Основные технические характеристики звуковой карты. Как выбрать звуковую карту для компьютера. BEHRINGER U-CONTROL UCA222 – звуковая карта для ноутбука

Звуковая карта – одна из составляющих персонального компьютера, которая отвечает за воспроизведение звука. Стандартные карты интегрируются в материнскую плату компьютера. Высоким качеством звучания такие карты не выделяются. Поэтому если вы задались целью обновить или заменить данное устройство в случае поломки, необходимо ознакомиться с его основными характеристиками.

Задача любой звуковой карты – преобразование цифрового сигнала в первоначальный аналоговый сигнал. Основными производителями данных устройств являются Creative и .

Creative предлагает широкий выбор звуковых карт, поэтому покупатель может найти как недорогую модель, так и карту, которая будет стоить немалых денег. Главное при выборе карты – это четкое понимание того, что вы хотите от нее получить. Однако, наибольшей популярностью пользуются звуковые карты . Данный производитель привлекает внимание к своей продукции наилучшим соотношением цена/качество.

Основные характеристики звуковых карт

  • Форм-фактор . Звуковые карты, в плане исполнения, бывают встроенные и внешние. На качество звука форм-фактор карты не влияет. Тут следуйте собственным предпочтениям.
  • Соотношение сигнал/шум. Данный параметр отображает соотношения мощностей сигнал/шум на входе/выходе устройства. Чем выше указанный параметр, тем лучше (снижаются шумы, накладываемые на звук). 85 децибел – уже хороший показатель, а соотношение в 100 децибел дает практически идеальное звучание.
  • Коэффициент нелинейных искажений. Данный параметр показывает коэффициент допустимых искажений при преобразовании цифрового сигнала в аналоговый вид. Чем ниже данный показатель, тем лучше. Идеально, когда этот коэффициент не превышает 0,01%.
  • Максимальная частота дискретизации при записи и воспроизведении звука. При воспроизведении стандартных MP-3 файлов этот показатель может быть 44,1 кГц, однако при воспроизведении аудиофайлов DVD-формата данный параметр должен быть 192 кГц.
  • Разрядность преобразователей. Составляющими любой звуковой карты являются АЦП и ЦАП (аналого-цифровые, цифро-аналоговые преобразователи), отвечающие за преобразование сигнала. Разрядность этих преобразователей измеряется в битах и показывает количество уровней сигнала, с которыми они могут работать. Большинство аудиокарт оснащены преобразователями с разрядностью в 24 бита, чего вполне достаточно. Поэтому на данный параметр, при выборе звуковой карты, обращать внимание не обязательно.
  • Количество каналов. Стереозвук поддерживается всеми звуковыми картами. Однако, для подключения многоканальной необходимо выбирать аудиокарту с поддержкой 5.1 или 7.1.

Популярные варианты звуковых карт

Интегрируемая звуковая карта Asus Xonar DX является одной из самых популярных моделей среди обычных пользователей. Карта отвечает всем современным требованиям с количеством каналов 7.1. Цена данной модели в пределах 60-80 долларов. Год выпуска карты- 2008.

Модель Creative Sound Blaster USB X-FI Surround 5.1 Pro SBX – внешняя звуковая карта 2010 года выпуска. USB интерфейс служит для ее подключения к персональному компьютеру или ноутбуку. Она оснащена . Регулятор громкости удобно расположен на верхней панели карты. Технология SBX Pro Studio — это ряд усовершенствований воспроизведения звука для фильмов и игр. Цена такой аудиокарты 80-100 долларов.

В компьютере стало необязательным — встроенные аудиочипы на материнских платах с лихвой могут удовлетворить потребности большинства потребителей. Но многие компании продолжают выпускать отдельные звуковые карты — их позиционируют как ультимативные решения для геймеров, любителей музыки и кино.

Стоит отметить, что в этой статье мы почти не рассматриваем звуковые карты для профессионального использования (для записи звука). Это совершенно отдельный разговор, а сегодня мы расскажем о звуковых картах для аудиофилов, требовательных геймеров и любителей качественного кино. Также заметим, что не будем рассматривать слишком дешевые карты — их покупка в подавляющем большинстве случаев просто не имеет смысла, так как они ничем не лучше чипов в современных «материнках». Впрочем, парочку не слишком дорогих вариантов мы все-таки вам предложим.

В следующем разделе мы поговорим о важных характеристиках звуковых карт, которые стоит учитывать при выборе, а затем расскажем о десяти достойных вашего внимания моделей, которые можно купить у продавцов в нашем каталоге.

Основные характеристики, на которые стоит обратить внимание

Все компьютерные звуковые карты можно разделить на три типа — внутренние , внешние и внутренние с дополнительным блоком . Первые подключаются напрямую к материнской плате компьютера, а их выходы располагаются на задней и / или передней панелях корпуса ПК. Вторые подключаются с помощью USB, FireWire или других портов и располагаются на столе или где-то рядом с корпусом. Внутренние звуковые карты с дополнительным блоком позволяют подключать к этому блоку дополнительные устройства без необходимости искать входы и выходы на задней панели компьютера.

Если вы хотите, чтобы ваш интерьер и рабочий стол украсил еще один стильный девайс, то можно присмотреться к внешним картам. В остальных случаях внутренние модели лучше — они экономят место и проще в использовании.

Тип подключения

Внутренние модели подключаются с помощью слотов PCI или PCI-Express (последний используется в более новых и продвинутых моделях). Внешние карты подключаются к ПК с помощью USB- или FireWire-кабелей (в основном — USB, FireWire используется редко и в профессиональных аудиокартах).

Не стоит волноваться о возможности подключения внутренней модели — если у вас более-менее современный ПК (речь идет о компьютерах, собранных в последние лет 5-8), то слоты PCI-Express и PCI нужных версий в ней есть.

Если вы выбираете внешнюю аудиокарту, то лучше подключать ее с помощью более скоростной версии USB — USB 3.0. Убедитесь в том, что ваш компьютер имеет такой порт или докупите PCI-карту расширения с ним. Впрочем, для аудио скоростей USB 3.0 не требуется — большинство моделей предусматривает подключение через USB 2.0, которого хватит почти во всех случаях.

Многоканальный звук

Возможность вывода многоканального звука важна для игр и фильмов, иногда — музыки. Если у вас есть соответствующая аудиосистема или многоканальные наушники, то нужно подыскивать аудиокарту, которая с ними справится.

Звуковая схема

Самые популярные звуковые схемы, предназначенные для игр и фильмов — 5.1 (5 колонок и 1 сабвуфер), 6.1 (6 колонок и 1 сабвуфер) и 7.1 (7 колонок и 1 сабвуфер). Опять-таки, если у вас есть такая аудиосистема или наушники, убедитесь в том, что будущая звуковая карта поддерживает нужную схему.

Встроенная панель контроллеров

Такой панелью оснащают некоторые внешние аудиокарты. На ней размещают различные элементы управления, которые нужны для управления громкостью и другими параметрами вывода или ввода аудио. Необязательная, но приятная штука.

Фантомное питание

Этой функцией оснащают профессиональные модели, предназначенные для записи звука с конденсаторных микрофонов в студийных условиях. Отметим, что для записи звука с динамических микрофонов фантомное питание не нужно.

Пульт дистанционного управления

Наличие пульта ДУ позволяет управлять громкостью, параметрами эквалайзера и другими параметрами звука удаленно. Довольно удобная «фишка» для ПК-медиацентра и любителей фильмов или игр на телевизоре, но заострять на ней внимание не стоит — способов управления этими параметрами и без пульта ДУ всегда хватает.

Разрядность ЦАП, бит

От разрядности цифро-аналогового преобразователя напрямую зависит качество звука на выходе аудиокарты. Дешевые модели обычно оснащаются 16-битным ЦАП, среднебюджетные и дорогие — 24-битным. Не стоит и говорить о том, что выбирать стоит лишь модели с 24-битным ЦАП.

Разрядность АЦП, бит

Разрядность аналого-цифрового преобразователя напрямую влияет на качество звука, который карта получает от микрофона или других внешних устройств. Ситуация та же, что и с ЦАП — если вы собираетесь заниматься записью звука или по крайней мере общаться с другими игроками в онлайн-играх, то лучше выбирать 24-битный АЦП.

Максимальная частота, кГц

Частота дискретизации ЦАП в стерео-режиме также влияет на качество звука. Оптимальный показатель дискретизации в стерео-режиме — 48-192 кГц.

Также аудиокарты отличаются по частоте дискретизации ЦАП в многоканальном режиме (рекомендованное значение — 48-192 кГц) и частоте дискретизации АЦП (рекомендованное значение — 96-192 кГц).

Версия EAX

EAX — технология, разработанная компанией Creative, которая позволяет геймерам полностью погрузиться в трехмерную аудиопанораму игрового мира. Последняя версия EAX — пятая, но в играх можно довольствоваться и более старыми версиями — даже второй. Стоит отметить, впрочем, что EAX используют далеко не все разработчики.

OpenAL — открытый для разработчиков API, который позволяет обрабатывать звуки в 3D-пространстве игр. Довольно важная, но не критичная функция для игровых звуковых карт.

Поддержка аудиокартой технологии ASIO позволяет пользоваться профессиональными программными пакетами для работы со звуком и музыкой. Если вы собираетесь этим заниматься, то убедитесь в том, что карта поддерживает ASIO 2.0 или ASIO 2.2.

Входы

Если звуковая карта вам нужна только для игр, фильмов и музыки, то множество входов не понадобится — хватит одного входа для микрофона стандарта 3.5 мм миниджек.

Если же вы планируете заниматься музыкой и звуком профессионально и ищете модель для домашней студии, то убедитесь в наличии всех нужных вам в настоящем и ближайшем будущем входов — для микрофонов, инструментов и других устройств, которые будете использовать в студии. Это могут быть входы MIDI, RCA, S/PDIF, XLR и так далее.

Выходы

Компьютерная звуковая карта для домашнего использования должна иметь как минимум два аналоговых выхода — для наушников и аудиосистемы. Если в вашем распоряжении больше аудиоустройств, на которые вы хотите выводить звук, то подбирайте соответствующую модель. Для аудиофилов и синефилов важно наличие S/PDIF-выходов, с помощью которых подключаются качественные аудиосистемы и домашние кинотеатры.

Данную статью мы бы хотели посвятить нашим читателям, которые любят и ценят качественный звук на компьютере и ноутбуке, за который отвечает звуковая карта. Главная функция звуковой карты - это переработка поступающего звукового сигнала, к её функциям можно добавить передачу аудиосигнала (на сабвуфер, сателлиты и т.д.) и ввод (линейный вход, микрофон и т.д.).



В настоящее время почти все имеющиеся в продаже материнские платы имеют интегрированную звуковую карту. В большинстве случаев они способны поддерживать систему 5.1 или 7.1. Встроенная звуковая карта достаётся вам абсолютно бесплатно, так как входит в состав материнской платы, а за отдельное устройство вам придется отдать немалые деньги. А зачем нужна отдельная звуковая карта?

В большинстве случаев обычному пользователю покупать внешнюю звуковую карту нет никакого смысла, если для вас главное, чтобы звук из компьютера просто воспроизводился. Для настоящих ценителей качественного звука настоятельно рекомендуем это сделать, так как ни одна интегрированная звуковая карта не проявит таких возможностей, как отдельная.

В общем, если вы любите послушать качественное воспроизведение музыки или смотреть фильмы со звуковым эффектом присутствия, то когда будете покупать звуковую карту, необходимо обратить свое внимание на некоторые моменты. Знайте, что возможно получить самый качественный звук только при связи акустической системе с цифровым или оптическим интерфейсом (S/PDIF). Неплохо будет, конечно, если есть поддержка звуковой платой системы шумоподавления Dolby Digital и ей подобных. Но необходимо помнить, что получить чистый звук можно будет только при использовании хорошего источника, то есть нет смысла покупать отдельную звуковую карту, если у вас простые стереоколонки. Это не логично. Качественного звука на новой звуковой карте вы сможете добиться только если у вас будет хорошая аудиосистема 5.1 или 7.1, как в виде готового комплекта, так и собранная самостоятельно из колонок, сабвуфера и усилителя. Получить качественный звук вам помогут музыкальные файлы с высоким битрейтом в формате FLAC, и лицензированные DVD и Blue-ray диски.


Почти во всех интегрированных (встроенных) звуковых платах, большинство функций возложено на головной процессор, выполняющий большую часть работ для обработки сигнала и преобразования. Во внешних звуковых платах имеется отдельный звуковой процессор, а некоторые модели даже владеют собственной памятью. Таким образом, можно назвать эти звуковые платы аппаратными, они абсолютно независимы и вовсе не используют ресурсы компьютера.

На что следует обратить внимание

DTS Digital Surround и Dolby Digital представляют собой каноны объемного звука, которые используются для DVD-формата. Наличие звуковой карты с данными функциями может дать вам звук с минимальным уровнем шума и искажений, создавая при просмотре лицензированных видеодисков эффект присутствия.

Разнообразные эффекты в компьютерных играх, а также функция объемного звука. EAX - немного устаревший стандарт, а вот EАX АDVANСED НD - более продвинутая система, которая позволяет обеспечивать высшее качество звука, а также играть в электронные игры, используя самые современные звуковые эффекты.

При подключении к аналоговому выходу невозможно избежать всех типов помех и шума, это просто не получится, а использование цифрового выхода абсолютно точно исключает их появление. Нужно отметить, что у некоторых встроенных звуковых плат также есть доступ к S/PDIF, это оптический выход, который способен выдавать высококачественный звук без малейших искажений и помех. Именно через данный разъём мы рекомендуем подключать аудиосистему к звуковой карте.

Советы при выборе звуковой карты

Как правило, главный критерий по выбору звуковой карты - конечная цель её использования. Большинство владельцев персонального компьютера пользуются возможностями звуковой платы для того, чтобы послушать музыку, поиграть в игры, а также для записи и обработки собственных музыкальных композиций.

Поклонникам игр необходимо посоветовать звуковые платы с поддержкой EAX ADVАNСЕD HD, EAX, так как эти функции позволят прочувствовать полностью все присутствующие аудиоэффекты в современной игре. Но необходимо обратить ваше внимание на то, что в данном случае со встроенной звуковой картой эмуляция EAX значительно загрузит центральный процессор и уменьшит его быстродействие. По этой причине к играм рекомендуют применять внешнюю звуковую карту.

Ещё одна проблема, с которой вам придётся столкнуться при выборе звуковой карты - её тип. На сегодняшний день имеется 2 типа звуковых карт: внешняя и внутренняя. Внутренняя звуковая карта вставляется в PCI слот материнской платы, не занимая при этом лишнего места и без лишних проводов. Внешняя звуковая карта, как это понятно из названия, является отдельным устройством, но при этом она имеет небольшие размеры. Эксперты сайта сайт рекомендуют остановить свой выбор на внешней звуковой карте по ряду причин. Во-первых, на внутреннюю звуковую карту могут воздействовать электромагнитные помехи, что в свою очередь негативно может влиять на воспроизведение звука, у внешней звуковой карты таких проблем не будет. Во-вторых, внешняя звуковая карта не ограничена в размерах, поэтому она может включать большее количество разъёмов, что скажется на качестве звука и даёт возможность расширить свои функции. Кроме того, внешняя звуковая карта это единственный вариант улучшить качество воспроизводимого звука на ноутбуке и подключить к нему аудиосистему 5.1.


Чем больше разъёмов у звуковой карты, тем лучше. Ваша звуковая карта должна иметь как минимум следующие разъёмы:

  • Разъём для подключения к компьютеру или ноутбуку;
  • Выход на передние динамики;
  • Выход на задние динамики;
  • Выход на сабвуфер и центральный канал;
  • Выход на микрофон;
  • Линейный выход;
  • Выход на наушники;
  • Оптический вход S/PDIF.

Стоимость звуковых плат для музыкантов, занимающихся музыкой профессионально, очень высокая. Новичкам может вполне подойти что-то из бюджетных моделей, к счастью, выбор сегодня довольно широкий. Кроме довольно высокого качества воспроизводства MIDI. Конечно, перед приобретением необходимо изучить особенности звукового устройства, обратить пристальное внимание на тип гнезда и число каналов, чтобы вы могли подключить все необходимые музыкальные инструменты, для большинства из которых необходимы специальные разъёмы jack 6.3 мм.

Замена звуковой платы - реальная возможность для модернизации персонального компьютера. Новая, более усовершенствованная, звуковая плата, которая поддерживает современные стандарты, способна показать совершенно новые возможности и дать услышать всё по-новому.

Для домашнего использования рекомендуем приобрести звуковую карту Creative SB X-Fi Surround 5.1 Pro, которая является самым оптимальным вариантом, чтобы добиться качественного звука. Советовать модель звуковой карты для музыкантов сложно, так как всё зависит от задач, которые вы ставите перед картой, а также от устройств и инструментов, которые вы хотите к ней подключить.

Цель, данной мини статьи – обозначить основные характеристики, которые действительно важны при выборе звуковой карты, а так же показать в чём можно выиграть, используя дискретную (отдельную) звуковую карту.

Данные советы помогут вам выбрать звуковую карту на долгое время, а с учётомдолговечности данных изделий и достижения ими потолка в качестве звучания — на очень долго.

(кодеки), которые распаяны непосредственно на материнской плате – не дают того уровня звука, как дискретные звуковые карты.

Связано это в первую очередь с тем, что кодек который распаян на материнской плате использует ресурсы процессора (что хоть и на процент, но ухудшает производительность). Иногда, разводка кодека проходит рядом с высоко амперными линиями питания, которые создают электромагнитные помехи, имеют посредственную и до максимума упрощённую архитектуру, что отрицательно сказывается на качестве звука. За не имением отдельного, более или менее качественного ЦАП -а (цифро-аналоговый преобразователь), сигнал обрабатывается самим кодеком, который справляется с этим занятием не всегда хорошо.

Для сомневающихся в приобретении отдельной звуковой карты.

Так какие же основные преимущества внешней звуковой карты?

1. Разгрузка процессора . Процессор не будет отвлекаться на обработку звуков, что соответственно будет увеличивать его свободное процессорное время. Прирост производительности в играх (зависимых от процессора и с поддержкой различных технологий вроде EAX ), может достигать 5%.

2. Более высокое качество звука . С этим спорить бессмысленно. Во встроенных звуковых картах все процессы обработки звука производятся кодеком, себестоимость которого, обычно не превышает 2$. Протяжённость дорожек по мат. плате, качество портов вывода звука, отсутствие отдельного ЦАП-а и DSP-процессора – всё это худшим образом влияет на качество выводимого звука. Так же, встроенные звуковые карты почти всегда не поддерживают ASIO и WDM которые так же важны для работы со звуком.

3. Лучшее программное обеспечение . Позволяет вам настроить ваш звук так, как вам нравится. Так же позволяет использовать море настроек и фирменных функций, которые тем или иным образом влияют на звучание. Без каких-либо проблем можно распараллеливать стерео звук(2.0) на объёмный набор акустики 5.1 , 7.1 и так далее, с помощью фирменных технологий. Возможность настройки звучания согласно расположению вашей акустики вплоть до 10 см и 5 градусов. Между прочим, очень полезно при настройке качественного, объёмного звучания в фильмах (AC 3, DTS ), под нестандартную комнату.

4. Поддержка технологий объёмного звучания, в том числе и аппаратных. В играх, это EAX , EAX Advanced HD (на реализацию которых, уходят драгоценные ресурсы процессора). В звуковых картах Creative – реализована аппаратная обработка данной технологии, вплоть до 5.0 версии.Вфильмах – это Dolby Digital, DD EX, DTS-ES, DTS-ES Surround, DTS Digital Surround, Dolby ProLogic I, II, Dolby Surround имногиедругие. Создают эффект присутствия в фильмах с объёмным звуком. Эффект фантастический (естественно для компьютера и о сравнении с домашним кинотеатром речи конечно не идёт). В большинстве карт применяется аппаратная декодировка дорожек в фильму, к примеру DTS , что существенно улучшает качество воспроизведения и скорость обработки.

5. Разнообразие портов входа/выхода. Которых практически не встретишь на встроенных в мат. плату кодеках. Это S /PDIF (оптический) и цифровой выход, которые не создают искажений и помех от проходящих рядом силовых кабелей, телефонных сетей и т.д, как аналоговые выходы. А также, аналоговые выходы внешних карт, имеют более высокое качество, где применяются более качественные сплавы и они позолоченные.

Если вы меломан, любитель качественного звука и желаете иметь у себя в распоряжении множество звуковых технологий , то выбор очевиден.

Так на какие же характеристики , стоит обращать внимание в первую очередь при выборе дискретной звуковой карты?

ЦАП и АЦП , разрядность и качество.

*цифро-аналоговый и аналого-цифровой преобразователь


– служит для преобразования цифрового сигнала (100100100001) в аналоговый (на выходы в виде электрических сигналов).

– имеет обратную функцию, преобразует аналоговый сигнал в понятный для компьютера. Используется, преимущественно для звукозаписи. Если вы не будете этим заниматься, то качество АЦП – не важно и на качестве воспроизводимого звука это не отразится.

Значение и ЦАП , во многих звуковых картах бывает преувеличено.

ЦАП с частотой дискретизации 192кГц , может звучать хуже ЦАП-а с частотой дискретизации 96кГц .

Покупаться на красивые цифры стоит не всегда.

Всё зависит от производителя, насколько он уважаем в мире производителей микросхем и цифрового звука. Хорошие ЦАПы для мультимедиа карт, делают: Wolfson , Ti —Burr Brown , Texas Instruments . Продвинутость ЦАП, можно определить по порядковому номеру (именно он в основном используется). Обычно чем он выше, тем новее и продвинутей чип.Узнать какой чип применяется, можно на сайте производителя в описании или же, на сайте магазина в котором продаётся звуковая карта.

Так же, стоит обратить внимание на тот момент, если используются разные ЦАП-ы для центральных каналов, и окружающих. Это говорит о том, что производитель немного сэкономил на качестве ЦАП -ов окружающего звука, что может немного сказаться на качестве воспроизведения многоканального звука.

*обычно, разница заметна только на дорогой акустике.

Фирма производитель и программное обеспечение.

Самыми главными игроками на рынке мультимедийного звука, являются компании Creative и Asus . Так что именно их, рассмотрим чуть поближе. Если появятся новые крупные игроки, то они обязательно будут включены в список.

Creative.

Звуковые карты фирмы Creative , можно отнести к игровым звуковым картам. Они полностью поддерживают все технологии, связанные с выводом объёмного звука в играх – на аппаратном уровне . Что уж говорить, ведь именно Creative , разработала стандартs EAX . Компания Creative — является пионером в области цифрового звука.

Именно карты этого производителя, в частности начиная с серии X — fi (не ниже X —Fi Extreme Gamer ),больше всего снимают звуковую нагрузку с процессора, взяв всю работу по обработке звука на себя. То есть – это очевидный выбор игроманов . Однако не стоит забывать, что и с обработкой музыки, данные звуковые карты справляются неплохо.

Качество ПО, можно оценить как неплохое. Но всё же немного не хватает гибкости . Да и зачастую, бывают небольшие «глюки» и настройки иногда могут сбиваться. Обычно связано это с конфликтами от другого ПО или с Windows и DirectSound поддержкой .

Asus.

Известная тайваньская компания ASUS , производящая звуковые карты под маркой Xonar – которые специализируются на качественном воспроизведения музыки и делают ставку на качественную элементную базу. Используются качественные ЦАП-ы последних моделей от известных производителей. Звучание музыки , обычно качественней и детализированней чем у карт компании Creative (сравнение очень уместно, это два основных конкурента), да и разнообразие портов коммуникации шире. Из минусов можно отметить то, что практически всё в этих картах обрабатывается «софтово», то есть немного нагружая процессор.

Во многих картах этого производителя имеются защитные колпаки, которые защищают звуковую карту от ЭМ -помех, исходящих от линий питания и других компонентов внутри компьютера. Неплохое решение, если учесть что внутри компьютера таких волн значительное количество. К тому же выглядят карты с этими колпаками солидно и стильно, да ещё и светятся.

Если начистоту, то программное обеспечение звуковых карт ASUS , интересней в плане настроек и возможности расширения.

Чаще обновляемые драйвера и куча прикладных программ. Имеются настройка как для музыки, так и для фильмов в отдельности. В общем, карты прекрасно подойдут меломанам и любителям поэкспериментировать.

Звуковые карты от таких компаний как ECHO , M — audio – являются полу-профессиональными решениями. Имеют отточенное программное обеспечение, качественные ЦАП и АЦП , множество выходов (для создания и записи музыки). Простому пользователю, обычно мало интересны ввиду своей дороговизны и не совсем нужного им ПО и функционала. На таких картах, не всегда находится место даже длятаких технологий как EAX , Dolby Digital и DTS , так как они практически не используются в развлекательных целях.

Компании DigiDesign , Native Instruments – выпускают внешние, профессиональные звуковые карты, которые подключаются через , Fireware выходы. Но целью данной статьи данные звуковые карты не являются, так что опустим их описание.

Влияние звуковой карты на качество объёмного звука (5.1, 7.1).

Дискретная звуковая карта, может помочь вам без особого труда получить хороший эффект погружения в фильм, посредством правильного и грамотного позиционирования звуков в пространстве. Происходит это благодаря технологиям Dolby Pro Logic I ,II ; Dolby Surround и другим. Обычно достаточно иметь лицензионный диск с фильмом и плеер с поддержкой данных стандартов. С некоторыми плеерами, возможно требуется покопаться в настройках для их включения.

Встроенные звуковые карты , к которым подключена система 7.1 или 5.1 – могут в лучшем случае «подмочить» ваше погружение в атмосферу фильма или игры. Невыразительная глубина, «драбадан» из сабвуфера… Даже не все дискретные звуковые карты, способны качественно обрабатывать объёмный звук, не говоря уже о встроенном кодеке.

Дискретная звуковая карта, ЗНАЧИТЕЛЬНО улучшает нижний диапазон воспроизводимых частот звуковой сцены. Да и вообще, если вы имеете акустическую систему с сабвуфером (начиная с 2.1 ), то использование дискретной звуковой карты практически обязательно. Это помогает избежать искажений, неровности и неуверенности басовой составляющей в играх, музыке и фильмах. Бас становится мягче, глубже и уверенней.

Очень кстати бывает поддержка . Если карта проходит данную сертификацию, то она способна обеспечить кинематографическое качество звуковых сцен (при использовании совместно с другим THX сертифицированным оборудованием).

Звуковые выходы.


Если у вас есть домашний кинотеатр или ваша АС подключена через ресивер с оптическим или коаксиальным выходом (S /PDIF ), то вам обязательно нужно иметь данные выходы на звуковой карте. Подключение через данные выходы – не искажает сигнал, что позволяет выводить качественный звук, как он был задуман исполнителем. Оптический выход, передаёт сигнал качественнее, чем коаксиальный. Так же желательно должны быть аналоговые выходы 3.5 — «mini- » или полно-размерный 6.25 «Jack «(на профессиональных звуковых картах — 3.5 обычно отсутствует, либо используется для переносных устройств) для подключения мультимедиа акустики с предустановленными усилителями. Тут нужно смотреть нужны ли они вам или нет.

Способ подключения, слот расширения (USB, Express Card, PCI-E, PCI).

Предпочтительней всего — самый недавний стандарт . Практически все производители, которые производят звуковые карты для компьютеров, переводят свои продукты на этот стандарт. Сразу можно отметить, что разницы в звучании или скорости между PCI-E и PCI нет . Переход осуществляется по причине скорой (возможной) замены порта на более новый стандарт PCI-E . К примеру Intel , обещает что перестанет выпускать наборы системной логики с поддержкой PCI — в 2012 году. Именно поэтому лучше всего приобретать карты с разъёмом PCI-E , чтобы сохранить совместимость с будущими комплектующими. Ведь звуковая карта, возможно переживёт все ваши комплектующие не раз.

«Внешние» звуковые карты с , которые производятся для мультимедийного рынка — не обеспечивают тех же характеристик, как внутренние звуковые карты. Связано это в первую очередь с «не приспособленным» для этого портом USB и строгих стандартов по размерам самих внешних звуковых карт и энергопотреблению. К тому же такие решения, в основном предназначены для владельцев ноутбуков, которым даже такая карта будет очень привлекательна по качеству звучания. То же самое можно сказать и про ExpressCard разъём для звуковых карт.

В силу своего малого размера, такую элементную базу как в полноценных звуковых картах не разместишь. Страдает качество, в силу меньшего размера.

Стоит заметить, что многие профессиональные карты имеют подключение именно по USB шине. В них применяются совсем другие контролёры и принципы, которые невозможно применить в более дешёвых продуктах для массового потребителя. К тому же они предназначены в основном для записи, а не для воспроизведения.

Небольшая ложка дёгтя или просто напутствующий совет.

Если вы имеете недорогую акустику 2.0 (до 3000 рублей), то смена встроенной звуковой карты, пройдёт практически незаметно для вас. АС 2.1 – диапазон цены должен быть >2000 р, 5.1 системы >5000 р, 7.1 системы >6000 р.

Но в любом случае, если у вас система с сабвуфером, качество и детальность нижних частот непременно улучшится.

Выводы.

Для меломанов , игроманов или тех, кто просто любит следовать планке качества во всём – наличие дискретной звуковой карты строго обязательно.

Меломанам больше подойдут звуковые карты производства ASUS (Xonar ).

Игроманам , по душе будут карты производства Creative , которые позволяют разгрузить центральный процессор от обработки звука и привносит поддержку новых стандартов звука в игры.

Для качественного просмотра фильмов с многоканальным звуком — подойдут все звуковые карты от данных производителей.

Из основных факторов, которые влияют на качество воспроизводимого звука нужно взять во внимание: качество ЦАП , частоту дискретизации , THD , качественное ПО , поддержку новых стандартов и технологий .

Полагаясь на эти показатели можно выбрать звуковую карту, которая будет радовать вас своим чистым звучанием много лет.

Правильного выбора!

Специализированное звуковое устройство, о котором упоминается ранее, в персональном компьютере может быть реализовано несколькими способами. Перечислим их в порядке распространенности:

    звуковая карта (возможно, с внешним блоком);

    интегрированный в системную плату звуковой кодек;

    внешний декодер или цифро-аналоговый преобразователь с S/PDIF-входом;

    внешний декодер или цифро-аналоговый преобразователь с USB-входом.

Звуковая карта – это отдельное специализированное звуковое устройство, которое устанавливается в слот расширения системной платы и реализует (полностью или частично) этапы обработки цифровых звуковых данных.

Альтернативой звуковой карте в современном персональном компьютере является встроенная в системную плату гибридная микросхема, получившая название кодек (CODEC, Coding/DECoding, кодировщик/декодировщик).

Кодек совмещает функции аналоговой и цифровой обработки звуковых данных, поэтому может включать одно или несколько устройств ЦАП/АЦП и контролер ввода/вывода.

В 1997 году, на очередном саммите по обсуждению проблем развития персональных компьютеров, был принят новый стандарт "современного персонального компьютера", согласно которому все звуковые карты должны отвечать требованиям спецификации АС-97 (Audio Codec - 97).

Спецификация АС-97 версии 1.0 предполагает следующие параметры звуковых устройств:

    полный дуплекс (full duplex) – возможность записи во время воспроизведения с различными частотами дискретизации;

    высококачественный звуковой выход (не менее 90 дБ сигнал/шум – SNR);

    режим 3D-стерео;

    единый микшер для всех устройств, поддерживающий запись и воспроизведение;

    высококачественный микрофонный вход (=70-80 дБ SNR при АЦП, программно регулируемое усиление);

    линейный выход для подключения к бытовой аппаратуре;

    декодирование потока АС-3 (звуковая схема 5.1) для DVD-фильмов;

    аппаратная поддержка MIDI-синтеза.

Структурная схема звуковой карты показана на рис. 7.2.1.

Рисунок 7.2.1.

Для того, чтобы разнести довольно шумные цифровые шины с высоким уровнем сигнала и аналоговые чувствительные цепи с амплитудой 1–2 В, спецификация АС-97 предусматривает разделение звуковоспроизводящего устройства на 2 части: цифровой контроллер (Digital Controller) и кодек (Audio Codec). Соединены они по синхронной 5-контактной шине AC-link, стандартно работающей на частоте 48 кГц и разрядности 16 бит.

Контроллер выполняет цифровую обработку, а кодек – оцифровку, воспроизведение, а также цифровое и аналоговое микширование сигналов от разных источников.

Внешний вид типовой звуковой карты с описанием стандартных разъемов (интерфейсов) показан на рис. 7.2.2.

Рисунок 7.2.2.

Тема 7.3. Классификация и характеристики звуковых карт

С самого появления звуковых карт их классифицировали по возможности воспроизводить звук, записанный в цифровом виде и по возможности синтезировать его.

В соответствии с этим различают как минимум три класса аудиокарт.

Звуковые – содержат только тракт цифровой записи/воспроизведения, соответственно, такие устройства позволяют только записывать (оцифровывать) или воспроизводить непрерывный звуковой поток. Работа по запоминанию записываемого и подготовке воспроизводимого потока возлагается либо на программное обеспечение, либо на встроенный в звуковую карту сигнальный процессор.

Музыкальные – содержат только музыкальный синтезатор. Такие устройства ориентированы, прежде всего, на генерацию музыкальных звуков, которые создаются параметрически (генераторами гармонических сигналов), либо путем воспроизведения заранее записанного набора эталонных звуков.

Очевидно, что ни тот, ни другой класс звуковых карт в полной мере не соответствует современным требованиям, к ним предъявляемым: последние в большинстве случаев относятся к классу комбинированных (звуко-музыкальных) устройств, которые сочетают в себе функции первых двух классов звуковых карт.

Синтезатор (synthesio, делаю) – это устройство, которое создает звук. В терминологии компьютерных звуковых карт синтезатором является та часть звуковой карты, которая ответственна за генерирование звуков и музыки.

В настоящее время применяются два основных способа синтеза звукового сигнала: синтез на основе использования частотной модуляции (FM-синтез), а также синтез с применением таблицы волн (сэмплов) – так называемый табличный, или WT-синтез (WaveTable).

С учетом этого синтезаторы делятся на два класса: собственно синтезирующие, работающие по технологии FM-синтеза, и сэмплирующие, работающие по технологии WaveTable.

FM-синтезаторы генерируют звук при помощи одного или нескольких тон-генераторов из набора простейших волн (например, нескольких синусоид) при помощи взаимной модуляции, реализуемой такими простейшими операциями, как сложение, вычитание, умножение, деление волн и т. д.

Технология частотного синтеза – очень мощный инструмент, но качество звучания зависит от качества аппаратной реализации: в первую очередь, от количества генераторов и количества параметров обработки. В компьютерных звуковых картах были распространены FM-синтезаторы класса OPL-2 с двумя "операторами" ("оператор" – генератор, снабженный схемой управления частотой и амплитудой сигнала), а также класса OPL-3 с четырьмя "операторами".

Частотный синтез имеет неоспоримые достоинства, например, отсутствие заранее записанного единого комплекта звуков, следовательно, ему не требуется память для их хранения. Кроме того, частотный синтез обеспечивает большое разнообразие в получаемых звуках и может гарантировать повторяемость одних и тех же тембров на различных звуковых платах, оборудованных совместимыми синтезаторами. При помощи частотного синтеза можно смоделировать практически любой звук – необходимо лишь точное математическое описание и достаточное количество "операторов".

Недостатки частотного синтеза проявляются при его применении для имитации звука музыкальных инструментов, поскольку подобие звука музыкальных инструментов получается крайне грубым вследствие сложности создания "реальной" математической модели и реализации тонкого управления операторами.

Устройства, работающие по технологии синтеза на основе таблицы волн, хранят в своей памяти "сэмплы" – оцифрованные образцы звучания какого-либо инструмента, на основе которых создается звук. Размер и количество образцов сильно варьируются в зависимости от сложности воспроизводимого инструмента. Например, для воспроизведения более или менее реалистичного звука фортепиано или ксилофона требуется в несколько раз меньший объем сэмплов, чем для струнных инструментов, но и он составляет несколько мегабайт. В зависимости от возможностей синтезатора можно использовать сэмплы не всего спектра звучания инструмента, а лишь записать выборочные ноты или вообще только начало и конец звука плюс небольшую "среднюю" часть, которая затем будет циклически проигрываться в течение определенного времени. Для изменения высоты звука достаточно воспроизвести полученный сэмпл с другой скоростью, а чтобы характер звучания оставался для данного инструмента вполне натуральным, сэмплы должны быть составлены из разных фрагментов для разных диапазонов инструмента.

К достоинствам сэмплеров относится весьма точное и "почти реальное" воссоздание звучания определенного инструмента, зависящее лишь от количества и качества записанных сэмплов. При соответствующих объемах и качестве создания сэмплов вместе с изощренными алгоритмами обработки можно добиться практически 100% естественности звука. Самый существенный недостаток сэмплирующих синтезаторов – ограниченный объем памяти и, как следствие, ограничение на объем размещаемых в ней сэмплов, что сказывается на качестве синтезированного звука.

Управляющие команды для синтеза звука могут поступать на звуковую карту, например, от MIDI-устройств (Musical Instruments Digital Interface).

MIDI – это общепринятая спецификация, связанная с организацией цифрового интерфейса для музыкальных устройств, включающая в себя стандарт на аппаратную и программную части. К MIDI-устройствам относятся различные аппаратные и музыкальные инструменты, отвечающие требованиям MIDI. Таким образом, MIDI-синтезатор – это музыкальный инструмент, предназначенный обычно для синтеза звука и музыки, а также удовлетворяющий спецификации MIDI.

Рассмотрим основные характеристики звуковых карт.

Частота дискретизации (оцифровки) сигнала должна быть, как минимум, в два раза больше максимальной частоты входного сигнала (согласно теореме Котельникова). Если человеческая речь занимает полосу частот до 3–4 кГц, то для ее оцифровки потребуется частота 8 кГц. Современные звуковые платы поддерживают частоты дискретизации 8.0–192 кГц, что соответствует сигналам с частотами до 96 кГц.

Разрядность и динамический диапазон . Современные звуковые карты позволяют записывать звук с разрешением 8, 16 и 24 разряда, что соответствует 256, 65536 и 16.7 млн. различных уровней сигнала. Этот параметр, прежде всего, определяет динамический диапазон воспроизводимого звука, то есть во сколько раз интенсивность самого громкого звука может быть больше, чем интенсивность самого тихого. Эта величина обычно выражается в логарифмическом масштабе и измеряется в децибелах. Для 8-разрядного звука динамический диапазон составляет всего 48 дБ, для 16-разрядного он равен 96 дБ, а для 24-разрядного – 144 дБ.

Отношение сигнал/шум (S/N или SNR – Signal to Noise Ratio) показывает, во сколько раз громкость сигнала больше громкости шума, возникающего в звуковой плате по различным причинам, прежде всего, в результате ошибки дискретизации. Шум дискретизации присутствует всегда и составляет не менее половины младшего разряда, поэтому, например, отношение сигнал/шум для 16-разрядной платы не может быть лучше, чем 93 дБ (т. е. 96–6:2).

Коэффициент нелинейных искажений (Total Harmonic Distortion, THD). Нелинейные искажения – результат неточности в восстановлении сигнала из цифрового вида в аналоговый. Упрощенно процесс измерения этого коэффициента проводится следующим образом. На вход звуковой карты подается чистый синусоидальный сигнал. На выходе устройства снимается сигнал, спектр которого представляет собой сумму синусоидальных сигналов (сумма исходной синусоиды и ее гармоник). Далее, по специальной формуле рассчитывается количественное соотношение исходного сигнала и его гармоник, полученных на выходе устройства. Это количественное соотношение и есть коэффициент нелинейных искажений (THD). Коэффициент нелинейных искажений измеряется в процентах: 1% – "грязное" звучание; 0.1% – нормальное звучание; 0.01% – чистое звучание класса Hi-Fi; 0.002% – звучание класса Hi-Fi – Hi End.

Поддерживаемые спецэффекты . К спецэффектам, поддерживаемым звуковыми картами, относятся реверберация, хорус и различные 3D-расширения. Все спецэффекты являются результатом обработки звука, под которым понимается преобразование звуковых данных с целью изменения характеристик звучания. Основными способами преобразований звуковых данных являются амплитудные, частотные, фазовые и временные преобразования.

Амплитудные преобразования . Выполняются над амплитудой сигнала и приводят к ее усилению/ослаблению или изменению по какому-либо закону на определенных участках сигнала.

Частотные преобразования . Выполняются над частотными составляющими звука: сигнал представляется в виде спектра частот через определенные промежутки времени, производится обработка необходимых частотных составляющих, например, фильтрация, и обратное "сворачивание" сигнала из спектра в волну.

Фазовые преобразования – сдвиг фазы сигнала тем или иным способом; например, преобразования стерео сигнала позволяет реализовать эффект вращения или "объёмности" звука.

Временные преобразования . Реализуются путем наложения, растягивания/сжатия сигналов, что позволяет управлять пространственными характеристиками звука.

Эффект эхо (Echo) . Реализуется с помощью временных преобразований. Фактически, для получения эха необходимо на оригинальный входной сигнал наложить его задержанную во времени копию. Для того чтобы человек воспринимал вторую копию сигнала как повторение, а не как отзвук основного сигнала, необходимо время задержки установить равным примерно 50 мс. На основной сигнал можно наложить не одну его копию, а несколько, что позволит на выходе получить эффект многократного повторения звука (многоголосного эха). Чтобы эхо казалось затухающим, необходимо на исходный сигнал накладывать не просто задержанные копии сигнала, а ослабленные по амплитуде.

Эффект повторение (Reverberation) . Эффект заключается в придании звучанию объемности, характерной для большого зала, где каждый звук порождает соответствующий, медленно угасающий отзвук. От эффекта "эхо" реверберация отличается тем, что на входной сигнал накладывается задержанный во времени выходной сигнал, а не задержанная копия входного. Иными словами, блок реверберации упрощенно представляет собой петлю, где выход блока подключен к его входу, таким образом, уже обработанный сигнал подается на вход, смешиваясь с оригинальным сигналом.

Эффект хор (Chorus) . В результате его применения звучание сигнала превращается как бы в звучание хора или в одновременное звучание нескольких инструментов. Схема получения такого эффекта аналогична схеме создания эффекта эха с той лишь разницей, что задержанные копии входного сигнала подвергаются слабой частотной модуляции перед смешиванием с входным сигналом. Увеличение количества голосов в хоре достигается путем добавления копий сигнала с различными временами задержки.

Для улучшения качества воспроизведения звука звуковые устройства реализуют различные схемы кодирования многоканального звука, наиболее распространенными из которых являются следующие: DSS, DPL, ТНХ, AC3, Dolby Digital EX, DTS и др.

Dolby Surround (DSS) – кодирование в двухканальном сигнале трех звуковых каналов: левого, правого и пространственного (surround). Без декодера воспроизводится в стереоформате.

Dolby Surround Pro-Logic (DPL) – усовершенствованная технология DSS, в которой предусмотрен центральный канал.

ТНХ – стандарт, созданный на основе DPL. Пространственный канал разделен на два псевдостереофонических – левый и правый. Кроме того, добавлен низкочастотный канал для подключения сабвуфера.

Dolby Digital (AC3) – полноценная шестиканальная (5.1) схема, предусматривающая не подмешивание дополнительной информации о каналах в стереопоток, а отдельное их представление. Предусматривает пять широкополосных (30-20 000 Гц) каналов: три фронтальных (левый, центральный и правый), два задних (левый и правый), а также низкочастотный (20-120 Гц) канал сабвуфера. Эта схема кодирования звука реализуется на дисках DVD-Video.

Dolby Digital EX – система формата 6.1. В отличие от предыдущей схемы, обеспечивает не два, а три задних канала – левый, правый и центральный. В последнее время появились также схемы 7.1 и 8.1.

Digital Theater System (DTS) – шестиканальная цифровая схема записи звукового сопровождения кинофильмов, получившая широкое распространение в США. Благодаря меньшей степени сжатия обеспечивает более высокое качество звучания, чем АСЗ.

Virtual Dolby Surround, Virtual Surround Sound (VSS), Virtual 3D Surround, 3D-Phonic, Spatializer – набор алгоритмов обработки звука, позволяющих имитировать пространственное звучание при воспроизведении через стереосистему.

Статьи по теме: