Особенности подвижных игр детей дошкольного возраста. Подвижная игра как эффективное средство физического воспитания детей младшего дошкольного возраста. Особенности подвижных игр и руководство игрой

Большая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых, нравственных качеств, в игре реализуется надобность влияния на мир.

Игра - это исторически сформировавшееся социальное событие, отдельный специфический вид деятельности, свойственный человеку. Игра, как деятельность отличается разнообразием. Это и детские игры с игрушками и без них, настольные игры, игры-хороводы, подвижные и спортивные игры. Игра представляет собой относительно самостоятельную деятельность детей и взрослых, в которой удовлетворяется мотивированность и осознаваемая потребность людей в познании неизведанного, в развитии духовных и телесно-двигательных возможностей. Современная игра считается средством самопознания ребенком игры, его социального воспитания, средством спортивной работы. Игровая деятельность как элемент общественной культуры - средство и метод формирования личностной физиологической культуры. Игровая деятельность - важнейшая возможность воспитания подрастающего поколения. Игра, как правило, обусловлена личностным и коллективным целеполаганием, разнообразием целевых поступков, реализацией индивидуальных мотивированных установок и ярким стремлением реализовать центральную идею игры, добиться поставленную цель.

Игра считается одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она содействует физическому, интеллектуальному, нравственному и эстетическому развитию малыша.

Во время игр у дошкольников формируются и улучшаются различные способности в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.). Стремительная смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это позитивно воздействует на совершенствовании двигательных способностей.

Велико также значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости.

По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Для игры характерно особое явление, свойственное только ей, - растущее напряжение, радость, сильные переживания и незатухающий интерес к успеху. Возбуждение, которое переживает ребенок в игре, приводит весь организм в исключительное физиологическое состояние, которое способствует тому, что ребенок добивается таких результатов в движении, которых в других условиях, вне игры, он никогда бы не добился. Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых всевозможных критериях.

Подвижные игры классифицируются по различным характеристикам: по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры). К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. Детей увлекают игровые образы сюжетных подвижных игр, которые отражают в условной форме житейский или же волшебный эпизод… Дети изображают кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, мартышку и т. д. Несюжетные подвижные игры (игры типа: перебежек, ловушек, игры с элементами соревнования («Кто быстрее добежит к своему флажку?» и т. п.); игры - эстафеты («Кто быстрее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, серсо, кегли и т. п.), игры - забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.)) содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели.

В педагогической науке подвижные игры рассматриваются, как важное средство всестороннего развития ребенка. Подвижную игру можно именовать важным воспитательным институтом, содействующим развитию физических и интеллектуальных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Большое значение имеют подвижные игры для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха.

Обширное использование подвижных игр в педагогической работе требует особого отбора игр для заключения различных педагогических задач. В связи с этим возникают рабочие группировки (простейшие классификации) игр, сходных по определённым признакам (по степени сложности их содержания; по возрасту занимающихся с учётом возрастных особенностей; по видам движений, преимущественно входящим в игры (игры с элементами общеразвивающих упражнений, игры с бегом, игры с прыжками, игры с метанием и др.); по физическим качествам, преимущественно проявляемым в игре (игры для воспитания выносливости, силы, ловкости, координации движений и др.); игры, подготовительные к отдельным видам спорта; в зависимости от взаимоотношений играющих (игры, в которых игроки не вступают в соприкосновение с «противником», игры с ограниченным предисловием в соприкосновение, игры с конкретной борьбой «соперников»).

Подвижная игра создает у детей общее радостное настроение, вызывает чувство удовольствия, радости, что позитивно влияет на развитие дружеских взаимоотношений. В подвижных играх ребенок ставится в такие обстоятельства, когда ему самому приходится улаживать, как действовать, чтобы добиться цели. Нрав перемещений во многих играх заставляет действовать быстро, проявлять сообразительность, умение увернуться, одолеть препятствия. В ходе игр от действия одного участника зависит ход всей игры, из-за опоздания одного проигрывает вся команда. Это является стимулом для развития умения подчинять свои действия и желания коллективу, чувства ответственности за свои поступки, т.е. в единстве и взаимовлиянии идет развитие важнейших нравственных качеств: товарищества, дружбы, взаимопомощи. При проведении подвижных игр воспитатель наблюдает за поведением детей: кто из них любит «выручать», а кто беспокоится только о себе. Это является стимулом для проведения персональной работы с детьми (одобрение спасения, умения помочь; объяснение, почему нехорошо заботиться только о себе).

Заманчивые игры делают доброе радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии.

Таким образом, игре принадлежит гигантская роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, внимание и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки к грядущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь абсолютной и удачной.

В дошкольной педагогике игра рассматривается как исторически сложившееся социальное явление, особый вид деятельности ребенка, где творчески или косвенно отражаются явления окружающей действительности (труд и быт людей, имитация движений животных и др.). Игры, в которых ярко обнаружена роль движений, имеют общее условное название подвижных игр.

Понятие "игра" является чрезвычайно многогранным и именно поэтому игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разного возраста, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка, методом организации ее жизни и неигровой деятельности.

Подвижные игры являются одним из важных средств физического воспитания детей разного возраста. Игра, как и любая деятельность проводится с определенной целью, целью. Целевая установка и двигательная деятельность ее участников определяются сюжетом (фабулой) игры. Сюжет - это замысел (тема) и порядок двигательных действий, раскрывающих этот замысел или тему.

Фабула - это краткое содержание двигательной деятельности, в которой двигательные действия представлены в последовательной связи. Согласно сюжету игры, ребенка вводят в определенный образ, в определенную роль, находясь в которой он имеет право выполнять одни двигательные действия и не выполнять другие.

Выполняя ту или иную роль, ребенок погружается в мир фантазии, который дарит ему новые впечатления от мнимой деятельности. И это захватывает ребенка, способствует удовлетворению его биологической естественной потребности в постоянной деятельности, в развитии психических функций (представления), в новых впечатлениях, в эмоциональном потенциале.

Вот почему дети любят быть котиками, мышками, зайчиками, волками, охотниками, космонавтами и т.д. В этом заключается целостность образа, роли, а, следовательно, и сюжета.

Сюжет раскрывается с помощью правил. Правила - это положение, в которых отражается суть игры, соотношение всех их компонентов. Правила уточняют права и обязанности игроков, определяют способы ведения игры и ее результаты. Фролов В. Г. Физкультурные занятия игры и упражнения на прогулке. - М.: Просвещение, 2013. - 158 с.

Результат игры всегда направлен на победу, на выигрыш. Выигрыш является постоянной составляющей структуры новой игры. Там, где есть выигрыш, действует стремление победы, там есть соревновательная деятельность. Итак, в основе игры лежит соревнование, которое осуществляется в соответствии с сюжетом игры и обуславливается ее правилам.

Стоит отметить, что соревнования в игре является специфическим, поскольку позволяет импровизацию двигательных действий для достижения победы.

Импровизация предполагает внезапное изменение ситуации, необходимость проявлять игрокам творческую инициативность двигательных действий. Но такая импровизация ограничивается правилами игры. Возможность импровизировать разнообразит игровую деятельность, удовлетворяет естественные потребности ребенка творить, потребность в новых впечатлениях. Импровизация делает привлекательным сам процесс игры, а не только ее результат.

Следовательно, основными компонентами двигательной деятельности в игре являются сюжет, соревнования и импровизация. Игра - это сюжетно-соревновательная деятельность, правила которой обусловливают импровизацию двигательных действий.

Значение подвижных игр:

  • 1. Способствуют формированию и совершенствованию жизненно необходимых движений, всестороннему физическому развитию и укреплению здоровья, воспитанию положительных моральных и волевых качеств.
  • 2. Положительно влияют на все системы организма.
  • 3. Возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну.
  • 4. Удовлетворяют потребность растущего организма ребенка в движении, способствуют обогащению его двигательного опыта.
  • 5. Совершенствуют технику физических упражнений.
  • 6. Способствуют развитию у детей физических качеств.
  • 7. Эффективно влияют на умственное развитие, помогают уточнить представления об окружающем мире, различные явления природы, расширяют кругозор.
  • 8. Создают положительные условия для развития внимания, восприятия, уточнение определенных понятий, творческой фантазии, памяти.
  • 9. Способствуют развитию языка, скорости мышления, творчества и сообразительности.
  • 10. Игры является средством эстетического воспитания.

Однако, подвижная игра как средство физического воспитания полезна только тогда, когда воспитатель знаком с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями дошкольников каждой возрастной группы, с методикой проведения игр и заботится о соблюдении соответствующих санитарно-гигиенических условий.

Классификация подвижных игр:

  • 1. Сюжетные.
  • 2. Игровые упражнения (несюжетные).
  • 3. Игры с элементами спорта (городки, настольный теннис, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей).

В основу сюжетных подвижных игр положено жизненный рассвет ребенка, его представление об окружающем мире. Во время игры, дети воспроизводят движения, характерные для того или иного образа (как прыгает зайчик, как он скрывается от лисички). Движения, которые выполняют дети во время игры, тесно связанные с сюжетом. Например, зайцы прыгают в лесу, а охотники охотятся на них. Большинство сюжетных игр - коллективные. В них ребенок приучается согласовывать свои действия с действиями других игроков, а не капризничать, действовать организованно, как требуют правила.

Для игровых упражнений (несюжетных игр) характерна конкретность двигательных задач в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Содержание игр-задач предоставляют доступные детям действия (добежать первым к условной полосе, попасть мячом в цель и т.д.). В играх с четкой задачей, благодаря контрастности содержания, действия детей приобретают целенаправленный, осмысленный характер. Многократное повторение движений в таких играх под контролем воспитателя способствует совершенствованию двигательных умений и интенсивному развитию соответствующих двигательных качеств. Дозировку упражнений в этих играх, в отличие от сюжетных игр, определяют конкретно, что является одной из их положительных сторон.

Из несюжетных игр у детей очень популярны игры с использованием различных предметов. Двигательные задачи в этих играх конкретные: попасть шариком в кеглю, накинуть кольцо на палку и др. Их часто проводят в соревновательной форме между отдельными детьми или подгруппами. Эти игры могут проводиться как забавы во время прогулок, на физкультурном празднике, когда дети демонстрируют свои умения, ловкость, скорость в выполнении различных двигательных задач. Гуменюк С.В. Виховання гуманних якостей учнів основної школи у процесі занять фізичною культурою: автореф. дис... канд. пед. наук. - Т., 2009. - 19 с.

Оптимальные условия для достижения положительных результатов в развитии движений дошкольников создаются при сочетании конкретных двигательных задач в форме игровых упражнений, направленных в основном на четкое выполнение определенных двигательных действий и сюжетных игр. При таких условиях движения, усвоенные детьми ранее, совершенствуются в различных условиях.

Проведение игр с элементами спорта требует четкого объяснения правил, обуславливающих процесс соревнований между отдельными детьми или командами. Обязательным является владение каждым ребенком двигательными навыками (техникой движений), которые определяют результат соревнований.

Эффективность подвижных игр для решения задач физического развития во многом зависит от условий их проведения - эмоциональной насыщенности, контраста двигательного содержания, наличия просторного помещения и достаточного количества необходимых для детей предметов.

Классификация подвижных игр по степени физической нагрузки:

  • 1. Игры большой интенсивности.
  • 2. Игры средней интенсивности.
  • 3. Игры малой интенсивности.

К играм большой интенсивности относят те, основу которых составляют интенсивные движения: прыжки, бег в сочетании с метанием, преодоление препятствий. Интенсивность нагрузки колеблется в пределах 155-180 уд/мин.

Игры средней подвижности предусматривают активное участие в них детей. Характер двигательной деятельности участников игры относительно спокойный (метание предметов в цель, ходьба в сочетании с другими движениями: подлезание под дугу, переступание через предметы). Частота сердечных сокращений при играх средней интенсивности составляет 130-154 уд/мин.

Во время игр малой подвижности не все дети выполняют движения одновременно. Иногда активно двигается только часть из них, остальные находятся в статическом положении и наблюдают за действиями тех, кто играет. Движения, которые составляют содержание игры, выполняются в медленном темпе с интенсивностью до 130 уд/мин.

Характеристика содержания упражнений игрового характера: забава, развлечение, эстафета, противоборство.

Двигательная деятельность, в которой отсутствует один из перечисленных компонентов не может считаться игрой. Это упражнения игрового характера. К ним относятся: развлечение, забава, эстафета, противоборство. Кузьмичева Е.В. Подвижные игры для детей младшего школьного возраста: учебное пособие. - Физическая культура, 2008. - 112 с.

Развлечение - импровизированная деятельность, в которой двигательные действия не ограничиваются правилами.

Забава - сюжетная деятельность, правила которой позволяют на импровизацию двигательных действий.

Эстафета - сюжетно-соревновательная деятельность, правила которой запрещают импровизацию двигательных действий. Подвижные игры: Учебное пособие для студентов вузов и ссуз физической культуры / Под ред. И.М. Короткова и Л.В. Былеевой. - М.: СпортАкадемПресс, 2012. - 229 с.

Противоборство - соревновательная деятельность, правила которой обусловливают импровизацию двигательных действий (табл. 1.1).

Таблица 1.1 Особенности содержания видов подвижной деятельности

Значение упражнений игрового характера для развития организма детей.

Проведение забавы способствует:

  • · изучению техники физических упражнений;
  • · удовлетворению естественных потребностей в движении;
  • · воспитанию красоты, плавности, легкости движений;
  • · развитию чувства ритма.

Проведение эстафеты способствует:

  • · совершенствованию техники физических упражнений;
  • · развитию быстроты, ловкости;
  • · развитию волевых качеств;
  • · развитию нравственных качеств.

Проведение противоборств способствует:

  • · постоянной мобилизации (сосредоточенность внимания)
  • · развитию силы, ловкости;
  • · проявлению волевых усилий. Дубогай А.Д. Психолого-педагогические основы формирования здорового образа жизни младших школьников / А.Д. Дубогай. - Дисс. ... докт. пед. наук. - К., 1991. - 350 с.

Существует несколько классификаций подвижных игр. Традиционно игры различают по наличию отсутствию инвентаря, по количеству участников, по степени интенсивности и специфики физической подготовки, наличию отсутствию ведущего, месту проведения, по элементам разметки пространства, по системе подсчета очков, по игровым прелюдиям и наказанию, по общему сюжету и т.д.Рассматривая подвижные игры по признаку организации игроков, можно выделить следующие:

  • а) без разделения коллектива на команды (игры, основанные на простейших взаимоотношениях между участниками);
  • б) с разделением коллектива на команды (игры направленные на воспитание коллективных действий).

Игры могут протекать в различных сочетаниях:

  • а) игры, где имеет место активное единоборство;
  • б) игры, без соприкосновения с соперником;
  • в) игры-эстафеты, в которых действия каждого участника одинаково направлены, связаны с выполнением отдельных заданий.

Игры можно разделить на подвижные игры и спортивные игры (баскетбол, хоккей, футбол и др.).

Классификацию подвижных игр можно рассматривать по следующим признакам:

  • 1. По возрасту
  • 2. По содержанию (простые, элементарные, сложные, с правилами и игры с элементами спортивных игр);
  • 3. По преобладающему виду движений (игры с бегом, прыжками, лазаньем и ползанием, катанием, бросанием и ловлей, метанием);
  • 4. По физическим качествам (игры для развития ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости);
  • 5. По видам спорта (игры, подводящие к баскетболу, бадминтону, футболу, хоккею; игры с лыжами и на лыжах, в воде, на санках и с санками, на местности);
  • 6. По признаку взаимоотношений играющих (игры с соприкосновением с противником и игры без соприкосновения);
  • 7. По сюжету (сюжетные и бессюжетные);
  • 8. По организационной форме (для занятий физкультурой, активного отдыха, физкультурно-оздоровительной работы);
  • 9. По подвижности (малой, средней и большой подвижности интенсивности);
  • 10. По месту занятий (для спортивного зала, спортивной площадки; для местности, помещений);
  • 11. По способу организации играющих: командные и некомандные (с разделением на команды, игры-эстафеты; игры без разделения команды - каждый играющий действует самостоятельно в соответствии с правилами игр).

Одной из главных задач физического воспитания является развитие и совершенствование физических качеств занимающихся. Игры для развития физических качеств бывают:

Для развития ловкости.

Игры, на переключения от одного действия к другому; требующие сосредоточить внимание одновременно на нескольких действиях бег, прыжки, действия с увертыванием.

Для развития быстроты.

Игры, побуждающие своевременных ответов на зрительные, звуковые сигналы с короткими перебежками; с преодолением небольших расстояний в кратчайший срок; с бегом на скорости в изменяющихся условиях

Для развития силы.

Игры с кратковременными мышечными напряжениями динамического и статистического характера

Для развития выносливости

Игры с неоднократными повторениями активных, энергично выполняемых действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями, в которых активные действия чередуются с короткими паузами для отдыха, переходами от одних видов движений к другим

Для развития гибкости .

В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой, это упражнениями на растягивание: маховые или пружинные движения типа наклонов, висов или выпадов и растягивающие движения, выполняемые с партнером или на тренажерах

  • -Если решается задача развития силы, то применяются игры вспомогательные и подводящие, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями и самыми разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним. Основные содержательные компоненты таких игр включают в себя различные притягивания, сталкивания, удержания, выталкивания и т.д. Эффективными для решения данной задачи оказываютсядвигательныеоперации с доступными для детей отягощениями, наклоны, приседания, отжимания, подъемы, повороты, вращения, бег или прыжки.
  • - Если решается задача развития качества быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы. Эти игры должны включать в себя физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кротчайший срок и другими двигательными актами, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.
  • - Если решается задача развития ловкости - необходимо использовать игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровкой.
  • - Если решается задача развития выносливости надо находить игры, связанные с большой затратой сил и энергии, с частыми повторениями составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры.

Содержание подвижной игры составляют ее сюжет, тема, идея, правила и двигательные действия. Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих.

Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.

Правила обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов.

Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. Все двигательные действия могут выполняться в самых различных комбинациях и сочетаниях.

Сюжетные игры . Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (летчик, пожарный, шофер и т. п.), средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет), явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц.

Некоторые особенности поведения животных (хитрость лисы, повадки хищников - волка, щуки, быстрота движений зайцев, птиц, заботливость наседки и т. п.), наиболее характерные моменты выполнения трудовых действий людьми разных профессий, особенности движения различных транспортных средств служат основой для развертывания сюжета и установления правил игры.

Сюжет игры и правила обусловливают характер движений играющих. В одном случае малыши, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом - прыгают, как зайчики, в третьем - им надо суметь влезть на лестницу, как пожарным, и т. д. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят в основном имитационный характер.

Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры, которые обычно тесно связаны с сюжетом и определяют поведение и взаимоотношения играющих. В некоторых сюжетных играх действия играющих определяются текстом ("У медведя во бору", "Гуси", "Зайцы и волк" и др.).

Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым обязательно для всех.

Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные, количество играющих может быть различным (от 5 до 25), и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями.

В сюжетных играх обычно основная масса детей изображает, например, птичек, зайчиков, а один ребенок или воспитатель становится исполнителем ответственной роли - волка, лисы, кота. Действия детей тесно взаимосвязаны. Так, активность ребенка, исполняющего роль волка, побуждает и остальных участников игры - зайцев - двигаться быстрее, энергичнее. Это и составляет игровые действия детей. Однако каждый ребенок, играя, проявляет самостоятельность, инициативу, быстроту и ловкость в меру своих возможностей.

Поскольку в играх этой группы действует, подчиняясь правилам, коллектив детей, это во многом определяет их поведение и взаимоотношения. Малыши приучаются к согласованным коллективным действиям в определенных условиях, учатся изменять способ и характер движений по сигналам и в соответствии с правилами. Например: дети, изображающие поезд, передвигаясь друг за другом, стараются не наталкиваться на идущего впереди: автомобиль тормозит и останавливается на красный свет (взмах красного флажка); самолеты приземляются по словесному сигналу воспитателя; птички быстро улетают в свои гнездышки, как только пойдет дождик, и т. п.

Сюжетные подвижные игры имеют широкое применение во всех возрастных группах детского сада. Однако в младшем дошкольном возрасте особенно популярны.

Игры проводятся под непосредственным руководством взрослого, что создает благоприятные условия для педагогического воздействия на детей.

В сюжетных играх дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаясь ею, они многократно повторяют такие движения, как ходьба, бег, прыжки (подпрыгивания на месте и с продвижением вперед, спрыгивания с невысоких предметов, перепрыгивания через шнур, линию, маленький кубик), ползание, подлезания. Эти виды движений чаще всего входят в содержание игр малышей, на них основаны игровые действия, необходимые для решения игровых задач.

Меньшие возможности в сюжетных подвижных играх имеются для упражнения детей младшего дошкольного возраста в таких движениях, как бросание и ловля мяча, прокатывание мячей, шаров в определенном направлении и в цель, лазанье по гимнастическим лестницам. Младшие дошкольники еще слабо владеют этими движениями, поэтому игровые ситуации не только не создают выгодные условия для их выполнения, а, наоборот, еще больше затрудняют детей. Следовательно, обучение малышей этим движениям наиболее целесообразно проводить в форме упражнений.

Построение игр для малышей имеет свои особенности. Так, выполнение более сложных движений в них должно происходить в спокойной обстановке, когда внимание детей не отвлекают никакие дополнительные сигналы. Тогда малыши действуют спокойно и могут выполнить движение без излишней торопливости, например: зайцы скачут на лужайке, когда волка нет; мышки бегают легко, пока кот спит. Подача сигнала к смене действий, появление ловящего являются сильными раздражителями, отвлекающими внимание детей от качества выполнения движений. В этом случае от детей и не следует требовать точного воспроизведения движения изображаемого ими персонажа.

В наиболее выгодных для выполнения движений условиях, складывающихся в процессе игры, можно привлечь внимание ребенка к правильному их выполнению путем показа, пояснения, использования образов, которым дети подражают, и предъявить уже определенные требования к их воспроизведению. В других условиях дети просто убегают и на точность движений в таких случаях мало обращают внимания.

В сюжетных играх для малышей есть и ответственные роли. Чаще всего их выполняет воспитатель.

Бессюжетные игры . Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятанием и т. п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.

Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами.

Поскольку правила требуют от участников довольно быстрых и ловких действий, наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и старшем дошкольном возрасте, с малышами могут быть проведены лишь самые элементарные формы игр этого вида.

В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с простейшими правилами.

Первыми бессюжетными играми для детей 2-3 лет являются такие игры, как "Догоните меня", "Догоню". В них предлагается детям задание двигаться в одном направлении за воспитателем или от него в заранее намеченное место - "домик", где педагог не должен их ловить. Каждый ребенок, выполняя задание самостоятельно, в то же время действует совместно с другими детьми. Постепенно игры усложняются. Как только малыши научатся ходить, бегать подгруппами и всей группой в одну сторону, воспитатель во время игры может менять направление, способствуя формированию навыков движений, умению ориентироваться в пространстве. При этом детей приучают выполнять элементарное правило - двигаться, не наталкиваясь друг на друга.

Затем вводятся игры, в которых есть более сложные задания на внимание, на ориентировку в пространстве. Так, например, дети должны двигаться туда, где расположен флажок, соответствующий цвету фляжка в руках у ребенка, или туда, где звенит колокольчик ("Найди свой вдет", "Где звенит колокольчик?"). Такие игры требуют от детей знания основных цветов, определения на слух места, откуда раздается звук, и в соответствии с этим умения регулировать свои действия.

В таких играх, как "Береги предмет", "Не опоздай", к детям предъявляются требования: выполнить действия как можно быстрее, найти свое место, сохранить свой предмет (кубик, колечко, погремушку). В этих простейших играх уже имеет место задание, заставляющее ребенка проявлять быстроту и ловкость.

В бессюжетных играх (кегли, кольцеброс, "Школа мяча") дети выполняют более сложные движения: метание, прокатывание в цель, бросание и ловля. Дети младшего дошкольного возраста такими движениями владеют слабо, поэтому их вначале широко используют в игровых упражнениях, например: "Прокати мяч", "Попади в воротца", "Подбрось повыше" и др. Упражняясь в этих движениях, дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мячами, шарами, кольцами), у них развивается глазомер, координация движений, ловкость. Участвуя в таких играх, малыши приобретают много полезных навыков.

Несмотря на то, что бессюжетные игры используются в работе с малышами не так широко, как сюжетные, дети участвуют в них с большим удовольствием. Это объясняется тем, что в таких играх воспитатель является активным участником. Он показывает детям, как надо выполнить те или иные задания, сам выполняет ответственную роль, направляет весь ход игры, эмоционально настраивает детей, помогая им в выполнении разных движений.

Игровые упражнения . Подвижные игры и упражнения взаимосвязаны, однако по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методике проведения игра и упражнение не тождественны. Подвижная игра имеет в основе определенный замысел (образный или условный). Упражнения же представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий ("Доползи до погремушки", "Попади в воротца" и др.)

В физическом воспитании дошкольников важно обеспечить понимание задания, правильное воспроизведение движений. Особенности физического и психического развития младших дошкольников заставляют широко использовать с этой целью приемы обучения, основанные на имитации, образности, сюжетности заданий.

По существу в игровых упражнениях отсутствуют игровые действия группы детей, каждый ребенок действует по отдельному указанию педагога, и выполнение двигательных заданий зависит лишь от его личных возможностей.

Многие упражнения имеют сюжетный характер, т. е. в них вносится элемент игры (например, "По мостику", "Через ручеек"). Это делает их более интересными для детей, позволяет привлечь внимание малышей к предлагаемым им двигательным заданиям и способствует более старательному и точному их выполнению.

Во время таких упражнений у воспитателя есть возможность проследить за каждым ребенком и, если у кого-то упражнение не получилось, предложить проделать его повторно. Следовательно, в игровых упражнениях в отличие от подвижных игр более определенно выступают задачи прямого обучения. В этом их особая ценность при развитии движений у детей.

Игровые упражнения можно использовать на занятиях по физической культуре и особенно при проведении индивидуальной работы по развитию движений вне занятий как с отдельными детьми, так и с небольшими группами.

Игры-забавы . В работе с детьми дошкольного возраста используются и так называемые игры-забавы, аттракционы. Не будучи особенно важными для физического развития, они, однако, часто проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (пробежать, держа в руке ложку с положенным в нее шариком, и ничего не уронить; бежать в мешке; выполнить движение с завязанными глазами: ударить по мячу ногой, "напоить лошадку" и т. п.). Такие задания выполняют двое-трое ребят старшего дошкольного возраста или взрослые (родители, воспитатели), основная масса детей является зрителями. Игры-забавы на вечерах досуга и праздниках - веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющее им радость, но в то же время требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.

Сюжетные игры. Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у
них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (летчик, пожарный,
шофер и т. п.), средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет), явлениях природы,
образе жизни и повадках животных и птиц.
Некоторые особенности поведения животных (хитрость лисы, повадки хищников -
волка, щуки, быстрота движений зайцев, птиц, заботливость наседки и т. п.), наиболее
характерные моменты выполнения трудовых действий людьми разных профессий,
особенности движения различных транспортных средств служат основой для
развертывания сюжета и установления правил игры.
Сюжет игры и правила обусловливают характер движений играющих. В одном
случае малыши, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом -
прыгают, как зайчики, в третьем - им надо суметь влезть на лестницу, как пожарным, и т.
д. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят в основном
имитационный характер.
Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами
игры, которые обычно тесно связаны с сюжетом и определяют поведение и
взаимоотношения играющих. В некоторых сюжетных играх действия играющих
определяются текстом ("У медведя во бору", "Гуси", "Зайцы и волк" и др.).
Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность
воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила,
подчинение которым обязательно для всех.
Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные, количество
играющих может быть различным (от 5 до 25), и это позволяет широко использовать игры
в разных условиях и с разными целями.
В сюжетных играх обычно основная масса детей изображает, например, птичек,
зайчиков, а один ребенок или воспитатель становится исполнителем ответственной роли -
волка, лисы, кота. Действия детей тесно взаимосвязаны. Так, активность ребенка,
исполняющего роль волка, побуждает и остальных участников игры - зайцев - двигаться
быстрее, энергичнее. Это и составляет игровые действия детей. Однако каждый ребенок,
играя, проявляет самостоятельность, инициативу, быстроту и ловкость в меру своих
возможностей.
Поскольку в играх этой группы действует, подчиняясь правилам, коллектив детей,
это во многом определяет их поведение и взаимоотношения. Малыши приучаются к
согласованным коллективным действиям в определенных условиях, учатся изменять
способ и характер движений по сигналам и в соответствии с правилами. Например: дети,
изображающие поезд, передвигаясь друг за другом, стараются не наталкиваться на
идущего впереди: автомобиль тормозит и останавливается на красный свет (взмах
красного флажка); самолеты приземляются по словесному сигналу воспитателя; птички
быстро улетают в свои гнездышки, как только пойдет дождик, и т. п.
Сюжетные подвижные игры имеют широкое применение во всех возрастных
группах детского сада. Однако в младшем дошкольном возрасте особенно популярны.
Игры проводятся под непосредственным руководством взрослого, что создает
благоприятные условия для педагогического воздействия на детей.
В сюжетных играх дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей
игры, увлекаясь ею, они многократно повторяют такие движения, как ходьба, бег, прыжки
(подпрыгивания на месте и с продвижением вперед, спрыгивания с невысоких предметов,
перепрыгивания через шнур, линию, маленький кубик), ползание, подлезания. Эти виды
движений чаще всего входят в содержание игр малышей, на них основаны игровые
действия, необходимые для решения игровых задач.
Меньшие возможности в сюжетных подвижных играх имеются для упражнения
детей младшего дошкольного возраста в таких движениях, как бросание и ловля мяча,
прокатывание мячей, шаров в определенном направлении и в цель, лазанье по
гимнастическим лестницам. Младшие дошкольники еще слабо владеют этими
движениями, поэтому игровые ситуации не только не создают выгодные условия для их
выполнения, а, наоборот, еще больше затрудняют детей. Следовательно, обучение
малышей этим движениям наиболее целесообразно проводить в форме упражнений.
Построение игр для малышей имеет свои особенности. Так, выполнение более
сложных движений в них должно происходить в спокойной обстановке, когда внимание
детей не отвлекают никакие дополнительные сигналы. Тогда малыши действуют
спокойно и могут выполнить движение без излишней торопливости, например: зайцы
скачут на лужайке, когда волка нет; мышки бегают легко, пока кот спит. Подача сигнала к
смене действий, появление ловящего являются сильными раздражителями, отвлекающими
внимание детей от качества выполнения движений. В этом случае от детей и не следует
требовать точного воспроизведения движения изображаемого ими персонажа.
В наиболее выгодных для выполнения движений условиях, складывающихся в
процессе игры, можно привлечь внимание ребенка к правильному их выполнению путем
показа, пояснения, использования образов, которым дети подражают, и предъявить уже
определенные требования к их воспроизведению. В других условиях дети просто убегают
и на точность движений в таких случаях мало обращают внимания.
В сюжетных играх для малышей есть и ответственные роли. Чаще всего их
выполняет воспитатель.
Бессюжетные игры. Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к
сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные
компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок),
взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные,
основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятанием и т. п.
Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.
Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей
самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем
сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием
сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением
конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются
правилами.
Поскольку правила требуют от участников довольно быстрых и ловких действий,
наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и старшем дошкольном
возрасте, с малышами могут быть проведены лишь самые элементарные формы игр этого
вида.
В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в
соответствии с простейшими правилами.
Первыми бессюжетными играми для детей 2-3 лет являются такие игры, как
"Догоните меня", "Догоню". В них предлагается детям задание двигаться в одном
направлении за воспитателем или от него в заранее намеченное место - "домик", где
педагог не должен их ловить. Каждый ребенок, выполняя задание самостоятельно, в то же
время действует совместно с другими детьми. Постепенно игры усложняются. Как только
малыши научатся ходить, бегать подгруппами и всей группой в одну сторону, воспитатель
во время игры может менять направление, способствуя формированию навыков
движений, умению ориентироваться в пространстве. При этом детей приучают выполнять
элементарное правило - двигаться, не наталкиваясь друг на друга.
Затем вводятся игры, в которых есть более сложные задания на внимание, на
ориентировку в пространстве. Так, например, дети должны двигаться туда, где
расположен флажок, соответствующий цвету фляжка в руках у ребенка, или туда, где
звенит колокольчик ("Найди свой вдет", "Где звенит колокольчик?"). Такие игры требуют
от детей знания основных цветов, определения на слух места, откуда раздается звук, и в
соответствии с этим умения регулировать свои действия.
В таких играх, как "Береги предмет", "Не опоздай", к детям предъявляются
требования: выполнить действия как можно быстрее, найти свое место, сохранить свой
предмет (кубик, колечко, погремушку). В этих простейших играх уже имеет место
задание, заставляющее ребенка проявлять быстроту и ловкость.
В бессюжетных играх (кегли, кольцеброс, "Школа мяча") дети выполняют более
сложные движения: метание, прокатывание в цель, бросание и ловля. Дети младшего
дошкольного возраста такими движениями владеют слабо, поэтому их вначале широко
используют в игровых упражнениях, например: "Прокати мяч", "Попади в воротца",
"Подбрось повыше" и др. Упражняясь в этих движениях, дети постепенно овладевают
навыками и умениями действовать с различными предметами (мячами, шарами,
кольцами), у них развивается глазомер, координация движений, ловкость. Участвуя в
таких играх, малыши приобретают много полезных навыков.
Несмотря на то, что бессюжетные игры используются в работе с малышами не так
широко, как сюжетные, дети участвуют в них с большим удовольствием. Это объясняется
тем, что в таких играх воспитатель является активным участником. Он показывает детям,
как надо выполнить те или иные задания, сам выполняет ответственную роль, направляет
весь ход игры, эмоционально настраивает детей, помогая им в выполнении разных
движений.
Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для воспитателя / Е.А. Тимофеева. – М.: Просвещение, 1986. – 67 с.

Статьи по теме: