Подготовительные игры в логопедической работе. Роль игры в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи. Игра «где игрушки»

Введение

Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста. В ней происходит развитие личности ребенка, его речи, мышления, произвольной памяти, формируется умение управлять своим поведением.

В игре дети накапливают и социальный опыт межличностных отношений, усваивают нормы общения между людьми, которые определяют характер общественного поведения. Игра является своеобразной формой общественной жизни дошкольника.

О роли игры в жизни ребенка писали великие педагоги прошлого: Ж.-Ж.Руссо, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко. Один из выдающихся русских психологов Л.С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику детской игры. Действительно, игра - основной вид деятельности дошкольников. Вместе с тем, она является и методом, и формой обучения, и средством всестороннего развития личности ребенка. Л.А. Венгер неоднократно говорил о значении игровой деятельности для умственного развития детей, для овладения детьми новыми формами мышления.

Дидактическая (обучающая) игра должна быть включена в педагогический процесс. Ее сущность и заключается в том, что она позволяет детям решать мыслительные задачи в игровой форме. Используя дидактическую игру, педагоги стремятся перенести радость от игровой деятельности в радость учения. То, что ребенок воспринимает мыслительную задачу как игровую, повышает его умственную активность.

Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей. Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению русского языка в школе. Дидактические игры позволяют проводить занятия с дошкольниками в полуигровой форме и таят в себе большие возможности. Они дают детям определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями; развивают активность детей и самостоятельность их мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определенные трудности.

Впервые система дидактических игр для дошкольников была разработана Ф.Фребелем. В создании отечественной системы дидактических игр выдающаяся роль принадлежит Е.И. Тихеевой. Изучением и методикой проведения дидактических игр занимались А.П. Усова, В.Н. Аванесова, А.И. Сорокина и другие специалисты.

Большое значение игре придавал А. С. Макаренко: "У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра".*

* Макаренко А. С. О моем опыте. - Соч. В 7- ми т. М. 1958 , т. 5, с.272.

К. Д. Ушинский так объяснял интерес детей к игре: "Для дитяти игра - действительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов".**

** Ушинский К. Д. Психологические и логические основы обучения. - Избр. пед. соч.: В 2-х т. М. 1954. т. 2, с. 483.

Известный врач и педагог Е. А. Аркин обращал внимание на большое значение игр детей для их успешного физического воспитания. В своих трудах он говорил о том, что не может быть здорового развития у ребенка без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребенок ведет в игре, свободной, им самим создаваемой, или в играх с правилами, в которых ребенок творит, проявляет себя с наибольшей полнотой. Игра благотворно влияет на здоровье ребенка. Никогда игра не предъявляет ребенку требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием. А бодрость и радость - залог здоровья.

Игра в воспитательной и логопедической работе с детьми

Результатом специальных исследований и практических наблюдений явилось то, что играм в системе современного воспитания детей в дошкольных учреждениях отводится одно из первых мест. В "Программе воспитания и обучения в детском саду" утверждается, что игры имеют большое значение для физического и психического развития каждого ребенка, для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Игра является своеобразной формой общественной жизни дошкольников.

От воспитателя требуется при выборе игр учитывать задачи умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания детей. В зависимости от возраста детей, вида и цели режимного момента воспитатель должен уметь подобрать соответствующую дидактическую, подвижную, сюжетно - ролевую, строительную игру или игру - драматизацию.

Как же используются игры в логопедической работе?

Очевидна необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.

Дети - логопаты в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у их сверстников. Но они и отличаются от своих сверстников. Это отличие может выражаться со стороны физического развития в нарушениях моторики, в наличии у них парезов, параличей, общей скованности, дискоординации и слабости движений, двигательной расторможенности.

Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, негативизм, заторможенность, психическая истощаемость, чувство ущемленности и пр.

Особенности поведения таких детей отмечаются и в их играх. По наблюдениям Г. В. Косовой, они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из - за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешным, хотя правила и содержание игры им доступны.

При дизартрии нарушение общей и речевой моторики вызывает у детей быстрое утомление в игре. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение в коллективную игру.

У детей - алаликов игра носит однообразный, подражательный характер. Чаще они перекладывают игрушку из рук в руки, вертят ее, рассматривают, не производя с ней игрового действия. Машину бесцельно возят, с куклы снимают платье, кубики рассыпают или нагромождают один на другой.

У заикающихся детей можно наблюдать робость, затрудненное включение в игру из - за страха за свою неправильную речь. Они чаще выступают зрителями или берут на себя подчиненные роли. В случаях тяжелого заикания дети просто отказываются от игры.

Перед логопедом стоят две основные задачи в его работе с дошкольниками.

  1. Логопед должен широко использовать игры в работе с дошкольниками, помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей.
  2. При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

При использовании в работе с детьми системы игр необходимо иметь в виду:

  1. Возраст детей.
  2. Психофизические особенности детей: развитие моторики, степень общительности, отношение к коллективу играющих сверстников, активность, самостоятельность, а также возбудимость, заторможенность, замкнутость, негативизм, нервность, истощаемость.
  3. При заикании: проявление заикания, форма и вид судорог, степень их выраженности, воспитываемый вид речи.
  4. Микросоциальное окружение (учитывается фактор речевого окружения и наилучшие возможности организации игр в детском саду и дома).
  5. Дидактические принципы (доступность речевого материала, последовательность в подаче игр, ведущая роль логопеда и др.).

Последовательность коррекционной работы - главный принцип, которого нужно придерживаться при подготовке игр для логопедической работы с ребенком.

Коррекционная работа над неправильным звуком предполагает определенную последовательность.

  1. Подготовительные игры - подготовка органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения. Подбор игр идет в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, затем для развития речевого слуха. И лишь после этого следует переходить к развитию фонематического слуха, умению слышать составные части слова.
  2. Игры для формирования правильного звукопроизношения подбираются на различные звуки и группы звуков, наиболее часто искажающиеся у детей.
  3. Потешки, чистоговорки, считалки подбираются на те же звуки и группы звуков. Повторенные вслед за логопедом или выученные наизусть потешки, чистоговорки, считалки используются для автоматизации и дифференциации определенных звуков в самостоятельной речи детей.

На практике мы имеем дело с различными комбинациями речевых нарушений у детей (например, при дизартриях или ринолалиях, помимо недостатков звукопроизношения, встречаются еще и несовершенства фразовой речи, при алалиях и афазиях - недостатки звукопроизношения, а при заикании - иногда и то и другое), то в каждом конкретном случае выбор необходимых игр для работы с ребенком должен быть строго индивидуальным.

Использование игровой деятельности в коррекции заикания у детей

Заикающиеся дети в своем поведении руководствуются не только своими личными желаниями, интересами, требованиями окружающих, но и ограниченными возможностями общения вследствие имеющегося у них речевого нарушения

При перевоспитании личности заикающегося, при формировании его поведенческой и речевой активности следует учитывать как общее состояние ребенка, так и речевые нарушения. Этим требованиям как раз и отвечает специально разработанная система использования игровой деятельности в коррекции заикания у детей.

Для развития всех видов речи заикающихся детей 4- 5 лет первостепенное значение имеют игры с пением (хороводы с плясовыми движениями). Они проводятся почти на каждом занятии. В этих играх от детей не требуется сразу же большая активность, поэтому они позволяют замкнутым и нерешительным ребятам привыкнуть к логопеду, к товарищам по занятию. И наоборот, несдержанность поведения, двигательное беспокойство излишне подвижных детей тормозятся общим спокойным характером игры. Ребята стараются не торопиться, подождать своих более медлительных товарищей по игре.

Дальнейшее закрепление активного поведения и речи детей проходит в процессе подвижных игр, которые по своей значимости стоят на втором месте.

Подвижные игры в педагогике делятся на игры большой, средней и малой подвижности. В работе с заикающимися детьми используются главным образом игры двух последних видов, так как игры большой подвижности нарушают темп дыхания, который у заикающихся детей не в норме.

В подвижных играх дети с удовольствием двигаются, говорят в такт движениям. Однако надо помнить, что игры в мяч с трудом удаются детям 4-5 лет, поэтому лучше использовать ленты и флажки. Подвижные игры помогают готовить детей к овладению самостоятельной речью. Ясно и четко объяснив правила игры, логопед назначает ведущего и вместе с ним говорит текст. Меняя ведущих, логопед проговаривает слова со всеми. При отраженной речи ребенок, начав говорить за логопедом, заканчивает фразу самостоятельно.

Подвижные игры нормализуют моторику заикающихся детей: в ходе игры им приходится реагировать на одни сигналы и удерживаться от движений при других, сочетать движения с ритмом речи. Но эти игры резко усиливают игровую активность, и логопеду приходится особенно внимательно следить за поведением излишне подвижных детей.

Дидактические игры, несущие в себе скрытую цель - научить заикающихся детей свободному общению - особенно полезны для детей с нарушением звукопроизношения. Обычно, прежде чем устранять заикание, логопед проводит работу по коррекции звукопроизношения. Иногда работа проводится параллельно.

Игры на звукоподражание, с разборными игрушками, лото, домино, на определенный звук нормализуют произношение, а спокойная манера их проведения положительно влияет на поведение детей. Четкие и определенные правила в дидактических играх, речевые стереотипы приучают детей точно выражать свои мысли и очищают их речь от ненужных слов.

Дидактические игры со строго упорядоченными действиями ставят всех детей в равное положение, что способствует воспитанию у них выдержки, дисциплинированности, собранности, чуткого отношения к товарищам. В то же время дидактические игры, приближаясь по своему содержанию и способу проведения к занятиям, не несут эмоционального заряда, нужного для активизации поведения заикающихся детей 4 - 5 лет.

Вслед за дидактическими играми по степени значимости следуют игры-драматизации стихотворений, прозы, игры в настольный театр и творческие игры.

В работе с заикающимися детьми 5-6 лет ведущее место занимают игры-драматизации стихотворного текста. Логопед подбирает тексты, имеющие воспитательную ценность насыщенные глагольной лексикой, с четкой логической последовательностью изложения, художественной выразительностью языка, с простым построением фраз.

Игры-драматизации готовят детей к развернутому, связному и последовательному изложению мыслей, развивают речь заикающихся детей, учат их интонационной выразительности, развивают движения, воспитывают положительные нравственные качества, творческую самодеятельность, общительность, организаторские качества.

Не менее важны для данной возрастной группы игры с пением. В период обучения детей сопряженной речи дети поют и играют вместе с логопедом, при отраженной - песню начинает логопед, а дети повторяют припев и выполняют действия, при вопросо-ответной речи поет ребенок- водящий, а остальные отвечают ему хором или по одному.

Если для детей 4-5 лет больше подходят игры хороводные, то для 5-6 летних - инсценировки с пением. Участвуя в них ребята учатся общаться в коллективе сверстников, владеть собой и своим телом, а песенный речитатив облегчает им технику произношения.

Дидактические и подвижные игры с правилами также используются в работе с заикающимися детьми этого возраста.

Для заикающихся детей 6-7 лет на первый план выдвигаются дидактические (математические) игры, которые удовлетворяют потребности дошкольников в играх - занятиях. Наряду с этим все большее развитие получают творческие игры, формирующие инициативу, организаторские навыки, активность, а также игры со школьной тематикой.

На втором месте стоят подвижные игры с правилами и с элементами соревнования. Эти игры воспитывают в детях выдержку, умение объективно оценивать результат игры и поведение товарищей.

Игры-драматизации стихотворного текста воспитывают в детях умение находиться в коллективе сверстников. Выученный детьми словесный материал способствует свободе общения. Игры с пением занимают одно из последних мест в работе с детьми этого возраста. Ребята неохотно участвуют в них.

Коррекционная работа по системе игр проводится в несколько этапов.

На первом этапе логопед обследует состояние речи детей во время деятельности, изучает их поведение в играх и при выполнении режимных моментов, выявляет личностные особенности каждого (характер общительности, подражательности, активность, состояние моторики, отношение к своему заиканию и т. д.), осуществляет коррекцию дыхания, голоса, развитие динамики речевого аппарата, составляет индивидуальный и общий с воспитателем план работы.

Второй этап - этап максимального ограничения речи. Его цель - затормозить у детей патологические рефлексы на неправильную речь, сопутствующие движения и действия, употребление лишних слов (ну, вот, и, а и т. д.).

Этот этап включает период молчания и период шепотной речи. За это время у заикающихся детей воспитываются внимание, усидчивость, подражательность, общая и ручная моторика.

Материалом занятий служат спокойные дидактические игры: настольные, со строительным материалом, разборными игрушками, куклами, мозаикой, игры на развитие подражательности, а также малоподвижные игры, в процессе которых дети учатся соблюдать правила игры, выбирать водящего, распределять роли. Игры подбираются безречевые или с максимальным ограничением речи. Постепенно в них включается шепотная речь.

Игры-инсценировки носят условный характер: логопед говорит шепотом текст, а дети, предварительно распределив с помощью логопеда роли, разыгрывают его. Затем логопед оценивает выполнение ролей детьми.

На третьем этапе (облегченных форм речи) у детей воспитывается мягкое голосоначало, слитность произношения, выразительность речи, длительность выдоха. Одновременно ведется работа по воспитанию у заикающихся детей произвольного поведения. Они учатся подчиняться правилам и выполнять требования, исходящие не только от взрослого, но и от товарищей.

На занятиях с детьми проводятся игры с пением (хороводные и инсценировки), дидактические игры с правилами средней подвижности, игры-драматизации стихотворного и прозаического текстов. Выбор водящего в играх осуществляется с помощью считалок, которые дети проговаривают вместе с логопедом. В дидактических и подвижных играх широко используются звукоподражания.

На данном этапе на занятиях вводятся элементы творческих игр по предложению логопеда. Материалом домашних заданий являются настольные дидактические, подвижные игры, сопряженно-отраженное проговаривание вместе с родителями потешек, стихотворений, отрывков сказок и т. д.

На четвертом этапе (вопросо-ответной) речи логопед продолжает работу по коррекции поведения и речи заикающихся детей. Подбор игр может быть самый различный: игры с пением, дидактические, подвижные с правилами, игры-драматизации, творческие. Обязательным условием является соблюдение во всех играх диалогической речи в вопросо-ответной форме. Вначале на вопрос логопеда или водящего дети отвечают хором, затем индивидуально. От полного ответа ребята постепенно переходят к разговорной диалогической манере общения.

Речевая работа во время проведения разнообразных игр заключается в воспитании длительного выдоха, мягкого голосоначала, слитности фразы, выразительности речи. В этот период все больший удельный вес приобретают игры-драматизации, настольный и кукольный театры, творческие игры, проводимые в форме диалога. От логопеда требуются большая выдумка, умение методически переработать или создать новую игру в соответствии с требованиями вопросо - ответной формы речи у детей.

Цель пятого этапа - воспитание самостоятельной речи. Логопед создает большое число игровых ситуаций, в которые органически включаются пересказы заранее подготовленного текста (монологи ведущих в кукольном и настольном театрах, монологи главных действующих лиц в творческих играх и т. д.).

Иногда обыгрываются и неподготовленные пересказы. Это воспитывает у детей творческую активность, фантазию, позволяет им привлекать знания из накопленного жизненного опыта. Этому же способствуют творческие игры в библиотеку, в книжный магазин, в почту и т. д.

В сюжетные дидактические игры включаются такие виды работы, которые дают детям новые знания. В творческих играх, играх - драматизациях, дети самостоятельно придумывают конец или начало к разыгрываемому диалогу, сказке или уже знакомой ситуации, сами изменяют и создают новые правила той или иной игры. Дети сами предлагают игру, распределяют роли, рассказывают ее правила, развивают и заканчивают.

Так же самостоятельно ребята оценивают и поведение своих товарищей на занятии. При этом они учитывают, что нового внес каждый ребенок в игру, проявил ли выдумку и как исполнил свою роль.

В играх этого этапа у детей наиболее ярко проявляется фантазия и творческая активность, формируется произвольное поведение.

Логопеду нужно помнить, что игра - это не самоцель, а средство воздействия на ребенка, звено в общей системе его воспитания. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью, всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребенка.

Заключение

Игра для детей - это сама жизнь. Это и доступная форма деятельности, и средство познания окружающего мира. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребенка играть. Игра обогащает его знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие мышления.

Она позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности. Именно в игре ребенок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания.

Именно игра дает детям возможность научиться тому, как надо учиться. Игра является подготовительным этапом развития ребенка, переходным моментом для включения его в учебу. Играя с детьми, организуя и направляя их игры, мы помогаем раскрыться их природным способностям. Создавая новые и все более сложные игровые ситуации, мы продвигаем развитие детей вперед.

В игре обостряется наблюдательность, концентрируется внимание, запоминание происходит быстрее и становится более прочным. Умственное развитие в игре тесно связано с нравственным воспитанием. В дидактических играх упражняется воля детей. Игры способствуют накоплению чувственного опыта и эстетическому воспитанию.

Если логопеды - практики проводят коррекционную работу по системе игр, это позволяет ребятам свободно включаться в детский коллектив, а воспитанные в играх качества личности (активность, самостоятельность, инициатива) помогают им справляться с возникающими речевыми затруднениями вне логопедического кабинета.

Значение игры в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.

Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, стоящие перед логопедом в его работе с дошкольниками.

1. Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

2. При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

В своих работах Н.К. Крупская неоднократно подчеркивала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания». Такое же значение игре придавал и А.С. Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

Ряд исследований подтверждает, что формирование названных качеств в игре у ребенка реализуется значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов воспитания. На закономерность формирования у детей движений в процессе игры указывает в своих работах А.В. Запорожец; на формирование моральных привычек – З.В. Мануйленко; В.А. Горбачева, З.М. Истомина приходят к заключению, что у ребенка, взявшего на себя в игре определенную роль, процесс запоминания протекает быстрее и легче; такой же вывод о выполнении детьми несложных трудовых операций в игре делает Я.З. Неверович.

Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, советский психолог Д.Б. Эльконин совершенно определенно делает вывод:» Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных психических процессов до самых сложных.

Характеристика логопедических игр .

В литературе в дошкольном воспитании опубликовано много уже апробированных на практике разнообразных игр, знание их, умение использовать в целях коррекции различных дефектов речи у детей – в этом мы видим задачу логопеда сегодня.

Практический материал разделен на три части:

1. Подготовительные игры и упражнения.

2. Игры для формирования правильного звукопроизношения.

3. Потешки,чистоговорки, считалки.

Последовательность коррекционной работы над неправильным звуком состоит из подготовительных упражнений, постановки звука определенным приемом, автоматизации и дифференциации нового звука изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи. Именно этот главный принцип, которого мы придерживались при подборе игр для логопедической работы с ребенком.

1. Подготовительные игры предполагают подготовку органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому к его воспроизведения. Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха. Подбор игр идет в строго последовательности: сначала для развития слухового внимания, т.е. умение различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам. Затем для развития речевого слуха, т.е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. И лишь после этого следует переход к развитию фонематического слуха, т.е. умению слышать составные части слова.

Для вызывания правильного артикуляционного уклада необходимого звука требуется координированная, четкая работа всех подвижных частей артикуляционного механизма: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба.

Есть игры на активизацию артикуляционной моторики, но, к сожалению, таких игр оказалось очень мало.

К подготовительным условно относятся игры на развитие дыхания и голоса, так как они необходимы в коррекционной работе при дизартрии, и могут быть полезны в случаях нарушения темпа и плавности речи и различных расстройствах голоса.

2. игры для формирования правильного звукопроизношения подобраны на различные звуки и группы звуков, наиболее часто искажающиеся у детей. Подобраны игры для автоматизации и дифференциации различных звуков в принятой последовательности, о которой мы уже говорили выше.

3. Потешки, чистоговорки, считалки подобраны на тоже звуки и группы звуков, что и в предыдущем разделе. Повторение вслед за логопедом или выученные наизусть потешки, чистоговорки, считалочки могут служить целям автоматизации и дифференциации определенных звуков в самостоятельной речи детей.

Их можно дать отдельно от игр как самостоятельно, так и в игровой форме.

Подготовительные игры

Развитие слухового внимания

«Кто что услышит?»

Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Оборудование. Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками, труба и др.

Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т.д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и конкретные.

Развитие речевого слуха

«Улиточка»

Описание игры. Водящий (улиточка) становится в середин круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка,

Высунь-ка рога,

Дам я тебе сахару,

Кусочек пирога,

Угадай, кто я.

Развитие артикуляционной моторики

«Почистили зубы»

Цель. Активизация мышц языка.

Описание игры. Дети сидят на стульях лицом педагогу. Показывая картинку, он говорит: «посмотрите, как мальчик чистит зубы. Мы сейчас с вами тоже почистим зубы, только не щеткой, а языком. Посмотрите как чищу зубы я (чистит языком верхние зубы с внутренней стороны). А теперь все почистим верхние зубы, чтобы они были еще чище. Вот какие чистые зубы стали у всех детей».

Педагог вызывает по очереди детей. Они показывают, как умеют чистить языком зубы.

«Лошадка»

Цель. Активизация кончика языка.

Описание игры. Дети строятся в колонну – они лошадки. По сигналу педагога «поехали» дети идут друг за другом и цокают языком, подражая топоту копыт лошадей. По сигналу «стоп» лошадки останавливаются. Педагог говорит: «А теперь проверим, чья лошадка лучше умеет цокать копытами». Берем двух детей, и они, прищелкивая языком, идут навстречу друг другу. Остальные слушают.

«Лес шумит»

Цель. Автоматизация звука Ш

Описание игры. Педагог вспоминает с детьми, как летом они ходили в лес и видели там высокие деревья, у них зеленые верхушки, веточек и листьев много. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш-ш-ш…

Педагог предлагает детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветер: ш-ш-ш…

«Будильник»

Цель. Автоматизация звука (р).

Описание игры. Все дети ложатся спать (садятся на стульчики). Один ребенок – будильник. Педагог говорит, в котором часу надо детей разбудить, и начинает медленно считать. Когда он произносит назначенное для подъема время, будильник начинает трещать: р-р-р-р-р…. Все дети встают.

В человеческой деятельности практически нет таких областей, где бы не использовалась речь. Речь нужна везде. Это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильно, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось учувствовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой. Желание ребенка учувствовать в процессе обучения определяется его интересом к занятиям и стремление к положительной оценке со стороны взрослого. Поэтому обучающий взрослый должен стать для ребенка близким другом, всегда готовым прийти на помощь.

Предложенные игры каждый педагог может совершенствовать, дополнять, находить новые варианты проведения, опираясь на свой творческий потенциал.

Игра в работе логопеда

Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.

Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Итак, учить играя. Но как конкретно? Как выбрать самую нужную для данного занятия, для определенного его этапа игру? Конечно, не может быть точного рецепта, где, когда и на сколько минут включать игровой материал. Здесь важно одно, чтобы игры помогали достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным. Необходимо продумать поэтапное распределение: в начале занятия игра должна помочь организовать, заинтересовать ребенка, в середине должна подвести к усвоению темы, в конце занятие может носить поисковый характер. Но на любом этапе игра должна быть интересной, доступной.

В своих работах Н.К.Крупская неоднократно подчеркивала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания». Такое же значение игре придавал и А.С.Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, советский психолог Д.Б.Эльконин совершенно определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных психических процессов до самых сложных».

Как же используются игры в логопедической работе?

Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощаемость, чувство ущемлённости и прочее.

Особенности поведения таких детей отмечаются и в играх. По наблюдениям Г.В.Косовой, они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Нарушение общей и речевой моторики (это касается дизартриков) вызывает у детей быстрое утомление в игре. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение в коллективную игру.

Своеобразно поведение в игре у детей-алаликов, у которых действия с игрушками не носят развернутого характера, не имеют замысла и целенаправленных действий. Игра у них в таких случаях носит однообразный, подражательный характер. Чаще они перекладывают игрушку из рук в руки, вертят ее, рассматривают, не производя с ней игрового действия. Машину длительно и бесцельно возят, с куклы снимают платье, а затем бесцельно бросают ее, кубики рассыпают или беспорядочно нагромождают один на другой.

Характеристика логопедических игр

В современной методической литературе по логопедии в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется проведение разных игр. Авторы методической литературы настоятельно рекомендуют использовать игры в целях коррекции неправильной речи у детей. Во многих случаях приводятся примеры таких игр, которые представляют собой модифицированные варианты общеизвестных в дошкольной педагогике игр, но часто они придуманы самими авторами. Попытки создать специфические логопедические игры иногда выливаются в удачные формы, но нередко они надуманы и неинтересны для детей.

Термин «логопедические игры» весьма неудачен, ибо таких игр в номенклатуре дошкольной педагогики не значится. Есть игры сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, со строительным материалом, игры драматизации и др. номенклатура игр состоит в зависимости от формы их проведения, а не от задач, которые они ставят. Поэтому правильнее говорить об использовании общеизвестных игр, в логопедической работе с детьми.

Практический материал игр разделен на три части:

1. Подготовительные игры и упражнения.

2. Игры для формирования правильного звукопроизношения.

3. Потешки,чистоговорки, считалки.

Последовательность коррекционной работы над неправильным звуком состоит из подготовительных упражнений, постановки звука определенным приемом, автоматизации и дифференциации нового звука изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи.

1. Подготовительные игры предполагают подготовку органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому к его воспроизведения. Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха. Но слух бывает разный: биологический или речевой. Подбор игр идет в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, т.е. умение различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам. Затем для развития речевого слуха, т.е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. И лишь после этого следует переход к развитию фонематического слуха, т.е. умению слышать составные части слова.

Для вызывания правильного артикуляционного уклада необходимого звука требуется координированная, четкая работа всех подвижных частей артикуляционного механизма: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба.

Есть игры на активизацию артикуляционной моторики, но, к сожалению, таких игр оказалось очень мало.

К подготовительным условно можно отнести игры на развитие дыхания и голоса, так как они необходимы в коррекционной работе при дизартриях и ринолалиях, и могут быть полезны в случаях нарушения темпа и плавности речи и различных расстройствах голоса.

2. Игры для формирования правильного звукопроизношения подобраны на различные звуки и группы звуков, наиболее часто искажающиеся у детей. Имеющиеся в этом разделе игры на звукоподражание могут быть использованы как попытка вызвать правильный звук после хорошо усвоенных ребенком подготовительных игр и упражнений.

В целом здесь подобраны игры для автоматизации и дифференциации различных звуков в принятой последовательности.

3. Потешки, чистоговорки, считалки подобраны на теже звуки и группы звуков, что и в предыдущем разделе. Повторение вслед за логопедом или выученные наизусть потешки, чистоговорки, считалочки могут служить целям автоматизации и дифференциации определенных звуков в самостоятельной речи детей.

Их можно давать отдельно от игр как самостоятельно, так и в игровой форме.

Рекомендованные игры могут быть использованы как для формирования правильной речи у детей. Как для детей с недостатками звукопроизношения (физиологические несовершенства, функциональные дислалии), так и для детей-ринолаликов и дизартриков в первую очередь могут быть рекомендованы игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха, артикуляционной моторики и соответственно дефекту игры на формирование определенных групп звуков(их постановка, автоматизация, дифференциация). Закрепление правильного звукопроизношения во фразовой речи у детей дизартриков и ринолаликов можно проводить на материале потешек, чистоговорок и загадок.

Игры, опубликованные в книгах М,Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения», О.Голецыовой и др.»Игры в детском саду», М.Г.Геринг, Н.А.Герман «Воспитание у дошкольников правильной речи», выпущенных издательством «Просвещение» и другими издательствами. Большинство игр перерабатывается составителями. В содержании некоторых игр составители изменили методику с целью использования их в логопедической работе.

Игровые приемы в логопедической работе

Все чаще в старшей и подготовительной к школе группе детского сада у детей встречается диагноз ОНР (общее недоразвитие речи). Это системное нарушение, при котором нарушено звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура и звуконаполняемость слов, в речи присутствуют аграмматизмы. У детей бедный словарный запас, с преобладанием существительных и глаголов. Страдает связная речь, а также наблюдаются отклонения в развитии моторики как общие, так и артикуляционной. Как следствие дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникает необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренными программой и на помощь приходит игра и становится важным направление коррекционной работы. Преимущество игры и игровых приемов, по-моему, мнению, состоят в том, что они позволяют, с одной стороны – более активно воздействовать на ребенка. Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка – дошкольника. С помощью развлекательных моментов поддерживается стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и усваивать знания и умение.

В своей работе при проведении и изготовлении игр, наглядных пособий к ним, опираюсь на возрастные особенности восприятия и мышления детей, уровень автоматизированности речевых навыков, уровень самостоятельности, речевой опыт, чтобы они были понятны и доступны детям. Из опыта работы могу утверждать, что игра должна быть внешне привлекательной и эстетичной. Количество пособий лучше изготавливать по числу детей в занимающейся подгруппе.

Например: игра «Домики» - индивидуальные карточки для определения места звука в слове; игра «Собери бусы» - для развития мелкой моторики пальцев рук, игра «Чашечки» - пособие для работы над воздушной струей.

В своей работе хочу остановиться на некоторых логопедических играх, которые наиболее часто использую в своей работе, как наиболее эффективные, на этапе развития фонематического восприятия, обучениям навыкам звукового анализа и синтеза, автоматизации и дифференциации звуков с детьми старшей и подготовительной к школе группах.

Звуковой анализ и синтез слогов и слов – один из этапов логопедической работы. Он вызывает наибольшие трудности в процессе обучения. Именно оно создает в дальнейшем благоприятные условия для развития таких операций, как четкое отделение одного звука от другого, установление последовательности этих звуков определение места звука и др. хорошо представляя те трудности, с которыми дети столкнутся в процессе овладения звуковым анализом и синтезом, строю все обучение на игровых приемах, обеспечивая доступность материала и заинтересованность детей.

Словесные игры они облегчают решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, совершенствование дикции, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, развитие памяти, воображения, внимания, коммуникативных навыков.

К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить многие звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Но по- прежнему необходимо уделять серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, учить их различать звуки на слух и правильно произносить их (с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з-ж, ц-ч, с-щ, л-р). С этой целью проводится на каждом занятии артикуляционная гимнастика, а также работа по устранению недостатков звукопроизношения. Не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с-ц, с-ш, ;ш-ж и другие.

Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Цель данных игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з=ж, ц-ч, с-щ, л-р), правильно выделять во фразах нужные слова. Например, игры:

«Кто лучше слушает?»

Логопед вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной друг к другу и дает задание: «Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь только тогда, когда услышит слова со звуком Ш. Какой звук? А, Катя будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук Ж». Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов.

На седьмом году жизни звукопроизношение детей мало чем отличается от произношения взрослых, хотя у отдельных детей отмечаются недостатки. Малая подвижность артикулярного аппарата или отклонения в его строении (например, неправильный прикус) являются наиболее частой причиной дефектов произношения. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительных логопедических упражнениях. Особое внимание педагог уделяет выработке у детей четкого и внятного произнесения слов, фраз, умению дифференцировать на слух произношении звуки, близкие по звучанию или произнесению: звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие, свистящие и шипящие. При этом необходимо следить за тем, чтобы дети четко и правильно произносили изолированные звуки.

Цель данных игр и упражнений – развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний.

«Какой звук есть во всех словах?

Логопед произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук Ш. затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – Ж; чайник , ключ, очки –Ч; щетка, ящик, щавель – Щ; коса, усы, нос – С; селедка, Сима, лось – СЬ; коза, замок, зуб – З; зима, зеркало вазелин -ЗЬ; цветок, яйцо, курица –Ц; лодка, стул, лампа –Л; липа, лес, соль – ЛЬ; рыба, ковер, крыло – Р; рис, крепость, букварь – РЬ.

Логопед следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.

Игры с использованием наглядности

При изучении звуков необходимо давать их характеристику – описание артикуляционных и акустических свойств. Для детей это абсолютные, не видимые понятия. Поэтому необходима зрительная опора в виде графических схем, символов, опираясь на которые дети могут рассказать о любом звуке, могут сравнить звуки и наглядно их увидеть

Отдельно хотелось бы остановиться на играх для развития мелкой моторики рук. Уникальность этих игр, на наш взгляд, состоит в том, что в них обычные бытовые предметы превращаются в увлекательные и полезные игрушки. Для детей это одновременно и процесс обучения, и возможность соприкоснуться с чудесными превращениями знакомых вещей: бутылочные пробки – «лыжи»- могут мчаться по «снежной» дорожке, в пельменнице живут непоседливые пчелы, звери в зоопарке спрятались по клеткам – решеткам для раковины. Действия, выполняемые ребенком в игре, сопровождаются четверостишиями или короткими стихотворениями. В результате игра становится более эмоциональной. А для родителей эти игры – просто клад. Во-первых, для них не нужен сложный инвентарь: все есть под рукой. Во-вторых, родителям не надо серьезно готовиться и тратить драгоценное свободное время не на игру, а на подготовку к ней. В-третьих, для этих игр не нужны большие помещения – вы разместитесь даже на кухонном столе.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки т т.д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. В своей работе активно использую дидактическое пособие «Барыня-сударыня». (показ)

Дети очень любят путешествовать. Поэтому путешествуем мы с ними часто: в страну звуков, букв, слогов, в страну добрых слов. Выбираем, на чем можно путешествовать. Хочешь плыть на пароходе? Тогда нарисуй, и появится пароход, заштрихуй его. Что возьмем с собой в дорогу? Нарисуй, отбери картинки, найди в них одинаковые звуки, буквы, загрузи их по машинам: в красную – гласные, в синюю – согласные.

Широко использую на занятии игровые физкультминутки. Наибольшая эффективность от них достигается лишь тогда, когда форма и содержание разнообразны: оздоровительно-гигиенические, ритмические, подражательные, двигательно-речевые, элементы психогимнастики. Самые популярные игровые физкультминутки у нас это двигательно-речевые. Дети вместе читают веселые стихи, рифмовки и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.

В человеческой деятельности практически нет таких областей, где бы не использовалась речь. Речь нужна везде. Это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов. Друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильно, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не учувствует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отделяется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.

Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось учувствовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой. Желание ребенка учувствовать в процессе обучения определяется его интересом к занятиям и стремление к положительной оценке со стороны взрослого. Поэтому обучающий взрослый должен стать для ребенка близким другом, всегда готовым прийти на помощь.

В своей работе я придерживаюсь правила: не проходить программу, а добиваться ее усвоения. Поэтому занятиям придаю легкий, занимательный характер, доступный восприятию дошкольников. Избегаю низких оценок в адрес детей и всегда помню о том, что ребенок должен испытывать психологическую защищенность.

Предложенные игры каждый педагог может совершенствовать, дополнять, находить новые варианты проведения, опираясь на свой творческий потенциал.

Выставка игр, используемых в работе логопеда

Источники

    Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. – Спб.: КАРО, 2008. – 96с.

    Головнёва Н.Я., Ильина М.Н., Парамонова Л.Г. 365 проверочных упражнений и заданий для подготовки к школе. – СПб.,2000.

    Логопедия. Разработки занятий с детьми дошкольного возраста: Выпуск 1 / Сост. О.В. Епифанова – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004.

    Флёрова Ж.М. Логопедия. Серия «Учебники, учебные пособия». -Ростовн/Д: Феникс, 2001. – 320с.

    Интернет-ресурс: http://logoped18.ru

Игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой ребёнок развивается духовно и физически, совершенствуется его внимание, память, ловкость, дисциплинированность. Кроме того, игра представляет собой своеобразный, свойственный дошкольному возрасту, способ усвоения общественного опыта.

Игра имеет большое значение для развития всей личности ребенка - дошкольника, потому что, как отмечает Д.Б. Эльконин, отдельные психические процессы в ней не только упражняются, но и поднимаются на более высокую ступень развития . Таким образом, в игре совершенствуется вся личность ребенка-дошкольника, развивается его сознание. В игре ребенок осознаёт себя, учится контролировать свои мимолетные стремления. Он учится подчинять свои действия определенным правилам поведения, действует по образцу.

Игровая деятельность считается ведущей у дошкольников, то есть, по определению А.Н. Леонтьева , такой деятельностью, вместе с развитием которой в психике ребенка происходят важнейшие изменения, а внутри ведущей деятельности развиваются те психические процессы, которые позволяют ребёнку перейти к новой ступени развития, к высшей.

Игровая деятельность способствует формированию произвольности психических процессов. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в любых других условиях.

Естественное стремление детей к игре успешно используется в педагогической практике. Игровые задания положительно настраивают детей на коррекционные занятия, что создаёт комфортные условия для работы логопеда и снижает уровень тревожности детей по поводу их неуспеха. Игры, подготавливающие ребёнка к учебной деятельности, подготавливающие развитие необходимых в дальнейшем познавательных операций, называются дидактическими .

С помощью дидактических игр у детей на логопедических занятиях воспитывается плавный темп речи, улучшается ее звучность и выразительность; совершенствуется звукопроизношение, ведётся работа над словообразованием и построением фраз, расширяется и актуализируется словарный запас. Происходит развитие слухового внимания и фонематического слуха.

Дидактическая игра объединяет в себе две функции: она является одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, и одновременно с этим игра представляет собой основной вид деятельности детей дошкольного возраста .

Дидактическая игра имеет 2 цели:

1. Обучающая цель, которую преследует взрослый

2. Игровая цель, ради которой действует ребёнок.

Эти две цели должны дополнять друг друга и обеспечивать усвоение программного материала. Использование дидактической игры подразумевает обучение с опорой на картинный материал и принцип наглядности. Применение дидактических игр в работе учителя-логопеда ускоряет темп и значительно повышает эффективность коррекционного процесса.

Ряд специалистов, занимающихся разработкой игровых приёмов логопедической работы, такие как Селиверстов В.И. , Васильева С. А и Соколова Н.А. выделяют основные требования к проведению дидактических игр:

1. Игры должны длиться не более 15 минут (дидактическая игра длится от 5 до 15 минут).

2. Дидактические игры проводятся в неторопливом темпе, для того чтобы ребёнок мог понять суть задания, заметить и исправить свою возможную ошибку, а логопед мог оказать необходимую помощь.

3. Дидактическая игра проводится с опорой на материал программы образовательного учреждения.

4. Необходимо чтобы дидактическая игра вовлекала в коррекционный процесс более сохранные анализаторы (зрительный и тактильный), т.к. их вовлечение обеспечивает наиболее успешное усвоение детьми нового материала.

5. В игре обязательно должен присутствовать соревновательный элемент, поощрения - награды за успешное выполнение задания.

6. Логопед должен использовать внешне привлекательные пособия в дидактических играх.

7. Условия игр, смысл вопросов, назначение используемого материала: предметов, картинок, пособий - должны быть доступны и понятны детям.

8. Условия игры должны быть рассчитаны на вовлечение всех детей в коррекционно-образовательный процесс. То же касается количества пособий.

9. В игре необходимо воспитывать у детей навыки контроля своей и чужой речи. Важно развивать стремление быстро и правильно выполнять речевое задание, логопед должен поощрять инициативу детей.

10. Руководитель является непосредственным участником игры (степень участия взрослого зависит от речевых возможностей детей, определяется игровыми условиями и задачами игры): он вносит по ходу игры необходимые коррективы, следит за речью детей и поправляет их. В конце игры логопед поощряет всех детей, обязательно отмечает самых активных и успешных.

В связи с тем, что дети с нарушениями речи имеют сохранный интеллект, они испытывают такие же потребности в игре, как и их сверстники. Но потребности в игре детей с речевыми патологиями имеют свои особенности, т.к. речевой дефект становится причиной изменений в психической сфере. У детей с речевыми нарушениями появляется повышенная раздражительность, негативизм, возбудимость, замкнутость, психическая истощаемость и пр.

Особенности поведения детей с нарушениями речи отмечаются и в их играх. Дошкольники с общим недоразвитием речи не могут совместно действовать со сверстниками, так как не умеют выразить свою мысль. Они критичны к своему речевому недостатку , поэтому не присоединяются к играм других детей, так как боятся насмешек, хотя правила и содержание игры могут быть им доступны. Самостоятельные игры детей с ОНР характеризуются крайней примитивностью, однообразием, подражательностью, отсутствием сюжета .

Для правильного отбора и организации дидактических игр в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи необходимо учитывать психосоматические особенности этих детей. Такие дети довольно быстро истощаются, они пресыщаются любым видом деятельности. Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью . Дошкольники с ОНР не могут долгое время спокойно сидеть, постоянно что-то теребят, болтают ногами и т.п.

Такие дети эмоционально неустойчивы, их настроение быстро меняется. Часто возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства, очень редко наблюдаются заторможенность и вялость. Дети с нарушениями речи быстро утомляются, особенно заметно утомление накапливается к концу дня, к окончанию недели. Утомление отрицательно сказывается на поведении ребенка, ухудшает его самочувствие, что приводит к вялости или, наоборот, повышенной двигательной активности.

Во время логопедических занятий дети с ОНР неусидчивы, не проявляют заинтересованности, им трудно сохранять работоспособность и удерживать произвольное внимание, они проявляют двигательную расторможенность, вялость, часто отвлекаются. Во время перерыва дети перевозбуждаются, а после его окончания с трудом могут сосредоточиться на занятии.

Зачастую у детей с общим недоразвитием речи отмечаются также неустойчивость внимания, недостаточное развитие переключаемости, они плохо запоминают вербальный материал, понимание словесных инструкций находится на низком уровне (забывают последовательность заданий, теряют сложные элементы ). Регулирующая функция речи развита недостаточно, дети не реагируют на замечания или реагируют негативно, часто отсутствует реакция на одобрение . Низкий уровень самоконтроля, несколько нарушена познавательная деятельность, наблюдается своеобразие словесно - логического мышления, низкая умственная работоспособность. Эти дети недостаточно наблюдательны к языковым явлениям.

Дошкольники с недоразвитием речи медленно усваивают внеречевые понятия (соотнесение по признаку цвета, формы, величины, количества), плохо владеют навыками лепки, рисования, конструирования. Недостаточная продуктивность вследствие отсутствия целенаправленности, снижения памяти, неустойчивости и узости внимания характеризует все виды психической деятельности этих детей.

Психическое состояние таких детей неустойчиво, что приводит к резкому изменению их работоспособности. Во время психосоматического благополучия дети с речевой патологией могут достигать достаточно высоких результатов в учебной деятельности.

Учитывая особое состояние центральной нервной системы дошкольников с общим недоразвитием речи, важно помнить, что они дают негативные эмоциональные и невротические реакции, расстраиваются, получив замечание, увидев небрежное отношение к ним со стороны педагога и детей.

Разрешение проблемы обучаемости детей с общим недоразвитием речи предполагает воздействие на такие стороны психической деятельности: состояние когнитивных функций, коммуникативно-познавательная деятельность (речевое поведение) , мотивационно-регуляторная сфера , эмоционально-волевые особенности личности. Параллельно с исправлением нарушений речи необходимо воздействовать на особенности психического развития, которые препятствуют речевой деятельности функционировать в соответствии с нормой .

Таким образом, перед логопедом стоят две основные задачи в работе с дошкольниками:

1. Широкое использование игр в коррекционной работе, причём необходимо помнить об их значимости в целом, как средства умственного, физического, духовно-нравственного и эстетического воспитания детей.

2. При проведении игр логопед должен учитывать всевозможные особенности поведения детей с различными нарушениями речи.

Логопед должен тщательно отбирать используемые игры по содержанию, должен уметь их правильно организовывать и руководить ими, использовать игры в качестве эффективной формы организации детской жизни.

Логопедическая работа становится более эффективной, если дидактические игры сопровождаются привлечением разнообразного наглядного материала: предметов, картинок, специальных пособий, игрушек. Когда дети видят зрительный образ, они быстрее усваивают названия предметов, лучше закрепляются названия признаков и действий.

Чтобы вызвать интерес к обучению, на занятиях используются специально разработанные панно, настольно-печатные игры, учебные пособия. Участниками занятий могут становиться игрушки. Дети участвуют в сюжетно-ролевых играх.

Использование коллективных игр способствует формированию и закреплению у детей коммуникативных умений, а также создаёт положительный фон для регуляции речевого поведения.

Игровые приёмы способствуют активизации словаря. Эффективность использования игровых приёмов определяется тем, что ребёнок ощущает потребность в соотнесении слова и явления действительности, ребёнку сначала требуется проговорить всё, что он делает, и сказать о том, что он видит.

Выводы по главе:

1. В норме к старшему дошкольному возрасту словарь детей оказывается практически полностью сформированным, он может служить моделью родного языка: у детей формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется, несмотря на качественное пополнение и увеличение объёма словарного запаса.

2. У детей с общим недоразвитием речи нарушено формирование всей лексической системы языка: их словарь беден, не систематизирован, слова обладают неточным значением и не образуют семантических полей, с трудом усваиваются синонимы, антонимы, слова с обобщающим значением.

3. Эффективным средством логопедической работы с детьми дошкольного возраста, в том числе и по формированию словаря, является дидактическая игра, которая отвечает потребностям ребёнка и целям логопеда. Дидактические игры организуются с учётом особенностей психического развития дошкольников с речевым недоразвитием, сопровождаются специально разработанным и подобранным материалом.

Игра – основной вид деятельности дошкольника. Проведение на групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создаёт максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребёнка условиях игровой деятельности. Специально организованные игры способствуют возрастанию у детей интереса к занятиям, повышению внимания, речевой активности.

Наглядно-игровые средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С их помощью создаётся игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению.

С использованием игровых моментов усвоение даже сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребёнок с усердием постарается овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную задачу.

Играть в логопедические игры весело и интересно. Дети соревнуются друг с другом. Учатся «работать» сообща. В результате возникшего интереса к играм поставленные логопедом задачи быстрее решаются, речь детей становится грамматически правильной. Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.

Предлагаю наглядно-игровые средства, которые я сделала и использую в своей работе с детьми.

Игра «Слоговое лото»

Цель: Упражнять в соотнесении слоговых схем и слов.

Пособие: Несколько (4-6, по числу играющих детей) карт с изображением слоговых схем, предметные картинки.

Ход игры: Играют 4-6 детей. Им раздают карточки со слоговыми схемами. Логопед показывает поочерёдно предметные картинки и произносит слова, обозначающие предмет на данной картинке. Дети делят слово на слоги, берут картинку и накладывают её на соответствующую схему на своей карточке. Игра продолжается до тех пор, пока на карточках у каждого ребёнка будут закрыты все схемы.

Предлагаю вариант карточки со слоговыми схемами и соответствующих предметных картинок. Варианты могут быть различными. Важно называть слова, так как ребёнок может называть предмет, изображённый на картинке, по-разному: мышь – мышка – мышонок. Соответственно изменяется слоговой состав слова.

Игра «Расшифруй слово»

Цель: Закреплять умение проводить звуковой анализ слова, определять первый звук в слове. Упражнять в составлении слова из первых звуков, обозначающих предметы, изображённые на картинках.

Ход игры: Логопед раздаёт по одной карточке детям (можно играть индивидуально с каждым ребёнком или с подгруппой из 4-6 ребят), предлагает определить первый звук в каждом слове и составить слово. В случае затруднений в назывании предметов, изображённых на картинках, логопед называет их.

Можно устроить соревнование: кто быстрее составит слово. Детям очень нравится быть «расшифровщиками». На базе этой игры можно сделать другую – «Зашифруй слово», в которой детям можно назвать слово, а они из предметных картинок составят названное слово.

Предлагаю несколько карточек для примера.

«Расшифрованные» слова: куст (кит, улыбка, самолёт, торт), зонт (заяц, осы, нитки (картинка неудачная, так как звук мягкий, лучше подбирать твёрдые звуки, если гласный за ним не смягчает), торт), мост (мороженое, ослик, свеча, туфли), миска (мишка, игла, солнце, кошка, аист).

Игра «Хитрые слова»

Цель: Закреплять умение проводить звуковой анализ, учить дифференцировать звуки.

Пособие: Карточки с приклеенными картинками слов, названия которых различаются одним звуком.

Ход игры: Раздать детям по одной карточке и предложить проговорить слова и определить, каким звуком они отличаются (как вариант: какой звук в первом слове нужно заменить, чтобы получить второе слово).

Предлагаемые пары слов: роза — роса, юбочка — Любочка, газета – кассета, Марина – малина, щучка – тучка, пушка – сушка, кадушка – катушка, пашня – башня, точка – дочка, кит – кот, печка – Петька, ложки – рожки, уточка – удочка, корона – корова, жук – лук, грот – крот, крыса – крыша, дрова – трава, дом – дым, дом – том, мишка – мышка, щётка — тётка, йод – лёд, юла — Юра

Игра «Раздели слова на группы»

Цель: Закреплять умение проводить звуковой анализ, учить дифференцировать звуки по глухости-звонкости, твёрдости – мягкости.

Пособие: Карточки с приклеенными картинками.

Ход игры: Раздать детям по одной карточке и предложить проговорить слова и определить, какой первый звук в слове. Если звук твёрдый, значит помещаем его в синий дом, если мягкий – в зелёный; если звук звонкий относим его к колокольчику, если глухой – к перечёркнутому колокольчику.

Игра «Полетаем!»

Цель: Вырабатывать сильную воздушную струю.

Пособие: сюжетные карточки с картинками-предметами на ниточках.

Ход игры: Ребёнку предлагают положить перед собой карточку и подуть сильно, не надувая щёки.

Предлагаю следующие сюжеты:

Буду рада, если смогла помочь в вашей работе с детьми. Удачи!

Статьи по теме: