История deus ex mankind divided. Обзор Deus Ex: Mankind Divided – Радость фанатов Deus Ex и горе тех, кто ждал что-то новое. А теперь про игру

На этой неделе состоялся релиз одного из самых главных проектов этого месяца - Deus Ex: Mankind Divided . А, значит, самое время подробно рассказать о игре. Насколько интересными и разнообразными получились новые приключения Адама Дженсена, насколько крутыми оказались все новые геймплейные навороты, читайте в нашем обзоре.

В моем понимании Deus Ex: Mankind Divided просто должен был встать на пьедестал лучших игр 2016 года, выделиться из огромной и серой массы, стать звездой тусклого небосклона нынешней игровой индустрии. Однако с этим все сложно. Нет, игра по-прежнему хороша, но прошло столько лет, а изменилось мало, совсем мало. Кого-то это устроит, кто-то заплачет от разбитых завышенных ожиданий. Кто-то, как я, тихо вздохнет после прохождения, но все же улыбнется и не будет ни капли сожалеть о том, что взял игру.


Поэтому мне захотелось сделать рецензию Deus Ex: Mankind Divided как можно большей объясняющей то, что придется ожидать от игры, без дифирамбов и невесть откуда взявшихся проблем. Так давайте же доберемся до скелета игры и пересчитаем ему кости!

Палка о двух концах

Сценарий в Mankind Divided палка о двух концах. Eidos решили продолжить старую историю, при этом практически полностью обрубив связи с ней. Наверняка, если вы фанат серии, то помните об «Инциденте» в Human Revolution после которого аугментированные съехали с катушек и начали проявлять агрессию. В Mankind Divided прошло два года после случившегося и накал недоверия, конфронтации между людьми и аугментированными, достиг апогея, в центре которого и оказался наш герой Дженсен, ныне работающий на Интерпол.

Как видите, Eidos не стали заморачиваться, и перенесли все попсово-современные проблемы общества на игру: беженцы, расовое разделение, противная людская натура, а за спинами хохочут, пожиная барыши от войн, тайные корпорации.


И вроде все здесь хорошо, я думаю это именно то, чего ждали фанаты, всякие там иллюминаты и заговоры на месте, но… Как часто бывает это «НО» в последнее время. После первой главы, которая ну просто заставляет тебя купить попкорн, настолько интересная здесь завязка, сюжет начинает скакать галопом. Словно арабский скакун, перепрыгивая через головы только что введенных персонажей, которые появляются, чтобы исчезнуть, а вокруг проносится чертополох из странных моральных выборов.

Самое печальное то, что на финише нас ждут сценаристы из Eidos , чтобы дружной компанией плюнуть нам в лицо самой дешевой из концовок, совершенно не прислушавшись к фанатам, основной претензией которых, между прочим, было отсутствие влияния на концовки игры и их количество. Да-да, их тут всего две: А и B, причем выбрав B, я потом успел сделать A, что как бы немножко смущает.


Совсем не этого ждешь от продолжателя идей прекрасной Deus Ex от ION Storm , хорошо хоть новая система диалогов маленькой гирькой скрашивает ваше желание как-то, пусть и локально, влиять на мир.

В то же время по соседству расположились прекрасные дополнительные истории, которые на «отлично» раскрывают мир и его настроения. Да, где-то 70% из них типичные «убей и принеси». Но Deus Ex именно та игра, где это интересно делать. В первую очередь из-за вариативности прохождения, будь то стелс, драка или уговор. Во вторую очередь из-за тщательного геймдизайна, благодаря которому каждое помещение выглядит интересно: вот тут живет культурист, а тут, видимо, любитель котят.

Остальные 30% запомнятся вам надолго, боль, отчаяние и радость, сложные моральные выборы - всё это включено в комплект Mankind Divided . Извините за спойлер, но я навсегда запомню миссию, где мне пришлось выбирать между двумя жизнями: молодая девушка, такая красивая, но безумно замученная и испуганная, или же дряхлый старик с внучкой. Чёрт побери, выбор дался мне сквозь зубы!


Если подводить итоги, то получилось неплохо, скомкали основную историю, минимум интриги, но в то же время подняли интересную тему, которая, впрочем, очень часто отдает дешевыми боевиками 90-ых. Но всё это дополнили действительно интересными сайд-квестами. На 7 баллов наработали, так или иначе. Почему 7, а не, скажем, 8? Да потому, что игра оказалась немного коротка для AAA-проекта, я прошел её за 20 часов, пропустив достаточно малое количество второстепенных заданий. За слив второй половины и за отсутствие ярких героев и твистов, получите - распишитесь.

Потрясающая Прага, которая быстро надоедает

В помощь сценарию бросились геймдизайнеры. Прага со всей этой готической старо-европейской застройкой, церквями, мостами, соседствующими с футуристическими элементами зодчества - создает невероятную атмосферу. Особенно для жанра "киберпанк", где мы привыкли видеть Гонконг, Нью-Йорк и прочие "более подходящие места".


Наконец-то разработчики избавились и от желтизны, которая так раздражала в Human Revouliton , серо-голубые переливы города радуют глаз. Тут проработано всё, квартиры отличаются убранством, даже в канализации можно найти любовь к деталям, но есть одно «НО». Заметили? Здесь становится слишком много «НО»! К сожалению, Прага тут единственное место (да есть ещё парочка локаций - Альпы, Дубай, но там мы заперты в скромные коробки уровней), которое реально цепляет и из-за того, что город один - всё успевает наскучить достаточно быстро.

Я думаю, нас прям-таки ждет парочка (тысяч) DLC, впрочем, это реалии современного игростроя. А завершу я этот абзац ложкой меда, все «боевые» локации проработаны на отлично, они многоуровневые, напичканные секретными и потайными локациями, в них можно смело реализовать кучу ваших игровых идей!


Из претензий, как вы поняли, лишь не такое большое количество локаций, что ожидаешь от AAA-игры такого уровня, впрочем, всё остальное на очень и очень высоком уровне! Я сначала вертел в руках оценку 8, но…Прага такая красивая, заманчивая, что я просто не мог не поставить 8.5.

Глупые враги губят весь стелс

Вот мы подошли к геймплею. Самое гибкое и сложное для оценки место. Я начну с самого главного разочарования - это искусственный интеллект врагов. За AI я проклинал первую часть, настолько глупыми были враги, за AI я проклинаю и вторую.


Враги не видят вплотную, налетают стаями, застревают в укрытиях и оголяют свои головы. Тупицы, откуда здесь столько тупых людей??? Это напрочь портит отыгрыш стелса, кому интересно оббегать охранников, сбившихся в стайки и ходящих по кругу? Эх,…а ведь стелс здесь мог бы быть очень хорош, со всеми этими удаленными взломами и хакерскими приемчикам, с кучей секретных лазов и многоуровневой системой. Впрочем, кому понравился геймплей Human Revouliton , тот будет счастлив и здесь. Игра ощущается точно так же, и радует, что разработчики не пошли на поводу у индустрии и отказались от коридоров, бесполезных QTE-элементов.

Как и раньше вас тут не ограничивают в выборе стиля прохождения, уровни продуманно многоуровневые. Можно пойти напролом вместе с новыми летальными аугментациями, а можно взломать турель и устроить «дискотеку» под музыку пуль. Или же вы клофелинщик со стажем? Можно тут и вообще не вступать в бой, ловко лавируя за ящиками. Ну, или, как это выходит в большинстве случаев, комбинировать все стили в собственную солянку. И это громадный, просто огромный плюс! Сейчас настолько много коридорных игр, что такая свобода окрыляет, добавляя нехилую реиграбельность к основным достоинствам.


Нововведений здесь несколько. Это и новые аугментации, которые выглядят круто, разят мощно, стали дистанционными, как нано-лезвие и взлом. Но в совокупности они только снижают и так невысокую сложность, поэтому советую начинать на Hard. К примеру, тут есть слоу мо, которое объясняется вполне правдоподобно: аугментация «разгоняет» парасимпатическую нервную систему, чтобы ускорить принятие решений. Был переработан индикатор энергии: убрали деление на отдельные блоки, добавили автоматическое восполнение со временем. Правда, использование аугментаций все же уменьшает планку энергии, повысить которую можно лишь клеточной батареей.


Второе нововведение - возможность апгрейдить оружие. Речь тут идет не только о всяких модулях (глушители и т.д.), которые были в Human Revolution . С помощью различных деталей мы можем увеличить урон, вместительность, скорострельность. Появились и различные виды патронов: от бронебойных до ЭМП, которые переключаются на лету, позволяя одному и тому же оружию послужить в ряде разнообразных ситуаций.

Если бы не AI и сложность, я бы спокойно поставил и 9. Серьезно, играть в это очень интересно, но без соперничества это порой скатывается в уныние. Поэтому твердая 8, дамы и господа!


Напоследок я оставляю графику. В моей иерархии - это, безусловно, важный элемент, но не самый критичный. Все же мы больше играем, а не смотрим. Deus Ex: Mankind Divided не хватает звезд с неба, не взбирается на вершину графического Эвереста, он просто показывает хорошую картинку, радует огромным спектром спецэффектов. Достаточно посмотреть на то, как выглядит работающая Титановая броня.

Любители этого элемента игры не найдут тут PBR, полноценных отражений, но все же графику подтянули неплохо, работа над движком была и глупо это отрицать. Единственное, хоть движок и переработали, все равно его физическая составляющая вызывает кучу негатива: застревающие враги, куча багов с ящиками, все те же проблемы из Human Revolution . Добавим сюда и плохую оптимизацию под ПК.

Остался звук и саундтрек, который просто прекрасен, заимствуя основные мотивы из предыдущей части. Пара мелодий уже обитают на моем плеере, что большая редкость для нынешних OST. Звук я редко выношу в оценки, он важен, он необходим, он делает атмосферу, но выделять под это целую оценку, влияющую на среднюю...это глупо. Ну а графика тянет на крепкие 7.5.

В итоге мы имеем твердые 7.8 балла. Deus Ex: Mankind Divided вряд ли будет претендовать на звание «лучшей в 2016 году», но это очень крепкий проект. Который подводит отсутствие новых элементов, среднячковый сюжет и глупый AI. Но поиграть в Deus Ex: Mankind Divided я все равно советую каждому, вопрос только в том, насколько вы любите подобное, чтобы брать её за полную стоимость?

В материале: Deus Ex: Mankind Divided

Время и практика показали, кто тут на самом деле - релиз уходящего лета. Сделанные с любовью маленькие кусочки одной-единственной старушки Земли оказались в разы интереснее, чем 18 квинтиллионов одинаковых планет, которых на практике всего то 5 (цветущие джунгли, каменный шар, снежная тундра, палящая пустыня и кислотно-токсичная скала). Конечно, можно до хрипоты в голосе спорить о том, что полёт в бесконечном космосе и сюжетное приключение со стэлсом/стрельбой/хаками - это два совершенно разных опыта.

Никто не мешает учесть и тот факт, что Hello Games - это инди студия из 60-ти человек (с учетом аутсорса), а Eidos Montreal (создатели нашего текущего подопытного) - крупная контора, насчитывающая сотни сотрудников. Но жизнь вообще несправедлива, и сейчас мы говорим не об условиях создания той или иной игры, а о том, сколько она удовольствия принесёт конечному пользователю, то есть нам с вами.

Прежде, чем перейти к оценке Deus Ex: Mankind Divided, вкратце остановимся ещё на одном важном для каждого жителя бывшего Союза вопросе: value for money, ведь нас всех интересует не только то, что мы получаем, но и за какие деньги? Бесконечно мудрые японцы из Square Enix - одни из последних в Steam, кто всё ещё проводит сверх-мягкую политику по отношению к странам СНГ. Всего 1299 руб. за новинку ААА-класса: такого на платформе Гейба уже практически не осталось, все норовят содрать как минимум две штуки. Так, что-то мы отвлеклись, перейдём непосредственно к теме.

Исторический реализм

Ещё три немаловажных предупреждения. Во-первых, нравится вам это или нет, но здесь представлено 100% субъективное мнение автора, предпочитающего киберпанк и порой немного скептически относящегося к фэнтези. Во-вторых, по ходу повествования возможны совсем небольшие спойлеры. В-третьих, самым нетерпеливым настоятельно рекомендуем сразу прокрутить до раздела “А теперь про игру”.

Не прокрутили? Так слушайте же. Первое, о чём хочется рассказать - это поражающий исторический реализм мира Mankind Divided. Конечно, сценарии будут разыгрываться не так быстро, но выглядит всё вполне логично. В 2017-м году представители мега-коропораций получат право войти в Совет безопасности ООН. Ну а чего мучиться? Зачем делать вид, что вопросами войн и мира занимаются политики, якобы не зависящие от большого бизнеса? Лучше уж упразднить досадных посредников.

К 2029 г. практически все новостные компании будут собраны в единый конгломерат - Picus Media. Прекрасное лицо Элизы Кассан расскажет вам все последние новости в ключе, устраивающем крупнейшие транснациональные корпорации. Ну а если в одной из европейских столиц была случайно отравлена вся водопроводная система - это лучше оставить за кадром, дабы не сеять панику среди населения.

Как и полагается, у Picus есть конкуренты-правдорубы - например, чешский Samizdat. Но загрузить революционный листок можно только на хакнутый планшет, и аудитория сужается до тысяч. А госпожу Кассан ежедневно лицезреют миллиарды человек: скрыться от изображения этой брюнетки с замысловатой причёской можно только в канализации или в вентиляционной трубе.

К 2029 г. экономика США значительно ослабеет - без аугментированных Штатам придётся несладко. После Инцидента 2027 г. ощутимее всех пострадают богатые страны Ближнего Востока - там было наибольшее количество модифицированных рабочих, причём с весьма мощными имплантами, предназначенными для строительства. Напомним, что в 2027 г. особый сигнал на несколько часов превратил всех аугментированных людей в не контролирующих себя кровожадных маньяков, после чего вера в кибер-будущее немножечко так пошатнулась.

Россия в мире Mankind Divided трансформировалась в Российское Федеративное Содружество, предоставив больше свобод регионам. Катастрофу 2027 г. удалось пережить малой кровью, так как к аугментированным у нас всегда относились с ретроградным подозрением, и было их немного. Теперь (в смысле, в альтернативном будущем Deus Ex) Россия при помощи своих природных ресурсов с лёгкостью оказывает влияние на ослабевшую Европу, в том числе и при помощи мафии - собственной, и с территории бывшего СНГ.

Чехия в реальной истории чуть ли ни первой сбросила коммунистический гнёт, и стала перенимать прогрессивные западные идеи. Поэтому и в Mankind Divided Прага созывала киборгов со всех концов света, как только технология была изобретена. Теперь приходится разбираться с “проблемой аугов”. Пока что для них создали отдельные зоны ожидания в метро, отдельные туалеты, и систему документов, которые невозможно получить.

Полиция проводит рейды, и тех, у кого бумаг нет, сразу отправляют на выселки независимо от социального статуса - будь то талантливый инженер или обычный продавец. Жить киборгам приходится в Голем Сити - это настоящая киберпанковская антиутопия, в которой правит нищета, небоскрёбы из жестяных контейнеров всегда заслоняют солнце, а лекарственный Нейропозин, предотвращающий отторжение имплантов, не сыщешь и днём с огнём.

Весь мир замер в ожидании: ООН, вроде бы, пока не называет такое обращение с аугментированными негуманным. Если Праге всё сойдёт с рук, киборгов по всему миру загонят в резервации. Ну а там и придушить тихонько можно - да хоть теми же одеялами с оспой. Благо, богатый исторический опыт у человечества имеется. Миллиардер Натаниэль Браун, не дожидаясь никаких резолюций ООН, уже строит огороженный “рай на Земле для аугментированных” где-то в песках Саудовской Аравии…

Кем в этом эпическом конфликте выступит агент Адам Дженсен? Защитником притесняемых киборгов - своих собратьев? Или всё-таки безликим представителем закона большинства? Это и предстоит решать игрокам.

Хочется сказать, что в мире Deus Ex: Mankind Divided есть желание прочесть каждую электронную книгу, каждую газету Picus или Samizdat, каждое письмо в хакнутых компьютерах, чтобы почерпнуть ещё больше знаний наподобие вышеперечисленных. В том же Skyrim чтение достаточно быстро надоедает: начинаешь путаться в вымышленных драконах, божествах, героях и событиях. Но здесь… здесь-то совсем другое! Читаешь и думаешь: “Ай да Eidos Montreal, ай да сукины сыны! А ведь правы, правы сто раз, чертяки! Мировая история вполне может пойти приблизительно по такому пути”.

Браво, Eidos Montreal: построить настолько пугающе реалистичный вариант будущего - великое достижение, без всяких шуток. Это вам не Shadowrun, в котором просто намешали небоскрёбов, дождей, корпораций, пушек и имплантов… а, ну и ещё эльфы с орками пробудились в добавок.

А теперь про игру

После небольшого такого вступления сделаем предположение: допустим, вы не играли ни в Deus Ex (2000 г.), ни в сравнительно недавний Deus Ex: Human Revolution, и вот с учётом этого мы будем вести повествование.

Mankind Divided - смесь шутера, стэлса, симулятора хакера и приключения, в котором надо реально думать над своими словами и их последствиями (что называется, “отвечать за базар”). Причём реализация всех компонентов - на высоте: ничего из этого не добавляли просто так, для галочки, лишь бы отвязаться.

Начнём со стэлса, ибо именно так игру должны проходить перфекционисты, признающие только хардкорные уровни сложности и идеальные концовки. Почему именно так? Приведём один пример (чтоб совсем уж всё не заспойлерить). Есть в игре эпизод, в котором пражская полиция вытесняет с места преступления Интерпол и организацию TF29, на которую работает Адам Дженсен. Коррумпированные копы хотят уничтожить доказательства.

Дженсену нужно проникнуть на разбомбленный вокзал и незаметно выкрасть улику. Ключевое слово - “незаметно”. А мы просто перебили всех копов и забрали, что нужно. По возвращении начальник TF29 ругался жутчайшим образом, а СМИ написали о том, что бессердечные киборги-террористы ударили во второй раз в том же месте. Конечно, у этого будут последствия.

Идеальные стэлсеры всегда смогут избежать ненужного кровопролития - благо, инструментов у Дженсена для этого предостаточно, вплоть до практически полной невидимости (которая, правда, жутко жрёт батарейку). Для почувствовавших неладное супостатов есть самонаводящийся электрошокер TESLA; для турелей, лазерных барьеров, мин и камер - дистанционный взлом.

Кстати, стэлс ощутимо упрощается динамическим видом от 3-го лица: точка обзора отъезжает при прилипании к стенам и перебежкам между укрытиями. Кто играл в The Division сразу поймёт о чём мы. Огромный плюс в том, что Deus Ex насильно не навязывает вам скрытное прохождение. Например, в одной из побочных миссий можно перебить всех полицейских в участке, и они не будут бесконечно респавниться, как в GTA. В ещё одном сайд-квесте нужно похитить человека из логова бандитов. Вместо похищения можно - вы правильно догадались: перестрелять всех бандитов и просто вынести отключенное тело.

Даже если началась пальба, у Адама есть ещё шанс сохранить жизнь нападающим (это нужно, например, если вы чувствуете к собратьям-киборгам особую душевную теплоту, а они бегут на вас с дробовиками и автоматами). Для этого в игре предусмотрены нелетальные виды оружия - например, винтовка, стреляющая зарядами транквилизатора.

Ну а если вы привыкли шагать по горам трупов, и оставлять в живых очередного бандита, сказавшего вам uebok (c ударением на последний слог, как Колобок) не хочется - к вашим услугам классический арсенал из штурмовой винтовки, пистолета, дробовика, ну и так далее. Всё это можно модифицировать - прикрутить глушитель, снизить отдачу, разблокировать новый режим огня. Функциональность оружия меняется прямо на ходу: допустим, к штурмовой винтовке можно приделать 4-х кратный прицел и глушитель, чуть-чуть прокачать урон, по максимуму - стабильность, и активировать стрельбу по одной пуле. Тогда ваш верный автомат станет достойным заменителем громоздкой снайперки, занимающей чуть ли не половину инвентаря.

И, конечно, самое страшное оружие, мощнее любой винтовки или гранаты - сам Дженсен. Про шокер TESLA мы уже говорили, но агент может так же выстрелить “Тайфуном” по площади вокруг себя, или пригвоздить несчастных врагов к стене скоростными графитовыми стержнями, синтезирующимся прямо внутри аугментированных рук. Которые, кстати, можно проапгрейдить, дабы швыряться холодильниками и ломать стены, аки заправский Халк. Ну а модуль безболезненного приземления “Икарус” позволяет Дженсену вырубить врага, зазевавшегося где-то внизу.

Но не все импланты предназначены для боя. Многие - для стэлса и хакерства. Например, радар можно прокачать настолько, что он будет показывать даже звук ваших собственных шагов. Важный момент: все импланты одновременно включить нельзя, так как экспериментальные вызывают перегрев системы (то есть самого Дженсена, а расплавляться нашему герою неохота). Концепция не напрягает: например, в местности без особых высот можно отключить “Икарус”, и напрочь забыть про него.

Хакерство - увлекательная мини-игра. Выходя из центра захвата, надо оккупировать точки данных, чтобы добраться до ключевого узла, который разблокирует компьютер, откроет дверь и т.д. Сначала всё кажется простым, но затем наличие файерволлов, антивирусных программ и мощных вирусов превращает взлом электронных систем в интересный тест рефлексов и интеллекта.

Со взломами, стрельбой и стэлсом всё понятно. Но есть и и ещё один тип имплантов - социальный. Обычный разговор при наличии такой аугментации головного мозга преображается: у вас появляется визуальный интерфейс, анализирующий личность собеседника и его психотип. То есть в вашей голове как-бы консилиум из Фрейда, Юнга, а заодно и всех остальных именитых психологов, и эта когорта даёт вам советы, как вести дальнейшую беседу.

А помощь психолога вам точно понадобится, потому что персонажи в Mankind Divided встречаются весьма и весьма колоритные. Крупногабаритный эмигрант из бывшего СССР, борющийся за права киборгов, глава секретного агентства, которому приходится вести двойную игру и с коллегами, и с высшим начальством, босс грузинской мафии, пророк церкви Машинного Бога, желающий во что бы то ни стало загрузить сознания последователей в глобальную сеть… И хотелось бы рассказать обо всём сюжетном великолепии побольше, но это уже будут откровенные спойлеры.

Пара слов о графике

Если вы не хотите присоединиться к толпе людей, орущих на форумах: “Плохая оптимизация! Верните бабло!”, послушайте совета - нашего и разработчиков. Например, карточка Nvidia GTX 970 до сих пор считается достойной. Но Eidos Montreal чёрным по белому пишут - сглаживание MSAA и графические пресеты Very High и Ultra только для карт, у которых больше 4 Гб памяти! Так что не вздумайте на посредственном компе врубать ультру и MSAA 4x, и потом жаловаться, что вас не предупреждали.

Автор, наигравший в Deus Ex Human Revolution не один десяток часов, со всей ответственностью заявляет: графика в Mankind Divided по сравнению с предыдущей частью скакнула на тысячи миль вперёд, и смотрится вполне достойно даже на детализации High (и без этой набившей оскомину MSAA).

Ну а чтобы избежать всех этих метаний, есть опция консольного VIP-коммунизма. Почему коммунизма? А потому, что графика у всех одинаковая. Ну и с VIP всё понятно: на PS4 новый Deus Ex стоит чуть ли не в 3 раза дороже, чем в Steam.

Каменные мешки и неусыпная бдительность

Пора бы уже и к критике перейти. А она вполне ожидаемая: ну сложно, сложно даже при современном развитии технологий сделать в игре нормальный мегаполис (если это, конечно, не клон GTA). Прага будущего осталась совершенно такой же, как и Детройт 2027 г. Это не город, а, скорее, лабиринт. Конечно, “каменный мешок” - это уж преувеличение. Встречаются и красивые маленькие площади, и достопримечательности, и достойная архитектура… но людей слишком мало, самые большие улицы напоминают переулки в реальной жизни, нет магистралей и движения транспорта.

В каком-нибудь Thief такой городской хаб воспринимается совершенно нормально: понятно, что в средневековье особого города не нагородишь - что-то влезло в крепостные стены, крыша над головой не течёт и ладно. Но ведь в лоре Deus Ex делается особый акцент на небывалом размахе строительства, да и как ещё может быть, если два гастарбайтера теперь способны поднять стальной контейнер? Однако мы по прежнему заключены в бетонном лабиринте, и о свободе Watch Dogs в комбинации с крутейшеми квестами самой Deus Ex остаётся лишь только мечтать.

Второй момент - чрезмерно реалистичный стэлс, иногда вредящий игре. Враги в Mankind Divided видят вас издалека, полукруг бдительности и тревоги (как в Far Cry) заполняется очень быстро. Единожды психанув, супостаты уже не хотят терять вас из виду, а если скрыться вам всё же удалось, то возвращаются к стандартным маршрутам патрулирования крайне неохотно.

В пятиэтажном здании на один-единственный выстрел сбегается охрана с 4-х этажей. Вы медленно и верно, отлечиваясь и используя импланты, выкашиваете целую толпу врагов, перебегая между двумя-тремя укрытиями. А потом идёте 4 пустых этажа, взламывая двери и собирая предметы. Это, прямо скажем, немного скучное занятие. Единственная отрада - на 5-м этаже голыми руками придушить одинокого охранника, замешкавшегося в момент общей тревоги.

Полёт Икара

Как в греческом мифе, Deus Ex Mankind Divided иногда пытается взлететь слишком высоко - к самому Солнцу. Тогда восковые крылья оплавляются, перья опадают и зрелище получается не самое красивое. Но разработчикам - честь и хвала за сами попытки прикоснуться к ускользающей звезде. Как мы уже не раз говорили, киберпанк - дефицитный жанр: на безрыбье сойдут даже 16-ти битные инди проекты вроде Dex. А тут - игра класса ААА, да к тому ж ещё и сделанная, что называется, с душою. Аугментировать среднюю продолжительность жизни специалисты по кибернетике и био-инженерии пока не научились, технологий загрузки сознания в глобальную сеть на данный момент тоже нет. Так что если вы считаете себя поклонником киберпанка и не собираетесь ждать Идеальную Игру года эдак до 2077-го, ни в коем случае не пропустите Deus Ex: Mankind Divided.

+ Отличный киберпанковский сеттинг

+ Разнообразие геймплея

+ Суровый моральный выбор, Филипп К. Дик одобряет!

- Неправдоподобный город-лабиринт

- Слишком реалистичный стэлс

- Долгие загрузки районов города

Игра протестирована на PC. Обновление от 23 августа. Сегодня состоялся релиз игры, и запрет на публикацию скриншотов был снят. Поэтому в рецензии мы заменили кадры, предоставленные издателем, собственными

«Народу, разделенному борьбой с самим собой, не выстоять».

Авраам Линкольн

«Когда-то я думал, что могу спасти мир. Что теперь с ним стало?» — сокрушается во вступительном ролике Адам Дженсен. И ведь в самом деле, за прошедшие два года мир изменился до неузнаваемости. В один момент общество, и так очень неловко балансировавшее на тонкой грани терпимого сосуществования простых и аугментированных людей, по прихоти одного человека кануло в пучину хаоса. Тот день запомнился как Инцидент — когда по всему миру ауги, потеряв контроль над собой, в кровавой ярости напали на своих собратьев, целиком состоящих из плоти и крови. Mankind Divided рисует перед нами мир, раздираемый противоречиями. Мир, где людей с имплантатами презирают и боятся. Их сгоняют в гетто и держат под неусыпным контролем, а угнетение и претензии лишь разжигают пламя взаимной ненависти.

Deus Ex: Mankind Divided-gallery

Если же говорить об однопользовательском режиме в целом, то он удался. Играть не скучно, и это самое главное. Прошли одну миссию, начали вторую и так 12-15 часов, динамика и темп почти не пропадают, особенно если вы не заморачиваетесь на сюжете и не любите искать всякие секреты.

Особенно приятно смотреть CGI-видеовставки, качество которых не уступает роликам от Blizzard. Их много, разработчики постарались над плавным переходом между игрой и видео, а озвучка и аудиоряд отлично их дополняют.

Спору нет, когда все элементы объединяются, то уровень выглядят здорово, но и только. Говорить о погружении в мир игры благодаря графике не приходится. Разница между пресетами призрачна, по крайней мере, между «Высокими» и «Ультра» изменяются лишь мелочи и добавляются косметические эффекты, так что не видно, где именно Dawn Engine использует самые передовые технологии, как утверждали Eidos Montreal.

Так что если вас интересует графика, то Mankind Divided не смогла догнать такие визуальные шедевры, как Crysis 3 или Battlefield 4 , будучи при этом крайне ресурсоемкой игрой. Впрочем, это тенденция последних лет, когда «новый движок»©™ делается ради нового движка - аналогичную ситуацию мы наблюдали с Fallout 4 , Doom и Hitman .

Даже у Педалика анимация лучше

Отдельно стоит пройтись по системе анимации, которая качественно деградировала со времен Human Revolution . В Deus Ex: Mankind Divided нормально работает только анимация передвижения и перемещения, все остальное не отлажено и не доработано.

Допустим, вы наносите нокаутирующий удар по пригнувшемуся противнику. Чтобы этот самый удар прошел, за долю секунды игра намеренно выставит врага по стойке смирно и расправит его плечи, а затем нам покажут старую анимацию оглушения. Почему Eidos Montreal не сделали новую анимацию, когда враг стоит пригнувшись? Почему нет анимации разоружения, когда Дженсен выскакивает на вооруженного врага из-за угла?

Но самые большие косяки вылезают, когда вы пытаетесь нокаутировать стреляющего по вам врага. Он тоже встает по стойке смирно, вдобавок у него пропадает оружие, равно как звук и визуализация стрельбы. И это лишь два самых характерных примера, на самом деле костыли вылезают постоянно.

Также Eidos не смогла просто взять и перенести анимации из Human Revolution . Там все выглядело плавно и естественно, а в Mankind Divided Дженсен все время дергается, то ускоряется, то внезапно замедляется, из-за чего удары, которые он наносит, выглядят нереалистично, а порой не синхронизировано. То лицо врага уже отошло, хотя кулак Дженсена его еще не коснулся, то кулак ударил, а враг продолжает стоять.

Если вы играли в Batman: Arkham Knight или Shadow of Mordor , то будете полностью шокированы подобным подходом к анимации.

Добро пожаловать в Брешь

В рамках обзора нельзя не поговорить и о таком режиме, как Breach. Это что-то вроде асинхронного мультиплеера, где разные игроки соревнуются между собой на скорость и количество очков. Игровой площадкой выступает вымышленный сервер, с которого нужно украсть ценные данные, а игроку придан аватар хакера вот в таком виде:

Тут есть все те же способности и оружие, что в основной игре, но динамика заметно выше, причем взлом - дело очень простое, намного важнее подготовка. И речь не только о патронах или энергетических батончиках, перед началом миссии может потребоваться обмануть сервер при помощи различных чит-кодов - мы можем увеличить время операции взлома, наносимый аватаром урон, скорость скачивания данных или ослабить врагов-сторожей.

Каждый уровень имеет замысловатый дизайн, так что приветствуется скорость реакции и умение ориентироваться на местности и метко стрелять. После извлечения данных нужно быстро убежать, а время прохождения и количество украденных данных определяет количество очков.

Deus Ex: Mankind Divided нельзя назвать игрой, разработка которой велась четыре года. Она сделана максимум за три, о чем говорит скомканный сюжет и скоротечность прохождения, укладывающаяся в 20 часов. За технические недостатки и другие недоработки полную ответственность несет студия Nixxes, которая не сумела обеспечить должного качества.

От этого, конечно, игра не становится плохой, но мы-то с вами ожидали большего. Ожидали, что сиквел переплюнет оригинал, а этого не произошло - ему не хватило лоска и отполированности в большинстве аспектов, но это было у Human Revolution на момент релиза. Deus Ex: Mankind Divided не плоха, но не более того, хотя фанаты, в отличие от рядового игрока, найдут в ней много интересного.


В завершение стоит поговорить об этой ситуации с микротранзакциями и бонусами за предзаказ. Раньше за предзаказ давали хорошие сюжетные дополнения, потом второстепенные дополнения похуже, недавно планка опустилась до просто «дополнительного контента» - раскрасок для вещей, вторичных предметов, может быть, одного нового оружия. Но дойти до одноразового дополнительного контента, это надо уметь. Такие «бонусы» можно воспринимать только как плевок в лицо.

Микротранзакции идут туда же. Платить реальные деньги за прокачку и патроны в чисто однопользовательской, чисто сюжетной игре? Это что ли будущее видеоигр? Я никогда не просил об этом.

Deus Ex: Mankind Divided относится к той категории игр, которые либо возносятся до небес могучей армией фанатов, либо вызывают разочарование и ненависть когда-то преданных игроков. Чтобы снизить риски, студия Eidos Montreal внимательно изучила отзывы критиков и покупателей на Human Revolution , после чего подчистила план разработки продолжения, избавившись от бездушных битв с боссами, слишком продолжительных уровней и сюжетных коллизий. Правда, исправив грехи прошлого, авторы совершили и несколько неприятных промашек, речь о которых пойдет чуть ниже.

События происходят через несколько лет после “Инцидента”, разделившего человечество на два враждующих лагеря. Аугментированые люди, бывшие новой ступенью в развитии человечества, превратились в изгоев. Прага, успевшая стать технологической столицей Европы, теперь служит гетто для Аугов, где лишенные прав и социального статуса граждане вынуждены влачить жалкое существование в качестве людей второго сорта. Под гнетом полиции и истерии в СМИ, полумашины вынуждены участвовать в сопротивлении, некоторые члены которого переходят грани доступного, запуская механизмы террора и смерти. Особенно активных и замешанных в преступлениях членов подпольной организации КПА отправляют в Голем – место, где жизнь еще хуже, чем в тоталитарной Праге. Главный герой, Адам Дженсен , после “восстания машин” провел некоторое время в больнице и теперь служит в специальном отряде Интерпола “ОГ 29 ” с бесконечными полномочиями, расследуя серию террористических актов, которые ведут к Коалиции за Права Аугментированных. Но политическая игра с грузинскими мафиозными кланами, секретными ложами Иллюминати и глобальным заговором куда шире, чем деятельность одного общественного движения.

Чтобы угодить капризным фанатам и новым игрокам, перед началом игры авторы предлагают выбрать одну из разновидностей управления. Обновленный вариант, раскладка из прошлой части или версия, заточенная под любителей шутеров, отличаются друг от друга не только расположением кнопок, но и специальным функционалом. При всем разнообразии выбора – все решения имеют существенные недостатки. Бегать по треугольнику, так же неудобно, как активировать аугментации на условном кружке. В большинстве случаев не очень понятна логика расположения кнопок, но так как - игра не короткая, то даже к самой странной раскладке неизбежно привыкаешь. Чего не скажешь о достаточно бесполезном и не всегда удачном режиме стрельбы из-за укрытий от третьего лица. Силы, потраченные на эти ухищрения, можно было бы перераспределить на полировку сюжета или создание еще одного пакета побочных заданий.

То же касается и использования стрелкового оружия. Кучность, прицеливание и вообще баланс пушек сделаны из рук вон плохо. Естественно, можно улучшить уровень обращения с оружием, прокачивая специальные навыки, тратя драгоценные параксисы, но это одно из самых странных решений, которое так и не дает нужного игроку взаимодействия.

Еще одна проблема заключается в самих способностях. Например, среди новых аугментаций появляется электромагнитная пушка, но никто не предупреждает вас о том, что для ее использования нужны специальные патроны, которых по умолчанию у вас нет. Стрельба клинком прекрасна, но запас патронов также ограничен. Конечно, вы можете смастерить несколько самостоятельно, но этого явно недостаточно для прохождения целого уровня. Более того, количество ярких, потенциально мощных способностей, вроде Титана и Тайфуна, достаточно велико, но на уровне сложности выше среднего их смысл сводится к нулю. Супер-броня, временная неуязвимость, повышение рефлексов – все это звучит прекрасно, но вам просто не дадут сыграть танком, разобрав на запчасти с помощью полицейских в силовой броне и пулеметных установок. В результате стелс-прохождение на фоне корявой стрельбы и мощных противников остается приоритетным решением большинства проблем. И естественно, что еще одну ставку вы делаете в прокачке на удаленный взлом, системы распознавания нахождения врагов и хакерские примочки, которые позволяют вам наиболее безопасно обходить защитные системы кодовых замков, камер и боевых дронов.

Взлом электронных систем построен по принципу головоломки, где вы должны выбрать правильное движение по папкам и протоколам и захватить центральный процессор системы, используя ложные ходы и спам-активности. Защитные системы могут определить ваше вмешательство, и тогда включится таймер, а антивирусная программа попытается заблокировать ваше продвижение. Здесь кроме правильного выбора движения и прокачки навыков способны помогать специальные программы-ловушки, которые могут остановить таймер, открыть всю схему расположения каталогов и, наконец, взорвать логическую бомбу, отвлекая внимание машины. Так как большинство объектов, куда вам предстоит пробраться, содержат компьютеры с важными данными, лазеры, боевые системы и сейфы с кредитами, то взлому предстоит уделить достаточное количество времени. Особенно если уровень заполнен опасными противниками.

Возвращаясь к системе вооружения, хочется отметить, что количество используемых пушек ограничено вашим инвентарем и стилем ведения поединка. Снайперские винтовки занимают много места, патроны к ним найти очень сложно, даже у местных торговцев, в то время, как пистолеты-пулеметы и дробовики миниатюрны и часто выпадают из врагов. И хотя большинство смертельного оружия можно снабдить бронебойными патронами, они все же менее эффективны, чем не летальные образцы. В бойца, облаченного в силовую броню, нужно выпустить несколько очередей бронебойных зарядов, чтобы остановить его движение, но всего один выстрел из электрошокера на время обездвижит его и позволит провести одну молниеносную атаку приемом рукопашного боя. Камеры и мины проще отключать удаленным взломом, чем взрывать прицельными выстрелами, а стрельба усыпляющими дротиками позволит избежать опасной тревоги. Конечно, оружие можно прокачивать, подбирая универсальные детали, накручивать на него глушители, но “несмертельные” аналоги в сочетании со стелс-тактикой в разы проще и эффективнее. Кстати, из тех же уже упомянутых деталей делаются снаряды для аугментаций, вроде электромагнитной пушки, клинка и тайфуна.

Раз мы заговорили про стелс, то отдельное внимание стоит уделить вариативности игрового процесса. Большинство заданий можно попробовать пройти несколькими способами, но вариантов не так уж и много. Скольжение по воздуховодам и скрытность могут помочь избежать обнаружения, так же как удаленный взлом и активация экранов. Прямая агрессия может показаться эффективной, но из-за проблем с прицеливанием и стрельбой прямое противостояние приводит к негативным результатам. На некоторых этапах можно проникнуть в секретные помещения, взламывая системы, обнаруживая скрытые ходы или пытаясь решить несложные головоломки. Правда, последнее встречается исключительно редко. В банке, который придется посещать несколько раз, можно активировать защитные системы, заставив роботов и турели стрелять по своим, и воспользовавшись паникой проникнуть в нужное помещение. Ближе к концу игры появляются задания с принудительным стелсом, где если вы не прокачали маскировочный костюм и удаленный взлом, вам придется рассчитывать исключительно на удачу.

Большая часть истории происходит на территории Праги, где расположена квартира Адама, подразделение “ОГ 29”, церковь Бога-Машины, бордель, банк и прочие важные объекты. Одиночные задания в Дубае, Големе и потом в холодных снегах служат для разнообразия визуального ряда и игрового процесса. Отдельно стоит упомянуть действительно поразительную миссию-головоломку в виртуальной реальности, которая в своем восхищении кубами отсылает к миру Portal. Уровни стали значительно меньше по сравнению с прошлой частью, но это нисколько не разочаровывает из-за сложной и интересной структуры, множества подходов и разветвленной системы электронной защиты. Более того, из-за нелинейности решения части заданий, некоторые из объектов вы просто не сможете детально исследовать, получив необходимое, через систему диалогов.

Общение с ключевыми персонажами строится на системе визуального распознавания эмоций. Слушая собеседника и отмечая импульсы его мозговых волн, символизирующих агрессию, уверенность или страх, вы можете давать наиболее подходящие варианты ответов. Таким образом вы можете получить нужный вам по сюжету предмет или результат, не прибегая к краже или насилию. Например, убедив грузинского мафиози отдать ценный предмет, вам не придется пробираться через воздуховод и мимо охранных систем в кабинет криминального авторитета.

При том, что вариативность решения заданий разными способами обещает массу возможностей для экспериментов, сам сюжет заметно линеен. Да, вам предлагают выборы разных заданий, ответвлений и моральных дилемм, но результат и точка соединения тропинок всегда будет одна с одним и тем же результатом. Более того, побочные задания имеют неприятную привычку обрываться в самый неожиданный момент. Вы нашли нужный вам для выполнения побочного задания предмет, и игра откладывает окончание истории до лучших времен, сообщая вам, что вы прекрасно справились. Но спустя несколько часов игрового времени вас приятно удивят, что задание не закончено и следует продолжение. Если же вы попробуете пойти к ключевому персонажу раньше времени, то вы просто там его не обнаружите.

Но и в основном сюжете существует огромные провалы. Например, вы нашли противоядие от опасного вируса, но когда герой просто обязан им воспользоваться, сценаристы забывают о том, что у вас есть ценное лекарство. То же касается и другой ветки с взрывником, которая также в ключевой момент забывается.

При этом сама история, как и побочные задания, хорошо скроены с массой интересных поворотов, неожиданных персонажей и коварных злодеев. Более того, перед вами один из лучших сюжетов этого года. Обидно, что большую часть побочных заданий авторы вырезали из основной игры ради платного DLC “Истории Дженсена ”.

Музыкальное сопровождение все столь же прекрасно с разными темпами, интерлюдиями и специально подобранными решениями под динамику заставок и игровых секций.

Графическая сторона игры вызывает ряд серьезных замечаний. Главный герой и основные персонажи выполнены с большой детализацией и любовью. После дождя броня Дженсена сверкает яркими каплями, а в сухую погоду отливает матовым металлом. Но побочные люди, часть интерьеров и структура уровней напоминают о прошлом поколении. Взрывы и некоторые эффекты служат примером устаревшей технологии. Это же касается легкого проседания частоты кадров на PS4 при загрузке локаций и сюжетных сцен.

Способен порадовать великолепной историей, отлично реализованным стелсом и вариативностью подходов по прохождению миссий, но неровная графика, бесполезные по большей части боевые аугментации, плохо выполненный экшен-режим и призрачность выборов во время сюжетных поворотов вызывает легкое разочарование. С другой стороны, главный герой, сильная атмосфера и увлекательный на все сто процентов сюжет сглаживают эти недостатки.

Статьи по теме: