Игровая программа по экологии для детей начальной школы. Конкурсно- игровая программа"береги природу"

Сценарий игровой программы

«Зелёная планета собирает друзей»

Цель: создание условий для формирования экологической культуры у участников программы; воспитание коммуникативности, чувства ответственности, умения работать в команде, коллективизма.

Оборудование: - презентация;

- разрезанные картинки;

- бумага, цветные карандаши, фломастеры;

Карточки с заданиями;

Платочки по числу команд (для завязывания глаз);

Верёвочки по числу команд (для завязывания ног);

Чёрный ящик;

Пакеты для сбора мусора, мусор;

Воздушные шарики;

Яблоки по количеству команд;

Фонограмма песни Н.Королёвой «Маленькая страна», слова песни;

Картинку зелёной планеты, цветные кружочки – «смайлики», клей;

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте! Я рада приветствовать всех участников нашей программы «Зелёная планета собирает друзей». Сегодня к нам в гости пришли не только экологи, но и ребята из других творческих объединений.

(Деление на команды по разрезанным картинкам).

1 задание «ВИЗИТКА»

В: ваша задачапридумать название команды и оформить её визитку, которая будет отражать интересы и характер членов команды (5 баллов).

Ведущий: команды представлены и нам пора начинать игровую программу. Хотя люди и считают, что они достаточно хорошо изучили природу, но тем неменее она преподносит и преподносит нам свои неожиданные подарки, раскрывает секреты и тайны. И вы должны сегодня преодолеть, выполнить и раскрыть все приготовленные

для вас природные секреты, тайны и неожиданности.

2

В: прежде чемзаниматься изучениемтаинств природы мы проверим, знаете ли вы экологический словарь. Найдите пары соответствия слова и его значения. (Правильный ответ – 1 бал)





6. Гречиха е) вулкан.


11. Чистотел л) диета.
12. Антилопа м) баня.

(Ответы: 1 – и; 2 – з; 3 – к; 4 – а; 5 - г; 6 – б; 7 – д; 8 – е; 9 – ж; 10 – в; 11- м; 12 – л)

Шуточная игра «УКРАДЕННОЕ СОЛНЦЕ»

В: для участия в игре потребуется по четыре человека из команды. Правила игры: на стуле со связанными ногами сидит игрок - «солнце», которого охраняет другой игрок- «туча». У «тучи» завязаны глаза. Задача «спасателя» - освободить «солнце» из плена «тучи», развязав у «солнца» ноги. «Туча» препятствует этому. Если она прикоснулась к спасателю «солнца», то он проиграл, и его должен заменить другой представитель команды. Выигрывает та команда, игрок которой освободит «украденное солнце». (Победитель приносит команде - 2 балла).

3 задание «ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР»

В: вам нужно из предложенных вариантов ответов выбрать правильный. (Правильный ответ – 1 бал)

Внимание на экран.

Вопрос 1 (1 слайд):

- в Чёрное море,
- в Средиземное море,
- в Каспийское море.

Вопрос 2 (2 слай):
Цунами является последствием:
- шторма,
- подводного землетрясения,
- столкновения кораблей.

Вопрос 3 (3 слайд):

- Красного моря,
- Белого моря,
- Синего моря,
- Жёлтого моря.

Вопрос 4 (4 слайд):
Что растёт на дне морском?
- морской лопух
- морской лук
- морская капуста

Вопрос 5 (5 слайд):
Кто в море не живёт?
- морская черепаха
- морской чёрт
- морская свинка
- морской окунь
- морской ёж

Вопрос 6 (6 слайд):

- луна
- солнце
- ветер

4 задание «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»

В: ваша задача, задавая однозначные вопросы для ответов «Да» или «Нет» угадать, что находится в чёрном ящике.

Экологическая ЗАДАЧА

Шла из леса тетя Зина,
Сто грибов несла в корзине.
Подошел Лисичкин Колька
– Тетя Зина, белых сколько?
- Сыроежек много было
Я считала, но забыла,
Белых меньше в десять раз,
Это помню как сейчас.
Есть тут парочка маслят
И десяточек опят…
- Ну а белых, белых сколько?
- Вот не помню да и только!
Кто подскажет тете Зине,
Сколько беленьких в корзине?

(Ответ: 80 сыроежек, 8 белых грибов).

5 задание «КРИПТОГРАММА»

В: расшифровать шифровку, для этого нужно отгадать четыре ключевых слова. Каждая буква в этих ключевых словах приближает вас к итоговой фразе, которую зашифровали (7 слайд)

Ключевые слова:

1, 2, 3, 4, 5 – третий день недели. (Среда.)

6, 7, 8, 9, 5 – учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)

10, 8, 11, 15 – нижние конечности человека. (Ноги.)

12, 8, 13, 14, 5 – верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)

Шифровка:

Ответ: Береги лес – наше богатство.

6 задание «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АБОРДАЖ»

В: Но что это? Нам пришли телеграммы!

Срочные! Вот, пожалуйста:

1 телеграмма

«Срочно. От Бабы-яги. Пропадаю, погибаю. Сломала последнюю костяную ногу о мусор, который туристы оставили». Вот вам и первая проблема - засорение окружающей среды. Наши туристы ведут себя в лесу неправильно. Кто расскажет, как нужно вести себя в лесу?

(Ребята отвечают на вопрос. Все ответившие получают жетоны)

По одному человеку от команды участвуют в конкурсе «Кто быстрее уберет поляну». Участникам завязывают глаза, и они ищут разбросанные предметы. После окончания конкурса подводится итог. (Баллы команды получают по количеству собранного мусора по мере убывания).

2 телеграмма

Еще одна телеграмма, от вороны: «Это что же такое делается, граждане? Родное гнездо душегубы разорили. Без крыши над головой на старости лет оставили. Я теперь не ворона получаюсь, а бомж. Примите срочно меры, а то я до самой ООН дойду. Хулиганы вы этакие».

Так ворона и погибнуть может! Поэтому следующая экологическая проблема - резкое сокращение биологического разнообразия на планете. Сейчас ежегодно в мире гибнет несколько видов животных и растений. Вы знаете, кто такой вомбат? Это сумчатый грызун, живет в Австралии, напоминает маленького бурого медвежонка. У него есть одна особенность - за 10 минут он способен прогрызть дыру в толстой бревенчатой стене.

А насколько вы быстро можете грызть мы сейчас посмотрим.

Испытание для одного участника команды. Вам нужно съесть яблоко.

3 телеграмма

Телеграмма от Красной Шапочки: «У бабушки в огороде солнце выжгло всю капусту. Не с чем делать пирожки. Помогите! Голодаем». Почему же сгорела капуста у бабушки? Над огородом нарушился озоновый слой. А что же такое озоновый слой и где он находится?

(Дети отвечают, что озон скапливается на высоте 15-60 км, образует защитный экран, спасающий нас от ультрафиолетовых лучей, и получают жетоны).

Если озона становится мало, то появляется «озоновая дыра», причиной которой являются аэрозоли. А что такое аэрозоли?

Это баллончики, из которых мы распыляем краску, лак для волос, освежители воздуха и т. д. В этих баллончиках содержатся вещества, разрушающие озоновый слой. Но озоновый слой способен восстанавливаться. Вы замечали, как легко дышится после грозы в сосновом лесу? А теперь посмотрим, кто из вас чаще гуляет в лесу после грозы.

Каждой команде надо надуть по два воздушных шарика до того чтобы они лопнули. (Баллы начисляются по мере убывания).

Ведущий :
- Такое хорошее настроение – прямо петь хочется! А вам? Есть какая-нибудь хорошая песня про экологов (к залу)? А у меня есть.

Исполнение песни «Маленькая страна экологов» (на мотив Н.Королёвой «Маленькая страна»)
1.Есть в одном городе чудесном
Чернушкой зовется он
Маленький уголочек детства
Счастье найдешь ты в нем
Там детский смех всегда искрится,
Там зла и горя нет,
Там суждено мечтам всем сбыться,
И удивить весь свет.
Припев :


Где она, где она.

Там, где душе светло и ясно,
Там, где всегда весна.

2. В эту страну приходят дети,
Мир вокруг нас познать.
И совершив свое открытие,
Юным ученым стать.
Здесь вам всегда про все расскажут,
Знаний откроют дверь,
Много чудес земных покажут,
Много чудес, поверь!
Припев :
Маленькая страна экологов, маленькая страна
Кто мне расскажет, кто подскажет,
Где она, где она.
Маленькая страна экологов, маленькая страна,
Там, где душе светло и ясно,
Там, где всегда весна.
***
Маленькая страна экологов
Маленькая страна,
Здесь хорошо учиться детям,
Им второй дом она.
Маленькая страна экологов,
Маленькая страна,
Здесь вам всегда открыты двери –
Здесь жизнь любви полна!

Рефлексия мероприятия : а сейчас вот на этих цветных кружочках нарисуйте своё настроение, т.е. смайлик и приклейте его на «Зелёную планету» экологов.

В: сейчас каждая команда должна выбрать участника, который принёс команде большое количество баллов.

Подведение итогов. Награждение.

Приложение

Задание «Бестолковый словарь»

Команда

1. Косинус а) это такой лес, в котором хорошо дремать.
2. Заморить червячка б) греческий грипп.
3. Покладистое животное в) любитель плавать кролем.
4. Дремучий лес г) это сложный многоклеточный организм.
5. Тетрадь д) сброс промышленных отходов.
6. Гречиха е) вулкан.
7. Чернослив ж) популярный эстрадный певец.
8. Изверг з) опрыскать сад химикатами.
9. Известняк и) уборочная страда.
10. Кролик к) верблюд с поклажей.
11. Чистотел л) диета.
12. Антилопа м) баня.

Задание «Правильный выбор»

Команда ________________________________

Задание «Криптограмма»

Команда ________________________________

Шифровка:

12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 – 10, 5, 6, 3, 12, 8, 11, 5, 13, 1, 13, 14, 8.

___________________________________________________________________ .

Ответы для жюри.

Задание «Бестолковый словарь»

Ответы: 1 – и; 2 – з; 3 – к; 4 – а; 5 - г; 6 – б; 7 – д; 8 – е; 9 – ж; 10 – в; 11- м; 12 – л

Задание «Правильный выбор»

    В какое море впадает великая русская река Волга?
    - в Чёрное море,
    - в Средиземное море,
    - в Каспийское море.

    Цунами является последствием:
    - шторма,
    - подводного землетрясения,
    - столкновения кораблей.

    Какого моря в природе не существует?
    - Красного моря,
    - Белого моря,
    - Синего моря,
    - Жёлтого моря.

    Что растёт на дне морском?
    - морской лопух
    - морской лук
    - морская капуста

    Кто в море не живёт?
    - морская черепаха
    - морской чёрт
    - морская свинка
    - морской окунь
    - морской ёж

    Что влияет на морские приливы и отливы?
    - луна
    - солнце
    - ветера

Задание «Криптограмма»

Ответ: Береги лес – наше богатство.

ЭКОПОЛИС

Возраст участников: 13-15 лет.

Реквизит:

  • 3 стола, стулья;
  • 4 ручки - 2 синих, 2 красных;
  • 2 фломастера,
  • 3 листа ватмана,
  • карточки с заданиями.

    ХОД ИГРЫ

    Ведущий.
    Первое задание - разминка.
    (см. приложение, страница 3)

    Загадки

    Перепончатые лапки,

    То ли лапки, то ли тапки.

    Сам он - крупный, белый

    Рыболов умелый.

    Он ныряет, как матрос,

    Бойкий, шумный... (альбатрос) .

    ЭКОПОЛИС

    Интеллектуально-познавательная игровая программа по ЭКОЛОГИИ

    Возраст участников: 13-15 лет.

    Реквизит:

  • 3 стола, стулья;
  • 4 ручки - 2 синих, 2 красных;
  • 2 фломастера,
  • 3 листа ватмана,
  • карточки с заданиями.

    В игре принимают участие 3 команды по 5 человек. Каждая команда готовит название, эмблему, девиз-слоган. Игровые задания и методические приемы игр, конкурсов могут использовать в поурочной работе учителя биологии, ботаники, географии. В состав жюри входят 2 педагога-предметника (география, ботаника, химия).

    ХОД ИГРЫ

    Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята! Одно из основных правил экологии гласит: «В природе все связано со всем». Человек как природное существо также связан со всем. Все живые организмы живут в тесном соседстве, но человек в ходе своей хозяйственной деятельности нарушает сообщество растений и животных. Поэтому необходимо тщательнейшим образом учитывать все возможные последствия каждого случая вмешательства человека в жизнь природы.
    Первое задание - разминка.
    Вам предлагается расшифровать текст телеграммы (см. приложение, страница 3) , написанной на листе ватмана разноцветными кружочками. На каждый кружочек дается загадка, отгадав которую и записав начальные буквы ответа можно прочесть телеграмму.

    Загадки

    Перепончатые лапки,

    То ли лапки, то ли тапки.

    Сам он - крупный, белый

    Рыболов умелый.

    Он ныряет, как матрос,

    Бойкий, шумный... (альбатрос) .

    Ведущий объясняет правила выполнения задания.

    • Команда выбирает из разложенных на столе карточек с буквами одну. По сигналу ведущего команда пишет список животных и птиц на данную букву. Засекается время - 1 минута. По истечении срока ведущий заменяет цвет ручки. Команда выбирает другую букву и пишет список растений и деревьев, название которых начинаются с этой буквы.
    • На листе ватмана каждая команда изображает биоценоз из тех элементов, которые есть среди перечисленных ею в обоих списках. Если команда затрудняется, то ведущий предлагает внести в модель дополнительные элементы, но за это команда получает минус 1 балл.
    • Из карточек антропогенного воздействия: загрязнение площади нефтью, обезвоживание и засоление окружающих территорий, радиационный выброс по соседству, загрязнение окружающей среды минеральными удобрениями, физическое истребление некоторых элементов - команда выбирает любую. Обсуждает 3 минуты и дает свои объяснения относительно вреда данного вида воздействия на биоценоз, предлагает мероприятия, которые могли бы исправить нанесенный ущерб.

    Конкурс оценивается по 5-балльной системе: полнота, правдоподобность биоценоза; объяснение влияния антропогенного воздействия; мероприятия по исправлению ущерба.

    Ведущий. Жители города часто осознают, что их окружает неблагоприятная экологическая среда из-за наличия в городе промышленных предприятий. Но если закрыть заводы, то будут недовольны рабочие и те люди, которые пользовались продукцией завода. Что можно сделать для улучшения ситуации? Следующий конкурс называется «Экополис».

    Командам дается карта местности, на которой предлагается построить город. 3000 бонов выделяется на строительство города. Надо создать оптимальные условия жизни для 30 000 человек, из которых 45% - трудоспособное население; 30% - дети и обучающаяся молодежь; 25% - пенсионеры.

    Команде необходимо расставить объекты на карте, создать хорошие социальные условия жизни для населения города, получить за год 1000 бонов дохода при минимальном количестве ущерба, произвести подсчет бюджетных поступлений и экологического ущерба за год.

    Команды получают карточки с символами объектов (см. приложение, страница 3) . Время работы - 15 минут.

    Ведущий. Послушайте рассказ, назовите ошибки, совершенные школьниками.
    «...Громкой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы - белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
    Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Мишка повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали в руках теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой - в школе пригодится. В лесу много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравейные палочки. Постепенно начали набегать тучи, стало темно, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
    С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Весело прошел день».

    Команды составляют список ошибок.

    Ошибки

    1. Громкая музыка в лесу распугает птиц и зверей.
    2. Вырывать грибы и сбивать несъедобные нельзя - разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, исчезает сообщество «грибы - деревья».
    3. Для костра собирают сухие ветки, а не ломают. В жару костры разводить запрещено.
    4. Полиэтилен разрушается плохо, в течение 220 лет, банки - 100 лет.
    5. Костер следует забросать землей или залить водой.
    6. Трогать яйца птиц нельзя - птица может не сесть на яйца.
    7. Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова вернуть в лес.
    8. Не следует что-то проталкивать в муравейник, нарушаются взаимоотношения в сложном сообществе.
    9. Прятаться во время грозы под деревом опасно.
    10. Цветы рвать не надо, их сорванная жизнь недолговечна.

    Проводится подведение итогов игры, награждение победителей.

    Ведущий.

    Ты, человек, любя природу,
    Хоть иногда ее жалей:
    В увеселительных походах
    Не растопчи ее полей;
    В вокзальной сутолоке века
    Ты оценить ее спеши:
    Она - твой давний добрый лекарь,
    Она - союзница души.
    Не жги ее напропалую
    И не исчерпывай до дна.
    И помни истину простую:
    Нас много, а она - одна.
    В. Шефнер

    Таблицы для конкурсного задания «Экополис»:

    Производственная сфера

    Объект Стоимость объекта Доход от объекта Сумма экологического ущерба в год Количество работающих
    Нефтехимический комбинат 1000
    350
    300
    4000
    Целлюлозно-бумажный комбинат 800
    180
    800
    6000
    Металлургический завод 1000
    200
    180
    6000
    Кирпичный завод 500
    250
    30
    1600
    Пищекомбинат 700
    150
    80
    1400
    Часовой завод
    500
    150
    5
    1500
    Тепличное хозяйство
    300
    70
    5
    300
    Завод по переработке урана
    1500
    1000
    700
    4000
    Механический завод
    800
    220
    30
    5500
    Швейная фабрика
    270
    100
    2
    1500
    Строительная фирма
    500
    250
    15
    1000

    Социальная сфера и сфера бытового обслуживания

    Объект Стоимость объекта
    Доход от объекта
    Сумма экологического ущерба
    в год
    Количество работающих
    Школа
    50
    -
    -
    70
    Детский сад
    50
    -
    -
    50
    Сквер
    20
    -
    -
    1
    Дом культуры
    50
    10
    -
    50
    Магазин
    30
    40
    2
    20
    Автопарк
    200
    100
    50
    80
    Дом быта
    140
    70
    5
    90
    Стадион
    30
    5
    -
    20
    Парк
    20
    5
    -
    10
    Бассейн
    50
    15
    1
    15
    Ателье
    75
    20
    -
    45
    Санаторий
    200
    30
    -
    80
    Театр
    80
    5
    -
    28
    Кабельное телевидение
    150
    70
    -
    20
    Салон красоты
    80
    20
    2

    Дополнительные условия

    Зашифрованный текст конкурсного задания «Телеграмма».

    Пример карты для конкурса "Экополис"

    Людмила Степикина
    Сценарий детской игровой программы на экологическую тему «Веселые туристы»

    Здравствуйте, ребята! Сегодня наша программа посвящена экологическим проблемам . А что же такое экологические проблемы и что такое экология ?

    (Дети отвечают.)

    - Экология - это наука . Ученые-экологи изучают , как изменения в окружающей среде влияют на жизнь растений, животных и человека. Экологические проблемы возникают чаще всего из-за влияния человека на природу. А пока для вас загадки.

    Если дымно и туманно

    Так, что вам не видно ног,

    Это значит - воздух грязный.

    Тот туман зовется. (Смог.)

    Не собирайте здесь грибы

    И не сушите вы гербарии.

    Завод когда-то здесь стоял,

    На нем случилась вдруг. (Авария.)

    Вокруг пенье, стук и грохот -

    Не идет ничто на ум.

    Знайте, что для человека

    Очень вреден этот. (Шум.)

    Если что-то нам не жалко,

    То несем скорей на свалку.

    Загрязняют землю, воды

    Бытовые все. (Отходы.)

    Представьте себе, ребята, что туристы оставили мусор после себя в лесу. Вот вам и первая проблема - засорение окружающей среды. Наши туристы ведут себя в лесу неправильно. Кто расскажет, как нужно вести себя в лесу?

    (Ребята отвечают на вопрос.)

    А теперь давайте после туристов уберем мусор . Разделимся на 2 команды. Кто быстрее, та и побеждает.

    (Конкурсная игра «Убрать мусор» ).

    Скажите, ребята, является ли экологической проблемой сокращение биологического разнообразия на планете?

    (Дети отвечают на вопрос.)

    Правильно, это следующая экологическая проблема . Сейчас ежегодно в мире гибнет несколько видов животных и растений. Вы знаете, кто такой вомбат? Это сумчатый грызун, живет в Австралии, напоминает маленького бурого медвежонка. У него есть одна особенность - за 10 минут он способен прогрызть дыру в толстой бревенчатой стене. Это животное стало редким. Каких еще редких и исчезающих животных вы знаете?

    (Дети отвечают на вопрос.)

    Айсберги тают, скажите, это является проблемой и угрозой для жизни всего живого?

    (Дети отвечают на вопрос.)

    Вот и следующая проблема - «парниковый эффект» . Постепенное повышение температуры на всей Земле приводит к перемене климата и к таянию ледников, а значит, к повышению уровня воды во всем мире. В ледниках вода находится как бы «в запасе» , ведь в них только пресная вода.

    (Конкурс «Запаси воду» .)

    Заключается в переносе ложкой воды из полной емкости, стоящей на расстоянии, в пустой стакан, установленный на старте. Участники команд бегают по очереди до тех пор, пока первая емкость не опустеет. Побеждает команда, уровень воды, в стакане которой оказался выше.

    Вы замечали, что после дождя падают шишки с деревьев. Почему же шишки падали после дождя?

    (Дети предлагают свои варианты.)

    Вот и еще одна экологическая проблема - кислотные осадки. Все вы видели летом после дождя на лужах желтую пленку, после таких дождей обычно желтеют огурцы на грядках. Откуда появляются кислотные дожди?

    (Ребята отвечают.)

    Кислотные дожди бывают после выбросов или аварий на заводах. Например, после выбросов Саяногорского алюминиевого завода в округе погибают растения и животные.

    Все эти проблемы возникают под влиянием человека. Никогда человек не имел такого влияния на окружающую его природу, как теперь, никогда это влияние не было так разнообразно и так сильно.

    Любите, ребята природу, берегите ее и не забывайте, что мы с вами тоже часть природы, часть всего живого на Земле.

    Публикации по теме:

    В нашем детском саду стало традицией, каждую осень, в начале сентября, проводить неделю здоровья, которая заканчивается туристическим походом.

    «В гостях у старой, старой сказки…» Сценарий детской игровой программы. «В гостях у старой, старой сказки…» Сценарий детской игровой программы. Танец «В гостях у сказки». (В исполнении школьного хореографического.

    Сценарий игровой программы «Радуга» Игровая программа «РАДУГА» Ведущий: Сегодня у нас на флоте игровая программа «Радуга» Выберите участников, от каждого флота по 7 человек.

    Сценарий детской конкурсно-игровой программы к Дню защиты детей Сценарий детской игровой программы ко Дню защиты детей «Здрасьте, дети!» Вед. : Здрасьте, здрасьте, здрасьте, дети! Здравствуйте все те,.

    Сценарий игровой программы «На сказочной опушке» Цель мероприятия: способствовать активизации поисково-мыслительной деятельности детей. Задачи: Формировать здоровый соревновательный.

    Сценарий игровой программы «Звёздный фейерверк» Цель: раскрыть творческие способности ребят. Способствовать развитию чувства сопереживания, умению ориентироваться в любой ситуации. Оборудование:.

    Станция первая «Угадай дерево».

    Команды по очереди отвечают на вопросы ведущего. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Следить за правильностью ответов будет наше уважаемое жюри (представляем членов жюри).

    Загадки для 1 команды

    1. Русская красавица,
    Всем нам очень нравится.
    Бела она, стройна,
    Одежда зелена. (Береза.)

    2. Прямо в небо рвутся ввысь;
    Ты внимательно всмотрись:
    Не березы, не осинки,
    Нет листочков, есть хвоинки. (Ель.)

    3. Вот бочонок с шапочкой,
    С дерева упал.
    Год прошел - и деревцем
    Маленьким он стал. (Желудь.)

    4. Ветви над рекой склонила,
    В реку смотрится уныло. (Ива.)

    5. Дерево чудесное,
    Листья интересные -
    Веерочки, веерки,
    Белой свечкою цветки. (Каштан.)

    Загадки для 2 команды

    1. Летом знойным зацветет -
    Сразу пчел к себе зовет.
    Круглые листочки,
    Светлые цветочки.
    Вкусен, сладок их нектар…
    Кто-то дерево узнал? (Липа.)

    2. Не береза, не сосна -
    В тишине стоит она.
    Но лишь ветер пробежит,
    Вся листва на ней дрожит. (Осина.)

    3. Что за дерево такое
    Угощает снегирей?
    Снег стоит трещат морозы,
    Ну а ягоды вкусней. (Рябина.)

    4. Что за дерево растет?
    Снег в июне нам несет.
    Снег же тот не тает,
    В воздухе летает. (Тополь.)

    5. Осень тихая настанет,
    Дивным дерево то станет:
    Листья - звезды яркие,
    Золотые, жаркие. (Клен.)

    Станция вторая «В мире животных и растений». Предлагаю вам ответить на вопросы викторины.

    1. Какое дерево щедро поит людей и насекомых соком? (Береза.)
    2. Какие лесные жители едят желуди? (Кабан, медведь, лось, белка.)
    3. Какой гриб любит жить под березой? (Подберезовик.) А под осиной? (Подосиновик.)
    4. Кто из обитателей леса любит полакомиться семенами шишек? (Медведь, белка, дятел, клест.)
    5. Кто любит лакомиться корой осины, яблони и некоторых других деревьев? (Заяц.)
    6. Кому по нраву в лесу ягоды рябины? (Снегирь, свиристель, медведь, лось, белка.)
    7. Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосна.) Почему?
    8. Какие блюда можно приготовить из лесных груш и яблок? (Варенье, компот, сок, повидло.)

    Станция третья «Прочти пословицу»

    У вас на столах лежат карточки №1. Буквы соединены между собой по горизонтали (слева направо и справа налево) и по вертикали (сверху - вниз и снизу-вверх). Прочтите пословицу.

    С

    Р

    Е

    И

    Н

    Т

    И

    Т

    Р

    Е

    В

    М

    У

    С

    Т

    Е

    У

    Д

    О

    Ь

    Т

    А

    Ь

    Л

    Б

    Ь

    -

    Т

    ,

    Р

    -

    О

    И

    Т

    П

    Я

    В

    Ы

    С

    Т

    Ответ. Срубить дерево - пять минут, вырастить - сто лет.

    Станция четвертая «Народные приметы».

    Расшифруйте значение пословиц.

    1. Когда лист с березы и с дуба опал чисто, жди год урожайный.
    2. Не сей пшеницы прежде дубового листа.
    3. Когда черемуха цветет, всегда холод живет.
    4. Зацвела рябина - жди тепло.
    5. Если ягод рябины много уродилось, осень будет сырая, а зима морозная.

    Станция пятая «Угадай дерево»

    участники команд дают описание дерева указывая на его особенности, а другая команда должна угадать о каком растении идет речь. Например: она бывает плакучая (ива).

    Станция шестая «Сделай сам»

    Из имеющихся у вас на столах принадлежностей (ножницы, цветная бумага, клей) изготовьте модель деревца.

    Станция седьмая «Правила поведения в лесу»

    В правилах поведения в природе многие советы начинаются со слова «Не». Как вы думаете, что это за советы?

    Примерные ответы учащихся.

    1. Не разводи костров в сухую погоду.
    2. Не руби в лесу деревьев.
    3. Не разоряй муравейники.
    4. Не пугай птиц, не разоряй гнезд.
    5. Не бери в лесу животных.
    6. Не убивай жаб и лягушек, они питаются вредными насекомыми.
    7. Не рви лесные и полевые цветы.
    8. Не убивай змей, они приносят огромную пользу, уничтожая грызунов.
    9. Не делай надписей на камнях и деревьях, они вызывают лишь ощущение досады и сожаления у тех, кто придёт после тебя.

    Станция восьмая «Дерево».

    На рисунке зашифрована пословица о бережном отношении к окружающему миру. Расшифруйте ее. Как вы понимаете эту пословицу?

    Ответ. Не мудрено дерево срубить - мудрено вырастить. (Читать следует по часовой стрелке, «перепрыгивая» через слоги.)

    Ведущий : а сейчас члены жюри огласят результаты нашей игры.

    Экологическая конкурсно­игровая программа
    «Всё это называется природой» для учеников(5­7 классов)
    Программа проходит под девизом:
    «Мы хотим от человека всю природу оградить»
    Цели:
    Воспитание внимательного, бережного отношения к природе, Земле, чувства
    ответственности за нее.
    Развитие наблюдательности и мыслительной деятельности учащихся.
    Воспитание творческого отношения к решению экологических проблем.
    Формирование ответственности за свои действия и поступки.
    Развитие речи и эстетического вкуса.
    Планируемые результаты:
    Привить познавательный интерес к изучению особенностей природы родного края.
    Заложить основы природоохранного поведения.
    Место проведения: кабинет химии
    Время проведения: 1 час
    Оборудование:
    Иллюстрации с изображением лекарственных растений, зверей, птиц;
    аудиозапись «Звуки природы»;
    фрагментов песен из мультфильмов про животных и птиц;
    презентация по теме «Запрещающие знаки»;
    карточки с запрещающими знаками;
    заповеди юного эколога;
    цветные карандаши, фломастеры, бумага;
    цветные салфетки, ножницы, клей.
    Оформление:
    Зал оформлен плакатами и высказываниями.
    Выставка книг по экологии.
    Красная книга.
    Ход программы
    Вступление:
    (звучит музыка «Звуки природы)
    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    1.
    2.
    1.
    2.
    3.




    Чтец:
    Ты, человек, любя природу,
    Хоть иногда её жалей;
    В увеселительных походах
    Не растопчи её полей;
    В вокзальной сутолоке века
    Ты оценить её спеши:
    Она – твой давний
    Добрый лекарь,
    Она союзница души.
    Не жги её напропалую.
    И не исчерпывай до дна,
    И помни истину простую:
    Нас много, а она – одна.
    В. Шефнер
    Запомните заповеди юного эколога:
    не только смотри, а наблюдай,
    не шуми, а слушай и понимай,
    не обижай, не мешай, а помогай братьям нашим меньшим – насекомым, птицам,
    животным.
    Кто выполнит эти заповеди, тот станет юным экологом, то есть защитником природы.
    Ведущий:
    Добрый день, девчонки и мальчишки! Добрый день, уважаемые взрослые! Я рада вас
    приветствовать на конкурсно­игровой программе «Всё это называется природой».
    Все мы ­ жители Земли. Мы шагнули в 21 век, имея множество достижений в области
    техники науки, искусства, образования. Но наряду с достижениями у человечества
    появились и большие проблемы. К числу самых ­ волнуемых относятся проблемы
    экологии.
    Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьёзно изучать
    законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух
    греческих слов: «ойкос» ­ «дом» и «логос»­ «наука». Значит, можно сказать, что экология
    – это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нём жить.
    Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей от боли,
    взывающей о помощи. Сегодня каждый человек должен знать, чем мы обязаны растениям и
    животными и как сохранить всё живое на Земле.
    Надеюсь, что конкурсно­игровая программа «Всё это называется природой»поможет нам с
    вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.
    Для того чтобы начать нашу программу я хотела бы представить наше многоуважаемое
    жюри. (Представление жюри). Оценивать наше жюри будет по пятибалльной системе.
    Впереди нас ждут конкурсы и развлечения для команд. Итак, начнём!
    Играть мы с вами будем двумя командами: Кузнечики и Васильки.

    Прошу команды представиться.
    Представление команд.
    Команды занимают место за столом.
    Ведущий:
    Наша программа будет проходить по станциям. Путь вы узнаете, если правильно
    выполните задание.
    Команды получают конверты с заданиями.
    Ведущий:
    Распределите слова в два столбика по принципу «живая ­ неживая природа»:
    солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево.
    Жюри оценивает конкурс.
    Станция 1 «Природная аптечка»
    Ведущий:
    Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы загадки. Команды будут отвечать по
    очереди. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая
    команда.
    Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня. (Крапива)
    Золотая середина и лучи идут кругом.
    Это может быть, картина –
    Солнце в небе голубом? (ромашка)
    Вся в белое платье одета,
    В сережках в листве кружевной,
    Встречает горячее лето
    Она на опушке лесной. (береза)
    Кто ни прикасается, за того цепляется,
    Привязчивый и колкий, кругом торчат иголки (репей, или лопух)
    Нам запах свежести лесной
    Приносит позднею весной
    Цветок душистый, нежный,
    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    Из кисти белоснежной. (ландыш)
    6.
    Тонкий стебелек у дорожки,
    На конце его сережки.
    На земле лежат листки – маленькие лопушки.
    Нам он, как хороший друг,

    Лечит раны ног и рук. (подорожник)
    7.
    Растет зеленый кустик
    Цветы ангельские,
    Когти дьявольские –
    Дотронешься укусит. (шиповник)
    8.
    Такого модника как этот
    Ещё не видела земля,
    Он очень любит среди лета
    В пуховой шапке щеголять. (одуванчик)
    После загадок командам раздаётся пазл о лекарственных растениях.
    Пазл необходимо собрать и прочитать о целебных свойствах растений. (Приложение № 5)
    Конкурс для болельщиков «Лекарственное растение» №2
    Пока участники команд собирают пазлы, болельщикам каждой команды задаётся вопрос
    какие лекарственные растения вы знаете? Какая команда болельщиков больше назовёт.

    Станция 3. «Загадки из земли»
    Ведущий:
    Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Отвечает та команда,
    которая первая поднимет табличку «Ответ». Если команда не даёт правильный ответ,
    ответить может следующая команда.
    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    6.
    7.
    Очень прочен и упруг, строителям – надёжный друг.
    Дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны. (Гранит.)
    Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.
    А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина.)
    На кухне у мамы помощник отличный,
    Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ.)
    Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,
    Он и на стройке, и на пляже, и он в стекле расплавлен даже. (Песок.)
    Без неё машина даже километра не пройдёт,
    Самолёты, вертолёты не отправятся в полёт,
    Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть.)
    Росли на болоте растения… А теперь это топливо и удобрения. (Торф.)
    Она варилась долго в доменной печи,
    Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи. (Железная руда.)

    8.
    А ну, скорей снимите шляпу!
    Я дочь космического папы.
    И вездесуща и легка, ­
    Я лед, я пот, я ­ облака.
    Я иней, чай, бульон, туман,
    Река, ручей и океан.
    Когда я злюсь, то закипаю;
    А от мороза ­ застываю. (Вода)
    Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки.
    Станция «Экознаки»
    Ведущий:

    доске).
    Ведущий:

    комментирует.

    Ведущий: Станция 4«Расшифруйте криптограмму»
    Каждая команда получает шифровку. Её нужно расшифровать, для этого нужно отгадать
    четыре ключевых слова. Каждая буква в этих ключевых словах приближает вас к итоговой
    фразе, которую зашифровали.
    12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 – 10, 5, 6, 3, 12, 8, 11, 5, 13, 1, 13, 14, 8.
    Ключевые слова:
    1, 2, 3, 4, 5 – третий день недели. (Среда.)
    6, 7, 8, 9, 5 – учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)
    10, 8, 11, 15 – нижние конечности человека. (Ноги.)
    12, 8, 13, 14, 5 – верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)
    Ответ: Береги лес – наше богатство.
    Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
    Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.
    Станция 5 «Жалоба»
    Ведущий предлагает вытянуть одну из карточек с текстом «жалобы» животного и
    определить, о ком идет речь, и какую пользу оно приносит.

    Жалоба №1.
    Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем
    бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают.
    Чушь какая­то. Не всем же быть красавицами!
    А польза от меня людям большая.
    Ответ:
    Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись
    тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.
    Жалоба № 2
    На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд
    и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не
    похожи. Но мы, же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы
    уродились. Любим висеть головой вниз. А обижают нас незаслуженно.
    Ответ:
    Летучая мышь. Она охотится только ночью, но польза от неё огромна. Она уничтожает
    насекомых.
    Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки.
    Станция 6 «Птичий базар»
    Ведущий:
    Вы знаете, что с приходом осени многие птицы улетают на юг, чтобы пережить холодное
    время и бескормицу. И только весной они могут нас порадовать своим пением и звучным
    щебетом, когда прилетают обратно, чтобы свить гнёзда и вывести птенцов. И лишь
    немногие остаются с нами коротать долгую зиму.
    Ведущий предлагает распределить названия птиц под соответствующими названиями
    (перелётные или зимующие).
    Журавль, ворона, лебедь, синица, ласточка, клёст, соловей, дятел, кукушка, скворец,
    сорока, утка, сова.
    Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки.
    Станция 7 «Капитаны»
    Выходят капитаны от каждой команды. Они становятся на одинаковом расстоянии от
    жюри и по очереди рассказывают о роли птиц в природе и значении их для человека, делая
    шаг вперёд. Побеждает тот, кто первым дойдёт до столика жюри.
    Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки.
    Станция 8 «Расшифруйте словосочетание»
    Каждая команда получает словосочетание, которое необходимо расшифровать.
    АГИНК ЯАНСАРК. (Красная книга).
    Ведущий:

    Не только люди обладают даром речи. Говорят и книги. Есть такая книга, которая не
    просто говорит, она кричит, только не каждый ее слышит. Это - КРАСНАЯ КНИГА. На
    ее страницах записаны имена исчезающих животных и растений. Красный цвет - сигнал
    запрета, понятный людям всего мира: остановись, человек! Подумай, почему каждый день
    на планете становится все меньше животных и растений! Оставь после себя не кучу мусора,
    а посаженное дерево, чистую реку, спасенную птицу. Услышь тех, кто зовет на помощь. В
    этом тебе поможет КРАСНАЯ КНИГА.
    Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки.
    Станция 9 «Экознаки»
    Ведущий:
    Мы имеем право, пользоваться природными богатствами. Это право закреплено
    конституционно, но многие люди все, же не умеют или не хотят бережно относиться к
    природе (обращается внимание участников на запрещающие знаки, прикрепленные к
    доске).
    Повторяем правила поведения в природе, объяснив знаки.
    Ведущий:
    Подумайте, что бы вы не разрешали делать людям, чтобы не губить природу. Изобразите
    свой запрещающий знак природы. (Командам вручается бумага и фломастеры)
    Команды предоставляют и защищают свои знаки. Прикрепляют их к доске. Ведущий

    Статьи по теме: