну , чтобы снести вашу надоедливую голову с увешанной разноцветными цацками тушки. Скучать точно не придется.

Что касается занятий в игре - тут полный порядок. Если кому-то квестов, очистки алтарей и системы репутации окажется мало - вперед, зарабатывать награды фракций, выполнять заказы и охотиться за ценными рецептами в попытках собрать могущественный артефакт. Еще в игре есть целых два рогаликовых (как называют их разработчики) подземелий. По сути это особо охраняемые локации, которые запираются на замок в случае вашей смерти. Естественно, вместе со всей добычей. Очень обидно склеится на последнем боссе, и отложить повторный визит до перезапуска игры. Хотя сокровищ и реликвий в игре немало, настоящий охотник за сокровищами не остановится, пока не соберет полную коллекцию оружия в своем хранилище. Вроде примитивная поначалу система крафта совсем скоро раскрывается в полную мощь, позволяя создавать невероятно ценные ингредиенты и применять их в добытых легендарных вещичках. Невозможность зачаровывать реликты - как раз то, чем грешил оригинальный Титан Квест . Понятно, что легендарные шмотки сильны сами по себе, но возможность добавить бонус по своему вкусу - бесценна. А от количества и качества наворотов порой сбивает дыхание: как вам моментальный прирост к огненному урону в 160% на одном мече? Количество префиксов и суффиксов на вещах иногда мозолит глаза, зато в куче хлама легко отыскать полезный вашему герою предмет.

Идейный наследник новейшего времени не остался без развития и поддержки. Мы живем в удивительно лояльное к игрокам время, и повод вернутся в полюбившуюся вселенную не нужно даже искать. С другой стороны, не всегда понятно: а когда же собственно начинать играть, или хотя бы оценивать и рекомендовать проект? Ведь частенько игра со старта и сборка GOTY к концу года - очень разные игры. Что касается Grim Dawn - то пока тут спокойно. В августе вышла микро-добавка The Crucible , за которую разработчики попросили $3. Увы, это не новый акт в любимом многими сеттинге, а простой режим арены, вроде приключений Ван Хелсинга , да зачистки порталов из Diablo III . Мелочь, но приятно. Для оттачивания мастерства и экспериментов с билдами и экипировкой - то, что нужно. Зато уже в следующих обновах 1.0.0.6-1.0.0.7, которые выйдут до конца года, создатели грозятся вбросить кучу новых шмоток, пересмотреть баланс старых вещей, и ввести еще одно рогаликовое подземелье (эфириалы, ммм). Путь команда создателей невелика, но направление выбранного пути верное.

Напоследок пару слов о старшем брате, который чувствует себя вполне неплохо. Ранее Titan Quest вышел на андроид, а совсем недавно THQ Nordic явила миру Anniversary edition , да еще и бесплатно. И это не только графика HD. Девелоперы вшили аддон, исправили баги, подружили игру с широкоформатными мониторами, починили загнувшийся вместе с GameSPY мультиплеер, и даже - о боги! - заново переписали баланс вещей и умений, а заодно завезли и новые сеты! Не знаю как там у вас, а моя слюна уже обильно освятила клавиатуру, а значит самое время запускать игру.

Во время игры в Grim Dawn не покидает стойкое ощущение, что нечто подобное мы уже видели. Похожая ролевая система, баланс монстров, темп набора уровней, ритм геймплея… И только когда понимаешь, что Артур Бруно, создатель студии Crate Entertainment – бывший ведущий дизайнер Iron Lore, все становится на свои места. Grim Dawn – наследница легендарной Titan Quest. Одного этого достаточно, чтобы обратить внимание на проект.

Grim Dawn

Жанр action/RPG
Платформы Windows
Разработчики Crate Entertainment
Издатели Crate Entertainment
Сайт grimdawn.com

Grim Dawn и Crate Entertainment – пример для всех инди-разработчиков. Артур Бруно сделал все правильно от начала и до конца. В 2009 г. приобрел права на исходный код студии Iron Lore, включая движок Titan Quest. Стартовав всего с двумя штатными сотрудниками в мае 2012 г., провел успешную Kickstarter-кампанию , собрав $537 515 (почти в два раза больше запрошенной суммы). Через год, в мае 2013 г. выпустил альфа-версию игры. В ноябре того же 2013 г. Grim Dawn появилась на Steam Early Access. После 26 месяцев балансировки и доработки action/RPG наконец-то вышла и, судя по статистике Steamspy , неплохо продается. В чем же секрет проекта?

Cairn, мир Grim Dawn, действительно мрачное место. Это руины некогда могучей технологической цивилизации, достигшей уровня конца XIX – начала XX веков. Cairn стал ареной борьбы двух могучих потусторонних фракций, эфирных и хтонических существ. Первые ищут способ использовать человеческие тела как ресурс, вторые хотят уничтожить людей, чтобы не дать противникам сделать это. Противостояние почти уничтожило человечество и истончило ткань реальности, впустив в мир монстров. Небольшие группки выживших прячутся в последних поселениях. Надежда покинула этот мир.







По настроению Grim Dawn — одна из самых мрачных action/RPG последнего времени. Несмотря на то что с точки зрения стиля и сеттинга игра похожа на и (сравните хотя бы охотника на ведьм на титульных артах всех трех игр), по духу Grim Dawn ближе к… Diablo II. В ней есть то, чего, по мнению олдскульной публики, так не хватало – атмосфера мрака и безысходности.

Сообразно сеттингу, в Grim Dawn в ходу и огнестрельное оружие, и магия. Причем еще как в ходу. Например, для того, чтобы расчистить проходы в самые богатые закутки подземелий или вскрыть особые сундуки с добычей, вам понадобится… динамит. Все игровые классы – дуальные. На втором уровне вы выбираете себе первую специализацию, на десятом – вторую. И хотя вы можете вообще не развивать дополнительный класс, получив чистого воина, стрелка, шамана, оккультиста, мага или убийцу, самые интересные персонажи – использующие лучшее из двух миров. Опять-таки, что может быть приятней, чем оглушить монстра каким-нибудь хитрым заклинанием, а потом изрешетить его из револьвера. Учитывая чистые классы, в вашем распоряжении 25 базовых вариантов развития героя, а принимая во внимание, что очков опыта на все ветки умений даже одного класса явно не хватит – вариаций в развитии персонажа становится еще больше. Благо всегда можно сбросить неудачную сборку и попробовать распределить очки по новой.







Еще одна возможность развития уникального персонажа – система Веры. Это набор из 82 созвездий, состоящих из 434 звезд, открытие которых наделяет вашего персонажа определенными пассивными и активными бонусами. Дополнительный бонус положен за полностью открытое созвездие. При этом призываемые божественные силы навешиваются на уже имеющуюся базовую атаку или заклинание, с определенной вероятностью срабатывая во время его использования. Звезд 434, а очков, которые можно потратить на Веру, ровно столько, сколько разрушенных или испорченных святынь вы сможете найти и очистить во время скитаний по миру. В любом случае во всем Cairn их только 50, так что попробовать все созвездия получится лишь за несколько прохождений. Это, конечно, не пугающе необъятная схема умений в , но очень и очень неплохо. В Path of Exile, честно говоря, был уже перебор.







Но и на этом возможности кастомизации персонажа не заканчиваются. Вы можете получить дополнительные активные или срабатывающие с определенной вероятностью заклинания вместе с предметом или после его улучшения одним из специальных камней. Учитывая, что подобных полуавтоматических умений можно получить несколько, ваш персонаж во время боя превращается в настоящую машину смерти, окруженную опасной для врагов аурой и сыплющую молниями или огненными шарами. И выглядит, и играется это очень здорово, добавляя драйв, заставляя бросаться в гущу противников.

Отдельная история — подбор амуниции. Как и сами-знаете-где, здесь есть обычные, магические, редкие, эпические и легендарные вещи многих классов, плюс 20 000 (!) комбинаций магических префиксов и 200 редких префиксов. Плюс уникальные создаваемые по рецептам предметы. Плюс улучшающие вещи материалы. Одним словом, лута здесь много, и подбор амуниции — своеобразная игра в игре, подгоняющая в поисках все новых врагов и новой добычи. Оставить себе этот клевый эпический набор или его уже пора менять на простую магическую вещь высшего уровня? Вечная проблема action/RPG.







Кстати, доступ к лучшей амуниции и рецептам открывается по мере зарабатывания репутации, отдельной для каждой из фракций. Причем бонусы могут быть и отрицательными. Чем больше вы насолили тем или иным противникам, тем больше существ такого типа будет появляться во время боя.

В Grim Dawn в целом неплохой сюжет, включающий в себя несколько историй с возможностью влиять на их развитие. Вот только большинство из них подано в виде записей и диалогов. Здесь явно не хватает модных роликов в стиле Blizzard, хотя бы между актами, граница между которыми сейчас практически не заметна. Можно было бы обойтись и без дорогой CGI, а ограничиться 2D-комиксами в стиле вступительного ролика. Тем более что он получился очень неплохим.







Grim Dawn — большая игра. На прохождение у вас уйдет 70-100 часов, это если не отвлекаться на гринд и прохождение уникальных, запираемых у вас за спиной подземелий с особо мощными монстрами и лутом, пройти которые можно только до конца, без возможности вернуться и телепортироваться. Плюс прохождение другой комбинацией классов, плюс мультиплеер, плюс хардкорный режим и т.д. Одним словом, зависнуть здесь можно надолго. Некоторые отзывы на Steam написаны людьми, наигравшими 100, 200, 300, 500 и более часов. Это о многом говорит.

С точки зрения графики Grim Dawn недалеко ушел от тех же и . Но здесь отличная реализация освещения, оживляющая подземные уровни, плюс мрачная палитра и ржавый налет на всех предметах добавляют картинке шарма. А еще в игре отличный динамический саундтрек, ненавязчивый, но подчеркивающий геймплей.








Но самое главное, чувствуется, что Grim Dawn сделана с удовольствием людьми, которые понимают толк в играх. Система «еще уровень и спать», «еще подземелье и перерыв» здесь работает, а это лучший комплимент для action/RPG.

Кажется, сделать хорошую action/RPG не так уж и сложно, благо примеров для подражания в этом жанре достаточно. На деле же в балансе игры такое количество незначительных на первый взгляд нюансов, что из одних и тех же исходных ингредиентов можно приготовить совершенно разные блюда. В случае Grim Dawn все сделано идеально. Это правильная action/RPG. Возможно, самая правильная со времен Diablo II.

Оценка сайт

Плюсы: Классический геймплей, богатые возможности развития персонажа, гибкость ролевой системы, интересный сеттинг, правильная атмосфера, множество вариаций оружия и брони

Минусы: Нет генерации карты, не хватает сюжетных роликов

Вывод: Правильная action/RPG. Возможно, самая правильная со времен Diablo II

Статьи по теме: