Организация игр дошкольников с природным материалом. Проект "волшебный песок". Несколько с иных позиций оценивала игры с природными материалами французский педагог Полина Кергомар

Екатерина Полатовская
Организация игр дошкольников с природным материалом

Игра заполняет все жизненное пространство ребенка, и любое дело он превращает в игру, будь то уборка игрушек, купание, прием пищи. Детская игра - сама жизнь. В своих играх ребенок чувствует себя комфортно. Игра помогает выражать свои чувства, так как в дошкольном возрасте , особенно в младшем, дети испытывают нехватку вербальных средств. С этой точки зрения игрушки для ребенка - это слова, а сама игра - это речь, рассказ. Основным мотивом игры является не получение результата, а сам процесс игры. Доказательством тому служат излюбленные игры с водой и песком : часами ребенок может переливать воду и пересыпать песок, также игры со снегом. Эти игры явно приносят внутренний покой и радость, они полны свободой, независимостью, простором для бесконечного экспериментирования. Игры с песком и водой широко используют психологи в работе с дошкольниками . Но те же песок и воду можно использовать для формирования и развития пространственно-количественных представлений, счетных операций, развития мелкой моторики, развития речи. В процессе знакомства с различными природными материалами и их свойствами осуществляется развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, речи. Дети учатся сравнивать объекты и явления, выделять признаки сходства и различия, классифицировать объекты по форме, цвету, величине. В процессе таких игр расширяется сенсорный опыт дошкольников , обогащается их жизненный опыт.

Игры с природным материалом - снегом , водой, песком, глиной, травой, палочками, ракушками, шишками, каштанами, желудям, плодами шиповника, семенами клена, липы, колосьями, листьями, корнями, корой, мхом и т. п. являются прекрасным сырьем для поделок и игр с ними. Педагогическое руководство играми с природными материалами должно быть направлено на организацию условий , необходимых для развития ориентировочной деятельности детей и различных игровых действий. Так, для игр с песком следует использовать разнообразные пластмассовые и деревянные лопатки, формочки, воронки, сита, ведерки, фигурки животных, куклы. Сухой песок дети могут пропускать через воронки, заполнять им баночки, пузырьки. Наличие влажного песка позволяет обычную формочку пирожков разнообразить сооружением двориков, каналов, прокладыванием дорог. Дети с увлечением строят замки и крепости, роют каналы и глубокие колодцы, разбивают парки и сады. Действуя таким образом с песком, ребенок узнает его свойства (вязкость, плотность и др.) и в тоже время увлекательно играет. При наличии соответствующих игрушек дети разнообразно действуют с ними.

Игры с водой проводятся уже в младшей группе. Это могут быть игры в групповой комнате и на участке детского сада. Используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы, воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие) . Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плавают - тонут) . На участке детского сада малыши собираются около лужи, весеннего ручейка, пускают лодочки, сделанные из бумаги, бросают разные предметы, чтобы узнать, какие плавают, а какие тонут. В результате в младшем возрасте дети подводятся к пониманию, что вода течет. Дети 4-5 лет усваивают представление о том, что вода растекается, не имеет своей формы, одни предметы в ней плавают, а другие тонут, что она прозрачная.

Таким образом, богатый ассортимент игрушек создает условия для разнообразия действий детей и накопления у них чувственных впечатлений. Но это еще недостаточно для того, чтобы ребенок мог осознанно обобщить качества материалов и умел правильно действовать с игрушками. Необходимо, как и в младших группах, участие в играх детей воспитателя. В процессе игры он называет, уточняет, а иногда и изменяет состояние материалов , их свойства; доказывает последовательность игровых действий.

Созидательная деятельность требует постоянного руководства ею. Если в простейших играх воспитатель мог ограничиться уточнением представлений детей о свойствах материалов , показом приемов строительства, то при переходе к строительно - сюжетным играм усложняются и характер показа, и форма организации совместной игры . Строительно - сюжетные игры предполагают наличие у детей более совершенных и разнообразных умений. Даже при постройке простого домика из песка или снега ребенок должен действовать лопаткой по - разному (сгребать, насыпать и т. д.) необходимо, чтобы он умел ориентироваться в расположении своей постройки среди построек других детей, строить вместе с ними на ограниченном пространстве.

Игры со снегом имеют свою специфику. Во время прогулок в холодное зимнее время воспитатель должен заботиться о том, чтобы дети не переохлаждались. Он может предложить ребятам набрать в формочки снег для цветных льдинок или сделать снежную горку. Игры со снегом требуют усвоения приемов его преобразования. Самый простой прием - лепка. Педагог предлагает малышам вылепить комочки - снежки, зайчика с ушками, морковку, чтобы его накормить, и т. п. В присутствии детей воспитатель лепит снеговика, потом все вместе из камешков, сучков, сухих веточек делают ему глаза, рот, уши, волосы. Собравшись вокруг снеговика, дети радуются, что снег липкий, славный получился снеговик! Так малыши усваивают представление о свойствах снега. А дети 4-6 лет осваивают новый прием строительства из снега - лепку из накатанных комьев, так делают фигуры человека (Дед Мороз, Снегурочка, крепости. Катая комья дети подходят к пониманию еще одного свойства влажного снега - тяжести. Сооружениям из комьев снега можно придать большую прочность, если облить водой (это дети делают вместе с педагогом, заделывают отверстия между комьями снежным тестом (в ведре снег смешивается с водой) .

Руководя играми с природными материалами , воспитателю приходится не только думать над тем, во что играть с детьми, но и заботиться о том, чтобы дети не охлаждались, если они долго играют в неподвижном состоянии, не переутомлялись, действуя со снегом; не перегревались; играя с водой и песком. Для того чтобы такие игры проходили успешно, воспитатель должен знать свойства природных материалов , их изменчивость при определенных условиях, владеть необходимыми приемами работы, например подготавливания снега для сооружения горок, ледяных дорожек, снежных валов, изготовление цветных кусочков льда; владеть техникой создания скульптур из снега и пр. Кроме игр с песком, водой и снегом, в средней группе проводят игры с игрушками-самоделками, выполненными детьми совместно с воспитателем из коры, шишек, травы, палочек, глины. Это могут быть лодочки, кораблики, птицы, животные, различная мебель.

В летнее время на участке недалеко от песочниц следует оборудовать стол с полочками или ящиком с отделениями для материалов . Для того чтобы заинтересовать ребят, воспитатель делает несколько одинаковых игрушек и дает их детям, например цыплят или утят, куколки, стульчики; рассказывает, из каких материалов они сделаны ; знакомит детей с этими материалами и предлагает попробовать сделать такую же игрушку.

Дети любят эти игрушки и интересно с ними играют. Так, вокруг цыплят, гусят и утят они развертывают игру в «птичник» : строят из палочек загородки, кормушки, пруд, водят птиц к кормушкам, на пруд и обратно. С куклами, выполненными из травы (стеблей подорожника, они играют в «детский сад» , причем мебель для игры делают из стеблей этого же растения.

Таким образом, с ребенком 4-5-летнего возраста можно играть в разнообразные строительные игры. Они доставляют детям большое удовольствие, воспитывают любовь к технике, развивают конструктивные способности, мыслительную активность.

Из природных материалов также можно изготовить музыкальные инструменты : собирать косточки от вишни и черешни, арбуза, персика, а потом с помощью пластиковых бутылок или других емкостей делать шумелки, в зависимости от наполнения бутылки будет разное звучание.

Из плодов ягод рябины, с помощью иголки с ниткой можно изготовить украшения (бусы, браслет) . Весной из одуванчиков, летом из полевых цветов, осенью из позолоченных листьев плетут венки на голову.

Летом, собирая разные цветы и листья, высушенные на солнце, изготавливают гербарии и картины из засушенных цветов и травок.

Игры с «живыми камнями» способствуют развитию воображения и связной речи. Играя с детьми на улице, собирайте вместе камушки разной формы и размера. В дальнейшем на них можно рисовать растения, животных, сказочных персонажей. Также использовать как формы домов, машин, животных. Каждый раз можно использовать разные камушки для составления историй. Кроме того, на камнях можно нарисовать цифры или буквы и использовать их как дидактический материал при обучении ребенка счету и чтению. [

Игры с детьми по изготовлению сувениров и поделок из природных материалов , привезенных с моря интересны и детям и взрослым. Такое занятие позволит скрасить холодные зимние вечера и наполнить их воспоминаниями о прекрасном летнем отдыхе. Показать детям, как отличаются морские ракушки одна от другой. У мидий раковина удлиненная, похожая на скругленный треугольник. Из створок раковины мидии могут получиться замечательные крылья бабочки или элементы туловища для поделки. Игры с детьми по созданию поделок из природных материалов , это не только увлекательное занятие, но и ненавязчивое обучение. Ребенок узнает, что имеющие овальную форму раковин, моллюски донакса, называют морскими бабочками. Улитки живут в «домиках» , которые удивительно разнообразны по цвету и форме спирально закрученных раковин.

Игры с детьми по изготовлению поделок из природных материалов не просто дает возможность занять время, но и пробуждает фантазию ребенка.

Таким образом, тактильное взаимодействие с окружающей средой начинается уже в раннем возрасте и продолжается на протяжении всей жизни, являясь важным условием и средством психического развития ребенка, а также благополучие эмоциональной сферы. Природная среда является тем уникальным местом, где малыш получает первый опыт творческой работы и где игра, изобразительная деятельность и спонтанность тесно связаны друг с другом. К. Д. Ушинский писал : «дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которые они не могут изменить по своему желанию. лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом. для детей лучшая игрушка - куча песка».

Вывод :

Таким образом, игры с природным материалом помогают детям узнать, как устроен окружающий мир, способствуют расширению их кругозора. Они способствуют рационализации работы воспитателя, дают ему возможность проследить процесс сенсорного развития, позволяют оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлечь новые. Следует также подчеркнуть, что каждая игра – это, прежде всего, общение ребенка со взрослыми, с другими детьми, познание окружающего и природного мира , это школа сотрудничества.

На основании этого можно заключить, что ведущей формой сенсорного воспитания являются игры с природными материалами . Однако следует учитывать тот факт, что только при определенной системе проведения игр можно добиться сенсорного развития детей. Кроме того, не следует забывать о том, что важными составляющими при внедрении игр с природным материалом являются доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумки и фантазия.

По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития. Задача педагога не только заметить впечатления детей, но и закрепить их, развить. Правильно организованная прогулка в полной мере удовлетворяет потребности детей в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим, в новых ярких впечатлениях, в свободных активных движениях в игре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игры с природными материалами»

(с водой, песком, природным материалом)

(старший дошкольный возраст)

«В природе нет ничего бесполезного» – писал философ Мишель Монтень. Нельзя не согласиться с утверждением этого новатора своего времени, выступая за гуманное и внимательное отношение к детям. Примечательно, что практически все выдающиеся философы и педагоги прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей. Так, Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. К.Д. Ушинский призывал «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного

и словесного развития. По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития.

Игры с водой.

Всех детей очень привлекают игры с водой.

Летом, в теплый солнечный день, можно организовать

игры с водой на свежем воздухе.

Задачи: упражнять детей выполнять несложные действия с водой; закрепить знания детей о том, что вода не имеет формы, и принимает форму сосуда, в который её налили; способствовать проявлению положительных эмоций от игровых действий с водой; развивать ловкость и глазомер; доставить детям удовольствие от игр с водой.

Рыбалка.

Пластмассовые рыбки с металлической серединкой бросить в таз

с водой, кто быстрее или кто больше наловит рыбы магнитной удочкой. В ходе игры объясните детям, почему рыбки притягиваются к магнитной удочке.

Дальнее плавание.

Сделайте вместе с детьми бумажные кораблики, а затем спустите их на воду в таз. Покажите ребенку, как надо на него подуть, чтобы кораблик начал двигаться. Устройте соревнования, чей кораблик дальше уплывет.

Наливаем воду в разные сосуды.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть различные сосуды, назвать их форму. Затем игроки набирают воду из тазика в один из сосудов, постепенно переливают её из одного сосуда в другой. При этом каждый раз отмечают, что вода приняла форму сосуда, в который её налили. Потом дети обмениваются сосудами, игра продолжается.

Кто быстрее.

Воспитатель предлагает детям налить воду из стаканчиков в 4 тарелки. Затем с помощью поролоновых губок перелить воду из одной тарелки в другую. По сигналу воспитателя дети начинают действовать. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.

Развивающие игры с песком.

Любому ребенку игра с песком доставляет ни только большое удовольствие, но и дает возможность лучше узнать окружающий мир неживой природы: самому изучить свойства такого универсального строительного материала, как песок. Строительство на песке развивает у ребенка фантазию, воображение, восприятие, мелкую моторику. Рисование и письмо на влажном песке привьют интерес к чтению, счету. Строительные игры доставляют детям большое удовольствие, воспитывают любовь к технике, развивают конструктивные способности, мыслительную активность.

Строительство из песка.

Сочетая разные виды построек дороги, туннели, мосты, песчаные горки можно построить трассу, по которой будет ездить игрушечная машинка управляемая опытным шофером. Можно создать и целый город с площадями, скверами, домами и гаражами. Как в любом городе, здесь будут перекрестки, мосты, подземные переходы. Для того чтобы игра стала еще интереснее, можно заранее изготовить из плотного картона плоскостные изображения домов, светофоров, деревьев, людей и прикрепить к ним палочки. Эти макеты дети будут втыкать в песок. Если есть набор мелких игрушек «Дикие животные», то можно организовать в песочнице настоящий зоопарк, огородив его насыпным забором, деланным с помощью ладоней. Пригодятся для строительства кирпичики и тонкая дощечка - перекладина для ворот. Используя набор игрушек «Домашние животные», предложите детям построить ферму или птичий двор, посадить сад, сделать грядки для овощей, разбить клумбу. На лугу будут пастись корова, овца, около дома будет стоять лошадка, ожидая хозяина, а в будке - сидеть сторожевой пес.

Играя с влажным песком, дети могут делать постройки по собственному замыслу, проявлять свою фантазию в самых разных играх. Можно предложить построить «Дворец для своего любимого сказочного героя, а потом украсить его ракушками, цветами и узорами. Также можно устроить конкурс «чей дворец лучше».

Выкладываем и печатаем на песке.

Создавать изображения, а также украшать свои постройки или «выпечные изделия» из песка ребенок может с помощью камешков, желудей, семечек, ракушек, шишек или других природных материалов. Покажите детям, как можно выкладывать на песке узор, геометрические фигуры, контуры разных предметов, например самолета, солнышка, цветка, или целую картину с домиком, дорожками и деревьями. Этим же способом можно изобразить букву или даже короткое слово.

На песке можно создавать изображения методом печатания. Чтобы выдавливать на песке контурные или объемные изображения, нужно сначала с помощью лопатки разровнять влажный песок, а дальше вжимая в песок формочки, а затем осторожно их снимая, отпечатывать на нем разные изображения. Для печатания можно использовать формы без дна, которые применяют кулинары для вырезания из теста печенья разной конфигурации. Можно использовать обычные формочки для песка, желательно разного размер и формы.

Школа на песке.

Играя с песком, рисуя на нем вместе с детьми можно реализовать еще одну важную задачу – в игровой форме обучать ребенка грамоте и счету.

Пройди по камешкам .

Нарисуйте вперемешку разные геометрические фигуры. Объясните, что это «камешки», по которым ему надо перейти через «реку». Предложите ребенку перебраться на другой берег реки, наступая лишь на круглые камешки, а в другой раз на квадратные.

Найди и покажи фигуры.

Нарисуйте на песке различные фигуры, и предложите ребенку показать фигурки, посчитать и т.д.

Клад.

Незаметно закопайте в песок небольшую игрушку. Предложите ребенку найти ее по вашей подсказке. Начать поиск можно с любого места. Но при том взрослый указывает маршрут. Например: «сделай 2шага вперед, 3шага налево и т.д.

Игры с природным материалом

Кроме игр с песком и водой проводят игры с игрушками-самоделками, выполненными детьми совместно с воспитателем из коры, шишек, желудей, травы, палочек, глины. Это могут быть лодочки, кораблики, птицы, животные, различная мебель.

Для того чтобы заинтересовать ребят, воспитатель делает несколько одинаковых игрушек и дает их детям, например цыплят или утят, куколки, стульчики; рассказывает, из каких материалов они сделаны; знакомит детей с этими материалами и предлагает попробовать сделать такую же игрушку.

Дети любят эти игрушки и интересно с ними играют. Так, вокруг цыплят, гусят и утят они развертывают игру в «птичник»: строят из палочек загородки, кормушки, пруд, водят птиц к кормушкам, на пруд и обратно. С куклами, выполненными из травы (стеблей подорожника), они играют в «детский сад», причем мебель для игры делают из стеблей этого же растения.

Из природных материалов также можно изготовить музыкальные инструменты: собирать косточки от вишни и черешни, арбуза, персика, а потом с помощью пластиковых бутылок или других емкостей делать шумелки, в зависимости от наполнения бутылки будет разное звучание.

Из плодов ягод, с помощью иголки с ниткой можно изготовить украшения (бусы, браслет), из полевых цветов плетут венки на голову.

При игре с глиной, добавляя немного воды, и высушив на солнце, можно изготовить глиняную детскую посуду, небольшие кувшины, тазики.

Летом, собирая разные цветы и листья, высушенные на солнце, изготавливают гербарии и картины из засушенных цветов и травок.

Игры с «живыми камнями» способствуют развитию воображения и связной речи. Играя с детьми на улице, собирайте вместе камушки разной формы и размера. В дальнейшем на них можно рисовать растения, животных, сказочных персонажей. Также использовать как формы домов, машин, животных. Каждый раз можно использовать разные камушки для составления историй. Кроме того, на камнях можно нарисовать цифры или буквы и использовать их как дидактический материал при обучении ребенка счету и чтению.

Игры с детьми по изготовлению сувениров и поделок из природных материалов, привезенных с моря интересны и детям и взрослым. Показать детям, как отличаются морские ракушки одна от другой. Из створок раковины мидии могут получиться замечательные крылья бабочки или элементы туловища для поделки.

Из пустой раковины улитки можно сделать чудесную игрушечную улитку, которую можно поставить на полочку, а можно подарить бабушке, дедушке или друзьям. Для того чтобы сделать сувенирную улитку нужно взять пластилин и вылепить фигурку улитки. У нее будет головка с рожками на длинной шейке, ножки и хвостик. Глазки улитки нужно сделать из мелких семян растений, осколков ракушек или пластилина темного цвета. Закрепите пустую раковину на спине улитки, и она оживет.

Игры с детьми по изготовлению поделок из природных материалов не просто дает возможность занять время, но и пробуждает фантазию ребенка. Из плоской или овальной раковины можно сделать черепашку. Для этого нужно вылепить пластилиновую фигурку черепашки и подобрать подходящий «панцирь». Две белые ракушки станут крыльями, раковина туловищем, большая темная мидия послужит подставкой и в результате получится чудесная бабочка. После того, как вы сделаете несколько простых поделок, можно приступать к изготовлению более сложных.

Используйте другие природные материалы, комбинируйте, дайте волю фантазии и позвольте детям почувствовать прелесть творчества.

Развитие игр с природными материалами не может быть осуществлено одинаковыми раз и навсегда установленными приемами и способами. Оно должно осуществляться разнообразно, с использованием приемов, учитывающих развитие каждого ребенка.

Задача педагога не только заметить впечатления детей, но и закрепить их, развить. Правильно организованная прогулка в полной мере удовлетворяет потребности детей в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим, в новых ярких впечатлениях, в свободных активных движениях в игре.

Желаю успехов!


Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 106 «Забава»

«Игры с песком и водой »

Подготовила:

Воспитатель

Хакимова Т.Ф.

г.Набережные Челны

июнь 2015 г.

Консультация для воспитателей

«Игры с песком и водой».

Игры с водой и песком относятся к наиболее древним забавам человечества. И до сих пор они доставляют удовольствие и детям и взрослым. Но это не только развлечение. Занятия с песком и водой очень полезны для здоровья. Обратите внимание на то, как детям нравиться трогать песок, пересыпать его ручками и совочком, с какой радостью они плещутся в воде. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции. Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию. Игры с водой и песком помогают развить мелкую моторику, координацию движений, дают представление о таких понятиях, как “много - мало”, “быстро - медленно”, “короткий- длинный”, “высокий- низкий”. При игре в песке с формочками или другими предметами, можно изучать цвета, геометрические фигуры и формы. Таким образом, игры с песком позволяют:

    стабилизировать психоэмоциональное состояние;

    совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

    стимулировать развитие сенсорики, тактильно- кинестетической чувствительности;

    развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию;

    стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;

    разнообразить способы сотрудничества.

Рука, входящая в соприкосновение с песком, получает знания и опыт – основу мышления.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕСКОМ?

Для работы с песком детям младшего дошкольного возраста можно предложить пластмассовые ведра, совки, лопатки и формочки, некрупные игрушки, отличающиеся прочностью, легко моющиеся, различные дополнительные материалы: дощечки, фанерные трафареты, изображающие людей, знакомых детям животных, транспортные средства.

Для организации строительства из песка в средней группе используются те же материалы, с увеличением количества различных дополнительных средств: пластин из фанеры разного размера и формы, кусочков разноцветного оргстекла, пластмассы (края зачищены), природного материала (веточек, корней, камушков, ракушек и др.).

Детям старшего дошкольного возраста предлагайте более мелкие игрушки, увеличьте количество разнообразного дополнительного материала. Это могут быть обрезки пластмассовых шлангов и труб разного диаметра, куски пенопласта, поролона, шпагата, тесьмы, цветной проволоки (в оболочке), различные пластмассовые и металлические коробки, банки разной формы и размера (для формовки) и др. Для строительства используются емкости, которые наполняются водой, полиэтиленовая пленка, которой выстилается дно сооружений. Ребята строят бассейны, пруды, озера, реки.

Организуя работу, чаше сами включайтесь в строительство, объясняйте, показывайте приемы работы с материалом, помогайте детям развивать сюжет игры. Проведение экскурсий, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, беседы об увиденном, просмотр картинок, фотографий дают возможность познакомить ребят с различными видами архитектуры, особенностями сооружений, обогащают их знания. Развитию интереса к строительству способствует привлечение детей к изготовлению различных поделок, которые они используют для обыгрывания построек.

ИГРА С ПЕСКОМ И ОБУЧЕНИЕ

В процессе работы задавайте ребятам такие вопросы, которые способствуют развитию у них изобретательности, стремления к творческому поиску: «Как из горки сделать мост?». «Как с помощью шланга провести водопровод и налить воду в этот бассейн?», «Что нужно сделать, чтобы укрепить эти части построек?» (воткнуть между ними палочки-стержни).

Играя, формируйте у ребят навыки общения. В группах младшего дошкольного возраста продолжайте учить выражать свои мысли и желания: «Пригласи поиграть! Поблагодари за помощь! Угости кукол «пряниками», «пирожными» из песка.

Формированию у малышей устойчивых мотивов к активной совместной деятельности способствует сюжетно-ролевая игра «Кондитерский магазин».

Основной задачей в работе с детьми среднего дошкольного возраста является формирование самостоятельности и навыков самоуправления в процессе совместной деятельности с песком (небольшие подгруппы из 3-4 человек). Учите детей ставить цель, находить конструктивное решение на основе имеющегося опыта, самостоятельно или с помощью взрослого планировать работу, вместе строить, объединяя свои постройки общим сюжетом, добиваться конечной цели.

Постоянно поощряйте совместное строительство: «Как дружно вы трудитесь! Какой красивый город вы построили! Хорошо бы сохранить постройку, а сегодня вечером продолжить работу, сделать пруд, пляж, посадить парк». Такие предложения служат программой созидания, учат бережно относиться к результатам труда.

Дети старшего дошкольного возраста объединяются в большие подгруппы, их постройки многообразны и интересны по содержанию. Действенным приемом в организации совместного строительства является предложение детям поочередно выбирать бригадиров, которые учатся направлять общую деятельность к единой цели. Важная воспитательная задача в процессе строительства в старшем дошкольном возрасте состоит в том, чтобы дать возможность утвердиться каждому ребенку в том, что он может стать лидером.

Недопустимо, чтобы ребята бесцельно копались в песке. Скучая, они начинают кидаться друг в друга песком, валяться и пр. Старайтесь организовать деятельность детей так, чтобы в песке кипела активная ребячья жизнь, интересная и содержательная.

Тематика построек из песка перекликается с тематикой занятий по конструированию из строительного материала и конструкторов. Это дает возможность научить ребят строить сооружения, выполняя их из разных материалов.

Малышей учат сгребать песок в небольшие кучки с помощью совков и лопаток, утрамбовывать их, выкапывать в песке ямки, накладывать песок в небольшие низкие формочки и мастерить пирожки, пряники, торты и другие угощения для кукол. Можно научить их строить будку для собаки. Взрослый сгребает песок в кучу, уплотняет ее и делает в ней углубление совком у ее основания, предлагает малышу поместить в нее собачку.

Можно научить детей проводить в песке дорожку, продвигая дощечку, лежащую плашмя, и слегка придавливая ее к песку. После этого вместе с малышами воспитатель делает на дорожке кочки и ямки, и постройка обыгрывается. Можно использовать народную потешку. Взрослый продвигает по дорожке игрушку, приговаривая: «По кочкам, по кочкам, по ровненькой дорожке в ямку - бух!».

Малышей учат приему формовки, показывают, как набирать полную форму, уплотнять в ней песок, опрокидывать ее, где необходимо по ней постучать, как поднимать, не повредив куличик. Так дети формуют торты, башни, домики.

Можно научить ребят строить горки. Для этого насыпается куча песка, утрамбовывается и с помощью дощечки прокладываются спуски у горки (аналогично строительству дорожки). После этого можно строить скамеечку, ворота, стол, стул, мост (на один или два куличика, стоящих рядом, накладывается пластина).

Чтобы построить заборчики, надо сгребать песок с двух сторон руками, уплотняя его, постепенно надстраивая сооружение в длину по направлению к себе.

В средней группе закрепляют у детей умение формовать различные детали, сооружая несложные постройки, объединяя их общим содержанием, украшать сооружения. Можно научить ребят строить высокую башню из трех форм разного объема: в основании - самая крупная деталь, на нее ставится деталь поменьше, и завершает постройку самая маленькая, которая украшается флажком.

Ребята продолжают самостоятельно строить разные горки (высокие, низкие, широкие, узкие), загородки, заборы, загоны и др. На одинаковом расстоянии устанавливаются куличики, а между ними вставляются палочки, либо несколько в ряд, либо по одной горизонтально, один конец вставляется в боковую часть куличика, другой - в соседний.

Используя кубические формы, дети формуют дома, украшают их разноцветными окнами, вдавливая в песок кусочки оргстекла. Чтобы окно лучше держалось, верхнюю часть его вдавливают глубже.

Ребята очень любят рыть в песке тоннели. Чаще делают это вдвоем с двух сторон, пока не соединяются внутри кучи руки.

Дети старшей группы сооружают из песка более сложные и крупные постройки. Воспитатель показывает, как вырезать с помощью лопатки или дощечек из утрамбованной кучи дома, корабли, машины, поезда, предметы мебели и др.

Ребята приспосабливают для формовки самые различные материалы. Крупные формы сооружают с помощью деревянных рамок, полых кубов, банок без дна, отрезков пластмассовых труб большого диаметра (в данном случае форма не переворачивается, а снимается, поднимается вверх).

Дети строят высотные дома, дворцы, терема, театры, ракетодромы, прокладывают железные дороги, сооружают бассейны, стадионы, детские сады, деревни. При этом щедро украшают постройки различными материалами и деталями: цилиндрические высотные дома делают с лоджиями, вставляя в ряд сверху вниз на одинаковом расстоянии кусочки оргстекла или фанеры, устанавливают на зданиях телевизионные антенны из цветной проволоки, прокладывают провода между мачтами уличных фонарей.

Строить можно и по темам знакомых сказок и разыгрывать сказочные сюжеты («Царевна-лягушка», «Заячья избушка», Снежная королева», «Аленький цветочек» и др.).

Научите ребят новому приему работы с песком. Песок насыпается в ведро, смешивается с водой, затем детям предлагается набирать получившуюся «кашу-малашу» в ладошки и выпускать струйкой, песок при этом ложится узорами. Благодаря этому приему можно строить высокие дворцы, замки, башни и другие сооружения конусообразной формы, постепенно наращивая постройку в высоту и ширину.

Для игр с песком дети сами изготавливают игрушки из материалов, которые не портятся от влаги (катушки, поролон, пенопласт, цветная клеенка, проволока и др.). Для устройства комнаты для кукол можно сделать мебель из молочных пакетов. Дошкольники мастерят флажки и флагштоки, деревья, дорожные знаки из клеенки, палочек, катушек и др.

Игра с водой – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с водой. Игры с водой имеют и терапевтический эффект. Сама фактура воды оказывает приятное успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку, ребенок может сбросить отрицательные эмоции и получить положительный заряд энергии.

Играя с водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию. Также, с помощью воды, дети могут рисовать (техника эбру), что положительно влияет на выражение внутреннего мира ребенка. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще.

Организуя игры детей с водой, решаем следующие задачи:

    Способствуем физическому развитию ребенка (развиваем мелкую моторику, зрительную и двигательную координацию).

    Знакомим ребенка с окружающим миром, в том числе со свойствами воды. В процессе игр с водой и различными игрушками или натуральными предметами у детей формируются представления об окружающем природном мире.

    Дети осваивают пространственные представления (на поверхности воды, по всей поверхности, под водой, слева, справа, в центре).

    Расширяем и обогащаем словарный запас малыша.

    Способствуем овладению детьми элементарными математическими понятиями: полный - пустой, далеко - близко. Помещая в воду заданное количество игрушек, природного материала, соотнося одно количество с другим, у детей формируются количественные представления.

    Сравнение количества предметов, находящихся на воде и под водой способствует развитию наглядно-действенного мышления ребенка.

    Бросая в воду заданное количество предметов, дети учатся ориентироваться на словесную инструкцию взрослого.

    В процессе таких игр развиваем тактильные ощущения детей. Они учатся с закрытыми глазами находить на поверхности стола, на краю ванночки соответствующие игрушки, цифры или буквы и опускать их в воду, а также вылавливать из воды нужное количество.

    В процессе сравнения формируем представления о величине. Например, пуская кораблики по воде, ребенок называет их величину: большой кораблик, средний и маленький. Камешек тяжелее листочка, поэтому он тонет, а листочек легкий, поэтому он плавает на воде.

    Снимаем психическое напряжение и агрессию.

    Организуя игры с водой, хорошо использовать художественное слово. Помните, что в естественной среде ребенок чувствует себя комфортно и защищено, при этом он имеет возможность проявлять свою активность и творчество.

Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.

ПЕРЕЧЕНЬ ИГР:

Игра №1 «Дождик»

Необходимое оборудование: лейка, пластмассовые игрушки, центр «Песок-вода»

Ход: Поместите в тазик или ванну пластмассовые игрушки, дайте ребенку лейку и предложите поиграть в кукольный дождик. Поливайте кукол из лейки, вспоминая все известные вам стихи про дождик. После «дождя» дайте ребенку сухое полотенце и попросите вытереть все игрушки.

Игра способствует развитию речи и установлению эмоционального контакта, между педагогом и ребенком.

Игра № 2 «Кораблики»

Необходимое оборудование: таз, бумага, центр «Песок-вода»

Ход: Налейте в тазик немного воды. Покажите ребенку, как можно бросать в тазик мелкие кусочки бумаги, подуйте на них. Попросите ребенка повторить ваши действия.

Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.

Игра № 3 «Поплывет или утонет»

Необходимое оборудование: таз, различные мелкие предметы, центр «Песок-вода»

Ход: Поставьте перед ребенком тазик с водой, дайте ему мелкие предметы (пуговицы,камушки,лоскуты ткани,мелкие игрушки, теннисный мяч)и.т.д. Пусть малыш кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними. Проговаривайте действия выполняемые ребенком. Объясняйте, почему одни предметы тонут, а другие остаются на поверхности.

В игре познаются свойства предметов, закладываются основы классифицирования, развивается мелкая моторика.

Игра №4 «Необыкновенные следы»

Детям предлагается сделать отпечатки собственных рук (ладонью, кулачками, кончиками пальцев). Проговариваем действия ребёнка. Показываем ребёнку, что при прикосновении к влажному песку остаются следы.

Игра № 5 «Прыгающий шарик»

Необходимое оборудование: пластмассовый шарик для тенниса

Ход: Откройте воду в кране и бросьте шарик в струю воды. Ребенку будет интересно наблюдать за тем, как шарик прыгает в струе воды, не выскакивая из неё

Игра способствует развитию зрительного внимания и установлению эмоционального контакта, между взрослым и ребёнком.

Игра № 6 «Взбивание пены»

Необходимое оборудование: таз с водой, венчик, жидкое мыло, центр «Песок-вода», зайчик.

Приходит в гости зайчик, он хочет показать ребятам, как взбивается пена. Ребёнок наливает немного жидкого мыла и с помощью венчика взбивает пену. Наблюдает за взбитой пеной

Игра №7 «Необыкновенные следы»

Необходимое оборудование: Центр «Песок-вода», лейка, песок.

Детям предлагается сделать отпечатки собственных рук (ладонью, кулачками, кончиками пальцев). Проговариваем действия ребёнка. Показываем ребёнку,что при прикосновении к влажному песку остаются следы.

Данная игра способствует развитию тактильной чувствительности, воспитывает положительное отношение к играм с песком.

Игра №8 «Дорожки»

Необходимое оборудование: разноцветные камушки, центр «песок-вода», влажный песок, лошадка

Детям предлагают нарисовать пальчиками дорожки, а затем они выкладывают разноцветные камушки (украшают дорожки). Далее предлагаем взять в руки лошадку и «погулять» по дорожкам (проговариваем цок-цок-цок).

Данная игра способствует развитию артикуляционного аппарата, активного и пассивного словаря.

Игра № 9 «Поливаем цветы»

Необходимое оборудование: детская лейка, игрушка-кошка

Ход: В гости приходит кошка и предлагает ребятам полить цветы. Подойдите к растущему цветку и объясните ребенку, что для того, чтобы цветы хорошо росли, их нужно поливать водой. Пусть ребёнок сам польёт цветок. Спойте песенку или прочитайте стишок.

Лейку, леечку возьмем

И воды в неё нальём.

Мы польём цветочки лейкой,

Вырастайте поскорей-ка

Игра №10 «Давайте познакомимся»

Необходимое оборудование: Центр «Песок-вода», лейка, песок, вода.

Ход: Ребенку предлагается потрогать сухой песок (сделать в песке пальчиковую гимнастику),затем взять лейку и вместе с ребенком полить сухой песок(проговаривать свои действия),песок стал влажным. Показываем ребенку, что из влажного песка можно лепить куличи и.т.д. С помощью игры формируем навык практического экспериментирования, учим способам обследования материала.

Проект "Волшебный песок"

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ГНЕЗДЫШКО» П. ПУРОВСК ПУРОВСКОГО РАЙОНА

Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п. Пуровск,

Подготовил: Воспитатель Искендерова А.Н. п. Пуровск 2015г.

В силу своего возраста все дети любят игры с песком и водой, интерес детей к этим играм, их развитие зависят от того, насколько воспитатель, во-первых, научил ребенка сенсорным путем вычленять материалы и их свойства, во-вторых, сумел довести до сознания детей возможности использования этих материалов и, в-третьих, нашел им применение в конкретной детской деятельности.

Развитие игр начинается с создания соответствующих условий, отвечающих как гигиеническим, так и педагогическим требованиям. Песок, которым пользуются дети, нуждается в постоянном уходе. Его периодически очищают, меняют, поливают, хорошо промешивают. Так как дети очень любят играть с песком и водой в любое время года, эти материалы должны находиться в достаточном количестве не только на дворах, бульварах, но и в помещении. Заинтересованность играми с водой поддерживается добавлением новых игрушек из разного материала, с различными, иногда неожиданными для детей свойствами

Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта: долгосрочный

Предмет исследования: неживая природа (песок, вода)

Участники проекта: воспитанники младшей группы (3-4 года, воспитатель)

Цель проекта: познакомить детей со свойствами неживой природы: песка, воды и формирование познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

  • стимулировать потребности познания окружающего мира
  • активизировать творческие способности детей
  • открыть детям свойства неживой природы
  • создать условия для экспериментальной деятельности детей
  • развивать любознательность в процессе наблюдений и в практическом экспериментировании
  • учить детей делать выводы на основе экспериментов
  • воспитывать бережное отношение к природным ресурсам

Формы работы по проекту с детьми:

  • Чтение и рассматривание художественной литературы (потешки) .
  • Проведение игр с песком, водой.
  • Пополнение предметно - развивающей среды группы;
  • Опытно – экспериментальная деятельность

Этапы проекта:

I этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

  • Определение цели и задач проекта
  • Подбор материала
  • Выявление знаний детей о предметах неживой природы (о песке, воде)
  • Разработка консультации для родителей
  • Свойства песка: сухой, мокрый, сыпется, лепится;
  • Превращается в: мокрый песок, сухой песок;
  • Беседы;
  • Наблюдения;
  • Опыты;

Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом рисования песком.

Материал: песок, пластиковые стаканы, лейки с водой, формочки, лупы, альбомные листы, клеевые карандаши.

Воспитатель предлагает рассмотреть песок: какого цвета, насыпать в стаканы, высыпать, потрогать на ощупь (сыпучий, сухой) . Из чего же состоит песок? Мы можем рассмотреть песчинки через специальный прибор, который называется лупа. В лупу встроено волшебное стекло, оно все маленькие предметы превращает в большие (рассматривают) . Песчинки маленькие, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из сухого песка лепить? Почему? Что нужно сделать, чтобы мы могли лепить из песка? Дети из леек поливают песок.

Мокрый песок можно сыпать струйкой? Зато он может принимать любую форму, пока не высохнет (дети лепят формочками) . Почему же так происходит? Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, они слипаются, будто держат друг друга за ручки (можно еще раз через лупу рассмотреть сухой и мокрый песок) . На ровной поверхности мокрого песка можно рисовать палочкой (показывает) .

Цель: закрепить представления о свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить, показать, что песок пропускает воду; развивать любознательность и конструктивные умения) .

Материал: центр песка, совки, грабли, лейки с водой, камешки.

Что это? (собачка, машинка, уточка) . У всех игрушек есть свой домик. Собачка живет (в конуре, машина… (в гараже, уточка… (в пруду, озере) . Давайте для каждой игрушки построим домик из песка. Из какого песка лучше всего строить? Как сделать его мокрым? (Дети поливают песок) . Почему песок стал мокрым? Куда девается вода? Дети строят конуру и гараж

«Песок может двигаться»

Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают сплавы. Движение песка похоже на течение.

ОПЫТ № 4 «Мокрый песок»

Цель. Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

Материалы. Мокрый песок, формочки для песка.

Мокрый песок взять в ладонь и попробовать сыпать струйкой, но он будет падать с ладони кусками. Формочки для песка заполнить мокрым песком и перевернуть ее. Песок сохранит форму формочки.

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, затон может принимать любую нужную не форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

  • Игры;

Игра «Волшебные отпечатки на песке»

Игра «Угадай, что спрятано в песке»

Игра «Самодельный водопад»

Цель: развитие моторики рук

Содержание: Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание крохи, что чем выше водопад, тем громче он "шумит". А если воду подкрасить, то водопад получится разноцветным.

Пересыпание сухого песка через воронку

Цель: Познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка.

Показывает как сыплется песок через воронку, как пересыпается из ведерка в формочку. Затем поливает часть песка, перемешивает совком и показывает, что мокрый песок сыпать нельзя, но из него можно лепить, придавая разную форму. Воспитатель показывает детям как наполнять формочку, прижимать песок пальцами или совком, опрокинуть формочку на борт песочницы, украсить «пирог» , «торт» .

Игры с решетом

Цель: Развитие тактильных ощущений. Знакомство со свойствами песка. Содержание. Воспитатель показывает как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки (например, из «Киндер- сюрприза» )

Игра «Норки для мышки»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений

Игра «Заборчики»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений

Игра «Уточки плавают»

Цель: дать представление о том, что предметы «плавают» , о числовом определении «один» , «много» .

А теперь, Коля, на тебе палочку, покрути ей, и т. д. другим детям.

Была одна уточка, а теперь сколько?

После воспитатель предлагает вынуть игрушки из воды и оптереть их тряпочкой. Они мокрые, вытирайте игрушки, теперь они стали сухими.

Положите игрушки на место. Выльем воду из таза. Вот как она льется.

Игра «Вода принимает форму»

Цель: дать понятие о плавающих и тонущих предметах, о предметах тяжелых и легких. Подвести к выводу, что легкие предметы плавают, а тяжелые тонут.

Игра «Горячо-холодно»

Цель: Дать представление о холодной, теплой и горячей воде.

Я подолью горячей воды, она станет теплая. Дети убеждаются, что вода теплая. Теперь куклу снова сажают в таз, она с удовольствием купается.

Активизация словаря: холодная, теплая, горячая.

Игра «Я пеку, пеку, пеку»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.

Содержание: Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол

Игра «Найди шарик» .

Цели: знакомство с качеством предметов – размером, формой.

Содержание: Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит малыша найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, затем просит найти один из них. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.

III этап – ИТОГОВЫЙ

Предполагаемый результат:

К концу проектной деятельности дети должны знать, что:

  • Вода – жидкость, она льется и капает, может менять цвет и вкус, прозрачная, без запаха, бывает теплой, холодной и горячей. Вода – источник жизни.
  • Песок сыпучий, сырой, сухой, лепится, когда влажный.
  • Сформировать умения наблюдать, проговаривать, называть, сравнивать, делать простейшие выводы.

Игра с природным материалом - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать природный материал в развивающих и обучающих занятиях.
Перенос традиционных педагогических занятий в природу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
. Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
. Во-вторых, с помощью природного материала мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с песком, водой или глиной нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу.
. В-третьих, в играх с природными материалами более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
. В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
. В-пятых, песок, вода и пр. способны «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Игры с природным материалом как средство развития детей дошкольного возраста

По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития. Сенсорное воспитание очень важный компонент, ведь знания о природе, существах, растениях усвоятся лучше, когда ребенку предложат не просто посмотреть на объект живой или неживой природы, но еще и потрогать его, погладить, то есть обследовать. Природу, как неисчерпаемый источник форм, красок, звуков, можно широко используют и большинство современных педагогов и детских психологов.

Игра заполняет все жизненное пространство ребенка, и любое дело он превращает в игру, будь то уборка игрушек, купание, прием пищи. Детская игра — сама жизнь. В своих играх ребенок чувствует себя комфортно. Игра помогает выражать свои чувства, так как в дошкольном возрасте, особенно в младшем, дети испытывают нехватку вербальных средств. С этой точки зрения игрушки для ребенка — это слова, а сама игра — это речь, рассказ. Основным мотивом игры является не получение результата, а сам процесс игры. Доказательством тому служат излюбленные игры с водой и песком: часами ребенок может переливать воду и пересыпать песок, также игры со снегом. Эти игры явно приносят внутренний покой и радость, они полны свободой, независимостью, простором для бесконечного экспериментирования. Игры с песком и водой широко используют психологи в работе с дошкольниками. Но те же песок и воду можно использовать для формирования и развития пространственно-количественных представлений, счетных операций, развития мелкой моторики, развития речи. В процессе знакомства с различными природными материалами и их свойствами осуществляется развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, речи. Дети учатся сравнивать объекты и явления, выделять признаки сходства и различия, классифицировать объекты по форме, цвету, величине. В процессе таких игр расширяется сенсорный опыт дошкольников, обогащается их жизненный опыт. Игры с природным материалом — снегом, водой, песком, глиной, травой, палочками, ракушками, шишками, каштанами, желудям, плодами шиповника, семенами клена, липы, колосьями, листьями, корнями, корой, мхом и т. п. являются прекрасным сырьем для поделок и игр с ними.

Игры с природным материалом для детей является не только, необычным для них но они развивают у детей художественные способности, эстетические вкусы, фантазию, творческое воображение, память, мышление, внимание, развитие мелкой моторики и м. д. Во время игры дети приобретают знания путем самостоятельного поиска, исследовательской деятельности. Благодаря природным факторам значительно богаче становится содержание сюжетно-ролевых игр. У детей развиваются умения взаимодействовать с другими, доводить начатое дело до конца.

Виды игр с природным материалом, используемых в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста

Игры с песком

Педагогическое руководство играми с природными материалами должно быть направлено на организацию условий, необходимых для развития ориентировочной деятельности детей и различных игровых действий. Так, для игр с песком следует использовать разнообразные пластмассовые и деревянные лопатки, формочки, воронки, сита, ведерки, фигурки животных, куклы. Сухой песок дети могут пропускать через воронки, заполнять им баночки, пузырьки. Наличие влажного песка позволяет обычную формочку пирожков разнообразить сооружением двориков, каналов, прокладыванием дорог. Дети с увлечением строят замки и крепости, роют каналы и глубокие колодцы, разбивают парки и сады. Действуя, таким образом с песком, ребенок узнает его свойства (вязкость, плотность и др.) и в тоже время увлекательно играет. При наличии соответствующих игрушек дети разнообразно действуют с ними. В ходе строительно-сюжетной игры с песком «Зоопарк» помимо загородок, забора, кассы дети строят дорогу для маленьких грузовых и легковых машин, гараж. На грузовиках они подвозят животным пищу, а на легковых машинах катают экскурсантов, это игра будет возникать вновь и вновь, если постепенно обновлять игрушки. И хотя постройки быстро разрушаются, дети строят новые клетки, вольеры, пруды и т.д.

Игры с водой

Вода всегда доставляет радость, делает время препровождение более веселым и увлекательным. Летом появляется замечательная возможность сделать игры для детей более разнообразными. Солнце, свежая зелень, мягкая трава создают великолепные условия для отдыха и игр.

Игры с водой проводятся уже в младшей группе. Это могут быть игры в групповой комнате и на участке детского сада. Используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы), воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плавают — тонут). На участке детского сада малыши собираются около лужи, весеннего ручейка, пускают лодочки, сделанные из бумаги, коры, дерева, бросают разные предметы, чтобы узнать, какие плавают, а какие тонут. В результате в младшем возрасте дети подводятся к пониманию, что вода течет. Дети 4-5 лет усваивают представление о том, что вода растекается, не имеет своей формы, одни предметы в ней плавают, а другие тонут, что она прозрачная.

Таким образом, богатый ассортимент игрушек создает условия для разнообразия действий детей и накопления у них чувственных впечатлений. Но это еще недостаточно для того, чтобы ребенок мог осознанно обобщить качества материалов и умел правильно действовать с игрушками. Необходимо, как и в младших группах, участие в играх детей воспитателя. В процессе игры он называет, уточняет, а иногда и изменяет состояние материалов, их свойства; доказывает последовательность игровых действий.

Например, воспитатель предлагает детям полить песок, напоминая, что, когда он сырой, с ним хорошо играть, спрашивает: «Что из влажного песка можно сделать?» «Правильно, - подтверждает он, - из песка можно сделать дворик и погулять в нем с куклами. Делайте кучу больше и плотнее прибивайте песок. Когда песок прихлопан хорошо, стенки дворика получаются красивыми, крепкими». Во время поливки песка воспитатель задает детям вопросы: «Почему не видно в песке воды? Куда она делась?» тут же педагог может вместе с детьми полить землю в каком-нибудь месте участка и понаблюдать, как будет впитываться вода. Дети с помощью воспитателя приходят к выводу, что песок рыхлый и потому легко пропускает воду, а земля плотная, и поэтому вода впитывается в нее не сразу. Так постепенно дети овладевают разными способами восприятия признаков материалов и их выявления в каждом отдельном случае.

Созидательная деятельность требует постоянного руководства ею. Если в простейших играх воспитатель мог ограничиться уточнением представлений детей о свойствах материалов, показом приемов строительства, то при переходе к строительно-сюжетным играм усложняются и характер показа, и форма организации совместной игры. Строительно-сюжетные игры предполагают наличие у детей более совершенных и разнообразных умений. Даже при постройке простого домика из песка или снега ребенок должен действовать лопаткой по — разному (сгребать, насыпать и т. д.) необходимо, чтобы он умел ориентироваться в расположении своей постройки среди построек других детей, строить вместе с ними на ограниченном пространстве.

Игры со снегом

Игры со снегом имеют свою специфику. Во время прогулок в холодное зимнее время воспитатель должен заботиться о том, чтобы дети не переохлаждались. Он может предложить ребятам набрать в формочки снег для цветных льдинок или сделать снежную горку. Игры со снегом требуют усвоения приемов его преобразования. Самый простой прием — лепка. Педагог предлагает малышам вылепить комочки — снежки, зайчика с ушками, морковку, чтобы его накормить, и т. п. В присутствии детей воспитатель лепит снеговика, потом все вместе из камешков, сучков, сухих веточек делают ему глаза, рот, уши, волосы. Собравшись вокруг снеговика, дети радуются, что снег липкий, славный получился снеговик! Так малыши усваивают представление о свойствах снега. А дети 4-6 лет осваивают новый прием строительства из снега — лепку из накатанных комьев, так делают фигуры человека (Дед Мороз, Снегурочка), крепости. Катая комья дети подходят к пониманию еще одного свойства влажного снега — тяжести. Сооружениям из комьев снега можно придать большую прочность, если облить водой (это дети делают вместе с педагогом), заделывают отверстия между комьями снежным тестом (в ведре снег смешивается с водой).

Сооружение снежной крепости целесообразно приурочить к масленице. Это даст возможность познакомить дошкольников с древней русской традицией: день проводов масленицы отмечается игрой «Взятие снежного городка». Дошкольников знакомят с приемами строительства из утрамбованного снега. Для этого в определенном месте на участке детского сада в течение какого-то периода времени собирают снег. Слежавшийся, плотный, он представляет собой великолепный материал для ваяния. Малышам педагог показывает, как с помощью острой лопатки можно вырезать фигурку животного, человека. Дошкольники постарше делают это сами при участии взрослых (можно привлекать родителей).

Из утрамбованного снега можно вырезать кирпичи (старшие дети делают это сами) и использовать их для постройки зданий, заборов и пр. Старшие дошкольники участвуют в строительстве горки. В основание ее можно уложить ящики, а для утрамбовки поверхности использовать доски. Комбинирование разнообразных материалов стимулирует развитие инициати-вы, смекалки, творчества.

С возведением какой — либо постройки из песка и снега продолжается обучение детей умению играть совместно. Например, воспитатель в присутствии детей в одном из собранных снежных валов строит домик. Они с интересом наблюдают за действиями педагога, пытаются помочь: лопатками утрамбовывают стены дома, формируют окна, двери. Воспитатель поддерживает инициативу детей и просит их сделать в этом же снежном валу домики для своих кукол и совместно поиграть. Сделанные ребятами домики образуют целую улицу. Дети организуют совместную игру: куклы ходят друг к другу в гости, смотрят на зверей в зоопарке и т. д. Такие постройки хороши тем, что каждый может играть сам по себе и в тоже время, если захочет, включиться в общую игру. Игра «Постройка домиков» (как из песка, так и из снега) может продолжаться в различных вариантах: строительство магазинов, гаражей, кинотеатра, детского сада. Для поддержания интереса к игре воспитатель может использовать разноцветные флажки, льдинки, шишки и т. д. Сочетание старого (повторная постройка домиков) с новым (к куклам добавляются животные, птицы, машины) способствуют возникновению новых игровых замыслов, помогает объединению детей.

Руководя играми с природными материалами, воспитателю приходится не только думать над тем, во что играть с детьми, но и заботиться о том, чтобы дети не охлаждались, если они долго играют в неподвижном состоянии, не переутомлялись, действуя со снегом; не перегревались; играя с водой и песком. Для того чтобы такие игры проходили успешно, воспитатель должен знать свойства природных материалов, их изменчивость при определенных условиях, владеть необходимыми приемами работы, например подготавливания снега для сооружения горок, ледяных дорожек, снежных валов, изготовление цветных кусочков льда; владеть техникой создания скульптур из снега и пр.

Игры с растительным материалом

Кроме игр с песком, водой и снегом, в средней группе проводят игры с игрушками-самоделками, выполненными детьми совместно с воспитателем из коры, шишек, желудей, травы, палочек, глины. Это могут быть лодочки, кораблики, птицы, животные, различная мебель.

В летнее время на участке недалеко от песочниц следует оборудовать стол с полочками или ящиком с отделениями для материалов. Для того чтобы заинтересовать ребят, воспитатель делает несколько одинаковых игрушек и дает их детям, например цыплят или утят, куколки, стульчики; рассказывает, из каких материалов они сделаны; знакомит детей с этими материалами и предлагает попробовать сделать такую же игрушку.

Дети любят эти игрушки и интересно с ними играют. Так, вокруг цыплят, гусят и утят они развертывают игру в «птичник»: строят из палочек загородки, кормушки, пруд, водят птиц к кормушкам, на пруд и обратно. С куклами, выполненными из травы (стеблей подорожника), они играют в «детский сад», причем мебель для игры делают из стеблей этого же растения.

Изготовление игрушек предполагает помощь воспитателя. Причем он не должен также упускать возможности показать ребенку преимущества совместной работы.

Таким образом, с ребенком 4—5-летнего возраста можно играть в разнообразные строительные игры. Они доставляют детям большое удовольствие, воспитывают любовь к технике, развивают конструктивные способности, мыслительную активность.

Из природных материалов также можно изготовить музыкальные инструменты: собирать косточки от вишни и черешни, арбуза, персика, а потом с помощью пластиковых бутылок или других емкостей делать шумелки, в зависимости от наполнения бутылки будет разное звучание.

Из плодов ягод рябины, с помощью иголки с ниткой можно изготовить украшения (бусы, браслет). Весной из одуванчиков, летом из полевых цветов, осенью из позолоченных листьев плетут венки на голову.

Игры с глиной, камушками и ракушками

При игре с глиной, добавляя немного воды, и высушив на солнце, можно изготовить глиняную детскую посуду, небольшие кувшины, тазики.

Летом, собирая разные цветы и листья, высушенные на солнце, изготавливают гербарии и картины из засушенных цветов и травок.

Игры с «живыми камнями» способствуют развитию воображения и связной речи. Играя с детьми на улице, собирайте вместе камушки разной формы и размера. В дальнейшем на них можно рисовать растения, животных, сказочных персонажей. Также использовать как формы домов, машин, животных. Каждый раз можно использовать разные камушки для составления историй. Кроме того, на камнях можно нарисовать цифры или буквы и использовать их как дидактический материал при обучении ребенка счету и чтению.

Игры с детьми по изготовлению сувениров и поделок из природных материалов, привезенных с моря интересны и детям и взрослым. Такое занятие позволит скрасить холодные зимние вечера и наполнить их воспоминаниями о прекрасном летнем отдыхе. Показать детям, как отличаются морские ракушки одна от другой. У мидий раковина удлиненная, похожая на скругленный треугольник. Из створок раковины мидии могут получиться замечательные крылья бабочки или элементы туловища для поделки. Игры с детьми по созданию поделок из природных материалов, это не только увлекательное занятие, но и ненавязчивое обучение. Ребенок узнает, что имеющие овальную форму раковин, моллюски донакса, называют морскими бабочками. А верша, битум, кардиум имеют длинненькую форму и напоминают веретено из волшебной сказки. Улитки живут в «домиках», которые удивительно разнообразны по цвету и форме спирально закрученных раковин.

Из пустой раковины улитки можно сделать чудесную игрушечную улитку, которую можно поставить на полочку, а можно подарить бабушке, дедушке или друзьям. Для того чтобы сделать сувенирную улитку нужно взять пластилин и вылепить фигурку улитки. У нее будет головка с рожками на длинной шейке, ножки и хвостик. Глазки улитки нужно сделать из мелких семян растений, осколков ракушек или пластилина темного цвета. Закрепите пустую раковину на спине улитки, и она оживет.

Игры с детьми по изготовлению поделок из природных материалов не просто дает возможность занять время, но и пробуждает фантазию ребенка. Из плоской или овальной раковины можно сделать черепашку. Для этого нужно вылепить пластилиновую фигурку черепашки и подобрать подходящий «панцирь». Две белые ракушки донакса станут крыльями, раковина зебрины туловищем, большая темная мидия послужит подставкой и в результате получится чудесная бабочка. Раковинку зебрины или другую веретенообразную ракушку нужно приклеить к подставке. "Крылышки" густо намазать клеем и прикрепить с обоих боков туловища. Головку бабочку можно сделать из пластилина, усики - из тоненьких проволочек, а глазки из мелких темных семян.

После того, как вы сделаете несколько простых поделок, можно приступать к изготовлению более сложных. Используйте другие природные материалы, комбинируйте, дайте волю фантазии и позвольте детям почувствовать прелесть творчества.

Таким образом, тактильное взаимодействие с окружающей средой начинается уже в раннем возрасте и продолжается на протяжении всей жизни, являясь важным условием и средством психического развития ребенка, а также благополучие эмоциональной сферы. Природная среда является тем уникальным местом, где малыш получает первый опыт творческой работы и где игра, изобразительная деятельность и спонтанность тесно связаны друг с другом. Еще К.Д.Ушинский писал: «дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которые они не могут изменить по своему желанию... лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом... для детей лучшая игрушка — куча песка».

Осень — благодатная пора для организации работы с природным материалом, не проходите мимо причудливо изогнутых ветвей, корней, сучьев, древесных грибов, разнообразных растений. Учите ребят любоваться этой красотой и многообразием, наблюдать, находить сходство с живыми или сказочными существами.

Изготовление поделок из природного материала - увлекательное занятие. Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом основывается на принципах: систематичности, последовательности, доступности и др. Качество изготовления поделок зависит:

1) от грамотного методического руководства со стороны воспитателя (взрослого);

2) уровня умственного развития ребенка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы над игрушкой, адекватно оценивать результат своего труда и т. д.);

3) степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом и инструментами;

4) развития у ребенка таких качеств, как настойчивость, целеустремленность, внимательность, старательность, любознательность, взаимопомощь и др.

Очень важно, чтобы на каждом этапе работы ребенок действовал активно, с настроением. Для этого необходимо учитывать его возможности на начальном этапе организации работы в старшей группе, а также дальнейшее их расширение и изменение. Оно развивает интерес и любовь к природе, бережное к ней отношение, художественный вкус, творческое воображение и конструкторские способности, сноровку, изобретательность, трудолюбие, усидчивость и терпение. Работая с природным материалом, ребенок знакомится с его свойствами, у него развивается мелкая мускулатура рук, координация движений и др. Очень нравится ребятам разглядывать готовые работы, выполненные их сверстниками,- каждый хочет научиться делать такие же игрушки, а если пофантазировать немного, можно придумать и что-то свое. Чаще организуйте прогулки, экскурсии, в ходе которых не только наблюдайте, но и собирайте природный материал. Учите собирать материал так, чтобы не нанести ущерб природе: береста и кора бережно снимаются с поваленных деревьев, веточки — сухие, шишки, семена, листья.

К сбору природного материала привлекайте детей уже с младшего возраста. Это шишки, семена (липы, клена, ясеня), корни, изогнутые веточки, листья, засушенные лепестки цветов и т.д.

Храните природный материал в коробках под крышками. Если коробки большие, их делят внутри на ячейки и используют для хранения мелкого материала. На крышке наклеиваются соответствующие обозначения с тем, чтобы ребенок мог быстро найти все необходимое.

При изготовлении поделок советую следующее:

  • не пользоваться при скреплении частей пластилином, так как такие поделки не прочны, быстро теряют свой вид;
  • не окрашивать природный материал, наша задача — научить детей подчеркивать его естественную красоту. Гораздо лучше покрывать поделки бесцветным лаком, чтобы сделать их более прочными и красивыми;
  • не использовать при оформлении другой материал, например бумагу, поролон, пенопласт и др. От этого поделка теряет свою естественную прелесть;
  • не использовать тот материал, который может нанести ребенку травму или угрожать его здоровью (репейник, ядовитые растения и пр.).

Для работы с природным материалом потребуется подкладная доска, клей ПВА, салфетка, кисточка, заостренная палочка (стека), ножницы.

При изготовление поделок из шишек, желудей, скорлупы орехов, веточек и пр. у детей младшего дошкольного возраста развивается интерес к природному материалу, рассматривайте его с детьми, ощупывайте, обращайте внимание на его красоту, спрашивайте, на что похож, побуждайте малыша фантазировать, называя образы. Работа над изготовлением игрушек из природного материала выполняется детьми успешнее, если они имеют возможность заниматься ею и в других видах деятельности.

Так, например, природный материал (различные семена, скорлупки орехов, мох, желуди, их чашечки и др.) можно использовать на занятиях по лепке. Любят дети делать аппликации из семян тыквы, засушенных листьев. На этих занятиях они знакомятся с новым для них приемом приклеивания аппликации: наносят клей не на деталь, а на то место, куда она будет накладываться. С удовольствием накладывают мозаичные узоры из семян, на покрытые пластилином дощечки. Такие занятия тренируют руку, развивают творчество.

Дети дошкольного возраста отличаются большой восприимчивостью и впечатлительностью, произведения художественной литературы воздействуют на ум и чувства ребенка, обогащая их, развивают художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы. Произведения о природе с ярким, образным описанием окружающих явлений пробуждают детскую фантазию, воспитывают художественный вкус, эстетические чувства, любовь к родной природе.

Все, что создает ребенок, должно находить практические применение. Так дети используют свои поделки в качестве подарков, в различных играх. украшают ими игровые уголки. Сюжетные композиции можно использовать для настольного театра («Три медведя». «Репка», «Машенька и медведь»).

Поделки из листьев деревьев рекомендуется изготавливать ближе к осени, так как под деревьями и кустами мы находим много красивых листьев. Собирайте их с детьми, рассматривайте, любуйтесь красотой их окраски, формы. Предложите ребятам сортировать их: в маленькую коробку собирать мелкие, в большую — крупные.

Из листьев можно создавать чудесные композиции. Для этого понадобятся обыкновенные фанерные дощечки разного размера и формы или картонные фигуры. На черных или красных шаблонах, изображающих посуду, с помощью листьев можно создавать хохломские узоры. В сочетании с листьями хороши ягоды рябины, различные цветы или их лепестки. Листья можно использовать целыми и можно вырезать из них необходимые формы.

Хороши временные композиции на дощечках, картонках, когда элементы просто выкладываются. Можно делать и аппликации на бумаге, мешковине, рогожке. В этом случае нужно знать, что при длительном хранении листья могут деформироваться, поскольку они недостаточно высохли. Их надо засушивать между газетными листами под прессом. Можно ускорить процесс засушивания, прогладив листья горячим утюгом.

Изящные красивые сувениры можно сделать из мелких морских и речных камушков, ракушек. Сбор этого природного материала доставляет детям большое удовольствие. Предложите ребятам отбирать камушки необычно окрашенные, оригинальной формы, разного размера. Их лучше сразу раскладывать в коробки, сортируя по размеру и цвету. Важно научить детей склеивать камушки. Для этого понадобится клей ПВА. Следует учесть, что клей должен быть достаточно густым. Место склеивания намазывается клеем, затем части соединяют и дают клею затвердеть.

Необходимо предупредить ребят, что во время работы не следует торопиться, нужно проявить терпение. Подскажите некоторые приемы склеивания, которые ускоряют процесс изготовления поделки. Например, если нужно приклеить черепашке ножки и хвостик, то можно сразу сконструировать, собрать черепашку, разложив мелкие камушки и установив сверху большой плоский (панцирь), затем осторожно, стараясь не сдвинуть мелкие, снять большой, нанести клей на камушки, наложить на них панцирь и оставить поделку на некоторое время, чтобы детали склеились.

Можно склеивать по-другому. Чтобы сделать крокодила, важно сначала подобрать необходимые камушки, разложить их на дощечке в нужном порядке, т.е. собрать поделку (на дощечку предварительно кладут лист бумаги), а затем, начиная с головы крокодила, склеивать камушки, прижимая их друг к другу, стараясь не сдвигать уже склеенные. Когда поделка высохнет, ее поднимают, отрывают от нее бумагу, которая обычно приклеивается, и сувенир готов.

Чтобы поделкам придать большую выразительность и декоративность, их оформляют малюсенькими камушками, из которых можно сделать глаза, носы, чешуйки у рыбок, зубы у животных, перышки у птиц, замысловатые узоры на крыльях у бабочек и пр.

Для знакомства детей с работой с растительным материалом при изготовлении, например, стрекозы, нам понадобятся семена (крылатки) ясеня, клена; семена яблока или зорянки; сухая веточка любого дерева; пластилин. Так как материала нам понадобится достаточное количество, можно привлечь к работе родителей. Предложив им при прогулке с ребенком собрать немного, тех же семян крылатки, или при съедании яблока дома оставить семена, промыть их и высушить.

Перед тем как приступить к работе воспитатель задает детям загадку о стрекозе и показывает изготовленную им игрушку - стрекозу. Затем предлагает внимательно рассмотреть ее и сказать, из чего она сделана. Обращает внимание детей на то, что у стрекозы продолговатое брюшко, тонкие прозрачные крылья, большие выпуклые глаза.

После рассмотрения игрушки — образца воспитатель показывает, как создается игрушка, вместе с детьми уточняет последовательность работы. Из пластилина нужно вылепить продолговатое брюшко и округлую голову, из семян яблока или зорянки сделать глаза и расположить их в верхней части головы. Хвост стрекозы сделать из сухой веточки и прикрепить к брюшку сзади. Крылья стрекозы — крылатки ясеня вставить попарно в боковые части брюшка, усы и лапки сделать из тонкой проволоки.

После изготовления игрушки воспитателем и уточнения последовательности работы каждый ребенок создает поделку. При презентации работ, совместно с воспитателем, дети изготавливают небольшое озеро: берется лист белой бумаги и совместно с детьми раскрашивается в голубое, синее, светло-синие цвета. На изготовленное озеро воспитатель выставляет поделки детей.

Таким образом, при выполнении работ с природными материалами необходимо придерживаться следующего алгоритма:

1. Вступительная беседа воспитателя о материале (например, о дереве ясеня), с которым предстоит работать. Рассказ должен сопровождаться показом данного материала: детям можно разрешить потрогать, ощутить поверхность семян ясеня, обследовать форму, обратить внимание на цвет.

2. Сообщить тему и показ образца игрушки.

3. Анализ образца и показ приемов создания игрушки. Здесь желательно использовать возможности детей анализировать образец, побуждать их к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания. Воспитатель корректирует ответы детей, направляя их внимание на особенности работы с данным материалом.

4. Изготовление игрушки. В процессе труда воспитатель осуществляет контроль за работой детей, следит за соблюдением ими правил техники безопасности при пользовании инструментами, оказывает затрудняющимися необходимую помощь, побуждает ребят к самостоятельному поиску путей совершенствования конструкции игрушки, ее украшения, способствует проявлению дружеских взаимоотношений между детьми в ходе выполнения заданий.

5. Анализ готовой игрушки (внимание ребёнка направляют на её внешние характерные особенности: цвет, форма, величина, части и детали, на материал, из которого сделана игрушка и из чего она ещё может быть изготовлена), в процессе которого у детей формируют умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей.

6. Уборка рабочих мест, инструментов и оставшихся материалов.

Заключение

Работа с природным материалом заключает в себя большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской - забавой, заполнением свободного времени лили интересным делом. Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе.

Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.

Работа с природным материалом поможет ввести маленьких почемучек в домашнюю природную мастерскую (или мастерскую детского сада), где сохранен необычный запах застывшей природы: тонко пахнут смолой шишки елки, поблескивает своим солнечным светом солома, перламутром переливаются ракушки. Каждый природный материал, который сейчас лежит в коробочках или на полках в вашей природной мастерской, будит воспоминания ребенка о теплой морской волны, которая набежала на берег и принесла с собой красивые ракушки, или о летней прохладе леса, или воспоминания о неиссякаемом тепле и особом запахе степной пыли, смешанном с нежным запахом пшеницы в тех местах, откуда вы принесли солому.

Но наша задача, чтобы дети не только увидели эту мастерскую, а однажды войдя в нее, больше с ней не расставались. Как это сделать? Оживить их могут взрослые и детские ловкие руки, а также фантазия, которая поведет вас в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств - радость созидания, творческих успехов.

Статьи по теме: