Шахматы влияние на мозг. Развивают ли шахматы мозги и мышление людей? Улучшает вашу память

Человеческий мозг ничем не отличается от нашего тела и способен к умственным тренировкам и наращиванию «мыслительных мускулов». Шахматы в данном случае выступают универсальным тренажером, который не имеет аналогов по степени своей эффективности. Особенностью игры является то, что она воздействует сразу на два полушария человека, заставляя использовать серое вещество на максимум. Рассмотрим пользу от игры в шахматы детальнее.

Особенности игры

Шахматы являются игрой с многовековой историей, которая отличается сложной многослойной логикой и неординарным игровым миром, работающим по строгим законам. Однако преимущество игры заключается в том, что данные законы в большинстве случаев можно нарушать (речь идет не о правилах шахмат), в результате чего нарушитель получает победу. Феномен шахмат заключается в развитии нестандартного мышления.

Это проект, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

Рассмотрим ситуацию: в ходе игры участник намеренно жертвует одной, двумя и даже тремя фигурами. Стратегия игрока хорошо скрыта, а бдительность противника усыплена. В один момент ситуация на шахматной доске резко меняется и первый игрок наносит матовую атаку. Всего несколько ходов способны разительно изменить положение дел, сокрушив противника. В этом и заключается очарование и высшая логика игры.

Игра позволяет одновременно задействовать логическое и абстрактное мышление. Игроку приходится продумывать шаги наперед, строить предположительные варианты развития событий. Во время партии у человека одновременно задействуется оперативная и долговременная память. Мало какая деятельность способна вызывать данные состояния. Предельная нагрузка сказывается на умственных способностях самым благоприятным образом.

Что развивают шахматы:

  • Логика – все ходы игрока взаимосвязаны и подчиняются общему плану. Ходы могут меняться в процессе игры, так как необходимо ориентироваться на существующее положение дел и динамичность развития партии. Логическое мышление в данном случае развивается само собой, без необходимости прилагать усилия. Игра сама обеспечивает способность использовать логические конструкции постоянно, даже после окончания партии;
  • Анализ – способность оценить ситуацию на игровой доске и на ее основе построить план действий. Достичь поставленных целей в жизни без проведения анализа и работой над ошибками невозможно;
  • Память – к главным преимуществам шахмат, безусловно, относится развитие памяти. Игроку необходимо запомнить свои шаги наперед, рассчитать множество вариантов развития событий от противника, запоминание типовых позиций – все это заставляет человеческий мозг выкладываться на максимум;
  • Концентрация внимания – успех в шахматах невозможен без внимательности. Ведь неосторожно переместив фигуру без прикрытия, ее можно попросту потерять. Даже если Вы не отличаетесь усидчивостью – не беда, регулярные занятия помогут развить эту черту. Прогресс наступает не сразу, но от партии к партии возможность полного сосредоточения и внимания будет открываться и расти;
  • Выработка характера – единственной целью партии является победа над противником, поэтому волевая борьба неизбежна. Поиск лучшего пути решения, умение отразить внезапную атаку, возможность сохранить хладнокровие в самые критические этапы партии и продолжить сражение – все это закаляет и формирует характер;
  • Развитие целеустремленности – любой план на время игры имеет свою цель, к которой стремятся оба участника. Шахматы учат Вас достигать намеченных целей, встречая сопротивление противника. Шахматы позволяют участникам научиться находить самые краткие пути достижения желаемого, не отвлекаясь на уводящие в сторону варианты игры;
  • Повышение обучаемости – никому не нравится проигрывать в игре, поэтому рано или поздно человек обратится к дополнительным материалам в книгах или интернете. Но это далеко не все, ведь в учебниках дается поверхностный обзор и рекомендации. Человеку необходимо самостоятельно проанализировать полученные данные и научиться их применять в различных партиях. Используя рекомендации в каждой уникальной партии;
  • Развитие творческих задатков – человек, практикующий игру в шахматы, достаточно часто испытывает прилив вдохновения. Это является парадоксальным явлением, ведь шахматы – это интеллектуальная игра. Несмотря на это, она способна развивать творческие навыки и нестандартное мышление;
  • Системное мышление – многие люди не умеют мыслить организовано. Шахматы приучают человека к дисциплине, учат выстраивать логические цепочки ходов с учетом имеющихся обстоятельств. Шахматы так же способны выводить игроков за очерченные рамки, раздвигать горизонты и проделывать сложные комбинированные ходы.

Польза игры – подтверждение исследованиями

Положительное влияние шахмат подвергается ежегодным исследованиям и экспериментам. Так в 2008 году в Германии ученики начальных классов среди 4-х школ были разделены на две тестируемые группы.

Первая должна была в течение года заниматься игрой на протяжении одного часа в неделю. Вторая использовала это время для занятий математикой. Ученики обеих групп ранее испытывали сложности в усвоении школьной программы и отставали от своих сверстников.

В результате эксперимента стало известно, что участники первой группы существенно опередили своих «коллег» по вычислительным способностям, которые были проверены в ходе тестов. Подобные исследования были проведены и в Италии в 2013 году.

Участниками эксперимента стали 500 школьников, разделенных на группы. Первой группе было предложено регулярно играть в шахматы. Спустя полгода ученные провели математические тесты между группами, первая группа показали наилучшие результаты. Ученные так же выяснили, что рост интеллектуальных способностей школьников растет по мере увеличения нагрузки в шахматную игру.

Игра в шахматы – как правильная модель восприятия мира

Ключевым преимуществом шахмат является то, что игра обучает игрока думать на перспективу и использовать необходимые для достижения цели ресурсы максимальным образом. Сегодня игра в шахматы – это своего рода бизнес-модель мира, где мы учимся выигрывать, принимать поражение или соглашаться на временный компромисс. Игра формирует правильное отношение к достижению целей и умение принимать проигрыш, закаляет дух целенаправленности.

Не важно, играет взрослый или ребенок, в процессе умственных баталий вырабатывается привычка размышлять подобным образом всегда. Иными словами просчитывать свои ходы в жизни, смотреть дальше линии сегодняшнего дня. Шахматы учат ставить перед собой краткосрочные и долгосрочные цели, вырабатывать тактику и стратегию их достижения. Предусматривать возможные затраты и «жертвы». Все это необходимо современному человеку для достижения успеха в жизни.

Дополнительные преимущества:

  • улучшение вербальных навыков – во время игры общение между соперниками сводится к минимуму, однако одновременно задействуются участки мозга, отвечающие за коммуникацию и умение владеть языком;
  • развитие критического мышления – проведенные исследования показали, что люди, занимающиеся шахматами, отличаются более развитой логикой и критическим мышлением на 19% больше, чем другие;
  • нормализация эмоционального фона – во время игры используется холодный расчет, который предусматривает сведение эмоций к минимуму. Шахматы учат владеть собой и своим эмоциональным состоянием всегда, сохраняя спокойствие и внутреннюю гармонию в любой ситуации;
  • защита от возрастных недугов – медицинские исследования показали, что люди преклонного возраста, которые практикуют шахматы, подвержены меньшему риску развития синдрома Альцгеймера.

После рассмотренных особенностей игры можно смело утверждать, что шахматы полезны для людей любого возраста и социального положения. Они, в отличие от физических нагрузок, не имеют противопоказаний и ограничений. Шахматы представляют собой уникальный тандем приятного времяпровождения и развития умственных способностей.

«Меня часто спрашивают – спорт ли это. Конечно! Сами убедитесь в этом, стоит взглянуть на эту игру шире. Во-первых, это игра, такая же азартная, как например, футбол или волейбол. Во-вторых, здесь также присутствует дух соперничества, развит он даже сильнее, чем при командных играх. Это спорт, но не физический, а интеллектуальный» - рассказывает о любимой игре молодой шахматист Игорь Прокопенко.

Он играет в шахматы с самого детства и в свои 19 лет уже начинает преподавать юным ученикам. Он убежден, шахматы – это самый настоящий спорт, не развлечение и не веселая игра, и это еще раз подтверждается наличием соревновательных турниров по шахматам.

В чем польза и вред шахмат для детей?

Мнения о пользе шахмат для детей разделились, одни считают его полезным, другие твердят о его вреде для молодого игрока.

Чем же может навредить игра в шахматы?

  • Статичная поза, в которой пребывает шахматист долгое время, не идет на пользу физическому развитию, это стоит компенсировать подвижными играми, прогулками или физкульт-минутками во время игры.
  • Когда малыш увлечен игрой, он перестает контролировать свою позу, а долгое сидение в неправильном положении может привести к болезням спины и позвоночника, среди которых чаще всего встречается сколиоз.
  • Моральное и умственное напряжение – именно в таком состоянии находится маленький спортсмен. Само по себе оно опасности не несет, но есть риск переутомления.
  • Шахматист пристально следит за передвижением фигур на поле «боя», а потому глаза его напряжены и требуют отдыха после игры.

Эти минусы легко избежать, если правильно организовать тренировки и свободное время ребенка. Не стоит отказываться от этого «умного» спорта, ведь он имеет массу полезных свойств.

Чем полезны шахматы?

  • С самых ранних лет ребенок научится принимать самостоятельные решения , логически оценивать происходящее. Стоит ли сейчас ходить конем? – даже такой простой вопрос, станет его первым шагом на пути к самостоятельности и ответственности.
  • В шахматы весьма сложно играть маленьким непоседам, но если все-таки удастся заинтересовать игрой сорванца, это положительно скажется на его поведении, он станет спокойнее и усидчивее. Особенно это полезно перед началом школьных занятий, так как игра учит концентрировать внимание.
  • Ребенок учится планировать свои действия, строить прогнозы, распоряжаться временем и достигать поставленных целей.
  • Этот спокойный и немного скучноватый с виду спорт воспитывает характер малыша, тренирует его волю к победе. Уже через пару тренировок ребенок понимает, что результат поединка зависит только от него, он сам отвечает за ошибки и победы.

В качестве вида спорта шахматы официально признаны более чем в 100 странах, например, в Великобритании это произошло всего десять лет назад, в 2006 году. Международным олимпийским комитетом шахматы признаны спортом еще в далеком 1999 году, но в программу соревнования они включены так и не были, также, как и другие интеллектуальные виды спорта: бридж, шашки, китайские шахматы.

С чего начать занятия?

Так как этот спорт полностью безопасен для физического здоровья малыша, начинать занятия можно довольно рано, оптимальный возраст – три года, хотя первое знакомство с шахматами может произойти и в два года.

С чего начать? Начать с домашних турниров по вечерам или сразу отдать спортсмена в специальную школу? Здесь все зависит от конкретных шахматных школ, которые есть в вашем городе.

Например, в Москве в основном принимают в секции детей 4-летнего возраста, хотя есть совместные группы для занятий с родителями, которые могут посещать и двухлетки. Летом, как и в настоящей школе, у детей каникулы, в учебное время занятия проходят дважды в неделю, каждое из которых длится не более часа. В детской группе обычно 10-12 человек.

Опытные шахматисты отмечают, что при возможности стоит все-таки начать обучение шахматам именно в домашних условиях, во-первых, смена обстановки не будет отвлекать ребенка от самого процесса. Во-вторых, семейный турниры сплотят малыша и родителей. В качестве первых учебных пособий родители могут использовать учебники Кострова, Давлетова, Гришина, Сухина и др.

Как организовать «домашнюю» школу шахмат?

Если вы сами увлекаетесь игрой в шахматы, то смело приступайте к обучению ребенка, как только ему исполнится два года. Для посещения школы еще рановато, но родители справятся не хуже, чем опытный тренер.

  • Малыш с трудом понимает правила? Не требуйте от него многого, будьте терпеливы и доброжелательны к крохе.
  • Следите за состоянием ребенка, заканчивайте урок до того, как ему станет скучно.
  • Длительность урока зависит от возраста шахматиста: 2 года – 20 минут, 4 года – не более получаса.
  • Физкультминутка – обязательная часть игры, ее стоит грамотно связать с темой урока, например, приседать можно с конем в руках.
  • Работа над ошибками – обязательный ритуал после каждой тренировки.
  • Учите ребенка сдерживать эмоции, ведь шахматы – игра тихая, спокойная, здесь не принято кричать или ругаться с противником.
  • Вам кажется, что малыш не способен обыграть вас, а поражение его сильно расстроит? Поддаетесь раз за разом? Не стоит этого делать! Играйте честно, малыш должен стремиться к победе, дайте ему шанс проявить себя.

Вы уже полгода обучаете ребенка шахматам, а он до сих пор путает ферзя и пешку? Не переживайте, шахматы – игра сложная, не каждый взрослый сразу постигнет ее премудрости, что уж говорить о трехлетнем малыше. Если вы видите, что интерес ребенка угас, можно на пару месяцев отложить это занятие, тогда после перерыва кроха с большим энтузиазмом сыграет с вами в шахматы. Если вы чувствуете, что ваших знаний ребенку недостаточно, пора отправить его на занятия в специальную школу, где он сможет играть со сверстниками.

А вы считаете игру в шахматы спортом? Или это просто настольная игра для детей и взрослых?


Одним из главных достоинств шахмат является развитие интеллектуальных способностей. Процесс игры заставляет работать сразу два полушария мозга, поэтому они развиваются гармонично.

Шахматы - это элитарная игра, которую обожали многие политические деятели, ученые, писатели, творческие люди из разных эпох. Она по праву называется одной из древнейших игр человечества. Упоминание о шахматах можно найти в источниках полутора тысячелетней давности. Наш мозг получает бесценную интеллектуальную подпитку, совершенствуется и развивается во время игры в шахматы.

Польза игры в шахматы

Во время партии работают сразу два полушария мозга. Человек одновременно использует и логическое, и абстрактное мышление. Логическое мышление - это левое полушарие. Игрок продумывает исход партии, составляет последовательность ходов, строит грамотные цепочки событий. Правое полушарие - это абстрактное мышление. Оно отвечает за создание потенциальных ситуаций. Игрок принимает во внимание возможные ходы противника, строит партию на основе смоделированных ситуаций.

Также в процессе игры активно используется оперативная и долговременная память. Человек стимулирует мнемические процессы. Шахматы основаны на цифровой, визуальной и цветовой стимульной информации, которую человеческий мозг должен обрабатывать единовременно. Естественно, что такая нагрузка положительно сказывается на интеллектуальных способностях.

Хороший шахматист должен уметь составлять правильные прогнозы, ориентироваться в исходах игры, предугадывать ходы противника. Более того, игрок учится принимать решения быстро, учитывать их последствия. Приобретение этих навыков - неоценимая польза шахмат.

Специалисты советуют обучать детей игре в шахматы с самого раннего возраста. Если на начальном этапе привить любовь к этой игре, то это положительно скажется на интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Дети учатся логически мыслить, концентрироваться, запоминать информацию. Более того, игра в шахматы развивает у них волю к победе, твердость характера и эмоциональную устойчивость. Проигрыш партии - это тоже важный элемент воспитания. Ребенок учится проигрывать, анализировать собственные ошибки, приобретать неоценимый опыт. Умение достойно пережить проигрыш и извлечь из него выгоду - важная черта характера, которую можно приобрести во время игры в шахматы.

Шахматная партия: умение играть и получать удовольствие

Как у любой игры, у шахмат есть свои правила. Многие думают, что достаточно просто выучить их, понять, как должны двигаться фигуры, тогда играть будет легко. Но это не так. Это не просто передвижение фигур по доске. Именно поэтому по шахматам ежегодно проводятся турниры, где соревнуются талантливые игроки со всего мира. Шахматы - это полноценный вид спорта, для победы необходимы постоянные тренировки. В игре важную роль играет логическое мышление, умение строить комбинации, стратегия и тактика. Хороший игрок должен обладать вниманием, усидчивостью и терпением.

Научиться играть в шахматы можно разными способами. Найдите книгу, прочитайте об игре в Интернете, попросите умелого игрока научить вас. Разные люди предпочитают разные способы, ведь все мы по-разному воспринимаем информацию. Кому-то проще прочитать, кто-то лучше понимает на слух и так далее. Во время обучения не стоит торопиться, чтобы понять особенности игры. Каждый ход, каждое действие необходимо повторять на доске, чтобы лучше его запомнить и осознать.

Когда с теорией будет покончено, начинайте играть. Играть с самим собой не стоит, это не даст вам нужных навыков. Всегда лучше играть с соперником. Стоит найти себе партнера по шахматам, который будет более опытным в этом плане. Так вы сможете научиться у него новым тактическим приемам, будете тянуться к его мастерству и быстрее станете профессионалом. Еще опытный наставник всегда может исправить ошибки, которые часто преследуют новичков.

Не все люди находят время, чтобы ходить в шахматные клубы. В этом случае превратите эту игру в интересное хобби, которым можно заниматься дома. Сегодня существует множество обучающих программ для компьютеров, планшетов или телефонов. Вы можете начать партию в любое удобное время. Программы легко регулируются под собственный уровень. Также они включают подсказки, облегчающие обучение.

Новички иногда забрасывают шахматы, ведь им эта игра может показаться скучной и неинтересной. Не стоит ориентироваться на первое впечатление. Представьте, что шахматы - это упражнение для мозга, которое необходимо повторять ежедневно. Это поможет вам не бросить игру на начальном этапе. Через какое-то время вы начнете осознавать всю прелесть партии, научитесь логически мыслить. Ваши стратегии будут иметь успех. Радость от победы, от правильно выстроенных ходов бесценна. Тогда вы поймете, почему у шахмат столько поклонников, и сами вступите в их ряды. Даже проигрыш может приносить удовольствие. Тщательно спланированная изящная партия соперника — это не только опыт и новые знания. Красивые партии приносят обоим игрокам эстетическое удовлетворение. Если перетерпеть начальный этап, когда шахматы могут показаться скучными, то можно открыть для себя всю привлекательность этой игры.

Не забываем про другие увлечения

Теперь вы понимаете, какая польза от шахмат, насколько положительно эта игра влияет на наш мозг. Но и вред, к сожалению, тоже присутствует. Партия может длиться несколько часов, за это время игрок должен максимально сконцентрироваться на доске, продумывать ходы и каждый последующий шаг. Естественно, что часто шахматисты ведут малоподвижный образ жизни, что негативно сказывается на здоровье. Более того, не все люди способны извлекать пользу от проигрыша. Они могут скрывать свое разочарование, впасть в уныние. Это не всегда заметно, но люди со слабой нервной системой могут даже дойти до апатии и депрессии, особенно, если человек проиграл несколько партий подряд. Если ребенок сильно увлекся шахматами, то он может забыть про остальные увлечения, проводить время только за шахматной доской. Такой образ жизни породил стереотип, что шахматист - это худой молодой человек в очках, который не способен дать отпор в драке, не может защитить себя.

В том, что шахматы благоприятно влияют на развитие умственных способностей, уже нет сомнений. Польза шахмат при развитии детей и взрослых была доказана неоднократно множеством исследований и экспериментов. Влияние шахмат на интеллект изучено в теории и подтверждено на практике.

При обучении детей и подростков влияние шахмат на их интеллект имеет ключевое значение не только в развитии, но и в формировании нового сознания. Молодые люди, открытые к обучению шахматам, начинают рассуждать логически, развивают в себе способности к аналитике, привыкают стратегически мыслить, тренируют память. Взрослым же шахматы помогают поддерживать свои умственные способности в тонусе, позволяют оттачивать приобретенные ранее навыки.

Одно из ключевых умений, которое дают шахматы – способность к последовательному мышлению. Все, что происходит на доске во время игры, не случайность, и победа в поединке дается тому, кто умеет продумать свои ходы, а не просто играет наугад. В этом плане влияние шахмат на интеллект очевидно. В процессе игры шахматисты развивают сравнительный мыслительный анализ, который является одним из основных инструментов хорошего игрока. Кроме того тренируется память, способность видеть различия в похожих ситуациях и сходства в различных. Поскольку шахматы игра скорее творческая, чем математическая, суть таких умений отнюдь не в запоминании всех возможных комбинаций и ходов. Влияние шахмат на мозг человека в данном случае проявляется в развитии пространственного интеллекта, нежели в тренировке оперативной памяти.

Шахматы учат думать. И эта способность в дальнейшем проявит себя как у детей, так и у взрослых в различных сферах деятельности. Влияние шахмат на интеллект человека дает результат не только в игре, но и за ее пределами. Получив навык мыслить самостоятельно и видеть наперед результат своих действий, безусловно, пригодится не только в шахматном поединке. Обучение детей игре в шахматы благотворно влияет на их успеваемость в школе. Не зря все чаще поднимается вопрос о введении шахмат в школьную программу в качестве обязательного урока. Влияние шахмат на интеллект особенно силен в раннем возрасте, именно школьники могут получить наибольшую пользу от этого вида спорта.

В течение многих лет велись исследования и ставились эксперименты, чтобы убедиться в практической пользе шахмат. Так, психологи Альфред Бинэ и Петр Рудик, изучая пользу шахмат для мозга, достоверно убедились и доказали, что у шахматистов формируется не механическое запоминание, а логическое и аналитическое мышление. Влияние шахмат на интеллект и умственные способности в целом изучается и по сей день. Так, в последние годы медики взялись за шахматы, как за инструмент борьбы с тяжким недугом – болезнью Альцгеймера. Это заболевание, по мнению ученых, можно победить, поддерживая умственную деятельность в активном состоянии как можно дольше. В качестве профилактики заболевания шахматы являются идеальным инструментом, поскольку способствуют активизации когнитивных функций, развитию памяти, внимания и областей мозга, отвечающих за принятие решений.

Влияние шахмат на интеллект , безусловно, благостно скажется в любом возрасте. Когда бы вы ни выбрали для себя путь шахматиста, он принесет достойные плоды.

По мере взросления ребёнка, примерно к концу детского сада – первому классу, перед родителями возникает вопрос – в какой кружок или секцию отправить малыша. Начинается лихорадочный перебор – английский, музыка, рисование, гимнастика и т.д. Бывает, что кто-то из родителей вспоминает (или сам играет) о шахматах. Для тех родителей, которые колеблются, не знают учить шахматам или нет и написана эта статья.

Чему же конкретно учат шахматы ?

Занятия шахматами учат выделять главные, наибо­лее существенные характеристики и особенности конкретной ситуа­ции.

Благотворное влияние оказывают шахматы на развитие памяти.

Шахматы учат высокой дисциплине мышле­ния и требуют устойчивого, интенсивного и достаточно широкого по объему внимания, развивают способность в нужный момент переключать внимание и перераспределять направленность мышления. Известный шахматный педагог Н. Греков отмечал: «На основании долголетних наблюдений я беру на себя смелость утверждать, что многие случаи резкого уменьшения рассеянности у детей совпадают с началом серьезного их увлечения шахматами».

Шахматы требуют умения самостоятельно ставить задачи и творчески решать их, стимулируют развитие фантазии , вообра­жения и способностей предвидения, умению находить оригинальный способ решения.

Игра заметно воздействует на характер человека в целом . Не случайно первый чемпион мира И. Стейниц писал, что шахматы - не для людей слабых духом.

Активность, настойчивость, целеустремлен­ность, вера в конечный успех становятся необходимыми условиями достижения поставленных целей.

Шахматы требуют дисциплинированности, систематического самоконтроля . Совершенствуясь в игре, шахматист неиз­бежно учится преодолевать апатичность, расхлябанность, контро­лировать свои действия, не транжирить время, соразмеряя затраты его со сложностью позиции и общей ситуации борьбы в партии и турнире.

Положительно влияние шахмат на развитие таких черт характера, как самообладание и выдержка . Шахматы учат ждать благоприятного момента , не форсировать событий без достаточных объективных оснований. Проявляя выдержку и самообладание, шахматист неизбежно борется с отрицательными эмоциями: неуверенностью, страхом, тревогой и т. п.

Шахматы - полезная школа для воспита­ния стойкости и упорства в экстремальных ситуациях , поскольку выбор хода требует от шахматиста решительности, смелости, готовности пойти на риск, в то же время, сочетая риск с повышенной ответственно­стью и осмотрительностью .

Шахматы развивают объективное отношение к себе . Шахматист сам «пожинает» то, что было «посеяно» его собственными замыслами и решениями. Поэтому результаты игры объективно стимулируют шахматиста к критическому самоанализу и становят­ся, следовательно, средством самовоспитания. Шахматы формируют объективную оценку соперников, других людей .

Шахматы - мощный стимул развития любознательности.

Шахматы в определенной мере учат общению, расширяют кру­гозор.

Увлечение шахматами позволяет подростку заинтересованно и в известном смысле на равных общаться со взрослыми, знакомиться с людьми разных профессий и возрастов. Благотворный отпечаток они накладывают и на домашнюю жизнь, семейное воспитание.

Опыт показы­вает, что шахматный материал может оказаться весьма полезным при изучении не только математики, как обычно считают, но и дру­гих естественных и гуманитарных предметов.

В последнее время научные исследования, посвященные теоре­тическим и опытно-экспериментальным доказательствам психо­лого-педагогических возможностей шахмат, проводятся во многих странах мира. Подавляющее большинство данных указывает на повышение общей успеваемости детей, занимающихся шахматами. В школах, в которых шахматы стали преподавать наряду с другими предметами, результаты оказались просто поразительными: средний уровень развития учеников школы, где шах­маты преподавались, значительно вырос, повысилась их успевае­мость по другим предметам, заметно улучшилась дисциплина. Учителя отмечают у многих детей улучшение памяти, организованности, развитие фантазии и воображе­ния.

Статьи по теме: