Цель игры кто больше назовет действий. Дидактическая игра "Кто больше назовёт действий". Дидактическая игра «Так бывает или нет»

Составитель : Щипова О.Л.,
педагог-организатор д/о «Веснушки»

«Родное слово является основой
всякого умственного развития
и сокровищницей всех знаний»
К.Д. Ушинский

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Развитие речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе. Известный психолог Л.С. Выготский пришел к выводу, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи.

Существует множество игр, скороговорок и незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать дома или на прогулке. Они помогут малышу тренировать разговорный навык, увеличить словарный запас и учиться выражать свои мысли.

Предложенные ниже игры не только содействуют совершенствованию речи дошкольника, но и расширяют его знания об окружающем мире.

  1. Игра «Кто больше знает?»
    Цель : развитие памяти, речи, расширение знаний детей о назначениях различных предметов.
    Вариант 1 . Взрослый показывает предмет обихода ребенку и предлагает перечислить его назначения. Например, стакан - пить воду, измерять крупу, поливать цветы, поставить цветы ….
    Вариант 2 . Взрослый называет слово, у которого есть много значений (ножка, ручка, ушко, нос, иголка), а дети вспоминают, у каких предметов есть это.
  2. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
    Цель : развитие слуховой памяти, обогащение словаря.
    Взрослый сначала играет роль мамы, которая посылает ребёнка в магазин с поручением купить некоторые продукты (постепенно увеличивается их количество). В этой игре полезно меняться с ребёнком ролями, чтобы он не только запоминал и выполнял поручение, но и запоминал, которое сам и дал. Для разнообразия названий покупок необходимо играть в магазины разных видов («Молоко», «Булочная», «Игрушки», «Одежда», и т.д.)
  3. Игра «День рождения»
    Цель : развитие слуховой памяти, внимания, коммуникативных навыков.
    Взрослый сообщает ребёнку, что у куклы Даши сегодня День рождения и скоро к ней придут гости. По мере «прихода» гостей он знакомит ребёнка с их именами. Гости усаживаются за стол, начинается чаепитие. Ребёнок должен угощать (от имени именинницы) гостей, называя их по имени. Игра постепенно усложняется за счёт увеличения количества гостей и изменения их имён.
  4. Игра «Найди связь или что общего?»
    Цель : развитие памяти, речи.
    Вариант 1 . Взрослый раскладывает 10-12 штук любых предметов (лейка, палочка, миска, помидор, огурец, баночка, полотенце, нож, ложка, линейка, веревочка, полиэтиленовый пакет) на столе. Предлагает ребенку рассмотреть их внимательно и вспомнить, как они могут быть связаны между собой (сделаны из одного материала, величина, цвет, назначение, форма, вкус, запах и т.д.). Например, помидор и огурец – овощи; нож, ложка и миска – посуда и т.д.
    Вариант 2 . Все связи необходимо привязать только к помидору. Когда помидор рос, то мы рыхлили землю палочкой, измеряли рост линейкой, подвязывали его верёвочкой, поливали его из лейки, когда он вырос и покраснел, мы его сорвали, положили в полиэтиленовый пакет, принесли домой, помыли, вытерли полотенцем, порезали ножиком, сложили в миску, добавили огурец, ложкой из баночки взяли сметаны, и получился салат.
  5. Игра «Кому что нужно?»
    Цель : развитие зрительной памяти, закрепление названий профессий, орудий труда, действий с ними.
    Взрослый сообщает, что в гости к малышу пришли люди разных профессий (доктор, учитель, строитель, пожарник, продавец, милиционер …и т.д.), а чтобы им приступить к работе, нужно каждому взять свои инструменты (орудия труда). Ребенок подбирает инструменты к каждой профессии, объясняя свой выбор.
  6. Игра «Звук заблудился»
    Цель : развитие слуховой памяти, фонематического слуха.
    Взрослый говорит, что звук (Р) сегодня заблудился и не может найти свои слова, предлагает ему помочь: «Я буду называть слово, а вы меняйте всегда первый звук на звук (Р)». Например, хобот-робот (танец, забота, мычать, пугать, дубить, макеты, губка, пыжик, дом и т.д.). Или заблудился звук (ль) – мол-моль (пол, мыл, был, мел, ел, пыл, цел, дал и т.д.).
  7. Игра «Словесное дерево»
    Цель: развитие памяти, расширение словарного запаса, упражнение в словообразовании.
    Взрослый: «Дерево словесное Голое стоит Дерево словесное Слово говорит …» Называется слово (например «снег»)
    «Дерево просит Листья собрать Слова родные Скорей подобрать …»
    Ребенок начинает называть слова-родственники слова «снег» (снегопад, снеговик, снежинка, снегурочка, снегоход и т.д.).
    Каждое слово-листочек взрослый прикрепляет к дереву. Чем больше слов подберут дети, тем пышнее будет крона дерева.
    Можно листики собирать по лексическим темам («Посуда», «Мебель»), по подбору прилагательных или глаголов к существительному, со словами, начинающимися на определенный звук.
  8. Игра «Угадай, кто ты?»
    Цель : тренировка памяти, внимания, умение задавать поисковые вопросы.
    Ребёнок одевает на голову взрослого шапочку «зайца» (животных, овощей, фруктов). Взрослый поисковыми вопросами должен узнать кто он.
    - Я живое существо или нет? - Да
    - Я большое или маленькое? - Маленькое
    - Я живу в лесу или дома? - В лесу
    - У меня перья или мех? - Мех
    - Я зимой сплю? - Нет
    - Я линяю? - Да
    - У меня уши, какие? - Длинные
    - Чем я питаюсь? - Корой, травой
    - Я – Заяц? - Да.
    Затем педагог меняется ролями с ребёнком.
  9. Игра в рифмы.
    Цель : развитие слухового внимания, фонематического слуха, чувства ритма, словотворчества.
    В кладовой шуршала мышка,
    Под сосной лежала -…(шишка).
    Очень любят мыши сыр,
    В хорошем сыре много -…(дыр).
    Стоит в деревне старый дом,
    В сети к нам попался -…(сом).
    На берегу лежала гайка,
    Рыбешку утащила -…(чайка).
    Дымиться в миске кашка,
    С чаем стоит -…(чашка).
    Очень громко плачет мальчик-
    Он поранил стеклом -…(пальчик).
    В огороде вырос лук,
    На грядке ползал майский -…(жук).
    Темная настала ночка,
    Засыпает моя -…(дочка).
    Было мишке меду мало,
    Пчелка показала -…(жало).
    В сказках очень любят пир,
    Всем на свете нужен -…(мир).
  10. Игра «Определения»
    Цель игры : расширение знаний об окружающем мире, выделение признаков предметов и явлений.
    Каждый предмет или явление имеет множество признаков, только мы их не всегда замечаем. При выполнении этого задания ребенок должен взглянуть на предметы и явления с разных сторон.
    Вариант 1 . Придумать как можно больше определений, характеризующих предметы или явления. Например, снег — холодный, пушистый, легкий, белый, кружевной, переливающийся, густой, красивый и т. д. (Река, медведь, облака и др.)
    Вариант 2 . Обдумать перечисленные определения и угадать предмет или явление, которое они характеризуют:
    Порывистый, ураганный, теплый, пронизывающий - ветер.
    Темная, тихая, лунная, черная - ... (ночь).
    Длинная, асфальтовая, лесная, разбитая - ... (дорога).
    Добрая, заботливая, любимая, красивая - ... (мама).
    Короткие, длинные, стриженые, блестящие - ... (волосы).
    Волшебная, интересная, народная, добрая - ... (сказка).
    Крепкий, душистый, сладкий, горячий - ... (чай).
    Жаркое, веселое, долгожданное, солнечное - ... (лето).
    Преданная, лохматая, шумная, любимая - ... (собака).
    Круглое, яркое, желтое, горячее - ... (солнце).
  11. Игра «Путаница»
    Цель : автоматизировать поставленные звуки в словах и фразах, развивать связную речь.
    В этом упражнении приведены предложения, в которых некоторые слова перепутаны или заменены.
    Взрослый говорит, что из-за непредвиденных обстоятельств из предложения пропало одно слово, а его место заняло неподходящее по смыслу, случайное словечко. Наведи порядок в каждом предложении: удали случайное словечко и верни нужное слово.
    Я купил батон , предъявил его проводнику и сел в поезд. (Билет)
    На улице была жара, поэтому Маша надела шубу . (Сарафан)
    На крыше бабушкиного дома была палка, из которой шел дым, когда топилась печь. (Труба)
    Когда рассвело , мы стали смотреть в ночное небо, разглядывая звезды и луну. (Стемнело)
    Я люблю купаться на пляже и валяться на асфальте. (Песке)
  12. Игра «Найди маму малышу»
    Цель : учить детей образовывать слова, обозначающие названия детенышей с помощью суффиксов - онок, - енок, -ат, - ят; способствовать запоминанию названий животных и их детенышей.
    Перед ребенком раскладываются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п., - и отдельно картинки с изображением котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т.п. Детям предлагается найти маму малышу.
  13. Игра «Назови одним словом»
    Цель игры : развитие способности к обобщению и классификации.
    Перед дошкольниками раскладываются картинки, взрослый просит рассмотреть и назвать их одним словом. Например: поезд, самолёт, машина – транспорт; лиса, заяц, медведь – дикие животные; яблоко, груша, слива – фрукты и т.п.
  14. Игра «Кто где живет?»
    Цель игры : развитие способности к обобщению и классификации на основании существенных признаков.
    Карточки с изображением объектов, относящихся к различным категориям (животные, грибы, посуда и т. д.) перемешиваются и раскладываются перед ребенком. Взрослый задаёт вопрос: «Кто где живет? Кто живет в зоопарке? Что на кухне? Что в корзинке?». Ребенку требуется разложить предметы по соответствующим группам. Для наглядности можно также использовать картинки с изображением «мест обитания».
  15. Игра «Назови ласково»
    Цель : учить применять уменьшительно-ласкательные суффиксы.
    Пример : большое яблоко – маленькое яблочко…
  16. Игра «Один – много»
    Цель : учить образовывать множественное число существительных
    Пример : груша–груши…
  17. Игра «Весёлый счёт»
    Цель : учить детей согласованию существительного с количественными числительными.
    Пример : одно яблоко – два яблока - …- пять яблок…
  18. Игра: «Подбери признак»
    Цель : учить образовывать прилагательные.
    Пример : яблоко (какое?) – красное, большое, румяное, спелое, яркое, вкусное, круглое, полезное…; сок из яблок – яблочный, варенье – яблочное, «шарлотка» - яблочная….
  19. Игра «Подбери действие»
    Цель : учить образовывать глаголы разного времени.
    Пример : яблоко (что делает?) – растёт, спеет, наливается, зреет, падает; яблоко (что делало?) – спело, падало, росло…; яблоко – Что будет делать? – расти, зреть, падать…
  20. Игра «Я знаю пять названий»
    Цель : развитие памяти, быстроты реакции.
    Берётся мяч и отбивается о пол со словами: «Я знаю пять названий овощей: морковка – раз, огурец – два, капуста – три, лук – четыре, помидор – пять…». Игра продолжается, пока есть интерес и темы для перечислений (одежда, посуда, мебель, имена, школьные принадлежности… и т.д.)

УМЕНИЕ ОБОБЩАТЬ И КЛАССИФИЦИРОВАТЬ ПРЕДМЕТЫ

ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРИЗНАКАМ

Отвечай быстро

Цель игры. Закреплять умение детей классифици­ровать предметы (по цвету, форме, качеству), приучать их быстро думать и отвечать.

Ход игры. Воспитатель, держа в руках мяч, ста­новится вместе с детьми в круг и объясняет правила иг­ры: «Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, потом он сам называет любой цвет и перебрасывает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, свой цвет и т. д.

«Зеленый» - говорит воспитатель (делает маленькую паузу, давая детям возможность вспомнить предметы зе­леного цвета) и бросает мяч Вале. «Лист», - отвечает Валя и, сказав «голубой», бросает мяч Вите. «Небо»,- отвечает Витя и говорит «желтый», бросая мяч следую­щему. Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много.

Основным признаком для классификации может быть не цвет, а качество предмета. Начинающий говорит, на­пример: «Деревянный», - и бросает мяч. «Стол», - отве­чает ребенок, поймавший мяч, и предлагает свое слово: «Каменный». «Дом», - отвечает следующий играющий и говорит: «Стальной». - «Ложка». И т. д.

В следующий раз за основной признак берется форма. Воспитатель говорит слово «круглый» и бросает мяч лю­бому играющему. «Солнце», - отвечает тот и называет другую форму, например «квадратный», бросая мяч сле­дующему игроку. Тот называет предмет квадратной фор­мы (окно, книга, платок) и предлагает какую-либо фор­му. Одну и ту же форму можно повторять несколько раз, поскольку многие предметы имеют одинаковую форму.

При повторении игру можно усложнить, предложив называть не один, а два или несколько предметов.

Кто больше назовет действий?

Цель игры. Учить детей соотносить действия людей с их профессией, активизировать словарь, воспитывать умение быстро думать.

Ход игры. Воспитатель перед игрой проводит корот­кую беседу, уточняя понимание детьми слов «профессия», «действия»: «Дети, я работаю в детском саду воспитате­лем. Это моя профессия. Толина мама лечит больных. Ее профессия называется «врач». Как вы думаете, ка­кая профессия у Антонины Васильевны, которая нам готовит обед? (Дети отвечают: «Повар».) Назовите, какие вы знаете профессии. (Дети называют: «Шофер, учитель, сапожник, летчик и др.».) Каждый человек, имея про­фессию, работает, выполняет какие-то действия. Что же делает повар? (Дети отвечают: «Варит, печет, жарит, пе­ремалывает мясо, чистит овощи и др.».) Вот сейчас мы и поиграем с вами в игру «Кто больше назовет действий?» Я назову профессию, а вы вспомните все действия чело­века этой профессии».

Воспитатель говорит слово «врач». Дети отвечают: «Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекар­ство, делает уколы, операции». «Портной» - наметывает, кроит, порет, утюжит, примеряет, шьет и т. д.

Воспитатель называет знакомые детям профессии: дворник, няня, прачка, шофер и др. Дети вспоминают, что делают люди этих профессий.

Кто больше назовет действий, считается выигравшим.

Что кому нужно?

Цель игры. Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые лю­дям определенной профессии.

Ход игры. Воспитатель напоминает детям игру «Кто больше назовет действий?» Он говорит: «В этой игре вы называли, какие действия выполняет человек той или иной профессии. А сегодня мы вспомним, что же нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть человека по профессии, а вы скажете, что нужно ему для работы». «Сапожник!» - говорит воспитатель. «Гвоз­ди, молоток, кожа, сапоги, ботинки, машинка, лапа»,- отвечают дети.

Воспитатель называет профессии, знакомые детям данной группы: врач, медсестра, воспитатель, няня, двор­ник, шофер, летчик, повар и др.

Если интерес к игре у детей не пропадает, можно предложить обратный вариант. Воспитатель называет предметы для труда людей определенной профессии, а дети называют профессию.

«Читает, рассказывает, учит рисовать, лепить, танцу­ет и поет, играет», - говорит воспитатель и бросает мяч кому-либо из играющих. «Воспитательница», - отвечает тот и бросает мяч ей.

В этой игре, как и в других играх, где правилами предусматривается умение быстро отвечать, необходимо помнить об индивидуальных особенностях детей. Есть медлительные дети. Их надо приучать думать быстрее, но делать это следует осторожно. Такого ребенка лучше вызвать отвечать первым, так как в начале игры боль­шой выбор слов. Воспитатель подбадривает ребенка сло­вами: «Витя быстро нашел нужное слово. Молодец!» Подчеркивается именно быстрота ответа.

Вершки-корешки

Цель игры. Упражнять детей в классификации ово­щей (по принципу: что у них съедобно - корень или пло­ды на стебле).

Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть «вершками», а что - «корешками». «Съедобный корень овоща будем называть «корешками», а съедобный плод на стебле - «вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки». «По­мидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

Воспитатель может предложить иной вариант; он го­ворит: «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после бе­седы об овощах, об огороде.

Назови три предмета

Цель игры. Упражнять детей в классификации предметов.

Ход игры. «Дети,- говорит воспитатель,- мы уже играли в разные игры, где требовалось быстро подобрать нужное слово. Сейчас мы поиграем в похожую игру, но только будем подбирать не одно слово, а сразу три. Я на­зову одно слово, например «мебель», а тот, кому я брошу мяч, назовет три слова, которые можно назвать одним словом «мебель». Какие предметы можно назвать одним словом «мебель»?» Дети: «Стол, стул, кровать, диван». «Правильно, - говорит воспитатель, - но в игре нужно назвать только три слова». «Цветы!» - произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василек».

В этой игре дети учатся относить три видовых поня­тия к одному родовому. В другом варианте игры дети, наоборот, по нескольким видовым понятиям учатся на­ходить родовые. Например, воспитатель называет: «Малина, клубника, смородина». Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Ягоды».

Более сложным вариантом игры будет такой, когда воспитатель во время одной игры меняет задание: то называет видовые понятия, и дети находят родовые, то называет родовые понятия, а дети указывают видовые. Такой вариант предлагается в том случае, если дети час­то играли в различные игры на классификацию пред­метов.

Охотник

Цель игры. Упражнять детей в умении классифици­ровать и называть животных, рыб, птиц и т. д.

Ход игры. Где-нибудь на свободном месте в одном конце двора или площадки стоит группа играющих. Это дом. На расстоянии нескольких шагов от дома - чем дальше, тем лучше - положена какая-нибудь метка и проведена черта. Это лес, где водятся разные звери. В этот лес и отправляется охотник - один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту, буду охотиться за...» Здесь он делает шаг впе­ред и говорит: «...зайцем»; делает второй шаг: «...медве­дем»; делает третий шаг: «...волком»; четвертый шаг: «...лисицей»; пятый: «...барсуком...». При каждом шаге охотник называет какого-нибудь зверя. Нельзя два раза называть одного и того же зверя. Нельзя называть и птиц, но если играть в птичью охоту, то нужно назы­вать только птиц.

Победителем считается тот, кто дошел до леса, при каждом шаге называя нового зверя. Тот, кто не смог этого сделать, возвращается домой, а на охоту отправ­ляется следующий. Неудачливому охотнику можно раз­решить еще раз пойти на охоту. Возможно, на этот раз охота будет удачной.

Примечание. По принципу этой игры можно провести игру «Рыболов». Игра проводится так же. Рыболов го­ворит: «Пойду на рыбалку и поймаю... щуку, карася, оку­ня» и т. д.

Птицы (звери, рыбы)

Цель игры. Закреплять умение детей классифици­ровать и называть животных, птиц, рыб.

Ход игры. Все дети садятся на стулья, поставлен­ные в ряд или вокруг стола, или становятся в кружок.

Один из играющих берет в руки какой-нибудь пред­мет и передает его своему соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?» Сосед принимает предмет и бы­стро отвечает: «Орел». Затем он передает вещь своему соседу и сам говорит: «Вот птица. Что за птица?» «Воро­бей»,- отвечает тот и быстро передает предмет следу­ющему.

Предмет можно передавать по кругу несколько раз, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Отвечать надо не мешкая. Если ребенок медлит, это зна­чит, что он плохо знает птиц. Тогда все другие участники игры начинают помогать ему, называя птиц. Одну и ту же птицу нельзя называть дважды, каждый раз нужно называть новую. Если кто-нибудь повторит название два раза, у него берут фант, а по окончании игры заставляют выкупать его.

Так же играют, называя рыб, зверей, насекомых.

Кто больше назовет предметов?

Цель игры. Учить детей классифицировать предме­ты по месту их производства.

Ход игры. После предварительной беседы о том, что окружающие нас предметы изготовлены людьми на фаб­риках, заводах или выращены в совхозах и колхозах, воспитатель предлагает игру «Кто больше назовет пред­метов?»

«Что сделано на заводе (на фабрике)?» - спрашивает воспитатель и бросает мяч кому-либо из играющих. «Ма­шины»,- отвечает тот и бросает мяч следующему. Дети следят за правильностью ответов, за тем, чтобы не повторялось сказанное.

«Что выращено в колхозе (в совхозе)?» - спрашивает воспитатель. Дети называют: лен, картофель, рожь, пше­ница.

В такой игре уточняются знания детей. Например, де­ти узнают, что зерно выращивают колхозники, а хлеб выпекают рабочие пекарни, хлебозавода.

Постоянное напоминание детям о том, что в создание почти каждого предмета вложен труд человека, воспиты­вает у них бережное отношение ко всем вещам.

Природа и человек

Цель игры. Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.

Ход игры. Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знания о том, что окру­жающие нас предметы или сделаны руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; напри­мер, лес, уголь, нефть, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек.

«Что сделано человеком?» - спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов детей он задает новый вопрос: «Что создано природой?»

В ходе игры воспитатель проводит с детьми неболь­шую беседу о том, что человек использует природу для того, чтобы лучше жилось людям и в то же время люди бережно относятся к природе: охраняют леса от пожаров, очищают пруды, озера и реки, охраняют животных и птиц.

А если бы...

Цель игры. Воспитывать сообразительность, наход­чивость, умение использовать знания в соответствии с об­стоятельствами.

Ход игры. Воспитатель начинает игру таким вступ­лением: «Решили как-то ребята из детского сада отпра­виться в путешествие по родной стране. Все хотели путе­шествовать, но ничего у них не вышло, оказалось, что все они хотели путешествовать по-разному. Как вы думаете, что предлагали дети того детского сада? Куда и на чем они хотели поехать? Каждый может предложить только один маршрут и один подходящий вид транспорта, по­вторяться нельзя».

Дети сидят в кругу. Воспитатель передает одному из играющих какой-нибудь предмет (камешек, желудь, ку­бик). Получивший его говорит, куда бы он отправился и иа чем, и передает предмет рядом сидящему игроку. Так предмет переходит из рук в руки, пока не будут названы все средства передвижения. Дети вспоминают все: лодки, плоты, упряжки оленей, ракеты и др.

Дидактическая игра
«КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ ДЕЙСТВИЙ»

Дидактическая цель: Учить детей соотносить действия людей с различными профессиями
Задачи:
1. Образовательная: Учить детей уважать труд взрослых
2. Развивающая: Продолжать развивать память детей
3. Речевая: Развивать связную речь.
4. Воспитательная: Воспитывать дружелюбие

Игровые правила: называть действие данной профессии. Если ребенок не может вспомнить, то он ловит мяч и бросает назад ведущему.
Игровые действия: бросание и ловля мяча.
Материал: Мяч
Предварительная работа: Педагог перед игрой проводит короткую беседу, уточняя понимание детьми слов, используемых в различных профессиях, действиях.

Ход игры
1. Организационный момент.
Дети входят в группу, встают полукругом.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, на гостей, друг на друга, улыбнитесь и поздоровайтесь.
Сегодня мы с вами окунемся в мир профессий и поиграем в новую увлекательную игру «Кто больше назовет действий? »
Я буду называть профессии, а вы вспомните все действия этой профессии. А о каких профессиях мы с вами сегодня будем говорить, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Туда хожу я каждый день.Так нужно, даже если лень.Так нужно для моей семьи.Там хорошо и там свои.Я всех уже два года знаю,Я с ними ем и сплю, играю.Туда ходить я очень рад,Там мой любимый.
Дети. Детский сад.

Воспитатель: Молодцы. Мы поговорим о профессиях детского сада.
Игровые правила: называть действия данной профессии. Если вы не может вспомнить, то бросаете мяч назад ведущему. Нельзя перебивать отвечающего.

·Воспитатель: Каждый человек, имея профессию, выполняет какие-то действия.
Что же делает заведующий?
Дети: Заведующий руководит работой детского сада. У неё много важных дел. Делает детский сад красивым.

Воспитатель: Что делает заместитель заведующего?
Дети: Она помогает воспитателям учить малышей. Оформляет много документов. Готовит детей для участия в различных конкурсах.

Воспитатель: Что делает воспитатель?
Дети: Заботится о нас, любит нас и понимает, учит рисовать, лепить, считать, трудиться.

Воспитатель: Что делает инструктор по физической культуре?
Дети: Инструктор по физической культуре проводит физкультурные занятия. Он учит детей быть физически сильными, здоровыми, ловкими, выносливыми.

Воспитатель: Что делает музыкальный руководитель?
Дети: учит нас петь, танцевать.

Воспитатель: Что делает помощник воспитателя?
Дети: кормит нас, моет посуду и пол, вытирает пыль.

Воспитатель: Что делает медицинская сестра?
Дети: следит за нашим здоровьем детей: осматривает нас.

Воспитатель: А что делает Алексей Александрович? Как называется его профессия?
Дети: Ремонтирует мебель, мастерит песочницы, поделки. Подстригает траву.

Итог, результат в виде выигрыша. Кто больше всех дал правильных ответов, тот и победил, остальным надо постараться и в следующий раз у них все получится.
Заголовок 115


Приложенные файлы

«Что за предмет?»

Цель: учить называть предмет и его описывать.

Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

«Угадай игрушку»

Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

Ход. На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.

Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

«Кто больше увидит и назовёт»

Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

Ход. Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

«Сорока»

Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.

Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка – птица Сорока.

Ход. Воспитатель: Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла

(Воспитатель раскладывает предметы)

Дети:

Сорока, сорока
Отдай нам мыльце

Сорока:

Не дам, не отдам
Возьму ваше мыльце
Отдам моему сорочонку умыться.

Дети:

Сорока, сорока
Отдай нам иголку!

Сорока:

Не дам, не отдам.
Возьму я иголку
Сорочку сошью своему сорочонку.

Дети:

Сорока, сорока,
Отдай нам очки

Сорока:

Не дам, не отдам.
Я сама без очков,
Прочесть не могу сорочонку стихов.

Дети:

Сорока, сорока.
Отдай нам звоночек.

Сорока:

Не дам, не отдам.
Возьму я звоночек.
Отдам сорочонку – звони мой, сыночек.

Воспитатель:

Ты, сорока, не спеши
Ты у деток попроси.
Все тебя они поймут.
Всё что надо подадут.

Воспитатель:

Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить…)

Воспитатель:

Дети, что для этого нужно сороке?

(Дети называют и приносят все предметы) Сорока благодарит и улетает.

Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.

Ход. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения) Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

«Олины помощники»

Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов.

Материал: кукла Оля.

Ход. — К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

— Что это? (Это ноги)

— Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)

«Разноцветный сундучок»

Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.

Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.

Ход. Воспитатель:

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Ира, загляни-ка,

Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

«Скажи, какой?»

Цель: Учить детей выделять признаки предмета.

Ход. Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.

Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

«Волшебный кубик»

Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.

Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.

Ход. Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», — и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит сымитировать гул самолёта. Аналогично разыгрываются и другие грани кубика

«Необычная песенка»

Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

Ход. Воспитатель. Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О-О-О. (Дети пропевают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках – И-И-И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.

«Эхо»

Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.

Ход. Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т.д.

«Садовник и цветы»

Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)

Ход. Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.

«Кто больше действий назовёт»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Ход. Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

Например:

— Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

— Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

— Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

И т.д.

«Козлята и волк»

Цель. Заканчивать сказку по её началу.

Материал. Фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик

Ход. Воспитатель рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей.

Воспитатель: зайчик говорит….

Дети: не бойтесь меня, это я – маленький зайчик.

Воспитатель: Козлята угостили его….

Дети: морковкой, капустой…

Воспитатель: потом они стали…

И т.д.

«Разбуди кота»

Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.

Материал. Элементы костюма животных (шапочка)

Ход. Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).

Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

«Ветерок»

Цель. Развитие фонематического слуха.

Ход. Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.

Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения

«Буратино-путешественник»

Цель. Ориентироваться в значении глаголов.

Материал. Кукла Буратино.

Ход. Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.

— Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.

— Зевают, отдыхают, спят…

— Пляшут, поют, кружатся…

Был Буратино в детском саду, когда дети:

— приходят, здороваются… (Когда это бывает?)

— обедают, благодарят…

— одеваются, прощаются…

— лепят снежную бабу, катаются на санках

«Прятки»

Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)

Материал. Мелкие игрушки.

Ход. Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»

Т.О. дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.

«Почтальон принёс открытку»

Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.)

Материал. Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.

Ход. Игра проводится с небольшой подгруппой.

В дверь кто-то стучит.

Воспитатель: Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И, ты, Петя, запомни свою открытку.

Т.О. рассматриваются 4-5 штук. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действия персонажа и запомнить изображение.

Воспитатель: Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка? И т.д.

«Закончи предложение» (употребление сложноподчинённых предложений)

— Мама положила хлеб… куда? (в хлебницу)

— Брат насыпал сахар… куда? (в сахарницу)

— Бабушка сделала вкусный салат и положила его… куда? (в салатницу)

— Папа принёс конфеты и положил их … куда? (в конфетницу)

— Марина не пошла сегодня в школу, потому что… (заболела)

— Мы включили обогреватели, потому что… (стало холодно)

— Я не хочу спать, потому что… (ещё рано)

— Мы поедем завтра в лес, если… (будет хорошая погода)

— Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты)

— Кошка забралась на дерево, чтобы… (спастись от собаки)

«Режим дня»

8-10 сюжетных или схематических картинок о режиме дня. Предложить рассмотреть, а затем расположить в определённой последовательности и объяснить.

«Кому угощение?» (употребление трудных форм существительных)

Воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц — гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

«Назови три слова» (активизация словаря)

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

— Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

«Кто кем хочет стать?»

(употребление трудных форм глагола)

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.

«Зоопарк» (развитие связной речи).

Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

  1. Внешний вид;
  2. Чем питается.

Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

«Сравни предметы» (на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств).

В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.

Взрослый сообщает, что в детский сад прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди».

Например: Взрослый: «У меня нарядный фартук».

Ребёнок: «У меня рабочий фартук».

Взрослый: «Он белого цвета в красный горошек».

Ребёнок: «А мой — тёмно-синего цвета».

Взрослый: «Мой украшен кружевными оборками».

Ребёнок: «А мой — красной лентой».

Взрослый: «У этого фартука по бокам два кармана».

Ребёнок: «А у этого — один большой на груди».

Взрослый: «На этих карманах — узор из цветов».

Ребёнок: «А на этом нарисованы инструменты».

Взрослый: «В этом фартуке накрывают на стол».

Ребёнок: «А этот одевают для работы в мастерской».

«Кто кем был или что чем было»

(активизация словаря и расширение знаний об окружающем).

Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?

«Назови как можно больше предметов»

(активизация словаря, развитие внимания).

Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово — делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.

«Подбери рифму» (развивает фонематический слух).

Воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шёл жучок,
Песню пел в траве … (сверчок).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

«Назови части предмета»

(обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части).

Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т.д.

I вариант: дети по очереди называют части предметов.

II вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.

Цели: учить находить дерево по описанию, закрепить умение использовать в речи предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на; развивать слуховое внимание.

Ход игры : По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто прячется за высоким деревом, низким, толстым, тонким).

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»

Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия,развивать память, внимание.

Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

– Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)

– Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)

Дидактическая игра «Какое что бывает?»

Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение;развивать внимание.

Ход игры: Расскажите, что бывает:

зеленым - огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

широким - река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

Дидактическая игра «Что это за птица?»

Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью, учить описывать птиц по характерным признакам;развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры : Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»

Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию,развивать внимание.

Ход игры : Дети описывают любое растение в следующем порядке: форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.

Дидактическая игра «Бывает - не бывает» (с мячом)

Цели: развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.

Ход игры : Воспитатель произносит словосочетания и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Снег зимой … (бывает) Мороз летом … (не бывает)

Иней летом … (не бывает) капель летом … (не бывает)

Дидактическая игра «Третий лишний» (растения)

Цели: закрепить знания детей о многообразии растений,развивать память, быстроту реакции.

Ход игры : Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клен, липа, сирень. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши.

(Клен, липа - деревья, сирень - кустарник)

Статьи по теме: