Как судоку влияет на работу мозга. Использование судоку в развитии логического мышления дошкольников. Разгадывание судоку развивает

Кроссворды, головоломки и судоку тренируют память — это принято за аксиому. Как и то, что любые интеллектуальные развлечения улучшают умственные способности. Нейрофизиологи предупреждают: не все, что мы считаем полезным для мозга, является таковым. Любовь к кроссвордам ускоряет развитие склероза, а многие логические игры просто бесполезны.

Принято считать, что логические и прочие интеллектуальные игры "не дают мозгу засохнуть". Пожилым людям рекомендуют разгадывать ребусы и решать кроссворды, чтобы сохранить хорошую память. Детей заставляют учить наизусть стихи, а молодые люди на досуге проходят логические квесты, чтобы развиваться умственно. Никто не спорит, что необходимо развивать интеллект и поддерживать активность мозга. Но не все, что мы считаем полезным для умственных способностей, действительно является таковым.

За последние годы нейрофизиологи представили интересные, во многом противоречивые данные о пользе кроссвордов и логических головоломок. Британские ученые доказали, что разгадывание кроссвордов и тому подобная активность "омолаживает" мозг. Профессор Иэн Робертсон из колледжа Тринити в Дублине и его коллеги утверждают, что решение логических задачек улучшает кровообращение в мозге, то есть действует подобно физическим упражнениям. Люди старше 65, регулярно сидящие за кроссвордами и ребусами, реже страдают ухудшением памяти и болезнью Альцгеймера, заявили британские нейрофизиологи.

Однако после аналогичных исследований их коллеги из Чикаго внесли в этот позитивный вывод одну важную поправку. На первых порах, согласились они, кроссворды и тому подобные умственные развлечения действительно замедляют процессы старения головного мозга. Но если болезнь Альцгеймера все-таки поражала пожилых людей, то у тех, кто ранее активно тренировал свой мозг, она прогрессировала примерно в два раза быстрее.

Свою ложку дегтя внесли и соотечественники позитивно настроенного Иэна Робертсона. Группа ученых из отделения наук о мозге и сознании Британского совета по медицинским исследованиям под руководством Эдриана Оуэна провела детальное исследование того, насколько упражнения по развитию памяти и сообразительности улучшают качество умственной работы в целом. Ученых интересовали компьютерные игры, специально разработанные для повышения общих интеллектуальных способностей.

В эксперименте приняло участие более 11 тысяч человек. Добровольцы прошли тестирование умственных способностей, а затем в течение шести недель должны были хотя бы 10 минут в день посвящать логическим играм. Эффективность их действий оказалась равна нулю. Согласно беспристрастному выводу ученых, у испытуемых улучшилось лишь качество выполнения тех заданий, которым они посвящали время. Общий уровень их умственного развития остался прежним, и "продвинутость" в интеллектуальных играх никак не сказалась ни на их работе, ни на учебе.

"Мы не обнаружили статистической разницы между улучшениями, наблюдавшимися у тех, кто прошел разработанную нами программу интеллектуальных игр, и теми людьми, которые просто проводили это время в интернете", — признал Оуэн.

Но если рассуждать в таком ключе и дальше, можно прийти к выводу, что для мозга бесполезна любая умственная активность. Это не так, просто кроссворды и логические игры имеют одну особенность, о которой мы часто забываем — монотонность. Кроссвордисты обладают конечным запасом слов и определений к ним. Судоку, ребусы и логические задачки обычно имеют один и тот же принцип решения. Освоив его, вы можете щелкать аналогичные задания, как орешки, наращивая только уровень их сложности. Однако сама деятельность перестает быть для мозга новой — а значит, развивающей.

В 2011 году австралийские ученые из Университета Нового Южного Уэльса провели подробное исследование, чтобы выяснить, какая деятельность действительно способствует сохранению активности мозга. В течение трех лет специалисты под руководством психиатра Майкла Валенсуэла (Michael Valenzuela) наблюдали за 70 пожилыми людьми в возрасте 60 лет и старше. Уровень их умственной деятельности отслеживался при помощи МРТ-сканирования мозга, IQ-тестов и наблюдений за образом жизни испытуемых. Обследования показали, что те, кто уделял мало времени тренировке памяти, ума и — внимание! — получению нового опыта, потеряли около половины объема гиппокампа по сравнению со своими более активными ровесниками. Исследователи опубликовали результаты своих наблюдений в журнале PloS One.

Доктор Валенсуэла советует людям любого возраста не пренебрегать получением свежих впечатлений и обучением. "Любой новый опыт, от занятий гимнастикой тай-цзи до путешествий, помогает сохранить умственное здоровье", — говорит он. Непревзойденным "тренажером для мозга" является также изучение иностранных языков. Несмотря на некоторое сходство внутри языковых групп, освоение нового языка требует постоянной активации всех умственных способностей — памяти, вербального, логического мышления (чтобы удержать в голове грамматические правила). Поскольку правила иностранного языка, его фонетический строй и лексика являются незнакомыми, каждый урок приносит новые знания.

Ментальное здоровье человека поддерживает и простое общение. Как подтверждают многочисленные исследования, активная социальная деятельность является залогом умственного долголетия. В 2001 году братья Брэдли и Крейг Уилкоксы вместе с доктором Макото Судзуки опубликовали результаты уникального 25-летнего исследования, посвященного образу жизни одних из наиболее долгоживущих людей на Земле — жителей Окинавы. Свои наблюдения ученые изложили в научно-популярной книге, названной "Почему японцы не стареют". Целая глава в ней посвящена активной социальной деятельности и взаимной поддержке у жителей Окинавы.

По наблюдениям исследователей, здешние люди в любом возрасте поддерживают отношения с родственниками и друзьями, вступают в клубы по интересам и находят новые хобби. Овдовевшие пожилые люди не торопятся переезжать к своим детям, предпочитая самостоятельно вести дела и поддерживать связи со сложившимся кругом знакомых.

"У многих долгожителей есть какое-нибудь увлечение или цель, которая заставляет их регулярно общаться с другими: один выращивает быков для традиционного боя быков, другой преподает народную музыку, третий в течение целого дня исполняет обязанности священника в буддийском храме", — пишут ученые. Именно поддержка друзей — старых и новых, широкий круг общения и увлечения помогают окинавским старикам сохранить ясность ума и бодрость духа, заключают исследователи.

Гузель Тухватуллина
Использование судоку в развитии логического мышления дошкольников

Один из основных залогов успешного обучения детей - это использование в работе с детьми дошкольного возраста занимательного наглядного материала. На занятиях я большое внимание уделяю картинному и иллюстративному материалу, так как он способствует привлечению внимания детей, развивает наглядно-образное мышление , которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.

Развитие логического мышления ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, которые стимулируют его практическую, игровую и познавательную деятельность. Поэтому в группе я создала уголок занимательной математики, где располагаются пособия для совместной и самостоятельной деятельности. В этом уголке представлены различные дидактические игры, занимательный материал : ребусы, лабиринты, головоломки. Одной из игр которой заинтересовались мои дети была судоку .

Судоку - (яп. Су. доку, произношение) - это головоломка-пазл с числами, ставшая в последнее время очень популярной. В переводе с японского «су» - цифра, «доку» - стоящая отдельно. Иногда судоку называют магическим квадратом, но судоку является латинским квадратом 9-го порядка. Судоку активно публикуют газеты и журналы разных стран мира, сборники судоку издаются большими тиражами. Решение судоку - популярный вид досуга.

Судоку известно как японское развлечение , но не только Япония является родиной этой игры. Хотя идея судоку пришла не из Японии , но название игры имеет японское происхождение.

История судоку насчитывает многие тысячелетия. Праобразом судоку является игра «Магический квадрат» , появившаяся в Китае 2000 лет назад. «Магический квадрат» представляет собой квадрат размером 3x3 клетки, в каждую из которых помещается одно число от 1 до 9 так, чтобы сумма чисел в любом столбце, строке и по диагонали равнялась 15.

Позже «Магический квадрат» был преобразован математиком Леонардом Эйлером в квадрат, который имел определенное число ячеек, особенно 9, 16, 25 и 36. Этот ученый заполнял клетки латинскими буквами (Латинский квадрат, а позже греческими буквами и назвал квадрат греко-латинским.

Идею Эйлера развил Гарвард Гарис , который использовал квадрат 9x9 и добавил дополнительные ограничения, цифры не должны повторяться и во внутренних квадратах 3x3.

В настоящее время появилось множество модификаций судоку , но классическая судоку представляет собой квадрат 9x9 клеток, разбитый на подквадраты со сторонами по 3 клетки каждый. В некоторых клетках заранее проставлены числа, а игроку нужно расставить недостающие числа таким образом, чтобы в каждом столбце, строке и подквадрате находились числа строго от 1 до 9 и не повторялись. Правильно составленная судоку имеет только одно решение.

Судоку – очень популярная головоломка современности. В эту игру с удовольствием играют взрослые и подростки. На самом деле, разгадывание этой головоломки не требует специальных знаний или возможностей. Необходимо лишь умения визуально отличать символы в клетках и логически мыслить . Поэтому эта головоломка доступна для людей разного возраста и уровня образования. Интересно то, что разгадывание судоку предупреждает развитие слабоумия . Эта игра полезна в любом возрасте для развития умственных способностей и поддержания их в отличном состоянии. Так же эта игра помогает снизить эмоциональную нагрузку.

В чем же именно заключается польза этой головоломки? Во первых – улучшает память ребенка. Память и логика взаимодействуют постоянно, когда ребенок разгадывает судоку . Младший школьник использует свою память , чтобы запоминать числа, когда использует логику , думая над последующей пустой ячейкой.

Во - вторых - игра позволяет ребенку практиковать свое логическое мышление , когда разгадывает головоломку, и в конечном итоге улучшает ряд навыков работы с цифрами.

Следующий плюс - судоку – игра не только очень интересная. Она помогает развить чувство времени . Дошкольники учатся принимать решения и предпринимать какие-то определенные действия гораздо быстрее и с меньшими колебаниями.

Так же эта головоломка улучшает силу концентрации. Судоку требует от ребенка стратегического мышления и творческого решения задач. Как только дошкольник перестает играть в середине игры, ему приходится снова начинать весь мыслительный процесс, что помогает развить силу концентрации .

Немаловажный факт, что данная головоломка заставляет детей чувствовать «маленькую победу» .

Для детей младшего возраста можно предложить сыграть в судоку с картинками . Эта увлекательная головоломка позволит развить логику детей с самых первых шагов. Затем после изучения числового ряда, детям можно дать эту игру в уже стандартном виде, усложняя каждый раз. Так же есть вариант заполнения клеток цифрами от 1 – 16. Это длительная головоломка подойдет для более старших деток – старшей и подготовительной группы.

Работу с использованием судоку и используем в своей работе в совместной деятельности педагога и детей. Лучше стали анализировать информацию, сравнивать и обобщать. Возрос навык классификации и выявления закономерности.

Формирование логического мышления дошкольников - важная составная часть современного образования. Критерием формирования логического мышления является регулярное применение на занятиях математики и во внеурочной деятельности нестандартных приемов. Регулярно используя головоломок в виде судоку , воспитатель может сформировать развитие логического мышления .

Публикации по теме:

«Формирование развития логического мышления у дошкольников как подготовка детей к школе» «Быть готовым к школе -не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Л. А.

Формирование логического мышления у дошкольников Дошкольное детство - первый период технологического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы психологических.

Консультация для родителей «Роль загадок в развитии логического мышления и речи детей» Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Ушинский в книге “Родное слово” говорил, что загадка “доставляет уму.

Мастер-класс по занимательному математическому материалу в развитии логического мышления у детей дошкольного возраста Цель: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по формированию логического.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №15 «Золотой петушок» Использование развивающих игр и упражнений.

Физические упражнения, бесспорно, очень важны для человеческого организма. Но не менее важно упражнять и свой ум. И в этом вам поможет судоку - это одна из самых популярных числовых игр, в которую мы можем играть каждый день. Она благотворно влияет на работу мозга.

В чем именно заключается ее положительное влияние? Вот удивительные преимущества судоку.

Улучшает нашу память

Память и логика работают бок о бок, когда вы играете в судоку. Каким образом это происходит? Все очень просто! Мы используем свою память, чтобы запоминать числа, когда используем логику, думая над последующей пустой ячейкой.

Стимулирует нашу умственную деятельность

Игра позволяет вам практиковать свое логическое мышление, когда вы разгадываете головоломку, и в конечном итоге улучшить ряд навыков работы с цифрами.

Снижает риск развития болезни Альцгеймера

Этому способствует то, что благодаря игре сохраняется мозговая активность.

Учит все делать быстро

Судоку - игра не только очень интересная, но и помогающая развить чувство времени. Вы научитесь принимать решения и предпринимать какие-то определенные действия гораздо быстрее и с меньшими колебаниями.

Увеличивает силу концентрации

Судоку требует от игроков стратегического мышления и творческого решения задач. Как только вы перестаете играть в середине игры, вам приходится снова начинать весь мыслительный процесс, что помогает развить силу концентрации и способность к переориентации навыков.

Позволяет чувствовать себя счастливым

Судоку дарит чувство выполненного долга и маленькой победы после того, как вы решите головоломку, особенно если она была сложной.

Играя в судоку чаще, вы можете решить головоломку быстрее и в конечном итоге выйти на более сложный уровень. Упражняйте свой ум, и вы станете счастливее и умнее. Не пожалейте немного времени, чтобы играть в судоку ежедневно!

Судоку - довольно популярная головоломка 21 века. Судоку представляется чаще как головоломка для взрослых людей или школьников. Но, чтобы в судоку играли дети раннего возраста или дошкольники у многих, наверняка, вызовет небольшое, но сомнение. На самом деле, разгадывание судоку не требует специальных знаний или словарного запаса. Достаточно умения визуально отличать символы в клетках и логически мыслить. Поэтому эта головоломка доступна для людей разного возраста и уровня образования.

Разгадывание судоку развивает:

  • память,
  • логическое мышление,
  • концентрацию внимания.

Кроме этого, разгадывание головомка предупреждает развитие слабоумия. Полезна в любом возрасте для развития умственных способностей и поддержания их в отличном состоянии. Психологи утверждают, что разгадывание судоку позволяет излечить депрессию.

В рамках методики Макото Шичиды, судоку-игры предлагаются ребенку в блоке «Логическое мышление». Как мы знаем, методика японского профессора направлена в основном на развитие правополушарных функций, но немного на подобном занятии выделяется и развитию левого полушария. Это делается для того, что развивались межполушарные связи у ребенка.

Как играть в судоку в картинках.

Правила судоку в картинках те же, что и в обыкновенных: расположить картинки так, чтобы в каждой строке и столбце не было повторений. Другими словами, в каждой строке и столбце должны быть все картинки.

Конечно, вряд ли какому ребенку понравиться разгадывать головоломку с проставленными там цифрами. Но, если вместо них будут милые зверюшки, машинки, сладости, то малышу такая игрушка непременно понравиться. Кроме этого возможны варианты с разными уровнями сложности, что упрощает подбор игры в зависимости от возраста и возможностей ребенка.

Знакомя ребенка с игрой, объясните ему закономерность расположения картинок . Затем дайте игровые карточки и соответсвующее поле - "Какой картинки не хватает в этом ряду (столбике)?". Если малыш затрудняется - помогите: положите карточку на нужное место и объясните почему Вы положили ее именно туда.

Не напрягайте сильно ребенка, если ему еще нет 3-х лет, в игре судоку. До трех лет у ребенка доминирует правое полушарие, левое (отвечает за логику, мышление) начнет набирать "силу" только после этого возраста. Поэтому не торопите события и если не получается у ребенка играть, отложите. Обязательно придет то время, когда Ваш ребенок будет радостно показывать Вам, как он правильно разложил все карточки.

Комплекты судоку для детей в картинках.

Судоку 4*4

Судоку - это математическая головоломка, родиной которой считается страна восходящего солнца - Япония. Время за невероятно увлекательной и развивающей загадкой летит незаметно. В статье будут приведены способы, методы и стратегия, как решать судоку.

История названия игры

Как ни странно, но Япония не является родиной игры. На самом деле головоломку изобрел знаменитый математик Леонард Эйлер в XVIII веке. Из курса высшей математики многие должны помнить знаменитые "круги Эйлера". Ученого увлекали области комбинаторики и логики высказываний, свои квадраты различных порядков он называл "латинскими" и "греко-латинскими", так как использовал для составления в основном буквы. Но настоящую популярность головоломка приобрела после регулярных публикации в японском журнале Nikoli, где и получила название Sudoku в 1986 году.

Как выглядит загадка?

Головоломка представляет собой квадратное поле с размерами 9 на 9 клеток. В зависимости от сложности и вида головоломки компьютер оставляет заданное количество клеток квадрата заполненными. Иногда начинающих интересует вопрос: "Сколько вариантов головоломки можно составить?".

По правилам комбинаторики количество перестановок можно узнать, рассчитав факториал числа элементов. Итак, в судоку используются цифры от 1 до 9, значит необходимо вычислить факториал 9. Путем нехитрых вычислений получим 9! = 1*2*3*4*5*6*7*7*9 = 362 880 - вариантов различных комбинаций строк. Далее необходимо воспользоваться формулой матричных перестановок и подсчитать количество возможным положений строк и столбцов. Формула подсчета довольно сложна, достаточно лишь указать, что при замене только в одной тройке столбцов/строк, можно увеличить итоговое количество вариантов в 6 раз. Перемножив значения получим 46 656 - способов перестановок в матрице загадки только для 1 комбинации. Нетрудно догадаться, что итоговое число будет равно 362 880 * 46 656 = 16 930 529 280 вариантов игры - решать не перерешать.

Однако, по расчетам Бертхама Фельгенхауэра, у головоломки гораздо больше решений. Формулы Бертхама очень сложны, но дают итоговое количество перестановок в 6 670 903 752 021 072 936 960 - вариантов.

Правила игры

Правила игры судоку колеблются в зависимости от разновидности головоломки. Но для всех вариантов общим являются требование классического судоку: цифры от 1 до 9 не должны повторяться по вертикали и горизонтали поля, а также в каждом выделенном участке "три на три".

Существуют и другие виды игры, например, судоку "чет-нечет", "диагональное", "виндоку", "жирандоль", "области" и "латиница". В латинице вместо цифр используют буквы латинского алфавита. Вариант чет-нечет следует решать, как судоку обычный, только учитывать разноцветные области. В клетках одного цвета должны стоять четные цифры, а второго - нечетные. В диагональной загадке к классическим правилам "вертикаль, горизонталь, три на три" добавляется еще две диагонали поля, в которых тоже не должно быть повторений. Разновидность области - это вид цветного судоку, в котором отсутствуют деления "три на три" классического вида игры. Вместо них с помощью цвета или жирных границ, выделяют произвольные области из 9 клеток, в которых необходимо разместить цифры.

Как правильно решать судоку?

Главное правило загадки гласит: существует только один правильный вариант цифры для каждой клетки поля. При выборе неверного числа на каком-то этапе дальнейшее решение станет невозможным. Числа по вертикали и горизонтали начнут повторяться.

Самый простой пример утверждения - это ситуация с 8 известными числами по горизонтали, вертикали или в области "три на три". Способы, как решать судоку в таком случае, очевидны - вписать в требуемый квадрат недостающую цифру последовательности от 1 до 9. В примере на изображении выше - это будет число 4.

Иногда незаполненными остаются две клетки области "три на три". В этом случае каждая клетка имеет два возможных варианта заполнения, но только один правильный. Сделать верный выбор можно рассмотрев пустые области не только как часть области, но и часть вертикали и горизонтали. Например, в квадрате "три на три" не хватает 2 и 3. Нужно выбрать одну клетку и рассмотреть вертикаль и горизонталь пересечением, которых она является. Допустим, по вертикали уже есть одна 3, но в обеих последовательностях не хватает 2. Тогда выбор очевиден.

Загадки начального уровня сложно, как правило, предоставляют возможность заполнить несколько клеток единственно верными значениями сразу же. Необходимо лишь внимательно рассмотреть игровое поле. Но не всегда выбор способов/методов, как решать судоку, столь прост.

Что означает "предопределенный выбор" в судоку?

Иногда выбор является не единственным, но, тем не менее, предопределенным. Назовем такое число - "уникальный кандидат". Найти такое расположение цифр на поле загадки несложно, но потребует определенного опыта в решении головоломки. Пример, как правильно решать судоку с уникальным кандидатом, подробно описан для варианта игрового поля на изображении ниже.

В выделенном красном квадрате на первый взгляд может стоять любая цифра, кроме 5. Однако, на самом деле, уникальным кандидатом для места является число 4. Необходимо рассмотреть все вертикали и горизонтали рассматриваемой области "три на три". Итак, в вертикали 2 и 3 присутствуют четверки, значит 4 маленького поля может находиться в одном из трех квадратов первого столбца. Верхний квадрат уже занят цифрой 5, количество мест расположения символа 4 сокращается. В нижней горизонтали области также не трудно отыскать четверку, следовательно, из 3 вариантов расположения числа остался только один.

Поиск уникального кандидата на игровом поле

Рассмотренный пример был очевиден, так как других чисел на поле просто не наблюдалось. Найти уникального кандидата в конкретной головоломке непросто. Игровое поле на изображении ниже послужит наглядным примером для объяснения метода, как решать судоку способом поиска уникального кандидата.

Хотя описание варианта решения не кажется простым, его применение на практике не вызывает затруднений. Уникальный кандидат всегда ищется в конкретной области "три на три". В связи с этим игрока интересуют только три вертикали и три горизонтали игрового поля. Все остальные считаются несущественными и просто отбрасываются. В примере необходимо найти место уникального кандидата цифры 7 для центральной области. Угловые квадраты рассматриваемого поля заняты цифрами, а в центральной вертикали уже присутствует число 7. Это значит, что единственными возможными квадратами для размещения уникального кандидата 7 являются 1 и 3 клетка средней строки области "три на три".

Как решать сложные судоку?

В каждом виде игры разделяют 4 уровня сложности. Они различаются количеством цифр в начальном варианте поля. Чем их больше, тем легче решать судоку. Как и в других играх, поклонники устраивают соревнования и целые чемпионаты по судоку.

Самые сложные варианты игры предполагают большое количество вариантов заполнения каждой клетки. Иногда их может быть максимально возможное количество - 8 или 9. В таких ситуациях рекомендуется записывать карандашом всех варианты по краям и углам клетки. Перечисление всех комбинаций, при детальном изучении, уже может помочь исключить пересекающиеся числа и сократить количество вариаций для отдельно взятой клетки.

Цветовые стратегии решения головоломки

Более сложным вариантом игры являются загадки судоку с цветом. Сложными такие головоломки считаются из-за введения дополнительных условий. На самом деле цвет -не только элемент усложнения, но и своеобразная подсказка, которой не стоит пренебрегать при решении. Также это относится к игре чет-нечет.

Но цвет можно использовать и при решении обычного судоку, отмечая более вероятные случаи подстановки. В приведенном выше изображении головоломки, цифра 4 может быть поставлена только в синие и оранжевые клетки, все остальные варианты заведомо ошибочны. Выделение указанных областей позволит отвлечься от цифры 4 и переключиться на поиск других значений, при этом забыть о клетках окончательно не получится.

Судоку для детей

Это может прозвучать странно, но дети любят решать судоку. Игра очень хорошо развивает логику и образное мышление. Ученые уже доказали, что игра предотвращает смерть клеток головного мозга. Люди, регулярно решающие головоломку, обладают более высоким уровнем IQ.

Для совсем маленьких детей, еще не знающих цифр, разработаны варианты судоку с символами. Загадка абсолютно семантически независима. Родители должны обязательно научить малышей играть в судоку, если хотят развивать логику, концентрацию и мышление детей. Игра полезна для поддержания умственных способностей в любом возрасте. Исследователи сравнивают действие головоломки на мозг человека с эффектом физических упражнений для развития мускулатуры. Психологи утверждают, что судоку избавляет от депрессии и помогает в лечении слабоумия.

Статьи по теме: