Виды игр и их классификация для детей

Итак, сегодня нам предстоит изучить И их классификация тоже будет охвачена. Дело все в том, что данный момент играет важную роль для современного ребенка и его развития. Важно понимать, какие игры и для чего существуют. Тогда и только тогда можно будет в полной мере правильно развивать малыша. И речь идет не только о совсем маленьких детях, тоже важны. К сожалению, о реальном игровом процессе речь заходит все реже и реже. Но это не беда. Ведь если вы знаете, какие есть виды игр (и их классификация для школьников и малышей вам известна), то сможете всегда придумать, И как правильно развить его. Так какие варианты имеют место? С какими играми можно столкнуться в современном мире?

Определение

Для начала, с чем мы вообще имеем дело? Что такое игра? Не всем до конца понятен данный термин. И поэтому приходится изучать его. На самом деле, несмотря на то, что люди большую часть времени должны учиться и трудиться, особенно в детском возрасте, придется уделять много времени.

Игра - это действия в условных, выдуманных обстоятельствах. Служит она для усвоения того или иного материала как в практической, так и в условной форме. Можно сказать, мнимая ситуация. Игры для детей крайне важны. Они являются основным инструментом обучения. И изучения окружающего мира в том числе. Виды игр и их классификация для дошкольников по ФГОС подразумевает разбиение на несколько больших классов всех возможных вариантов. Каких именно?

Классы

Их не так много. Принято всего различать 3 класса игр для детей. Запоминаются легко. Первый тип, который только можно встретить - это игры, возникающие по инициативе самого ребенка. То есть самостоятельные. Такой вид распространен у малышей, школьники редко сталкиваются с подобным явлением. Можно сказать, что самостоятельная игра характеризуется игровым процессом, в котором участвует только один ребенок, да еще и по собственной инициативе.

Также виды игр и их классификация (для подростков, малышей и школьников) включают в себя варианты, возникающие по инициативе взрослого. То есть он как бы внедряет ту или иную ситуацию в жизнь ребенка. Основная цель подобного рода явления - обучение. Самый распространенный вариант развития событий.

Последний класс, который можно выделить здесь - это игры, возникающие из традиций, обычаев. Появляются как по инициативе взрослого, так и ребенка. Не самое распространенное явление в современном мире, но оно имеет место.

Обучающие

Какими могут быть игры? Если задуматься, можно бесконечно долго отвечать на этот вопрос. Ведь многое зависит от того, какой именно класс перед нами. Особое внимание нужно уделить игровым процессам, возникающим по инициативе взрослого. Ведь именно они служат для обучения детей, для ознакомления их с окружающим миром.

Виды игр и их классификация (в лагере, школе, детском саду - это не так уж и важно) включают в себя отдельную категорию - обучающие. Как не трудно догадаться, подобного рода варианты служат, как уже было сказано, для обучения ребенка. Могут быть подвижными, дидактическими или сюжетно-дидактическими. Каждый подтип будет рассмотрен далее. Но учтите - именно обучающие игры крайне важны для малышей и детей младшего возраста. Им придется уделять должное внимание.

Досуговые

Игра - это своеобразное развлечение. Поэтому среди вариантов, возникающих по инициативе взрослых, можно встретить досуговые игровые процессы. Их имеется огромное множество. Основное отличие от обучающих - это фактическое отсутствие упора на получение новых знаний и умений. Можно сказать, просто развлечение, которое помогает расслабиться, отвлечься от ежедневной рутины.

Виды игр и их классификация - это то, что помогает понять всю суть того или иного занятия. Досуговые "варианты" тоже включают в себя множество подтипов. Причем с развитием современного мира их становится все больше и больше.

Так с чем можно столкнуться? Досуговая игра может быть просто развлекательной, карнавальной, театрализованной, интеллектуальной. Чаще всего подобные варианты встречаются у более взрослых детей. А вот малыши зачастую заняты обучающими играми.

Эксперимент

Не стоит забывать, что игровой процесс не обязательно требует постороннего вмешательства. Как уже было сказано, имеют место игры, возникающие по инициативе ребенка. Они играют важную роль в его развитии. Точно так же, как и в предыдущих случаях, самостоятельные игры делятся на подтипы.

К примеру, имеет место игра-эксперимент. Может проходить как с участием взрослого (или под его наблюдением), так и в полном одиночестве. В ходе данного процесса ребенок будет проводить какие-то экспериментальные действия, а затем наблюдать результат. Можно сказать, это "наглядное пособие" по тем или иным явлениям, обычно физическим и химическим.

Игра-эксперимент лучше всего помогает ребенку запоминать сложные процессы. Сейчас даже продаются специальные экспериментальные наборы для малышей. Например, "Сделай мыло", "Создай свой парфюм", "Веселые кристаллы" и так далее.

Сюжетные

Виды игр и их классификация нам уже известны. Но вот подробности тех или иных типов игровой деятельности - не совсем. Важно понимать, что именно происходит в том или ином случае, чтобы правильно развивать ребенка. К самостоятельным играм можно отнести сюжетно-ролевые варианты. Точно так же, как и к любым другим.

Что это такое? В ходе такой игры наблюдается какой-то сюжет, событие. У участников есть свои роли, которые они должны выполнять. Театрализованное представление, развлекательная детская праздничная программа или просто придуманная история, в которой ребенок "живет" - все это сюжетно-ролевые игры. Способствуют развитию фантазии, а также иногда обучают соблюдению тех или иных правил. Для детей сюжетные игры очень интересны. Правда, они скорее покажутся им развлекательными.

А вот в более взрослой жизни зачастую сводятся к настольным. Например, "Мафия". В общем, любой игровой процесс, в котором есть своя история, сюжет, называется сюжетным.

Дидактические

Виды игр и их классификация (в детском саду или школе - не важно) часто включают в себя дидактические "разновидности". Очень распространенный вариант обучающего класса. Здесь получение знаний не представляется в открытой форме. Скорее, имеется лишь второстепенное значение данного пункта.

Дети в ходе дидактических игр развлекаются, но при этом соблюдают определенные правила. На первом плане оказывается та или иная игровая задача, которую каждый стремится реализовать. В ходе этого происходит получение новых знаний, а также закрепление оных. Правила игры заставляют задуматься детей над их выполнением, запомнить, научиться применять сначала в выдуманной, а потом и в реальной жизни. К дидактическим относят игры: с прятаньем, соревнования, фанты, поручения, загадывания, сюжетно-ролевые.

Подвижные

Виды игр и их классификация (для дошкольников и не только) нам уже известны. Только вот не до конца понятно, что собой представляет та или иная разновидность игрового процесса. Есть, как мы уже выяснили, подвижные игры. Что это такое?

Такой тип игрового процесса сопровождается физической активностью. Зачастую направлен на физическое развитие ребенка, его оздоровление. Чаще всего подвижные игры как-то косвенно (или напрямую) связаны со спортом. Разнообразные салочки, догонялки - все это относят к данной категории. Для умственного развития почти не несут никакой пользы, а вот для физического - вполне.

Виртуальность

На этом классификацию можно закончить. Только вот в современном мире не так давно появилось еще одно новое понятие в отношении игр. Теперь имеют место компьютерные (или виртуальные) типы. Как не трудно догадаться, весь игровой процесс происходит при помощи электронной машины в виртуальном мире.

Для детей есть свои обучающие игры. А вот взрослым предоставлен куда более обширный выбор разнообразных вариантов. Тут можно найти и квесты, и стратегии, и симуляторы, и "стрелялки", и гонки... И еще очень много всего.

Компьютерные игры - не самый лучший вариант для обучения дошкольников. Скорее, они больше подходят более взрослым детям. Виртуальные игры можно отнести к досуговым. Они не носят фактически обучающего характера и зачастую служат исключительно для проведения досуга, для расслабления.

Стремительное развитие информационных технологий приводит к снижению возрастной планки юных пользователей компьютеров. Сейчас подавляющее большинство дошкольников уже владеют основными навыками общения с компьютерной техникой. Это общение начинается с компьютерных игр, которые привлекают детей, и они все чаще и чаще стремятся к экрану монитора, нежели к своим собственным реальным игрушкам.

Остается лишь вопрос – как относиться к данной тенденции?

Общеизвестно, что дошкольный возраст – это период, когда фактически складывается личность ребенка. Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра , которая определяет формирование основных но­вообразований и способствует наряду с другими деятельностями становлению базисных характеристик личности ребенка. Происходит некий распад прежде совместной деятельности со взрослым. У ребенка возникает потребность «быть как взрослый», ко­торую он реализует в игре. Значимым становится круг сверстников как партнеров по игре. Более того, игра, являясь ведущим типом деятельности, определяет переход на новую возрастную стадию развития ребен­ка. По мнению Л.С. Выготского, «Игра – источник развития и создает зону ближайшего развития» . Из игры формируются различные творческие виды деятельности – конструирование, рисование, восприятие сказки. Возникают и развиваются новые формы общения – внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная.

Таким образом, в игре ребенок развивается, учится входить в положение другого человека, прослеживать и понимать ситуацию изнутри, что особенно важно в межличностных отношениях. Ребенок учится выстраивать взаимоотношения со сверстником – сотрудничать, договариваться, слышать его, в чем-то поступаться своими амбициями ради общего дела, а в чем-то настаивать на своем. Все это формируется и оттачивается в игре.

Игра, по мнению С.Л. Новоселовой, представляет собой форму практического размышления ребенка об окружающей действительности , который как бы играет со своими знаниями и представлениями об окружающем мире. В ее работах подчеркивается, что ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный до определенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры , то есть камешек может стать монеткой для ребенка, играющего в «магазин». Эта способность и является основанием для использования компьютера в качестве игрового средства. Таким образом, при усло­вии, что ребенок будет самостоятельно выстраивать игровой сюжет, нейтральные до определенного времени предметы в компьютерной игре приобретут игровое значение.

Несмотря на то что в литературе можно встретить большое количество классификаций компьютерных игр, единая классификация в настоящий момент отсутствует . Наиболее интересной представляется классификация, предложенная Р.Е. Радеевой и Е.О. Смирновой, основывающаяся на общепринятом делении игр по содержанию и действиям играющего. По объему она весьма обширна, в связи с чем в данной статье будет приведена с сокращениями. Авторы предлагают следующее разделение .

    Головоломки и традиционные игры, перенесенные на компьютер . Группа этих игр разделена на статические и динамические. Первые – это в большинстве своем традиционные, адаптированные для компьютера, а также специально созданные новые компьютерные игры. Динамические же игры и головоломки направлены на развитие логического мышления и сообразительности. В них развиваются также скорость реакции, умение оперативно оценивать изменяющуюся обстановку игры.

    Аркады (платформеры). Их задача – управление движением героя игры и проведение его через последовательность лабиринтов, препятствий и т. п. Положение играющего может быть описано как позиция «вне ситуации». Характер героя не персонифицирован, его особенности не выделены и не имеют значения для игры. Герой может быть заменен без изменения смыслового значения игры. Ролевое поведение невозможно из-за отсутствия в ней смыслового плана.

    Стратегии . Характеризуются прежде всего четким положением играющего над игровой реальностью – это, как правило, моделирование процессов управления, командования. Роль в стратегиях вводится в начале игры как обозначение позиции, занимаемой играющим. Она изменяется с развитием объекта, но изменяются только титул (долж­ность) и полномочия, т. е. возможности игра­ющего. В такой игре не отражена система че­ловеческих отношений, хотя действие является обобщенным, сокращенным и отражает логику реальной деятельности человека. Важно отметить, что для детей дошкольного возраста более характерны игры с элементами стратегии.

    Симуляторы . Их основное отличие в том, что играющий находится внутри ситуации. Здесь, кроме скорости реакции и сенсомоторной координации, становятся значимыми образная память и ориентация в трехмерном пространстве, а также конкретные навыки, соответствующие моделируемой реальности.

    Игры-повествования . Они представляют собой игры с непрерывным развивающимся сюжетом. Их можно определить как интерактивное кино или мультфильм, где разворачивающееся на экране действие требует непосредственного вмешательства играющего. Действие отделено от играющего и передается им герою.

Основываясь на данной классификации, все игры можно разделить на ролевые и неролевые .

К первой группе относятся симуляторы, в которых положение играющего обозначается как «внутри ситуации». Подобная позиция обусловливает практически полную идентификацию играющего с персонажем в игре. Игры-повествования также относятся к ролевым играм, но, в отличие от игр-симуляторов, играющий как бы со стороны наблюдает за своим персонажем, управляет его действиями. Такой тип игр предполагает менее выраженное отождествление себя с игровым персонажем. Игры-стратегии представляют собой тип ролевых игр, в которых роль конкретно не обозначена, а воображается играющим, управляющим деятельностью компьютерных персонажей. Ко второй – головоломки, традиционные игры, перенесенные на компьютер, и аркады. Характерной особенностью данной группы игр является то, что играющий либо не принимает на себя роль компьютерного персонажа (как это происходит в аркадах), либо игровой персонаж как таковой отсутствует (в головоломках и традиционных играх, перенесенных на компьютер).

Таким образом, приведенная классификация представляется наиболее удачной, поскольку в ней достаточно подробно описаны типы компьютерных игр; каждый представленный вид компьютерной игры можно охарактеризовать с точки зрения роли; перечисленные виды компьютерных игр рассчитаны на детей дошкольного возраста и старше. Однако важно заметить, что данная классификация включает в себя не все виды компьютерных игр. В этой связи представляется важным ее дополнить.

Во-первых, в ее состав необходимо включить обучающие игры . Они представляют содержание различных предметных областей в наглядной форме, благодаря чему ребенок гораздо успешнее овладевает материалом. Более того, наглядность материала варьиру­ется в зависимости от уровня развития ребенка. Специально разработанные обучающие компьютерные игры, соответствующие возрасту ребенка и его уровню развития, обеспечи­вают поэтапное формирование его пространственных представлений. Однако для благоприятного развивающего воздействия необходимо учитывать следующие условия.

    Организация совместной дея­тельности как взрослого с ребенком, так и детей между собой. Такой процесс обучения становится более продуктивным, поскольку дети лучше усваивают способы выполнения задач. Наиболее удачным является попарное объединение детей.

    Введение соревновательных моментов отрицательно сказывается на обучении, так как многие дети излишне волнуются и попадают в стрессовую ситуацию.

    Для фиксации внимания детей на полученных результатах целесообразно использовать нейтральные по своему влиянию способы – веселая и грустная мелодия, смеющееся и печальное личико и т. п. .

Во-вторых, в предложенной классификации не указаны развивающие игры , которые формируют у детей произвольное запоминание, внимание и зрительно-моторную координацию. Происходит развитие высших психических функций – восприятия, памяти, мышления и речи.

Развивающие и обучающие игры могут относиться как к классу ролевых, так и неролевых.

Таким образом, компьютерная игра, как и сюжетно-ролевая, является символико-моделирующей деятельностью. Действие, происходящее в ней, нереально, смыслы отдельных действий неясны без понимания правил и условностей игры. Однако важно отметить, что специфическая особенность всех перечисленных видов компьютерных игр – это игра в заранее заданных рамках. То есть перед ребенком ставится конкретная игровая задача, которую он должен решить, действуя в соответствии с заложенной в игру стратегией, используя заданный игровой материал. Помимо этого процесс решения игровых задач непрерывен. Ребенку, только что решившему одну игровую задачу, сразу же предлагается следующая, и так далее. То есть функция целеполагания, постановки игровых задач в данном случае полностью регламентирована компьютерной игрой, элемент самостоятельной активности, творчества ребенка в рамках игры как бы выпадает. И ребенок в реальной жизни оказывается либо неспособным самостоятельно задавать игровые задачи, ставить перед собой цели, либо испытывает с этим значительные трудности . Кроме того, решать игровые задачи оказывается возможным только определенным образом, заданным разработчиками игры. Ребенок не составляет плана своих действий, а лишь методом проб и ошибок достигает поставленную цель. Таким образом, компьютерные игры, за исключением некоторых развивающих и обучающих, не предполагают самостоятельной возможности выбора способов действий, что является необходимым условием для полноценного развития ребенка.

Тем не менее, использование компьютерных игр для развития дошкольников, безусловно, имеет ряд достоинств. Например, предъявление информации на экране компьютера в игровой форме привлекательно для ребенка, так как подобные игры вызывают у него яркие эмоции. Компьютерные игры становятся увлекательными посредством интеграции аудио- и видеозаписи, тем самым подстегивая непроизвольное внимание благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Помимо этого, если ребенок правильно решает игровую задачу, герои сказок и мультфильмов поощряют его, повышая уверенность в себе, что особенно важно для детей с заниженной самооценкой.

Кроме вышеперечисленного, играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать и прогнозировать результат своих действий. А.В. Запорожец в своих трудах утверждал, что мышление составляет интеллектуальную базу для развития деятельности. Процесс овладения обобщенными способами действий, т. е. нахождение общего метода реше­ния нескольких схожих игровых задач, приводит к повышению уровня осуществления деятельности. Согласно его концепции амплификации (обогащения), чем выше интеллектуальный уровень, на котором осуществляется деятельность, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности .

Компьютерные игры, как и некоторые игры-фантазирования, с одной стороны, позволяют моделировать ситуации, недоступные для дошкольника в повседневной жизни. Но, с другой стороны, данные игры могут приобретать патологическую окраску, в результате чего ребенок как бы приобретает еще одну, но уже виртуальную жизнь, где у него есть возможность бороться с пришельцами, иметь несколько жизней и пр., с чем он никогда не столкнется в реальности. Переживая в течение дня ту или иную ситуацию, произошедшую в компьютерной игре, ребенок тем самым отодвигает на второй план реальные жизненные события.

Однако компьютерные игры не в состоянии заменить традиционную детскую игру, поскольку не удовлетворяют одну из главных потребностей ребенка дошкольного возраста – потребность в межличностном общении со сверстниками. Безусловно, существуют он-лайн игры, позволяющие взаимодействовать со сверстниками, перемещая человека в виртуальную действительность. Но это не реализация потребности, а некое ее замещение, поскольку, во-первых, в компьютерных играх эмоциональный компонент общения со сверстником несколько смазывается и притупляется - выражение эмоций в игре может и не отражать реального настроения играющего. Это значит, что игроки не получат адекватной обратной связи друг от друга. Во-вторых, в общении посредством компьютерной игры полностью отсутствует невербальный компонент (мимика, жестикуляция, пантомимика и т. д.), который существенно дополняет вербальный компонент межличностного общения. В-третьих, он-лайн игры (в отличие от самодеятельных игр, основным содержанием которых является совместная деятельность) основаны на параллельном взаимодействии играющих. Другими словами, он-лайн игра сопоставима с «игрой рядом», когда играющие находятся в общем игровом пространстве, но каждый предоставлен самому себе. Таким образом, в компьютерных играх утрачиваются богатство и разнообразие коммуникативных действий, чрезвычайная эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность коммуникативных актов .

Тем не менее, прослеживается тенденция вытеснения компьютерными играми реальной игры из жизни дошкольника. Все больше свободного времени дети проводят за компьютером. В соответствии с данными Между­народной ассоциации игры этому способствует ряд причин .

    Взрослые не понимают важности игры для ребенка. Игра противо­поставляется полезной работе как что-то необязательное.

    Безопасность компьютерной игры. Родители опасаются выпускать детей играть на улицу без присмотра. Гораздо легче контролировать ребенка в стенах дома.

    Давление образовательных уч­реждений и приоритет обучающих занятий. Раннее обучение для большинства родителей представляется более важным и полезным детским занятием, чем игра.

А между тем именно игра, возникающая по инициативе ребенка, и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте . В процессе ее дети свободно экспериментируют, используя свои знания об окружающем мире. Они самостоятельно выбирают тему игры, подбирают игровой материал, ставят и решают игровые задачи в соответствии со своими собственными замыслами. Именно это и развивает личность ребенка. Игра – это всегда спонтанность, непредсказуемость, активное опробование себя и предмета игры . Она не должна быть запрограммированной, соответствовать обязательным правилам или строгому плану. Разыгрывание запланированных в компьютерной игре сюжетов и прямая организация игровых ситуаций не является игрой в полном смысле этого слова и не оказывает необходимого развивающего эффекта.

Так или иначе, полностью исключать компьютерные игры из жизни ребенка не стоит. Но необходимо помнить, что согласно гигиеническим требованиям к организации работы детей и подростков с компьютером детям 3–7 лет можно проводить за компьютером не более 10–15 минут в день .

Если вы решили открыть для ребенка мир компьютерных игр, начинать стоит со среднего дошкольного возраста. Однако бывают ситуации, когда ребенок в силу определенных обстоятельств, занятости родителей либо активно проявляемого им интереса к компьютерным играм начинает взаимодействовать с компьютером в более раннем возрасте, тогда стоит подбирать игры с учетом его возраста, содержания игры и индивидуальных психологических особенностей самого ребенка.

В младшем дошкольном возрасте стоит отдать предпочтение играм, направленным на развитие восприятия . Игры этого жанра получили широкое распространение, поэтому нет необходимости рекомендовать конкретные. Можно предложить игры, в которых необходимо собрать целостную картину из нескольких элементов, ориентируясь на образец, либо найти два одинаковых предмета, разложить фигуры разных цветов и размеров по местам. Это развивает не только восприятие цвета, размера и формы предметов, но и мышление ребенка.

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста (от 4 до 6–7 лет) рекомендуются разнообразные игры, в которых при помощи курсора можно нарисовать любую фигуру или даже картину. Можно попросить ребенка придумать название для нарисованной картинки, населить ее определенными персонажами и вместе придумать про них какую-нибудь историю. Особенно хороши для этого специальные игры (драматизации), в которых нарисованные персонажи могут оживать и воспроизводить придуманные действия, как в мультфильме. Сразу необходимо сделать оговорку: это ни в коем случае не те игры, в которых нужно создать игровой персонаж (выбрать внешность, одежду и пр.) и действовать согласно игровому сценарию, чтобы затем появилась возможность добавить своему персонажу игровые предметы или способности. Это своеобразное «замещение Я» более «крутым» образом, который действует в рамках предлагаемых программой задач. Такого вида игры ни в коем случае не рекомендуются дошкольникам, потому что игровые задачи они должны ставить самостоятельно.

В этой связи бесспорным преимуществом игр-драматизаций над традиционными игровыми компьютерными программами выступает тот факт, что они не подавляют и не деформируют сферу целеобразования ребенка: здесь все игровые задачи ребенок ста­вит себе сам, а не выбирает их из предложенных и тем более не подчиняется каскаду задач, которые ставит перед играющим программа, превращая игрока в послушного исполнителя замыслов ее разработчиков. Ребенок ставит себе игровые задачи сам точно так же, как он делает это в традиционных сюжетных самодеятельных играх, и поэтому такие компьютерные игры не искажают специфику дошкольной игры и не уничтожают ее подлинно развивающей сути .

В процессе игр-драматизаций также происходит и развитие ролевых диалогов и бесед, что особенно важно для детей среднего дошкольного возраста. Взрослым следует поощрять любые ролевые высказывания детей, а если они не могут придумать самостоятельно сюжет, необходимо им помочь, включившись в ролевую беседу.

Для детей этого возраста подойдут развивающие и обучающие игры, направленные на познавательное развитие ребенка. В качестве примера можно привести серию игр на развитие памяти, логики, навыков чтения и счета, а также изучение иностранных языков «Баба Яга». Их достоинство проявляется в следующем:

    во-первых, их герой – популярный персонаж детских сказок;

    во-вторых, игры этой серии основаны на методике опережающего обучения;

Эти игры озвучены известными актерами, в них используются стихи популярных детских авторов. Данная серия сделана в виде игры-повествования с элементами стратегии, аркад и головоломок. В ней сочетаются как ролевые, так и неролевые формы игры. Возможно, что ребенку-дошкольнику поначалу справиться с ними будет сложно, поэтому играть необходимо вместе с ним: то, что ребенок пока не может сделать самостоятельно, он сможет сделать вместе с взрослым. К тому же совместная деятельность оказывает положительное воздействие не только на познавательное развитие ребенка, но и на детско-родительские отношения.

Таким образом, не компьютер должен управлять деятельностью ребенка, предлагая ему задания, а, наоборот, ребенку важно использовать компьютер как средство для решения своих собственных задач развития. Именно поэтому хороши развивающие и обучающие игры, игры-драматизации, рисовалки, головоломки и т. д. В первом случае компьютер выступает исключительно как тренажер, а во втором позволяет развиваться деятельности ребенка, обогащая его разными способами действий, обогащая его опыт. Компьютер – обогащающий элемент развивающей предметной среды. Он является средством, которое способствует развитию познавательной активности дошкольников, созданию благоприятного эмоционального фона, социализации личности, благодаря развитию регулятивных способностей (т. е. подчинению правилам) и возможности коммуникативного взаимодействия в игре. Компьютерные игры в современных условиях являются своеобразной формой освоения окружающей действительности. Однако важно отметить, что они должны лишь дополнять, а не замещать самодеятельные игры.

Татьяна Лебедева
Место игры в обучении ребенка-дошкольника

Традиционно ведущей деятельностью дошкольников считается игра. Учебная деятельность таковой не является и, следовательно, не может в достаточной степени влиять на развитие новообразований этого периода жизни ребенка . Но трудно представить себе эти два вида деятельности отдельно существующими : учебная деятельность проистекает из игры , они взаимно переходят друг в друга.

Включение игр в обучение детей повышает его эффективность, так как игра :

Создает позитивный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению детьми материала;

Непосредственно влияет на интеллектуальную и коммуникативную активность ребенка ;

Способствует раскрепощению ребенка , стимулирует к поиску творческих решений.

Игра - это естественный путь обучения детей .

Рассматривая проблему взаимосвязи игры и обучения , А. В. Запорожец отмечал, что нельзя противопоставлять игру обучению , а необходимо выяснить, как в игре осуществляется обучение и как оно влияет на развитие способностей детей. Он указывал, что обучение на разных возрастных этапах имеет свои особенности, это может быть манипулирование с предметами, игра и специальная учебная деятельность. По его мнению, в игре продолжается обучение в широком смысле .

Федеральный государственный образовательный стандарт указывает на необходимость в использование при реализации программы форм специфических для детей дошкольного возраста- прежде всего-игры .

В современном ДОУ игра выступает как активный метод обучения . Он сформировался на основе «игровых педагогических технологий» , основанных на различных педагогических играх. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат.

Взаимосвязь игры и обучения осуществляется путем создания в обучении воображаемой (условной) ситуации. Разные виды игр задаются разными воображаемыми ситуациями : режиссерская игра - путем смыслового объединения предметов; сюжетно-ролевая игра требует не менее двух сопряженных ролей; игра с правилами - возникает при выполнении правил. В обучении детей важны все виды игр.

Большинству игр присущи четыре главные черты :

1. Игра приносит ребенку удовольствие прежде всего от ее процесса, а не только результата.

2. Творческий и импровизационный характер этой деятельности.

3. Эмоциональная насыщенность игровой деятельности, соперничество, соревнование, состязательность.

4. Наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры , логическую и временную последовательность ее развития.

В обучении детей игра организуется взрослым. Игровой метод обучения дошкольников требует от педагога умения специально разрабатывать учебно-игровые диалоги.

Все элементы игровых обучающих ситуаций : сюжет, ролевое поведение и игровые действия воспитателя и детей имеют дидактическое начало и направлены на выполнение задач занятия. В рамках игры дети получают новые знания, выполняют исследовательские действия.

Игровые персонажи (Кот, Незнайка, Карлсон и др.) включаются педагогом в учебно-игровое общение не для развлечения, а как условие, обеспечивающее выполнение дидактических задач, создают положительную познавательную мотивацию и поддерживают ее на протяжении всего занятия. Игровые персонажи не просто приходят в гости к детям, а обращаются к ним со своими проблемами, они нуждаются в помощи и знаниях детей. Проблемная ситуация, задаваемая персонажем, меняет позицию ребенка из обучаемого в обучающего .

Игра как форма организации и метод обучения детей дошкольного возраста формирует заинтересованное отношение детей к материалу занятия, создает положительный эмоциональный фон и возможность проявления способностей каждым ребенком , помогает ему почувствовать собственные возможности и обрести уверенность в себе. К игре как методу обучения предъявляются следующие требования : создание игрового сюжета, мотивирующего детей на игровые цели; включенность каждого участника в игру; предоставление участникам игры возможности самостоятельного активного действия; игровые задания должны быть сложными, но доступными детям; пути и средства достижения целей должны быть вариативными.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависят от понимания педагогом функций игры .

Самая главная функция - обучающая . Она обеспечивает усвоение знаний и умений и развитие интеллектуальных функций (памяти, мышления, внимания, воображения) .

Мотивационная функция способствует созданию благоприятной атмосферы на занятии, превращает занятие в увлекательное приключение.

Коммуникативная функция объединяет детей, способствует установлению эмоциональных контактов, формирует навыки общения.

Диагностическая функция выявляет проблемы в развитии детей, позволяет педагогу изучать особенности личности ребенка в раскрепощенной форме.

Релаксационная функция снимает напряжение при интенсивном обучении .

Коррекционная функция вносит позитивные изменения в структуру личности ребенка .

Дошкольник легко учится в игре. Д. Б. Эльконин выделил четыре линии влияния игры на психическое развитие ребенка : развивается мотивационно-потребностная сфера; преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм; развивается произвольность поведения; развиваются умственные действия.

Игровая технология обучения поддерживает и укрепляет физическое и психическое здоровье детей. Поэтому важной профессиональной задачей является освоение воспитателями дошкольных учреждений игровых технологий обучения детей .

Педагоги ДОУ используют различные виды игр.

Огромное значение для решения задач всестороннего воспитания детей играют сюжетные игры , в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию ребенка , воспитанию нравственно-деловых качеств, творческих способностей. К 5-ти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры , как условные действия с игрушками, ролевое поведение.

Игры -драматизации обогащают детей впечатлениями, воспитывают интерес и любовь к литературе, родному слову. Участие в инсценировке представляет участниками широкий простор для проявления инициативы и творчества, так как игровые действия следует создать, воплотить в каких-либо движениях, мимике, интонациях - ведь они не даны в произведении в готовом виде. Ребенку надо представить себя на месте изображаемого персонажа, проникнуть его чувствами, переживаниями, чтобы передать соответствующий образ.

В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями . Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения (Е. Е. Кравцова) . «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика.

Режиссерские игры могут быть групповыми : каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.

В индивидуальных режиссерских играх ребенок выступает в роли режиссера, берет на себя все игровые роли своих персонажей, сам себе и окружающим с удовольствием поясняет сюжет.

Используемые в работе с дошкольниками театрализованные игры также имеют огромные воспитательные возможности. Их тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка . Участвуя в играх, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Именно театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка , интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Строительно-конструктивные игры позволяют создавать предметы «нового» назначения. Действующие лица в игре появляются путем ролевого превращения в данный образ самого ребенка , игрушки или окружающих детей и взрослых. При помощи материала и определенных действий с ним, при помощи речи ребенок создает игру , открывает те или иные стороны действительности, которые он познает, изменяет, перерабатывает. Деятельность ребенка в игре направлена , с одной стороны, на создание обстановки, соответствующему замыслу, и, с другой, - на превращение себя и окружающих в различные персонажи.

В наибольшей степени приближены к учебным занятиям дидактические игры . В процессе их дети овладевают определенными умениями, приобретают новые знания, закрепляют их. Важно, чтобы игры не только были поучительными, но и вызывали интерес детей, радовали их. Только в этом случае они оправдывают свое назначение как средство воспитания. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми.

Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

Направлены на достижение определенных целей воспитания и обучения и подвижные игры .

Участие в них учит детей ориентироваться в пространстве. Действия детей четко определены сюжетом и правилами, но водящий с помощью определенных сигналов может изменить игровую ситуацию, что требует от каждого ребенка мгновенной реакции и ответной переориентировки.

Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений : ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазание, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами – и поэтому являются самые универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.

Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает возможности для проявления инициативы и творчества.

Игра имеет большое образовательное значение. Она проникает во все виды деятельности ребёнка-дошкольника. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению ее жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные потребности.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становится ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и в младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношения детей, на воспитание активной позиции.

Если на втором и третьем году жизни дети начинают играть, не задумываясь, и выбор игры определяется попавшей на глаза игрушкой, подражание товарищам, то уже на четвертом году жизни ребенок способен идти от мысли к действию, т.е. способен определить, во что он хочет играть, кем он будет. Уже в этом возрасте детей можно научить, не только обдуманно выбирать игру, но ставить цель и распределять роли. Важно, что бы воображение каждого ребенка было направлено на осуществление этой цели. Под руководством воспитателя дети постепенно приучатся определять некоторую последовательность действий, намечать общий ход игры.

Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Для детей четвертого года жизни важны новые яркие зрительные впечатления, которые включаются в старые игры. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи между разными явлениями жизни.

Условно выделяют несколько классов игр:

  • творческие (игры по инициативе детей);
  • дидактические (игры по инициативе взрослого с готовыми правилами);
  • народные (созданные народом).

Творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений. Создавая, таким образом, игровую жизнь, дети верят в ее правду, искренне радуются, огорчаются, переживают. В творческой игре развиваются ценные для будущего школьника качества: активность, самостоятельность, самоорганизация.

Творческие игры подразделяются:

  • сюжетно-ролевые;
  • театрализованные;
  • конструкторские.

Сюжетно-ролевая игра – это первая проба социальных сил первое их испытание. Значительная часть этой игры «в кого-нибудь» и «во что-нибудь». Интерес к сюжетно-ролевым играм развивается у детей к 3-4 годам. Отражение ребенком окружающей действительности происходит в процессе его активной жизнедеятельности, путем принятия на себя определенной роли. Но подражает не полностью, т.к. не располагает реальными возможностями для действительного выполнения операция принятой роли. Связано это с уровнем знаний и умений, жизненным опытом на данном возрастном этапе. Дети изображают людей, животных, работу врача, парикмахера, водителя. Понимая, что игра – не настоящая жизнь, малыши в то же время по настоящему переживают свои роли, откровенно показывают свое отношение к жизни свои мысли, чувства, воспринимая игру как важное и ответственное дело.

Театрализованная деятельность – одна из видов творческой игровой деятельности, которая связана с восприятием произведений театрального и искусства и изображением в игровой форме полученных представлений, чувств, эмоций.

Театрализованные игры делятся на две основные группы:

  • режиссерские (ребенок как режиссер и одновременно голос за кадром организовывает театрально-игровое поле, актерами и исполнителями в котором являются куклы. В др. случае актерами, режиссерами являются сами дети, договариваются кто и что будет делать).
  • игры-драматизации (создаются по готовому сюжету из литературного произведения. План игры, последовательность действий определяется предварительно). Такая игра более сложна для детей, т.к. надо хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение. Особенное значение данной игры – оно помогает детям больше понять идею произведения, чувствовать ее художественную ценность.

Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Что бы дети могли передать соответствующий образ у них надо развивать воображение, учить ставить себя на место героев произведения. Проникаться их чувствами, переживаниями.

Дети младшей группы с удовольствием разыгрывают отдельные эпизоды сказки «Курочка ряба», перевоплощаются в знакомых животных (п/и «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата»), но самостоятельно развить и обыграть сюжеты пока не могут. Дети только подражают им, копируя их внешне. Поэтому важно научить следовать образцу: птенчики машут крыльями, тяжело и неуклюже ходят медведи.

На занятиях, в повседневной жизни можно разыгрывать сценки из детского быта – например, с куклой. Можно организовать игры на темы литературных произведений: «Игрушки» А.Барто, потешек, колыбельных. Воспитатель является активным участником таких игр. Он показывает детям мимику, жесты, интонации, движения. Еще интересны малышам игры с воображаемыми предметами. Например: « представьте себе мяч и возьмите его» и т.п. У детей проявляется интереск кукольным, плоскостным спектаклям, к литературным произведениям, в особенности к сказкам и потешкам.

В процессе работы у малышей развивается воображение, формируется речь, интонация, мимика, двигательные навыки (жесты, походка, поза, движения). Дети учатся сочетать роли движение и слово, развивают чувство партнерства и творческие способности.

Конструкторские игры – это игры направляют внимание детей на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков. В таких играх у детей ярко проявляется интерес к свойствам предмета, и желанием научиться с ним работать. Материал для таких игр может быть различным (песок, глина, шишки, листья, мозайка, бумага, модульные блоки). Очень важно, чтобы педагог помог детям совершить переход от бесцельного нагромождения материала к созданию продуманных построек.

В процессе конструкторских игр у ребенка активно и постоянно создается что-то новое. У малышей должно быть достаточно строительного материала, различных конструкций и размеров.

В младших группах воспитатель берет на себя роль организатора, активного участника в игре, вводя разнообразие форм и размеров постепенно. Игры сос строительным материалом развивают воображение ребенка, его конструкторские особенности, мышление, приучают к сосредоточенности. Строительный материал знакомит с геометрическими формами, величиной. Работу необходимо начинать с простых построек, постепенно переходя к более сложным. Необходимо устанавливать связи между строительными и сюжетно-ролевыми играми, для развития творческой мысли.

При всем разнообразии творческих игр они имеют общие черты: дети самостоятельно или при помощи взрослого (особенно в играх-драматизациях) выбирают тему игры, развивают ее сюжет. Все это должно происходить в условиях тактичного руководства взрослого, направленного на активизацию инициативы детей, развитие их творческой фантазии.

Игры с правилами дают возможность систематически упражнять детей в становлении определенных привычек, они очень важны для физического и умственного развития, воспитания характера и воли. Игры с правилами дети усваивают от взрослых, друг от друга.

Дидактические игры способствуют развитию умственных способностей. Органов чувств, внимания, логического мышления. Обязательным условием являются правила, без которых деятельность приобретает стихийный характер.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: оно является игровым методом обучения детей, и формой обучения и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактическая игра, как игровой метод обучения рассматривается в двух видах:

  • игры-занятия (ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует игровые приемы, создает игровую ситуацию);
  • дидактические (используются при обучении детей на различных занятиях и вне них (физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание, развитие коммуникативности)).

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. Они должны быть безопасными, привлекательными, яркими. Они должны не только привлекать ребенка, но и активизировать его мышление.

В младших группах дети еще имеют слабое воображение, педагоги знакомят малышей с игрушками, показывают варианты их использования.

Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото. Различны и развивающие задачи, которые решаются пи их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них (выделять характерные признаки, отгадывать по описанию, находить сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам).

В младших группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, закрепление и активизацию словаря, развитию правильной ориентировки в пространстве.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной активности ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

При организации дидактической игры следует учитывать, что уже с 3-4 лет ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, но внимание малыша еще не устойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в д/и требует от него большей, чем в др.играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т.е. использование д/и, повышающих интерес малыша к занятиям, и, прежде всего к дидактической игрушке, которая привлекает внимание яркостью и интересным содержанием.

Игра не только выявляет индивидуальные особенности, личностные качества ребенка. Но и формирует определенные свойства личности. Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учении.

Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, что способствует их гармоничному развитию, удовлетворяет потребность малышей в движении, способствуют обогащению их двигательного опыта. Подвижные игры бывают с бегом, прыжками, перестроение, с ловлей, с метанием, лазанием.

Подвижные игры делят:

  • сюжетные («Воробушки и кот», «Лиса в курятнике» и др.);
  • несюжетные (игровые упражнения «Кто скорее добежит к своему флажку»).

Народные игры – это игры, построенные с учетом этнических особенностей.

В народной игре отображается жизнь людей, их быт, национальные традиции. Такие игры способствуют воспитанию чести, смелости, мужественности.

При ознакомлении детей народным играм надо учитывать возрастные, физические и психофизиологические особенности развития детей, четко обозначая цель, которую имеет игра.

Народные игры должны занять соответствующее место в системе воспитания и обучения детей, приобщая их к истокам национальной культуры и духовности.

Игра по утверждению П.Лесгафта- это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Ребенок живет в игре. И задача педагогов – стать направляющим и связующим звеном в цепи ребенок-игра. Тактично поддерживая руководство, обогащать игровой опыт малышей.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Игры в дошкольном обучении [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Дошкольное обучение невозможно представить без использования игровых методик. Игры расширяют педагогические возможности воспитателей в условиях дошкольных учебных заведений и позволяют улучшить кругозор ребенка и развить определенные навыки.

Понятие игр в дошкольном обучении

В современных педагогических условиях очень важно использовать игровые технологии в ДОУ.

Причиной для этого является снижение игровой активности младших дошкольников, обусловленное рядом как внешних, так и внутренних факторов.

При этом важно понимать, что игра должна внедряться на самых ранних этапах воспитания.

Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность.

Игра – не только весёлое и занимательное времяпрепровождение для детей младшего и среднего школьного возраста. Её элементы самым активным образом включаются в учебно-воспитательный процесс и всесторонне применяются на уроках .

В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось два направления использования игры в воспитании детей:

  1. для всестороннего гармонического развития;
  2. в узкодидактических целях.

В игре у детей возникает три цели:

  1. удовольствие от игры "ХОЧУ";
  2. выполнять правила игры "НАДО";
  3. творческое выполнение игровой задачи "МОГУ".

Виды игр в дошкольном обучении

Классификация игр в системе педагогического процесса зависит в первую очередь от тех целей, которые педагог стремится достигнуть, и реальных результатов, полученных при их применении. В современной педагогике большое распространение получила классификация разработанная С. Л. Новоселовой.

Одним из эффективных приемов формирования игровых умений и навыков являются совместные игры взрослого и детей. Такие игры следует проводить не менее трех раз в неделю во второй половине дня. Воспитатель фиксирует в календарном плане цель и сюжет игры, имена ее участников.

В игре могут быть предусмотрены две-три активные роли.

Как правило, воспитатель вначале сам выполняет главную роль, потом поручает ее кому-нибудь из детей, помогая ребенку в затруднительных случаях. При этом педагог продолжает участвовать в игре, взяв на себя второстепенную роль.

Эффективным приемом является также игра педагога с игрушками на глазах у воспитанников. Важно, чтобы воспитатель проявлял искренний интерес к игре.

В играх, возникающих по инициативе самих детей, отражаются умения, приобретенные дошкольниками в совместных со взрослыми играх, в процессе наблюдений за игрой воспитателя. Педагог помогает воспитанникам развивать игру, используя совет, напоминание, введение новой игрушки, показ незнакомого действия. Если этого не делать, самостоятельная игра либо быстро прекращается, либо задерживается на однообразных действиях с одной и той же игрушкой.

Малыши, играя самостоятельно, любят использовать игрушки, с которыми действовал взрослый. Так, если воспитатель лечил Буратино, то и дети тоже лечат Буратино. В подобных случаях, подключаясь к детской самостоятельной деятельности, педагог обращает внимание воспитанников на другие игрушки, например, приходит на прием к врачу с больным мишкой, зайцем.

В развитии самостоятельных игр младших дошкольников большую роль играют правильный подбор и расположение игрушек. Для сюжетно-ролевых игр малышам необходимы куклы, медведи, зайцы, посуда и мебель для них. Хорошо иметь в группах игрушечные ванны, утюги, плиты, атрибуты для игр в парикмахерскую, в больницу. Кроме того, нужны автомашины крупных и средних размеров (лучше деревянные), коляски для кукол и др.

Развивая у малышей умение создавать игровую обстановку, воспитатель должен использовать крупный строительный материал.

Располагать наборы крупного строительного материала лучше вблизи уголка для сюжетно-ролевых игр. Нужно также иметь мелкий настольный строительный материал. Целесообразно, чтобы детали наборов были одного цвета, так как при этом рельефнее выступает форма постройки. Столы с мелкими кубиками и кирпичиками лучше располагать отдельно от других игровых уголков. Как правило, дети играют с мелкими наборами по одному или по двое. Такого рода деятельность дает ребенку возможность побыть одному, отдохнуть от сверстников. Воспитатель должен следить за тем, чтобы малыши подолгу не засиживались за столами. Но переводить ребенка от игр с мелким строительным материалом к другой, более подвижной деятельности, нужно осторожно, не вызывая отрицательных эмоций. При этом уместны игровые приемы.

Игры с песком и водой. В летнее время на участке много радости доставляют малышам игры с песком. Для таких игр на каждом участке устанавливают большие песочные ящики с барьером-скамейкой. Необходимо по мере высыхания увлажнять песок, иначе он будет непригоден для построек. В распоряжении детей должны иметься лопатки, совки, формочки, а также маленькие резиновые или целлулоидные куклы, фигурки животных, автомобили. Играя с воспитанниками, педагог показывает, как насыпать песок в формочки и опрокидывать их на барьер, как делать дорогу для автомашин, забор для садика и т. п. Можно ввести несложный сюжет.

Дидактические игры бывают двух видов:

  1. игры, которые организует и проводит воспитатель на занятиях
  2. игры с автодидактическими игрушками, а также народные и настольно-печатные, в которые дети играют самостоятельно.

Однако, прежде чем малыши научатся играть самостоятельно, воспитатель должен объяснить и показать способы действий. Делается это и в процессе фронтальных обучающих занятий со всеми детьми, и в совместных играх педагога с небольшими подгруппами из двух-трех человек. Воспитатель должен сам хорошо представлять себе, какие возможности заложены в той или иной игрушке, знать приемы обучения ребенка способам различных действий с нею.

Усвоение под руководством взрослого различных способов действий с дидактическими игрушками обеспечивает ребенку самостоятельность в игре. Важно, чтобы игрушки, с которыми дети научились действовать, были в группе постоянно и малыши могли брать их сами. Дидактические игрушки Необходимо менять по мере утраты у детей интереса к ним.

Музыкально-дидактические игры разучиваются на музыкальных занятиях. Педагог сразу обращает внимание воспитанников на контрастность звучания, выделяет его, дает возможность внимательно прислушаться, различить, сопоставить и воспроизвести заданное. Затем игра переносится во внеучебную деятельность.

По форме проведения музыкально-дидактические игры подразделяются на ряд категорий представленных на рисунке ниже.

Подвижные игры. Дети трехлетнего возраста еще не могут самостоятельно организовать игру. Поэтому необходимо систематическое руководство ею со стороны воспитателя.

Для самостоятельной двигательной игровой деятельности малышей рекомендуются игры с предметами: каталками, вожжами, мячами, обручами, воротцами. Эти игры используют для развития навыков как индивидуальной, так и элементарной совместной игры. Например, педагог дает двум детям мяч и подсказывает, как нужно катать его от одного к другому.

Первые подвижные игры детей носят подражательный характер. Они связаны с какими-нибудь знакомыми для малышей образами, например курицы и цыплят в игре "Наседка и цыплята". Эта игра состоит из одного-двух подражательных действий: цыплята бегают, клюют зернышки, на призыв наседки "ко-ко-ко!" они бегут к матери и садятся вокруг.

Включение игр в занятия с воспитанниками в условиях ДОУ позволяет корректировать психологическое состояние детей и стимулировать их развитие.

Игровая активность

В дошкольном возрасте дети огромное внимание уделяют уровню вовлеченности товарищей в игровую деятельностью Именно по данному показателю можно судить об игровой активности .

В современной дошкольной педагогике выделяют следующие признаки игровой активности:

  1. Выражается в производимых действиях, обусловленных внутренними состояниями личности;
  2. Определяется наличием собственной цели;

Поэтому одна из задач детского сада – уделять приоритетное внимание развитию представленных видов детской активности путем стимуляции собственной внутренней активной позиции ребенка.

Методы активизации собственной деятельности детей включают:

  1. проблему как внутреннее свойство их знаний и представлений, но высокая степень проблемных задач может тормозить психическую активность ребенка, а любая трудная ситуация в дальнейшем должна разрешаться достижением комфорта;
  2. неопределенность, дефицит исходной информации об объекте окружающего мира, но также важно учитывать, что высокая степень неопределенности может тормозить психическую активность ребенка;
  3. постановку творческих задач.

Для развития собственной внутренней активности ребенка определена важность создания организационно-педагогических условий в ДОУ, к которым относятся:

  1. разработка системы методических приемов, направленных на развитие всех видов активности ребенка;
  2. внедрение на их основе в практику работы новых нетрадиционных форм организации детской деятельности;
  3. создание предметно-пространственной среды, способствующей развитию активности;
  4. обучение педагогов и формирование у них новой позиции во взаимодействии с детьми.

Все игры и методы ориентированы на развитие игровой активности ребенка и формируют умения взаимодействовать, представлять и прогнозировать собственную позицию, получать результат, овладевать социальными навыками и формами поведения. А все эти качества – основа готовности дошкольников к условиям современной жизни.

Важное место в развитии игровой активности в ДОУ занимает предметно-развивающая среда. В понятие предметно-развивающей среды включают и отношения, которые складываются у ребенка с взрослым в процессе игры. Роль взрослого определяется формой организации игровой деятельности. Так, в организованной игре он выступает как равноправный партнер и включается в нее для связи отдельных игровых моментов, коррекции ролевых отношений. В свободных и самостоятельных играх дошкольников его роль сведена к минимуму и строится на наблюдении за ходом развития сюжета и всего игрового процесса в целом. Эту позицию педагога можно считать условно "пассивной", так как она в гораздо большей степени стимулирует собственную активность ребенка в игре.

В завершении необходимо отдельно выделить тот факт, что игры в дошкольном обучении позволяют закреплять и совершенствовать знания. Кроме того, они способствуют повышению эффективности занятий в условиях дошкольного образовательного учереждения и поддержанию интереса у детей.

Литература

  1. Пенькова Л.А. Развитие игровой активности дошкольников. Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2010. (Приложение к журналу "Управление ДОУ")
  2. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании // [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.psyedu.ru
  3. Столяренко Л.Д. Педагогика. – Ростов н/Д: "Феникс", 2010.
Статьи по теме: