Азимут в географии и как его находить. Ориентирование по компасу: как пользоваться в лесу, как определить азимут, программы для телефона. Пригодится ли азимут обычному человеку

Определение азимута помогает в ориентировании на местности, позволяет выдерживать направление и не сбиться с пути во время путешествий по равнинам, тайге и прочим местам, где отсутствуют какие-либо ориентиры. Подходит для передвижения в темное время суток, при плохих погодных условиях, когда видимость очень низкая.

Как найти азимут с картой в теории

Определить азимут можно с помощью топографической карты (вычисляют истинный меридиан) или компаса (находят магнитный меридиан). При совмещении эти меридианы образуют угол, который называется магнитное склонение. Чтобы найти истинный азимут, необходимо вычислить сначала магнитный с помощью компаса и к полученному значению прибавить восточное магнитное склонение, либо вычесть западное склонение. Его определяют с помощью справочника, читают на карте, если он указан.

Вычисление азимута по карте помогает определить направление не только путешественникам на местности. Такой способ используют, чтобы высчитать маршрут для воздушных, морских судов. Установить траекторию движения для наземного транспорта в степях, пустынях, саваннах, где отсутствуют указатели направления и прочие ориентиры.

Определить азимут по карте не сложно, это угол между меридианом и направлением к месту прибытия. На карте, стараясь быть наиболее точным, отмечают точку своего местоположения. Она и будет начальной координатой для построения маршрута.

Определение азимута позволяет создавать наиболее подходящий под особенности каждой местности маршрут. Если на пути предполагаемого следования нет естественных, искусственных препятствий, то движение прямолинейное. В случае появления преград маршрут корректируют по мере необходимости, и движение проходит по ломаной траектории.

Создание маршрута по азимуту и карте

Чтобы составить маршрут по азимуту и определить траекторию движения, необходимо иметь:

  • крупномасштабную топографическую карту;
  • линейку;
  • карандаш;
  • транспортир, предпочтительнее выбрать прозрачный.

Для определения азимута по карте обозначают точки настоящего местоположения и конечного пункта следования. К карте прикладывают линейку. Карандашом между точками проводят соединительную линию, пересекая ей ближайшие к точкам меридианы. Основание транспортира прикладывают к меридиану, его дуга должна быть направлена в сторону ориентира (конечной точки). Центральную риску необходимо совместить с начерченной линией. Определить азимут можно на пересечении начертанной линии и дуги транспортира, сняв показания в градусах.

При определении маршрута учитывают встречающиеся препятствия, которые необходимо огибать (глубокие овраги, болота, озера, различные строения). На карте проставляют поворотные точки по всей длине маршрута и соединяют их. Точки проставляют вблизи естественных, искусственных ориентиров, чтобы лучше контролировать выдержанность маршрута. Для каждого отрезка необходимо найти азимут методом, описанным выше. Если переход осуществляется в ночное время, то точки-ориентиры на карте проставляют чаще.

Как определить магнитный азимут

Магнитный азимут представляет собой угол между конечной (определенной) точкой маршрута и направлением на север. Определение азимута по компасу осуществляется так:

  1. Встают строго по направлению к точке движения (предмету).
  2. Компас кладут на ровную поверхность не выше уровня груди, либо держат перед собой на расправленной ладони.
  3. Компас ориентируют, совмещают темный конец магнитной стрелки с буквой С.
  4. На центр компаса накладывают тонкую палочку (спичку). Ее конец направляют в сторону назначенной точки. Палочку поворачивают по часовой стрелке, не допуская ее смещения с центра.
  5. Под палочкой, на лимбе, смотрят цифровое значение.

Определить азимут можно в пределах всей окружности, его значение иногда доходит до 360 градусов. Азимут с таким углом считается нулевым.

Дополнительно можно найти азимут при помощи карты и компаса :

  1. Компас кладут на боковой край карты.
  2. Карту поворачивают до совпадения верхнего обреза с «С», а бокового обреза карты с направлением темного конца магнитной стрелки.
  3. На карте отмечают две точки – начальный и конечный пункт, соединяют их линией.
  4. Компас передвигают до совмещения его центра с начальной точкой.
  5. Начертанная линия совпадет с цифровым значением компаса.

Этот способ позволяет найти прямой магнитный азимут. Для лучшего ориентирования на местности, составления маршрута для возвращения делают расчет обратного азимута. Для этого из полученного прямого вычитают или прибавляют 180 градусов, если найденный угол больше или меньше развернутого угла соответственно.

Подобным образом происходит определение азимута по компасу без карты, но в этом случае нужно представлять условные точки и изображения в уме, смотря на окрестности с более высокой точки.

Движение по азимуту с препятствиями

Когда маршрут по азимуту имеет непроходимые препятствия, то следует придерживаться следующих правил :

  1. На противоположной стороне преграды выбрать наиболее запоминающийся ориентир, который проходит по направлению движения.
  2. Определить азимут для обхода.
  3. Если на обратной стороне нет подходящего ориентира, необходимо его наметить на месте. Для этого делают зарубку на стволе дерева, втыкают в землю большую палку.
  4. Обогнуть преграду, найти намеченный ориентир. От него продолжить движение по азимуту, предварительно сверив направление.

При нулевой видимости препятствие обходят с помощью компаса, если до этого не был составлен маршрут движения по карте. Перед труднопроходимым участком необходимо определить азимут для его обхода. Мысленно намечают точку, от которой начнут движение. Важно соблюдать линейность, двигаясь вдоль и считать количество пар шагов.

Дойдя до конца препятствия, необходимо повернуть и провести определение азимута по компасу. Продолжают дальнейшее движение, считают пары шагов, выдерживают линейность. Полностью обогнув преграду, возвращаются на изначальную траекторию движения – вычисляют обратный азимут, соблюдают количество пар шагов от начала обхода до поворотной точки. После возвращения на маршрут продолжают путь по намеченному до преграды направлению.

Как найти азимут по солнцу

Бывают ситуации, когда необходимо ориентирование на местности и кроме наручных часов нет подручных средств. В этом случае необходимо знать, как определить азимут солнца с помощью циферблата :

  1. На ровную поверхность кладут часы, часовую стрелку направляя на солнце.
  2. Из центра циферблата через «1» проводят линию, полученный угол делят пополам.
  3. Проведенная биссектриса указывает направление север-юг. До полудня север находится слева от солнца, после полудня справа. Поэтому до 12 часов расчет азимута делают, отсчитывая значения против часовой стрелки, после 12 считают по часовой.
  4. Маршрут составляют по аналогии с компасом.

Это позволяет определить направление движения с небольшими погрешностями. Азимут солнца измеряется в градусах от юга до точки горизонта, на которой расположено светило в разные отрезки времени – до наступления полудня на востоке, после на западе.

Измерение азимута - одна из основных задач в ориентировании. Без решения этой задачи выдержать правильное направление движения при отсутствии заметных ориентиров вряд ли получится, как и не получится решить ряд других задач, связанных с ориентированием.

Обычно азимут определяется с помощью транспортира или компаса. Как это сделать, мы рассказывали в . А что делать, если ни того, ни другого инструмента под рукой не оказалось? Можно ли определить азимут без компаса по карте? Имеет ли вообще смысл определять азимут и, если имеет, то каким образом это можно осуществить?

Нужно ли определять азимут, если нет компаса?

Нужно, но не всегда.

Если у человека есть карта местности, а сама местность богата на хорошо заметные ориентиры, тогда в большинстве случаев можно обойтись вовсе без измерения азимута. В таких случаях удобнее всего передвигаться по обозначенным на карте дорогам и тропам, а если и двигаться напрямик, то к хорошо заметному объекту, нанесенному на карту.

Азимут требуется в том случае, если человек вообще не может определить требуемое направление его движения.

Однако в некоторых ситуациях без азимута обойтись будет очень сложно. Рассмотрим несколько таких ситуаций:

  • Есть карта, но ориентиров на ней обозначено немного, и с местности они прослеживаются плохо, например, в условиях густого леса. В этом случае скорее всего для достижения цели необходимо будет двигаться по азимутам, предварительно их замерив.
  • Нет карты, но имеется значение аварийного азимута. В этом случае, если человек заблудится, ему придется искать направление движения по аварийному азимуту. Подробно про аварийный азимут мы рассказывали тут.
  • Нет карты и не известно значение аварийного азимута. В этом случае умение находить направление движения по азимуту поможет двигаться по прямой линии, а не ходить зигзагами.

К слову, некоторые люди полагают, что при отсутствии карты, определение сторон света и азимута - занятие абсолютно бесполезно. Но, как видим, это не так.

Как найти азимут без компаса и транспортира

Для того, чтобы измерить азимут, нужно вспомнить, что по сути азимут - это угол, отмеренный по часовой стрелке относительно направления на север. Это значит, что все методы, которые здесь разберем, сводятся к определению сторон света и углов без специальных инструментов.

Определив направление на север, например, по Солнцу, можно с определенной точностью вычислить и азимут на нужный объект.

О том, как найти направление на север, юг, восток и запад без компаса и навигатора, мы рассказывали здесь и здесь. Теперь же задача заключается в том, чтобы зная направление на север, определить угол между ним и нужным направлением движения.

Проще всего это сделать с помощью транспортира. В этом случае транспортир кладется так, чтобы его основание совпало с направлением на север, а центральная точка - с точкой, от которой будет определяться азимут. Какой-то тонкий длинный предмет (например, палочка или спичка) укладывается на транспортир так, чтобы вершина его лежала в центральной точке транспортира, а вторая вершина указывала на выбранное для движения направление или на объект, на который определяется азимут. Угол, на который укажет палочка на транспортире, и будет азимутом.

Аналогично решается обратная задача: если известен азимут, транспортир укладывается основанием в направлении севера, спичка кладется одним концом в центр, вторым - на угол, равный азимуту. Второй конец в этом случае указывает направление, соответствующее азимуту.

Фактически, теперь задача сводится к тому, чтобы найти транспортир: все-таки, этот предмет не так часто оказывается в рюкзаке туриста. Тем не менее, это не проблема: транспортир можно быстро сделать из подручных материалов.

Способ №1. Самодельный транспортир из бумаги.

Такой транспортир может быть сделан в течение одной минуты и не требует от человека особых знаний и навыков. Для того, чтобы его изготовить, необходимо:

  1. Лист бумаги не обязательно ровной формы сложить в два раза - получается угол 180°.
  2. Полученную фигуру согнуть перпендикулярно предыдущему сгибу - получается угол 90°.
  3. Сложенный лист согнуть, деля образовавшийся угол (90°) напополам - получается угол 45°.
  4. Самый кончик острого угла полученной бумажной фигуры отрезать или оторвать, чтобы получилось отверстие.
  5. Лист развернуть.

В результате получается своего рода бумажный транспортир, у которого в центре имеется отверстие. Это отверстие прикладывается к точке, от которой необходимо будет измерять азимут. В разные стороны от отверстия отходят «лучи» - намины - угловое расстояние между которыми равно 45°. В видео показано, как это сделать:

Способ №2. Самодельный транспортир из бумаги и наручных часов.

Расчертить лист бумаги на сектора по 15 ° помогут часы с круглым циферблатом. Для этого:

  1. Лист бумаги складывается аналогичным предыдущему способу образом, пока на нем не образуется крест из двух перпендикулярных наминов.
  2. На лист кладутся часы циферблатом вверх.
  3. Часы смещают и поворачиваются так, чтобы вертикальный намин на бумаге пересекал цифры «6» и «12», а горизонтальный - цифры «3» и «9» на циферблате часов. Таким образом, можно говорить, что пересечение наминов совпадает с центром циферблата часов.
  4. На листе бумаги возле каждой цифры на циферблате часов ставится точка.
  5. Часы убираются в сторону, и все точки на бумаге соединяются отрезками, образуя 12-тиугольник.
  6. На середине каждого отрезка ставится точка.
  7. Из точки пересечения наминов в сторону каждой из отмеченных точек (к каждому углу многоугольника и точке, разделяющей отрезки пополам) с помощью линейки проводятся лучи. Получается 24 луча.
  8. В центре полученного рисунка делается небольшое отверстие для удобства эксплуатации самодельного транспортира.

Получившийся транспортир отличается от предыдущего меньшей ценой деления (15°), а значит с его помощью можно измерять азимуты более точно.

Такие транспортиры можно быстро изготовить, но, к сожалению, азимуты, отличные от значений кратных 45° и 15°, могут быть измерены лишь на глаз, а значит большой точности от таких измерений ждать не придется.

Очевидно, что если на таких транспортирах сделать отметки примерно посередине между наминами, расстояния между ними аналогично рассечь надвое, а затем повторить это снова и снова, можно получить углы в 22,5°, 11,5°, 7,5°, 3,75° и так далее. Для условий ориентирования на местности этого будет достаточно.

Если точность определения азимута не критична, то эти методы вполне пригодны для использования. В случаях, когда необходимо сделать упор на точность, их можно уточнить с помощью способа, о котором и пойдет речь дальше.

Способ №3. Уточняющий.

Этот способ является дополнением к первым двум. С его помощью можно уточнить угол, если он лежит за пределами шкалы деления самодельного транспортира.

Этот способ основан на знании того, что на расстоянии 57 сантиметров от наблюдателя расстояние в 1 сантиметр имеет угловую длину, соответствующую примерно 1°.

Таким образом, для того, чтобы уточнить азимут, нужно:

  1. От центра транспортира провести отрезок длиной 57 сантиметров через деление транспортира, максимально приближенное к искомому азимуту.
  2. Аналогичный отрезок проложить по искомому азимуту, то есть от центра транспортира до ориентира, на который необходимо измерить азимут.
  3. Отмерить расстояние между концами полученных отрезков.
  4. Полученную длину перевести в градусы с расчетом на то, что 1 сантиметр равен 1 градусу.
  5. Рассчитать азимут, отнимая либо прибавляя полученное значение к значению деления транспортира, относительно которого уточнялся азимут. Если искомое направление смещено против часовой стрелки от отметки, тогда от значения отметки отнимается полученное значение, если же смещено по часовой стрелке, тогда прибавляется.

Для того, чтобы получить более-менее точные значения азимута, для этого способа не обязательно расчерчивать лист бумаги с помощью часов: вполне достаточно просто согнуть лист так, как это было рассказано в первом способе.

В целом, выбирая способ измерения азимута без помощи специальных средств навигации, нужно обращать внимание на то, какой именно метод ориентирования применяется.

Например, не стоит гнаться, сломя голову, за большой точностью, если переход по местности предстоит в светлое время суток, так как ориентирование по Солнцу - это в большинстве случаев весьма приблизительный метод, а значит и небольшими ошибками, полученными при измерениях азимутов, можно пренебречь. Если же передвижение по маршруту запланировано на ночь, а в качестве метода ориентирования был выбран метод определения сторон света по Полярной звезде, тогда при необходимости можно постараться сделать расчеты более тщательно.

В любом случае, лучше не допускать ситуаций, когда придется ориентироваться без компаса. Для профилактики таких ситуаций в поход нужно брать два компаса - основной и запасной - а также следить за тем, чтобы у каждого участника похода был свой прибор навигации.

Для удобства работы в полевых условиях жидкостный компас размещен на прозрачной пластине, оборудован угловой шкалой, миллиметровой и масштабной линейками, иногда лупой для чтения мелких деталей карты.

Как найти азимут на местности?

С помощью такого компаса удобно определять азимут на любой местный предмет.

Для этого нужно направить пластину компаса на предмет, азимут на который мы хотим измерить. Затем, не сбивая положение пластины, вращать колбу компаса, пока нулевая отметка шкалы не совпадет с северным концом стрелки. Осевая линия пластины компаса будет показывать на шкале значение искомого азимута.

Измерение азимута по карте производится еще проще.

Нужно расположить пластину на карте так, чтобы край пластины расположился по направлению измеряемого азимута. Затем, не сдвигая пластины, необходимо повернуть колбу компаса так, чтобы линии, нанесенные на ее нижнюю сторону, были параллельны северным линиям карты, а нулевая отметка шкалы была направлена в сторону севера. Осевая линия пластины компаса будет показывать на шкале значение искомого азимута.

Помните! При измерении азимута на карте не нужно обращать внимания на магнитную стрелку.

Дело в том, что при измерении азимута по карте достаточно иметь только транспортир, компас не нужен. Ведь необходимо измерить угол между двумя линиями - направлением на предмет и северной линией карты.

Другое дело на местности, где никто не нарисовал для нас северных линий, и нам необходимо воспользоваться помощью магнитной стрелки.

Как использовать азимут в спортивном ориентировании и спортивной радиопеленгации, вы узнаете немного позже. Но несколько примеров мы все же рассмотрим.

Например, нам необходимо нанести на карту заводскую трубу, расположенную на другом берегу реки. Стоя на развилке, мы измерим азимут на трубу. Затем возьмем карту, положим на нее компас так, чтобы край пластины проходил через нашу развилку. И не сбивая положения капсулы, повернем компас так, чтобы линии на дне колбы стали параллельны северным линиям стрелки, а 0° был направлен в сторону севера. Затем тонким карандашом проведем по пластине компаса линию за реку.

Теперь пройдем по дороге полкилометра до домика лесника. Стоя около угла дома, повторим наши действия.

Наши линии пересекутся в некоторой точке на другом берегу реки. И мы смело можем нарисовать там условный знак заводской трубы.

Рассмотрим теперь другой пример.

В сосновом бору, расположенном неподалеку от нас, есть лесное озеро изумительной красоты. Но, к сожалению, к заповедному озеру нет дорог. Только старожилы да лесник могут его отыскать. Но у нас есть карта. Измерим азимут от домика лесника на озеро по карте. Затем возьмем компас в руки (не сбивая положения капсулы) и, направив пластину вперед, повернемся вместе с компасом так, чтобы стрелка показала на 0°. Нам остается двигаться по направлению пластины, следя, чтобы стрелка все время показывала на 0°. Тогда мы дойдем до заповедного озера.

Задания для самостоятельной работы .

  • Во дворе определите азимуты на различные объекты.
  • Покажите объект, на который указывает заданный азимут.
  • Определите азимуты на различные ориентиры по карте.
  • Определите, на какой КП (Контрольный пункт - красно-белая трехгранная призма с размером каждой стороны 30×30 см. Обозначается на карте кружочком и устанавливается на местности) указывает заданный азимут.
  • На карте со множеством КП соедините КП в соответствии с указанной цепочкой азимутов.
  • Запишите цепочку азимутов для движения по заданному маршруту.
  • Расставьте во дворе КП. Пройдите по маршруту, заданному цепочкой азимутов, запишите номера КП.
  • Двигаясь от КП к КП в заданном порядке запишите цепочку азимутов.
  • Написал Алексей Абрамов kontur.tk
  • 1.4. Понятие масштаба. Измерение расстояний на местности и на карте.

    Вспомним материал параграфа 1.2. Там говорилось о важнейших свойствах карты. Одно из них гласило: все объекты на карте уменьшены по сравнению с соответствующими объектами местности в одинаковое количество раз. А во сколько же раз карта уменьшена по сравнению с местностью? Наверное, разные карты уменьшены по-разному. Величина, характеризующая степень уменьшения карты, называется масштабом .

    Масштаб карты - это дробь, в числителе которой стоит единица, а в знаменателе - величина, показывающая, во сколько раз уменьшены объекты карты по сравнению с соответствующими объектами местности.

    Масштаб карты указывается в зарамочном оформлении. Знание масштаба позволяет нам измерять расстояния по карте и переводить их в расстояния на местности. В примере,рассмотренном в предыдущем параграфе, мы, двигаясь к лесному озеру, не знали, сколько нам до него идти. Вдруг мы отклонились от азимута и озеро давно уже позади? Такого вопроса не возникло, если бы мы, измерив расстояние от домика лесника до озера по карте, рассчитали это расстояние на местности.

    Нужно ли указывать на карте масштаб ? А как иначе? Ведь, если, масштаб не указан на карте , определить расстояние по карте невозможно.

    Пусть масштаб карты составляет 1:15000. Это означает, что все расстояния местности уменьшены при нанесении на карту в 15000 раз. Следовательно, расстояния, измеренные по карте, при переносе на местность должны быть увеличены в 15000 раз. Каждый сантиметр карты составляет 15000 сантиметров на местности или 150 метров. Таким образом, для карты масштаба 1:15000, 1 см на карте соответствует 150 метрам на местности, а 1 мм - 15 метрам.

    Как перевести расстояние, измеренное по карте, в расстояние на местности? Очень просто. Нужно расстояние в миллиметрах умножить на 15 (вспомните, ведь 1 мм это 15 м). И тогда мы получим расстояние в метрах.

    Обратите внимание, что в значении масштаба не указана единица измерения (1:15000). Это не случайно. Дело в том, что нет никакой разницы в каких единицах вести измерения.Хоть в попугаях и слоненках, как это делалось в известном мультфильме. Выражение масштаба показывает, что 1 единица на карте, будь то миллиметр, сантиметр, попугай, соответствует 15000 таких же единиц на местности (миллиметров, сантиметров, попугаев).

    Для удобства работы условимся измерять расстояния на карте в миллиметрах, а на местности в метрах. Тогда для перевода единиц карты в единицы местности можно воспользоваться таким соотношением:

    Запишем соотношение в виде формулы:

    где - F (m) - расстояние на местности в метрах,

    K (mm) - расстояние по карте в миллиметрах, M - знаменатель масштаба.

    Для особо любознательных напишу про измерение масштаба . Допустим, у вас есть карта, масштаб которой надо измерить. Измерение масштаба может понадобиться и при работе с чертежами, планами и схемами. Измерить масштаб не просто, а очень просто. Нужно выбрать на местности какой-нибудь отрезок, такой, чтобы его можно было однозначно опознать и на карте. Измерить длину отрезка на местности, затем измерить его по карте. После чего необходимо привести результаты измерения к одинаковой единице (например в мм) и разделить результат измерения по карте на результат измерения на местности. Это и будет масштаб в виде десятичной дроби.

    Ну а если нужно представить измеренный масштаб в традиционном виде - то длину отрезка на местности, надо поделить на длину такого же отрезка на карте. И мы получем знаменатель масштаба - то, что пишут после единицы с двоеточием. Скорее всего, из-за ошибок в измерении масштаба число будет не круглым и его надо будет округлить до ближайшего красивого числа.

Азимут - это угол, образуемый в данной точке на местности или на карте между направлением на север и направлением на какой-либо предмет. Азимутом пользуются при передвижении в , в горах, или в условиях плохой видимости, когда сличить карту с местностью и ориентироваться по ней трудно, а порой и невозможно. С помощью азимута определяют также направление движения судов и самолетов.

Отсчет азимутов проводится от направления стрелки (от ее северного конца) по ходу стрелки от 0° до 360°, иначе говоря - от магнитного меридиана данной точки. Если предмет находится от наблюдателя точно к северу, то азимут его 0°, если на востоке - 90°, на юге - 180°, на западе - 270°. При наблюдении по компасу измеряется магнитный азимут.

Для определения азимута компас располагают так, чтобы 0° на циферблате и буква «С» указывали точно на север, то есть ориентируют компас по сторонам . Следя за тем, чтобы коробка компаса оставалась неподвижной и стрелка не отходила отделения 0°, надо вращать специальное визирное приспособление и наводить его мушку на предмет, азимут которого необходимо определить. Далее нужно заметить, около какой цифры на градусном круге компаса остановился указатель. Отсчет по указателю в градусах и будет равен азимуту данного предмета. Если же компас не имеет визирного приспособления, его надо заменить тонкой палочкой. Ее кладут на стекло компаса так, чтобы она проходила через центр циферблата и была направлена на предмет, азимут которого надо определить.

На рисунке показаны 0тсчет азимута по компасу примеры определения азимута на некоторые местные предметы: на столбы крепления линии электропередач он равен 50°, на дом - 135°, на пересечение дорог - 210°, на отдельно стоящее хвойное дерево - 330°. При записи азимут обозначается буквой А, далее пишутся градусы (А=330°).

Азимут определяют не только на местности, но и по карте. Истинный азимут определяется как угол между направлением географического меридиана, проходящего через данную точку, и направлением на предмет. Географический и магнитный полюсы не совпадают. Поэтому существует склонение магнитной стрелки. Оно может быть западным и восточным. При работах на местности его приходится учитывать так же, как и при работе с картой. Магнитное склонение на данное время указывается за рамочным оформлением . Пользуясь этим, можно легко перевести азимут из магнитного в истинный и наоборот.

Для измерения азимутов на местности удобнее пользоваться разновидностью компаса - буссолью. Ее основное отличие от компаса в том, что буссоль имеет приспособление для визирования, то есть точного определения направления на ту или иную точку местности. Обычно это прорези в вертикальных пластинках компаса. В одной из этих прорезей натянут тонкий волосок.

Если человек оказался в экстренной ситуации вдали от цивилизации, то умение определить азимут становится крайне необходимо для ориентирования и выживания. Азимут является углом между необходимым объектом и направлением на север. Он может понадобиться для ориентации в пространстве, а для этого необходимо знать направление частей света. Как известно, основные направления - это Север (North), Юг (South), Запад (West), Восток (East).

Для чего нужно умение найти азимут

С определением азимута по компасу может справиться каждый, но прибор может оказаться неисправным или не иметься при себе в нужный момент. Поэтому следует знать, как можно найти азимут другими способами.

В наше время отнюдь не везде есть покрытие мобильной сети или интернета, так что на смартфон, планшет или иное мобильное устройство полагаться не стоит. Тем более, гаджет может оказаться разряженным или вовсе отсутствовать.

Определению азимута по карте учат на географии в средних классах школы. Для этого используется транспортир, карандаш и карты местности. Но вряд ли в непредвиденной ситуации в лесу могут оказаться с собой все эти предметы. Для определения азимута существуют и многие другие методы.

Кому может пригодиться маршрут по азимуту

Мореплаватели, авиаторы, представители военных и другие люди, часто находящихся в нецивилизованной местности, знают, как определить азимут, так же хорошо, как и свое имя.

В остальных случаях этот навык обязателен первую очередь для людей, предпочитающих активный отдых на свежем воздухе: любителей сплавляться на байдарках по бурным рекам, поклонников сноубординга и лыжных катаний, рыбаков, грибников и травников, пеших путешественников и других почитателей дикой природы.

Однако найти азимут может однажды понадобиться и городскому жителю, например, совершающему переезд из одного населенного пункта в другой. Ведь дорога непредсказуема, и произойти может всякое. Или в случае крушений лайнера, поезда, или в какой-то другой ситуации.

Пренебрегать такими знаниями нельзя никому, ведь однажды ориентирование на местности может сохранить жизнь.

Ориентирование по сторонам света

№ 1: По Солнцу

Места восхода различны в зависимости от времени года. Но в полдень по достижении наивысшей точки подъема (зенита) наша звезда всегда находится на Юге. Для нахождения азимута Солнца, необходимо стать к нему спиной. Тогда спереди будет Юг, справа - Восток, а слева - Запад.

При этом следует иметь в виду два немаловажных нюанса: во-первых, в южном полушарии определение азимута будет обратным методом; во-вторых, полдень должен быть по местному времени. Если не имеется часов, то следует замерить момент, когда тень будет самой короткой. Для этого через небольшие интервалы времени можно делать засечки на земле.

№ 2: По Солнцу и часам

Когда возможности ждать полудня нет, можно определить азимут по Солнцу и стрелочным часам. Часы нужно положить горизонтально, часовая стрелка - на Солнце. Затем разделить надвое угол между этой стрелкой и указателем полуденного часа («12»). Срединная линия укажет на Юг. Здесь также важно знать местное время, иначе указание направления окажется неверным.

№ 3: По Полярной звезде

Почти каждый человек способен определить месторасположение Малой Медведицы на звёздном небе. Замыкающий элемент в хвосте созвездия и одновременно самая яркая точка на нашем небосклоне - Полярная звезда. С ее помощью движение по азимуту осуществляется крайне просто: если держать курс прямо на нее, то направление будет на Север.

№ 4: По созвездию Южного Креста

Если путник находится в южном полушарии планеты, при хорошей погоде будет легко отыскать созвездие, состоящее из 4-х крупных звезд, расположенных в виде креста. Чтобы найти азимут, нужно определить пересечение двух прямых: следует мысленно провести первую линию через две звезды, лежащие слева от Южного Креста, а вторую - через созвездие по длинной стороне. Получится стрелка, указывающая на Юг.

Производить расчет азимута по Луне сложнее, но как правило, этого не требуется, поскольку если погода не облачная, то отыскать «Малый Ковш» и Полярную звезду так же просто, как и земной спутник.

Даже в условиях непогоды и не имея при себе ни компаса, ни мобильного устройства, ни карты, ни часов, определить азимут в дикой местности всегда можно по природным признакам.

№ 5: По лиственным деревьям

Кора большинства деревьев с северной части грубее и наименее эластична. А у берез южная сторона стволов светлее остальных. При этом для корректировки маршрута по азимуту нужно рассмотреть не одно, а несколько близко расположенных деревьев.

Крона деревьев в негустом лесу более роскошна со стороны юга. В отношении глухого, признак «не работает», поскольку в связи с тесной близостью друг к другу деревья стараются найти любой путь из тени к солнцу, и это может быть любая часть света. То же касается и сильно продуваемых территорий: дерево может спасать свою крону, направляя ее рост в противоположную сторону от приоритетного направления ветров.

№ 6: По хвойным деревьям

Растрескавшаяся кора сосны выше расположена по северной части ствола. Смола хвойных пород обильнее выступает в направлении юга.

№ 7: По лунке

Лунки деревьев вытягиваются в южном направлении.

№ 8: По типу леса

В горах с северной стороны растет пихта и ели, а дуб и сосна предпочитают южные склоны.

№ 9: По муравейнику

Сориентировать направление движения по азимуту легко по муравейнику: они расположены к югу от ближайшего дерева, пня, камня или кустарника, и южная сторона всегда более пологая, в отличие от северной - самой крутой.

№ 10: По ягодам и фруктам

Плоды фруктовых деревьев, а также ягоды, быстрее созревают с южной стороны.

№ 11: По цветам

Цветы любят солнечный свет и всегда к нему поворачиваются. Например, подсолнечник никогда «не смотрит» на север.

№ 12: По грибам

Грибы растут у северной стороны деревьев, кустов или бревен, на южной части они также могут появляться, но значительно реже.

№ 13: По мху

С севера пеньки, а также настилы крыш покрываются мхом, грибком или лишайником более интенсивно, чем с других сторон.

№ 14: По снегу

Снег быстрее тает на южных склонах. Скорректировать движение по азимуту зимой или весной также можно по текстуре верхнего слоя снега: более рыхлый лежит возле северной части отдельно растущего дерева. С южной - быстрее покрывается наледью, поскольку на него попадают солнечные лучи, снег подтаивает и ночью превращается в лед.

№ 15: По камням

С северной стороны камни обильнее покрываются мхом и грибками.

№ 16: По птицам

Перелетные птицы весной отправляются на север, а осенью - на юг.

№ 17: По почве

Если летом почва возле зданий, больших валунов, деревьев и кустарников на ощупь влажная, то сторона - северная. Если абсолютно сухая, то это юг. Ранним утром и поздним вечером способ бесполезен из-за выделяемой росы.

№ 18: По траве

Летом северные окраины полян имеют более зеленую и сочную траву, чем южные, поскольку находятся в тени и не выгорают на солнце.

№ 19: По постройкам

Движение по азимуту можно осуществлять по церквям, синагогам, часовням, мечетям или другим религиозным сооружениям, так как они строго ориентированы по частям света. Верхняя часть косой перекладины Креста, расположенного на куполе православной церкви, указывает на север, соответственно, нижняя его часть - на юг. Алтарь католической церкви размещается у западной стены, а алтарь в лютеранской - на востоке. Главные двери буддийских монастырей располагаются в южном направлении, а синагог и мечетей - в северном.

В старых деревнях дома строились жилыми комнатами ближе к юго-востоку, и на таких сторонах окон больше. Кроме того, краска выгорает и облупливается быстрее на южных стенах.

Вход в юрту чаще организовывается с юга, чтобы внутрь сооружения попадало меньше морозного ветра.

№ 20: По другим признакам

В лесных просеках устанавливаются прямоугольные столбы, вверху которых имеются надписи. Ребро между 2 гранями с маленькими цифрами указывает северное направление.

Способов ориентирования на местности существует намного больше перечисленных, и чтобы правильно определить азимут, необходимо анализировать все доступные признаки в совокупности. Не следует полагаться на пару совпадений. Определив маршрут по азимуту, нужно регулярно себя контролировать, чтобы не сбиться с пути и не пойти по кругу. Отправляясь на отдых в диких условиях, всегда следует иметь при себе самые необходимые навигационные приборы и инструменты, даже если длительный поход не планируется.

Статьи по теме: