Ролевые игры "моя безопасность". Ролевые игры по безопасности "моя безопасность"

Ролевая игра "Беседа с вымогателем"

Название . Ролевая игра "Беседа с вымогателем"

Предназначение .

Процедура группового психологического тренинга. Разыгрывается ролевая ситуация беседы с вымогателем.

Ведущий предлагает участникам тренинга "поупражняться в беседах с вымогателями". Следует сразу отметить, что предмет и обстоятельства шантажа могут быть самыми разными, и в этом упражнении не будет рецептов того, как вообще уйти от вымогательства. Будет рассмотрена лишь психологическая составляющая.

Разыгрывается сцена вымогательства. Для этого вызывается два добровольца. Им озвучивается краткий сценарий ролевой игры, который они должны разыграть. Выбор сценария сильно зависит от категории участников. Для одних можно выбрать ситуацию помягче: например, небольшое вымогательство по работе ("сделай за меня это, иначе тебе не будут передаваться хорошие заказы"). Для взрослых и уравновешенных участников таким предметом вымогательства могут быть сведения о факте супружеской измены (включая требование большой суммы денег). И так далее.

Ведущему, конечно, следует сразу и особо подчеркнуть, что это - всего лишь ролевая игра, она не должна затрагивать чьи-то чувства (если кому-то будет неприятна сцена, то игра сразу прекратится). В ней не происходит обучение "правильному вымогательству". Эта ролевая игра - модель предельно напряженной ситуации общения , в которой имеют значение малейшие нюансы.

Ведущий для "актеров" лишь очерчивает общий сценарий "вымогательства". В процессе игры участники сами додумывают остальное.

Всего разыгрывается несколько сценок. После каждой производится обсуждение:

Какие чувства испытывали играющие?

Какие чувства испытывали наблюдатели?

Как проявляется волнение собеседника?

Какие интересные нюансы заметили наблюдатели?

Как можно "вытянуть" из собеседника дополнительную информацию?

Если бы это происходило в реальной жизни, как следовало бы отвечать вымогателю? почему?

1. Ролевая игра "Беседа с вымогателем" [Электронный ресурс] // А. Я.. 14.11.2012..html (14.11.2012).

Тевдорошвили М.С.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

детский дом «Ласточкино гнездышко»

Тевдорошвили М.С.

«Чрезвычайная ситуация»

(Ролевая игра)

Составитель М.С.Тевдорошвили, заместитель директора по безопасности жизнедеятельности муниципального казенного образовательного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом «Ласточкино гнездышко».

Ролевая игра «Действия в ЧС» разработана для организации и проведения с детьми практических занятий по правилам поведения в чрезвычайных ситуациях, отработке и закреплении теоретических знаний, на практике.

Материал предназначен для заместителей директоров по безопасности жизнедеятельности и преподавателей ОБЖ.

1. Введение. …………………………………………………………………….…5

2. План проведения игры…………………………………………………………8

3. Этапы проведения игр……………………………………… …………………10

4 Описание этапов игры (с 1по 10)…………………………………………..…..11

5. Заключение…………..………………………………………………………….19

6. Список литературы…………………………………………………………….20

7. Приложения …………………………………………………………………...21

Введение

Организация работы с детьми и подростками в области защиты от чрезвычайных ситуаций и подготовки к действиям в условиях социальных, криминогенных конфликтов, а также формирование активной жизненной позиции у подрастающего поколения является одной из наиболее острых социальных проблем. А успешное усвоение знаний основывается не только на теории, но и в практике – тренировках и учениях.

Системное изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких ситуациях призваны подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из ЧС с наименьшими потерями.

Ролевая игра – игровая имитационная модель, воссоздающая условия, содержание, отношение, динамику той или иной деятельности. Это один из наиболее эффективных методов активизации обучения. Особый способ построения моделей, допускающий одновременное многостороннее взаимодействие соревнующихся и сотрудничающих игроков. Имитируя выработку, принятие и реализацию решений, они позволяют вводить обучаемых в круг задач управления.

Участвуя в игре, школьники ненавязчиво усваивают определённые понятий, т.е. теоретические, методические и практические знания, легче запоминают значительные объёмы информации, и учебный процесс превращается из «школы памяти» в «школу мышления».

Обеспечение безопасности предполагает обязательные знания конкретного чёткого алгоритма последовательных действий. Особенно эффективным представляется использование метода имитационно-ролевых игр для проверки знаний алгоритмов действий в чрезвычайных или экстремальных ситуациях того или иного характера.

Условия игры имитирует конкретную ситуацию. В сценарии игры подробно описываются правила её участников, дающие им возможность принимать решения с высокой степенью безопасности.

Для проведения итоговой проверки изученного материала и закрепления знаний, общешкольную ролевую игру лучше всего проводить в конце учебного года.

На первом этапе в развёрнутых и точных формулировках раскрывается тема игры. На втором формулируется её цель и конкретные учебные задачи. На третьем даётся характеристика исходной обстановки игрового комплекса, определяющая район игры, её условия, используемый наглядный материал, характер размещения участников в аудитории, временные границы проведения.

При проведении итогов игры важно не только дать общую оценку действиям участников и каждого в отдельности, но и подробно по шагам разобрать весь её ход, акцентируя внимание как на удачных, так и на неудачных решениях. При этом желательно оценивать и общую манеру поведения участников игры: интерес, взаимопомощь, эгоизм, нестандартность мышления, дисциплину, быстроту реакции и т.п. При разборе игры следует обязательно получить от них собственную оценку, предложения по совершенствованию. Это поможет избежать в следующей игре допущенных ошибок.

Игра проводится как комплексное мероприятие, состоящее из 10 этапов, охватывающей знание учащихся вопросов личной безопасности, задач решаемых в рамках курса ОБЖ и мероприятий гражданской обороны, оказание медицинской помощи. Как правило, местом проведения игры является основное здание школ

Ролевые игры позволяют широко использовать групповые формы работы. Как результат – повышается интерес учащихся к конкретным вопросам изучения раздела, развивается чувство товарищества и ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих. Таким образом, ролевые игры являются эффективным звеном системореализующих компонентов методической системы преподавания ОБЖ.

Цель: обучение обучающихся умению быстро принимать правильное решение в экстремальной ситуации;

Научить обучающихся самостоятельно анализировать обстановку в которой оказался и выходить из неё;

Формирование и закрепление сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности;

Закрепление навыков по оказанию 1 медицинской помощи.

Основные задачи:

1. Совершенствование внеурочной работы по БЖ.

2. Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

3. Овладение способами и приёмами деятельности, направленной на сохранение своей жизни и здоровья в опасных ситуациях.

4. Закрепление знаний, умений, навыков приобретённых на занятиях курса ОБЖ.

5. Совершенствование у обучающихся и педагогического состава учреждения теоретических знаний и практических навыков правильного поведения и действий в чрезвычайных ситуациях.

Ожидаемые результаты:

    активизация познавательной деятельности обучающихся ;

    повышение качества знаний обучающихся по действиям в ЧС;

    повышение уровня коммуникативной культуры обучающихся;

    обновление учебного процесса, отражающее степень сложности, доступности, гибкости, экономичности, энергичности действий;

    более широкое применение технических средств обучения;

    развитие заинтересованности в предотвращении возможных чрезвычайных ситуаций.

План проведения ролевой игры

группы

Мероприятия

количество участников

Ответственные

возрастная

группа

1-4 кл.

1этап .

Интеллектуальая разминка.

Викторина «Что я знаю о пожаре»

2эта п.

Игры-эстафеты.

3этап .

Укладка рюкзака.

4этап .

Оказание первой доврачебной помощи (при носовом кровотечении.)

возрастная группа

5-8 кл.

1этап.

Интеллектуальная разминка. Обучающий КВН «Крестики-нолики». Решение кроссворда.

2этап .

1.Действия участников в районе аварии с утечкой сильнодействующих ядовитых веществ.

2.Укладка рюкзака.

3. Ядовитые и съедобные грибы.

3этап.

Оказание первой доврачебной помощи (перелом верхних конечностей). Транспортировка пострадавших.

4этап.

Тестирование по курсу ОБЖ.

возрастная группа.

9-11 кл.

1этап .

Интеллектуальная разминка. КВН «Нам стихия ни почём» Решение кроссворда

2этап.

Действия по команде «Газы».

Сигналы бедствия (международные.)

Ядовитые и съедобные грибы.

3этап.

Оказание первой доврачебной помощи. (перелом нижних конечностей).

4этап.

Тестирование по курсу ОБЖ.

Этапы проведения игры

    Действия по сигналам оповещения «Внимание, Всем!»

    Герметизация помещений и повседневной одежды.

    Викторины, КВН, игры-эстафеты.

    Действия участников в районе аварии с утечкой

сильнодействующих ядовитых веществ.

Укладка рюкзака.

Ядовитые и съедобные грибы.

5.Оказание первой доврачебной помощи.

6. Тестирование по курсу ОБЖ.

7. Подведение итогов. Итоговая линейка.

8 Награждение.

В подготовке и проведении игры принимают участие все обучающиеся, учителя и воспитатели. Учителя и воспитатели организуют и контролируют действия обучающихся. Выполнение практического задания проходит под контролем медицинского работника учреждения (санитарное звено). За действиями обучающихся, на всех этапах игры, наблюдает судейская комиссия, оценивая их действия и подводит итоги.

I этап. Безопасность движения на дорогах.

Задание командам: ответить на вопросы по закреплению правил дорожного движения. За каждый правильный ответ 1 балл. (Для каждой возрастной группы свои вопросы).

1. Вы сошли с трамвая на остановке и должны перейти дорогу, чтобы по попасть в магазин. Покажите на схеме как это сделать безопасно?

2. Покажите на схеме, по какой стороне проезжей части дороги вы будете идти, если пешеходные тротуары отсутствуют?

3. Покажите как правильно переводить группу учащихся через перекресток?

4. Как следует обходить автобус?

5. Поясните понятие «Дорожная ловушка».

6. Работа со знаками. О чем они предупреждают?

7. Каким правилам подчиняется человек ведущий велосипед?

8. Что означает мигающий зеленый сигнал светофора?

9. Что такое островок безопасности?

10. Как правильно прейти перекресток и почему вы так думаете?

II этап. Транспортировка пострадавшего

Задача команды : на носилках доставить пострадавшего до указанного судьей места.

№ п/п

Причины штрафов

Баллы

Отсутствие контроля за состоянием пострадавшего

Правильность транспортировки

Носилки не выдерживают пострадавшего

1-5 классы

Покажите способы переноски пострадавшего, если помощь оказывает один человек (Ответ: перетаскивание, перенос на спине, волоком (на плащ палатке, лыжах)

7-8 классы

Покажите способы переноски пострадавшего, если помощь оказывают два человека (Ответ: при помощи сиденья из двух пар рук, способ «замок», перенос раненого на доске)

9-11 классы

Назовите как можно больше способов замены носилок. Покажите один из способов. Какие правила необходимо соблюдать при переноске раненого на носилках? Как правильно транспортировать пострадавшего: вперед ногами или вперед головой?

III этап: Оказание первой доврачебной помощи при переломе конечности.

№ п/п

Причины штрафов

Баллы

Неправильный выбор места наложения жгута

Неправильное наложение жгута

Отсутствие указательной записки

Неправильное наложение повязки

Неправильная фиксация конечности шинами

Дополнительные вопросы:

1. Как избежать теплового (солнечного) удара?

2. Как остановить носовое кровотечение?

3. Для каких целей используется: йод, зеленка, нашатырный спирт, перекись водорода, подорожник, крапива?

4. Как оказать первую помощь при обмороке?

5. Какова профилактика радиационного поражения? (для 9-11 классов)

6. В каких случаях используется жгут?

7. Покажите как правильно сделать перевязку раны при порезе пальца?

8. Как оказать первую доврачебную помощь при ожоге кипятком?

9. Расскажите последовательность оказания доврачебной помощи при сотрясении головного мозга.

IV этап. Действия в условиях химического заражения.

Задача команды : по команде «Газы!» надеть противогазы и выйти из зоны заражения, учитывая направление ветра.

Провести проверку на наличие пострадавших (при обнаружении таковых: надеть на каждого противогаз, оказать первую медицинскую помощь и вывести из зоны заражения) и вынести материальные ценности.

№ п/п

Причины штрафов

Баллы

Ошибки, допущенные при надевании противогаза (не закрыты глаза, не сделан выдох)

Несоблюдение установленной последовательности при надевании и снятии средств защиты

Не застегнуты пуговицы на одежде

При надевании защитного костюма:

Тесемки чулок не закреплены

Чулки перепутаны

Неверный выбор направления движения из зоны заражения

Теоретические вопросы:

1. Какие средства индивидуальной защиты от химического поражения вы знаете?

2. Какие коллективные средства защиты от химического поражения вам известны?

3. Находясь в зоне заражения, вы захотели есть или пить? Как вы поступите?

4. Как поступит если вас двое, а противогаз один?

5. Всегда ли можно спастись от химического поражения в подвале?

6. Вы в зоне химического поражения, а средств защиты нет. Как быть?

V этап.

Задача команд (5-11 классов) :ответить на задания и выполнить действия по тушению пожара. За каждый правильный ответ 1 балл. За неправильный ответ снимается один балл.

1. «Пожарная азбука» - закончи пословицу (задание для команд). Кто быстрее допишет пословицы:

1. Из искры пожар ….. (рождается)

2. Нет дыма без …. (огня)

3. Москва от копеечной свечи… (сгорела)

4. Огонь хороший слуга, но …. (плохой хозяин)

5. Правда в огне не горит …. (и в воде не тонет)

6. Огнь друг и.. (враг человека)

7. Спичка невеличка, огонь… (враг)

2. «Струей в ведро»

По сигналу участник добегает до отметки, где находится брызгалка и ведро. Участник берет брызгалку, выполняет три надавливания целясь в ведро (расстояние 1,5 метра), затем возвращается в команду, стартует следующий. Побеждает команда закончившая эстафету первой и набравшая большее количество воды в ведро.

3. Умственная разминка - викторина «Вода, вода». Чья команда ответит больше:

Вопросы:

1. Что в гору не вкатишь? (воду)

2. Как называется наука о лесных пожарах) (пирология)

3. При каком пожаре горят кроны деревьев) (верховом)

4. Охрана лесов это: обязанность государства или долг каждого гражданина?

5. Иван бежит, сам кричит и всех на себе носит (река)

7. Кругом вода, а с питьем беда. (море)

8. Ни море, ни земля, корабли не плавают, а ходить нельзя (болото)

9. Назовите агрегатное состояние воды (жидкое, твердое, газообразное)

11. Перечислите все океаны (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)

12. Назовите самый мелкий океан (Северный Ледовитый океан)

13. Как называют людей, купающихся зимой (моржи)

14. Какие подручные средства могут помочь в тушении огня? (вода, песок)

15. Какая причина чаще всего приводит к пожару? (небрежность)

16. Средство пожаротушения (огнетушитель)

17. Что нельзя вскрывать, прокалывать при ожоге? (волдыри)

18. Имя героя древнегреческих легенд принесшего огонь людям (Прометей)

19. С какой птицей на Руси ассоциируется огонь? (красный петух)

20. Как называется профессия людей борющихся с огнем? (пожарные)

21. Что значит ликвидировать пожар? (локализовать)

22. Чем эффективнее следует воспользоваться при тушении легковоспламеняющихся жидкостей? (куском мокрой ткани)

23. Что нельзя тушить водой? (бензин, лак, краски, эл. бытовые приборы)

24. Какое наказание за умышленный поджог леса нес виновный во времена Петра 1? (смертная казнь)

25. Сколько пожарных частей у нас в городе? (1)

26. Что опаснее для здоровья и жизни человека при пожаре дым или огонь? (дым)

27. Можно ли открывать окна во время пожара? (нет)

28. Ожог вызванный пламенем, паром, кипятком? (термический)

4. «Струей в цель»

По сигналу участник добегает до отметки, где находится брызгалка и кегли. Участник берет брызгалку, выполняет одно надавливание, стараясь сбить кеглю струей (2 м). Возвращается в команду, стартует следующий (каждый участник целится в свою кеглю). Побеждает команда закончившая эстафету первой и сбившая большее количество кеглей.

VI этап. Обращение со взрыво-опасными предметами.

За каждый правильный ответ 1 балл.

Задание командам:

Ваши действия при нахождении взрывного устройства?

Ваши действия при захвате в заложники?

Всегда ли необходимо соблюдать все приказы террористов?

Нужно ли вступать в контакт с заложниками?

VII этап. Спортивный.

Задание командам: «Преодоление полосы препятствий» сдать нормативы по:

Подтягиванию на перекладине для мальчиков;

Подъему туловища из положения лежа для девочек;

Преодоление полосы препятствий.

VIII этап. Викторина «Защити себя сам»

Задание командам: ответить на вопросы викторины по программе ОБЖ (отдельно для каждой возрастной категории учителем составляются вопросы) в письменном виде.

За каждый правильный ответ 1 балл. Причина штрафа – каждый неправильный ответ.

IX этап. Ориентирование на местности. Укладка рюкзака в поход.

Контрольное время работы на этапе: 20-25 миут.

Задача командам: на всех контрольный пунктах за минимальное время ответить на вопросы и произвести отметки в зачетном маршрутном листе (Приложение № 2):

Ориентирование в данном направлении;

Ориентирование по маркированному маршруту.

Команда пришедшая последней получает меньшее количество баллов.

Задача команде при укладке рюкзака: правильно упаковать предложенные вещи и предметы, взяв только необходимое. Причины штрафов:

Неправильное расположение вещей или предметов в рюкзаке;

Наличие в рюкзаке ненужных вещей или предметов.

X этап. Зеленые друзья и враги.

Задача команды: за минимальное время ответить на контрольные вопросы теста. Причина штрафов – каждый неправильный ответ участника.

Подведение итогов ролевой игры. Награждение смелых и находчивых.

Заключение

Предлагаемая методическая система с использованием метода ролевых игр в качестве метода оценки знаний позволяет повысить динамику учебного процесса – состояние деятельности ученика и учителя, которые благодаря этому методу работают более активно, более интенсивно, более сосредоточенно, более оперативно, что в результате приводит к более высокому уровню качества знаний по действиям в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, повышению уровня практической подготовки обучающихся к безопасному поведению в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного характера, и, соответственно, формирует у обучающихся культуру безопасности жизнедеятельности как составную часть общечеловеческой культуры.

Список литературы

1. Баленко С.В. Школа выживания. Часть 1.- М.: Приложение к журналу «Знание», 1992.

2. Гастюшин А.В., Шубина С.И. Азбука выживания. – М.: Знание, 1996.

3. Гастюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М.: Зеркало, 1994.

4. Кошельков С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристических слетов и соревнований учащихся. М.: ЦДЮ, 1997.

5. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований «Школа безопасности». – М.: Владос, 2000.

6. Палкевич Я.Е. Выживание в городе. Выживание на море. – М.: Корвет, 1992.

7. Павлова О.В., попова Г.П.. Пожарная безопасность в 5-11 классах. – Волгоград: Учитель, 2006.

8. Самыгин О.П., Столяренко Л.Д. Школа выживания (обеспечение безопасности жизнедеятельности). Ростов-на-Дону: Феникс 2010.

9. Стемпиньска Я. Первая помощь при несчастных случаях и в экстремальных ситуациях. – М.: ФиС «Турист» 2009.

10. Круглов Д.Г. Методическое пособие по подготовке и проведению мероприятий по программа «Школа безопасности», 2006.

11. Шимановский В.Ф., Голова Е.Н. Основы поведения и меры безопасности людей в общественной жизни. Методические рекомендации. – М.: «Турист», 2008г.

12. Штюльмер Ю.А. Профилактика туристского травматизма. – М.: «Турист», 2009г.

13. Приложение к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи» № 6, 2006г.

Приложение № 1

Интеллектуальная разминка

1. Какие слова (слово) связывают с объектами, событиями, явлениями которые могут причинить человеку вред, физические пи психологические травмы, заболевания или смерть? Выберите ответ:

а) неуверенность;

б) рассеянность;

в) опасность;

г) забывчивость, неряшливость.

2. Приведите два примера природной опасности, с которыми вам пришлось столкнуться. Вспомните свои ощущения при этом.

3. Дополните фразу: « ______________» - это такие опасности, которые связаны с войнами, преступлениями, алкоголизмом, нищетой, низкой культурой общения между людьми и др. пороками человеческого общества.

4. . Дополните фразу: « ______________» - это такие опасности, которые рождены техникой.

5. Как вы понимаете слово «жизнедеятельность»? Выберите ответ:

а) пребывание;

б) наслаждение;

в) существование.

6. Что такое безопасность? Выберите ответ:

а) состояние при котором ничего не случается;

б) положение при котором не угрожает опасность кому-либо, чему-либо;

в) ситуация, в которой пребывает человек и природа, находясь в некотором состоянии равновесия.

7. Какие передачи по телевизору учат безопасности жизнедеятельности:

а) «В мире животных», «Путешествие натуралиста»;

б) «Дорожный патруль», «Катастрофы недели»;

в) «Утренняя почта», «Добрый вечер»;

г) «Угадай мелодию»

8. Перечислите средства пожаротушения.

Приложение №2

Маршрутная карточка

Команда _____1 -4 классы________________________________________

Этапы соревнований

Баллы

Подпись чл ена судейской бригады

2. Игры - эстафеты

3. Укладка рюкзака

Всего:

Маршрутная карточка

Команда: _________5 – 11 классы _____________

Этапы соревнований

Баллы

Подпись членов судейской бригады

1. Интеллектуальная разминка

2. КВН. Решение кроссворда.

3. Действия участников по команде «Газы»

4. Оказание первой доврачебной помощи

5. Тестирование по курсу ОБЖ

Всего:

Приложение № 3

ПУТЕВОЙ ЛИСТ

Класс ___________

1. Интеллектуальная разминка.

№ п/п

Кол-во баллов

Роспись

судьи

Безопасность на дорогах

Переноска пострадавшего

Оказание медицинской помощи

Действия в условиях химического заражения

Локализация пожара

Взрывоопасные предметы

Спортивный

Викторина

Ориентирование на местности

Зеленые друзья и враги

Всего баллов: _______________

«Чрезвычайная ситуация» [текст]: Ролевая игра / сост. М.С. Тевдорошвили, - Нововосточный: Изд – во МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко»// 2015 – 24с.

Технический редактор Л.И.Архипенко

Оригинал – макет на компьютерном комплексе

МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко»

652553, п.Нововосточный, ул.Мира,6

Глобальной целью ролевой игры является устранение несоответствия между отдельно взятой личностью и окружающим ее миром. Соответственно, те индивидуумы, для которых указанное несоответствие не существует, в ролевые игры не играют и играть не будут. Все вышесказанное, конечно, не означает, что несоответствующая миру личность является ущербной, или мир столь плох.

Чисто теоретически возможны два варианта снятия этого противоречия: или надо изменить личность, чтобы она стала соответствовать миру, либо надо преобразовать мир, чтобы в нем стало хорошо данной личности. История дает нам немало примеров и того и другого подхода, и оба они в крайнем своем выражении приводили к печальным последствиям. В первом случае это нивелирование особенностей личности, подавление их либо социальными инструментами (красивая женщина - ведьма, ученый доктор - отравитель, талантливый музыкант - слуга дьявола и т.п.) либо психологическими (филистерство, охлократия). Во втором случае это либо диктатура и автократия, либо, если у личности нет власти над другими, убийства и самоубийства. Что же предлагают для решения этой проблемы ролевые игры?

В ролевых играх реализуются одновременно оба пути. Во-первых, игрок имеет право выбрать себе любой мир из предложенных организаторами или устроить игру самому, создавая свой собственный мир. Во-вторых, в новых условиях нового мира он может попытаться к нему приспособиться. Процесс приспособления к игровому миру психологически происходит легче, чем к адаптация к реальному миру, так как здесь нет элемента насилия, в любой момент можно выйти из игры.

Разумеется, проблема несоответствия личности и мира первоначально снимается только на время игры, но, во-первых, многие из участвовавших хотя бы в одной игре принимают в них участие снова и снова; во-вторых, у игроков увеличивается внешняя приспособляемость к различным ситуациям при одновременном выявлении сущностных особенностей личности; и, наконец, в-третьих, когда игроков с определенным, выработанным в процессе игры менталитетом становится много, то они начинают влиять уже на реальный мир.

Кроме вышеуказанной глобальной цели организаторы игры и игроки могут ставить перед собой и другие задачи. Первая - познавательная (“как это было?”) характерна в большей степени для исторических игр. Такие игры помогают понять, как жили люди в Древнем Египте, Иерусалиме времен крестовых походов, в Англии времен короля Артура или войны Алой и Белой Розы и т.п. В этом случае характерно тщательное воссоздание исторической обстановки (предметов быта, одежды, строений, оружия). Вторая возможная задача - эстетическая (“мир прекрасен”). Точное историческое соответствие необязательно, но антураж необходим и обязан быть красивым. Третья задача - обучающая (“как это есть”) быть следопытом, корабелом, воином, монахом буддийского монастыря и т.п. В таких играх непременное условие - тщательно подобранное и обставленное место игры. Четвертая задача - этическая (“это наш мир”) - проведение в жизнь некоторой системы моральных ценностей (ни в коем случае не религиозных, религиозная оболочка может быть, а может и не быть). В играх, где эта задача явно поставлена, Добро и Зло, как правило, четко выражены, носители разных этических систем находятся в разных командах и даже одеваются в разные цвета. Этическая задача никогда не бывает единственной, ибо ролевая игра - это в первую очередь игра, а играть в абстрактные принципы невозможно. Пятая задача - компенсаторная (“все было не так”). Игры такого плана предполагают обязательный литературный или, реже, кинематографический источник. Декорации и реквизит минимальны, все внимание - непосредственно возникающим в ходе игры ситуациям. И, наконец, последняя задача - структурирование времени (“как здорово, что все мы здесь сегодня собрались”) - это задача начинающих игроков. Однако поскольку ролевые игры имеют много достоинств (см. все вышеперечисленное), то такое времяпровождение может быть полезно и для них, хотя бы тем, что отвлекает от других времяпровождений, многие из которых ничего не дают ни уму, ни сердцу. Следует при этом заметить, что опытные игроки не любят тех, кто ставит перед собой только эту задачу.

В ходе каждого занятия детям предлагаются ситуации, поиск выхода из которых происходит в ходе игры. Роли взрослых выполняют педагоги, волонтеры, роли детей - ребята из класса, группы, кружка (дети, с которыми проводится работа).

Игра 1."Большое и маленькое "Нет".

(по мотивам сказки Гизелы Браун)

Ситуация к проигрыванию:

Маленькое "нет" сидит на скамейке и ест шоколадку. Оно действительно очень маленькое, по-настоящему крохотное и совсем тихое.

Тут подходит большая толстая женщина и спрашивает: "Могу я сесть рядом с тобой?" Маленькое "нет" тихо шепчет: "Нет. Мне было бы лучше побыть одному". Большая толстая женщина даже не услышала его и села на скамейку.
Тут подходит мальчишка и спрашивает: "Могу ли я получить твою шоколадку?" Маленькое "нет" опять тихо шепчет: "Нет, я бы охотно съел ее сам". Но мальчишка также не услышал, забрал у маленького "нет" шоколадку и начал есть.
Затем подошел мужчина, который уже раньше часто видел маленькое "нет" в парке, и сказал: "Привет, Малыш! Ты очень симпатичный. Я могу тебя поцеловать?" Маленькое "нет" в третий раз прошептало: «Нет, я не хочу твоего поцелуя». Но мужчина, кажется, тоже не понял, подошел к маленькому "нет" и собрался его поцеловать.
Тут, наконец, терпение маленького "нет" лопнуло. Оно встало, вытянулось в высоту и во весь голос закричало: "НЕ-Е-ЕТ!" и еще раз: " НЕТ! НЕТ! НЕТ! Я хочу один сидеть на моей скамейке, я хочу мою шоколадку есть сам, и я не хочу целоваться. Сейчас же оставьте меня в покое!"

Большая толстая женщина, мальчишка и мужчина широко открыли глаза: "Почему же ты так не сказал сразу?" - и пошли дальше своей дорогой.

Цель - научить ребенка громко и уверенно говорить "Нет".

Роли: взрослые, подросток, ребенок.

Игровой материал: карточки с надписями, атрибуты и игрушки.

Игра 2."Незнакомец"

Ситуация к проигрыванию:

Вариант 1. На улице к ребенку подходит незнакомец и просит показать дорогу куда-либо.
Вариант 2. Во дворе к ребенку, играющему отдельно от детей, подходит старушка и просит помочь снять с дерева в соседнем дворе котенка.

Цели:

помочь ребенку уяснить, что ни с кем нельзя уходить никуда и никогда;

научить видеть те ситуации, когда можно оказать помощь незнакомому человеку (для детей младшего школьного возраста);

сформировать следующую модель поведения - при попытке похищения"кричать, бежать, рассказывать" (рассказывать другим взрослым, обязательно родителям);

познакомить с правилом "докладов" родителям о своем местонахождении.

"Незнакомец":

взрослый просит помочь ему посадить дерево, убрать мусор и т.д., то есть то, что не требует какого-либо удаления или уединения с ним. Тогда надо принять это правильно и оказать помощь. Возможно, это потребует участия других детей и будет происходить на виду у других людей. Обязательное правило: сообщить родителям о своем местонахождении.

Роли: незнакомец, 5-6 ребят, играющих во дворе.

Игровой материал: игрушки, карточки с надписями.

Игра 3."Один дома"

Ситуация к проигрыванию:

Ребенок один дома. Звонок в дверь.

Цель - сформировать безопасную стратегию поведения ребенка в данной ситуации: никогда и никому не открывать дверь, если он дома один.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Один дома":

проигрываются все возможные и вероятные ситуации, после которых еще раз уточняется, что дверь нельзя открывать даже знакомому, соседу, водопроводчику (даже если сосед хорошо знакомый, а водопроводчика вызывали на этот день). Далее детям предлагается вспомнить сказки, в которых герои оказывались в аналогичных ситуациях, и это привело к печальным последствиям. Рассматривание рисунков к сказкам.

Роли: взрослый (сосед, знакомый родителей, водопроводчик, милиционер, врач, незнакомец и т.д.) ребенок.

Игровой материал: различные атрибуты, рисунки к сказкам.

Игра 4."Телефонный звонок"

Ситуация к проигрыванию:

Ребенок один дома. Звонок по телефону .

Цель - научить ребенка безопасному общению по телефону. Развивать умение самостоятельно принимать решение, действовать уверенно.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Телефонный звонок":

Рассмотреть случай, когда к телефону никто не подходит, это может означать, что в доме никого нет.

Роли: взрослый, ребенок.

Игровой материал: игрушечный телефон, рисунки по теме.

Игра 5."Подкуп"

Ситуация к проигрыванию:

Незнакомый человек предлагает ребенку какое-либо угощение, подарок.

Цель - стратегию поведения в данной ситуации: ничего не брать у незнакомца.При попытке похищения - "кричать, бежать, рассказывать".
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Подкуп" :

после каждого игрового момента обсуждение возможных последствий (угощение может быть отравлено, является подкупом, поводом для знакомства и т.д.). Предложить детям самим придумать возможные ситуации. Вспомнить аналогичные ситуации из жизни, из сказок. Организовать рассматривание рисунков по теме.

Роли: взрослый, дети.

Игровой материал: различные угощения, игрушки, рисунки к сказкам.

Игра 6."Машина"

Ситуация к проигрыванию:

Ребенок идет по улице. Недалеко от него останавливается машина.
Вариант 1: взрослый спрашивает у ребенка дорогу куда-либо;
Вариант 2: взрослый предлагает подвезти.

Цели:

выработать безопасную стратегию поведения у ребенка в данной ситуации:

нельзя подходить к краю дороги и приближаться к машине (Правило "Трех больших шагов");

не садиться в автомобиль;

твердо и уверенно отвечать отказом.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Машина": рассмотреть и обсудить все возможные варианты этой ситуации в ходе анализа игры.
Если взрослый спрашивает дорогу куда-либо, можно посоветовать ему спросить об этом у кого-нибудь из взрослых, но строго соблюдать правило "Трех больших шагов".
Обязательно проиграть ситуацию, в которой ребенка приглашают сесть в машину друзья или знакомые родителей. Без предварительной договоренности с родителями или заранее оговоренного пароля, этого делать нельзя.
В ситуации "Вариант 2", обсудить возможные предлоги, с которыми взрослый может обратиться к ребенку.

Здесь главное правило: не садиться в машину никогда и ни под каким предлогом.
Обязательно проиграть ситуацию, когда водитель на машине преследует ребенка.
Правило: бежать в сторону, противоположную движению машины.

В конце проведения игрового занятия использовать упражнение на умение громко кричать. В игре использовать рисунки (рассматривание, обсуждение)

Роли: взрослый "за рулем автомобиля", ребенок.

Игровой материал: атрибуты к игре, рисунки.

Игра 7."Если потерялся"

Ситуация к проигрыванию:

Ребенок теряется в многолюдном месте (рынок, стадион, парк, в поездке и т.д.)

Цели:

научить ребенка обращаться за помощью к взрослым, уметь найти безопасного незнакомца (милиционер, продавец, кассир, водитель автобуса, троллейбуса и т.п.);

воспитывать чувство уверенности при общении с людьми, способными оказать помощь.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Если потерялся": в процессе игры подвести ребенка к тому, что он должен быть настойчивым в поиске помощи (если не помогут в первый раз, обращаться во второй и третий). Во избежание подобных ситуаций можно предложить ребенку заранее договориться с родителями о том месте, где они будут ждать друг друга в случае, если ребенок потеряется. Помочь твердо запомнить следующее: незнакомые люди, к которым дети обращаются за помощью сами, гораздо безопаснее тех, которые первыми предлагают ее ребенку.

Роли: взрослые, ребенок, массовка - вся группа.

Игра 8." Защита"

Ситуация к проигрыванию:

Взрослый пытается затащить ребенка в подъезд (подворотню, на стройку и т.д.)

Цель - выработать безопасную стратегию поведения ребенка в данной ситуации, научить его не теряться, быть решительным и пытаться спасти себя.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Защита": рекомендуются упражнения на умение громко кричать "Это не мой папа!", "Спасите!" и т.п. (выслушать предложения детей).В данной ситуации дети могут кусаться, царапаться, драться, бороться.
Важно научить ребенка не сдаваться и продолжать придумывать новые попытки выйти из ситуации.
Проиграть ситуацию преследования незнакомцем. В этом случае можно юркнуть в "убежище", если оно рядом (в том случае, если преследующий отстал и не видит, куда может последовать ребенок), а если нет - бежать в ближайшее людное место. Если и этого нет - кричать как можно громче и пытаться спастись бегством. Предложить детям самим придумать дополнительные средства и способы защиты.

Роли: взрослый, ребенок.

Игровой материал: карточки с надписями.

Игра 9."Дорога домой"

Ситуация к проигрыванию:

Друг предлагает ребенку поздним вечером сократить дорогу домой, пройдя через пустырь или двор.

Цель - научить ребенка отказывать, говорить "Нет", учить относиться серьезно к подобным ситуациям и с уверенностью отстаивать свое мнение.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Дорога домой": предложить для проигрывания различные ситуации, когда дети могут стать легкой добычей преступника. Попросить ребенка попробовать убедить друга не ходить опасным путем. Помочь ему понять, что отказ от подобного предложения является не трусостью, а разумным и безопасным поведением.

Роли: ребенок, его друг, взрослые.

Игровой материал: карточки с надписями.

Игра 10."Вымогательство"

Ситуация к проигрыванию:

Вариант 1. Ребенок идет с другом. По дороге к ним пристают трое старшеклассников и вымогают деньги.

Вариант 2. На улице незнакомец требует отдать ему украшения (у девочек - сережки, цепочка, кольцо и т.п.), деньги.

Цель - выработать у ребенка безопасную стратегию поведения в данной ситуации: отдать беспрекословно. Помочь понять, что такое поведение не является трусостью, что жизнь и здоровье - самое дорогое, что у них есть, и что главное - выйти из ситуации живым и здоровым.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Вымогательство": проиграть ситуацию, когда вымогательством занимаются сверстники (можно оказать сопротивление, предварительно рассчитав свои силы).

Роли: взрослые, дети (сверстники).

Игровой материал: карточки с надписями, украшения, деньги.

Игра 11."Опасность"

Ситуации к проигрыванию:

Вариант 1. В квартире начался пожар.

Вариант 2. Ребенок в доме с одним из взрослых. Взрослому стало плохо.

Вариант 3. Ребенок в доме один. Кто-то пытается взломать дверь.

Вариант 4. Ребенок в доме один, ощущается запах газа.

Цель - выработать безопасную стратегию поведения в каждой из указанных ситуаций. Научить не теряться, хорошо ориентироваться в номерах телефонов служб, обязательно знать свой адрес, номер телефона, уметь открывать замок входной двери.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Опасность": в ходе проигрывания обсуждать каждое действие ребенка и возможные последствия ситуации, выбирать наиболее удачные варианты поведения, выслушивать высказывания детей по каждому случаю и их предложения.

Роли: ребенок в различных ситуациях, взрослые.

Игровой материал: карточки с надписями.

21 октября в читальном зале центральной библиотеки прошло занятие клуба «Подросток и закон» в рамках районного Месячника по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения. Мероприятие проходило в форме ролевой игры - провокации «Как защитить себя от наркотиков?» с участием студентов Чекмагушевского профессионального лицея № 85. В ходе занятия учащиеся приняли активное участие в разговоре, откровенно отвечали на вопросы: «Что такое наркотики?», «Как ты относишься к наркотикам?», «Почему подростки употребляют наркотики?», разыгрывали ролевые ситуации из жизни молодежи, показывая пути приобщения подростков к наркотикам, и учились правильно отказываться от них. Для наглядного материала была развёрнута книжно-иллюстративная выставка «Жизнь стоит того, чтобы жить», где были представлены книги, журнальные статьи, буклеты о вреде психоактивных веществ. Видеофильм «Мы выбираем жизнь!» помог ребятам прийти к выводу о том, что проще отказаться от наркотиков один раз, чем потом пытаться сделать это всю жизнь.

Статьи по теме: