Работают ли брейн-тренажёры

Настоящее имя: Олег Божинский
Дата рождения: 30.10.1990
Место рождения: Одесса
Youtube:

Олег Брейн — популярный обзорщик игр на ютубе. Брейн — выдуманный псевдоним, настоящая фамилия блогера Божинский. Олег родился в Одессе, на данный момент проживает вместе со своей девушкой Дарьей Рейн в Киеве.

Лицо Олега Брейна

Олег на протяжении четырех лет скрывал свое лицо от подписчиков. Но в 2016 году неизвестные взломали электронную почту девушки Олега и нашли файлы с отсканированным паспортом Олега. После этого Олег Брейн решил раскрыть тайну, которая висела над его личностью. В мае 2017 года видеоблогер посетил фестиваль «Видеожара», где показал свое лицо.

Олег Брейн в интервью после Видеожары рассказал, что теперь его каждый день узнают на улице толпы школьников и просят сфотографироваться. Но Олега это не пугает, Брейн очень открытый и добрый человек.

Олег Брейн на ютубе

До того как Олег стал выкладывать видео на ютуб, он зарабатывал на жизнь озвучкой рекламных роликов. Олег Брейн даже успел полгода поработать на радио, но по семейным обстоятельствам уволился. Записывать видео на ютуб Брейн стал в 2012 году, когда создал канал TheBrainDit. Первые видео Олега были посвящены прохождению игр Angry Birds и Skyrim. Но большую популярность Олегу Брейну принесли видео с игрой в GTA 5 в онлайне. На данный момент youtube канал Олега Брейна насчитывает шесть с половиной миллионов подписчиков.

Вместе с этой статьей просматривают:

19 июня

Перед вами не просто история о том, как тренируется мозг - это история о трудностях на пути научного познания.

Ваша память уже не так хороша, как раньше? Не можете сконцентрироваться? Вы работаете не так эффективно, как, вам кажется, могли бы? Хотите просто поддерживать мозг в тонусе? Теперь существуют тренажеры не только для мускулатуры, но и для мозга. Установите специальное приложение, потратьте 5 минут на небольшую видеоигру, делайте это ежедневно. Результаты не заставят себя ждать: улучшение рабочей памяти, концентрации, зрительного поиска, во время вождения, на работе, дома.

Логика продукции таких компаний, как Posit Science (BrainHQ), Cogmed , Lumos Labs (Lumosity), состоит в том, что, тренируя одно базовое умение, необходимое для прохождения игры (например, быстрый поиск объектов на картинке), вы одновременно тренируете и другие, более сложные умения, необходимые в реальной жизни (например, быстрее будете замечать перебегающих вам дорогу пешеходов).

Такие обещания раздаёт Lumosity.

Эта логика непосредственно связана с вопросом о том, как мы учимся, и как знания и умения переносятся с одной области деятельности на другую. Компании-производители в своих утверждениях следуют двум принципам:

  1. работая над частью, ты воздействуешь и на целое;
  2. тренируя когнитивную функцию в одном её проявлении, ты улучшаешь любые её проявления.

В подтверждение этим обещаниям производители приводят на своих сайтах значительные списки научных исследований. Сами игры создаются командами разработчиков с участием нейрофизиологов, психологов и врачей.

Но когда для волнующей многих проблемы находится удобное и приятное решение, где-то в глубине сознания появляется маленькое, но назойливое сомнение: а нет ли где-то тут подвоха? А если к тому же за этим решением стоит чья-то экономическая выгода (и немалая), то маленькое сомнение оборачивается пристальным критическим взглядом (а иногда и судебным процессом со штрафом в пару миллонов долларов).

В 2016 году американский психолог Даниель Симонс и шесть его коллег опубликовали большой обзор , в котором проанализировали все исследования, приведённые в качестве доказательной базы четырьмя лидирующими производителями брейн-тренажеров (Lumos Labs, Posit Science, Cogmed и Nintendo) - всего 374 статьи. Целью анализа было проверить, подтверждают ли научные исследования обещанную эффективность тренажеров. Авторы выработали ряд собственных критериев для оценки улучшения когнитивных способностей участников исследований, а также ряд критериев для оценки методологии исследований, то есть степени объективности и достоверности результатов и возможности их генерализации на всё население. По этим критериям и были проверены представленные компаниями исследования.

Учёные пришли к выводу, что удовлетворительных доказательств эффективности брейн-тренажеров нет.

Исходя из результатов приведённых научных исследований, с уверенностью можно утверждать только то, что тренажеры способствуют прогрессу непосредственно в тех заданиях, которые необходимо выполнять в ходе тренировки. С меньшей уверенностью можно говорить о том, что этот прогресс распространяется на схожие задания. Никаких подтверждений тому, что при этом повышается эффективность выполнения иных задач, авторам найти не удалось. Это значит, что выполнение задачки, требующей использования рабочей памяти, не улучшит вашу рабочую память в целом, и уж точно не улучшит концентрацию или скорость мышления.

Более того, ученые обнаружили существенные проблемы в методологии многих экспериментов, то есть доверять их результатам нельзя вовсе. Вот несколько таких методологических проблем:

  1. Многие из них тестировали слишком маленькие группы испытуемых - а если исследуемый феномен имеет характер статистической закономерности, а не всеобщего закона, то надёжных выводов на небольшом количестве наблюдений не сделать.
  2. Также не все исследования контролировали возможность эффекта плацебо - улучшения результатов не благодаря воздействию тренажеров, а из-за самовнушения испытуемых.
  3. Некоторые экспериментаторы сравнивали не сопоставимые по своим характеристикам группы (например, нельзя сравнивать между собой проходивших брейн-тренинг и не делавших ничего испытуемых - хорошая контрольная группа должна потратить столько же времени и сил на какую-нибудь «пустую», ничего не тренирующую игру).
  4. Авторы обзора также пришли к выводу о том, что многие исследователи выборочно анализировали и описывали данные, что компрометирует основанные на таком анализе результаты.

Итак, первый вывод - «сомневайтесь в том, что вам говорят производители о своем товаре». Вывод может показаться очевидным, ведь все мы знаем, что такое реклама и маркетинг. Однако это ещё не конец истории.

Сомневайтесь в том, что говорят производители о своём товаре.

Дело в том, что Симонс и его коллеги были не первыми учёными, критически взглянувшими на эффективность брейн-тренажеров. В 2014 году две группы учёных опубликовали открытые письма на эту тему, и их содержания полностью противоречили друг другу. В первом письме международная группа, насчитывавшая более 70 человек, утверждала, что мозговые тренажеры не имеют под собой убедительных доказательств того, что они улучшают когнитивные функции или замедляют их ухудшение. Несколько месяцев спустя другая международная группа из 133 ученых и практиков оспорила первое письмо, утверждая, что доказательства эффективности брейн-тренажеров достаточны и убедительны.

Как же так - столько ученых смотрят на одни и те же факты, но приходят к диаметрально противоположным выводам? Симонс и коллеги считают, что дело в разнообразии критериев оценки качества исследований и их результатов и, следовательно, в определённой доле субъективности при формировании методологии исследований и при выборе критериев оценки «когнитивных улучшений».

Такая избирательность взгляда на умственные способности является, конечно, следствием не злого умысла, но трудностей в определении понятий и широте их трактовок в подобных областях исследований. Эта проблема свойственна не только тем, кто собирает доказательную базу, но и их критикам: можно прийти к очень разным выводам в зависимости от того, какие аспекты изучаемого феномена выбрать для анализа.

Следуя этой логике, значительный и трудоемкий обзор Симонса и коллег тоже придётся поставить под сомнение, ведь и они проходили через процесс выбора критериев.

И вот мы подошли ко второму выводу: в исследователях и их утверждениях тоже приходится сомневаться. Даже будучи учёными, они всё равно остаются людьми, подверженными естественным ошибкам мышления . Сомневаться во всём, что узнаешь - это непросто и немного грустно, однако стоит не забывать о том, что вся история науки - это постоянное опровержение предыдущих знаний.

Что же касается тренажеров, мы не можем утверждать, что они никак не работают, но мы можем обоснованно считать, что они не работают так, как заявляют производители в своих рекламных текстах: нельзя улучшить рабочую память или зрительный поиск в целом, выполняя одно и то же задание бесчисленное количество раз.

В моей жизни много информации. Данных, фактов, новостей, понятий, категорий, мест, людей, событий, книг, лекций, фильмов. Я давно искал инструмент, который позволял бы эту информацию не просто сохранять, но также обрабатывать и сплетать в единую сеть. Такой, который позволял бы мне к сохраненному возвращаться, намеренно или по счастливой случайности.

Я опробовал десятки инструментов: текстовые файлы, локальные и серверные вики-движки, онлайн-закладки, неизбежный Evernote, Notational Velocity, встроенные в МакОс заметки, не говоря о бумажных блокнотах. Каждый из них был по-своему хорош, у каждого были свои недостатки, которые мешали ему стать полноценным цифровым расширением моего физического мозга.

На программу с неизобретательным названием TheBrain я периодически наталкивался онлайн, скачивал дистрибутив, устанавливал, но, не разобравшись и не поняв предназначения, удалял или просто забывал о её существовании, так и не успев понять её предназначения.

В очередной раз обратить внимание на TheBrain меня заставило выступление Джерри Микалски , который пользуется программой более 18 лет. За это время он создал в своем «цифровом мозге» более 360 тысяч записей — в программе они называются мыслями (thought ), связанных более чем миллионом ссылок. Каждая запись создана вручную, большинство содержит гиперссылки. По «мозгу» Джерри можно погулять онлайн — он практически целиком доступен онлайн . Это самая большая публичная «концептуальная карта», как называет её автор, доступная в интернете. Должен предостеречь — прогулка по мозгу Микалски может затянуть не на один час, если вы, как и я, страдаете от информационной булимии склонны к безудержному любопытству.

Вдохновившись рассказом Джерри, я в очередной раз побежал устанавливать TheBrain, обнаружил программу в списке уже установленных, и решил попробовать пользоваться ей хотя бы пару месяцев. Полтора года спустя, я по-прежнему продолжаю свой эксперимент, пока что не собираюсь прекращать, несмотря на неидеальность и этого решения.

TheBrain — программа, которую формально можно отнести к категории софта для создания «ментальных карт» (mind maps , диаграмм связей). Однако формат представления данных в TheBrain от ментальных карт отличается.

Во-первых, в классических ментальных картах есть центральный элемент, или нод , который является родителем для всех остальных нодов. В TheBrain центральным нодом может в любой момент стать любой элемент по вашему выбору.

Во-вторых, любой элемент в «Брэйне» может являться одновременно родительским, дочерним и родственным (jump ) для неограниченного количества других нодов, равно как и иметь неограниченное количество родителей, дочерних и родственных элементах — в классических майндмэпах есть только древовидная, а не сетевая иерархия.

В-третьих, TheBrain рассчитан на хранение и быстрый вывод бесконечного количества элементов, каждый из которых может быть связан с любым количеством других нодов, а также содержать гиперссылки (в про-версии — более одной), тексты, картинки и вложения (также только в про-версии). Как и Джерри, вы можете картографировать абсолютно всё на свете в одном файле, как бы ни были обширны ваши интересы и знания, при этом работа с ним не замедлится.

Скриншот из TheBrain. Поиск

Я заношу в TheBrain всю более-менее значимую информацию, с которой сталкиваюсь: ссылки, статьи и книги, которые я читаю, цитаты и основные мысли из них, лекции и подкасты, связанных с ними людей, отдельные концепции, собственные мысли и ассоциации, даты и события. Для меня самым важным действием в TheBrain является не простая запись информации, а увязывание её с ранее сохраненной. Добавляя кусочек контента (чаще всего — веб-страницу), я стараюсь установить как минимум 2-3 связи с другими элементами, иногда создавая их на ходу. Связи могут быть совершенно произвольны и соответствовать тому, как те или иные явления или концепции увязаны в моей голове. Если в моем сознании связаны композитор Филипп Гласс, египетские пирамиды и глаз человека — я свяжу эти элементы в «Брэйне». Связывая элементы, я не только повышаю свои шансы повторно натолкнуться на материал, но и лучше осознаю взаимосвязанность предметов и явлений в этом мире, а бонусом ещё и лучше запоминаю сохраняемый материал. Как и в случае с письмом, я сохраняю информацию не только для того, чтобы легче найти её потом, но и чтобы лучше запомнить её сейчас. Опыт показывает, что материал, проработанный в «Брэйне», действительно лучше откладывается в голове, а благодаря взаимосвязанности я чаще возвращаюсь к изученному материалу.

TheBrain в режиме «блуждания» (wander). Да, цифровой мозг тоже умеет перескакивать с мысли на мысль.

TheBrain в каком-то смысле действительно становится внешним расширением мозга, это грубое, но уже рабочее приближение к тому, как внешняя память (если не мышление) будет работать в будущем. Во время самых полезных, насыщенных фактами встреч и дискуссий, я открываю свою концептуальную карту и в реальном времени нахожу в ней факты и ссылки, а также докидываю новую и перелинковываю старые. По ассоциации мне потом очень легко находить контент: я помню, что обсуждал его на встрече с тем-то и тем-то, значит он должен быть залинкован на соответствующую запись.

Для того, чтобы эта система работала хорошо, нужно быть достаточно дисциплированным и поддерживать её в единообразном состоянии. То есть предсказуемо называть В моём случае затраченные усилия окупаются, когда раньше, когда позже. Например, я собрался написать про TheBrain уже довольно давно, и тогда же завёл соответствующую мысль (My thoughts on TheBrain ), куда постепенно докидывал мысли, наблюдения и идеи о программе. Когда пришло время, я за пару секунд нашёл их и использовал при написании этой заметки.

Скриншот из TheBrain. История: «мысли», добавленные за день.

Теперь о недостатках TheBrain. Разработчик программы, одноименная американская компания — стартап времён первой Кремниевой лихорадки, к счастью, переживший крах доткомов . Хотя программа и позволяет загружать контент в веб и просматривать его через браузер, основной режим работы с ней — через клиент для Windows или MacOS. Клиент выглядит довольно необычно и, пожалуй, старомодно — к этому нужно привыкнуть, разработчики за трендами не спешат, многие пользователи, судя по всему, тоже люди взрослые и консервативные и резких перемен не любят.

Номинально у TheBrain есть мобильное приложение для iOS, но, на мой взгляд, использовать его для сохранения контента практически невозможно, особенно с айфона. Чтобы сохранять ссылки в TheBrain с телефона, найденный через мобильный браузер контент я отправляю в Omnifocus, а позже с компьютера переношу ссылку в «Брэйн». Да, это не самый изящный способ и дополнительный расход времени, и это требует дисциплины, но мне важно одинаково качественно обрабатывать и «картировать» все материалы, которые я читаю, иначе система становится непредсказуемой и не достаточно надежной.

К сожалению, TheBrain не поддерживает никакую автоматизация, у него нет API , с помощью которого можно было бы упростить импорт заметок или прочитанных статей, формирование связей. Да, поддерживается импорт файлов в нескольких форматах, но даже это нужно делать вручную или при помощи AppleScript или других «хакерских» решений. Никакого тебе сохранения ссылок из Покета через или импорта заметок из , которые возможны, например, в Evernote. Такое ограничение можно считать и плюсом — вы точно уверены, что всё, что есть внутри вашего «мозга» — ценное и добавленное лично вами, а не алгоритмом, который может начать сбоить и, к примеру, плодить дубли или добавлять материалы, которые не имеют ценности.

TheBrain также почти никак не помогает вам организовывать контент, и в этом смысле программа гораздо ближе к традиционным майндмепам, чем к человеческому мозгу. «Мозг» не анализирует контент и не предлагает установить взаимосвязи между элементами, не знает ничего о морфологии или синонимах, не выводит подсказки при поиске, не рекомендует, что ещё почитать по теме в интернете, как это делают те же Pocket и Evernote.

Несмотря на все эти ограничения, я считаю TheBrain одной из самых важных программ на моем компьютере. Если бы мне нужно было взять на необитаемый остров всего 3 программы, я бы взял браузер, TheBrain и текстовый редактор. Моё самое большое сожаление о том, что я не начал пользоваться ей раньше. Огромный объем информации и мыслей — 31 с половиной год жизни — остался за рамками карты, и не потерявшие актуальности белые пятна приходится картографировать повторно. От чего, разумеется, тоже есть польза.

Если вы решите попробовать TheBrain, то у вот несколько советов, которые помогут быстрее ощутить мощь этого инструмента:

  • Найдите время, чтобы посмотреть вебинары: вводные TheBrain 101 (живьем или в записи), а после — демонстрацию Джерри. У Брейна есть порог входа, вебинары помогают преодолеть его быстрее.
  • Побродите по «мозгу» Джерри, чтобы понять, какую информацию и как именно можно картографировать
  • Если вы читаете на двух и более языках, выберите, какой язык будет основным языком вашей концептуальной карты и постарайтесь заводить все записи именно на нем. У меня это английский; добавляя русские «мысли», я стараюсь дублировать их содержание и по-английски.
  • Как и с тегами в закладочных сервисов, называйте «мысли» самым очевидным для вас образом, так, как вы скорее всего будете искать эту мысль через год. В моем случае потребовались годы практики и наколенного метакогнитивного анализа, чтобы понять, как работает мое мышление, но теперь система работает почти безотказно — в большинстве случаев сохраненную мысль я нахожу за мгновения
  • Используйте и полные названия, и сокращения. Например, «мысль» про когнитивно-поведенческую терапию у меня назвается Cognitivge Behavioral Therapy (CBT) .
  • Используйте фрагменты слов для поиска. Например, Stanford University можно найти по запросу st un . Правда, результат зависит от количества мыслей, в названии которых есть эти символы, если ваш мозг разрастется, возможно, запрос нужно будет расширить до stan uni .
  • Начните с малого. Картографируйте ваши интересы, вопросы, над которыми вы сейчас работаете. Не увлекайтесь бездумным складированием контента из веба — тратьте время на выделение главного и установку связей.
  • «Запиньте» (вынесите на верхнюю панель) самые важные для вас «мысли», к которым вы хотите регулярно возвращаться. Действительно возвращайтесь к ним.
  • Не завязывайтесь на функциональность про-версии, пока не уверены, что готовы её приобрести. Джерри Микалски не пользуется функциями платной версии, бесплатной достаточно для выполнения большинства задач, ограничение на количество записей в ней нет. Я пользовался бесплатной версией больше года и практически не испытывал неудобств. Сейчас я использую типы «мыслей» (самые используемые мной типы: Article, Book, Lecture, Person, Quote) и иногда экспериментирую с типами связей и календарём, но эта функциональность — скорее приятный бонус.
  • После того, как вы поработаете с «Брейном» месяц-другой, будьте готовы тратить немного времени на «груминг»: установку связей, поиск мыслей-«сирот», удаление дублей, переименование и реорганизацию.

Но самое главное: получайте удовольствие от процесса! Правильно организованное управление знаниями может и должно приносить не только пользу, но и радость.

В июне я планирую провести вебинар про использование TheBrain. Чтобы не пропустить анонс, .

Статьи по теме: