Xcom 2 war of the chosen изменения. Обзор XCOM2: War of the Chosen — глобальное обновление. Партизаны или террористы

Вы прошли XCOM 2 на самой высокой сложности и поплясали на могилках инопланетных болванчиков? Вы включали запрещающий перезапускать миссии режим, чтобы получить хоть какой-то челлендж, но всё равно справились с игрой без особых проблем? Что ж, авторы отметили ваши успехи и сделали всё возможное, чтобы посмеяться последними. War of the Chosen - проект, с размаху бьющий серпом снизу в тот момент, когда вы меньше всего этого ждёте. Те, кого не сильно напрягало происходящее в оригинальной XCOM 2, побоятся включать этот интегрированный в основную игру аддон. Он делает больно каждую минуту. Будто дворовый хулиган, он наносит удары точно в голову, а вам только и остаётся, что прикрывать её руками без мяса на хрупких костях.

А если без метафор, то XCOM 2: War of the Chosen - это увеличение оригинальной XCOM 2 в полтора раза. Изменения коснулись практически всех элементов игры. Взять хотя бы сюжет: у нас было спасение главного героя в начале и разборка со Старейшинами под конец. Теперь повествование проявляет себя куда чаще, добавляя неожиданные повороты. Изначально авторы пытались превратить землян в загнанных зверей, страдающих от оккупации и неспособных дать отпор, тогда как по факту горстка сопротивленцев без усилий отбросила окопавшегося врага. War of the Chosen говорит, мол, так дело не пойдёт, и вводит в повествование новые переменные - различных по умениям и характеру вражеских героев. За избавление от Сопротивления этим инопланетянам обещана ни много ни мало сама Земля. Они, разумеется, жадно цепляются за невероятную возможность и готовы грызть глотки за такую честь.

Враги проявляют себя по-разному. Могут без предупреждения появиться во время выполнения любой миссии и тем самым увеличить неслабый перевес в сторону врага. Ещё они могут узнать, где находится ваш корабль на глобальной карте, и сбить его. Вдобавок они не затыкаются, стремясь вас деморализировать. Их издевательские, ехидные сообщения и обещания жестокой погибели - своеобразный вид искусства. Попробуйте нешаблонно пожелать врагу смерти полсотни раз и не повторится.

На радость игрокам, авторы подсократили генералам противника напористость и интеллект. Просто представьте, что на карте есть враги, бегающие на огромные расстояния или бьющие пси-энергией на сверхдальние дистанции. Теперь представьте, что у них есть сокращающие обзор дымовые шашки и атаки, сносящие две трети, а то и больше жизни за один удар, после чего недруг может преспокойно отступить, стать невидимым и пропасть с ваших радаров. Ужасно? А то как же! Но для соблюдения баланса пришельцы ограничены в своих действиях. Например, после первой атаки они не будут добивать раненого, предпочтя вторым ударом снести здоровье уже другому, более здоровому бойцу сопротивления. Авторы обосновали это сюжетом: генерал бьёт исподтишка, оглушая жертву, и если вовремя не привести её в чувство, гадский босс утащит её на опыты и допросы. Результат отчасти предсказуем, а значит, допускать подобного нельзя.

Отвечать на действия супостата придётся силами новых боевых подразделений. Помимо «икскомовцев» на Земле орудуют независимые группировки - их первым делом надо собрать, а потом заставить воевать под началом единого командира. Тут вам и изгои-псайкеры, и снайперы-ассасины, и инопланетяне, что переметнулись на сторону людей, избавившись от влияния Старейшин. Персонажей немного, но на поле брани каждый стоит как минимум трёх обычных солдат. Например, Жнецы, которые снайперы, помимо неплохих показателей дальней стрельбы и способности открывать огонь после пробежки, обладают особой маскировкой, которая не спадает, даже если тактическая стадия закончилась, и враг знает о присутствии бойцов сопротивления.

А вот страдать от последствий сброса на Землю бомб с биологической начинкой будут обе воюющие стороны. В мегаполисах планеты ныне обитают новые представители осовремененной XCOM 2 - зомби. Поражённые оружием пришельцев люди мутировали, утратили разум и нападают на живых. Быстрые, многочисленные, на вид омерзительные, как и полагается современным киношным мертвякам. Правда, серьёзной опасности они не представляют из-за новой боевой механики. Принцип следующий: убиваете зомби одним выстрелом, и вам не засчитывают потраченное очко действия. Поэтому можете смело валить нежить в радиусе поражения, пока в обойме есть патроны, а после перезарядиться и атаковать снова. На тактической стадии подход тоже будет иным. Монстры ориентируется не только на визуальное нахождение врага, но и на слух. Если вы, пробираясь по старым зданиям, будете шуметь, бить окна и стрелять, зомби моментально узнают о вашем присутствии и сбегутся посмотреть, кто там пытается стащить из разрушенного супермаркета последний сладкий рулет.

Теперь давайте сосчитаем конечности, которые вам понадобятся, чтобы успешно вести войну на всех фронтах. Одной рукой воруем припасы, совершая налёты на базы и лагеря противников. Второй рукой устраиваем мощные атаки на лаборатории «Адвента», чтобы предотвратить строительство проекта «Аватар». Левой ногой отбиваемся от инопланетян-генералов, не давая воровать наших солдат и узнавать, где летает наш пепелац, попутно разыскивая крепости могучих гадов, чтобы наконец-то их добить. Правой ногой объединяем группировки, отправляемся на их сюжетные и рандомные здания, разруливаем внутренние конфликты и собираем единую армию. Конечности закончились, а ведь ещё придётся заниматься разбором приказов для каждой фракции (раз в месяц они дают неслабые бонусы), отправлять бойцов на случайные задания и предотвращать зомби-апокалипсис.

Как за всем уследить и всюду успеть? Правильный ответ - никак. XCOM 2: War of the Chosen - игра на шахматном поле из двухсот с лишним клеток, но играть можно только за одну хромую лошадь. Фронт - везде и нигде, союзники всюду, но их чудовищно мало, а война набирает обороты, сыплет графиками, зловещими красными шкалами, предупреждениями с сотней-другой событий, которые ни в коем случае нельзя игнорировать, и перечнем битв, где ни в коем случае нельзя проиграть.

После каждого боя следует расслабиться и отдохнуть. Для этого появился небоевой режим-конструктор. Авторы помнят о том, без чего ни одна уважающая себя война не ведётся и не выигрывается: пафос и пропаганда. Теперь в наличии редактор мотивирующих плакатов, создаваемых автоматически либо под вашим чутким руководством. Любая победа, любое событие, будь оно радостным или трагичным, обязательно превращаются в постер с вашими бойцами, а готовый макет появляется повсюду в мире XCOM 2. Прошли миссию? Сделаете мотивирующий плакат, и пусть все узнают, что победа близка! Умер боец? Делаем агитку в стиле «Любим, помним, не простим!».

Ещё бывает так, что ваши солдаты после нескольких совместных сражений становятся настоящими боевыми братьями. Порой это даже забавно, ведь уровень братских отношений можно поднять, просто спаивая бойцов в местном баре. Как только их отношения максимально окрепнут, они получат особые умения в бою, из чего тоже можно сделать орудие пропаганды. Конечно, на геймплей плакаты никак не влияют, зато атмосферой войны помогают насладиться в полной мере.

Однако если вы думаете, что над War of the Chosen летают бабочки, а сама она благоухает свежестью и хвоей, лучше прихватите с собой освежитель воздуха. Студия Firaxis - творцы с большой буквы F, в смысле они действительно стараются добавить как можно больше нового уникального контента, пусть ради этого придётся полностью перебалансировать игру. Но с технической частью у них вечные проблемы. К XCOM 2 выходили дорогущие DLC, но патчи не правили оптимизацию - игра по-прежнему грела железо, будто черти в аду раскочегаривали печь для грешников. War of the Chosen убрала длительные загрузки, однако всё прочее осталось, пусть и не совсем понятно, на что тратятся мощности вашей машинки. Да, локации разрушаемые, но без графических изысков или оправдывающего подобную растрату ресурсов масштаба. Оптимизация, где ты, когда ты так нужна? В ответ тишина.

Если же быстрый и резкий износ оборудования продолжительностью от тридцати до сорока часов не является для вас ощутимой проблемой, то пройти прокачанный XCOM 2 вы просто обязаны. Если бесполезные классы, бесполезные мехи, бесполезные раскраски для армии, за которые авторы просили 850 рублей, не стоили и половины этих денег, то XCOM 2: War of the Chosen, который стоит всего на 500 рублей дороже, окупается уже в первые полчаса. XCOM 2 стал непредсказуемым, опасным, беспощадным и дарит новые ощущения даже закалённым в боях фронтовикам Земли.

Компания Firaxis продолжает славную традицию по выпуску объемных дополнений. DLC, в достаточно большом количестве вышедшие для XCOM 2 за полтора года после ее релиза, вполне ожидаемо не добавили в игру ничего, что сподвигло бы меня проходить ее снова. Нет, конечно, кто-то наверняка постоянно штурмует новые высоты в плане уровней сложности и получения самых редких достижений, но по-настоящему XCOM 2 изменилась лишь несколько дней назад – с выходом аддона War of the Chosen.

Теперь у нас есть три новых врага – те самые Избранные из названия игры, любой из которых может выскочить как черт из табакерки почти в любой случайной миссии. К счастью, высокомерные и весьма болтливые инопланетяне не кооперируются друг с другом или с тройкой уродов из Alien Hunters. Или же к сожалению… В любом случае, подлецов просто так убить нельзя: они обязательно будут возвращаться снова и снова, пока вы не возьмете штурмом их личные цитадели.

Злодеи получились любопытные, хотя на фоне «королевских» монстров они не выглядят особенно страшными. Одна из них предпочитает ближний бой, второй – псионик, третий же может стрелять из снайперской винтовки почти через всю карту. Другое дело, что он заранее указывает свою цель и зону поражения, так что если из нее убраться до конца хода, то ничего страшного он вам точно не сделает. И все они действуют примерно в таком ключе: вроде и солидные ребята с большим количеством сильных сторон (например, защита от взрывов) и малым – слабых, но некоторые их уловки уж слишком легко обходятся. Да и крепости их меня откровенно опечалили: все три боя с «боссами» проходили в похожих условиях и примерно по одному сценарию, разве что каждый следующий был чуть легче из-за того, что мои бойцы были опытнее и лучше экипированы. В том числе превосходным оружием уже побежденных Избранных.


Впрочем, игнорировать трио злодеев в любом случае не получится, потому что они вредят не только «в поле», но и на глобальной карте. Для противодействия им в игре появились три фракции Сопротивления, каждая из которых позволит выследить соответствующего «босса», выполнит специальные приказы (читай: одарит бонусами) и поделится собственными рекрутами, наделенными уникальными наборами умений, открываемых за специальные очки.

Жнецы, например, специалисты по скрытным операциям: они могут даже убить инопланетянина и все равно остаться замаскированными. Этот вопрос, правда, вполне в духе XCOM решается случайным образом, поэтому выстраивать на базе этой особенности тактику довольно опасно. Еще у нас есть перебежчики из «Адвента», которые по умолчанию стреляют два раза за ход, притягивают врагов к себе и т.п. Особенно забавной получилась группировка псиоников: эти после удара в ближнем бою получают дополнительное действие для того, чтобы убежать в укрытие. Вот бы рейнджерам так!


Теперь освободительная война ведется еще и на экране спецопераций, которые проходят без вашего участия, но сильно влияют на игровой процесс. Награды за успех бывают самые разные: повышение бойца в звании (отличный способ прокачки оперативников, засидевшихся на скамейке запасных), улучшение характеристики, ресурсы, найм новых сотрудников, снижение прогресса проекта «Аватар»… Того самого, из оригинальной XCOM 2: сюжетную-то линию дополнение не меняет. В общем, выгода от таких вылазок, которые проходят без участия игрока, очевидна.

Но возможны и осечки – тогда придется лично эвакуировать солдат (обычно – 2-3 человека) из зоны, в которую постоянно прибывают подкрепления противника. Это лишь один из нескольких новых типов заданий, появление которых оживило кампанию XCOM 2. Есть тут и операции по вызволению пленных бойцов из тюрем инопланетян, которые можно пройти без единого выстрела. Но больше всего разнообразия внесли не новые цели миссий и не оригинальные декорации: честно говоря, локации, состоящие исключительно из подземных тоннелей – сомнительное нововведение, потому как все подобные операции выглядят одинаково, а в окружении даже глазу не за что зацепиться. Нет, главные звезды дополнения после Избранных – странники.


В рядах инопланетян и их марионеток из «Адвента» тоже есть новобранцы: пехотинец-псионик, пехотинец-огнеметчик (советую добивать его издалека) и назойливое существо, которое умеет создавать копию вашего подопечного, одновременно выводя его из игры. Но все это не сказать, чтобы особенно необычно, а вот странники – совсем другое дело. Так называются похожие на зомби монстры, которые обитают в опустошенных захватчиками городах. Они выглядят как зомби, реагируют на происходящее на карте как зомби, атакуют только в ближнем бою как зомби и даже ходят преимущественно толпами. Как зомби. Но называются странниками.

Подвох в том, что эти твари в некоторых миссиях будут появляться в огромных количествах. Взорвали гранату? Странники услышат и прибегут. Устроили шумную перестрелку с «Адвентом»? Вот уже и орда странников выруливает из-за угла. Политических предпочтений у этих ребят нет в принципе, поэтому они с удовольствием бьют как ваших солдат, так и инопланетных. Еще один важный момент: если пристрелить «ходячего», то вы получите дополнительное действие. Сделано это, очевидно, для того, чтобы отряд мог расчищать забитые мертвяками улицы и здания, потому что странников тут бывает не просто много, а невероятно много. Жаль, что подкрепления у них появляются каким-то уж очень халтурным образом: иногда они возникают на ровном месте буквально из воздуха.


В целом, War of the Chosen вносит множество правок в XCOM 2, даром что далеко не каждую из них можно назвать важной. Скажем, дружеские отношения между оперативниками мне не кажутся особенно полезными. А вот усталость бойцов по-настоящему влияет на ход освобождения Земли, потому что любимчиков брать на каждое задание теперь едва ли получится. Или другая мелочь: помните акции устрашения несогласных? Теперь на некоторых из них мирных граждан бывает больше, но их прикрывают управляемые ИИ сопротивленцы. Вопреки всем ожиданиям, «пушечное мясо» на самом деле бывает довольно полезно.

И пускай даже краткое описание ключевых изменений, вносимых в оригинальную XCOM 2 дополнением, занимает пару страниц текста, War of the Chosen – это отличный, но все-таки аддон. С ним XCOM 2 разрастается вширь, но не в ввысь или, если угодно, вглубь. XCOM 2 – это постоянные миссии с таймерами. По ощущениям их стало меньше, но на деле даже на тех операциях, где нет счетчика ходов, вас будут подгонять, скажем, толпами странников. XCOM 2 – это забавные решения ИИ, из-за которых солдат пробежке по прямой линии порой предпочитает забраться на крышу соседнего здания, чтобы через пару метров спрыгнуть с нее. Или тяжелые механические враги, разрушающие объекты, которые им поручили патрулировать. XCOM 2 – это вездесущий генератор случайных чисел и очень малое количество сюжетных заданий. После победы над всеми Избранными вы кроме их вещичек ничего толком и не получите. Дескать, избавились от угрозы – и ладно.


Новые классы хороши, вот только лично я заканчивал кампанию с проверенными десятками часов битв солдатами, а не с представителями экзотических группировок. Пройти XCOM 2 еще раз было приятно: в стратегическом режиме забот значительно прибавилось, да и в сражениях появились новые переменные. Но у меня не было ощущения, что я запустил совершенно новую игру. Поймите меня правильно: отличный аддон и должен как следует раздвигать рамки привычного по оригинальной игре. Но – не более того. Лично мне отдельные особенности Enemy Within нравились намного больше Избранных или фракций сопротивления, но в целом War of the Chosen заметно масштабнее дополнения к первой XCOM. Кстати, сама XCOM 2 стала резвее, а загрузки занимают меньше времени. Чья это заслуга – патча, какого-то DLC или аддона? Не знаю. Мелочь, а приятно.

Джейк Соломон, творческий руководитель XCOM 2, прямо сказал, что War of the Chosen - это фактически ХСОМ 3. Собственно, любая другая студия уже бы сразу продавала этот контент-пак отдельной игрой. Но это Firaxis. Единственная причина, почему War of the Chosen сделали дополнением - это отсутствие нового направления. В первой ХСОМ мы были командующим глобальной организации, открыто защищалась от нападения пришельцев. ХСОМ 2 изменила расклад сил - мы теперь в подполье, база наша небольшая подвижная, ресурсов мало, и часы постоянно тикают, приближая Большой Пипец.

Перед началом полноценного обзора для любителей игр по проще, рекомендуем сайт mirigor.com. Прямо в браузере можно запускать легендарные , стратегии, квесты, спортивные и многие другие. Каждая игра не требует установки или загрузки – достаточно перейти по ссылке и выбрать понравившуюся и начать получать удовольствие от геймплея.

Обновленная кампания

Как и Enemy Within, дополнение полностью интегрированное в кампанию, поэтому придется начать восстание против власти пришельцев заново. Зато кампания имеет новый стартовый синематик и модификаторы, как это было в EW. Заметны различия в характеристиках бойцов, дополнительные препятствия и удвоенная продолжительность кампании. Но даже без модификаторов в War of the Chosen докинут к сюжетке еще 10-15 обязательных миссий (и соответственно несколько десятков промежуточных).

Избранные - это троица особенно сильных пришельцев, при создании которых разработчики вдохновлялись... Middle-Earth: Shadow of Mordor (славим солнце, после трех лет ожидания другие разработчики понемногу делают свои аналоги Nemesis!). Избранные случайно попадаться вам на протяжении всей кампании, и каждый раз реагируют в соответствии с течения ваших предыдущих столкновений. Более того, иногда они приобретают особые черты на один бой. Скажем, одного избранного вы сильно ранили мечом - так при следующей вашей встрече у него будет полная неуязвимость к ближнему бою.

Другие повстанческие фракции

Как оказалось, в этом мире вы не единственные повстанцы. Появление избранных заставило выйти на поверхность несколько новых группировок. И поскольку Убийца, Охотник и Колдун до конца игры имеют все шансы стать непреодолимыми соперниками для вас, самое время обзавестись союзниками в этой войне. Каждая из трех фракций имеет свои особенности, специализацию, мотивацию, мировоззрение... и так уж сложилось, что они терпеть друг друга не могут.

Жнецы - непревзойденные мастера стелса, которые поклоняются вору Гарретту и Сэму Фишеру (даже одеваются похоже). В отличие от стандартной "незаметности" вашего отряда, которая срывается с первым же выстрелом, Жнецы имеют специальный режим "тени". Он обнаруживает бойца не сразу, а постепенно - за это время ваш Жнец может заснайпиты несколько врагов и заложить мину-другой.

Пехоту армии оккупантов составляют гибриды людей и сектоидив, которые значительно быстрее, сильнее и выносливее оба вида. Впрочем, время в этих ХСОМвских урук-хаев воля настолько сильна, что мутация не способна вытереть человеческое сознание, поэтому они бегут из армии. Именно такие дезертиры сплотились и стали Боевиками.

А с храмовниками не все так просто. В их распоряжении есть только энергомечи с Halo и несколько псионичных трюков. Штука в том, что в начале боя они могут сравнительно мало - с каждым следующим ходом они накапливают очки "фокуса", которые будут давать доступ к всякий раз сильных умений. Если ваш храмовники проживет на поле боя достаточно долго, то он сможет отражать атаки (а со временем перенаправить их во врагов), призывать собственного боеспособного призрачного клона и даже накрывать весь экран мощным псионичным штормом.

Как видим, бойцы упомянутых группировок - непревзойденные в своей роли, дефолтные солдаты вашего отряда в принципе на подобные вещи не способны. И чтобы получить возможность завербовать себе хотя бы одного жнеца, боевика или храмовников, придется попотеть и наладить хорошие отношения отношения с фракцией. Для этого придется выполнять дополнительные миссии, на которые можно будет отправлять только двух-трех бойцов. Конечно, придется выбирать, кому предоставлять преимущество, однако если порвать свои штаны за 40 гривен, то можно будет подружиться с тремя фракциями время (за это дадут отдельную ачивки!)

Новая система развития бойцов

Жнецы Боевики и Храмовники - крутые, словно яйца, но система их развития отличается от обычных солдат. А все потому, что они получают умение не за повышение в звании (нет у них такого), а за специальные очки навыков. Здесь стоит начать издалека: отныне у каждого бойца (обычного или фракционного) появляется параметр "боевой интеллект", который типа как определяет, с какой скоростью ваш воин приобретает практические навыки в бою. Именно так, за сам факт боя вы ничего не приобретаете; вознаграждаются только грамотные тактические решения (обходите врага с фланга, занимаете высоту, используете слабые стороны определенного врага и т.д.). Больший показатель боевого интеллекта - больше очков развития вы получите в конце задачи.

Что интересно, все полученные очки не закреплены за конкретным бойцом, а идут в один общий пул. Они прежде всего нужны для улучшения фракционных воинов, однако если вам не нужна убермашина смерти в лице боевика, ниндзя-снайпер жнец или футуристический маг 120-го уровня, за эти очки можно развивать обычных воинов, разблокируя им оба умения определенного звания или вообще навыки совершенно другого класса.

Партизаны или террористы?

Когда вышла ванильная ХСОМ 2, мы грустили, что разработчики быстро сдались и не стали развивать тему терроризма. Мол, это не террористы, а однозначно хорошие и благородные повстанцы-освободители. И War of the Chosen пусть не полностью, но частично позволит нам взглянуть на глобальную ситуацию с другой стороны баррикад. Теперь после сюжетных миссий будут транслировать выпуски официальных новостей, где наши действия описывать с точки зрения коллаборациониста. Наконец хоть как-то игроку скажет, что он часто ставит мирное население под угрозу, наносит непоправимый ущерб городам и не является такой уж однозначно хорошей силой.

В ответ на это наша база будет иметь свою радиостанцию ​​и так же после каждого важного задания местный ди-джей ведет уже нашу пропаганду в нашу пользу. Казалось бы, мелочь, но изрядно приятно, что разработчики все же пытаются решить проблему однозначности мира ХСОМ и показать зубы.

Ну и теперь самое крутое - Фотобудка! После каждой миссии уцелевшие воины становятся в произвольных позах, и игра позволит вам сделать снимок победителей, который затем используется в качестве пропаганды для сопротивления. Но вы можете кастомизировать фоторежим: накладывать фильтры, текст, передвигать бойцов, менять позы и фоткаться в любое время на базе. А если ваши солдаты еще и побратались, то они будут иметь набор уникальных поз! Сделанные снимки игра не просто сохранит в отдельную папку, но и размещать на стенах зданий во время миссий (пропаганда же!). Черт, как же это прекрасно!

War of the Chosen – первое крупное дополнение для XCOM 2 , которое включает себя немало нововведений, сильно преображающих игру. Что стоит ожидать поклонникам серии, мы расскажем в этом обзоре.

Начнем мы с новых фракций. Сперва нам предстоит познакомиться со Жнецами, предпочитающими вести бой скрытно. Вторая – Заступники, вышедшие из под контроля солдаты Адвента. Третья – Храмовники, использующие пси-энергию.

Каждая фракция даст новые классы бойцов, которые от стандартных отличаются более разнообразной системой прокачки. От жнецов нам достанется снайпер, способный скрываться и передвигаться на дальние расстояния, что позволяет ему стать отличным разведчиком. Заступники дадут бойца, который может стрелять два раза, а также забираться на высокие места с помощью крюка. Храмовники поделятся бойцом, способным использовать пси-способности. Также все три новых класса пользуются своими уникальными видами оружия и брони.

На новых героях дело не ограничилось – фракции помогают вам и в развитии базы. Жнецы позволят собирать разведданные. Заступники ускорят строительство. Храмовники помогут в лечении раненых. Правда, чтобы пользоваться данными услугами, придется отказаться от других заданий на глобальной карте. Также появились секретные задания, которые ваши бойцы будут делать без вашего участия. Награды самые разные – от сбора материалов до снижения прогресса проекта «Аватар». Не обходятся эти задания без риска. Если не повезет, то придется в специальных миссиях вытаскивать ваших бойцов из передряг.

Пожалуй, главная фишка дополнения – новый вид врагов – Избранные. Всего их три, но каждый из них уникален и представляет из себя мини-босса с уникальными умениями. Один из них убийца, умеющий исчезать, другой - меткий стрелок, третий - мощный псионик. Причем каждый из них обладает своим характером. Это не просто бездушные болванчики, а полноценные персонажи, которые частенько будут с вами связываться, выдавая огромное количество разнообразных фраз.


Необычно сделаны и встречи с ними. Теперь, выполняя задания на территории одного из Избранных, вы рискуете встретиться с ним, в результате чего придется тратить силы и на него. Но победив его в бою, вы не избавитесь от него навсегда, а всего лишь отгоните. Также иногда они могут похищать ваших оглушенных бойцов, либо черпать из них информацию, что гораздо хуже.

Дело в том, что Избранные не просто появляются на поле боя – они постоянно вмешиваются в дела сопротивления и со временем приобретают новые способности. Но самое неприятное заключается в том, что они выведывают расположение вашей базы, что отображается в специальной шкале. И если она заполнится до конца, считайте, что вы проиграли.

Все это делает игру куда более напряженной. Мало того, что пришельцы занимаются проектом «Аватар», а миссии сыпятся с такой частотой, что ваши бойцы не успевают встать с больничной койки, так еще и Избранные ищут информацию о вас. Сначала вы познакомитесь с одним Избранным, но постепенно вы встретите и других, и каждый пытается раскрыть ваши тайны.


Чтобы избавиться от Избранного, придется выполнить ряд секретных заданий по поиску его логова, а после организовать нападение. Поначалу битва с Избранным в его цитадели впечатляет. Сначала мы пробираемся через охрану, а потом сражаемся с самим Избранным, бой с которым проходит в несколько этапов, на которых напряжение сильно вырастает. Но впечатляет только первый бой. Штурм цитадели второго и третьего Избранного не отличается вообще никак от первого боя. В итоге, не надо искать слабые места и придумывать какие-либо тактики. Вы уже заранее знаете, чего ожидать и как действовать. И это главный минус Избранных. Разработчики могли бы в каждый бой с Избранным внести какую-то изюминку.

Еще одним крупным дополнением стал новый вид противников – странники. Они враждебны как к вам, так и к пришельцам, а представляют они из себя безмозглых зомби - жертвы массового биологического оружия пришельцев. Появились целые новые карты и миссии со странниками – обычно это мрачные заброшенные города.

Появляются странники толпами, из-за чего разработчики добавили новую фичу. Когда вы убиваете странника, вам дается дополнительное действие, в результате чего один боец может убить сразу несколько зомби. Также придется аккуратнее пользоваться гранатами и другим оружием со взрывом, так как наш шум сбегутся еще больше странников. Все по канону зомби-хорроров.


Поначалу новые противники действительно впечатляют, так как игра во время битвы с ними сильно преображается. Но самая главная проблема странников заключается в том, что их тема никак не развивается. Более сильные странники отличаются от других количеством здоровья и урона. Никаких кардинально новых видов вы не увидите. В результате этого под конец игры миссии со странниками начинают раздражать, так как их отстрел становится нудятиной и лишней тратой времени. Новые толпы странников встречаешь не с напряжением, а с раздражением тем фактом, что опять придется совершать скучные действия. Может, на высоких уровнях сложности действительно странники заставят куда сильнее напрягаться, но на «Нормале» эти зомби только раздражают. Также начинаешь надеяться на то, что тему со странниками разовьют в паре каких-то новых сюжетных миссий со зловещими тайнами. Но после того, как вы встретите странников, ничего нового с ними не произойдет.

Также не обошлось и без других более мелких нововведений. Появилось новое оружие, между солдатами теперь может возникнуть взаимосвязь, которая добавляет новые тактические возможности, а еще разработчики серьезно улучшили оптимизацию, в результате чего уровни грузятся куда быстрее.

Конечно, все минусы с финальными сражениями с Избранными и странниками можно простить, если бы не цена дополнения. 1399 рублей – это, грубо говоря, 2\3 стоимости оригинальной игры, и честно говоря, дороговато для такого количества контента. При этом, возникает ощущение, что разработчики в некоторых местах дополнение недоработали, как, например, финальные бои с Избранными. Плюс ко всему, когда вы уничтожите всех Избранных, War of the Chosen перестанет чем то удивлять. Во второй половине игры дополнение просто не сможет вам предложить что-то кардинально новое.


В целом, дополнение очень неплохо углубляет оригинальную игру, делая ее более сложной и напряженной, добавляя игрокам новые испытания. Если оценивать дополнение в отрыве от стоимости, то можно поставить оценку 8. Но если рассматривать War of the Chosen как продукт, то лично моя оценка – 7 баллов. В принципе, если вы еще не играли в XCOM 2, можно дождаться скидок и приобрести игру вместе с дополнением.

В материале: XCOM 2: War of the Chosen

Пройдёмся напрямую по пунктам, указанным в информации дополнения, и разберёмся в его сильных и слабых сторонах.

Нововведение, продвигающееся активнее всех во время маркетинговой кампании Firaxis собственно, в честь них дополнение и названо. Избранные представляют из себя трёх новых противников, каждый из которых сильнее, умнее, хитрее и опаснее любого стандартного врага на поле боя. Перед каждым из Избранных поставлена цель сокрушить XCOM и вернуть Командира, то есть нас обратно в плен нас, обратно в плен.

Собственно, с данной целью они и будут преследовать игрока с его подопечными на большем протяжении игры , вмешиваясь как в стратегическое руководство, так и в тактическое. Стоит признать данное нововведение успешным: каждый из трёх противостоящих нам избранных имеет свой отличительный характер и неповторимый стиль боя. Их действия на «глобусе» действительно могут если не разрушить, то весомо подпортить ваши дальнейшие планы, а вот в бою. Не сказать, что они настолько опасны, как нас заверяли. После пары встреч лицом к лицу вы уже раскусить их тактику и сможете спокойно отбиваться от дальнейших нападок.

Три фракции, призванные помочь XCOM уничтожить Избранных, а попутно предоставить помощь новыми солдатами и способностями. Эмоции от этого нововведения остались смешанными: всё то, что связано с новыми возможностями от данных группировок, а именно их уникальные бойцы, секретные задания и бонусные карточки, смотрится достойно и вписывается в игру.

А вот что касается истории самих фракций, их «противоречивых» мотивов и различных особенностей, то все это раскрыто как-то очень слабо. Позиционируются как три группировки со своей философией и своим особым стилем, на самом деле они мало чем отличаются друг от друга, не считая оружия, экипировки и лидера. В принципе, за всю игру нас лишь уведомляют о том, что фракции недолюбливают друг друга, и что нам необходимо объединиться с ними.

Даже так называемое «долгожданное примирение» выглядит очень нелепо и натянуто. И не будь XCOM в первую очередь стратегией, данный недостаток оказался бы очень серьёзным. А на деле его можно оставить и продолжать наслаждаться тем, как фракционные бойцы без труда расправляются с очередным отрядом пришельцев.

В XCOM 2 нам пытались донести то, что все разрушенные во время войны столицы и большие города были заново отстроены «Адвентом». В War of the Chosen выясняется, что не все. Часть миссий DLC пройдёт в заброшенных городах, контроль над которыми не установили ни пришельцы, ни Сопротивление. А дело всё в выпущенном 20 лет назад биологическом оружии пришельцев, которое превратило жителей пострадавших городов в таинственных Странников.
И надо признать, дизайн данных уровней действительно хорош. Локации старых городов действительно отличаются от стерильных центров «Адвента», атмосфера полной разрухи и заброшенности передана похвально, а проходящие на данной территории задания сами по себе становятся частично уникальными.

Итак, это были три основных новшества War of the Chosen, но также есть ещё несколько тем, о которых стоит упомянуть: Бойцы теперь не являются однотипными юнитами с разными моделями и разными способностями. Они могут уставать после участия в серии заданий, получать различные фобии, а также формировать дружеские отношения с товарищами. Всё это делает их действительно личностями, отличающимися от других теперь не только именем, прозвищем и флагом на броне. Прибавив это к ванильной системе кастомизации и возможности написания полноценной биографии можно смело заверить, что War of the Chosen впервые в серии представляет бойцов как не пушечное мясо, а именно как разносторонних людей, объединенные одной целью.

Багов и плохой оптимизации, ставших основной проблемой XCOM 2 в первые месяцы после выхода, в данном дополнении я не повстречал. Иногда образуется непонятная пауза между передачей ходов, но не более того. Сыроватая стратегическая часть оригинала получила достаточно новых механик, а заодно и расширение старых, так что теперь она не создаёт впечатление обрезанной версии Enemy Unknown. Присутствует приятный бонус в виде режима испытаний, обновляющийся каждую неделю.

В завершение стоит ответить на главный вопрос: «Делает ли данное дополнение XCOM 2 тем, чем он должен был стать с самого начала?». Думаю нет, не делает, Long War справляется с этой задачей лучше, при этом не выходя за рамки механик оригинальной игры. Однако и War of the Chosen не следует обходить стороной, так как с ним XCOM 2 ощущается действительно другой игрой. Игрой со множеством возможностей, живой стратегической и тактической частью, а вдобавок и с вполне хорошей реиграбельностью. Вне зависимости от вашего мнения насчёт ванильной версии, вам стоит купить и хотя бы раз поиграть в оригинальный XCOM с данным расширением.

Статьи по теме: