Обзор замечательной GRIM DAWN. Grim Dawn: рецензия

Во время игры в Grim Dawn не покидает стойкое ощущение, что нечто подобное мы уже видели. Похожая ролевая система, баланс монстров, темп набора уровней, ритм геймплея… И только когда понимаешь, что Артур Бруно, создатель студии Crate Entertainment – бывший ведущий дизайнер Iron Lore, все становится на свои места. Grim Dawn – наследница легендарной Titan Quest. Одного этого достаточно, чтобы обратить внимание на проект.

Grim Dawn

Жанр action/RPG
Платформы Windows
Разработчики Crate Entertainment
Издатели Crate Entertainment
Сайт grimdawn.com

Grim Dawn и Crate Entertainment – пример для всех инди-разработчиков. Артур Бруно сделал все правильно от начала и до конца. В 2009 г. приобрел права на исходный код студии Iron Lore, включая движок Titan Quest. Стартовав всего с двумя штатными сотрудниками в мае 2012 г., провел успешную Kickstarter-кампанию , собрав $537 515 (почти в два раза больше запрошенной суммы). Через год, в мае 2013 г. выпустил альфа-версию игры. В ноябре того же 2013 г. Grim Dawn появилась на Steam Early Access. После 26 месяцев балансировки и доработки action/RPG наконец-то вышла и, судя по статистике Steamspy , неплохо продается. В чем же секрет проекта?

Cairn, мир Grim Dawn, действительно мрачное место. Это руины некогда могучей технологической цивилизации, достигшей уровня конца XIX – начала XX веков. Cairn стал ареной борьбы двух могучих потусторонних фракций, эфирных и хтонических существ. Первые ищут способ использовать человеческие тела как ресурс, вторые хотят уничтожить людей, чтобы не дать противникам сделать это. Противостояние почти уничтожило человечество и истончило ткань реальности, впустив в мир монстров. Небольшие группки выживших прячутся в последних поселениях. Надежда покинула этот мир.







По настроению Grim Dawn — одна из самых мрачных action/RPG последнего времени. Несмотря на то что с точки зрения стиля и сеттинга игра похожа на и (сравните хотя бы охотника на ведьм на титульных артах всех трех игр), по духу Grim Dawn ближе к… Diablo II. В ней есть то, чего, по мнению олдскульной публики, так не хватало – атмосфера мрака и безысходности.

Сообразно сеттингу, в Grim Dawn в ходу и огнестрельное оружие, и магия. Причем еще как в ходу. Например, для того, чтобы расчистить проходы в самые богатые закутки подземелий или вскрыть особые сундуки с добычей, вам понадобится… динамит. Все игровые классы – дуальные. На втором уровне вы выбираете себе первую специализацию, на десятом – вторую. И хотя вы можете вообще не развивать дополнительный класс, получив чистого воина, стрелка, шамана, оккультиста, мага или убийцу, самые интересные персонажи – использующие лучшее из двух миров. Опять-таки, что может быть приятней, чем оглушить монстра каким-нибудь хитрым заклинанием, а потом изрешетить его из револьвера. Учитывая чистые классы, в вашем распоряжении 25 базовых вариантов развития героя, а принимая во внимание, что очков опыта на все ветки умений даже одного класса явно не хватит – вариаций в развитии персонажа становится еще больше. Благо всегда можно сбросить неудачную сборку и попробовать распределить очки по новой.







Еще одна возможность развития уникального персонажа – система Веры. Это набор из 82 созвездий, состоящих из 434 звезд, открытие которых наделяет вашего персонажа определенными пассивными и активными бонусами. Дополнительный бонус положен за полностью открытое созвездие. При этом призываемые божественные силы навешиваются на уже имеющуюся базовую атаку или заклинание, с определенной вероятностью срабатывая во время его использования. Звезд 434, а очков, которые можно потратить на Веру, ровно столько, сколько разрушенных или испорченных святынь вы сможете найти и очистить во время скитаний по миру. В любом случае во всем Cairn их только 50, так что попробовать все созвездия получится лишь за несколько прохождений. Это, конечно, не пугающе необъятная схема умений в , но очень и очень неплохо. В Path of Exile, честно говоря, был уже перебор.







Но и на этом возможности кастомизации персонажа не заканчиваются. Вы можете получить дополнительные активные или срабатывающие с определенной вероятностью заклинания вместе с предметом или после его улучшения одним из специальных камней. Учитывая, что подобных полуавтоматических умений можно получить несколько, ваш персонаж во время боя превращается в настоящую машину смерти, окруженную опасной для врагов аурой и сыплющую молниями или огненными шарами. И выглядит, и играется это очень здорово, добавляя драйв, заставляя бросаться в гущу противников.

Отдельная история — подбор амуниции. Как и сами-знаете-где, здесь есть обычные, магические, редкие, эпические и легендарные вещи многих классов, плюс 20 000 (!) комбинаций магических префиксов и 200 редких префиксов. Плюс уникальные создаваемые по рецептам предметы. Плюс улучшающие вещи материалы. Одним словом, лута здесь много, и подбор амуниции — своеобразная игра в игре, подгоняющая в поисках все новых врагов и новой добычи. Оставить себе этот клевый эпический набор или его уже пора менять на простую магическую вещь высшего уровня? Вечная проблема action/RPG.







Кстати, доступ к лучшей амуниции и рецептам открывается по мере зарабатывания репутации, отдельной для каждой из фракций. Причем бонусы могут быть и отрицательными. Чем больше вы насолили тем или иным противникам, тем больше существ такого типа будет появляться во время боя.

В Grim Dawn в целом неплохой сюжет, включающий в себя несколько историй с возможностью влиять на их развитие. Вот только большинство из них подано в виде записей и диалогов. Здесь явно не хватает модных роликов в стиле Blizzard, хотя бы между актами, граница между которыми сейчас практически не заметна. Можно было бы обойтись и без дорогой CGI, а ограничиться 2D-комиксами в стиле вступительного ролика. Тем более что он получился очень неплохим.







Grim Dawn — большая игра. На прохождение у вас уйдет 70-100 часов, это если не отвлекаться на гринд и прохождение уникальных, запираемых у вас за спиной подземелий с особо мощными монстрами и лутом, пройти которые можно только до конца, без возможности вернуться и телепортироваться. Плюс прохождение другой комбинацией классов, плюс мультиплеер, плюс хардкорный режим и т.д. Одним словом, зависнуть здесь можно надолго. Некоторые отзывы на Steam написаны людьми, наигравшими 100, 200, 300, 500 и более часов. Это о многом говорит.

С точки зрения графики Grim Dawn недалеко ушел от тех же и . Но здесь отличная реализация освещения, оживляющая подземные уровни, плюс мрачная палитра и ржавый налет на всех предметах добавляют картинке шарма. А еще в игре отличный динамический саундтрек, ненавязчивый, но подчеркивающий геймплей.








Но самое главное, чувствуется, что Grim Dawn сделана с удовольствием людьми, которые понимают толк в играх. Система «еще уровень и спать», «еще подземелье и перерыв» здесь работает, а это лучший комплимент для action/RPG.

Кажется, сделать хорошую action/RPG не так уж и сложно, благо примеров для подражания в этом жанре достаточно. На деле же в балансе игры такое количество незначительных на первый взгляд нюансов, что из одних и тех же исходных ингредиентов можно приготовить совершенно разные блюда. В случае Grim Dawn все сделано идеально. Это правильная action/RPG. Возможно, самая правильная со времен Diablo II.

Оценка сайт

Плюсы: Классический геймплей, богатые возможности развития персонажа, гибкость ролевой системы, интересный сеттинг, правильная атмосфера, множество вариаций оружия и брони

Минусы: Нет генерации карты, не хватает сюжетных роликов

Вывод: Правильная action/RPG. Возможно, самая правильная со времен Diablo II

Жанр "Hack&Slash " появился еще в далекие девяностые, но до сих пор он занимает обширный пласт игровой индустрии и не теряет своей популярности. Перевод "Руби и Кромсай " как нельзя лучше отображает саму суть игр с подобным стилем. Стоит отметить, что чистый "H&S" возник как ответвление РПГ жанра, где упор делался только на бесчисленные сражения, хотя «чистых» представителей данного жанра можно пересчитать на пальцах рук. Очень быстро разработчики поняли, что чистый "H&S " необходимо разбавлять элементами других жанров, в противном случае такие игры могли забавлять лишь на короткий период времени, после чего интерес полностью исчезал. Так родилась целая ниша проектов, а также серия "Diablo ", которая является лучшим представителем. Даже «чистые» "H&S " игры, например серия "Devil May Cry ", получили серьезный сюжет, харизматичных персонажей и даже ТВ адаптацию. Как не крути, любой серьезный проект должен погружать игрока в свою атмосферу, что было практически невозможным при изначальном варианте. Во всех играх этого жанра можно увидеть очень длительную прокачку персонажа, постепенное развитие, явный акцент на постоянный сбор и улучшение экипировки, хотя главной визитной карточкой по-прежнему будут постоянные, динамичные и насыщенные бои, на которых и строится весь прогресс.


Наследие Titan Quest

Игру "Grim Dawn " можно назвать по-настоящему многострадальной, впрочем это не удивительно, если знать историю ее предшественника – "Titan Quest ". Те, кто зайдут в игру прежде, чем поинтересуются информацией о разработчиках, найдут массу нюансов, которые заставляют подумать, что перед вами продолжение серии. В этом нет ничего плохого, так как "TQ " был одним из немногих проектов, которому удалось стать достойным аналогом для продукта компании "Blizzard ". Разработчиком игры выступает компания "Crate Entertainment ". После проблем в "Iron Lore Entertainment ", представители "C.E. " заявили, что приобрели лицензию на игровой движок, после чего и началась разработка "Grim Dawn ". Хоть руководство компании нашло инвесторов, все же в 2012 году была запущена кампания по сбору средств на "KickStarter ", которая наглядно демонстрирует то, что многие верят и надеются увидеть идейное наследие "Titan Quest ", но уже в новом обличии. Собранная сумма значительно превысила все ожидания, что вдохновило разработчиков даже при условии серьезной конкуренции с "Diablo 3 ".


А нужен ли сюжет?

Первое, что бросается в глаза после загрузки "Grim Dawn " – отличный сеттинг. В последнее время все реже появляются игры с по-настоящему мрачной атмосферой. Также именно за ее недостаток многие фанаты критиковали серию "Diablo 3 ", которая с каждой новой игрой становится все более яркой. Конечно же компания "Blizzard " не зря считается титаном в игровой индустрии и быстро сообразила, что нужно дать фанатам в последующих крупных контент-патчах, но первоначальное впечатление для многих было испорчено. В "Grim Dawn " человечество оказалось между молотом и наковальней, что серьезно ударило по численности. С одной стороны, алчное желание получить больше силы и могущества заставило людей обратиться к параллельному миру, вызывая эфириалов. Постепенно существа из эфира начали захватывать землю, навсегда изменяя ее обитателей. С другой стороны присутствуют инопланетные представители Х’тонцы, задача которых предельно проста – противоборство эфириалам, но в довольно интересной манере. Они просто уничтожают человечество, которое является носителями эфира. В результате люди вынуждены прятаться по самым недоступным местам, одним из которых и стала стартовая локация «Перекрёсток Дьявола». Казалось бы, сюжет вполне достоин отдельной саги, но на практике все оказалось не так радужно. Крупицы событий и общие подробности о том, что происходит, приходиться вырывать по крупицам из каждого диалога или квеста, читают которые далеко не все игроки. Из-за отсутствия качественной заставки, совершенно не ясно, что герою предстоит делать в этом мрачном мире, а также с кем он должен схлестнуться в конце игры. В результате игроку предстоит убивать сотни и тысячи монстров, прокачивая свой уровень и умения, а погружение в атмосферу будет совершенно вялым, что явно не красит проект с опытной командой разработчиков и большими надеждами фанатов. Возможно, когда игра выйдет из раннего доступа в игре все же появится полноценный синематик, но в данный момент интеграция в сюжет оставляет желать лучшего, несмотря на всю его многогранность.


О бедной графике замолвите слово

Фраза о бедном "графоне" уже давно стала культовой для всех, кто следит за развитием игровой индустрии, и, тем не менее, эта тема всегда актуальна, особенно в 2016 году. Что можно сказать о "Grim Dawn "? Игра выглядит стильно, но назвать ее прорывом года в визуальном плане нельзя даже с натяжкой. Движок откровенно устарел, несмотря на более современные наработки и «полировку» графики. Спасает только удачная стилистка, которая создает впечатление реалистичности. Конечно же, в данном вопросе сравнение игры с "Diablo 3 " будет совершенно некорректным, что не прибавляет баллов для "Grim Dawn ". Тем не менее, нельзя назвать визуальную часть игры ужасной, потому любители классики наверняка оценят такое оформление. В данный момент проект все еще находится в стадии раннего доступа, хотя релиз должен состояться уже через несколько месяцев, потому многое еще может измениться. Разработчики заявляют, что основной контент и изменения уже доработаны до финальной стадии, игру можно оценивать как готовую к релизу версию. Долгое время отмечалась довольно ужасная оптимизация, но с каждым патчем разработчики исправляли этот недочет, потому на сегодняшний день он не вызывает опасений. В остальном, игра не без причин напоминает "Titan Quest ", но с более мрачной обстановкой. Звуковое сопровождение также радует, по крайней мере, оно на 100% соответствует общей стилистике. Редко когда можно услышать «героические» мелодии, которые побуждают рваться в бой, а вот мрачная игра клавесина идеально погружает в атмосферу уже в первый час игры. Расстраивает то, что музыка не слишком отличается на протяжении всей игры, потому слушать ее со временем становится совершенно не интересно, но это скорее проблемы бюджета, а не композиторов. Все мужские персонажи в игре говорят практически одним голосом (по слухам их озвучивал один человек), но эти нюансы можно простить, когда в игре увлекательный геймплей и много интересных занятий, которые не будут вызывать желание удалить ее с ПК.


Игровой процесс

Лучше сразу рассмотреть одну из немногочисленных ложек дёгтя в "Grim Dawn ", а именно задания. Конечно же, в "H&S " жанре, даже при наличии множества РПГ элементов, квестовая часть никогда не была сильной стороной, но ее главная задача – раскрывать саму суть происходящего. Игрок должен понимать, ради каких целей он прокладывает себе путь, оставляя позади горы трупов. В "Grim Dawn" это выражено очень слабо, что, безусловно, является минусом даже для проекта такого жанра. Но, как говориться, «нет худа без добра», поэтому положительной стороной можно назвать то, что игрок будет намного тщательнее читать описания заданий и вникать, что же от него хотят, чтобы получше познакомиться с обстановкой в Каирне. Со временем, особенно после 3 акта, игра будет становиться намного интереснее; если на начальном этапе шаблонные задания не вызовут полное разочарование, то дальнейшая игра возьмет убедительный реванш. Немного спасает ситуацию и наличие фракций. Идея не новая, но вполне интересная для подобных игр. Они делают мир более живым и насыщенным, к тому же позволяют поближе познакомиться с историей Каирна. С практической стороны фракции предоставляют возможность получать мощную экипировку и предметы для зачарований (примеси или augments). Репутацию зарабатывать не так сложно, но процесс довольно медленный, что не может не радовать.


Помимо дружественных фракций, в игре есть и враждебные, то есть такие, с которыми вы испортили отношения в процессе получения репутации. Они будут всячески пакостить игроку, хотя в большинстве случаев это сводиться к встрече с наемными убийцами. Боссы довольно мощные, потому заставят изрядно попотеть, что также радует, ведь в современных играх крайне мало хардкора. Согласно информации от разработчиков, в игре есть только 6 боссов (Немезиды или Nemesis Boss), но после релиза их количество продолжит увеличиваться.

Развитие персонажа

Как бы игровая индустрия не навязывала бы "Diablo 3 " как эталон современных игр подобного жанра, все же в вопросах прокачки персонажа "Grim Dawn" шагнули далеко вперед. В творении "Blizzard " практически нет обилия навыков, а после "Diablo 2 " оно еще больше сократилось, но это все равно не самая большая проблема серии. Беда в том, что несмотря на постоянную балансировку, существует один «топ билд», который требует наличия определенных вещей. Остальные варианты развития – проходные, так как они менее эффективны. Все это осталось в прошлом, потому разработчики "Grim Dawn " успешно подхватили инициативу, тем самым, привлекая старых фанатов жанра.
    Всего в игре есть 6 архетипов, которые называются мастерства:
  • Солдат
  • Демонолог
  • Окультист
  • Ночной клинок
  • Чародей
  • Шаман



Каждый из них имеет классовые навыки, которые приходится прокачивать довольно интересным образом. Привычная вертикальная шкала развития была заменена на горизонтальную. Теперь требуется вложение навыков в оригинальное мастерство для получения различных умений. То есть, чтобы получить навык на 10 уровне класса, необходимо вначале добавить 10 очков в общую шкалу мастерства, после чего можно дополнительно развивать конкретный скилл. Такая система не позволяет прокачать все и сразу, потому над билдами приходиться думать, экспериментировать и тестировать. Самой же интересной фишкой стала возможность сочетать умения разных архетипов, создавая так называемые мультиклассы. Можно легко начать играть Ночным клинком, но в дальнейшем сделать микс с Шаманом, в результате чего получится трюкач (или плут). Если же соединить навыки Солдата и Ночного клинка, то получится настоящий мастер меча. В результате можно выбирать и прокачивать как «чистые» классы, так и создавать самые необычные комбинации. Навыков в каждом мастерстве довольно много и это порождает огромное поле для всевозможных комбинаций. Такой подход уже может предложить игроку месяцы увлекательного геймплея, хотя разработчики наверняка в будущем будут добавлять новые классы и, соответственно, возможности для создания билдов.


Крафтинг

В вопросе экипировки игра не слишком отличается от "Diablo 3 ", хотя есть свои нюансы и особенности. Существует градация качества предметов, что вполне естественно для игр такого жанра. Победа над боссами и редкими монстрами гарантирует получение редких предметов, разработчики сознательно сделали бои сложными. Отличия от проекта "Blizzard " есть, но сама суть передана в том же виде. Радует то, что получение мощных и редких комплектов, а также уникальной экипировки невозможно без прокачки репутации с фракциями, в результате игроку приходится выбирать с кем «дружить». В остальном, можно сказать, что элемент получения и улучшения экипировки полностью соответствует жанру, что является довольно мудрым решением. Изобретение велосипеда далеко не всегда идет на пользу проекту. Количество вещей довольно большое, потому каждая битва вполне может наградить чем-то полезным. Высокоуровневые сеты по-прежнему сводятся к паре комплектов, которые приходится выбирать в зависимости от класса и выбранного билда.


Итоги

Подводя итоги можно сказать, что разработчикам все же удалось создать нечто неординарное, интересное и достойное для 2016 года. Хоть в игре нет шикарной графики, а также некоторые элементы выражены довольно слабо (сюжетное повествование и задания), все же в ней есть то, что заставляет проводить очередной вечер именно в "Grim Dawn ". В первую очередь это шикарная атмосфера и стилистика, за что нужно отдать должное людям, которые ранее подарили миру "Titan Quest ". Другим сильнейшим элементом является развитие персонажа, которое показывает, что у игрока действительно есть выбор. Можно ли называть игру долгожданным "Titan Quest 2 "? Безусловно, хотя "Grim Dawn " получил свою уникальную стилистику, которая вскоре позволит избавиться от звания «наследия» TQ и стать самостоятельным проектом со своей историей. В данный момент игра полностью готова, потому в ближайшие месяцы или даже недели она наконец-то выйдет из стадии раннего доступа, в котором находилась более двух лет и начнет свой путь в условиях современной игровой индустрии.


для сайта GetRand.ru

Ключевые слова: Grim Dawn,Crate Entertainment,action-rpg,Hack&Slash,эфириалы,Хтонцы,Игровой процесс,крафтинг,Каирн,Развитие персонажа,архетипы,описание

Успешнейшую Action/RPG всех времен, выпущенную Blizzard – Diablo – можно по праву считать своеобразным Фиделем Кастро мира компьютерных игр. Действительно, на легенду видеоигр много кто покушался, но приблизиться к уровню хотя бы самого первого «Дьябло» смогли немногие.

И в число таких счастливчиков можно записать Titan Quest разработки Iron Lore Entertainment, который в свое время (2006 год) приглянулся многим не только благодаря продуманной и интересной механике, но и оригинальному мифологическому сеттингу. Да что уж там – даже сейчас, спустя десять лет, достойной игры, в основу которой была бы положена древнегреческая (кроме Apotheon , но это уже совсем другая история) мифология, до сих пор так и не появилось.

Вот только, несмотря на успех, уже в 2008 году компания-разработчик Titan Quest была закрыта по причине нехватки денег. Но на этом все не закончилось и в том же году после ее распада Артур Бруно (ведущий дизайнер почившей Iron Lore) создал новую студию под названием Crate Entertainment, дебютным проектом которой стал недавно вышедший Grim Dawn . О негласном преемнике популярной некогда Action/RPG мы и поговорим.

От рассвета до заката

Проект Grim Dawn – это именно преемник Titan Quest и никакой ошибки тут нет. Несмотря на совершенно иной сеттинг, рука создателей той самой игры узнается с первого взгляда: схожее главное меню и полное отсутствие кастомизации своего виртуального альтер-эго в «Зловещем закате» навевают приятные воспоминания о ее предшественнике и 2006 годе в целом.

Главному герою (или героине) в какой-то степени повезло – одержимый демоном, он имел все шансы быть повешенным, но волею судьбы чудом уцелел и избавился от влияния злого духа. Кстати, обратите внимание на круг из соли – местные здесь таким образом пытаются обезопасить себя от демонов. Не иначе как у братьев Винчестеров учились!

А вот сам сеттинг, к сожалению, не заставляет вспоминать о Titan Quest, как бы этого не хотелось: перед нами стандартная сборная фэнтези-солянка, приправленная ко всему прочему мрачным духом Warhammer Fantasy.

Сочетание, прямо скажем, не самое лучшее и оригинальное. Что, например, помешало разработчикам продолжить развитие темы древнегреческих мифов? Вопрос остается открытым.

Более того – узнать Grim Dawn среди множества других «дьяблоидов» будет сложно. И проблема тут не столько в устаревшей графике (а она именно устаревшая), сколько в отсутствии ярких, запоминающихся деталей, коих тут нет.

Ролевая система, лежащая в основе игры, также не блещет новизной. Как и прежде, у персонажа пять основных параметров, в числе которых жизнь, энергия, телосложение (Physique, аналог силы), хитрость (Cunning, аналог ловкости) и дух (Spirit, аналог интеллекта).

С классами ситуация обстоит примерно так же, только их количество по сравнению с предшественником даже уменьшилось. Теперь их всего шесть вместо положенных девяти (если считать Immortal Throne): солдат (боец ближнего боя), подрывник (маг, специализирующийся на магии разрушения), оккультист (стандартный волшебник, способный призывать себе на помощь фамильяра), ночной клинок (классический разбойник из ролевых игр), чародей (его магия направлена на нападение) и шаман (полумаг-полувоин, который может как двуручным мечом врага огреть, так и магией шарахнуть).

С десятого уровня игроку, как и полагается, предложат выбрать второй класс, и для прокачки откроется вторая ветка навыков. Не правда ли, Воин-Шаман – звучит гордо и до жути брутально!

Несколько разбавляет устаревшую механику так называемая система «Набожности» (Devotion) – целые созвездия пассивных умений, которые игрок может открывать за специальные очки. Последние зарабатываются нахождением и очищением особых алтарей.

Увы, несмотря на всю видимую крутость и обилие суперспособностей, главный герой остается все таким же безликим мальчиком на побегушках, который готов взяться за любую грязную работу.

Причем порой в буквальном смысле этого слова: так, один из первых квестов предложит игроку собирать… мусор. И ладно, если бы это был обычный RPG-гринд, но сделан он в Grim Dawn очень своеобразно.

Вспомним, как сделаны квесты, например, в World of Warcraft – есть очерченная на карте территория, на которой указано, где стоит искать нужную вещь или персонажа. В Grim Dawn все иначе: цель на карте появляется только в том случае, если главный герой увидел ее в поле своего зрения.

Не хочу сказать ничего плохого про хардкорный гейминг и сложности в играх вообще, но все эти трудности не должны искусственно осложнять игровой процесс и делать его неудобным. Наоборот, они должны оцениваться геймером как отдельный, интересный элемент геймплея, а не как преграда к получению от него удовольствия. Так вот – в Grim Dawn это именно преграда, ни больше ни меньше.

Доходит до смешного: здесь вам придется больше часа искать еще один кусочек мусора просто потому, что он начисто отказывается падать с врагов. Но не стоит отчаиваться – с сотой попытки вам точно повезет, можете быть уверены.

При этом назвать игровой процесс неинтересным и неувлекательным в случае Grim Dawn нельзя: стоит только немного раскачаться и вникнуть в саму суть игры, как рубить монстров в фарш становится так же весело, как и десять лет назад. Клик – мертвый монстр отлетает от мощной оплеухи героя в сторону, клик – второй монстр превращается в кровавый туман.

В целом, если правильно прокачивать персонажа, то рядовые монстры никаких проблем доставить будут не в состоянии, чего нельзя сказать о здоровенных боссах с неприлично длинной полоской здоровья. Впрочем, кроме нее они ничем другим похвастать не способны – по всем остальным параметрам боссы отличаются от обычных, «расходных» противников примерно так же, как отличается между собой графическое исполнение Titan Quest и Grim Dawn. То есть никак.

Бои с боссами крайне повторяемы и скучны: подбежал, ударил, отбежал, побежал, ударил, отбежал, побежал…

И это не преувеличение – движок новинке достался в наследство от любимого многими «дьяблоида» вместе с графикой десятилетней давности.

Несмотря на это, системные требования мистическим образом выросли: теперь игра требует процессор с частотой 3.2 ГГц, 6 Гбайт оперативной памяти и видеокарту уровня Nvidia GeForce 500 серии с 1.5 Гбайтами памяти на борту.

Не совсем понятно, для чего могут потребоваться подобные мощности: чтобы угловатые модельки персонажей отрисовывать, что ли?

Надо признать, порой Grim Dawn выдает красивые кадры, но случается это не так часто, как того хотелось бы.

Заключение

Оценивать «Зловещий рассвет» с точки зрения обычной новинки сложно: как-никак, игра была сделана любителями «дьяблоидов» для любителей «дьяблоидов». Она крайне архаична, но может приглянуться всем ценителям жанра Action/RPG.

И действительно, с первого взгляда можно решить, что в Crate Entertainment реализовали почти все, что нужно для счастья. Толпы легкоубиваемых монстров, старая добрая система прокачки (впрочем, без откровений, освежающих ощущения от игры в виде «Набожности», не обошлось) и множество «разнообразных» квестов обязательно придутся по душе любителям спинномозговых развлечений.

Но одной важной детали все-таки не хватает. Той самой, ради которой хотелось возвращаться в Titan Quest снова и снова – интересного игрового мира. Бесспорно, фэнтези про суровое средневековье выглядит круто, но лучше бы Crate Entertainment оставили все это Games Workshop с ее Warhammer Fantasy и занялись чем-то более интересным.

Разработкой полноценной второй части Titan Quest, например.

Вердикт: Grim Dawn – это практически тот же самый Titan Quest, минус интересный сеттинг. В сухом остатке получаем устаревшую во всех планах спинномозговую Action/RPG, рекомендовать которую можно лишь ценителям жанра и ярым поклонникам Titan Quest.

Оценка: 6.5 («Неплохо»).

Руслан Губайдуллин

  • Обсуждение игры на конференции сайт.

Игра Grim Dawn (в переводе на русский «Мрачный рассвет») создана разработчиками очень популярной Action RPG Titan Quest, поэтому ещё до выхода игры, вокруг неё образовался большой ажиотаж и все любители данного жанра ожидали её с нетерпением. Игра сделана на улучшенном движке Titan Quest и включает в себя сильно усовершенствованную графику, красивые спецэффекты, динамическую погоду и многое другое. Игра принадлежит к жанру Action RPG, нам предстоит уничтожать полчища врагов, выбивать лучшую броню и оружие, убивать множество промежуточных боссов и всё для того, чтобы добраться до финального босса – Логхоррена, убийство которого положит конец войне с силами зла в нашей империи Каирн, которая практически полностью разрушена. По интересу и проработанности игра не уступает своему главное сопернику – Diablo 3, а кто-то считает, что она превосходит его. Хотелось бы начать обзор Grim Dawn с краткого описания классов. В игре представлено 6 основных классов и особенность данной игры в том, что вы можете совмещать 2 любых класса между собой, создавая персонажа под свой стиль игры.

Выбор классов достаточно богатый:

Солдат – это классический персонаж ближнего боя, который делает упор на грубую физическую силу, носит самую тяжёлую броню, щиты и использует мощное оружие ближнего боя. В играх жанра ARPG его часто называют воином или варваром.

Подрывник – как следует из названия, класс специализирующийся на использование взрывчатки для уничтожения врагов. Также использует огнестрельное оружие.

Оккультист – любитель чёрной магии, которые используют проклятия и заклинания, наносящие урон ядом, кислотой и энергией хаосом. Может призывать потусторонних существ на подмогу.

Ночной клинок – мастер ближнего боя, сражающийся двумя клинками одновременно. Старается избегать битвы лицом к лицу.

Мистик – светлый маг, использующий мощные заклинания, но в тоже время очень хрупкий для атак ближнего боя.

Шаман – хороший класс для ближнего боя использующий двуручное оружие, при этом призывает разных существ на подмогу. Хороший выбор для тех, кто хочет ходить с питомцами.

Классы обычно комбинируются между собой и уже придумано множество разных билдов. Я часто использую классические варианты игры, так получилось и в этот раз. Я прошёл игру за 40 часов солдатом, не добавляя туда возможности других классов, а сфокусировавшись на грубой физической силе. Получилось в принципе неплохо. Игра нам дарит большой выбор в способах пройти игру, за что благодарность разработчикам. В игре 4 акта, каждый со своей атмосферой, врагами и боссами. По мере продвижения в игре, мы будет знакомиться с новыми фракциями. Какие-то будут за нас, какие-то против. Выполняя задания для дружественных фракций, мы будет повышать свою репутацию у них. Всего есть 4 статуса репутации, самый высокий – почитаемый. На нём у нас будет возможность покупать у данной фракции самоё сильное вооружение и различные усилители на оружие.

Таким образом, новую амуницию можно получать не только убивая простых мобов и боссов, но и прокачивая репутацию у выбранных фракций. Об усилителях стоит поговорить подробнее. Помимо того, что в игре сотни разных предметов брони и оружия, которые генерируются со случайными характеристиками, есть еще и разные магические предметы, которые можно вставлять в оружие и броню, тем самым усиливая их свойства. Чем дальше мы продвигаемся в игре, тем на более мощные предметы мы можем рассчитывать. Бывает, что уровень предмета выше уровня персонажа. В этом случае его стоит положить в инвентарь и дождаться левел-апа, чтобы одеть. Сами предметы в игре группируются по качеству: обычные, магические, редкие, эпические, легендарные. Чем выше качество предмета, тем лучше у него характеристики. Также есть возможность включить фильтр на предметы – мы не будет видеть выпавшие предметы ниже определенного качества. Так как инвентарь не резиновый, и собирать предметы низкого качества в какой-то момент времени вам просто надоест.

Периодически игрок будет получать очки набожности. Их можно вкладывать в разные созвездия и тем самым получать определенные бонусы, например, повышение уровня здоровья, определенных характеристик, навыков защиты, повышение урона определенным типом атаки и т.д. Заполнив созвездие, вы получите бонус семейства, который откроет доступ к другим созвездиям. В игре есть система крафтинга вещей. Мы может создавать свои вещи из разных магических компонентов и хлама, который выпадает из противников и сундуков по всему миру игры. Характеристики у вещей получаются случайными и в этом есть свой шарм. Само прохождение не такое и долгое, можно справиться и быстрее, чем за 40 часов, как в моём случае. Игры жанра ARPG сейчас стараются делать такими, чтобы после прохождения игры в неё можно было продолжать играть. Grim Dawn не стал исключением. С убийства финального босса игра только начинается.

Вас ждут повторяемые задания, для улучшения репутации у фракций, чтобы получить доступ к самому сильному оружию. Так как за одно прохождение игры врядли получится прокачать репутацию по максимуму. Вас ждут новые уровни сложности игры, на которых награда еще больше. Вас ждёт режим хардкор, на котором при смерти вы полностью теряете персонажа и приходится начинать играть с самого начала. Вас ждут подземелья Ступени Мучений и Бастион Хаоса. И конечно же вас ждут ачивки (достижения). Например, достигнуть 85 уровня в режиме хардкора, или пройти игру на абсолютной сложности в режиме хардкора. В общем игроку есть куда стремиться и занять это может многие месяцы. Наш обзор Grim Dawn получился небольшим, но я постарался отметить все важные моменты игры. Подводя итог хочу сказать, что игра на данный момент стоит 449 руб. в Steam-сервисе (а на распродаже скидка до 40%) и денег она более, чем стоит. Рекомендуется для всех любителей жанра.

Dawn vs Diablo 3

Разработчик/издатель: Crate Entertainment
Жанр: hack’n’slash
Похожие игры: Titan Quest, Diablo 2, Path of Exile
Платформы: ПК
Минимальные системные требования: Win XP 32, процессор 2,3 ГГц, 2 ГБ ОЗУ (4 ГБ для хоста в сетевой игре), GeForce 6800 или Radeon X800, 5 ГБ на жестком диске.
Рекомендуемые системные требования: Win 7 32, процессор 3,2 ГГц, 6 ГБ ОЗУ, GeForce 500 или Radeon 6000 с 1,5 ГБ памяти.
Мультиплеер: кооператив, PvP, до 4 игроков

Чего в 2015 году не хватало, так это новых hack’n’slash-ей. С другой стороны, и не думают уходить на покой, к ним постоянно выходят какие-то обновления. 15 января стартовал 5-й сезон Diablo 3 – прекрасный повод посмотреть, как изменилась игра за два года после дополнения . Сезоны сами по себе новшество – позволяют начать игру с нуля, не пользуясь вещами и ремесленниками других ваших героев. Снова 1-й уровень, снова пустые карманы – держите меня, монстры!

Но монстры не держат удар ни на «высокой» сложности, ни на «Эксперте». Кто-то в Blizzard решил, что Diablo 3 интереснее, если враги гибнут с одного клика, а игрок живуч так, что может забыть про лечебные бутылки. Поднимаемся на «Мастера» – и получаем целых 15 минут напряженного геймплея. Затем «лут 2.0» услужливо подбросит читерских вещей, в которых показатели героя вырастают вдвое. И ведь не это еще абсурд! А вот что с 200% прибавкой к опыту вы будете брать уровни каждые 5-10 минут, не успевая даже пробовать новые способности – это уже не «прощай хардкор». Это «прощай hack’n’slash, получите симулятор всеуничтожающего божества». Через два часа «игры с нуля» вы смотрите на своего героя 70-го уровня, одетого в легендарные и сетовые вещи (для них рецептов – как грязи в режиме приключений). Впереди – бесконечное накручивание счетчика «парагона» и уже 10 уровней «Истязания».

Нет, не подумайте. Diablo 3 по-прежнему развлекает, но теперь это абсолютно казуальный аттракцион. Красивые спецэффекты и разрушаемость. Легендарки, которые через час ломаешь, но сразу-то им рад. Куб Канаи, чтобы самому сделать шмотку своей мечты. Всё новые задания, монстры и локации, которыми трудолюбиво пополняет свой конструктор уровней Blizzard. Но настоящие фанаты hack’n’slash от этого уже устали. Мучает ностальгия по , хочется хардкорного испытания, в котором только и понимаешь, насколько хорош твой персонаж.

Новым игроком в жанре hack’n’slash станет Grim Dawn – игра от создателей , разработка которой, похоже, подходит к завершению. Grim Dawn и сделана на движке Titan Quest , но хотя последняя по графике до сих пор даст фору многим, в Grim Dawn особых красивостей мы не увидим. В команде разработчиков всего восемь человек, а приоритеты у них совсем не такие, как сейчас у Blizzard.

Grim Dawn – классическая hack’n’slash, где мало кликать мышью – нужно еще планировать развитие героя, ведь монстры заставят пожалеть за каждый просчет. Боевка, опять-таки, отсылает к Titan Quest . Образно говоря, если герой Diablo растет в ширину, то герой Grim Dawn – в глубину. Здесь не так уж много активных умений на класс, но для каждого со временем открываются улучшения, добавляющие новые эффекты, типы урона, критические срабатывания. Сложность планирования начинается уже с того, что игрок сам выбирает два дерева умений из шести. Можно взять как очевидное сочетание (шаман-чародей или солдат-убийца), так и неожиданное (подрывник-оккультист) – всего получаем 15 классов. Хотите – создайте воина-рефлектора, колдуна с тотемами или стрелка, чей залп – форменный армагеддон.

Вторая часть прокачки – набожность – отсылает уже к Path of Exile с ее гигантской паутиной развития. Набожность – это тоже несколько сотен преимущественно пассивных бонусов, только здесь они собраны в группы – созвездия. Особенно примечательны Celestial Powers – эти эффекты привязываются к конкретному умению вашего героя, которое вы сами выбираете. Например, можно прикрепить к атакующему скиллу землетрясение или вызов стаи соколов, а к защитному – остановку времени. Celestial могут срабатывать при гибели врагов, при критическом ударе или если у героя мало здоровья. Примечательно, что набожность совсем не привязана к классу, что дает игроку огромный простор для экспериментов.

Также важно, что очки набожности выдаются не с повышением уровня, а за очищение специальных алтарей. Самое сложное – найти такой алтарь, для чего придется как следует изучать карту, зачищать секретные локации, а зачастую искать редкие предметы-ключи. Уровни нарисованы вручную, но на них случайно расставляются препятствия, так что каждый раз одну локацию нужно проходить другим маршрутом. Предмет особой гордости разработчиков – 300 боссов с уникальными скриптами, которые могут встретить игрока в самый неожиданный момент и не всегда в одиночку.

Grim Dawn даже на обычной сложности не дает зевать: легко попасть в окружение стрелков, не заметить отравленную лужу под ногами или оказаться запертым в тесной комнате с боссом. Если вам этого мало, в любой момент можно включить режим ветерана, где монстры-чемпионы встречаются гораздо чаще. Вдобавок, игра рассчитана на три прохождения, как в Diablo 2 . Прошли Нормальную сложность – стартуем заново на Элитной, а затем и Предельной – уровни врагов и награды соответственно возрастут. Не забыли и хардкорный режим, где смерть персонажа окончательна.

Еще одним плюсом Grim Dawn (относительно Diablo 3 , в первую очередь) является сюжет. Он есть. Он не заезжен убийством-воскрешением одних и тех же злодеев. Его развитие не так уж просто предсказать. Вначале мы наблюдаем только зомби-апокалипсис в декорациях неовикторианского фэнтези. Но постепенно масштабность растет, и закончится все войной двух потусторонних рас, в равной степени желающих гибели человечества. Grim Dawn пытается быть немного RPG. В диалогах есть выбор реплик, в квестах – варианты прохождения. Даже начисляется репутация у нескольких фракций, что открывает и новые задания, и vip-ассортимент магазинов. Вообще в hack’n’slash такие элементы обычно не приживаются, но в Grim Dawn они, по крайней мере, не мешают – всегда можно пройти игру, кликая все реплики подряд.

Сейчас главная слабость проекта – малые силы разработчиков, так что хорошая механика слишком медленно обрастает контентом. Blizzard тоннами добавляет в Diablo 3 новые модели, локации, механики-однодневки, а через год безжалостно выбрасывает их и начинает выдумывать все заново. Grim Dawn – это все-таки инди, и сделано тут все скромно, без претензий на художественную оригинальность. Причем страдает более разнообразие, чем проработка: поначалу графика приятная, но со временем хочется радикальной смены обстановки, а ее не происходит – и это в игре, где нужно досконально исследовать мир! Не говоря уже про недоделки, которые списываешь на ранний доступ: никакой озвучки, роликов, порой раздражающий интерфейс.

Отдельные простые решения стоило подсмотреть у Diablo 3 . Вполне разумно, когда вам падают редкие вещи преимущественно под ваш класс. Правильно, что уникальные предметы имеют низкоуровневые версии. Хорошо, когда ремесленники востребованы не только на высоких уровнях, а всегда могут что-то вам предложить. В Grim Dawn изобилие цветных шмоток, но почти все отправляются в магазин – это грубо по нынешним меркам для hack’n’slash.

Grim Dawn может гордиться своим сообществом, в том числе русскоязычным, благодаря которому существует сносный перевод игры . Поддерживаются модификации. И это несмотря на кусачую цену ($15 в Steam). При большом выборе free-to-play альтернатив (в числе которых крутая Path of Exile ) платить деньги за сырую игру согласится не каждый. Разумно было выпустить хотя бы демо-версию, но и на это, видно, у Crate нет ресурсов.

Радости:

  • Многоуровневая прокачка с широкими возможностями для экспериментов
  • Достойная сложность, уникальные боссы
  • Исследование мира как важная часть игры
  • Неплохой сюжет и вселенная
  • Музыка
  • Мультиплеер

Гадости:

  • Бедный дизайн

Оценка: 7,9

Мы бы не ставили оценку Grim Dawn , будь у нас надежда увидеть ее радикально похорошевшей к официальному релизу. Но с имеющимися силами разработчиков игра может и дальше зависать в состоянии перманентного тестирования и доработки. Тем не менее, для любителей жанра, способных закрыть глаза на черновой внешний вид, Grim Dawn – одна из самых глубоких наследниц Diablo 2 .

Статьи по теме: