Правила игры в биллиард. Русский бильярд. Правила игры

Стол, кии, игроки, шары. Без них не состоится ни одна бильярдная партия. Теоретически, стол можно заменить небольшой площадью земли, как делали в средние века, кии – подобием клюшек (как в те же средние века). Даже игроков можно заменить роботами. А вот шары не заменить ни чем. Без шаров бильярд уже не будет бильярдом.

А ведь немногие любители бильярда задаются вопросом о том, сколько шаров нужно, чтобы сыграть в русский бильярд, и почему это количество именно такое. Немногие так же интересуются, всегда ли в русский бильярд играли стандартными 16 шарами?

Так сколько же шаров располагается на столе для русского бильярда?

Мы знаем, что современная партия в русский бильярд предполагает 16-шаровую комбинацию на игровом столе. Однако, это количество не всегда было таковым. Изначально, первой русской игрой на бильярде была пяти-шаровая партия, шары в которой были разноцветными. Эта игра известна с начала XIX века.

В первой половине XIX века в Россию из Европы приходит 16-шаровая игра, называемая «Пирамидка Фигаро». От современной Пирамиды этот вариант игры отличается размером игровых шаров и их расцветкой. Они были небольшими – размером с шар для снукера (5,24 см), и разноцветными.

В том же XIX веке, но уже во второй его половине, начали играть шарами с диаметром 6,8 сантиметров, на строгом русском столе. Такие размеры шаров для русского бильярда и их количество сохранились и до наших дней.

Вспомним школу…

Для начала разберемся, что такое шар. Чтобы это сделать, придется вспомнить школьный курс геометрии. Итак, шаром называется геометрическое тело, ограниченное поверхностью, каждая из точек которой расположена на том же удалении от центра, как и другие. Шар –фигура, характеризующаяся такими величинами как радиус и диаметр. Сколько измерений у шара? Правильно. Три. Если в геометрии важен радиус, то в бильярде учитывается только диаметр шара. Именно оси, соответствующей диаметру шара, и происходит его вращение после удара в бильярде.

Удовольствие для людей, за которое платят… слоны

Кроме отличного способа времяпрепровождения, бильярд можно назвать точным математическим расчетом, производимым с удовольствием. Хотя, что для человека хорошо – для животного, мягко сказать, не очень.

Очень долго бильярдные шары производились из бивней слонов. При чем, наивысшей ценностью обладали шары из бивней самок слона. Шары из бивней самцов считались второсортными. А все по тому, что по бивням слонов проходят каналы с капиллярами и нервными волокнами. У слоних эти каналы проходят точно по центру бивня, что придает шару идеальный баланс.

Более того, индийские слонихи ценились выше, чем африканские: более длинный бивень дает возможность изготовить 4, а то и 5 шаров. С помощью нехитрых арифметических подсчетов, очевидным становится ответ на вопрос: «сколько слонов требуется покалечить для изготовления комплекта из 16 первосортных шаров?». Отвечаем: двоих животных.

А есть ли альтернатива?

Вопросы гуманности такого производства, а также затратности способа и дефицитности самого материала, заставили производителей искать другие материалы. В середине 19 века одним американским картелем даже был объявлен конкурс с солидным денежным призом за разработку синтетического материала, подходящего для игры в бильярд.

Награда, однако, так и не нашла своего обладателя, но шары из нитрата целлюлозы (коллодия) с добавлением камфоры, предложенные изобретателем из Иллинойса, пользовались успехом. Ровно до того момента, пока не поползли слухи о том, что во время игры они взрываются. Взрываться, шары не взрывались. Они лишь трескались при ударах. Но сами знаете, как трудно остановить слухи. Как думаете, сколько таких шаров было продано и какие суммы были заработаны прежде, чем слухи дошли до широкой общественности?

В 20 веке шары для бильярда пробовали производить и из легкого, негорючего бейкелита и из пластика, сжатого под давлением. В 30-е годы для этих целей начинает использоваться фенолформальдегидная смола. Технология производства шаров из этого материала наименее затратна. Альтернатива найдена – это плюс. Кто знает, сколько слонов было спасено благодаря изобретению этой смолы… Однако, авторы «Бильярдной энциклопедии» и многие знатоки утверждают, что ни какой альтернативный материал не сравнится со слоновой костью.

Габариты

Помимо материала, из которого изготовлены бильярдные шары, важно учитывать их размеры. Стандартным для русского бильярда является фенолформальдегидный шар диаметром 6,8 см. Такими шарами играют на полном, большом, среднем и малом столах для русского бильярда. Весит такой шар порядка 290 граммов, а нагрузка, которую он способен выдержать, доходит до 5 тонн.

Давайте произведем измерение с помощью слонов. Сколько слоних выдержит фенолформальдегидный шар для русского бильярда? Допустим, что одна взрослая слониха (а как мы помним, именно из их бивней производились бильярдные шары) весит примерно 3 тонны. Следовательно, шар для русского бильярда способен выдержать удар, соответствующий весу 1,67 слонихам.

Обратимся к нумерологии…

Как мы уже знаем, на столе для русского бильярда изначально располагается 16 шаров: биток (обычно красного цвета) и ударные шары, пронумерованные, соответственно, от 1 до 15. Бильярдисты, как и многие другие спортсмены, имеют свои суеверия. В основном, они связаны, конечно, с числом 13 (не бить этим шаром, либо бить только им). О том, сколько еще подобных суеверий, можно только догадываться.

Обратимся к такой науке, как нумерология, чтобы разобраться в смысле, который несет число 16. Это число говорит о волевых качествах о преодолении препятствий. Случаи, когда число 16 постоянно присутствует или часто повторяется, указывают на необходимость прислушаться к интуиции. И верно, ведь помимо математических комбинаций, в бильярдной партии стоит полагаться и на «чутьё». Число 16 так же связано с аналитическими способностями: видеть и точно оценивать собственные таланты и таланты соперника: по какому шару он совершит удар? сколько из прицельных будет забито?…. Такое вот сочетание четкости и психологии характерно для бильярда.

Нет похожих постов.

Существует несколько общих правил для русского бильярда.

Партия начинается с расстановки шаров. Набор из пятнадцати белых шаров, пронумерованных от 1-15, выставляются на бильярдный стол. С помощью треугольника они ставятся вплотную друг к другу, располагаясь таким образом, чтоб передний шар был на отметке, расположенной в центре задней половине игрового поля стола, а основание пирамиды параллельно короткому борту.

Любая игра в бильярд начинается с удара, не удивительно, потому что, он является одним из основных составляющих игры. Соответственно существует несколько видов удара и связанные с ним действия и классифицируются с точки зрения на правильный или неправильный удар.
Началом удара считается касание набойки кия к битку. Соударение – т.е. сильный толчок, кия по битку и как результат следующее за ним движения шара или шаров – начало игры. Касание битка с прицельным шаром является обязательным условием любого правильного удара. Окончанием удара следует считать остановку всех шаров, по всей поверхности стола, включая шары, вращающиеся на одном месте. Удар кием по битку (шару по которому наносят удар кием) выполняется набойкой кия в направлении его продольной оси. При этом должно соблюдаться обязательное условие, при котором одна нога игрока должна стоять на полу или касаться его. При нарушении этого правила игрок штрафуется. В момент удара все шары должны быть неподвижными. Выскочившие, неправильно забитые шары, должны быть выставленными в произвольном порядке на линии выставления шаров от задней отметки в направлении заднего борта.

Видов ударов в бильярде так же несколько. Они делятся на простые и сложные:
Простые - это клапштос, накат, оттяжка, правый и левый боковик.
"Клапштос " - основной удар, удар в центр битка. Этот удар основывается на законе физики: шар, движущийся по плоскости, ударившись о другой, равный ему не только по массе и объему, но и по упругости, неизбежно останавливается на месте, в точке соприкосновения, а свою скорость движения и его направление передает другому, тому, о какой он ударился.
"Накат " - удар в верхнюю точку строго над центром битка он считается одним из самых легких в игре.
"Оттяжка " - удар в нижнюю точку строго под центром битка. При этом виде удара действуют 2 силы: это сила удара, заставляющая шар продвигаться вперед и сила обратного вращения, действующая оттого, что удар нанесен в точку шара, расположенную ниже центра.
"Правый боковик " - удар в среднюю точку на правой стороне битка.
"Левый боковик " - удар в среднюю точку на левой стороне битка.

Сложными ударами считаются:
"Верхний правый боковик" - удар в верхнюю точку на правой стороне битка.
"Верхний левый боковик" - удар в верхнюю точку на левой стороне битка.
"Нижний правый боковик" - удар в нижнюю точку на правой стороне битка.
"Нижний левый боковик" - удар в нижнюю точку на левой стороне битка.

За неправильно произведенный удар в бильярде налагается штраф. К неправильным ударам относятся:
1) двойной удар – двукратное касание набойкой кия шара по которому производится удар;
2) пропих – возникает в случае затягивания контакта набойки кия, до момента соударения битка с прицельным шаром;
3) нажим – один из запрещенных ударов, когда играющий, приложив конец кия к битку, стоящему вплотную к другому шару у лузы, постепенно нажимает вперед и этим заставляет последний упасть в лузу;
4) промахом называется неудачный удар, при котором, биток не коснулся ни одного из прицельных шаров.

Второй главной составляющей в бильярде является положение шара. Положение шара определяется положением его центра относительно разметки игрового стола. Шар, стоящий в точности на линии дома (прямая, проведенная через переднюю отметку параллельно переднему борту.), считается расположенным вне него, относительно выполняющего удар игрока.

Инвентарь для игры в русский бильярд должен строго соответствовать определенным техническим характеристикам, предъявляемым Федерацией Русского бильярда. Основные нормы таковы:
1. размер стола должен составлять 3600 х 1800 мм;
2. размер шара - 68-70 мм;
3. угловые лузы размером - 72 + 1 мм;
4. средние лузы - 80 + 1 мм.

Для того чтоб начать игру нужно определить, кто из игроков разобьет пирамиду, поэтому производится розыгрыш права первого удара. Участники игры становятся у переднего борта с разных сторон от продольной линии. На какое место встать они определяют жеребьевкой или договорившись между собой. Установив по одному шару в доме (часть игрового стола) игроки параллельно выполняют удар и посылают шары к заднему борту. Право первого удара получает тот, чей шар остановился ближе к переднему краю игрового стола.

Если же оба шара остановились на равном расстоянии о борта, розыгрыш повторяется. Победитель может сделать удар сам или отдать свое право сопернику.

Розыгрыш считается проигранным, в нескольких случаях:
а) шар не коснулся заднего борта;
б) шар коснулся длинного борта;
в) шар упал в лузу или выскочил;
г) шар пересек продольную линию.

В случае если розыгрыш провалился он повторяется опять. Играющий получивший право первого удара должен разбить пирамиду. Этот удар называется начальным ударом. Разбитие пирамиды считается правильным, при следующих условиях: если один из шаров забит в лузу, три прицельных шара коснулись борта, 2 шара коснулись бортов и один из них пересек центральную линию.

Шар считается правильно забитым, т.е. сыгранным, если он упал в лузу в результате правильного удара. Любой удар (за исключением начального) считается правильным, если не нарушено ни одно из положений Правил, предъявляемым Федерацией Русского бильярда.

Кроме того после соударения битка с одним из прицельных шаров любой из шаров на игровой поверхности стола:
1) забит в лузу или отражается от любого борта, а затем
а) касается другого борта или
б) доводит до другого борта любой шар; или
в) касается любого шара, стоящего вплотную к другому борту.
2) пересекает центральную линию, и:
а) касается любого борта;
б) доводит до любого борта любой шар;
в) касается любого шара, стоящего вплотную к любому борту.
3) Шар отражается от любого борта а затем:
а) пересекает центральную линию;
б) перекатывает через нее любой шар.

Все правильно сыгранные шары вынимаются из луз и размещаются на специальной полке, а игрок получает право сделать другой удар. Шар, который отразился от скобы лузы на игровую поверхность стола, не считается сыгранным. Если с момента начала удара и до момента его завершения было нарушено хотя бы одно правил, то все шары, упавшие в лузы в результате этого удара, считаются неправильно забитыми. Все неправильно забитые шары не засчитываются и выставляются. Иногда шар зависает над лузой. Если зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу, в случае того, что он был задет одним из приведенных в движение шаров, после окончания удара или сотрясения стола, то все шары устанавливаются с максимальной точностью на свои прежние позиции и удар повторяется. Если движущийся шар приостанавливается на краю лузы, а затем падает в лузу до окончания этого удара, то он считается упавшим в лузу вследствие произведенного удара.

Штрафы игроку налагаются в следующих случаях:
в случае, если биток при ударе не коснулся ни одного из прицельных шаров;
в случае, если после удара биток выскочил за борт;
в случае, если до завершения предыдущего удара сделан следующий удар;
в случае, если при осуществлении удара по битку ни одна из ног играющего не касается пола;
при касании любого шара на игровой поверхности стола до, во время или после удара - кием, машинкой, рукой, одеждой и т.п.;
за осуществление неправильного удара по битку;
при неверном ударе по близко стоящему прицельному шару;
при осуществлении удара пропихом по прицельному шару, отстоящему от битка более чем на Ѕ радиуса шара, когда игрок чрезмерно затягивает время контакта наклейки кия с битком и проталкивает одновременно биток и играемый прицельный шар;
при двойном ударе, когда наклейка кия касается битка дважды;
за осуществление удара нажимом, когда биток выжимает прицельный шар от борта;
в случае, если при ударе с руки из дома биток задевает какой-либо расположенный в доме прицельный шар;
при нанесении удара не битком;
при падении битка в лузу;
в случае, если при ударе с руки из дома игрок, несмотря на предупреждение судьи, выносит биток за линию дома, выносит корпус за продолжение внешней стенки длинного борта или производит удар с противоположной стороны стола;
при вмешательстве в игру противника.

Отыгрыш
Удар, назначенный правилами данной игры, называется отыгрышом.
1. Выскочивший шар
Шар, вылетевший при ударе за игровую поверхность стола и не попавший в лузу, считается выскочившим.
После удара выскочивший прицельный шар выставляется на заднюю отметку без наложения штрафа на игрока. При этом засчитываются все забитые шары.
Согласно правилам, штраф налагается, когда выскакивает биток. Тогда сыгранные шары не засчитываются, а биток выставляется на игровую поверхность стола.
Кроме того, штраф налагается, когда вылетевший шар задевает кий на поверхности стола либо ударяет игрока. Это является нарушением правил. Такой шар может стать выскочившим, либо вернуться на игровую поверхность стола и остаться в игре.
При этом шар отскакивает от верхней части борта, скобы лузы или осветительного прибора. В этом случае нарушения правил не происходит.

2. Выставление шаров
На заднюю отметку выставляются не заказанные, забитые с нарушением правил и выскочившие прицельные шары. Когда задняя отметка занята, шары выставляются двумя способами. Первый способ – на продольной линии в сторону заднего борта, рядом с мешающим шаром. Второй способ – в сторону центральной отметки, если указанное место уже занято.
При выставлении нескольких шаров первый ставится, как описано, а остальные располагаются вплотную.

4. Запрет использования бильярдного инвентаря
Для определения расстояния (между шарами, шаром и бортом) возбраняется пользоваться бильярдным инвентарем (за исключением кия).

5. Вступление в игру соперника
После нарушения правил, либо когда игроком не был забит шар, в игру вступает соперник.
Соперник может потребовать игрока сделать очередной удар, если на игрока был наложен штраф.

6. Вмешательство соперника
Вмешательство соперника происходит, если соперник сделает удар не в свою очередь или прикоснется к шару. Судья штрафует его, возвращает шары в прежнее положение и игра возобновляется.

7. Вмешательство постороннего лица
Положение шаров может измениться в результате действий постороннего лица, каких-либо чрезвычайных обстоятельств (падение осветительного прибора). При этом, игра продолжается после того, как судья восстанавливает прежнее положение шаров.
Игра приостанавливается до тех пор, пока посторонний не уйдет, если он вмешивается в игру умышленно.

8. Незафиксированный выигрыш
Происходит когда партия длится после того, как один из соперников выиграл (например, сыграл 8 шаров). Как только это обнаруживается, ему присуждается победа. Штраф, наложенный после незафиксированного выигрыша, не учитывается. Победа присуждается, даже если после незафиксированного выигрыша игрока его противник тоже закончил партию.


Русский бильярд. Общие правила

Комментарий: с 1 января 2005г. были введены и уже действуют на всех официальных соревнованиях, новые правила Русского бильярда, являющиеся международными. Новые правила претерпели значительные изменения и прежде всего это касается переименовывания всех пирамидных игр, по которым будут проводиться спортивные соревнования. Изменены даже некоторые бильярдные термины. Безусловно эти "новшества", пришлись по душе не всем - ведь по сути из наименований исклечено исконно Русское начало. Все это объясняется "современными" "международными" требованиями времении. Тем не менее дух и сущность Русского бильярда от этого никоим образом не менятся, а принятая новая терминология не сможет заменить привычных названий известных бильярдных игр и будет являться лишь официальной.

И так новые спортивные соревнования будут проводиться по следующим четырём видам Пирамиды:

1) "Свободная пирамида" т.е. "ПИРАМИДА" или "АМЕРИКАНКА".
2) "Свободная пирамида" ("Американка с продолжением", "Большая американка")
3) "Комбинированная пирамида" - "СИБИРСКАЯ ПИРАМИДА" ("СИБИРКА") или "МОСКОВСКАЯ ПИРАМИДА" ("МОСКВИЧКА").
4) "Динамичная пирамида" - "НЕВСКАЯ ПИРАМИДА".
5) "Классическая пирамида" - "МАЛАЯ РУССКАЯ ПИРАМИДА".
________________________________________
Удар по битку

Должен производиться передней частью наклейки кия в направлении его продольной оси, при этом, по крайней мере, одна нога играющего должна касаться пола. Выполнение удара каким-либо иным способом штрафуется.

Розыгрыш начального удара

Право на первый удар во встрече определяется в результате розыгрыша. Расположившись по разные стороны от продольной линии стола, игроки одновременно производят удары с руки из дома, направляя свои битки к заднему борту. Побеждает игрок, чей шар, отразившись от него, останавливается ближе к переднему.

Розыгрыш считается автоматически проигранным, если биток не коснулся заднего борта, зашел на половину соперника, упал в лузу или выскочил за борт. Если правила нарушили оба соперника или оба битка остановились на одинаковом расстоянии от борта, то розыгрыш повторяется.

Победитель розыгрыша имеет право либо сам произвести начальный удар, либо уступить его сопернику. В последующих партиях соблюдается очередность. Перед последней решающей партией розыгрыш повторяется заново.

Расстановка шаров
Перед началом игры пятнадцать прицельных шаров с помощью треугольника устанавливаются вплотную друг к другу в форме пирамиды с вершиной на задней отметке и основанием параллельно короткому борту.

Начальный удар ("С руки и из дома")

При выполнении этого удара запрещается выносить корпус за продолжение внешней стороны длинного борта, а также располагать биток за линией дома.

Биток считается введенным в игру после удара по нему наклейкой кия. При игре с руки шары, сыгранные в противоположные угловые, а также упавшие в результате этого удара в другие лузы, засчитываются. Удар с руки производится также и в других, оговоренных настоящими правилами случаях: (биток упал в лузу или выскочил за борт ("Русская пирамида", "Московская"), при этом наносить удар разрешается лишь по шарам, расположенным вне дома.

Если все прицельные шары располагаются в доме, то удар производится с противоположной стороны стола, которая в этом случае служит временным домом, ограниченным задней линией.

Сыгранные шары

Шары считаются сыгранными (забитыми), если они в результате правильного удара падают в лузы.

Шар, отразившийся от лузы на игровую поверхность стола, остается в игре. Прицельный шар, упавший в лузу в результате преднамеренного скатывания его по борту, не засчитывается и выставляется в соответствии с правилами конкретной игры, при этом штраф не налагается.

Выскочившие шары

Выскочившими за борт считаются шары, остановившиеся после удара вне игровой поверхности стола (на борту, на полу и т. д.). Шар остается в игре, если он, ударившись о какую-либо стационарную бильярдную принадлежность (верхнюю часть борта, скобу лузы, осветительный прибор и т. п.), самостоятельно возвращается вновь на игровую поверхность. Если же шар задевает за пределами стола какой-либо иной объект (кий, мел, одежду и т. п.), то он считается выскочившим даже в том случае, если он после этого вновь возвращается на игровую поверхность.

Выскочившие прицельные шары выставляются после завершения удара в соответствии с правилами каждой конкретной игры. При этом штраф не накладывается.


Комбинированная пирамида (СИБИРКА или МОСКВИЧКА или МОСКОВСКАЯ ПИРАМИДА)

Еще эту игру называют "сибирской", "комбинированной". При игре в "московскую" следует руководствоваться "Общими правилами русского бильярда», а также, нижеследующими правилами.

Цель игры
Первым забить восемь шаров.

Используемые шары
Биток и пятнадцать прицельных шаров. Биток должен отличаться от прицельных шаров цветом или особой разметкой (обычно полосатый или розовый). Всего шестнадцать.

Расстановка шаров
Пятнадцать прицельных шаров расставляют в форме пирамиды с вершиной на задней отметке.

Начальный удар
Начальный удар производится "с руки" из "дома".

Ведение игры
Играть можно любой прицельный шар или биток от прицельных шаров. Объявлять заказ не требуется. При правильном ударе засчитывается любое количество шаров, упавших в лузы.

Взамен забитого битка со стола снимается любой из прицельных шаров, на который укажет соперник, после чего играющий производит удар битком с руки из дома.

Выставление шаров
Все неправильно забитые, выскочившие за борт, а также штрафные шары выставляются после завершения удара и до начала следующего.

Единичный шар выставляется на заднюю отметку.

Любой выставленный шар может быть выбран играющим в качестве битка или прицельного шара.

Штрафы за нарушения
Штраф в виде одного шара взыскивается:
при всяком касании играющим любого шара рукой, одеждой и т. п. до, после или при выполнении удара;
при ударе по битку турником или боковой частью кия;
при ударе во время не завершившегося движения шаров от предыдущего удара;
при промахе, когда "свой" не коснулся ни одного из шаров:
при вылете за борт "своего" шара;
при отрыве обеих ног от пола во время удара.
Если при нарушении по пунктам а), д) и е) были сыграны один или несколько шаров, то последние не засчитываются, вынимаются из луз и устанавливаются у короткого борта в районе третьей точки

Если на момент нарушения у игрока нет забитых шаров, то штраф взимается после первого забитого им шара.

Особые случаи
При неправильном ударе биток выскочил за борт и, ударившись о кого-либо, возвратился на бильярд. Штраф не взимается. Если заказанный или играемый шар упал в лузу, то он не засчитывается. Удар переходит к партнеру
Биток или любой шар выскочил и остановился на борту. Шар ставится плотно к борту около того места, где он остановился на борту. Удар переходит к партнеру, но если был положен шар, то он засчитывается.
Кто-либо из посторонних или партнер во время удара случайно помешал: толкнул, задел и т. п. По желанию пострадавшего положение шаров может быть восстановлено. Удар переигрывается.
Шар остановился в растворе лузы, но упал в промежуток времени между началом прицеливания другого партнера и моментом подхода битка к застрявшему шару, в результате чего получился промах.
Удар сохраняется за промахнувшимся. Упавший шар выставляется на точку 3 или на ближайший к ней короткий борт. Биток переставляется в "дом" и удар выполняется оттуда на общем основании.

ОТЛИЧИЕ МОСКОВСКОЙ ОТ НОВОВВЕДЕННОЙ КОМБИНИРОВАННОЙ ПИРАМИДЫ:
После забитого битка, игрок сам снимает шар на полку. В «московке» это делал соперник. Игра ведется без заказа. В случае штрафа игрок наказывается не снятием забитых шаров на стол, а снятием шара на полку соперника. В связи с чем, возникла коллизия последнего шара – в теории игрок может закончить партию не результативным ударом, а шаром после штрафа.


Классическая пирамида - Малая Русская пирамида

Игра производится 16 шарами. 15 белых шаров имеют нумерацию от 1 до 15 очков. Шестнадцатый шар - биток может быть цветным либо полосатым, заметно отличающимся от других шаров.

Шары устанавливаются в пирамиду в строго определенном порядке. В вершине пирамиды, на третьей точке стола - «четверка» (лобовой шар), по бокам основания пирамиды - «двоика» и «тройка», а самые крупные шары «13», «14», «15» - в центре пирамиды. При таком расположении после разбивки пирамиды, как правило, раскатятся только крайние шары с малыми номерами, а крупные шары останутся в середине пирамиды.

Сумма всех обозначенных на шарах цифр составляет 120 очков. К номеру шара с «единицей» («туз») прибавляется 10 и к последнему оставшемуся шару, независимо от нанесенной на нем цифры, прибавляется также 10. Таким образом, общая сумма очков - 140.

Игра ведется только одним, «своим» шаром. Выигравшим считается тот, кто первым наберет 71 очко. Если один игрок набрал 70 очков («своя»), то даже в случае покладки последнего шара его партнером в партии фиксируется ничья.

Иногда играют втроем и даже вчетвером. Так бывает в товарищеских встречах на досуге, когда желающих поиграть много, а столов мало. При игре втроем дополнительно к шару «2» прибавляется 10 очков, и тогда в пирамиде будет 150 очков. Чтобы одному из партнеров выиграть, ему необходимо набрать 51 очко. Если все трое сыграли по 50 очков, то фиксируется ничья.

При игре вчетвером (каждый за себя) к общему числу очков в пирамиде прибавляется еще 10. На этот раз к шару «З». Таким образом, общая сумма очков в пирамиде оказывается равной 160. Выигравшим считается тот, кто первым набрал 41 очко. Ничья возможна в том случае, когда у каждого окажется по 40 очков.

Перед началом игры следует договориться об условиях игры. Одно из таких условий - как заказывать шары: строгим заказом «по чистому назначению» или «шар-луза». При игре «по чистому назначению» перед ударом играющий точно называет номер шара, лузу, куда он желает положить шар, а также объясняет, каким образом должен упасть шар (от такого-то шара, таких-то шаров, абриколью, шаром или шарами и какими именно, каким видом дуплета и т.д.). Игра «шар-луза» предусматривает точное назначение номера шара и лузы, в которую играют. Каким образом шар будет приближаться к лузе - не имеет значения.

Другим условием игры может быть фора, которую дает более сильный игрок другому. Эта фора обычно составляет 5, 10, 15, 20, 30 и даже 35 очков. Вместе с тем молодым спортсменам не рекомендуется привыкать к перестраховке от проигрыша, требуя вперед очки. Фора снижает качество игры, ослабляет волю игрока, собранность, мешает сосредоточенности. Фора оправдана в основном при встречах на товарищеских турнирах команд или во время игр партнеров разного класса. Заказ должен быть произнесен громко, ясно и обязательно до удара.

При правильном сыгрывании назначенного шара все остальные шары, упавшие в лузы вследствие этого же удара, засчитываются как сыгранные, вне зависимости от времени их падения по отношению к падению заказанного шара. Когда на бильярде остается один шар, называть его номер не требуется.
Если шар ударился о внутреннюю стенку лузы и выскочил обратно на стол, он не засчитывается и оставляется там, где остановился.

Кому начинать игру в первой партии - определяется жребием. В дальнейшем игру начинает победитель предыдущей партии. Во время игры разрешается пользоваться киями разной длины, машинкой и мазиком.

Штрафные санкции.
При игре в пирамиду предусмотрены штрафы:
а) 5 очков, которые снимаются со счета провинившегося и прибавляются к счету партнера;
б) выставление шара, положенного в лузу, на стол.

Ошибки, за которые назначается штраф в 5 очков:
а) падение битка в лузу;
б) биток выскочил при ударе за борт;
в) удар по ошибке выполнен не «своим» шаром;
г) биток не задел шар-мишень и не коснулся ни одного из шаров, находящихся на столе (в том числе и при самом первом ударе);
д) удар выполнен не наклейкой, а турняком или боковой частью кия;
е) во время удара партнер стушевал (коснулся) любой шар кием, одеждой, рукой и т.д.;
ж) удар во время движения шаров от предыдущего удара;
з) касание шаров игроком, ошибочно посчитавшим партию оконченной;
и) прямое попадание в шар, находящийся в «доме», при игре «с рук».

При ошибках, предусмотренных пунктами а) и б), кроме штрафа в 5 очков, если одновременно в лузу упадут заказанные шары. то они на засчитываются и выставляются на третью точку стола. Если же точка занята, то - на короткий борт с внутренней стороны пирамиды.

Иногда ошибки, отмеченные в пунктах д) и е), по предварительному взаимному договору партнеров не штрафуются. Однако в целях выработки у спортсменов аккуратности и повышения культуры игры эти ошибки целесообразно штрафовать.

Если один из партнеров после удачного удара посчитал, что у него партия, и смешал остальные шары (пункт з), то положение шаров восстанавливается, игра продолжается, удар переходит к сопернику.

Ошибки, после которых сыгранный шар не засчитывается:
а) шар положен запрещенным ударом («пропнх», «нажим»);
б) при игре «с рук» часть корпуса и ноги игрока выступают за линию длинного борта;
в) во время удара партнер, навалившись на край стола, не касается пола ногами.
Во всех перечисленных случаях штраф ограничивается тем, что сыгранный шар выставляется на стол на общих основаниях. Удар переходит к партнеру. Если все шары находятся в «доме», а играть надо «с рук», то временным «домом» становится «глубина» стола, находящаяся в районе третьей точки.


Динамичная пирамида - Невская пирамида

Цель игры
Первым забить восемь шаров.

Используемые шары
Биток и пятнадцать прицельных шаров. Биток должен отличаться от прицельных шаров цветом или особой разметкой.

Расстановка шаров:
Пятнадцать прицельных шаров расставляются в форме пирамиды с вершиной на задней отметке.

Начальный удар (с руки из дома)
Этот удар разрешается производить из любого положения, в том числе и выходить за внешнюю сторону длинного борта, но не заходя за продолжение передней линии (линии дома). При правильном ударе засчитывается все шары, сыгранные в любую лузу, после выхода битка из дома, либо его соприкосновения с прицельным шаром, находящимся вне дома.

Ведение игры
Игра идет с двойным заказом, т.е. можно заказывать и "свой", и "чужой" шары одновременно; заказ засчитывается, если упадет даже один шар.
В ходе игры после любого сыгранного по заказу шара, любые, случайно упавшие шары, засчитываются. После забивания "своего" шара игрок ставит "свой" шар на любое место стола обязательно под "чужой" шар, т.е. играет "с руки".
Если при игре "с руки" "свой" шар падает вместе с "чужим", то это не штраф, но удар "с руки" переходит к сопернику.
Если при игре "с руки" падает только "свой" шар, а не "чужой", то это не штраф, но удар "с руки" переходит к сопернику.

Выставление шаров
Все неправильно забитые, выскочившие, а также шары, снятые с полки за штраф, устанавливаются на заднюю отметку (третью точку). Если же это место занято, то шары выставляются на продольной линии как можно ближе, но не вплотную к мешающему шару в сторону заднего борта, а если и эта линия занята, то в сторону центральной отметки. Если одновременно выставляется несколько шаров, то они ставятся вплотную друг к другу.

Штрафы за нарушения
За каждое нарушение правил с игрока взимается штраф в размере одного шара. Если на момент нарушения у игрока нет забитых шаров, то штраф взимается после первого забитого им шара.


Свободная пирамида (ПИРАМИДА или АМЕРИКАНКА)

1. Цель игры
Первым (раньше соперника) набрать восемь очков.

2. Штрафной шар
2.1. В случае нарушения правил один из ранее правильно забитых нарушителем шаров выставляется. Такой шар называется штрафным шаром.
2.2. Если у нарушителя нет правильно забитых шаров, то в качестве штрафного шара выставляется первый правильно забитый им шар.

3. Биток и прицельные шары
3.1. В "Пирамиде" нет постоянного подразделения шаров на единственный биток (по которому бьют кием) и прицельные шары (по которым бьют битком).
3.2. При выполнении любого удара (за исключением начального) игрок может использовать в качестве битка любой шар на игровой поверхности стола (независимо от его номера и цвета). Соответственно все остальные шары на игровой поверхности стола (независимо от их номера и цвета) могут служить в качестве прицельных.

4. Соударение
4.1. Соударение (касание) битка с одним из прицельных шаров является обязательным условием любого правильного удара, включая начальный.
4.2. Битком можно ударить по прицельному шару как напрямую, так и от любого борта (бортов).
4.3. Если биток не коснулся ни одного из прицельных шаров, то удар считается неправильным и наказывается штрафом.

5. Правила ведения игры
5.1. Перед каждым ударом (за исключением начального) игроку предоставляется право выбора битка.
5.2. Если в результате правильного удара в лузу забит шар, то игрок производит следующий удар с возобновлением права выбора битка.
5.3. Если при правильном ударе ни один из шаров не забит в лузу, то право следующего удара c правом нового выбора битка переходит к сопернику.
5.4. Забивать в лузу можно как любой прицельный шар, так и биток от любого прицельного шара.
5.5. Объявлять заказ не требуется. При правильном ударе засчитываются все упавшие в лузы шары.

6. Игра после нарушения
В случае нарушения правил соперник имеет право:
(1) сам произвести следующий удар или
(2) потребовать продолжения игры нарушителем.

7. Розыгрыш начального удара
7.1. При розыгрыше начального удара (разбития пирамиды) используется следующая процедура. Расположившись по разные стороны от продольной линии стола, игроки одновременно выполняют удар с руки из дома, посылая шары к заднему борту и обратно. Побеждает игрок, чей шар остановился ближе к переднему борту.
7.2. Розыгрыш считается автоматически проигранным, если:
(1) шар зашел на половину соперника,
(2) не достиг заднего борта,
(3) упал в лузу,
(4) выскочил за борт,
(5) коснулся длинного борта или
(7) коснулся заднего борта более одного раза.
7.3. Если правила нарушили оба соперника или если судья не может определить чей шар остановился ближе к переднему борту, то розыгрыш повторяется.
7.4. Победитель розыгрыша имеет право:
(1) сам произвести начальный удар или
(2) уступить его сопернику.

8. Исходная расстановка шаров
8.1. Перед начальным ударом пятнадцать нумерованных шаров цвета слоновой кости устанавливаются в форме равностороннего треугольника (пирамиды) с вершиной на задней отметке стола и основанием параллельно заднему борту. Все шары должны быть плотно прижаты друг к другу.
При расстановке шаров следует использовать стандартный треугольник.
8.2. Цветной шар (без номера), используемый в качестве битка при выполнении начального удара (разбития пирамиды), располагается в доме.

9. Положение шара
Положение шара определяется положением его центра.

10. Дом и линия дома
10.1. Линия дома не является частью дома.
10.2. Шар, стоящий на линии дома, считается распложенным вне дома.

11. Введение битка в игру (начало игры)
11.1. Биток вводится в игру начальным ударом с руки из дома.
11.2. В качестве битка при выполнении начального удара следует использовать цветной шар (без номера).
11.3. Игрок, вступающий в игру первым, может устанавливать биток в любой точке дома, но не на линии дома.
Если биток установлен вне дома, то судья или соперник должны предупредить об этом вступающего в игру игрока до нанесения им удара. В противном случае считается, что биток введен в игру правильно.
Если вступающий в игру предупрежден о неправильном положении битка, он обязан его попра-вить.
11.4. Биток считается введенным в игру сразу после удара по нему наклейкой кия.
11.5. До тех пор пока биток не введен в игру, его можно поправлять рукой, кием и т.п. Однако любое касание битка после введения его в игру влечет за собой штраф.

12. Правильный начальный удар
12.1. Начальный удар (разбитие пирамиды) считается правильным, если не нарушено ни одно из положений настоящих правил и кроме того - после соударения битка с одним из прицельных шаров:
(1) один из шаров (биток или любой прицельный шар) правильно забит в любую лузу; или
(2) один из шаров (биток или любой прицельный шар) коснулся двух бортов; или
(3) один из шаров (биток или любой прицельный шар) коснулся борта, а затем пересек центральную линию.
Если ни одно из указанных требований не выполнено, на игрока налагается штраф.
12.2. Если игрок, вступающий в игру первым, не смог произвести правильный начальный удар, его соперник имеет право:
(1) принять сложившуюся позицию шаров на столе и продолжить игру; или
(2) принять сложившуюся позицию шаров на столе и заставить нарушителя продолжить игру; или
(3) расставив шары заново, сам произвести начальный удар; или
(4) расставив шары заново, заставить нарушителя произвести начальный удар еще раз.

13. Попеременное разбитие
В каждой последующей партии матча соперники разбивают по очереди.

14. Начало и завершение удара
14.1. Удар начинается с момента соприкосновения наклейки кия с битком и завершается после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола. (Вращающийся на месте шар считается движущимся.)
14.2. Запрещается начинать следующий удар до завершения предыдущего. В противном случае - штраф.

15. Удар кием по битку
Удар по битку должен производиться только наклейкой кия в направлении его продольной оси. В противном случае - штраф.

16. Касание ногой пола
При выполнении удара по битку по крайней мере одна нога играющего должна касаться пола. В противном случае - штраф.

17. Запрещенное касание шаров
За исключением касания битка наклейкой кия при выполнении удара, запрещается касание любого шара (битка или любого прицельного шара) на игровой поверхности стола телом, одеждой, мелом, машинкой, древком кия и т.п. В противном случае - штраф.

18. Запрет двойного удара
При выполнении удара наклейка кия должна коснуться битка лишь один раз. В противном случае - штраф.

19. Запрет пропиха
19.1. При выполнении удара по битку любым способом кроме двух описанных в разделе 18.2, запрещается затягивать контакт наклейки кия с битком вплоть до соударения (касания) битка с прицельным шаром. В противном случае удар квалифицируется как пропих и наказывается штрафом.
19.2. Если биток касается прицельного шара или если расстояние между битком и прицельным шаром настолько мало, что при выполнении удара по битку практически невозможно избежать моментального тройного контакта - "наклейка кия-биток-прицельный шар" (это расстояние, как пра-вило, не превышает размера стандартного бильярдного мелка), то удар кием по битку не квалифицируется как пропих, если он нанесен:
(1) под углом не менее 45 градусов в сторону от линии центров этих двух шаров; или
(2) таким образом, что биток прошел вслед за прицельным шаром не далее чем на полшара.
В противном случае - штраф.
Примечание:
Удар по битку в сторону от соприкасающегося прицельного шара (без смещения последнего с места) не считается за соударение битка с этим прицельным шаром. Если после этого биток не коснулся ни одного из прицельных шаров, то удар считается неправильным и наказывается штрафом.

20. Правильный удар
Любой удар (за исключением начального) считается правильным (правильно завершенным), если не нарушено ни одно из положений настоящих правил и кроме того после соударения (касания) битка с одним из прицельных шаров любой из шаров на игровой поверхности стола (биток или любой прицельный шар):
(1) забит в лузу; или
(2) отражается от любого борта, а затем: (а) касается другого борта, или (б) доводит до другого борта любой шар или (в) касается любого шара, стоящего вплотную к другому борту; или
(3) пересекает центральную линию, а затем: (а) касается любого борта или (б) доводит до любого борта любой шар; или
(4) отражается от любого борта, а затем: (а) пересекает центральную линию или (б) перекатывает через нее любой шар.
Если ни одно из указанных условий не выполнено, то налагается штраф.
Примечания:
1. Все элементарные игровые события (соударения шаров, отражения от бортов, пересечения центральной линии стола и т.д.) должны происходить только в указанной выше последовательности. В противном случае - штраф.
2. Если биток бьет по прицельному шару, стоящему вплотную к борту, а этот прицельный шар отражается от борта, в свою очередь бьет по битку и доводит его до другого борта или перекатывает через центральную линию, то удар считается правильным только в том случае, если имело место два отдельных соударения - "биток-прицельный шар" и "прицельный шар-биток". В противном случае - штраф.
3. Шар пересекает центральную линию только в том случае, если центральную линию пересекает центр шара.
4. Если один из шаров отражается от губы ("носика") средней лузы и возвращается на свою половину игровой поверхности стола, то его центр по меньшей мере один раз пересек центральную линию.

21. Правильно и неправильно забитые шары
21.1. Шар считается правильно забитым (сыгранным), если он упал в лузу в результате правильного удара.
21.2. Все правильно забитые шары вынимаются из луз и размещаются на специальной полке. (Каждому из игроков отводится отдельная полка.)
21.3. Если же при ударе было нарушено хотя бы одно из положений настоящих правил, то все шары, упавшие в лузы в результате этого удара, считаются неправильно забитыми.
21.4. Все неправильно забитые шары не засчитываются и выставляются наряду со штрафным шаром.
21.5. Шар, выскочивший из лузы на игровую поверхность стола, считается не забитым и остается в игре. (Штраф при этом не налагается.)

22. Шар на краю лузы
22.1. Если зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу без соударения с другим шаром и если это не повлияло на конечный результат начавшегося удара, то его восстанавливают на прежнее место и игра продолжается.
22.2. Если же зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу без соударения с другим шаром и если это повлияло на конечный результат начавшегося удара (то есть в том случае, если самопроизвольно упавший в лузу шар был бы неизбежно задет одним из приведенных в движение шаров), то все шары восстанавливаются с максимально возможной точностью на свои прежние позиции и удар повторяется.
22.3. Если движущийся шар на мгновение останавливается на краю лузы в положении неустойчивого равновесия, а затем падает в лузу, то он считается упавшим в лузу в вследствие произведенного удара и не восстанавливается.

22. Выскочивший шар
22.1. Шар считается выскочившим за борт, если после завершения удара он остановился вне игровой поверхности стола (на упругом борту, на поручне, на полу и т.п.).
22.2. Шар не считается выскочившим, если он, ударившись о верхнюю часть упругого борта или поручня, самостоятельно возвращается на игровую поверхность, не задев при этом какой-либо иной объект, не являющийся стационарной принадлежностью бильярдного стола. Если же шар задевает какой-либо предмет, не являющийся принадлежностью стола, например, осветительный прибор, мел на борту или поручне и т. п., то он считается выскочившим, даже если он после этого самостоятельно возвращается на игровую поверхность.
22.3. Если любой шар (биток или любой прицельный шара) выскакивает за борт, то игрок штрафуется.
22.4. Все выскочившие шары выставляются после завершения удара вместе со штрафным.

23. Выставление шаров
23.1. Все неправильно забитые, выскочившие за борт, а также штрафные шары выставляются после завершения удара и до начала следующего.
23.2. Единичный шар выставляется на заднюю отметку.
Если выставляется несколько шаров, то их устанавливают в произвольном порядке на линии выставления шаров от задней отметки к заднему борту как можно ближе, но не вплотную друг к другу.
Если же какие-либо шары, расположенные вблизи или непосредственно на линии выставления шаров мешают процессу выставления, то выставляемые шары располагают на линии выставления шаров как можно ближе к задней отметке и как можно ближе, но не вплотную к мешающим шарам. В случае, если для выставляемых шаров не хватает места между задней отметкой и задним бортом, то шары выставляют на продолжении линии выставления шаров (между задней отметкой и центром игровой поверхности стола) как можно ближе к задней отметке.
23.4. Любой выставленный шар может быть выбран играющим в качестве битка или прицельного шара.

24. Замедленная игра
Если по мнению судьи игрок своей замедленной игрой затягивает ход соревнования или партии, то судья после предупреждения игрока может ввести сорокапятисекундное временное ограничение на подготовку ударов обоими игроками (т. е. игра и того, и другого контролируется с помощью секундомера). Если после этого один из игроков, предупрежденный судьей за 10 секунд до истечения отпущенного времени, не укладывается в установленные временные рамки, то объявляется штраф.
Контрольный секундомер включается после завершения предыдущего удара и контролирует время до начала следующего. Время, пока шары на столе находятся в движении, не учитывается.
Если игрок еще не подошел к столу для удара, то за 10 секунд до истечения отпущенного времени должно последовать предупреждение со стороны судьи
В случае если игрок склонился над столом для нанесения удара ранее чем за 10 секунд до истечения отпущенного времени, то временное предупреждение не делается и штраф не налагается. Если же игрок вновь выпрямился, то судья действует в соответствии с обычной процедурой контроля времени.
Каждый игрок один раз за партию имеет право на двукратное продление временного ограничения. Если счет в матче равный и игрокам осталось сыграть лишь одну (контровую) партию, то каждый игрок имеет право на два продления в этой партии. Игрок должен своевременно объявить о продлении и убедиться в том, что судья уведомлен об этом.

25. Вмешательство постороннего
Если во время игры шары приходят в движение вследствие вмешательства постороннего лица (непосредственно или путем какого-либо воздействия на игрока, выполняющего удар), то их возвращают на исходные позиции и игра продолжается, причем штраф за это /при этом штраф/ не налагается. Это правило применяется также и при возникновении чрезвычайных ситуаций (землетрясение, ураган, падение осветительного прибора, внезапное отключение света и т. п.)
Если восстановить положение шаров не представляется возможным, то цветной ненумерованный шар устанавливают в доме (если ненумерованный шар вышел из игры, то его возвращают в игру взамен любого из оставшихся на столе нумерованных шаров), все оставшиеся на столе нумерованные шары устанавливают в форме пирамиды (или укороченной пирамиды) с вершиной на задней отметке, право последующего удара определяется розыгрышем и игра продолжается по правилу начального удара. Счет сохраняется таким же, каким он был к тому моменту, когда партия была прервана.

26. Вмешательство в игру соперника
Если игрок, завершивший свой игровой подход, наносит удар вне очереди или же смещает (касается) любого шара во время игры соперника, то это рассматривается как вмешательство в игру и влечет за собой штраф.

27. Штрафы
27.1. Штрафы налагаются в следующих случаях:
(1) если биток при ударе не коснулся ни одного из прицельных шаров;
(2) при неправильном начальном ударе;
(3) если следующий удар начинается до завершения предыдущего;
(4) при неправильном ударе кием по битку;
(5) при нанесения удара по битку с отрывом обеих ног от пола;
(6) при запрещенном касании шаров;
(7) при двойном ударе;
(8) при пропихе;
(9) при неправильном (неправильно завершенном) ударе;
(10) при выскакивании битка или любого прицельного шара за борт;
(11) при нарушении положений раздела "Замедленная игра";
(12) при вмешательстве в игру соперника.
27.2. Если при выполнении одного удара игрок совершает несколько нарушений, штраф взимается в одинарном размере


Свободная пирамида (Американка с продолжением, Большая американка)

Игра ведётся по правилам обычной свободной пирамиды ("Американки"), но есть следующие отличия:

1) Игра ведётся до 80 забитых шаров
2) Когда на столе остаётся два шара, пирамида выставляется заново, но игрок может выбрать:
- либо поставить всю пирамиду и разбой идёт с дома
- либо шары остаются на своих местах и ставится усеченная пирамида (без одного шара)

P.S. Игра идеально подходит для тренировки серийного забития шаров (серии более 10 шаров)

Играйте и наслаждайтесь.

В наше время бильярд стал очень популярной игрой. Он перестал быть просто развлечением, но стал неким стилем жизни, тренирующим сосредоточенность, ловкость и целеустремленность. Многие варианты этого времяпрепровождения со своими правилами и особенностями могут привести в растерянность любого начинающего игрока. В статье рассказывается об истории этого развлечения и поясняются правила игры в бильярд самых популярных версий.

История бильярда

Вокруг истории возникновения бильярда существует немало споров. Родиной этой игры считаются Китай и Египет. В Европе первые упоминания о бильярде встречаются в Англии. Даже название "бильярд", с древнесаксонского bal-yard - bal-мяч, yard-кий, палка, показывает, что это развлечение было известно в этой стране, только похоже было на современный крокет. Постепенно игра с открытого пространства перешла в помещение, на стол с покрытием зеленого цвета, напоминающим траву на газоне, с небольшими бортиками вокруг. Изначально игра была на столе с шестью лузами и воротцам, игра велась двумя шариками и колышком. В XVIII веке на столе остались только шары и лузы. Это произошло во Франции, поэтому и говорят, что это европейская родина бильярда. Там же, в 1674 г., были изданы первые правила игры в бильярд. В Англии, где почти в каждом городе были публичные бильярдные столы, правила игры были уточнены и расширены. Там же в XVI веке появилось слово «кий».

Эволюция игры

В XVIII веке, игра начала активно развиваться. Немалую роль в этом сыграла индустриальная революция. Для удобства игры сначала стал применяться мел, который уменьшал трение между шаром и кием, а потом стали применять кожаный наконечник чтобы получить крученые удары. Благодаря этой кожаной нашлепке игра заядлых бильярдистов стала настолько виртуозной, что шары стали с легкостью перемещаться по различным траекториям и даже перескакивать друг через друга. Бильярд постепенно претерпевал много трансформаций - стал разборным кий, борта стола стали обивать резиной, сукно в качестве обивки стало использоваться повсеместно. Споры специалистов по бильярду были даже относительно формы внутренних стенок стола, которые тоже претерпели несколько изменений. Правила игры в бильярд постепенно становились едиными. Примерно к 1850 году эта игра стала выглядеть так, как мы видим его сегодня.

История русского бильярда

В Россию бильярд попал при Петре Великом и быстро распространился по публичным местам, особенно по трактирам. Так как это развлечение развивалось в России автономно, то со временем появились русские версии игры, появились свои правила игры в бильярд. В начале XIX века инвентарь для игр был в большом разнообразии и при отсутствии пропорциональности между деталями это часто приводил к тому, что столы были разного размера, шары были или слишком мелкими, или не пролезали в лузы и т. д. Состязания в каждом новом месте уравнивали шансы новичков и профессионалов, из-за чего терялся интерес к игре.

Только в 1850 году А. Фрейберг, который управлял Петербуржской бильярдной фабрикой и сам был неплохим игроком, создал образец шестилузного бильярдного стола, который удовлетворял стандартным требованиям: все шары попадают в лузу только при точных ударах. Чтобы обеспечивалась необходимая сложность игры, диаметр шаров делался лишь на несколько миллиметров меньше ширины луз, было исключено случайное падение шаров в среднюю лузу и у луз сделали короткие устья для исключения застревания шаров.

Русский бильярд. Особенности

Русский бильярд имеет более 40 разных видов. По причине того, что он в нашей стране существовал в полулегальном состоянии, официальных соревнований по нему не проводилось. В каждой бильярдной были свои правила. Изменения пришли в 80-х годах, когда была создана Федерация бильярдного спорта. Были унифицированы правила игры в русский бильярд, выработана система турниров, судейства. Были обобщены общие характерные для русского бильярда особенности в русской и московской пирамидах, американке и других основных русских вариациях этой игры. Правила игры по русскому бильярду были официально установлены Национальной Федерацией бильярдного спорта в 1994 году.

Русский бильярд - это не определенная игра, а больше собирательный термин. Внешне русский бильярд отличается белыми, крупными шарами одного цвета. Для сложности игры лузы меньше и края у нее заострены, поэтому попасть в нее сложнее. Также усложняет игру длинный и тяжелый кий. Внутренняя обшивка стола всегда зеленого цвета.

Русский бильярд. Общие правила

Основные правила игры в русский бильярд описывают ход игры с нанесения удара. Он делается передней частью кия в направлении продольной его оси, при этом хотя бы одной ногой игрок должен касаться пола. Иначе он штрафуется. Право на первый удар разыгрывается нанесением одновременным ударом обоих игроков с руки по битку из дома в направлении заднего борта. Тот, чей шар, отразившись от заднего бортика стола, остановится к переднему ближе, чем у противника, имеет право первого хода. Победитель розыгрыша либо делает первый удар, либо уступает удар сопернику. Следующие партии игроки начинают по очереди, только перед решающей партией розыгрыш проводится заново.

Перед началом игры 15 шаров при помощи специальной формы в виде треугольника устанавливают друг к другу определенным образом. Считается, что биток введен в игру с того момента, как его коснулась наклейка кия. Шары, попавшие при первом ударе в лузу, засчитываются. Шары считаются забитыми, если при правильном ударе они попадают в лузу. Если шар выскочил за ограждение стола, но вернулся обратно на стол - он считается оставшимся в игре. Если при этом он упал на борт или пол, его коснулся любой предмет - рукав игрока, кий, мел и т. д - он считается выскочившим и ставится обратно на стол. Выставляется в разных версиях игры в те места, которые указывают правила игры в бильярд. Американка, например, предписывает выставление битка на общих основаниях. При этом игрок не штрафуется, если вылетел прицельный шар, и штрафуется, если вылетел биток. Начало удара считается с момента соприкосновения кия с битком, а завершение - только после остановки движения всех шаров на столе, включая вращение. Соперник начинает игру, если после удара предыдущего игрока не было касания битка ни по одному шару или имело место нарушение правил.

Русский бильярд. Штрафы

Правила русского бильярда предполагают наложение штрафов. Если, выполняя удар, игрок делает несколько нарушений правил бильярда, то штраф все равно взимается в одинарном размере. При этом шары, которые были положены в лузу с нарушением правил, не засчитываются. Штраф накладывается в случае, если биток после начала движения не коснулся ни одного другого шара, вылетел со стола, при падении битка в лузу (русская пирамида), если было двойное касание кием. При этом некоторые правила предписывают штраф в случае, если удар был нанесен не битком (правила игры в пирамиду). Бильярд также предусматривает штрафы за удар, при котором хотя бы одна нога игрока не касается пола, если был проведен очередной удар до того момента, когда движение шаров еще не закончилось или произошло касание любого шара, кроме битка, кием, рукой, одеждой и пр.

Русская пирамида

Разновидность русского бильярда «пирамида» нравится людям с высоким уровнем мастерства, любящим вдумчивую и серьезную игру. Проводится игра одним «своим» шаром, с помощью которого необходимо загонять другие шары в лузы. Причем, как и правила игры в пул, бильярд «пирамида» тоже обязывает перед ударом называть, какой шар в какую лузу планируется положить. Но в пуле это делается только с шаром №8, а в пирамиде - перед каждым ударом. Если шар попал в лузу, а оповещения не было - он не засчитывается. Целью игры является не только положить шар в лузу, но и отвести в сторону «свой» в неудобное для соперника положение. Правила игры в пирамиду соответствуют общим в русском бильярде, но есть некоторые особенности. Игра идет до момента, когда игрок наберет 71 очко. Биток без номера и пронумерованные прицельные шары расставляются треугольником в определенном порядке - шары с мелкими номерами по краям, а с крупными - внутри пирамиды. Шар с номером «1» имеет название «туз» и добавляет 11 очков при его попадании в лузу. Также 10 очков добавляется к последнему, оставшемуся на столе, шару. Таким образом, максимальная сумма очков в пирамиде равна 140, она и распределяется между игроками. Правила игры в бильярд «русская пирамида» имеют два вида: «шар в лузу» и строгий заказ «по чистому назначению». В первом случае называется только шар и луза назначения. Во втором - еще и прием, которым игрок положит шар в лузу. Если ситуация прошла не так, как объявлено - шар не засчитывается и выставляется на заднюю отметку. Штрафы, полученные в игре, отнимают у игрока по 5 очков.

Американка

Один из видов русского бильярда - «американка», эта игра отличается от американского бильярда. Американка очень популярна и распространена. В ее основе лежат основные правила игры в бильярд. Американка имеет отличие в том, что даже случайный шар, попавший в лузу, считается призовым. Есть мастера, которые забивают все 8 шаров, нужных для победы, не давая сопернику сделать ни одного удара. Битком может быть любой шар. Расстановка идет без учета номеров. Разбивка начинается по жребию, и если упал в лузу хоть один шар - игрок продолжает загонять шары в лузу, пока не допустит промаха. Завершением игры может быть и ничья, когда партнеры положили по 7 шаров и согласились на ничью. При выставлении шаров они выставляются к середине заднего края стола. Правила игры в свободную пирамиду (бильярд «американка» имеет и такое название) также подразумевают систему штрафов. Штраф с игрока взимается в размере одного шара в случае, если биток после удара не имел касания ни с одним шаром, при ударе во время незавершившегося движения после прошлого удара, при вылете шара за пределы стола.

Американский бильярд

Американский бильярд имеет много отличий от русского. Правила игры в американский бильярд намного легче, и их обычно придерживаются на мировых турнирах. Отличия начинаются с того, что все американские столы имеют определенные стандартные размеры, отличаются материалом основания стола, упругостью резины краев, разметкой столов, их синтетическим покрытием и, самое главное, размерами луз. Размеры шаров существенно меньше русских, что при большом размере луз существенно сказывается на легкости попадания. В бильярд играют тремя шарами (два битка и красный), в снукер - 22 шарами. Класть мел на стол строго запрещено, американцы держат его в кармане. Правила игры в американский бильярд тоже имеют свои различия в зависимости от версий игры.

Пул

Пул - это американский лузный бильярд с небольшим размером стола, большими лузами и 16 небольшими разноцветными шарами, которые забивают в лузы по определенным правилам. Эта игра очень динамичная, простая и зрелищная. Партии с участием профессионалов длятся буквально несколько минут, что соответствует коммерческому настрою американского бильярда. В XIX-XX веках пул быстро распространился по всему миру. Этому немало способствовала американская реклама о романтическом образе жизни профессиональных пулистов-бильярдистов, размерах их доходов и быстрых огромных выигрышах. Позднее добавились интересные фильмы о жизни бильярдистов, профессионально играющих в пул. К тому же простота техники игры в пул увеличивает число ее поклонников. Американский пул намного проще, чем русский бильярд, поэтому он подходит для игрока любого уровня - даже для начинающего.

Пул «Восьмерка»

«Восьмерка» - игра по заказу. Бить можно только белым битком. Один игрок пытается положить в лузы только цветные шары, другой - только полосатые. Побеждает тот, кто первый положил все шары своей группы и по заказу положил шар №8. До начала игры шары, чередуя, ставят в виде пирамиды, шар №8 ставят в центре пирамиды. При первом ударе необходимо выполнить одно из двух условий: забить шар и не менее 4 шаров довести до бортов, при этом не загнать в лузу 8-й шар или биток, иначе - ошибка. Правила игры в бильярд «восьмерка» в этом случае дают выбор партнеру: продолжать игру с этой позиции, самому сделать разбой снова или попросить сделать разбой партнера. При нанесении ударов могут быть допущены следующие ошибки: биток не ударяет в прицельный шар, при попадании они не касаются бортов стола, биток попадает в лузу или покидает стол. Так же, как и правила игры в бильярд «американка», пул предписывает наказание за касание шара любым предметом, кроме кия и за повторный удар до полной остановки шаров.

Проигрыш игроку засчитывает в случаях, когда шар №8 забит с нарушениями, преждевременно попал в лузу или в лузу не по заказу, вылетел за борт, упал в одно время с последним шаром своего цвета.

Пул «Девятка»

Правила отличаются от «Восьмерки» тем, что игрок не объявляет заказ. «Девятка» играется битком и 9 шарами с нумерацией от 1 до 9. По правилам, при любом ударе биток непременно должен коснуться шара с самым маленьким номером. Но класть в лузу можно шары с любым номером. Пока в лузу падают шары, игрок может продолжать игру до промаха, нарушения правил или победить, положив в лузу шар №9. Матч заканчивается после оговоренного количества выигранных партий. Шары ставятся в виде ромба, шар №1 в вершине, а №9 в центре, а другие шары произвольно. Правила несильно отличаются от «Восьмерки». Но вводится еще один удар «пуш-аут». Он выполняется сразу после начального разбивочного удара с целью перемещения битка на более выгодное место с точки зрения развития партии, если при разбивке биток не попал в лузу. При выполнении этого удара биток не обязательно должен дойти до стенки или коснуться любого из шаров. Игрок обязан сообщить о выполнении этого удара до его нанесения. Любые шары, забитые при пуш-ауте, не засчитываются. За неправильно выполненый пуш-аут игрок получает штраф. К обычным штрафам пула добавляется еще один - за то, что первый удар битка произошел с шаром, имеющим не самый маленьким номер. При трех нарушениях подряд в одной партии, без промежуточных «правильных» ударов, игроку засчитывается автоматическое поражение.

Время зарождения, как и место появления игры в бильярд до сих пор не установлено. В различных странах ранее существовали игры, которые тогда еще имели очень мало общего с современным бильярдом. Однако именно благодаря развитию этих игр и появился бильярд в том виде, который мы его сейчас можем наблюдать. Так в Германии существовала игра, в которой игрок должен был загнать каменный шар при помощи дубинки в углубление стола, который по периметру был окружен бортами. В Англии играли на земельных площадках, пытаясь прокатить шары по определенным правилам через небольшие ворота. В XV веке многие игры претерпели значительные изменения, перемещаясь с уличных площадок на комнатные столы.
В России бильярд появился в XVIII веке: после визита в Голландию Петр I, узнав об этой игре, приказал изготовить бильярдный стол для себя. Постепенно эта игра начала перекочевывать в дворянские семьи и клубы. В середине XIX века в России появились первые бильярдные фабрики, выпускающие достаточно качественные бильярдные столы и аксессуары к ним.
Развиваясь автономно от других стран, бильярд в России постепенно начал обретать свои стандарты и правила.

МирСоветов сразу обращает ваше внимание на то, что русский бильярд (пирамида) является своего рода собирательным понятием, которое объединяет большое количество игр, проводящихся по определенным общим правилам. В него входят такие разновидности как:
  1. Свободная пирамида (другое название: пирамида или американка);
  2. Комбинированная пирамида (московская пирамида или сибирка);
  3. Динамичная пирамида (невская пирамида);
  4. Классическая пирамида (русская пирамида или 71 очко).
Стол и шары
Без чего уж точно не возможна игра в бильярд, так это без стола. В русский бильярд можно играть на столах размером 8, 9, 10 или 12 футов. Однако на официальных соревнованиях устанавливают только 12-футовые столы. Стол для игры покрывается сукном зеленого цвета, на который нанесена стандартная разметка, о которой мы скажем чуть ниже.
Диаметр шаров используемых для игры в русский бильярд ненамного луз, неопытным игрокам поначалу совсем непросто забить шар. При диаметре шара 68 мм ширина средней лузы составляет 82-83 мм, а угловой 72-73 мм.
Всего в игре участвует 16 шаров. 15 из них являются прицельными и имеют одинаковый цвет. На поверхность каждого шара нанесен уникальный номер от 1 до 15. В начале игры эти шары устанавливаются в форме равностороннего треугольника, так чтобы его основание было параллельно короткому борту, а вершина находилась на специальной точке разметки стола (задняя отметка). Делается это при помощи треугольника. 16 шар располагается в «доме» и называется битком. Домом называется площадь, ограниченная линией дома (линия, проведенная через переднюю отметку), двумя длинными и ближайшим коротким бортом. Линия дома проходит параллельно короткому борту и отстоит от него на расстоянии ¼ длины игрового поля.

Право первого удара
Право нанести первый удар получает человек, который выиграл розыгрыш. Суть его состоит в следующем. Соперники располагаются у короткого борта стола и для удара каждый из игроков используют свою половину, находящуюся слева либо справа от продольной оси стола. Далее игроки производят удар с руки из дома. Выигрывает тот игрок, чей шар, отразившийся от заднего борта, как можно ближе подкатится к переднему борту. Розыгрыш считается проигранным, если шар:

  • не коснулся заднего борта;
  • коснулся бокового борта;
  • перекатился на половину соперника;
  • упал в лузу;
  • выскочил за борт.
При обоюдном нарушении условий розыгрыша, он проводится снова. Повторное проведение розыгрыша необходимо и в случае, если шары оказались одинаково близки к переднему борту. МирСоветов хотел бы подчеркнуть такой момент: если вы становитесь победителем розыгрыша, то вы сами определяете, кому принадлежит право первого удара (можете оставить его за собой, либо предоставить это право второму игроку). В последующих играх право на первый удар передается друг другу поочередно.

Начало игры
Начальный удар производится битком из любой точки дома, при этом бить с самой линии дома не разрешается, т.к. положение шара на линии дома считается «вне дома». Биток считается введенным в игру после того, как по нему нанесли удар наклейкой кия.
Начальный удар считается успешным, если выполняется одно из условий:

  • прицельный шар попал в лузу;
  • три прицельных шара коснулись борта;
  • два прицельных шара коснулись бортов, и один любой шар пересек среднюю линию.
Если игрок не смог выполнить одно из этих условий, то его соперник имеет право:
  • просто продолжить игру (либо самостоятельно совершив следующий удар, либо уступив это право сопернику);
  • вернуть шары в первоначальное положение и самому нанести первый удар;
  • вернуть шары в первоначальное положение и предоставить игроку шанс произвести удар еще раз.
При этом все шары, попавшие в лузу в результате успешного удара, засчитываются бившему игроку.

Если при первом ударе биток попадает в лузу, то дальнейшие действия производят исходя из правил конкретной игры. Если биток попадает в лузу уже в процессе игры, то его выставляют в согласно правилам одной из разновидностей русского бильярда, по которой играется данная партия.
Очередной удар по битку можно производить только после того, как все шары полностью остановятся. За совершение очередного удара при движущемся даже одном шаре (вращение на месте также считается движением) игрок также штрафуется.
Все удары должны выполняться четко, без подталкивания или множественного удара по битку. Если при ударе биток не коснулся ни одного прицельного шара (напрямую или путем отражения от борта), то налагается штраф, а ход переходит к сопернику.
Удар по близкорасположенному прицельному шару, находящемуся на расстоянии менее ½ радиуса шара, производится под углом в 45 градусов к оси центра шаров, таким образом, чтобы биток после соударения остановился на месте или откатился назад, не пересекая штрафную зону.
Прицельный шар считается забитым, если при ударе он попадает в лузу и при этом не происходит нарушения правил. В случае если при ударе не было забито ни одного шара либо имело место нарушение правил, то право хода переходит к сопернику.

Выскочивший шар
Если в процессе игры шар покидает игровую поверхность, то он считается выскочившим, если:

  • шар остановился за игровой поверхностью (в том числе на борту стола);
  • шар вернулся в игровую зону, отразившись от какого-либо предмета (одежды игрока, кия, бильярдного светильника и т.д.).
МирСоветов подчеркивает что, при этом шар всё же будет считаться оставшимся в игре, если, запрыгнув на верхнюю поверхность борта, он самостоятельно вернется в игровую зону. Выставление выскочивших шаров назад на стол происходит уже согласно правилам игры, одной из разновидностей русского бильярда.

Штраф
Штраф налагается на игрока, если:

  • при вынесении битка за линию дома при первом ударе;
  • биток не попал не в один из прицельных шаров;
  • при неправильном ударе по близко расположенному шару;
  • если при ударе ни одна из ног игрока не касалась пола;
  • при выполнении удара игрок задевает какой-либо шар рукой, предметом одежды или древком кия и прочими посторонними предметами;
  • при выполнении очередного удара на столе не остановились все шары;
  • шар выскочил за пределы стола;
  • при двойном ударе.

Разновидности русского бильярда

Как уже говорилось на МирСоветов, существует не одна игра, проходящая по правилам русского бильярда. Но все они отличаются либо целью игры, либо некоторыми своими правилами, по которым игра ведется.
Так при игре в «Классическую (русскую) пирамиду» выигрывает тот, кто первым наберет 71 и более очко по сумме чисел, нанесенных на забитые шары. Но при этом вы должны указать, какой шар и в какую лузу собираетесь забить. У нарушившего правила отнимается 5 очков в пользу соперника.
В «Комбинированной (московской) пирамиде» необходимо ударами только по битку первым забить 8 прицельных шаров (засчитывается как самостоятельно забитые шары, так и шар, получаемый при нарушении правил со стороны соперника).
В случае игры в «Свободную пирамиду» необходимо первым забить в лузу те же 8 любых шаров, но при этом в качестве битка можно использовать любой шар (за нарушения правил со стороны соперника так же, как и в Московской пирамиде, игрок вправе снять со стола любой шар в свою пользу).
«Динамичная (невская) пирамида» перекликается с «Московской», но всё же отличия есть. В этой разновидности русского бильярда необходимо набрать 8 шаров при ударах только по битку. Одно из важных отличий динамичной пирамиды в том, что после нарушения правил соперником вам предоставляется выбор:
  • либо снять штрафной шар в свою пользу и продолжить игру, совершив очередной удар;
  • либо отказавшись от шара в свою пользу, поставить биток в том месте стола, где вам это удобно, и также продолжить игру.
Если пожелаете сыграть в один из видов русского бильярда, вам нужно будет более детально ознакомиться с их правилам каждого из них. Для начала же главное изучить и запомнить общие для всех положения.
Пожалуй, не менее важно знать и некоторые правила этикета при игре в бильярд. Будьте вежливы и никоим образом не мешайте сопернику. Не рекомендуется даже стоять возле той лузы, в которую ваш соперник собирается забить очередной шар. Если вы обходите стол, например, для оценки ситуации, расположения шаров на столе, а в это время ваш соперник совершает очередной удар – подождите, пока соперник завершит свой ход, и только после этого проходите мимо него.
Уважайте своих соперников!
Статьи по теме: