Психологическая разгрузка для педагогов. Тренинг эмоциональной разгрузки. Игры для отреагирования агрессии, снятия напряжения

Игры и упражнения, которые способствуют снятию мышечного и эмоционального напряжения

«Восковая скульптура».

Участники сидят в кругу с зажмуренными глазами и создают по очереди друг из друга одну и ту же скульптуру, оставаясь в вылепленной позе, пока не будет завершена последняя «копия».

«Живая картина».

Участники создают «живую картину» - сценку на любой сюжет, замирают и ждут пока ведущий отгадает название картины.

«Скамейка запасных».

Во время проведения любой подвижной игры участники договариваются, что тот, кто выбывает, должен сидеть на скамейке запасных, т.е. на специально приготовленном стуле, до завершения игры. Если он встанет или будет крутиться, то команда получает штрафное очко.

«Автомобиль».

Участники представляют себя деталями машины (колеса, двери, капот и др.), из которых один участник собирает автомобиль. После этого он садится в автомобиль и делает несколько кругов по комнате.

«Альпинисты».

Участники группы делятся на две команды. Члены команд по очереди должны пройти вдоль свободной стены, держась за нее как минимум 3 конечностями. Кто оторвал или передвинул сразу две конечности, тот «упал в пропасть» и должен вернуться на старт. Побеждает та команда, которая всем составом первой достигнет противоположного угла. Эта игра также содействует интеграции группы.

«Земля и воздух».

Участники стоят в кругу. Один из игроков кидает вверх мяч и называет какое-то слово, например, птицу, насекомое и др. Если называется существо, которое передвигается или бегает по земле, необходимо поймать мячик, когда он отскочит от земли. Если называется существо, которое летает, мячик нужно поймать в воздухе. Тот, кто ошибся, выходит из круга.

«Съедобное - несъедобное».

Участники стоят в кругу и кидают друг другу мячик. При этом они называют разные предметы. Если предмет съедобный, мячик надо поймать. Если нет - оттолкнуть. Тот, кто ошибся выбывает из игры.

«Сила честности».

Участники делятся на две команды. Каждый член команды должен «честно» сделать отжимание о пола. Если у него не получается, ему на смену приходит партнер по команде, а он становится в конце шеренги. Побеждает та команда, которая быстрее отожмется 100 раз.

«Запрещенные движения».

Ведущий становится перед участниками игры. Они следят за его движениями и повторяют все движения, кроме запрещенного, которое называется преждевременно. Тот, кто нарушает правила, выбывает из игры.

«Заколдованный».

Тренер предлагает выбрать ведущего. После этого все участники начинают ходить по комнате, как им хочется. По команде ведущего: «Стоп» - все замирают. Ведущий пытается развеселить «заколдованных». Если это удается, «расколдованный» присоединяется к ведущему. Игра заканчивается, когда все участники «расколдованы». Выигрывают наиболее стойкие. Первый «расколдованный» становится ведущим.

«Слушаем себя»

Сесть в удобной позе, в течение 1-2 минут закрыть глаза, расслабиться и подумать: что каждый чувствует, какое у него настроение. В это время на доску повесить плакат различных эмоциональных состояний: Радость; злость; страх; грусть; удивление; спокойствие. Попросить детей рассказать, как они себя чувствуют (не открывая глаз), какое у них настроение. После открыть всем глаза и посмотреть на схему. Описать. Зарисовать в дневнике свое состояние.

«Радуга»

Сесть удобно, представить себе легкую, воздушную радугу, прекрасную игру красок и себя в спокойном, приятном, расслабленном состоянии, отдыхающим. Обсуждение чувств. Затем встать, потянуться, изобразить руками над головой дугу радуги.

«Дерево»

Надавить пятками на пол, руки в кулаки, крепко сцепить зубы. Ты – крепкое, могучее дерево, у тебя сильные корни и никакие ветры тебе не страшны. В сложных жизненных ситуациях, когда на душе «кошки скребут», хочется плакать или драться – стань сильным и могучим деревом, скажи себе, что ты сильный, у тебя все получится и все будет хорошо. Это поза уверенного в себе человека.

«Перышко»

Ходите по комнате, ощутите свое тело… Представьте, что вы превратились в нечто очень-очень легкое – а именно в маленькое перышко. Начните двигаться так, чтобы ваше тело выражало легкость, изобразите парение, танец перышка, носимого ветром. Постепенно перышко успокаивается и летит на место.

«Центр тяжести»

Участникам предлагается определить, где человек имеет центр тяжести. Для этого необходимо сесть, встать, походить как кошка. Найдите центр тяжести кошки. А где центр тяжести обезьяны, петуха, рыбы, воробья? Выполните движения и действия, которые характерны этим животным. Животные и маленькие дети наилучший пример отсутствия мышечных зажимов.

«Потянулись - сломались».

Участники стоят, руки и тело вытянуты вверх (пятки от пола не отрывать). Ведущий предлагает потянуться вверх, выше, выше … Мысленно необходимо оторвать пятки о пола, чтобы стать выше (реального этого не делать). А теперь кисти рук будто сломались, повисли, сломались локти, плечи упали, повисла голова, вы сломались в талии, ваши колени подогнулись, вы упали на пол … Лежите на полу расслаблено, безвольно, удобно … Прислушайтесь к себе. Осталось ли напряжение? Сбросьте его.

«Прочистка мозгов».

Этот ритуал настраивает группу повышение креативности и активизация творчества; успокоить беспокойство; повысить самоуважение. Пожалуйста, встаньте и потянитесь. Нам надо приготовиться к процедуре, которая может подарить нам бодрость духа. Встаньте прочно, ноги слегка расставьте, одну руку держите справа от головы на расстоянии примерно 20см от нее, другую – точно так же слева. Представьте себе, что вы держите в руках нить цветной шерсти. Представьте теперь, что вы тянете эту нить туда и обратно – через одно ухо, сквозь всю голову, через другое ухо. Оглянитесь вокруг – вы видите, что все остальные делают то же самое. Постарайтесь подстроиться к общей работе так, чтобы вы все тянули нить в едином ритме. Если теперь к нам кто-нибудь заглянет, мы объясним ему, что мы тут делаем: мы чистим мозги! Мы хотим ясно соображать, хотим, чтобы наши таланты могли раскрываться совершенно свободно. И вот теперь, когда наши мозги прочищены до блеска, мы готовы к новым учебным приключениям.

Релаксационные игры позволяют ребенку освободиться от эмоциональной напряженности и фрустрации, изначально предопределенной антагонизмом реальных жизненных отношений между ребенком и взрослым”.

Пояснительная записка

Основная цель комплекса

Игра лечит от агрессивности.

- о казание помощи детям дошкольного возраста (с 2 до 7 лет) в развитии и в адаптационных возможностях.

Задачи:

Снижение эмоционально-психического напряжения, тревожности;

Осознание своих телесных ощущений и переживаемых чувств;

Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

Оптимизация мышечного тонуса

Обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния, внутреннего самоконтроля;

Формирование у детей способности к психической самозащите в экстремальных ситуациях, в период перенапряжения и перегрузки;

Повышение функционального уровня систем организма (упражнения для тренировки дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизации обменных процессов);

Изменение агрессивных стереотипов поведения и формирование более адаптивных поведенческих паттернов;

Формирование позитивных установок.

Ожидаемые результаты

При регулярном выполнении упражнений у детей должно сложиться ощущение цельности, ясности и надежности собственного тела, как необходимых контактов физического и эмоционального благополучия.

Благодаря освоению навыков прсихосаморегуляции снизится двигательная активность у гиперактивных и тревожных детей во время учебного процесса.

Благодаря работе мышц, прослушиванию музыки, овладению дыхательными упражнениями обеспечивается активная разрядка эмоций. Это особенно важно потому, что в силу своих возрастных особенностей дети часто не осознают своих “психологических заноз”.

У детей при прослушивании музыки происходит оживление соответствующих эмоций, и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины нервного напряжения у некоторых детей.

Занятия по программе помогут формированию более адаптивных поведенческих паттернов у детей и формированию позитивных установок.

С помощью упражнений произойдет специальная (реабилитационная) психологическая адаптация к социальной напряженности, стрессовым ситуациям.

Обучение конструктивным формам снятия стресса и расслабления, снятие психоэмоционального напряжения, телесных зажимов. На этом этапе детей обучают навыкам последовательного расслабления мышц тела, кратковременным способам расслабления (как всего тела, так и отдельных мышечных групп). Для этой цели используются методы направленного фантазирования, музыкальная релаксационная терапия, рассказывание сказок. Расслабляющие упражнения и игры (релаксация) для детей.

Ребенок ведет себя агрессивно. Наша реакция? Чаще всего взрослые осуждают такое поведение, наказывают малыша, отчитывают, теряют контроль над собой, сами становятся агрессивными, усугубляя таким образом ситуацию.

Агрессия – это воинственная враждебность по отношению к окружающим. Но надо помнить, что агрессия ребенка - это зачастую не только нападение, но и отстаивание.

Стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал:

хлопки (ладонями, кулаками);

самомассаж головы;

самомассаж ушных раковин;

самомассаж стоп;

массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;

работа с пальцами (выполнение различных фигурок из пальцев).

Данные упражнения не только направлены на повышение функционального уровня систем организма и потенциального энергетического уровня, но и обогащают знание ребенка о собственном теле, развивают внимание, произвольность, успокаивают и уравновешивают психику.

Очень эффективно использование в программе музыкальной релаксационной терапии.

Содержание:


Пояснительная записка ……………………………………………..……2-4

I младшая группа


«Муха» игры с руками………………………………………….…….….…..9

«Кулачек» игры с руками…………………………………………………..10

«Лебедь белая» игры с руками…………………………………….….…...11

«Указочка» игры с руками………………………………………………….12

«Веселый котенок» стимулирующее упражнение………………………..13

«Ветерок» дыхательная гимнастика………………………………….…...13

«Повтори ка!» упражнение драматизация ……………………….…… ….…..13

«Шишки» гимнастика для рук……………………………………..………13

«Чижик - пыжик» игры с руками……………………………………….....14

«Мальчик с пальчик» игры с руками……………………………………..15

«Грека и рак» игры с руками………………………………………………16

«Про бабку» игры с руками…………………………………………..........17

«Совушка сова» игры с руками………………………………………….....18

«Колпак» игры с руками…………………………………..……………….19

«Одуванчик» дыхательная гимнастика………………..………….….......19

II младшая группа


«Лентяи» стимулирующее упражнение………………………………..…21

«Спящий котёнок» стимулирующее упражнение с элементами дыхательной гимнастики………………………………………………………………..….21

«Холодно – жарко» ирга инсценирование……………………………...…21

«Солнышко и тучка» стимулирующее упражнение с элементами дыхательной гимнастики…………………………………...……………….22

«Веселые животные» игра драматизация…………...……………………...22

«Бабочка» дыхательная гимнастика……...……………………………….22

«Догони овощи» с тимулирующее упражнение…………………………..22

«Прикрой глазки» инсценирование……………………………………….22

Средняя группа


"Прикосновение» игра на тактильное восприятие …………...…………...24
«Повтори кА!» и гра–пантомима ………………………………...…….……24

«Драгоценность» игры для рук…………………………...………………...24

«Игра с песком» упражнение на тактильное восприятие………………...24

«Муравей» гимнастика с элементами дыхательных упражнений……….25

«Полные паруса» дыхательная гимнастика …………………....………….25

«Летит пчела» игра драматизация…………………………...……………..25

«Падают листочки» и гра драматизация с элементами дыхательной гимнастики……………………………………………………………………25

Старшая группа


«Молчу - шепчу – кричу» упражнение на внимание ……………………27
«Облака» упражнение релакс……………………………………………...27

«Водопад» релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног…………………………………………………………..28

«Улыбка» релаксационные упражнения для снятия напряжения с

мышц лица…………………………………………………………………...28

«Солнечный зайчик» релаксационные упражнения для снятия

напряжения с мышц лица…………………………………………………...28

«Пчелка» релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица с элементами дыхательной гимнастики……………………..............29

«Бабочка» релаксационные упражнения для снятия напряжения с

мышц лица с элементами дыхательной гимнастики…………………..…29

«Качели» релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица с элементами дыхательной гимнастики……………………………..29

Подготовительная

группа


«Скульптура» релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица с элементами дыхательной гимнастики……………….……..31

«Шар» релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног…………………………………………………….……..31

«Тише» игра –драматизация………………………………………………32

«Пальчик - мальчик» игры с руками…………………………………...…32

«Белка» игры с руками…………………………………………………….32

«Орешек» и гры с руками…………………………………………………..33

«Мыльные пузыри» дыхательная гимнастика………………………...…33

Стимулирующее упражнение………………………………………………33

(1-3 лет)

«Муха»

(игры с руками)

Вот летела муха, (пальцами правой руки

машем в разные стороны)

На варенье села, (Левой рукой хлопнуть по

правой)

Вымазала брюхо- (Ладони трут друг о друга,

направляя в разные стороны)

изображая полет )

«Кулачок»

(игры с руками)

Как сожму я кулачок (сжимаем руки в кулаки)

Да поставлю на бочок (ставим кулачки боком на

коленках)

Разожму ладошку (разжимаем кулаки)

Положу на ножку (руки кладем на колени)

«Лебедь белая»

(игры с руками)

Лебедь белая плывет (рука изображает лебедь)

шею изгибает. (руки соединены между

А захочется в полет

Крылья расправляет (пальцы расправлены

в разные стороны,

изображая

изображая крылья)

«Указочка»

(игры с пальцами)

Ротик мой умеет кушать (указательным пальцем

показать на губы)

нос- дышать, а уши- слушать. (показываем на нос, уши…)

могут глазками –моргать (поморгать)

руки – все хватать, хватать (показываем руками

захватывающие

движения)

Игра «Веселый котенок»

(стимулирующее упражнение)

(Игра проводится под веселую, подвижную музыку).

На одного из детей надевается маска котенка. Остальные встают в цепочку, держась друг за друга. «Котенок», поворачиваясь то влево, то вправо, пытается поймать свой «хвост», т.е. крайнего ребенка в цепочке.

После того, как это ему удается, «котенок» становится в конце цепочки. Игра повторяется несколько раз.

«Ветерок»

(дыхательная гимнастика)

Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

«Повтори ка!»

(Упражнение драматизация)

Брови вверх-вниз.

«Муха на носу» – муха села на нос.

«Заяц» – как заяц кушает морковку.

«Шишки»

(Гимнастика для рук)

Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)

«Чижик -пыжик»

(игры с руками)

-Чижик – пыжик где ты был? (грозим пальцем)

-Я на речке руки мыл (моим руки)

Ветер дунул, я упал расставляем пальцы и

обдуваем себя ветром

В луже руки замарал отряхиваем руки

друг о друга

«Мальчик с пальчик»

(игры с руками)

-мальчик с пальчик, где ты был? (перебираем

пальцы

-с этим братом в лес ходил… ребенка по

одному

-с этим братом щи варил… на каждую сторону

-с этим кашу ел слегка потирая

-с этим братцем песни пел… каждую фалангу)

«Грека и рак»

(игры с руками)

Ехал Грека через реку. (кисти сжаты в кулаки

обе руки рисуют в воздухе круги

Видит Грека: в реке – рак. руки вытянуты вперед

большой палец направляем вниз

Сунул Грука в реку руку. одну руку напрвляем вниз

Рак за руку Греку цап другой рукой –схватить

опущенную руку

«Про бабку»

(игры с руками)

Да жила у речки (разводим руками, как бы

поглаживая водную гладь)

Захотелось бабке (опять руки в боки)

Искупаться в речке (изображаем плавание)

И купила бабка (руки в боки)

Мыло и мочало (руки вперед – обтираем руки)

Эта сказка хороша, (правая рука вперед

Я начну сначала большой палец вверх)

«Жила – была бабка» (руки в боки)

«Совушка - сова»

(игры с руками)

Совушка – сова, большая голова (ребенок берется

за голову руками)

На суку сидит (присаживается на

корточки)

Во все стороны глядит (поворачивает голову)

(руками вправо и влево)

Да вдруг как полетит (взмахивает руками)

«Колпак»

(игры с руками)

Колпак под колпаком (ребенок вытягивает ладонь)

Под колпаком колпак (накрывая ее другой ладонью)

«ОДУВАНЧИК»

(дыхательное упражнение)

Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха)

(3-4 года)

Лентяи”

(стимулирующее упражнение)

Сегодня мои дети много занимались, играли и наверное устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы - лентяи и нежитесь на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги …(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у …, отдыхают ножки у … Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

Спящий котёнок”

Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).

Холодно – жарко”

(ирга инсценирование)

Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза).

Солнышко и тучка”

(стимулирующее упражнение с элементами дыхательной гимнастики)

Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.

«Веселые животные»

(игра драмматизация)

Дети представляют возле себя названное педагогомживотное и эмоционально реагируют на него.

Упражнение «БАБОЧКА»

(дыхательная гимнастика)

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох). Выполнение упражнения: воздух набирать через носплечи не подниматьвыдох должен быть длительным и плавнымнеобходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)нельзя много раз подряд повторять упражнение, так как это может привести к головокружению

«Догони овощи»

(стимулирующее упражнение)

Как-то вечером на грядке(Дети идут по кругу, взявшись за руки в центре круга – водящий с завязанными глазами.)Репа, свекла, редька, лук.

Поиграть решили в прятки,Но сначала встали в круг.Рассчитались чётко тут же:(Останавливаются, крутят водящего.)Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже,(Разбегаются, приседают,водящий ищет.)Ну а ты иди искать.

Упражнение «Прикрой глазки»

(инсценирование)

Спросите ребенка: а ты пробовал щурить глаза перед сном? Что ты видел? Нарисуй. Попросите детей повторить данное упражнение.

(4-5 лет)

"Прикосновение"

(Игра на тактильное восприятие)
Эта игра поможет ребенку расслабиться, снять напряжение, повысит его тактильную восприимчивость. Подготовьте предметы, сделанные из различных материалов. Это могут быть кусочки меха, стеклянные вещи, деревянные изделия, вата, что-нибудь из бумаги и т. д. Положите их на стол перед ребенком. Когда он их рассмотрит, предложите ему закрыть глаза и попробовать догадаться, чем вы прикасаетесь к его руке.Примечание. Можно также прикасаться к щеке, шее, колену. В любом случае ваши касания должны быть ласковыми, неторопливыми, приятными.

«Повтори кА!»

Игра–пантомима

Звучит музыка из серии «Звуки природы».– Предлагаю вам жестами показать то, о чем я буду говорить:– распустились цветы

пчелы полетели собирать мед– подул ветерок – закачались деревья

солнышко улыбнулось из-за тучи– в траве прыгают кузнечики

паучок плетет паутинку– птицы перелетают с ветки на ветку

и поют песни

Драгоценность”

(Игры для рук)

Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… (повторить 2-3 раза).

Игра с песком”

(упражнение на тактильное восприятие)

Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).

Муравей”

(гимнастика с элементами дыхательных упражнений)

Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

Упражнение «Полные паруса»

(дыхательная гимнастика)

Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

Выполнение упражнения: воздух набирать через носплечи не поднимать

выдох должен быть длительным и плавнымнеобходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

нельзя много раз подряд повторять упражнение, так как это может привести к головокружению

«Летит пчела»

(игра драматизация)

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Села пчелка на цветок, Опустила хоботок.Подлетает к ней комар – Что ты ищешь там?– Нектар. – А тебе не надоело, не наскучило искать?

Нет, тому, кто занят делом, Просто некогда скучать.

«Падают листочки»

( игра драматизация с элементами дыхательной гимнастики )

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали. Техника выполнения упражнения: воздух набирать через нос, плечи не подниматьвыдох должен быть длительным и плавнымнеобходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)нельзя много раз подряд повторять упражнение, так как это может привести к головокружению.

(5-6 лет)

"Молчу - шепчу - кричу"
(упражнение на внимание)
Как вы наверняка заметили, гиперактивным детям трудно регулировать свою речь - они часто говорят на повышенных тонах. Эта игра развивает способность осознанно регулировать громкость своих высказываний, стимулируя ребенка говорить то тихо, то громко, то вовсе молчать. Выбирать одно из этих действий ему предстоит, ориентируясь на тот знак, который вы ему показываете. Заранее договоритесь об этих знаках. Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.

Примечание. Эту игру лучше заканчивать на этапе "молчу" или "шепчу", чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.

Облака”

(упражнение релакс)

Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие.все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

Водопад”

с мышц туловища, рук, ног)

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове

. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам …, помогает им стать мягкими и расслабленными …(пауза – поглаживание детей). А нежный свет течёт дальше по груди у …, по животу у … Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течёт и по ногам и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

Улыбка”

Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).

Солнечный зайчик”

(релаксационные упражнения для снятиянапряжения с мышц лица)

Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).

Пчелка”

Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).

Бабочка”

(релаксационные упражнения для снятия

напряжения с мышц лица с элементами дыхательной гимнастики)

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).

Качели”

(релаксационные упражнения для снятия

напряжения с мышц лица с элементами дыхательной гимнастики)

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка садится к вам на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх – вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица) (повторить 2-3 раза).

(6-7 лет)

Игра «Скульптура»

(релаксационные упражнения для снятия

напряжения с мышц лица с элементами дыхательной гимнастики)

Дети разбиваются на пары. Один из них - скульптор, другой - скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру:

- ребенка, который ничего не боится;

- ребенка, который всем доволен;

- ребенка, который выполнил сложное задание и т.д.

Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут - сами дети.

Играющие обычно меняются ролями. Возможен вариант групповой скульптуры.

После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую - нет.

"Шар"

(релаксационные упражнения для снятия напряжения

с мышц туловища, рук, ног)

Слова этой игры заранее разучиваются с детьми. Во время проведения игры слова одно за другим заменяются на движения, о которых ведущий заранее договаривается с детьми.

Летит, летит по небу шар

По небу шар летит,

Но знаем мы, до неба шар,

Никак не долетит

Летит - показываются взмахи руками, изображается полет;

По небу - указательный палец правой руки поднимают вверх;

Шар - руками обводится круг перед собой;

Но знаем - руки прислоняются к груди;

Мы - руки разводятся перед собой;

Никак не - руки перекрещиваются;

«Тише»

(игра -драматизация)

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой

спит котенок, они то идут на носочках, тоостанавливаются и знаком показывают друг другу:«Тише». Этюд сопровождается музыкой «Спящий

котенок» Верлина – выразительные движения,выпячивание, указательный палец к губам.

«ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК»

(игры с руками)

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать

большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

«Белка»

(игры с руками)

(В самом начале кулачек сжат)

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

(Поочерёдно разгибать

все пальчики,

начиная с большого)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому…

Орешек”.

(игры с руками)

Инструкция: “А теперь представьте, что вы разгрызаете твердый орешек. Крепко сожмите зубы. Вот так. (Ведущий показывает, как надо сжать зубы). Челюсти напряглись, стали как каменные. Это неприятно. Разожмите челюсти - легко стало, рот приоткрылся, все расслабленно. Слушайте и делайте, как я.

Мыльные пузыри”

(дыхательная гимнастика)

научить правильно, дышать, используя жизненный или игровой опыт ребенка.
Инструкция: Все вы не раз надували мыльные пузыри. Сделаем круг из пальчиков. Вдохнем воздух и медленно, в круг из пальцев, выдохнем воздух, имеющийся в легких. Замрем и понаблюдаем за парящими мыльными пузырями. Можно их сосчитать. (Это упражнение можно сделать с настоящим приспособлением для мыльных пузырей).

Стимулирующее упражнение

Самомассаж ушных раковин: растираем ладонями уши, как будто они замерзли от мороза, разминаем уши три раза сверху вниз

Балалардың психологиялық

жеңілденуіне арналған ойындар

Игры для психологической разгрузки


.

КАРТОТЕКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР

И РЕЛАКСАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ

«Пресс-конференция»

Цели: развивать навыки эффективного общения; воспитывать желание общаться, вступать в контакт с другими детьми; учить детей задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу.

Содержание игры: участвуют все дети группы. Выбирается любая, но хорошо известная тема, например: «Мой режим дня», «Мой домашний любимец», «Мои игрушки», «Мои друзья» и т. д.

Один из участников пресс-конференции - «гость» - садится в центре зала и отвечает на любые вопросы участников.

Примерные вопросы к теме «Мои друзья»: Много ли у тебя друзей? С кем тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками? За что любят тебя друзья, как тебе кажется? Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше? Как нельзя поступать с друзьями? И т. д.

«Ролевая гимнастика»

Цели: Учить раскованному поведению, развивать актёрские способности, помогать почувствовать состояние другого существа.

Содержание игры: подобрать короткие и хорошо известные детям стихотворения.

Предложить рассказать стихотворение:

1. Очень быстро, «с пулемётной скоростью».

2. Как иностранец.

3. Шепотом.

4. Очень медленно, «со скоростью черепахи».

Пройти, как: трусливый зайчик, голодный лев, младенец, старичок, …

Попрыгать, как: кузнечик, лягушка, козлик, обезьянка.

Сесть в позе: птички на ветке, пчелы на цветке, наездника на лошади, ученика на уроке, …

Нахмуриться, как: рассерженная мама, осенняя туча, разъярённый лев, …

Рассмеяться, как: добрая волшебница, злая волшебница, маленький ребёнок, старичок, великан, мышка, …

«Секрет»

Цели: формировать желание общаться со сверстниками; преодолевать застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели.

Содержание игры: всем участникам ведущий раздаёт небольшие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку,… . Это секрет. Участники объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой «секрет».

Дети должны придумать как можно больше способов уговаривания (угадывать; говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в кулачке что-то есть, …)

«Мои хорошие качества»

Цели: учить преодолению застенчивости; помогать осознавать свои положительные качества; повышать самооценку.

Содержание игры: каждый ребёнок в течение нескольких минут должен вспомнить свои лучшие качества. Затем все садятся в круг и по очереди рассказывают о себе. (Дать возможность высказаться всем желающим и не заставлять, если кто-то отказывается.)

«Я лучше всех умею …»

Цели: учить преодолевать застенчивость, формировать чувство уверенности, повышать самооценку.

Содержание игры: дети садятся в круг ведущий даёт задание вспомнить, что у каждого из участников лучше всего получается (например, петь, танцевать, вышивать, выполнять гимнастические упражнение, …). Затем дети по очереди показывают это действие жестами.

«Волна»

Цели: учить концентрировать внимание; управлять своим поведением.

Содержание игры: детям предлагается изобразить море, которое, в зависимости от погоды может быть самым разным.

Ведущий даёт команду «Штиль!» Все дети замирают. По команде «Волна!» дети выстраиваются в линию и берутся за руки. Ведущий указывает силу волны, а дети приседают и с интервалом 1-2 секунды встают, не отпуская рук. Игра заканчивается командой «Штиль!» (предварительно можно побеседовать о художниках - маринистах, показать репродукции картин Айвазовского).

«Мимическая гимнастика»

Цели: учить понимать соответствующую настроению мимику; осознавать своё эмоциональное состояние.

Содержание игры: детям предлагается при помощи мимики выполнить ряд простых упражнений, которые помогут научиться правильно выражать некоторые эмоции: удивление, страх, обиду, злость, печаль, радость, восторг. Эмоции можно изобразить на карточках и положить рубашкой вверх. Ребёнок вытаскивает карточку и изображает данную эмоцию. Дети должны отгадать эмоцию.

Когда дети хорошо освоят мимику, можно добавлять жесты и воображаемую ситуацию. Например, ребёнок вытащил карточку с эмоцией «радость». Он не только изображает радость, но и помещает себя в конкретную ситуацию: нашёл подарок под ёлкой, хорошо нарисовал портрет, увидел самолёт в небе, ….)

«Собери эмоцию»

Цели: учить определять по отдельным мимическим фрагментам выраженную эмоцию; развивать умение осознавать эмоцию; развивать цветоощущения.

Содержание игры: потребуется лист с пиктограммами, разрезанные на части наборы пиктограмм, цветные карандаши, листы бумаги. Детям даётся задание собрать пиктограммы так, чтобы получилось правильное изображение эмоции. Затем ведущий показывает лист с образцами пиктограмм, чтобы дети могли проверить. Можно попросить детей нарисовать любой рисунок, выбрав карандаш, соответствующий собранной эмоции (по мнению ребёнка!)

«Моё настроение. Настроение группы.»

Цели: учить детей осознавать свои эмоции и выражать их через рисунок.

Содержание игры: каждый ребёнок из группы рисует своё настроение на листе бумаги карандашом одного цвета. Затем работы вывешиваются и обсуждаются. Можно взять один большой лист и предложить детям выбрать подходящий своему настроению цвет карандаша и изобразить своё настроение. В результате можно увидеть общее настроение группы. Игра рассматривается, как вариант рисуночных тестов. Необходимо обратить внимание на то, какие цвета использовали дети, что рисовали и в какой части листа. Если дети использовали преимущественно тёмные цвета, побеседовать с детьми и провести весёлую подвижную игру.

«Слушаем тишину»

Цели: снять мышечное напряжение; упражнять в концентрации внимания; учить управлять своим эмоциональным состоянием.

Содержание игры: по сигналу ведущего дети начинают прыгать и бегать по комнате, топать и хлопать. По второму сигналу дети должны быстро сесть на корточки или на стулья и прислушаться к тому, что происходит вокруг. Затем можно обсудить, какие звуки детям удалось услышать.

«Заряд бодрости» релаксационное упражнение

Цели: помочь детям справиться с чувством усталости, помочь настроиться на занятие или переключить внимание; улучшить настроение;

Содержание упражнения: дети садятся на пол, двумя пальчиками (большим и указательным) берутся за мочки ушей и массируют их круговыми движениями 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую, приговаривая: «Мои ушки слышат всё!» После этого дети опускают руки и встряхивают ими.

Затем ставят указательный палец между бровей над носом. Массируют ту точку также по10 раз в каждую сторону, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз!» В конце упражнения встряхивают руки.

Затем собирают пальцы в горстку и массируют точку, которая расположена внизу шеи, со словами: «Я дышу, дышу, дышу!»

«Броуновское движение»

Цели: способствовать сплочённости коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения.

Содержание игры: участники свободно двигаются по помещению. По сигналу ведущего им необходимо объединиться в группы. Количество человек в группе зависит от того, сколько раз ведущий хлопнет в ладоши (можно показать карточку с цифрой). Если число участников в группе не совпадает с объявленным, группа должна сама решить, как выполнить условие игры.

«Котёл»

Содержание игры: «Котёл» - это ограниченное пространство в группе (например, ковёр). Участники на время игры становятся «капельками воды» и хаотично двигаются по ковру, не задевая друг друга. Ведущий произносит слова: «вода нагревается!», «вода становиться теплее!», «вода горячая!», «вода кипит!», … . Дети в зависимости от температуры воды меняют скорость движения. Запрещается сталкиваться и выходить за пределы ковра. Те, кто нарушает правила, выходят из игры. Победителями становятся самые внимательные и ловкие.

«Вторжение»

Цели: способствовать сплочению коллектива, снятию чувства страха и агрессии; воспитывать взаимовыручку; развивать ловкость и быстроту.

Содержание игры: на пол выкладывается покрывало. Дети «садятся в космические корабли и прибывают на любую планету». Затем они свободно гуляют по планете. По сигналу ведущего «Вторжение!», дети должны быстро укрыться от инопланетян все вместе под одним покрывалом. Те, кто не поместились, выбывают из игры.

«Передай по кругу»

Цели: способствовать формированию дружного коллектива; учить действовать согласованно; развивать координацию движений и воображение.

Содержание игры: дети садятся в круг. Педагог передаёт по кругу воображаемый предмет: горячую картошку, льдинку, лягушку, песчинку, и т. д. С более старшими детьми можно играть не называя предмета. Предмет должен пройти весь круг и вернуться к водящему не изменившись (картофелина не должна остыть, льдинка - растаять, песчинка - потеряться, лягушка - ускакать).

«Монетка в кулачке» релаксационное упражнение

Цели: снять мышечное и психологическое напряжение; овладеть приёмами саморегуляции.

Содержание упражнения: дать ребёнку монетку и попросить сжать её в кулачке. Подержав несколько секунд кулачок сжатым, ребёнок раскрывает ладонь и показывает монетку. При этом рука ребёнка расслабляется. Чтобы разнообразить тактильные ощущения, можно давать ребёнку различные мелкие предметы. Дети постарше могут отгадывать, что у них в руке.

«Подними игрушку» релаксационное упражнение

Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; концентрация внимания; освоение диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

Содержание упражнения: ребёнок лежит на спине на полу. На живот ему ставят небольшую устойчивую игрушку. На счёт 1-2 ребёнок делает вдох через нос. Живот надувается и игрушка поднимается. На счёт 3-4-5-6 - выдох через рот, губы сложены трубочкой - живот сдувается, игрушка опускается вниз.

«Приветствие короля»

Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; создание позитивного настроя в группе; развитие умения управлять своими эмоциями.

Содержание игры: участники выстраиваются в две линейки. Передние кладут руки друг другу на плечи. Они образуют как бы ограду для стоящих сзади. Стоящим позади, нужно, опираясь на ограду, подпрыгнуть, как можно выше, приветствуя улыбкой короля, помахивая то левой, то правой рукой. Можно при этом издавать приветственные возгласы. Затем ограда и зрители меняются местами. Дети должны почувствовать разницу в напряжении мышц: когда они были деревянной, неподвижной оградой, а теперь, ликующие, весело подпрыгивающие люди.

«Найди и промолчи»

Цели: развитие концентрации внимания; воспитание стрессоустойчивой личности; воспитание чувства товарищества.

Содержание игры: дети, стоя, закрывают глаза. Ведущий кладёт предмет на видное для всех место. После разрешения водящего, дети открывают глаза и внимательно разыскивают его взглядом. Первый, кто увидел предмет, не должен ничего говорить или показывать, а молча садится на своё место. Так поступают и другие. Не нашедшим предмет, помогают так: все смотрят на предмет, а дети должны увидеть его, проследив за взглядом остальных.

«Коробка переживаний» релаксационное упражнение

Цели: снятие психологического напряжения; развитие умения осознавать и формулировать свои проблемы.

Содержание упражнения: ведущий показывает небольшую коробку и Говорит: « В эту коробку мы соберём сегодня все неприятности, обиды и огорчения. Если вам что-то мешает, вы можете прошептать это прямо в коробку. Я пущу её по кругу. Потом я её заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши переживания.

«Акулы и матросы»

Цели: способствовать сплочению коллектива; снятию состояния агрессии; учить контролировать своё эмоциональное состояние; развивать координацию движений, ловкость.

Содержание игры: дети делятся на две команды: матросы и акулы. На полу чертится большой круг - это корабль. В океане около корабля плавает много акул. Эти акулы пытаются затащить матросов в море, а матросы стараются затащить акул на корабль. Когда акулу полностью затаскивают на корабль, она тут же превращается в матроса, а если матрос попадает в море, то он превращается в акулу. Перетягивать друг друга можно только за руки. Важное правило: одна акула - один матрос. Никто больше не вмешивается.

«Коровы, собаки, кошки»

Цели: развитие способности к невербальному общению, концентрации слухового внимания; воспитание бережного отношения друг к другу; развитие умения слышать других.

Содержание игры. Ведущий говорит: «Пожалуйста, встаньте широким кругом. Я подойду к каждому и шёпотом скажу на ушко название животного. Запомните его хорошенько, ток как потом вам нужно будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам прошептала». Ведущий по очереди шепчет каждому ребёнку: «Ты будешь коровой», «Ты будешь собакой», «Ты будешь кошкой». «Теперь закройте глаза и забудьте человеческий язык. Вы должны говорить только так, как «говорит» ваше животное. Вы можете, не открывая глаз, ходить по комнате. Как только услышите «своё животное», двигайтесь ему навстречу. Затем, взявшись за руки, вы идёте уже вдвоём, чтобы найти других детей, «говорящих на вашем языке». Важное правило: не кричать и двигаться очень осторожно». Первый раз игру можно провести с открытыми глазами.

«Разведчики»

Цели: развитие зрительного внимания; формирование сплочённого коллектива: умение работать в группе.

Содержание игры: в комнате расставлены «препятствия» в произвольном порядке. «Разведчик» медленно идёт через комнату, выбранным маршрутом. Другой ребёнок, «командир», запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путём. Если командир затрудняется в выборе пути, он может попросить помощи у отряда. Но если он идёт сам, отряд молчит. В конце пути, «разведчик может указать на ошибки в маршруте.

«Пианино» релаксационное упражнение

Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; установление межличностных контактов; развитие мелкой моторики.

Содержание упражнения: все садятся в круг, как можно ближе друг к другу. Правую руку кладут на колено соседа справа, а левую на колено соседа слева. По кругу, по очереди производить пальцами движения, имитирующие игру на пианино (гаммы).

«Кто кого перехлопает/перетопает» релаксационное упражнение

Цели: снятие психологического и мышечного напряжения; создание хорошего настроения.

Содержание упражнения: группа делится на две части. Все начинают одновременно топать или хлопать. Выигрывает команда, которая хлопала или топала громче.

«Аплодисменты» релаксационное упражнение

Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата.

Содержание упражнения: дети стоят в широком кругу. Воспитатель говорит: «Вы сегодня славно поработали, и мне хочется похлопать вам. Воспитатель выбирает одного ребёнка из круга, подходит к нему и, улыбаясь, аплодирует ему. Выбранный ребёнок тоже выбирает товарища, подходит к нему уже вдвоём с воспитателем. Второму ребёнку аплодируют уже вдвоём. Таким образом, последнему ребёнку аплодирует вся группа. Второй раз игру начинает уже не воспитатель.

«Создание рисунка по кругу»

Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата; развитие мелкой моторики и воображения.

Содержание игры: все сидят в кругу. У каждого участника лист бумаги и карандаш или ручка. За одну минуту все что-нибудь рисуют на своих листах. Далее передают лист соседу справа, а получают лист от соседа слева. Дорисовывают что-нибудь за одну минуту и опять передают лист соседу справа. Игра идет пока лист не вернётся к хозяину. Затем все рассматривают и обсуждают. Можно устроить выставку.

«Приветствие» релаксационное упражнение

Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата;

Содержание игры: участники делятся на пары. Первые номера становятся внутренним кругом, вторые - внешним.

Здравствуй друг! Здороваются за руку.

Как ты тут? Хлопают по плечу друг друга.

Где ты был? Дергают за ушко друг друга.

Я скучал! Кладут руки себе на сердце.

Ты пришёл! Разводят руки в стороны.

Хорошо! Обнимаются.

«Скучно-скучно»

Цели: умение пережить ситуацию неуспеха; воспитание альтруистического чувства детей; воспитание честности.

Содержание игры: дети садятся на стульчики вдоль стены. Вместе с ведущим все проговаривают слова:

Скучно-скучно так сидеть,

Друг на друга всё глядеть.

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться.

После этих слов все должны добежать до противоположной стены, дотронуться до неё рукой и, вернувшись, сесть на любой стульчик. Ведущий в это время убирает один стул. Играют до тех пор, пока не останется один самый ловкий ребёнок. Выбывшие дети играют роль судей: смотрят за соблюдением правил игры.

«Тень»

Цели: развитие двигательной координации, быстроты реакции; установление межличностных контактов.

Содержание игры; один участник становится путником, остальные его тенью. Путник идёт через поле, а за ним на два шага сзади - его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно чтобы путник совершал движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал через лужи, смотрел вдаль из-под руки, балансировал по мостику и т. д.

«Властелины кольца»

Цели: обучение координации совместных действий; обучение поиску способов коллективного решения проблемы.

Содержание игры: потребуется кольцо диаметром 7-15 см (моток проволоки или скотча), к которому привязаны на расстоянии друг от друга три нитки длиной 1.5 - 2м каждая. Три участника становятся по кругу, и каждый берёт в руки нитку. Их задача: действуя синхронно, опустить кольцо точно на мишень - например, лежащую на полу монетку. Варианты: глаза открыты, но переговариваться нельзя. Глаза закрыты, но можно переговариваться.

«Посещение зоопарка» (релаксационное упражнение)

Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; установление межличностных контактов.

Содержание упражнения: участники разбиваются по парам и встают друг за другом. Ведущий становится позади одного из участников о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди.

1. В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать движения сверху вниз и справа налево).

2. Затем он открывает ворота зоопарка (рёбрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника)

3. Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев сбегать вниз по спине).

4. Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, редкие сильные хлопки по спине).

5. Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).

6. Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят к воде (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником).

7. Слышатся дикие прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине).

8. Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).

9. А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).

10. Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать ноги и руки).

11. А здесь колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подёргать их).

12. А сейчас посетители идут к выходу и садятся в автобус (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи, затем убрать руки и поменяться местами).

Во время массажа не проводить никаких действий в области позвоночника!

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ, СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ, РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ

«Давайте поздороваемся»

Цель: развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы.

Ход игры: В начале упражнения ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством его.

«Опиши друга»

Цель: развитие наблюдательности и умения описывать внешние детали.

Ход игры: упражнение выполняется в парах (одно-временно всеми участниками). Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребёнок точен.

«Сижу, сижу на камушке»

Цель: развитие эмпатии, умения выражать поддержку сверстнику.
Ход игры: Игроки становятся в хоровод и поют, а один (или несколько) садятся на корточки в круг, накрыв голову платочком. Сижу, сижу на камушке,
Сижу на горючем,

А кто ж меня верно любит,

А кто ж меня сменит,

Меня сменит-переменит,

Еще приголубит?

После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в кругу по голове, обнять, сказать ласковые слова (приголубить). Затем он уже сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его «голубит» следующий желающий.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО САМООЩУЩЕНИЯ, УМЕНИЕ ВЫРАЖАТЬ ПОЗИТИВНЫЕ ЭМОЦИИ, НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

«Волшебный стул»

Ход игры: Один из детей садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

«Клеевой дождик»

Цель: развитие чувства коллектива, снятие эмоционального и физического напряжения, обучение согласованности своих движений с окружающими.

Ход игры: Дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг другу и таким вот «паровозиком» (склеившимися дождевыми капельками) начинают движение. На пути им встречаются различные препятствия; необходимо перешагнуть через коробки, пройти по импровизированному мосту, обогнуть большие валуны, проползти под сту-лом и т.д.

«Менялки игрушек»

Цель: игра учит детей взаимодействовать с окружающими при помощи невербальных средств общения.

Ход игры: Все дети встают в круг, каждый держит в руках какую-нибудь игрушку. Водящий стоит спиной к играющим и громко считает до десяти. За это время игра-ющие меняются предметами. Все действия выполнятся молча. Меняться дважды одной игрушкой не разрешается. Водящий входит в круг, его задача - угадать, кто с кем поменялся игрушками.

УСПОКАИВАЮЩИЕ ИГРЫ

«Волшебное перо»

Цели и описание: Эта поэтическая игра - прекрасная возможность для детей расслабиться и сконцентрировать свое внимание. Она укрепляет привязанность каждого отдельного ребенка к вам как ведущему группы, так что вам легче будет привлечь внимание детей. Одновременно тренируется телесное сознание детей, в особенности их тактильное чувство. Игра вызывает детей высокий интерес. Они охотно касаются друг друга «волшебным» пером. Здесь каждый получает шанс на короткое время без затруднений оказаться в центре внимания.
Поначалу ошибку приблизительно на сантиметр вы можете считать все еще хорошим результатом. Если ребенок оказался слишком далеко от цели, вы можете отметить: «Ты почти попал!» Затем укажите ему на правильное место большим и указательным пальцами.

Материалы: большое красивое перо (им, воображаемым, могут служить кончики ваших собственных пальцев).

Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция (ведущий детям): «Сядьте в круг на пол. У меня есть волшебное перо, которым я буду касаться разных частей вашего тела. Оно приятно на ощупь, а его при-косновение будет вселять в вас бодрость и веселье. Поочередно я буду подходить к каждому из вас. Ребенок, рядом с которым я останавливаюсь, закрывает глаза. Тогда я нежно касаюсь волшебным пером его лица, шеи, ладони или руки. Не открывая глаз ребенок должен дотронуться указательным пальцем до того места, которого коснулось перо. Потом он может открыть глаза, а волшебное перо коснется другого ребенка».
(Прикоснитесь пером к каждому ребенку. Помните о том, что дети учатся наблюдая. Работая с более старшими детьми, через некоторое время вы сможете доверить волшебное перо одному или нескольким детям.).

«Клубочек»

Цель: обучение ребенка одному из приемов саморегуляции.

Ход: Расшалившемуся ребенку предлагается смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинают сматывать его, так сразу же и успокаиваются.

Модификация: Воспитатель может предложить ребенку «вытаскивать» из своей одежды (на спине) воображаемые перышки: большие и совсем мелкие. Далее попро-сить ребенка сказать, перья каких птиц он уже вытащил.

«Печем пирог»

Цель: снятие напряжения, обучение бережному отношению к другому, развитие воображения. Материал: одеяло или плед.

Ход: Кого-нибудь из детей накрывают одеялом и предлагают лечь на ковер лицом вниз. Потом его гладят руками, «просеивают муку», «раскатывают», «замешивают», «втыкают изюм» или «обмазывают вареньем». Затем «пирог» переворачивают и украшают. «Пирог» сам скажет, когда он будет готов. Его разворачивают, и он поднимается, румяный, горячий, будто из печки. Упражнение проделывают с теми, кто захочет.

«Слон у папы на спине»

Цель: снятие напряжения, создание положительных эмоций, развитие воображения.

Ход: Дети, пожелавшие участвовать в игре, лежат под одним одеялом на животе, закрыв глаза. Взрослый водит одним или несколькими пальцами по их спинкам, как бы рисуя очертания разных предметов. Если это окажется трудным для разгадывания, можно «пустить побегать» по спинкам разных животных: кошку, муравья, слона. Ведь походка у животных разная и движениями рук возможно ее воспроизвести.

«Тихий час для мышат»

Ведущий предлагает детям превратиться в мышат. Показать, как они откусывают кусочки сыра - обедают. Гладят свои животики - наелись. Возвестить сонным писком, что хотят спать. Затем дети-мышата укладываются на коврик «спать». Включается музыка для релаксации.

«Из семечка - в дерево»

Цель: обучение выразительным движениям, релаксация.

Ход: Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, вобрать голову, закрыть ее руками). Взрослый-садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (дети-семечки медленно поднимаются). У него раскрываются листочки (руки поднимаются), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент - и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), росток превращается в прекрасный сильный цветок. Приходит лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам-соседям, кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кон-чиками пальцев дотянуться до соседей).

Но вот подул холодный ветер, наступила осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой раскачивания руками, головой, телом, сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Время идет, пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко теперь ему тепло и спокойно. Скоро опять весна, и оно оживет.

Воспитатель ходит между детьми, показывает им движения. После того как дети «сворачиваются на полу, взрослый подходит к каждому ребенку, гладит его.

ИГРЫ ДОВЕРИЯ

Холмогорова В. «Школа добрых волшебников»

Они помогают детям испытывать положительные чувства друг к другу и формируют атмосферу сотрудничества. Использовать эти игры можно тогда, когда дети чувствуют себя довольно уверенно в коллективе.

«Прогулка с завязанными глазами»

Цель: игра способствует доверию и формирует ответственность за другого человека.

Ход: Дети, по желанию, разбиваются на пары - ведомого е завязанными глазами и ведущего. Ведущий берет ведомого за руку и объясняет, где они сейчас движутся, что их ожидает и как избежать падения или столкновения с вещами. Ведомый должен полностью доверять ведущему. Попросите детей поменяться ролями через некоторое время. В конце упражнения обсудите чувства детей во время игры, в какой роли им больше всего понравилось.

«Лабиринт»

Цель: тренирует умение соотносить действия с партнером, формирует доверие и сплоченность.

Ход: Из стульев, повернутых друг к другу спинками, воспитатель строит на полу запутанный «лабиринт» с узкими переходами. Затем говорит детям: «Сейчас вам предстоит пройти весь лабиринт. Но это не простой лабиринт: его можно пройти вдвоем только повернувшись лицом друг к другу. Если вы хоть раз обернетесь или рас-цепите руки, двери лабиринта захлопнутся и игра остановится».

Дети делятся на пары, становятся друг к другу лицом, обнимаются и начинают медленно проходить лабиринт. При этом первый ребенок идет спиной, повернувшись лицом к партнеру. После того как первая пара пройдет лабиринт, начинает движение вторая. Дети вместе со взрослым наблюдают за ходом игры.

ИГРЫ ДЛЯ ОТРЕАГИРОВАНИЯ АГРЕССИИ, СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ

Разогрев-упражнение «Шум растет»

Ход: Ведущий говорит: «Ребята, мы сегодня научимся играть в новую игру, где «разговаривать» будут ваши щечки и горлышки. Называется игра «Шум растет». Представьте, что на свете жил-был маленький Шумок. Разговаривал он так: «Ш-ш-ш». Но Шумок постепенно рос, взрослел и разговаривал уже по-другому: «Ж-ж-ж-ж!». Наконец, Шумок превратился в настоящий Шум: «Ж-жжжж. Давайте все вместе покажем, как рос Шумок.

Инструкция (педагог детям): «Скажите, кого из вас часто ругают за то, что он кричит? Для нашего упражнения как раз требуются такие ребята. Давайте разделимся на две группы и посоревнуемся в крике. А один из вас отойдет в сторону, назначим его судьей - он будет решать, какая группа сумеет громче и дружнее крикнуть. Кричать будем так: сначала начнем на корточках и не очень громко. Затем будем постепенно подниматься на ноги, одновременно усиливая крик и поднимая вверх руки. По взмаху моей руки нужно мгновенно замолчать и опустить руки. Прежде чем начинать, я еще раз напом-ню, что побеждает не обязательно самая громкая, но самая дружная группа».

«Нехочухи»

Инструкция: «Ребята, большинство из вас умеют быть послушными детьми. Сегодня мы немного поучимся не слушаться, а точнее - говорить «нет» разными частями своего тела. Упражнение будем выполнять вместе, в первый раз я покажу его вам сама. Начнем с головы. Сказать «нет» головой - значит интенсивно помотать ею в разные стороны, постепенно увеличивая скорость, как будто хотим сказать «нет, нет, нет». Теперь попробуем говорить «нет» руками, помашем перед собой сначала правой, по-том левой рукой, а затем обеими вместе, как будто хотим от чего-то отказаться, оттолкнуться. Дальше перейдем к ногам. Взбрыкните сначала правой ногой, потом левой, потом поочередно. Старайтесь вкладывать силу в каждое движение. Можно присоединить и голос. Попробуйте на каждое движение выкрикивать «нет» все громче и громче.

«Воробьиные драки»

Цель: снятие физической агрессии.

Ход: Дети выбирают себе пару и «превращаются» в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры («лечат крылышки и лапки у доктора Айболита»). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

«Рвакля» (с 3 лет)

Цель: помогает снять напряжение, дает выход деструктивной энергии.

Материал: ненужные газеты, журналы, бумаги; широкое ведро или корзина.

Ход игры: Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Малышу может понравиться прыгать на куче бумажек они отлично пружинят.

«Минута шалости»

Цель: психологическая разгрузка

Ход: Ведущий по сигналу (удав в бубен, свисток, хлопок в ладоши) предлагает детям пошалить: каждый делает, что ему хочется прыгает, бегает, кувыркается и т. п. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.

Испорченный видеотелефон

Аналог испорченного телефона. Подготовка: Участники игры садятся спиной к сцене.

Игра: Первый и второй участники выходят на сцену и становятся в противоположных ее концах. Теперь первый с помощью жестов и мимики должен передать свое сообщение второму. Например, о том, что в воскресенье они приглашены на день рождения к знакомой девушке к двум часам дня и с утра надо купить цветы. Когда второй участник подтверждает, что он все понял, первый садится на место, и на сцену выходит следующий. И так до тех пор, пока последний участник не получит информацию. После этого он оглашает сообщение. Можно так же произвести опрос всех участников в обратном порядке. Победителей нет - главное настроение.

Пеленгатор

Инвенарь: Повязка. Подготовка: Все участники рассаживаются по кругу на максимальном расстоянии друг от друга. Один из них приглашается на сцену круга и становится водящим, которому предстоит стать "пеленгатором".

Игра: Задание заключается в следующем: Участники, сидящие по кругу, разбиваются на условные пары и вслух в течение минуты договариваются о выполнении какого - нибудь совместного действия.Поскольку все пары говорят одновременно, разобраться в содержании их разговоров довольно трудно. Шум, производимый ими, условно можно назвать "шумом в эфире". Вот тут-то и должен проявить свои способности водящий: во-первых, " запеленговать" партнеров каждой пары и, во-вторых, прослушать и понять содержание их разговора. Победитель: "Пеленгатор", лучше выполнивший задание.

Наводчики

Инвенарь: Пронумерованные карточки в количестве, соответствующем числу участников. Подготовка: Карточки с номерами раскладываются на столе цифрами вниз. Участники игры тянут жребий. Дается следующая инструкция по распределению ролей. Тот, кто вытащил карточку с №-1, становится водящим. Остальные участники (их должно быть 15-25 человек) распределяются на две группы. Четные номера играют роль " наводчиков", нечетные-"перехватчиков".

Игра: Водящий - выходит из помещения, остальные прячут какой - либо небольшой предмет, например записку. После этого приглашается водящий, и ему предлагают найти спрятанный предмет.

"Наводчики" должны бессловесно помогать водящему, но так, чтобы никто, кроме него самого, этого не заметил. "Перехватчики" недолжны, во-первых,сбивать входящего дезинформацией, а во-вторых, они должны обнаружить и устранить "наводчиков". Учитывая, что играющие не знают номеров друг друга, внимание их должно быть особенно тонким и искусным."Перехватчики", используя только им данною право, могут хлопком останавливать игру. Водящий в это время должен отвернуться и встать спиной ко всем, а "перехватчик" - встать и попросить у обнаруженного им участника его номер. Если предположение подтвердилось и обнаружен действительно "наводчик то он выбывает из игры. Если же оказалось, что "перехватчик" ошибся и обнаружил "своего", из игры выбывают оба обнаруживающих себя игрока из команды "перехватчиков". В первом случае обнаруживший себя "перехватчик" продолжает игру, но уже "легально".

Игра продолжается до тех пор, пока водящий не найдет спрятанный предмет или не будут обнаружены и выведены из игры "наводчики". Победитель: "Наводчики", если предмет найден, в противном случае "перехватчики"

Роддом

Играют два человека. Один - только что родившая жена, а другой - верный ее муж. Задача мужа - как можно подробнее распросить все о ребенке, а задача жены объяснить все это мужу знаками, т.к. толстые двойные стекла больничной палаты не пропускают звуки наружу. Увидите, какие жесты будет делать жена! Главное - неожиданные и разнообразные вопросы.

Кто быстрее?

Эту игру помню еще с детского садика, только использовались кегли. В круг ставятся пустые пластиковые бутылки (для устойчивости можно немного наполнить водой) в количестве N-1, где N - это количество участников. Под музыку все ходят вокруг них, а как только музыка останавливается, участники должны успеть схватить бутылку. Тот, кому не досталась бутылка, выбывает из дальнейшей игры. Каждый раз количество уменьшается на одну.

Полез на елку за укропом, а его арбузами завалило...

Всем участникам выдаются чистые листы бумаги, где они будут писать свои "шедевры", и ручки. Участники пишут имена своих героев, загибают листок так, чтобы написанного не было видно. А затем передают листок соседу. Далее пишут ответы на вопросы типа "куда пошел герой, что с ним случилось и пр." Вопросов можно придумать множество, лишь бы бумаги хватило. После каждого написанного ответа листок загибается и передается соседу. Должно получится нечно вроде "полезла красная шапочка на елку за уропом, а ее арбузами завалило. " Уверен, что прочтение этих "шедевров" вызовет у вас бурю веселых эмоций. :)))

Разведчики

Игрокам прицепляются на спины по табличке с заранее написанным на них словом. Задача играющих - прочитать, что написано на спине соперника, но при это не показать своей надписи.

Взломщики

Игрокам выдается связка ключей, закрытый навесной замок. Необходимо как можно быстрее подобрать ключ из связки и открыть замок. Можно замок повесить на шкаф, где спрятан приз.

"Папа, мама, пушистое чудо."

Всем играющим нужно разбиться в групки по трое. Потом каждые в своей групке распределяют кто будет папой, кто мамой, кто пушистым чудом. После этого все папы загадывают по два желания (желательно выполнимых в данный момент). Одно желание выполняет мама, а другое пушистое чудо. Выполнив желания, пушистое чудо загадывает свои два папе и маме. А затем загадывает мама.

Например: Алёна - папа, Оля - мама, Зауре - пушистое чудо. Алёна говорит: "Мама, залезь на стол и спрыгни оттуда. Пушистое чудо, громко крикни Ку-ка-ре-ку." Оля прыгает со стола, а Зауре кричит. После этого Оля говорит: "Папа иди поцелуй в щёчку всех мам (всех мам, которые играют). Пушистое чудо поцелуй всех пап." Алёна подходит к каждой групке и целует мам, а Зауре - пап. Потом Зауре загадывает свои желания. Очень весело, не правда ли?

"One up one down"

Эта игра заключается в том, что все участники садяться в круг на стулья и один стул ставиться посередине. Для этой игры необходимо, чтобы было несколько знающих разгадку. После этого ведущий объясняет правила или даже не правила, а саму игру.

Он говорит: Вам (всем играющим) нужно угадать, а лучше сказать расшифровать, три слова:

  • ONE UP ONE DOWN (одна вниз одна вверх),
  • TWO UP (две вверх),
  • TWO DOWN (две вниз)

Ведущие садятся между играющими, примерно через одного, смотря сколько ведущих. Каждому человеку предоставляется право высказать свое предположение, то есть одно из трех слов, а ведущие к тому времени говорят верно его предположение или нет. Человек должен наблюдать за остальными, присматривать и уловить закономерность. Когда человек думает, что расшифровал слава, он не встает и не кричит, а спокойно подходит к одному из ведущих и говорит то, что он придумал, тихонько и на ушко. И игра прдолжается до тех пор, пока все играющие не расшифруют таинственные слова.

НА САМОМ ДЕЛЕ - разгадка заключается в положении ног:

  • ONE UP ONE DOWN - это положение нога на ногу;
  • TWO DOWN - это положение, когда две ноги находятся на полу внизу;
  • TWO UP - это положение, когда ноги лежат на стуле или еще как нибудь, но только не на полу!

Уточка

Есть уточка. Летает, крякает - символизирует шум в данном случае. Тут охотник (вожатый), говорит, что утка мешает нашей работе, крича: "утка!". Дети стреляют в неё: "БАХ!" Тишина. Полная концентрация внимания и готовность к работе

Статьи по теме: