Дожить до рассвета обзор игромания. Обзор Until Dawn. Да что ж вы себя не бережете-то

«Группа друзей, небольшой домик где-то в заснеженных горах Канады и недавно вышедшей на свободу маньяк. Что может пойти не так? ». Видимо этот вопрос когда-то прочно засел в головах двух заслуженных мастеров малобюджетных хорроров Ларри Фесендена и Грэма Резника при написании сценария к Until Dawn (в русской версии «Дожить до рассвета»), необычному эксклюзиву для PlayStation 4 с не самой простой судьбой. Что из этого всего вышло? Ответ на этот и другие вопросы вы сможете узнать из нашей сегодняшней статьи.

Всё начинается довольно банально и по законам жанра. Веселая компания «подростков» решает закатить бурную вечеринку в загородном домике с алкоголем, музыкой и голыми телами. Но что-то идет не так и сестеры-близняшки Ханна и Бет пропадают без вести, а об их страшной судьбе никто так ничего и не узнает. Через год после этих страшных событий ребята вновь решают собраться вместе в злополучном доме ради двух целей - почтить память «хороших» подруг и вместе оторваться на полную катушку. Последующие за этим события, кроме как трагедией и откровенным ужасом, трудно назвать. Но на то она и игра в жанре хоррор, чтобы вас хоть как-то напугать, а не показывать розовых пони, мирно пасущихся на фоне красивых лугов и прекрасных замков.



Хотя слово «игра» тут вряд ли подойдет. Скорее интерактивный фильм в духе молодежных ужастиков 80-90-х годов прошлого столетия с примесью работ от Telltale Games и несравненного Дэвида Кейджа. Но зато, какой фильм! Стоит отдать должное сценаристам студии Supermassive Games и ранее упомянутым авторам: сюжет у игры получился не просто достойным, а, пожалуй, лучшим в данном классе за последние несколько лет за счет своего темпа повествования, качественных диалогов, отличной подачи и постоянного напряжения. Да, главные герои - кучка клише. Да, многие сюжетные повороты слишком уж предсказуемы, а страшные моменты под конец скатываются к стандартному набору скримеров. И да, частенько герои спорят из-за каких-то глупостей и делают такие вещи, от которых хочется кричать в экран: «Нет, не надо, ты же не настолько туп, как мне казалось ранее! ». Но есть у неё один серьезный плюс, который с легкостью перекрывает все эти минусы - Until Dawn делает то, что не может ни один полнометражный фильм. Дает вам полный контроль над всем происходящим и лихо закручивает историю там, где все другие обычно сдуваются.

И если поначалу вас как-то мало волнуют жизни этих подростков, ведь всё равно рано или поздно каждый из них умрет, то чуть позже где-то внутри просыпается какое-то странное и чертовски жгучее желание спасти их всех. Конечно, за первое прохождение (порядка 8-10 часов) вам это не удастся и кто-то все-таки успеет отправиться к праотцам, но это только разбудит в вас тот самый звериный азарт, с которым обычно смотрят за спортивными состязаниями. Начинается лихорадочный анализ всех допущенных ранее ошибок и поиск того самого решения, которое поможет одному из протагонистов спастись от неминуемой смерти. И в отличие от других игр похожего жанра - оно далеко не одно единственное.

Каждое ваше действие имеет какое-то последствие, а «эффект бабочки» действует даже в самые неподходящие для того моменты. Возможно, вы даже не сразу поймете, что где-то что-то произошло, но не сомневайтесь, настанет час, и один неверный шаг как-то скажется на судьбах главных героев и, возможно, приведет вас к плачевному концу. О некоторых событиях можно узнать заранее благодаря различными индейским тотемам (некоторые из них могут и не быть доступными с самого начала и появятся только во время второго или третьего прохождения), которые валяются во всех уголках довольно больших локаций, но показанные им видения расплывчаты и не всегда точны, о других же с помощью найденных улик. Чем больше их найдете, тем лучше же для вас и собственно героев. Впоследствии они смогут воспользоваться теми же доказательствами при общем обсуждении происходящего вместе с другими виновниками «торжества». Все остальное только в ваших руках и особенно взаимоотношения между персонажами и их черты характера. Кроме того, сбор предметов дает и небольшой бонус в виде видеодневников о создании игры.



А чтобы игроки еще больше поверили во всё происходящее, разработчики пригласили на главные роли целую плеяду известных голливудских актёров (часть из них известна больше по американским сериалам): Хейден Панеттьер, Рами Малек, Петер Стормаре, Ноа Флейсс, Бретт Далтон, Меган Джетт Мартин, Николь Блум, Джордан Фишер и Галадриэль Стайнмен. Все они отлично вписались в образы и роскошно сыграли на «потеху» благородной публики. Стоит при этом отметить и графическую составляющую проекта, выдающую превосходную картинку с плавной анимацией и реалистичными движениями рук и ног (не считая ходьбы по лестницам, тут игра выдает не самую красивую картинку). Потрясающая детализация лиц граничит с не менее красивыми декорациями, а бодрый саундтрек не даст заснуть до самых финальных титров. Без сомнений, Until Dawn - одна из самых красивых игр этого сезона.

Когда же дело доходит непосредственно игрового процесса, то тут не стоит ожидать чего-то сверхвыдающегося, все-таки раньше игра была заточена под PlayStation Move. Быстрое нажатие на определенные кнопки перекликается с мини-играми по обстрелу мишеней или киданием снежков с замедлением времени. До уровня Heavy Rain, первому крупному проекту Supermassive Games, конечно, далеко, но и до уровня Beyond: Two Souls никто не скатывается, ведь те же QTE-сцены в игре могут как-то повлиять на дальнейший ход событий. Нажали не ту кнопку во время движения - один из героев со страшным криком улетел вниз со скалы. Не «удержали дыхание» при появлении маньяка - познакомитесь поближе с большой пилой незнакомца. К вам наконец вернется то самое чувство непредсказуемости, которого так давно не хватало. Постоянное ощущение того, что каждая ваша ошибка может привести к чьей-то смерти.



И напоследок, как обычно, стоит поговорить о русской локализации, за которую отвечало само российское отделение Sony. Если к текстовому переводу особых претензий нет, то к отечественной озвучке их гораздо больше. Как обычно, она страдает от двух классических проблем: неудачного подбора актеров на главные роли и потери доброй половины эмоций по дороге. Одно хорошо, в игре практически сразу же можно переключиться на оригинал и полностью насладиться талантом западных артистов.

Until Dawn / Дожить до рассвета


Жанр интерактивного кино всегда находил для себя и массу поклонников, и массу критиков. Увлекательные киношные сюжеты, вариативность выбора действий в сценках и диалогах, но при этом тотальная ограниченность в плане передвижения, свободы и, как ни крути, линейности, а точнее в иллюзии вашей вариативности выбора, когда вы вроде и выбираете разные действия, но всё равно приходите к одному итогу. За глаза игры такого жанра насмешливо называли «Press X to win», то есть условно жми одну кнопку и не проиграешь.

Можно вспомнить игры от студии Telltale – это и The Walking Dead, и The Wolf Among Us, и Game of Thrones. Можно вспомнить и студию Quantic Dreams, с их успешными и весьма известными проектами Fahrenheit, Heavy Rain и Beyond: Two Souls.
Каждая из этих игр как интерактивный фильм проходилась часов за 8-10, рассказывая захватывающую историю, но при этом оставалась достаточно линейной, что заставляло многих, и меня в том числе, относиться скептически к подобному жанру. Однако вышедший в свет Until Dawn быстро перевернул все эти представления в куда как лучшую сторону. Впервые интерактив сделали под видом хоррора-ужастика, с напряженной пугающей атмосферой, и возможностью потерять вообще всех своих играбельных персонажей.


Графика - 10/10

Уже с первых минут картинка поразит ваше воображение, поскольку ни одна компьютерная игра ранее не обладала настолько передовым качеством графики. Все 60 ГБ игры это графика, не даром PS4 у нас консоль нового поколения. При всем уважении к Ведьмаку 3, который считался вроде как топовым по графике, здесь он и рядом не стоял. Созданные с нуля модельки всё равно останутся кукольными и неестественными. А вот в разработке Until Dawn участвовали живые люди, да не просто живые люди, а актеры из фильмов и сериалов (некоторых из них вы может быть даже знаете). Полная оцифровка лиц, мимики, движений всех лицевых мышц – всё это приводит качество персонажей в настолько реальный уровень, что их почти не отличить от настоящих людей. Без шуток – если долго не вникать в геймплей, то при первом взгляде на экран можно подумать что идет какой-то фильм. Заглянувший к нам гость так и спросил - а что за фильм вы смотрите?

Настолько живых и реалистичных лиц мне еще нигде видеть не доводилось. Да и остальные детали окружающего мира ничуть не уступают в своей проработке. Одежда на персонажах как настоящая – все складки видно, и они двигаются вместе с телом, как будто еще и саму одежду оцифровали! А какая здесь потрясающая игра со светом и тенью! Это очень важный для хоррора аспект. Блики и освещение приводят в трепет, тщательно сделаны все полигоны в предметах на локациях, где вы ходите – и в доме, и в лесу. Снег, который не только принимает на себя отпечаток подошвы, но еще распознает и размер вашей обуви, и мужскую с женской походки. Смотришь на снег и можешь понять, женщина тут прошла или мужчина, где такое раньше было видано? Причем если вы например упустили QTE-момент, и ваш персонаж упал задницей в снег, этот снег прилипнет к его штанам и может отряхнуться на бегу, а несколько кусочков останутся там пока не растают. А уж если при случайном падении вы плечом ударились, то тамошний синяк будет вам об этом до конца игры напоминать.

Бесспорно игра с топ 1 графикой на данный момент. Оцифровка лиц живых актеров и высочайшая полигональность текстур при взгляде на телевизор порой дает прямо таки сильное ощущение того, что вы смотрите фильм, а не игру. 60 ГБ графики, ну чем не блюрэй кино?
Не пытайтесь оценить графику на ютубе, тут и обработка видео вам всё десять раз ужмет, и сам сервис постарается. Даже в 1080р с натягом выдаст 50% реального качества. Чтобы понять насколько круто выглядит игра, вам нужна приставка и диск в ней.


Геймплей - 10/10

Жми квадрат чтобы допрыгнуть до уступа. Жми треугольник чтобы взобраться на лестницу. Жми влево или вправо чтобы сделать выбор. Казалось бы вот весь геймплей, что в нем может быть интересного? Возможно, в других играх подобного жанра так всё и есть, но только не в Until Dawn. При всей своей простоте игра оказывается весьма сложной и напряженной. Одной из причин тому – неправильными действиями можно убить своего персонажа. Не в одном каком-то месте, а буквально везде. Любого персонажа. Не дожить до конца, до рассвета. Даже если персонаж не умер, а упал, ударился, извалялся – это сказывается не только на его внешнем виде, но и на его параметрах характера и личностных качествах. Падая и ударяясь герой потеряет самоуверенность, спокойствие, самообладание, и в следующих моментах повести себя неадекватно. А поранив ногу он например может потом не убежать от врага.

Если же вам доселе казалось (как и мне) что жать на кнопки в нужный момент сможет любой казуал, что на консолях играть проще пареной репы, то Until Dawn вас быстро в этом разубедит. Здесь, в отличие от всяких игр Telltale, игра не ждет, пока вы тыкнете кнопку. Более того, время нажатия каждого QTE сравнимо с реальностью, то есть целиться в статично висящую грушу с песком вы можете хоть две минуты, а если ваш персонаж измотан и в прыжке одной рукой зацепился за скалу над пропастью, у вас будет ровно полсекунды чтобы нажать правильно. Полсекунды, отделяющих вас и вашего персонажа от смерти! То есть у вас должна быть не только хорошая реакция, но и прекрасное знание расположения кнопок контроллера! И опять, в отличие от других интерактивных игр, пропущенное нажатие на кнопку приведет к смерти героя. Герой умрет – а игра продолжится. Без него. Потому забавно было наблюдать на видео разных игроков, критикующих консоли и простоту игр на них, когда они один за другим теряли здесь своих персонажей.

Далее уникальной особенностью служит статусбар у каждого героя. В нём показываются черты характера управляемого вами персонажа, а также его отношения с другими персонажами. И все эти показатели очень важны, поскольку напрямую влияют на геймплей. Каждый ваш выбор, в диалоге, или в действии, повлияет на изменение черт характера, или на отношения. Предложили вам пойти в подвал, а вы отказались – у персонажа упадет параметр Храбрости. В следующий раз в опасных моментах персонаж может начать тупить, а скорость QTE увеличится. Спорили с другим персонажем – он остался о вас плохого мнения. Значит ничего удивительного, если в момент опасности этот персонаж не поможет вам, а просто убежит спасать себя. А ваш герой умрет.

Это делает игру весьма реиграбельной и вариативной. Даже в различных РПГ нет такой вариативности, поскольку там смерть героя приводит к концу игры, а здесь игра продолжится, даже если вы допустили ошибку. Допустить ошибку можно везде. Пойти не туда. Помочь не тому. Не нажать нужную кнопку.
Не случайно игра предупреждает что над каждым выбором следует внимательно думать. А в сложных моментах думать нужно быстро, ведь время то идет. Именно время, оно здесь есть и не стоит на месте. Если вы думаете долго, или двигаетесь слишком медленно, то другой персонаж может умереть. Влияет и состояние вашего героя. Если вы ранее часто падали, ваш герой может подвернуть себе лодыжку, и с трудом ходить, морщась от боли, а когда на вас нападет злодей вам предложат убежать. Но поскольку герой ранен то он не может нормально бежать, и данный выбор приведет только к смерти.

К смерти и увечьям ведет очень многое, не только QTE. Удивительно, но некоторые вещи вообще лучше не трогать, если они кажутся вам подозрительными. Не проверять запертые двери или сундуки. Даже если игра вам их подсвечивает, типа ты можешь открыть это, или взять это, но вам оно кажется опасным и подозрительным – потрогаете и герою выбьет глаз.
Это и делает игру очень увлекательной, вы можете полагаться только на собственную интуицию, вы не можете знать, спасет ли выбранное действие вам жизнь, или поранит вас. Вы можете подобрать отвертку, которая поможет вам через 3 часа игры. А можете пойти проверить сундук, в котором лежит труп, у героя снизится храбрость и самообладание, а сзади еще маньяк подойдет в этот момент и оглушит по башке.
Из всего этого получается что спасти всех семерых героев при первом прохождении практически нереально.

Для упрощения задачи были введены небольшие подсказки в виде тотемов, которые внимательные игроки могут найти во время приключения. Тотем показывает ровно одну секунду из возможного будущего вашего героя. Это может быть как смерть, так и совет что-то сделать. Но доверять им тоже не стоит, поскольку такой ситуации в вашем прохождении может и вовсе не возникнуть, а вы будете ее ждать. Что тоже добавляет скорее не упрощения, а усложнения геймплея. Вы видите в тотеме, что ваша героиня умирает в огне. А в ходе игры позже видите бочку с пролитым маслом, и можете масло поджечь. Вспоминая тотем вы подумаете что бочка взорвется и героиня умрет, но может оказаться совсем по другому, и подожженное масло спасет вам жизнь, а тотем показывал будущее совсем из другой ситуации с огнем.
Сейвов в игре нет, в момент любого действия игра сохраняется автоматически, если делаете неверный выбор и герой умирает, то спасти его можно только начав игру заново. Это тоже значительно накаляет атмосферу и придает ответственности.

В игре очень большая вариативность действий. Учитывая что каждый ваш герой может умереть, а на успешность выживаемости влияют не только весьма сложные QTE (иногда по полсекунды), но и отношения с другими персонажами, потрепанность и усталость управляемым протагонистом, его характер, и важность предпринимаемых решений в моментах выбора, то от всего этого играть и переигрывать становится очень интересно и увлекательно.


Сюжет - 9/10

Можно было бы поругать игру за примитивный сюжет – группа подростков приезжает на каникулы в домик в горах, а их там маньяк поджидает. Банально, как во всяких фильмах-ужастиках. Да только одно НО – разработчики специально и подают игру под таким предлогом. Чтобы всё выглядело как клише. В игре вообще будет очень много отсылок к самым различным фильмам ужасов, вроде «Пилы» или «Техасской резни бензопилой». Даже семь героев, которым вы должны помочь дожить до рассвета, все как на подбор клише из фильмов – и мачо-парень красавец, и стервозная сучка, и секси-блондинка, и ботаник в очках.
В этом то и плюс. Игры нынче навязывают сложные всякие сюжеты, запутанные истории, а здесь всё по простому, как в типичных фильмах, при этом за счет графики и интерактивности играть очень интересно и весело. Ко всему прочему это хоррор, и жутких моментов в игре достаточно много. Ходить по темному дому с зажигалкой в руке, или по старой шахте с факелом, где того и гляди что-нибудь выскочит или выпрыгнет. Можно похвалить разработчиков за пугания, поскольку они идеально сделаны ровно в те моменты, чтобы застать игрока врасплох.

Сюжет хоть и типичный, но тем не менее интересный, если есть маньяк, то всех интересует кто он такой. К персонажам привязываешься, потому что каждым дают поиграть, и хоть о них и не знаешь почти ничего, но за них переживаешь ничуть не меньше чем за Алистеров и Мординов из игр ЕА. При всей простоте очень многие проходимцы на ютубе и твиче сильно реагируют и негодуют на смерть того или иного персонажа, и раздумывают над решениями, поскольку хотят чтобы те выжили. Разработчики опять же согласно всем канонам жанра очень легко делают так, что появляются герои, которые вам приятны и нравятся, и такие, которые наоборот вас раздражают и бесят. Всё как в кино. Такая милая симпатичная девушка, (учитывая графику то вообще как живая), разве ж хочется чтобы она так быстро погибла? А вот негр, да кому он нужен, негры вообще по канонам умирают первыми.

Помимо хоррор-моментов в игре масса подросткового юмора, который стараниями разработчиков выглядит забавно и в тему. Все герои – молодые студенты, и делятся на влюбленные парочки, которые понятно дело хотят переспать в эту тихую и спокойную ночь в загородном домике без родителей.
Да только мачо-красавчик никак не может раздеть Джессику (её действительно сложно раздеть, а точнее нужно понять ее характер и стараться угодить как любой живой девушке), у другой героини парень в роли покорной собачки, а третий и вовсе ботаник нерешительный. Где-то рядом ходит маньяк, а у наших героев только секс на уме.

И на фоне всего этого после каждого эпизода у вас проходит сеанс с психоаналитиком, роль которого сыграл Питер Стормаре. Какие-то каверзные и колкие вопросы, тесты, вот он дает бумажку, и просит выбрать кто из персонажей больше нравится. А вы сидите и думаете, а что если этот выбор повлияет на то, что любимый персонаж умрет быстрее?
Вам ведь просто нужно дожить до рассвета. Желательно всеми героями. Но учитывая сколько подлостей и неожиданностей заготовила игра, то возникают сомнения, получится ли, и под конец можно с горькой улыбкой порадоваться что выжило хотя бы два человека.

Сюжет как клише на всем известные ужастики – американские глупые подростки вдали от цивилизации, маньяк их ловит, бла-бла-бла… Однако подается он настолько качественно и интересно, что от экрана трудно оторваться. К персонажам быстро привыкаешь и переживаешь если не получается их спасти. Ведь все их жизни, как и сам сюжет, в большей степени зависят только от выборов и действий игрока. Сожалеешь лишь что игра не очень продолжительная.


Звук и музыка - 9/10

В хорроре всегда важен качественный звук для нагнетения саспенса и атмосферы. Здесь с этим полный порядок – в игре множество различных пугающих звуков, натянутых и царапающих прямо по нервам мелодий. Всё для того, чтобы было жутко. Бюджет позволял разработчику не только оцифровывать живых актеров, но и также написать собственные песни, пригласив профессиональных исполнителей.

Отдельно стоит упомянуть об отечественной локализации, и о том, что она идеальна. Уже много лет мне не попадалось нормальных озвучек для игр, но русский в Until Dawn настолько хорош, что затмил даже оригинальную английскую. Возможно нашим актерам просто хорошо заплатили, но к их работе нет совершенно никаких замечаний. Каждый голос прекрасно подобран к персонажу, и актеры, они играют, они выкладываются по полной, они не портят атмосферу, а наоборот еще лучше приукрашают её. В английской дорожке люди менее эмоциональны, порой жуют слова, и на общем фоне всё как-то вяло. А русская озвучка великолепна, такое редко бывает, но она намного лучше оригинала. Очень уж хорошо постарались наши актеры.

Звук и музыка как раз на том должном уровне, чтобы пугать играющего геймера. Английская озвучка не очень хороша, а вот русская чуть ли не предел совершенства.

Итог: 9,5/10

На 4000 рублей можно сходить на пару сеансов в кино, можно купить себе дешевых дисков со сборниками ужастиков и насчитать в них уже штук 30 фильмов, можно вообще приобрести несколько других игр. А можно взять Until Dawn и насладиться незабываемым вечером восьмичасового интерактивного хоррор-фильма, с самой реалистичной на сегодняшний момент графикой, простым, но интересным сюжетом, и главной возможностью повлиять практически на всё в этом фильме своими руками. Терять понравившихся персонажей из-за своей оплошности нажатия не на ту кнопку, или неверного выбора куда бежать, либо же злиться на бесящих персонажей, стараться их убить, или наоборот, спасти, если хорошие уже погибли, и хочется чтобы в этой игре хотя бы кто-то выжил. Нужно думать, анализировать, иметь хорошую реакцию, иначе весь этот казалось бы консольный «Press X to win» приведет только к одному – куче трупов в эпилоге.

Одна из лучших игр этого года, и наверное самый главный эксклюзив для PS4 после Бладборна.

Казалось бы, что создать хорошую игру в жанре интерактивного кино не так уж и проблематично, тем более, когда уже есть отличные примеры от студии Quantic Dream в лице Fahrenheit и . Однако сам автор этих игр, Дэвид Кейдж, дал маху с той же Beyond: Two Souls (За Гранью: Две души) , хотя вроде и все атрибуты отличного проекта были в наличии. Пример же студии Telltale Games с их сериальными The Walking Dead, The Wolf Among Us и т.д. тут всё же немного не подходит, ибо залог успеха этих проектов, в первую очередь, уже существующие популярные вселенные. Другое же дело – создать с нуля проект, который стал бы успешным. И вот скромная конторка Supermassive Games ( , Прогулки с Динозаврами) , отметившаяся ранее преимущественно играми под PS Move на PS3 , решилась показать миру, что не только Дэвид Кейдж мастак красиво и ладно “Пресс X ту Вин-ить” . Тем более, что жанр ребята решили выбрать, как нельзя лучше подходящий для “кинца” - слэшер.

Alone in the Dark: Until Dawn

Не будем вас утруждать поиском описания этого жанра, а просто приведём его чуть ниже, ибо разработчики Until Dawn буквально слово в слово следуют ему. Слэшер (slash - удар сплеча, рубить) - поджанр фильмов ужасов (иногда называемых фильмы отсчёта тел или фильмы мёртвых подростков), для которого характерно, как правило, наличие убийцы-психопата (иногда носящего маску), который преследует и кроваво убивает серию жертв-подростков в типично случайной неспровоцированной манере, убивая многих за один день.

Мы, откровенно, теряемся в догадках, почему раньше никто до этого не додумался. Нет, были, конечно парочка проектов давненько – Obscure 1-2 , но они всё же ближе к классическим Survival Horror . А сейчас перед нами именно “интерактивный фильм” по заветам Дядюшки Кейджа . Хотя, порой, вас то и дело будут посещать мысли, что вот бы сюда ещё загадок, а не просто имеющейся ходьбы с поиском улик по желанию, и перед нами будет современный представитель того самого классического “хоррора на выживание” а-ля Alone in the Dark или Silent Hill . Survival Horror 2.0 , если вам угодно. Авторы Until Dawn явно играли в классику этого жанра т.к. мастерски используют все эти культовые наработки вроде знаковых ракурсов камеры, грамотных пугающих моментов, нагнетания саспенса музыкой и игрой света с тенями. При этом “Дожить до рассвета” умудряется быть очень дружелюбной игрой и для человека далёкого от видеоигр, но любителя фильмов-ужастиков.

Уже сейчас можно встретить массу комментариев на форумах о том, что люди проходят "Дожить до Рассвета" на YouTube и Twitch.tv . Увы, но это удел всех подобных игр. Понятно, что для тех, у кого нет PlayStation 4 это единственный вариант, но есть случаи, когда люди просто отказываются платить 3999 р. за “кинцо” на 8 часов – это при идеальном раскладе развития сюжета. Однако любому вменяемому игроку должно быть понятно, что Until Dawn не зря зовётся интерактивным кино. И, должны заметить, что авторы в некоторых моментах построения сюжета всё же переплюнули творения Дэвида Кейджа .

Хижина в лесу

Итак, “Дожить до рассвета” – это прилично ветвящаяся от ваших действий история про восьмерых друзей, оказавшихся в довольно классической для ужастиков ситуации – ночь, хижина на склоне горы, собачий холод и… маньяк. Один из друзей пригласил остальных к себе в домик на горнолыжном курорте, но, как водится, всё пошло не так, как задумывалось… Впрочем, подробности сюжета оставим за кадром т.к. каждый его момент лучше пережить самому с самого начала. Тем более, что свои голоса и внешность героям подарили популярные актёры кино и телевидения, среди которых, Hayden Panettiere (Герои, Нэшвилл, Крик 4 ), Peter Stormare (Побег, Плохие Парни 2, Армагеддон ), Rami Malek (Мистер Робот, Ночь в Музее, Морской Бой ), Brett Dalton (Агенты Щ.И.Т. ), Meaghan Martin (Неуклюжая, Доктор Хаус ), Galadriel Stineman (Кости ), Nichole Bloom (Бесстыдники, Проект X ), Jordan Fisher (Втайне от родителей ), Noah Fleiss (Грань ). За написание сюжета же отвечали люди весьма близкие к теме ужастиков - Graham Reznick и Larry Fessenden , хотя ничего особо выдающего в их киноработах вы и не найдете, но заверяем, с игровой историей они поработали на славу.

Ветвление истории разработчики обозвали здесь популярным термином Эффект Бабочки , что весьма точно передает всю суть игры. Практически на каждом шагу игра предлагает вам делать выбор, будь то в обычном разговоре – ответить шуткой или грубо, например, или же простейшем действии – в какую сторону пойти или побежать, а если побежать, то как – срезать, обойти, рискнуть напролом. При желании в настройках можно даже включить опцию, которая будет в процентном соотношении показывать выборы игроков в мире. Но, если в той же The Walking Dead такие выборы особо ни на что не влияют, то в Until Dawn разработчики заготовили массу различных последствий, как критичных, вроде смерти героев, так и просто небольших различий в диалогах или событиях. Результаты некоторых выборов мы видим сразу же, а какие-то имеют более глубокие последствия. Грубо говоря, если начать экспериментировать с выборами в двух разных прохождениях, то вероятность того, что многие диалоги и события пойдут иначе очень велика. Доходит до того, что, если вы не будете заморачиваться поиском всяких улик (записки, вещи, фото и т.д.), то герои вместе с вами не особо будут в теме, что же происходит на самом деле. Сюжет многослойный и оттого очень интересно искать всякие его пояснения среди попадающихся улик. Более серьёзные выборы вынесены в отдельное меню, где можно посмотреть какое ваше решение привело к такому-то результату. И вот тут становится понятно, что в игре хватает, как вполне явных, так и неявных выборов. Ну т.е. вроде выбор копеечный на первый взгляд, а спустя 2 главы один из героев попадает в ловушку как раз из-за этой мелочи. С другой стороны – часть выборов присутствует просто ради разнообразия и вариативности повествования.

Ещё одной интересной находкой служат Тотемы с предсказаниями (смерти, утраты, наставлений, опасности и удачи), которые тоже можно найти в различных местах. Представляют они из себя коротенькие видЕния возможных событий. Вы же ещё помните, что Ваша история лишь одна из возможных альтернатив? Вот и тотемы показывают возможное, а вы по ходу игры можете на это каким-либо образом опираться и следовать предсказанию или же, напротив, попытаться избежать печальной участи.

Помимо всевозможных выборов есть в игре, конечно же, и привычные QTE (нажать вовремя кнопку), когда вы убегаете от кого-то, например. А заигрыванию с гироскопами DualShock 4 и вовсе нашли отличное применение – не шевелить его во время какого-то действия, где требуется затаиться, например. При этом музыка и камера прилично нагнетают саспенс и вы сжимая геймпад в руках от малейшего движения (очень чувствительный!) буквально чувствуете напряжение и вот-вот потечет пот по виску… Действительно круто! На удивление игра не поддерживает контроллер движений PS Move , хотя на коробке нанесена соответствующая пиктограммка. Может добавят патчем? Напомним, что изначально игра разрабатывалась именно под PS Move на PS3 , но вовремя перебралась в стан AAA-проектов для PS4 . С другой стороны, в DualShock 4 тоже встроен Move и в игре можно выбрать такой тип управления, но, согласитесь, это всё же маленько не то. Да и вообще - PS Move с PS4 работает в меню консоли, но ни в одной игре нам не удалось его опробовать, даже в тире Blue Estate . Ещё же одной забавной фишкой Until Dawn являются специально заготовленные страшилки для владельцев PS Camera – во время БУ!-момента камера записывает небольшой кусочек видео с вашей реакцией.

Красота страха

Как же всё это выглядит и звучит? На экране большого телевизора и с хорошей акустикой – очень внушительно! Движок рисует весьма атмосферную ночную картинку, а актёры убедительно играют свои роли. Да, анимация местами сбоит, но буквально в первые дни релиза вышел патч, который устранил некоторые провисание кадров, что уже хорошо. Работа со светом радует, а герои выглядят очень естественно и почти не отличаются от реальных актёров – кожа на лице и мимика ну очень натуральные. В целом же картинка радует и не вызывает особых нареканий. На YouTube же всё выглядит вообще, как CGI-фильм. Ах да, отдельно стоит отметить анимацию ходьбы героев, когда ими непосредственно управляешь геймпадом – выполнена она так, чтобы герои казались живыми людьми, а не буратинами, что некоторые могут назвать ватным управлением – очень естественные движения не сразу реагирующие на ваши действия.

Музыкальное сопровождение очень хорошо передаёт настроение игры и вписывается в повествование наравне с героями, что очень здорово. Не каждый именитый ужастик может похвастаться этим! Оригинальная озвучка персонажей тоже выше всяческих похвал – разные архетипы героев просто изумительно чувствуются в каждом голосе – в игре есть возможность выбрать английский вариант и русские субтитры по ролям. В русском же слышно, что старались, но с эмоциями, как обычно, беда, хотя голоса подобраны неплохо. Куда хуже с уровнем громкости и интонациями порой – явно записывалось в отрыве от игры, поэтому особо не удивляйтесь, когда в спокойной обстановке героиня вдруг прокричит свою фразу. Но в любом случае – выбор есть и на том спасибо.

Ну а как же с минусами спросите вы? Однозначных минусов, с поправкой на жанр интерактивного слэшер-кино, тут нет. Да, есть технические огрехи по графике и звук иногда может поскрипывать – всё же неидеально игра оптимизирована для эксклюзива-то. Так же поругать хочется сериальную подачу в плане того, что каждую главу нам показывают “что было ранее”. Зачем? Мы только что это прошли, а вы нам заново всё прокручиваете. Логично, что, если долго не играл, то полезно глянуть это, но тут игра не такая большая и эти напоминания уже к 4-ой главе надоедают.

Что касается выборов, то тут тоже всё немного неоднозначно. Надеемся, не будет спойлером, если скажем, что до определённого момента в игре никто умереть не может, но при этом различные выборы могут повлиять на фатальные события во второй половине игры. По сути так большинство слэшеров и построены – таинственная завязка на пол фильма и стремительная развязка на вторую половину. Только в игре у нас есть финалы, которые по канону жанра ну просто невозможны – где это видано, чтобы все 8 героев выжили? Разрушение стереотипов!

В плане же геймплея это типичный наследник игр Quantic Dream (Fahrenheit, Heavy Rain, Beyond: Two Souls) , но с чуть более навороченной системой ветвления истории. Что касается самого сюжета – да, его можно бесконечно обвинять в повсеместных клише жанра хоррор, но с одной лишь оговоркой – его развитие мы контролируем сами, пусть и по заготовленным лекалам, но, которых предостаточно для получения фана от уникальности вашего варианта. Такого опыта от привычного сюрвайвл хорорра вы не получите, да и жанр давно барахтается в конвульсиях, хотя относительно недавняя The Evil Within вполне может дать что-то похожее по ощущениям, но всё же в виде линейного сценария. А Until Dawn именно, что даёт необычный опыт фильма, на сюжет которого вы можете влиять. При этом игра выглядит, как один большой трибьют всем культовым ужастикам последних 35 лет – много отсылок и знакомых сцен, что в минусы мы точно не занесём. Ведь любой киноман в курсе всех этих клише, да и сам жанр уже просто-напросто эксплуатирует эти стереотипы специально из картины в картину.

Разрыв шаблонов

В итоге “Дожить до рассвета” хочется посоветовать всем, кто, когда-либо смотря ужастики кричал на героев, что они всё делают не так. Ведь это великолепный способ оказаться в знакомых ситуациях, где выбор предоставлен будет не просто актёрам, а именно вам. Ваш выбор – ваша история! Вариативность повествования, при желании, заставит вас пройти игру несколько раз и эти варианты точно будут отличатся от первого прохождения. Supermassive Games создали своего рода перформанс хоррор-фильма с вами в главной роли, где ваша задача разрушить устоявшиеся стереотипы данного жанра. Очень заманчивое предложение!

Несмотря на давление критиков, Sony последовательно продолжает эксперименты с жанром интерактивных приключений, все ближе приближаясь к идеалу живого кино из удивительных прогнозов футурологов 90-х годов прошлого века.

Supermassive Games не просто сделали новую версию Heavy Rain со сценарными ветками и влиянием выборов на развитие сюжета, но еще плотнее смешали стилистику традиционных приключений, где вы неспешно управляете персонажами с кинематографичными вставка QTE , в которых от ваших решений зависит жизнь одного из участников подростковой вечеринки.

История Until Dawn начинается с шумной попойки в особняке на вершине снежной горы. Используя традиционные для жанра молодежного хоррора клише, авторы с удовольствием предоставляют вам возможность ознакомиться с миром игры, где в качестве одной из героинь вы можете пройтись по комнате и изучить обстановку. Свобода взаимодействия разница от рассматривания заботливо подсвеченных предметов и попытками разбудить пьяного брата до забегов наперегонки со смертью по мрачному лесу. Шорох сломанных веток, обезумевшие от страха олени, скользкие уступы и жутковатые индейские тотемы не предвещают ничего хорошего. Загадочный преследователь с огнеметом лишь повышает накал страстей, ставя вас перед непростым выбором. Год спустя, трагедия прошлого напоминает о себе цепочкой кровавых событий, отдавая дань уважения таким признанным представителям жанра подросткового киноужаса, как “Пила ”, “Крик ” и “Хижина в Лесу ”.

И хотя, из-за длинного вступления, Until Dawn не спешит запустить обратный отсчет трупов, вы, безусловно, вздрогните от многочисленных скримеров в ожидании холодной расправы. Авторы удачно обыгрывают традиционные для жанра ситуации, умело перемешивая карты и подбрасывая сюрпризы. Размеренные стуки в подвале, скользящие за окнами тени, предсказания, которые не сбываются, общение с духами и зловещие улики лишь нагнетают атмосферу, заставляя вас дрожать в ожидании внезапного нападения. Время от времени, гнетущий ужас разбавляется сценами игры в снежки, романтичной болтовнёй и выяснением отношений. Каждый из выборов во время этих связывающих сюжет событий влияет на отношение героев, дальнейшие ветки сюжета и судьбу большинства персонажей. При рассказе своей немного глупой и местами великолепной истории, авторы достигли мастерства в переходе управления от одного героя к другому, установив новый стандарт для интерактивных историй с несколькими активными персонажами. Многочисленные тотемы, о которых уже шла речь выше, выступают визуальными подсказками, в зависимости от своего цвета, предупреждая игрока о возможной опасности в будущем, вероятной смерти одного из подростков или предлагая удачный вариант спасения. Каждую, даже самую опасную ситуацию, можно избежать, если внимательно следить за диалогами и принимать наиболее разумные решения.

Until Dawn выглядит отлично. Слабый свет фонаря вырывает фрагменты темного леса, снег красивыми хлопьями скатывается с вершин сосен под порывами студеного ветра, а источники света красиво играют на грязном стекле. Пар, огонь, дым, частицы снега, которые герои отряхивают с одежды, не просто возвещают о светлой эпохе Next Gen , но и придают происходящим на экране событиям необходимой убедительности. Мир выглядит пугающе живым, а сами персонажи с человеческой мимикой и анимацией похожи на свои реальные прототипы. Приглашенная звезда Хайден Панеттьери, застрявшая в образе правильной школьницы еще со времени Bring it On и Heroes , отлично справилось с очередной задачей по спасению мира. Сложно сказать насколько хороша ее актерская игра вне жанра подросткового хоррора, но формы, за которые ее так полюбил Кличко выглядят вполне аппетитно.

Влияние выборов на игровой процесс проходит тонкой красной линией через всю игру, и это не обычные для Telltale Games банальные обещания, где уникальность выбора прописана в одной строчке диалога. Будь это игровые сцены, где при неправильном решении вы можете потерять персонажа или же беседа с психологом о ваших личных внутренних страхах – каждый выбор действительно имеет значение. Ведь, если вы были честны и искренним с виртуальным доктором, то некоторые неприятные сцены в будущих эпизодах могут приобрести именно для вас все 50 оттенков виртуального кошмара.

Until Dawn – это игра, которая умело манипулирует чувствами игрока, принуждая его делать выгодные себе выборы, запутывая и накручивая лишние элементы. Иногда, такие нити превращаются в комы и образуют узлы сценарной беспомощности, которые можно списать как на законы выбранного для подражания жанра или просто лень многочисленных продюсеров. Последняя часть игры выглядит слишком надуманной, что у многих ценителей может вызвать вздох легкого разочарования. Создается впечатление, что за разные части истории отвечали несколько групп сценаристов, которые склеивали части по мере возможности. Возможно, игроков хотели удивить резкой сменой злодеев, но получилось это весьма средне, без присущего “Хижине в Лесу ” шарма.

Until Dawn достойна вашего внимания не только из-за редкого стиля изложения, новаторских идей, которые могут стать новым стандартом для интерактивных приключений, но и высокого уровня реиграбильности. Игру можно проходить несколько раз, чтобы открыть новые сюжетные развилки, попробовать спасти всех героев или попытаться разгадать на первый взгляд неприметные загадки старого поместья в заснеженном лесу.

Альтернативное мнение (ACE):

Главная проблема Until Dawn - в основной концепции подросткового слешера и нежелании разработчиков создать нечто более умное. Авторы игры так увлеклись идеей скопировать все самые глупые фильмы ужасов о недавних школьниках, что забыли выдержать необходимый баланс между стилизацией и откровенным бредом. В результате игра демонстрирует богатый ряд безнадежно неадекватных персонажей, которым действительно сложно сопереживать. Отсутствие связи между игроком и героями может быть не критично для игр с геймплеем, но когда в проекте практически нет ничего, кроме истории, это решающий фактор.

Почти все герои Until Dawn ведут себя абсолютно не логично и тупо, что рушит погружение и заставляет краснеть при просмотре очередной сцены. Только что один герой отчитывал второго за неудачную шутку, чтобы через минуту повторить точно такую же, но с другим персонажем. Героиня продолжает «пилить» героя даже на краю пропасти, вместо того, чтобы попытаться помочь ему спасти себя. В другой сцене девушку бьют по лицу, но ее парень стоит, как будто не замечая этого. Апогеем бреда была одна из сцен ближе к финалу, когда героиня сбилась с пути, и ее убил враг, но никто из остальных персонажей про нее не вспомнил (включая ее парня), даже когда некоторые из них увидели ее голову в клетке. Вы просто не верите в события на экране, которые воспринимаются как дешевый фальшь и халтура.

Складывается впечатление, что сценаристам поставили задачу создать максимально отталкивающих акселератов, и даже после редких моментов погружения в мир игры, очередной бредовый диалог вас грубо выдернет из мрачной атмосферы. Было бы намного лучше, если все эти бывшие школьники просто молчали.

Кроме этого, разработчики местами попросту обманывают игрока, решаясь искусственно создать необходимое напряжение, не объясняя события или перекраивая сцены в угоду зрелищности, а не смысла. Очевидно, игра создавалась для тинейджеров, а не людей, которые любят сложные и продуманные истории. А жаль. Ведь, если бы авторы поработали над диалогами и попытались прописать героев лучше, то Until Dawn стала нечто большим, чем бессмысленным набором из клише и красивой графики.

Статьи по теме: