Дид игры на тему осень. Картотека по окружающему миру на тему: Картотека игр по экологии Тема «Осень. «Бывает – не бывает» с мячом

Дидактические игры тема «Осень»

Дидактическая игра «Запасы зверей»

Задачи: совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду, развивать внимание, память, наблюдательность.
Атрибуты: картинки зверей, картинки с изображением растений и грибов.

Ход игры: играют 2 ребёнка. По очереди берут карточку с изображением растений или грибов, называют, что это, и кладут к картинке определённого животного. Примечание: игра может быть индивидуальной.

Дидактическая игра « Какой сок?» («Какое варенье?»)

Задачи: совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты: корзина, картинки фруктов.

Ход игры: дети по очереди берут картинку из корзинки, называют изображённый фрукт и говорят, как будет называться сок (или варенье) из этого фрукта. Например:«Это яблоко — яблочный сок».

Дидактическая игра « С какого дерева лист? »

Задачи: совершенствоватьумение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям, развивать внимание,наблюдательность,память,воображение.

Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев,осенние листья этих деревьев.

Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на своё дерево
Примечание:игра может проводиться в групповой и индивидуальной форме.

Дидактическая игра « Какой лист?»

Задачи: совершенствовать знания различать листья трёх деревьев, учить образовывать прилагательные,развивать устную речь,внимание,память.

Атрибуты: корзинка,осенние листья.

Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок, говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с берёзы- берёзовый лист.

Дидактическая игра « Парные картинки»

Задачи: учить соотносить пары картинок по принципу «целое и его часть», развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, устную речь.

Атрибуты:набор парных картинок на осеннюю тематику, где в каждой паре картинок на одной нарисовано целое изображение, а на другой его отдельная часть в виде отдельного предмета (например: птица на осенней ветке — осенняя ветка).

Ход игры: играют 2 ребёнка, у одного набор картинок с целым изображением, у второго-картинки с отдельными предметами. Один ребёнок берёт любую свою карточку,а другой должен подобрать ей парную,объясняя свой выбор. Потом второйвыкладывает свою картинку, а уже первый ребёнок подбирает ей пару.Примечание:игра может быть индивидуальной.

Дидактическая игра «Хлопай в ладоши»

Задачи: закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов,находить их на картинках, развивать слуховое внимани.,

Атрибуты: предметные картинки по теме.

Ход игры: читается стихотворение, дети должны запомнить и назвать овощи (или фрукты, или ягоды, или грибы в зависимости от темы), которые упоминались в стихотворении, и показать или выложить картинки с ихизображением. Когда читается стихотворение во второй раз, детихлопают в ладоши, если услышат название овоща (фрукта, ягоды, грибы).

Дидактическая игра. ОСЕНЬ . «Что бывает осенью?»

Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д

«Осенние листья» (лото)

Цель: расширить словарь по теме «Осень. Деревья», научить правильно употреблять существительные в родительном падеже.

Оборудование: осенние листья березы, дуба, клена и липы, наклеенные на одну большую карточку, и на отдельные карточки.Ход. Игра проводится после знакомства с осенними листьями на прогулке. Перед ребенком лежит большая карточка. Рядом сложены в стопку маленькие. Он берет одну маленькую карточку и определяет, лист какого дерева у него оказался: «Это лист клена» и т. п. Затем ищет такой же лист на большой карточке и накладывает на него маленькую. Неговорящего ребенка просят найти и показать лист клена, березы и т. д.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.

Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец - огурчик, репа - репка, морковь - морковочка, лук - лучок, картошка - картошечка). Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».«Какой овощ пропустили?»

Дидактическая игра "Поваренок "
Цель: активизация словаря по теме, обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.
Оборудование: картинки с изображением овощей или натуральные овощи.
Ход. Взрослый просит ребенка «приготовить» для него угощение (щи или салат). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).

Дидактическая игра «Загадки Зайца» Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.

Оборудование: игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход: Взрослый объясняет ребенку что зайчик хочет с ним поиграть, загадать загадки: «Зайка нащупает какой-нибудь овощ в мешке и расскажет тебе про него, а ты должен догадаться, что это». Зайкины загадки: «Длинная, красная (морковь). Зеленый, длинный (огурец). Круглый, красный (помидор)» и т. п.

Дидактический материал для закрепления по лексической теме: "Осень".

Мещерякова Светлана Геннадьевна, учитель - логопед МКОУ Ш -И № 8, г. Гремячинск, Пермский край.
Цель: Обобщение знаний обучающихся о времени года – осени.
Задачи: Развивать связную речь, коммуникативные навыки, слуховое и зрительное внимание, мышление;
Совершенствовать грамматический строй речи;
Воспитывать любознательность.
Описание:
Известно, что хорошее владение речью играет значительную роль не только в повседневной жизни, но и в профессиональной деятельности человека. Более приятное впечатление на окружающих производит тот, кто является интересным собеседником, может эффектно и доходчиво изложить свои мысли.
Хорошее владение родным языком, речью – это искусство, которому надо учиться.
Для чего необходимо развивать устную речь?
- Уметь общаться с разными людьми в различных ситуациях
- Выражать свои мысли и чувства
- Говорить красиво, правильно и приятно для слушателей.
Речь служит источником знаний об окружающем мире, средством общения и взаимопонимания. В связи с этим, важное значение приобретает умение детей пользоваться речью.
Каждый ребенок испытывает потребность в общении. Потребность в общении – одна из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность на основе этого анализа. И, конечно, детям хочется, чтобы их понимали. Дети часто испытывают затруднения при описании людей, предметов, явлений. Даже, несмотря на достаточный словарный запас, большинство детей не умеют правильно говорить, им трудно формулировать свои мысли, они не могут полноценно участвовать в беседе, вести диалог.
Формирование связной речи является главной задачей речевого воспитания. Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка.
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки. Предлагаемые задания направлены на закрепление материала по лексической теме: «Осень». Это своеобразное домашнее задание, которое интересно выполнять с детьми после логопедического занятия дома, на прогулке.
Материал будет полезен воспитателям, учителям начальной школы, родителям, логопедам.

Задание:

«Читай, добавляй, предложения составляй».



Задание:

«Расположи слова по порядку, составь правильное предложение».

Сапоги, резиновые сапоги, обувь. (Резиновые сапоги – это обувь)


Задание:

"Любимые стихи"

Послушай стихотворение. Найди предложения. Прочитай выразительно.
Чтобы дать детям почувствовать красоту поэтического слова, взрослый сам должен чувствовать её и уметь передать в своём исполнении. Нельзя читать произведение монотонно, невыразительно.

Поспевает брусника.
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают,
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Внешнюю леса красу.
С холоду щеки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!..
(А. Н. Майков)


Задание:
Прочитай стихотворение. Придумай название.



Задание:

«Уточним признаки»

Расскажи, что характерно для каждого осеннего месяца? Чем отличается осень от лета?


Согласование прилагательного с существительными:
Задание: Подобрать эпитеты к словам: солнце, небо, день, погода, деревья, трава, животные, птицы, насекомые.



Задание:
Подобрать антонимы к словам: тепло – холодно, пасмурный день – солнечный день, сухой – мокрый, длинный – короткий.

Задание:

«Проговори скороговорку».

Сначала проговори скороговорку вслух медленно два раза. Теперь про себя несколько раз – вначале медленно, потом всё быстрее. Научись быстро произносить скороговорки вслух.

«Все клены стали рыжие,
И ни один не дразнится:
Раз все равно все рыжие
Кому какая разница!»


Задание:

«Учимся отвечать на вопросы»

В зависимости от того, какую задачу вы ставите перед ребенком, такой и требуйте ответ: полный или краткий. После прочтения текста ответы могут быть полные содержательные. Вопрос должен быть построен грамотно, четко, чтобы ребенок не отвлекался на посторонние детали.
Послушай рассказ. Расскажи, о каком времени года идет речь?
Рассмотри картинки, какая из них соответствует рассказу?
Важно, чтобы текст, читаемый взрослым, был образцом правильного литературного построения предложения, был ярким, выразительным. Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит всё реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди – долгие, моросящие. Листья на деревьях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая её золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.

Разноцветные кораблики.

Пришла я на пруд. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывёт. Много ещё прилетит их сегодня, и завтра, и и послезавтра. А потом кончатся кораблики. И пруд замёрзнет.
(Д. Н. Кайгородов)
Расскажи, что за кораблики плавают на пруду. В какое время года бывают такие кораблики?
Раскрась эту картинку, составь по ней рассказ.




Поделитесь своими впечатлениями об осени. Спросите, а как вы относитесь к осени? Рассказ начните с таких слов:
Я люблю осень потому что…
Мне не нравится осень, потому что…



Составь по плану рассказ: "День знаний!"


Задание: «Что нам осень подарила».
Слова – помощники: сад, фрукты, овощи, огород, уборка, урожай, грибы, корзины, лес, собирать, созрели, заготавливать.



Игра: «Что растет в огороде?»
Вспомни, что растет в огороде. А что растет в саду? Посмотри на рисунки, сначала назови все овощи, потом все ягоды и наконец все фрукты.
Ответь на вопросы и объясни, почему на один и тот- же вопрос можно дать несколько правильных ответов.



Игра: «Я готовлю сам»
Покажи и назови овощи, из которых варят суп борщ, и фрукты для компота.
Мы сварим борщ из…
Мы сварим компот из…



Игра: «Я придумываю цвет»
Названия некоторых цветов происходят от названия слов – предметов. Давай придумаем названия цветов вместе.
Салат (цвет какой?) – салатный.
Брусника (цвет какой?) – брусничный.
Свекла (цвет какой?) – свекольный.
Орех (цвет какой?) – ореховый.
Морковь (цвет какой?) – морковный.
Слива (цвет какой?) – сливовый.
Игра: «Какие бывают соки»
Как эти соки называются?
Сок из яблок – яблочный.
Сок из винограда – виноградный.
Сок из моркови – морковный.
Сок из томатов – томатный сок.
Сок из огурцов – огуречный сок.
Сок из слив – сливовый сок.
Сок из капусты – капустный сок.
Сок из картофеля – картофельный сок.
Сок из клюквы - …
Сок из груш - … Назначение материала: игра может быть использована педагогами, родителями в работе с детьми дошкольного возраста 4 - 7 лет.
Оборудование: 12 картинок
Цель: развитие наблюдательности, зрительного внимания и памяти
Задачи:
1. Коррекционно - образовательные: активизировать знания детей по теме: «Осень», о жизни животных в осенний период; автоматизировать звуки Ж, Л, Р, З в связной речи.
2. Коррекционно - развивающие задачи: развивать умение сравнивать, находить сходства и различия; учить дифференцированно, использовать в речи простые предлоги (на, под, от, к, у).
3. Коррекционно- воспитательные задачи: Воспитывать коммуникативные навыки детей.
Форма организации: индивидуальная или подгрупповая (до 4 человек)
Варианты игры:
  1. Ребенок, традиционно, сравнивает между собой, предложенные ему, карты. Находит различия, аргументирует их, используя полные ответы.
  2. Каждому ребенку из подгруппы выдается по одной карте, все остальные лежат в стопке, где верхняя карта открыта для всех. Основная задача каждого - собрать, как можно больше карт. Для этого необходимо быстрее всех увидеть и назвать различия между своей картой, и картой, которая лежит в центре стола. Преимущество отдается тому игроку, который назвал отличие, не повторяющееся в предыдущем ходе.
  3. Смысл игры схож с предыдущим вариантом, но в этом случае нужно назвать, как можно больше отличий. За каждое названное отличие ребенок получает фишку. Кто назовет больше, тот и забирает карту себе.




Варианты изменений:
Белка у дерева, на дереве, под деревом.
Белка смотрит вправо, влево.
Ежик идет к дереву (к норке), от дерева (от норки).
Желуди на дубе, под дубом, у дуба.
Зонт у дерева, зонт на дереве.
Зонт в луже, нет зонта
Зонт красный, золотистый, голубой.
Лист в зонте зеленый, оранжевый.

Изготовление игры:
Игра выполнена в редакторе Word.
Картинный материал взят из сети интернет (ссылки с источников расположены ниже).

В поисковой строке Яндекса набираем слово КЛИПАРТ (картинка на прозрачном фоне) и желаемую картинку. Выбираем необходимую картинку, копируем и вставляем в документ. Если найти клипарт сложно, то для удаления фона выполняем следующие действия: РАБОТА С РИСУНКОМ-ПЕРЕКРАСИТЬ-УСТАНОВИТЬ ПРОЗРАЧНЫЙ ФОН.

Что бы картинка могла легко перемещаться на листе, нужно нажать на правую клавишу мыши, выбрать ФОРМАТ ОБЪЕКТА - ОБТЕКАНИЕ ТЕКСТОМ - ПЕРЕД ТЕКСТОМ.

Осенние игры для детей среднего дошкольного возраста

Садовая считалка

Слушаем считалку и стараемся её запомнить.

Мы с тобою в сад пойдём,

Много там цветов найдём:

Астры, флоксы, георгины,

И гвоздики, и люпины.

Хризантемы я найду.

Что ещё растёт в саду?

Колокольчики-цветы.

А водить-то будешь ты!

Игра «Садовник»

Каждый участник игры выбирает себе цветок - ромашку, пион, розу и т. д. Один из участников становится садовником. Он говорит:

Я садовником родился.

Не на шутку рассердился.

Все цветы мне надоели, кроме... ромашки.

Что с тобой?

Влюблена.

Что с тобой?

Диалог повторяется, называется другой цветок. Игра продолжается. Тот, кто быстро не отреагировал, когда его назвали, выходит из игры.

Пальчиковая игра «Ягоды»

Слушаем стихи и загибаем пальчики - считаем ягоды.

Сколько ягод в мире есть?

Всех, конечно, и не счесть!

Земляника, и клубника,

И крыжовник, и брусника,

А ещё смородина

Чёрная и красная.

Ох, варенье вкусное!

Ягода прекрасная!

Есть малина и черника,

Клюква есть и голубика,

А ещё есть виноград.

Винограду каждый рад!

Игра «На все цвета»

Воспитатель предлагает цвет. Дети должны вспомнить и назвать ягоду этого цвета. Варианты игры: называть фрукты, цветы.

Игра «Собираем сливы»

Вот в саду созрели сливы.

Они вкусны и красивы.

(Выставляем руки вперёд и немного разводим их в стороны.)

Но все сливы высоко,

И достать их нелегко.

(Поднимаем руки вверх.)

Чтобы сливы нам сорвать,

Будем ветки наклонять.

(Поднимаем руки вверх и прыгаем на месте.)

Ничего не получилось,

Будем пробовать опять.

(Повторяем прыжки с поднятыми вверх руками.)

Принесли мы лестницу,

Лестницу-чудесницу.

На неё мы залезаем,

Сливы мы легко срываем.

Игра «Смотри на сливы»

Воспитатель показывает детям пять слив разного цвета - жёлтую, красную, бордовую, синюю, фиолетовую (овалы, вырезанные из бумаги). По команде дети закрывают глаза. Воспитатель убирает одну из слив или меняет её место, после чего просит детей открыть глаза. Они должны сказать, что изменилось. В дальнейшем можно усложнять задание: производить одновременно два или три изменения.

Лесные загадки

Колючий, серый.

При любой опасности

Сворачивается клубком. (Ёж.)

С большими ушами,

В серой пушистой шубке.

Такой трусливый,

Что всех боится. (Заяц.)

С пушистым хвостом,

В рыжей пушистой шубке.

Такая хитрая,

Что всех может обмануть. (Лиса.)

Большой, неуклюжий,

В коричневой шубе.

Любит ягоды и мёд. (Медведь.)

Игра «Волшебная палочка»

Воспитатель дотрагивается волшебной палочкой до детей и превращает их в диких животных: медведей, волков, лис, тигров и т. д. Дети должны изобразить походку и повадки животного (также можно показать, какие звуки издаёт). Тот, у кого это получится лучше, чем у других, станет победителем.

Пальчиковая игра «Грибы»

Слушаем стихи и загибаем пальчики - считаем грибы.

Мы по лесу шли, шли,

Кузовок грибов нашли.

Раз - грибочек под берёзой,

Два - грибочек под осиной.

Три - грибочек за пеньком,

А четыре - под кустом.

Шесть и семь - под веткой клёна.

Восемь - за сосной зелёной.

Девять - на полянке.

Десять - гриб поганка.

Будем его брать?

(Дети отвечают.)

А почему его не брать?

(Дети отвечают.)

Игра «Ягоды, грибы, орехи»

Когда воспитатель произносит слово «грибы», дети должны присесть, когда слово «ягоды» - должны стоять, опустив руки, а когда слово «орехи» - стоя, поднимают руки вверх (орехи растут высоко). Воспитатель может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать участников игры.

Пальчиковая игра «Варенье»

Слушаем стихи и загибаем пальчики.

Из чего сварить варенье,

Чтобы было угощенье?

Из крыжовника, малины,

Из смородины, калины,

Из рябины, из черники,

Из душистой земляники.

Из клубники и из груши

Тоже вас зовём покушать.

И из вишни вам дадим.

Приходите, поедим!

Игра «Отгадай ягоды»

Воспитатель бросает игроку мяч и произносит первый слог в названии какой-либо ягоды. Игрок ловит мяч, произносит всё название ягоды и бросает мяч воспитателю. Например:

Ви... (Вишня.)

Ма... (Малина.)

Клу... (Клубника.)

Кры... (Крыжовник.)

Смо... (Смородина.)

Деревенские загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Есть усы и длинный хвост.

Много шерсти, малый рост.

Утром сядет на окошко.

Догадались? Это... (кошка).

Щиплет за пятки -

Беги без оглядки. (Гусь.)

Не всадник,

А со шпорами.

Есть гребешок,

А не причёсывается.

Не будильник,

А по утрам всех будит. (Петух.)

Ходит, квохчет.

По двору идёт -

Деток за собой ведёт. (Курица.)

Явился в жёлтой шубке.

Прощайте, две скорлупки! (Цыплёнок.)

Среди двора стоит копна.

Спереди вилы, сзади метла. (Корова.)

Игра «Отгадай животное»

Воспитатель загадывает какое-нибудь домашнее животное. Дети должны отгадать его. Побеждает тот, кто первым назовёт животное. По очереди дети задают уточняющие вопросы, которые требуют ответа «да» или «нет». Например:

У этого животного есть рога?

У этого животного есть копыта?

Ест траву и сено?

Даёт молоко?

Это корова?

Игра «Подсолнух»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

У забора появился

Тоненький росточек.

(Приседаем и встаём.)

Быстро вверх он потянулся,

Вырос вдруг листочек.

(Поднимаем руки вверх.)

Вот стоит большой цветок -

Так похож на солнышко.

(Качаем руками, поднятыми вверх.)

Нежен каждый лепесток

Жёлтого подсолнушка.

(Выставляем руки вперёд и растопыриваем пальцы.)

Очень-очень много в нём

Уж созрело семечек.

(Разводим руки в стороны.)

Будет угощение

Для мальчиков и девочек!

(Сдвигаем прямые руки, вытягиваем перед собой.)

Игра «Из него сделано?»

Воспитатель называет то, что едят. Дети должны сказать, из чего это сделано. Например: подсолнечное масло - из семечек подсолнечника (с помощью тяжёлых прессов выжимают из них масло), сметана - из молока, хлеб - из зерна, варенье - из фруктов и ягод, и т. д.

Игра «Деревья»

Слушаем рассказ и выполняем различные движения.

Летом ярко светило солнышко.

Тёплый ветерок обдувал деревья.

(Машем на себя ладошками.)

Тёплый дождик мыл зелёные листочки.

(Кончиками пальцев трём щёчки.)

А потом лето кончилось, пришла осень.

Холодный дождик стучал по листьям.

(Стучим кончиками пальцев по щёчкам.)

Холодный ветер раскачивал деревья.

(Качаемся из стороны в сторону.)

Листья пожелтели и упали на землю.

(Приседаем, потом встаём.)

Стало совсем холодно, и деревья заснули.

(Кладём ладошки под щёчку.)

Деревья проснутся весной.

Станет тепло, будет ярко светить солнышко.

(Растопыриваем пальцы перед собой.)

На деревьях вырастут новые листочки.

Тёплый дождик будет мыть зелёные листочки

(Трясём кистями рук.)

Игра «Ветер и деревья»

Один из игроков - в роли ветра. Остальные - деревья. Они стоят, подняв руки вверх и немного разведя их в стороны. Ветер дует - слабо или сильно, и деревья качаются соответственно.

Хвойные загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Зимой и летом

Одним цветом. (Ель, сосна.)

С иголками,

А не лягушка. (Ель, сосна.)

Вокруг неё охотно

Мы водим хоровод,

Когда приходит праздник

Весёлый Новый год. (Ёлка.)

Игра «Ёлка»

Слушаем стихи и делаем весёлый массаж: касаемся пальчиками разных частей тела.

У зелёной нашей ёлки

Очень колются иголки.

Колют щёчки, колют ушки

У Алёны и подружки.

Колют ручки,

Колют ножки

У Алёши и Серёжки.

И коленки, и бока.

Хватит, ёлочка, пока!

Игра «Змейки»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Змейки ползают везде -

И на суше, и в воде.

(Делаем перед собой руками волнообразные движения.)

Змейки влево поползут -

Были там, а стали тут.

(Правой рукой двигаем волнообразно влево.)

Змейки вправо поползут -

Были там, а стали тут.

(Левой рукой двигаем волнообразно вправо.)

Змейки лезут по стволу

(Поднимаем руки вверх.)

И сползают на траву.

(Опускаем руки вниз.)

Змейки лезут под корягу

И под ней тихонько лягут.

(Нагибаемся и приседаем.)

Игра «Змейка»

Дети встают друг за другом и держат за пояс соседа, стоящего впереди. Это змейка. Она ползёт вперёд, поворачивает в стороны, отползает от препятствий. Скорость движения постепенно увеличивается. Важно, чтобы колонна не распадалась (нельзя убирать руки).

Загадки про птиц

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Кто уселся на суку

И кричит «ку-ку, ку-ку»? (Кукушка.)

Я на пруд хожу купаться,

Понырять и поплескаться.

Там кричу я: «Га-га-га!

Как красивы берега!» (Гусь.)

Разлетайтесь, воробьи!

Разбегайтесь, мыши!

Кто-то чёрный и большой

К нам спустился с крыши.

Прячьтесь, муха и комар!

Кто кричит здесь «кар-кар-кар»? (Ворона.)

Игра «Гуси и Волк»

Нужно выбрать Волка. В начале игры он сидит в сторонке. Слова произносит сам воспитатель или (как диалог) вместе с детьми. После этого гуси летят (пробегают) мимо Волка в свой дом. А Волк старается схватить гусей. Те, кому удалось спастись, продолжают игру. Игра закончится, когда все гуси будут пойманы.

Гуси, гуси!

Га-га-га!

Есть хотите?

Да, да, да!

Ну летите домой!

Серый Волк под горой не пускает нас домой!

Ну летите как хотите, только крылья берегите!

Игра «Сыч летает»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Сыч летает над кустами.

(Машем руками, как крыльями.)

Вы спасайтесь, мышки, сами.

(Приседаем.)

Сыч летает -

Злится, злится:

Кто меня тут не боится?

(Машем руками, как крыльями.)

Я и ниже полечу,

Мышку я сейчас схвачу!

(Делаем руками перед собой хватательные движения.)

Смотрит сыч на землю зорко.

Вы спасайтесь, мышки, в норке. (Приседаем.)

Мышки в норку прошмыгнули,

(Бежим на месте.)

Злую птицу обманули.

(Машем ладошками перед собой.)

Игра «Сыч и мышата»

Сыча можно выбрать с помощью считалки. Остальные дети - мышата. На полу верёвочкой выложен большой круг. Это норка. По команде воспитателя мышата выбегают из норки и веселятся, бегают. Воспитатель говорит: «Вот из леса вылетает сыч». Мышата должны быстро забежать в норку, чтобы не оказаться пойманными.

Пальчиковая игра «Птицы»

Слушаем стихи и загибаем пальчики. При последних словах прячем ручки.

Эта птица - соловей.

Эта птица - воробей.

Эта птица - совушка,

Сонная головушка.

Эта птица - скворушка,

Серенькое перышко.

Эта птица - свиристель,

Эта птица - коростель.

Это - зяблик, это - стриж,

Это - развесёлый чиж.

Ну а это - злой орлан.

Ну-ка, птицы, по домам!

Игра «Перелётные и неперелётные птицы»

Воспитатель произносит названия птиц. Если птицы перелётные (осенью улетают на юг), то дети машут руками, как крыльями. Если птицы не улетают, остаются зимовать в родных местах, то дети стоят, опустив руки. Например: скворец (машем), ласточка (машем), воробей (руки внизу), синица (руки внизу), голубь (руки внизу), грач (машем), ворона (руки внизу).

Осенние загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Сильнее солнца,

Слабее ветра.

Ног нет, а идёт.

Глаз нет, а плачет. (Туча.)

С неба пришёл,

В землю ушёл. (Дождь.)

Дождь холодный моросит,

А медведь уснуть спешит.

Мышь запасы собирает.

Время года кто узнает? (Осень.)

Все цветы пропали,

Листья все опали.

Птицы улетают.

Когда это бывает? (Осенью.)

Игра «Осень»

Воспитатель рассказывает об осени и иногда намеренно ошибается. Если он говорит неправильно, дети должны хлопать в ладоши.

Осенью становится теплее, чем летом. (Хлопаем.)

Осенью становится холоднее, чем летом.

Осенью появляются новые зелёные листья. (Хлопаем.)

Осенью листья становятся жёлтыми и красными, потом опадают.

Осенью некоторые птицы прилетают к нам с юга. (Хлопаем.)

Осенью некоторые птицы улетают на юг.

Осенью медведь и ёжик просыпаются. (Хлопаем.)

Осенью медведь и ёжик засыпают.

В игре участвует сначала небольшое число детей, затем может быть привлечено 10-12 человек. Вместо домиков-стульев можно использовать большой пестрый зонтик, под который дети прячутся по сигналу «Дождик!». Во время прогулки можно предложить детям собирать цветы, ягоды, попрыгать, походить парами. При повторении игру можно усложнить, разместив домики (по 3-4 стула) в разных местах комнаты. Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать в него.

Мимическая игра «Осень»

Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, весе лое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гони мая. Изобразить плачущую Осень.
Наше настроение: Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.
Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы уди вились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широ ко раскрываются, при опускании - почти закрываются.
Любуемся красивым нарядом Осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»

Пальчиковая игра «Засолка капусты»

Пальчиковая гимнастика для детей, которая сопровождается стишками, очень полезна для детского развития, так как она развивает память, тактильную чувствительность, восприятие, эмоции, мелкую моторику, мышление, речь малыша.

Мы капусту рубим,
Движения прямыми кистями вверх-вниз.
Мы морковку трем,
Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя.
Мы капусту солим,
Имитировать посыпание солью из щепотки.
Мы капусту жмем.
Сжимать и разжимать пальцы.

Пальчиковая игра «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять.
Загибают пальчики, начиная с большого.
Будем листья собирать.
Сжимают и разжимают кулачки.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба
мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
«Шагают» пальчиками.

(Н. Нищева)

Игра «Сдуй листок со стола»

На столе перед каждым ребенком раскладываются листья деревьев, дети стоят на коленях или садятся на корточки перед столом так, чтобы листья находились на уровне губ. По команде взрослого дети делают глубокий вдох и дуют на листья, вытянув губы трубочкой. При этом взрослый следит за тем, чтобы дети не поднимали плеч на вдохе и не раздували щек на выдохе. Упражнение не стоит выполнять более 3-4 раз. Цель – развивать речевое дыхание.

Подвижная игра «Поймай листок»

Цель – развить умение подпрыгивать на месте как можно выше.
Ход игры: Дети пытаются поймать листок, висящий на веточке или летящий по воздуху.

Подвижная игра «Листопад»

Цель – закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев. Закрепить понятие «листопад».
Всем детям раздаются листья из осеннего букета.
Взрослый: Дует легкий осенний ветерок: “У-у-у-у-у-у-у-у” (тихо). Листочки едва шевелятся. Подул сильный ветер: “У-у-у-у-у-у-у-у!” (громко). Заблудились мы в лесу, закричали мы: “АУ!” (Сначала громко, потом тихо). Осенние листочки на веточках сидят, осенние листочки с нами говорят:
“А-о-и-у”. (Под музыку они кружатся с листочками в руках.)
Налетел ветер, и листочки стали опадать.
Листопад, листопад, листья желтые летят. (Дети, у которых желтые листочки бросают их на коврик и приседают).
Листопад, листопад, листья красные летят. (Дети, у которых красные листочки бросают их на коврик и приседают).

Подвижная игра «Птички в гнездышках»

В этой подвижной игре может быть задействовано столько детей, сколько позволяет площадь проведения игры.
Итак, дети сидят на корточках в кругах, начерченных на земле. Это и есть «гнездышки». По сигналу взрослого все «птички» вылетают, разлетаются в разные стороны, приседают, «разыскивая корм», снова летают, размахивая руками-крыльями. По сигналу «Птички, в гнездышки!» малыши должны возвратиться на свои места. Важно, чтобы дети действовали по сигналу, улетали от «гнездышка» как можно дальше и возвращались бы
только в свое «гнездышко».

Подвижная игра «Гуси-лебеди»

На одной стороне площадки проводится черта, отделяющая «гусятник». По середине площадки ставится 4 скамейки, образующие дорогу шириной 2-3 метра. На другой стороне площадки ставится 2 скамейки — это «гора».
Все играющие находятся в «гусятнике» — «гуси». За горой очерчивается круг «логово», в котором размещаются 2 «волка».
По сигналу — «гуси — лебеди, в поле», «гуси» идут в «поле» и там гуляют. По сигналу «гуси — лебеди домой, волк за дальней горой», «гуси» бегут к скамейкам в «гусятник». Из-за «горы» выбегают «волки» и догоняют «гусей».
Выигрывают игроки, ни разу не пойманные

Подвижная игра «Белки-шишки-орехи»

Все ребята встают, взявшись за руки, по три человека, образуя беличье гнездо. Между собой они договариваются, кто будет белкой, кто — орехом, кто -шишкой.
Водящий один, гнезда у него нет. Есть в этой игре еще и ведущий, который произносит слова: белки, шишки, орехи.
Если он сказал белки, то все белки оставляют свои гнезда и перебегают в другие. В это время водящий занимает свободное место в любом гнезде, становясь белкой. Тот, кому не хватило места в гнездах, становится водящим.
Если ведущий говорит: орехи, то местами меняются орехи и водящий, занявший место в гнезде, который становится орехом.
Водящий и ведущий могут быть разными людьми, а может обе функции выполнять один человек. Ведущим может быть подана команда: белки-шишки-орехи, и тогда меняются местами сразу все.

Подготовила Марьяна Чорновил

Статьи по теме: