Умники и умницы для детей. Интеллектуальная игра «Умники и умницы. Конкурс «Перекресток трех дорог»

Цель: развивать способность к поиску и решению заданий в условиях конкурса.

Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим и речевым содержанием.

Развивать мышление, внимание, коммуникативные навыки.

Воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь.

Ход игры:

Ведущий 1: Я рада приветствовать вас, уважаемые участники на нашей интеллектуальной игре «Умники и умницы». Это игра веселых, находчивых и умных. Сегодня мы собрались на необычную игру ума, смекалки, находчивости и сообразительности, соревнования и взаимопомощи.

Ведущий 2: Мы рады видеть вас сегодня на нашей игре. В игре принимают участие сборная команда группы №2 «Мотылёк» и группы № 7 «Карлсон». Сейчас участники продемонстрируют все эти способности.

Ведущий3:

Весело и с пользой игру нам провести.

И в этом нам поможет прекрасное жюри.

(Представление жюри.)

Ведущий1: Прошу жюри занять свои места. Жюри будет оценивать ваши задания, надо внимательно слушать, правильно и быстро выполнять его по сигналу.

Ведущий 2: Участники готовы? Начинаем.

Ведущий 3: Итак, начинаем.

В этом туре необходимо каждой команде ответить на 11 вопросов. На данный конкурс отводится ограниченное количество времени: по 3 минуты для каждой команды. По окончанию временного отрезка звучит звуковой сигнал. За каждый правильный ответ команды получают по одному очку.

Вопросы для 1 команды:

1. Сколько месяцев в году? (12.)

2. В каком месяце дети идут в школу? (В сентябре.)

3. Колобок, обросший иглами? (Ёж.)

4. Сказочный мальчик с деревянным носом? (Буратино.)

5. Кто всю зиму спит? (Медведь.)

6. Какое домашнее животное носило обувь? (Кот в сапогах.)

7. Самый короткий месяц в году? (Февраль.)

8. В какое время года появляются подснежники? (Весной.)

9. Что значит «прикусить язык»? (Замолчать.)

10. Какой первый день недели? (Понедельник.)

11. Пальто, платье, свитер это... (Одежда.)

Вопросы для 2 команды:

1. Сколько дней в недели? (7.)

2. Курица в детстве? (Цыпленок.)

3. Вредная старуха из русских народных сказок? (Баба – Яга.)

4. Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина.)

5. Кто на сметане мешен, на окошке стужен? (Колобок.)

6. Висит груша нельзя скушать? (Лампа.)

7. Сказочный мальчик-луковка? (Чиполино.)

8. В какое время года птицы вьют гнезда? (Весной.)

9. Что значит «бить баклуши»? (Бездельничать.)

10. Первый месяц года? (Январь.)

11. Сапоги, туфли, ботинки это... (Обувь.)

Счетная комиссия подсчитывает результаты 1 тура.

Слово для объявления результатов 1 тура предоставляется жюри.

Проводится игра.

Игра малой подвижности «Делай как я»

Цель: Продолжать развивать у детей разнообразные виды движений, учить детей выполнять движения по наглядному образцу, развивать координацию движений рук и ног при выполнении упражнений.

Ход игры:

Водящий делает какие-нибудь движения, а остальным игрокам нужно в точности их повторить. Водящий может поднимать руки, приседать, топтаться, прыгать, танцевать и т.д. Те игроки, которые будут ошибаться, сменяют водящего; при этом из нескольких ошибившихся он, водящий, сам выбирает себе замену.

Ведущий 2:

2 тур – «Логические задачи»

Задание 1. Логические задачи (на каждую команду по 3 задачи). За каждый правильный ответ команды получают по 1 очку.

На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон на дереве?

5 лисят песок копают, 3 на солнце загорают, 2 купаются в золе. Сколько всех, скажите мне?

У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?

На клёне 5 веток. На каждой ветке по 2 яблока. Сколько яблок на клёне?

Сколько ушей у трёх мышей?

Сколько лап у двух медвежат?

Задание 2 - видео вопросы. Каждой команде будет показано по 5 картинок, на которых изображены герои разных сказок. Задача назвать эти сказки.

Счетная комиссия подсчитывает результаты 2 тура.

Слово для объявления результатов 2 тура предоставляется жюри.

Проводится физминутка.

Мартышки

(Групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении.)

Мы - веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Язычки покажем!

Ведущий 1:

3 тур – Конкурс капитанов «Путешествие по сказкам».

Одного капитана команды ведущий уводит в другую комнату, а другой отвечает на вопросы. За каждый правильный ответ капитана, команды получают по 1 очку.

Назовите летательный аппарат Бабы Яги

Вертолет;

Что принадлежит фее?

Волшебная палочка;

Шапка-невидимка.

Что в сказке «Маша и медведь» хотел съесть медведь, присев на пенек?

Какие ножки бывают у избушки в русских сказках?

Слоновьи;

В сапогах.

Кого поймал Емеля?

Что хранилось в сундуке Кощея?

Драгоценные камни;

Лекарства.

Счетная комиссия подсчитывает результаты 3 тура.

Слово для объявления результатов 3 тура предоставляется жюри.

Проводится игра.

Игра «Летает, не летает»

Цель: закреплять знания детей о летающих и не летающих объектах; воспитывать выдержку, терпение.

Ход игры: дети стоят или сидят по кругу, в центре – воспитатель. Он называет одушевленные и не одушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, воспитатель поднимает руки вверх. Дети должны поднять руки вверх, если предмет летает.

Ведущий 3:

4 тур – «Отгадайка?»

В этом туре необходимо каждой команде отгадать по 6 загадок. За каждый правильный ответ команды получают по 1 очку.

Скачет зверушка -

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар и мушка.

Ответ: Лягушка.

Кто с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишки бросил

И в кусты, через пенёк,

Промелькнул как огонёк?

Ответ: Белка.

Шелестя, шурша травой, проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел: подходи, кто очень смел.

Ответ: Змея.

Без расчески причесался

И умылся без воды,

В кресло мягкое забрался

И запел на все лады.

Ответ: Кот, Кошка.

Лесом катится клубок, у него колючий бок,

Он охотится ночами за жуками и мышами.

Ответ: Ёжик.

Спереди - пятачок, сзади - крючок,

Посередине спинка, а на ней щетинка.

Ответ: Свинья.

Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

Ответ: Медведь.

Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет …

Ответ: Черепаха.

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку

Ответ: Кролик.

В капусту он забрался осеннею порой:

Рогатый и лохматый и с длинной бородой.

Ответ: Козел.

Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка?

За щекой!

Вот я хитренький какой!

Ответ: Хомяк.

Не мой бы труд,

Не мой бы бег,

Ты плохо жил бы, - человек.

Но в век машины и мотора, боюсь,

В отставке буду скоро.

Ответ: Конь, Лошадь.

Счетная комиссия подсчитывает результаты 4 тура.

Игра строится в соответствии с одноименной телепередачей и рассчитана на учащихся 3—4 классов.

Из числа зрителей-«теоретиков» путем ответов на вопросы выбираются 3 игрока, получившие наибольшее количество «орденов». Среди них происходит розыгрыш дорожек, на которых они будут играть. Кто быстрее отгадает загадку, тот получает право выбора дорожки.

Красная дорожка — самая короткая. На ней ошибаться нельзя. На желтой дорожке можно ошибиться один раз. Зеленая дорожка — самая длинная, на ней можно ошибиться два раза. Игроки, не прошедшие дорожку, занимают места среди «теоретиков». Неиспользованные вопросы адресуются «теоретикам» и дают им возможность получить «орден».

Реквизиты: изображение трех дорожек (красная, желтая, зеленая), ордена «Умник» и «Умница».

Первый агон

Отборочные вопросы первого агона

Прибор, отличительная особенность Карлсона. (Пропеллер)

Дерево, украшенное золотой цепью. (Дуб)

Умывальников начальник. (Мойдодыр)

Грозный разбойник, враг Айболита. (Бармалей)

Название сказки, в которой девушке удалось разрушить злые чары, наложенные на прекрасного принца, превращенного в чудовище. («Аленький цветочек»)

Как называется самый известный сборник арабских сказок? («Тысяча и одна ночь»)

В какой сказочной стране живет Шалтай-Болтай? (Зазеркалье)

Любимые грибы Бабы Яги. (Мухоморы) Представление первой тройки участников.

♦ Голубые волосы, огромные глаза —

Она в театре кукол гордость и краса. (Мальвина)

♦ Эту героиню жаба украдет,

Но не упрячет в нору старый крот. (Дюймовочка)

Используя антонимы (слова с противоположным значением), догадаться, какая сказка скрывается под выражением «Бодрствующая дурнушка». («Спящая красавица»)

Эту уродливую деревянную куклу с большой головой и огромным зубастым ртом подарили на Рождество девочке Мари. Как звали куклу? («Щелкунчик»)

Из какой сказки отрывок: «На другой день служанка стала выгребать из печки золу и нашла маленький комочек олова, похожий на сердечко, да обгорелую, черную, какуголь, брошку». («Стойкий оловянный солдатик» Андерсена.)

Если герой сказки влезет этому коню в правое ухо, а в левое вылезет, то станет таким молодцем, что ни в сказке сказать, ни пером описать. А если поступит наоборот, т. е. влезет в левое ухо, а вылезет в правое, то снова станет таким, как прежде. Как зовут этого коня? (Сивка-Бурка)

Имя девочки, заменившей на время куклу наследника Тутти? (Суок)

Узнать сказку по нескольким словам из нее: «война», «петух», «звездочет», «царь», «девица». («Сказка о золотом петушке» А. Пушкина)

Подведение жюри итогов первого агона.

Второй агон

Отборочные вопросы второго агона

Кому удалось собрать оброк с чертей? (Балде)

Кто летал на пушечном ядре? (Барон Мюнхгаузен)

Самый известный милиционер на свете. (Дядя Степа)

Как называется поле, на котором Буратино посадил денежку? (Поле Дураков) . В кого превратилась царевна-лягушка? (В Василису Прекрасную.)

Как звали мальчика, у которого жили игрушечные зверюшки: медвежонок, ослик, поросенок, кролик, сова и другие? (Кристофер Робин)

Самая несчастная птица из сказки Андерсена. (Гадкий утенок)

Петрушка, Василек, Хвощ, Колобок, Букашка, Сморчок, Синичка — чьи это имена? (Гномов)

Представление второй тройки участников.

Загадки для розыгрыша дорожек

♦ По известной всем причине

Не спалось мне на перине. («Принцесса на горошине»)

♦ Уж теперь-то всякий знает,

Кто в старой лампе обитает. (Джинн)

Вопрос игроку на красной дорожке

Что общего между сказками «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Огниво»? (Автор — Андерсен.)

Вопросы игроку на желтой дорожке

Английский народный герой, которого называли защитником слабых и борцом за справедливость, вместе со своими друзьями, веселым монахом Туком и самым настоящим богатырем Маленьким Джоном, поселился в Шервудском лесу и не упускал случая нападать на богачей, врагов народа, забирать их золото и отдавать его бедным людям. Кто он? (Робин Гуд)

Исправить ошибки в названиях известных сказок:

— «Снежная принцесса» («Снежная королева»);

— «Волк и пятеро козлят» («Волк и семеро козлят»);

— «Мальчик и Карлсон» («Малыш и Карлсон»).

Вопросы игроку на зеленой дорожке

Сейчас эти предметы называются: компас, роликовые коньки, самолет. А как они назывались в старых сказках? (Волшебный клубочек, сапоги-скороходы, ковер-самолет)

Назвать не менее трех героев сказок, обитателей водоемов. (Кикимора болотная, водяной, русалка, золотая рыбка, щука)

Как зовут девочку-сорванца, которая, в отличие от других детей, живет одна, сама по себе, в доме, который называется «вили Вверхтормашками»? Она великая выдумщица. Ее друзей зовут Томми и Анника. (Пеппи Длинный чулок)

Подведение жюри итогов второго агона.

Третий агон

Отборочные вопросы третьего агона

Кличка крысы из сказки о приключениях Буратино. (Шушара)

Кто путешествовал в страну лилипутов и в страну великанов? (Гулливер)

Героиня, ставшая женой эльфа. (Дюймовочка)

Друзья Белоснежки. (Гномы)

Кому удалось рассмешить царевну Несмеяну? (Емеле)

Птица, чьи перья светятся ярким светом. (Жар-птица)

Многоглавый огнедышащий дракон. (Змей Горыныч)

Герой, который был помещен на шпиль самой высокой башни. (Золотой петушок)

Представление третьей тройки участников.

Загадки для розыгрыша дорожек

♦ Герой с морской фамилией каждому знаком,

К тому же, он является хозяйственным котом. (Матроскин)

♦ Зловредная старуха в шляпе старомодной,

В пакостях своих она неугомонна. (Шапокляк)

Вопрос игроку на красной дорожке

Перечислить не менее трех сказок, в названии которых встречаются числа. («Али-Баба и сорок разбойников», «12 месяцев», «Три поросенка», «Цветик-семицветик» ...)

Вопросы игроку на желтой дорожке

Самой знаменитой из героинь сказок Г. -X. Андерсена поставлен памятник в гавани Копенгагена, города, где долгое время жил и сочинял сказки Андерсен. Что это за героиня? (Русалочка)

Назвать не менее трех золотых предметов, действующих в сказках. (Золотое руно, золотой петушок, золотой ключик, златая цепь, золотое яйцо)

Вопросы игроку на зеленой дорожке

Перечислить не менее трех сказок, в названиях которых встречаются цвета. («Красная Шапочка», «Аленький цветочек», «Синяя Борода», «Курочка Ряба»)

После выхода в свет известнейшей книги Дефо о приключениях человека, попавшего на необитаемый остров, многие писатели начали подражать автору и писать книги о приключениях людей, оказавшихся отрезанными от мира. Такие приключения в честь главного героя стали называть «робинзонадами». Как зовут героя Д. Дефо? (Робинзон Крузо)

Назвать не менее трех героев сказок, отличающихся от своих сородичей маленьким ростом. (Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, конек- горбунок, Карлсон)

Подведение жюри итогов третьего агона. Поздравление и награждение победителей.

Игра проведена в рамках предметной недели. Её целью было ф ормирование умения применять знания на практике, развитие интеллекта, памяти, эрудированности, логического мышления у учащихся, способствовать воспитанию интереса к изучению гуманитарных наук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра "Умники и умницы"

Цель: формировать умения применять знания на практике, развивать интеллект, память, эрудированность, логическое мышление у учащихся, способствовать воспитанию интереса к изучению гуманитарных наук

Оборудование: игровые дорожки, карточки с вопросами, карточки с именами, ордена “Умников”.

Участники: учащиеся 8-11 классов

Поэтапное описание.

Подготовительный этап.

  1. Составление заданий для каждого тура.
  2. Подготовка необходимого для игры реквизита, изготовление орденов “Умников”.
  3. Формирование списка участников
  4. Выбор членов ареопага.

Ход игры

Организационный момент.

Приветствие ведущего. Объявление названия и правил игры. Представление судей - членов ареопага.

Правила игры:

Мероприятие разработано по аналогу телевизионной игры “Умники и умницы”.

  1. В ходе отборочного тура необходимо выбрать участников игры - агонистов. Поэтому все пришедшие на игру отвечают на вопросы учителя, если отвечают правильно, то зарабатывают орден “Умника”. Три ученика, набравшие больше всех орденов, переходят во второй тур, становятся агонистами, а остальные участники теоретиками (болельщиками).
  2. Условия второго тура: на зеленой дорожке можно ошибиться 2 раза, на желтой – 1 раз, на красной – нельзя отвечать не правильно.
  3. Если участник не смог ответить на вопрос, то право на ответ передается теоретикам (болельщикам), отвечает тот, кто первым поднимет руку, если он правильно ответил, то получает орден.
  4. Побеждает тот игрок, который быстрее пройдет свою дорожку с наименьшим количеством штрафных очков

Отбор агонистов:

1.Когда прозвучал приказ «По машинам!», я вспомнил, о чём просили меня родители, нашёл их в толпе провожающих и сделал это. Что именно?

3. Республика может быть:

А) симметричной

Б) асимметричной

В) президентской

Г) аристократической

Д) парламентской

(в, д)

4.Евгений, герой поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» в финале:

А) женился на Параше

В) сошёл с ума и умер

Г) пропал без вести

5. Каково расстояние между Царьградом и Константинополем?

(Это названия одного города)

6. Какая самая длинная река в Великобритании? (Темза)

А) «Дума»

Б) «Кинжал»

В) «Смерть поэта»

Г) «Узник»

8. Какое слово, обозначающее профессию, получило широкую известность с 12 апреля 1961года.

(космонавт)

9. У греков – агора, у новгородцев – вече, а у казаков -?

(круг)

10. У какого русского города был «злой характер»?

11. Что означает английская пословица «Тайм из мани»? (время – деньги)

12. В «Слове о полку Игореве» повествуется о походе русских князей против:

А) печенегов

Б) хазар

В) половцев

Г) татар

13. Приехав в Москву, М.В.Ломоносов поступил учиться:

А) в цифирную школу

В) в Московский университет

Г) в духовную семинарию

14. Жители Москвы – москвичи, москвички

Как вы назовёте жителей Петербурга, Тулы, Архангельска, Курска, Перми?

15.Когда в Древней Греции никто не воевал?

16.Когда в военной истории воевала свинья? (Ледовое побоище)

Учащиеся набравшие наибольшее количество орденов, определяют право на выбор игровой дорожки.Проводится между тремя агонистами. Им выдаются листы с терминами, в которых допущены ошибки. Агонисты должны за минуту найти ошибки и правильно исправить их.

Димократия
Ипподром
Стратек
Амфара
Аратор
Опсерватория
Атлед
Калонии

Вопросы для 1 агона:

А) Шпекин

Б) Ляпкин – Тяпкин

В) Сквозняк - Дмухановский

Г) Земляника

2. Только одно из этих слов образовано от славянского слова око, имеющее значение «глаз». Какое? Свой ответ аргументируйте.

Окно, околица, окинуть, океан, окулист.

(«Окулист» - глазной врач. Слово имеет латинское происхождение и восходит к слову «oculus», т. е. «глаз».)

3. Во время Отечественной войны 1812 года, случалось, русские солдаты в пылу сражения или ночью по ошибке брали в плен, а иногда и убивали своих же офицеров. Почему происходила эта ошибка?

Вопросы для 2 агона:

1. Назови средства художественного изображения, основанного на преувеличении:

А) метафора

Б) эпитет

В) гипербола

Г) литота

2. В 19 веке московский медик Христиан Лодер основал заведение «искусственных минеральных вод», где посетители вели неторопливый, пассивный образ жизни. Как называли посетителей этого заведения?

(Лодыри)

3. Где живёт английская королева (Букенгемский дворец)

Вопросы для 3 агона :

1. Какая басня И.А.Крылова заканчивается следующей моралью:

А) «Мартышка и очки»

Б) «Лебедь, щука и рак»

В) «Квартет»

Г) «Демьянова уха»

2.Его настоящее имя переводится как «выкованный из железа», а титул «великий хан» Этот завоеватель сказал: « Впереди моего войска идёт страх, а сабли лишь завершают дело». Назовите имя этого человека.

(Чингисхан)

3. .Что означает слово «бистро» как и в связи с какими событиями оно появилось? (кафе небольшое)

Вопросы для 4 агона:

1.В старинных рукописях часто употребляется название «Русское море», так как наши предки имели там наибольшее количество судов, но потом надолго потеряли его, вновь вернув выход к нему только в 18 веке. Какое название носит этот водоём сейчас?

(Чёрное море)

Подведение итогов

Вопросы

Вопросы по литературе

1.Назови фамилию городничего, героя комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

А) Шпекин

Б) Ляпкин – Тяпкин

В) Сквозняк - Дмухановский

Г) Земляника

2.Какая басня И.А.Крылова заканчивается следующей моралью:

К несчастью тож бывает у людей:

Как ни полезна вещь – цены не зная ей,

Невежда про неё свой толк всё клонит к худу

А ежели невежда познатней, так он её ещё и гонит.

А) «Мартышка и очки»

Б) «Лебедь, щука и рак»

В) «Квартет»

Г) «Демьянова уха»

3.Назови средства художественного изображения, основанного на преувеличении:

А) метафора

Б) эпитет

В) гипербола

Г) литота

4.На экзамене в присутствии Г.Р.Державина юный Пушкин прочёл:

А) «Воспоминания в Царском Селе»

Б) «К другу стихотворцу»

В) «Поэт»

Г) «Анчар»

5.Евгений, герой поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» в финале:

А) женился на Параше

Б) утонул во время разлива Невы

В) сошёл с ума и умер

Г) пропал без вести

6.Его первой книгой стихов был сборник «Радуница»:

А) С.Есенин

Б) О.Мандельштам

В) Н.Гумилёв

Г) Б.Пастернак

7.В «Слове о полку Игореве» повествуется о походе русских князей против:

А) печенегов

Б) хазар

В) половцев

Г) татар

8. Приехав в Москву, М.В.Ломоносов поступил учиться:

А) в цифирную школу

Б) в Славяно-греко-латинскую академию

В) в Московский университет

Г) в духовную семинарию

А) «Дума»

Б) «Кинжал»

В) «Смерть поэта»

Г) «Узник»

10.Фамилия героя рассказа А.П.Чехова «Смерть чиновника»:

А) Желтков

Б) Башмачкин

В) Червяков

Г) Беликов

Вопросы по русскому языку:

1.Прочтите вслух: 238 сложить с 685.

(Двести тридцать восемь сложить с шестьюстами восемьюдесятьюпятью)

2. Перечислите по порядку 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня. Какие наречия могут помочь в этом?

(позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

3.Какими синонимами из 4 букв можно заменить такие слова:

Приятель (друг); противник (враг) ; солдат (воин ); шагать (идти); красный (алый ); печаль (горе ); работа (труд, дело )

4.Поставьте ударения в следующих словах: звонит, понял, поняла, средство, дефис, торты, километр.

5. Какое слово, обозначающее профессию, получило широкую известность с 12 апреля 1961года.

(космонавт)

6.Дописать фразеологизмы:

Дрожит (как осиновый лист),

Катается (как сыр в масле),

Путеводная (звезда),

Тьма (тьмущая),

Кривить (душой),

Первая (ласточка),

Умирающий (лебедь)

Угрызения (совести)

7.Объясни значение следующих слов:

Ералаш (вздор, пустяки, бессмыслица )

Снег (мёрзлые пары, падающие в виде хлопьев, клочьев с облаков)

Февраль (второй месяц в году, в 28 29 дней, сечень, лютень)

Мороз (холод, стужа)

Морозить (держать на морозе, выставлять на стужу)

8.Когда прозвучал приказ «По машинам!», я вспомнил, о чём просили меня родители, нашёл их в толпе провожающих и сделал это. Что именно?

(родители попросили: «Помаши нам!»)

9.Вспомнить фильмы, в названия которых входят имена числительные.

(«Пятый элемент», «Два капитана», «Великолепная семёрка», «Сердца четырёх», «Седьмое путешествие Синдбада», «33», «Двенадцать стульев», «Три мушкетёра»)

10.Жители Москвы – москвичи, москвички

Как вы назовёте жителей Петербурга, Тулы, Архангельска, Курска,Перми?

(петербуржец, петербуженка; туляк, тулячка; архангелогородец, архангелогородка; курянин, курянка; пермяк, пермячка)

Вопросы по праву:

1.Президент РФ по должности является Председателем правительства РФ.

(нет)

2.Российская Федерация – это светское государство. (да)

3.О каком термине идёт речь

Право избирать, т.е. право граждан участвовать в выборах в органы государственной власти и самоуправления.

(избирательное право)

4.Конституция РФ определяет Россию как:

А) федеративное государство

Б) унитарное государство

В) светское государство

Г) клерикальное государство

Д) социальное государство

(а, в, д)

5.Республика может быть:

А) симметричной

Б) асимметричной

В) президентской

Г) аристократической

Д) парламентской

(в, д)

6.У греков – агора, у новгородцев – вече, а у казаков -?

(круг)

7. У.Черчилль назвал её «худшей формой правления», не считая, разумеется, всех остальных. О чём он говорил?

(О демократии)

Вопросы по истории:

1.Во время Отечественной войны 1812 года, случалось, русские солдаты в пылу сражения или ночью по ошибке брали в плен, а иногда и убивали своих же офицеров. Почему происходила эта ошибка?

(большинство русских офицеров по моде того времени в совершенстве знали французский язык и часто общались на нём).

2.В старинных рукописях часто употребляется название «Русское море», так как наши предки имели там наибольшее количество судов, но потом надолго потеряли его, вновь вернув выход к нему только в 18 веке. Какое название носит этот водоём сейчас?

(Чёрное море)

3.Его ввёз в Россию Пётр Великий. Многие крестьяне от него травились, поэтому за ним закрепилось немецкое название «дьявольская сила». Что это?

(Картофель)

4.Его настоящее имя переводится как «выкованный из железа», а титул «великий хан» Этот завоеватель сказал: « Впереди моего войска идёт страх, а сабли лишь завершают дело». Назовите имя этого человека.

(Чингисхан)

5.Каково расстояние между Царьградом и Константинополем?

(Это названия одного города)

6.У какого русского города был «злой характер»?

(У Козельска, татаро-монголы прозвали его «злым городом» за отчаянное сопротивление, оказанное им в течении 11-ти недель)

7.Поэт Симонов писал в стихотворении, что битва произошла

«на голубом и мокроватом

Чудском потрескивавшем льду

В шесть тыщ семьсот пятидесятом

от сотворения году»

О какой битве он писал? Почему лёд был «мокроватый»? Когда произошла эта битва? Почему поэт указывает другую дату?

(Речь идёт о Ледовом побоище, которое произошло на Чудском озере. Лёд был немного подтаявшим, так как была весна. 5 апреля 1242г. Дата указана по старому летосчислению).

8.Одним из сословий на Руси было казачество. Откуда появились казаки на русской земле?

(беглые казаки )

9.В 19 веке московский медик Христиан Лодер основал заведение «искусственных минеральных вод», где посетители вели неторопливый, пассивный образ жизни. Как называли посетителей этого заведения?

(Лодыри)

10.В Древней Руси было много грамотных людей. Кто организовывал и открывал школы?

(церковь)

По английскому языку:

1.Какая самая длинная река в Великобритании? (Темза)

2.Где заседает английский парламент? (Вестминстерском аббатстве)

3.В этом месте находиться мемориал адмиралу Нельсону? Что это за место? (Трафальгарская площадь)

4.Какой французский король сказал «Государство это я?» (Людовик 14)

5.Что означает английская пословица «Тайм из мани» (время –деньги)

6.Что означают английское слово: прайс лист(прескурант или список цен)

Имидж(образ)

Чизбургер(бутерброд с сыром)

7.Где живёт английская королева (Букенгемский дворец)

8.Что означает по французски «бутик» (маленький магазинчик)

«кашне»(прячь нос)

«Пенсне»(защимить нос)

9.Что означает слово «бистро» как и в связи с какими событиями оно появилось? (кафе небольшое)


Интеллектуальная игра «Умники и умницы» во 2 классе

Цель:
- развивать внимание, память, речь, умение работать в команде;
- формировать здоровый образ жизни;
- воспитывать чувство уважения.

Поставь над собой сто учителей – они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя.

В. А. Сухомлинский


Я хочу представить 5 команд 2-х классов и жюри

Девиз сегоднящих соревнований:

Пусть каждый смело вступит в бой, в азарт соревнования. Успех придет не сам собой –помогут ваши знания.

Представление команд
1. Задания «Разминка» (за правильный ответ 1 балл) Каждая команда выбирает карточку с номером, под номерами представлены вопросы разной сложности) Отвечать надо быстро.

Разминка будет по теме «Мир растений» каждая команда получит (по 1 вопросу)

1.
Растет ли дерево зимой?
(Нет, оно замирает)
2.
У какого дерева ствол белый?
(У березы)
3.
Какая самая быстрорастущая трава?
(Бамбук – за день вырастает на полметра. Но растет только 40 дней. Из стеблей делают удочки, лыжные палки. Растет в жарких странах.)
4.
Почему у хвойных деревьев не происходит ежегодного листопада?
(Смола в иголках)
5.
Как называется отец желудя?
(Дуб)

2. Блиц-турнир
В мире животных (по 2 вопроса)

1.
Куда зайцу бежать удобнее с горы или на гору?
(На гору, т.к. задние лапы у него длиннее передних, поэтому с горы заяц скатывается кубарем.)
2.
Какие звери летают и спят вниз головой?
(Летучая мышь. Она за ночь съедает до 200 малярийных комаров)
3.
Какая корова сытнее живет хвостатая или бесхвостая?
(Хвостатая, т.к. хвостом она отгоняет назойливых насекомых в то время, как щиплет траву.)
4.
Какое самое большое животное на свете?
(Кит – некоторые весят 150 тонн)
5.
Кто из зверей бегает быстрее всех?
(Гепард – его скорость до 140 км в ч)
6.
У кого из животных самая толстая кожа?
(У бегемота – 2,5 см)
7.
Кто из животных никогда не спит?
(Акула – она всегда охотится)
8.
Какое животное самое высокое?
(Жираф – 6м, язык почти 50 см, бегает со скоростью 50 км в ч. У него практически нет голоса.)
9.
Какого цвета хамелеон?
(Он меняет окраску в зависимости от обстановки)
10.

Что ест зимой жаба?
(Ничего, она спит)


3. Птицы – наши друзья (По 1 вопросу)
(В Австралии и в американском городе Бостоне поставлены памятники воробью за спасение урожая от волосатой гусеницы) Какая самая маленькая птица?
(В нашей стране – королек, съедает за лето 10 млн. мошек. А в мире – колибри. Живет в Северной Америке. Ее длина от кончика клюва до кончика хвоста – 8 – 10 мм. Колибри умеет зависать над цветком в воздухе благодаря частоте взмахов крыльев – 55 раз в секунду)

1.
Какая птица самая большая?
(Африканский страус – рост 3 м, вес 150 кг, длина шага 3,5 м, бегает со скоростью 70 км в ч)
2.
Птенцы какой птицы не знают матери?
(Кукушки. За час она может съесть 100 гусениц))
3..
Какую птицу называют санитаром леса?
(Дятла)
4.
Какие птицы не летают?
(Пингвин и страус)
5.
Какая птица выводит птенцов зимой и почему?
(Клест, кормится шишками)

4. Насекомые (По 1 вопросу)
1.
Куда осенью деваются бабочки?
(Большинство гибнет, некоторые забираются в щели, под кору деревьев и там зимуют)
2.
Что случится с пчелой после того, как она ужалит?
(Она умирает, т.к. не может вытащить жало из-за зазубринок на нем и вместе с ним в коже человека остаются ядовитая железа и часть кишечника. Ранка на брюшке пчелы очень большая, поэтому она умирает. Чтобы собрать 100 кг меда, пчеле надо облететь 100000 цветков)
3.
У какого насекомого ухо на ноге?
(У кузнечика)
4.
Какая самая тонкая нить в природе?
(Паутина – в тысячу раз тоньше человеческого волоса. На разрыв вдвое прочнее стальной нити такой же толщины)
5.
Сколько лапок у жука?
(6)
5. Занимательная математика (по 1 вопросу)

1.
У кошки Мурки родились котята: Беляш, Босяк, Клякса и неугомонный Мурзик, который всюду сует свой нос. Сколько хвостов и ушей в кошачьем семействе?
(5 хвостов и 10 ушей)
2.
На огороде 5 грядок с морковкой, 3 – с луком, 6 – с картофелем и еще 1 маленькая, на которой Митя сам посеял винтики и гаечки. Сколько грядок дадут урожай?
(5+3+6=14)
3. Дети лепили снежную бабу. После прогулки на батарее сохло 10 варежек. Сколько детей лепили снежную бабу? (5)

4.
Горели 6 свечей. 2 из них погасли. Сколько свечей осталось?
(2)
5.

Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули и наконец вытянули репку. Сколько глаз увидели репку? (12)


6. Пословицы Задание: закончить пословицы.
1. Маленькое дело лучше большого (безделья)


Труд человека кормит, а лень (портит)


2. Ученье – свет, а не ученье – (тьма)
По одежке встречают, по уму (провожают)

3. Терпение и труд все (перетрут)

Глаза боятся, а руки (делают)

4. Не ищи сто рублей, а ищи (сто друзей)

Правда в огне не горит и в воде (не тонет)


5. Не спеши языком – торопись (делом)
Семь раз примерь, один раз (отрежь 0


7. «ПРЯТКИ».

Ребята вы любите играть в прятки? В этом испытании слова от вас тоже спрятались. Они часто играют в прятки и надеются, что вы их быстро найдёте.

Давайте попробуем найти два хитрых слова.

ш утка

у крот итель

А сейчас все команды получат хитрые слова. Нужно как можно быстрее их найти.

16; 17 слайд

М УЖ ЧИНЫ

ГОЛО СОВА НИЕ

Д ОСА ДА

П ОСЁЛ ОК

СЕР ЁЖ КА

ЗА СЛОН КА

КОНЬ КИ

С КИТ АЛЕЦ

С ОЛЕНЬ Е

ПО БЕЛКА

Пока команды ищут спрятавшиеся слова, проверим, как знает природу зал.

8. Книжное царство – мудрое государство

Что за прелесть – эти сказки!
- Итак, друзья, начнем следующее состязание

Затей у нас большой запас

А для кого они?

Для вас!

Мы знаем, вы любите игры

Песни, загадки и пляски

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки

Кто быстрее даст ответ?
1.
Героиня какой сказки потеряла туфельку, но нашла свое счастье? Кто автор?
(«Золушка» Шарль Перро)

Кто говорил: - Помни, все исчезнет после 12 часов?
(Фея из «Золушки» Ш. Перро)

2.
В каком литературном произведении ехали медведи на велосипеде? Кто автор этого произведения?
(«Тараканище» Корней Чуковский)

Как звали девочку, которая из норы крота отправилась на ласточке в теплые страны? Кто автор?
(Дюймовочка, Андерсен)
3.


(Подснежники)

Сколько монет было у Буратино и куда они делись? Кто автор произведения?
(5 золотых закопали в стране дураков лиса Алиса и кот Базилио, автор - Алексей Толстой)
4.
Из чего солдат варил кашу? Кто автор?
(Из топора, рус. нар. сказка)

Как звали трех медведей из сказки Л.Толстого «3 медведя»?
(Михайло Потапович, Настасья Петровна, Мишутка)

5. Какие цветы собирала падчерица в сказке «12 месяцев»?
(Подснежники)
Героиня какой сказки уснула, уколов руку о веретено? Кто автор?
(Спящая красавица, Шарль Перро).

Вижу, сказки вы знаете! А сами сочинить не пробовали?

Давайте сами попробуем сочинить сказку. Обычно как ими словами она начинается? Правильно! «Жил-был» или «В некотором царстве…» Каждой команде я дам по листочку, на нем написаны слова, которые помогут вам.

Сочини сказка про...

Жил-был_________________. Раз пошел_____________________. Вдруг видит __________________________________. Испугался ________________________________________________,

хотел было _______________________, как вдруг ________________________из-за_________________________

выскочил_______________и___________________давай ________________________________________________.

Глянул__________________на_______________________ и____________он_______________отправился_________________________________________________________________________________________________________________.

(В Америке жил и работал знаменитый изобретатель Томас Эдисон. В 1897 году зажглась первая электрическая лампочка его конструкции. Знаете, сколько бумаги он извел, записывая эксперименты, пока не додумался до своего открытия? 40 000 страниц! Эдисон говорил, что для того, чтобы что-нибудь изобрести, надо положить 1 процент врожденной гениальности и 99 процентов упорного, тяжелого труда.)


И вот кончается игра… Итоги подводить пора:
Мы все надеемся, что с ней
Ты стал немножечко умней.
Узнал ты много мудрых слов,
И много всяких всячин,
И, если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен!

Вопросы для работы с залом.

1. Кто из этих животных впадает на зиму в спячку: заяц, лось, белка, медведь .

2. Кто из этих животных не живёт в тайге: волк, жираф , лиса.

3. Хлеб всему голова. Что это? Загадка, пословица , колыбельная, сказка.

4. Какое из перечисленных растений является лекарственным: крапива , колокольчик, василёк.

5. Какой из этих грибов существует на самом деле? Лисички , Зайчишки, Медвежки, Енотики.

6. Какой из грибов ядовитый: белый гриб, дождевик, белый навозник .

7. Кого называют королём грызунов: суслик, бобр , хомяк.

8. Это животное хищник, питается дождевыми червями, яйцами, грибами, может даже съесть змееныша; на зиму впадает в спячку. Ёж , крот, волк, лиса.

9. Кого называют глазастым охотником: варан, стрекоза, лягушка .

10. Это растение используют в лекарственных целях, оно символ России, и девчонки гадают на нем. Цветик-семицветик, ромашка , одуванчик, роза.

11. Как называется насекомое, которое собирает нектар и пыльцу с цветов, складирует их в ульях, имеют острые жала для защиты? Пчела , оса, шмель, муха.

12. Как называется наша планета? Меркурий, Земля , Венера, Россия.

13. Какие из этих птиц занесены в красную книгу: утка-мандаринка , сокол, воробей.

14. Какие из перечисленных змей ядовитые: гадюка, уж, кобра.

15. Это часть тела человека, которая может поднять, схватить, сжать, погладить, постучать, покрошить, похлопать. Рука , нога, глаз, живот.

16. Этот гриб называют царем грибов. Поганка, мухомор, красноголовик, белый гриб .

17. Назовите перелётных птиц: кукушка, ласточка, стриж .

18. Эта птица не умеет летать, относиться к семейству страусиных, довольно большого размера. Эму , фламинго, павлин, курица.

19. Это животное живет непосредственно в водоеме, строит себе хатки из деревьев, срезая их собственными зубами. У них очень мощный хвост. Утка, бобр , ондатра, хомяк.

20. Какое из этих животных живёт в пустыне: верблюд , тигр, волк.

Кто быстрее

(1 балл за правильный ответ)

Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)

Какую траву узнает даже слепой? (крапиву)

Что растёт вниз верхушкой? (сосулька)

След какого зверя похож на человеческий? (медведя)

Трава от 99 болезней? (зверобой)

Пористые, слоистые, кучевые … что это? (облака)

Какое из перечисленных животных впадает в спячку?

Белка крот ёж кабан (ёж)

Цель : умения применять знания на практике, развивать интеллект, память, эрудированность, логическое мышление у учащихся, способствовать воспитанию интереса к изучению гуманитарных наукОборудование: игровые дорожки, карточки с вопросами, карточки с именами, ордена “Умников”.Участники: учащиеся 8-11 классов

Поэтапное описание.

Подготовительный этап.

    Составление заданий для каждого тура. Подготовка необходимого для игры реквизита, изготовление орденов “Умников”. Формирование списка участников Выбор членов ареопага.

Ход игры

Организационный момент.

Приветствие ведущего. Объявление названия и правил игры. Представление судей - членов ареопага.

Правила игры:

Мероприятие разработано по аналогу телевизионной игры “Умники и умницы”.

    В ходе отборочного тура необходимо выбрать участников игры - агонистов. Поэтому все пришедшие на игру отвечают на вопросы учителя, если отвечают правильно, то зарабатывают орден “Умника”. Три ученика, набравшие больше всех орденов, переходят во второй тур, становятся агонистами, а остальные участники теоретиками (болельщиками). Условия второго тура: на зеленой дорожке можно ошибиться 2 раза, на желтой – 1 раз, на красной – нельзя отвечать не правильно. Если участник не смог ответить на вопрос, то право на ответ передается теоретикам (болельщикам), отвечает тот, кто первым поднимет руку, если он правильно ответил, то получает орден.

    Побеждает тот игрок, который быстрее пройдет свою дорожку с наименьшим количеством штрафных очков

    Учащиеся набравшие наибольшее количество орденов, определяют право на выбор игровой дорожки. Проводится между тремя агонистами. Им выдаются листы с терминами, в которых допущены ошибки. Агонисты должны за минуту найти ошибки и правильно исправить их.

Отбор агонистов:

    Димократия - демократия
    Иппадром - ипподром
    Стратек - стратег
    Амфара - амфора
    Аратор - оратор
    пратекционизм - протекционизм
    талерантность - толерантность
    Калонии - колония Вопросы для 1 агона:

    3. Во время Отечественной войны 1812 года, случалось, русские солдаты в пылу сражения или ночью по ошибке брали в плен, а иногда и убивали своих же офицеров. Почему происходила эта ошибка?

(большинство русских офицеров по моде того времени в совершенстве знали французский язык и часто общались на нём).

    9.В 19 веке московский медик Христиан Лодер основал заведение «искусственных минеральных вод», где посетители вели неторопливый, пассивный образ жизни. Как называли посетителей этого заведения?

(Лодыри)

    Его настоящее имя переводится как «выкованный из железа», а титул «великий хан» Этот завоеватель сказал: « Впереди моего войска идёт страх, а сабли лишь завершают дело». Назовите имя этого человека.

(Чингисхан)

    В старинных рукописях часто употребляется название «Русское море», так как наши предки имели там наибольшее количество судов, но потом надолго потеряли его, вновь вернув выход к нему только в 18 веке. Какое название носит этот водоём сейчас?

(Чёрное море)

Вопросы для 2 агона - право :

1.Президент РФ по должности является Председателем правительства РФ.

(нет)

2.Российская Федерация – это светское государство. (да)

3.О каком термине идёт речь

Право избирать, т.е. право граждан участвовать в выборах в органы государственной власти и самоуправления.

(избирательное право)

4.Конституция РФ определяет Россию как:

А) федеративное государство

Б) унитарное государство

В) светское государство

Г) клерикальное государство

Д) социальное государство

(а, в, д)

5.Республика может быть:

А) симметричной

Б) асимметричной

В) президентской

Г) аристократической

Д) парламентской

(в, д)

6.У греков – агора, у новгородцев – вече, а у казаков -?

(круг)

7. У.Черчилль назвал её «худшей формой правления», не считая, разумеется, всех остальных. О чём он говорил?

(О демократии)

Вопросы для 3 агона- числительный :

    Каково расстояние между Царьградом и Константинополем?

(Это названия одного города)

    Поэт Симонов писал в стихотворении, что битва произошла

«на голубом и мокроватом

Чудском потрескивавшем льду

В шесть тыщ семьсот пятидесятом

от сотворения году»

О какой битве он писал? Почему лёд был «мокроватый»? Когда произошла эта битва? Почему поэт указывает другую дату?

(Речь идёт о Ледовом побоище, которое произошло на Чудском озере. Лёд был немного подтаявшим, так как была весна. 5 апреля 1242г. Дата указана по старому летосчислению 6750-1242=5508 5508+2014= 7522г от Сотворения мира).

Вопросы для 4 агона- заморский:

1.Какая самая длинная река в Великобритании? (Темза)

2.Где заседает английский парламент? (Вестминстерском аббатстве)

4.Какой французский король сказал «Государство это я?» (Людовик 14)

5.Что означает английская пословица «Тайм из мани» (время –деньги)

6.Что означают английское слово: прайс лист(прескурант или список цен)

Имидж(образ)

Чизбургер(бутерброд с сыром)

    Что означает по французски «бутик» (маленький магазинчик)

«кашне»(прячь нос)

«Пенсне»(защимить нос)

    Что означает английская пословица «Тайм из мани»? (время – деньги)

На закуску.

Жители Москвы – москвичи, москвички

Как вы назовёте жителей Петербурга, Тулы, Архангельска, Курска, Перми?

(петербуржец, петербуженка; туляк, тулячка; архангелогородец, архангелогородка; курянин, курянка; пермяк, пермячка)

Принято считать, что веселый праздник Новый год пришел к нам из Византии вместе с христианской религией. Однако в народных традициях празднования Нового года явно прослеживаются языческие корни, а это значит, что зародились они задолго до Крещения Руси. К сожалению, у нас не сохранилось никаких сведений о том, как славяне встречали дохристианский новый год.

Когда наши предки приняли европейский Юлианский календарь, новый год для них стал наступать 1 марта. Но это был лишь официальный праздник, не особо почитавшийся народом. Если в средиземноморских странах начало марта совпадало с началом сельскохозяйственных работ, то на Руси, а особенно на севере Руси, в это время на полях еще лежал снег. Поэтому гораздо большей популярностью в народе пользовались праздничные обряды, приуроченные ко дню зимнего солнцестояния, когда «умирает старое и рождается новое солнце».

В 1492 году (а по другим источникам − в 1348 году) православная церковь, согласно решению Никейского собора, перенесла наступление нового года с 1 марта на 1 сентября. С тех самых пор на Руси новолетие стали встречать осенью. Этот праздник тоже не смог стать всенародным. Начало сентября совпадало у крестьян с разгаром сбора урожая, когда об отдыхе не могло быть и речи. Однако к новолетию было приурочено множество официальных торжественных обрядов. В канун наступления нового года по всей Москве били в колокола, а на следующий день на Красной площади собиралась большая толпа народа, которую поздравлял сам государь.

Но и эта традиция просуществовала сравнительно недолго. Желая идти в ногу с западными странами, Петр Великий запретил россиянам праздновать новый год в сентябре. Специальными указами от 15 и 19 декабря 1699 года праздник был перенесен на 1 января, а летоисчисление теперь велось не от сотворения мира, а от Рождества Христова. И если раньше у простых людей не было принято поздравлять друг друга с Новым годом, то отныне это стало обязанностью каждого.

Первый Новый год отмечали очень шумно: в ночь с 31 декабря на 1 января 1700 года народ развлекали праздничным фейерверком и парадом на Красной площади. А уже через 4 года все новогодние торжества были перенесены в Петербург. При Петре I особую популярность приобрели массовые гуляния и маскарады у Петропавловской крепости. На этих маскарадах веселились как простолюдины, так и дворяне во главе с самим Императором.

Как и следовало ожидать, «зимний» Новый год прижился в России не сразу. Еще долгое время наши предки пытались тайно отмечать сентябрьское новолетие, однако Петр довольно жестоко боролся с такими попытками. Он строго следил за тем, чтобы к 1 января все дома были украшены еловыми, можжевельниковыми или сосновыми ветками, которые в то время полагалось наряжать орехами, фруктами и даже яйцами. Постепенно россияне начали привыкать к новому празднику, в народе сложились новые традиции и поверья. Например, обильный праздничный стол стал считаться залогом богатства семьи на весь предстоящий год. В начале XIX века в России появилось шампанское. Вскоре этот напиток стал неотъемлемой частью каждого новогоднего стола, каким он и остается до сих пор. Во время царствования императора Николая I на смену украшениям из хвойных веток постепенно приходят целые елки. Традиция наряжать ели на Новый год и Рождество закрепилась где-то к середине XIX века. Примерно в то же время на новогоднем столе появился знаменитый гусь в яблоках.

Советская эпоха стала для праздников Нового года и Рождества своеобразным испытанием. Конечно, теперь мы встречаем Новый год не совсем так, как встречали его наши предки, и все же настроение веселого зимнего праздника, традиции которого складывались веками, живет в нас и по сей день.

Статьи по теме: