Детская игра — «Жмурки. Русские подвижные игры ✿ Игра в «Жмурки

Старинная подвижная игра популярна в разных странах. В России ее называют Жмурки, в Англии – Толчок слепца, в Испании – Слепая курица, а в Германии – Слепая корова. Как и много веков назад, детям нравится веселиться и дразнить водящего, а ему приходится проявлять максимум смекалки, чтобы вслепую поймать других игроков.

Цель

На слух найти и осалить или поймать любого из сбежавших игроков. Водящий, который выполнит это условие, выиграл.

Ход

До начала игры с помощью считалки выбирают водящего или «воду». Потом шарфом или плотным платком ему завязывают глаза, чтобы он не мог ничего видеть перед собой. Ловца ставят в центр круга и несколько раз раскручивают на месте, приговаривая игровую припевку. Например, такую:

Кот, кот, что ты пьешь?
Пиво, квас!
Лови мышек, а не нас!

После этого участники разбегаются в разные стороны. Водящий вслепую пытается найти любого из игроков. Ребята могут «подсказывать» нужное направление – звонить в колокольчик, хлопать в ладоши, покашливать. Если игра проводится в помещении, где стоит мебель, товарищи обязаны предупреждать водящего об острых углах и других препятствиях.

В облегченном варианте Жмурок ловящему достаточно дотронуться до любого из игроков. Тот, кого осалили, становится новым водящим.

В более сложном варианте нужно поймать игрока и на ощупь определить, кто это. Когда ведущий угадывает и правильно называет имя, пойманный занимает его место. Если произошла ошибка, другие участники несколько раз хлопают в ладоши, и игра продолжается дальше.

Существует несколько вариаций Жмурок.

Слепая курица

Правила этой игры не отличаются от обычных, кроме того, что дети постоянно кричат: «Слепая курица!». Участникам не разрешено добровольно сдаваться водящему.

Мышки

Разбежавшись от центра, ребята остаются стоять на месте – в «норках». В то время как водящий пытается найти их, участники не могут покидать «норки», но имеют право уклоняться от ловца: приседать и нагибаться. Когда невидящий игрок находится на противоположной стороне площадки, товарищам разрешено меняться «норками». Но переходить с одного места на другое они могут, лишь прыгая на одной ноге.

Звонарь

Один из группы вешает бубенчик на шею, и ему сцепляют руки за спиной. Всем остальным участникам платками закрывают глаза, чтобы они не могли ничего видеть. Игроки с завязанными глазами стараются поймать зрячего звонаря, пока тот, стараясь не шуметь, пробирается между ними.

Перелетные птицы

Ребята делятся на две команды. Водящий с завязанными глазами остается в центре, а остальные собравшиеся встают в два ряда напротив друг друга или садятся на две скамейки. Затем каждый подходит к водящему, на ухо говорит ему название птицы и уходит на свое место. Названия птиц не должны быть одинаковыми!

Затем ведущий называет двух птиц. Если они окажутся игроками противоположных команд, то «пернатые перелетают» или меняются местами. Если названные будут членами одной стаи, считается что их «спугнули». Тогда игроки встают, обегают вокруг невидящей фигуры и садятся на место. При этом водящий пытается их осалить. Пойманный становится новым ловцом, и наименования птиц перезагадывают еще раз.

Благодаря подвижной игре можно развивать ловкость, координацию движений и слух. Жмурки проводят на улице и дома. Эта забава приносит много веселья и шума, поэтому она нравится как малышам, так и школьникам.

Елена Анохина

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ (4-7 лет)

Елена Анатольевна Анохина

Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал через игру. Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, их можно использовать в работе со школьниками и дошкольниками, оздоровительном лагере и в свободное время в кругу семьи.

Игра «Жмурки с колокольчиком»

Ход игры. По жребию (считалкой) выбирают «жмурку» и игрока, которог

он будет искать. «Жмурке» завязываюи глаза, а другому ребенку дают колокольчик. Участники игры встают в круг. «Жмурка» должен поймать водящего с колокольчиком. За тем выбирается новая пара игроков.

«Жмурок» может быть несколько. Стоящие в кругу дети предостерегают «жмурок» от встреч друг с другом словами: «Огонь! Огонь!»

Игра «Жмурки»

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек,

В барабан он громко бьет,

В жмурки всех играть зовет.

Проводится игра «Жмурки».

Ход игры. Играющему завязывают глаза, отводят от игроков в сторону и поворачивают несколько раз вокруг себя. Затем переговариваются с ним:

Кот, кот, на чем стоишь?

На квашне.

Что в квашне?

Лови мышей, а не нас!

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит.

Игра с Солнцем

В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнце). Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче –

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей.


Игра «Перетяни веревку»

На полу кладут 2 обруча и протягивают веревку от середины одного до середины другого. Участники игры делятся на 2 команды. В обручи входят по одному человеку от каждой команды. По сигналу они бегут и меняются местами. Прибежавший первым в обруч соперника и выдернувший веревку из другого обруча считается победителем. После первой пары бежит вторая, третья и так до последней.


Игра «Горелки»

Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Говорящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

Динь-дон, динь-дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

Раз, два, не воронь, а беги, как огонь!

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

Игра «Веселые музыканты»

Ход игры. Под любую мелодию из двух частей дети, стоя в кругу, играют на музыкальных инструментах (погремушках, румбах, колокольчиках и др.). Петрушка стоит в центре круга, дирижируя. С окончанием первой части дети, положив инструменты на пол, легко бегут по кругу. Петрушка становится в общий круг и бежит вместе с детьми. С окончанием музыки, играющие быстро разбирают инструменты. Дирижером становится тот, кому инструмента не досталось.

Игра «Карусели»

Продолжаем мы веселье,

Вес бегом на карусели.

К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другу. Обруч держит взрослый. «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:

Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и началась игра.


Игра «Колечко»

Все играющие выстраиваются в ряд. У скомороха в руках колечко, которое он прячет в ладонях и затем старается незаметно передать одному из ребят, при этом говорит:

Уж я золото хороню,

Чисто серебро хороню!

В высоком терему

Гадай, гадай, девица.

Гадай, гадай, красная!

Стоящий последним ищет кольцо, а скоморох приговаривает: «Гадай, гадай, у кого кольцо, чисто серебро». Если участник угадал, у кого кольцо, то он становится ведущим.

Игра «Баба Яга»

Сидел петух на лавочке, считал свои булавочки:

Раз, два, три, в этот счёт выходишь ты!

(Баба Яга становится в круг нарисованный на полу, на земле. Ребята бегают вокруг круга и дразнят Бабу Ягу, а Баба Яга старается помелом достать до детей, кого коснётся тот останавливается и замирает на месте, последний из детей становится Бабой Ягой).

Дразнилка

Баба Яга,

Костяная нога,

С печки упала,

Ногу сломала

Побежала в огород,

Испугала весь народ

Побежала в баньку

Испугала зайку!

Игра «Заря-заряница»

Ход игры. Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие стоят по кругу, держа в руках ленточку (на карусели укрепляются ленты по числу играющих). Все идут хороводом и поют.

Заря-заряница, Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты расписные.

Один, два, три – не воронь,а беги, как огонь!

На последние слова водящего бегут в разные стороны. Кто первый возьмет

освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе

следующего напарника.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

Игра "Каравай"

Наверно, самая знаменитая хороводная игра в России! Она является чуть ли не обязательным атрибутом любого дня рождения детей с года и до окончания начальной школы. Такой русский аналог американского «Happy birthday!». Хоровод очень простой. Все встают в круг и берутся за руки. Именинник встает в центр хоровода. Хоровод начинает двигаться по кругу в сопровождении слов:

Как на … именины (называют имя ребенка-именинника)

Испекли мы Каравай.

Вот такой вышины! (руки поднимают как можно выше)

Вот такой нижины! (присаживаются на корточки, руки практически кладут на пол)

Вот такой ширины! (расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как можно большего диаметра)

Вот такой ужины! (хоровод сходится, сжимается, подходит вплотную к имениннику)

Каравай, каравай, кого любишь выбирай! (хоровод приходит к своему «нормальному» размеру и останавливается)

Именинник говорит: Я люблю, конечно всех,

Но вот … больше всех! (называет имя выбранного ребенка, берет его за руку и ведет в центр хоровода)

Теперь именинник становится в хоровод, а выбранный им ребенок становится «именинником».


Игра " Бояре, а мы к вам пришли"

Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи. Первая команда идет вперед со словами:

Бояре, а мы к вам пришли! И возвращается на прежнее место:

Дорогие, а мы к вам пришли!

Другая повторяет этот маневр со словами:

Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?

Начинается диалог:

Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна.

Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?

Первая команда совещается и выбирает кого-то:

Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного).

Дорогие нам вот эта мила. Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону.

Диалог продолжается:

Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас.

Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее.

Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится.

Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим.

Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят.

Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем.

Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит.

Первая команда завершает:

Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!

Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой.

Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.


Игра "Калачи"

Дети становятся в три круга. Двигаются, подскоками по кругу и при этом произнося слова:

Бай – качи – качи - качи!

Глянь - баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи.

По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова «Найди свой калач!» возвращаются в свой круг. При повторении игры игроки могут меняться местами в кругах.


Спасибо за внимание!

КОНСПЕКТ
урока по физической культуре в 4 классе.
Раздел программы: подвижные и спортивные игры
Тема урока: « Упражнения на внимание. Подвижные игры с элементами краеведения.
Русская народная игра « Жмурки».
Цель урока: создание устойчивой мотивации на освоение подвижных игр
Задачи урока:

Формирование основ взаимодействия в команде; закрепление умений
и навыков ловли и передачи мяча;


развитие ловкости, быстроты, координации, укрепление здоровья,
привитие интереса к здоровому образу жизни;
снятие эмоционального стресса; развитие чувства дружбы,
взаимопомощи, взаимовыручки, коллективизма.
Инвентарь: 2 мяча большие, свисток, мячи маленькие, марш « Физкультура»,
распечатать 3 считалки, мелодия « Солнышко лучистое», мальчик, который показывает
упражнения с малыми мячами, история игры «Жмурки» (дать ребенку), указка, варежки,
маска на глаза, колокольчик, воздушные шары (красные – 25 штук, желтые – 5 штук, синие
– 5 штук), хороводные песни, « Дружба – это не работа» («Маша и медведь»).
Этапы урока
1. Организационный
момент
Содержание урока
У. – Под веселый марш « Физкультура» дети входят в зал,
строятся в общую шеренгу.
­ Здравствуйте, ребята!
­ По порядку номеров рассчитайсь!
­ Рапорт сдает дежурный.
У. – Мы собрались сегодня здесь на уроке физкультуре
по теме: « Упражнения на внимание. Подвижные игры с
элементами краеведения. Русская народная игра «
Жмурки».
­ Все хотят соревноваться.
Пошутить и посмеяться.
Силу, ловкость показать
И сноровку доказать!
Этой встрече все мы рады,
Собрались не для награды,
Нам встречаться чаще нужно,
Чтобы все мы жили дружно.
­ Поприветствуем гостей школы на нашем уроке по
народным играм.
2. Введение в тему
занятия.
Игра – пожалуй, любимое занятие многих, причем как
детей, так и взрослых! Игры бывают самые разнообразные –
развлекательные, обучающие, спортивные и, конечно же ­

народные.
­ Почему игры называют народными? (Их сочинил народ)
­ Испокон веков в народных играх отражался образ жизни
людей, их быт, труд, национальные устои, желание
проявлять
обладать силой,
быстротой,
ловкостью,
смекалку, выдержку, находчивость, волю к победе. В
народных играх много юмора, шуток, соревновательного
Движения сопровождаются считалками,
задора.
жеребьевками, потешками, зачинами, песенками.
­ Какие считалки вы знаете?
Вдоль по речке, по Десне,
Едет парень на бревне.
Видит парень: в глубине
Старый дуб лежит на дне.
Парень тут же прыгнул в воду,
Сунул руку под колоду,
Под колодою ­ нора...
Выходить тебе пора
За морями, за горами,
За железными столбами
На пригорке теремок,
На дверях висит замок,
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.
Катилась апельсинка
По имени Мальвинка,
Уроки не учила и
Двойку получила.
А потом пошла гулять,
Получила цифру пять!
3. Разминочный бег.
У. – А сейчас предлагаю выполнить разминочный бег.
­ Приставным шагом правым боком (мяч под правой
рукой);
­ Приставным шагом левым боком (мяч под левой рукой);
­ С высоким подниманием бедра;

4. Музыкальная
разминка под
мелодию
« Солнышко
лучистое».
­ С захлестыванием голени;
­ Спиной вперед (мяч держим руками на груди). Смотреть
назад через плечо.
У. – Загадка о мяче.
Круглый, мягкий, полосатый.
Нравится он всем ребятам.
Может долго он скакать,
И совсем не уставать.
На пол бросишь ты его ­
Он подпрыгнет высоко.
С Скучно не бывает с ним.
Мы играть в него хотим.
У. Русские народные упражнения с мячом.
(Мальчик показывает, учитель рассказывает, как
выполняется упражнение, дети выполняют.)
Свечки­ подбросить мяч вверх сначала невысоко и поймать
его. Во второй раз подбросить выше, в третий ­ еще выше.
Хватки­ поднять руки с мячом над головой, выпустить его
и поймать на лету.
Одноручье­ подбросить мяч вверх правой рукой и поймать
правой: подбросить левой и поймать левой.
В ладоши­ подбросить мячом вверх, хлопнуть в ладоши и
поймать мяч.
По коленям­ подбросить мячом вверх, хлопнуть руками
по коленям и поймать мяч.
Нитки наматывать­ подбросить мячом вверх, быстро
сделать движение руками, будто наматываешь нитки и
поймать мяч.
С одеванием­ подбросить мяч вверх, а пока он летит,
сделать движение, как при надевании шапки.
После второго броска – надеть куртку.
После третьего броска – обуться.
Поднебески­ в парах (сначала с одним мячом, с двумя

мячами).
­ Подбросить мяч напарнику, напарник должен поймать.
5.
Знакомство с
содержанием
народной игры.
У. – Сегодня мы познакомимся с русской народной игрой
«Жмурки».
У. ­ Исследователи считают, что игра Жмурки произошла
от боязни людей болезней и смерти. Так как некоторые
болезни сопровождаются потерей зрения, а люди всегда
боялись заразиться, то они обходили стороной слепцов.
У. ­ В русском обиходе слово "жмурка" обозначал
мертвеца. Русский народ, как правило, боялся мертвых и
старухи смерти, вот на основании этого и появилась такая
подвижная игра.
­ И все же игра жмурки ­ это веселая детская
забава, тренирующая ловкость и слух. В такой игре вы не
будете скучать.
Техника безопасности во время подвижных игр.
­ смотреть в направлении своего движения;
­ исключать резких стопорящих остановок;
­ во избежание столкновения с другими играющими
замедлить скорость своего бега и остановиться;
­ помнить, что нельзя толкать в спину впереди бегущих,
забегать на скамейки.
­ Пойманные – осаленные игроки, которые обязаны выйти
из игры согласно правилам, должны осторожно, не мешая
другим, покинуть игровую площадку и сесть на скамейку.
6. Основная часть.
У. – С помощью считалки выбирается водящий.
Русская народная игра
« Жмурки»
­ Учитель раскручивает жмурку, приговаривая:
­ Ананас, Ананас
Лови кошек, а не нас!
­ После этого все игроки разбегаются в разные стороны.
И начинают «дразнить» водящего, подавая ему разные
сигналы о своем местонахождении похлопыванием в

ладоши.
После того, как водящий поймал кого­нибудь, он наощупь
пытается определить имя попавшегося. Если это удается,
пойманный становится водящим. Если нет, то игра
продолжается.
« Круговые жмурки»
У. – Пусть наш смех звучит вокруг
Становитесь дружно в круг!
У. – «Круговые жмурки».
Дети встают в круг и выбирают жмурку. Он выходит на
середину, ему завязывают глаза, в руку дают бумажную
трубочку и заставляют повернуться три раза.
Играющие в это время берутся за руки и обходят вокруг
жмурки, чтобы он не знал, где кто стоит. Когда все
остановятся, жмурка делает несколько шагов к играющим и
дотрагивается до кого­то указкой, спрашивая его: «Кто?»
Ему отвечают: «Мя­у!», «Ку­ка­ре­ку!» Жмурка должен
угадать по голосу того, кто ему ответил.
Если не отгадал, то остается водить. Ребенок, которого
жмурка узнал, становится жмуркой.
Водящему завязывают глаза и надевают на руки толстые
варежки (или несколько тонких). Далее к нему по очереди
подходят игроки, а он должен определить на ощупь, кто
перед ним. Если водящий опознал игрока, то опознанный
игрок становится водящим, иначе подходят следующие
игроки на опознание в порядке очереди.
Играющие становятся в общий круг, держась за руки. Трое
водящих ­ посередине круга. Круг медленно движется
вправо или влево под хороводную песню. Посередине круга
трое водящих – двое удирают, в руках у них
колокольчики, в который они время от времени звонят.
"Жмурка" ловит их с завязанными глазами. Как только
убегающий пойман, круг останавливается, выходит водить
на смену другая тройка игроков (из тех, кто еще не водил),
а прежняя тройка становится в общий круг, и игра
начинается сначала.
« Жмурки эскимосские».
«Жмурки с колокольчиком»
7. Рефлексия.
­ Построение в общую шеренгу.
­ Игра на внимание « 3, 13, 33».

­ Игроки должны на команду «3» поставить руки на пояс, «
13» ­ руки к плечам, «33» ­ руки вверх. Если игрок
выполняет движение неправильно, то он делает шаг вперед.
Т.о., вперед выйдут самые невнимательные игроки.
­ Игра « Слушай команду».
­ Цель: развивать способность к сосредоточенности,
внимательности.
Процедура игры. Дети маршируют на месте под музыку.
Затем музыка внезапно прерывается и учитель шепотом
произносит команду (сесть на стулья, поднять правую
руку, присесть, взяться за руки и т.п.)
Замечания:
1. Команду даются только на выполнение спокойных
движений.
2. Игра выполняется до тех пор, пока дети хорошо
слушают и контролируют себя.
­ Ребята, как вы думаете, для чего нужны игры?
­ С какой народной игрой сегодня познакомились?
­ Назовите русские народные игры, в которых встречаются
название птиц и животных. (Волк и гуси, У медведя во
бору, Кот и мыши, Волк во рву и др.)
­ А теперь я хочу, чтобы вы мне показали, какое настроение
у вас было во время урока.
­ На стене шары, обозначающие ваше настроение:
Красный – веселье;
Желтый – радостное;
Синий – грустное.
­ Дети берут шар, который они считают нужным и под
мелодию песни из мультфильма «Маша и медведь»
«Дружба – это не работа» проходят по залу и подскоками
покидают зал.
8. Домашнее задание.
­ Повторить приседания. Сделать 20 раз за 30 – 40 секунд.

Требования к уровню подготовки: общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.
Анализ урока.
УУД: умение технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов
спорта, использовать их в игровой деятельности.
умение планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в
процессе её выполнения.
развитие чувств доброжелательности, отзывчивости.
Для развития и поддержания интереса учащихся к предмету физическая культура на уроке
была использована игровая форма организации занимающихся.
Для функциональной подготовки организма была проведена разминка, включающая в себя
разновидности бега и общеразвивающие упражнения с малыми мячами на месте.
На основном этапе урока проводилась подвижная игра динамического характера (и её
разновидности), направленная на формирование координационных способностей, на
приобщение детей к народному творчеству.
Высокая работоспособность обучающихся в течение всего урока обеспечивалась созданием
благоприятного микроклимата, хорошего взаимопонимания. Сами учащиеся были активны
во время урока, организованны.
Было дано домашнее задание с комментариями.
Т.о., проведенный урок позволяет сделать вывод о достижении мною на уроке ожидаемого
результата. Подведение итогов урока показало, что цель урока достигнута, т.е у
обучающихся сформировалась положительная мотивация на освоение народных
подвижных игр.
Урок прошёл организовано и интересно. Дети вели себя на уроке активно, благодаря этому
уроку, ребята зарядились положительными эмоциями.

Правила игры просты. Играют несколько человек. Человек должно быть не меньше двух, далее число не ограничивается, хотя вряд ли когда-нибудь одновременно в жмурки играло более 10-12 человек с одним водой. Воду, человека, который водит в игре, выбирают с помощью считалочки.
Например:
Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана.
Буду резать, буду бить –
Всё равно тебе водить!
На кого выпадает последнее слово – тот и вода.

2 шаг

Для воды – ведущего готовят непрозрачную повязку из свернутого платка, которой плотно завязывают глаза, так чтобы не было возможности подсматривать это основное правило игры. Все остальные встают вокруг водящего и несколько раз поворачивают его вокруг оси, чтобы тот с закрытыми глазами поменял представление о пространстве.

3 шаг

После этого все разбегаются в разные стороны. Цель водящего – поймать или дотронуться до всех своих компаньонов по игре. Тем же, в свою очередь, следует подавать звуковые ориентиры, чтобы направить водящего. Это может быть колокольчик, хлопанье в ладоши, свист, голос. Игроки стараются устраивать водящему обманки, привлекая его звуками и стремительно перемещаясь в другом направлении. В одном из вариантов игры водящему нужно не просто дотронуться до игрока, но и опознать того в слепую.

4 шаг

Жмурки в 16-17 веках были забавой у знатных господ, которые так развлекались от скуки. Сегодня – это детская игра, развивающая координацию движений, чувство пространства и слуховую реакцию. Но также жмурки могут стать и приятным развлечением для взрослых, которые немного вспомнят детство или испытают новые эмоции, если привнесут в эту игру эротический момент.

Жмурки (фантомас) - детская подвижная игра, в которой один из участников с завязанными глазами ловит других. Хорошо развивает координацию движений и слух играющих.

Правила

Суть одного из вариантов игры в том, что так называемый «во́да» (в диалектах также «ва́да»), или «водя́щий», (с завязанными глазами) должен отыскать и дотронуться до человека. После того, как «вода» дотронется до человека, тот человек и становится «водой», и ему завязывают глаза. После этого всё начинается сначала.

Варианты

  • Игроки рассыпают разные предметы по полу, запоминают, где что лежит, и пытаются собрать с закрытыми глазами как можно больше предметов в свою корзину, играть можно парами, в этом случае, каждый "зрячий" руководит действиями напарника. Можно усложнить задачу - каждая команда должна собирать предметы своего цвета (например, кубики)
  • Водящему завязывают глаза, и он на ограниченной территории пытается коснуться ко-го-нибудь из играющих, если это удаётся, то водой становится тот, кого осалили. Все играющие издают какие-либо звуки (например хлопают в ладоши), чтобы вода мог ориентироваться на слух.
  • Игра проходит на небольшой ограниченной площадке, на которой нет опасных препятствий. Водящему завязывают глаза, или он просто зажмуривается. Он должен с закрытыми глазами осалить кого-нибудь из играющих. Играющие убегают от водящего, но при этом не заходят за пределы площадки и обязательно подают голос - называют водящего по имени или кричат: «Я здесь». Осаленный игрок меняется ролями с водящим.
  • Считалкой выбирают водящего. Ему завязывают глаза. Остальные игроки бегают вокруг "жмурки" время от времени хлопая в ладоши. Водящий должен поймать одного из игроков и не снимая повязки, определить кого он поймал. В случае если "жмурка" правильно назовёт имя пойманного, тот становится "жмуркой".

Разновидности игры

Водящему завязывают глаза и раскручивают его под стишок:

Кот, кот, где стоишь? - На мосту. - Что пьешь? - Пиво, квас. - Лови мышей, а не нас!

(- Где стоишь? - Во дворе. - Что пьешь? - Квас. - Ищи три года нас!)

Все разбегаются, а водящий старается их поймать. Играющие дразнят водящего: подбегают к нему близко, хлопают в ладоши, топают, кричат. Водящий, поймав игрока, должен на ощупь отгадать его. Первый пойманный и угаданный игрок теперь водит.

Звонарь

Водящему – звонарю – вешают на шею колокольчик или несколько бубенчиков и связывают ему руки за спиной, чтобы он не задерживал рукой бубенчиков. Все остальные играющие завязывают себе глаза и пытаются поймать звонаря, который «старается тихонько прокрадываться между ними и которого выдает звук повешенных на нем бубенчиков».

Море раз

Для игры необходим турник с перекладинами, по которым можно перебираться вверх и в стороны, через который возможно и перелезть. Играющие располагаются на турнике, а водящий отходит на некоторое расстояние от него, закрывает глаза и поворачивается вокруг себя, медленно произнося: "Море раз, море два, море три". Затем он с закрытыми глазами приближается к турнику и пытается кого-нибудь поймать (запятнать), причем сам он может как ходить по земле, так и взбираться на турник, а всем остальным по земле передвигаться нельзя. Игра продолжается до тех пор, пока все не окажутся пойманными. Первый пойманный становится водящим.

Немецкие прятки/ Жмурки в кругах/ Жмурки

Водящий закрывает глаза и играющие раскручивают его. Водящий произносит слова: "Все ко мне!" и каждый играющий дотрагивается до него рукой. Затем водящий говорит: "Все от меня!" - игроки разбегаются. По команде водящего: "Стоп!" все замирают на месте. Не открывая глаз, водящий ходит по площадке, отыскивая игроков. За всю игру каждому из играющих разрешается передвинуться только на один шаг, в самый критический момент. Все остальное время при приближении водящего игроки отшатываются, приседают, садятся на землю и т.д., оставляя по крайней мере одну ногу на месте. Первый найденный игрок становится водящим. Как вариант, пойманного игрока нужно еще и отгадать.

Жмурки в кругах

Пока водящий завязывает себе глаза платком, остальные играющие чертят вокруг себя небольшие круги на произвольном расстоянии друг от друга (в разном направлении от водящего, желательно по кругу). Водящий движется к игрокам – и в это время они перебегают из круга в круг. Как только водящий окажется рядом с кругами, все замирают. Выбегать из круга и перемещаться в круге теперь нельзя. Водящий пытается поймать кого-нибудь. Игроки наклоняются, приседают, но не двигаются с места. Если водящий нашел кого-нибудь и верно назвал имя, пойманный становится водящим. Если же водящий не угадывает, все начинают громко хлопать в ладоши и перебегать из круга в круг. Водящий ищет заново.

Если водящему три раза не удалось угадать игрока, выбирают нового водящего. Если во время поиска игрок в круге сдвинулся с места, он становится водящим.

Жмурки

Играющие чертят большой круг, а внутри него по числу участников игры делают ямки-норки на одинаковом расстоянии друг от друга. Водящий завязывает глаза и становится в центре круга. Играющие, прыгая на одной ноге, меняются норками, а водящий пытается кого-то найти. Когда он приближается к какой-нибудь норке, игрок в ней должен замереть. Ему можно наклоняться, приседать, но нельзя двигаться с места. Водящий, поймав игрока, должен угадать его имя. Если он угадывает неправильно, все громко хлопают в ладоши, и водящий начинает искать заново.

Игрокам нельзя выходить за пределы круга. Обмениваться норками можно только тогда, когда водящий находится с противоположной стороны круга.

Перелет

Участники игры рассаживаются на двух скамейках, стоящих напротив друг друга или просто выстраиваются в два ряда лицом друг к другу. Водящий располагается посередине.

Каждый выбирает для себя название птицы и сообщает его водящему, причем двух одинаковых птиц быть не должно.

Теперь водящему завязывают глаза. Он называет двух птиц и те должны поменяться местами, а водящий старается кого-то из них поймать. Пойманный становится водящим. В случае неудачи водящий называет другую пару.

Слепой убийца

Выбирают ограниченную площадку, на которой будет проходить игра. Все играющие закрывают или завязывают глаза. Водящий, у которого глаза тоже закрыты, должен всех поймать и отгадать. Перед игрой следует позаботиться о безопасности, убрать хрупкие или острые предметы. Удобней всего играть на ровной лужайке. Тот, кого уже поймали, наблюдает за передвижениями остальных.

Шерлок и Ватсон

Все становятся в круг и берутся за руки. В середине круга – два игрока, Шерлок и Ватсон, первый с завязанными глазами. Шерлок ловит Ватсона, время от времени окликая его: «Ватсон!» Ватсон обязательно должен отозваться: «Шерлок!» Выбегать из круга нельзя.

Когда Шерлок поймает Ватсона, Ватсон становится Шерлоком и ему завязывают глаза, а Шерлок выбирает из стоявших в кругу нового Ватсона. Играют до тех пор, пока все не побывают внутри круга.

Яша и Маша (Двое слепых)

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Внутри круга стоят два игрока – Яша и Маша. Обоим завязывают глаза, они оборачиваются вокруг себя несколько раз, и Яша пытается поймать Машу, то и дело спрашивая: «Маша, ты где?» Маша должна отвечать: «Я здесь!» или звонить в колокольчик, перебегая с места на место. Выбегать из круга Яше и Маше нельзя. Когда Яша поймает Машу, они меняются ролями.

Яшу можно разыграть, оставив завязанные глаза только ему, а Машу пустить бегать без повязки. Можно разыграть всю парочку, если круг возьмет и просто разойдется в разные стороны. Здесь нужно быть внимательным, чтобы никто не ушибся из ведущих. Это игра на доверие. Круг образует живую стену и поддерживает бегающих игроков. Если Яша поймал Машу, то он ее целует или просто делает ей знак внимания. Перед этим можно устроить экзамен Яше - пусть с закрытыми глазами угадает, кто из девушек был Машей.

Акция освобождения

Акция освобождения - динамичная игра, хорошо развивающая слух, внимательность, координацию и реакцию у ведущего игрока и ловкость и реакцию у остальных игроков.

Описание игры Образуют круг из стульев, для того чтобы ограничить перемещение игроков. Участник со связанными руками и ногами (пленник) сидит в центре круга, образованного из стульев. Рядом с ним находится игрок с завязанными глазами (охранник). Остальные участники игры (освободители) пытаются освободить пленника, то есть пытаются развязать его. Охранник должен помешать. Задевая любого участника, он выводит его из игры, тот должен уйти за круг стульев. Игрок, которому удается освободить пленного и не быть пойманным, сам становится охранником в следующий раз.

Правила игры

1.Из стульев образуется круг. 2.В центр круга садятся охранник (со связанными глазами) и пленник (со связанными руками и ногами). 3.Игроки по очереди должны пытаться развязать пленника, чтобы охранник ничего не заметил. 4.Если охранник задевает освобождающего, тот уходит за круг стульев (выходит из игры в этом раунде). 5.Тот, кто смог развязать (освободить) пленника, сам становится охранником.

Копия памятника

Копия памятника - игра развивающая внимательность у детей и подростков, помогает преодолеть стеснительность. Игра подойдет детям младшего и старшего школьного возраста для проведения на праздниках. Также подойдет взрослым, для проведения на вечеринках.

Описание игры Из присутствующих выбирается два игрока. Одного из них (копировальщик) выводят из помещения и завязывают глаза, второй (памятник) в это время должен принять какую-нибудь интересную позу и застыть в ней. Вводят игрока-копировальщика с завязанными глазами. Он должен на ощупь определить позу, в которой застыл игрок-памятник, и принять точно такую же. Когда игрок-копировальщик принимает позу, то ему развязывают глаза и все сравнивают то, что получилось.

Правила игры

1.Выбирается два игрока. 2.Игрока-копировальщика выводят из помещения и надевают ему повязку на глаза. 3.Игрок-памятник принимает какую-нибудь позу и застывает в ней. 4.Вводят копировальщика, он должен не снимая повязку, на ощупь определить позу памятника и принять точно такую же. 5.Как только копировальщик принял позу, повязку с глаз снимают. 6.Все сравнивают оригинал памятника и то, что получилось у копировальщика. 7.Копировальщик сстановится памятником, а на место копировальщика выбирают кого-то из присутствующих

Примечания У игры нет проигравших или выигравших.

Жмурки эскимосские

Эта детская игра похожа на обычные жмурки, завязыванием глаз водящему и необходимостью опознавать игроков. От простых жмурок отличается тем, что игроки не бегают (т.е. никто никого не ловит) и опознание происходит в толстых варежках. Игра хорошо развивает память и осязание.

Описание игры Водящему завязывают глаза и надевают на руки толстые варежки (или несколько тонких). Далее к нему по очереди подходят игроки, а он должен определить на ощупь, кто перед ним. Если водящий опознал игрока, то опознанный игрок становится водящим, иначе подходят следующие игроки на опознание в порядке очереди.

Правила игры

1.Выбирается ведущий из игроков с помощью считалки. 2.Водящему завязывают глаза и надевают на руки толстые варежки. 3.Игроки по очереди подходят к водящему, а тот руками в варежках должен опознать их. 4.Если водящий опознает кого-либо из игроков, то опознанный игрок становится водящим. 5.Опознание продолжается до тех пор, пока водящий не опознает кого-нибудь из игроков. Примечания Из дополнительных предметов для игры вам потребуются плотный платок или шарф. Оптимальное количество игроков - 4-7. Необходимо следить, чтобы жмурка (водящий) не подглядывал через дырочки возле носа (затягивать потуже повязку).

Жмурки

Описание игры Водящего игрока называют "жмуркой". Жмурке завязывают глаза (обычно шарфом или платком). Раскручивают его и после спрашивают: - Кот, кот, на чем стоишь? - На квашне. - Что в квашне? - Квас. - Лови мышей, а не нас. (- Где стоишь? - Во дворе. - Что пьешь? - Квас. - Ищи три года нас!) После этого игроки разбегаются, а жмурка их ловит. Игроки, убегая от жмурки, хлопают в ладоши, чтобы привлечь его внимание. Жмурка, с завязанными глазами, должен поймать любого другого игрока и опознать. В случае успеха, пойманный становиться жмуркой.

Правила игры

1.Жмурке завязывают глаза платком (шарфом и тп). 2.Отводят на середину комнаты (если действие происходит в помещении). 3.Жмурку крутят несколько раз вокруг своей оси, чтобы он(а) немного потерял ориентация в пространстве. 4.Жмурка должен поймать кого-нибудь из игроков и опознать. 5.Если жмурка правильно опознал игрока, то игроку завязывают глаза и он становится жмуркой, а жмурка становится обычным игроком (меняются местами). 6.Игрокам нельзя вырываться, когда они пойманы. 7.Игрокам нельзя ставить подножки или как-то толкать жмурку - это может привести к травмам. 8.Если жмурка близко подходит к каким-либо выступающим предметам, то игроки должны крикнуть "Огонь!", но нельзя так делать чтобы отвлечь жмурку от игрока.

Примечания Из дополнительных предметов для игры вам потребуются плотный платок или шарф. Оптимальное количество игроков - 4-7. Необходимо следить, чтобы жмурка не подглядывал через дырочки возле носа (затягивать потуже повязку). Вместо хлопков ладонями можно использовать колокольчики (если столько наберется).

Жмурки с колокольчиком

Вариация популярной игры - "жмурки". Хороводная игра, в которую можно играть на улице и в помещении. Игра динамичная, азартная и рассчитана на большое количество игроков.

Описание игры Хороводная игра для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В нее можно играть как во дворе, на природе, так и в доме. Поэтому чем больше людей - тем лучше! Играющие становятся в общий круг, держась за руки. Трое водящих - посередине круга. Круг медленно движется вправо или влево под хороводную песню. Посередине круга трое водящих - один ребенок удирает, в руках у него колокольчик, в который он время от времени звонит. Двое остальных детей ("жмурки") ловят его с завязанными глазами. Как только убегающий пойман, круг останавливается, выходит водить на смену другая тройка игроков (из тех, кто еще не водил), а прежняя тройка становится в общий круг, и игра начинается сначала.

Правила игры

1.Дети, стоящие в круге не разъединяют руки. 2.Водящие не имеют права выбегать за пределы круга. 3.Жмурке (одному из водящих игроков) достаточо дотронуться до убегающего, для того, чтобы считать его пойманным. Примечания Из дополнительных предметов для игры вам потребуются колокольчик и 2 плотных платка/шарфа. Оптимальное количество игроков - 15-20.

Статьи по теме: