Приемы формирования взаимоотношений в игре. Методы и приемы организации сюжетно-ролевых игр с детьми. Кто простужен и чихает
I . Задачи руководства:
1) расширение представлений об окружающем (с чем знакомить, какие знания закреплять, что развивать);
2) формирование игровой деятельности:
а/ развивать сюжет
б/ обучение игровым действиям (объединение в игре, взаимодействие по ходу игры, осуществление замысла, распределение ролей, планирование, подбор атрибутов, оборудование места игры);
3) формирование взаимоотношений (взаимопомощь, внимание, культура общения).
II . Подготовка к игре:
1) приемы, направленные на обогащение впечатлений;
2) составление плана-сюжета:
а/ определить сюжеты по теме игры по этапам: - что делать – сюжет – содержание – кто – роли и их игровые действия – речевые обороты (ведущие роли – второстепенные – эпизодические)
б/ определить сопутствующие сюжеты;
3) атрибуты к игре;
4) оборудование места игры (чертеж или схематический рисунок).
III . Ход игры.
1) приемы создания интереса к игре (полное описание действий и речи педагога, определение роли педагога);
2) сговор на игру:
а/ определение плана-сюжета
б/ планирование игры
в/ распределение ролей
г/ создание воображаемой ситуации – частичное или полное (место игры, атрибуты, костюмы);
3) приемы обучения игровым действиям: показ, пример, инсценировка, игровая ситуация;
4) приемы поддержания и развития игры:
а/ внесение дополнительных атрибутов
б/ участие педагога во второстепенных ролях
в/ показ новых игровых действий
г/ напоминание, вопросы
д/ введение новых игровых ситуаций
е/ оценка;
5) приемы формирования взаимоотношений в игре:
а/ напоминания о взаимоотношениях
б/ направление на внимание друг к другу
в/ поощрение вежливости
IV . Окончание игры .
1) краткий итог работы в ролях;
2) перевод интереса детей к следующему виду деятельности.
V . Оценка игры
1. Задачи:
Обогатить, расширить и систематизировать знания детей о профессии детского врача(педиатра), о работе поликлиники.
Помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь.
Воспитывать уважение и благодарность к труду врача, медсестры.
Развивать интерес к игре, формировать положительные отношения между детьми.
Активизация словаря: педиатр, фармацевт, процедуры, рецепт.
2. Подготовка к игре:
Изготовление атрибутов |
Обогащение впечатлениями |
Обучение игровым приемам |
|
* Изготовление градусников из картона *Изготовление горчичников из цветной бумаги * Изготовление медицинских карт * изготовление рецептов |
* Просмотр мультфильма «Айболит» * Чтение Б.Житков «Обвал» * Чтение С.Маршак «Ледяной остров» * Экскурсия в мед. кабинет * Наблюдение за работой медсестры * Д/И «Кому что нужно для работы» «Кто назовёт больше действий» |
* Научить измерять температуру *накладывать горчичники * накладывать повязку *измерять давление * обмакивать ватку в спирт и протирать место для укола * набирать шприцом лекарство из флакона |
3. Перспективный план подготовки к игре «Поликлиника»
Атрибуты |
Игровые действия |
Речевые обороты |
|||
Поликлиника |
Мед. Сестра Регистратор фармацевт |
Халат телефон Мед. Карты Пейджики с картинками Мед. Инструменты: шприцы, пузырьки, вата, Градусник, бинт, Фонендоскоп, горчичники. витамины |
Осматривает больного, выясняет причину, назначает лечение, выписывает рецепт, отправляет в аптеку |
Давайте измерим температуру. Дыхание тяжёлое. Посидеть дома и подлечиться. Попить чай с малиновым вареньем. Рука опухла, не выпрямляется. |
|
Сопутствующие сюжеты |
|||||
Фармацевт |
Халат, касса, рецепты, лекарства. |
По рецепту выдает лекарства, берет деньги, сдаёт сдачу. |
4. Ход игры.
Ребята, мы сейчас с вами поиграем. В соседнем детском саду заболели дети. Собрались они все вместе на одной площадке и думают, как друг другу помочь. Вдруг с неба упал необычный чемодан. Любопытно стало детям. Давайте откроем его и посмотрим что там?
Перечислите, что это? (дети перечисляют атрибуты медицинских инструментов: вата, бинт, шприц, таблетки, витамины и т.д.)
А как это мы назовём одним словом?
А чей же это может быть чемодан? Это чемодан доктора Айболита. А вот и он! Доктор узнал, что наши ребята заболели и прилетел их вылечить.
Друзья, а когда мы приходим в поликлинику мы сразу идем к врачу? Чтобы взять карточку мы обращаемся в регистратуру, где сидит регистратор и спрашивает фамилию, имя, адрес. Сейчас мы с помощью считалки распределим роли, кто у нас будет регистратором, врачом, медсестрой, фармацевтом.
Кто простужен и чихает
Тот микробы выпускает
- Кто болеет? Отзовись!
- Выходи, иди лечись.
В кабинете врача ставится ширма, дети занимают свои места. Начинается приём…
Дети поочерёдно подходят в регистратуру, называют фамилию, имя, адрес.
Медрегистратор-ребенок выдаёт карточку(на карточках нарисованы такие же картинки как на пейджиках у детей-пациентов) Затем дети походят поочередно к врачу на прием.
Прием начинается…
Заходите, здравствуйте!
Какие жалобы, что случилось?
Давайте измерим температуру(ставит градусник)
Поднимите вашу кофточку, я вас послушаю
Дыхание тяжелое, прерывистое.
Давайте посмотрим, что у вас там с температурой? Да, температура высокая, придется вам посидеть дома и подлечиться. Я вам прописываю постельный режим, больше пить жидкости, но и антибиотики. Сейчас медсестра вам выпишет рецепт и вы в аптеке купите лекарство. Аптека находится в конце коридора.
По ходу игры воспитатель напоминает, что с пациентами надо быть вежливыми, обходительными, разговаривать тихо, потому что они себя плохо чувствуют.
Дзинь-дзинь зазвонил телефон, звонит обеспокоенная мама: у ребёнка высокая температура, он весь горит. Врач выслушала, сказала, что она обязательно придет, но пока у неё много пациентов и рекомендует попить чай с малиновым вареньем и постараться уснуть. Вдруг, в коридоре раздается громкий плач. На крик выбегают врач с медсестрой, оказывается, ребенок оступился в коридоре, и упал прямо на руку.
Врач осмотрела, рука опухла и полностью невыпрямляется. Врач предложила вызвать скорую помощь и обратиться в травмпункт. Врач говорит медсестре, какой у них сегодня тяжелый день и просит её еще о маленькой просьбе, обзвонить всех больных, которые были на приеме вчера и узнать самочувствие.
5. Окончание игры
Дзинь-дзинь прозвенел звонок. Друзья, уже поздно наша поликлиника закрывается, а вместе с ней и аптека. Но завтра мы будем рады вас видеть снова. Чтобы не болеть, мы должны правильно питаться, есть больше овощей и фруктов, больше гулять на свежем воздухе, делать по утрам зарядку. Беречь своё здоровье!
На этом наша игра закончена, спасибо!
6. Оценка игры
Молодцы ребята, интересная игра у нас с вами получилась. Выскажите пожалуйста, кто вам понравился больше всего? Лена была замечательным доктором, которая очень внимательно всех выслушивала и давала хорошие советы, Вика была исполнительной медсестрой, Дима отличным фармоцевтом, ну, а все остальные ребята вежливыми пациентами. Мне тоже игра очень понравилась и всем виде поощрения я даю по витаминке.
Пример оформления
Дата |
Изготовление атрибутов |
Обогащение впечатлений |
Обучение игровым действиям |
Сентябрь |
|
Научить пользоваться весами И счетами Раскладывать товар Упаковывать |
Атрибуты |
Игровые действия |
Речевые обороты |
|||||
Прод. магазин Овощной отдел |
Продавец Покупатель |
Халат, шапочка, весы, гири, упаковочный материал (пакеты, бумага), счеты |
Подготавливает товар к продаже; выкладывает товар на витрину, полки, прилавки; взвешивает; оценивает; упаковывает |
Что Вы хотите купить? Я бы Вам посоветовала… Сколько Вам взвесить…? Спасибо за покупку |
|||
Сопутствующие сюжеты |
|||||||
Больница |
Картотека игр, направленных на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками
На мостике
Цель: развитие коммуникативных навыков, мотор-ной ловкости.
Количество играющих : 2 команды.
Описание игры : взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон на-встречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать черту, иначе играющий считается свалившимся в про-пасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что, когда он остался один, мо-стик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мости-ку», остальные за них активно «болеют».
Комментарий: приступив к игре, дети должны до-говориться о темпе движения, следить за синхроннос-тью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца.
Охота на тигров
Цель:
Количество играющих: не менее 4 человек.
Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).
Описание игры: дети встают в круг, водящий отво-рачивается к стене и считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрываеттигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.
Комментарий: трудности могут возникнуть во вре-мя игры у аутичных детей, потому им можно разре-шить сначала присмотреться к тому, как играют дру-гие дети.
Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно труд-но для детей-дошкольников. Но в игровой форме этому можно научить (игры, подобные «Море волнуется...», « Царевна-Несмеяна »).
Близнецы
Цель: развитие коммуникативных навыков, уме-ния согласовывать свои действия,развитие графиче-ских навыков.
Количество играющих: кратное двум.
Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.
Описание игры : дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг кдругу,
затем связывают правую руку одного ребенка и левую другого от локтя докисти. Каждому в руку дают мелок.
Мелки должны быть разного цвета. До началарисования дети могут договориться между
собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».
Комментарий : на первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобыигроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних по-мех. Впроцессе игры взрослый может сопровождать действия участниковкомментариями по поводу необходимости договора в паре для достижениялучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их
ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало.
Клубочек
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Количество играющих: группа детей.
Необходимые приспособления: клубок ниток.
Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-ни-будь (как тебя зовут, сколько тебе лет, что ты любишь). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.
Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает опреде-лить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.
Ведущим может быть выбран и ребенок.
Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточ-но легко. И всегда веселее, когда есть друзья.
Зеркала
Цель : развитие наблюдательности и коммуника-тивных навыков.
Количество играющих : группа детей.
Описание игры : выбирается ведущий. Он становит-ся в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбыва-ет. Победивший ребенок становится ведущим.
Комментарий: необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.
Поварята
Цель : развитие коммуникативных навыков, чув-ства принадлежности к группе.
Количество играющих : группа детей.
Описание игры: все дети встают в круг — это «ка-стрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каж-дый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий — взрос-лый, он выкрикивает названия ингредиентов. Назван-ный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».
Комментарий: хорошо, если ведущий будет вы-полнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.
Эта игра помогает снять мышечные зажимы, ско-ванность через легкий имитационный массаж.
Остров
Цель: развитие коммуникативных навыков, пре-одоление тактильных барьеров.
Количество играющих : четверо, или кратное че-тырем.
Необходимые приспособления : газета.
Описание игры: на пол кладут развернутую газе-ту, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максималь-но сократится.
Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышеч-ный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы.
Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газе-ту они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возмож-ность почувствовать поддержку соседа.
Ладонь в ладонь
Цель: развитие коммуникативных навыков, полу-чение опыта взаимодействия в парах, преодоление бо-язни тактильного контакта.
Возраст : любой.
Количество играющих : 2 или больше человек.
Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.
Описание игры: дети становятся попарно, прижи-мая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различ-ные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.
Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста
МДОУ детский сад комбинированного вида № 7 «Лесная сказка» Подготовила: воспитатель логопедической группы №6 Семенова И.В.
В сюжетно-ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений между детьми. Исследования, проведённые А.П.Усовой и её учениками, выявили следующие уровни (этапы) становления таких взаимоотношений на протяжении дошкольного детства:
- Уровень неорганизованного поведения, которое ведёт к разрушению игр других детей (ребёнок отнимает игрушки, ломает постройки, мешает играющим детям).
- Уровень одиночных игр. Он характерен тем, что ребёнок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть.
- Уровень игр рядом проявляется в том, что двое-трое детей могут играть за одним столом, на ковре, в кукольном уголке, но каждый действует в соответствии со своей игровой целью, реализуя свой замысел. Ценность этого уровня заключается в том, что у ребёнка складывается понимание, как надо относиться к игре другого: нельзя мешать, считаться с другим (потесниться, обменяться игрушкой или уступить свою). Н а этом уровне создаются условия для естественного объединения играющих.
- Уровень кратковременного общения, взаимодействия характеризуется тем, что ребёнок на какое –то время подчиняет свои действия общему замыслу. Новый этап игры отличается появлением замысла и стремлением детей подобрать соответствующие игрушки, предметы. Но замысел ещё не устойчив, в ходе игры дети могут изменить его или забыть о нём. Кто-то может выйти из игры, что приведёт к её распаду, к конфликтам.
- Уровень длительного общения – взаимодействия на основе интереса к содержанию игры, к тем действиям, которых она требует.
- Уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий. Дети, объединённые дружескими интересами, способны уступать друг другу в выборе сюжета, распределении ролей, согласовывать свои действия.
Чтобы правильно судить о характере взаимоотношений, складывающихся между детьми в группе детского сада, воспитателю следует постоянно наблюдать за общением детей в игре и других видах воспитательной деятельности.
Необходимо, чтобы дети учитывали право каждого ребёнка на участие в совместной игре, умели в приветливой и доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой поиграть вместе («Примите меня пожалуйста», «Можно с вами поиграть?») , приветливо ответить на просьбу
Товарища, принять его в игру. Необходимо учить детей быть внимательным к предложениям другого ребёнка при выполнении совместной деятельности, уметь согласиться с замыслом, предложенным сверстником.
Если дети не умеют по-доброму, вежливо отказаться от участия в общей деятельности или отклонить предложения другого ребёнка, следует обсудить с ними форму отказа, научить выражать несогласие тактично («Давай сначала дорогу построим, а потом мост. Договорились?»), вежливо ответить на отказ («Не хочешь играть в магазин? Может быть поиграем в больницу?»).
Воспитатель обращает внимание детей на недопустимость грубых, резких обращений и ответов, в которых выражается пренебрежительное отношение к интересам и желаниям сверстника.
Кроме разговоров с детьми, нужно обязательно показать им конкретные ситуации. Для этого можно использовать кукольный, теневой театр и театр игрушек. Персонажи спектаклей помогают детям усвоить необходимые при общении правила вежливости.
Семенова И.В.
В настоящее время большое внимание уделяется проблеме социализации в развитии и воспитании дошкольников.
Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – с взрослыми и сверстниками.
Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание.
Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.
Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способности.
При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:
Развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания) ;
Использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,
Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.
Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).
Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) . Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.
Следующий педагогический подход представлен в исследованиях С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной, которые выработали комплексный метод руководства игрой. Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.
Этот метод включает в себя следующие компоненты: - планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;
Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры; - своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;
Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.
Ребенок развивается в процессе общения с взрослыми. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становиться необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество заключается в том, что не только взрослый стремиться передать свой опыт, но и ребенок хочет и может его усвоить.
Поэтому, работая в группах с детьми, я стараюсь установить эмоциональный контакт с ребенком. Для этого я применяю ряд дидактических игр, целью которых является формирование эмоционального контакта с взрослым, а также использую дидактические игры по формированию представлений о себе и о других.
Детей младшего дошкольного возраста надо учить обыгрывать игрушки. Для этого мною используются кошки, собачки, зайцы, мишки и т. д. Это способствует развитию у детей функции общения, оказывает воздействие на нравственное воспитание личности ребенка. Обыгрывая игрушки, я учу ребенка проявлять заботу, сопереживать. Особое внимание уделяю кукле. Я учу ребенка воспринимать куклу как заместителя человека, а затем учу детей игровым действиям с ней: кормлению, раздеванию и одеванию, укладыванию спать и т. д. Для этого мною проводятся наблюдения и анализ действий в повседневной жизни. Эту работу лучше всего делать в процессе режимных моментов. Я обращаю внимание детей на то, что сначала они вымыли руки, а потом сели за стол, надели пижамы, а затем легли в кровать и т. д.
Формирование игровой деятельности у детей должно проходить в тесной связи с расширением представлений о явлениях социальной жизни.
Вначале я предлагаю детям роли, которые наиболее близки им по содержанию. Это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жизни (мамы, воспитателя и др.) Для обогащения опыта детей мною используются различные методические приемы: экскурсии, наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной литературы, беседы.
Большое внимание я уделяю умению детей действовать сообща в игровых ситуациях, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников. С этой целью в нашем детском саду широко используются игры-драматизации. Именно игры-драматизации способствуют развитию у детей подлинного общения и начального этапа ролевого поведения. Для игр-драматизаций подбираю сказки, в содержании которых имеются диалоги между персонажами. («Колобок», «Теремок», «Кто сказал мяу», «Волк и семеро козлят», «Под грибом» и т. д.)
Одним из важных моментов в руководстве игрой детей на данном этапе является подведение к осознанию ими выполняемой в игре роли, а тем самым и подведение к подлинной ролевой игре.
Я даю ребенку различные роли, а для того, чтобы ребенок лучше смог проникнуть в образ персонажа, использую костюмы и различные атрибуты.
Большое место отвожу играм, отражающим труд взрослых. («Детский сад», «Поликлиника», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д.)
Для проведения каждой из этих игр требуется подготовка детей. Для этого формирую у детей представления об этих профессиях, мною используются различные методические приемы: экскурсии, наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной литературы, беседы. Вместе с родителями подготавливаем соответствующие атрибуты к игре.
Игра в детском саду организовывается, как совместная деятельность, где воспитатель выступает, как играющий партнёр. С детьми младшего дошкольного возраста я подражаю отдельным действиям окружающих людей. Вначале каждой игры стараюсь создать игровое настроение у детей, вызвать у них эмоциональное отношение к роли, при этом сама настраиваюсь на игру. Участвуя в игре, я стараюсь контролировать своё поведение, чтобы оно было естественным и эмоциональным, принимаю любые детские замыслы. В процессе проведения игры я учу ребенка подчинять свое поведение роли, которую он взял на себя, т. е. действовать в воображаемой ситуации. Во время игры стараюсь привлечь застенчивых детей, даю им роли (чаще главные, если они справляются) так как при осуществлении различных ролей дети сталкиваются с иными требованиями к собственным действиям со стороны окружающих, перед ними встаёт необходимость осваивать новый социальный статус, включатся в новый круг общения.
После каждой игры провожу с детьми беседу, в которой спрашиваю у детей, во что они играли, кем были, что делали и т. д.
С детьми старшего возраста играю в игры: «Семья», «Детский сад», «Школа», «Театр», «Моряки», «Космос», «Зоопарк», «Библиотека», «Магазин», «Железная дорога», «Музей». Мы стремимся передать характерные черты изображаемого человека, его переживания.
Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.
Для того чтобы дети могли проявлять творчество в различных видах сюжетно-ролевых игр, чтобы они были интересны и привлекательны, мы создаем следующие условия:
Педагогическое сопровождение игр строится с учетом постепенного развития самостоятельности и творчества ребенка;
Создаются необходимые атрибуты к игре;
Предметно-игровая среда дошкольного учреждения постоянно изменяется.
Таким образом, педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры детей сводятся к следующему:
- Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.
- Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.
- Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.
- Следовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию речи, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих детей.
- Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.
Игра – это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Ребёнок живет в игре. И задача педагогов - стать направляющим и связующим звеном в цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт малышей.
Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей
Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято: подать стул вошедшему, поблагодарить за услугу и т.д.
Уже трех-, четырехлетние дети начинают понимать и усваивать такие правила: не бросать игрушки, класть их на место, не выхватывать игрушку у товарища, а попросить. В старшей группе при систематической работе с детьми эти навыки устойчивы. Более того, в этом возрасте дети способны контролировать свои действия, повышая тем самым требования к самому себе. С этой целью полезно проводить кратковременные коллективные беседы с детьми: «Все ли в нашем игровом уголке в порядке»; «Как мы играем».
В игре проявляются такие волевые качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Ребенок шести лет умеет поставить перед собой цель - самостоятельно подобрать материал, терпеливо довести начатое дело до конца. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь. По-прежнему любимыми остаются у детей старшей группы игры в семью, в детский сад, в больницу. В них ребята отражают различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, заботливость.
В играх с куклами типа «День рождения куклы», «Приход гостей» эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Педагог, включаясь в игру, показывает пример приветливой встречи гостей, умения их угостить. Полезно в игру включать куклу-младенца, сопровождая его появление беседой о том, как за ним ухаживать. Это способствует воспитанию нежности, заботливого отношения к маленьким и слабым.
В сюжетно-ролевых играх возможно сближение больших групп детей, что создает условия для развития коллективных взаимоотношений. Руководя сюжетно-ролевой игрой детей старшей группы, педагог решает следующие задачи:
Воспитание желания и умения совместно играть;
Воспитание навыков коллективной игры (умение договариваться, распределять роли и игрушки, радоваться успехам товарища);
Воспитание доброжелательного отношения к людям, желания и готовности сделать им полезное и приятное. При этом учит детей намечать тему игры (во что будем играть), совместно производить определенные действия, не мешать, а помогать друг другу, самостоятельно и справедливо разрешать возникающие конфликты.
Дети имеют обобщенные и дифференцированные представления только в том случае, если они прежде осмыслят конкретные поступки. Поэтому педагог должен привлекать ребенка к самостоятельному анализу отношений со сверстниками, различных конфликтных ситуаций, которые возникают в жизни самих детей.
Беседы воспитателя с детьми, в которых используются создавшиеся в игре ситуации, формируют у детей представления о честном, справедливом отношении друг к другу. Коллективные, слаженные отношения между большими группами играющих образуются тогда, когда появляется реальная потребность оказать помощь другому, возможность действовать в общих интересах. Таким образом, игра создает ситуации, в которых имеется реальная потребность взаимовыручки, зависимости друг от друга. Систематическое предложение ребенку таких поручений в игре, которые могут принести пользу другим детям, повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт поведения.
Формирование правильных взаимоотношений включает развитие организаторских умений детей, инициативы, элементарного умения руководить и подчиняться.
Дети старшей группы имеют очень смутное представление о правах и обязанностях организатора. Воспитатель учит детей приемам организации в игре, помогает каждому решать определенные организаторские задачи: сообща договариваться об игре, справедливо решать споры, в трудных случаях обращаться к педагогу. «Нужно уважать друг друга, выслушивать мнение товарища», - говорит воспитатель детям.
В процессе развития организаторских умений дети проявляют себя по-разному: одни не уверенны в себе, предпочитают индивидуальные игры, малоактивны; другие активные, увлекающиеся, довольно ответственные, но не умеют и не любят подчиняться, с трудом уступают главные роли в игре; третьи - признанные организаторы, вожаки, играют интересно; они настойчивы, хотя нетерпеливы, упрямы, чаще других вступают в конфликты.
Эти особенности требуют индивидуальных приемов воспитания, чтобы все дети могли организовать игру, были сговорчивыми, уступчивыми, терпеливыми, уважающими чужую инициативу.
В сюжетно-ролевой игре ярче видны реальные взаимоотношения детей, поэтому здесь формирование организаторских умений наиболее эффективно, кроме того, создаются возможности для постепенного их усложнения. Прежде всего, в умении создавать условия для игры (место, материал), распределять роли, подчиняться тому, кто выполняет главную роль, принимать желающих, считаться с возможностями детей, в умении строить и вести игру. Но следует помнить, что старшие дошкольники еще не всегда сами могут придумать сюжет игры, длительное время развивать его. Поэтому воспитатель помогает разнообразить игру, включать в нее новые сюжетные линии и новых действующих лиц. Таким образом, создается большой коллектив, объединяющий ребят, занятых разными делами. И в каждой группе детей свой организатор.
Чем сложнее игра, тем сложнее в ней складываются взаимоотношения детей и ярче выступают умения договариваться, самостоятельно и справедливо разрешать конфликты, быть целеустремленными и дружными, т.е. те качества, без которых невозможно развитие организаторских способностей.
Успех воспитания различных нравственных качеств - в систематичности, возможном использовании любой педагогической ситуации.
Однако следует постоянно иметь в виду, что руководство ролевыми играми детей не должно превращаться в «натаскивание», когда воспитатель не только навязывает тему, сюжет игры, но и дает готовые рецепты поведения. Руководя игрой, нужно решать и развивающие, и воспитывающие задачи.(8,стр.7-56)
Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
1. Методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры:
Исполнение воспитателем главной роли (Т.М. Бабунова);
Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль (Н.Я. Михайленко);
Внесение образных игрушек (Т.М. Бабунова);
Прием параллельной игры (Н.Ф. Тарловская);
Прием ролевой игры с продолжением (Н. Палагина);
Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни (Новоселова С.);
Игра в телефон (Н. Палагина);
Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду;
разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.
2. Методы и приемы, способствующие регулированию игровых взаимоотношений:
Игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости»)
Участие воспитателя в игре (главная роль);
Использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера);
Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;
Создание разновозрастных игровых триад.
3. Косвенные приемы руководства:
Обновление игровых уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей);
Изменение игровой среды;
Наблюдение, экскурсия;
Создание воображаемой ситуации: объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов».(3,стр.34-103)