Операция «Багратион» (компьютерная игра)

Багратион» от Wargamming.net . Подробнее об игре мы попросили рассказать Кирилла Маля , геймдизайнера проекта.

PG: Каков уровень реализма в игре: насколько характеристики техники и оружия соответствуют реальным прототипам, есть ли система точечных повреждений и т.д.?
Кирилл Маль: Вообще, «реализм» - очень любимое многими слово. Правда, каждый его понимает немножко по-разному. Для кого-то реализм в стратегии – это «честная физика» и точечные повреждения юнитов («чтоб выстрелом можно было каску с пехотинца сбить»), для кого-то – исторический аспект («Этот холм, если верить данным геодезических изысканий от 38-го года, был более пологим, а не таким крутым, как в игре»). Для кого-то – степень реалистичности картинки, пресловутый «фотореализм».
Для нас при разработке «Операции Багратион» самым важным было реалистичное отображение разворачивающихся в игре сражений. Дать игроку увидеть, почувствовать, что творилось в те дни на полях сражений – вот что мы хотели. В качестве моделей для рендера мы использовали уцелевшую технику и табельное оружие времен Второй мировой войны, заводские чертежи и другую документацию тех времен. Внешний вид танков, пушек и другой техники создавался несколько раз. Для этого дизайн-отдел пересмотрел кучу тех дней, фотографий, архивных записей… На поля сражений выезжали целыми группами – проводили съемки рельефа, замеряли расстояния между объектами, а потом, с учетом сохранившихся данных периода войны, восстанавливали ландшафт в том виде, в каком он представал перед нашими дедами. Каждый танк, каждый пехотинец – это не просто фигурка на поле боя. При моделировании учитывали все: дальность стрельбы, разброс, скорострельность, силу наносимых повреждений и толщину брони с разных сторон боевых машин – более полутора десятков параметров. Но все они скрыты от глаз игрока, и просчитываются автоматически. А вот отстрелить танку гусеницы или свернуть пушку не удастся: техника приходит в негодность по совокупности полученных повреждений.

PG: Насколько условия, в которых оказывается игрок, соответствуют той ситуации, в которой проводилась операция Багратион?
К.М.: Насколько это возможно было воплотить в форме стратегии реального времени. Большинство миссий советской кампании – это реальные исторические операции: обороны переправы через Березину, знаменитый проход по гатям через болота… Игрок окажется именно в тех же условиях, что и советские войска в 44-м. И будет решать те же задачи. А кампания за Вермахт у нас альтернативная (правда, войну немцам выиграть все равно не удастся), так что здесь исторического соответствия лучше не искать. С другой стороны, если бы мы делали немецкую кампанию исторически корректной, то брифинг к каждой миссии начинался бы словами: «командир, русские опять наступают, надо делать ноги» (смеется).

PG: Насколько масштабными будут сражения: расскажите на каких-то конкретных примерах, с цифрами в руках (сколько юнитов, например, могут участвовать в сражениях)?
К.М.: Ну, смотрите: В нашей игре главный герой выступает в роли генерала или, по меньшей мере, полковника, и руководит соответствующей столь высокому званию армией. Тут тремя танками при поддержке двух десятков пехотинцев много не навоюешь.
Например, в последних миссиях советской кампании, в боях в районе польского города Сандомира разворачиваются бои, в которых каждую из сторон представляет около тысячи юнитов (тяжелая бронетехника, артиллерийские орудия и пехота). Масштаб сражения, думаю, несложно представить. А в одной из начальных миссий в атаку на обороняемые игроком позиции может пойти порядка 40-60 танков при поддержке 300-400 пехотинцев… И это – не считая артиллерии и средств поддержки. Многое зависит также от того, как игрок расходует имеющиеся у него в распоряжении ресурсы – кто-то тратит их на закупку дешевых легких танков или пехоты, а кто-то - на вызов дорогостоящего удара корпусной артиллерии или авианалет, соответственно и количество юнитов, задействованных в бою, получается различным. В режиме десматча, выбрав в настройках высокий уровень и скорость поступления ресурсов, можно подсобрать внушительную армию, в пару тысяч единиц живой силы и бронетехники.

PG: Расскажите подробнее о наборе юнитов, которые будут принимать участие на каждой стороне конфликта. Игрок должен будет грамотно пользоваться всеми имеющимися в его распоряжении родами войск или баланс сдвинут в сторону использования каких-то конкретных юнитов, например, тяжелой техники?
К.М.: Танки рулят! (Опять смеется). В игре более 30-и различных видов юнитов, примерно поровну за СССР и Вермахт. И без комбинирования различных родов войск просто не обойтись – если, конечно, вы играете не на самом низком уровне сложности. Те же танки, например, прекрасно справляются с пехотой в открытом поле, и незаменимы в маневренном бою – но наглухо вязнут в серьезной эшелонированной обороне из противотанковых пушек, прикрытых пехотой. А эта оборона, в свою очередь, легко рушится залпами реактивных минометов или массированным гаубичным огнем – но сами гаубицы слишком легко уничтожить фланговой танковой атакой. Выиграть, играя каким-то одним родом войск, невозможно. Придется думать, импровизировать. Та же пехота, кстати, сидящая в окопах, вполне справится и с танками. Так что однозначного фаворита нет – все зависит от талантов и пристрастий игрока.

PG: Будет ли авиация и как именно мы сможем ее использовать?
К.М.: Авиация в игре есть, и использовать мы ее будем по ее прямому назначению – бомбить и разрушать! Избегайте зениток, и бравые штурмовики не раз помогут вам в нелегком ратном труде! PG: Игра ближе к в стиле Company of Heroes или к варгеймам? Насколько тут будет легко освоиться?
К.М.: Ближе всего, как ни странно – к тактическим боям в серии Total War . Нет кучи статистики и дополнительной информации, как в варгеймах, но и масштаб сражений с CoH явно несравним. Освоиться будет легко – у нас очень внятная система подсказок, доступная в любой момент игры, и весьма дружелюбный интерфейс. Среднее время освоения для любого, игравшего когда-либо в стратегические игры – 3-5 минут.

PG: Какие тактические возможности будут в нашем распоряжении? Какие хитроумные (или простенькие, но эффективные) маневры мы сможем планировать и осуществлять? Какие для этого будут инструменты - быть может, тактическая карта?
К.М.: Да какие угодно. Все зависит от игрока. Есть карта, есть поставленные боевые задачи – а как с ними справляться – личное дело каждого. Для примера: вам нужно взять штурмом холм, на котором окопалось два взвода автоматчиков и пушки противника. Можно бросить все силы в бой – авось повезет. Можно вызвать артудар и «уполовинить» силы врага перед атакой. А можно, игнорируя пехоту, приказать танкам атаковать именно орудия – и ваши бронемашины проедут сквозь ряды пехоты (попутно, конечно, раздавив часть, но зато, подставив спину их гранатам), быстро уничтожат орудия – и смогут уже на равных потягаться с «царицей полей». Вариантов решений – масса.
Тактической карты и подобных ей инструментов не будет – бои слишком напряженны, у игрока фактически не будет возможности использовать все ресурсы подобного механизма, и поэтому пока мы решили от него отказаться.

PG: Будет ли тактическая пауза?
К.М.: Да, конечно. При прохождении сценарных миссий или десматчей на высоком уровне сложности даже знатоки жанра столкнутся с серьезными трудностями – так что тактическая пауза очень даже пригодится.

PG: Расскажите подробнее о принципах и механизме управления юнитами – будет ли прямое управление, какие приказы им можно отдавать, могут ли они использовать укрытия, занимать позиции в домах и т.д.?
К.М.: Нет, не смогут. В игре все отряды состоят из нескольких боевых единиц ( , рота), а прямое управление отрядом из шести танков – это перебор. И потом, подобные тактические схемы в основном используются в тактических стратегиях – там судьба каждого бойца важна. А при наших масштабах боев (сотни пехотинцев, десятки танков и орудий) тактические ухищрения становятся несколько иными.

PG: Игрок берет на себя только тактическое управление в бою или на нем также будет снабжение и забота о дорогах, по которым оно осуществляется?
К.М.: Только тактическое управление. Никакого строительства и логистики. На войне снабжением занимались специальные тыловые службы, в игре этим займется ИИ.

PG: Будет ли в игре строительство и сбор ресурсов?
К.М.: Строительства не будет. А ресурсы на вызов подкреплений игрок будет получать при захвате контрольных точек. Можно ли считать это «сбором ресурсов» - вопрос дискуссионный.

PG: В игре две кампании, сколько миссий в них? На какое время прохождения рассчитаны кампании?
К.М.: Каждая кампания будет состоять из десяти миссий, а время прохождения будет сильно зависеть от выбранного уровня сложности и опыта игрока. В среднем, прохождение одной кампании занимает около 20-и часов.

PG: Есть ли вариативность, нелинейность при выполнении целей миссии? Или игрок должен точно разгадать тактическую головоломку, предложенную дизайнерами?
К.М.: Повторюсь: игроку ставятся задачи, а как он их решит – его выбор. «Самого верного» пути не существует.

PG: Каковы мультиплеерные возможности проекта?
К.М.: Локальная сеть, Интернет, GameSpy – Deathmatch где угодно и с кем угодно.

PG: Будет ли в игре честная физика?
К.М.: Да, будет. Тела отбрасывает взрывной волной, здания разрушаются, танки при проезде через лес валят деревья, а пехота бегает, прыгает и погибает при полном ragdoll’e. Про мелочи типа следов от гусениц на траве даже и не говорю. А вот ландшафт останется неизменяемым – «срыть гаубицами вон ту горочку» не получится.

PG: Каковы технологические и графические возможности проекта? Насколько требовательной к ресурсам будет игра?
К.М.: Как говаривал один из признанных мастеров геймдизайна, «графические возможности игры напрямую зависят от возможностей вашего компьютера» (смеется). Игра получилась красивой. Натуральное небо, вода…Что же касается требовательности – то все не так страшно, как могло бы быть. Видеокарточка с 256-ю мегабайтами на борту и гигабайт оперативной памяти – залог нормального fps при средних настройках. Игра автоматически подстраивается под конкретный компьютер, так что – доверяйте автонастройке.

PG: Ну и последний вопрос – когда ждать релиз?
К.М.: Середина декабря – тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить.

Жанр : стратегия с элементами тактики
Дата выхода : декабрь 2008 года
Разработчик : Wargaming.net
Издатель в России : "Новый Диск"

Вступление

Благодаря серии успешных операций к лету 1944 года Красной армии удалось вернуть Ленинградскую и Калининскую области, часть Белоруссии, почти всю Украину, Крым и вступить на территорию Молдавии и Румынии, что позволило Ставке Верховного главнокомандования приступить к проведению наступательной операции по освобождению БССР и уничтожению группы армий "Центр".

План операции, получившей название "Багратион" в честь знаменитого полководца, был смелым и тактически выверенным. Войска должны были разгромить главные силы группы армий "Центр" мощными ударами по флангам Белорусского выступа, в кратчайшие сроки окружить и уничтожить немецкие группировки в районах Витебска и Бобруйска и двигаться к Минску, смыкая кольцо вокруг 4-й немецкой армии. Предполагалось, что успех операции приведет к освобождению всей территории Белоруссии, отбросит фашистов на запад от Смоленска, позволит в результате выхода к побережью Балтийского моря рассечь фронт немецких войск и создать угрозу окружения группе армий "Север" в Прибалтике.

С советской стороны в операции "Багратион" участвовали 2331700 человек, 5200 танков и САУ, 5327 самолетов. С немецкой стороны - 800000 человек, 900 танков и САУ, 1350 самолетов. Общая численность потерь составила: с советской стороны 178507 человек, а с немецкой - 399096 человек. Судьбоносная операция, предопределившая исход войны, началась 23 июня 1944 года, три года спустя после начала Великой Отечественной войны...

Системные требования :

Операционная система Windows XP (с SP2 и старше) / Windows Vista (с SP1 и старше)
Процессор Pentium 4 с частотой 3,0 ГГц или аналогичный Athlon 64
1 Гбайт оперативной памяти
4 Гбайта свободного места на жёстком диске
Видеокарта уровня GeForce 7600GS или Radeon HD2600XT с памятью 256 Mбайт, совместимая с DirectX 9.0c
Звуковое устройство, совместимое с DirectX 9.0с
DirectX 9.0с (есть на диске с игрой)
Устройство для чтения DVD-дисков

Описание

Игра начинается красочной заставкой на базе кинохроники времён Второй Мировой войны. Голос за кадром комментирует развитие событий, и плавно подводит нас к основной теме игры - операции "Багратион".


Раздел настроек главного меню позволяет гибко отрегулировать графические параметры. Качество моделей, текстур, шейдеров; трава, следы, отражения в воде, эффекты солнца, качество "физики" - в общем, продвинутым ценителям виртуальных красот есть где развернуться. Ну, а тем, кто боится лишний раз включить или выключить что-нибудь не то, предлагаются на выбор три стандартных профиля настроек (высокое, среднее и низкое). Настройки звука в общем, стандартные (подавляющее большинство опций - это регулирование громкости эффектов, музыки, и т.п.).

Пункт меню "Обучение" позволяет окунуться в управление вашими войсками. С первых же минут обучающей миссии становится ясно: слова о попытке создать массовый продукт - не пустой звук. Разработчики действительно постарались по максимуму упростить всё, что можно. Но "point and click" ("навёл и кликнул мышкой") реализацию стратегии с элементами тактики воплотить в жизнь практически невозможно. Поэтому главной задачей стало создание интуитивно-понятного управления. Левая кнопка мыши - выбор войск и действий, правая кнопка мыши - исполнение действий (атака врага, перемещение по местности и т.п.). Кроме того, часто используются Shift (удерживается при объединении отрядов), C ("режим кино") и кнопка Pause (пауза в игре). Действия разворачиваются в режиме реального времени, но в любой момент вы можете нажать паузу и выдать текущие распоряжения всем вашим отрядам.

Нам предлагаются две кампании - за советские войска и за вермахт. Кампания за немцев становится доступна после прохождения трёх миссий за РККА.


Перед началом миссии вас ожидает небольшая заставка, приоткрывающая завесу над исторической подоплёкой предстоящих событий.



Игровой процесс


Итак, что же представляет собой игровой процесс в Операции "Багратион"? Первым делом перед вами ставят боевую задачу (хотя это выглядит скорее как историческая справка, а не диспозиция перед предстоящей операцией).


Тогда же вы выбираете уровень сложности: низкий, средний или высокий. Я обычно играл на среднем. Отличия в уровнях сложности - значительные (подробности узнаете чуть позже). И то, что вы можете в рамках прохождения кампании выбирать уровень сложности перед каждой миссией - весьма оправданный подход.

Никаких баз и заводов, выпускающих технику, как в классических стратегиях в режиме реального времени, вы не увидите. У вас под началом - несколько выданных командованием отрядов, и именно они будут пытаться решить поставленную задачу. При этом у вас (в общем случае) имеется возможность получить подкрепления. Их или выдают в качестве "подарка" (по сценарию), или же вы используете специальные резервные очки. В большинстве случаев в процессе прохождения миссии у вас имеется некий запас резервных очков. На индикаторе в правом верхнем углу вы видите две цифры. Нижняя - это общий резерв очков на миссию. Верхняя - текущий "операционный" запас, который немедленно можно воплотить в реальное войсковое подразделение и бросить его в сражение. Очки из общего резерва понемногу перетекают в операционный (по принципу песочных часов). Бывают ситуации, когда в жаркой схватке вы с нетерпением ждёте недостающих очков, требующихся для вызова, скажем, танковой роты в качестве столь необходимого подкрепления...


Далее, вы столкнётесь с таким понятием, как ключевой пункт. Некоторые важные объекты (населённые пункты, стратегические высоты, понтонные переправы и т.п.) являются теми самыми целями, за которые идёт сражение. Если враг владеет ключевым пунктом - он отмечен красным индикатором. Как только ваши войска входят в зону данной цели - индикатор начинает постепенно приобретать светло-серый оттенок (нейтральный статус). Ну, а после того, как в зоне остаются только ваши войска - индикатор начинает приобретать голубой цвет.


После захвата ключевого пункта разработчики могут вас как-то поощрить - например, выдать внеплановое подкрепление или пополнить баланс резервных очков.

Помимо приобретения отрядов подкреплений, иногда вы можете истратить бонусные очки на специальные виды атак вражеских отрядов. Например, на артобстрел дальнобойной артиллерией определённого квадрата...


Или на вызов штурмовой авиации...


Правда, в случае вызова поддержки с воздуха - придётся учитывать наличие в районе вражеских средств ПВО. Ибо несколько зениток - обязательно преподнесут вам неприятный сюрприз и разочарование от бездумной траты драгоценных резервных очков...


Вот мы и подошли к важнейшей составляющей игры - использованию сильных сторон ваших юнитов и слабостей вражеских отрядов. Войска поделены на три категории: пехота, артиллерия, танки и САУ. Авиация неподконтрольна игроку, и присутствует в виде вызываемых (да и то, не на всех картах) авиационных ударов. Каждая категория включает в себя различные виды отрядов. Например, пехота: новобранцы, штурмовая пехота, ударные отряды и т.д. Артиллерия: дивизионная пушка, гаубица, зенитная артиллерия, "катюша" и т.д. Танки и САУ: Т-34, Т-34-85, ИСУ-152 и т.п. У каждого юнита есть ряд показателей: броня, огневая мощь, маневренность и дальность стрельбы. Эти показатели можно улучшать (об этом - см. далее в тексте).

Вы оцениваете то, что вам выдано перед началом сражения, располагаете войска в оптимальном виде (пехоту прячете в окопы; пушки расставляете так, чтобы они смогли первыми нанести удар по врагу и т.п. - у каждого из вас появится своя тактика). Далее, вы начинаете решать две задачи - локальную боевую и глобальную стратегическую.

С локальной всё ясно: сказано, к примеру, удерживать ключевой пункт столько-то минут, будьте любезны исполнять. Вообще, лучше всего быстро и чётко выполнять то, что вам советует голос за кадром. А то ведь бывает как - проявляешь инициативу для того, чтобы сберечь часть войск - а скрипт по сценарию миссии тут же больно наказывает тебя за такую самодеятельность. Сказано игнорировать врага - игнорируй, шаг влево, шаг вправо - это уже шанс проиграть миссию. В итоге крутишься, как белка в колесе, чтобы исполнить основную (и порой - единственную) ветку развития событий.

Глобальная стратегическая задача - это сбор премиальных очков и получение наград. Премиальные очки вы можете тратить между миссиями на улучшение ваших родов войск. К примеру, улучшить защищённость пехоты, или дальность стрельбы танков. Выбор - за вами...


Как-то раз мне начислили мало очков (всего 218) за консервативное сидение в глухой обороне. Я расстроился, перезагрузил сохранённую игру, и предпринял небольшую контратаку. Итог - 516 очков, а это уже два улучшения той же пехоты, а не одно!


Правда, для максимального пополнения вашей копилки - помните, что следует минимизировать свои потери и наносить максимальный урон врагу. А добиваться этого можно в основном двумя способами: или идти в атаку существенно превосходящими силами, или использовать качественно лучшее вооружение и рода войск. Пример: атаковать пехоту танками в чистом поле - гарантированное пополнение премиального баланса (вспоминается анекдот - если ночью в переулке вы встречаете маленькую девочку с чемоданом валюты - это к деньгам). А вот посылать танки в лобовую на артиллерийские укрепления врага - может выйти вам боком.

С наградами всё более-менее понятно. Если вы прошли миссию быстро, с выполнением пары дополнительных боевых задач - будьте уверены, командование по достоинству оценит ваши усилия.


В ряде миссий сражения идут на всей карте, а вы управляете только теми войсками, которые обозначены синими индикаторами. При этом присутствуют союзные войска - зелёные, которыми управляет AI. Союзные войска по сценарию могут переходить под ваш контроль.

Теперь что касается кинематографического эффекта. Кинематографическая камера иногда включается сама, но вы можете активировать её принудительно.


Боюсь, что её оценят только начинающие игроки, выбирающие низкий уровень сложности. Тем, кто играет на среднем и высоком уровне сложности - уверен, в большинстве случаев будет не до кинематографических изысков.

В игре вы можете сохраняться в любой момент. Загрузка и сохранение - относительно долгие (у меня - где-то полминуты). Кстати, "сэйвы" могут быть повреждённые (ошибка "Загрузка файла не выполнена" заставляла раздражаться и нервничать). Один раз я столкнулся с тем, что все три сохранения текущей миссии оказались повреждёнными, и наполовину пройденную карту пришлось начинать сначала! Остаётся только записываться чаще и надеяться на скорый выход патча. Я старался отходить от компьютера только после успешного завершения миссии.

Если вы выбираете средний или высокий уровень сложности - готовьтесь к поражениям, которые действительно закаляют. Порой вас подгоняет время: не успел выполнить задание - проиграл. Время приходится ценить - вы будете часто жать "паузу" для быстрой оценки ситуации и отдачи оперативных приказов. Вообще, советую сохраняться сразу после получения очередного задания. Переигрывание - конечно, упрощает прохождение, поскольку вы уже знаете, как будут развиваться события.


И вот, как только вы приноровились и вроде бы начали уверенно побеждать AI, враг неожиданно начнёт применять дальнобойную артиллерию, авиацию. Вам придётся несладко, но затем научитесь принимать контрмеры (куда ж деваться, не снижать же уровень сложности?). Не обойдётся без дополнительных save-load, конечно.

Мне было сложно оценить игровой баланс - уж слишком он отличался между миссиями. Возможно, во время "обкаток" и тестов разработчики находили какие-то свои решения, играть против AI им становилось скучновато. И как результат - они увеличивали и улучшали силы противника. Играя четвёртую миссию за РККА, я в полной мере оценил возможность выбора уровня сложности перед каждой из карт. На среднем уровне сложности компьютер "выносил" мои войска вне зависимости от выбираемой тактики. Выбор зениток вместо дивизионных пушек, переброска всех войск на самый слабый участок фронта, сверх оперативность при вызове подкреплений - всё впустую. Армия врага "раскатывала" мои отряды за счёт превосходящих сил, умелого комбинирования воздушных атак, дальнобойной артиллерии и массированной танковой атаки. Объяснение, в принципе, могло быть следующее: если бы я старался получать максимальное количество премиальных очков в предыдущих трёх миссиях, при этом бросал бы все эти очки улучшений только на артиллерию (дальнобойность, точность, защищённость на поле боя) - то миссия могла бы стать проходимой. Однако чего нет, того нет - пришлось переигрывать на лёгком уровне сложности...


С другой стороны - я смог сравнить средний и лёгкий уровни сложности на примере этой самой четвёртой миссии. Итак, делюсь наблюдениями. Во-первых, при первой волне атак враг не был столь многочисленным. Во-вторых, не использовал обходной манёвр и атаку с фланга. В-третьих, во время второй атаки враг вместо двух отрядов гаубиц получил в распоряжение два отряда простых противотанковых пушек. В-четвёртых, воздушный налёт всё-таки применялся, но был не настолько опустошающим - благодаря чёткой работе зенитной артиллерии атака с воздуха была успешно пресечена. В общем, последующее сражение оказалось лёгким и непринуждённым. Особенно в конце, когда мои самоходные артиллерийские установки разнесли отряды немцев, даже не приближаясь к ним...

Разработчики Операции "Багратион" старались разнообразить миссии. Но сам игровой процесс, положа руку на сердце - достаточно однообразен. Конечно, нельзя сказать, что игра становится от этого неинтересной. Вы постоянно нащупываете тактику победы на конкретной карте, исходя из возможностей юнитов, особенностей местности, наличия или отсутствия специальных тактических ударов (авиацией или дальнобойной артиллерией). Моя тактика победы - максимальное улучшение брони, дальности и точности стрельбы у танков и артиллерии. Остальное - уже вторично. Ну, а при получении на некоторых картах в ваше распоряжение "катюш" - играть становится и приятно, и легко...

Выводы

Операция "Багратион" - это стратегия с элементами тактики, на тему Второй Мировой войны. Игрок пытается решать поставленную боевую задачу на конкретной карте - с помощью выданных отрядов пехоты, артиллерии, танков. В большинстве случаев вы можете вызывать подкрепления, расходуя резервные очки. По итогам миссии - вы получаете медали за успешное выполнение задач и тратите премиальные очки на улучшение выбранных вами родов войск.

Продукт рассчитан на массового потребителя, но благодаря неплохо продуманной реализации различных уровней сложности - будет интересен и продвинутым фанатам стратегического жанра. Общее впечатление от игры - вполне благоприятное, встречающиеся ошибки и недочёты редки, и, надеемся, будут исправлены грядущими патчами.

Проверить наличие игры в магазинах компании "Ф-Центр"

Оценки


Графика : 80%
Звук : 85%
Игровой процесс : 75%

Общее впечатление : 80%

Любителям стратегий предложили ещё раз попробовать себя в деле. Всё бы хорошо, но поле боя - опять Вторая Мировая. Популяризация сражений, в которых участвовала наша страна, не компенсирует затёртой до дыр тематики. По статистике этой войне посвящено чуть ли не больше игр, чем всему остальному. Ну и зачем? Да и посудите сами, до чего странно выглядит бесконечное напоминание о не слишком приятных исторических событиях.

Танковый бой с высоты птичьего полёта.

Но не думайте, что нам опять хотят продать события полувековой давности. "Операция "Багратион" " умнее, чем большинство "игр по лицензии" и "игр на тему". Она заставляет думать, и шансы на проигрыш у игрока, привыкшего к осторожному и предсказуемому западному игрострою, стремятся к ста процентам. К счастью, традицию делать игры "кусачими" люди из Wargaming.net регулярно поддерживают. К чёрту политкорректность, игра должна не услужливо кланяться пользователю, а хотя бы изображать равного соперника. У разработчиков за плечами вся серия Massive Assault , так что играет AI-оппонент отлично.

С другой стороны, бывалый стратег при взгляде на начинку "ОБ " лишь презрительно фыркнет. Сложности? Это для вас сложности. Военной логистикой и прочими умными вещами занимается кто-то в глубоком тылу, транспорт появляется из ниоткуда, а опасаться того, что разведданные будут неполными, не стоит. Всё известно наперёд, а потери или, наоборот, удачная операция войск под командованием игрока ничего не значат в глобальном смысле. Ощущения "картонности" мира нет, есть ощущение непричастности к той большой истории, которая творилась в это время в Европе.

И вблизи. Советские танки лучше всех.

Но с точки зрения тактики и стратегии локальной всё обстоит куда лучше. Массовка, объединённая в группы ради удобства управления, радует и количеством и качеством. Количество имеет обыкновение стремительно сокращаться в случае неудачных манёвров виртуального полководца, а качество в этом случае играет ключевую роль, так как наращивается прямо пропорционально вашим победам. Между миссиями доступна система апгрейдов для войск, позволяющих получить небольшое, но заметное преимущество. В условиях постоянно превосходящих сил противника это ценно.

Вообще, происходящее в "Багратионе " очень напоминает пару древних варгеймов, где игрок в бою контролировал только стартовую расстановку войск, а дальше всё происходило без его участия. Не примитивностью, конечно - здесь присутствуют и хитрые тактические ходы, и бьющая из-за карты артиллерия, и многое другое - но самой концепцией. Как только ваши войска столкнулись с отрядами противника, повлиять на что-то становится очень проблематично. Зато если всё продумать заранее, никаких проблем не возникнет, ваши подчинённые прекрасно разберут врага на запчасти. Заодно, наконец-то, найдут применение все давно придуманные в реальных войнах ходы. Учите матчасть, благо компьютерный враг тоже не дремлет, вытворяя порой удивительные (в хорошем смысле) вещи.

Тридцать секунд - и в деревне ни одного фашиста.

Управление здесь - ровно такое, каким должно быть в игре, не заточенной под микроконтроль. Вы можете всё, но бегать своей пехотой вокруг вражеского танка, дабы не попасть под выстрел, не получится. "Багратион " не о том. Вряд ли вы смогли бы отдать подобный приказ через полевой телефон, не говоря уже о цепи командования, характерной для армии. Что-то солдаты сделают сами, а вот для всего остального вы там наверху и посажены.

Если ненадолго отвлечься от планирования и взглянуть на поле боя, вашим глазам откроется очень неоднозначная картина. Войска смотрятся неплохо, а на максимальных настройках графики можно даже подумать, что наблюдаешь очередной голливудский фильм "про войну". Способствует этому и камера, иногда совершающая интересные манёвры из стандартной позиции в небе. Не сама, конечно, а по команде. А вот окружающая среда далеко не так впечатляет. Визуальных багов не замечено, но мир не блещет качеством прорисовки. Трава здесь - затёртый зелёный ковёр, который кто-то по недосмотру расстелил на улице. Особенно странно это смотрится на фоне фотографически-правильного неба, вошедшего в обиход всех уважающих себя игр после и " ". О прочих элементах ландшафта тоже ничего особо лестного сказать не получится, они значительно ниже уровня, заданного моделями.

***

"Багратион " - игра для любителей исторических военных RTS. В ней много от серии Total War и нет ничего от Warcraft , это стоит учитывать при покупке. Слегка обижает малое количество представленной боевой техники, да и стратегических возможностей могло быть больше. Зато тактика ровно такая, какой и должна быть. Без скидок на неспособность некоторых игроков нажать на две кнопки.

Плюсы: красивые модели боевых единиц; хорошая тактическая часть; наконец-то сражения происходят не на пляжах Омахи.
Минусы: по-прежнему WW2; непривлекательные ландшафты; отсутствие ощущения глобальности и погружения.

Тема Второй мировой исчерпала себя, придумать что-то новое в этих рамках почти невозможно. Неудивительно, что публика прохладно отреагировала на анонс «Операции „Багратион“ ». Скриншоты с хорошо знакомыми силуэтами «Тигров» не отвечали на вопрос, чем игра отличается от конкурентов.

Главная ее особенность — студия-разработчик. Wargaming.net прославилась как опытный создатель пошаговых стратегий, и за плечами у нее уже есть DBA Online , «Обитаемый остров: Послесловие » и серия Massive Assault . Впрочем, взявшись за другой жанр, она не забросила старые привычки.

Неспешный конфликт

Минская компания одолжила концепцию у прошлогоднего блокбастера World in Conflict и перенесла ее на родную почву. Современные RTS не утомляют игрока строительством базы и менеджментом — он лишь отдает приказы войскам и захватывает ключевые точки. Полученные за них баллы тратятся на заказ подкреплений и удары из-за пределов карты.

Разница между WiC и «Багратионом » — в размахе и динамике сражений. По сравнению с американо-советской борьбой за Сиэтл, освобождение Белоруссии от оккупантов идет неторопливо. В 1944 году не было ни вертолетов, ни бомб с лазерным наведением. Зато масштабы гораздо больше — тут участвуют сотни солдат и десятки единиц бронетехники. Авторы упростили командование толпой, объединив пехотинцев во взводы из 30 человек, а танки — в отряды по 6 машин. Хотя действие обычно происходит на нескольких участках, необходимости в филигранных щелчках мышью и судорожных комбинациях «горячих клавиш» почти нет. Можно включить паузу и спокойно раздать указания.

Залог успеха — не тонкий микроконтроль, а правильный выбор позиций и своевременные маневры. Повлиять на исход перестрелки нелегко. Для победы нужно создать ситуацию, в которой схватка начнется на выгодных для вас условиях. Непривычно размеренный для RTS геймплей напоминает о предыдущих проектах Wargaming.net. Чтобы распутать клубок обороны, приходится останавливать игру и просчитывать несколько ходов наперед.

Интерфейс облегчает планирование, показывая радиус обстрела юнитов и не скрывая врагов туманом войны. При этом тактика безнаказанного уничтожения гаубицами, известная по «Противостоянию 3 » и «Блицкригу », редко приносит плоды — мешают таймер, неприятельская артиллерия или дерзкий «комитет по встрече».

Схема «камень-ножницы-бумага» заставляет использовать все типы войск. Ее недостаток — низкая мобильность пехоты и пушек. К разгару заварушки они не успевают, а транспортировка превращается в логистический кошмар. Однако в «Багратионе » такой проблемы нет. Выделили подразделение, нажали кнопку «вызвать грузовики» — и бойцы залезли в прибывшие из-за края экрана машины. Доставив людей, «рабочие лошадки» незаметно исчезают.

Кровавый август

Увы, Wargaming.net не развернула эти задумки во весь рост. Игра поразительно коротка: Красная Армия освобождает Белоруссию за восемь битв и в двух заключительных этапах отправляется в Польшу. Не спасает и кампания за вермахт, где попадаются вывернутые наизнанку «советские» эпизоды. «Альтернативная история» стартует только за рекой Нарев. В первой половине прохождения за немцев мы слабо влияем на ход событий. Мораль очевидна: локальные успехи Третьего Рейха не затормозили бы «паровой каток» СССР под Минском.

Несмотря на скромное количество миссий, «Багратиона » не одолеть кавалерийским наскоком. Даже на средней сложности она серьезно напрягает «серые клеточки». Идти напролом — значит быстро погубить подчиненных. Игрок всегда в незавидных обстоятельствах и рискует угодить в цейтнот, противник же располагается на удобной местности или обладает численным перевесом.

В отличие от многих аналогов, искусственный интеллект живет не одними лишь скриптами, посылающими «волны» на укрепления. Он бьет по уязвимым местам и отводит свои части из провалившихся наступлений, перебрасывает резервы на тяжелые направления и перегруппировывается, получив по зубам.

Интереса противостоянию с компьютерным оппонентом добавляет система призовых очков, которые идут на апгрейды между миссиями. «Прокачка» точности, брони и прочих параметров не радикальна, но задел в 10% подчас решает исход дуэли. Награды положены за выполнение основных и побочных заданий. Кроме того, баллы дают за убитых врагов и отбирают при потерях. Закидывать чужие окопы трупами — себе дороже.

Ужасы войны

«Операции „Багратион“ » не занимать оригинальности. Жаль, сил и средств Wargaming.net не хватило на настоящий хит. Для обещанной «доступной и зрелищной стратегии» проект слишком замысловат и не так уж красив, а любителей дотошного моделирования вряд ли порадует небольшой выбор техники. «Джентльменский набор» обычной RTS бледноват на фоне Sudden Strike или «Блицкрига ». Например, каждой стороне досталось по одной «самоходке» и два типа поддержки: штурмовики/пикировщики и тяжелая артиллерия.

Обиднее всего за картинку. Графика явно не дотягивает до современных стандартов. Делать скидку на столпотворение в кадре незачем — юниты выглядят нормально. Плюс, как и в Medieval 2: Total War , движок позаботился о том, чтобы солдаты не смахивали на армию клонов. А вот ландшафт, подпорченный размазней текстур, беден. Особенно страшны деревья, выращенные с помощью SpeedTree RT.

И огрехи, и достоинства отчетливо видны через линзы «кинематографической» камеры, показывающей бой с эффектных ракурсов. Правда, ее лучше включать только на легком уровне сложности или после сохранения — терять контроль во время ожесточенных стычек опасно. Впрочем, «заснятые» ей события действительно похожи на эпопеи о Великой Отечественной.

Даже мультиплеер не впечатляет. В классической «борьбе за точки» нет ничего плохого, просто формат сражений «один на один» — это несолидно. Без паузы следить за кучей разношерстных отрядов трудно, командный режим с разделением на классы а-ля World in Conflict пришелся бы ко двору. Портит настроение и отсутствие «тумана войны». Такое решение было хорошо в «сингле», но в сетевых матчах оно не позволяет устраивать гнусные сюрпризы.

* * *

Хотя в «Операции „Багратион“ » полно свежих идей, она далека от идеала. И все же сегодня так мало приличных RTS, что первому опыту Wargaming.net в этом жанре стоит уделить внимание.

В прошлом месяце мы разобрали достоинства и недостатки войск Германии и СССР. Теперь же мы приведем эти страны к победе. Рассмотрим все двадцать сражений двух игровых кампаний. Вперед, на поле боя. Солдаты нас уже заждались!

Кампания за СССР

Миссия 1. Сигнал к наступлению

Первое задание, как водится, довольно простое. Нас знакомят с управлением, возможностями бойцов, основами. Однако трудности могут возникнуть уже в самом начале, особенно если вы выбрали высокий уровень сложности.

Это важно: я рекомендую играть все-таки на среднем или тяжелом уровне сложности. Второй вариант — предпочтительнее. От скорости реакции в игре мало что зависит, всегда можно поставить на паузу. Но чем выше сложность, тем больше приходится планировать, думать. И если у вас не получится одолеть врага, этот материал поможет вам.

Под командованием у нас две роты пехоты (с винтовками и автоматами), а также одна рота танков Т34-76. Нам необходимо взять высоту. Находится она совсем недалеко — ехать буквально две-три минуты. Вот только одна незадача — на пути окопы противника. Танки-то пройдут здесь нормально. Скорее всего, даже без потерь. А вот пехота непременно погибнет под автоматным огнем и взрывами гранат.

Пехота врага атакует из леса. Незаметно и очень неудобно.

Алгоритм действий таков. Сначала танки подходят к окопам на расстояние выстрела и начинают атаковать их. В это время остальные наши солдаты должны отправиться в растущий справа лес. По нему необходимо обойти копы и выйти поближе к нужной нам высоте. После этого пускаем вперед танки.

Первое дело сделано, однако на точке нас поджидают танки врага. Если мы поедем на них, то они, начав стрельбу первыми, победят. Или, по крайней мере, перебьют практически всю нашу технику. Поэтому используем отвлекающий маневр: с фланга нападаем на врага пехотой, он поворачивается, и наши танки бьют ему во фланг. Если все пойдет по плану, противник не уничтожит ни одной нашей бронемашины.

Следующая задача — захватить две деревни. В этом нам помогут союзники и артиллерийские удары. Именно на них и надо сконцентрироваться. Важно ударить так, чтобы все противотанковые пушки врага взорвались. Да, это довольно сложно, и несколько штук могут уцелеть. В этом случае пускаем наших бойцов в сторону деревни — так, чтобы пушки развернулись на нашу пехоту и танки. В это время союзники должны ударить по ним с тыла. Так мы быстро возьмем деревню справа. Теперь берем пару танковых рот и отправляем их во вторую деревеньку.

В это время к нам начнет стягиваться подкрепление врага. Уничтожить его техникой проблематично. Постарайтесь бить артиллерийскими ударами на опережение. Это довольно просто и крайне эффективно — один залп, и противник повержен.

Миссия 2. Двинской плацдарм

В этом бою нам необходимо сначала взять одну из точек, а потом удержаться на ней.

Удобнее и проще всего взять правый мост. Отправляем вперед танки, с обоих флангов пускаем пехоту. Не спешите, если танки поедут прямо по пехоте, она две-три бронемашины точно взорвет. А они нам еще понадобятся.

Это важно: как бы ни хотелось, взять сразу две точки невозможно. Лучше и не пробовать, вы просто потеряете солдат.

Как только мы захватываем позицию, на нас начинает двигаться армия врага. Танки, самоходки, пехота... Атакуют они с двух сторон, поэтому надо обезопасить себя с тыла. Поставьте в деревеньку, откуда начинали игру, роту противотанковых пушек и две роты пехотинцев. Пусть они укрепятся в домах. Этого хватит.

У вас будет возможность вызывать подкрепление. Сделайте акцент на пушки и пехоту. Первые должны полностью охватить движение врага, а вторые — укрепиться в окопах. И пока враг будет бить по пехоте, артиллерия планомерно уничтожит все танки.

Можно выполнить и дополнительное здание. Для этого вызываем три роты пехоты и везем их к врагу. Потом высаживаем — и вперед. Пусть они уничтожат пушки противника. Главное, танки не посылайте — от них проку никакого.

Миссия 3. Соединение

В этом бою командование одарило нас сразу двумя ротами танков Т34-76. Нам необходимо взять высоту, на которой укрепились противотанковые пушки. Просто лезть напролом — идея не из лучших. Наша техника взорвется на секунде эдак десятой. Поэтому пойдем на хитрость.

Первыми вперед отправляются пехотинцы. Они обходят пушки с левого фланга и ждут в лесу. Потихоньку отправляем вперед и танки. И когда они уже будут почти на расстоянии выстрела пушек, кидаем в атаку пехоту. Враг отвлекается на нее, и мы его уничтожаем.

Это важно: уничтожив врага на высоте, подводите танки очень аккуратно — на вас будут двигаться самоходки врага. Их тоже надо отвлекать пехотой.

Обратите внимание на правый фланг. Там множество противотанковых пушек. Некоторые из них добивают до той точке, на которой вы сейчас стоите. Так что будьте внимательны. Одно неверное перемещение танков — и вот их у вас уже нет. Будьте особенно аккуратны, когда начнете отражать удар самоходок. Они вас будто заманивают под удар пушек.

Теперь необходимо уничтожить оборонительную линию противника. Для этого используем артиллерию — она взорвет практически все пушки. А когда к врагу начнет подходить подкрепление, то и его мы тоже уничтожим при помощи артудара.

Остается последняя задача — взять деревушку. Делим войска на две-три части и после артподготовки атакуем с разных сторон. Враг теряется, а мы первым делом уничтожаем пушки, а потом уже все остальное.

Это важно: без поддержки артиллерии на деревню лучше не лезть. Там столько пушек, что все танки быстро превратятся в груду дырявого железа. Но уж если пользоваться артиллерией вам по каким-то причинам неинтересно, придется атаковать при помощи пехотинцев. Теперь они — ваша главная ударная сила. Поэтому берегите простых солдат, только они смогут гранатами уничтожить несколько рот противотанковых пушек.

Миссия 4. Стоять до последнего

Солдаты прячутся в домах. Так оборонять деревеньку гораздо проще.

В этой миссии у нас всего одна задача — удержать позицию. Поэтому уделим внимание расстановке войск.

Сначала заказываем как можно больше противотанковых пушек. Именно они будут пачками уничтожать врага. Следующими берем пехотинцев. Они будут отвлекать внимание на себя и останавливать вражеских солдат с гранатами.

Пушки надо поставить так, чтобы все они могли бить точно по центру поле боя, однако доставали и по краям. Выдвиньте одни поближе к врагу, а другие — поставьте в тыл. Если враг уже дорвется до точки, вы сможете остановить его запасными пушками. Когда же он будет приближаться, отводите тех артиллеристов, которые попадают под огонь.

Пехоту надо посадить в окопы и лес. Будьте осторожны, именно с правого фланга пойдет вражеское пешее наступление. Ваших солдат там должны прикрыть пушки. Также пехотинцы понадобятся и возле пушек, стоящих впереди окопов.

Наступление врага идет в две волны. Первая — бронетранспортеры и пехота. В пресс-версии игры был баг, и противник не атаковал наши позиции. Придется подтянуть пушки и обстрелять неприятеля. Когда вы убьете всех, начнется главное наступление. Если отобьетесь — миссия будет пройдена.

Миссия 5. Внезапный удар

Задание у нас довольно сложное. Врагов много, времени мало, ландшафт неудобный, так еще и фашисты лезут, как тараканы, из каждой щели. Здесь нужен четкий алгоритм действий и... удача. О да, на высоком уровне сложности она нам точно понадобится.

Посмотрим внимательно на карту. Наших союзников уже атакует противник. И если он захватит зеленые точки, нам придется еще труднее. Сколько доступно войск? Преступно мало. Рота танков, две роты автоматчиков, рота самоходок и зенитки. Правда, мы можем еще и подкрепление вызывать. Но это после.

По сути, у нас всего две сильных боевых единицы, которые в начале боя могут переломить ситуацию, — зенитки и самоходки. Но у них большая проблема с мобильностью. Одни перемещаются только при помощи тягача, другие едут крайне медленно. А двигаться нам придется как можно быстрее.

Необходимо сразу же отразить атаку на союзников, которая идет прямо напротив наших войск. Для этого направляем все силы туда. В это же время заказываем пехотное подкрепление и развертываем зенитки так, чтобы они могли бить по врагу на другой стороне реки и защищали нашу точку от нападения. Вскоре здесь окажется враг. Остров потерять нельзя — иначе проиграем.

Если вы взяли точку союзника и смогли удержать остров (для этого используйте еще и самоходки), атакуйте следующую позицию. Лучше — с двух сторон. Советую вызвать подкрепление, можно даже роту Катюш, они смогут бить по врагу на холме.

Напасть на вторую точку противника довольно проблематично. Сверху нас атакует множество врагов. Особенно опасны пушки. Именно поэтому после того, как мы удержим первую точку союзника, необходимо отбить вторую его точку. Для этого пускаем по острову две роты танков и пехоты и используем подошедшее подкрепление.

Это важно: перетащите к этой точке и зенитки. Без них отразить нападение танков проблематично. Вдобавок враг активно использует пехоту. Она отвлекает и мешает нормальной обороне позиции.

Как только мы захватим и вторую точку союзника, можно наконец-то начинать атаковать позиции. Для начала вызовем побольше пехоты и танков. Также надо будет сразу уничтожить и пушки врага.

Последнюю, крайнюю правую, позицию взять уже несложно. Главное — пустить вперед рот эдак семь пехоты. Враг не сможет ничего противопоставить, и мы добьем его танками.

Миссия 6. Рейд

Атака врага захлебнулась. Наши войска ударили с левого фланга, союзники — с правого.

В этот раз бой предстоит нам довольно простой. Сперва надо выбрать наиболее удобную точку для захвата. Возьмем ту, что слева, — на ней нет гаубиц. А у нас — есть, и, значит, мы можем просто поставить орудие поближе к врагу и... взять высоту. Дальность стрельбы у гаубицы намного выше, чем у дивизионных пушек и танков.

Можно, конечно, брать и центр. Там тоже гаубица, и бой будет почти равный. Для этого справа и слева пускаем пехоту, вперед выдвигаем танки и, когда противник отвлекается, разворачиваем пушки. Теперь наносим сокрушительный удар и берем высоту.

При помощи все тех же гаубиц мы можем захватить и все остальные точки. Главное — пусть танки и пехота прикрывают пушки от танков. Иначе наша славная битва окончится бесславным поражением.

Уничтожить конвой тоже довольно просто. Это стандартное нападение врага на наши позиции. Главное — взорвать грузовики.

На заметку: между точками ездит патруль врага. Нападайте на позицию, как только он отходит. Таквам не придется сражаться еще и с самоходками противника.

Миссия 7. Березинский рубеж

Довольно интересная миссия. Во-первых, у нас есть возможность пройти ее двумя совершенно разными способами, во-вторых, это первый бой, в котором участвует так много отрядов.

Мы постараемся как можно сильнее облегчить себе задачу, и первым делом надо не дать врагу отступить. Если он перейдет мост и укрепится на другой стороне реки, нам придется намного сложнее.

Первым делом вперед пускаем танки. За ними должна ехать пехота и пушки. Ни в коем случае не позволяйте им обогнать бронетехнику. Один залп врага, и вы останетесь сразу без нескольких рот пехоты и артиллерии.

Враг не будет отступать ровно до реки. Когда начнется бой, все войска противника сразу же остановятся. Грузовики отцепят пушки, танки начнут выстраиваться для атаки, а пехота побежит вперед. Этой небольшой задержкой нам и необходимо воспользоваться. Первым делом постарайтесь уничтожить пушки и зенитки врага. В это же время выгрузите пехоту и поставьте удобно роту гаубиц. Одна она может уничтожить рот эдак пять танков.

Это важно: в этом бою приходится командовать чуть ли не каждой ротой в отдельности. Дело в том, что выбрать все войска и пустить их вперед не получится. Они начнут занимать совершенно убогие позиции, грузовички сразу же окажутся впереди, а пушки вскоре исчезнут из ваших рядов. Так что не забывайте ставить игру на паузу и отдавать приказы каждому в отдельности.

Будьте аккуратны с пехотой врага. Она окажется ближе всего к вам, а потому до танков добежит довольно таки быстро. Так что вам придется отбить их удар своей пехотой, причем моментально, иначе гранаты порушат всю бронетехнику.

Когда мы уничтожим отступающего противника, надо будет перейти реку и встретиться с большой группой врагов. Однако давайте сначала проредим их ряды. Для этого ставим слева гаубицу и начинаем бить по неприятелю. Противник неадекватно реагирует на наши действия, и несколько рот мы сможем уничтожить точно. После этого вызываем пехотное подкрепление (много-много пехоты) и начинаем наступление. Если у вас действительно много пеших солдат, победить противника не так уж и сложно. Достаточно удачно ставить гаубицы и отвлекать противника остальными бойцами.

Миссия 8. Капкан

По сравнению с предыдущей эта миссия кажется гораздо проще — надо всего лишь захватить вокзал. Но у нас под командованием всего лишь две роты танков и по роте пехоты, дивизионных пушек и зениток, а врагов — гораздо больше, особенно когда подходит подкрепление. Оно часто идет мимо вокзала, атаковать точки союзника, но если мы попадемся на пути — операция будет провалена.

Советские самоходки, пожалуй, наиболее сильный тип войск у СССР.

Первым делом необходимо поставить зенитки. Вскоре авиация врага начнет летать над полем битвы, и если мы не обезопасимся от нее, все войска погибнут. Поэтому ставим зенитки и пушки напротив вокзала, за метр от того места, куда попадают снаряды врага. Так мы, во-первых, уничтожим всю пехоту в окопах, сможем взорвать несколько грузовиков и танков, а во-вторых, уничтожим вражеское подкрепление, которое будет двигаться слева. Его очень важно остановить, поскольку в противном случае мы потеряем синюю точку и провалим миссию.

Перейдем к остальным войскам. Они должны напасть с правого фланга. Там есть небольшой лесок, за ним можно переждать проход подкрепления противника. Так нам не надо будет лезть в драку и лишний раз подставлять под удар танки.

Наша первостепенная задача — уничтожить зенитки противника. Как только это случится, мы сможем применить авиаудар и уничтожить всех неприятелей. Вот только как добраться до ПВО врага? Есть один сравнительно простой способ: пускаем пехоту с правого фланга, на нее отвлекаются пушки врага, и мы быстро отправляем в атаку танки. Они-то и уничтожают зенитки, а все остальное взорвут бомбардировщики.

Это важно: если мы в самом начале боя подоспеем к войскам союзника, они перейдут к нам. Да и в середине боя мы получим небольшое подкрепление.

Миссия 9. Магнушевский плацдарм

Перед нами тот редкий тип миссий, в котором можно побить врага, просто ринувшись напролом. Этим мы еще не занимались...

Сразу же грузим пушки и пехоту и двигаемся в сторону оружия «Леопольд». Его защищают несколько рот пехоты, две роты дивизионных пушек и рота гаубиц. И лишь последние представляют для нас опасность. Все остальное мы можем легко уничтожить. Своими гаубицами взрываем пушки, вражеские — накрываем огнем Катюши. Если артиллерия врага все еще жива, направляем на нее пехоту, благо у нас множество минометчиков.

Вот таким простым способом мы и выполним первое задание. Теперь необходимо захватить вторую точку. Для этого используем подкрепление и оставшиеся силы. Опять-таки активно используем Катюшу, гаубицы и тяжелую пехоту. Это сочетание позволяет очень быстро пройти миссию.

Миссия 10. Охота на Тигров

Последняя миссия — одна из сложнейших в игре. Здесь не так уж трудно разработать алгоритм действий, просто враг довольно сильно мешает нашим планам. Его много, он движется с разных сторон, а наши войска разобщены.

Можно, конечно, сражаться и на два фронта, вот только это не очень результативно. Поэтому первым делом северными отрядами берите холм, а южными деревню. Этот небольшой поселок постарайтесь не сдавать как можно дольше. Именно к нему надо будет пускать подкрепления и все остальные войска. Если нам удастся удержать его, а потом полностью очистить территорию от врага, гораздо проще будет перейти в наступление.

Следующая точка находится восточнее деревушки. Отправьте туда как можно больше тяжелой пехоты при поддержке средних танков. Хотя можно использовать и тяжелые боевые машины. Они, конечно, медленные, но зато если уж доедут — врагу точно не поздоровится.

Это важно: на карте огромное количество лесов. Пусть оттуда на противника нападает пехота. В этом случае враг не сможет концентрировать удары на одной роте солдат, и вы намного быстрее победите с меньшими потерями.

Как только три точки из пяти будут вашими, можно вновь делить войска. Сил у вас уже будет достаточно. Закажите еще пехоту и по роте тяжелых танков в каждую группу и медленно нападайте на оставшиеся точки. Как только они будут вашими, миссия и вся кампания будут пройдены. Поздравляю!

Кампания за Германию

Миссия 1. Несокрушимая оборона

Немецкие войска занимают первую точку в кампании. Сколько еще их будет на нашем пути...

Первая миссия — проверочная. В ней мы опробуем немецкие войска и взглянем на одну из битв в советской кампании с другой стороны.

Сначала нам надо захватить всего одну точку. Находится она прямо перед нашими войсками. Пускаем вперед пехоту, а за ней самоходки и танки. Врагов на этом участке немного, так что мы их быстро разобьем.

Это важно: разделите бронетехнику, пусть она ударит с двух сторон по врагу, а пехотой нападайте в центр сил неприятеля

Однако простое первое задание — это еще не финал миссии. Следующим шагом будет захват всех точек врага. Однако нам не придется это делать самим. Во-первых, помогут союзники. Они сдерживают неприятеля. Во-вторых, доступен артиллерийский удар. Он, при удачном попадании, может полностью уничтожить силы врага. Так что потихоньку ведем танки вперед и артиллерией останавливаем наступление противника.

Когда все точки будут нашими — переходим к следующей миссии.

Миссия 2. Прорыв из окружения

Первым делом необходимо встретиться с силами врага в центре карты, между двумя озерами. И как только мы разобьем противника, его ключевая точка перейдет к нам. Однако не стоит рваться на всех парах вперед. Обратите внимание на левый фланг. Оттуда идут танки. И если вы столкнетесь с врагом в центре, вам ударят в тыл.

Необходимо обезопасить позицию. Для этого постарайтесь поставить пушки так, чтобы подходящий враг потерял большую часть войск именно из-за битвы с ними. Также на левый фланг стоит отправить пехоту. Она отвлечет противника. Все остальные войска бьют в центр.

Выше я сказал, что не стоит торопиться. Однако и медлить тоже нельзя. Если вы будете слишком долго стягивать войска, противник уничтожит союзника и вам не достанутся его войска. А они нам еще очень сильно понадобятся. Например, для второго задания.

После того как мы возьмем центр, необходимо будет захватить высоту. Командование сообщает, что, если мы сначала ударим по штабу противника, дальше сражаться будет проще. Из охраны там только пехота, однако подойти к этому зданию не так-то просто. Вдоль всей дороге работают пушки врага — наши танки быстро превратятся в металлолом. Поэтому заказываем пять-шесть пехотных рот и отправляем их на штурм. Эта огромная толпа сама, без поддержки техники, сможет захватить штаб. После этого оставшиеся солдаты ударят с фланга по нужной нам высоте.

Когда мы возьмем третью точку, ее надо будет оборонять, поэтому не теряйте пушки понапрасну. Именно они смогут удерживать танковое нападение врага. Также вам понадобится и пехота. Ее надо будет посадить в окопы — пусть не дает покоя противнику.

Миссия 3. Дорога славы

Противник хотел ударить в тыл, а его встретили семью ротами пушек.

Перед нами всего лишь третья миссия, а она уже довольно сложная. Нам необходимо в течение пятнадцати минут сдерживать наступление русских, а потом провести конвой. Беда в том, что врагов действительно очень много, а в конце боя они еще и нападают с тыла. Но давайте есть слона по частям...

Всего у нас есть два мощных орудия — гаубица и пушка с реактивными снарядами. Их надо перевезти на левую точку. Именно там враг будет прорываться, и именно там нам нужна приличная оборона. Однако советские войска не просто так рвутся именно на этот фланг. Перед ударом танками они бьют по укрепленному району Катюшами. Поэтому нам надо уничтожить эти машины. Если мы не потеряем в начале все пушки, продержаться будет довольно просто.

Выводим средние танки по центральной дороге и заходим противнику в тыл. Тут нам необходимо ударить по Катюшам и сразу же ехать обратно.

Это важно: пехота противника обязательно будет прорываться через густой лес. Поставьте и возле него роту пушек. Не помешает.

Перед тем как появится конвой, враг окажется у нас в тылу. Его надо очень быстро уничтожить, иначе нерасторопные, глупые и не желающие жить грузовики обязательно «скончаются» от выстрелов противника. Обратите внимания, вражеские танки не пойдут на центральную точку, а двинутся опять-таки к левой. Постарайтесь перехватить их. И поставьте пушки с разных сторон. Отведите гаубицы в тыл. Пусть враг потеряет огромное количество солдат еще в самом начале. Иначе вся сложная миссия пойдет коту под хвост.

Миссия 4. Стальной поток

Первым делом нужно помочь войскам союзника отступить за реку. Для этого выдвигаем две роты танков вперед, к полю. Там враг уже разворачивает пушки, поэтому надо действовать как можно быстрее. В случае успеха мы быстро разобьем врага и вместе с союзником отступим.

Вторая задача — сдержать наступление врага. К нам идет очень много войск: самоходки, тяжелые танки, пехота с минометами. Остановить их имеющимися силами довольно сложно, поэтому необходимо быстро вызвать как можно больше сил поддержки. Особенно ценится тяжелая пехота и дивизионные пушки. Только учтите, самоходки врага стреляют очень далеко, а потому враг может безнаказанно обстрелять ваши позиции. Единственное спасение — гаубицы. Их всего одна рота, но она может разбить все силы врага. А вот артиллерийский удар практически бесполезен. Он хорошо уничтожает лишь пехоту, самоходкам от него практически никакого урона.

Но враг не так страшен, как кажется на первый взгляд. Если мы сможем дать ему хоть небольшой отпор, он развернется и начнет отступать. Нам необходимо в этом случае перегруппироваться и отправиться к дальней точке.

Враг решил пойти на хитрость. Он пускает через лес к нашей дальней точке свою пехоту. Остановить ее, насколько я понимаю, невозможно. Поэтому подводите войска поближе и готовьтесь отбивать позицию у противника.

Это важно: обратите внимание на гаубицы врага. Они стоят в лесу, и заметить их довольно сложно. Уничтожьте их при помощи артиллерии. Иначе во время штурма и перехода по мосту потери будут огромнейшие.

Для уничтожения пехоты врага проще всего поставить прямо к реке гаубицу и несколько пушек. Три минуты беспрерывной стрельбы, и у неприятеля уже нет войск. Можно, конечно, поступить и грубее: отправить в атаку две роты танков при поддержке автоматчиков. Так или иначе, точка будет взята, а миссия — пройдена.

Миссия 5. Контрудар

Великая артиллерийская установка. СССР очень ее не любит.

Очень долгая и однообразная миссия. Нам необходимо удержать вокзал. Помните, тот самый, который мы захватывали в советской кампании? Но тогда у нас было всего несколько рот танков и пехоты, приходилось отвлекать врага, жертвовать кем-то. Но в этой миссии... У русских сотни и сотни танков, тысячи пехотинцев. И нам надо продержаться пятьдесят минут. Замечу, именно от игрока практически ничего не зависит. Нам надо просто докупать пушки и пехоту с панцерфаустами. Расставили их правильно, перекинули в нужный момент с одного фланга на другой, вот и все.

Можете не тратить деньги на танки и самоходки. Для обороны вам потребуются дивизионные пушки и тяжелая пехота. В первую очередь с панцерфаустами, во вторую — с пулеметами. Враг будет нападать с трех сторон, поэтому порой надо менять расположение пехоты. Пушки же двигать необязательно.

Минуте эдак на тридцатой враг подведет к вам гаубицы. Если не заметите — операция будет провалена. Пушки настолько быстро уничтожат всю оборону, что придется переигрывать. Поэтому важно засечь их и быстро выдвинуть на их уничтожение тяжелую пехоту. Можно использовать минометчиков. Они справляются с неподвижной техникой очень быстро.

Под конец боя враг полезет сразу с нескольких сторон. Выдержать даже этот удар — не проблема. Так что крепитесь, ждите и придумайте себе развлечение на пятьдесят минут.

Миссия 6. Контрудар по Варшаве

Враг высадился на берегу и старается уничтожить орудие «Леопольд». Вот только нам придется не только отражать удары неприятеля, но и захватить все прибрежные точки. Но начнем с простого.

Первым делом надо занять точки союзника. Как только они станут нашими, мы сможем управлять дополнительными войсками. Первую точку берем тремя ротами танков, а на вторую отправляем одну из рот пехоты в грузовиках. Так мы сможем намного быстрее установить контроль над позицией.

Это важно: когда Тигры подойдут к первой точке, с тылу нападут советские танки и пехота. Приготовьтесь к бою и постарайтесь заранее развернуть бронемашины лицом к противнику.

Теперь все основные силы противника начнут движение в сторону левой точки (на ней и стоит Леопольд). Поэтому основные силы стоит стащить туда. Вызовите подкрепление, расставьте пушки и ждите.

Это важно: перед нападением враг будет использовать Катюши. Так что расставляйте войска лишь после их удара.

Самый легкий способ нанести врагу сильный урон — это ударить по нему с воздуха. Главное, подгадать место. Наиболее удачная позиция, на мой взгляд, — окопы. Когда враг их штурмует, он немного замедляется. Поэтому бросайте красный огонек туда и ждите удара. Обратите внимание, пехота гораздо сильнее танков. И именно ее надо будет уничтожать в первую очередь. Бронетехнику противника легко разобьют наши Тигры.

Во время атаки на Леопольда противник выдвинется и на вторую нашу точку. Так что не забудьте укрепиться и на ней. Только не переусердствуйте, на этом фланге у неприятеля мало войск.

Как только удар будет отбит, выдвигайте Тигры в атаку. А на очки поддержки уничтожайте пушки и танки противника при помощи авиации. Когда ваши войска дойдут до точек, битву можно считать законченной. Вы победили!

Миссия 7. В тылу врага

Только огромной толпой Тигров можно взять эту высоту.

Простая и динамичная миссия, которая позволяет нам отдохнуть от прошедшего сражения и подготовиться к сложному следующему. У нас под командованием всего лишь две роты Пантер, и больше солдат не будет. Нам необходимо прорваться в тыл противника и уничтожить грузовики с запасами.

Обходим лесок слева, в окопах уничтожаем одну роту пехоты противника. Как только нам на встречу выдвигается вторая, одной ротой танков уничтожаем ее, другой — движемся дальше.

Это важно: держитесь края карты, иначе пушки противника уменьшат ряды танков.

Уничтожайте грузовики и попутно захватывайте точку. Она даст очки для артиллерийского удара, а они точно не помешают. Сразу после выполнения задания тем же путем возвращайтесь обратно. Не обращайте внимания на пехоту противника. Просто двигайтесь вперед. Вскоре появятся танки противника, и драться с ним не в ваших интересах.

В центре карты захватываем точку, вызываем артиллерийский удар по танкам противника и едем в указанную точку. Все, миссия пройдена.

Миссия 8. Высота 8-12

Перед нами очень сложная миссия. Нам необходимо отбить у врага деревню, но и не сдать свою позицию. Изначально у нас очень мало войск, зато потенциальных очков подкрепления — больше двух тысяч. Необходимо полностью комплектовать армию самостоятельно.

Наиболее удачной тактикой мне показался следующий вариант. Заказываем много тяжелой пехоты и высаживаем ее на пригорке. Туда же подводим все наши пушки и зенитки и заказываем две роты гаубиц. Так мы не дадим врагу нормально напасть. Пехота сразу связывает неприятеля, а пушки уничтожают его. На остальные очки потихоньку заказываете Тигров (необходимо роты четыре).

Как только армия будет в сборе, поставьте свои пушки так, чтобы вражеские гаубицы буквально метр до них не добивали. И вот в ту секунду, когда вы решите нападать, вызывайте артобстрел по вражеской позиции. Вы должны уничтожить гаубицы противника и сразу же подвинуть вперед свои. Теперь, когда враг будет ставить пушки обратно, вы будете сразу же уничтожить их.

В это же время пускайте вперед и пехоту с танками. Пусть пешие солдаты идут впереди и стараются уничтожить все пушки, а танки просто отстреливаются от врага и двигаются к точке. При этом не забывайте пользоваться гаубицами. Именно они должны уничтожить львиную долю сил противника. И на протяжении всего боя постоянно вызывайте подкрепление, ваши силы не должны иссякнуть.

Это важно: тратить артиллерийский удар в тот момент, когда вы не нападаете, бессмысленно. Враг постоянно вызывает подкрепление.

Оказавшись уже возле точки, срочно сворачивайте артиллерию и ставьте ее на прежнее место, у своей позиции. Сейчас к врагу подойдет большое подкрепление: тяжелые танки, самоходки, пехота. Надо отводить войска.

Лучший способ обеспечить врагу большие потери — вызывать подряд артиллерийский и авиаудары. А потом — повторить. Скорее всего, у врага останется очень мало войск. Но даже если ему повезет, две-три роты гаубиц исправят ситуацию.

Миссия 9. Огненное кольцо

После прошлой миссии эта кажется довольно простой. Нам необходимо взять три позиции врага. У нас есть возможность нанести артиллерийский удар, а потом еще и вызвать подкрепление. Обратите внимание, нам впервые дают Королевских тигров. Это очень сильные танки — самые мощные в игре. Они одни способны серьезно досадить врагу.

Выдвигаем вперед все войска, используя при этом артудар по гаубицам неприятеля. Пехота отвлекает противника, а наши танки уничтожают его. Так мы довольно просто сможем взять первую точку. Поворачиваем войска направо и движемся дальше. Можно поставить гаубицы так, чтобы они обстреливали позицию противника.

Это важно: пока точка не взята, враг получает подкрепление. Закончите дело полностью и только потом отводите войска.

Третью точку тоже взять довольно просто. Для начала наносим артиллерийский удар, а потом пускаем вперед танки. В этой миссии пехота нам практически не нужна. «Тигры» очень сильны, а потому сами справляются со всеми.

После того как мы возьмем все три позиции, их надо будет защищать. Враг нападает слева направо. Армия у него не особо большая, так что проблем возникнуть не должно.

Это важно: враг может даже захватить какую-нибудь точку. Вы не проиграете, просто надо будет отбить ее снова.

Миссия 10. Разгром

Последний бой кампании. Он не очень сложный — скорее долгий. И здесь довольно простой алгоритм победы — необходимо вызвать несколько рот Королевских тигров и много пехоты, которая будет отвлекать неприятеля. Теперь собираем всю эту братию в единый кулак и движемся вперед.

Враг будет часто получать подмогу, однако и вы не забывайте вызывать подкрепление. Если надо срочно усилить войска, не запрашивайте Тигры, лучше взять скоростных Пантер или же пехоту.



Как только точки станут вашими, кампания будет пройдена. Поздравляю с победой!

Статьи по теме: