Литературные игры для старшеклассников в библиотеке. Сценарий праздника «Дружба с книгой шагает по планете» Литературный экспресс « Квест – игра « В гостях у сказки. Подстанция “Сказочный переполох”

Литературная игра-путешествие для детей старшего дошкольного возраста с презентацией. Добрый друг детей – С. Я. Маршак

В ноябре 2017 года в городской библиотеке № 14 МБУК "ЦБС г. Вологды" для воспитанников детских садов прошла литературная игра-путешествие "Добрый друг детей" по произведениям С. Я. Маршака.
главный библиотекарь городской библиотеки № 14 МБУК "ЦБС г. Вологды".
Описание: Игра-путешествие "Добрый друг детей" посвящена творчеству детского поэта Самуила Яковлевича Маршака (3.11.2017 исполнилось 130 лет со дня рождения поэта). Мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Оно может быть использовано воспитателями детских садов и библиотекарями для знакомства детей с творчеством С. Маршака и привития любви к чтению.
Цель: познакомить детей с творчеством детского поэта С. Я. Маршака.
Задачи:
- формировать умения творчески применять знания в новой ситуации;
- развивать положительную мотивацию к чтению на основе игровой деятельности;
- развивать мышление, речь, память;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Оборудование:
1. мультимедиа презентация;
2. выставка книг С. Я. Маршака;
3. записи песен «Поросята» и «Кораблик» (сл. С. Я. Маршак);
4. мультимедиа проектор;
5. белый проекционный экран;
6. ноутбук;
7. три карточки, на которых изображены: письма и собачка, котёнок и клетка, сковорода и кроватка.
8. три набора из 6 карточек, на которых изображены: велосипед, сапоги, мяч, часы, спички, утюг;
9. три колокольчика;
10. конфеты для награждения детей.
Предварительная подготовка: дети заранее дома или в группе читают произведения С. Маршака:
1. «Детки в клетке»
2. «Багаж»
3. «Почта»
4. «Сказка о глупом мышонке»
5. «Сказка об умном мышонке»
6. «Усатый полосатый»
7. «Вот какой рассеянный»

Ход мероприятия

(До начала занятия все дети группы делятся на три команды (по 6-9 человек) и рассаживаются по местам. Каждой команде выдаётся колокольчик. Та команда, которая знает ответ на вопрос викторины, звенит в колокольчик)

Сегодня мы с вами отправляемся в необычное литературное путешествие по произведениям С. Я. Маршака. Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. Раннее детство и первые школьные годы будущий писатель провёл в маленьком городке Острогожске Воронежской области. Его семья жила небогато, но дружно. Мальчик с детства тянулся к знаниям, к книгам. Свои первые стихотворные строчки Маршак начал писать ещё в 4 года. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы. Сначала он учился в гимназии, потом окончил Лондонский университет. Творчество С. Я. Маршака разнообразно. Он и поэт, и писатель, и переводчик, и редактор, и драматург. Его произведения написаны просто и увлекательно. Самуил Маршак всю жизнь был добрым другом детей.

Путешествовать мы будем на паровозике с тремя вагончиками – по количеству команд.
Итак, уважаемые пассажиры! Прошу занять свои места! Наш паровозик отправляется в путешествие. Желаю всем счастливого пути!


Наш поезд прибывает на первую станцию «Угадай-ка».

Станция «Угадай-ка».


Ребята, сейчас узнаем, какие произведения С. Я. Маршака вам известны.
1. Сел он утром на кровать
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки -
Оказалось, это брюки… .
Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду. («Вот какой рассеянный»)

2. Люди спрашивают:
- Кто это у вас?
А девочка говорит:
- Это моя дочка.
Люди спрашивают:
- Почему у вашей дочки серые щёчки?
А девочка говорит:
- Она давно не мылась. («Усатый полосатый»)

3. Дама сдавала в багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку. («Багаж»)

4. Пела ночью мышка в норке:
- Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи. («Сказка о глупом мышонке»)

5. Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке
В синей форменной фуражке? («Почта»)

6. Рано, рано мы встаём,
Громко сторожа зовём:
- Сторож, сторож, поскорей
Выходи кормить зверей! («Детки в клетке»)

Наше путешествие продолжается. (На экране – едет поезд, звучит гудок и стук колёс поезда)
Поезд подъезжает к станции «Зоопарк».

Станция «Зоопарк»
Ребята, вы знаете, что такое зоопарк (зоосад) и зачем он нужен? (Зоопарк нужен для того, чтобы показать людям зверей и птиц из разных уголков планеты. В зоопарках учёные наблюдают за животными, изучают их. Побывав в зоопарке, можно узнать много интересного и нового о животных).
Самуил Маршак любил бывать в зоопарке и наблюдать за животными. Поэтому свою первую книгу он посвятил животным. И называлась она «Детки в клетке» (1923 г.). В следующем году у книги будет юбилей. Ей исполнится 95 лет. А вы её читали? (Да)


1. Кто сказал, что ему нужно четыре широкие туфельки? (медведь; носорог; слон )
2. Кому нелегко рвать цветы? (кенгуру; жирафу; верблюду)
3. О чём предупреждает тигренок посетителей? (чтобы не стояли близко от клетки; чтобы не мусорили; чтобы не кормили зверей)
4. Какая птица умеет быстро бегать, но не умеет летать? (ворона; страус; колибри)
5. Кто из питомцев зоопарка похож на большой мешок? (кенгуру; бегемот; пингвин )
6. У каких зверят папа с большой косматой головой и большими тяжелыми лапами? (у медвежат; у львят; у тигрят)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА: Звучит песня «Кораблик» на стихотворение С. Маршака.

Станция «Бюро находок»
Каждая команда получает карточку с изображением предметов или животных. Надо отгадать из каких произведений С. Я. Маршака эти предметы.


Команда 1. Письма («Почта»), собачка («Багаж»).
Команда 2. Котёнок («Усатый полосатый»), клетка («Детки в клетке»).
Команда 3. Сковорода («Вот какой рассеянный»), кроватка («Сказка о глупом мышонке»).
Продолжаем путешествие. (На экране – едет поезд, звучит гудок и стук колёс поезда)
Сейчас наш поезд прибывает на станцию «Мышкино».

Станция «Мышкино».
(На экране доска объявлений) Ребята, кто написал это объявление: «Требуется няня к капризному мышонку». (Мама-мышь, героиня «сказки о глупом мышонке»).
В 1925 году в издательстве «Радуга» впервые вышла «Сказка о глупом мышонке». В 2015 году у книги был юбилей. Ей исполнилось 90 лет! Давайте проверим, насколько внимательно вы её читали.


1. Что обещала дать мышонку мама мышь, чтобы тот заснул? (кусочек сыра; хлебную корку; конфету на палочке).
2. Что пообещала дать мышонку тётя жаба, когда тот проснется? (улитку; пиявку; комара ).
3. Кто не приходил укладывать мышонка спать? (лошадь; корова; свинья)
4. Чья песенка понравилась мышонку больше всего? (кошки; утки; мышки).

Ребята! Вы помните, чем закончилась «Сказка о глупом мышонке»? (Кошка унесла мышонка к себе домой) Есть продолжение этой истории – «Сказка об умном мышонке».
Унесла мышонка кошка
И поёт: - Не бойся крошка.
Поиграем час-другой
Мы с тобою, дорогой!

5. В какую игру играл мышонок с кошкой? (кошки-мышки; жмурки; салочки)
6. В какую игру сыграл мышонок с совой? (догонялки; жмурки; прятки )
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА: Звучит песня «Поросята» на стихотворение С. Маршака.

Молодцы ребята! Продолжим путешествие. (На экране – едет поезд, звучит гудок и стук колёс поезда)
Поезд подъезжает к станции «Загадкино».

Станция «Загадкино».
(Каждой команде на столы выдаётся набор из 6 карточек, на которых изображены: велосипед, сапоги, мяч, часы, спички, утюг)
Ребята, Самуил Яковлевич Маршак сочинил для вас много загадок. Его загадки – это не просто вопросы о разных предметах, а это маленькие литературные произведения. Попробуйте их отгадать (дети отгадывают загадки и показывают карточку с правильным ответом).

1. Я конём рогатым правлю,
Если этого коня
Я к забору не приставлю,
Упадёт он без меня. (Велосипед).

2. В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать! (Утюг).

3. Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч).

4. Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.
Мы бьём исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас! (Часы).

5. Из темницы сто сестёр
Выпускают на простор,
Осторожно их берут,
Головой о стенку трут,
Чиркнут ловко раз и два –
Загорится голова. (Спички).

6. Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью под кроватью. (Сапоги)

Молодцы! Наше путешествие подошло к концу. (Всем детям вручаются конфеты за участие в игре)
В заключение нашей встречи я хочу прочитать вам, ребята, «Пожелания друзьям», которое Самуил Яковлевич Маршак написал всем детям. Ведь все дети были его верными друзьями!

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Дается нам недешево!

Использованные материалы
1. Маршак С. Я. Двенадцать месяцев / С. Я. Маршак; художн. В. З. Алексеев. – Калининград: Калининградское книжное издательство, 1988. – 14 с. : ил.
2. Маршак С. Я. Жил человек рассеянный и другие истории: стихи, повесть в стихах / С. Я. Маршак; художн. А. Елисеев, М. Скобелев. – М. : ООО «Издательство Астрель», 2011. – 96 с. : ил.
3. Маршак С. Я. Любимые детские стихи / С. Я. Маршак; художн. Е. В. Шорина. – СПб. : Химия, 1994. – 272 с. : ил.
4. Маршак С. Я. Рассказы в стихах / С. Я. Маршак; художн. А. Ермолаев, В. Лебедев и др. – Переизд. – М. : Детская литература, 1978. – 126 с. : ил.

Юлия Кучеренко
Игра-викторина «Путешествие по страницам любимых книг»

Цель: приобщать детей к книгам для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности; выявлять знания детей о сказках; воспитывать чувство сострадания к героям, закреплять умения внимательно слушать, отвечать на вопросы, кратко передавать содержание произведений; воспитывать желание общаться с книгой и бережно к ней относиться.

Ход игры- викторины.

1. Вступительное слово воспитателя.

Дети, сегодня мы с вами совершим воображаемое путешествие, проведём игру - викторину, которая называется "Путешествие по страницам любимых книг". Путешествие волшебное, сказочное, каждый его будет совершать на своём транспорте, который сам выберет. Для этого надо закрыть глаза, 3 раза сказать про себя волшебные слова: "Лечу в волшебную страну!"(еду, плыву и т. д)

Волшебной стране Литературии мы побываем в 5 городах:

1. в городе Литературных персонажей;

3. в городе Волшебников;

4. в городе Поэтов;

5. в Загадочном городе.

Итак, в путь! Закрываем глаза, 3 раза говорим волшебные слова. и вот мы в 1 городе Волшебной страны книг:

Город Литературных персонажей.

Здесь вам надо вспомнить, кто кем был из следующих литературных персонажей:

1. Мойдодыр (умывальник, К. И. Чуковский "Мойдодыр")

2. Дядя Федор (мальчик, Э. Успенский "Дядя Федор, пёс и кот")

3. Страшила (соломенное чучело, А. Волков "Волшебник Изумрудного города")

4. Матроскин (кот, Э. Успенский Дядя Федор, пёс и кот)

5. Гена (крокодил, Э. Успенский "Крокодил Гена и его друзья")

А теперь, дети, наш путь лежит в город Авторов (говорим волшебные слова).

Здесь, ребята, вам надо по отрывку определить автора и название произведения:

1) "Свет мой, зеркальце! Скажи.

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?"(А. С. Пушкин, "Сказка о мертвой царевне"

2) "У меня зазвонил телефон

Кто говорит? - Слон"(К. И. Чуковский "Телефон")

3) "В доме восемь дробь один,

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин

По прозванью "Каланча""(С. В. Михалков "Дядя Степа")

4) "Не горюй, хозяин, а лучше дай мне мешок да закажи для меня пару сапог, чтобы не было больно ходить по камням"(Ш. Перро, "Кот в сапогах")

5) "Зато на птичьем дворе над малышом потешались.

Посмотрите, какой уродливый! До чего же гадкий этот утёнок! кричали вслед ему. "(Г. Х. Андерсен "Гадкий утенок")

Путешествие в 3 город - город Волшебников.

О каких волшебниках говорится в следующих отрывках сказок:

1) "У неё был только один глаз, зато она видела им так, что не было уголка в Фиолетовой стране, который ускользнул бы от её острого взора (Бастинда, А. Волков "Волшебник Изумрудного города")

2) "Кай взглянул на неё. Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе представить. Теперь она не казалась ему ледяною. (Снежная Королева, Г. Х. Андерсен)"

3) "Он превратился в огромного льва. Кот так испугался, увидев перед собою льва, что сейчас же бросился на крышу!"(Людоед, Ш. Перро "Кот в сапогах")

4) "А она не говоря ни слова, разрезала тыкву и вынула из неё всю мякоть. Потом она прикоснулась к её жёлтой толстой корке своей волшебной палочкой, и пустая тыква вдруг превратилась в прекрасную резную карету, позолоченную от крыши до колёс"(Фея, "Золушка", Ш. Перро)

5) "Попала она ему в ведро и говорит человеческим голосом: - Не ешь меня! Пусти опять в воду, счастлив будешь, только скажешь: по щучьему велению, по моему хотению, всё будет исполнено"(щука, "Емеля", р. н. с.)

Ну молодцы, дети, теперь отправляемся в город Поэтов.

1) А лисички взяли спички, к морю синему пошли.

Море синее зажгли. Море пламенем горит, выбежал из моря. (кит, К. Чуковский "Путаница")

2) "Сел он утром на кровать. Стал рубашку надевать.

В рукава просунул руки - Оказалось, это. " (брюки, С. Маршак "Вот какой рассеянный")

3) "Брал в столовой дядя Стёпа для себя двойной обед,

Спать ложился дядя Степа - ноги клал на. " (табурет, С. Михалков, "Дядя Стёпа")

4) "Тут и мыло подскочило и вцепилось в волоса,

И юлило, и мылило, и кусалось, как. "(оса, К. Чуковский, "Мойдодыр")

5) "Пиф-паф! - и Буйвол наутёк,

За ним в испуге. "(носорог, К. Чуковский "Крокодил")

6) "Стыдно старому реветь - ты не заяц, а. "(медведь, К. Чуковский "Краденое солнце")

7) "Но как чёрная железная нога.

Побежала, поскакала. "(кочерга, К. Чуковский "Федорино горе")

8) "Волки от испуга скушали друг друга.

Бедный крокодил жабу. "(проглотил,К. Чуковский "Тараканище")

9) "Кто дрожа от страха, спрятался в чулане,

Кто в собачьей будке. Кто на чердаке

Папа схоронился в старом чемодане,

Дядя под диваном, тётя в. "(сундуке,К. Чуковский "Крокодил")

10) "А кузнечик, а кузнечик, ну, совсем, как человечек,

За кусток, под мосток и. "(молчок,К. Чуковский "Муха -Цокотуха")

А теперь наш путь лежит в город, который называется Загадочный, где вам предстоит разгадать авторские загадки.

1) Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко.

А за то что беднягу бьют? А за то, что он надут. (мяч, С. Маршак)

2) Вот иголки и булавки выползают из - под лавки,

На меня они глядят, молока они хотят. (ёж, К. Чуковский)

3) Что за звездочки сквозные на пальто и на платке,

Все сквозные- вырезные, а возьмёшь - вода в руке? (снежинки, Е. Благинина)

4) Что такое перед нами: две оглобли за ушами,

На глазах по колесу и сиделка на носу? (очки, С. Маршак)

5) Хожу - брожу не по лесам,а по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней, чем у волков и медведей. (гребешок, К. Чуковский)

Подведение итогов.

Подсчет фишек, выбор победителей, награждение их медалями:

"Лучший знаток детских книг"

Квест по библиотеке «Знаем, бывали!»

Литературный квест - это один из вариантов игры-поиска, столь популярной в наше время в подростковой среде. Маршрут литературного квеста связан с сюжетом и героями предложенных для чтения книг. Каждая остановка в маршруте - это отделы библиотеки, где предстоить выполнить свои задания или ответить на вопросы викторины. Эта игра не только знакомит участников с новыми интересными книгами, но и помогает им лучше узнать творчество писателей, художников.

Цель: развивать любознательность и интерес к чтению книг; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимательного читателя и любовь к книгам, умение работать в команде.

Оборудование: маршрутный лист для каждой команды (маршрутный лист выполнен в виде сказочной карты с отмеченными на ней станциями, выдаётся каждой команде с учетом того, что они не должны пересекаться на одной и той же станции – игра идёт одновременно для всех команд).

Пояснения: Игра длится примерно 1 час. В сценарии собраны возможные оформления станций. Остановка на одной станции 7 – 10 минут. Станции можно убрать, можно придумать дополнительные.

Заранее нужно приготовить пазлы, собирая которые в конце квеста, ребята должны получить картинку – эмблема библиотеки. На каждой станции ребята получают в свой конверт один пазл от общей картинки. То есть картинку делим на столько пазлов, сколько станций будет в игре .

Детей встречает ведущий библиотекарь, он же направляет команды по станциям и помогает ориентироваться в ходе квеста. Перед началом квеста каждая команда получает маршрутный лист и конверт для пазлов.

Библиотекарь:

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Крепче за руки возьмемся

И друг дугу улыбнемся.

Итак, друзья! Отправляемся в путь! Нас ждут интересные встречи, познавательные задания и весёлая игра!

СТАНЦИЯ 1. «Сложи ПАЗЛЫ» (проходит в отделе автоматизации )

Библиотекарь заранее готовит онлайн-пазлы на компьютере. Приготовленную онлайн-игру выводит на большой интерактивный экран. Ребятам по очереди предстоит собирать по пазлу, пока не получится иллюстрация из книги. Далее необходимо угадать автора и название книги по иллюстрации.

Получают первый пазл .

СТАНЦИЯ 2. «БЮРО НАХОДОК» (проходит в комнате сказок)

Кто из литературных героев потерял эти вещи? Назовите автора и название сказки:

(можно предметы распечатать и показывать как картинки, можно показывать на экране, можно подобрать реальные вещи)

    Полено (папа Карло, А. Толстой «Приключения Буратино или Золотой ключик»)

    Азбука (Буратино, А. Толстой «Приключения Буратино…»)

    Хрустальный башмачок (Золушка, Г. Х. Андерсен «Золушка»)

    Красная шапочка (Красная шапочка, одноименная сказка Ш. Перро)

    Цветок («Цветик-семицветик» В. Катаев)

    Восточные башмачки с загнутыми носами (Маленький Мук, одноименная сказка В. Гауфа)

    Лампа (Л. Лагин «Старик Хоттабыч»)

    Горошина (Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»)

    Шляпа (Джоан Роллинг. «Гарри Поттер»)

    Яблоко (мачеха, А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне»)

Получают второй пазл.

СТАНЦИЯ 3. «Стихи пишу сам» (встреча проходит в отделе искусств)

А вот здесь, друзья, вам придётся стать настоящими стихоплётами и придумать рифмы к словам:

Получают третий пазл.

СТАНЦИЯ 4. «Гусеничные тропы» (педагогический отдел)

На станции «Гусеничные тропы» дети делятся на две команды. Каждая команда получает лист с нарисованной сказочной головой гусеницы (можно из мультфильма «Лунтик», Вупсень и Пупсень). У ведущего на станции вырезанные из бумаги зелёные круги, которые он раздаёт детям за каждый правильный ответ. Дети приклеивают из кругов туловище гусеницы. Итак, у кого гусеница больше?

Вопросы для викторины:

    Кто пошёл рыбу ловить, и оставил хвост в проруби?

    Чем кормила лиса журавля?

    Главные слова кота Леопольда.

    Из чего фея сделала карету Золушке?

    Как звали корову кота Матроскина?

    Любимая песенка крокодила Гены.

    Кто говорил: «Это неправильные пчёлы, они делают неправиль-

    ный мёд»?

    В каком городе жил Незнайка?

    Где находится смерть Кощея Бессмертного?

    Кто сказал: «Не печалься, ступай себе с Богом. Будет тебе новое корыто»?

    Почему Буратино не утонул в пруду?

    Кого спасла Дюймовочка?

    Кто говорил: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»

    Какими словами начинаются русские сказки?

    Назовите любимое выражение Карлсона?

    Кто говорил: «По щучьему велению, по моему хотению?»

    Как позвать Сивку-Бурку?

    Как звали маленькую девочку, которая жила в цветке?

    Какого цвета были волосы у Мальвины?

    Что потеряла Золушка после бала?

    В чем летает Баба Яга?

    Кто говорил: «Спокойствие, только спокойствие?»

Получают четвертый пазл.

СТАНЦИЯ 5. «Сказочный винегрет» (младший читальный зал)

На этой станции детям раздаются распечатанные кроссворды. Необходимо за определённое время вписать все задания. Команда получает столько баллов, сколько верно отгадала слов.

Получают пятый пазл.

СТАНЦИЯ 6. «Безумное чаепитие» (старший абонемент)

На станции детей встречает Шляпник и Кролик. Накрыты столы (чай и печенье), но в чашечках нет чая.

Кто это к нам пришёл? Дети какие-то… Откуда вы свалились в нашу нору? Хотите вместе с нами устроить безумное чаепитие? Тогда – быстрее к столу! Но дело в том, что чашки пусты. Их нужно наполнить чаем. Около тарелочек лежат листочки, на них написаны слова. Найдите весь ЧАЙ.

Слова для задания:

  • широЧАЙший

  • мельЧАЙший

  • слуЧАЙно

    велиЧАЙший

    необыЧАЙный

    чрезвыЧАЙность

    невзнаЧАЙ

Когда весь ЧАЙ нашелся, Кролик и Шляпник разливают чай по кружкам и начитается чаепитие.

Получают шестой пазл .

После того, как все команды прошли все станции и все напились чая, ведущая приглашает всех в старший читальный зал и предлагает собрать картинку из полученных пазлов. Проверяет, у всех ли хватает деталей.

Что получилось у вас? Библиотека!!!

Можно вручить диплом об успешном прохождении квеста.

На этом наш квест заканчивается! Ждём вас в гости за новыми книгами!

Игра-путешествие

«Читай город»

сценарий праздника посвящение в читатели

для уч-ся1 классов

План мероприятия:

    Учитель приходит со списком учащихся.

    Встреча в фойе библиотеки, проведение экскурсии по библиотеки.

    Мероприятие в зале.

    Обзор и просмотр книг с выставки.

    Запись в библиотеку.

    Вручение подарков – закладки для книг.

Действующие лица:

Ведущий

Карлсон

Книга

Конечно же, в библиотеке! Библиотека – это книжное царство, мудрое государство для всех ребят. Только у нас вы найдёте много сказок, стихов, приключений и фантастики, книг о животных и растений.

Давайте поближе познакомимся! А для этого посетим наш «Читай город».

Давайте отправимся по улицам и проспектам этого замечательного города!

УЛИЦА ЗАГАДОК

В этой замечательной корзине герои книг оставили некоторые свои вещички, давайте вернем их, но кому?

Нужно по предмету узнать сказочного героя.

(Предметы: стрела, яйцо, паутина, золотой ключик, скорлупа грецкого ореха, клубок ниток, рыба или розовый куст и т.д.)

ВЕДУЩИЙ: А загадки вы любите?

(Загадывает загадки)

Этот зверь живёт лишь дома,

С этим зверем вы знакомы:

У него усы - как спицы,

Он, мурлыча, песнь поёт,

Только мышь его боится.

Угадали? Это... (кот)

Не олень он и не бык,

В Индии он жить привык.

На носу имеет рог.

Это кто же? ... (Носорог)

Вод луною песни петь

Сел на веточку... (соловей)

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая... (белка)

На овчарку он похож,

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овну готов напасть.

И зубами щёлк да щёлк.

Кто же это? Это... (волк)

В малине понимает толк,

Хозяин леса - страшный... (медведь)

У него большие уши,

Он хозяину послушен.

И хотя он невелик,

Он ведёт? как грузовик!

Он кричит: «Иа-иа».

Нынче в новенький сарайчик

Он вошёл, как новосёл

Кто же это, дети? Зайчик?

Нет? Ну, кто ж тогда? ... (Осёл)

Клубком свернулся

Ну-ка тронь.

Со всех сторон колючий... (Еж)

БУЛЬВАР СТИХОВ

Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик…

Вы все знаете, сколько книг, в которых можно прочитать замечательные стихи. А еще есть сказки, написанные в стихах. Ка­кие сказки в стихах вы знаете? Что такое рифма?

ВЕДУЩИЙ: Давайте поиграем в рифму! Я говорю слово, а вы мне рифму к этому слову. Например: краска - сказка, полка - иголка. Договорились? Начинаем!

Конь - огонь.

Картина - витрина.

Гроза - коза.

Лиса - колбаса.

Крот - рот, кот.

Молодцы, ребята!

ВЕДУЩИЙ: Молодцы, ребята! А вы знаете, что рифма является основой

Стихотворения. Не будет рифмы - не будет и стиха. Подбери­те рифму к словам.

Я захотел устроить бал

И я гостей в себе... (позвал)

Купил муку, купил творог,

Испёк рассыпчатый... (пирог)

Пирог, ножи и вилки тут

Но что-то гости... (не идут)

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек... (проглотил)

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту... (съел)

Когда же гости подошли,

То даже крошек... (не нашли)

Это стихотворение написал поэт Даниил Хармс. У него много таких весёлых стихов. Да и не только у него. Вот сколь­ко книг представлена на нашей выставке! Все они вдут, ког­да вы их прочитаете. А потом мы опять с вами встретимся и поговорим.

УЛИЦА СКАЗОК

КАРЛСОН: Привет! Можно мне здесь на минуточку приземлиться? ВЕДУЩИЙ: Да, да, пожалуйста! А вы умеете летать? Это очень трудно?

КАРЛСОН: Мне- ни капельки, потому что я лучший в мире летун. Я

красивый, умный, и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил. Я лучший в мире специалист по паровым машинам, да и во всём остальном я лучший в мире.

ВЕДУЩИЙ: Вы узнали, кто к нам пожаловал в гости, ребята?

КАРЛСОН: Неужели меня ещё кто-то не знает? Неужели вы не читали книгу шведской писательницы Астрид Лингрен.

ВВДУЩИЙ: Ребята! Кто это и из какой он сказки?

(Ответы детей)

КАРЛСОН: Вы и правда знаете сказки?

А попробуйте отгадать мои …

1. Кто самый лучший в мире фантазер и сладкоежка, большой друг Малыша? (Карлсон)

2. В какой сказке медведь сам сочинял стихи? («Винни-Пух и все-все-все..»)

3. Какая девушка потеряла туфельку? (Золушка)

4. Как звали хозяина Кота в сапогах? (Маркиз Карабас)

5. Как звали самую маленькую девочку? (Дюймовочка)

6. Кто из трех поросят построил самый прочный домик? (Наф-Наф)

7. Скольких разбойников перехитрил Али-Баба? (40)

КАРЛСОН: А теперь я бы не прочь немного поразвлечься. Может, пошвы­ряем стулья в окна? Или затеем ещё какую-нибудь игру в этом же роде? А может поиграем в привидение? Ведь я - луч­шее в мире привидение! Я небольшое привидение с мотором! Дикое, но симпатичное! Где взять простыню?

ВЕДУЩИЙ: Ну что ты, Карлсон, ты же в библиотеке! Разве можно в биб­лиотеке бросаться стульями или играть в привидение?

КАРЛСОН: Раз вам не нравится моё предложение, придумайте что-нибудь другое, а то я с вами не буду водиться! Я должен чем-ни­будь позабавиться. –

Игра «Носильщики»

Необходимо как можно больше шаров перенести за один раз с одного места на другое, не держа их за веревочки.

Игра «Бег сороконожек»

Играющие делятся на 2 команды. Каждая выстраивается в колонну по одному, на одной линии ставятся препятствия, которые «сороконожка» должна обойти, при этом не уронив их. И не разорвав «сороконожку».

ВЕДУЩИЙ; Молодцы, ребята! В каждом произведение, в каждой сказке есть злые и добрые герои. Мы сейчас проверим: кто из вас хорошо знаком с героями книг. Я вам называю героев, если он добрый - вы хлопаете в ладоши, ес­ли злой - топаете.

Дюймовочка, Снежная Королева, Золушка, Буратино, Кот Базилио, Красная Шапочка, Соловей-Разбойник, Волк, Папа Карло, Баба-Яга, Лиса Алиса, Добрыня Никитич, Снежная королева, Алдар-Косе. Молодцы!

УЛИЦА ПОЧЕМУЧЕК

ВЕДУЩИЙ:

А в книгах есть про всё, про всё.

Про реки и моря,

И что у неба нет конца,

И круглая земля.

Про космонавтов, к облакам

Летавшим много раз,

Про дождь и молнии, и гром,

Про свет, тепло, и газ.

Игра «Похоже или одно и то же»

Назовите, то что знаете

Лук – это растение, а еще (оружие),

Петрушка – растение, клоун,

Коса – волосы, инструмент,

Босоножка – обувь, босая девочка,

Котелок – посуда, головной убор,

Кисть – руки, художника,

Игра «Веселые грибники»

По залу распределены рисунки грибов, которые должны собрать участники игры, при этом отбирать только съедобные.

ВЕДУЩИЙ: Скажите пожалуйста, а откуда вы знаете что это съедобные грибы, а это нет? Конечно все это можно узнать из книг!

(Обзор научно-познавательной литературы для детей)

ДВОРЕЦ КНИГ

КНИГА: Наконец мы и встретились, мои маленькие добрые друзья. Рада приветствовать вас в моем дворце. Осмотрите мои владения, познакомьтесь с его жителями поближе. Знайте что жители моего дворца разговаривают молча, поэтому здесь стоит тишина. ОРЕЦриветствовать вас вас в моем дворценькие добрые друзьявои вещички, давайте вернем их, но кому?

666666666666666666666666666

ВЕДУЩИЙ: Совершенно верно! Но случается иногда так что книжки говорят. Это ночью когда темно и их никто не слышит!

КНИГА:

Однажды встретились две книжки,

Разговорились меж собой.

Ну, как твои делишки?

Одна спросила у другой.

Ох, милая, мне стыдно перед классом -

Хозяин мой

Обложки вырвал с мясом!

Да что обложки! Оборвал листы!

Из них он делает кораблики, плоты.

КНИГА: Да, Да вот так очень часто случается, с моими сестренками книжками!

ВЕДУЩИЙ: Ребята, а знаете ли вы как надо обращаться с книгой?

бережное отношение к книге - это ваш самый первый и главный читательский долг. А сейчас мы познакомимся с основными правилами: как беречь книгу. А Книга и Карлсон послушает..

Игра: На карточках записываются правила обращения с книгой и дети поочерёдно зачитыва­ют:

1. Дома отведи книгам определённое место на книжной полке.

2. Книгу заверни в бумагу - не будет пачкаться обложка.

3. Читай книгу за чистым столом и чистыми руками.

4. Перелистывай книгу за правый верхний угол страницы.

5. Ничего не пиши и не рисуй на книге.

6. Не ставь локти на книгу при чтении, не клади книгу раскрытой листами вниз.

7. Не клади в книгу карандаши, ручки - иначе разорвётся коре­шок.

8. Чтобы не потерять то место в книге, где ты читаешь - вложи закладку.

9. Прочитанные книги верни в библиотеку. Их ждут другие ребя­та.

ВЕДУЩИЙ: Теперь вы знаете, ребята, правила обращения с книгой.

КНИГА: А сегодня мы должны посвятить ребят в читатели!

ВЕДУЩИЙ: Я верю, что все ребята будут бережно обращаться с книгами! Правда, ребя­та! Давайте дадим клятву и Книга посветят вас в читатели.

(Дети дают клятву)

КЛЯТВА:

Клянусь: Героев книжек знать.

Клянусь: Не портить Книжкина страницы

И книги вовремя сдавать.

ВЕДУЩИЙ: Ну вот, ребята, вы дали клятву книжке. А теперь вы должны не отступать от этой клятвы.

(Книга дарит закладки для книг)

КНИГА: Многие книги вы уже читали, ещё больше предстоит вам прочитать и узнать из книг много нового и интересного. Приходите к нам все вместе и вы станете участниками весёлых игр. Приходите с папами и мамами, бабушками и дедушками, они расскажут вам о книгах, которые сами читали, когда были детьми. Приходите сами, библиотекари будут рады поговорить с вами о прочитанном, найти для вас самые интересные книги.

Составитель: Вопилова Т.Б.


Цель: развивать любознательность и интерес к чтению книг; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимательного читателя и любовь к книгам, умение работать в команде.

Игра рассчитана на учащихся 5-6 классов. В качестве часовых и «станционных смотрителей» могут быть учащиеся старших классов. Учащиеся получают опережающее задание: подготовить название команды, девиз, эмблему, соответствующие теме мероприятия; перечитать сказки А.С.Пушкина, басни И.А.Крылова; в качестве домашнего задания подготовить инсценировку басни.

Оборудование: маршрутный лист для каждой команды, пазлы, вещи для «Бюро находок», призы (книги)

Маршрутный лист (выполнен в виде сказочной карты с отмеченным на ней станциями) каждой команде выдается с учетом того, что они не должны пересекаться на одной и той же станции - игра идёт одновременно для всех команд. Например, 1 команда идет по маршруту: Бюро находок - Пазлы-слова - Сказки А.С.Пушкина - Пазлы-иллюстрации - Басни И.А.Крылова - Цифры, 2 команда: Пазлы-слова - Сказки А.С.Пушкина - Пазлы-иллюстрации - Басни И.А.Крылова- Цифры - Бюро находок и т.п.

Учащиеся-болельщики, не принимающие участия в игре, остаются в актовом зале и выполняют следующие задания: готовят иллюстрацию к произведению (задание получают капитаны при жеребьёвке), отвечают на вопросы викторины. Полученные ими баллы суммируются с результатами команды при подведении итогов.

К маршрутному листу прилагается таблица:

Станции могут быть расположены в разных уголках школы: в библиотеке, в начальной школе, в кабинете литературы, в спортивном зале, в музыкальном классе, в актовом зале.

Возле каждой станции стоит часовой и задает каждой команде загадку. После того, как получен правильный ответ, команда попадает на нужную ей станцию. Правильные ответы фиксируются членами жюри в командном маршрутном листе.

Время нахождения на станциях ограничено - 5 минут.

Загадки часовых:

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга)

Вам выражения знакомы:
Про первый блин, что вечно комом,
Про сор, что из избы несут…
Как их в народе все зовут? (Пословицы)

Белое поле, Черное семя, Кто его сеет - Тот и радуется. (Письмо)

Новый дом несу в руке, Дверцы дома - на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные. (Портфель, книги, тетради)

Короткая фраза, где звуки похожи. Ее мы частенько промолвить не можем. Тренирует нам дикцию, с рифмой бывает. Как называется? Кто отгадает? (Скороговорка)

При подготовке к мероприятию необходимо нарисовать (распечатать) свитки, изготовить пазлы-иллюстрации, пазлы-буквы, подобрать вещи для Бюро находок, продумать оформление всех станций.

ХОД ИГРЫ.

Этап первый. Представление команд (название, девиз. Например, «Крылья» - «Если много ты читаешь, в жизни крылья обретаешь!», «Чародеи» - «Как только палочкой взмахнём, ответ на всё тотчас найдём»)

Капитанам вручают свитки. Они возвращаются к командам, чтобы прочитать и дать ответ. Команда, давшая ответ первой, получает дополнительное очко и возможность выбрать маршрутный лист.

Дорогие мои друзья!

Я попал на необитаемый остров и очень нуждаюсь в вашей помощи. Для того чтобы спасти меня, вы должны пройти нелёгкий путь, продемонстрировать смелость и знания истинных ценителей русского слова, великой литературы.

Тот, кто первый вспомнит моё имя, отправится в это путешествие по самому краткому пути.
(Робинзон Крузо, герой Д.Дефо)

Этап второй. Команды отправляются по разным станциям, чтобы не мешать друг другу решать поставленные задачи. Ответив правильно на вопросы, они получают дальнейшие указания по маршруту.

СТАНЦИЯ 1.

Сложи ПАЗЛЫ

(иллюстрацию к художественному произведению можно распечатать самостоятельно), угадай автора и название книги: Барон Мюхгаузен (Р.Распе), Остров сокровищ (Р.Л.Стивенсон), Гарри Поттер (Джоан Роллинг). За полный правильный ответ (сложенная картинка, название книги, автор) - 3 балла.

СТАНЦИЯ 2.

Блиц-турнир. Команда отвечает на вопросы по сказкам А. С. ПУШКИНА

  1. Сколько лет рыбачил старик?(тридцать лет и три года)
  2. К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи? (Золотому петушку)
  3. За какую плату согласился работать Балда у попа? (за 3 щелчка)
  4. Сколько времени была старуха царицей? (две недели: «вот неделя, другая проходит»)
  5. Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку?(3 раза)
  6. Нa кaкoм oстрoве выстрoил свой двoрец Гвидoн, cын цaря Сaлтанa? (на острове Буяне)
  7. За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей?(за 3 года)
  8. Какие чудеса были на чудном острове у князя Гвидона? (белка-чудесница, 33 богатыря, царевна-лебедь)
  9. К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? (солнце, месяц, ветер)
  10. В кого превращался царь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? (Комара, муху, шмеля)

За все задания - 10 баллов, за каждый неполный ответ - 0,5 баллов

СТАНЦИЯ 3.

БАСНИ.

Продолжи ставшие крылатыми строки из басен И.А.КРЫЛОВА.

  1. А Васька слушает… (да ест)
  2. А вы, друзья, как ни садитесь… (Все в музыканты не годитесь).
  3. Беда, коль пироги начнет печи сапожник… (А сапоги тачать пирожник)
  4. Кукушка хвалит петуха… (За то, что хвалит он кукушку)
  5. Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад… (А Щука тянет в воду)
  6. Наделала синица славы… (а моря не зажгла)
  7. Ты всё пела? Это дело… (Так поди же, попляши!)
  8. Ай, Моська, знать… (она сильна, коль лает на слона)
  9. Недаром говорится… (что дело мастера боится)
  10. Услужливый дурак… (опаснее врага)

За ответы на все вопросы - 10 баллов (за каждый - 1 балл)

СТАНЦИЯ 4.

БЮРО НАХОДОК.

Кто из литературных героев потерял эти вещи? Назовите автора и название сказки.

  1. Полено (папа Карло, А.Толстой «Приключения Буратино или Золотой ключик»)
  2. Азбука (Буратино, А.Толстой «Приключения Буратино…»)
  3. Хрустальный башмачок (Золушка, Г.Х.Андерсен «Золушка»),.
  4. Красная шапочка (Красная шапочка, одноименная сказка Ш.Перро)
  5. Цветок («Цветик-семицветик» В.Катаев)
  6. Восточные башмачки с загнутыми носами (Маленький Мук, одноименная сказка В.Гауфа)
  7. Лампа (Л.Лагин «Старик Хоттабыч»)
  8. Горошина (Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»)
  9. Шляпа (Джоан Роллинг. Гарри Поттер)
  10. Яблоко (мачеха, А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне»)

За полный правильный ответ (имя героя, название сказки, имя автора) - 1 балл, за неполный ответ - 0,5 баллов

СТАНЦИЯ 5.

Буквенные ПАЗЛЫ.

Составьте из букв название художественного произведения. Назовите имя автора.

РУСЛАН И ЛЮДМИЛА (ПУШКИН)

За полный правильный ответ - 2 балла

СТАНЦИЯ 6.

ЦИФРЫ в литературе.

Назовите художественные произведения, в названиях которых есть числа.

За каждый ответ 1 балл. За неполный ответ - 0,5 балла.

Например, сказка «Три поросенка», книги Ж.Верна «40 лье под водой», «80 дней вокруг света», А.Дюма «Три мушкетера».

Этап третий.

Команды сдают жюри маршрутные листы. Подсчитываются очки, сопоставляется время прохождения этапов.
Команды демонстрируют домашнее задание (инсценировку басни, сказки)
Проводится награждение.

Статьи по теме: