Игры с крупой для самых маленьких. Сеем — посеем. Подготовка к играм

Крупы очень полезны для развития мелкой моторики рук. А еще, копание в крупе успокаивающе действует на нервную систему ребенка и развивает головной мозг.

Будьте готовы к тому, что ребенок может недоверчиво отнестись к крупам, дети консервативны и настороженно относятся к новому. Не заставляйте ребенка дотрагиваться до крупы насильно, пусть он понаблюдает, как мама играет с новым предметом. Через некоторое время любопытство возьмет верх и он заинтересуется игрой.

Вот для малышей от года до двух лет. Вы можете их дополнять, придумывать что-то свое, игр с крупами можно выдумать огромное количество.

  • Помните, если Вы отвлечетесь от малыша во время занятия, вся крупа быстро окажется на полу. Говорите ребенку, что нельзя сыпать крупу на пол.
  • Занятия лучше проводить последовательно от первого к второму.
  • Прежде чем перейти к следующему занятию сначала освойте предыдущее, позанимайтесь по нему несколько раз.
  • Освоенные занятия можно совмещать.

Занятие 1: Знакомим малыша с манкой

Понадобится :

  • манка — 100 грамм,
  • детская небьющаяся тарелочка.

Насыпьте манку в тарелку и покажите, как можно играть с манкой, нарисуйте на ней что-нибудь и обязательно расскажите ребенку, что это. Потом берите один пальчик поочередно на обеих руках малыша и рисуйте разные узоры. Рисовать можно солнышко, гриб, тучку с дождем, круг, рожицы и все что угодно по желанию.

Покажите крохе как можно брать манку в кулачок и сыпать сверху вниз. Научите, как можно солить пальчиками. Как можно чаще говорите слово «манка «, чтобы ребенок со временем запомнил название крупы.

Занятие 2: Знакомимся с гречкой

Понадобится:

  • гречка — 2 кг;
  • баночка с крышечкой из под витаминов.

Гречка прекрасно массирует ручки ребенка. Опустите ручки малыша в крупу, чтобы кисти полностью погрузились. Сжимайте и разжимайте гречку в кулачок, пропускайте через пальцы, потом осторожно вытаскивайте ручки наружу.

Дайте ребенку баночку пусть он набирает в нее ручками крупу и высыпает назад. Заполните баночку на треть гречкой и закройте вместе с ребенком крепко крышкой. Дайте малышу погреметь баночкой, а потом открутите с ним крышку и высыпьте гречку в кастрюлю.

Не забывайте часто повторять ребенку, что мы играем с гречкой , чтобы он запоминал слово.

Занятие 3: Готовим кашу из манки и гречки

Понадобится:

  • гречка — 1 — 2 кг;
  • манка — 0,5 кг;
  • кастрюля на 5-6 литров или пищевая пластиковая коробка;
  • поднос или пластиковая мелкая тарелка, желательно цветные;
  • маленькое сито;
  • ложка деревянная или пластиковая.

Если Вы часто делали первые два занятия с манкой и гречкой, то ребенок уже научился отличать манку от гречки. Показываем крупы малышу и просим определить где гречка, а где манка. Даем ребенку покопаться в крупах, а потом ложками пересыпаем их в кастрюлю.

Мешаем ложкой крупы — готовим кашу. Кашей можно покормить из ложечки мишку, кукол.

С помощью сита просейте крупы: манка просеится в тарелку (поднос), а гречка останется внутри сита. Пусть малыш тоже попробует просеять манку, а потом пальчиками порисует на ней. Повторяйте слово «сито «, чтобы ребенок запомнил его.

Засуньте ручки малыша в гречку, сжимайте ее в кулачки и разжимайте, пропускайте через пальцы и вытаскивайте наружу.

Занятие 4: Мешочки с крупой

Понадобится:

  • гречка;
  • манка;
  • 2 небольших мешочка прошнурованные у основания, чтобы можно было их туго завязать.

Дайте ребенку насыпать ложкой в один мешочек манку, а в другой гречку. Туго завяжите мешочки, чтобы малыш не мог их развязать.

Просим ребенка определить на ощупь в каком мешочке гречка, а в каком манка. Пусть малыш перекатывает мешочки в ладонях — крупа будет массировать ручки через ткань. Через несколько занятий ребенок будет на ощупь легко отличать крупы друг от друга.

Занятие 5: Знакомимся с фасолью

Понадобится:

  • крупная фасоль — примерно 10 штук;
  • пластиковая прозрачная бутылка объемом 0,5 литра — 1 штука.

Выложите фасоль на тарелочку перед малышом, скажите, что это фасоль. Пусть ребенок потрогает ее, познакомится, следите, чтобы не брал в рот.

Возьмите одну фасолинку и бросьте ее в бутылочку, теперь ребенок пусть берет по одной фасолинке и бросает в бутылочку. Предлагаем малышу закрыть крышечку и показываем, как гремит фасоль в бутылке.

Занятие 6: Волшебные мешочки

Понадобится:

  • мешочки с манкой и гречкой с занятия 4;
  • крупная фасоль — 10 штук;
  • небольшой мешочек, аналогичный мешочкам из занятия 4.

Предлагаем ребенку пересыпать фасоль в мешочек, после этого туго завязываем его. Теперь малышу надо определить в трех мешочках, где манка, гречка и фасоль.

Не убирайте далеко мешочки после занятия, пусть они будут на видном месте, чтобы ребенок при желании перебирал их и развивал свои тактильные ощущения.

Понравилось? Расскажите об этой странице друзьям!

Игры с крупами - изобретение не новое. Но это нисколько не умаляет того полезного развивающего влияния, которое они оказывают на малыша. А ведь такие игры - это еще и невероятно весело! Главное правильно их организовать, чтобы потом не пришлось тратить полдня на уборку квартиры. Убирать, конечно, все равно придется, но мы постараемся минимизировать разрушительные последствия игр с крупой. Для этого станем играть не в комнате, а на кухне. Мисочки и коробочки с крупой будем ставить на большой поднос. Так крупа меньше рассыпается по столу и полу. Пол возле маленького игрока можно застелить большой клеенкой или куском ткани (например, старой простынею).

Встречаются малыши, которые готовы пересыпать крупы и перекладывать макароны из мисочки в мисочку достаточно долго. Другие же ребятишки уже через пять минут начнут все разбрасывать по кухне. Эти особенности маленького игрока нужно учитывать. Если интерес к игре угас, займите малыша чем-то другим, а крупы уберите до следующего раза. Даже игра, которая длится 5-10 минут, принесет пользу для развития малыша. По мере взросления, продолжительность игр можно будет увеличивать.

Приступая к играм с крупами, не забывайте о правилах безопасности. Все игры должны проходить под строгим контролем взрослых. В целях безопасности, для самых маленьких игроков используйте мелкие крупы: манную, ячневую, кукурузную, пшеничную. Если они попадут малышу в рот, ничего страшного не произойдет. С гречкой, рисом, перловкой нужно быть более осторожным. А оставлять малыша один на один с горохом, бобами, сухими макаронами категорически нельзя даже на минутку! Всего несколько секунд - и фасоль может оказаться в дыхательных путях малыша.

Сыплем-насыпаем

Всевозможные забавы с пересыпанием крупы очень полезны для развития тактильной чувствительности малыша, мелкой моторики, координации движений. Это одновременно и игра, и экспериментирование с новым, разнообразным материалом…

1-2 года

Пересыпалки. Поставьте на поднос две мисочки: одну с крупой, другую - пустую. Покажите крохе, как брать крупу щепотками и пересыпать из одной мисочки в другую. Пусть попробует. А потом выдайте крохе ложку, пусть пересыпает крупу с ее помощью.

Цып-цып-цып. Для игры вам понадобится игрушечная курочка или цыпленок и мисочка с пшеном. Скажите малышу: «Давай покормим курочку: цып-цып-цып». Научите малыша брать пшено в щепоть тремя пальчиками и сыпать на стол. Пусть покормит курочку, насыпав ей зерна.

Варим суп. Чтобы пересыпание крупы обрело для малыша какой-то смысл, предложите ему сварить суп для зайки (собачки, куколки). Пусть насыпает крупу в игрушечные кастрюльки и размешивает ложкой. А потом станем «варит кашу для папы» - сыпать крупу в самую настоящую большую кастрюлю.

Дождик. Для этой игры лучше взять горох. Насыпьте его в большую миску или тазик. Покажите крохе, как набрать горох в руку, поднять ее вверх и высыпать. Как будто дождик идет! Можно сыпать горох в пустую металлическую миску. Он тогда будет весело барабанить, как настоящий дождик. Сыпьте с разной высоты - будет разный звук. Командуйте малышу: «Пошел маленький дождик, капает по капельке. А теперь сильный дождь полил!» Можно при этом приговаривать потешку:

Дождик, дождик, поливай -
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти -
Дай капусте подрасти.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!

Дорожка. Пусть малыш наберет в ладошку мелкой крупы (манка, ячневая, пшено) и сыплет ее на поднос в виде дорожек. Потом можно «походить» по этим дорожкам пальчиками, приговаривая:

Большие ноги шли по дороге:
Топ-топ, топ-топ!
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ…

2-3 года

Помощник. Смешайте в миске любую мелкую крупу вроде манки с гречкой или рисом, выдайте малышу сито, сквозь отверстия которого манка свободно просыпается, а гречка - нет. Расскажите малышу, что в подвал домика куклы Маши забрались мышки. Они прогрызли мешки с крупой, и все перемешалось. Теперь Маша плачет, не знает, что делать. А мы ей поможем! Покажите крохе, как просеять смесь и без труда отделить манку от гречки. Пусть кроха постарается закончить работу самостоятельно.

Воронка . А теперь будем сыпать крупу через воронку. Это так увлекательно! Сначала пусть малыш просто насыпает сверху крупу и наблюдает, как она высыпается снизу тоненькой струйкой. Потом можно попробовать с помощью нового инструмента сыпать крупу в стаканчики, пластиковые бутылки и другие емкости с узеньким горлышком.

Зарядка для пальчиков

До года

Разминка. Насыпьте в мисочку побольше крупы. Пусть малыш просто перебирает ее в ручках, знакомясь с новыми непривычными тактильными ощущениями.

Ку-ку. На глазах у малыша опустите руки в крупу так, чтобы ладони полностью в ней спрятались. Где мамины ручки? Вот они! Потом спрячем ручки малыша. Где ручки? Пусть кроха сам их отыщет и поудивляется.

Входит и выходит. Заготовьте несколько картонных трубочек (от пакетов, бумажных полотенец и т.п.). Поставьте трубочку под углом, опустите в верхнее отверстие фасолинку и покажите малышу, как она выкатится с другой стороны. Пусть и малыш попробует брать пальчиками фасоль и бросать в трубочку. А что будет, если насыпать в трубочку крупу?

1-2 года

Кучки. Насыпьте на большой поднос разные крупы кучками: кучка гречки, кучка перловки, пшена и т.п. Можно добавить горох, фасоль, разные виды макарон. Пусть малыш сам решит, что со всем этим делать: может брать из каждой кучки по крупинке и складывать в центр подноса, а, может, смешать все ладошкой…

Поиски клада. На глазах у малыша спрячьте в миске с крупой несколько мелких игрушек (из киндер-сюрпризов, брелочки, подвески для телефона и т.п.). Пусть малыш опустит ручки в крупу и найдет спрятанный «клад».

Экспериментатор. Насыпьте крупу или смесь круп в миску, миску поставьте на поднос, выдайте малышу побольше разных емкостей и приспособлений: чашечки и тарелочки из набора детской посудки, большие и маленькие ложки, пластиковые стаканчики и т.п. Пусть малыш сам придумает, что со всем этим можно делать. А мама в игру не вмешивается, а тихонько наблюдает за процессом.

Покорми кошечку. На стенке литровой пластиковой бутылки нарисуйте маркером мордочку кошки. На месте рта прорежьте отверстие, края среза оберните скотчем, чтобы малыш не поранился. Теперь выдайте малышу сухие горох и фасоль и предложите покормить кошечку. Пусть кроха берет по одной фасолинке и проталкивает в бутылку через «рот».

Копилка для макарошек. Макароны-перышки интересно просовывать в горлышко небольшой пластиковой бутылки. Главное, что как попало они в горлышко не пройдут. Их непременно нужно развернуть правильно - в длину. Пусть малыш одновременно тренирует и пальчики, и мышление.

Затонувшие сокровища. А что если нам совместить игры с крупами и водой? Поставьте на большой поднос мисочку с водой, запустите в нее пластмассовый кораблик с грузом гречки и фасоли. На «море» начался шторм, кораблик перевернулся и весь груз высыпался на дно моря. Пусть малыш собирает со дна фасолинки и крупинки гречки и загружает обратно на кораблик. Разный размер «груза» будет требовать совершенно разной работы пальчиков. Будет здорово, если кроха станет доставать со дна «сокровища» не только правой, а и левой ручкой.

2-3 года

Золушка. Прочитайте малышу сказку о Золушке, а потом предложите поиграть. Помните, мачеха дала Золушке одно очень трудное задание: рассортировать смесь круп? Пусть малыш поможет Золушке, чтобы она смогла поскорее попасть на бал. Вариантов сортировки очень много. И всякий раз можно смешивать крупы по-разному. Можно, например, смешать горох и фасоль и рассортировать их по разным чашечкам. Можно насыпать горох в гречку и попросить малыша выбрать из крупы весь горох. Можно перемешать белую и красную фасоль, желтый и зеленый сушеный горох или несколько разных видов макаронных изделий. Для самых продвинутых «золушек» смешайте понемногу гречки и крупного риса. Вот их-то разделить будет действительно непросто…

Веселые узоры. Из круп, гороха, фасоли, макаронин разных форм можно выкладывать на столе всевозможные узоры и картинки: солнышко, собачку, елочку, домик, цветочки и т.п. Сделайте совместно с малышом целую картинку. Особенно хороши для этого цветные макароны разных форм.

Повторялки. Тоже будем выкладывать узоры. Но теперь их придумывает мама, а малыш старается рядышком повторить точь-в-точь. Начните с самых простых. Например, выложите дорожку из макаронин. Когда малыш поймет, что от него требуется и будет легко справляться с простыми узорами, усложните задачу: используйте несколько разных материалов, чередуйте фасолинки и горошинки и т.п.

Цапля. Дайте малышу пинцет и покажите, как можно захватывать им горошинки и фасолины с блюдца и складывать в мисочку. Но прежде рассмотрите с малышом на картинке цаплю. Расскажите, что пинцет - это как будто ее клюв. Малышу понравится идея ловить этим клювом лягушек - фасолинки. Это не простое, но очень полезное упражнение для маленьких пальчиков.

3 года

Парочки. Игра немного напоминает «поиски клада», но цель ее другая. Подберите несколько парных предметов: монеты, крупные пуговицы, карандаши, чайные ложки, контейнеры из-под киндер-сюрпризов, конфетки, маленькие кубики и т.п. Насыпьте в миску побольше крупы и закопайте в ней по одному предмету из парочек. Покажите малышу, например, чайную ложку и попросите отыскать такую же на ощупь.

Веселые затеи

До года

Погремушки. Возьмите несколько небольших пластиковых бутылочек. В каждую до половины насыпьте определенный вид крупы, горох, фасоль. Хорошо закрутите крышки, чтобы кроха не смог их открыть. Для верности можно дополнительно заклеить крышку скотчем. У вас получатся замечательные развивающие погремушки для малыша. Малышу будет интересно трясти бутылочки и наблюдать, как крупа пересыпается внутри. К тому же, каждая погремушка будет издавать свой особый звук.

Чудо-мешочки. Мама-рукодельница легко и просто может смастерить для малыша полезные игрушки, используя самодельные мешочки из прочной хлопчатобумажной ткани и самые разные крупы. В один мешочек насыпаем рис, в другой - манку, в третий горох, фасоль, в четвертый - овсяные хлопья и т.д. Крепко зашиваем мешочки. Мешочек не должен быть слишком полным. Выдаем мешочки малышу, пусть перебирает, мнет их в ручках, стимулируя тактильную чувствительность и развивая моторику. Кстати, вместо мешочков можно использовать яркие детские носочки.

1-2 года

Маракасы. Выдайте малышу несколько маленьких пластиковых бутылочек, горох, фасоль, макароны. Покажите ему, как можно сначала набросать в бутылку фасолин, затем закрыть крышку и превратить бутылку в замечательную «гремелку». Пусть кроха теперь повторит все за вами и сделает свои собственные «маракасы».

Топотушки. Если насыпать горох, фасоль, любую крупу в большой тазик или на дно детской пластмассовой ванночки, получится своеобразный заменитель морского каменистого пляжа. Пусть малыш почаще топчется по крупе ножками, пробует захватывать фасолинки пальцами ног. Все это - замечательный массаж стоп. Он полезен и для укрепления стопы и профилактики плоскостопия, и для стимуляции иммунитета, и для улучшения работы всех внутренних органов и систем, так как на подошвах ног расположено множество биологически активных точек.

2-3 года

Печеньица. Вам понадобятся формочки для печенья в виде разных фигурок (или формочки для вырезания пластилина) и гречка. Положите формочку на стол, пусть малыш заполнит ее гречкой в один слой. Гречку внутри удобно разравнивать пальчиком. Потом очень осторожно поднимаем формочку - и на столе остается фигурка из гречки.

Убираем снег. С крупами интересно придумывать всевозможные сюжетные игры. Например, манная крупа может выступать замечательным заменителем снега. Насыпаем на стол манные сугробы, берем небольшую машинку-грузовичок, загружаем в нее «снег», перевозим и сгружаем его в определенное место. Например, в большую миску. А потом едем за новой порцией. Грузить снег можно рукой, ложкой, совочком…

Творческие игры

1-2 года

Пальчиковое рисование. Нанебольшой поднос насыпьте ровным слоем манку (или кукурузную крупу). Теперь возьмите ручку крохи в свои и его пальчиком рисуйте на манке разные узоры, домики, елочки, солнышко, зверушек. Рисуйте и называйте картинку. А потом пусть малыш попробует нарисовать какие-нибудь свои «каляки-маляки». Для того чтобы пальчики крохи испытывали разные тактильные ощущения, меняйте манку на другую мелкую крупу: гречку, рис, пшено.

Рисуем всем подряд. Рисовать на манке можно не только пальчиком, а и с помощью разных подручных средств: соломинки для коктейля, палочки от мороженого, ватной палочки, не зачиненного карандаша, ложки и т.п. Дайте маленькому художнику разные инструменты - пусть экспериментирует.

Пластилиновые узоры. Намажьте пластилин достаточно толстым слоем на лист картона, выдайте малышу побольше самой разной крупы, фасоль и сушеный горох разных цветов, макароны различных форм. Покажите, как все это можно вдавливать в пластилиновую основу. Пусть малыш создаст свой неповторимый коллаж. Если намазать пластилин на одноразовые картонные или пластиковые тарелочки, а потом украсить их крупами, получится настоящая картина, которая украсит стену детской или станет подарком бабушке.

Украшаем тортик. Чтобы делать узоры на пластилине было интереснее, предложите малышу украсить тортик ко дню рождения любимой игрушки. Тортик слепите из пластилина, массы для моделирования или соленого теста. Пусть теперь малышу украсит его, втыкая в поверхность разные крупы, бобы, макароны.

Готовим пиццу. Надоело украшать тортик? В следующий раз будем готовить пиццу для кукол. Лепим из пластилина большую лепешку и раскладываем на ней горошинки, фасолины, крупинки перловки, макароны-ракушки и т.п. А потом придумаем что-нибудь еще. Например, будем печь пластилиновые пирожки с начинкой из гороха.

2-3 года

Необычные раскраски. Вам понадобятся крупные раскраски для самых маленьких, клей ПВА, кукурузная и манная крупа. Смажьте контур раскраски клеем. Пусть теперь малыш набирает пальчиками кукурузную крупу и сыплет сверху на картинку. Слегка придавим крупу к бумаге, а затем стряхнем лишнее. У вас получится желтый контур. Теперь смазываем клеем саму картинку и точно так же посыпаем ее манкой. Стряхиваем лишнее, даем просохнуть. Получается очень симпатичная картинка! Оказывается, раскрашивать можно не только красками и карандашами, а даже крупой!

Бусины-макаронины. Крупные макаронные изделия (рожки, перышки и др.) - это замечательные бусины для самых юных ювелиров! Если нанизать их на шнурок, получатся замечательные бусы. Бусы можно носить, как украшение, а сам процесс нанизывания - отличная тренировка маленьких пальчиков. Чтобы нанизывать было веселее, можно поискать в магазине цветные макароны. Или покрасить обычные рожки гуашью и хорошенько высушить.

Съедобные бусы. Нанизывать на шнурок можно не только макароны. Для этой цели отлично подойдут и сухие завтраки в виде колечек. Их нанизывать еще легче, чем макароны. И даже можно подкрепиться в процессе игры…

3 года

Крупа-художница. А еще крупой можно рисовать. Возьмите лист картона, смажьте его клеем ПВА. Покажите малышу, как набрать щепотку мелкой крупы, а затем посыпать ею бумагу таким образом, чтобы получился какой-то контурный рисунок. Попробуйте «порисовать» вместе. Например, вы насыпаете окружность-солнышко, а малыш приделывает палочки-лучики. Так можно рисовать геометрические фигурки, разные картинки и даже писать и изучать буквы. Чтобы рисунок из манки или кукурузной крупы были лучше видны, используйте не белый, а цветной картон.

Гороховая мозаика. Половинки сушеного гороха можно использовать как мозаику. На небольшом листе картона нарисуйте контур картинки. Картинку густо смажьте клеем. Теперь будем выкладывать изображение половинками гороха, стараясь располагать горошины как можно ближе друг к другу, чтобы они плотно заполняли картинку.

Можно выложить грибок, елочку, солнышко, домик, кораблик, морскую звезду и т.п. Работа эта кропотливая. Если не удастся сделать всю картинку сразу, можно отложить работу до следующего раза.

Фасолинки-человечки. Вместе с малышом отберите крупные белые фасолины (или бобы). Теперь с помощью тонких маркеров их можно превратить в забавных человечков и зверушек, нарисовав глазки, носики, усы… Смастерите целую коллекцию таких человечков. С ними можно разыграть спектакль на столе. Или создать для них целый городок из спичечных коробков.


Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для детей. Они оказывают еще и успокоительный эффект.

Для таких игр подойдет любая крупа, имеющаяся в доме — фасоль, горох, гречка, пшено, рис, манка, а также макароны и соль. Также пусть у вас будут под рукой орехи, пуговицы, мелкие игрушки, небольшие машинки, миски разного размера, ситечко, игрушечная посуда, пинцет, мерные ложки.

Чтобы потом крупа не валялась по всему дому, выделите для игры специальное место:

Кроме простого перебирания крупы, можно предложить ребенку и другие интересные и полезные игры. С их помощью можно не только развивать мелкую моторику, но и практические навыки, координацию движений, логическое мышление, фантазию, умение считать и даже читать.

1. Перекладывать крупу из миски в миску с помощью ложки.

2. Пересыпать крупу из миски в миску с помощью небольшой кружки.

3. Пересыпать крупу в бутылку с помощью воронки.

4. Сгребать крупу маленьким игрушечным экскаватором.

5. Перекладывать крупу с помощью пинцета.

6. Бросать крупинки в небольшое отверстие, например, в горлышко бутылки или в отверстие в коробке, баночке.

Чтобы было интереснее, можно на коробку наклеить изображение птички, которую будем кормить зернышками:

7. Искать руками в крупе клад — мелкие игрушки.

8. Искать в манке, соли или муке игрушки, макароны, орехи, фасоль, крупу с помощью ситечка.

9. Нанизать макароны с широким просветом на шнурок так, чтобы получились бусы или браслет.

10. Сортировать: смешать, например, макароны и фасоль, а затем предложить малышу разложить их по разным мискам.

11. Сортировать разную крупу по цвету, форме, размеру.

12. Заготовить один ряд различных круп в лотке для яиц и такие же крупы в отдельные миски. Задание — найти пару, сложить такой же ряд круп.

13. Муку, манку или соль насыпать на поднос ровным слоем и рисовать на ней пальчиком или палочкой образы или дорожки между игрушками.

14. Выкладывать из крупы дорожки – короткую и длинную, различные рисунки, геометрические фигуры, буквы и т.д.

15. Выкладывать из фасоли дорожки разной длины, считать и сравнивать фасоль — на сколько в одной дорожке больше, чем в другой.

16. Сыпать мелкую крупу или соль щепоткой.

17. Когда ребенок научится сыпать щепоткой, предложите ему рисовать таким образом дорожки от одного предмета к другому.

18. Провести клеем-карандашом невидимые линии или рисунок, насыпать сверху манку, а потом сдуть лишнее.

19. Нанести на бумагу клей ПВА, насыпать хаотично разные виды круп — получится абстрактная интересная .

20. Использовать крупу в аппликациях в сочетании с цветной бумагой и другими материалами.

Эту аппликацию мы делали с Сережей, когда ему было года 2.

21. Нанести клей на раскраску и заполнить каждую ее часть крупой определенного цвета.

22. Покрасить соль или рис краской или пищевыми красителями. Насыпать слоями в прозрачную банку или бутылку.

23. Делать аппликации с покрашенной солью или рисом.

24. Насыпать крупу тазик и топтаться в ней ногами.

25. Вдавливать крупу в пластилин или тесто.

26. Насыпать крупу в мешочки или носочки. Мы играем с шитыми подушечками и мячиками, которые наполнены крупой. Малышам первых трех месяцев вкладывать в кулачки.

27. Искать мешочки с одинаковым наполнителем из крупы.

28. Кидать мешочки с крупой в цель — ведерко, миску, обруч, лежащий на полу.

29. Размешивать соль, сахар в воде.

30. Макать макароны, фасоль в краску и оставлять отпечатки на бумаге.

31. Сделать погремушки из крупы и контейнеров от киндер-сюрприза или небольших пластиковых бутылок. Искать одинаково звучащие.

32. Заполнить крупой формочки для печенья или пластилина.

33. Сделать тактильное домино, наклеив на картон не картинки, а разную крупу.

34. Наклеить на бутылочки, стаканчики или спичечные коробки цифры и складывать в эти емкости нужное количество зернышек или макарон.

35. Наклеить на спичечные коробки картинки и названия злаков и складывать в них соответствующую крупу.

36. Промывать крупу.

37. Замочить и прорастить крупу.

С подростком что-то не так.

Признаками внутренней готовности к суициду могут стать изменения сна и аппетита, проблемы с успеваемостью, потеря интереса к своему внешнему виду, повышенная агрессивность. Подростки могут начать раздавать друзьям дорогие для них вещи. Без родительской поддержки подросток часто опускает руки.


Игры с макаронами развивают мелкую моторику, зрительное восприятие, творческие способности и чувство композиции.

Чтобы мир игровых приключений стал еще веселее, макароны можно покрасить. Лучше всего это делать пищевым красителем, потому что он лучше ложится, чем краска, например, гуашь. К тому же, макароны прокрашиваются сложнее крупы или соли, особенно, если это спиральки или резные колечки. Удобнее всего красить макароны в пакете или пластиковой банке. Краситель разбавляют в воде на глаз, это зависит и от количества макарон, и от насыщенности, которую хотим получить в результате. Старайтесь много воды не добавлять, так как макароны размягчаются. После того, как макароны покрасились, выкладываем их на сухую поверхность, но не на бумагу, так как иначе придется макароны отдирать, лучше всего на пакет или противень. Крашеные макароны имеют еще одну досадную привычку - они склеиваются, поэтому почаще их переворачиваем и разделяем их между собой. Для игры еще пригодятся пластиковые контейнеры, поднос, миски, ложки и мелкие игрушки.

1. Найди игрушки
Возьмите пластиковый контейнер, насыпьте в него макароны, закопайте в глубине мелкие предметы и предложите ребенку найти их.

2. Сделай бусы для любимой мамы
Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок. Можно брать макароны разного цвета или разной формы.


Ставим перед ребенком прозрачную емкость с водой, мешаем ложечкой и наблюдаем за движениями макаронин

3. Поймай змею
Когда на шнурке набралось достаточно макаронин, покажите, как шнурок может двигаться - имитируя движения змеи.

4. Накорми куклу
Куклу делаем из пластмассовой бутылочки. Под пробкой-шапочкой рисуем лицо, а вместо рта делаем отверстие диаметром 1-1,5 см (края обязательно надо обработать, чтобы ребенок не поранился). И предлагаем ребенку: «Давай покормим куклу макаронами!»

5. Выложи узор
Тонким слоем пластилина покрываем лист картона. И выкладываем узоры, вдавливая их в пластилин.

6. Макаронные картины
Макароны хорошо крепятся клеем ПВА к любой поверхности - и к бумаге, и к цветочному горшку, и к рамочке для фотографий.


Красиво смотрятся макароны-ракушки, бантики и бабочки. Готовую картину можно раскрасить.

7. Вырастим сказочное дерево
Из пластилина делаем выпуклое основание, в него вставляем спагетти, на них в разном порядке нанизываем окрашенные макароны разной формы.


Красить макароны лучше пищевым красителем, так как они прокрашиваются сложнее, чем крупа или соль

8. Вылечи букву
Выложите из макарон любую букву, а затем уберите какую-либо ее часть, но так чтобы буква осталась узнаваемой. Попросите ребенка вылечить «больную» букву.

9. Попробуй свари
Ставим перед ребенком прозрачную емкость с водой и просим сварить макароны. Дальше просто мешаем ложечкой и наблюдаем за движениями макаронин.

10. Построй дом
Из крупных макаронных изделий и клея можно строить домики, башни, гаражи, мосты. Предварительно некоторые изделия можно покрасить.

Помните, что игры с макаронами требуют постоянно присутствия родителей рядом с малышом. Это не позволит ребенку съесть их или засунуть в рот, нос, ушко.

Крупы – не только ценный пищевой продукт в арсенале хозяюшки. Это еще и хороший игровой материал, который развивает мелкую моторику и фантазию у ребят от года. Несложно организовать игры с гречневой, манной, рисовой крупами, чечевицей или фасолью, макаронными изделиями. Желательно постепенно знакомить детей с каждым из сыпучих материалов. Они имеют разный цвет, форму, степень твердости, что обеспечивает богатство впечатлений и ощущений.

Польза игр с крупами

Многие родители из соображений безопасности не спешат знакомить годовалых детей с мелкими предметами. Важно не прятать их от малютки, а научить правильному обращению. Первые месяцы упражнений с крупами, так или иначе, будут проходить под пристальным наблюдением взрослых. Мама сможет понаблюдать, как ведет себя ребенок и предотвратить опасные ситуации.

Польза дидактических игр с крупами доказана психологами, логопедами и другими детскими специалистами. Занятия стимулируют и развивают:

  • мелкую моторику, важную для рисования и письма;
  • воображение и внимание;
  • чувственное восприятие;
  • сенсорное познание веществ и предметов;
  • речевое развитие.

На многих детей развивающие упражнения с крупой в спокойной, доверительной обстановке оказывают успокоительный эффект. Практиковать их можно с детьми, которые научились сидеть.

Первоначально довольно сложно сосредоточить внимание крохи на этом занятии. Однако со временем ребенок научится концентрироваться и будет играть с крупами все дольше.

Подготовка к играм

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Главный атрибут подобных игр - разнообразные крупы, которые можно укомплектовать в разделенный на секторы пластиковый лоток. Первое время лучше заниматься с малышом, который сидит в своем стульчике для кормления. Все необходимые компоненты удобно разместятся на столешнице, а для локализации зоны уборки следует постелить на пол клеенку или газету.

Для упражнений маме понадобятся:

  • мелкие игрушки (машинки, фигурки от киндер-сюрпризов);
  • игрушечная посуда;
  • пластиковый совок;
  • несколько мисок или контейнеров;
  • ситечко;
  • шуршащие вкладыши от конфет;
  • каштаны, желуди или орехи.

Играем с малышами 1-2 лет

Знакомство с крупой для самых маленьких обычно проходит легко, ведь большинству детей нравится все новое. Если же кроха отнесся к новому занятию с опаской, взрослому также следует включиться в игру, продемонстрировав ее возможности. Дети до трех лет учатся через подражание близким людям. Они видят, насколько интересно перекладывать мелкие предметы, и постепенно учатся делать это самостоятельно.

На первых порах ребенку достаточно перекладывать крупу с коробочки в коробочку, стараться удержать пальчиками зернышки. Постепенно задача усложняется, и ребенок учится:

  • перекладывать сыпучие в емкости или детскую посуду с помощью ложки или кружки;
  • брать пинцетом фасоль, макаронные изделия или горох;
  • бросать крупинки через узкое отверстие в банке, слушая звуки;
  • искать ручками в лотке с сыпучими маленький «клад» (игрушку, конфету);
  • искать в манке более крупные сыпучие (макароны, фасоль) просеивая ситечком;
  • выкладывать из крупы цветные буквы, дорожки, орнаменты;
  • самостоятельно зарывать и откапывать мелкие игрушки;
  • сыпать мелкую крупу, манку или соль щепоткой;
  • топтаться ногами по крупе, рассыпанной в тазике.

Занять кроху на кухне, пока мама готовит еду, позволит сенсорная коробка. Для ее создания нужен крупный контейнер из пластика, который следует заполнить наполовину разными по размеру и цвету крупами. В крышке нужно проделать два отверстия для маленьких ручек, чтобы малыш мог перебирать сыпучие, но не сорить при этом.

Играем с ребенком 2-6 лет

После 2 лет малышу понравится сортировать разную по форме, цвету и размеру крупу. Перед работой следует смешать несколько видов сыпучих материалов и приготовить лоток с разделениями, чтобы кроха смог разложить по отдельности каждый сорт. Можно использовать пластилин или тесто для лепки, показав малютке, как в него вдавливать крупу и создавать рисунок.

Чтобы фантазия ребенка проявилась в полной мере, можно раскрасить крупы в цвета радуги. Для этого есть несколько способов:

  • обжарить манку на сковороде, чтобы она поменяла цвет;
  • развести гуашь в двух столовых ложках водки, насыпать 5 столовых ложек манки или риса, перемешать и высушить на воздухе;
  • раскрошить мелки и смешать их с манной крупой;
  • раскрошить грифель карандашей, потереть на бумаге, насыпать сверху манку и смешать;
  • окрасить белую фасоль, макароны, рис или манку пищевыми красителями или разведенной водой гуаши и подсушить в духовке при температуре 150-200 градусов;
  • крупные макароны можно покрасить гуашью.

Игры с крупами с ребенком 3-6 лет становятся сложнее и интереснее. В этом возрасте он хорошо различает цвета и формы, может создавать удивительные композиции из круп и макарон.

Для общего развития можно попробовать замочить и прорастить зерновые или же разложить их в спичечные коробочки и подписать каждую. Более сложная задача – рисование и аппликации из сыпучих материалов. Она требует не только фантазии, но и усидчивости.

Рисунки песком и манкой

Многих родителей привлекают специальные планшеты для рисования песком (рекомендуем прочитать: ). Чтобы понять, нравится ли подобное занятие ребенку и стоит ли покупать планшет, можно попробовать рисование манкой. Для первого раза понадобится яркий поднос. Маме следует ровно распределить манку по поверхности и показать малышу, как пальчиками можно рисовать красивые узоры.

Существует немало мастер-классов на тему рисования манкой. Например, можно усложнять задачу, используя цветную манку или рис. Необходимо подготовить простую картину на бумаге (например, цветок или кораблик). Поочередно следует промазывать ее клеем и просить малыша сыпать крупу на проклеенный участок. Важно сразу стряхивать остатки крупы и постепенно формировать красивую картинку, которая украсит творческий альбом.

Аппликации из макарон

Разнообразные по форме макаронные изделия – гнезда, ракушки, бантики, звездочки, спагетти, хорошо подходят для симпатичных детских аппликаций. Для работы с дошкольником маме следует подготовить:

  • макаронные изделия разной формы после обработки красителем;
  • клей жидкий;
  • плотный картон;
  • краски и кисти;
  • пластилин.

На листе бумаги следует карандашом обозначить контуры аппликации. Нанести по контуру клей и до момента высыхания нанести макаронные изделия. Пусть малыш сам подбирает форму и цвета макарон. Например, глаз рыбки – темное колесико, а чешуя – волнистые макароны желтого или зеленого цветов. Можно пофантазировать и вместе, «заселив» лужайку оранжевыми и красными звездочками из макарон, или сделать барашку пышную шубу из спиралей.

Волшебные мешочки

Фасоль – один из наиболее подходящих материалов для разнообразных игр и аппликаций. Она имеет разную форму и цветовую палитру, издает интересные звуки при контакте с пластиком, деревом, водой и другими материалами. Кроме того, она абсолютно безвредна для крохи (даже если он случайно проглотит зернышко, природа поможет справиться с этим).

Игры с фасолью или горохом развивают тактильные ощущения 3-4 летнего малыша, учат счету и сравнению размеров, формы. После знакомства с ними можно закрепить полученные впечатления с помощью волшебных мешочков. Для этого понадобятся 3 похожих мешочка и одинаковый объем манки, гречки и фасоли (гороха).

Следует предложить малышу переложить крупы в мешочки, завязать их лентами и пересортировать. Далее по ощущениям пальчиков ему нужно определить, в каком мешочке какая крупа находится. Не стоит убирать их далеко после игры. Вполне возможно, что малышу захочется трогать их снова, стимулируя развитие тактильных ощущений и мелкой моторики с помощью крупы.

Пальчиковые занятия с сыпучими материалами вряд ли смогут надоесть ребенку, ведь их существует немалое количество. Главное для родителей – готовность постоянно развивать в крохе творческие способности. Результатом ранних упражнений станут высокая умственная активность ребенка, хорошая фантазия и четкая речь.

Статьи по теме: