Керлинг правила игры кратко. Керлинг: основные правила

Ледовый керлинг, появившийся в начале ХVI века в Великобритании, точнее - в Шотландии, на первый взгляд выглядит довольно простой забавой. Но только на первый. На самом же деле керлинг - весьма серьезная и умная игра, по степени сложности ходов и различных комбинаций напоминающая шахматы. Достаточно нюансов даже в том, как именно нужно держать пластиковую ручку и пускать тяжелый камень, как тереть перед ним и без того чистый и скользкий лед, как прицеливаться.

Во время матча, состоящего из десяти эндов, его участники из двух соперничающих команд, в каждой из которых должно быть по четыре человека, пускают, в порядке очереди, по восемь почти 20-килограммовых камней. После чего чистят лед перед ними, для лучшего скольжения, специальными щетками. В идеале камень должен попасть в зону-мишень, называющуюся «дом», и принести бросающей команде результативный балл.

Вулканическое происхождение

Главной проблемой при изготовлении в Шотландии первых спортивных камней являлся выбор подходящего материала. Ведь нужен был настолько прочный каменный снаряд, чтобы он не крошился и не разбивался при первом же броске. По свидетельству историков керлинга, экзамен на «профпригодность» прошли все известные в этой горной стране породы. Но единственным, кто его в итоге выдержал, оказался гранит пород Blue Hone и Ailsa Craig Common Green. Причем не простой, а созданный самой природой после извержения вулкана; из магмы, охлажденной водой. Благодаря чему он не имел даже мелких трещин и был признан идеальным при изготовлении камней для шотландской национальной игры.

Долгое время этот цельный гранит добывали на вулканическом острове Эйлса-Крейг. Казалось бы, все наладилось, но тут остров объявили природным заповедником, и производство пришлось закрыть. Впрочем, новый качественный материал был найден уже вскоре и неподалеку - в Северном Уэльсе. Именно из него наборы по 16 почти драгоценных камней (стоимость только одного, за счет ручной обработки алмазным инструментом и доставки, достигает 600 долларов) и расходятся по миру, попадая, в том числе и в Россию.

От Уэльса до Урала

Еще одной серьезной проблемой стало почти катастрофическое уменьшение запаса североваллийского гранита, которого, по подсчетам специалистов, хватит только до 2020 года. В связи с этим по всему миру начались поиски новых запасов, а камни перестали производить, как прежде, из цельного гранита. Делать их пытались даже на Урале. Но хватило таких камней только на неделю пробных соревнований в Москве, по истечении которой вроде бы гладкая поверхность вдруг оказалась шершавой. К тому же они совершенно перестали скользить. Экстренно проведенная экспертиза показала: красивый уральский гранит имеет небольшие вкрапления слюды, что и привело к дефектам. В итоге камни с родины Хозяйки Медной горы стали использовать только на тренировках, да и то после многоразовой экспресс-полировки.

Подарок из Данблейна

Годом же рождения керлинга считается 1511 год. Нет, эта дата не была упомянута в средневековой летописи или в романе Вальтера Скотта. Ее написали сами игроки из ХVI века, причем непосредственно на камне, спустя много лет найденном на дне пересохшего пруда в шотландском городе Данблейн. Попал он туда, провалившись, видимо, под лед, на котором в те давние времена и шли матчи керлингистов. Выглядел этот спортивный снаряд, скорее, как обычный громоздкий булыжник, по весу, форме и материалу совершенно не напоминая современный «гранитный камушек».

Впрочем, иной инвентарь для игроков, живших во времена Якова IV Стюарта, вряд ли был предусмотрен. Скажем, шотландские ткачи из Дарвелла использовали для игры камни со съемной и отполированной их женами ручкой, сделанные непосредственно на фабрике из части станков. А некоторые из камней весили до 80 кг! Круглую форму, нынешний вес и размер камни приобрели только двести лет спустя. Их диаметр стал равняться 11,5 дюйма (около 29 см), высота достигла 4,5 дюйма (11,4 см), а вес - 44 фунта (19,96 кг).

С каждым новым годом появляется все больше разнообразных спортивных игр. И все они обладают своими определенными правилами. Да и зрелищность у них разная. Но именно это и привлекает большое количество людей, которые со временем становятся поклонниками определенного вида спорта. Однако следует отметить тот фактор, что далеко не все дисциплины способны войти в программу Олимпийских игр. Керлинг не только смог этого добиться, но и стал официальным видом спорта Олимпиады. В данном обзоре речь пойдет о том, какие правила характерны для этой игры, которая сумела получить всеобщее признание со стороны многочисленных поклонников. Кроме того, следует осветить и некоторые исторические моменты этого интересного вида спорта.

Что можно сказать о данном виде соревнований?

Керлинг - это вид спортивной дисциплины, которая официально входит в программу Олимпиады, начиная с 1998 года. Однако история данного состязания началась значительно раньше. Где-то в шестнадцатом веке. На сегодняшний день керлингом занимается большое число спортсменов из многих стран мира. Ничего странного в этом нет, так как игра имеет ярко выраженный состязательный характер и способна привлечь внимание даже тех людей, которые раньше не наблюдал за ней. Именно поэтому правила игры в керлинг стали интересовать многих.

Термин «керлинг», если интерпретировать его с английского языка, обозначает «вращение». В настоящее время таким образом называют спортивную игру, которая проводится на льду. Правила игры в керлинг подразумевают использование такого специального предмета, как кегля.

Немного из истории: о появлении спортивной дисциплины

Возникла игра в Шотландии. Именно эта страна предоставила возможность многим другим государствам ознакомиться более подробно с данной спортивной дисциплиной. В основном керлинг прижился там, где имеются подходящие для него условия. Ведь в те времени заливка льда на каких-то определенных участков не проводилась. В качестве полей выступали простые заледеневшие водоемы естественного характера. Официально керлинг - вид спорта, признанный в 1838 году, когда был открыт специализированный клуб. Еще через пять лет, после посещения игры королевой Викторией, он и называться стал соответствующим образом - королевским.

Что собой представляет олимпийский вид спорта?

Хоть в 1924 году керлинг и был включен в первые зимние Олимпийские игры, которые проходили в Шамони, официально олимпийской дисциплиной он не считался. Таковым его стали называть только по прошествии 74 лет.

Правила игры в керлинг подразумевают использование специально подготовленного поля. И оно в обязательном порядке должно быть залито льдом. Размер игрового участка составляет 45,72х5 метров. Если просматривать поле сверху, то есть возможность рассмотреть разметку, по которой происходит сама игра. Важной частью является «дом», который имеет вид стрелковой мишени. Именно к нему спортсменам требуется привести кеглю. Кроме того, правила керлинга подразумевают, что чем ближе к центру она встанет, тем лучше будет для игроков какой-либо команды.

Размеры спортивного снаряда

Кегля имеет вид снаряда округлой формы. При ее создании используется такой материал, как гранит. Диаметр камня не должен превышать 91,44 сантиметра. Высота также обладает фиксированной величиной и составляет 11,43 сантиметра. Вес кегли может варьироваться в пределах от 17,24 до 19,96 килограмм. К снаряду крепится металлическая ручка таким образом, чтобы его удобнее было запускать. Правила соревнований по керлингу подразумевают наличие восьми кеглей, по 2 на каждого спортсмена команды. В одном комплекте с такими снарядами идет щетка, а также подставка, использующаяся для скольжения во время выполнения броска.

Обязательно потребуется подобрать обувь. В качестве нее выступает пара ботинок, которые имеют самые разнообразные свойства. Одна пара обуви имеет скользящую подошву, а другая, наоборот, противоскользящую. Из технических аксессуаров у спортсменов есть только секундомер.

Разделение игры на отдельные периоды

Керлинг, а именно матч по этому виду спорта, подразделяется на отдельные игровые части в количестве 10 штук. Их именуют «эндом». В результате окончания всех частей определяются очки. Причем присуждаться они будут команде спортсменов, которые выигрывают забег. Вторая команда, соответственно, остается без очков. Общий результат будет складываться из той суммы баллов, которые были получены за прохождение отдельных этапов игры.

Как сделать наиболее точный бросок?

В правилах игры прописано, что ничьей просто не может быть. В той ситуации, если команды получили равное число очков, им будет предоставлен дополнительный забег. Именно его результат и поспособствует окончательному определению победителя. Выиграть в состязаниях можно за счет тонкого расчета. От спортсмена только требуется с высокой точностью рассчитать ту точку, в которой следует остановиться перед тем, как совершить бросок. Особой важностью обладает и сила выполненного броска. Все будет зависеть от мастерства игрока и того, насколько быстро спортсмены справятся с расчисткой дороги перед снарядом. Это необходимо делать для того, чтобы он смог быстрее и точнее добраться до определенной цели.

для игры

Итак, следует подытожить то, чтобы было написано выше, и осветить еще некоторые аспекты, отвечая на вопрос о том, как играть в керлинг.

Длина площадки должна составлять 146 футов, или 44,5 метра. Ширина игрового поля равна 14 футам 2 дюймам, или 4,32 метрам. Мишень, которая называется домом, обладает диаметром, равным 12 футам, или 3,66 метрам. Весит снаряд 44 фунта, или 19,96 килограмм. При изготовлении используется гранит. Он обладает цилиндрической формой, плоской поверхностью с высокими скользящими показателями. В верхней части кегли имеется ручка.

Что можно еще сказать о данной спортивной дисциплине?

Какие правила в керлинге есть еще? В игровом процессе принимают участие две команды, по 4 спортсмена в каждой. Игра делится на независимые друг от друга периоды. Всего их 10 штук. В течение одного энда, а именно так называется один период игры, команды по очереди запускают по восемь снарядов. Разыгрывая камень, игрок должен оттолкнуться от начальной колонки и разогнать снаряд, двигая его по льду. При этом ему необходимо либо добиться полной остановки кегли в определенном месте, либо сделать так, чтобы она выбила снаряд команды-соперника. Все будет зависеть от выбранной тактики. Другие игроки одной команды помогают более быстрому и точному движению снаряда посредством натирания льда щетками. Делают они это непосредственно перед камнем. Кроме того, за счет такого натирания они способствуют корректировке движения кегли.

Когда будут разыграны все снаряды у обеих команд, будет произведен подсчет очков периода. Учитывать жюри будут только те кегли, которые не выйдут за пределы дома. Та команда, у которой снаряд окажется ближе всего к центральной части «мишени», выиграет один энд. Она получит по очку за каждую кеглю, которая окажется как можно ближе камней противника к середине дома.

Дополнительный период в игре, который поможет определить победителя

С помощью последнего броска команда может получить очень большое преимущество. Кто будет бросать снаряд первым в начальном энде, будет определенно с помощью жеребьевки. В остальных периодах бросать начинают те игроки, которые проиграли в предыдущем энде. Если же по окончании периода не останется камней в пределах мишени, то будет засчитана ничья. В следующем энде бросать первой будет та же самая команда, которая начинала бросать кегли в предыдущем игровом этапе. Именно поэтому иногда очень выгодно пробросить снаряд, а не получить хотя бы одно очко.

Победитель будет определен по итоговой сумме всех очков во всех игровых этапах. В том случае, если их число равное, назначается дополнительный период, который носит название экстра-энд. Победитель этого периода и становится победителем всей игры. Бросать в дополнительном энде будет та команда, которая проиграла предыдущий.

Популярность игры постоянно растет

На этом вопрос о том, какие правила игры в керлинг существуют, полностью рассмотрен. Надеемся, что данный обзор помог вам разобраться в этой спортивной дисциплине и понять, что она собой представляет. В принципе, ничего сложного и специфического в этой игре нет. Однако интерес к ней растет с каждым новым днем все сильнее и сильнее. А пристрастие людей к спорту только радует.

, площадка для керлинга в длину составляет 45 метров. На каждом конце площадки есть нарисованный подо льдом круг, называющийся "домом". Сначала игроки команды бросают все камни в одну сторону, а потом - в другую.

В игре соревнуются 2 команды по четыре человека. В состав каждой команды входит:

  • 1) скип - капитан команды, определяющий стратегию игры, из которой указывает щеткой место, на которое должен прибыть камень, дает направление камню, управляет действиями партнёров;
  • 2) вице-скип - вице-капитан команды, на которого переходит право управления действиями партнеров, когда бросает скип. Обычно бросает камни перед скипом;
  • 3) первый ;
  • 4) второй .

Игра длится 2-2,5 часа и состоит из 10-и периодов, которые называются "эндами ". Участниками команд совершаются броски камней по очереди по 2 броска каждый, итого команда совершает 8 бросков на протяжении одного энда. У кого последний бросок - тот имеет некое преимущество, ведь можно оценить и взвесить сложившуюся в "доме" ситуацию и последним камнем сделать так, чтобы выбить из зачётной зоны камни противника или бросить свой камень таким образом, чтобы он оказался ближе к центру "дома". Бросок совершается игроком следующим образом: он отталкивается от стартовой колодки, разгоняет камень на льду и некоторое время сопровождает его рукой, не отпуская снаряд до размеченной линии HogLine ("хоглайн"). По правилам , игрок должен отпустить ручку камня до того, как он пересечет линию "ХогЛайн", иначе судьи не засчитают бросок, а бита удаляется из игры. После того как игрок отпускает камень, за работу берутся свиперы , которые щетками трут лёд, тем самым направляя камень в указанную скипом сторону. Что интересно, так это то, что свиповать можно и камни противника, только если камень его попадает в зону за линию "ТиЛайн". Это делается одним игроком команды соперника для того, чтобы камень вышел за штрафную заднюю линию игровой зоны.

После первого энда, производится подсчёт очков. Энд выигрывает та команда, чей камень лежит ближе к центру мишени, чем ближайший к центру снаряд соперника. Этой команде засчитывается по одному очку за каждый камень, который находится внутри "дома". На второй энд право последнего броска отдается команде, проигравшей предыдущий энд (для первого энда это право определяет жеребьёвка). Если в финале энда ни у одной из команд не оказалось камня в доме, то период заканчивается нулевой ничьей, а право последнего броска остается у той команды, у которой это право было перед этим.

В зависимости от поставленной капитаном задачи, все броски в кёрлинге делятся на 2 группы: выталкивающие камни соперника и броски на попадание своего камня в дом. Часто игроки специально выстраивают камни так, что они закрывают другие удачно расположившиеся в доме снаряды, чтобы соперник не мог изменить их месторасположение.

В игре также было введено правило Free Guard Zone (зона «свободных защитников») , которое действует до пятого броска каждого энда. Согласно ему запрещается вибивать из игры камни, которые расположены не в доме, а между Тилайн и ХогЛайн. Но пододвигать камни можно. Если игроком правило Free Guard Zone все же нарушается, то на площадке восстанавливается ситуация месторасположения камней перед броском, а камень нарушителя выбывает из розыгрыша. Любые выбивающие действия камнями можно выполнять уже, начиная с 5-го броска в энде.

После игры суммируются очки всех эндов и по большей сумме определяется победитель. Если же очков получается равное количество, тогда назначается дополнительный энд (экстра-энд), победитель которого стает победителем всего матча.

Игровое поле

Площадка для кёрлинга:

Дорожка для кёрлинга представляет собой прямоугольное поле длиной 146 футов (44,5 м) и шириной 14 футов 2 дюйма (4,32 м). В нашем клубе ледовое поле состоит из 4х дорожек.

Основные линии разметки на дорожке:

«Дом» - круг ("мишень"), радиус которого составляет 1,83 м. В доме обозначается центр, и три концентрические окружности, радиусы которых составляют 0,15 м, 0,61 м и 1,22 м.

«Центральная линия» - линия, проходящяя через центр дома, параллельная длинной стороне игрового поля

«линия Tee Line» - линия, проходящая через центр дома, перпендикулярная центральной линии

«линия Hog Line» - широкая линия красного цвета, перпендикулярная центральной линии, на расстоянии 6,4 м от линии Tee Line. До этой линии нужно успеть выпустить камень.

«линия Back Line» - линия, касающаяся конца дома, перпендикулярная центральной линии

Инвентарь

Камень весом 44 фунта (19,96 кг) изготавливается из определенного вида гранита, добываемого на острове Эйлса-Крейг в Шотландии. Он имеет цилиндрическую форму и кольцеобразную скользящую поверхность. В центре гранитной основы, имеющей круглую форму, закреплена ручка, являющаяся главным «рычагом» управления спортивным снарядом. Держа спортивный снаряд за эту ручку, спортсмен скользит с ним по площадке до момента его выпуска, после чего камень осуществляет свободное скольжение по её поверхности на расстояние от 20 до 30 метров.


Щетка для натирания льда(свипа) перед скользящим камнем.

Слайдер - сделан из тефлона, очень скользкий на льду, имеет форму стопы. Надевается на обувь сверху.

Эластичный наколенник для предотвращения травм.


Краткие правила игры


В игре участвуют две команды по четыре человека: скип, вице-скип, второй и первый.


Задача каждой команды - поставить как можно больше своих камней в дом (круг), причем, как можно ближе к центру и не дать сопернику сделать то же самое. Камни соперника, как и свои, можно выбивать.


Игра состоит из 10 независимых периодов, так называемых эндов (end).


В течение одного энда команды по очереди выпускают по восемь камней.


При розыгрыше камня игрок отталкивается от стартовой колодки и разгоняет по льду камень. При этом он пытается либо добиться остановки камня в определённом месте, либо выбить из зачётной зоны камни противников, в зависимости от текущей тактической цели. Запрещены "заступы": камень необходимо выпустить до того, как он пересечет ближнюю к игроку зачетную линию Hog Line . Выполняя указания скипа (капитана команды) игрок может подкручивать камень.


В основном типы бросков в кёрлинге можно разделить на две группы, в зависимости от поставленной скипом задачи: постановочные броски , целью которых является поставить камень в дом, либо защитить уже стоящий камень и силовые броски , целью которых является выбивание камня соперника из игровой зоны.


При движении камня его касание игроками запрещено. Другие участники команды, быстро работая специальными щетками, выполняя «свипинг» (sweeping, англ. sweep — мести, подметать), разогревают лед, по необходимости подправляя и удлиняя траекторию камня. Лед в кёрлинге натирают для того, чтобы на поверхности льда создать тонкий слой воды, по которому будет скользить камень. Таким образом, можно существенно увеличить путь камня (до 4х метров за дорожку свипа).


Камень обязательно должен полностью пересечь противоположную зачетную линию Hog Line . Если этого не происходит, камень снимается с игры. Исключения составляют те случаи, когда пересечь зачетную линию помешал другой камень: в этой ситуации оба камня остаются в игре. Также камень снимается, если он выходит за линию Back Line , либо после соударения с бортом площадки


Свиповать можно не только свои камни, но и камни противника — чтобы добиться их выхода из игровой зоны. Однако, это право противоположная команда получает только тогда, когда камень соперника пересекает линию Tee Line в игровой зоне, причем свиповать в этой зоне имеет право только один игрок команды.


Право последнего броска в энде даёт очень большое преимущество команде.

В первом энде порядок команд определяется жеребьёвкой, во всех последующих право последнего броска предоставляется проигравшей предыдущий энд команде. Если же в финальной позиции ни у кого не оказалось камней в доме, энд заканчивается нулевой ничьей, и право последнего броска остаётся у той же команды. Поэтому часто выгодно «пробросить» последний камень (то есть пустить в аут, сознательно сделать нерезультативный бросок), вместо того, чтобы заработать всего одно очко.


После того, как разыграны все шестнадцать камней, производится подсчёт очков в энде. Учитываются только те камни, которые находятся внутри дома. Команда, чей камень оказался ближе всего к центру, считается выигравшей энд. Она получает по одному очку за каждый камень, оказавшийся ближе к центру, чем ближайший к центру камень противника.


Победитель определяется по сумме очков во всех эндах. В случае равенства очков после десяти эндов, назначается дополнительный период, называемый экстра-эндом (extra end), победитель которого и становится победителем матча. Право последнего броска в экстра-энде предоставляется, аналогично предыдущим периодам, команде, проигравшей десятый энд.

Кёрлинг- это командная игра на ледяной площадке. Родиной кёрлинга считается Шотландия, а существует игра с 16 века. Считается, что название игры происходит глагола curr, что означает низкое рычание или рёв. Именно на рёв похож звук, который возникает при скольжении гранитного камня по льду. В некоторых районах Шотландии до сих пор кёрлинг называют «игрой в ревущие камни».
Считается, что первыми начали играть в кёрлинг шотландские ткачи, которые после трудового дня снимали с ткацких станков грузы и пускали их по льду, стараясь попасть в очерченное поле.
Инвентарь и правила игры.
Для игры в кёрлинг нужно:
1. Игровое поле – прямоугольный каток размерами 44,5*4,32 метра. На поле изображено две мишени диаметром 3,66 метра, которые называются «дом».
2. Набор камней цилиндрической формы весом 19,96 кг каждый. К верхней части камня прикреплена ручка. Диаметр самого камня составляет 29 см, а его высота 11,49 см. В игре используется 16 камней (по 8 для каждой команды).
3. Щетка для кёрлинга - очень похожа на швабру, которой игроки «подметают» лед перед движущимся камнем.
4. Две команды по 4 человека.
Титулы членов команды:
Первый игрок – начинает игру, при этом он может либо попытаться отправить свой камень в центр дома, либо поставить камень у дома, для защиты от свободного попадания в дом камней противника.
Второй игрок – бросает свои камни вторым. Должен хорошо владеть всеми приемами бросков.
Вице-скип – помощник лидера в разработке стратегии. Вице-скип бросает свои камни третьим.
Скип – лидер команды, который разрабатывает стратегию игры и бросает свои камни последним, часто играя решающую роль в периоде (энде).
Правила игры.
Игра состоит из 10 периодов (эндов). На все 10 эндов командам выделяется 73 минуты. Во время одного энда члены команд поочередно выпускают свои камни, стараясь попасть ими в дом либо выбить из него камни противника. Т.е. первый бросок делают первые игроки каждой команды, второй – вторые и т.д. Та команда, которая бросает камни последними, как правило, находится в более выгодном положении. Во время движения камня игроки команды помогают ему принять желаемое для них направление движения, подметая лед перед ним щетками, но это разрешается делать только на центральном 5 метровом участке поля, до специальной линии.
По завершению энда (когда все камни разыграны) подсчитываются очки. Очки начисляются только за те камни, которые находятся в доме. В энде выигрывает та команда, камень которой расположен ближе других к центру дома. Другой команде очки не засчитываются. Победитель определяется после завершения всех 10 эндов.
И ещё, обувь игроков - это не коньки, а специальные ботинки, подошва одного – скользящая, а другого – цепляющаяся за лед.

Статьи по теме: