Егор лифарь. Сборную России на Международной олимпиаде по информатике представят выпускники «Сириуса. лет, победитель Международной олимпиады по математике

Среди трех десятков участников Егору удалось занять 12-е место.

Корреспондент «НР» решила подробно расспросить ученика 3-го класса «Б» о том, как ему удалось так успешно выступить.

— Лифарь Егор Игоревич, — просто представился юный математик и так же спокойно рассказал о своей дружбе с цифрами и задачами с самого раннего возраста. — Моя мама Оксана Ивановна Лифарь начала заниматься со мной математикой еще с пяти лет по детским книжкам с разными заданиями. Потом мы перешли на учебники Петерсона, их я тоже прорешал с первого класса по шестой. Сейчас еще занимаюсь в Центре дополнительного образования имени Бернулли. Занятия проходят в Новороссийске, в школе № 5, я и мой друг Никита Кеба ходим туда, а наш учитель Игорь Владимирович Федоренко приезжает из Краснодара.

— Егор, как ты попал на краевую олимпиаду?

— Мы приехали туда с мамой на автобусе вместе с ребятами из Новороссийска, в основном все они — ученики восьмых классов. Олимпиада проходила несколько дней в Кубанском государственном университете, мы там обедали, а жили в гостинице. Когда нам раздали задания, мне сказали: реши хотя бы одну задачу. А я решил две, а потом еще одну.

— Тебе никто из старших не подсказывал?

— Мы все сидели далеко друг от друга за разными столами, и взрослые смотрели, кто как решает. Додумался сам.

Судя по всему, Егор ничуть не загордился от такого успеха. На олимпиаде ему очень понравилось: было весело, кормили вкусно, да еще и день рождения самого Егора подоспел — с тортом, пиццей и подарками.

— Мне подарили 3-D пазлы, из них можно собрать макет собора, как в Петербурге, я уже одну стену собрал, — рассказал Егор и тут же сообщил, что очень любит свою семью и учительницу — Татьяну Сергеевну Камышову, которая дает ему много интересных заданий. Егор считает, что ему есть в кого быть отличником. — Папа Игорь Иванович Лифарь (сейчас он в рейсе) занимался со мной русским языком, а старший брат — Игорь Игоревич (второкурсник МГУ) — информатикой. Моя мама в четвертом классе решала один вариант контрольной по математике за 15 минут, а брат — победитель всероссийских олимпиад по информатике.

Перечисляя языки программирования, которые Егор освоил с помощью брата, мой собеседник вызвался сам записать в журналистском блокноте их названия — Pascal и C++. Он был готов написать и название своей работы, с которой на городской научно-практической конференции занял 1-е место — «Графические объекты в декартовых координатах генерации изображения средствами языка программирования Pascal». Вот так-то! Столь объемное название научного труда я записала сама, но Егор, как мне показалось, готов был и доклад пересказать, и даже его законспектировать.

Казалось бы, при такой увлеченности одним предметом на остальное и времени не остается. Но только не у Егора! Он с удовольствием общается с лучшими друзьями — Сашей Савенковым, Арсением Канидьевым, Даниилом Шевченко. Еще успевает по всем остальным предметам, любит кататься на велосипеде, выращивать цитрусовые, читать книги.

— Мама меня ругает, что если я увижу книгу, то оторвать меня от нее уже невозможно, — признается Егор, — но там ведь так интересно написано!

У Егора есть две большие мечты: первая — стать программистом, как старший брат, а вторая — побывать на тропическом острове, где много попугаев и обезьян.

— Я просто обожаю попугаев, у меня дома живет один. Однажды он увидел ручной скейт и нечаянно на нем прокатился. Это получилось случайно, но ему очень понравилось! Теперь он катается на скейте, сколько захочет: мы попугая в клетке не держим.

Учитель начальных классов гимназии № 6 Татьяна Камышова рассказала, что за все 30 лет ее педагогической практики такой ученик, как Егор Лифарь, появился впервые.

— И что удивительно: если в математике у Егора настоящий прорыв, то по остальным предметам он учится на «отлично», не разделяя уроки на «главные» и «неглавные», ему интересны все, — пояснила Татьяна Сергеевна. — Еще удивительно, что, даже приехав с очередной олимпиады, Егор успевает сделать все уроки. В нашем классе подобралась команда сильных «олимпиадников» — это как раз те лучшие друзья, которых назвал Егор. Я иногда прошу Егора составить задание для математического диктанта для своих же одноклассников. И он отлично справляется и с этим!

В попытке найти в школьном образовании поводы для гордости, в Москве разыскали победителей олимпиад по информатике, лингвистике и математике, чемпионов по шахматам и других юных гениев. Дети сообщили редакции массу умных мыслей, впрочем, оказалось, что в школу они почти не ходят.

Полина Шувалова. 13 лет, чемпионка Европы по шахматам

«Играть меня научила бабушка. С 5 лет я занимаюсь 6 дней в неделю по 4 часа. В 7 лет я сразу поступила в третий класс, но в школу никогда не ходила, занимаюсь дома, только экзамены прихожу сдавать. В школе нельзя выбирать преподавателей, к тому же ты ограничен своим классом. А мне нужно много времени на шахматы. Я просыпаюсь, занимаюсь шахматами, уроками, потом опять шахматами, потом обед, потом опять уроки или шахматы.

Самую большую свою победу я одержала на первенстве Европы в 2013 году — получила 9 очков из 9 возможных. Сейчас я женский мастер ФИДЕ (Международная шахматная федерация. — Прим. ред.), до международного мастера мне остался один балл: у меня есть два, а нужно три. В своей возрастной категории я то ли вторая, то ли первая в Европе — не слежу за рейтингами.

Для меня шахматы — работа, где нужно очень много трудиться. Часто игра длится 5-6 часов, это очень тяжело. Очень интересна психологическая сторона: ты не просто делаешь сильные ходы, но и следишь за противником, за его реакциями, чувствами, взглядом. В упор смотреть на оппонента, конечно, невежливо, но это и не как в футболе, где все внимание на мяче. Я, кстати, очень люблю футбол и летом часто играю во дворе. Думаю, если бы не занялась шахматами, играла бы в футбол. А так я много общаюсь с шахматистами, мы собираемся у кого-нибудь дома, играем в мафию или блиц — это такие быстрые шахматные партии .

Чтобы добиться серьезных результатов в шахматах, нужно быть очень уверенным в себе. Недавно я прочла книгу Дейла Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить», там главная идея в том, что нужно смотреть на вещи трезвым взглядом. Когда волнуешься, нужно представить себе худшее, что может случиться, и смириться с этим».

Егор Лифарь. 12 лет, пятиклассник, призер Всероссийской олимпиады по информатике среди девятиклассников

«Мы с семьей приехали из Новороссийска, потому что с программированием там не очень. В Москве я учусь в 5-м классе, и по результатам Всероссийской олимпиады по информатике у меня третий результат среди девятиклассников. Среди всех классов я 10-й, в России — примерно 50-й среди школьников.

Мне нравится программировать, потому что это правда очень весело — решать задачи, писать код, дебагать его, радоваться, когда он заработает. Хакеры, которые бьют по клавишам с огромной скоростью и взламывают Пентагон, — такое только в фильмах бывает на самом деле у нас все намного медленнее. Мой брат Игорь научил меня сначала паскалю, а чуть больше года назад перевел на C++, и он круче в разы. Чтобы научиться на нем писать, мне понадобилось дня четыре, и теперь я каждый день осваиваю что-то новое.

По вторникам у меня кружок программирования в СУНЦ (специализированный учебно-научный центр МГУ им. М.В.Ломоносова. — Прим. ред.), в четверг занимаюсь с тренером, в пятницу у меня контест: в течение 5 часов без перерыва я решаю задачи, это подготовка к олимпиаде. Еще занимаюсь математикой, чтобы понимать, как решать задачи. Конечно, интерполяционный многочлен Лагранжа можно и не знать, но базовые темы — комбинаторику, теорию графов или теорию чисел — освоить нужно. Некоторые задачи по программированию не решаются без этого.

Я хотел бы связать свою жизнь с программированием. Сначала стать разработчиком, а потом руководителем команды разработчиков. Хотел бы кодить в какой-то крупной компании, как «Яндекс». Вот у «Яндекс.Музыки», например, куча пользователей, для каждого можно спрогнозировать, что ему понравится, зная, что он уже слушал, — это круто. Сам я слушаю The Doors, The Beatles и Arctic Monkeys.

Я читаю geektimes.ru, megamozg.ru, habrahabr.ru и guidehop.com, и некоторые из них уже несколько раз, к сожалению, блокировали в России».

Рагда Ханиева. 13 лет, финалистка вокального шоу «Голос. Дети » на Первом канале

«Мне сейчас 13 лет, а петь я начала в девять. Не помню уже, как именно — просто Всевышний так сделал. Сначала я читала стихи на детских конкурсах и фестивалях — Тютчева, Рождественского, Пушкина, конечно. Прекрасный стих Рождественсого «Человеку надо мало…» — один из моих любимых. А сейчас я уже не могу жить без музыки. Сначала пела дедушке военные песни, он ветеран Великой Отечественной войны. Потом брат во время Кубка FIFA в 2010 году дал мне послушать официальный гимн, и я влюбилась в эту песню, каждый день слушала ее и в итоге выучила. Английский я тогда почти не знала, еле-еле запомнила на слух. И это была моя самая первая английская песня. Я и на китайском тоже пою, как-то в Китае исполняла «Катюшу» и «Подмосковные вечера». А вообще я восхищаюсь Бейонсе и Рианной — это мои иконы. Песни Pretty Hurts и Drunk in Love мои любимые, я их часто переслушиваю. Но к определенному жанру я не привязана, мне вся музыка интересна».

Первый отборочный этап «Голос. Дети» — слепое прослушивание, где судьи сидят спиной к исполнителю и поворачиваются, если он им понравился. На песню Дженнифер Хадсон And I Am Telling You, которую пела Рагда Ханиева, обернулись все судьи, в наставницы она выбрала Пелагею.

«Вокалом я не занимаюсь, не занималась и не буду заниматься: занятия могут кардинально изменить голос, и к естественному тембру уже не вернуться. Но последние три месяца я хожу в музыкальную школу рядом с домом — занимаюсь сольфеджио и фортепиано. Освою фортепиано и перейду на скрипку.

Мама говорит, что учеба — это главное. В школу я на этой неделе я еще не ходила, но стараюсь не отставать, поэтому ко мне домой приходят преподаватели. С математикой я никогда не подружусь, это совершенно не мое — даже если я прозанимаюсь часа два, потом мигом все забываю.

Во время финала «Голоса» деньги от СМС-голосования поступали в фонд «Обнаженные сердца», так зрители спасли много детских жизней. Для меня счастье осознавать, что и я помогла этим очаровательным детям. Сейчас я раз-два в месяц хожу в онкологические центры на Ленинском и Каширском шоссе. Пою для детей и дарю им мыло, которое сама варю. Однажды установила рекорд и за день сварила 200 кусочков мыла.

Я не певица, я музыкант и свою жизнь, конечно, вижу так: хочу дарить людям радость, музыка ведь лекарство. Попозже думаю поехать учиться в музыкальную школу в Англию. А потом вернуться в Россию, это моя родина».

Мария Аристова. 16 лет, призер Международной олимпиады по лингвистике

«Я интересуюсь социолингвистикой, тем, как язык используется разными людьми в зависимости от их пола, возраста и других аспектов. В 8-м и 10-м классах каждый ученик нашей школы «Интеллектуал» защищает личный проект. Я в своей работе исследую различия в мужской и женской повествовательной речи. Испытуемым я даю один из комиксов датского карикатуриста Херлуфа Бидструпа, там нет реплик, и ребята должны рассказать увиденную историю. Пока что мне кажется, что повествовательная речь мальчиков и девочек моего класса не отличается.

В целом комиксы Бидструпа выглядят примерно так.

Я еще не выбрала, какой лингвистикой хочу заниматься — компьютерной или полевой. Сейчас я учу английский, немецкий и латынь. Но успела поучить и испанский, и китайский, и французский. Очень хочу выучить ирландский или древнеисландский или какой-нибудь семитский язык. Хожу на лекции Зализняка, читаю Кронгауза, Успенского «Слово о словах».

На олимпиадах лингвистические задачи в основном на логику. Они самодостаточные, тебе не нужно знать никаких дополнительных иностранных языков для ее решения, но широкий кругозор и знание иностранных языков помогает отвлечься от русского и смотреть шире. То есть иногда очень полезно вспомнить, что девочка в немецком языке среднего рода.

В самой сложной задаче Международной олимпиады были даны слова на одном африканском языке и их перевод на русский в перепутанном порядке. Нетривиальность задачи была в том, что у этого африканского племени странные понятия — они считают, что душа находится в печени человека, поэтому все чувства связаны с ней. Нужно было об этом догадаться. Чаще всего в таких задачах используются языки затерянных африканских и индейских племен, на которых говорят 10 человек в мире».

Максим Дидин. 16 лет, победитель Международной олимпиады по математике

«В школу я пошел только с 5-го класса, до этого меня всему учили родители. С папой я занимался математикой и шахматами с 2 лет, а на школьных уроках математики ни разу в жизни не бывал: я негативно отношусь к типовым заданиям, к решению похожих друг на друга задач. В математике ко всему нужно уметь прийти самому. Любую отдельную теорему можно забыть и вывести самостоятельно. Математика бесконечна. А доказательства нужно искать самые простые и красивые. Если в задаче что-то не нравится, есть какое-то сложное условие, от него всегда можно избавиться.

Физика — это та же математика, только нужны еще руки для экспериментов. Химия тоже интересная наука. Уксуса, соды и перекиси достаточно, чтобы сделать удивительные вещи. Мне повезло, что у нас большой дом, у меня в кладовке своя лаборатория. Родители, конечно, волнуются, просят получать меньше водорода и лить меньше нашатырного спирта.

Но больше всего я люблю геометрию. Она такая красивая — что-нибудь подрисовал, и все стало понятно. Правда, стереометрию я на бумаге чертить почти не умею, в основном все представляю в уме.

Благодаря олимпиадам я побывал в ЮАР, Индии и Иране, в Сингапуре, Индонезии. На меня большое впечатление произвела Южная Африка. В Кейптауне удивительная дикая природа, плоская Столовая гора, по которой можно часами гулять. На Яве мне не очень понравилось — очень много людей и жарко, хотя через море видно вулкан Кракатау. Еще одна из олимпиад проходила на Кавказе, мне очень понравилось, я никогда до этого не видел таких гор.

Вообще, судить о способностях человека по результатам олимпиады не всегда справедливо. Многое зависит от удачи — иногда удается решить самую сложную задачу, но не получается среднюю. Мне недавно сняли целых три балла за глупые описки, времени не хватило нормально дописать предложение. Я вообще очень криво пишу».

Фотографии: Мария Кушнир. Интервью: Рената Серебрякова

В августе в Тегеране пройдет 29-я Международная олимпиада по информатике среди школьников. В составе национальной сборной Россию представят двое участников июньской смены Образовательного центра «Сириус» - 7-классник Егор Лифарь из Москвы и 10-классник Денис Шпаковский из Челябинска. В Центре ребята занимаются олимпиадной информатикой и программированием всероссийского и международного уровней.

С 10 по 28 июня в Образовательном центре для одаренных детей впервые организована образовательная программа по информационным технологиям. Ее участниками стали 48 школьников из числа победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике за 2016/17 учебный год.

Сильнейшие юные информатики страны съехались в «Сириус» из 13 регионов и представляют Белгородскую, Иркутскую, Кировскую, Московскую, Нижегородскую Самарскую, Свердловскую, Челябинскую и Ярославскую области, Республики Татарстан и Удмуртия, Москву и Санкт-Петербург.

Руководит сменой Андрей Сергеевич Станкевич, кандидат технических наук, доцент кафедры компьютерных технологий Университета ИТМО, бессменный тренер по спортивному программированию. Под его руководством университетская сборная 15 лет подряд становится чемпионами и призерами Международной студенческой олимпиады по программированию.

Смена многопрофильная, но основной упор мы делаем на подготовку к олимпиадам (всероссийской и международной). В «Сириусе» проводим занятия по современной информатике и технологиям программирования. Школьников разделили на три группы - по уровню их подготовки и рейтингу. В частности, ребята решают аналогичные международной олимпиаде задачи, посещают профильные лекции по сложным структурам данных, - рассказывает Андрей Станкевич.

Самый юный участник смены - он же самый юный член национальной сборной страны по информатике - Егор Лифарь. В свои 14 лет Егор занимается информатикой по 6-8 часов в сутки и считает это делом своей жизни, с которым хочет связать профессиональное будущее.

Средний возраст участников международных олимпиад - 16-17 лет и в этом отношении Егор - уникальный школьник. Начав в 3 классе участвовать в профильных олимпиадах по информатике вместе с 8 и 9-классниками, он сразу обратил на себя внимание педагогов математики в родном Новороссийске. Теперь Егор учится и живет в Москве, а в августе он выступит за сборную России в Тегеране.

Его коллега по сборной Денис Шпаковский - десятиклассник физико-математического лицея №31 г. Челябинска. Денис заинтересовался программированием в 6-м классе, стал посещать занятия кружка по изучению программирования на языке PASCAL, в 9-м - занялся олимпиадным программированием, одновременно изучая другой язык программирования С++.

Соперников нельзя недооценивать. Поэтому приходится много готовиться, чтобы хорошо выступить, - рассказывает в преддверии поездки на 29-ю Международную Олимпиаду по информатике Денис Шпаковский. Волнения, по словам школьника, у него нет, но есть многочасовые тренировки круглый год, по 5-6 часов.

Егору и Денису может пригодиться опыт другого участника июньской смены - Михаила Анопренко. Школьник из Санкт-Петербурга входил в национальную сборную на Международной олимпиаде по информатике-2016, проходившей в Казани. На прошлогодней олимпиаде, участниками которой стали национальные команды из 80 стран мира, россияне завоевали три золотых медали и заняли второе общекомандное место следом за командой Китая.

Среди трех десятков участников Егору удалось занять 12-е место. Корреспондент «НР» решила подробно расспросить ученика 3-го класса «Б» о том, как ему удалось так успешно выступить. — Лифарь Егор Игоревич, — просто представился юный математик и так же спокойно рассказал о своей дружбе с цифрами и задачами с самого раннего возраста. — Моя мама Оксана Ивановна Лифарь начала заниматься со мной математикой еще с пяти лет по детским книжкам с разными заданиями. Потом мы перешли на учебники Петерсона, их я тоже прорешал с первого класса по шестой. Сейчас еще занимаюсь в Центре дополнительного образования имени Бернулли. Занятия проходят в Новороссийске, в школе № 5, я и мой друг Никита Кеба ходим туда, а наш учитель Игорь Владимирович Федоренко приезжает из Краснодара. — Егор, как ты попал на краевую олимпиаду? — Мы приехали туда с мамой на автобусе вместе с ребятами из Новороссийска, в основном все они — ученики восьмых классов. Олимпиада проходила несколько дней в Кубанском государственном университете, мы там обедали, а жили в гостинице. Когда нам раздали задания, мне сказали: реши хотя бы одну задачу. А я решил две, а потом еще одну. — Тебе никто из старших не подсказывал? — Мы все сидели далеко друг от друга за разными столами, и взрослые смотрели, кто как решает. Додумался сам. Судя по всему, Егор ничуть не загордился от такого успеха. На олимпиаде ему очень понравилось: было весело, кормили вкусно, да еще и день рождения самого Егора подоспел — с тортом, пиццей и подарками. — Мне подарили 3-D пазлы, из них можно собрать макет собора, как в Петербурге, я уже одну стену собрал, — рассказал Егор и тут же сообщил, что очень любит свою семью и учительницу — Татьяну Сергеевну Камышову, которая дает ему много интересных заданий. Егор считает, что ему есть в кого быть отличником. — Папа Игорь Иванович Лифарь (сейчас он в рейсе) занимался со мной русским языком, а старший брат — Игорь Игоревич (второкурсник МГУ) — информатикой. Моя мама в четвертом классе решала один вариант контрольной по математике за 15 минут, а брат — победитель всероссийских олимпиад по информатике. Перечисляя языки программирования, которые Егор освоил с помощью брата, мой собеседник вызвался сам записать в журналистском блокноте их названия — Pascal и C++. Он был готов написать и название своей работы, с которой на городской научно-практической конференции занял 1-е место — «Графические объекты в декартовых координатах генерации изображения средствами языка программирования Pascal». Вот так-то! Столь объемное название научного труда я записала сама, но Егор, как мне показалось, готов был и доклад пересказать, и даже его законспектировать. Казалось бы, при такой увлеченности одним предметом на остальное и времени не остается. Но только не у Егора! Он с удовольствием общается с лучшими друзьями — Сашей Савенковым, Арсением Канидьевым, Даниилом Шевченко. Еще успевает по всем остальным предметам, любит кататься на велосипеде, выращивать цитрусовые, читать книги. — Мама меня ругает, что если я увижу книгу, то оторвать меня от нее уже невозможно, — признается Егор, — но там ведь так интересно написано! У Егора есть две большие мечты: первая — стать программистом, как старший брат, а вторая — побывать на тропическом острове, где много попугаев и обезьян. — Я просто обожаю попугаев, у меня дома живет один. Однажды он увидел ручной скейт и нечаянно на нем прокатился. Это получилось случайно, но ему очень понравилось! Теперь он катается на скейте, сколько захочет: мы попугая в клетке не держим. Учитель начальных классов гимназии № 6 Татьяна Камышова рассказала, что за все 30 лет ее педагогической практики такой ученик, как Егор Лифарь, появился впервые. — И что удивительно: если в математике у Егора настоящий прорыв, то по остальным предметам он учится на «отлично», не разделяя уроки на «главные» и «неглавные», ему интересны все, — пояснила Татьяна Сергеевна. — Еще удивительно, что, даже приехав с очередной олимпиады, Егор успевает сделать все уроки. В нашем классе подобралась команда сильных «олимпиадников» — это как раз те лучшие друзья, которых назвал Егор. Я иногда прошу Егора составить задание для математического диктанта для своих же одноклассников. И он отлично справляется и с этим!

Всероссийская олимпиада школьников, самое престижное интеллектуальное состязание, подошла к концу. В 14 городах России прошел заключительный этап олимпиады по 21 общеобразовательному предмету, участие в котором приняли свыше 4,5 тысяч обучающихся. Жюри определили самых одаренных учеников страны, бизнес-структуры отобрали стипендиатов, а образовательные организации получили дополнительные баллы за подготовку учеников. Как проходил заключительный этап олимпиады и что ждет победителей и призеров в недалеком будущем, мы обсудили с заместителем директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Сергомановым Павлом Аркадьевичем.
-Добрый день! Завершился заключительный этап олимпиады школьников. Как вы оцениваете организацию и его проведение?
- Добрый день. Завершился заключительный этап очередной всероссийской олимпиады школьников, которая ежегодно проходит при поддержке Правительства Российской Федерации и Министерства образования и науки. Был ли он сложный? Конечно, был. Организовать такое количество школьников достаточно сложно.
Я хотел бы выразить отдельную благодарность высшим учебным заведениям, учебным центрам, школам и санаториям, которые принимали участников, помогали организовать рабочие места, питание, проживание, обеспечили экскурсионную программу и досуг участников олимпиады. Это огромный пласт работы, с которым они в целом блестяще справились.
Отдельную благодарность стоит выразить волонтерам, которые принимали самое активное участие в обеспечении проведения соревнований.
Ну и, конечно, не могу не отметить титанический труд членов жюри, которые проверяли детские работы, оценивали и обсуждали каждый ответ, рассматривали апелляции и снова оценивали работы.
- Каким образом подбирали жюри?
- Выбор жюри - ответственное дело, которое требует внимательного подхода к квалификации людей, к их репутации. Мы привлекаем к оценке работ участников олимпиады профессоров и докторов наук в различных сферах, руководителей вузов и кафедр, выдающихся биологов, химиков, математиков, физиков, литераторов, заслуженных учителей и талантливых преподавателей.
Это люди, которые не только имеют высокие научные достижения, но и заслужили своей деятельностью авторитет в обществе.
- Расскажите, по какому принципу формировались олимпиадные задания. Ребята разделились во мнениях: одни говорили, что задания были достаточно простыми, а другие - что задачи были просто невыполнимыми.
- Все задания к предметным олимпиадам регионального и заключительного этапов всероссийской олимпиады школьников составляютсяцентральными предметно-методическими комиссиями олимпиады. В состав каждой такой комиссии обязательно входят именитые научные деятели, преподаватели вузов, заслуженные деятели науки и образования России, практикующие философы, журналисты, программисты и другие специалисты.
При составлении заданий комиссия, конечно, ориентируется на возраст участников и их подготовку. Но всероссийская олимпиада школьников не ставит перед собой цель проверить знания школьной программы. Для этого существуют контрольные работы и экзамены. Мы хотим выявить действительно одаренных детей, которые уже имеют глубокие знания предмета, умеют решать сложные, нестандартные задачи, обладают широким кругозором и недюжинной смекалкой. Действительно, задания олимпиады очень сложные и требуют от школьников высокой подготовки. Олимпиада ставит перед собой цель выявлять лучших из лучших. А самые достойные будут представлять нашу страну на международных соревнованиях.
Всероссийская олимпиада школьников позволяет вузам определить одаренных детей и принять их в ряды своихстудентов. А бизнес-структуры готовы выделять стипендии на обучение таких детей с прицелом на то, что они получат себе в будущем высококвалифицированныхработников.
Всероссийская олимпиада школьников - это не просто интеллектуальное состязание. Это реальный шанс для ребят, особенно из регионов, проявить себя, подняться еще на одну ступень к достижению своей мечты.
- Были ли на олимпиаде участники, которые вам особо запомнились?
- Все участники индивидуальные и неординарные личности. Не забывайте, в свои школьные годы они владеют умом, знаниями и навыкамипорой значительно превосходящими студентов университетов. Все ребята очень умны, настойчивы, обладают выдержкой и самоконтролем уже сформировавшихсявзрослых людей.
Если говорить об особо талантливых, то, пожалуй, я назвал бы Егора Лифаря из Москвы. Этот пятиклассник принимал участие в заключительном этапе олимпиады по информатике и компьютерным технологиям. Он блестяще выполнил все задания наравне с учащимися 9 классов и стал призером олимпиады. Я считаю, что у ребенка просто огромный потенциал, и при правильной работе с мальчиком со стороны учителей и родителей можно вырастить настоящего компьютерного гения. Здесь как раз тот случай, когда важно не переусердствовать.
- Мы подошли к вопросу влияния учителей и родителей в вопросах воспитания. Что бы вы могли сказать по этому поводу?
- Родители и педагоги оказывают наибольшее влияние на школьников. Прежде всего, конечно же семья, родители. Слаженная работа учителей и родителей позволяет вовремя выявить и развить таланты ребенка. Поэтому очень важно уже с начальной школы присматриваться к детям, проверять их знания и навыки и, главное, мотивировать учиться и развиваться.И, наверное, важно помнить, что главный талант это желание, - желание добиться своего, желание воплотить свою мечту в жизнь.
Важно отметить, что ни один из участников всероссийской олимпиады не обошелся без самоподготовки. Многие занимались с персональными тренерами, проходили дополнительное обучение в региональных центрах для одаренных детей. Но ребята признались, что готовились еще и дома: решали задачи прошлых олимпиад, которые размещены а официальном сайте олимпиады rosolymp.ru , читали дополнительную литературу. Это позволило им стать участниками, а затем призерами и победителями олимпиады.
- И что теперь ждет призеров и победителей?
- Наша страна заинтересована в выявлении и развитии одаренных детей. Нам нужны профессионалы во всех областях. Поэтому каждый призер или победитель уже получил право поступления в любой вуз по специальности, соответсвующий профилю олимпиады, без экзаменов. Если же абитуриент выбирает другую специальность, то диплом призера или победителя засчитывается как 100-процентный результат ЕГЭ по профильному предмету.
Кроме этого, лучшие участники олимпиады будут награждены денежными премиями для поддержки талантливой молодежи в размере 30 и 60 тыс.рублей. Как я говорил ранее, многие бизнес-структуры готовы спонсировать обучение одаренных детей и трудоустроить их.
Мы отбираем участников для представления страны на международных соревнованиях, а это огромная заслуга. Поверьте, работодатели не пропускают такиекадрымимо.
- Что бы вы пожелали участникам олимпиады будущих лет?
- В первую очередь, не бояться пробовать свои силы. Лучше попробовать и почувствовать высокую планку требований, чем не пробовать вообще. Также хотел бы пожелать всем будущим участникам олимпиады быть настойчивыми в достижении своих целей. Государство создало одинаковые условия для развития каждого ученика независимо от места проживания. И надо использовать этот шанс.
- Спасибо за беседу.
(Для подверстки)
Что говорят сами участники заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников.
Кобзева Анна, участница олимпиады по русскому языку, г.Москва:
- Я осталась очень довольна справедливым судейством и организацией олимпиады в целом: для нас были созданы все условия для комфортной работы, все были очень доброжелательные. Я бы приехала ещё раз. Что касается конечного результата олимпиады ‑ я бы хотела, конечно, получить больше баллов, но считаю, что набрала ровно столько, сколько заслуживаю.
Иван Старостин, победитель олимпиады по астрономии, г. Москва:
- Чтобы выиграть, надо учить теорию. Потому что если ты не знаешь предмет, то вряд ли сможешь решить по нему задачи. Во-вторых, даже если зазубришь всё, то по таким предметам, как астрономия, ты сможешь победить только в том случае, если у тебя есть талант. Считаю, что талант мне очень сильно помог. В следующем году попробую дойти до заключительного этапа по физике и математике и попытаюсь определить, где я лучше, где я больше пригожусь обществу.

Также организаторы подобрали самые забавные выдержки из работ участников олимпиады по экологии.
«Рост численности мамонтов не влиял на победы Чингисхана».
«Монголы не питались мамонтами. Мамонты не могли жить во влажном мягком климате, им нужен холод».
«Инвазия — это порча».
«Чёрный таракан перемахнул с переселенцами через Уральские горы».
«Множество видов интродуцировано человеком, например, кролики в Австралии, уничтожавшие растительность, или пресловутые еноты-нацисты».
«За борт прицепилась хищная морская звезда, размножилась и стала менять экосистему».
«Нашествие амброзии».
«Экосистема лужи не нуждается в панде, как экосистема влажного тропического леса в ките».
«Зелёная эвглена не может быть использована для производства топлива, так как это негуманно - «зелёные» будут против».
«Известны массовые самоубийства леммингов при помощи прыжков со скал».

Статьи по теме: