Grim Dawn: рецензия. Обзор Grim Dawn: Прошлое-будущее hack’n’slash

Во время игры в Grim Dawn не покидает стойкое ощущение, что нечто подобное мы уже видели. Похожая ролевая система, баланс монстров, темп набора уровней, ритм геймплея… И только когда понимаешь, что Артур Бруно, создатель студии Crate Entertainment – бывший ведущий дизайнер Iron Lore, все становится на свои места. Grim Dawn – наследница легендарной Titan Quest. Одного этого достаточно, чтобы обратить внимание на проект.

Grim Dawn

Жанр action/RPG
Платформы Windows
Разработчики Crate Entertainment
Издатели Crate Entertainment
Сайт grimdawn.com

Grim Dawn и Crate Entertainment – пример для всех инди-разработчиков. Артур Бруно сделал все правильно от начала и до конца. В 2009 г. приобрел права на исходный код студии Iron Lore, включая движок Titan Quest. Стартовав всего с двумя штатными сотрудниками в мае 2012 г., провел успешную Kickstarter-кампанию , собрав $537 515 (почти в два раза больше запрошенной суммы). Через год, в мае 2013 г. выпустил альфа-версию игры. В ноябре того же 2013 г. Grim Dawn появилась на Steam Early Access. После 26 месяцев балансировки и доработки action/RPG наконец-то вышла и, судя по статистике Steamspy , неплохо продается. В чем же секрет проекта?

Cairn, мир Grim Dawn, действительно мрачное место. Это руины некогда могучей технологической цивилизации, достигшей уровня конца XIX – начала XX веков. Cairn стал ареной борьбы двух могучих потусторонних фракций, эфирных и хтонических существ. Первые ищут способ использовать человеческие тела как ресурс, вторые хотят уничтожить людей, чтобы не дать противникам сделать это. Противостояние почти уничтожило человечество и истончило ткань реальности, впустив в мир монстров. Небольшие группки выживших прячутся в последних поселениях. Надежда покинула этот мир.







По настроению Grim Dawn — одна из самых мрачных action/RPG последнего времени. Несмотря на то что с точки зрения стиля и сеттинга игра похожа на и (сравните хотя бы охотника на ведьм на титульных артах всех трех игр), по духу Grim Dawn ближе к… Diablo II. В ней есть то, чего, по мнению олдскульной публики, так не хватало – атмосфера мрака и безысходности.

Сообразно сеттингу, в Grim Dawn в ходу и огнестрельное оружие, и магия. Причем еще как в ходу. Например, для того, чтобы расчистить проходы в самые богатые закутки подземелий или вскрыть особые сундуки с добычей, вам понадобится… динамит. Все игровые классы – дуальные. На втором уровне вы выбираете себе первую специализацию, на десятом – вторую. И хотя вы можете вообще не развивать дополнительный класс, получив чистого воина, стрелка, шамана, оккультиста, мага или убийцу, самые интересные персонажи – использующие лучшее из двух миров. Опять-таки, что может быть приятней, чем оглушить монстра каким-нибудь хитрым заклинанием, а потом изрешетить его из револьвера. Учитывая чистые классы, в вашем распоряжении 25 базовых вариантов развития героя, а принимая во внимание, что очков опыта на все ветки умений даже одного класса явно не хватит – вариаций в развитии персонажа становится еще больше. Благо всегда можно сбросить неудачную сборку и попробовать распределить очки по новой.







Еще одна возможность развития уникального персонажа – система Веры. Это набор из 82 созвездий, состоящих из 434 звезд, открытие которых наделяет вашего персонажа определенными пассивными и активными бонусами. Дополнительный бонус положен за полностью открытое созвездие. При этом призываемые божественные силы навешиваются на уже имеющуюся базовую атаку или заклинание, с определенной вероятностью срабатывая во время его использования. Звезд 434, а очков, которые можно потратить на Веру, ровно столько, сколько разрушенных или испорченных святынь вы сможете найти и очистить во время скитаний по миру. В любом случае во всем Cairn их только 50, так что попробовать все созвездия получится лишь за несколько прохождений. Это, конечно, не пугающе необъятная схема умений в , но очень и очень неплохо. В Path of Exile, честно говоря, был уже перебор.







Но и на этом возможности кастомизации персонажа не заканчиваются. Вы можете получить дополнительные активные или срабатывающие с определенной вероятностью заклинания вместе с предметом или после его улучшения одним из специальных камней. Учитывая, что подобных полуавтоматических умений можно получить несколько, ваш персонаж во время боя превращается в настоящую машину смерти, окруженную опасной для врагов аурой и сыплющую молниями или огненными шарами. И выглядит, и играется это очень здорово, добавляя драйв, заставляя бросаться в гущу противников.

Отдельная история — подбор амуниции. Как и сами-знаете-где, здесь есть обычные, магические, редкие, эпические и легендарные вещи многих классов, плюс 20 000 (!) комбинаций магических префиксов и 200 редких префиксов. Плюс уникальные создаваемые по рецептам предметы. Плюс улучшающие вещи материалы. Одним словом, лута здесь много, и подбор амуниции — своеобразная игра в игре, подгоняющая в поисках все новых врагов и новой добычи. Оставить себе этот клевый эпический набор или его уже пора менять на простую магическую вещь высшего уровня? Вечная проблема action/RPG.







Кстати, доступ к лучшей амуниции и рецептам открывается по мере зарабатывания репутации, отдельной для каждой из фракций. Причем бонусы могут быть и отрицательными. Чем больше вы насолили тем или иным противникам, тем больше существ такого типа будет появляться во время боя.

В Grim Dawn в целом неплохой сюжет, включающий в себя несколько историй с возможностью влиять на их развитие. Вот только большинство из них подано в виде записей и диалогов. Здесь явно не хватает модных роликов в стиле Blizzard, хотя бы между актами, граница между которыми сейчас практически не заметна. Можно было бы обойтись и без дорогой CGI, а ограничиться 2D-комиксами в стиле вступительного ролика. Тем более что он получился очень неплохим.







Grim Dawn — большая игра. На прохождение у вас уйдет 70-100 часов, это если не отвлекаться на гринд и прохождение уникальных, запираемых у вас за спиной подземелий с особо мощными монстрами и лутом, пройти которые можно только до конца, без возможности вернуться и телепортироваться. Плюс прохождение другой комбинацией классов, плюс мультиплеер, плюс хардкорный режим и т.д. Одним словом, зависнуть здесь можно надолго. Некоторые отзывы на Steam написаны людьми, наигравшими 100, 200, 300, 500 и более часов. Это о многом говорит.

С точки зрения графики Grim Dawn недалеко ушел от тех же и . Но здесь отличная реализация освещения, оживляющая подземные уровни, плюс мрачная палитра и ржавый налет на всех предметах добавляют картинке шарма. А еще в игре отличный динамический саундтрек, ненавязчивый, но подчеркивающий геймплей.








Но самое главное, чувствуется, что Grim Dawn сделана с удовольствием людьми, которые понимают толк в играх. Система «еще уровень и спать», «еще подземелье и перерыв» здесь работает, а это лучший комплимент для action/RPG.

Кажется, сделать хорошую action/RPG не так уж и сложно, благо примеров для подражания в этом жанре достаточно. На деле же в балансе игры такое количество незначительных на первый взгляд нюансов, что из одних и тех же исходных ингредиентов можно приготовить совершенно разные блюда. В случае Grim Dawn все сделано идеально. Это правильная action/RPG. Возможно, самая правильная со времен Diablo II.

Оценка сайт

Плюсы: Классический геймплей, богатые возможности развития персонажа, гибкость ролевой системы, интересный сеттинг, правильная атмосфера, множество вариаций оружия и брони

Минусы: Нет генерации карты, не хватает сюжетных роликов

Вывод: Правильная action/RPG. Возможно, самая правильная со времен Diablo II

Прошло целых 7 лет, с момента начала кикстартер проекта, который впоследствии получил парадоксальное название – мрачный рассвет.

А разработчиками его стали не много ни мало, а люди из Crate Entertainment , которые к слову сделали в своё время знаменитую игру - Titan Quest .

По сути это и явило нам Grim Dawn , ведь механика, стиль и даже частично система прокачки взяты оттуда. Да что там говорить, если присмотреться, то даже картинка местами напоминает ту самую из мира древней греции Титана.

За это немаленькое время игра ощетинилась и разрослась из неполноценной и неиграбельной пре альфа-версии, до большой цельной игры, со своим миром, разбросанным по 4-ём актам и даже какой-никакой, но историей.

В общем релиз состоялся, господа!

Но не всё так просто…геймдевы из ящика развлечений, а как по другому перевести их команду я не знаю, решили сделать ставку на мрачность и схожесть с первыми частями Дьябло, где не было ещё никакой нелепой мультяшности, а был суровый и готичный мир, для настоящих мужиков с железными яйцами. Да-да я сейчас про ту самую Дьяблу 3…

Иногда, на смену мрачности приходит "цветная вакханалия".

Но немного видимо не рассчитали свои силы и местами картинка становится просто вырвиглазной и кислотной.

Как я уже и говорил игра создавалась по Титан Квесту, и у них даже одинаковый движок, только доработанный и в плане графики особых претензий нет, не считая уродливых моделек персонажей, которые просто кричат нам - увольте нашего моделера, а местами, в больших замесах, наблюдается и просадка фпс, которой конечно не должно быть, особенно учитывая жанр игры.

Картинка местами один в один - Titan Quest.

Ну да бог с ней с графикой, не ею цепляют такие игры, геймплей - вот что держит игрока на протяжении сотни часов в таких играх.

И тут grim dawn вроде бы раскрывается полностью, давая игроку невиданный доселе целый вселенский простор.

Тут даётся нам 6 классов, они базовые и означают по сути лишь наш выбор в начале игры. Получив второй уровень, мы можем стать солдатом, подрывником, оккультистом, ночным клинком, а также мистиком и шаманом. Например, солдат орудует как одноручным оружием со щитом, так и двуручными видами оружия. А подрывник использует одноручные и двуручные огнестрельные виды вооружения.

НО, никто нам не запрещает и будучи магом взять в руки двуручный молот или ружьё, вопрос лишь в том - будет ли оно эффективно? так как он использует магию, а скиллы подрывника как раз и рассчитаны на огнестрелы.

Так, например, взяв вначале игры солдата, а на 10 ом уровне ночного клинка, у нас получится – мастер клинка, который может специализироваться как на дуалах, получая все плюшки владения двумя клинками, так и может бегать всё также с мечом и щитом, но используя часть скиллов из ветки ночного клинка. Например, мне очень понравилась способность последнего-замораживать врагов, распинывая целые толпы врагов.

Всего таких «подклассов» в игре насчитывается аж 15. Но никто нам не запрещает использовать и «чистый класс», прокачав его тем самым до «упора» даже не взяв вторую специализацию. Вопрос будет ли от этого профит?

В общем свободы в плане прокачки персонажа в игре более чем достаточно, а учитывая, что каждая ветка специализации очень разнообразна и нацелена на тот или иной стиль игры, мы имеем во истину эпическую свободу действий. Камень в огород 3 его дьявола, с его скудным выбором классов и умений. Не иначе.

Развитие персонажа здесь - искусство.

Но, увы, не всё так радужно. На деле мы сталкиваемся с тем, что находим наиболее выгодную схему развития персонажа и используем её до конца игры. А сама боёвка выглядит не очень-то динамично и зрелищно. Толи дело в не очень хорошей анимации, толи это тот самый медляк из предшественника - Титан квеста, но рано или поздно сталкиваешься с тем, что врагов становится больше, а динамики так и не прибавляется.

Ещё один минус, на мой взгляд, это - сюжет. Мир Каирна, в котором и разворачивается сие действо, не блещет подробностями, а завязка заключается в том, что человечество борется на грани вымирания с появившимися не весть откуда эффералами, которые мутировали всё живое вокруг, а на фоне этого культ X`тонцев решил захватить мир и начал призывать всякую нечисть. Человечество же дошло до такого одичания, что вместо привычного нам золота, в этом мире единицей валюты считаются - железяки! А мы ходим и собираем ещё и хлам, который является очень ценным ресурсом. В общем то это всё что я понял, проходя игру. А финал так вообще оказался не понятен. Такое ощущение, что разработчики просто решили закончить игру на 4 ом акте, сделав тем самым намёк на продолжение…В доказательство тому кстати и огромная карта мира, которая заполнена локациями лишь наполовину. Кстати мир этот самый тоже получился не очень. Он представляет по сути из себя псевдо-открытый коридор, который проходится в одну сторону. Со слезами на глазах вспоминаю серию Sacred, а именно первые две его части, где мир был огромный и открытый.

Мир на поверку оказался очередным коридором...

Есть тут кстати и система фракций…в каждой из которых игрок, выполняя те, или иные действия, получает очки репутации в каждой из них. Мы можем, например, помогать перекрёстку дьяволов, это одна из начальных фракций и получая положительную репутацию продвигаться в их уровнях, открывая тем самым для себя специальные фракционные плюшки – такие как рецепты, специальные зелья и уникальное оружие. Оружия кстати в игре - тьма…И делится оно на привычное - обычное, магическое, редкое, эпическое и легендарное, найти которое ОЧЕНЬ сложно и это становиться одним из интересных соревновательных моментов игры. Кстати получая отрицательную репутацию, мы можем дойти и до ненависти у какой-либо из фракций, тем самым имея возможность повстречаться с уникальными созданиями-Немезидами. Это такие боссы, сражение с которыми, наверное, самое тяжёлое испытание для игрока, но и награда, получаемая за их уничтожение будет тоже очень даже впечатляющей.

Зато сражения с боссами здесь очень эпичны!

Ещё одна интересная возможность, добавленная разработчиками в поздних билдах игры, это - система набожности. Блуждая по миру игры мы рано, или поздно натыкаемся на разрушенные, или осквернённые алтари, которые выполняя определённые действия, например, чиня их с помощью редких ингридиентов, или очищая призвав, тех кто их осквернил и победив их, дают нам в награду очки набожности, которые, вызвав специальное меню, мы можем потратить на развитие своего персонажа в меню созвездий очень напоминающее, кстати, по виду систему пассивных умений из игры -Path of Exile . Тут они тоже пассивные и дают нам те, или иные бонусы к развитию.

Есть в игре и крафт, он довольно-таки разнообразный, и помимо нахождения уникальных рецептов, брони оружия и реликвий (привет Титан Квесту снова) мы должны искать для этих рецептов редкие ингредиенты, которые выпадают с тушек врагов - ой как неохотно! Зато это добавляет азарта игре и удерживает игрока действительно надолго.

Планируется так же и локализация, пусть и текстовая пусть от энтузиастов, но очень качественная и приятная глазу. И это тот самый, редкий случай, когда игроки действительно активно участвуют в разработке игры.

PS :

Подводя итог, я скажу следующее: да игра до сих пор кажется сыроватой и как будто недоделанной, но давайте будем объективными, ту свободу действий в развитии, которую она даёт, мы не видели давно в играх подобного жанра, а конкуренты…Конкурентов у неё не так уж и много. Это мультяшный быстро надоедающий Diablo 3 , ещё более мультяшный и совершенно мне не понравившийся Torchlight, да Path of Exile , который хоть и довольно таки самобытен и уникален, но всё-таки, до сих пор так и не сыскавший себе большую популярность.

Мрачный рассвет же на их фоне выглядит вполне привлекательным проектом, особенно для игроков «старой школы», скучающим по старой-доброй диабле, где мы бесконечно закликивали мобов и делаем это, между прочим, до сих пор.

За это я и ставлю игре 8 / 10 баллов, за то незабываемое чувство челленджа, которое редко кто в наше время может дать.

Жанр "Hack&Slash " появился еще в далекие девяностые, но до сих пор он занимает обширный пласт игровой индустрии и не теряет своей популярности. Перевод "Руби и Кромсай " как нельзя лучше отображает саму суть игр с подобным стилем. Стоит отметить, что чистый "H&S" возник как ответвление РПГ жанра, где упор делался только на бесчисленные сражения, хотя «чистых» представителей данного жанра можно пересчитать на пальцах рук. Очень быстро разработчики поняли, что чистый "H&S " необходимо разбавлять элементами других жанров, в противном случае такие игры могли забавлять лишь на короткий период времени, после чего интерес полностью исчезал. Так родилась целая ниша проектов, а также серия "Diablo ", которая является лучшим представителем. Даже «чистые» "H&S " игры, например серия "Devil May Cry ", получили серьезный сюжет, харизматичных персонажей и даже ТВ адаптацию. Как не крути, любой серьезный проект должен погружать игрока в свою атмосферу, что было практически невозможным при изначальном варианте. Во всех играх этого жанра можно увидеть очень длительную прокачку персонажа, постепенное развитие, явный акцент на постоянный сбор и улучшение экипировки, хотя главной визитной карточкой по-прежнему будут постоянные, динамичные и насыщенные бои, на которых и строится весь прогресс.


Наследие Titan Quest

Игру "Grim Dawn " можно назвать по-настоящему многострадальной, впрочем это не удивительно, если знать историю ее предшественника – "Titan Quest ". Те, кто зайдут в игру прежде, чем поинтересуются информацией о разработчиках, найдут массу нюансов, которые заставляют подумать, что перед вами продолжение серии. В этом нет ничего плохого, так как "TQ " был одним из немногих проектов, которому удалось стать достойным аналогом для продукта компании "Blizzard ". Разработчиком игры выступает компания "Crate Entertainment ". После проблем в "Iron Lore Entertainment ", представители "C.E. " заявили, что приобрели лицензию на игровой движок, после чего и началась разработка "Grim Dawn ". Хоть руководство компании нашло инвесторов, все же в 2012 году была запущена кампания по сбору средств на "KickStarter ", которая наглядно демонстрирует то, что многие верят и надеются увидеть идейное наследие "Titan Quest ", но уже в новом обличии. Собранная сумма значительно превысила все ожидания, что вдохновило разработчиков даже при условии серьезной конкуренции с "Diablo 3 ".


А нужен ли сюжет?

Первое, что бросается в глаза после загрузки "Grim Dawn " – отличный сеттинг. В последнее время все реже появляются игры с по-настоящему мрачной атмосферой. Также именно за ее недостаток многие фанаты критиковали серию "Diablo 3 ", которая с каждой новой игрой становится все более яркой. Конечно же компания "Blizzard " не зря считается титаном в игровой индустрии и быстро сообразила, что нужно дать фанатам в последующих крупных контент-патчах, но первоначальное впечатление для многих было испорчено. В "Grim Dawn " человечество оказалось между молотом и наковальней, что серьезно ударило по численности. С одной стороны, алчное желание получить больше силы и могущества заставило людей обратиться к параллельному миру, вызывая эфириалов. Постепенно существа из эфира начали захватывать землю, навсегда изменяя ее обитателей. С другой стороны присутствуют инопланетные представители Х’тонцы, задача которых предельно проста – противоборство эфириалам, но в довольно интересной манере. Они просто уничтожают человечество, которое является носителями эфира. В результате люди вынуждены прятаться по самым недоступным местам, одним из которых и стала стартовая локация «Перекрёсток Дьявола». Казалось бы, сюжет вполне достоин отдельной саги, но на практике все оказалось не так радужно. Крупицы событий и общие подробности о том, что происходит, приходиться вырывать по крупицам из каждого диалога или квеста, читают которые далеко не все игроки. Из-за отсутствия качественной заставки, совершенно не ясно, что герою предстоит делать в этом мрачном мире, а также с кем он должен схлестнуться в конце игры. В результате игроку предстоит убивать сотни и тысячи монстров, прокачивая свой уровень и умения, а погружение в атмосферу будет совершенно вялым, что явно не красит проект с опытной командой разработчиков и большими надеждами фанатов. Возможно, когда игра выйдет из раннего доступа в игре все же появится полноценный синематик, но в данный момент интеграция в сюжет оставляет желать лучшего, несмотря на всю его многогранность.


О бедной графике замолвите слово

Фраза о бедном "графоне" уже давно стала культовой для всех, кто следит за развитием игровой индустрии, и, тем не менее, эта тема всегда актуальна, особенно в 2016 году. Что можно сказать о "Grim Dawn "? Игра выглядит стильно, но назвать ее прорывом года в визуальном плане нельзя даже с натяжкой. Движок откровенно устарел, несмотря на более современные наработки и «полировку» графики. Спасает только удачная стилистка, которая создает впечатление реалистичности. Конечно же, в данном вопросе сравнение игры с "Diablo 3 " будет совершенно некорректным, что не прибавляет баллов для "Grim Dawn ". Тем не менее, нельзя назвать визуальную часть игры ужасной, потому любители классики наверняка оценят такое оформление. В данный момент проект все еще находится в стадии раннего доступа, хотя релиз должен состояться уже через несколько месяцев, потому многое еще может измениться. Разработчики заявляют, что основной контент и изменения уже доработаны до финальной стадии, игру можно оценивать как готовую к релизу версию. Долгое время отмечалась довольно ужасная оптимизация, но с каждым патчем разработчики исправляли этот недочет, потому на сегодняшний день он не вызывает опасений. В остальном, игра не без причин напоминает "Titan Quest ", но с более мрачной обстановкой. Звуковое сопровождение также радует, по крайней мере, оно на 100% соответствует общей стилистике. Редко когда можно услышать «героические» мелодии, которые побуждают рваться в бой, а вот мрачная игра клавесина идеально погружает в атмосферу уже в первый час игры. Расстраивает то, что музыка не слишком отличается на протяжении всей игры, потому слушать ее со временем становится совершенно не интересно, но это скорее проблемы бюджета, а не композиторов. Все мужские персонажи в игре говорят практически одним голосом (по слухам их озвучивал один человек), но эти нюансы можно простить, когда в игре увлекательный геймплей и много интересных занятий, которые не будут вызывать желание удалить ее с ПК.


Игровой процесс

Лучше сразу рассмотреть одну из немногочисленных ложек дёгтя в "Grim Dawn ", а именно задания. Конечно же, в "H&S " жанре, даже при наличии множества РПГ элементов, квестовая часть никогда не была сильной стороной, но ее главная задача – раскрывать саму суть происходящего. Игрок должен понимать, ради каких целей он прокладывает себе путь, оставляя позади горы трупов. В "Grim Dawn" это выражено очень слабо, что, безусловно, является минусом даже для проекта такого жанра. Но, как говориться, «нет худа без добра», поэтому положительной стороной можно назвать то, что игрок будет намного тщательнее читать описания заданий и вникать, что же от него хотят, чтобы получше познакомиться с обстановкой в Каирне. Со временем, особенно после 3 акта, игра будет становиться намного интереснее; если на начальном этапе шаблонные задания не вызовут полное разочарование, то дальнейшая игра возьмет убедительный реванш. Немного спасает ситуацию и наличие фракций. Идея не новая, но вполне интересная для подобных игр. Они делают мир более живым и насыщенным, к тому же позволяют поближе познакомиться с историей Каирна. С практической стороны фракции предоставляют возможность получать мощную экипировку и предметы для зачарований (примеси или augments). Репутацию зарабатывать не так сложно, но процесс довольно медленный, что не может не радовать.


Помимо дружественных фракций, в игре есть и враждебные, то есть такие, с которыми вы испортили отношения в процессе получения репутации. Они будут всячески пакостить игроку, хотя в большинстве случаев это сводиться к встрече с наемными убийцами. Боссы довольно мощные, потому заставят изрядно попотеть, что также радует, ведь в современных играх крайне мало хардкора. Согласно информации от разработчиков, в игре есть только 6 боссов (Немезиды или Nemesis Boss), но после релиза их количество продолжит увеличиваться.

Развитие персонажа

Как бы игровая индустрия не навязывала бы "Diablo 3 " как эталон современных игр подобного жанра, все же в вопросах прокачки персонажа "Grim Dawn" шагнули далеко вперед. В творении "Blizzard " практически нет обилия навыков, а после "Diablo 2 " оно еще больше сократилось, но это все равно не самая большая проблема серии. Беда в том, что несмотря на постоянную балансировку, существует один «топ билд», который требует наличия определенных вещей. Остальные варианты развития – проходные, так как они менее эффективны. Все это осталось в прошлом, потому разработчики "Grim Dawn " успешно подхватили инициативу, тем самым, привлекая старых фанатов жанра.
    Всего в игре есть 6 архетипов, которые называются мастерства:
  • Солдат
  • Демонолог
  • Окультист
  • Ночной клинок
  • Чародей
  • Шаман



Каждый из них имеет классовые навыки, которые приходится прокачивать довольно интересным образом. Привычная вертикальная шкала развития была заменена на горизонтальную. Теперь требуется вложение навыков в оригинальное мастерство для получения различных умений. То есть, чтобы получить навык на 10 уровне класса, необходимо вначале добавить 10 очков в общую шкалу мастерства, после чего можно дополнительно развивать конкретный скилл. Такая система не позволяет прокачать все и сразу, потому над билдами приходиться думать, экспериментировать и тестировать. Самой же интересной фишкой стала возможность сочетать умения разных архетипов, создавая так называемые мультиклассы. Можно легко начать играть Ночным клинком, но в дальнейшем сделать микс с Шаманом, в результате чего получится трюкач (или плут). Если же соединить навыки Солдата и Ночного клинка, то получится настоящий мастер меча. В результате можно выбирать и прокачивать как «чистые» классы, так и создавать самые необычные комбинации. Навыков в каждом мастерстве довольно много и это порождает огромное поле для всевозможных комбинаций. Такой подход уже может предложить игроку месяцы увлекательного геймплея, хотя разработчики наверняка в будущем будут добавлять новые классы и, соответственно, возможности для создания билдов.


Крафтинг

В вопросе экипировки игра не слишком отличается от "Diablo 3 ", хотя есть свои нюансы и особенности. Существует градация качества предметов, что вполне естественно для игр такого жанра. Победа над боссами и редкими монстрами гарантирует получение редких предметов, разработчики сознательно сделали бои сложными. Отличия от проекта "Blizzard " есть, но сама суть передана в том же виде. Радует то, что получение мощных и редких комплектов, а также уникальной экипировки невозможно без прокачки репутации с фракциями, в результате игроку приходится выбирать с кем «дружить». В остальном, можно сказать, что элемент получения и улучшения экипировки полностью соответствует жанру, что является довольно мудрым решением. Изобретение велосипеда далеко не всегда идет на пользу проекту. Количество вещей довольно большое, потому каждая битва вполне может наградить чем-то полезным. Высокоуровневые сеты по-прежнему сводятся к паре комплектов, которые приходится выбирать в зависимости от класса и выбранного билда.


Итоги

Подводя итоги можно сказать, что разработчикам все же удалось создать нечто неординарное, интересное и достойное для 2016 года. Хоть в игре нет шикарной графики, а также некоторые элементы выражены довольно слабо (сюжетное повествование и задания), все же в ней есть то, что заставляет проводить очередной вечер именно в "Grim Dawn ". В первую очередь это шикарная атмосфера и стилистика, за что нужно отдать должное людям, которые ранее подарили миру "Titan Quest ". Другим сильнейшим элементом является развитие персонажа, которое показывает, что у игрока действительно есть выбор. Можно ли называть игру долгожданным "Titan Quest 2 "? Безусловно, хотя "Grim Dawn " получил свою уникальную стилистику, которая вскоре позволит избавиться от звания «наследия» TQ и стать самостоятельным проектом со своей историей. В данный момент игра полностью готова, потому в ближайшие месяцы или даже недели она наконец-то выйдет из стадии раннего доступа, в котором находилась более двух лет и начнет свой путь в условиях современной игровой индустрии.


для сайта GetRand.ru

Ключевые слова: Grim Dawn,Crate Entertainment,action-rpg,Hack&Slash,эфириалы,Хтонцы,Игровой процесс,крафтинг,Каирн,Развитие персонажа,архетипы,описание

Dawn vs Diablo 3

Разработчик/издатель: Crate Entertainment
Жанр: hack’n’slash
Похожие игры: Titan Quest, Diablo 2, Path of Exile
Платформы: ПК
Минимальные системные требования: Win XP 32, процессор 2,3 ГГц, 2 ГБ ОЗУ (4 ГБ для хоста в сетевой игре), GeForce 6800 или Radeon X800, 5 ГБ на жестком диске.
Рекомендуемые системные требования: Win 7 32, процессор 3,2 ГГц, 6 ГБ ОЗУ, GeForce 500 или Radeon 6000 с 1,5 ГБ памяти.
Мультиплеер: кооператив, PvP, до 4 игроков

Чего в 2015 году не хватало, так это новых hack’n’slash-ей. С другой стороны, и не думают уходить на покой, к ним постоянно выходят какие-то обновления. 15 января стартовал 5-й сезон Diablo 3 – прекрасный повод посмотреть, как изменилась игра за два года после дополнения . Сезоны сами по себе новшество – позволяют начать игру с нуля, не пользуясь вещами и ремесленниками других ваших героев. Снова 1-й уровень, снова пустые карманы – держите меня, монстры!

Но монстры не держат удар ни на «высокой» сложности, ни на «Эксперте». Кто-то в Blizzard решил, что Diablo 3 интереснее, если враги гибнут с одного клика, а игрок живуч так, что может забыть про лечебные бутылки. Поднимаемся на «Мастера» – и получаем целых 15 минут напряженного геймплея. Затем «лут 2.0» услужливо подбросит читерских вещей, в которых показатели героя вырастают вдвое. И ведь не это еще абсурд! А вот что с 200% прибавкой к опыту вы будете брать уровни каждые 5-10 минут, не успевая даже пробовать новые способности – это уже не «прощай хардкор». Это «прощай hack’n’slash, получите симулятор всеуничтожающего божества». Через два часа «игры с нуля» вы смотрите на своего героя 70-го уровня, одетого в легендарные и сетовые вещи (для них рецептов – как грязи в режиме приключений). Впереди – бесконечное накручивание счетчика «парагона» и уже 10 уровней «Истязания».

Нет, не подумайте. Diablo 3 по-прежнему развлекает, но теперь это абсолютно казуальный аттракцион. Красивые спецэффекты и разрушаемость. Легендарки, которые через час ломаешь, но сразу-то им рад. Куб Канаи, чтобы самому сделать шмотку своей мечты. Всё новые задания, монстры и локации, которыми трудолюбиво пополняет свой конструктор уровней Blizzard. Но настоящие фанаты hack’n’slash от этого уже устали. Мучает ностальгия по , хочется хардкорного испытания, в котором только и понимаешь, насколько хорош твой персонаж.

Новым игроком в жанре hack’n’slash станет Grim Dawn – игра от создателей , разработка которой, похоже, подходит к завершению. Grim Dawn и сделана на движке Titan Quest , но хотя последняя по графике до сих пор даст фору многим, в Grim Dawn особых красивостей мы не увидим. В команде разработчиков всего восемь человек, а приоритеты у них совсем не такие, как сейчас у Blizzard.

Grim Dawn – классическая hack’n’slash, где мало кликать мышью – нужно еще планировать развитие героя, ведь монстры заставят пожалеть за каждый просчет. Боевка, опять-таки, отсылает к Titan Quest . Образно говоря, если герой Diablo растет в ширину, то герой Grim Dawn – в глубину. Здесь не так уж много активных умений на класс, но для каждого со временем открываются улучшения, добавляющие новые эффекты, типы урона, критические срабатывания. Сложность планирования начинается уже с того, что игрок сам выбирает два дерева умений из шести. Можно взять как очевидное сочетание (шаман-чародей или солдат-убийца), так и неожиданное (подрывник-оккультист) – всего получаем 15 классов. Хотите – создайте воина-рефлектора, колдуна с тотемами или стрелка, чей залп – форменный армагеддон.

Вторая часть прокачки – набожность – отсылает уже к Path of Exile с ее гигантской паутиной развития. Набожность – это тоже несколько сотен преимущественно пассивных бонусов, только здесь они собраны в группы – созвездия. Особенно примечательны Celestial Powers – эти эффекты привязываются к конкретному умению вашего героя, которое вы сами выбираете. Например, можно прикрепить к атакующему скиллу землетрясение или вызов стаи соколов, а к защитному – остановку времени. Celestial могут срабатывать при гибели врагов, при критическом ударе или если у героя мало здоровья. Примечательно, что набожность совсем не привязана к классу, что дает игроку огромный простор для экспериментов.

Также важно, что очки набожности выдаются не с повышением уровня, а за очищение специальных алтарей. Самое сложное – найти такой алтарь, для чего придется как следует изучать карту, зачищать секретные локации, а зачастую искать редкие предметы-ключи. Уровни нарисованы вручную, но на них случайно расставляются препятствия, так что каждый раз одну локацию нужно проходить другим маршрутом. Предмет особой гордости разработчиков – 300 боссов с уникальными скриптами, которые могут встретить игрока в самый неожиданный момент и не всегда в одиночку.

Grim Dawn даже на обычной сложности не дает зевать: легко попасть в окружение стрелков, не заметить отравленную лужу под ногами или оказаться запертым в тесной комнате с боссом. Если вам этого мало, в любой момент можно включить режим ветерана, где монстры-чемпионы встречаются гораздо чаще. Вдобавок, игра рассчитана на три прохождения, как в Diablo 2 . Прошли Нормальную сложность – стартуем заново на Элитной, а затем и Предельной – уровни врагов и награды соответственно возрастут. Не забыли и хардкорный режим, где смерть персонажа окончательна.

Еще одним плюсом Grim Dawn (относительно Diablo 3 , в первую очередь) является сюжет. Он есть. Он не заезжен убийством-воскрешением одних и тех же злодеев. Его развитие не так уж просто предсказать. Вначале мы наблюдаем только зомби-апокалипсис в декорациях неовикторианского фэнтези. Но постепенно масштабность растет, и закончится все войной двух потусторонних рас, в равной степени желающих гибели человечества. Grim Dawn пытается быть немного RPG. В диалогах есть выбор реплик, в квестах – варианты прохождения. Даже начисляется репутация у нескольких фракций, что открывает и новые задания, и vip-ассортимент магазинов. Вообще в hack’n’slash такие элементы обычно не приживаются, но в Grim Dawn они, по крайней мере, не мешают – всегда можно пройти игру, кликая все реплики подряд.

Сейчас главная слабость проекта – малые силы разработчиков, так что хорошая механика слишком медленно обрастает контентом. Blizzard тоннами добавляет в Diablo 3 новые модели, локации, механики-однодневки, а через год безжалостно выбрасывает их и начинает выдумывать все заново. Grim Dawn – это все-таки инди, и сделано тут все скромно, без претензий на художественную оригинальность. Причем страдает более разнообразие, чем проработка: поначалу графика приятная, но со временем хочется радикальной смены обстановки, а ее не происходит – и это в игре, где нужно досконально исследовать мир! Не говоря уже про недоделки, которые списываешь на ранний доступ: никакой озвучки, роликов, порой раздражающий интерфейс.

Отдельные простые решения стоило подсмотреть у Diablo 3 . Вполне разумно, когда вам падают редкие вещи преимущественно под ваш класс. Правильно, что уникальные предметы имеют низкоуровневые версии. Хорошо, когда ремесленники востребованы не только на высоких уровнях, а всегда могут что-то вам предложить. В Grim Dawn изобилие цветных шмоток, но почти все отправляются в магазин – это грубо по нынешним меркам для hack’n’slash.

Grim Dawn может гордиться своим сообществом, в том числе русскоязычным, благодаря которому существует сносный перевод игры . Поддерживаются модификации. И это несмотря на кусачую цену ($15 в Steam). При большом выборе free-to-play альтернатив (в числе которых крутая Path of Exile ) платить деньги за сырую игру согласится не каждый. Разумно было выпустить хотя бы демо-версию, но и на это, видно, у Crate нет ресурсов.

Радости:

  • Многоуровневая прокачка с широкими возможностями для экспериментов
  • Достойная сложность, уникальные боссы
  • Исследование мира как важная часть игры
  • Неплохой сюжет и вселенная
  • Музыка
  • Мультиплеер

Гадости:

  • Бедный дизайн

Оценка: 7,9

Мы бы не ставили оценку Grim Dawn , будь у нас надежда увидеть ее радикально похорошевшей к официальному релизу. Но с имеющимися силами разработчиков игра может и дальше зависать в состоянии перманентного тестирования и доработки. Тем не менее, для любителей жанра, способных закрыть глаза на черновой внешний вид, Grim Dawn – одна из самых глубоких наследниц Diablo 2 .

Существует множество игровых проектов, о которых не известно широкой публике. Все они теряются среди громких новостей о концептуально "новых" частях "Ассасин крида", "Фоллаута" и "Ведьмака". Между тем, малоизвестная студия Crate Entertainment получила права на "движок" от Titan Quest и последние четыре года кропотливо работала над игрой Grim dawn, обзор которой вы сейчас и прочтете.

Сюжет

Мы начнем свой рассказ с сюжета этой примечательной игры. Сразу стоит отметить, что мы имеем дело с жанром Action RPG, а значит, ожидать чего-то сверхъестественного не стоит. Разработчики познакомят нас с миром, застрявшим в И всё бы ничего, но игроку предстоит сразиться с... инопланетянами. Вроде бы оригинальная идея, но на практике это будут те же монстры, знакомые нам по любой другой игре.

Главное действие игры разворачивается вокруг городка "Дьявольский перекрёсток", где наш герой появляется в качестве беженца. Но как он там очутился и что к этому привело?

Игра Grim dawn, обзор которой вы читаете, в самом начале не дает однозначного ответа. Заставка сделана абы как и напоминает невнятный комикс, при просмотре которого кажется, что речь пойдет про охоту на колдунов и ведьм. Однако это не так.

Человечество в своём вечном стремлении к знаниям открывает портал в потусторонний мир и призывает оттуда существ. Но, как обычно, всё идет наперекосяк, и пришельцы вырываются на свободу. Сюжет похож на всем известный "Диабло", но тут в игру вступает третья сила — еще одна раса инопланетян, которая, чтобы не допустить усиления своих противников, приступает к уничтожению человечества. Итак, человечество оказалось меж двух огней, и нашему герою предстоит его спасти.

Геймплей

Собственно, для Grim dawn обзор игры не требуется. Прокачка персонажа полностью заимствована из Titan Quest. Вы также сможете выбрать одну специализацию и идти по ней выбранным путём. Даже значки не отличаются по рисовке.

Сам игровой процесс не намного разнообразнее — беги и кромсай всё, что попадется на пути. Интерес может вызвать разве что поиск записок местных жителей. Из них игрок постепенно узнает историю этого разваливающегося на куски мира.

Отдельно можно выделить систему создания оружия, которая, по словам самих разработчиков, была заимствована из всем известной "Доты". Что это означает, вы можете узнать самостоятельно, попробовав на практике.

Единственной отличительной особенностью могло бы стать вооружение, используемое игроками. Вы сможете пользоваться аутентичными мушкетами. Вот только данная идея уже была реализована в Torchlight.

Собственно, можно сделать вывод, что разработчики на смогли привнести в игровую индустрию ничего нового, намешав в обычный слешер не самые лучшие идеи из других игровых проектов. Кстати, максимальный уровень персонажа ограничен 40. Это безумно мало для проекта, который посягает на вершины "Диабло" и Titan Quest. Но на этом игра Grim dawn, обзор которой вы читаете, не заканчивает разочаровывать.

Перевод

Основная проблема, с которой столкнулся русскоговорящий геймер, — это локализация. Настолько проблемный релиз представить сложно. Наверное, это еще один значительный недостаток Grim dawn. Обзор на русском, представленный здесь, не призван очернить игру, мы просто представляем вашему вниманию факты.

Дело в том, что проблемы у переводчиков начались сразу и так и не закончились к релизу. Существует несколько проблем, с которыми им справиться так и не удалось.

  • Во вступительном ролике не работает русский текст. Так что полоценно узнать предысторию не получится. Ищите записки.
  • Не работают диалоги при запуске новой игры. Локализатор предлагает добежать до первого телепорта, сохраниться и перезапустить игру. После этого разговоры с НПС должны идти нормально.
  • На загрузочных экранах появляющиеся "советы" не помещаются в одну строку, а разместить их в две локализаторы не могут.

Как видите, Grim dawn, обзор которой не сулит ничего хорошего, оказалась "провалом" как со стороны разработки, так и локализации.

Статьи по теме: