Куда всегда показывает синяя стрелка компаса. Ориентирование по компасу на местности, в лесу, квартире: инструкция. Как пользоваться компасом правильно? Куда показывает красная и синяя стрелка компаса? Как называются стороны света на компасе на английском

Вы уж извините, возможно, этот вопрос многим покажется глупым. Но меня, как человека изучающего географию, он сегодня сильно озадачил.

Было вот так.

Недавно скачала игру-викторину на телефон, там вопрос: "Куда показывает красная стрелка компаса?". Я с полной уверенностью отмечаю ответ "Север " и жду, когда загорится сигнал правильного ответа. Жду. Вдруг вижу, что ответ неправильный, а красная стрелка, оказывается, показывает на ЮГ ! Понимаю, что я вообще ничего не понимаю! Всю жизнь была уверена в обратном, всё-таки не раз ориентировалась по компасу и всегда выходила в нужную сторону. Пишу подруге, и мы начинаем недоумевать вместе.

Начала искать в интернете, оказывается, я не единственная, чьи умы будоражит этот вопрос. На нескольких сайтах, в том числе "Ответы mail.ru" все с полной уверенностью отвечают, что красная - юг.


В общем, что-то в этом духе, и, оказывается, те, кто не знает, что красный - юг, не учили географию в школе.

Оскорблённая, я решила всё-таки найти ответ экспериментальным путём, отыскала свою коллекцию компасов. (Они все исправные - я храню их в разных частях комнаты, чтоб не размагничивались. Рядом положила только для фото).

То, что я увидела, ещё сильнее меня озадачило.


* на среднем компасе буква S означает "SOUTH" - ЮГ

Вообще, насколько я знаю (а я ЗНАЮ), истинный северный магнитный полюс Земли находится в Тихом океане, около Антарктиды, а истинный южный - в районе Канадского Арктического архипелага. Тогда вполне логично, что красная стрелка показывает истинный южный полюс и, соответственно, географический СЕВЕР . Но ведь люди говорят по-другому, даже вопросы на эту тему составляются...

Так кто же всё-таки прав? Мы с подругой, мои компасы (а заодно и редакция журнала "Вокруг света") или же составители викторины и многочисленные пользователи интернета?!

Уважаемые участники сообщества. Пожалуйста, не ругайтесь, а просто объясните мне, в чём тут дело...

В современном мире компасом надо уметь пользоваться на начальном уровне на случай потери/порчи/посадки навигатора — всем, а на более продвинутом уровне:

  • увлекающимся спортивным ориентированием;
  • любителям Old School;
  • выживальщикам, готовящимся к БП . (да, через месяц примерно после того, как наземные станции сопряжения GPS и ГЛОНАСС сгорят в огне ядерных взрывов, спутниковые навигаторы потеряют свою точность).

Существуют разные модификации компасов.


Как ими пользоваться, расскажу. Обычно все просто, но постоянно возникают вопросы, зачем там разные крутящиеся части.

Но для начала возьмем карту. Предположим, что мы находимся в точке 34 и хотим прийти к точке 40.


Для начала возьмем

Спортивный планшетный компас

У него быстро вращается и успокаивается стрелка, а его основание прозрачное. Кладем его на карту так, чтобы соединить одной из его продольной линией СТАРТ и ФИНИШ.


Можно и не линию эту искать, а просто соединить наши точки ребром плашки компаса


Важный момент! ФИНИШНАЯ точка должна располагаться НА КОНЦЕ компаса. Если мы соединим точки наоборот, то и отправимся потом в противоположную сторону.

Теперь нам надо сделать так, чтобы северная стрелка компаса показывала ровно на север на карте. Север у нас на наверху (за исключением карт выходов из московского метро…).

В этом нам поможет крутящаяся круглая штука - картушка компаса - и синие линии, начерченные сверху вниз на этой карте (магнитные меридианы).


Теперь можно карту убрать даже. Начинаем крутиться на месте с компасом/крутить карту вместе с компасом так, чтобы стрелка компаса показывала на север на картушке (на букву N).


Конечно, можно и не крутить картушку, и поставить стрелку компаса ориентированной на верхнюю границу карты на глазок, но края карты, параллельно которым должна встать стрелка, на границе поля зрения, и накопить отклонение легко. А а у нас еще ж есть магнитное склонение, местные магнитные аномалии, неточность карт, кривые руки, зрение и т. д., так что там, где можно избежать ошибки, лучше избежать.

Спортивный напальчный компас

Прикладывается к нашему Старту и финишу соответствующим образом. Компас уже сам немного похож на стрелку, и вопроса, где у него зад и перед, не возникает.




Побежали! Видно и направление по компасу, и карту разглядывать можно по ходу движения.

Военный компас

Военный он потому, что помимо деления круга на градусы, привычные со школы, этот компас имеет еще риски, делящие круг на 6400 делений. С помощью этого деления снайперы и артиллеристы могут быстро определить расстояние до цели, зная её габариты. Подробнее об этом можно прочитать, например, или загуглив «мера измерения углов тысячная».

Нас же интересует его гражданское применение и его визиры (лупа и крышка с прорезью и струной).

Сначала все точно также, как и со спортивным компасом: кладем его, соединяя точки СТАРТ и ФИНИШ, передом (крышкой) по направлению финишу.


Картушку тут крутить бесполезно, поэтому, надеясь только на наш глазомер, сразу начинаем вращаться так, чтобы северная стрелка указывала на север карты.

В принципе, и так уже ясно, куда идти: крышка компаса нам показывает направление. Но у нас же не обычный компас, а с наворотами! Запоминаем на всякий случай азимут на наш объект (265 градусов), потому что сейчас мы будем много двигать компас и все собьем. Поднимаем крышку со струной на 90°, а кронштейн с лупой приблизительно на 45°, так, чтобы в лупу было видно желтую риску и шкалы азимутов, а в прорезь со струной - объекты местности.



И подносим компас к лицу



Первое осознанное селфи

Видим мы примерно следующее


То есть мы видим одновременно: желтую риску, под которой крутится диск с указанием градусов (нам надо повернуться так, чтобы было 265), две прорези (на кронштейне с лупой и на крышке компаса), струну, натянутую посредине прорези в крышке (на фото из-за фокусировки не видна), и приметную березу, которая находится на одной линии со всем вышеперечисленным.

Потом компас можно убрать и спокойно идти к примеченному в прорези объекту. У объекта процедуру с прикладыванием компаса к лицу повторить (тут надо не забыть про наши 265 градусов) и так далее, пока не придем куда надо.

Конкретно этот компас, что у меня, очень медленный, не рекомендую его для спортивного ориентирования и вообще, если вам важна скорость.

Обычный компас без наворотов

Вот как выглядит экран с ним (пользоваться компасом надо в горизонтальном положении прибора)

Умный прибор сразу пишет мне что его передняя часть направлена по магнитному азимуту 309 градусов.

А если я включу навигацию на какую-то точку, то появится стрелка, показывающая направление на мою цель

Мне надо повернуть немного налево чтобы моя цель оказалась прямо передо мной.

Практически любой современный смартфон оборудован компасом - надо только поставить приложение. Одно из самых простых GPS Status & Toolbox . А вот например экран компаса в приложении Locus .

Ввиду того, что на компас в электронике электромагнитное излучение оказывает особое влияние, для корректной работы компасов в таких приборах надо проводить их калибровку, причем чем чаще, тем лучше. В продукции Garmin надо в меню компаса выбрать пункт «Калибровать компас» и следовать инструкциям на экране (Программа покажет как покрутить прибор в разных плоскостях). Чтобы откалибровать компас на Android, надо или так же выбрать соответствующий пункт в меню приложения, или, если он отсутствует, запустить компас, а потом делать телефоном вот такие движения .

Помня о надежности и обычных компасов, не храните их вблизи с железными вещами, сильными магнитами (есть в динамиках например) и подольше от других компасов.

ЧТобы освоить на практике процедуру навигации с компасом советую поучаствовать в соревнованиях по спортивному ориентированию. Например в Мосмеридиане .

Вот, пожалуй, и всё для тех, кто хотел узнать, какие компасы бывают, и научиться работать с ними.

PS: для диванных выживальщиков и теоретиков, ваяющих презентации в клубах спортивного туризма: теоретического бреда про построение дирекционных углов на не будет. Кроме как на зачете по военной топографии мне это ни разу в жизни не пригодилось. Вам пригодилось? Реальный случай описываем в комментах.

PPS: Пока писал эту статью, пришла идея написать пост о способах нахождения сторон света без компаса и развеять пару устойчивых мифов. Будет.

Присоединиться к моим походам можно через группу во Вконтакте.

Почему-то в обществе считается, что рыбаками, грибниками, ягодниками и просто любителями дальних путешествий становятся только мужчины. Что за неравенство такое!? Разве мы, дамы, чем-то хуже, или слабее? Или нам не хочется хотя бы на пару дней сбежать от всех этих кастрюль и , стиральных машин и утюгов, и свекровиных нравоучений? Всё, решено, в ближайший же отпуск отправляемся в поход. Надо только вспомнить, как правильно пользоваться компасом, или заново этому научиться, и в путь. Что же, за дело!

Зачем нужен компас, и из чего он состоит?

Понятное дело, чтобы не заблудиться в походе, об этом нам ещё в школе говорили. Если же кто подзабыл, то состоит наш магнитный путеводитель из колбы, красной и синей магнитной стрелки, надетой на шпиль и тормоза – рычажка, фиксирующего стрелку. Сверху колба закрыта стеклом, а по самому краю окружности верхней стенки колбы размещены цифры, указывающие градус отклонения. Его ещё называют азимутом.

Русская буква «С», или английская «n», или цифра ноль на компасе, куда указывает синяя стрелка – это север. А место с русской буквой "Ю", английской «z», или числом 180, куда показывает красная стрелка компаса, это юг. Соответственно проведённая перпендикулярно линия будет указывать на запад слева и на восток справа. Вот и вся хитрость относительно состава и направления стрелок компаса, теперь переходим к практическому занятию, то есть к ориентированию на местности.

Как научиться правильно пользоваться компасом?

Первым делом, находясь ещё дома, следует проверить компас на работоспособность. Делается это так. Положите прибор на ровную поверхность, подождите, пока перестанут колебаться его стрелки, и заметьте цифру фиксации. Затем к боковой стенке колбы поднесите что-нибудь металлическое, чтобы снова привести стрелки в движение. Как только это случилось, быстро уберите железный предмет и снова дождитесь фиксации стрелок. Если цифра, на которую указывают стрелки и в первом, и во втором случаи те же самые, то можно отправляться в поход. Если между первой и второй фиксацией стрелок есть хоть малейшее расхождение, идём в магазин за новым компасом.

Допустим, что наш компас исправен, и отправляемся к знакомому лесопарку или рощице. Выбирать для первой тренировки незнакомую местность не стоит, дабы не разочароваться и не бросить всё, так и не начав. Ведь вы же не хотите заблудиться и жить со стойким отвращением к походам на всю оставшуюся жизнь?

Итак, во-первых, как говорят опытные путешественники, нам надо «привязаться» к отправной точке. И точка эта должна быть весьма обширной и узнаваемой. Например, автострада, большая река, линия электропередач, протяжённая просека. Так вы всегда сможете легко вернуться назад, даже если слегка и отклонитесь от первоначального маршрута.

Допустим, что выбранная точка привязки – автострада. Слегка, на несколько шагов отойдите от неё в ту сторону, в которую наметили идти, и повернитесь к шоссе лицом. Причём встаньте так, чтобы желаемый путь и автострада были примерно перпендикулярны друг другу. Теперь медленно поворачивайте прибор до тех пор, пока направление стрелок компаса не совпадёт с направлением «север – юг». Внимание, держать компас при этом следует строго горизонтально, чтобы стрелки не цеплялись за дно или стекло колбы. Для пущей верности его можно положить на пенёк или прямо на землю.

Далее берём линейку, или карандаш, или валяющуюся поблизости прямую палочку и проводим прямую линию через центр компаса в сторону вашего возврата, то есть в сторону шоссе, и запоминаем цифру, на которую укажет конец палочки или линейки. Это и будет направление, по которому вы вернётесь домой. А та цифра, на которую укажет конец палочки, противоположный возвратному, и будет тот маршрут, которого вам следует придерживаться, углубляясь в лес. Не забывайте, отсчёт идёт от ноля или буквы «с» по ходу часовой стрелки. А то, куда указывает красная стрелка компаса, это юг и число 180.

Нагулявшись по лесу и собравшись назад, возьмите компас так, чтобы линия, проведённая через центр прибора и цифру возврата, указывала направление прямо вперёд. Представьте, что это направление начинается из центра вашего тела, и бьёт вдаль нескончаемым прямым лучом. Найдя такое положение, медленно поворачивайтесь вокруг своей оси, пока синяя стрелка не укажет на цифру 0 или букву «с». Как только это произошло, знайте, вы стоите лицом в ту сторону, куда надо идти.

Вот и вся премудрость, как научиться правильно пользоваться компасом, доброго вам пути и радужных впечатлений от похода.

Кто не видел компас? Небольшая такая вещица, похожая на часы с одной стрелкой. Крутишь ее, вертишь, а стрелка упрямо разворачивается в одну сторону. Стрелка компаса представляет собой магнит, свободно вращающийся на игле. Принцип действия магнитного компаса основан на притяжении-отталкивании двух магнитов. Противоположные полюса магнитов притягиваются, одноименные - отталкиваются. Наша планета также является таким магнитом. Сила его невелика, ее недостаточно, что бы проявиться на тяжелом магните. Однако легкая стрелка компаса, уравновешенная на игле поворачивается и под влиянием небольшого магнитного поля.

спортивный компас

Что бы стрелка компаса не болталась, а четко показывала направление вне зависимости от тряски, она должна быть достаточно сильно намагничена. В спортивных компасах колбу со стрелкой заливают жидкостью. Неагрессивной для пластмассовых и металлических частей, не замерзающей при зимних температурах. Пузырек воздуха, оставленный в колбе, несет в себе функции указателя уровня, для ориентации компаса в горизонтальной плоскости.


Первенство в изучении магнитного поля Земли принадлежит английскому ученому Уильяму Гильберту. В своей книге «О магните, магнитных телах и большом магните - Земле», изданной в 1600 году он представил Землю в виде гигантского постоянного магнита, ось которого не совпадает с осью вращения Земли. Угол между осью вращения и магнитной осью называют магнитным склонением.

В результате такого несовпадения, говорить, что стрелка компаса всегда указывает на север, не совсем верно. Она указывает на точку, находящуюся на расстоянии в 2100 км от северного полюса, на острове Соммерсет (его координаты 75°,6 с. ш., 101° з. д. - данные на 1965 г.) Магнитные полюса Земли медленно дрейфуют. Кроме такой ошибки в направлении стрелки (будем называть ее систематической), нельзя также забывать о других причинах неправильной работы компаса:

  • Металлические предметы или магниты, находящиеся вблизи компаса отклоняют его стрелку
  • Электронные приборы, являющиеся источниками электромагнитных полей
  • Залежи полезных ископаемых - металлических руд
  • Магнитные бури, происходящие в годы сильной активности солнца, искажают магнитное поле Земли.

А теперь, попробуйте ответить на вопросы для сообразительных:

А пока Вы размышляете, приведу несколько интересных фактов о магнитном поле Земли.

Оказывается, оно ослабевает примерно на 0,5% каждые 10 лет. По различным подсчетам, оно исчезнет через 1-2 тысячи лет. Предполагается, что в этот момент будет происходить переполюсовка магнита - Земли. После чего поле снова начнет нарастать, но северный и южный магнитный полюса поменяются местами. Считается, что такое с нашей планетой происходило уже огромное количество раз.

Оказывается, что перелетные птицы также ориентируются "по компасу", точнее, магнитное поле Земли служит им ориентиром. Недавно ученые узнали, что у птиц в области глаз располагается маленький магнитный "компас" - крохотное тканевое поле, в котором расположены кристаллы магнетита, обладающие способностью намагничиваться в магнитном поле.

Простейший компас можно изготовить самостоятельно. Для этого надо оставить рядом с магнитом швейную иглу на несколько дней. После этого игла намагнитится. Смочив ее жиром или маслом, аккуратно опустите иглу на поверхность налитой в чашку воды. Жир не даст ей утонуть, и игла развернется с севера на юг (ну или наоборот:).

Впечатлились? Вот теперь, можете проверить свои ответы на вопросы:

  • Как вы думаете, куда будет указывать стрелка компаса, если Вы находитесь между северным географическим полюсом и северным магнитным полюсом?
    - Северный конец стрелки будет показывать.. на юг, а южный - на север!
  • Куда показывает стрелка, когда компас находится в районе магнитного полюса?
    - оказывается, стрелка, подвешенная на нити в районе магнитного полюса стремится развернуться... вниз, вдоль магнитных линий Земли!
  • Если, руководствуясь компасом очень долго идти все время строго на северо-восток, то куда придешь?
    - придешь на северный магнитный полюс! Попробуйте проследить свой путь на глобусе, очень интересный маршрут получается.


а так мог выглядеть морской компас на корабле Колумба

Очень многие искренне убеждены, что стрелка компаса направлена строго на север. И хоть это далеко не так, при помощи компаса можно с очень высокой точностью определять направления и на суше, и на море. Какие поправки требуется вносить в его показания? Чем вызвана такая необходимость? Что такое «магнитное склонение» и «девиация»? Об этих на первый взгляд загадочных, но, в общем-то, не таких уж сложных вещах и пойдет речь в сегодняшней беседе.

С тех пор, как люди обнаружили свойство предметов из магнитного железняка устанавливаться определенным образом в магнитном поле Земли, конструкция компаса прошла длинный путь. Мореплаватели, по достоинству оценившие преимущества этого навигационного инструмента, сразу столкнулись с рядом сложностей, затруднявших его использование в открытом море – прежде всего вызываемых качкой.

Много веков тому назад появились конструкции, в которых для уменьшения ее влияния магнитная стрелка подвешивалась на нити, устанавливалась на кончике вертикальной иглы или плавала в жидкости, прикрепленная к поплавку.

Значительные усовершенствования, которые дошли до наших дней, внесли в конструкцию компаса итальянцы. Семь веков назад изобретатель из Неаполя Флавио Джой соединил магнитную стрелку с диском, создав компасную картушку, что повысило точность отсчетов. Другой итальянский умелец, Джероламо Кардано, предложил крепление, снижавшее влияние качки и получившее название «карданов подвес».

(Кстати, Кардано был больше известен современникам как мастер-каретник, а изобретенный им шарнир с двумя степенями свободы изначально предназначался для уменьшения «качки» конного экипажа на ухабистой дороге – но это так, к слову). Для более удобного и точного определения компасных направлений и направления ветра, а иногда и течения, картушку стали делить на румбы – от греческого «ромбос», что означает как некий вращающийся предмет вроде юлы или волчка, так и ромб. От восьми румбов постепенно пришли к делению горизонта на 32 румба.

Направления на север (N, норд), юг (S, зюйд), восток (O, ост) и запад (W, вест) назвали главными. Ровно посередине между главными располагаются четвертные румбы (например, северо-запад – NW), а между главными и четвертными – румбы трехбуквенные (скажем, юго – юго – запад – SSW, восток-северо-восток – ONO). Кроме того, между главными и четвертными румбами находятся 16 промежуточных.

Название промежуточного румба образуется из названия ближайшего главного или четвертного, приставки «тэн» («ten», пишется только буква «t»), что означает предлог «к», и названия главного румба, в сторону которого уклонен этот промежуточный румб – например, SWtW, OtN. Иногда вместо голландского предлога «ten» используется английский «by».

С появлением на судах механических двигателей, увеличением скоростей и размеров судов потребовалось более точное определение направлений в море, и картушку компаса стали делить на 360 градусов. Система деления горизонта, при которой направления отсчитываются от направления на север по часовой стрелке от 0 до 360, называется круговой.

Угол между двумя смежными румбами, который также называется румбом, равен 11.25°, т.е. углы и направления с помощью градусной круговой системы измеряются с большей точностью. Но румбовая система и сегодня используется для обозначения направлений ветра и течения, исходя из правила «ветер дует в компас, течение идет из компаса», а также для удовлетворения романтических потребностей человека в нашем перенасыщенном цифрами мире.

(Дополнительно расшифруем: к примеру, юго-восточный ветер дует с юго-востока, а при северо-западном течении вода движется на северо-запад; как это ни парадоксально, но в данном случае их реальные направления полностью совпадают).

Таким образом, современный магнитный компас (говоря о «морском» компасе, принято делать ударение на втором слоге), с помощью которого управляют судном и определяют пеленги на береговые ориентиры, стал итогом длительного развития. Совершенствование его конструкции привело к появлению нескольких типов приборов, применяемых в том числе и на малых судах.

Это, прежде всего, путевой компас, предназначенный для удержания судна на заданном курсе; компас для взятия пеленгов (т.е. для измерения угла между направлением на северный полюс и направлением на интересующий нас объект); компас в комплекте авторулевого или радиопеленгатора. Последний тип устройства обслуживается специалистами, поэтому поговорим о первых двух.

Общим для их конструкции является следующее. Корпус, или котелок компаса, выполнен из немагнитного металла или пластмассы; роль стрелки играет уже упомянутая картушка, на которой закреплены магниты обычно несколько пар. Котелок заполнен специальной незамерзающей жидкостью. Это может быть раствор спирта (практически «водочной» концентрации в пределах 39–43%), лигроин или кремнийорганическая жидкость. Она поддерживает на плаву компасную картушку (которая при этом вращается вокруг остроконечной шпильки) и гасит ее колебания, повышая точность отсчета.

По окружности картушки нанесена градусная шкала, нередко дополненная румбовой (рис. 1). В зависимости от диаметра картушки, а иными словами, «калибра» компаса, указываемого либо в миллиметрах, либо дюймах, цена одного деления 360-градусной шкалы может быть разной – от 1° на картушке 127-миллиметрового компаса до 5° на картушках небольших компасов.

Таким образом, чем больше «калибр», тем более точные показания можно снять с компаса. О специфике его выбора для маломерного судна поговорим в следующих публикациях, здесь же ограничимся тем, что во многих случаях более чем достаточно 75-миллиметровой картушки, как на типовых шлюпочных компасах (рис. 2).

Что дает нам расположение градусной шкалы на картушке, а не на корпусе? На судне, подвижном плавучем сооружении, началом отсчета в определении направлений является диаметральная плоскость судна – ДП. Курс судна – это угол между нордовой частью меридиана (направлением на север) и направлением в нос по ДП.

Используя на яхте туристский компас, у которого обычная стрелка укажет нам север, а деления градусов нанесены на корпус, возрастая от нуля по часовой стрелке, мы определим курс лишь после пересчета данных, да и то с некоторой погрешностью. Такой компас, установленный на судне, будет вращаться вместе с судном и шкалой (рис. 3, б).

Морской компас позволяет получать непосредственно отсчет курса по делениям на картушке, расположенным у курсовой черты. Картушка в принципе неподвижна относительно меридиана, а курсовая черта жестко связана с положением ДП судна – значит, можно без всяких пересчетов сразу получить курс (рис. 3, а).

Конструкция магнитного путевого компаса обычно предполагает установку в кардановом подвесе, сохраняющем горизонтальность картушки при крене и качке (рис. 4). На крупных «пароходах» такой компас установлен в специальной тумбе – нактоузе, но на маломерных судах подобная роскошь недоступна из-за дефицита пространства. Поэтому его либо ставят на горизонтальную панель перед штурвалом, либо врезают в вертикальную переборку, либо подвешивают под потолок в верхней части лобового стекла рубки.

Компасы малых судов, как правило, имеют относительно небольшой «калибр» и вообще довольно компактны. Вместо старого доброго «карданова подвеса» их производители нередко обходятся иными средствами, позволяющими картушке сохранять горизонтальное положение при значительных углах крена и дифферента. Так, наиболее распространенным вариантом является «плавающая» в специальной жидкости полусферическая картушка, отцентрованная остроконечной шпилькой и размещенная в «котелке» в виде прозрачного шарика или под прозрачным полукруглым колпаком (рис. 5).

Для пеленгования на маломерных судах используются компасы с установленными на них пеленгаторами, расположенные так, чтобы препятствий для обзора было как можно меньше, а также ручные компас-пеленгаторы или бинокли с встроенными компасами (рис. 6). При этом под пеленгуемым объектом читается обратный компасный пеленг, т. е. компасное направление, под которым судно видно с объекта.

Это позволяет, найдя на карте этот ориентир, провести от него линию под углом, снятым с пеленгатора. Где-то на этой линии и находится судно. Если взять пеленг еще на один обозначенный на карте ориентир, то на пересечении нанесенных на карту обратных компасных пеленгов и окажется наше место (рис. 7). Разумеется, для большей уверенности пеленгов должно быть более двух.


В теории все выглядит достаточно гладко, но на практике возникают кое -какие сложности, и отсюда переходим к загадочному для многих слову «девиация». Герои бессмертного произведения Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» пережили крайне опасные приключения в результате действий злоумышленника и незнания магнитно-компасного дела.

Подложив в нактоуз железный брусок, коварный Негоро внес нужное ему искажение в показания компаса, отчего шхуна «Пилигрим» отклонилась от расчетного курса на четыре румба к югу и вместо Южной Америки оказалась у берегов Африки. (Кстати, если бы умения этого персонажа направить в мирное русло и переквалифицировать его из бандитов в девиаторы, то исправившийся негодяй заработал бы куда больше денег – эта редкая профессия ценилась в те далекие времена дороже золота, да и теперь пользуется большим уважением).

Короче говоря, на стрелку судового компаса, кроме магнитного поля Земли, действует также магнитное поле, создаваемое судовым железом. А железо делится в магнитном отношении на «жесткое» и «мягкое». Жесткое железо, намагнитившись в магнитном поле Земли, сохраняет свое поле, а мягкое перемагничивается при изменении создавшего его поля.

Поэтому силы судового магнетизма изменяются по различным законам. Одни из них действуют постоянно, другие изменяются с изменением курса, широты, крена. В результате магнитная стрелка в месте установки компаса располагается не вдоль магнитного меридиана, а составляет с меридианом угол, называемый девиацией.

Девиация незначительна на маломерных судах из немагнитных материалов, но на магнитоемких корпусах может достигать таких величин, что магнитное поле Земли будет полностью компенсироваться собственным полем судна, отчего картушка компаса оказывается в состоянии безразличного равновесия – попросту мотается «туда-сюда» под влиянием чего угодно, но только не магнитного поля Земли. В результате пользоваться компасом становится невозможно.


Для уменьшения девиации в месте, где установлен морской компас, он снабжается так называемым девиационным прибором, компенсирующим магнитное поле судна при помощи системы магнитов и железных брусков, положение которых можно точно подобрать, используя резьбовые верньеры.

Задача вроде бы проста – при помощи подобного устройства (которое нередко имеется даже на самых простеньких «сувенирных» компасах) надо максимально близко «подогнать» стрелку или картушку к положению магнитного полюса Земли, но не будем забывать, что «мягкое» судовое железо при смене курса (или же, проще говоря, повороте штурвала) каждый раз перемагничивается, сбивая предыдущие показания…

В общем, полностью уничтожить это влияние невозможно, поэтому после проведения работ по его уничтожению составляется таблица остаточной девиации, в которой подробно расписаны поправки к показаниям компаса на тех или иных курсах. При помощи такой таблицы можно переходить от компасного к магнитному курсу (пеленгу) и наоборот. (О том, как свести девиацию к минимуму, подробнее поговорим в следующей публикации).

Итак, чем магнитный курс (пеленг) отличается от компасного? Теоретически стрелка компаса должна указывать на магнитный полюс, но на практике из-за влияния девиации судна стрелка указывает на полюс компасный. Исправляя компасное направление поправкой на девиацию, мы получаем магнитное направление. Но и тут нас ждут подвохи! Все было бы куда проще, если бы в какой-то точке земного шара был установлен мощный магнит, притягивающий к себе компасные стрелки.

Однако таких «магнитов», во – первых, очень много, а во-вторых, самый мощный из них не стоит на месте. Магнитное направление на северный магнитный полюс часто не совпадает с направлением на географический полюс. Это отклонение от меридиана называется магнитным склонением. Склонение считается положительным, если северный конец магнитной стрелки отклонен от истинного меридиана к востоку; если же к западу, то отрицательным. В соответствии с этим положительному склонению приписывают «остовое» наименование, а отрицательному – «вестовое».

Уже во времена Колумба было замечено отклонение магнитной стрелки от направления на Северный географический полюс, однако доверие компасу было столь велико, что, обнаружив отклонение стрелки от направления на Полярную звезду, Колумб усомнился в постоянстве Полярной звезды. Тем не менее магнитометрические исследования показали, что склонение действительно существует, и в разных географических пунктах Земли его величина может значительно различаться, принимая значения от 0° до ±180°.

Более того, обнаружилось, что склонение постоянно изменяется и в каждом отдельно взятом районе. В любимом моряками Лондоне, к примеру, достигнув за некоторое время максимума 11°Ost, оно стало уменьшаться и, перейдя через нуль, вновь стало увеличиваться вплоть до 1820 г., когда наступил максимум – 24°W.

Данные как о величине, так и о ежегодном изменении склонения приводятся на навигационных картах (рис. 8). По этим данным находится поправка на год фактического плавания. Но, кроме того, существуют локальные зоны магнитных аномалий, где склонение может очень отличаться от склонения соседних районов.

Магнитные аномалии на картах обводят сплошной жирной чертой, внутри района указывают возможные колебания магнитного склонения. Если границы района определены недостоверно, то они указываются пунктиром. Отдельные аномальные точки склонения обозначают звездочкой с указанием наименования и значения склонения.

Таким образом, для получения истинных направлений, отсчитываемых от направления на Северный полюс при помощи компаса, установленного на судне, его показания надо исправить общей поправкой, являющейся алгебраической суммой склонения и девиации (рис. 9).

Впрочем, помимо относительно медленных процессов, подвластных расчетам, магнитное поле Земли способно и неожиданно «взбрыкнуть» – в частности, оно может изменяться под влиянием магнитных бурь, вызванных деятельностью Солнца.

Это знали еще поморы-архангелогородцы, говоря, что во время сильных северных сияний «матка дурит» – т.е. магнитная стрелка компаса ведет себя беспокойно, становясь неустойчивой. В заключение – кое-что о полюсах. Мореплавателям и путешественникам эпохи Великих географических открытий, можно сказать, повезло – магнитный и географический полюса располагались достаточно близко один к другому, что позволяло поначалу считать, что стрелка компаса действительно указывает на север.

Но по мере накопления знаний о земном магнетизме было обнаружено, что магнитные полюса не совпадают с географическими и постоянно перемещаются по поверхности Земли! Длительное время северный магнитный полюс медленно двигался на север. Однако примерно тридцать лет назад скорость его перемещения возросла примерно в четыре раза. Каждый день он описывает эллипсы и, кроме того, смещается в северном и северо – западном направлении со средней скоростью от 10 до 20 км в год, поэтому любые его координаты являются временными и неточными.

Северный магнитный полюс Земли перемещается из Северной Америки такими темпами, что может оказаться в Сибири уже через 400 лет, а по некоторым расчетам даже раньше. При этом он на некоторое время почти совместится с Северным географическим полюсом. За последнее тысячелетие полюс перемещался в основном между Канадой и Сибирью, однако иногда двигался и в других направлениях, а за предыдущие миллионы лет, как выяснили палеомагнитологи, современный северный магнитный полюс побывал практически во всех районах Земли.

Южный магнитный полюс находится в антарктическом море Дюрвиля. В феврале 2005 г. яхта «Апостол Андрей» под командованием хорошо известного читателям «КиЯ» Николая Литау во время антарктического плавания прошла южнее южного магнитного полюса, оказавшись между двумя южными полюсами – географическим и магнитным.

Когда люди впервые достигли южного магнитного полюса, он находился на суше, в глубине Антарктиды. Сегодня он движется со скоростью около 2 м/ч и по прогнозам ученого-магнитолога Н.Медведева примерно через 850 лет доберется до Новой Гвинеи. Но и это не все. Магнитное поле Земли может предложить сюжет для блокбастера покруче «Армагеддона». Палеомагнитные исследования выявили в прошлом неопровержимые свидетельства неоднократных инверсий геомагнитного поля, при которых южный магнитный полюс становится северным, и наоборот. И происходит это, по некоторым данным, с периодом около 250 тыс. лет.

Однако с прошлого такого «переворота» прошло около 750 тыс. лет, так что очередной уже заметно запаздывает. Ученые сообщают, что с магнитным полем Земли последнее время происходят необъяснимые вещи, что может быть признаком начала смены полярности. Но, прежде чем южный магнитный полюс станет северным, а северный южным, они оба на некоторое время исчезнут, и Земля лишится магнитного поля, защищающего ее от космических частиц. Мнения специалистов по поводу возможных последствий расходятся, но существуют и весьма мрачные прогнозы.

Не остаются на местах и географические полюса. Установлено, что земная ось смещается, и Северный полюс отдаляется от нас примерно по семьдесят пятому меридиану в сторону Лабрадора. А значит, экватор медленно, но верно приближается к нам. Правда, всего на пару километров в год. Пустячок, а приятно!

Так уж вышло, что нынешняя беседа получилась у нас скорее «познавательно-теоретической». О том, как применить полученные знания на практике – как выбрать подходящий компас для небольшой прогулочной лодки, как правильно его установить, как оценить девиацию и т.д. – читайте в следующих публикациях.

Статьи по теме: