В какие игры играли в Средние века? Настольные игры средневековья

Наверное, каждый хотя бы краешком уха слышал об этой популярной во всём мире настольной игре. Вы не слышали? Значит вы ещё даже и не пытались познакомиться с миром настольных игр. Приглашаем вас в небольшое путешествие. Держитесь крепче!

Настольная игра каркассон

Краткие характеристики:

  • Тип: Стратегия, Тактика
  • Издатель: Мир Хобби (HobbyWorld)
  • Сложность правил: Простые
  • Время игры: от 20 до 30 минут
  • Количество игроков: от 2 до 5 игроков
  • Возраст игроков: от 8 лет
  • Язык: Знание иностранных языков не требуется!

Из истории создания.

Каркассон (нем. Carcassonne) — лучшая настольная стратегически-экономическая игра.

Разработана Клаусом-Юргеном Вреде (Klaus-Jürgen Wrede – знаменитый немецкий разработчик) в 2000 году и до сих пор является его лучшим творением. Издавалась Hans im Glück в Германии и Rio Grande Games в Великобритании. В 2001 году была удостоена награды «Игра года» в Германии (нем. Spiel des Jahres). Напомним, что это самая престижная премия в мире настольных игр. В России впервые была издана издательством Hobby World.

На данный момент в мире продано более 6 миллионов экземпляров, и игра по-прежнему продолжает набирать популярность, поскольку элементарные правила и огромное количество расширений и дополнений (а также независимых, но взаимозаменяемых версий) которые были изданы, никого не оставляют равнодушными. И скажем откровенно – эта игра идеальна как для человека, который только хочет познакомиться с миром настольных игр, так и для искушенных профессионалов.


Крепость Каркассон. Фото с сайта http://int.rendezvousenfrance.com/

Стоит также отметить, что на сегодняшний день существуют электронные варианты этой игры. Вы сможете найти Каркассон на мобильной платформе Windows Phone, версии для Андроид и iOS устройств. В 2007 году компания Sierra Online была выпущена даже версия для Xbox (Live). Конечно это не заменит шарма картонной коробки, но такое внимание к игре со стороны производителей компьютерных приложений, нельзя не заметить.

Предыстория.

«Каркассон — название старинной крепости, расположенной на юге Франции. Это величественное сооружение прославилось во времена Альбигойских войн (1209-1229 годы), когда замок Каркассон стал оплотом восставшего народа и выдерживал многомесячные осады рыцарского войска…» Так гласят в самом начале правила игры. А мировая легенда вообще гласит, что игра была придумана немецким учителем во время посещения данной крепости. Заинтригованы? Тогда вперёд!

Содержимое картонной коробки.

Приятная картонная коробка средних размеров (320 на 200 на 60 мм – оригинальная версия игры). Правда, как всегда у производителей настольных игр, коробка гораздо больше, чем она могла бы быть. Двойной картон, пустое воздушное пространство, несоразмерные габариты по сравнению с содержимым. Это никак не отражается на качестве игровых элементов и отличном дизайне, но остаётся только один вопрос – зачем?

Внутри вы найдете несколько планшетов с игровыми компонентами и правила игры на четырёх страницах. В отдельном полиэтиленовом пакетике деревянные игровые фигурки для пяти игроков (5 цветных наборов по 8 фишек в каждом). Фигурки приятные на ощупь и создают своего рода уют и особую атмосферу во время игрового процесса (мы вообще любители натуральных материалов).

В картонных планшетах 72 качественных игровых квадрата (тайла), с изображениями городов, дорог, монастырей и полей. Именно из них вы и будете создавать игровую систему. А один игровой планшет будет служить отдельным полем для подсчёта очков.

Механика игры.

Играть в эту игру можно практически везде (предпочтительнее на ровных широких поверхностях). Привычное игровое поле отсутствует. Игроки должны собирать его сами (каждый новый ход игрок выкладывает очередную карточку-тайл на стол по определенным правилам). А учитывая большое разнообразие тайлов, из которых оно собирается, каждая партия становится уникальной и незабываемой.

В начале игры мы выкладываем в центр стола (или иного импровизированного пространства) начальный квадрат. Этот момент можно считать моментом основания нового государства, которое мы начинаем с вами развивать и пытаться занять в нем господствующее положение. В вашем распоряжении несколько подданных, которые в процессе игры будут исполнять разнообразные роли. Здесь будут и разбойники, собирающие дань на дороге, держащие в страхе соседние города, и крестьяне, возделывающие поля, снабжающие продовольствием короля и его подданных, и рыцари, встающие на защиту короны и даже монахи, поддерживающие религиозные убеждения целого государства. Только в ваших руках будет судьба того или иного подданного. Только вы сможете определить дальнейшую судьбу того или иного города. Но не стоит забывать, что в каждой игре у вас будет противник, с которым вы будете вести постоянную борьбу за влияние.

Цель игры, вкратце.

Захватывайте господство на вновь открывающихся территориях, становитесь монополистом в сельскохозяйственной сфере, снабжайте города продовольствием, захватывайте крупные замки и собирайте налоги с жителей деревень, получайте дань на дорогах и принимайте пожертвования прихожан в монастырях. Вы становитесь настоящим феодалом и процветающая жизнь местных обитателей в ваших руках.

За каждое успешное действие и захват влияния над одной из территорий вы зарабатываете игровые очки. Очки начисляются как во время игры, так и при финальном подсчёте. Поэтому стратегическая и тактическая составляющие здесь крайне важны. Победителем становится тот игрок, который наберёт в конце игры больше всех очков.

Награды и номинации :

  • 2000 Meeples’ Choice Award
  • 2001 Deutscher Spiele Preis Best Family/Adult Game Winner
  • 2001 International Gamers Awards — General Strategy; Multi-player Nominee
  • 2001 Nederlandse Spellenprijs Nominee
  • 2001 Spiel der Spiele Hit mit Freunden Recommended
  • 2001 Spiel des Jahres Winner
  • 2002 Årets Spel Best Family Game Winner
  • 2004 Hra roku Nominee
  • 2004 Vuoden Peli Family Game of the Year Winner
  • 2012 Ludo Award Best Board Game Editor’s Choice Winner

Наше независимое мнение об игре.

Великолепная и оригинальная идея, очень хорошо прижившаяся в игровом мире. Элементарные правила, которые осваиваются за несколько минут и шикарная игровая механика ставят игру на самые высокие позиции всех рейтингов любителей «настолок».

Настоящим открытием же в данной игре является всё-таки не последовательность выкладывания тайлов на игровом поле, не система градостроения и уникальность каждой партии (нам, скажем честно, зачастую хочется сделать памятный снимок завершённой карты), а оригинальная система подсчёта очков. Невероятно гибкая и логичная. Вы можете не привязываться строго к правилам игры. Меняйте их в своё удовольствие, подключайте маленьких любителей настольных игр, делайте игру проще и интуитивно понятнее. Не хотите использовать в игре крестьян? Пожалуйста. Просто данное правило оказывается неприменимо к вашей партии. Захватывайте только города и дороги. Или наоборот. Хотите играть кооперативно против соперника? Тоже не вопрос. Объединяйтесь в команды и действуйте сообща. Вы не поверите, сколько на сегодняшний день, существует вариантов «домашних правил» Каркассона.

Другими словами, правила игры очень похожи на конструкцию немецкого языка. Их можно разобрать и собрать заново. Можно заменить какие-то элементы, но суть останется прежняя. Игра не потеряет в динамике и вам по-прежнему будет интересна каждая новая партия.

Качество игровых компонентов и иллюстрации художницы Дорис Маттеус выше всяких похвал. Идеальные деревянные фишки, хороший износостойкий картон квадратов местности (за несколько сот партий, игра выглядит практически как новая, лишь лёгкие потёртости на рубашках). И самое главное – цена. Вы же знаете,как немцы относятся к деньгам? Так вот, игра доступна абсолютно каждому! Стоимость коробки не превышает одной тысячи рублей. Если же вы хотите получить дополнения, то придётся немного раскошелиться. Но оно того стоит!

Но не будем откровенно льстить этому шедевру. Без недочётов не обошлось. Да и не бывает, наверное, идеальной игры. Хотя Каркассон невероятно близко подобрался к этому званию.

Что же нам не понравилось? Всё очень просто. Эту игру вряд ли можно назвать стратегической в прямом смысле этого слова. Не хватает ей этой глубины. Совсем немного, но не хватает! Скорее здесь речь идёт о тактической составляющей. Напомним, что в игре участвует 72 игровых тайла (мы рассматриваем базовую версию Каркассон Средневековье). После проведения нескольких партий, вы уже, как минимум интуитивно будете понимать, какие квадраты сейчас участвуют в игре, а какие ещё возможно вытянуть. Обладая данным знанием, будет крайне легко мешать своим соперникам завершать свои объекты и не позволять реализовывать тактические планы. А возможность общения с другими игроками даёт вам шанс договориться с соседями давить и ущемлять лидера.

Кто-то воскликнет – добавьте в игру разнообразия. Играйте смешанными наборами. Используйте квадраты местности из многочисленных расширений и дополнений. Играйте с независимыми версиями. Не вопрос. Но квадратов всё равно останется ограниченное количество. Любители настольных игр и не почувствуют разницы, а вот настоящие профессионалы будут чётко понимать и просчитывать каждый ход. Ведь количество тайлов определено в самом начале игры. И если вы сели играть с настоящим профи в Каркассоне – у вас нет не единого шанса. Чем-то напоминает покер. Придётся всё хорошенько просчитать!

К тому же, толи благодаря нашим производителям, толи в связи со сменой материала изготовления или другой краски на типографской машине, встречаются дополнения к игре, в которых цвет рубашек квадратов местности отличается на несколько тонов. А это создаёт определённый дискомфорт и даёт дополнительные шансы игроку, которыё знаком с этим недочётом игровых компонентов.

Но обратим ваше внимание — мы не считаем это большим недостатком. Игра действительно крайне интересна и реиграбельна. Это идеальный вариант для знакомства с миром настольных игр и чудесный тренажёр для мозга. Игра невероятно динамична, проста и подходит как для ребёнка, так и для бабушки, которая следит за своим внуком. Поверьте, вы будете играть с удовольствием…

Итоговая оценка:

  • Качество игровых компонентов – 9 из 10
  • Оригинальность каждой партии – 9 из 10
  • Взаимодействие между игроками — 8 из 10
  • Сбалансированность игры — 9 из 10
  • Рейтинг Boardgamegeek.com (107 место на 27.02.15) – 7.44 из 10
  • Рейтинг автора обзора FunMill – 9 из 10
  • Официальная страница игры на сайте издателя (нем.);
  • Официальные правила игры - скачать в формате *.pdf .

Средневековье – один из самых таинственных и красивых исторических периодов существования человечества. В это время совершались великие открытия, на картах постоянно изменялись границы владений, могущественные правители плели интриги и шли войной на соседние государства. То было время великих свершений, жестоких войн, коварных предательств и безудержной роскоши.

Средневековье оставило неизгладимый след в истории человечества и оказало влияние на современную культуру и, разумеется, нашло отражение в настольных играх.


Настольная игра Каркассон – по тропинке среди крепостей

Во времена Средневековья излюбленным занятием достойных рыцарей были путешествия, строительство крепостей и завоевание сердец прекрасных дам, похищенных огнедышащими драконами.

Вам предстоит создать неповторимый мир из множества квадратных тайлов, а затем заселить его деревянными человечками. На игровом столе вырастут крепости с высокими каменными стенами, старинные аббатства с высокими колокольнями, сквозь поля протянутся извилистые дороги.

Создавая мир, игроки населяют его жителями: крестьянами, монахами, рыцарями. Ведь при итоговом подсчёте каждый житель маленького государства принесёт несколько очков славы, которые в сумме приведут вас к победе.

К настольной игре Каркассон существует большое количество расширений , которые существенно преображают игру. Соперникам предстоит посетить предместья славного города и познакомиться с его обитателями, сразиться с драконом и спасти принцессу, покрутить колесо Фортуны, прогуляться по крепостной стене и понаблюдать с высоты за игрой детей Каркассона. Это целый мир, который доставит вам множество удовольствия.

Настольная игра Колонизаторы – будни поселенца на острове

Вам предстоит отправиться к берегам богатого острова Катан. Каждый участок острова богат своим типом ресурса, и чтобы его получить, нужно основать поселение на границе соответствующего участка. Ресурсы необходимы для того, чтобы строить новые поселения, дороги, города и получать карты развития.

С контролируемых территорий колонизаторы получают часть необходимого материала, но где взять остальное?! Вас выручит торговля! В настольной игре Колонизаторы соперники обмениваются ресурсами с оппонентами и с внешним миром. Вы готовы отдать несколько брёвен за пару кирпичей или предложить руду в обмен на шерсть?

Богат и прекрасен этот край, но, к сожалению, остров Катан облюбовали себе разбойники, которые не дают колонизаторам добывать ресурсы. Незваных гостей обратит в бегство армия или магическая цифра 7 на кубике.

Настольная игра Колонизаторы богата дополнениями , которые можно комбинировать между собой, создавая всё новые сценарии. Поднять паруса, наш корабль отправляется к славному острову Катан!

Настольная игра Доминион . Создай своё королевство

Итак, мы выстроили крепость и бесстрашно освоили остров – пора брать под управление независимое государство! В игре Доминион соперникам предстоит создать королевство при помощи карт.

Каждый игрок получает стартовый комплект, который впоследствии расширяет под свои нужды. Несмотря на разнообразие, существует всего три типа карт: королевства, сокровища и победные очки. Каждый тип даёт владельцу определённые бонусы, но также обладает некоторыми отрицательными моментами.
На протяжении всей партии хозяин колоды должен соблюдать баланс и гармонично развивать её, стараясь набрать максимальное количество победных очков.

Настольная игра Доминион – это своеобразный коллективный «пасьянс». Соперники создают индивидуальные колоды, изредка взаимодействуя с оппонентами. При этом у игроков есть время подумать, взвесить все «за и против» и принять мудрое решение. Именно так и поступают настоящие короли...

Игра престолов – коварство и холодный расчёт в борьбе за власть

Чёрные тучи сгустились над Вестеросом – в результате смертельного ранения, полученного на охоте, умирает могущественный король Роберт Баратеон, владыка Семи Королевств и Хранитель Областей. Спустя некоторое время в стране вспыхивает гражданская война, и в битве за Железный трон сходятся шесть Великих домов.

Каждый из оппонентов выступит на стороне одного из Великих домов. Они могут объединять усилия и нападать на более успешных игроков. При этом приветствуется подкуп, невыполнение своих обещаний и удары в спину доверившимся вам соседям. В Игре престолов интриги и заговоры порой могут гораздо быстрее приблизить вас к победе, нежели искусно проведённые сражения.

Итак, настольные игры, посвященные эпохе средневековья, весьма разнообразны. И если эта тема вам близка, посмотрите полный список игр на средневековую тему . Все они позволят с пользой провести время как в кругу семьи, так и с друзьями.

Шахматы на классическом (для современного человека) поле, но со средневековыми правилами. Современные правила игры в шахматы утвердились в XVI в. Мы же предлагаем сыграть в шахматы по правилам распространенным в XIV-XV вв. Ферзь уже далеко не одна из самых мощных фигур. Игра становится более медленной, но не теряет своей тактической изюминки.

Средневековые правила игры в шахматы на доске 8 х 8 приведены в специализированной статье на нашем сайте.

Манускрипт «Pelerinage de la vie humaine». Франция, вторая пол. XIV в.

Реконструкция шахмат 8 х 8. Клуб Кемпен.

Шахматы 6 х 6

Упоминание об этой разновидности шахмат встречается в книге короля Альфонсо Х (XIII в.), а также на многочисленных изображениях преимущественно XIV-XV вв. Стоит также отметить, что размер доски не обязательно должен быть квадратным. Встречаются доски с полем 6 х 5, а также 6 х 7. Правила хода фигур и их расположение при этом строится по стороне с 6 клетками.

Особенностью этим шахмат является наличие у каждой стороны по две ладьи, в то время как остальных фигур всего по одной (кроме 6 пешек). Также важное отличие заключается в правилах хода фигуры епископа, который в отличие от «классических» средневековых шахмат может сделать ход как на одну клетку, так на две по желанию игрока. Остальные фигуры ходят также как и в средневековых шахматах 8 х 8.

По сравнению с шахматами 8 х 8 игра проходит заметно быстрее, но не менее интереснее. Уменьшение количества фигур заставляет принимать взвешенные решения. Есть возможность поставить мат в 2 хода. Пешки и епископ тут становятся действительной силой.

Подробнее о шахматах 6 х 6, правилах расстановки и хода фигур можно ознакомиться в специализированной статье на нашем сайте.

Шахматы 8 х 12 (Курьерские шахматы)

В этот тип шахмат играли в Европе с XII – XVIII вв. В игре добавлено 3 новых фигуры: курьер, мудрец и шут. Для остальных фигур правила те же, что и в средневековых шахматах 8 х 8.

Игра в большие шахматы требует много времени. В общем они и были придуманы для того, чтобы увеличить длительность партии, которая становится более стратегической, а поле мысленно делится на правый и левый фланг действий. Однако следует заметить, что это еще не самая большая доска для игры в шахматы.

Правила игры в курьерские шахматы приведены в специализированной статье на нашем сайте.

Lucas van Leyden. Partita a Scacch (Шахматная партия), 1508 г.

Реконструкция курьерских шахмат. Клуб Кемпен.

Четыре времени года (шахматы для четверых)

Игра описана в работе Альфонса X (король Кастилии и Леона в XIII в.). Она рассчитана на 4-х игроков, где каждый представляет одно время года. Игроки ходят по кругу (против часовой стрелки). Первый ход начинает зеленый и обязательно в сторону красных (весна уступает дорогу лету) и т.д. Фигуры ходят по правилам обычных средневековых шахмат.

Шахматы превращаются в настоящую политическую битву, в которой не исключены союзы между игроками.

Правила игры в «Четыре времени года» приведены в специализированной статье на нашем сайте.

Реконструкция шахмат «Четыре времени года». Клуб Кемпен.

Хнефатафл / Таблут

Игра для двоих.

Своими корнями игра уходит в Скандинавию X в., а пик популярности приобретает в эпоху Средневековья.

Игра отдаленно напоминает шашки. Фишки разделены на нападающих и защитников короля (во главе с королем). Фишку противника можно убрать с поля (кроме короля), если ее удается окружить с двух противоположных сторон. Нападающая сторона выигрывает если им удается заблокировать короля противников (с четырех сторон). Защитники короля побеждают в случае безопасного препровождения короля в один из четырех угловых выходов с поля.

Фрагмент доски из могильного кургана ярла Олафа Геирштат-Альфа на берегу норвежского Сандефьорда, IX в.

Фрагмент доски из раскопок средневекового города Тронхейм в Норвегии, датируемый 1100 г.

Реконструкция хнефатафал. Клуб Кемпен.

Ряды / Девять пляшущих мужчин

Игра для двоих.

Согласно исследованиям игра пришла в Европу из Востока и имеет упоминания относящиеся еще до Рождества Христова.

Игроки имеют по 9 фишек, которые в начале игры каждый должен по очереди расставить по точкам на поле (в виде паучьей сетки). Далее игроки начинают по очереди двигать фишки по линиям соединяющим точки (на свободные) так, чтобы получился ряд из трех своих фишек. При этом, собравший ряд, убирает одну фишку противника. Игра продолжается пока у одно из игроков не останется 2 фишки.

Манускрипт «Libro de acedrex, dados e tablas». Испания, 1288 г.

Реконструкция «Ряды». Клуб Кемпен.

Лиса и гуси

Игра для двоих.

Данная игра предположительно имеет скандинавское происхождение. Игра под названием «Hala-taft» упоминается в исландской саге «Grettis», в 1300 г. В Европу попала видимо раньше, во время набегов викингов.

Один играет лисой (1 фишка). Его цель съесть как можно больше гусей. Победа достигается после того как останется 10 гусей (однако это число может быть изменено играющими, но не менее 6). Другой играет гусями (13 фишек). Его цель зажать лису в угол и не дать ей двигаться. Фишки могут ходить только по линиям соединяющим точки. За один ход можно передвинуть одну фишку, на одну точку. Съедание гусей происходит путем перепрыгивания их лисой, причем этот процесс может повторяться (как в шашках).

«Роман об Александре» (MS Bodl. 264). Фландрия, 1338 г.

Реконструкция «Лиса и гуси». Клуб Кемпен.

Домик счастья

Старинная германская игра в кости. Количество игроков почти не ограничено (оптимальное 4-7).

Каждый игрок по очереди кидает кости (две). Выпавшее число соотносится с числом на поле:

  • если поле пусто, то кидающий кладет на него монету;
  • если поле занято, то он забирает с поля монетку себе;
  • если выпало число 7, то бросающий скидывается на свадьбу;
  • если выпало 4, то пропуск хода или монету хозяину поля;
  • если выпало 2 (счастливая свинья), то игрок забирает все монеты на поле, кроме свадьбы (свиней на свадьбу не зовут);
  • если выпало 12 (король), то игрок забирает все монеты на поле включая свадьбу.

«Роман об Александре» (MS Bodl. 264). Фландрия, 1338 г.

Реконструкция домика счастья. Клуб Кемпен.

Исторический клуб Кемпен 2017-2018, копирование или частичное использование материалов без ссылки на источник запрещено.

Пару сотен лет тому назад каждый уважающий себя рыцарь обязан был завоевать сердце прекрасной дамы, наблюдающей из окна башни за подвигами претендента на её руку и сердце. Чтобы «пустить пыль в глаза» венценосной особе, закованные в железо принцы протыкали друг друга копьями, десятками испепелялись огнедышащими драконами и полностью разорялись, закладывая имущество ради дорогих безделушек. Одним словом, соответствовать статусу рыцаря могли немногие, а выжить и сочетаться с дамой сердца – вообще единицы. Сегодня на Розовом диване – коварнодрафтовая настольная игра Средневековая Академия (Medieval Academy).

Как вы догадались, популяция рыцарей постепенно угасала, что совершенно не нравилось королям, которые десятилетиями не могли выдать дочерей замуж за достойнейших из достойных. Тогда, по распоряжению великого, но весьма коварного короля Драфта V повсеместно были созданы академии, в которых обучались все желающие посвятить свою недолгую жизнь ратным подвигам. Дожившие до выпуска сражались на турнире, победитель которого получал в жёны принцессу и скромную часть спорных земель на дальней границе королевства. Собственно, процессу обучения и посвящена сегодняшняя игра…

При входе в здание вы увидите торчащий из пня пудовый меч, который выдают для ежедневного ношения самому зазнавшемуся ученику академии. Памятка по распорядку дня одна на всех, поэтому изучите её внимательно. Полуистлевший манускрипт укажет направление посещения аудиторий и номер вашего курса.

Обучение проходит в семи локациях, представленных двусторонними картонными тайлами. Вам предстоит постичь премудрости становления обычного простолюдина в особы, приближённые к императору.

Чего вам только не предстоит сделать: поухаживать за принцессой, поджариться в пламени дракона, научиться тратить деньги, научить уму-разуму соратников по аудитории, в конце концов, выучить грамоту и попасть на приём к самому королю!

Опытные, прошедшие огонь и воду рыцари, могут усовершенствовать свои навыки и записаться на дополнительные этапы обучения, а также отточить мастерство в дуэльном классе.

Отмечать успехи на поприще рыцарства в академии принято цветными деревянными маркерами. На каждого из пяти претендентов приходится по десять кругляшков.

Каждый день – горячие отбивные (надпись над пещерой дракона)

Маркер раунда занимает стартовую позицию на манускрипте, колода перемешивается и кладётся неподалёку картинкой вниз. Соперники выбирают цвет и располагают по одной деревянной фишке на начальную отметку каждого из семи треков.

Вручите меч сами знаете кому. Этот счастливчик раздаёт всем по пять карт, а затем… Нет, не торопитесь! Изучите полученные картинки, выберите одну, а остальные передайте сопернику в направлении стрелочки, расположенной вокруг номера раунда. Соответственно, получите от другого игрока карты, снова оставьте себе одну и передайте стопку дальше. Так продолжается до тех пор, пока вы пять раз не отложите карты. Теперь самое время отправиться по аудиториям.

Начиная с владельца меча, соперники выкладывают одну карточку с руки и передвигают маркеры по трекам. Карточка позволяет переместить диск на количество делений, соответствующее числовому значению. Как вы догадались, цвет рисунка и цвет тайла должны совпадать. Если фишка пойдёт на второй круг, то используйте дополнительные маркеры, оставшиеся в резерве.

Каждый тип карт позволяет передвинуть диск только в определённой локации. Исключением является турнир и поединок: карточки для них одинаковые. Рыцарь может переместить маркер в одной из двух локаций по своему усмотрению, но при этом разделять количество очков на обе фишки нельзя.

Как только на руках у соперников останется по одной карточке, раунд немедленно завершается и начинается промежуточное подведение итогов. Первым делом смотрим на даму, с тоской взирающую на ваши достижения. Рыцарь, занявший первое место на треке, может передвинуть один из своих маркеров в любой локации на три деления, идущий за ним – на два, и третий – на одно. Далее переходим к победным очкам.

Принцип аналогичен: победитель получает максимальный приз, аутсайдер остаётся ни с чем. Хотя, существуют варианты, когда аутсайдеру полагается жетон со штрафными очками…

Обратите внимание на левый угол тайла – там указано, по окончании какого раунда происходит выдача призов в данной локации. Маленький манускрипт (справа от основного) информирует, что после третьего раунда достижения «обнуляются» и маркеры вновь стартуют с начального деления трека.

В особых локациях подсчёт ведётся достаточно редко, а королевские апартаменты так вообще отличаются от других принципом получения подарков с царского плеча.

После получения премий маркер раундов передвигается вперёд, меч передаётся следующему игроку и начинается новый этап обучения в академии. Шестой курс – последний, поле него подсчитываются полученные жетоны. Победителя заковывают в доспехи и запирают в одной комнате с драконом – поделом ему, пусть не задаётся…

Помимо стандартного обучения, существуют варианты дополнительных заданий. Для этого переворачиваем тайлы и видим некоторые изменения в облике аудиторий. Например: смертельный поединок между чёрным и белым рыцарем. Отныне игроки перетягивают маркер (чашу) в выгодную для себя сторону, чтобы получить как можно больше очков.

Либо делайте ставки на победу в определённой локации и дополнительно передвигайте свой маркер на количество делений по числу сыгранных карт аналогичного цвета.

Быть может, хотите испытать судьбу и пройти экзамен на знание французской грамматики? Тогда вам потребуется дополнительная карточка и обратная сторона тайла образования.

Свежие консервы от производителя (вывеска над логовом циклопа)

Отличная игра на драфт (передача карт по кругу) для игроков от восьми лет любого уровня подготовки. Дело в том, что в стандартном варианте нет никаких «скрытых нюансов» и всё достаточно «прозрачно». Вы можете разработать стратегию продвижения фишек по трекам в локациях и немедленно увидеть результаты своих трудов. Партии проходят достаточно быстро, и, что самое главное, после итогового подсчёта возникает стойкое желание сыграть снова (мозги не устают, хотя подумать есть над чем).

Оформление выполнено с большой долей юмора, а сочетание тем локаций с изображениями на картах создаёт приятную атмосферу рыцарских времён. Вы отправляетесь на ратные подвиги, побеждаете драконов, теряете деньги и покоряете сердце полусонной принцессы. И всё это менее чем за час! Кстати, поклонникам дуэльного времяпрепровождения будет интересен официальный вариант игры для двух игроков.

Во всех отношениях хорошая игра для поклонников карточных "настолок" с механикой драфта. Остальным, как всегда, настоятельно рекомендую перед покупкой попробовать «Средневековую академию» у друзей или на игротеке, так как личные предпочтения – дело сугубо индивидуальное…

Чем глубже погружаюсь в реконструкцию, тем больше узнаю нового и интересного. Самое большое удивление у меня вызвали две вещи. Первая это разумеется время боя на мечах, мне всегда казалось, что это довольно долгий процесс, на самом же деле все происходило достаточно быстро. А второе что меня просто поразило - в Средние века была масса настольных игры, нет я не говорю про карты, шахматы и кости, именно настольные игры. С некоторыми хочу вас познакомить.

В правом верхнем углу реконструкция игры "Найн мен моррис",в правом нижнем "Алькерк". Обе игры упоминаются в "Книге игр" Альфонса Х, 13 век.

«Libro de los Juegos» («Книга игр») или «Libro de acedrex, dados e tablas» («Книга шахмат, игр в кости и доски») была заказана Альфонсо X, королем Леона, Галисии и Кастилии в XIII в. и была завершена в 1283 г. Книга состоит из 98 страниц, и содержит 150 цветных иллюстраций. В книге описаны следующие игры: шахматы (включая первые известные шахматные задачи), игры в кости и настольные игры с досками (включая игру в нарды). Некоторые игры описаны в книге впервые, другие заимствованы в арабских государствах.

«Книга игр» - это важный документ для изучения истории настольных игр. Единственный известный оригинал хранится в монастыре Сан Лоренцо дель Эскориал (San Lorenzo del Escorial) под Мадридом в Испании. Переплет книги выполнен из пергамента 40х28 см. Копия 1334 г. хранится в библиотеке Исторической академии Мадрида (Historical Academy of Madrid).

"Найн мен моррис"(девять пляшуших мужчин) имела широчайшее распространение. Она была вырезана в храме в Курне (Египет) 1400 лет д.н.э. Упоминается в Китае 500 лет д.н.э. Доски для этой игры были найдены на Цейлоне (9- гг. н.э.). В эту игру играли римские солдаты на привалах. Она была найдена и в греческих Афинах, и в захоронениях бронзового века в Исландии. Поле для игры было вырезано на корабле викингов X в. Gokstad’е.

В средние века игра пришла в Европу. Поля для нее находили на скамьях в соборах Норвича (Norwich), Глостера (Gloucester), Солсбери (Salisbury), и даже Вестминстерского Аббатства (Westminster Abbey). Изображения людей играющих в «ДПМ» встречаются и в «Книге Игр» короля Альфонса X (1240), и во фламандском манускрипте «Романе об Александре» (1338). В 9-10 веке была распространена в Старой Ладоге, Новгороде, Пскове, Старой Рязани

Также поле для игры было найдено на крышке бочонка с корабля «Мэри Роуз» (Mary Rose), начала XVI века. Название Девять пляшущих мужчин первый раз встречается у Шекспира в «Сне в летную ночь» (1594), когда Титания говорит «The nine mens Morris is fild up with mud». Имеется ввиду, в игру играли на поле нарисованном на земле. Слово «Morris» возможно имеет сходное происхождение, что и термин «Moorish» в танце. А возможно оно происходит от французского фишка - «merrel». В Германии игру называли Muhle (Ряд).

Роман об Александре (1338), Фландрия

«Книга игр» короля Альфонса Х (1240 г.), Испания

Поле для игры, Германия, конец XV в.

Правила

У каждого игрока есть по 9 фишек (фигурок). Игра начинается с первой части игры, с установки их на поле. Игроки по очереди ставят по одной фишке на любую не занятую точку. Если процессе выставления фишек один из игроков строит «ряд» (т.е. имеет три выстроенные в ряд фишки), то он может убрать одну фишку противника (кроме тех, что находятся в «ряду»). После выставления фишек начинается вторая часть игры. Также как и выставляли, игроки по очереди начинают двигать фишки. Двигаться можно на любую свободную соседнюю точку. Игрок, который не может сделать ход - проигрывает.

А вот реконструкция еще двух игр: игра "Лиса и гуси"(в нижней части), сверху - "Глюкхаус" - азартная игра немецких кнехтов

Лиса и Гуси (Fox & Geese)

Данная игра предположительно имеет скандинавское происхождение. Игра под названием «Hala-taft» упоминается в исландской саге «Grettis», в 1300 г. В Европу попала видимо раньше, во время набегов викингов. Следующее упоминание касается заказа Эдуарда IV. Короля Англии (1461-1483) двух лис и двадцати шести собак (это английский вариант) из серебра. Наконец предположительно эта игра названная «Freystafl» в поздних исландских сагах и есть «Лиса и Гуси».

Правила

В игру играют двое. Один играет лисой (1 фишка). Его цель съесть как можно больше гусей. Победа достигается после того как останется Х.

Другой играет гусями (13 фишек). Его цель зажать Лису в угол и не дать ей двигаться. Игра начинается с положения показанного картинке.

Поле и фишки для игры

И лиса, и гуси могут ходить только по линиям соединяющим ближайшие точки. Игроки делают ход по очереди. За один ход можно передвинуть одну фишку, на одну точку.

«Съедание» гусей происходит путем перепрыгивания их лисой, причем это процесс может повторяться (как в шашках). Задача гусей построить стройные ряды из двух гусей которых лиса перепрыгнуть не сможет.

Статьи по теме: