Карты возраста зданий. Ажурный дом на Ленинградке

Достопримечательности

29170

Большинство зданий Москвы построено с хорошим чувством вкуса и пониманием запросов времени. Импровизационная свобода ваятеля, желающего выразить как можно полнее собственные представления о современной архитектуре, наполняют самобытностью и подлинной художественностью сооружения, возводя их в ранг произведений искусства. В нашем гиде пятнадцать необычных домов, созданных в разные исторические эпохи и поражающих своей нетривиальностью. Эти эксклюзивные архитектурные постройки привлекают внимание не только туристов, но и самих жителей Москвы, не успевающих наблюдать за изменением облика столицы.

Достопримечательность

На берегу Пречистенской набережной высится сказочный дом в стиле модерн. Созданный по чертежам инженера Петра Перцова и художника Сергея Малютина в 1905–1907 годах, дом первоначально выполнял функцию доходного - по обыкновению квартиры сдавались жильцам, а мансарды - художникам. Объемное, асимметричное здание с конусными крышами облицовано красным кирпичом, и на его фасаде красуются персонажи сказок - например, труба сделана в виде мудрой совы, а балконы поддерживают загадочные драконы. Окна украшены древнерусским декором: выложенные мозаикой из майолики небесные сферы и животные - солнце, звезды, птица-Сирин, медведь, павлин, петух добавляют фольклорного колорита внешнему облику здания. Животный орнамент переплетается с растительным, будя фантазию и мгновенно перемещая на страницы русских былин. Малютин является автором русской матрешки и, работая над проектом дома Перцовой, он почувствовал и выразил исконно русский дух, вплетя его в западноевропейскую традицию. Внутренне убранство тоже создано по рисункам художника и продумано до мелочей: от резных украшений лестничных перил до дверей квартир. В течение четырех лет здесь находился театр «Летучая мышь», где выступали Константин Станиславский, Василий Качалов, Владимир Немирович-Данченко, Ольга Книппер-Чехова. Позже в этом здании был открыт творческий салон, куда съезжались на выступления такие знаменитые люди, как Вера Холодная и Александр Вертинский. Ныне в доме Перцовой находятся государственные учреждения, но дух бюрократизма не может перебить ощущение творческой свободы, присущей этому зданию.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Памятник архитектуры

Белокаменный дворец с массивными резными балконами принадлежал купцу Арсению Морозову, одержимому страстной идеей вписать свое имя в историю. Побывав в Италии и Португалии, он захотел воздвигнуть особняк в мавританском стиле, и в 1894 году реализовал свою идею с помощью архитектора Виктора Мазырина. Морозов собственноручно рисовал элементы декора - раковины и замысловатые закрученные узоры. Ассиметричное здание в виде подковы сочетает влияние различных архитектурных стилей: неомавританского, китайского, итальянского стилей, модерна, классицизма, романтизма, ампира, португальского стиля «мануэлино. Над особняком был разбит висячий сад. Интерьер крайне колоритен: некоторые комнаты убраны в стиле ампир, другие - барокко, готические и восточные веяния также отмечаются во внутреннем убранстве здания. В послереволюционное время в Доме Морозова находился и передвижной театр и разнообразные посольства: Японии. Великобритании, Индии. С 2006 года, после тщательной реставрации, особняк является официальным домом приема Правительства РФ.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Театр

Театр Et Cetera одним своим внешним видом опровергает собственное название: «тому подобного» в Москве просто нет. Построенное архитектором Андреем Боковым в 2005 году здание, с точки зрения геометрии, представляет собой большой овал, на котором стоит прямоугольник с выступающими краями. Все это, вкупе с башней-колонной и окнами различной высоты и формы, делают театр похожим на цирк-шапито. Здание удивляет своей асимметричностью и многоликостью - с разных точек зрения оно и выглядит совершенно по-разному - будто актер надевает маску, мгновенно перевоплощаясь из одного героя в другого. Театр под руководством Александра Калягина живет активной жизнью, привлекая внимание не только своим необычным внешним видом, но и отличными спектаклями.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность

В двадцатипятиэтажном «Доме на курьих ножках» на проспекте Мира, 184 живут не Баба-Яга с домовенком Кузей, а обыкновенные люди. Словно парящий над землей дом был построен в конце 1960-х годов архитекторами Виктором Андреевым и Тимофеем Зайкиным. Расположенные в шахматном порядке балконы вызывают ощущение, что по дому, как по скале с уступами, можно забраться на крышу. При строительстве здания впервые была применена техника скрепления крупных панелей особыми болтами. «Дом на курьих ножках» стал одним из первых высотных домов Москвы. Сваи в виде перевернутой буквы V поддерживают это огромное здание, а балконы стрелой устремляются в небеса. Прежде на этом месте находился студенческий городок, живым воспоминанием о котором является прекрасный тополиный скверик, находящийся неподалеку. Внешний облик дома вызвал творческий интерес режиссера фильма «Усатый нянь», снявшего один из эпизодов в этом здании. Также описание «Дома на курьих ножках» встречается на страницах популярного фантастического романа Сергея Лукьяненко «Ночной дозор».

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность

Элитное жилье все больше принимает необычные формы: восьмиэтажное здание, построенное в 2007 году Алексеем Бавыкиным, - яркий тому пример. Изюминка постройки заключается в особом декоре фасада: каменные колонны напоминают деревья, тем более на вершине каждой находится кадка с растением. Стройный строй деревьев украшает стены здания и символично намекает на вечность жизни. Для отделки фасада был использован дорогой природный камень, а для атриума - гранит. Средняя площадь квартир составляет около 200 кв. метров, потолки же высотой более 3 метров. Инфраструктура здания хорошо продумана и включает в себя: бассейн, банный комплекс, фито-бар. Светлый атриум, пентхаус, большие балконы, терраса и озеленённое пространств дарят ощущение безмятежной загородной жизни, далекой от городской суеты.

Читать полностью Свернуть

Брюсов переулок, 19, Москва

Достопримечательность

В конце 90-х годов мастерской Сергея Ткаченко было поручено проектирование роддома в Вифлееме. Именно тогда архитектуру пришла в голову мысль создать здание в форме яйца, выступающего как символ зарождения жизни. Эта нетривиальная идея нашла свое реальное воплощение лишь в 2002 году, и случилось это не в Палестине, а Москве, на улице Машкова 1/11. Четырехэтажное круглое здание с огромным количеством углублений, в которых находятся окна-балконы, поражают своей модернистской изысканностью. Волюты, украшающие первый этаж, напоминают подставку для яйца Фаберже. Потолок мансарды, венчающей здание, изнутри расписан золотисто-голубыми красками в духе эпохи Возрождения.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность

Победитель конкурса «Дом-2008 года», этот каменный парусник в двадцать четыре этажа радует москвичей своей нетривиальной архитектурой. Дом является частью комплекса «Гранд-Парк», разработанного Андреем Боковым. На первом и втором этажах находятся магазины и офисы, в самом же доме около 250 квартир средней площадью около 100 кв. метров. Спроектированный в форме капли, дом нашел свое пристанище на месте бывшей взлетно-посадочной полосы, поэтому основание здания несоразмерно узкое по отношению к гигантскому размеру постройки. «Дом-парус» отделан керамогранитом, обладающим свойством долго сохранять опрятный вид и внутреннюю крепость.

Читать полностью Свернуть

Гризодубовой, 2, Москва

Достопримечательность

Изысканный «Ажурный дом» на Ленинградском проспекте производит обманное впечатление: внешний вид говорит об утонченности вкуса и несомненной ориентации на искусство «для избранных», но внутреннее устройство и сама задумка была полярно иной. Архитектор Андрей Буров, съездив в США, привез идею социального жилья для обычных граждан. Сочетание красоты и удобства стали отправными точками при постройке здания. Дом возводился в 1936–1940-х годах, и война внесла свои коррективы в изначальную планировку здания. Предполагалось, что в доме с маленькими четырехметровыми кухнями будут находиться: ресторан (откуда можно будет приносить пищу), ясли, детский сад, парикмахерская, гастроном. В 1941 году в подвалах возникли бомбоубежища, и в дом вселили по 2–3 семьи в каждую квартиру. В «Ажурном доме», выстроенном в виде буквы П, всего один подъезд, три лестницы и два лифта. Огромные длинные коридоры и 18 квартир на каждом этаже, начиная со второго. Ажурные решетки, созданные по рисункам Владимира Фаворского, укрывают от посторонних глаз лоджии. Цвет дома напоминает мрамор, но на самом деле это муар - бетон, смешанный с краской. Этот дом был одним из первых, выполненных из крупных блоков заводского производства, что было новым индустриальным методом. Но он не вошел в серию, т.к. вскоре был изобретен метод панельной сборки домов. За все эти архитектурные новшества зданию присвоен охранный статус. В шестиэтажном «Ажурном доме», построенном рядом с ипподромом, в свое время жили многие известные люди, например, писатель Константин Симонов и актриса Валентина Серова, фигуристка Ирина Моисеева.

Читать полностью Свернуть

Ленинградский пр., 27, Москва

Достопримечательность

У Киевского вокзала расположилось необычайное здание, вечерами светящееся голубыми огнями и выглядящее как улей, в котором находится сотня офисов и магазинов. Масштабный современный центр удивляет своим монуметализмом и имеет необычный внешний вид: верхние этажи, словно парусник раздаются вширь, нависая над первыми. Одиннадцатиэтажный дом, построенный в 2008 году из необработанного бетона, выиграл премию «Дом года-2009». Руководителем проекта является Андрей Боков, стремящийся воплотить в своей работе представления о нуждах современного общества, желающего не только комфорта, но и возможности отрешиться от мира и, поймав порыв ветра, унестись в мечту.

Читать полностью Свернуть

Киевская, 3, Москва

Достопримечательность

Это шестиэтажное здание было возведено в начале 70-х, в ожидании Олимпиады, поэтому и приобрело форму олимпийского кольца. Евгений Стамо и Александр Маркелов задумали построить олимпийский городок, состоящий из пяти домов-колец. Идея была слишком невыгодной с экономической точки зрения, поэтому лишь в 1979 году в Раменках был построен такой же круглый дом. Особенностью архитектурного строения является то, что при стыке панелей была использована максимально допустимая погрешность в 6 градусов, которая помогла сделать дом желаемой формы. Известные люди искусства - Галина Беляева, Савелий Крамаров и Эмиль Лотяну - в свое время были жильцами этого дома.

Читать полностью Свернуть

Нежинской, 13, Москва

Достопримечательность

Девятиэтажный бизнес-центр в стиле Hi-Teck был построен в 2007 году с учетом современного представления о нуждах работодателей, служащих и клиентов. Большой остеклённый куб, стоящий на постаменте, создает оптический обман: здание кажется объемным за счет ступенчатости фасада. На крыше здания имеется вертолетная площадка, а внутри огромный конференц-зал, оборудованный согласно всем правилам проведения официальных мероприятий. Это единственное здание класса «А» в Юго-Восточном округе.

Читать полностью Свернуть

Волгоградский пр., 43/3, Москва

«Если вы никогда не были на Андроновке - станции Московской окружной железной дороги, то это неудивительно: нормальный человек туда вряд ли когда-нибудь доберется.

Она расположена в промзоне на самой окраине района Лефортово: скромное Андроновское шоссе, бесконечные бетонные заборы, километры колючей проволоки, глухие железные ворота, здание бывшего завода «Криптон», километры уже почти безжизненных железнодорожных путей, склады, склады, склады и бродячие собаки, неподалеку - река Нищенка.

На фотографии - комплекс (некогда) жилого дома и станционного здания, построенных в 1905–1907 годах, - это словно Уолту Диснею разрешили нарисовать пару своих мультяшных персонажей в уголке картины «Последний день Помпеи».

Сама станция сейчас фактически стоит без дела, снесена красивая готическая водонапорная башня, пластиковые трубы, выходящие из здания вокзала - а это трубы для пневмопочты - вряд ли используются».

Ажурный дом на Ленинградке


«На Ленинградском проспекте, в районе Третьего транспортного кольца, в 1940 году был построен дом, который должен был стать образцовым стандартным жилым домом для рядового советского гражданина. То есть строится быстро и недорого из готовых заводских бетонных блоков, но при этом украшается и выглядит не типовым проектом, а имеет собственное, так скажем, лицо. Проектируется и строится так, что получает свое собственное название - Ажурный дом.

Эти резные решетки закрывают балконы и лоджии, поэтому дом выглядит на удивление цельным, хотя жильцы жалуются, что из-за этих орнаментов, сделанных, кстати, из бетона по эскизам знаменитого русского графика Владимира Фаворского, в квартирах темновато.

В общем, это наглядный пример того, как при желании можно строить недорого и очень красиво».

Дом Абрикосовых


«На улице Малая Красносельская, недалеко от ТТК, стоит построенный в 1905 году дом Абрикосовых с фабричными помещениями. Абрикосовы - те самые потомственные русские кондитеры.

Один из Абрикосовых - Алексей - является автором конфет «Утиные носы», которые многие знают под названием «Гусиные лапки», а еще он придумал то, что сейчас называют киндер-сюрпризом, - сладости с подарком внутри (игрушкой, мозаикой, открыткой); обернутые в фольгу шоколадные зайцы - тоже его изобретение.

Кондитерские изделия Абрикосовых были настолько популярны в дореволюционной России, что название марки можно встретить в книгах известных писателей того времени.

«…Вручая тете маленький кулек, перевязанный шпагатиком и прицепленный к верхней пуговице его пальто, он сказал:

А это позвольте вам презентовать к чаю. С получки. «Раковые шейки» Абрикосова. Я знаю, вы любите». – В.Катаев, «Хуторок в степи».

Готический дом на Бауманской


«Редкий жанр: «Москва готическая». Доходный дом Антона Фролова, построенный в 1914 году. Сейчас уже точно никто не скажет, почему свой доходный дом Фролов решил построить именно в таком стиле. Скорее всего, из-за того, что исторически эта местность была насыщена лютеранскими церквями, голландскими особняками и другими редкими для Москвы постройками космополитичной, так скажем, архитектуры. Речь, понятно, идет о Немецкой слободе, где с древних времен предпочитали селиться иностранцы. Теперь от тех построек мало что осталось, зато прекрасный фроловский дом сохранился, а расположен он на бывшей Немецкой, сейчас Бауманской улице.

И отдельно надо сказать об архитекторе здания - это Виктор Александрович Мазырин, блестящий зодчий своего времени, человек широких взглядов и, как сегодня бы про него сказали, типичный представитель Global Russians.

Виктор Александрович родился в небольшом чувашском селе, воспитывался без родителей, а в итоге стал одним из сильнейших русских архитекторов. Он много и серьезно путешествовал по миру: не только Европа, но и Япония и Египет; увлекался мистическими учениями и «считал себя реинкарнацией строителя египетских пирамид». Такой широкий кругозор и культурный опыт позволяли, видимо, ему мыслить настолько широко, что он с одинаковым успехом мог спроектировать неоготический дом Фролова, православную церковь в Кунцеве, русский павильон на выставке в Париже, а также именно он автор проекта одного из самых выдающихся и известных домов в Москве - знаменитого Морозовского особняка на Воздвиженке.

Исходя из всего этого, будем надеяться, что сегодня Фабио Капелло тоже будет мыслить шире и все-таки выпустит Дзагоева с Кержаковым в стартовом составе».

Не кремлевская бензоколонка


Бывшее общежитие Метростроя


«Это здание постройки 1906 года в 1-м Самотечном переулке когда-то использовалось как конторское здание и общежитие Метростроя. Несколько последних лет оно было заброшенным и готовилось тихо уйти в мир иной, но внезапно в ходе проведенной реконструкции его довольно прилично отреставрировали.

Но главное - да, это не обман зрения - его торцы и задний фасад обшили листовой медью, и теперь, когда на эти стены попадают лучи солнца, район погружается в звенящее оранжевое марево, что выглядит, к слову, очень сильно.

И если кто-то подумает: «Очередные девелоперы вбухали миллиарды в очередной бизнес-центр», то на самом деле это новое здание музея ГУЛАГа».

Башня Мосэнерго


«Это башня, которую можно увидеть на задворках Дома на набережной; располагается она на территории построенной еще до революции Центральной электрической станции московских железных дорог (ныне - Мосэнерго-2).

Когда-то эта башня была самым красивым сооружением станции, ее построили так, чтобы она напоминала Спасскую башню Кремля: у нее был высокий шпиль и красивые часы.

Потом, как водится, все сломали».

Герб клуба иракского бизнесмена


«На воротах жилого дома 1938 года постройки, что стоит у метро «Краснопресненская», можно увидеть два одинаковых герба уже несуществующего московского футбольного клуба «Пресня».

Образованный еще в 1922 году клуб сменил множество названий; был и клубом при местной мануфактуре, называясь «Трехгорка» (конец 1920-х годов), и в самом начале 1990-х первым частным футбольным клубом в России, получив от своего нового владельца - бизнесмена иракского происхождения Хуссама Аль-Халиди - название «Асмарал».

В общем, история этого клуба, еще с 1920-х годов базировавшегося на Пресне, хоть и не блистает великими футбольными достижениями, но при этом довольно интересная. Здесь, в частности, играли и тренировали множество известных всем футбольных звезд.

Теперь этого клуба нет; на его историческом небольшом, уютном и самом центральном стадионе «Красная Пресня» проводятся коммерческие турниры, а память об этом клубе сохраняют только настоящие любители футбола и два этих герба на воротах здания по улице Конюшковской».

Та самая Матросская Тишина


«Это наш московский Сайлент-Хилл - огромный заброшенный дом, красиво разрисованный символами рунического алфавита, за разбитыми окнами которого порой мелькают неясные тени. Сразу за домом - тюрьма Матросская Тишина, слева от него - психиатрическая больница, а в 10 минутах пешком больница туберкулезная.

Эта местность известна еще со времен Петра Первого - «Тишина: поселение санаторного типа для реабилитации отставных матросов, у многих из которых наблюдались душевные расстройства. По этой «тишине» и названа улица, на которой она находится».

В общем, и дом, и окружение - настоящая красота для истинных ценителей другой красоты, к тому же он постройки 1927 года, является памятником архитектуры; макабрический дом».

Монструозный завод на Золотой


«Техногенные красоты на фото - часть НПП «Салют», производящего авиационные двигатели. Причем в кадр попала лишь малая часть этих строений, тянущихся вдоль улицы.

И вот эти громадные металлические монстры являются, как говорят, своеобразными выхлопными трубами и глушителями для испытаний в цехах завода огромных двигателей для самолетов.

Всю эту не всем понятную красоту усиливают два фактора.

1. Улица, на которой расположено это, выглядит так: с одной стороны тянется ЭТО, с другой - бесконечная вереница металлических гаражей и железная дорога сразу за ними.

2. А название этой улицы - Золотая.

При всей моей любви к заброшенным зданиям и странным местам признаю улицу Золотую с этими милыми строениями самым брутальным (из общедоступных) местом Москвы».

Дом купчихи Ломакиной


«На улице Гиляровского стоит отличный образец московского модерна - доходный дом купчихи Ломакиной, а построен он по проекту архитектора В.С.Масленникова в 1909 году.

Но даже в Сибири он нашел возможность заниматься любимым делом: это, конечно, уже были не здания в стиле модерн, а участие в строительстве заводских зданий, преподавание, а также проектирование многоквартирных жилых домов - например, хорошо известного жителям Новосибирска Стоквартирного дома на Красном проспекте.

Но вернемся к самому этому дому, где совсем недавно было посольство Республики Мозамбик, а теперь его там, по-моему, уже нет; впрочем, сами все видите, насколько он богат деталями, синкопированной геометрией окон и форм, короче - отличный, как будто откуда-то с Бауманской улицы сбежал».

Конюшни нефтяника Манташева


«В жилых массивах в районе пересечения Ленинградского проспекта и Третьего транспортного кольца притаился выдающийся дом в стиле барокко.

Это здание, которое в 1912 году архитекторы Измиров и братья Веснины построили для богатого нефтяника Леона Манташева. И это не парадный особняк Леона или там театр, это ансамбль конюшен - Леон был страстным любителем лошадей, владел лошадьми, которые участвовали в самых престижных соревнованиях того времени. Если присмотреться, то на фасаде здания, на самом верху, видно изящные Л и М - по первым буквам имени владельца дома.

Улица, где построен этот удивительный дом, называется Скаковая: лошади, скачки, название Скаковая - все это более чем логично, ведь всего в паре сотен метров находится Московский ипподром.

Пора переходить к традиционной грустной части поста «А что там сейчас?». Сейчас - мрак полнейший. По бокам когда-то стояли еще два строения ансамбля - разрушили: сбоку примыкают автосервис и мойка, во дворе здания странное сооружение, напоминающее недостроенный заводской цех или гигантский ангар. Во дворе ансамбля конюшен сохранилось здание жилого дома жокеев, но разглядеть его за наваленной грудой металлолома и разного хлама проблематично.

Арендаторы здания - от студии балета до различных офисов. В общем, очередная где-то удивительная, где-то уже, увы, типичная московская история.

А дом при возможности навестите: венское барокко среди типовых пятиэтажек - это выглядит очень сильно».

Бывшая трамвайная электростанция


«На угрюмой, практически непешеходной улице Ленинская Слобода, которая находится в районе Третьего кольца, есть такое прекрасное здание - это бывшая Вторая городская трамвайная электрическая станция, построенная в 1916 году. Сейчас там институт с труднопроизносимым названием».

Гараж Мельникова



«Прогуливаясь по юго-западной части Москвы, можно встретить это волшебное сооружение - практически замок. Это Конный двор - комплекс хозяйственных построек старинной русской усадьбы Черемушки-Знаменское. Сооружен он примерно в последней четверти XVIII - начале XIX века при одном из многочисленных владельцев усадьбы С.А.Меншикове.

На фото лишь входная группа комплекса, сам Конный двор занимает немаленькую территорию и действительно похож на сказочный замок, и вот бы там устроить какой-нибудь отличный детский центр, чтобы девочки там себя принцессами воображали, а мальчики рыцарями, но нет.

Если основную часть усадьбы Черемушки-Знаменское, которая находится через дорогу, через улицу Большая Черемушкинская, занимает Институт теоретической и экспериментальной физики, то эти строения принадлежат Институту гельминтологии».

Плоский дом на Пресне


«Отличный архитектурный аттракцион - Плоский дом на Пресненском Валу. Соседний дом тоже, кстати, «плоский».

Построенный в 1910 году двухподъездный жилой дом на самом деле никакой не плоский, конечно же. Просто земельный участок, который был отведен под его строительство, был такой формы, что архитектору пришлось одну из сторон дома сделать в виде скошенного угла, отсюда - если выбрать правильный ракурс - и возникает иллюзия, что дом плоский, словно нарисован на листе фанеры».

Тюремный парапет


«Неприметный серый парапет в Новоспасском переулке не кажется чем-то значимым и интересным, но это если не знать, что это остаток ограды знаменитой «Таганки». Той самой, где «все ночи, полные огня».

Московская губернская уголовная тюрьма (Таганская тюрьма) была построена в 1804 году по указу императора Александра I. Здесь побывали личности в формате от Саввы Мамонтова до человека, ставшего прототипом Остапа Бендера. Здесь перед заключенными пел Шаляпин.

Тюрьму снесли в 1958 году. Сейчас от нее остались только часть ограды - этот парапет - и бывшее административное здание тюрьмы, в котором находятся офисы.

А там, где в течение полутора веков томились в застенках люди и, в частности, был повешен генерал Власов, теперь тихие дворы, обычные пятиэтажечки и детский сад».

Робокоп из «буханки»


«Красота из двора Московского художественно-промышленного института - новый, вот-вот готовый отправиться в город в рейд против сноса исторических зданий симбиоз Робокопа и бойца из отряда «Капитана Пауэра и солдатов будущего». Метров пять в высоту.

Обратите внимание на элегантное решение грудной клетки этого монстра - легким движением студенческой руки защищать стальное сердце отправилась передняя часть кузова автомобиля УАЗ, он же «буханка».

Саввинское подворье


«Сравнительно недавно, до 1937 года, одно из красивейших зданий Москвы украшало самое начало Тверской улицы. Потом, правда, его передвинули и закрыли огромной жилой махиной - домом номер шесть по улице Тверской.

А это здание - Саввинское подворье, построенное в 1907 году, - теперь находится в глубине главной улицы города. Ознакомиться с ним можно свободно, зайдя в арку дома номер шесть. Можно и нужно: Саввинское подворье - дом волшебной красоты».

Лестница в особняке на Малой Никитской


Этот особняк на Малой Никитской - одна из важнейших московских архитектурных достопримечательностей: умопомрачительно красиво, сохранившиеся предметы интерьера и мебель, тайная молельня на последнем этаже. Причем попасть сюда можно абсолютно свободно и даже бесплатно».

Но свою схему построил по кругу. Карта делится на 7 политических концепций, за которыми, впрочем, скрываются понятные тезисы: контекст, материалы, форма и т.д. Для быстрого понимания под каждым направления мы указали свою расшифровку.

Методология карты простая: на периферии круга расположены самые яркие представители конкретного направления. Бюро, которые стоят ближе к центру, больше заимствуют из других направлений. Среди 181 архитекторов почти нет мировых имен. Автор намеренно собрал молодые команды, которые формировались как раз в новое, посткризисное время.

Вместе с картой ниже даем описание всех направлений и мнение самих архитекторов о том, как точно их работу понял Алехандро Заэра Поло.

Активисты

Работают напрямую с населением

Чем выделяются: Последователи идей Алехандро Аравены. Делают социальные проекты, где на первый план выходит польза местному сообществу. Вовлекают в работу население, проводят кампании по сбору денег на реализацию проектов.

Направление набирает особенную популярность в последние годы. Главную арт-премию Великобритании, Премию Тернера 2015 года, дали бюро Assemble, которые вместе с местными жителями реконструировали 10 домов в ливерпульском районе.


Популисты

В советское время их назвали бы формалистами

Чем выделяются : Намеренно упрощают язык, чтобы лучше доносить идеи до общественности. Форма сводится к яркой остроумной концепции, которую презентуют через схемы и диаграммы. И подход работает: именно Бьярке Ингельс единственным из архитекторов вошел в список 100 самых влиятельных людей планеты 2016 года.


Новые историцисты

Прагматики, увлеченные контекстом

Чем выделяются : молодое поколение, вдохновленное Дэвидом Чипперфильдом. Продвигают прагматичный подход со строгой геометрией форм, много работают в контексте города. Перерабатывают идеи модернизма, но и противопоставляют себя современной моде компьютерных алгоритмов.


Скептики

Философы с концептуальным подходом

Чем выделяются : Легко отличить по графике в пастельных тонах с аксонометриями и коллажами. Критически настроены к современной коммерческой архитектуре, поэтому особенно ценят постмодернизм и бумажных архитекторов ХХ века. Отсюда яркие цвета, искусственные материалы, философское толкование проектов.

Чем выделяются : В центр архитектуры ставят натуральные материалы, хотя каждый фундаменталист трактует идею по-своему. Для вьетнамца Во Чонг Нгиа главное — деревья и озеленение. Ensamble Studio особо ценят тактильные свойства камня. Gabinete Arquitectura из традиционных материалов придумывают новые конструкции: на XV биеннале в Венеции бюро получило «Золотого льва» за .


Космополиты

Современные рационалисты

Чем выделяются : Открытые противники «эффекта Бильбао», когда огромные бюджеты тратят только ради формы и ее дальнейшего обслуживания. Свои проекты строят на анализе и выборе самых эффективных решений. Один из основных ориентиров — французы Lacaton & Vassal, которые в Бордо спасли дома от сноса и придумали, .

Автор карты выделяет и два дополнительных направления. Карло Ратти в лаборатории MIT совмещают рациональность и компьютерные технологии. Бюро подобные AMUNT видят рационализм в упрощенной эстетике и ярко выраженном минимализме.


Технологические утописты

Занимаются роботами и городами будущего

Чем выделяются : Поколение, которое выросло на идеях параметризма. Но они не заимствуют язык Захи Хадид, а работают над концепциями на стыке робототехники и спекулятивной архитектуры. Технологисты заняты научными исследованиями, поэтому среди них много преподавателей. В Цюрихе свою лабораторию ведут Фабио Грамацио и Маттиас Кёхлер, Ахим Менгес со студентам строит павильоны в Штутгарте, Марк Форнс вместе с Патриком Шумахером преподает в Гарварде.


Как отреагировали сами архитекторы

35% точно попали или указали место, близкое к авторскому взгляду.

20% архитекторов отметило себя в других секторах и ближе к центру.

10% выбрали совершенно противоположное направление.

Активисты и Космополиты: самые популярные направления из ответов.

Утописты и Прагматики: этих секторов не было на карте, но 5% определили себя именно так.

Отдельные архитекторы сказали, что в бюро у каждого из партнеров своя позиция, поэтому их нужно поместить сразу в несколько секторов.

Последний довод признает и автор. В будущем Алехандро планирует развивать идею и экспериментировать с другими техниками, данными и категориями. Нынешняя версия 0.1 опубликована в 187-м номере журнала El Croquis. Полное эссе продается и отдельно в

Десятый и заключительный том издания "Памятники архитектуры Москвы" вышел в 2015 году. Данный выпуск целиком посвящен процессу формирования и…

  • Памятники архитектуры Москвы, том 9. Архитектура Москвы 1910-1935 гг.

    После выхода в 1982 году первого тома "Памятники архитектуры Москвы", посвященного Кремлю и Китай-городу, и содержащего также полный…

  • Памятники архитектуры Москвы, том 8. Окрестности старой Москвы (юг и восток)

    Предлагаю вашему вниманию восьмой выпуск издания "Памятники архитектуры Москвы". Книга вышла в 2007 году и посвящена восточной и южной сторонам…

  • Памятники архитектуры Москвы, том 7. Окрестности старой Москвы

    Выкладываю для ознакомления седьмой выпуск издания "Памятники архитектуры Москвы", увидевший свет в 2004 году. В книге представлен материал,…

  • Памятники архитектуры Москвы, том 6. От Андроникова монастыря до Большой Калужской улицы

    Предлагаю вашему вниманию шестой выпуск издания "Памятники архитектуры Москвы", вышедший в 2000 году. Эта книга завершает описание архитектуры Москвы…

  • Памятники архитектуры Москвы, том 5. От Земляного до Камер-Коллежского вала.

    Пятый выпуск издания "Памятники архитектуры Москвы" вышел в 1998 году. В этой книге представлен материал, охватывающий большую часть территории между…

  • Памятники архитектуры Москвы, том 4. Замоскворечье

    "Замоскворечье" - четвертая книга издания "Памятники архитектуры Москвы". Район, которому она посвящена, входит в состав территории Земляного города.… Памятники архитектуры Москвы, том 1. Кремль, Китай-город, центральные площади

    На День города сделаю подарок всем жителям Москвы - выложу все 10 томов сводов памятников столицы. Сегодня будет первая книга из серии "Памятники…

  • Статьи по теме: