Условные знаки и обозначения на географических картах. «План местности. Условные знаки

Составление плана школьного двора МКОУ «СОШ №3» способом полярной съёмки.
«Деятельность — единственный путь к знанию».
Б.Шоу
Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами - самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений - все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.
Цель работы: научиться составлять план местности заданной территории.
Объект исследования: территория школьного двора МКОУ «СОШ №3» г.Михайловска.
В данной работе нами был использован метод полевых исследований и наблюдений, а так же метод полярной и маршрутной съёмки местности.
Составить план местности (или, иначе говоря, произвести ее съемку) - значит изобразить эту местность на чертеже в выбранном масштабе с помощью условных знаков.
В своей работе мы использовали полярную и маршрутную съёмку местности.
1) Полярная съёмка производится из одной точки, с которой виден весь участок.
2) Маршрутная съёмка
Маршрутная съёмка производится по ходовой линии.
По пути обозначаются предметы, угодья, находящиеся
слева и справа от дороги, насколько видно на открытой местности.
Для этого мы вспомнили классификацию виды условных знаков планов местности и что они обозначают.
— Площадные (населённые пункты, здания, луг, поле и т.д.)
— Линейные (дорога, река и т.д)
— Внемасштабные (башни, памятники и т.д.)
— Пояснительные(направления течения реки, отметки высот и т.д.)
Этапы работы на местности
1этап.Выбор точек отсчёта.
1 точка — Центральные ворота — вход в школу.

2 точка — Мастерская.

3 точка — с-з часть здания школы.

2 этап. Выбор оборудования.
Для составления плана местности нам потребовалось:
Жидкостный компас
Карандаш, ластик, цветные карандаши, булавка
Таблица 1
В первую очередь нам понадобилось вспомнить как измеряется расстояние на местности:
1. Вспомнить среднюю длину своих пар шагов
2. Измерить указанное расстояние парами шагов
например 110 п.ш.
3. Умножим среднюю длину пары шагов на число пар шагов
1,2 м х 110 п.ш. = 132 мТак же нужно знать, что расстояние до заданной точки можно измерить другим оборудованием.
Рулеткой
Полевым циркулем
Мерной лентой
Но мы использовали пары шагов.
4этап. Определение азимута до объектов.
Азимут – угол между направлением на север и направлением на какой-либо предмет.
5 этап. Заполнение таблицы.
6 этап. Камеральная обработка полученных данных.
Оформление работы
Взяли чистый лист бумаги
Отметили на нём стрелочку С-Ю, масштаб съёмки и свои Ф.И.
Положили свою работу выполненную на местности на чистый лист бумаги так, чтобы линии С-Ю совпадали по направлению
Булавкой проткнули нанесённые точки
Затем нанесли условные знаки
7.Результат.

Маршрутный способ съёмки удобен при составлении плана участка, вытянутого в длину. Его можно использовать и для изображения пути, пройденного в походе или на экскурсии.
Расстояния по маршруту составители плана определяют шагами.

На всех поворотах маршрута делаются остановки. На каждой остановке нужно отмечать её место на плане, ориентировать планшет, определять и прочерчивать направление на следующий объект.Следуя по маршруту, необходимо отмечать условными знаками всё, что встречается по обеим сторонам движения.

Можно описывать изменения характера рельефа, особенности растительного покрова, отдельные объекты природы и хозяйственной деятельности людей.
Маршрутная съёмка - съёмка местности,которая проводится при движении по какому-либо маршруту.Дронов В.

П., Савельева Л. Е. География. Землеведение. 5-6 кл.: учебник - М.: Дрофа, 2015. - 283 с.

По планам можно получить много информации о местности, и они очень удобны в использовании. На планах показывают, что расположено на местности, отмечают названия и некоторые характеристики географических объектов.

Планы, подробно изображающие неровности земной поверхности и все географические объекты местности, называют топографическими (от греческих слов topos - место и grapho - пишу).

Изображения на них уменьшаются не более чем в 5000 раз. Все объекты на топографических планах отображают общепринятыми условными знаками, а неровности поверхности - горизонталями и подписями отметок высот.

Для решения конкретных задач создают специальные планы с произвольными условными знаками. На таких планах отражают не все детали местности, а только те объекты и свойства, которые необходимы.

Это, например, планы городов или туристических маршрутов, планы растительности участка с подробной характеристикой деревьев и кустарников и так далее.

Разные виды планов необходимы для людей многих специальностей.

Их используют при строительстве разнообразных объектов и прокладке транспортных магистралей, поисках и добыче полезных ископаемых, проведении лесопосадок, решении военных задач. Специальные очень подробные планы создают для автомобилистов. А мы с вами, чтобы ориентироваться в незнакомом городе, приобретаем туристские планы.

Определение направлений

Планы местности ориентированы по основным сторонам горизонта. Специальная стрелка север-юг на них показывает направление на север.

Если стрелка не изображена, то верхняя рамка плана считается северной, нижняя - южной, правая - восточной, левая - западной. Зная направление на север, можно от любой точки плана определить все другие стороны горизонта. Определять стороны горизонта на плане нужно для того, чтобы узнать о взаимном расположении объектов, установить направление на них.

Точное направление на какой-либо географический объект показывает азимут.

На плане его определяют с помощью транспортира - специального чертёжного инструмента для измерения углов.

При измерении азимута на плане основание транспортира совмещают с направлением на север, а центр транспортира - с вершиной угла, од пой стороной которого служит направление на север, а другой - направление на объект.

Это и будет величина искомого азимута.

План местности 6 класс википедия
Поиск по сайту:

1. План местности

Понятие о плане местности.
Условные знаки
Урок географии в 6 классе.
Автор: Карезина Нина Валентиновна,
учитель географии
МОУ СОШ №5 г.Светлого
Калининградской области

2.

Значение изображений местности

Строители
Геологи
Путешественники
Сельское хозяйство
Военные

3. Виды изображений местности

Рисунок
Аэрофотоснимок
Снимок из
космоса
План
местности

4.

5.

6.

7.

8. Условные знаки

9. Аэорфотоснимок и план местности

Сравните эти два изображения местности

10. Топографический план

Топографический план
местности –
это изображение на плоскости
небольшого участка
земной поверхности
в уменьшенном виде
при помощи условных знаков.

11.

Домашнее задание

§4
Нарисовать условные знаки в
тетрадь.

Выучить их.
составить рассказ с их
использованием

План местности. Понятие о плане местности. Условные знаки. (6 клас)

English РусскийПравила

Откройте урок по географии в 6 классе. Тема урока: карта символов.

Цели обучения:

  1. Создайте представление об обычных признаках планов размещения и
    карты, объемы и типы: именные, числовые, линейные.
  2. Чтобы развить способность определять в соответствии с планом субъекты поля,
    инструкции.
  3. Обучать студентов различным видам самостоятельной работы.
  4. Познакомьтесь с вашей страной и регионом.

Оборудование: учебники, атласы, упражнения, электронное дополнение к учебнику.

Методологическая поддержка:

А. А. Лобжанидзе «География, планета Земля». Москва, «Образование»,

Учебное пособие за 2006 год

А. А. Лобжанидзе «География, Планета Земля», симулятор ноутбука.

«Образование», 2006 г.

Е. Мишняева «Атлас». Планета Земля. «Сферы. Москва,« Образование »,

Электронное использование в учебнике. «Изображение Земли

поверхности «.

«Мультимедийный учебник: география: начальный курс» для 6-ти учащихся.

республиканец

медиацентр, 2001 год.

План урока.

1. Организационный момент. Проверьте свою домашнюю работу.

Фронтальное исследование:

  • Какие изображения поверхности Земли существуют?
    -Что такое глобус?
  • Что такое карта?
  • Зачем использовать картографические проекции?
  • Какие картографические прогнозы вы знаете?
  • Каков план местности?
  • Как карты делятся на контент?

    О покрытии территории? с
    объем?

  • Какие атласы?
  • Люди, у которых профили, для которых могут потребоваться задачи
    изображение местности?

Новая тема.

1. Сегодня, на уроке, мы узнаем, что такое общие персонажи,

мы узнали, что такое масштаб, что он говорит.

  • Таким образом, географическая карта и план местности важны.
    До этого. Мы должны иметь возможность начать исследования географии
    понимать и читать план местности и географическую карту;
    карта и карта местности — простые задачи. Прочтите план местности или
    card — это не означает чтение географических названий на нем.

    план
    и карты — ваш собственный, особый язык. Этот язык можно узнать.

  • Обычные знаки, которые мы видим на картах и ​​планах на местах
    не появился сразу. Источник рождения обычных персонажей тесно связан с
    развитие человеческой цивилизации.
  • Необходимо было перемещать, извлекать продукты питания
    видимость и способность определять визуальные образы в памяти.

— Теги не могли быть сохранены в течение длительного времени. Нам это было нужно
другие активы. Местность была заменена уменьшенной поверхностью модели
на земле. 20 000 лет назад ими моделировали
палочки и камни. Затем специальные
«Инструменты» — бары, камни, кости. Для углубления в песке или
глина. Затем они начали использовать такие материалы, которые можно хранить
долгое время.

Например, в Никарагуа, книги из кожи, B
Вавилония — глиняные плиты, в Египте — папирус.

2. Работа с учебником стр.10.

«Географический блокнот»

  • Как древние картографы передавали индивидуальные характеристики
    объекты?
  • электронное приложение — просмотр старых карт (слайд-шоу).

Рисование — сложная задача. Они начали отправлять фотографии по плану
объекты, которые используют обычные символы.

— Условные символы — это символы, обозначающие разные объекты.

Условные символы — это тип алфавитной карты. Они не могут знать без знания
понять образ местности.

— Был предъявлен ряд требований к изображению традиционных символов:

а) простота;

б) разнообразие друг друга;

c) удаленное сходство с отображаемым объектом,
(Примечания в примечании)

Типы общих символов.

— В зависимости от уровня детализации, охвата территории и
Содержимое на картах использует множество общих символов.

— работа с учебником стр.10, диаграмма.

a) Одноразовые символы — используются для указания точной позиции отдельных предметов.

б) Линейные знаки — реки, дороги, границы. Они переусердствовали по ширине
объект, который точно обозначает область действия.

— электронное приложение (слайд-шоу)

c) Квадратные знаки являются реальными контурами объектов.

  • электронное приложение (слайд-шоу)
  • Условные символы разные.
    Работа с атласом стр.8-9.
  • Цвет также является символом. Он предусматривает план
    ландшафт и обогатите свой контент.
  • Перечислите традиционные цвета.
  • Что показано синим цветом? Зеленый? Черный? Браун?
  • Границы земли показаны небольшими точками.
  • Значение условных символов показано в легенде карты.

Легенда — это изображение всех обычных символов, используемых на этой карте, с объяснением их значений.

  • компьютерная работа — электронное приложение (слайд-шоу)
  • работа с атласом с.12-13
  • Что отображается на карте?
  1. Гимнастика для облегчения общей усталости и глаз.
  2. План диаграммы.

a) Когда вы показываете поле на листе бумаги,
Отрезать до сантиметров и миллиметров.

Вы должны выбрать его для этого
объем.

  • Масштаб — это часть, из которой счетчик является единицей, а знаменатель —
    Число, указывающее, сколько раз расстояние находится на плане или карте
    Меньше самого ландшафта.
  • Масштаб показывает, сколько раз план или поле
    меньше, чем сам ландшафт.

b) Существует несколько типов шкал записи.

— Электронное приложение — типы шкалы записи (слайд).

  • Численный масштаб — они узнают, сколько раз он уменьшается
    расстояние по плану.
  • Номинальная шкала составляет 1 см-10 м, что составляет 1 см.
    10 м на земле.
  • Линейный масштаб — для более точного определения расстояния или
    размеров с точки зрения планов.

    При работе с линейной шкалой используйте
    измеритель компаса.

c) Вы можете просмотреть все три записи громкости на всех картах.

— работайте с атласом.

d) В зависимости от масштаба, уровень детализации изменяется
изображения.

  • работа с учебником с.
  • электронная электронная таблица
    Внутривенно Прикрепление.

1. Работа с симулятором ноутбука

Нет. 4, no. пятые

P. 11 номер задачи 1.

P. 12 номер задачи 4

2. Тестирование.

Электронное приложение для тестирования

Дети вводят свое имя в компьютер, выполняют задачу.

V. Подведение итогов.

VI.Организационный момент.

См. Также:
Урок по географии в 6 классе. Тема урока: карта символов. Цели занятий

Методологическое развитие географии 6-го класса. Тема: Тема: Реки. Воды страны. Изучение нового материала. Урок изучения

С точки зрения уроков, использующих информационные и коммуникационные технологии Краткое изложение географии Тема курсов: «Визит в Японию».

Тип урока: урок новых знаний. Тип урока: комбинированный

Урок в классе 3a. Тема урока: умные животные. Умные животные. Цели занятий

Урок на тему «Озера» в учителе географии 6-го класса Володина Лариса Николаевна. Урок вместе.

Чтение уроков мышления в классе Учитель 3 А Полякова В.Ф. 2007 Тема Тема: В. Л. Дуров «Наша ошибка». Цель урока: изучение жизни и работы В.

Л. Дурова: Цели урока

Открытый урок по физической географии Урок 7-го класса: «Антарктика» Ледяной Вселенной «Земля» Урок был разработан учителем географии Марияниной Е.И.

Урок по сжиганию в классе 11 Тема урока: военная форма военного персонала, военные типы и этикетки

Занятие в классе 2 грамма.

Тема курса: Даниил Хармс «Знаешь ли ты?» Учитель Блохин Н.Ю.

Резюме уроков по географии в 5 классе Тема урока «Первый круг путешествий в мире» Учитель Гобоу Сош нет. 852 Бровко С.Н.

Разработка урока в классе в географии класса 7 Тема урока: «Население и экономика США»

Информационный урок 10 класса. Аппаратное и программное обеспечение. ИКТ-тип обучения: урок.

Цели обучения: образование


Астапова Ольга Владимировна

учитель географии

БОУ г. Омска «Лицей «Бизнес и информационные технологии»

Урок географии в 6 классе «Топографический план и топографическая карта»

Урок_9. Топографический план и топографическая карта.

Планируемы результаты:

личностные: формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью плана местности;

метапредметные: формирование умений работать с различными картографическими источниками – формирование информационной компетентности;

формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

предметные: определять масштаб на плане, карте; переводить масштаб из одного вида в другой; производить измерения на плане и простые вычисления; читать топографический план при помощи условных знаков

Оборудование: учебник (Летягин А.А. География 6 класс) , карты разных масштабов, раздаточные карточки с заданиями

Ход урока:

    Организационный момент (1-2 мин)

    Изучение нового материала (35 мин)

Постановка проблемной ситуации

Начертите план пришкольного участка на обычном формате бумаги. (испытывают затруднения )

Как вы это сделаете? (учащиеся предлагают варианты ).

Почему не можете?

Давайте вспомним, что такое топографический план?

СЛАЙД 1

Топографический план - это изображение небольших участков земной поверхности в масштабе с помощью условных знаков.

(выделить слова, которые еще не изучили)

Сообща приходим к выводу о масштабе и условных знаках.

СЛАЙД 2 (изображение топографического плана и топографической карты)

Чем отличаются эти два изображения? (испытывают затруднения)

Итак, тема сегодняшнего урока «Топографический план и топографическая карта» (СЛАЙД 3)

Через нее учащиеся приходят к выводу о цели и задачах урока.

Цель урока: - познакомиться и научиться пользоваться масштабом и условными знаками.

    Масштаб

Работа в парах! (3 мин). Обсуждение результатов работы (10 мин) (Приложение 1)

Задание 1. Работа с определениями по тексту учебника (§ 9, стр.50)

    Что такое масштаб? Для чего он нужен? (СЛАЙД 4) Масштаб – (нем. mab – мера, stab – палка) – отношение длины отрезка на карте или плане к его действительной длине на местности.

Что показывает масштаб?

    На какие группы делятся карты по масштабу? (СЛАЙД 4).

крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные.

Карты в зависимости от условно подразделяют на следующие типы:

    топографические планы - до 1:5 000 включительно;

    крупномасштабные топографические карты - от 1:10 000 до 1:100 000;

    среднемасштабные топографические карты - от 1:200 000 до 1:1 000 000;

    мелкомасштабные топографические карты - менее 1:1 000 000.

Рассматриваем рис. 24 на стр. 51.

Как изменяется изображение земной поверхности в зависимости от масштаба?

Какой можно сделать из этого вывод?

    В чем отличие топографической карты от топографического плана? (СЛАЙД 5) Возвращаемся к первому слайду.

    Какие способы записи масштаба бывают? (СЛАЙД 6) (Виды масштаба: численный, именованный, линейный)

Чем меньше знаменатель численного масштаба, тем крупнее масштаб. Планы составляют в крупных масштабах, а карты - в мелких. В картах учитывается «шарообразность» земли, а в планах - нет. Из-за этого планы не должны составляться для территорий площадью свыше 400 км² (то есть участков земли крупнее 20×20 км).

Виды масштабов

Линейный

Именованный

в 1 см 100 м

Численный

1 : 10 000

(рис. 25, стр. 52).

Каким видом масштаба удобнее пользоваться для определения расстояний между объектами на карте или плане? (именованный )

С помощью какого масштаба мы можем произвести более точные измерения расстояния? (ответ в учебнике стр. 54)

Как перевести значение одного вида масштаба в другой? (правила перевода , формулируем вместе с учащимися) ( СЛАЙД 7)

Первичное закрепление

Путешествие в Масштабию (6-7 минут) (Приложение 2)

Обязательным для выполнения 4 задания, 5,6 задания для более продвинутых учеников.

СЛАЙД 8 – Эталон выполнения работы (3-4 мин)

Физкультминутка (1 МИН) СЛАЙД 9

Голова чтоб не болела, Ей вращаем вправо-влево. А теперь плечами крутим - И для них разминка будет. Тянем наши ручки к небу, В стороны разводим. Повороты вправо-влево, Плавно производим. Потянули плечи, спинки. А теперь конец разминке. Хоть приятно разминаться, Вновь пора нам заниматься.

    Условные знаки (15 мин)

Музыканты из разных стран понимают друг друга и используют свой особый язык – нотную грамоту. Для математиков таким языком общения стали цифры и символы. Химики применяют в своей науке язык символов химических элементов и формул веществ. Для танцоров существует язык жестов и движений. Мы знаем, что языком, которым владеют географы всех стран, является язык знаков. Знаки и обозначения на карте поймет без труда и ученый, и геолог, и полярник любого государства.

Работа в группах! (3 мин)

Выполнение задания на определение условных знаков (Приложение 3)

СЛАЙД 10 (Эталон выполнения работы)

Кто справился полностью с заданием?

У кого были затруднения?

В чем причина?

Без знания условных знаков нельзя понять изображения местности на плане, как без знания букв нельзя прочитать книгу! Но если в русском языке 33 буквы, то топографических знаков более 150 !

Требования к условным знакам: 1) простота;

2) непохожесть друг на друга;

3) знаки напоминают сами предметы.

Знакомство с условными знаками.

Работа с учебником (стр. 55, форзац учебника) и картой в атласе (5 мин).

- На какие группы делятся условные знаки? (Промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты, растительный покров и т.д .) (СЛАЙД 11)

- Как различаются условные знаки по внешним признакам? (Конфигурация, цвет, геометрические свойства и т.д.)

Что называют азбукой карты? (легенда) (СЛАЙД 12)

Как делятся условные знаки по геометрическим свойствам и назначению? (масштабные, внемасштабные, пояснительные ) (СЛАЙД 13)

Задание на закрепление знаний (5 мин)

Распределите условные знаки (рис. 28 стр. 55) по группам.

Самооценка по шаблону (СЛАЙД 14)

    Рефлексия. (2 мин.)

СЛАЙД 15

ЛЕСТНИЦА УСПЕХА (раздается каждому ученику)

Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой вы усвоили сегодняшнюю тему

3

3 «Я умею читать карту, пользоваться масштабом, определять расстояния по плану»

2

2 «Я понимаю карту, знаю где найти обозначения условных знаков, умею пользоваться масштабом, но не умею определять расстояния по плану»

1

1 «Знаю, где найти условные обозначения на карте, но не могу читать карту, не понял как пользоваться масштабом»

0 «Я не понял, как читать карту и пользоваться масштабом. Тема для меня была трудной»

0

    Домашнее задание. (2 мин)

СЛАЙД 16

§ 9

Творческое задание:

Составить маршрут с использованием направлений, азимута, масштаба и условных знаков.

Оформить задание на отдельном листе.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Приложение 1

Задание 1.

    Что такое масштаб? Для чего он нужен?

Задание 1. Работа с текстом учебника (§ 9, стр.50-52)

    На какие группы делятся карты по масштабу?

____________________________________________________________________________

Задание 1. Работа с текстом учебника (§ 9, стр.50-52)

    В чем отличие топографической карты от топографического плана?

________________________________________________________________________

Задание 1. Работа с текстом учебника (§ 9, стр.50-52)

    Какие способы записи масштаба бывают?

_______________________________________________________________________

Приложение 2

Путешествие в страну Масштабию.

1 этап

Перевести именованный масштаб в численный:

В 1 см – 10 км в 1 см – 200 м

2 этап

Перевести численный масштаб в именованный:

1: 750 000 1: 100 000

3 этап

Учащиеся прошли на север 2000 м. Начертите маршрут движения с помощью масштаба в 1 см – 1 км.

4 этап

Какой масштаб крупнее: 1: 700 000 или 1: 200 000

5 этап

Чему равна действительная площадь квадрата, который на карте масштаба 1: 35 000 000 изображен в виде квадрата со стороной в 1 см?

6 этап

Определить масштаб плана, если дорога длиной 5 км на нем имеет длину 10 см.

Приложение 3

Задание для работы с условными знаками.

Замени выделенные слова условными обозначениями.

«Недавно мы поселились в домике лесника . Его избушка стоит левее проселочной дороги , которая пересекает березовый лес . На опушке леса проселочная дорога переходит в полевую. По обе стороны которой раскинулись заросли кустарника , за ними - фруктовый сад и наша школа . Все лето мы купались в озере , недалеко от него очень красивая деревянная церковь , а рядом – колодец с прохладной, вкусной водой. В лесу множество интересных тропинок , красивые луга ! Приехать к нам ты можешь по железной дороге

Поле для заполнения условными знаками.

Условные знаки бывают контурные, линейные и внемасштабные.

  • Контурными (площадными) знаками показаны, например, озера;
  • Линейными знаками - реки, дороги, каналы.
  • Внемасштабными знаками на планах отмечают, например, колодцы, родники, а на географических картах — населенные пункты, вулканы, водопады.

Рис. 1. Примеры внемасштабных, линейных и площадных условных знаков

Рис. Основные условные знаки

Рис. Условные знаки местности

Изолинии

Есть отдельная категория условных знаков — изолинии, т. е. линии, соединяющие точки с одинаковыми значениями изображаемых явлений (рис.2). Линии равного атмосферного давления называются изобарами , линии равной температуры воздуха - изотермами , линии равных высот земной поверхности — изогипсами ил и горизонталями.

Рис. 2. Примеры изолиний

Способы картографирования

Для изображения географических явлений на картах применяют различные способы . Способом ареалов показывают районы распространения природных или социальных явлений, например животных, растений, некоторых полезных ископаемых. Знаки движения используют для показа морских течений, ветров, транспортных потоков. Качественным фоном показывают, например, государства на политической карте, а количественным фоном - подразделение территории по какому-либо количественному показателю (рис. 3).

Рис. 3. Картографические способы: а — способ ареалов; б — знаки движения; в — способ качественного фона; г — количественный фон — точечные знаки

Для показа средней величины явления на какой-либо территории наиболее целесообразно использовать принцип равных интервалов. Один из путей получения интервала — деление разности между самым большим и самым маленьким показателем на пять. Например, если самый большой показатель — 100, самый маленький — 25, разность между ними — 75, ее 1/5 -15, то интервалы будут: 25-40, 40-55, 55-70, 70-85 и 85-100. При показе этих интервалов на карте более светлый фон или редкая штриховка изображают меньшую интенсивность явления, более темные тона и густая штриховка — большую. Такой способ картографического изображения называется картограммой (рис. 4).

Рис. 4. Примеры картограммы и картодиаграммы

К способу картодиаграммы прибегают, чтобы показать суммарную величину явления на какой-либо территории, например производство электроэнергии, численность учащихся школ, запасы пресной воды, степень распаханности земли и т. д. Картосхемой называют упрошенную карту, не имеющую градусной сети.

Изображение рельефа на планах и картах

На картах и планах рельеф показывают при помощи горизонталей и отметок высот.

Горизонтали, как вы уже знаете, — это линии на плане или карте, соединяющие точки земной поверхности, которые имеют одинаковую высоту над уровнем океана (абсолютную высоту) или над уровнем, принятым за точку отсчета (относительную высоту).

Рис. 5. Изображение рельефа горизонталями

Для того чтобы на плане изобразить холм, нужно определить его относительную высоту, которая показывает, на какое расстояние по вертикали одна точка земной поверхности выше другой (рис. 7).

Рис. 6. Изображение холма на плоскости

Рис. 7. Определение относительной высоты

Относительную высоту можно определить с помощью нивелира. Нивелир (от фр.niveau - уровень, нивелир) — прибор для определения разности высот между несколькими точками. Прибор, устанавливаемый обычно на треножник (штатив), оборудован зрительной трубой, приспособленной к вращению в горизонтальной плоскости, и чувствительным уровнем.

Провести нивелирование холма - это значит произвести замеры западного, южного, восточного и северного его склонов от подошвы до вершины с помощью нивелира и вбить колышки в тех местах, где был установлен нивелир (рис. 8). Таким образом, четыре колышка будут вбиты у подошвы холма, четыре — на высоте 1 м от земли, если высота нивелира равна 1 м, и т. д. Последний колышек вбивается на вершине холма. После этого положение всех колышков наносят на план местности и плавной линией соединяют сначала все точки, имеющие относительную высоту 1 м, затем — 2 м и т. д.

Рис. 8. Невелирование холма

Обратите внимание: если склон крутой, горизонтали на плане будут расположены близко друг к другу, если же пологий — далеко друг от друга.

Маленькие черточки, проведенные перпендикулярно к горизонталям, — это бергштрихи. Они показывают, в каком направлении склон понижается.

Горизонталями на планах изображают не только возвышенности, но и впадины. При этом бергштрихи обращены во внутреннюю сторону (рис. 9).

Рис. 9. Изображение горизонталями различных форм рельефа

Крутые склоны обрывов или оврагов на картах обозначают мелкими зубцами.

Высота точки над средним уровнем океана называется абсолютной высотой. В России все абсолютные высоты исчисляют от уровня Балтийского моря. Так, территория Санкт-Петербурга находится выше уровня воды в Балтийском море в среднем на 3 м, территория Москвы — на 120 м, а город Астрахань ниже этого уровня на 26 м. Отметки высот на географических картах указывают абсолютную высоту точек.

На физической карте рельеф изображают с помощью послойной окраски, т. е. цветом разной интенсивности. Например, участки, имеющие высоту от 0 до 200 м, закрашиваются в зеленый цвет. Внизу карты помещена таблица, из которой видно, какой цвет какой высоте соответствует. Эта таблица называется шкалой высот.

Для обеспечения требования наглядности топографических материалов и понимания содержания планов и карт разработана специальная система графического обозначения предметов местности, которая называется условными знаками. Условные знаки подразделяют на площадные, линейные, внемасштабные, пояснительные и специальные.

П л о щ а д н ы е (контурные или масштабные) знаки применяют для заполнения контуров природных и сельскохозяйственных угодий, длина и ширина которых выражается в масштабе карты. Границы контуров показывают точечным пунктиром, внутри которых изображается условный знак, напоминающий предмет на данной площади. Например, лес изображается кружками, пески – точками и т. д.

Л и н е й н ы м и условными знаками показывают объекты линейного характера (дороги, реки, ЛЭП и др.), длина которых выражается, а ширина не выражается в масштабе карты. У линейных знаков приводятся различные числительные характеристики, дополняющие сведения о предмете. Например, на шоссе показаны ширина проезжей части и общая ширина дороги.

В н е м а с ш т а б н ы е условные знаки служат для изображения объектов, размеры которых не выражаются в масштабе карты (мосты, колодцы, километровые столбы и т. д.).

П о я с н и т е л ь н ы е условные знаки представляют собой подписи, дающие характеристики и названия объектов, например длину и ширину мостов, породу лесных насаждений и др. Эти знаки проставляют на основных площадных, линейных и внемасштабных условных знаках.

С п е ц и а л ь н ы е условные знаки применяют соответствующие ведомства при составлении специальных карт и планов этой отрасли, например трубопроводы коммуникаций (теплотрасса, водопровод и т. д.).

Кроме условных знаков для большей наглядности изображения различных элементов топографических карт используют цвет :

Для рек, озер, каналов, заболоченных участков – синий;

Для лесов и садов – зеленый;

Шоссейных дорог – красный;

Железные дороги и остальная ситуация – черный;

Коричневым цветом показываются горизонтали, характеризующие рельеф местности.

Помимо цветов используются также тип шрифта, толщина букв, их высота и наклон при обозначении. Условные знаки для разных масштабов сведены в специальные сборники, издаваемые службами геодезии и картографии. Они обязательны для всех ведомств и организаций, занимающихся составлением планов, карт, топографической съемкой местности.

Знание условных знаков необходимо для того, чтобы понимать содержание топографических материалов, уметь их “читать” и для получения нужных сведений. Для лучшего ознакомления с условными знаками на учебных топографических картах приведены основные их образцы.

3.6 Рельеф местности и его изображение на планах и картах.

Горизонтали и их свойства. Способы построения горизонталей

по отметкам точек

Рельефом называют совокупность неровностей земной поверхности. Знание рельефа местности необходимо при проектировании и строительстве железных и автомобильных дорог, осушительных и оросительных систем, промышленных предприятий и т. д. Существует несколько способов изображения рельефа на топографических картах и планах. Наиболее старый способ – это изображение рельефа ш т р и х а м и, наносимым на карту по особой шкале. Рельеф местности может быть также изображен п о д п и - с я м и отметок ряда точек или о т м ы в к о й к р а с к а м и различного тона. Однако наилучшим способом оказалось изображать рельеф г о р и з о н т а - л я м и в сочетании с некоторыми условными знаками и подписями отметок характерных точек. Горизонталь – это линия, соединяющая точки земной поверхности с одинаковыми высотами.

Чтобы правильно изобразить рельеф, необходимо знать его основные формы. Существует п я т ь о с н о в н ы х ф о р м рельефа (рисунок 3.5):

Возвышенность (рисунок 3.5, а);

Котловина (рисунок 3.5, б);

Хребет (рисунок 3.5, в);

Лощина (рисунок 3.5, г);

Седловина (рисунок 3.5, д).

На рисунке 3.5 эти формы рельефа показаны в разрезе. Рассмотрим сущность изображения рельефа горизонталями. На рисунке 3.5, а показана возвышенность (холм, гора), наивысшую точку которой называют вершиной, низ – подошвой, а боковые поверхности – скатами. Для изображения возвышенности горизонталями представим себе, что эту возвышенность пересекают ряд равноотстоящих друг от друга плоскостей, параллельных основной уровенной поверхности. Линии пересечения этими плоскостями земной поверхности и будут являться горизонталями. Спроектировав их отвесными линиями на плоскость, получим на ней изображение возвышенности.

Для наглядности некоторые горизонтали подписывают, кроме того у них ставят черточки-бергштрихи, показывающие направление ската местности.

Расстояние между двумя соседними секущими плоскостями называют высотой сечения рельефа h. На картах и планах высота сечения рельефа характеризуется разностью высот двух смежных горизонталей. Например, на рисунке 3.5, а высота сечения рельефа h = 5 м.

Расстояние между горизонталями на плане или карте называется заложением. На рисунке 3.5, а заложение d = АС. Зависимость между высотой сечения рельефа h, заложением d, углом наклона υ, уклоном i и линии местности АВ можно получить из треугольника АВС (рисунок 3.5, а):

i = h / d = tg υ. (3.6)

Уклон и угол наклона линии местности являются основными характеристиками крутизны скатов. Чем больше угол наклона, тем круче скат местности. Из формулы (3.6) следует, что чем меньше заложение d или чем чаще горизонтали на плане, тем скат местности круче.

Изображение горизонталями котловины, лощины, хребта и седловины показано на рисунке 3.5. Котловина (впадина) – замкнутое углубление поверхности (см. рисунок 3.5, б). Самую низкую часть впадины называют дном, боковые поверхности – скатами, а линию слияния с окружающей местностью – бровкой.

б)

в)

г)

Рисунок 3.5 – Основные формы рельефа

Хребет – вытянутая в одном направлении возвышенность с двумя скатами (см. рисунок 3.5, в). Линию встречи скатов в верхней части называют водоразделом (водораздельной линией).

Лощина – вытянутое в одном направлении понижение с двумя скатами (рисунок 3.5 г). Линию встречи скатов в нижней их части называют водосливом или тальвегом (водосливной линией).

Седловина – понижение между двумя возвышенностями (см. рисунок 3.5 д). Наиболее низкую точку между возвышенностями называют перевалом.

Бергштрихи на картах и планах обычно показывают по водораздельным и водосливным линиям. Подписи на горизонталях делают так, чтобы основание числа показывало направление ската. Горизонтали вычерчивают коричневым цветом. Каждую десятую или пятую из них вычерчивают утолщенной линией.

Из сущности горизонталей вытекают их свойства:

Горизонталь – это замкнутая кривая линия, все точки на которой имеют одинаковую высоту, кратную высоте сечения рельефа;

Горизонтали на плане не могут раздваиваться и обрываться; если горизонталь не замыкается в пределах плана, она замыкается за его пределом;

Горизонтали не должны пересекаться между собой, так как они получаются пересечением земной поверхности плоскостями, лежащими на разных высотах;

Чем чаще горизонтали на плане, тем уклон местности больше, или чем меньше заложение, тем скат круче;

Водораздельные и водосливные линии и направления максимального уклона горизонтали пересекают под прямым углом.

Высота сечения рельефа устанавливается в зависимости от масштаба плана и характера рельефа местности так, чтобы горизонтали не сливались между собой. В Республике Беларусь приняты следующие высоты сечения рельефа при масштабах съемки:

1:500 – h = 0,25; 0,5 м;

1:1000 – h = 0,25; 0,5; 1 м;

1:2000 – h = 0,5; 1; 2 м;

1:5000 – h = 0,5; 1; 2; 5 м;

1:10000 – h = 1; 2,5; 5 м.

Для более полного изображения и удобства чтения рельефа на картах и планах подписывают отметки характерных точек рельефа (вершин холмов, дна котловин, перевалов и т. д.). Например, на рисунке 3.5, б подписана отметка дна котловины 98,7 м.

Способы построения горизонталей по отметкам точек. Для проведения горизонталей на плане нужно нанести характерные точки, снятые на местности, и выписать их высоты. Те точки, между которыми земная поверхность не имеет переломов, т. е. имеет постоянный уклон, соединить линиями. Далее на каждой линии интерполированием находят точки пересечения ее горизонталями и отмечают высоты этих горизонталей. Соединив затем плавными кривыми линиями точки с одинаковыми высотами, получают изображение рельефа местности на плане. Таким образом, задача построения горизонталей на плане в основном сводится к умению находить проекции точек пересечения горизонталями линий, отметки концов которых известны, при этом высота сечения рельефа должна быть уже установлена. Эта задача называется и н т е р п о л и р о в а н и е м горизонталей, т. е. нахождением промежуточных значений высот горизонталей по отметкам точек. Интерполирование можно производить аналитическим или графическим способом.

Аналитический способ. По известным высотам точек А и В и расстоянию d между ними (рисунок 3.6, а) необходимо найти величины расстояний d 1 и d 2 от точки А до точек М 0 и N 0 c отметками Н м и H N , равными отметкам горизонталей.

Рисунок 3.6 – Аналитический способ интерполирования

Из подобия треугольников АВВ О, АММ О и ANN O находим:

d 1 = dh 1 / h; d 2 = dh 2 / h,

где h = H B – H A ; h 1 = H M – H A ; h 2 = H N – H A .

На плане откладывают отрезки d 1 и d 2 и получают точки M O и N O , у которых подписывают их отметки. Следует отметить, что интерполирование горизонталей проводят только по линиям с равномерным скатом. На рисунке 3.6, б показан случай неправильной интерполяции между точками А и С с неравномерным скатом местности. Как видно из рисунка, вместо действительного положения точки В будет получена точка В " и соответственно вместо Н В будет получена неверная высота Н В " .

Графический способ. Интерполирование этим способом выполняют с помощью миллиметровой или прозрачной бумаги. При наличии миллиметровойбумаги ее прикладывают к линии плана АВ. По отметкам концов АВ строят профиль этой линии. Проектируя затем на линию плана точки пересечения линии профиля с линиями миллиметровой бумаги, принятыми за секущие плоскости, получают искомые точкиМ и N. При наличии прозрачной бумаги (восковки, кальки), на ней предварительно наносят ряд равноотстоящих друг от друга параллельных линий, которым придают отметки секущих плоскостей. Восковку накладывают на план так, чтобы конечные точки линии плана заняли положение, соответствующее их отметкам между линиями восковки (рисунок 3.7). Далее точки пересечения линии плана с линиями восковки перекалывают на план. Это и будут искомые точки на плане.

Статьи по теме: